Исполнительское освоение музыки разных народов в контексте идей диалога культур тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Ван Хань

  • Ван Хань
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 141
Ван Хань. Исполнительское освоение музыки разных народов в контексте идей диалога культур: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2012. 141 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Ван Хань

Введение

Глава I. Теоретические основы исследования

1.1. Глобализация образования - перспективное направление развития современного общества

1.2. «Диалог культур» как одна из актуальных проблем современной музыкальной педагогики

1.3. Музыка разных народов в подготовке

современного педагога-музыканта

1.4. Музыкально-педагогический диалог как эффективное средство

реализации диалога культур

Глава II. Практика исполнительского освоения музыки разных народов

2.1. Содержание работы. Постижение стилевых особенностей музыки Прокофьева, Дебюсси и Бартока

2.2. Детская музыка на пути освоения творчества композитора

Глава III. Опытно-экспериментальное исследование

3.1. Методика освоения музыки разных народов в подготовке

будущего педагога-музыканта

3.2. Опытно-экспериментальная работа по освоению фортепианных произведений С.Прокофьева, К.Дебюсси и Б.Бартока студентами

музыкально-педагогического факультета

Заключение и выводы

Список литературы

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исполнительское освоение музыки разных народов в контексте идей диалога культур»

Введение

Актуальность исследования. В современном музыкально-педагогическом образовании и, конкретнее, в области исполнительской подготовки будущего учителя музыки ощущается острая необходимость в специалистах, не только хорошо оснащенных теоретически и обладающих достаточным исполнительским мастерством, но и в людях творческих, умеющих выходить за рамки накопленного опыта, принимать нестандартные решения в разных сферах своей профессиональной деятельности.

Подготовка специалиста такого уровня невозможна без обращения к различным моделям «глобального образования», которые внедряются в практику музыкального воспитания во многих странах мира, и исследования перспектив реализации идей диалога культур в процессе подготовки педагога-музыканта. Это чрезвычайно важно именно для вузовской педагогики, декларирующей воспитание яркой, всестороннее развитой личности с богатым творческим потенциалом - педагогики, формирующей не только комплекс профессиональных знаний, умений и навыков, но и особые личностные свойства, выражающиеся в потребности эти знания получать, анализировать и обобщать, совершенствовать и использовать в своей дальнейшей работе.

Необходимость в настоящее время культурного диалога имеет и собственные основания, так как культура любого народа сегодня не может существовать изолированно, в отрыве от мирового культурного процесса -это может повлечь за собой потерю импульса к развитию, к обогащению. Сказанное подчеркивает необходимость исследования основ взаимодействия художественных культур различных народов мира, выявления их связей, установления черт сходства и различия. Путь этот не нов, но перспективен, особенно в сфере музыки, призванной «озарять светом глубины человеческой души» (Р.Шуман) и потому являющейся могучим средством общения между людьми.

Таким образом, подготовка педагога-музыканта в разных странах приобретает особое значение, так как может быть направлена на стимулирование интереса к культуре других народов, потребности в диалогическом общении, в дальнейшем сближении и взаимном обогащении. Но это возможно только при условии постижения и принятия культуры других народов, в частности - обращения к музыкальному искусству разных стран, ибо «только через познание разных национальных культур можно приблизиться к пониманию всех тех богатств, которые выработало человечество» (Д.Б.Кабалевский).

Проблема приобщения к музыке разных народов остро стоит и в КНР. Современный Китай - страна с высоким творческим потенциалом, страна быстро развивающаяся, стремящаяся к освоению новых достижений в науке и технике, культуре и образовании. Так и в музыкальном искусстве -развиваясь на основе китайской монодийной культуры, оно все более контактирует с иными цивилизациями, стремится расширять свое знакомство с американской, русской и западноевропейской музыкальной культурой, педагогикой, современными системами музыкального образования.

Это определило тему представленного диссертационного исследования: «Исполнительское освоение музыки разных народов в контексте идей диалога культур». Несмотря на то, что проблема «диалога культур» уже многие десятилетия является объектом внимания философов и педагогов, конкретные пути и методы ее решения в практике исполнительской подготовки будущего педагога-музыканта еще не стали предметом специального исследования. Недостаточно разработана эта проблема и в научных трудах, касающихся либо задач развития культурного диалога в межнациональных отношениях в различных регионах РФ (Мордовии - И.С.Кобозева, Башкирии - Т.И.Политаева), либо воспитания толерантности педагога-музыканта (Л.С.Майковская), формирования его готовности к профессиональной деятельности в поликультурном социуме.

Таким образом, актуальность данного исследования обусловлена необходимостью разрешения ряда противоречий:

- между потребностями общества в учителе музыки, готовом средствами музыкального искусства осуществлять межкультурный диалог в мировом музыкальном пространстве и практикой педагогических вузов (в данном случае - в КНР), не учитывающей важности такого диалога в современном «глобальном образовании»;

- между наличием потенциальных возможностей музыки разных народов в реализации межнационального общения и их слабой практической разработкой в учебном процессе педагогического вуза;

- между потребностями музыкально-педагогической теории и практики в осмыслении значимости музыки разных народов для реализации межкультурного диалога и недостаточной теоретико-методической и технологической разработкой этого вопроса в научных исследованиях.

Выявление этих противоречий позволяет обозначить перспективное направление исследования - теоретическое обоснование и проверка в практике музыкально-исполнительского обучения возможности формирования у будущих педагогов-музыкантов готовности к межнациональному общению на основе и средствами музыкально-исполнительского искусства.

В практике фортепианной подготовки китайских студентов существуют и свои - «локальные» противоречия. Стремление к расширению своего музыкального кругозора вызывает у них интерес к изучению музыки других народов, но при этом знания о ней неравномерны и часто недостаточны. Обратимся к западноевропейской и русской музыке. - Самая известная область в ней - классика (Гайдн, Моцарт, Бетховен), в меньшей мере - романтика (Шопен, Лист, Чайковский) и очень мало знакома музыка XX - XXI веков. Следует отметить и то, что в учебном процессе часто наблюдается консерватизм в выборе слушательского и особенно исполнительского репертуара, связанный с ограничением перечня изучаемых

произведений кругом хорошо известных пьес, не требующих дополнительных усилий по их осмыслению и освоению. Поэтому главным и необходимым условием достижения поставленной цели является систематическое (и как можно более ранее) приобщение студентов к выдающимся и часто мало известным образцам музыкального искусства. Более того, важно точно подобрать такие «объекты» для изучения, которые способны к «самоотдаче»: либо имеют универсальную значимость, либо при ярко выраженной национальной специфике допускают разнообразные аналогии.

Настоящее исследование обращено к музыкальному искусству трех стран, трех национальных композиторских школ, которое изучается сквозь призму фортепианного творчества выдающихся композиторов конца XIX -первой половины XX веков - С.Прокофьева, К.Дебюсси и Б.Бартока. Такое расположение материала в исследовании объясняется не исторической последовательностью, а степенью его сегодняшней вовлеченности в учебный процесс в китайских музыкально-образовательных заведениях. Музыка этих авторов (ее художественная образность, особенности фактуры, пианистического письма), при всем своеобразии каждого, являет собой особую, специфическую ветвь мирового пианизма, во многом отличную от доминирующей в Китае классической или романтической традиций. Это говорит о необходимости применения особого комплекса приемов освоения этого творчества как в педагогическом процессе, так и в «живой» исполнительской практике.

Таким образом были определены объект и предмет исследования.

Объектом исследования выступил образовательный процесс в фортепианном классе педагогического вуза.

Предмет исследования - способы учебной деятельности в ходе исполнительского освоения музыки Прокофьева, Дебюсси и Бартока студентами музыкально-педагогического вуза.

Цель исследования: разработка педагогической концепции исполнительского освоения музыки разных народов в вузовской подготовке педагога-музыканта.

Задачи исследования:

1. Осуществить анализ научных представлений о способах реализации идей диалога культур и глобализации образования; выявить на этой основе перспективы расширения рамок учебно-исполнительского процесса с целью стимулирования интереса студентов к музыке разных народов и формирования потребности в ее освоении.

2. Провести теоретический и методологический анализ фортепианного творчества Прокофьева, Дебюсси и Бартока, определить особенности стиля и художественно-образного содержания музыки каждого из них. Конкретизировать содержание работы за счет целенаправленного отбора произведений, позволяющих поэтапно вводить студентов в мир их музыки.

3. Теоретически обосновать целесообразность использования «детской» музыки этих композиторов на начальных этапах освоения их творчества и создать на ее основе дидактически-ориентированные модели учебно-художественного репертуара.

4. Разработать комплексную методику освоения, включающую в себя, помимо собственно-исполнительских приемов работы над музыкальным произведением, методы, направленные на пробуждение интереса к культурным ценностям разных народов и потребности в их «собственноручном» освоении и дальнейшем использовании.

5. Подтвердить опытным путем целесообразность предложенного содержания и педагогическую обоснованность комплексной методики работы по освоению музыки разных народов.

Гипотеза исследования.

Художественно-полноценное осмысление национальной

принадлежности творчества и особенностей фортепианной стилистики

Прокофьева, Дебюсси и Бартока, а также адекватное воссоздание их идей в музыкально-исполнительской практике станет более успешным, если прцоесс освоения их музыки будет основан на:

♦ дидактически-структурированном содержании обучения, представленном в репертуарных моделях, охватывающих разные периоды творчества избранных композиторов - от «детской» музыки до произведений, более сложных в художественном и техническом отношении;

♦ применении комплексной методики, сочетающей в себе 3 группы методов: общедидактические, профессионально-исполнительские и специфические методы, направленные на постижение национальных и стилевых особенностей новой музыки;

♦ специальном освоении методов реализации диалога в музыкально-педагогической деятельности и поиске возможностей подготовки почвы для диалога культур в процессе освоения музыки разных народов.

Методологической и теоретической основой исследования послужили:

1. Разработки в области глобального образования (С.Лейми, Р.Хенви, А.П.Лиферов, В.М.Данильченко, Я.И.Колнер) и исследования, опирающиеся на научную концепцию «диалога культур» (М.М.Бахтин, М.Бубер, И.С.Кобозева).

2. Педагогические концепции, отражающие различные стороны профессионального становления учителя (Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинский, В.В.Краевский, Б.М.Целковников, В.Г.Ражников) и музыкально-педагогические исследования, посвященные проблемам вузовской подготовки педагога-музыканта (Э.Б.Абдуллин, Б.Д.Критский, А.В.Малинковская, Т.Г.Мариупольская, А.И.Николаева, Е.В.Николаева, Г.М.Цыпин, А.И.Щербакова).

3. Культурологические труды, раскрывающие различные аспекты музыкального исполнительства (А.Д.Алексеев, Б.В.Асафьев,

В.В.Медушевский, Б.ЛЯворский) и педагогические концепции инструментальной подготовки учащихся (Л.А.Баренбойм, М.Г.Коган, Я.И.Милыптейн, Г.Г.Нейгауз, С.Е.Фейнберг).

4. Музыковедческие труды, посвященные изучению творчества избранных композиторов (Ю.Кремлев, И.Нестьев, И.Мартынов) и анализу проблем исполнительского освоения их произведений (А.Малинковская, В.Смирнов, М.Сабинина, Е.Усманова).

Методы научного исследования:

♦ теоретический анализ научной литературы (педагогика, психология, музыкознание, методика обучения игре на музыкальных инструментах);

♦ обобщение передового педагогического и музыкально-педагогического опыта;

♦ ретроспективный анализ и обобщение личного педагогического опыта автора диссертации;

♦ методы эмпирического уровня (педагогические наблюдения, анкетирование, обучающий эксперимент).

На защиту выносятся следующие положения:

1. Освоение музыки разных народов - один из важных способов реализации идей диалога культур в исполнительской подготовке студента педагогического вуза. Однако максимальный развивающий эффект эта работа дает лишь в том случае, если педагог ставит перед собой следующие взаимосвязанные задачи:

- пробуждать у студентов интерес к культурным ценностям разных народов; способствовать адекватному восприятию их своеобразия; формировать навыки исполнительского освоения музыки разных народов; воспитывать потребность в использовании ее в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

2. Необходимая основа достижения поставленной цели - определение содержания обучения, которое конкретизировано в исследовании за счет целенаправленного отбора фортепианных произведений Прокофьева,

Дебюсси и Бартока и создания из них дидактически-ориентированных репертуарных моделей, охватывающих разные аспекты их творчества - от детской музыки к произведениям более сложным в художественном и техническом отношении. Такая репертуарная программа позволяет в сжатые сроки ознакомить учащихся с основными особенностями фортепианного стиля каждого композитора.

3. Нацеленность репертуарной политики на реализацию идей диалога культур выявляет и основной механизм педагогического воздействия. Это такая организация учебного процесса, которая позволяет студентам не только «изолированно» осваивать каждое произведение, но и анализировать их сходство и различие, сопоставлять «по вертикали» и «по горизонтали» (в рамках творчества одного или нескольких композиторов).

4. Существенную помощь на этом пути оказывает реализация трехкомпонентной модели музыкально-педагогической деятельности, которая не только расширяет рамки собственно-исполнительского обучения, но и способствует формированию мотивационно-ценностных компетенций педагога-музыканта.

5. В соответствии с этим обогащается комплекс форм и методов обучения, включающий в себя, помимо собственно-исполнительских приемов работы над музыкальным произведением, методы, направленные на пробуждение интереса к культурным ценностям разных народов и потребности в «собственноручном» их освоении и дальнейшем применении в будущей профессиональной деятельности.

Научная новизна исследования:

1. В результате исследования идея диалога культур, спроецированная на сферу музыкально-исполнительской подготовки студентов педагогического вуза, обрела новые формы и способы реализации.

2. Теоретически обосновано целесообразное содержание и соответствующая структура занятий. Разработана дидактическая модель учебно-художественного репертуара, составленного из произведений

Прокофьева, Дебюсси и Бартока, которая, отражая основные стилевые черты творчества композиторов, позволяет поэтапно и в сжатые сроки вводить студентов в мир новой музыки.

3. Разработана и экспериментально проверена комплексная методика обучения, сочетающая в себе три группы методов: общедидактические, собственно-исполнительские и специфические методы, направленные на освоение особенностей художественных культур разных народов.

4. Исследованы дополнительные формы работы (беседы-обсуждения, лекционно-концертная и просветительская практика), формирующие навыки диалогического общения, и специальные способы исполнительского освоения, связанные со стимулированием ассоциативной деятельности.

Теоретическая значимость исследования.

1. На примере изучения творчества трех избранных композиторов в фортепианном классе педагогического вуза создана педагогическая концепция освоения музыки разных народов в процессе исполнительской подготовки педагога-музыканта, основанная, с одной стороны, на дидактическом структурировании содержания обучения, с другой - на применении комплексной методики изучения и исполнительского претворения нового музыкального материала.

2. Доказана правомерность использования в вузовском учебно-исполнительском процессе комплексной программы освоения музыки разных народов, которая имеет все основания выступить средством реализации идей диалога культур.

3. Определена и применена методика диагностики эффективности процесса освоения новой музыки, позволяющая фиксировать уровни развития как профессионально-исполнительских, так и мотивационно-ценностных компетенций студентов-музыкантов.

Практическая значимость исследования.

1. Выявленные в исследовании теоретико-методологические предпосылки освоения студентами музыки разных народов, а также соответствующие организационно-педагогические решения доведены до уровня методических рекомендаций, которые позволяют не только активизировать процесс обучения студентов, но и заметно повысить творческий потенциал их исполнительской подготовки.

2. Результаты данного исследования могут быть использованы в педагогическом процессе, проходящем в исполнительских классах музыкально-образовательных заведений разного уровня, а также в лекционных курсах, посвященных разным аспектам вузовской подготовки педагога-музыканта.

Исследование проходило в течение трех лет, т.е. с февраля 2009 г. по февраль 2012 г. на базе кафедры музыкальных инструментов музыкального факультета Московского педагогического государственного университета.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись автором в процессе рассмотрения материалов диссертации на заседаниях кафедры музыкальных инструментов ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», а также в ходе выступлений с методическими сообщениями для педагогов системы дополнительного образования в ГБОУ ЦЭВД «МОЦАРТ» и ГБОУ ДМХШ «Радость».

Результаты исследования отражены в 10 публикациях.

Структура исследования: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.

1.1. Глобализация образования - перспективное направление развития современного общества

Термин «глобализация» возник лишь на исходе XX века, но уже прочно вошел в нашу жизнь. Любые размышления о мировых тенденциях нескольких последних десятилетий, попытки постичь современную нам действительность или спрогнозировать ближайшие или далёкие перспективы, неизбежно сталкивают нас с этим важнейшим явлением.

Глобализация - мировая тенденция нескольких последних десятилетий, которая затронула практически все процессы экономической, политической, хозяйственной и других сфер человеческой деятельности. Проблемы глобализации общества исследуются современной наукой. Во всем мире изучают эти процессы, связанные со значительными технологическими и социальными изменениями последней четверти XX века. Экономическая наука, социология, политология, философия, география, наука о международных отношениях, историческая наука, технические науки и др. изучают разные аспекты, направления, формы, виды процессов глобализации. В докладах Римского клуба 1980-1990-х гг. были разработаны многие категории глобалистики (междисциплинарное изучение глобализации), её основные направления исследований: «пределы роста», «за пределами роста», «первая глобальная революция», «глобальные проблемы», «глобальное сознание». На основе глобалистики разрабатываются стратегии совместной деятельности государств в различных направлениях -экономическом, политическом, экологическом, культурном. В этой области написано большое количество работ как западных, так и отечественных авторов (И.А.Василенко, З.А.Малькова, А.С.Панарин, Н.В.Черникова и др.). Существуют различные точки зрения, подходы, определения, понятия и категории глобализации. Международные публикации, отечественные ведущие научные издания, журналы посвящают этим проблемам солидные аналитические обзоры и статьи.

От ученых не отстают и средства массовой информации. В них, как правило, широко пропагандируется идея идиллического гармонического целого всего человечества, формирующегося в новом миропорядке после развала СССР и переориентации стран Восточной Европы. Интеграционные процессы, доминирующие на Европейском континенте, в Северной Америке, ориентированы на социальное объединение как самих западных государств, так и всего западного мира в целом.

Процесс интеграции стран в глобальное сообщество идёт по многим направлениям. В первую очередь, это международные организации, куда входят все или почти все страны мира - ООН и различные её специализированные организации: ЮНЕСКО, ЮНИДО, ЮНИСЕФ и др., а также Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация. Помимо этого существуют международные организации, куда входят преимущественно западные страны: Большая семёрка (восьмёрка), НАТО и Европейский банк развития и реконструкции, др. Также в мире существует более 60 региональных союзов, объединений. Кроме того, на планете насчитывается более 60 тысяч многонациональных корпораций, огромное количество всевозможных фондов, союзов, страховых и других компаний, неправительственных организаций, движений. Сложно структурированные государственные, негосударственные социальные объединения надгосударственного уровня, а также Объединённая Европа, страны Парижского, Лондонского, Римского клубов и другие влияют на многие события в мире. Существует бесчисленное множество организаций, учреждений, концернов, фирм, предприятий наднационального общезападного и даже общемирового характера. Не принадлежа какой-то одной стране, они возвышаются над ними; в их деятельность вовлечены многие десятки миллионов людей. Они организуются и функционируют по социальным законам, отличным от тех, по которым функционируют компоненты традиционных национальных государств Запада и всего

остального мира. Идёт активное строительство разнопланового, разноуровневого, многомерного «глобального общества».

Впервые термин «глобализация» был употреблен в 1981 году американским социологом Дж.Маклином. Позднее британский исследователь М.Уотерс определил глобализацию как «социальный процесс, в котором ограничения, налагаемые географией на социальное и культурное устройство, ослабевают и в котором люди это ослабление все больше осознают» (цит. по 44, 12). С этим процессом связаны значительные технологические и социальные изменения, произошедшие в современном мире. Прежде всего эти изменения коснулись, конечно же, экономической деятельности человечества. Происходит глобализация целых национальных экономик. Это означает, что инвестиции, производство и инновации больше не ограничиваются национальными границами. Сегодня, в отличие от того, что было несколько десятилетий назад, глобализированными стали капиталы, технологии, менеджмент, информация и основные рынки. В наше время сложно представить себе какую-нибудь крупную компанию, деятельность которой была бы ограничена территорией одного государства. Рядовым явлением стало производство комплектующих в одних странах, сборка - в других, организация конторской деятельности - в третьих, а продажа продукции - на всех мировых рынках. Ни расстояния, ни многообразие культур, вовлечённых в этот процесс, больше не в состоянии как-то ему помешать или ограничить. Этим глобальная экономика в корне отличается от существовавшей раньше «мировой экономики».

В современных условиях ключевые виды деятельности, включая инновации, финансы и управление корпорациями осуществляются в масштабе всей планеты и в масштабах реального времени. Эти изменения стали возможными благодаря возникшей технологично-информационной инфраструктуре, создание и существование которой обеспечили современные телекоммуникационные системы, включая Интернет и компьютеризированный транспорт. Именно они позволили «сократить

расстояния», «уплотнить время» и дали возможность реально контролировать и отслеживать ход процессов в глобальной экономике.

Широкое внедрение информационных технологий породило мощные инновационные процессы, которые, в свою очередь, резко меняют организацию труда, производство товаров и услуг. Естественным образом, эти перемены влияют и на все остальные области человеческой деятельности. Глобализация предполагает усиление сотрудничества между нациями и всемирное разделение труда. Изменения в экономике сказываются и на политике, меняя отношения между различными государствами, в стороне не остаётся и культура стран, охваченных глобализацией. В новом глобализированном мире их жители пользуются одними и теми же товарами и услугами, и посредством глобальных информационных коммуникаций получают доступ к одинаковым информационным фактам. Огромное влияние на общество оказывают глобальные организации, такие как ООН, Всемирная Торговая Организация, ЕС, Мировой банк, Гринпис и т.д. Постепенно размываются языковые, религиозные и прочие культурные различия. Таким образом, меняются сами основы взаимоотношений между людьми и их социальная жизнь. Можно по-разному относиться к этим явлениям - они имеют свои как и положительные, так и отрицательные стороны. Но, тем не менее, глобализация в XXI веке - объективный процесс, охвативший все развитые страны современного мира, и изменениям подвергаются все стороны человеческой жизни - не только экономика, но и политика и культура. В культурном плане глобализация означает возникновение гибридной мировой культуры и смешение национальных традиций. Она дает новое определение культуры, поскольку расширяет границы пространства и времени, а также отношение к ним отдельных людей. Поэтому глобализация обязательно изменяет условия формирования личности.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Ван Хань, 2012 год

Список литературы:

1. Абдуллин Э., Николаева Е. Методика музыкального образования. - М.: Музыка, 2006.

2. Алексеев А.Д. Интерпретация музыкальных произведений (на основе анализа искусства выдающихся пианистов XX века). - М., 1986.

3. Алексеев А.Д. Современная фортепианная музыка: 1917 — 1945. - М., 1984.

4. Арановский М. Мелодика С.Прокофьева. - JL, 1979.

5. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. - Л., 1969.

6. Бела Барток. Сборник статей. - М., 1977.

7. Библер B.C. Цивилизация и культура: Философские размышления в канун XXI века. - М., 1993.

8. Блок В. Музыка Прокофьева для детей. - М., 1969.

9. Ван Ин. Претворение национальных традиций в фортепианной музыке китайских композиторов XX - XXI веков. Автореф. дисс. кандидата искусствоведения. - СПб., 2009.

Ю.Волков Г.Н. Три лика культуры. - М.: Мысль, 1986.

11.Выготский Л.С. Психология искусства. - М., 1968.

12.Гаккель Л. Фортепианная музыка XX в. - Л., 1990.

13.Гаккель Л. Фортепианное творчество С.С.Прокофьева. - М., 1970.

14.Гаккель Л. Черты фортепианного стиля и вопросы интерпретации фортепианной музыки раннего Прокофьева. - М., 1984.

15.Дельсон В.Ю. Фортепианное творчество и пианизм Прокофьева. - М., 1961.

16.3арубежная музыка XX в. //Под ред. И.В.Нестьева. - М., 1975.

17. Зимина О.В. Диалог как многоаспектный музыкально-педагогический феномен. //Методология педагогики музыкального образования. - М.: МПГУ, 2007.

18.Исполнение фортепианных произведений Скрябина и Прокофьева. //Вопросы музыкально-исполнительского искусства. Вып. 3. - М., 1962.

19.Кабалевский Д. О Сергее Прокофьеве и его музыке для детей и юношества. Предисловие к изданию «Детской музыки». - М., 1964.

20. Каган М.С. Искусство и общение. //Искусство и общение. Сб. научн. трудов. - Л., 1984.

21.Каузова А.Г. Развитие полифонического слуха учащегося-пианиста в процессе работы над современным репертуаром: Учебное пособие. -М., 1997.

22.Каяк А.Б. Методология исследования культурных обменов в музыкальном пространстве. - М., 1996.

23.Кобозева И.С. Национальная музыка и проблема ее изучения в процессе профессиональной подготовки школьного учителя. Автореф. канд. дисс. - М., 1991.

24.Копчевский Н. «Детский уголок» К.Дебюсси. - М., 1976.

25.Корсунская М.Л. Детская музыка С.Прокофьева в художественном воспитании школьников. //Инструментальное обучение на музыкально-педагогическом факультете. - М., 1973.

26.Корто А. О фортепианном искусстве. - М.: Классика - XXI, 2005.

27.Кремлев Ю. Клод Дебюсси. - М, 1965.

28.Лиферов А.П., Колкер Я.М., Устинова Е.С. Организация учебного процесса в глобально-ориентированной школе. - Рязань: РГПУ им. С.А.Есенина, 1995.

29. Лонг М. За роялем с Дебюсси. - М.: Советский композитор, 1965.

30.Лю Цин. Высшее музыкально-педагогическое образование в современном Китае. Автореф. дисс. кандидата пед. наук. - СПб., 2009.

31.Майковская Л.С. Этнокультурная толерантность педагога-музыканта и ее структурные компоненты. //Методология педагогики музыкального образования. //Сб. научн. статей. - М.: Mill У, 2007.

32.Малинковская A.B. Бела Барток - педагог. - М., 1985.

33.Малькова З.А. Научные поиски решения актуальных проблем обучения и воспитания учащихся в США //Развитие современной педагогической науки в зарубежных странах - М., 2003.

34.Мартынов И. Бела Барток. Очерк жизни и творчества. - М., 1956.

35.Мартынов И.И. Клод Дебюсси. М.: Музыка, 1964.

36.Милыптейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства. - М., 1983.

37.Назайкинский Е.В. Стиль и жанр в музыке. - М., 2003.

38.Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. - М.: Классика - XXI, 1999.

39.Нестьев И.В. Прокофьев. - М., 1977.

40.Нестьев И.В. Творческий путь Прокофьева. - М., 1965.

41.Николаев А. Очерки по истории фортепианной педагогики и теории пианизма. - М., 1980.

42.Никольский В. Глобальное образование. Пределы либерализации. //Высшее образование в России. - М., 2004, №8, с. 17-25.

43.Ню Яцянь. Фортепианная педагогика России и Китая: интегративный подход. Автореф. канд. дисс. - М., 2009.

44.Панарин A.C. Искушение глобализмом. - М., 2000.

45.Политаева Т.И. Формирование готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме. Автореф. канд. дисс. - М., 2010.

46.Проблемы музыки XX века. - Н.Новгород, 1992.

47.Сабинина М. Сергей Прокофьев. - М., 1960.

48.Сабольчи Б. Барток и народная музыка. - М., 1950.

49.Савшинский С.И. Пианист и его работа. - М.: Классика XXI, 2002.

50.Сергей Сергеевич Прокофьев. Материалы. Документы. Воспоминания. - М., 1960.

51.Смирнов В. Клод Ашиль Дебюсси. - JL: Музыка, 1978.

52.Смирнова Т.И. Фортепиано. Интенсивный курс. - М., 1994.

53.Солуянова Е.В. Формирование модели эффективного развития инновационной образовательной системы России в условиях глобализации. Автореф.... дис.. канд. эконом, наук. -С.-Пб., 2009.

54.Стоянова Г. Художественная эмпатия - индикатор профессионального уровня педагога-музыканта. //Методологические проблемы музыкальной педагогики. //Сб. научн. статей. -М., 1991.

55.Теоретические проблемы музыки XX века. /Ред.-сост. Ю.И.Тюлин. Вып. 1.-М., 1989.

56.Теория и методика обучения игре на фортепиано: Учебное пособие для вузов. /Под ред. А.Г.каузовой и А.И.Николаевой. - М.: Владос, 2001.

57.Тимакин Е.М. Воспитание пианиста. -М., 1989.

58.Усманова Е.В. Фортепианные произведения С.С.Прокофьева в учебном репертуаре студентов музыкально-педагогических факультетов. Учебно-методическое пособие. - М., 2008.

59.Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. - М., 1979.

60.Филенко Г. Французская музыка первой половины XX века: Очерки. -Л.: Музыка, 1983.

61.Хоу Юэ. Детское фортепианное образование в Китае и проблемы его развития. Автореф. дисс. кандидата пед. наук. - СПб., 2009.

62.Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. - СПб.: Алетейя, 2001.

63.Черникова Н.В. Концепции глобального образования и особенности их реализации в практике российских школ. Автореф. ... дис.. канд. пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2005.

64.Черты стиля С.Прокофьева. - М., 1962.

65.Шнеерсон Г. Французская музыка XX века. Вып. 2. - М.: Музыка, 1970.

66.Шонберг Г. Великие пианисты. - М.: Аграф, 2003.

67. Шостакович Д. Сергей Прокофьев. - М., 1967.

68.Шулышков О. Работа над художественным произведением и формирование музыкального мышления исполнителя. - СПб.: Композитор, 2005.

69. Юдин А.П. Новый музыкальный материал в структуре обучения музыкальному исполнительству. Дис. канд. пед. наук. -М., 1990.

70.Юн Енг А. Педагогические аспекты развития у учащихся восприятия полистилистики как одного из основных направлений музыкальной культуры XX столетия. Автореф. канд. дисс. - М., 2007.

71.Яо Бохуа. Музыкальное воспитание в общеобразовательных школах современного Китая. Автореф. канд. дисс. - СПб., 2009.

72.Яроциньский. Дебюсси, импрессионизм и символизм. - М.: Прогресс, 1978.

133

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.