Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Чжан Цзюнь
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 140
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Чжан Цзюнь
Введение
Глава 1. Теоретические предпосылки освоения китайской народной музыки студентами-музыкантами
1.1. Основные этапы исторического развития музыкального 11 искусства Китая в контексте культурных традиций.
1.2. Специфика народной музыки Китая и её влияние на развитие 33 профессионального музыкального искусства
1.3. Педагогические условия и методы освоения китайской 52 народной музыки студентами-музыкантами российских вузов
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы изучения китайской народной музыки студентами-музыкантами
2.1 Содержание спецкурса «Китайская народная музыка» в 75 контексте подготовки педагогов-музыкантов
2.2 Цель, этапы и результаты опытно-экспериментальной работы
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
История христианской музыки как компонент целостной музыкально-исторической подготовки студентов педагогического вуза2004 год, кандидат педагогических наук Куликова, Ирина Яковлевна
Формирование готовности будущего учителя музыки к профессиональной деятельности в поликультурном социуме: на материале Республики Башкортостан2010 год, кандидат педагогических наук Политаева, Татьяна Ивановна
Феномен народной художественной культуры в профессиональной подготовке современного музыканта2012 год, доктор педагогических наук Ануфриева, Наталья Ивановна
Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном образовании2009 год, доктор педагогических наук Майковская, Лариса Станиславовна
Баянно-аккордеонная культура Внутренней Монголии Китая: философско-культурологическая интерпретация2024 год, кандидат наук И Лань
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Китайская народная музыка в профессиональной подготовке студентов музыкальных факультетов»
Актуальность исследования. Проблема формирования у студентов-музыкантов коммуникативных компетенций, культуры понимания и принятия музыкальных культурных традиций разных народов мира, - одна из наиболее актуальных в современном профессиональном музыкальном образовании. В настоящее время в связи со значительным расширением межкультурных контактов России со странами не только Европы (что само по себе традиционно), но и государствами Азии, Африки и Америки, насущной стала проблема формирования адекватных представлений у молодежи о культуре и художественных традициях народов, населяющих эти континенты. И поскольку Китай, самая крупная и многонаселенная страна Дальневосточного ареала, является активным партнером России по экономическим и культурным связям, знакомство современных российских студентов с особенностями культурных традиций, языка и искусства Китая представляется весьма важным и актуальным.
Общеизвестно, что наиболее ярко национальные особенности проявляются в народном художественном, в том числе музыкальном, творчестве. Музыкальная культура народов помимо особенностей музыкального мышления, проявляющихся в ладово-интонационном складе народного мелоса, жанровой специфике, формах самовыражения, тембровом своеобразии, манерах и традициях исполнительства, концентрирует в себе характерные черты психологии этноса, национального самосознания, ценности духовной культуры.
До наших дней дошли многочисленные высказывания философов Китая о сущности музыки, о ее глубоком идейном содержании, о ее громадной общественной роли. Движущей силой в создании культурных и художественных ценностей был могучий и яркий талант китайского народа. В процессе длительного развития Китайского государства — от древних времен, средневековья и вплоть до современности - постепенно формировались и совершенствовались пять основных видов традиционной музыки: песни, танцевальная музыка, музыка песенных сказов, музыка местных опер и инструментальная музыка.
В современном обществе народная музыка также занимает важное место в нравственно-эстетическом воспитании молодежи. Поэтому в процессе подготовки высокопрофессиональных педагогов-музыкантов народной музыке уделяется особое внимание, как фактору, помогающему развивать необходимые будущему педагогу качества личности. Использование музыкального фольклора разных народов мира в профессиональном музыкально-педагогическом образовании позволяет создать благоприятные условия для актуализации индивидуальных возможностей и открывает перспективу саморазвития личности.
Необходимость расширения межкультурных контактов, возрождения народных музыкальных традиций обусловила актуальность подготовки в педагогических институтах учителей музыки, руководителей детских народных коллективов, владеющих системой знаний песенного фольклора, навыками народного пения, и в том числе китайской музыки. Однако программы для ее изучения не разработаны. Это определило проблему и выбор темы диссертационного исследования: «Китайская народная музыка как средство профессиональной педагогики студентов музыкальных факультетов».
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальной проверке содержания, педагогических условий и методов освоения спецкурса «Китайская народная музыка».
Объектом исследования является китайская народная музыка в контексте профессиональной музыкально-исторической подготовки педагога-музыканта.
Предмет исследования — процесс изучения будущими педагогами музыкантами китайской народной музыки, как составляющей неевропейских культурных традиций.
Цель и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Рассмотреть особенности китайской народной музыки как составляющей национальных и мировых традиций, и выявить ее влияние на развитие китайской профессиональной музыки.
2. Обосновать теоретико-методические позиции освоения китайской народной музыки студентами музыкально-педагогических факультетов российских вузов.
3. Разработать спецкурс «Китайская народная музыка» и апробировать его в процессе опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза нашего исследования:
Эффективность освоения китайской музыки зависит от комплекса следующих педагогических условий:
- формирование у студентов знаний культурологического интегрированного характера, содержание которых основано на синтезе истории культуры Китая, эстетики восточных музыкальных традиций и собственно китайской народной музыки;
- осуществление межпредметных связей между дисциплинами историко-теоретического цикла, на основе сопоставления китайской музыки с музыкой европейских стран и России, направленного на постижение общего и особенного в каждой музыкальной культуре;
- применение комплекса специальных методов обучения: культурологического анализа истории музыки Китая; сопоставление произведений разных видов искусств (живопись, архитектура, музыка европейской, русской и китайской традиций); вокализация и сольфеджирование китайских народных мелодий и др.
Методологическую основу исследования составили положения отечественной и зарубежной педагогической науки, труды китайских и зарубежных философов, педагогов и культурологов, посвященные вопросам образования (О.А.Апраксина, Э.Б.Абдуллин, Ю.К.Бабанский, Инь Айцин, В.А.Канн-Калик, В.В.Краевский, Лю Пэй, Л.А.Рапацкая и др.), культуры (С.А.Арутюнов, И.В.Гайда, М.Е.Кравцова, А.В.Меликсетова, Д.Г.Редер, Тураев
Б.А., Фань Вэнь Лань и др.), истории и психологии искусства (Б.В.Асафьев, Р.И.Грубер, Се Менган, В.И.Петрушин, Цзо Чжэньгуань и др.). При разработке проблемы содержания спецкурса китайской музыки автор опирался на работы В.П. Шестакова, М.Н. Скаткина, И.Я. Лернера, И.И. Земцовского, Л.А. Рапацкой, Э.Б. Абдуллина и др.
Для решения задач исследования были использованы следующие методы: теоретический анализ философской, культурологической исторической искусствоведческой, психолого-педагогической литературы; изучение государственных программ музыкальных вузов по предметам музыкально-исторического цикла и анализ учебно-методической документации, учебных планов, пособий и учебников, а также передового музыкально-педагогического опыта; обобщение опыта преподавания курса «Китайская народная музыка» автором диссертации; эмпирические методы анализа педагогической действительности (целенаправленное педагогическое наблюдение, анкетирование, педагогическое собеседование и др.). При проведении экспериментального исследования использовался метод рейтинга.
Основные этапы исследования:
Первый этап - поисково-теоретический (2004-2005 гг.) - изучение и анализ философской, искусствоведческой, психологической и научно-методической литературы по проблеме исследования; определение и формулировка цели и предмета исследования, разработка гипотезы и задач; анализ состояния проблемы и выявление положительных сторон и недостатков в изучении китайской народной музыки; проведение констатирующего этапа эксперимента для определения исходного состояния объекта исследования.
Второй этап - опытно-экспериментальный (2005-2006 гг.) - составление плана и разработка программы формирующего этапа эксперимента; проведение формирующего психолого-педагогического эксперимента, выбор форм, методов по спецкурсу «Китайская народная музыка».
Третий этап - заключительно-обобщающий (2006-2007 гг.) - внедрение разработанного спецкурса, анализ его влияния на эффективность нравственного и эстетического воспитания; интерпретация, обработка и обобщение полученных результатов опытно-экспериментального исследования; оформление результатов.
Научная новизна исследования состоит в разработке стратегии освоения китайской народной музыки в процессе подготовки учителей-музыкантов, направленной на расширение и углубление представлений студентов о мировом музыкальном искусстве за счет обращения к музыкальным культурам народов Востока, до настоящего времени не включавшихся в процесс профессиональной подготовки студентов-музыкантов, воспитание восприимчивости к инокультурным явлениям.
Определены педагогические условия освоения музыкального искусства Китая студентами-музыкантами в педагогических вузах России: формирование системы знаний, раскрывающих своеобразие народной и профессиональной музыки Китая; взаимодействие музыкальных культур России и Китая; освоение студентами особенностей китайского традиционного национального музицирования; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к народной музыкальной культуре Китая; развитие творческого потенциала студентов.
Теоретическая значимость исследования заключается в следующем: Разработано и научно обосновано содержание спецкурса «Китайская народная музыка» на основе определения этапов становления китайской народной музыки, особенностей её музыкального языка и мышления, традиций народного бытования, взаимодействия фольклора и профессионального творчества. Содержание спецкурса построено на взаимодействии двух блоков: историко-теоретического и практического, и направлено на формирование целостного представления о традиционной музыкальной культуре Китая, опыта творческого музицирования (импровизации) в традициях китайской народной музыки; позитивного эмоционально-ценностного отношения к музыкальным традициям культур народов Востока.
Выявлен комплекс специальных методов, способствующий формированию у студентов обобщенных музыкально-образных представлений о традиционной музыкальной культуре Китая в процессе творческого освоения форм китайского фольклорного музицирования. Это методы постижения художественного мира китайской народной песни; культурологического ' анализа музыкальной культуры Китая; диалога художественных традиций России и Китая, Европы и Азии, Запада и Востока.
Опытно-экспериментальным путем выявлено влияние спецкурса «Китайская народная музыка» на формирование у студентов познавательного интереса к музыкальным культурам других стран и народов, расширяющего представления об истории мирового музыкального искусства. Освоение спецкурса способствует эффективности творческого развития будущих педагогов-музыкантов, воспитанию межкультурных компетенций.
Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы, результаты и выводы работы раскрывают перспективы изучения эстетического и воспитательного воздействия инокультурной народной музыки на человека.
Разработан и проверен в условиях опытно-экспериментальной работы спецкурс «Китайская народная музыка», который дополняет курс истории зарубежной музыки, не предусматривающий глубокое освоение восточных культур.
Материалы и результаты исследования могут быть использованы в вузовских спецкурсах, предназначенных для студентов музыкально-педагогических факультетов, а также в общевузовских культурологических и педагогических курсах. Предложенные методические рекомендации могут применяться и в работе учителей музыки и музыкальных руководителей.
Достоверность результатов исследования обеспечена: методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением комплекса методов научного познания и практической деятельности, адекватных объекту, предмету, целям и задачам исследования; качественным анализом данных, полученных в ходе опытно-экспериментальной работы.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Современный профессиональный уровень музыкально-исторической подготовки будущих педагогов-музыкантов обеспечивается освоением музыкального искусства разных национальных традиций, в том числе традиций китайской культуры. Освоение китайской музыки студентами-музыкантами российских вузов следует начинать с изучения корней китайского искусства - с фольклора, что позволяет понять особенности музыкального языка китайского народа.
2. Эффективность освоения студентами китайской народной музыки, как целостного и самобытного явления культуры стран Востока, определяется комплексом следующих педагогических условий:
- формированием у студентов знаний культурологического интегрированного характера, содержание которых основано на синтезе истории культуры Китая, эстетики восточных музыкальных традиций и собственно китайской народной музыки;
- осуществлением межпредметных связей между дисциплинами музыкально-исторического цикла, и прежде всего историей музыки России и историей китайской музыки (выявлением общего и особенного через сопоставление стилей, жанров, социальных функций);
- применением комплекса специальных методов обучения: культурологического анализа; сопоставления произведений разных национальных традиций и разных видов искусств (живопись, архитектура, музыка); вокализация и сольфеджирование народных мелодий и др.
- освоение студентами-музыкантами обрядовых форм и практических приемов и способов музицирования, характерных для традиционной народной исполнительской культуры Китая;
- формирование у студентов обобщенных музыкально-образных представлений об изучаемом явлении в контексте категории «художественная картина мира», корректирующих ценностные нравственно-эстетические ориентации студентов и развивающих их творческий потенциал.
3. Освоение студентами спецкурса «Китайская народная музыка» в единстве приобретаемых знаний и практической их реализации в творческой деятельности активизирует процесс профессионального и личностного развития студентов, способствует пониманию социальной природы музыки, ценности национальных музыкальных традиций своего и других народов, воспитанию межкультурного взаимопонимания и эмпатии.
Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации обсуждались на заседаниях кафедры музыкальных инструментов МГГУ им. М.А.Шолохова и кафедры музыкального образования Цицикарского государственного университета. Основные положения диссертации и результаты диссертационного исследования отражены в спецкурсе «Китайская народная музыка», а также в публикациях автора в сборниках научных трудов и журналах.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Детский музыкальный фольклор как компонент формирования профессиональной культуры учителя музыки2005 год, кандидат педагогических наук Яксина, Наталия Александровна
Развитие духовно-творческого потенциала учащихся-музыкантов2004 год, доктор педагогических наук Блох, Олег Аркадьевич
Теория и методика освоения младшими школьниками национальных музыкальных традиций2008 год, кандидат педагогических наук Яшмолкина, Ольга Николаевна
Процесс углубления профессионально-личностного потенциала учащегося в контексте непрерывного образования: на материале занятий музыкой2012 год, доктор педагогических наук Смирнов, Александр Владимирович
Русская духовная музыка XI - XVII веков в системе профессиональной подготовки студентов педагогического университета2007 год, кандидат педагогических наук Щеткина, Ольга Константиновна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Чжан Цзюнь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Современный профессиональный уровень подготовки будущих педагогов-музыкантов обеспечивается освоением музыкального искусства разных национальных традиций, что, с одной стороны, расширяет и углубляет их представления о мировом музыкальном искусстве, а с другой -способствует пониманию психологических и культурных особенностей данного народа, его музыкального мышления и музыкального языка. Представленная в исследовании идея о расширении музыкально-исторической подготовки студентов музыкальных факультетов педагогических вузов за счет включения спецкурса «Китайская народная музыка» направлена на развитие межкультурного взаимопонимания и взаимодействия, что может стать одним из факторов корректного регулирования культурных процессов в современном обществе.
2. Исследование показало, что разработанные педагогические условия: формирование системы знаний, раскрывающих своеобразие народной и профессиональной музыки Китая, взаимодействие музыкальных культур России и Китая; освоение студентами особенностей китайского традиционного национального музицирования; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к народной музыкальной культуре Китая; развитие творческого потенциала студентов - активизируют и углубляют процесс освоения содержания спецкурса «Китайская народная музыка» студентами-музыкантами в педагогических вузах России.
3. Эффективности освоения студентами китайской народной музыкальной культуры способствует комплекс специальных методов, ориентирующих образовательный процесс на формирование у студентов обобщенных музыкально-образных представлений о китайской народной музыке в контексте истории развития культур Востока и Запада; на приобщение к обрядовым формам фольклорного музицирования, характерным для традиционной исполнительской культуры Китая; сравнение различных компонентов китайской и русской, китайской и европейской музыкальных и в целом художественных культур; развитие творческого потенциала студентов, их нравственно-эстетических позиций, межкультурного взаимопонимания.
4. Содержание спецкурса «Китайская народная музыка», построенное на взаимодействии теоретических знаний о традиционной музыкальной культуре Китая и практики «живого» музицирования, развивает творческий потенциал студентов, формирует позитивное эмоционально-ценностное отношение студентов к музыкальным традициям народов Востока и в целом воспитывает культуру взаимопонимания людей разных национальностей.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Чжан Цзюнь, 2008 год
1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. -М., 1983.
2. Актуальные проблемы изучения музыкальных культур стран Азии и Африки. — Ташкент, 1983.
3. Алексеев Э.Е. Фольклор в контексте современной культуры. М.: Советский композитор, 1988. - 237 с.
4. Апраксина O.A. Из истории музыкального восприятия: хрестоматия. -М., 1980.
5. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. М.: Наука, 1989.-234с.
6. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки: Книга для учителя. -М., 1984.
7. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании,- Д.: Музыка, 1973.
8. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музыка, 1971. -376 с.
9. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И.И. Земцовский, А.Л. Кунанбаева. Л.: Музыка, 1987.
10. Ю.Ахунов А. Татарская музыка //http://www.tatworld.ru
11. Бабанский Ю.К. Интенсификация процессов обучения. М.: Знание, 1973.
12. Бабанский Ю.К. Основные условия и критерии оптимального выбора методов обучения // Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. -М., 1971.
13. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя: в двух книгах. М., 2004.
14. Батыршина Г.И. Педагогические условия творческой самореализации будущего учителя музыки : Дис. канд. пед. наук. Казань, 2003.
15. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: Учеб. пособие для студ. муз. фак. педвузов. М., 2002.
16. Богоявленская Д.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества. // Вопросы психологии. М.: Педагогика, 1976.-№4.
17. Будда. Конфуций. Жизнь и учение. -М., 1995.
18. Величковский Б.М. и др. Психология восприятия. Учеб. пособие. М., 1973.
19. Взаимодействие культур народов Поволжья и Приуралья. Казань: ИЯЛИ, 1976.- 168 с.
20. Виговская М.Е. Формирование профессиональных коммуникативных умений у будущих учителей музыки в процессе обучения: Дис. канд. пед. наук. Калининград, 2005.
21. Виноградов B.C. Музыка в Китайской Народной Республике. М., Советский композитор, 1959.
22. Войтлева H.A. Психолого-педагогические условия профессионально-творческого развития личности будущего учителя музыки: Дис. канд. пед. наук. Майкоп, 2003.
23. Восприятие музыки. Сб. статей / Ред.-сост. В.Н. Максимов. М., 1980.
24. Выготский J1.C. Избранные труды. М., 1985.
25. Выготский JI.C. Психология искусства. М., 1987.
26. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М., Эксмо, 2003.
27. Выготский Л.С. Развитие психических функций. -М., 1960.
28. Гайда И.В.Китайский традиционный театр сицюй. М.,1971.
29. Галимзянов А. Татаро-марийское родство и в языке, и в генах // http://ayratgalim.narod.ru/stat/tatarmari.htm
30. Гиршман Я.М. Пентатоника и её развитие в татарской музыке. М., 1960.
31. Гладышева О.О. Музыкально-творческое развитие будущих учителей музыки в процессе обучения композиции: Дис. канд. пед. наук. М., 2004.
32. Готсдинер А.Л. О стадиях формирования музыкального восприятия // Проблемы музыкального мышления. — М., 1974.
33. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. Часть первая. -М., 1956.
34. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.
35. Драч Г.В. Послеосевые культуры Древнего Востока // Мировая культура и искусство: Учебное пособие для преподавателей истории и мировой культуры / Под общ. ред. A.B. Незнамова. Воронеж, 2001.
36. Древнекитайская философия. Сборник текстов в двух томах. М.: Мысль, 1973.-384 с.
37. Древние цивилизации / Под общ. ред. Г.М. Бонгард-Левина. М., 1989.38.3емцовский И. Фольклор и композитор. Теоретические этюды. Л.:
38. Советский композитор, 1977. — 174 с.
39. Инь Айцин. Подготовка учителя музыки к профессионально личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования. КНР, 2005.
40. Инь Айцин. Проблемы развития творческих качеств учителя музыки в процессе вузовского обучения. КНР, 1996.
41. История Древнего мира II. Расцвет древних обществ. М., 1989.
42. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.
43. Калантарян Л.А. Региональная музыкальная культура как средство эстетического развития будущего учителя музыки: Дис. канд. пед. наук. -Краснодар, 2006.
44. Каминская Е.А. Музыкальный фольклор как средство развития творческих способностей студентов: Дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2004.
45. Канн-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс. -Грозный, 1976.
46. Квитка К.В. Ладовые системы в музыке славян и соседних народов. // Избранные труды. Т. 1. -М., 1971.
47. Китай. История, экономика, культура. Сборник статей / Под ред. В.М. Алексеева и др. М.: Юристъ, 2001.48.«Китайская музыка». № 1. - 1994.
48. Китайская Народная Республика. Справочник. М., Политиздат, 1989.
49. Кирнарская Д.К. Музыкальное восприятие: проблема адекватности: Автореф. дис. док. искусств. — М., 1997.
50. Киященко Н.И. Сущность прекрасного. -М., 1977.
51. Киященко Н.И. Теория эстетического воспитания. — М., 1979.
52. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М., 2005.5 4. Коз л ов Н.И. Теоретическая и методическая профессиональная подготовка студентов педагогических вузов к формированию музыкальности учащихся: Дис. д-ра пед. наук. М., 2005.
53. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: МО РФ, 2002. - 30 с.
54. Кравцова М.Е. История культуры Китая. СПб., 1999.
55. Краевский В.В. Содержание образования: феномен déjà vu // «Школа 2100». Непрерывное образование: начальная, основная и старшая школа// Под научной редакцией A.A. Леонтьева. Вып. 5. М.: Баласс, 2001. - 240 с.-С. 27-33.
56. Кричевский В.Б. Комплексная методика профессиональной подготовки преподавателя музыки: Дис. канд. пед. наук. -М, 2003.
57. Кузьмина О.М. Профессиональная подготовка учителя к преподаванию музыкального фольклора: Дис. канд. пед. наук. М.; 2006.
58. Кулюткин Ю.Н. Эвристический поиск, его операциональные и эмоциональные компоненты. // Вопросы психологии. М.: Педагогика, 1973.-№1.
59. Левандо П.П. Могучее средство воспитания. Сб. статей. Л., 1978.
60. Леонтьев A.A. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979.
61. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат. 1975.
62. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983.
63. Леонтьев А.Н. Избранные психологические сочинения: В 2х т./Ред.В.В. Давыдова. -М.: Педагогика, 1983.
64. Леонтьев А.Н. Психология общения. Тарту: Изд-во ун-та, 1974.
65. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. — М., 1976.
66. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М., 1972.
67. Лисевич И.С. Древняя китайская поэзия и народная песня юэфу конца 3 в. до н. э. — нач. 3 в. н. э. М., 1969.
68. Лосев А.Ф. Музыка как предмет логики. М., 1927.
69. Лук А.Н. Психология творчества. М., 1978.
70. Лю Пэй. Образование нот и психолого-педагогические основы формирования оптимального сценического самочувствия у учащихся-музыкантов. КНР, 2004.
71. Лю Пэй. Формирование профессионально значимых качеств личности будущего учителя музыки.// Сборник статей. КНР, 2004.
72. Малунцева В.А. Профессиональное становление музыканта-педагога в классе индивидуальной исполнительской подготовки: Дис. канд. пед. наук. М., 2006.
73. Материалы Посольства КНР в Российской Федерации. //http://www.chinaembassy.ru
74. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М., 1993.
75. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.
76. Межэтнические общности и взаимосвязи фольклора народов Поволжья и Урала. Казань: ИЯЛИ, 1983.-142 с.
77. Меликсетова A.B. История Китая. М., 1998.
78. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э.Б. Абдуллин, О.В. Ванилихина, Н.В. Морозова и др.; Под ред. Э.Б. Абдуллина. М., 2002.
79. Мин Мэй. Избранные народные песни. — Шанхай, 1949.
80. Митриковская JI.C. Музыка в культурных образах мира: Дис. канд. культурологических наук. Нижневартовск, 2004.83 .Музыка // Генеральное Консульство Китайской Народной Республики в г.Хабаровске // http://www.chinaconsulate.khb.ru
81. Музыка народов стран Азии и Африки. Сборник статей. -М.; 1969.
82. Музыкальная энциклопедия. В 6 томах. М.: Советская энциклопедия, 1973-1982.
83. Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции. М., 1982.
84. Назайкинский Е.В. О психологии восприятия музыки. М., 1972.
85. Народный Китай. -№ 24. 1956.
86. Немов P.C. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. -М., 1997.
87. Общая психология. Учебник для студентов пед. институтов / Под ред. A.B. Петровского. -М., 1977.
88. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Владос, 1996.
89. Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для студентов и преподавателей. — М., 1997.
90. Пецина И.А. Формирование педагогического творчества у будущих учителей в процессе обучения в педагогическом университете (Напримере музыкально-педагогического факультета): Дис. канд. пед. наук. Самара, 2005.
91. Пиличяускас A.A. Проблемы музыкальной педагогики: уровень, решение, декларативность. Методологические проблемы музыкальной педагогики // Материалы межреспубликанской научно-практической конференции. -М, 1991.
92. Плеханова O.E. Технология формирования вокально-педагогической культуры учителя музыки в процессе вузовской подготовки: Дис. канд. пед. наук. Екатеринбург, 2006.
93. Познавательные процессы и способности в обучении / В.Д. Шадриков, Н.П. Ансимов, E.H. Корнеева и др.; Под ред. В.Д. Шадрикова. М., 1990.
94. ПолеваГ.И. Педагогические условия формирования готовности будущего учителя музыки к профессионально-творческой деятельности: Дис. канд. пед. наук. Магнитогорск, 2002.
95. Проблемы терминологии в музыкальных культурах Азиии, Африки и Америки. Сборник научных трудов. -М., МГК им. Чайковского, 1990.
96. Психология человека: Учебник для студентов всех специальностей педагогических вузов // И.А. Домашенко, Т.А. Ратанова. М., 1999.
97. Пурин В.Д. Профессиональная подготовка учителя музыки на основе применения принципа интеграции в педагогическом процессе: Дис. канд. пед. наук. М., 2003.
98. Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. M.-JL, 1947.
99. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М, 1989.
100. Ражников В.Г. Дневник творческого развития. М., 2000.
101. Рапацкая Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки. Монография. М.: 1991. - 199 с.
102. Рапацкая JI.A. Формирование художественной культуры учителя музыки в условиях высшего музыкльно-педагогического образования: Автореф. дис. . док. пед. наук. -М.: 1991.
103. Раппопорт С.Х. Восприятие художественного произведения / Книга по эстетике для музыкантов. М., 1983.
104. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. Изд. 2-е, доп. М., 1972.
105. Редер Д.Г., Черкасова Е.А. История Древнего мира. Ч. 1. М., 1985.
106. Рубинштейн C.JI. Основы общей психологии. М., 1946.
107. Рубцов Ф.А. Статьи по музыкальному фольклору. М. -JI. Сов. композитор, 1973.
108. Рудницкая О. Педагогические проблемы восприятия музыки. // Сб. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования. -Киев, 1986.
109. СараеваЛ.П. Феномен музыкального фольклора (философско-культурологические аспекты): Дис.канд. филос. Наук. Белгород, 2006.
110. СеМэнган. Психология искусства. // Индивидуально-психологические особенности музыкальности. КНР, 1984.
111. Се Мэнган. Воспитание и совершенствование музыканта-педагога. -КНР, 1986.
112. Се Мэнган. Психология музыкальной деятельности. КНР, 1986.
113. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М., 1971.
114. Словарь практического психолога. Составитель Головин С.Ю. -Минск, 1998.
115. Смирнов А. «Псалмы Соломона». Казань, 1896.
116. Советский энциклопедический словарь. М., 1984.
117. Современность и фольклор: Статьи и материалы / отв. Ред. и сост. В.Е. Гусев. -М.: Музыка, 1977.
118. Современный словарь иностранных слов. СПб.: «Дуэт», 1994. — 752 с.
119. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. М.: Детская литература, 1989.128. 40 лет КНР. Научное издание. М., «Наука», 1989.
120. Сохор А.Н. Воспитательная роль музыки. Л., 1975.
121. Сухомлинский В.А. // Избр. пед. соч. в 5 т. М., 1979. -TI.
122. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., 1973.
123. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев, 1971.
124. Тамбурист А., Руководство по восточной музыке. Ереван, 1968.
125. Тарасов Г.С. Проблемы духовной потребности. М., 1979.
126. Теория музыкального образования: Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений / Э.Б.Абдуллин, Е.В. Николаева. М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 336 с.
127. Теплов Б.М. 1. Психология музыкальных способностей // Избр. труды. В 2 т. - М, 1985.
128. Теплов Б.М. 2. Способности и одарённость. Избранные труды. Т. 1. -М.: «Педагогика», 1985.
129. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Т. 1. - М., 1936.
130. У Ген-Ир. Введение в музыку стран Дальнего Востока. -Петрозаводск, 2002.
131. Фань Вень Лань. Древняя история Китая от первобытнообщинного строя до образования централизованного феодального государства. М., 1958.
132. Философский энциклопедический словарь. М, 1997.
133. Фридман Л.М., Волков К.Н. Психологическая наука учителю. -М., 1985.
134. Фролова H.A. Совершенствование профессионально-технической подготовки учащихся в контексте традиций мировой музыкальной педагогики: Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1998.
135. Харламов И.Ф. Педагогика. М.: Высшая школа, 1990.
136. Хакимова Р.Н. Народное художественное творчество как средство эстетического воспитания старшеклассников в процессе внеклассной работы (на материале Марийской АССР): Дисс. канд. пед. наук. М., 1980.
137. Хрестоматия по психологии: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов /Сост. В.В. Мироненко; Под ред. A.B. Петровского. 2-е изд., перераб. и доп.-М., 1987.
138. Цзо Чжэньгуань. О музыкально-теоретической системе «люй» в китайской музыке // Музыка нардов Азии и Африки. Выпуск 5. М, 1987.
139. ЦыпинГ.М. Музыкант и его работа. Проблемы психологии творчества. М., 1988.
140. Шнеерсон Г.М: Музыкальная культура Китая. М., 1953.
141. Цуккерман B.C. Музыка и слушатель. — М., 1972.
142. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Очерки теории. Л.: Наука, 1986.-303 с.
143. ЧженИ.А. Профессиональная музыкальная культура стран Дальнего Востока в контексте межкультурных взаимодействий: Дис. канд. культурологических наук. Чита, 2006.153. «Чжуцзы цзичэн». Собрание древних мыслителей. В трёх томах. Т.З.
144. Шаповалов В.В. Философия рациональности. М.: Дрофа, 1998.
145. Шахназарова Н.Г. Музыка Востока и музыка Запада: типы музыкального профессионализма. М., «Советский композитор», 1983.
146. Шеломов Б.И. Детское музыкальное творчество на русской народной основе. Санкт-Петербург: Композитор, 1997.
147. Шнеерсон Г. Музыкальная культура Китая. М, 1952.
148. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
149. Энциклопедия нового Китая. М., «Прогресс», 1989.
150. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. Казань, 1991.
151. Яворский Б.Л. Строение музыкальной речи. Материалы и заметки. -М., 1958.
152. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. M., 1964.
153. Ян Хэпин. Основы музыкальной педагогики: Учебное пособие. Шанхайский гос. пед. инст-т. КНР, 2004.
154. Ян Цзинчунь. Музыкальная педагогика и исполнительство. КНР, 1990.
155. Ян Цзинчунь. Практические занятия по психологии. КНР, 1990.
156. Ян Цзинчунь. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки. КНР, 1997.
157. Ян Цзинчунь. Программы комплексного творческого воспитания музыканта-исполнителя. КНР, 1994.
158. Яснин К.Е. Национальные музыкальные системы как основа развития мирового музыкального искусства. // Методика преподавания музыки в средней школе: Пособие для учителя музыки. — Уфа: Башкортостан, 1990.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.