Иррациональное и рациональное в философии свободы Н. А. Бердяева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, кандидат философских наук Мазуров, Виктор Михайлович

  • Мазуров, Виктор Михайлович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 152
Мазуров, Виктор Михайлович. Иррациональное и рациональное в философии свободы Н. А. Бердяева: дис. кандидат философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Москва. 1998. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Мазуров, Виктор Михайлович

ЩЕШЕ 1

ГЛАВА 1.1у!ЕТАШЗИЧЕСКИЕ ИСТОКИ И СУЩНОСТЬ

ФИЛОСОФИИ СВОБОДЫ 13-79 1.1«Поиски философских оснований для метафизики свободы 13-28 1.2.Религиозно-философский синтез как основа философии свободы 29

ГЛАБА 2 .ГНОСЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ 80-139 КОНЦЕПЦИИ СВОБОДЫ

2.1.Парадоксальный метод Бердяева 80

2.2.Сймвод,шф,йнтуйцйя как путь к освобождающей Истине 105

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Иррациональное и рациональное в философии свободы Н. А. Бердяева»

Николай Александрович Бердяев совершенно своеобразная фигу-ра б истории русской философии.Мыслитель заметно отличается сти--лем,манерой изложения и способом философствования от своих сов--ременников.

Исследователи творчества последовательно причисляли философа к религиозным экзистенциалистам,персоналистам,вводили сложные структурные построения для анализа наследия Бердяева,но потой ис--следований продолжается,что заставляет констатировать определен--ную "загадочность" фигуры мыслителя и особую значимость тем,затронутых им.

Поклонник Маркса в одно время,он пытался объединить его с Кантом в другое убедившись в тщетности своих попыток,он превратил -ся в настоящего идеалиста и отчаянного противника всего«.»Но и чистый идеализм не мог удовлетворить его мятущейся души и он,обь-—яеиб идеализм таким же царством иллюзионизма,как и материализм, т бодро и смело вступил в пределы мистицизма."

Бердяев никогда не заботился о ясной и отчетливой определенности своей мысли.Он считает себя несомненным философом и про--являет столь большую самостоятельность,что спорит со всеми,не соглашаясь вполне ни с кем,и развивает свою собственную филосо--фию.В каком-то смысле все его книги есть повесть о самом себе,о О своих сомнениях и трагических конфликтах." *

Не вопрошает ,не допрашивает,а взывает,обогащая мышление совсем чуждым и непостижимым для философии умозрительным измере--нием,она ждет ответа не от нашего разумения и не от видения,а от Бога,для которого нет ничего невозможного,который держит в свопах руках все истины,который властен и над настоящим и над прош

Андреев Н.На границе человеческого разума.Теория мистическо-вазрла Н,Бердяева//Вестнйк жизни.СпБ.1907.1"5.с.бЗ, 2.3еньковский В.В.История русской философии.М.1981.т.2.ч.£.с.64. о

-лым и над будущим. •

Таким виделся философ своим наиболее доброжелаетельным сов

-ременникам:Н,Аш1;рееЕу,В.8енькоЕСкому,Л.ЩестоБу',0тметам сразу же в целях данного исследования ,отмечаемую В.Зеяькоьским собственную философию Бердяева и умозрительное измерение,которое обогащает мыш--леше,но непостижимо цля философии в утверждении Л.Шестова.

Сам философ с присущей ему прямотой самооценки я смелостью суждений признавался,что"мое мышление интуитивное и афористичное, б нем нет дискурсивного развития мысли.Я ничего толком не могу развить и доказать.,,".

Философская автобиография Бердяева является во многом введена -ем в философским универсум для внимательного исследователя,за--цавая основные координаты для оценки творчества мыслителя.Но в огромном потоке исследовании возобладал либо идеологический,либо секуляритяЕяый либо просто общий подход.В итоге различные вариан--ты оценки творчества мыслителя оказывались лишь очередной "обь--ективацией"философии Бердяева,если пользоваться введенными им терминами.

Новое "открытиепБердяеьав последнее десятилетие для отечес -твенной философской мысли совпало по временя с невиданной инвен --таризадней духовного наследия прошлого,что неизбежно привело к поспешному и поверхностному осмыслению философских тем,затронутых Бердяевым.Основные смыслообразующие понятия в метафизшаской сис--теме мкслителя-свобода,обьективация,личность,мистика,интуиция, символ, до :тт, миф * парадокс, истина,'-остались не затронутыми, либо по--даны в свете собственных построений исследователей.

Следует отметить наиболее последовательные попытки выявить системность бердяевского унигерсума в работах Р.А.Гальцевой, А»А,Ермичева,В.А*Кувакнна.

3

•Шестов Д.Н.Бердяев .Жизнь и экзистенциальная с&илососжя, Современные записки.Париж.1938.т.67.с.212.

Р.А.Гальцева отмечает утопичность берцяевских построений, обосновывая его притязания имманентными средствами философского мышления доказать существование бытия, обосновать онтологию через гносеологию. воодушевляет экстаз,отталкивание от настоящего,акцент на внутренний духовный порыв,волевой акт я тайноведческое знание, трансценсус-большой скачок воли а сознания компенсируется проро

-ческой модальностью."^*

Сам вопрос о свободе,как ключевой для понимания творчества

Н.А.Бердяева дробится в исследовании на многие гносеологические составляющие.Причем утопичность,как определение,уже закрывает путь для дальнейших исследований,

Это подкрепляется оценкой места"русского Гегеля"е онтологии как нигилиста,;в эстетике-как неоромантика, в этике-те ope тик с хри

-стианской первоинтуи1щей,по душевному складу-"русский европеец".

Цельность и последовательность в отстаивании свободы как цела сво

-его философского творчества оказывается таким образом раздроб

-ленной на философские дисциплины,которые использовал мыслитель для обоснования своих первоначальных идей-интуиций.

Напряженная установка часто разрешается у Бердяева в рядо

-доложенш разнородных принципов,каждый из которых утверждается о в качестве не до конца доведенных." *

Такова по утверждению Р.А„Гальцевой"диалектика подпольного о парадоксалиста.

В ином плане,но с подобными расщепляющими результатами при--ходит в итоге своего исследования А.А.Ермичев,отмечая у философа три различные свободы.

Бердяев Н.Самопознание.Париж.I9B9»с.92.

Мальцева Р.А.Очерки русской утопической мысли 20века.М.1992. °там же.с.3.0.32.

Для оценки философских исследований верным остается замеча,- •

-ние А.Эйнштейна:"Теория определяет »какие факты бы будете наблю-т

-дать. *

Доминирующий общий подход исследователей неизбежно ставит насущную потребность-непредвзято,следуя интуиции философа Бердяева, с предельной объективностью и желательной для понимания творчес--ства мыслителя симпатией раскрыть сущностные черты мирвоззрения Николая Александровича Бердяева,

Исследователя при таком ракурсе восприятия неизбежно оста--навливают как особенности афористического стиля»внутренняя динамик? мысли,страстность и эмоциональность выражения,так и тесная связё с богословскими догматами,которые в свою очередь представляют еще более обширную проблемную ситуацию.Это уже указывает на зна--чительнрю степень возможной субьективности в оценке творчества Бердяева.

Тем не менее,принимая во внимание как ранние работы филосо--фв,5так и его поздние,более философски проработанные труды можно заметить удивительную последовательность и цельность первоначальной философской интуиции мыслителя,"основавшего свое дело н? свобо и своим тезисом принявшего утвержденяе~"я свободно познаю ту иср

-тину,к о торая меня о ев об ожд ае т, *

Все философское наследие Н.А.Бердяева следует рассматривать постоянно имея в виду верность первоначальной идее-интуиции.Тог--да все творчество философа предстает как постоянное возвращение к единой точке,но возвращение философски обогащенное новыми деталями видения.

Именно при таком восприятии мистические опыты философа,путешес -твия в безосновность»рационализированные планы Богочеловечества

-'-•см.Ермичев А»А.Три свободы H.A.Бердяева.МЛЭЗО.Замалеев А.Ф. Лекции по истории русской философии.ОпБ.1984*Гачев Д.Русская Дума:портреты русских мыслителей^М.1991.Кувакин В.А.Критика экзютен иализма Бердяева.М.1971. легко объясняются психологическими особенностями страстной и олож-~ной натуры философа и не становятся основными центрами восприятия, а тем паче критики,как дополнения и без того богатого философского универсума мыслителя.

Такое утверждение в значительной степени подтверждается филосо; -ской автобиографией Н.А.Бердяева"Самопознание",так и не ставшей системой координат для исследователей,Возобладал критический подход,зачастую разрушающий внутреннюю структуру философски пре--полагаемой системы.Следует учесть тая же,что Бердяев-фоило соф, сделавший себя сам»отсюда такие резкие всплески интереса к отдель--нш философским перснналиям и столь же резкие реакции оттор--жешя впоследствии.Взаимосвязь философского мировоззрения Н.А* Бердяева с современной ему отечественной религиозной философией вообще мало исследована.Общий критический подход возобладал-и здесь.Показательным может быть утверждение К .Ковалева в послесловии к книге"Судьба России":

На чисто философских весах некоторые философы весят больше Бердяева:так Лосский и франк имеют больше чисто философских за--слуг»Флоренский превосходит его высотой религиозно-философских прозрений,а о.Сергей Булгаков выше его в богословском отношении. Но в Бердяеве есть по крайней мере одна черта,которая выделяет его ив других.Он был философом профетического,.пророческого духа, был в высшей степени чуток к болезням века сегоо"-'-*

В таком утверждении помимо отсутствия чисто философских весов,присутствует изрядная доля субъективизма и личных предпо

-чтений исследователя,тем более что сам Бердяев имел совершен

-но иные оценки вышеперечисленных авторов-своих современников»

Последовательный отказ исследователей в оценке Бердяева как философа оставляет почти не исследованным мир его мысли,тот логический аппарат,которы философ страстно использует,не всегда т х'Бердяев Н.А.Оудьба Россшз.М.1993.сД36. обосновывая истока его использования,а зачастую подразумевал как само собой разумеещееся для своей философской системы.

Пресловутая системность для оценки творчества философов за--частую выводит за ражи исследовательских интересов наиболее оригинальных мыслителей.Подобно перечисленных самим Бердяевым в качестве своих предшественников-Паскаля,Баацера,Къеркегора.Экзи--стенцсзальное восприятие мира такими одиночками может таить в се--бе возможности для раскрытия новых мироощущений и щрвидешя.-Ьо всяком случае в указанном ряду именно Бердяев стремился в послед-—ний период своего творчества к более тщательному обоснованию своего оригинального метафизического мировидения.

Автор данного исследования обнаружил лишь редкие замечания о оригинальности метафизической системы »построенной Н.А.Бердя--евым я являющегося вполне самодостаточным автором»Так Хаим Хан--на Астр в диссертационном исследовании проблемы свободы вполне обоснованно отмечает особенности этой системы,несмотря на неу--дачность такогс термина для оценки живого,энергичного содерта--ния,динамики бердяевского универсума.

Это концепция,так как равна метафизике существования,раз

-рабатывающей позитивный аспект мира должног, и его корней в нат

-блюдаемой действительности.

Автор диссертации справедливо отмечает,что основные идеи

-интуиции о несотворенной свободе и объективации находят свое выражение в парадоксальной этике,эсхатологической метафизике ,в подчеркивании исторической связи с метафизическими системами прош-»-лого.8то во многом доказывает необходимость более объемного восприятия творчества русского философа.Проведенная в диссерта--ционном исследовании экспозиция основных "экзистенциалов" человеческого существования я основных черт и форм объективации убет см.Силантьева М.А.Этика Николая Бердяева.МЕУ.1993.дисс„ Йазм Ханна Асмар.Проблема человека фияософии Бердяева.МГУ.1931.

-дительно доказывает первичное живое единство,экзистенциальное единство свободы по Бердяеву,которое не имеет разделений иерар--хического типа.Однако указанное исследование ,несмотря на центральную установку восприятия творчества Бердяева как метафизи--ка наделяет философа лишь личностным видением проблемы свободы что оправдано целями исследования,но недостаточно для выяснения основных смыслообразу.щих составляющих метафизики мыслителя»

Гносеологическое обоснование концепции свободы,постоянно обо--гащаемое Бердяевым в различные периоды творчества при возвращении к исходной интуиции свободы остается не исследованным.Мифологический, символический уровень рбьективации,догматы религии как объективация,выпали из поля зрения исследователей.

Роль интуиции в восприятии свободы,парадоксы на этом пути, критерии истины в философском творчестве Бердяева занимают осо--бенно важное место,служа гносеологическим обоснованием концепции метафизики свободы.Но такие гносеологические составляющие тонут в обширном метафизическом пространстве обоснования свободы философом на фоне синтеза философии и религии.

Целью данного диссертационнного исследования является выяьле--ние рациональных достижений философской мысли Н.А.Вердяева»,а именно основного содержания рационального обоснования свободы,понят -ийногс аппарата,его места в философия свободы,уточнив смысл по--нятий,употребляемых философом,показав направленность и своеобразие философского иррационализма и его соотношение с рациональным в единой концепция свободы.

Соответствующие этой цели задачи диссертационного исследова--ния таковы:

-показать средства выражения рационального познания свобо-~ды на путях объективации,как основного понятия философии Бердяева.

-описать специфику выражения соотношения рационального и иррационального в Философии свободы,как главную характеристику философского своеобразия Бердяева,

-обозначить принцип новизны и в то же время аргументирован--ность концепция свободы мыслителя,

-изучить методологическую значимость соотношения рациональ~ -ного и иррационального в философий Бердяева»

Сложность данной темы требует прояснения методологических установок автора исследования:

-существенный,$у!ЩшентальшЕ! опыт человечества уже добыт в развитии человеческой мысли»Наиболее глубокие и проницательные философы,подчиняясь тайной гармонии такого опыта,отражавшего сущностные характеристики мирздания,достигали личностного понима--ния и выражения,выявляя одновременно и внутреннее и внешнее единство в исходной идее-интуиции.Е.А.Бердяев с его универсальным и христианской соборностью е их числе.Внутренняя колизийность его творчества связана лишь с исключительно сложным периодом переходной эры,которая охватывает и нашу действительность,

-поиски более органичной цельности отразились в столь широ--ком спектре рациональных и иррациональных устремлений,где иррациональное зачастую теснит разум,

-рождающаяся новая картина мира и места человека в нем тес--но связана с трансцендентальным содержанием рационального в от--крытой человеческой природе,не имеющей окончательного фшширо--вания.Существует глубинная неявная связь рационального и ир--рационального подходов к действительности,которая выражается во временном воплощении в одновременном разрастании рациональной традиции и возрождении иррациональных умонастроений,что проявляется в различных типах логики,поисках способов измерения истин -ностй в философских течениях,в возврате прошлых традиций,

-эта. связь Еыр&зсается в направленности человека на постиже--ние сакрального смысла бытия и возрождение тенденции реванша рационального или иррационального начав,реванша Бога;

-феномен возобновления иррационального ставит насущную потреб' -ность изучения подобных концепций,проблемы иррационального зна--ния в целом через нахождение точек соприкосновения ,меры подобия, родства,искусства толкования и соизмеримости.Философия Н.А.Бердя--ева е этом плане играет существенно показательную роль;

-иррациональный аспект познания необходим как принцип необходимого дополнения к рациональному,устойчивому знанию,как ди--намическая доминанта для дальнейшего развития,что вполне обо--сноЕанно было замечено русским философом одним из первых в ис--тории философской мысли;

-мистика и йррацйонализм-по существу исторически первые тя-~пы общественного сознания я психологии ,что сказалось на даль--нейших судьбах мысли человечества,они же сохраняются е каждую историческую эпоху,оттесняясь зачастую на периферию общественн--ого сознания,прорываясь затем в ьиде"мистического ренессанса". Возможно проследить определенную закономерность чередования та--ких периодов,хотя это и не входит в задалу данного исследова--ния.Но следует отметить,что творчество Бердяева может быть наиболее плодотворным для выявления таких закономерностей;

-само"иррациональное" имеет более глубокую подоснову,но дро--яблявтся на уровне интерпретации описанного опыта или выра--жаясь понятийными употреблениями русского философа является "обьектиЕацией",иррациональное-лишь трактовка,а не сам акт;

-необходимо подчеркнуть,что главный методологической ошибкой философских исканий является неразличение опыта и теории, той или иной системы восприятия,доктрины,которые мешают сделать иррациональное предметом рационального анализа, и

-оэмо по себе каждое явление,каждый феномен имеет бесконечное число связей с реальностью,поэтому важно выделить фундаментальное;

-гипотеза о том,что на заре человеческой мысли мистическое,ир--рациональное сознание было нормой,вполне применима в русле та--ких рассуждений."Магический кристалл" действует и поныне,

Исследователи мистической цуховной традиции П«С.Гуревич,В.Л. Рабинович,В.М.Розйн,Н»Т,КасаЕИН,В.НД1орус позволяют более деталь--но обосновать данные установки,складывающиеся в устойчивую традиц т

-ню исследовательской мысли."*

При такой установке на изучение творчества русского фило--софа Бердяева неизбежен сложный комплекс проблем:

-существует ли принципиальное различие рационального и иррационального ,

-допустим ли синтез,схождение позиций>

-лглггллгг л: гддл: хл^глноз зоной рационального или это элемент иного порядка, в чем сущность иррациональной .духовной традиции. Творчество Н.А.Бердяева показывает,что решение подобного комп--лекса проблем невозможно без напряденной рефлексии -при сопо--ставлении двух тенденций,что и составляет сущность подлинно--го фихософствования.Вподне применимо в данном контексте М.М. ¿ахтинс! ° смысловые явления могут существовать в скрытом виде,по--тенциально и раскрываться только в благоприятных для этого раскрытия смысловых культурных контекстах последующих эпох.В "Большом времени" смысл прорастает как зерно,он менятеся,ие

2, подменяясь " т

Израилев ¿»л.Иррацаонально-эзотерические ь-ерсии культуры, г. - м * X у ъ ( * ди с с»с * 3. указ,соч.с.О

Большее время-не фадтазм,а реальность,однако такая,при ош--сании которой особенно трудно оградить сбои ум от фаатазмоБ.Оио даже реальнее,чем изолированный исторический момент:последний по существу наша умственная конструкция,потому что историческое время -длительность,не дробящаяся ни на какие моменты."

Совершенно понятно,почему доказательному рациональному знанию не обойтись без этой конструкция:только внутри историческо -го момента факт в своем первоначальном контексте имеет такой смысл,обьем которого поддается фиксации.За пределами же истори--ческого момента он попадает в новый контекст фактов,сплетается с ними в единую ткань,становится компонентом рисунка,проступающе -го на этой ткани и на глазах усложняющегося,и тоцда смысл его уже имеет не столько границы объема,сколько опорные динамические линии ¡»куда-то ведущие и куда-то указывающие."^"*

Исследователю творчества Бердяева важнее всего выявить именно такие ведущие и указующие опорные динамические линии.Мож--но согласиться с утверждением Б.Н.Ильина в статье*Иердяев и судьбы русской философии": приходится удивляться,что никому до Бердяева не прш--да ясная мысль,что философия есть творчество,если она не тор--мозйтся посторонними целями и приемами исследования,Философия должна быть собой,совершенно особой творческой деятельностью духа." 2*

Бердяев снял схоластически-перипатетические цепи с фи--дософин и пустил ее на свободу,попутно и богословие.Через оци--ентизм творящий дух потерял свою евободу.Спасительно дророчес

1.Израилев Ю.Л.Иррапионалъно-эзотерические версии культуры.

М.1997.дисс .цит. с. 3.

2.Ильин В„Н.Бердяев и судьбы русской шялососойи // Звезда.

1993.15 Пс .124-125.

-кая заповедь освобождения духа от оков срзентпзма-ооновяая т установка русской философии."

Творчество Бердяева вполне согласуется с такой установкой а представляет собой одно из важнейших достижений в истории рус-—окой философии»

Теоретической базой диссертационно -о исследования является широкий спектр оценок творчества Н.А.Бердяева в отечественной и зарубежной истории философии,так или иначе отвечающих основной теме исследования.

Диссертант опирается на работы отечественных исследователей ?.А.ГальцеЕой,В«А.Кувш\йнаД.А.Ермичева,А?В^Ва.сильева.

В некоторой части методэлгичеокого подхода использованы также отдельные идеи К.Ясперса»М»Хайдеггера,О.Кьеркегора»

На формирование концепции диссертационного исследования повлиял анализ идей В.В.Зеньковского,Г.Флоровского,Н»0Лосско--го5В.К.Ильина,связанных с оценкой творчества К.А.Бердяева,

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.