Проблема свободы в русской проективной философии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Шишкин, Игорь Михайлович
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 139
Оглавление диссертации кандидат наук Шишкин, Игорь Михайлович
Введение
Глава I. Зарождение проективной философии и её место в истории русской мысли. Значение проективной мысли Н.Ф. Фёдорова, отношение к свободе в его учении
1.1. Основатели проективной философии
1.2. Проективистская революция в философии, науке, искусстве
1.3. Воскресительные науки будущего
1.4. Проективное понимание Фёдоровым христианского вероучения
1.5. Отношение Фёдорова к Канту. Враждебность Фёдорова к свободе
личности и связь этого с характером его проективного идеала
Глава II. Проективизм метафизики B.C. Соловьёва
2.1.Исходные характеристики проективной теософии Соловьёва
2.2. Трансформация и развитие этических идей Канта
2.3. Метафизические основания отказа от моральной автономии
2.4. Гносеологический аспект учения о Богочеловечества и границы
идеалистической проективной философии
Заключение
1. Развёрнутое понятие проективной философии
2. Онтологические положения проективной философии
3. Новое понимание человека: проективный гуманизм
4. Общие итоги
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Христианская антропологическая традиция и проблема тела в русской религиозной философии конца XIX - начала XX веков2006 год, кандидат философских наук Соколова, Марина Геннадьевна
Русский космизм: идея единства культуры и многоплановая реальность2007 год, доктор культурологии Абрамов, Михаил Александрович
Проблема бытийных оснований человеческого Я в религиозном экзистенциализме Н. Бердяева и Л. Шестова2006 год, кандидат философских наук Овсянников, Андрей Владимирович
Нравственный идеал И. Канта и русская религиозная философия конца XIX - начала XX века2001 год, кандидат философских наук Булгакова, Ирина Яковлевна
Понятие Абсолюта в философии всеединства2001 год, кандидат философских наук Просветов, Сергей Юрьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема свободы в русской проективной философии»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Проективная философия, которая была создана в России во второй половине 19 века, представляет собой не только оригинальное явление в истории отечественной философии, но и имеет большое общекультурное значение. Начало её связано с именами Н.Ф. Фёдорова и B.C. Соловьёва. Н.Ф. Фёдоров и B.C. Соловьёв являются главными философами, задавшими магистральное направление проективной мысли.
Следует уточнить, что понятие «проективная философия», в данной работе понимается не в столь широком смысле, как оно часто употребляется в философском дискурсе. Чаще всего применительно к философии под понятием «проект», «проективность» понимается присутствие любого целеполагания, имеющего определяющее значение для соответствующего философского учения и выходящее за пределы чисто теоретического философского интереса. В данной работе понятие «проективизм» употребляется в специальном значении, каковое имеет определенную традицию применения в отечественной мысли. В рамках этой традиции, главная черта проективной философии - быть вселенским проектом преобразования человека и мира. Наиболее радикально эта идея выражена в мысли Н.Ф. Фёдорова. Собственно понятие «проективная философия» впервые употреблено последователем Н.Ф. Фёдорова В.А. Кожевниковым в его работе, которая является первым изложением и интерпретацией учения Н.Ф. Фёдорова.1 Но русская проективная философия далеко не исчерпывается мыслью Н.Ф. Фёдорова. Новые тенденции развития и новые смыслы она обретает, прежде всего, в философии B.C. Соловьёва.
Следует отметить, что в философской литературе указанное направление чаще связывается с понятием «космизм», нежели с идеей проективной философии. Автор диссертации отказался от первого понятия по ряду причин. Главными являются большие расхождения в самом определении этого понятия и крайняя неопределённость области его применения. Кроме того, определения, которые давались этому понятию, часто мало соотносились друг с другом, что порождало терминологическую путаницу. Соответственно в рубрику космистов попадали философы, идеи которых имели между собой мало общего. На взгляд
1 См.; Кожевников В.А. Опыт изложения учения Н.Ф. Фёдорова по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам. Сост., общ. ред. и вступит, статья Д.А. и А.Д. Кожевниковых. - М.: Мысль, 2004. -С. 97.
диссертанта и само слово «космизм» не отражает содержательную основу данного направления философской мысли.
Проективная философия актуальна в связи с глобальными переменами, происходящими сегодня в жизни человечества. Принципиально новое понимание человека, его предназначения, его места в мире, которое даёт проективная мысль, отвечает потребностям человечества в осознании им перехода на новый этап развития, связанный с научно-технической революцией и глобализацией.
Научный и последовавший за ним технологический прогресс являются событиями, не имеющими прецедента в обретении человеком природного могущества. Это явление сопоставимо только с неолитической революцией, но существенно её превосходит по масштабам, мощи и последствиям. Подобно тому, как неолитическая революция была одним из факторов перехода человечества к новому типу бытия - от бытия родового и природного к бытию национальному, государственному, - развитие науки и индустриального общества является катализатором последующего перехода человечества: от бытия национально-государственного к бытию глобальному. К этому объективно побуждают как открывающиеся новые возможности воздействия людей на природу, так и проблемы, требующие объединённых усилий всего человечества.
Между тем история развития западной цивилизации такова, что рождение и становление науки Нового времени и связанная с ней техническая и промышленная революция долгое время были вне многих задач духовной культуры, не были соотнесены с областью больших целей и глобальных перспектив человеческого существования. Исключением из этого стала проективная мысль, которая вводит дело научного познания и научно-технического преобразования мира в сферу проблем метафизического порядка, соотнося их с целями жизни человечества.
Наука и техника явили действительное и общезначимое чудо преобразования природы, существенно отодвинули границы смерти, на порядки усилили могущество человеческой цивилизации. Это открывает новые возможности реализации невиданных ранее духовных благ. Но прогресс науки сам по себе не ведёт с необходимостью к добру. Напротив, он может быть использован и во зло, для порабощения человека. Современное общество обрело невиданное ранее могущество над природой, обрело существенную степень независимости от нее. Однако на этом фоне торжества социального бессмертия отдельно взятый индивид в массе своей ощущает бессилие,
бесправие и ничтожество. Причины этого, конечно, лежат не в сфере науки и техники, а в социальной и моральной жизни общества, в порабощении человека обществом, умалении личностного начала.
Процессы глобализации и универсализации человеческой культуры только тогда приемлемы, когда ведут не к порабощению личности, а к её освобождению. Поэтому задача освобождения личности, становления человека, внутренний мир которого достаточно богат и могуч, чтобы противостоять силам социума, на сегодняшний день стоит особенно остро. Понятно, что она не решается теоретическими и метафизическими построениями. Вместе с тем борьба за свободу и достоинство человека не может быть успешной без адекватного понимания феномена человека и его свободы как на социально-правовом и моральном, так и на метафизическом, философском уровне.
Метафизика свободы, начало которой полагает этическая метафизика И. Канта и которая имеет продолжение в метафизике свободы и творчества H.A. Бердяева, даёт принципиальное обоснование безусловной и основополагающей ценности свободы человека. С другой стороны, в традиции русской проективной мысли, особенно в философии B.C. Соловьёва, заключен большой потенциал для обоснования и развития философии, утверждающей безусловную ценность свободы и достоинства личности, которые не были должным образом раскрыты в проективизме как философском течении. Необходимо в этой связи отметить, что наследие выдающегося философа B.C. Соловьёва ещё далеко не изучено в свете идеи проективизма. Недостаточно раскрыт смысл его главной метафизической идеи - идеи Богочеловечества; в должной мере не раскрыт и связанный с этой концепцией потенциал для обоснования положения о безусловной ценности свободы и достоинства личности.
Всё это обусловливает необходимость более глубокого осмысления места и значения русской проективной философии в истории достижений человеческой мысли, ставит задачу суммировать итоги русской проективной мысли и определить направления её возможного развития.
Степень разработанности проблемы. Проблема свободы личности в связи с идеями проективной философии в отечественной и зарубежной научной и историко-философской литературе специально не рассматривалась. Вместе с тем имеются работы, посвящённые воззрениям представителей русской проективной философии, так же как и исследования, затрагивающие проблему свободы в русской философской мысли рассматриваемого периода.
По большей части исследования, посвященные изучению и развитию проективной мысли, лежат в русле изучения идей Н.Ф. Фёдорова. В меньшей степени анализируются работы его последователей В.Н. Муравьёва, H.A. Сетницкого, А.К. Горского, позиция которых в отношении свободы человека принципиально не отличается от фёдоровской. В исследованиях, посвященных творчеству B.C. Соловьёва и H.A. Бердяева, идеи проективизма в связи с метафизикой человеческой свободы практически не анализировались.
Из современных исследователей и продолжателей фёдоровского проективизма можно выделить работы таких авторов, как И.В. Вишев, С.Г. Семёнова, М.А. Абрамов2. Однако в их трудах не уделяется должного внимания проблематике свободы личности, столь существенной для всего замысла проективной философии.
Глубокое и позитивное понимание свободы личности имеет место в философии B.C. Соловьёва, которая в главном продолжает традицию христианско-неоплатонического понимания свободы, но переводит этот вопрос в контекст проективной мысли, а также нового, более персоналистического и проективного идеализма. Такое же понимание свободы находит развитие,хотя в менее проективном ключе, прежде всего, в трудах последующих представителей традиции русской религиозно-философской мысли: С.Н. Булгакова, С.Н. Трубецкого, E.H. Трубецкого, Н.О. Лосского, Б.П. Вышеславцева, С.А. Левицкого3.
Концепция свободы B.C. Соловьёва глубоко связана с его идеями богочеловечества, свободной теософии и свободной теургии. Из современных исследований, рассматривающих проблемы свободы в философии B.C. Соловьёва, а также, неразрывно с этим связанную, концепцию богочеловечества, можно отметить исследования П.П. Гайденко, В.В.
2Вишев И.В. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли. - М.: Академический Проект, 2005. - 432 е.; Семёнова С.Г. Тайны Царствия Небесного. - М.: Школа-Пресс, 1994. -415 с.; Её же. О философских категориях Фёдорова // На пороге грядущего. Памяти Н.Ф. Фёдорова (1829-1903). - М.: Пашков дом, 2004. - С. 6-28; Абрамов М.А. Идейные основания русского космизма. - Саратов: Сарат. гостехн. ун-т, 2003. - 280 с.
3 См. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994. - 415 е.; кн. Трубецкой E.H. Смысл жизни // Трубецкой E.H. Избранные произведения. Серия «Выдающиеся мыслители». Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. - С. \5-336'JJocckuü Н.О. Свобода воли // Н.О. Лосский. Избранное. М.: Издательство «Правда», журнал «Вопросы философии», 1991. - С. 481-597; Его же. Идеал-реализм. (Из книги «Общедоступное введение в философию») // Н.О. Лосский. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Сост. А.П. Поляков; Подгот. текста и примеч. Р.К. Медведевой. - М.: Республика, 1995. - С. 289-348; Его же. История русской философии. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 320-339^Вышеславцев Б.П. Этика преображённого Эроса // Вышеславцев Б.П. Этика преображённого Эроса / Вступ. ст., сост. и коммент. В.В. Сапова. - М.: Республика, 1994. - С. 13-152; Его же. Вечное в русской философии // Там же. - С. 153-324; Левицкий С.А. Трагедия свободы / Составления, послесловие и комментарии В.В. Сапова. - М.: Канон, 1995. -512 с.
Сербиненко, В.А. Кувакина, С.С. Хоружего, С.М. Половинкина, Я. Добешевского, А.П. Козырева, Э.Ю. Соловьёва, JI.K. Нагорной, Е.А. Малышевой, В.И. Мищенко, М.Р. Зубовой, К. Баретто4.
В книге В.А. Кувакина «Философия Владимира Соловьева» отмечено центральное значение категории Богочеловечества в историософии Соловьёва и его понимании личности. К исследованиям, в большей мере рассматривающим проективный аспект философии B.C. Соловьёва, можно отнести работы А.Г. Гачевой, О.Д. Куракиной, Б.В. Межуева, О.Н. Новосёлова, К.В. Зенкина, А.П. Козырева5.
4 См. Гайденко П.П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - С. 39-118; Сербиненко В.В. Владимир Соловьёв: Запад, Восток, Россия: Учебное пособие для вузов. - М.: Наука, 1994. - 203 е.; Его же. К вопросу о традиции платонизма в русской философии и в творчестве Вл. Соловьёва (памяти А. И. Абрамова) // Соловьёвские исследования: Период, сб. науч. тр. / Отв. ред. М. В. Максимов. -Иваново, 2002. - Вып. 4. - С. 6-18; Кувакин В.А. Мыслители России: Избр. лекции по истории русской философии. - М.: Рос. гуманист, о-во, 2006. - С. 113-153; Хоружий С.С. О старом и новом. - СПб.: Алетейя, 2000. - С. 193-204; Его же. Опыты из русской духовной традиции. - M.: Издательский дом «Парад», 2005. - С. 214-248, 259-266, 280-286; Его же. После перерыва. Пути русской философии. - Русский Христианский Гуманитарный Институт. Санкт-Петербург. - С. 46-66; Половинкин С.М. B.C. Соловьёв и русское неолейбницианство // Вопросы философии. - 2002. - №2. - С. 90-96; Добешевский Я. Зачатки идеи Богочеловечества в философии Владимира Соловьёва // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Рос. филос. конгресса (Ростов н/Д, 16-20 сентября 2002 г.). В Зт. - Ростов н/Д, 2002. - Т. 2. - С. 77; Козырев А.П. Владимир Соловьёв и Анна Шмидт в чаянии «третьего завета» // Россия и гнозис. Материалы конф. Москва, ВГИБЛ. 26-27 марта 1996 г. - M.: Рудомино, 1996. - С. 23-41; Соловьёв Э.Ю. Только после Владимира Соловьёва русская либеральная мысль смогла обрести программную последовательность // Либерализм в России. - М., 1996. - С. 389-397; Нагорная Л.К. Богочеловечество в философии Вл. Соловьёва // Ползунов альманах. - 2003. - №1/2. - С. 52-60; Её же. Богочеловечество в русской религиозной философии (середина XIX - начало XX вв.): Дис. канд. филос. наук: 09.00.06. - M., 1995. - 288 е.; Малышева Е.А., Мищенко В.И. Богочеловечество и всеединство в философии B.C. Соловьёва // Информатика. Социология. Экономика. - М.; Ярославль, 1997. - Вып.З. - С. 557-562; Зубова М.Р. B.C. Соловьёв о свободе выбора // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве B.C. Соловьёва: Материалы междунар. конф. (14-15 февраля 2003 г.). Сер. «Simposium». - Вып. 32. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. - С. 23-25; BarettoK. DuarteResonancesbetweenSolovyov'sconceptofgodmanhoodandTagore'sReligionoflVlan // Соловьёвский сборник: материалы междунар. конф. «B.C. Соловьёв и его философское наследие». Москва. 2830 августа 2000 г. -M.: Феноменология - Герменевтика, 2001. - С. 269-271.
5Гачева А.Г. Русский космизм и вопрос об искусстве // Философия бессмертия и воскрешения: По материалам VII Фёдоровских чтений. 8-10 декабря 1995. - М.: Наследие, 1996. - Вып.2. - С. 5-63; Куракина О.Д. Социально-философская антропология: Антропологические темы Русской философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов. - M.: Российское философское общество, 2002. - С. 39-46; Её же. Христианская антропология B.C. Соловьёва современному сознанию // Соловьёвские исследования: Период, сб. науч. тр. / Отв. ред. M.B. Максимов. - Иваново, 2003. - Вып.6. - С. 205-217; Её же. Русский космизм: теургия Православной Синархии // Философия бессмертия и воскрешения: По материалам VII Фёдоровских чтений. 8-10 декабря 1995. - М.: Наследие, 1996. - Вып.1. - С. 47-52; Межуев Б.В. К проблеме поздней «Эстетики» B.C. Соловьёва (Опыт чтения газетных некрологов) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 1998 г. - СПб., 1998. -С. 184-257; Его же. Античная тема в русской философской мысли второй половины XIX в. // Античное наследие в культуре России. - М.: Изд-во РНИИ культурного и природного наследия, 1996. - С. 159-202; Его же. Владимир Сергеевич Соловьёв и петербургское общество 1890-х гг. // Соловьёвский сборник. Материалы международной конференции «Владимир Соловьёв и его философское наследие». Москва. 28-30 августа 2000. -М., 2001. - С. 412; Его же. Отечественные истоки философии B.C. Соловьёва: Социокультурный контекст 7090-х гг. Х1Хв.:Дис. канд. филос. наук: 09.00.03. - М., 1997. - 266 е.; Его же. «Перемена в душевном настроении Владимира Соловьёва 1890-х годов в контексте его эсхатологических воззрений // Эсхатологический сборник / отв. ред. Д.А. Андреев, А.И. Неклесса, В.Б. Прозоров. - СПб.: Алетейя, 2006. - С. 258-272; Новосёлов О.Н. Теургический подвиг Вл. Соловьёва: Жизнь, отданная за преображение мира красотой Софии // Соловьёвские исследования. Период, сборник научных трудов. - Выпуск 12. - Иваново, 2006. - С. 212-222; Зенкин К.В. (Москва, МГИ) Идея «свободной теургии» Вл. Соловьёва и её трансформации в XX в. // Владимир Соловьёв и
Но коль скоро в работе поставлена задача выявить глубинную связь проективной философии с метафизикой свободы, мы не можем обойти такую грандиозную фигуру мировой философии, как И. Кант. Это необходимо прежде всего потому, что его идеи свободы оказали существенное влияние на мыслителей России, особенно на H.A. Бердяева. В своих работах он раскрыл смысл метафизики свободы немецкого философа и показал, что только метафизика свободы раскрывает свободу как первооснову истинной реальности и что свобода является не только необходимым условием приобщения человека к истине, но и тем, в чём истина творчески созидается.
В свою очередь метафизика H.A. Бердяева рассматривалась такими известными философами как прот. В. Зеньковский, Н.О. Лосский, Л. П. Карсавин, архиеп. Иоанн (Шаховской), прот. С. Четвериков, Лев Шестов, Г.П. Федотов, Ф.А. Степун, С.А. Левицкий6. Но отмеченная выше идея метафизического приоритета свободы в метафизике H.A. Бердяева в работах этих философов не была должным образом выявлена и осмыслена. Их характеристики метафизики H.A. Бердяева не раскрывают духовно-революционного значение его мысли. Остается в стороне, прежде всего, собственно метафизика свободы и смысл идеи морального творчества.
Обычно, в метафизике свободы Н. А. Бердяева, видели прежде всего дуализм, который и подвергался в основном справедливой критике, но не идею метафизического приоритета и безусловной ценности свободы. Столь же мало уделялось внимания и связи идей Бердяева с проективной идеей Н.Ф. Фёдорова. Только В.В. Зеньковским в его ранней статье «Проблема творчества. По поводу книги H.A. Бердяева "Смысл творчества"» отмечена связь мысли H.A. Бердяева с активизмом Н.Ф. Фёдорова. Но позже, в «Истории русской
культура Серебряного века: К 150-летию Вл. Соловьёва и 110-летию А.Ф. Лосева. / [Отв. ред. A.A. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи; Сост. Е.А. Тахо-Годи]; Науч. совет «История мировой культуры». - М.: Наука, 2005. - С. 407414; Козырев А.П. Наукоучение Владимира Соловьёва // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1997 год. - С. 5-68.
6Зеньковский В.В. Проблема творчества. По поводу книги H.A. Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» // H.A. Бердяев: proetcontra. Кн. 1 / Сост., вступ. ст. и прим. A.A. Ермичёва. - СПб.: РХГИ, 1994. - С. 284-305; Его же. История русской философии. Т. II. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. - С. 341-365; Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Высш. шк., 1991. - С. 298-319; Карсавин Л.П. H.A. Бердяев. «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы»; «Конец Ренессанса / К современному кризису культуры» // H.A. Бердяев: proetcontra. Кн. 1 / Сост., вступ. ст. и прим. A.A. Ермичёва. - СПб.: РХГИ, 1994. - С. 327-330; Иером. Иоанн (Шаховской). О назначении человека и о путях философа. H.A. Бердяев. «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» // Там же. - С. 367-379; Прот. С. Четвериков. О мировом зле и спасающей церкви. По поводу статьи H.A. Бердяева «О христианском пессимизме и оптимизме» // Там же. - С. 396-402; Шестов Лев. Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия // Там же. - С. 411-436; Федотов ГП. Бердяев - мыслитель // Там же. - С. 437-446; Лосский Н.О. Мысли H.A. Бердяева о назначении человека // Там же _ с. 460-467; Степун Ф.А. Учение о познании у H.A. Бердяева // Там же. - С. 483-500; Левицкий С.А. Бердяев: пророк или еретик? // Там же. - С. 501-517; Его же. Трагедия свободы / Составления, послесловие и комментарии В.В. Сапова. - М.: Канон, 1995. - С. 39, 265, 302-311.
философии», в которой усиливается его негативное отношение к мысли H.A. Бердяева, он об этом уже не говорит.
Среди современных исследований творчества H.A. Бердяева можно отметить работы В.А. Кувакина, В.П. Визгина, О.Д. Куракиной, П.П. Гайденко, О.Д. Волкогоновой, С.А. Титаренко7. В книге Кувакина «Критика экзистенциализма Бердяева» были рассмотрены основные идеи философии Бердяева, справедливо отмечена несовместимость понимания Бердяевым свободы с ее гегелевско-марксистской трактовкой. В исследовании Гайденко «Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века» отмечено, что по H.A. Бердяеву, личность не просто обладает свободой, но и сама есть свобода. Отмечена связь этой идеи H.A. Бердяева с концепцией автономной воли И. Канта. Но П.П. Гайденко имморализирует философию H.A. Бердяева, слишком сближает его позицию с А. Шопенгауэром и Ф. Ницше. В её работах не уделяется должного внимания идее морального творчества. Это ведёт к односторонней оценке антропологии H.A. Бердяева и его идеи объективации, смысла критики им онтологической традиции. Неправомерно и понимание свободы у H.A. Бердяева как люциферической свободы. В более поздней книге Кувакина «Мыслители России: Избранные лекции по истории русской философии», более важной в плане настоящего исследования, рассмотрена особенность бердяевского метода философского познания, основанного на том, что названо идеей установки духа. В.А. Кувакиным объяснена взаимосвязь бердяевской концепции объективации и его метафизики творчества, отмечена новизна метафизического характера бердяевского гуманизма.
Из диссертационных исследований, посвящённых метафизике H.A. Бердяева, можно отметить работы И.В. Евланниковой, О.Ю. Ролдугиной, С.А. Титаренко8. Несовместимость метафизики H.A. Бердяева с христианским, и
7 См. Кувакин В. А. Критика экзистенциализма Бердяева. - Издательство Московского университета, 1976. - 208 е.; Его же. Мыслители России: Избр. лекции по истории русской философии. - М.: Рос. гуманист, о-во, 2006. -С. 394-430; Визгин В.П. На пути к другому: От школы подозрения к философии доверия. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - С. 375-396; Куракина О.Д. Социально-философская антропология: Антропологические темы Русской философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов. - М.: Российское философское общество, 2002. - С. 69-76; Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века.
- М.: Республика, 1997. - С. 448-467; Её же. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века. - M.: Прогресс
- Традиция, 2001. - С. 301-322; Волкогонова О. Д. H.A. Бердяев: Интеллектуальная биография. - М.: Изд-во МГУ, 2001. - 112 е.; Титаренко С. А. H.A. Бердяев. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005.- 128 е..
8 См. Евланникова И.В. Религиозные основания философской интуиции свободы H.A. Бердяева в контексте православной антропологии: опыт реконструкции: Дис. канд. филос. наук: 09.00.13. - Ростов-на-Дону, 2004. -314 е.; Ролдугина О.Ю. Идея богочеловечества в русской религиозно-философской мысли последней четверти XIX - первой половины XX веков (Вл. Соловьёв, С. Булгаков, Н. Бердяев): Дис. канд. филос. наук: 09.00.06. -М., 1998. - 295 е.; Титаренко С.А. Николай Бердяев: антропология как основание постижения культуры: Дис. канд. филос. наук: 24.00.01. - Ростов-на-Дону, 1996.-232 с.
вообще теистическим, мировоззрением более адекватно показана в диссертации И.В. Евланниковой «Религиозные основания философской интуиции свободы H.A. Бердяева в контексте православной антропологии».
Объект исследования. Объектом исследования являются работы русских философов, в которых развивается проективная философия и метафизика свободы. Это прежде всего работы B.C. Соловьёва, Н.Ф. Фёдорова, H.A. Бердяева, и произведения других философов, связанных с этим направлением.
Предмет исследования. Предметом исследования является понимание свободы в русской проективной философии и связь понимания свободы в метафизике свободы с проективной философией. Особое внимание уделено исследованию проективных идей в философии B.C. Соловьёва.
Цель исследования. Целью исследования является анализ тех аспектов русской проективной мысли, которые связаны с метафизикой свободы, утверждающей достоинство и творчество человека, а также рассмотрение этих аспектов с целью более полной и всесторонней реконструкции проективной философии как целостной философской системы, открытой развитию.
В соответствии с этой целью поставлены следующие задачи:
- дать развёрнутое определение проективной философии, указать круг философов, имеющих отношение к ее возникновению и развитию;
- рассмотреть религиозное сознание Н.Ф. Фёдорова и различные стороны его мировоззрения в отношении к ценности свободы и достоинства человека;
- обосновать эвристическую ценность соединения основных положений проективной философии с достижениями в разработке метафизики свободы, обращаясь при этом к этической метафизике И. Канта и метафизике свободы и
творчества Бердяева;
- провести анализ метафизики B.C. Соловьёва, в первую очередь его идеи Богочеловечества, в свете метафизики свободы.
Теоретико-методологическая основа исследования. Теоретико-методологической основой исследования являются общенаучные методы анализа, в том числе системный и текстологический анализ, а также традиционные методы историко-философского исследования, каковыми являются описание, реконструкция, интерпретация, сравнительно-исторический анализ.
и
Научная новизна исследования. Новизна данного исследования
заключается в следующем:
1. Обосновывается положение о том, что к содержательной характеристике многообразия русской религиозно-философской мысли принадлежит такая ее черта, как проективность. Уточнено место проективной философии в структуре философских учений.
2. Показано, что проективная философия, её основные положения и общий замысел открыты для инкорпорирования в нее метафизики свободы, основывающейся на безусловной ценности и метафизической изначальности свободы человека.
3. Проведён оригинальный анализ оценок Н.Ф. Фёдоровым философии И. Канта и особенности преломления идей последнего в проективизме русского мыслителя. Показана несовместимость кантовского понимания свободы с моральным пафосом проекта «общего дела».
4. Дана интерпретация метафизики B.C. Соловьёва в свете этической метафизики И. Канта и метафизики свободы и творчества H.A. Бердяева; в этой связи уточнены процессы интеграции идеи свободы в проективной философии основателя учения о Богочеловечестве.
Теоретическая и практическая значимость исследования.
Исследование фундаментальных проблем проективной философии способствует обогащению и расширению понимания русской мысли и её значения для современности, открывает перед исследователями новые возможности изучения и научной реконструкции истории русской философии. Материалы и выводы диссертации способствуют более полному пониманию метафизических проблем прав и свобод человека. Результаты работы могут быть использованы для последующих исследований творчества Н.Ф. Фёдорова, B.C. Соловьёва, H.A. Бердяева. Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке лекций и спецкурсов для студентов и аспирантов по истории русской философии и культуры, теоретической философии и философии русского космизма.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Диалог Вл. С. Соловьёва и К.Н. Леонтьева: проблема бытия России2015 год, кандидат наук Бессчетнова, Елена Валерьевна
«Онтологизация сознания» в философии С.Л. Франка и Н.А. Бердяева2020 год, кандидат наук Чернусь Владимир Константинович
Философия всеединства В.Л. Соловьева: основные идеи и традиции2004 год, кандидат философских наук Подзолкова, Наталия Андреевна
Творчество Е.Н. Трубецкого как опыт философского обоснования религиозного мировоззрения2008 год, кандидат философских наук Митрофанов, Юрий Николаевич
Диалог Вл. Соловьёва и К. Леонтьева: проблема бытия России2015 год, кандидат наук Бессчетнова Елена Валерьевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шишкин, Игорь Михайлович, 2012 год
Библиография:
1. Абрамов М.А. Идейные основания русского космизма. - Саратов: Сарат. гос техн. ун-т, 2003.-280 с.
2. Адо П. Плотин, или Простота взгляда / Пер. с фр. Е. Штоф; [Греко-латин. каб.]. -М.: Греко-латин. каб. Ю.А. Шичалина, 1991. - 140 с.
3. Барсов Е.В. Памяти Н.Ф. Фёдорова // Н.Ф. Фёдоров: pro et contra: В 2 кн. Книга первая. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 117-119.
4. Бартенев Ю.П. Памяти Николая Фёдоровича Фёдорова // Н.Ф. Фёдоров: pro et contra: В 2 кн. Книга первая. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 130-131.
5. Бердяев H.A. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики // Бердяев H.A.. Опыт парадоксальной этики / H.A. Бердяев; Сост. и вступ. ст. В.Н. Калюжного. -М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2003. - С. 23-422.
6. Бердяев H.A. Опыт эсхатологической метафизики. Творчество и объективация // H.A. Бердяев. Царство духа и царство Кесаря / Сост. и послесл. П.В. Алексеева; Подгот. текста и прим. Р.К. Медведевой. - М.: Республика, 1995. - С. 163-286.
7. Бердяев H.A. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии // H.A. Бердяев. Царство духа и царство Кесаря / Сост. и послесл. П.В. Алексеева; Подгот. текста и прим. Р.К. Медведевой. - М.: Республика, 1995. - С. 3162.
8. Бердяев H.A. Религия воскрешения. («Философия общего дела» Н.Ф. Фёдорова) // Н.Ф. Фёдоров: pro et contra: В 2 кн. Книга первая. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 424-468.
9. Бердяев H.A. Русская идея // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. -М.: Издательство «Наука», 1990. -С. 43-271.
10. Бердяев H.A. Самопознание. (Опыт философской автобиографии.) - М.: «Книга», 1991.-448 с.
11. Бердяев H.A. Смысл творчества. Опыт оправдания человека // Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. - М., Искусство, 1994. - Т. 1. -С. 37-341.
12. Бердяев H.A. Философия свободного духа. Проблематика и апологетика христианства // Бердяев H.A. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. -С.13-228.
13. Бердяев H.A. Философия творчества, культуры и искусства. В 2-х т. - М., Искусство, 1994. - Т. 2. - 510 с.
14. Бердяев H.A. Я и мир объектов. Опыт философии одиночества и общения // Бердяев H.A. Философия свободного духа. - М.: Республика, 1994. - С. 229-316.
15. Бердяев H.A.: pro et contra. Кн. 1 / Сост., вступ. ст. и прим. A.A. Ермичёва. - СПб.: РХГИ, 1994.-573 с.
16. Булгаков С.Н. Свет невечерний: Созерцания и умозрения. - М.: Республика, 1994. -415 с.
17. Булгаков С.Н. Труды по социологии и теологии: В 2-х т. / Ин-т социологии. - М.: Наука, 1997. - Т. 1: От марксизма к идеализму. - 336 с.
18. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. -М.: Наука, 1990.-412 с.
19. Введенский А.И. Судьбы философии в России // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии / Сост., вступ. ст., примеч. Б.В. Емельянова, К.Н. Любутина. - Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1991. -С. 26-66.
20. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Предисловие Р.К. Баландина. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 576 с.
21. Визгин В.П. На пути к другому: От школы подозрения к философии доверия. -М.: Языки славянской культуры, 2004. - 800 с.
22. Вишев И.В. Проблема жизни, смерти и бессмертия человека в истории русской философской мысли. - М.: Академический Проект, 2005. - 432 с.
23. В. Виндельбанд. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками: В 2 т. / Пер. с нем. под ред. А. Введенского. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб; КАНОН-пресс-Ц, 2000. - Т. 2: От Канта до Ницше. - 512 с.
24. Владимир Соловьёв и культура Серебряного века: К 150-летию Вл. Соловьёва и 110-летию А.Ф. Лосева / [Отв. ред. A.A. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-Годи; Сост. Е.А. Тахо-Годи]; Науч. совет «История мировой культуры». - М.: Наука, 2005. - 631 с.
25. Волкогонова О. Д. H.A. Бердяев: Интеллектуальная биография. - М.: Изд-во МГУ, 2001.-112 с.
26. Волынский А.Л. Воскрешение мёртвых (публикация Евстигнеевой А.Л.) // Н.Ф. Фёдоров: pro et contra: В 2 кн. Книга первая. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 479-517.
27. Вышеславцев Б.П. Вечное в русской философии. // Вышеславцев Б.П. Этика преображённого Эроса. / Вступ. ст., сост. и коммент. В.В. Сапова. - М.: Республика, 1994. - С. 153-324.
28. Вышеславцев Б.П. Этика преображённого Эроса. // Вышеславцев Б.П. Этика преображённого Эроса / Вступ. ст., сост. и коммент. В.В. Сапова. - М.: Республика, 1994.- С. 13-152.
29. Гайденко П.П. Владимир Соловьёв и философия Серебряного века. - М.: Прогресс-Традиция, 2001. - 472 с.
30. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: Новая онтология XX века. - М.: Республика, 1997.-495 с.
31. Гачева А.Г. А. Горский, Н. Сетницкий // Горский А.К., Сетницкий H.A. Сочинения / Сост. E.H. Берковской (Сетницкой), А.Г. Гачевой, вступ. статья и прим. А.Г. Гачевой. - М.: Раритет, 1995. - С. 5-18.
32. Гачева А.Г. B.C. Соловьёв и Н.Ф. Фёдоров. История творческих взаимоотношений // Н.Ф. Фёдоров: pro et contra: В 2 кн. Книга первая. - СПб.: РХГИ, 2004.- С. 844-936.
33. Гачева А.Г. H.A. Сетницкий. Вехи судьбы и творчества // Из истории философско-эстетической мысли 1920-1930-х годов. Вып. 1. H.A. Сетницкий. -М.: ИМЛИ РАН, 2003. - С. 7-50.
34. Гачева А.Г. «Неподвижно лишь солнце любви...» (Н. Ф. Фёдоров и Е. С. Некрасова) // На пороге грядущего. Памяти Н. Ф. Фёдорова (1829-1903). - М.: Пашков дом, 2004. - С. 414-425.
35. Гачева А.Г. Новые материалы к истории знакомства Достоевского с идеями Фёдорова // Н.Ф. Фёдоров: pro et contra: В 2 кн. Книга первая. - СПб.: РХГИ, 2004. -С. 814-843.
36. Гачева А.Г. Русский космизм и вопрос об искусстве // Философия бессмертия и воскрешения: По материалам VII Фёдоровских чтений. 8-10 декабря 1995. - М.: Наследие, 1996. - Вып.2. - С. 5-63.
37. Георгиевский Г.П. Из воспоминаний о Николае Фёдоровиче (К 40 дню кончины) // Н.Ф. Фёдоров: pro et contra: В 2 кн. Книга первая. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 153-164.
38. Георгиевский Г.П. JI. Н. Толстой и Н. Ф. Фёдоров. Из личных воспоминаний // Н.Ф. Фёдоров: pro et contra: В 2 кн. Книга первая. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 165-179.
39. Горский А.К. Николай Фёдорович Фёдоров и современность. Очерки // Горский А.К., Сетницкий H.A. Сочинения / Сост. E.H. Берковской (Сетницкой), А.Г. Гачевой, вступ. статья и прим. А.Г. Гачевой. - М.: Раритет, 1995. - С. 97-184.
40. Горский А.К. Николай Фёдорович Фёдоров и современность: Проективизм и борьба со смертью; Богословие общего дела; Организация мировоздействия; Остриё мирового кризиса // Н.Ф. Фёдоров: pro et contra: В 2 кн. Книга первая. - СПб.: РХГИ, 2004.-С. 518-658.
41. Горский А.К. Огромный очерк // Горский А.К., Сетницкий H.A. Сочинения / Сост. E.H. Берковской (Сетницкой), А.Г. Гачевой, вступ. статья и прим. А.Г. Гачевой. -М.: Раритет, 1995.- С. 185-266.
42. Добешевский Я. Зачатки идеи Богочеловечества в философии Владимира Соловьёва // Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Рос. филос. конгресса (Ростов н/Д, 16-20 сентября 2002 г.). В Зт. - Ростов н/Д, 2002. - Т. 2. - С. 77.
43. Евланникова И.В. Религиозные основания философской интуиции свободы H.A. Бердяева в контексте православной антропологии: опыт реконструкции: Дис. канд. филос. наук: 09.00.13. - Ростов-на-Дону, 2004. - 314 с.
44. Зенкин К.В. (Москва, МГИ) Идея «свободной теургии» Вл. Соловьёва и её трансформации в XX в. // Владимир Соловьёв и культура Серебряного века: К 150-летию Вл. Соловьёва и 110-летию А.Ф. Лосева / [Отв. ред. A.A. Тахо-Годи, Е.А. Тахо-
Годи; Сост. Е.А. Тахо-Годи]; Науч. совет «История мировой культуры». - М.: Наука, 2005.-С. 407-414.
45. Зеньковский В.В. История русской философии. В 2-х томах. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. - Т. 2. - 544 с.
46. Зеньковский В.В. Проблема творчества. По поводу книги H.A. Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» // H.A. Бердяев: pro et contra. Кн. 1 / Сост., вступ. ст. и прим. A.A. Ермичёва. - СПб.: РХГИ, 1994. - С. 284-305.
47. Зубова М.Р. B.C. Соловьёв о свободе выбора // Минувшее и непреходящее в жизни и творчестве B.C. Соловьёва: Материалы междунар. конф. (14-15 февраля 2003 г.). Сер. «Simposium». - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. -Вып. 32. - С. 23-25.
48. Ильин В.Н. Н. Фёдоров и преп. Серафим Саровский // Н.Ф. Фёдоров: pro et contra: В 2 кн. Книга первая. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 690-708.
49. Ильин В.Н. Проблемы философии книги у Фёдорова в связи с его философией знания и темой воскрешения (публикация Ильиной В.Н.) // На пороге грядущего. Памяти Н.Ф. Фёдорова (1829-1903). - М.: Пашков дом, 2004. - С. 426-437.
50. Иером. Иоанн (Шаховской). О назначении человека и о путях философа. H.A. Бердяев. «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» // H.A. Бердяев: pro et contra. Кн. 1. / Сост., вступ. и прим. A.A. Ермичёва. - СПб.: ХГИ, 1994. - С. 367-379.
51. Казютинский В.В. А.Л. Чижевский как мыслитель // Духовное созерцание. -1997.-№ 1-2.-С. 90-104.
52. Кант И. Критика практического разума. // Иммануил Кант. Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Подготовлены к изданию Н. Мотрошиловой (Москва) и Б. Тушлингом (Марбург). - М.: Московский философский фонд, 1997. - Т. III. - С. 276-733.
53. Кант И. Основоположения к метафизике нравов. // Иммануил Кант. Сочинения в 4-х томах на немецком и русском языках. Подготовлены к изданию Н. Мотрошиловой (Москва) и Б. Тушлингом (Марбург). - М.: Московский философский фонд, 1997. - Т. III. - С. 39-275.
54. Кант И. Собрание сочинений в 8-и томах. Юбилейное издание 1794-1994. Под общей редакцией проф. A.B. Гулыги. - М.: ЧОРО, 1994.
55. Карсавин Л.П. H.A. Бердяев. «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы.»; «Конец Ренессанса / К современному кризису культуры» // H.A. Бердяев: pro et contra. Кн. 1 /Сост., вступ. ст. и прим. A.A. Ермичёва. - СПб.: РХГИ, 1994. - С. 327-330.
56. Карсавин Л.П. О личности // Карсавин Л.П. Путь православия. - М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2003. - С. 223-454.
57. Карсавин Л.П. Философия истории. - СПб., АО «Комплект», 1993. - 352 с.
58. Киреевский И.В. Избранные статьи. - М.: Современник, 1984. - 383 с.
59. Кнорре Б.К. Н.Ф. Федоров и христианство // Портал-Credo.Ru (электронное издание) 02.04.2003, 2003.
60. Кожевников В.А. Опыт изложения учения Н.Ф. Фёдорова по изданным и неизданным произведениям, переписке и личным беседам. Сост., общ. ред. и вступит, статья Д.А. и А.Д. Кожевниковых. - М.: Мысль, 2004. - 576 с.
61. Козырев А.П. Владимир Соловьёв и Анна Шмидт в чаянии «третьего завета» // Россия и гнозис. Материалы конф. Москва, ВГИБЛ. 26-27 марта 1996 г. - М.: Рудомино, 1996. - С. 23-41.
62. Козырев А.П. Наукоучение Владимира Соловьёва // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1997 год. - С. 5-68.
63. Кувакин В.А. Критика экзистенциализма Бердяева. - Издательство Московского университета, 1976. -208 с.
64. Кувакин В.А. Мыслители России: Избр. лекции по истории русской философии. -М.: Рос. гуманист, о-во, 2006. - 480 с.
65. Куракина О.Д. Русский космизм: теургия Православной Синархии // Философия бессмертия и воскрешения: По материалам VII Фёдоровских чтений. 8-10 декабря
1995. - М.: Наследие, 1996. - Вып.1. - С. 47-52.
66. Куракина О.Д. Социально-философская антропология: Антропологические темы Русской философии. Учебное пособие для студентов и аспирантов. - М.: Российское философское общество, 2002. - 104 с.
67. Куракина О.Д. Христианская антропология B.C. Соловьёва современному сознанию // Соловьёвские исследования: Период, сб. науч. тр. / Отв. ред. М.В. Максимов. - Иваново, 2003. - Вып.6. - С. 205-217.
68. Левицкий С.А. Бердяев: пророк или еретик? // H.A. Бердяев: pro et contra. Кн. 1 / Сост., вступ. ст. и прим. A.A. Ермичёва. - СПб.: РХГИ, 1994. - С.501-517.
69. Левицкий С.А. Трагедия свободы / Составления, послесловие и комментарии В.В. Сапова. - М.: Канон, 1995. - 512 с.
70. Лейбниц Г.В. Монадология // Готфрид Вильгельм Лейбниц. Соч. в 4т. - М.: Издательство «Мысль», 1982. - Т. 1. - С. 413-429.
71. Лопатин Л.М. Аксиомы философии // Л.М. Лопатин. Аксиомы философии. Избранные статьи. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН),
1996. - С. 15-329.
72. Лопатин Л.М. Вопрос о реальном единстве сознания // Л.М. Лопатин. Аксиомы философии. Избранные статьи. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996. - С. 203-238.
73. Лопатин Л.М. Понятие о душе по данным внутреннего опыта // Л.М. Лопатин. Аксиомы философии. Избранные статьи. -М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 1996. - С. 174-202.
74. Лосев А.Ф. Вещь и имя // Лосев А.Ф. Бытиё - имя - космос / Сост. и ред. A.A. Тахо-Годи. -М.: Мысль, 1993. - С. 802-880.
75. Лосев А.Ф. Диалектика мифа // Лосев А.Ф. Миф - Число - Сущность / Сост. A.A. Тахо-Годи; Общ. ред. A.A. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. - М.: Мысль, 1994. - С. 5216.
76. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии / Сост. A.A. Тахо-Годи; Общ. ред. A.A. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. - М.: Мысль, 1993. - 959 с.
77. Лосев А.Ф. Миф - развёрнутое магическое имя // Лосев А.Ф. Миф - Число -Сущность / Сост. A.A. Тахо-Годи; Общ. ред. A.A. Тахо-Годи и И.И. Маханькова. -М.: Мысль, 1994. - С. 217-232.
78. Лосев А.Ф. Философия имени // Лосев А.Ф. Бытиё - имя - космос / Сост. и ред.
A.A. Тахо-Годи. -М.: Мысль, 1993. - С.613-801.
79. Лосский Н.О. Идеал-реализм. (Из книги «Общедоступное введение в философию») // Н.О. Лосский. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Сост. А.П. Поляков; Подгот. текста и примеч. Р.К. Медведевой. - М.: Республика, 1995. - С. 289-348.
80. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Высшая школа, 1991. - 559 с.
81. Лосский Н.О. Мир как органическое целое // Н.О. Лосский. Избранное. - М.: Издательство «Правда», журнал «Вопросы философии», 1991. - С. 335-480.
82. Лосский Н.О. Мысли H.A. Бердяева о назначении человека // H.A. Бердяев: pro et contra. Кн. 1 / Сост., вступ. ст. и прим. A.A. Ермичёва. - СПб.: РХГИ, 1994. - С. 460467.
83. Лосский Н.О. Свобода воли // Н.О. Лосский. Избранное. - М.: Издательство «Правда», журнал «Вопросы философии», 1991. - С. 481-597.
84. Лосский Н.О. Типы мировоззрений. Введение в метафизику // Н.О. Лосский. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Сост. А.П. Поляков; Подгот. текста и примеч. Р.К. Медведевой. - М.: Республика, 1995. - С. 3-134.
85. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция // Н.О. Лосский. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция / Сост. А.П. Поляков; Подгот. текста и примеч. Р.К. Медведевой. - М.: Республика, 1995. - С. 135288.
86. Малышева Е.А., Мищенко В.И. Богочеловечество и всеединство в философии
B.C. Соловьёва // Информатика. Социология. Экономика. - М.: Ярославль, 1997. -Вып.З.-С. 557-562.
87. Матвеев С.И. Философия общего дела (Учение Н. Ф. Фёдорова) // Н.Ф. Фёдоров: pro et contra: В 2 кн. Книга первая. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 363-378.
88. Межуев Б.В. Античная тема в русской философской мысли второй половины XIX в. // Античное наследие в культуре России. - М.: Изд-во РНИИ культурного и природного наследия, 1996.-С. 159-202.
89. Межуев Б.В. Владимир Сергеевич Соловьёв и петербургское общество 1890-х гг. // Соловьёвский сборник. Материалы международной конференции «Владимир
Соловьёв и его философское наследие». Москва. 28-30 августа 2000. - М., 2001. - С. 412.
90. Межуев Б.В. К проблеме поздней «Эстетики» В. С. Соловьёва (Опыт чтения газетных некрологов) // Исследования по истории русской мысли: Ежегодник за 1998 г.-СПб., 1998.-С. 184-257.
91. Межуев Б.В. Отечественные истоки философии B.C. Соловьёва: Социокультурный контекст 70-90-х гг. XIX в.: Дис. канд. филос. наук: 09.00.03. - М., 1997.-266 с.
92. Межуев Б.В. «Перемена в душевном настроении Владимира Соловьёва» 1890-х годов в контексте его эсхатологических воззрений // Эсхатологический сборник / отв. ред. Д. А. Андреев, А. И. Неклесса, В. Б. Прозоров. - СПб.: Алетейя, 2006. - С. 258272.
93. Муравьёв В.Н. Культура будущего. Главы из работы // Муравьёв В.Н. Овладение временем. Избранные филосовские и публицистические произведения. -«Российская энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. - С. 241-279.
94. Муравьёв В.Н. Овладение временем как основная задача организации труда // Муравьёв В.Н. Овладение временем. Избранные филосовские и публицистические произведения. - «Российская энциклопедия» (РОССПЭН), 1998. - С. 91-238.
95. Нагорная Л.К. Богочеловечество в русской религиозной философии (середина XIX - начало XX вв.): Дис. канд. филос. наук: 09.00.06. - М., 1995 - 288 с.
96. Нагорная Л.К. Богочеловечество в философии Вл. Соловьёва // Ползунов альманах. - 2003. - №1/2. - С. 52-60.
97. На пороге грядущего. Памяти Николая Фёдоровича Фёдорова (1829-1903). - М.: Пашков дом, 2004. - 456 с.
98. Некрасова Е.С. Памяти Н. Ф. Фёдорова // Н.Ф. Фёдоров: pro et contra: В 2 кн. Книга первая. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 120-122.
99. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. Сочинения в 2т. / Пер. с нем.; Сост., ред. и авт. примеч. К.А. Свасьян. - М.: Мысль, 1990. - Т. 2. - С. 5-237.
100. Ницше Ф. Утренняя заря. - Свердловск: Издательство «Воля», 1991. - 304 с.
101. Новосёлов О.Н. Теургический подвиг Вл. Соловьёва: Жизнь, отданная за преображение мира красотой Софии // Соловьёвские исследования. Период, сборник научных трудов. - Выпуск 12. - Иваново, 2006. - С. 212-222.
102. Панкратов А.С. Философ-праведник // Н.Ф. Фёдоров: pro et contra: В 2 кн. Книга первая. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 352-362.
103. Пастернак Л.О. Н.Ф. Фёдоров // Н.Ф. Фёдоров: pro et contra: В 2 кн. Книга первая. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 225-226.
104. Петерсон Н.П. <Из воспоминаний о Фёдорове> // Н. Ф. Фёдоров: pro et contra: В 2 кн. Книга первая. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 132-151.
105. Платон. Собрание сочинений в 4т. / Пер. с древнегреч.; Общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи; Авт. ст. в примеч. А.Ф. Лосев; Примеч. A.A. Тахо-Годи. - М.: Мысль, 1994.
106. Плотин. Сочинения. Плотин в русских переводах, сост. М. Солопова. - СПб.: Алетейя; М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 1995. - 669 с.
107. Половинкин С.М. B.C. Соловьёв и русское неолейбницианство // Вопросы философии. - 2002. - №2. - С. 90-96.
108. Ролдугина О.Ю. Идея богочеловечества в русской религиозно-философской мысли последней четверти XIX - первой половины XX веков (Вл. Соловьёв, С. Булгаков, Н. Бердяев): Дис. канд. филос. наук: 09.00.06. - М., 1998.-295 с.
109. Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семёновой, А.Г. Гачевой; Вступ. ст. С.Г. Семёновой; Предисл. к текстам С.Г. Семёновой, А.Г. Гачевой; Прим. А.Г. Гачевой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - 368 е.: ил.
110. Сабанеев Л.Л. Мои встречи с Ник. Фёд. Фёдоровым // Н.Ф. Фёдоров: pro et contra: В 2 кн. Книга первая. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 222-224.
111. Семёнова С.Г. Николай Фёдоров: Творчество жизни. - М.: Советский писатель, 1990.-384 с.
112. Семёнова С.Г. Об одном религиозно-философском диалоге (Лев Толстой и Николай Фёдоров) // Н.Ф. Фёдоров: pro et contra: В 2 кн. Книга первая. - СПб.: РХГИ, 2004.-С. 779-813.
113. Семёнова С.Г. О философских категориях Фёдорова // На пороге грядущего. Памяти Н. Ф. Фёдорова (1829-1903). - М.: Пашков дом, 2004. - С. 6-28.
114. Семёнова С.Г. Тайны Царствия Небесного. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 415 с.
115. Сербиненко В.В. Владимир Соловьёв: Запад, Восток, Россия: Учебное пособие для вузов. - М.: Наука, 1994. - 203 с.
116. Сербиненко В.В. К вопросу о традиции платонизма в русской философии и в творчестве Вл. Соловьёва (памяти А. И. Абрамова) // Соловьёвские исследования: Период, сб. науч. тр. / Отв. ред. М. В. Максимов. - Иваново, 2002. - Вып. 4. - С. 6-18.
117. Сетницкий H.A. О конечном идеале // Горский А.К., Сетницкий H.A. Сочинения / Сост. E.H. Берковской (Сетницкой), А.Г. Гачевой, вступ. статья и прим. А.Г. Гачевой. - М.: Раритет, 1995. - С. 287-358.
118. Скворчевский К.А. Категория процесса в современной науке. - М.: «ООО Редакция журнала «Новое Время»», 2002. - 184 с.
119. Скрипник А.П. Категорический императив И. Канта. Под ред. А. А. Гусейнова. -М.: Изд-во МГУ, 1978. - 189 с.
120. Соловьёв B.C. Собрание сочинений. В 10-и т., СПб., 1911-1914; тт. 11-12, Брюссель, 1969-1970.
121. Соловьёв Э.Ю. Категорический императив нравственности и права. - М.: Прогресс-Традиция, 2005. - 416 с.
122. Соловьёв Э.Ю. Только после Владимира Соловьёва русская либеральная мысль смогла обрести программную последовательность // Либерализм в России. - М., 1996. -С. 389-397.
123. Степун Ф.А. Учение о познании у H.A. Бердяева // H.A. Бердяев: pro et contra. Кн. 1 / Сост., вступ. ст. и прим. A.A. Ермичёва. - СПб.: РХГИ, 1994. - С. 483-500.
124. Сухово-Кобылин A.B. Учение Всемир: Инженерно-философские озарения. С предисловием редакторов-составителей - канд. техн. наук A.A. Карулина и И.В. Мирзалиса. -М.: С. Е. Т., 1995. - 120 с.
125. Сухово-Кобылин A.B. Философия духа или социология (учение Всемира) <Отрывки> // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семёновой, А.Г. Гачевой; Вступ. ст. С.Г. Семёновой; Предисл. к текстам С. Г. Семёновой, А.Г. Гачевой; Прим. А.Г. Гачевой. - М.: Педагогика-Пресс, 1993. - С. 5263.
126. Прот. С. Четвериков. О мировом зле и спасающей церкви. По поводу статьи H.A. Бердяева «О христианском пессимизме и оптимизме» // H.A. Бердяев: pro et contra. Кн. 1 / Сост., вступ. ст. и прим. A.A. Ермичёва. - СПб.: РХГИ, 1994. - С. 396402.
127. Титаренко С.А. H.A. Бердяев. -М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ», 2005. - 128 с.
128. Титаренко С.А. Николай Бердяев: антропология как основание постижения культуры: Дис. канд. филос. наук: 24.00.01. - Ростов-на-Дону, 1996. - 232 с.
129. Кн. Трубецкой E.H. Миросозерцание B.C. Соловьёва. - М.: Московский философский фонд, издательство «Медиум», 1995. - 606 с.
130. Кн. Трубецкой E.H. Смысл жизни // Трубецкой E.H. Избранные произведения. Серия «Выдающиеся мыслители». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. - С. 15-336.
131. Кн. Трубецкой E.H. Этюды по русской иконописи // Трубецкой E.H. Избранные произведения. Серия «Выдающиеся мыслители». - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. -С. 337-438.
132. Кн. Трубецкой С.Н. Курс истории древней философии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС; Русский Двор, 1997. - 576 с.
133. Кн. Трубецкой С.Н. О природе человеческого сознания // Трубецкой С.Н. Сочинения / Сост., ред. и вступ. статья П.П. Гайденко; Примеч. П.П. Гайденко, Д.Е. Афиногенова. - М.: Мысль, 1994. - С. 483-593.
134. Кн. Трубецкой С.Н. Основания идеализма // Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. -М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2000. - С. 491-637.
135. Умов H.A. Культурная роль физических наук // Журнал Русской Физической Мысли. - г. Реутов, Издательство «Общественная польза», 1991. - № 1. - вып. 1. - С. 4-11.
136. Умов H.A. Мысли о естествознании // Журнал Русской Физической Мысли. - г. Реутов, Издательство «Общественная польза», 1991. - № 2. - вып. 1. - С. 5-11.
137. Умов H.A. Роль человека в познаваемом им мире // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семёновой, А.Г. Гачевой; Вступ. ст. С.Г. Семёновой; Предисл. к текстам С.Г. Семёновой, А.Г. Гачевой; Прим. А.Г. Гачевой. -
М.: Педагогика-Пресс, 1993. - С. 114-128.
138. Умов H.A. Эволюция мировоззрений в связи с учением Дарвина Сокращённое изложение> // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семёновой, А.Г. Гачевой; Вступ. ст. С.Г. Семёновой; Предисл. к текстам С.Г. Семёновой, А.Г. Гачевой; Прим. А.Г. Гачевой. -М.: Педагогика-Пресс, 1993. - С.
111-114.
139. Федотов Г.П. Бердяев - мыслитель // H.A. Бердяев: pro et contra. Кн. 1 / Сост., вступ. ст. и прим. A.A. Ермичёва. - СПб.: РХГИ, 1994. - С. 437-446.
140. Фейербах Л. Основы философии будущего // Фейербах Л. Основы философии
будущего. - Соцэкгиз, 1937. - С. 1-79.
141. Фейербах Л. Предварительные тезисы к реформе философии // Фейербах Л. Основы философии будущего. - Соцэкгиз, 1937. - С. 80-102.
142. Фейербах Л. Сущность христианства // Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2-х т. Общая ред. и вступ. статья, с. 5-50, М. М. Григорьяна. - М„
Госполитиздат, 1955. - Т. 2. - С. 7-405.
143. Фёдоров Н.Ф. Собрание сочинений. В 4-х т.: Т. 1-2 - М.: Издательская группа «Прогресс», 1995; Т. 3-4, Дополнения. Комментарии к Т. 4. - М.: Традиция, 19972000.
144. Фёдоров Н.Ф.: pro et contra: В 2 кн. Книга первая. / Сост., вступ. ст. А.Г. Гачевой, С.Г. Семёновой; коммент. А.Г. Гачевой при участии АЛ. Евстигнеевой, Т.Г. Никифоровой, С.Г. Семёновой. - СПб.: РХГИ, 2004. - 1112 с.
145. Философия бессмертия и воскрешения: По материалам VII Фёдоровских чтений. 8-10 декабря 1995. - М.: Наследие, 1996. - Вып. 1.-272 е., Вып.2. - 288 с.
146. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. (Черты конкретной метафизики) // Флоренский П.А., священник. Сочинения. В 4т. / Сост. игумена Андроника (A.C. Трубачёва), П.В. Флоренского, М.С. Трубачёвой; ред. игумен Андроник (A.C. Трубачёв). - М.: Мысль, Т.3(1): 2000. - 621 е., Т.3(2): 1999. - 623 с.
147. Франк С.Л. Душа человека. Опыт введения в философскую психологию // Франк С.Л. Реальность и человек / Сост. П.В. Алексеев; Примеч. Р.К. Медведевой. -
М.: Республика, 1997. - С. 3-206.
148. Франк С.Л. Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии // Франк С.Л. Сочинения. -Мн.: Харвест, М.: ACT, 2000. - С. 245-796.
149. Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // Русский космизм: Антология философской мысли / Сост. С.Г. Семёновой, А.Г. Гачевой; Вступ. ст. С.Г.
Семёновой; Предисл. к текстам С. Г. Семёновой, А.Г. Гачевой; Прим. А.Г. Гачевой. -
М: Педагогика-Пресс, 1993. - С. 332-343.
150. Хоружий С.С. Опыты из русской духовной традиции. - М.: Издательский дом
«Парад», 2005. - 448 с.
151. Хоружий С.С. О старом и новом. - СПб.: Алетейя, 2000. - 477 с.
152. Хоружий С.С. После перерыва. Пути русской философии. - СПб.: Русский
Христианский Гуманитарный Институт. - 448 с.
153. Циолковский К.Э. Идеальный строй жизни. - М.: «Самообразование», 1998. -
32 с.
154. Циолковский К.Э. Космическая философия / Под ред. акад. B.C. Авдуевского. -
М: Эдиториал УРСС, 2001. - 480 с.
155. Циолковский К.Э. Общественная организация человечества. - М.: МИП «Память», Российско-Американский Университет, 1992. - 31 с.
156. Циолковский К.Э. Путь к звёздам. Сборник научно-фантастических произведений. - Москва, Издательство АН СССР, 1960. - 352 с.
157. Чижевский А.Л. Аэроионы и жизнь. Беседы с Циолковским / Сост., вступ. ст., подбор ил. Л.В. Голованова. - М.: Мысль, 1999. - 716 с.
158. Чижевский А.Л. Биофизические механизмы реакции оседания эритроцитов. -
Новосибирск: «Наука», 1980. - 177 с.
159. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. Изд. 2-е. Предисл. О.Г. Газенко. Ред. коллегия: П.А. Коржуев (отв. ред.) и др. - М.: Мысль, 1976. - 367 с. со схем.
160. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца.
Гелиотараксия. - М.: Мысль, 1995. - 767 с.
161. Чижевский А. Л. На берегу Вселенной: Годы дружбы с Циолковским:
Воспоминания. - М.: Мысль, 1995. - 715, [2] с.
162. Чижевский А.Л. Основное начало мироздания // Духовное созерцание. - 1997.
- № 1-2. - С. 105-136, № 3-4. - С. 85-113.
163. Чижевский А.Л. Структурный анализ движущейся по сосудам крови // Вестник Академии наук Каз. ССР. - Алма-Ата. - 1951. - № 12 (81). - С. 58.
164. Чижевский А.Л. Физические факторы исторического процесса. - Калуга, 1-я
Гостиполитография, 1924. - 72 с.
165. Шарден Пьер Тейяр де. Феномен человека. - М.: Издательство «Наука»,
Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1987. - 240 с.
166. Шенрок В.И. Памяти Н. Ф. Фёдорова и А. Е. Викторова // Н.Ф. Фёдоров: pro et contra: В 2 кн. Книга первая. - СПб.: РХГИ, 2004. - С. 123-128.
167. Шестов Л. Николай Бердяев. Гнозис и экзистенциальная философия // H.A. Бердяев: pro et contra. Кн. 1 / Сост., вступ. ст. и прим. A.A. Ермичёва. - СПб.: РХГИ, 1994.-С. 411-436.
168. Шестов Л. Н.Ф. Фёдоров // Н.Ф. Фёдоров: pro et contra: В 2 кн. Книга первая. -
СПб.: РХГИ, 2004. - С. 714-716.
169. Шпет Г.Г. Очерк развития русской философии. По прописям // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г.: Очерки истории русской философии / Сост., вступ. ст., примеч. Б.В. Емельянова, К.Н. Любутина. - Свердловск: Изд-во
Урал, ун-та, 1991. - С. 217-578.
170. Штирнер М. Единственный и его собственность. - Харьков: Основа, 1994. -
560 с.
171. Эрн В.Ф. Борьба за Логос // В.Ф. Эрн. Сочинения. - Москва, Издательство
«Правда», «Вопросы философии», 1991. - С. 9-294.
172. Эрн В.Ф. Верховное постижение Платона. Введение в изучение Платоновых творений. // В.Ф. Эрн. Сочинения. - Москва, Издательство «Правда», «Вопросы
философии», 1991. - С. 463-532.
173. Юлина Н.С. Очерки по истории философии в США. XX век / РАН. Ин-т
философии. - М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 300 с.
174. Юлина Н.С. Теология и философия в религиозной жизни США XX века / Отв. ред. д-р филос. наук Ю.Н. Семёнов; АН СССР. Ин-т философии. - М.: Наука, 1986. -
186 с.
175. Юркевич П.Д. Из науки о человеческом духе // П.Д. Юркевич. Философские произведения. -М.: Издательство «Правда», 1990. - С. 104-192.
176. Юркевич П.Д. Разум по учению Платона и опыт по учению Канта // П.Д. Юркевич. Философские произведения. -М.: Издательство «Правда», 1990. - С. 466526.
177.Baretto К. Duarte Resonances between Solovyov's concept of godmanhood and Tag ore's Religion of Man // Соловьёве™ сборник: материалы междунар. конф. «В. С. Соловьёв и его философское наследие». Москва. 28-30 августа 2000 г. - М.: Феноменология - Герменевтика, 2001. - С. 269-271.
178. Lukashevich St. N.F. Fedorov (1823 - 1903). A Study in Russian Eupsychian and Utopian Thought. - Newark, University of Delaware Press, London: Associated University
Presses, 1977.-316 p.
179. Young G.M. Nikolai F. Fedorov: An Introduction. - Belmont, Massachusetts,
Nordland Publishing Company, 1979. - 272 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.