Информационная культура и особенности ее восприятия в условиях этноконфессионального многообразия: на примере Республики Дагестан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Мусаева, Зухра Мусаевна

  • Мусаева, Зухра Мусаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2008, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 155
Мусаева, Зухра Мусаевна. Информационная культура и особенности ее восприятия в условиях этноконфессионального многообразия: на примере Республики Дагестан: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Махачкала. 2008. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Мусаева, Зухра Мусаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.

1.1. Информация как социокультурный феномен.

1.2. Проблемы формирования информационной культуры в современном обществе.

ГЛАВА 2. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ.

2.1. Информационная культура и ее влияние на развитие личности.

2.2. Проблемы социализации личности в условиях информационного общества.

2.3. Влияние современных коммуникаций на развитие полиэтничной культуры.

ГЛАВА 3. СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ ЭТНОКОНФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗНООБРАЗИЯ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН).

3.1. Этнокультурная идентификация в условиях информационного общества.

3.2. Специфика динамики религиозности в современном информационном обществе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Информационная культура и особенности ее восприятия в условиях этноконфессионального многообразия: на примере Республики Дагестан»

Актуальность диссертационного исследования. Современное общество характеризуется как информационное, в котором качество жизни, социальные изменения зависят от использования информации. Развитие информационной сферы связано с открытостью общественного устройства, действенностью феномена общественного мнения и степенью зрелости общества. В то же время переход к информационному обществу, основанный на производстве, распространении и внедрении информации в общественное бытие вызывает социально - культурные сдвиги и воздействует на духовную сферу человеческой жизнедеятельности.

Республика Дагестан только вступает в информационное общество и находится в начальной фазе информатизации. Приходится констатировать, что на уровне регионов на сегодняшний день недостаточно квалифицированных специалистов, знакомых с новейшими информационными технологиями; в управлении отсутствует системность знаний и перспектив развития информационной сферы.

Социокультурная ситуация в Республике Дагестан, равно как и в прочих многонациональных и поликультурных обществах, всегда характеризовалась неоднозначным отношением членов одной социальной группы к представителям иных национальных либо культурных групп. Жизненный опыт людей позволяет утверждать, что они создают вокруг себя не только материальный мир, но и мир человеческих взаимоотношений, включающий в себя систему социального поведения, которая регулируется обычаями, традициями, нормами, характерными для определенных национальных и культурных сообществ. Представители различных этноконфессиональных групп, каждая обособленная социальная группа, сельские и городские жители - все они живут в мире своих правил и норм, обычаев и традиций, которые выражаются в особом языке, манере поведения, религии, системе эстетических взглядов, социальных институтах. Мощный импульс идущий со стороны повседневности, обусловил интерес и внимание всего общества к проблемам антропотока. Этноконфессиональные регионы, в том числе и Дагестан, стоят перед решением социально-этнического вопроса: как сохранить себя, свои культурные образы и традиционную идентичность.

Следует отметить, что и гуманитарные науки на сегодняшний день пока не смогли предложить целостную теоретическую модель, с помощью которой можно было бы определить новейшие интенции воздействия информационной культуры на массовое сознание вообще, и этнокульутрное в частности. Это связано с тем, что процессы взаимосвязи информационной культуры и этнокультурного сознания не являются приоритетными для отечественной философской мысли. В этой связи постановка проблем взаимодействия и взаимовлияния информационной культуры и этнокультуры в условиях формирования глобального информационного общества является весьма актуальной.

Степень научной разработанности проблемы. Активизация интереса отечественных исследователей к изучению теоретико-методологических предпосылок формирования информационного общества и возможностей культурных, социально-экономических и политических преобразований посредством информационных технологий относится к периоду 80-х - началу 90-х гг. XX века. Наибольший вклад в развитие теории информационного общества как модификации концепций постиндустриального общества внесли Д.Белл, П. Дракер, М. Кастельс, Р. Катц, Й. Масуда, М. Порат, Т. Стоуньер, Э. Тоффлер. Среди российских ученых следует отметить Р.Ф. Абдеева, B.JL Иноземцева, А.И.Ракитова. Более прикладной характер носят работы таких авторов, как И.Ю.Алексеевой, О.Н. Вершинской, В. Емелина, Т.В.Ершовой и Ю.Е.Хохлова, И.С.Мелюхина, JI.B. Сморгунова, А.В.Чугунова и Н.В.Борисова, А.Е. Шадрина, которые анализируют проблемы и перспективы реализации тех или иных теоретических моделей информационного общества на практике.

Степень разработанности проблемы непосредственно определяется наличием в философской литературе работ, обнаруживающих параллели между современными тенденциями развития культуры и технологическими новациями в информационной деятельности. Этому вопросу посвящен ряд исследований, среди которых в первую очередь следует выделить работу Ж.-Ф. Лиотара — "Состояние постмодерна" (1979 г.), в которой впервые было заявлено о вступлении культуры развитых стран в постмодерную эпоху, и связано это событие было со становлением постиндустриального или информационного общества. Проблема оценки роли и места информационных технологий в современном обществе выносится в центр внимания и других представителей постструктуралистской и постмодернистской мысли, среди которых можно выделить Ж. Бодрийяра, Э. Сведенборга и др.

Большой вклад в изучение проблем информационной коммуникации внесен специалистами в области философии, социологии, политологии: Я.Н.Засурским, Е.П. Тавокиным, E.JI. Вартановой, Е.П. Прохоровым, С.Г. Корконосенко, М.Н.Грачевым, Ж.Жерстлем, М.М.Назаровым, В.П.Териным, В. Д. Поповым, А.В. Шевченко, О.Н. Савиновой, Т.Н. Арсеньевой.

Проблема становления информационного общества и формирования информационной культуры в Дагестане рассмотрена фрагментарно и представлена большей частью в научных статьях О.М. Гусейнова, Г.М. Курбанова, М.Г. Курбанова, С.И. Муртузалиева.

Завершая анализ литературы, следует отметить, что на сегодняшний день практически нет работ, особенно монографического характера, посвященных месту и роли информационного общества в формировании информационной культуры с учетом этноконфессионального многообразия региона. Региональный уровень проблемы восприятия современной информационной культуры (применительно к условиям Республики Дагестан) также практически еще не разработан. Именно актуальность проблемы, ее недостаточная изученность и побудили автора восполнить данный пробел.

Объектом исследования выступает современное информационное общество как объективная реальность.

Предмет исследования - информационная культура и особенности ее восприятия в условиях этноконфессионального многообразия.

Цель и задачи исследования. Целью диссертационной работы является анализ возможностей этноконфессионального региона в адаптации к современным информационным процессам.

Достижение данной цели предполагает решение следующих научных задач:

1. Выявить характер влияния развития современных глобальных информационных процессов на информационную сферу российского общества и средства массовой информации;

2. Исследовать особенности формирования информационной культуры в современном обществе;

3. Определить механизмы формирования информационной культуры и ее влияние на становление и развитие личности в поликультурной среде.

4. Выявить роль социально-культурной функции информации в формировании этнического и конфессионального сознания.

5. Проанализировать изменения, происходящие в этническом и религиозном сознании, под влиянием массовой культуры и глобализационных процессов.

Научная новизна диссертационного исследования определяется тем, что автор проводит системный анализ воздействия информационной культуры на сложившуюся в Дагестане этнокультуру.

Непосредственно элементы новизны проявляются в следующем:

• осмыслена роль информационной культуры, применительно к ее новым проявлениям в обществе;

• предложена авторская интерпретация понятий «информационная культура», «этнокультурная идентификация»;

• выявлен и проанализирован антропологический механизм формирования личности в условиях воздействия на нее информационной культуры;

• систематизированы и охарактеризованы особенности влияния информационной культуры на культурные традиции народов Дагестана с учетом этнического и конфессионального факторов;

• предложены адаптационные элементы во взаимном воздействии этнокультуры и информационной культуры в современном дагестанском обществе.

В ходе проведенного исследования получены следующие обобщения и выводы, формулируемые автором диссертации как положения, выносимые на защиту:

1. Информационное общество радикально преобразует социокультурное пространство, формируя так называемую информационную культуру. В формирующемся обществе информация выступает в качестве его важнейшего компонента, используется для производства новой информации и знаний. Роль информации в обществе, по мере усиления масштабов ее информатизации, возрастает в такой степени, что экстраполяция ее темпов дает основание говорить о качественном преобразовании характера общественного развития.

2. Информационная культура представляет собой исторический тип производительного существования человека и общества в знаково-символическом, информационном мире. Ее важнейшими характеристиками являются: степень овладения людьми с помощью информационной техники социальной информации; совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих взаимодействие субъектов в любых видах деятельности посредством производства, распространения и потребления информации. Важными компонентами информационной культуры являются развитые информационные способности, потребности и интересы людей, их знания и навыки работы с информацией при помощи современной информационнокоммуникативной техники и технологии на всех стадиях информационно-технологического процесса.

3. Информационная культура открывает новые возможности общественного прогресса, в совершенствовании всей жизнедеятельности человека. Она обладает универсальным содержанием, имеет всеобщий надэтнический, наднациональный и надгрупповой характер. С помощью информационной культуры человек активно усваивает социально-историческую и культурную реальность, овладевает всеми богатствами, которые выработало человечество. Она выступает как элемент социальной реальности, как ценность, атрибут непосредственного культурного бытия.

4. Важным требованием к личности в современную эпоху является ее способность к адаптации в условиях быстрых перемен. Для развития в современных условиях человек должен приобрести определенные знания, умения и навыки для успешного оперирования информацией. Однако, в связи с высокой динамикой информационных процессов в обществе, личность должна обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно актуальному состоянию информационных технологий. На наш взгляд, эти личностные качества в условиях информатизации общества обеспечиваются информационной культурой личности, которая становится необходимым условием существования и развития в новых условиях.

5. Информационная культура является важным механизмом, через который реализуется связь между этносоциальными и этнополитическими процессами в обществе. Они позволяют более успешно решать проблемы социально-культурного развития общества, формировать информационное общественное сознание и развивать систему коммуникации, учитывая национальные, культурные, религиозные особенности регионов страны. Полиэтничность современного российского общества является неоспоримым историческим фактом, именно поэтому информационное взаимодействие становится предметным и результативным, если оно сосредоточивается на изучении объектов и процессов, объединенных общностью пространства. Это диктует параллельно с понятием «этногенез» использовать понятие «демогенеза» - общей истории населения конкретной территории.

6. Сущностью генезиса сознания дагестанцев в постсоветскую эпоху является усиление влияния «массовости» и одновременное ослабление традиционных общественных форм сознания. Результатом этого процесса явился рост влияния этнических и национальных факторов в сознании народов Дагестана. Для кавказских этнических групп характерным является формирование новых национально-государственных стереотипов, переход от этничности к национальности. В целом в сознании мусульман на постсоветском пространстве получили развитие две ведущих разнонаправленных интенции: этническая - в форме «традиционного ислама», и религиозная - в форме «чистого ислама». Разнонаправленность этих интенций сначала приводит к различной самоидентификации и возникновению конфликта в сознании мусульман, а затем к напряженности, вызываемой столкновением противоположных действий доминирующих исламских групп.

7. Религиозность в системе глобального информационного общества не утрачивает своего значения, но приобретает новое качество. Если в традиционном обществе религиозное сознание и религиозные чувства формировались, контролировались и поддерживались влиятельными религиозными организациями, а индивид должен был постоянно демонстрировать свою лояльность, то в условиях общества информационного типа человек получает свободу совести. Во многом такая свобода носит иллюзорный характер, так как в условиях несформированной личности она зависит от власти общественного мнения, моды, формируемой информационной инфраструктурой общества.

Теоретико-методологической, основой исследования являются широко используемые в современной западной и отечественной философии традиционные и нетрадиционные методы и концепции, принципы и методы познания. Это, прежде всего принцип системности, структурно-функциональный и сравнительно-исторический метод.

Поскольку тема диссертационного исследования находится на стыке нескольких дисциплин, диссертант использовал философскую, религиоведческую, социологическую и культурологическую литературу, в которой в той или иной степени рассматривались вопросы формирования информационного общества и развития информационной культуры в современном российском и дагестанском обществе, проблемы значения и ценности информации в жизнедеятельности общества, сущности и содержания информационного потенциала, особенностей освоения информации индивидами и т.д.

Эмпирическая база исследования. В процессе работы использовался эмпирический материал, почерпнутый из статистических сборников, периодической печати, научной литературы, материалов конкретных социологических исследований, выполненных автором в г. Махачкала среди молодого поколения (всего опросом было охвачено 1000 респондентов). Также был осуществлен контент-анализ материалов центральных и региональных СМИ по проблеме формирования ценностей и идеалов российских и дагестанских граждан современными средствами массовой информации.

Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что основные ее положения и выводы можно использовать в дальнейшей разработке теоретических проблем философской антропологии, философии культуры, социологии коммуникаций.

Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов и рекомендаций при анализе актуальных проблем развития современного информационного общества, в практической деятельности государственных, общественных и религиозных организаций по адаптации этнокультурных и конфессиональных общностей к современным информационным процессам. Значимость исследования состоит также в том, что результаты исследования могут быть задействованы при подготовке курса в рамках таких дисциплин, как религиоведение, культурология, философия и другие.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Мусаева, Зухра Мусаевна

Выводы по третьей главе

1. Мы определяем этнокультурную идентичность как сложный социально-психологический феномен, не сводимый к простому акту идентификации (отождествления, осознания общности) индивида с этнокультурным образованием, но включающий также глубинное сознательно-бессознательное переживание этой общности и культурообусловленные формы ее манифестации, как индивидуальные, так и коллективные. Этнокультурная идентичность занимает особое место в ряду прочих форм социальной идентичности в силу свойственной ей интегрирующей функции.

2. Кавказские этносоциальные системы больше закрыты для внешних влияний, чем открыты. Несмотря на устойчивые и интенсивные контакты с другими культурами, кавказцы скорее стремятся приспособить к себе и ближнюю и дальнюю среду, чем меняются сами. Закрытость кавказских культур определяется жёсткими традиционными условностями и запретами, кланово-родовой системой, а также религией. Следует отметить сохранение эндогамных тенденций. В то же время северокавказские культуры всегда были доступны для «других». Так, прекрасно прижилось здесь казачество. Весьма важную роль играет горский этикет - совокупность норм, правил, регулирующих поведение человека в любой ситуации. Этикет предотвращает возможные конфликты, выполняет объединяющую функцию. Общинность -это результат внутренне-то структурирования народов по планово-родовому принципу. Семейные родовые связи переплетены с соседскими, куначескими отношениями и с отношениями, порождёнными формами искусственного родства. Современная социально-политическая ситуация ещё более актуализирует общинные отношения у всех народов. Нравственные характеристики культуры связаны со способностью придерживаться твёрдых правил и не отступать от них.

3. Религиозность в системе глобального информационного общества не утрачивает своего значения, но приобретает новое качество. Если в традиционном обществе религиозное сознание и религиозное чувство формировались, контролировались и стабилизировались влиятельными церковными организациями, и индивид должен был постоянно демонстрировать свою лояльность им под страхом не Божьего суда, а вполне земной расправы (вспомним, что вплоть до 17 октября 1905 г. отказ от православной веры в Российской империи был уголовным преступлением, наказывался лишением всех прав состояния и тюремным заключением), то в условиях общества информационного типа человек получает иллюзию свободы совести. Это именно иллюзия, поскольку власть церкви и государства над совестью индивида заменяется властью общественного мнения, моды, формируемой информационной инфраструктурой общества.

Заключение

В заключении подведем итоги нашего диссертационного исследования и сделаем следующие выводы:

Информационная цивилизация радикально преобразует социокультурное пространство, формируя так называемую информационную культуру. В формирующемся обществе информация не только выступает в качестве его важнейшего компонента, но и используется для производства новой информации и знаний. Роль информации в обществе, по мере усиления масштабов ее информатизации, возрастает в такой степени, что экстраполяция темпов этого возрастания дает основание некоторым исследователям говорить о качественном преобразовании характера общественного развития.

Рассмотрение информационной культуры как элемента макропроцессов, происходящих в обществе, приводит к формулировке ее предмета как способа сглаживания противоречий социального характера посредством их информационного регулирования. Отсюда закономерно следуют этап эволюционирования общества и выход на историческую арену качественно различающихся своим отношением к информации социальных групп.

- Информационная культура представляет собой исторический тип производительного существования человека и общества в знаково-символическом, информационном мире. Ее важнейшими характеристиками являются: степень овладения людьми с помощью информационной техники социальной информации; совокупность принципов и реальных механизмов, обеспечивающих взаимодействие субъектов в любых видах деятельности посредством производства, распространения и потребления информации. Важными компонентами информационной культуры являются развитые информационные способности, потребности и интересы людей, их знания и навыки работы с информацией при помощи современной информационнокоммуникативной техники и технологии на всех стадиях информационно-технологического процесса.

- Информационная культура имеет свое сложное системное строение, соответствующее системной организации информационной деятельности, поскольку между ними имеется теснейшая связь. Системность информационной деятельности является объективной основой представления информационной культуры в качестве сложного, внутренне противоречивого целого.

Информационная культура открывает новые возможности общественного прогресса, в совершенствовании всей жизнедеятельности человека. Она обладает универсальным содержанием, имеет всеобщий надэтнический, наднациональный и надгрупповой характер. С помощью информационной культуры человек активно усваивает социально-историческую и культурную реальность, овладевает всеми богатствами, которые выработало человечество. Она выступает как элемент социальной реальности, как ценность, атрибут непосредственного культурного бытия.

В современных условиях возникает противоречие между потребностями общества в культурно развитой личности и теми объективными процессами в обществе, которые не только не способствуют, но даже затрудняют это развитие. В условиях функционировании информационной культуры люди начинают существовать как бы в двух разных мирах. Одни из них ориентированы на природу и культуру, другие -на информационную технологию. Культура опирается на естественное, технический мир - на искусственное. Между этими мирами идет борьба, в результате которой состояние природы и состояние культуры терпят поражение от экспансии техники.

- Разнообразие форм жизнедеятельности не позволяет личности замкнутся в узкие рамки профессиональной информационной культуры, а предполагает не только усвоение определенных мировоззренческих ориентиров, но и разносторонние научные знания, усвоение эргономики, информационной безопасности. Более того, информационная культура в социокультурном аспекте предполагает формирование у личности определенных нравственных идеалов и эстетического освоения действительности. Следовательно, информационная культура в социальном аспекте предусматривает не только научное знания челевека-личности, но усвоение определенных духовно-нравственных, политических, правовых и эстетических ценностей. Человек должен не только правильно отражать объективный мир и его изменять, но и эмоционально переживать, оценивать все с точки зрения добра и зла, прекрасного и безобразного, гармоничного и негармоничного, гуманного и антигуманного.

- Важным требованием к личности в современную эпоху является ее способность к адаптации в условиях быстрых перемен. Для развития в современных условиях человек должен приобрести определенные знания, умения и навыки для успешного оперирования информацией. Однако, в связи с высокой динамикой информационных процессов в обществе, личность должна обладать качествами, позволяющими совершенствовать эти знания, умения и навыки соответственно актуальному состоянию информационных технологий. На наш взгляд, эти личностные качества в условиях информатизации общества обеспечиваются информационной культурой личности, которая становится необходимым условием существования и развития в новых условиях.

- Представления этносов об окружающем мире и друг друге, будучи феноменом общественного сознания, нередко демонстрирует полярно различное восприятие одних и тех же явлений действительности. Этнические стереотипы (в узком смысле понятий) - это естественные составные элементы самосознания этноса, своего рода «коллективные представления», помогающие людям осознать свою этническую принадлежность, свое отличие от других этнических общностей. На такие представления опираются национальные чувства, национальная гордость, патриотизм. Это схематичные нормы, стандарты самосознания общества, инструменты передачи от поколения к поколению форм социального и нравственного опыта. В этих условиях информационные технологии являются важным механизмом, через который реализуется связь между этносоциальными и этнокультурными процессами в обществе. Они позволяют более успешно решать проблемы социального развития государства, формировать информационное общественное сознание и развивать систему коммуникации, учитывая национальные, культурные, религиозные особенности регионов страны.

Мы определяем этнокультурную идентичность как сложный социально-психологический феномен, не сводимый к простому акту идентификации (отождествления, осознания общности) индивида с этнокультурным образованием, но включающий также глубинное сознательно-бессознательное переживание этой общности и культурообусловленные формы ее манифестации, как индивидуальные, так и коллективные. Этнокультурная идентичность занимает особое место в ряду прочих форм социальной идентичности в силу свойственной ей интегрирующей функции.

- Кавказские этносоциальные системы больше закрыты для внешних влияний, чем открыты. Несмотря на устойчивые и интенсивные контакты с другими культурами, кавказцы скорее стремятся приспособить к себе и ближнюю и дальнюю среду, чем меняются сами. Закрытость кавказских культур определяется жёсткими традиционными условностями и запретами, кланово-родовой системой, а также религией. Следует отметить сохранение эндогамных тенденций. В то же время северокавказские культуры всегда были доступны для «других». Так, прекрасно прижилось здесь казачество. Весьма важную роль играет горский этикет - совокупность норм, правил, регулирующих поведение человека в любой ситуации. Этикет предотвращает возможные конфликты, выполняет объединяющую функцию. Общинность — это результат внутренне-то структурирования народов по планово-родовому принципу. Семейные родовые связи переплетены с соседскими, куначескими отношениями и с отношениями, порождёнными формами искусственного родства. Современная социально-политическая ситуация ещё более актуализирует общинные отношения у всех народов. Нравственные характеристики культуры связаны со способностью придерживаться твёрдых правил и не отступать от них.

- Религиозность в системе глобального информационного общества не утрачивает своего значения, но приобретает новое качество. Если в традиционном обществе религиозное сознание и религиозное чувство формировались, контролировались и стабилизировались влиятельными церковными организациями, и индивид должен был постоянно демонстрировать свою лояльность им под страхом не Божьего суда, а вполне земной расправы (вспомним, что вплоть до 17 октября 1905 г. отказ от православной веры в Российской империи был уголовным преступлением, наказывался лишением всех прав состояния и тюремным заключением), то в условиях общества информационного типа человек получает иллюзию свободы совести. Это именно иллюзия, поскольку власть церкви и государства над совестью индивида заменяется властью общественного мнения, моды, формируемой информационной инфраструктурой общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мусаева, Зухра Мусаевна, 2008 год

1. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. / Пер. с англ. под ред. Иноземцева B.JI. / Д. Белл -М.: Academia, 1999.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995.

3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляции / Философия эпохи постмодерна. М.: Красико-принт, 1996.

4. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

5. Ван Дейк Т.А. Язык. Познание. Коммуникация. М., 1989.

6. Дарендорф Р. Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе.- М.: Наука, 2005.

7. Дарендорф Р. Современный социальный конфликт. Эссе о политике и свободе.- М.,1991.

8. Дюркгейм Э. Социология и теория познания. // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980

9. Леви-Брюль Л. Первобытное мышление. // Хрестоматия по истории психологии. М.; МГУ, 1980.

10. Лиотар Ж. -Ф. Состояние постмодерна. М., 1998.

11. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994

12. Миллс Ч. Социологическое воображение. М.: Стратегия, 2001.

13. Ортега-и-Гассет X. Человек и люди // Дегуманизация искусства и другие работы. М.:Радуга, 1991.

14. Поппер К. Нищета историцизма // Вопросы философии. 1992. № 8.

15. Спенсер Г. Социология как предмет изучения. СПб., 1897.

16. Тоффлер О. Америку ждет раскол или единство с азиатским оттенком // Независимая газета. 1994. 7 июня.

17. Тоффлер Э. Вторая волна. М.: ACT, 2002.

18. Тоффлер Э. Метаморфозы власти: знание, богатство и сила на пороге XXI века / Э. Тоффлер. М.: ACT, 2003.

19. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. -М.: ACT, 1999.

20. Урсул А.Д. Путь в ноосферу: концепция выживания и устойчивого развития цивилизации. М.:Луч, 1993.

21. Франк С.Л. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992.

22. Фромм Э. Бегство от свободы. М.: Прогресс, 1995.

23. Фромм Э. Пути из больного общества //Проблема человека в западной философии. М., 1998.

24. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М.: ACT, 2001.

25. Хантигтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1.

26. Юнг К.Г. Настоящее и будущее // Аналитическая психология: прошлое и настоящее. М., 1995.

27. Ясперс К. Духовная ситуация времени. СПб.: Белые альвы. 2005.1.. Исследования 2.1. Монографии

28. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации: Диалектика прогрессивной линии развития как гуманная общечеловеческая философия XXI века: Учебное пособие / Р.Ф. Абдеев. — М., 1994.

29. Абдуллаев М.А. Из истории философской и общественно-политической мысли Дагестана (с древнейших времен до присоединения Дагестана к России). Махачкала, 1993.

30. Авксентьев В. А. Этническая конфликтология. Ставрополь: СГУ, 1996. 4.1.

31. Арсеньева Т.И. Формирование информационной среды региона: Монография / Т.И. Арсеньева. Н.Новгород: Изд-во Нижегородского университета, 2000.

32. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М., 1989.

33. Вартанова E.JT. Информационное общество и СМИ Финляндии в европейской перспективе / Е.Л. Вартанова М.: Изд-во Московского университета, 1999

34. Ганцева Д. Этническая пресса в «простреливаемом» пространстве // Российская пресса в поликультурном обществе. // Российская пресса в поликультурном обществе. — М., 2005.

35. Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация / М.Н. Грачев М.: НОУ МЭЛИ. 1999.

36. Гусаева К.Г. Межнациональные и межконфессиональные отношения в Дагестане: от конфликтности к стабильности. Монография. -Махачкала, 2006.

37. Жданов Н.В. Исламская концепция миропорядка. М.: Международные отношения, 2003.

38. Засурский Я.Н. Система средств массовой информации России /Я.Н. Засурский М.: Аспект-Пресс, 2001.

39. Ильин И.А. Путь к очевидности. М.: Республика, 1993.

40. Иноземцев ВЛ. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы / В.Л. Иноземцев. М.: Логос, 2000.

41. История теоретической социологии. М.: КАНОН + РООИ «РЕАБИЛИТАЦИЯ» 2006. Т. 2.

42. Кастельс М. Информационная эпоха. Экономика, общество и культура / М. Кастельс М.:ГУ ВШЭ, 2000.

43. Кон И.С. Ребенок и общество: Историко - этнографическая перспектива. - М.,: Наука 1988.

44. Корконосенко С.Г. Основы журналистики / С.Г. Корконосенко. М.: Аспект-Пресс, 2001.

45. Крымшамхалов И. Карачаево-Балкаркие деятели культуры конца 19-начала 20 в. Изб. в 2 т. Т. 1. Нальчик, 1993.

46. Леонтьев А.А. Психолингвистические приемы введения в заблуждение реципиентов СМИ и политической пропаганды //

47. Психологическая экспертиза ксенофобии в средствах массовой информации. М., 2001.

48. Муртузалиев С.И. Этнопсихологические аспекты межнациональных отношений в «зоне нестабильности» (Эмпирические исследования в Дагестане и на Северном Кавказе). Махачкала, 2006.

49. Назаров М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования / М.М. Назаров. М.: УРСС, 1999.

50. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

51. Плетников Ю.К. О природе социальной формы движения. М., 1971.

52. Попов В.Д. «Тайны» информационной политики / В.Д. Попов -Якутск, 2003.

53. Попов В.Д. Информациология и информационная политика / В.Д. Попов М.: Изд-во РАГС, 2001.

54. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики / Е.П. Прохоров. -М.: Изд-во МГУ, 2005.

55. Прохоров Е.П. Исследуя журналистику / Е.П. Прохоров. М.: РИП-Холдинг, 2005.

56. Ракитов А.И. Информация, наука, технология в глобальных исторических изменениях / А.И. Ракитов. М.: Политиздат, 1998.

57. Ракитов А.И. Философия компьютерной революции / А.И. Ракитов. -М.: Политиздат, 1991.

58. Розанов В.В. Религия и культура: сборник статей. М.: Правда, 1990.

59. Савинова О.Н. Власть и общество: на пути к диалогу (региональный аспект): монография / О.Н. Савинова. Н. Новгород: Литера, 1998.

60. Сорокина В.Н. Введение в культурологию. Курс лекций / Под ред. Ю.Н. Солонина, Е.Г. Соколова. СПб., 2003.

61. Справочное пособие по истории немарксистской западной социологии. М., 1986.

62. Суханов А. П. Информация и прогресс. Новосибирск, 1988.

63. Суханов А. П., Филоненко В. Г. От гусиного пера к компьютеру. — Новосибирск, 1999.

64. Тавокин Е.П. Журналистика в информационном обществе / Е.П. Тавокин М.: Изд-во РАГС, 2005.

65. Тавокин Е.П. Массовая коммуникация: сущность и состояние современной России / Е.П. Тавокин. М.: Граница, 2005.

66. Шевченко А.В. Информационная устойчивость политической системы: Монография / А.В. Шевченко. М.: Изд-во РАГС, 2004.

67. Научные статьи, тезисы докладов

68. Абдуллаев М.А. Этнические процессы в современном Дагестане // Дагестанская правда. Махачкала. 2007, № 238 (05.09).

69. Авксентьев В.А., И.О. Бабкин, А.Ю. Хоц. Конфессиональная идентичность в конфликтном регионе // Социс. 2006. № 10(270).

70. Авшалумова JI.X. Роль культурного наследия в воспитании толерантности // Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции «Изучение культурного наследия народов России -актуальная задача». Махачкала, 2007.

71. Адзиев Х.Г. Традиции и обычаи в культурном наследии народов Дагестана // Материалы Всероссийской научно-теоретической конференции «Изучение культурного наследия народов России -актуальная задача». Махачкала, 2007.

72. Алиев М. Г. Национальные процессы и приоритеты современной национальной политики Республики Дагестан // Дагестанская правда. 2004. 23 апреля.

73. Ачкасова В.А. Чугунов А.В. Регионализация: политика и информационные технологии // Социс. 2004. № 4.

74. Баранников В.П. Матронина Л.Ф. Динамика религиозности в информационном обществе // Социс. 2004. № 9.

75. Буторин В. Я. Информационная культура общества и личность // Перестройка: диалектика обновления общества: Сб. науч. трудов. — Новосибирск, 1990.

76. Верховский А. Введение // Язык мой. Проблема этнической и религиозной нетерпимости в российских СМИ. М., 2002.

77. Виноградов В. А., Скворцов Л. В. Культура и информация // Теория и практика общественно-научной информации. М., 1992. № 2.

78. Доброхотов Р.А. Политика в информационном обществе // Полис. 2004. №3.

79. Дракер П. Посткапиталистическое общество // Новая постиндустриальная волна на Западе: Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.

80. Засурский Л.Н. Массовая коммуникация в современном мире /Я.Н. Засурский // Вестник Московского университета. Серия № 18. Социология и политология. 1999. № 3.

81. Затуливетер Ю.С. Компьютерная информация: от феномена к научной категории // Информация и развитие: Материалы междунар. науч. конф. "От истории природы к истории о-ва": (Сб. ст.). М., 2003.

82. Захаров А.В Традиционная культура в современном обществе // Социс. 2004. № 7.

83. Инглегарт Р. Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе // Новая постиндустриальная волна на Западе. М., 1999.

84. Иноземцев В.JI. Теория постиндустриального общества как методологическая парадигма российского обществоведения / В.Л. Иноземцев // Вопросы философии. 1997. № 10.

85. Локосов В.В. Влияет ли религиозность на политическую консолидацию общества? // Социс. 2006. №11.

86. Ломакина Л.И. Информациональное общество Менуэля Кастельса // Новые идеи в философии. Пермь, 2006. - Вып. 15.

87. Малашенко А. Ксенофобия в постсоветском обществе // Нетерпимость в России: старые и новые фобии. М., 1999.

88. Малькова В. Российская пресса и проблемы этнической толерантности и конфликтности // Российская пресса в поликультурном обществе: толерантность и мультикультурализм как ориентиры профессионального поведения. М., 2002.

89. Моисеев Н.Н. Информационное общество как возможный этап новейшей истории? // Экология и жизнь. М., 2006. № 8.

90. Оленев С. М. Информационная культура на рубеже тысячелетий: преемственность и новации // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конфер. Краснодар -Новороссийск, 11-14 сент. 1996: Тез. докл. Краснодар, 1996.

91. Православные, неверующие // Известия. 2004. 16.01.

92. Ракитов А.И. Перспективы информационного общества в СССР: Проблемы концепции, социально-экономические трансформации // Информатизация общественного производства. М., 1989.

93. Силяева Е. Г. Методологические основы взаимосвязей информационной культуры личности и общества // Информационнаякультура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конф. Краснодар Новороссийск, 11-14 сент. 1996: Тез. докл. -Краснодар, 1996.

94. Соловьев B.C. Чтения о Богочеловечестве // Соловьев B.C. Собр. соч.: В 15 т. Т. III. М.: ЛОГОС, 1993.

95. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики / Т. Стоуньер // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.

96. Табайди Ч., Холопов Б. Этнический ренессанс. Правомерен ли термин? // Дружба народов. 1989. № 2.

97. Тавокин Е.П. Информация как научная категория// Социс. 2006. №11.

98. Терин В.П. Основные направления исследований теории массовой коммуникации / В.П. Терин // Социологические исследования.- 1997. № 11.

99. Хангельдиева И. Г. О понятии информационная культура // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: Междунар. науч. конф. Краснодар Новороссийск, 11-14 сент. 1996: Тез. докл. - Краснодар, 1996.

100. Эмануэль Сведенборг. О небесах, о мире духов и об аде. СПб.,с 2000.

101. Батдыев А.А. Социально-философские аспекты информации. Дисс. . канд.филос.наук.- Ставрополь, 2000.

102. Валитов O.K. Социально-философские проблемы свободы средств массовой информации (СМИ) в современных условиях. Автореф. дисс. . докт.филос.наук.- Уфа, 2000.

103. Магомедова М.А.Особенности формирования гражданского общества в многонациональном регионе (на примере Республики Дагестан). Дисс. . канд.филос.наук. 09.00.11.- Махачкала, 2005.

104. Малхозова Ф.М. Социально-психологические особенности этнической толерантности в поликультурном регионе. Дисс. . канд. психол. наук. М., 1999.

105. Литература на иностранных языках

106. Bell D. The coming of post-industrial society. N. Y., 1973.

107. Clark C. The conditions of economic progress. L., 1957.

108. Coomaraswamy A. (Ed.) Essays in Post-Industrialism: A Symposium of Prophecy Concerning the Future of Society. L., 1914.

109. Demenchonok E. Tecnocratismo у cultura // Rev.cubana de ciencias sociales. La Habana, 1986.-№10.

110. Dordick H.S., Wang G. The Information Society: A Retrospective View. Newbury Park L., 1993.

111. Drucker P.E. Post-Capitalist Society / P.E. Drucker. N.Y.: Harper-Collins Publ., 1995.

112. Fourastie J. Le grand espoir du XXe siecle. P., 1949.

113. Gerstle J. La communication politique / J. Gerstle Paris: PUF, 1992.

114. Katz R.L. The Information Society: An International Perspective / R.L. Katz. N.Y.: Praeger, 1988.

115. Katz R.L. The Information Society: An International Perspective. N.Y., 1988.

116. Machlup F. The Production and Distribution of Knowledge in the United States. Princton, 1962;

117. Martin W.J. The information society. L., 1988.

118. Masuda Y. Hypothesis on the Genesis of Homo Intelligence. // Futures, 1985, v.17. № 5.

119. Masuda Y. Information Society as Postindustrial Society / Y. Masuda -Wash: World Future Soc, 1983.1981.

120. Porat M. The Information Society: Development and Measurement / M. Porat, M. Rubin. Wash., 1978.

121. Porat M., Rubin M. The Information Economy: Development and Measurement. Wash., 1978.

122. Riesman D / Leisure and Work in Post-Industrial Society // Larrabee E., Meyersohn R. (Eds.). Mass Leisure. Glencoe (III.), 1958.

123. Robertson R. Glocalization: Time-Space and Homogenity-Heterogenity. In: Global Modernities. Ed. By M. Featherstone, S. Lash, R. Robertson. L.: Routledge, 1996.

124. Stonier T. The Wealth of Information. L., 1983.

125. Veblen Th. The Theory of Business Enterprise. N.Y., 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.