Индивидуализация самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов на заочной форме обучения в вузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Деркач, Ирина Ивановна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 194
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Деркач, Ирина Ивановна
Введение
Глава I. Теоретическое обоснование индивидуализации • обучения будущих режиссеров-педагогов на заочном отделении в вузе.
1.1. Психолого-педагогические предпосылки индивидуализации образования студентов-заочников
1.2. Теоретические основания индивидуализации самостоятельной работы режиссеров-педагогов, обучающихся на заочной форме в вузе.
1.3. Инди виду ал изация образовательных программ самостоятельной работы студентов заочной формы обучения в вузе.
Выводы по главе 1.
Глава II. Экспериментальная работа по реализации индивидуальных образовательных программ самостоятельной работы студентов заочной формы обучения в вузе.
2.1. Общая характеристика осуществления экспериментальной работы.
2.2. Реализация индивидуально ориентированных ' ' образовательных программ самостоятельной работы студентов как условие индивидуализации заочного обучения в вузе.
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы.
Выводы по главе II.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Культурно-творческое развитие режиссеров - руководителей любительских театров в вузах и учреждениях культуры и искусств2008 год, кандидат педагогических наук Соколова, Надежда Николаевна
Развитие самостоятельности профессионального мышления в процессе подготовки режиссера-педагога2001 год, кандидат педагогических наук Белякова, Наталья Витальевна
Профессиональная подготовка режиссера любительского театра к социально-культурной деятельности: Методика погружения в специальность1998 год, кандидат педагогических наук Марков, Владимир Петрович
Формирование готовности к профессионально-педагогической деятельности у будущих режиссеров-педагогов2003 год, кандидат педагогических наук Бондарева, Елена Викторовна
Индивидуализация самостоятельной работы студентов-заочников в процессе изучения педагогических дисциплин2013 год, кандидат педагогических наук Царькова, Кристина Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Индивидуализация самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов на заочной форме обучения в вузе»
Современный динамично изменяющийся мир характеризуется преобразованиями во всех сферах социально-экономической, научно-технической и культурной жизни, которые затрагивают сферу образования, обостряя проблемы и противоречия подготовки будущих специалистов. В условиях модернизации системы высшего образования особое значение придается подготовке специалиста без отрыва от производства и повышению качества заочного обучения. Такие возможности заложены в усилении индивидуализации процесса обучения.
Индивидуализация процесса вузовской подготовки будущих профессионалов на заочной форме обучения обусловлена потребностью общества в специалистах, способных к творческой деятельности, в том числе и в сфере культурно-просветительской работы режиссерских специальностей.
Открытым остается вопрос повышения эффективности и качества самостоятельной работы студентов-заочников путем реализации индивидуального подхода (А.В.Беляев, В.И.Горовая, И.А.Малашихина, Г.М.Соловьев, Е.Н.Шиянов).
В целях повышения качества подготовки будущих режиссеров любительского театра организация индивидуальных форм обучения с вариацией содержания и дозировки степени сложности самостоятельных учебных заданий и особых сочетаний организационных форм и методов обучения может стать педагогически целесообразной и эффективной на заочной форме обучения.
Индивидуальный подход позволяет реализовать не только задачи обучения по определенной специальности, но и восстанавливает функцию формирования культурного самосознания студента. Задача современного культурного образования не только в том, чтобы обогатить человека разнообразными сведениями о культурах, но и помочь ему сформировать свой собственный индивидуальный культурный облик и образ [98, С. 13-18]. Особая роль здесь принадлежит будущим специалистам художественно-педагогических профессий: перед ними встает задача защиты нравственных, эстетических ценностей и идеалов, гуманистических принципов духовного мира, культивирования личностных взглядов и суждений, мировоззренческих позиций на ценностное богатство мира и реализации их в воспитании молодого поколения. Такие составляющие содержания образовательного процесса, преломляясь в призме творческого процесса, находят выражение в неповторимых произведениях современного искусства. Духовное развитие личности будущего режиссера-педагога определяет содержание индивидуального подхода к каждому студенту заочной формы обучения, его самостоятельной работе.
Индивидуализация самостоятельной работы студентов возможна на каждом этапе обучения в вузе в период сессий и в межсессионный период. Содержательной стороной процесса индивидуализации самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов является художественный материал, задания, режиссерские и педагогические задачи, подбираемые и реализуемые с учетом индивидуальных особенностей каждого студента-заочника. При проведении индивидуально-дифференцированной работы с обучающимися учитываются сложившийся опыт отношений, способы мышления, ценностные ориентации и их интересы.
Необходимо отметить взаимосвязь режиссуры и педагогики. Работа режиссера с актером есть всегда сотворение единого художественного целого, состоящего из множества различных автономных творческих процедур. Являясь разными областями творческой деятельности, режиссерская и педагогическая работа соединяются, образуя двуединый процесс режиссерского творчества.
Сопряжение понятий «режиссер» и «педагог» обусловлено театральной спецификой. По определению В.И. Немировича-Данченко, одна из составляющих сторон деятельности режиссера - «педагогическая» [122. — С. 57]. Если воспитательное воздействие на зрителя режиссер-педагог осуществляет опосредованно через спектакль, то работа над ролью возможна в результате прямого педагогического взаимодействия с исполнителями. Содержание режиссуры становится воспитательным методом в работе режиссера с актерами, учениками, осуществляя себя в создаваемых совместными усилиями сценических образах.
Педагогические знания необходимы в режиссуре. По мнению театральных педагогов, режиссерская мысль остается бесплотной, если она не обрела органического педагогического осуществления в исполнителях. В развитие театральной педагогики огромный вклад внесли ученики и последователи К.С.Станиславского: Е.Б.Вахтангов [176, С. 28], И.М. Хорчаков, А.Д. Попов [146, С.95], В.О. Топорков [172, С. 34], М.А. Чехов [115, С. 47] и др.
Понимание сущности педагогического процесса и умение его организовать необходимо любому руководителю, работающему с людьми. Педагогическое руководство творческим коллективом любительского театра, или учебным коллективом на факультете искусств в вузе, предполагает способность педагога вуза как режиссера к генерации собственных идей, обогащающих художественную, эстетическую и учебную программу. Деятельность режиссера-педагога характеризуется постоянным поиском новых педагогических средств в осуществлении воспитательно-образовательного процесса со всеми участниками коллектива и с каждым актером или студентом индивидуально.
Знания индивидуального подхода нужны будущим режиссерам-педагогам, потому как они ведут актеров в творческом процессе создания спектакля к воплощению собственного художественного замысла.
Студентам-заочникам необходима разноплановая педагогическая поддержка в поиске и овладении ими приемами и способами эффективной самостоятельной учебной работы, которая включает смысловой, целевой и исполнительский компоненты. Овладевая все более сложными действиями самостоятельной образовательной деятельности, будущий режиссер-педагог приходит к активной смысловой ориентировке, позволяющей ему отрабатывать собственные подходы к решению проблемы самообразования. Целевой и исполнительский компоненты включают в себя постановку цели, определение задач, планирование действий, выбора способов и средств их выполнения, самоанализ и самоконтроль результатов, коррекцию перспектив дальнейшей деятельности.
В ходе самостоятельной работы студент-заочник овладевает приемами работы с учебной и научной литературой, развивает умения и навыки самостоятельной познавательной деятельности, вырабатывает привычки к систематическому самообразованию. Индивидуальный подход в данном случае стимулирует умения сочетать теоретические знания с обращением к практическим ситуациям, решать задачи, приближенные к актуальным профессиональным проблемам и г вопросам, создает условия самосовершенствования, своевременного осознания своей индивидуальности -способностей и склонностей, характера ценностных ориентаций, потребностей и мотивов, интересов, темпов обучаемости и уровня интеллектуального развития, особенностей эмоциональной и волевой сферы.
Таким образом, с первых семестров у студента-заочника с помощью преподавателя формируется индивидуальный стиль работы, рождаемый стремлением к самосовершенствованию, раскрытием своей индивидуальности, своих ценностных установок — стиль непрерывного самообразования. Самостоятельная работа студента - это особым образом организованная деятельность, включающая в свою структуру такие компоненты, как: уяснение цели и поставленной учебной задачи; четкое и системное планирование самостоятельной работы; поиск необходимой учебной и научной информации; освоение собственной информации и ее логическая переработка; использование методов исследовательской, научно-исследовательской работы для решения поставленных задач; выработка собственной позиции по поводу полученной задачи; представление, обоснование и защита полученного решения; проведение самоанализа и самоконтроля.
Развитие режиссерских способностей, методы индивидуальных педагогических воздействий в формировании личности режиссера-педагога, особенности режиссерско-педагогической деятельности отражены в научных трудах современных театральных педагогов: А.Г. Бурова, Н.А. Зверевой [66, С. 18.], И.Б. Малочевской [107, С. 48], A.M. Лоламишева, А.Л. Ремеза [154, С.161], ^ В.А. Сазоновой [163, С. 12] и др.
Вопросы воспитания индивидуальности режиссеров-педагогов получили глубокое развитие в работах Б.Е. Захавы [65, С. 33], М.О. Кнебеля [85, 86], Н.В. Петрова [136, 137], В.Г. Сахновского [166, 167], Г.А. Товстоногова [199 - 202] и др.
Исследованию технологии актерского творчества и режиссуры как 'Щ> практической психологии и педагогики посвящены труды М.М. Бахтина [22, С.
23], К.Н. Виноградской [40, С. 61], П.М. Ершова [60, 61], Е.Г. Нефедовой [124, 125], В.Я. Пансо [131, С.240].
Таким образом, необходимость данного исследования определяется следующими противоречиями между: потребностью индивидуализации процесса обучения на всех его ступенях и # недостаточной разработанностью теоретических и методических положений относительно заочной формы обучения; нормативной заданностью образовательного процесса и личностными потребностями студента; диалектической взаимосвязью педагогики и театрального искусства и недостаточным ее проявлением в профессиональной подготовке студентов в ф вузах на заочном отделении; новой гуманистической парадигмой образования и реальным состоянием практики, не реализующей еще в достаточной мере современные идеи личностно ориентированного образования; необходимостью формирования индивидуализированной основы заочного обучения, нацеленной на совершенствование самостоятельной работы обучающихся в образовательном процессе, и сложившимися способами подготовки будущих режиссеров-педагогов в вузе.
Из противоречий вытекает проблема исследования: определение сущности процесса индивидуализации самостоятельной учебной работы студентов и особенностей ее реализации в обучении будущих режиссеров-педагогов заочной формы подготовки в вузе.
Цель исследования: определить педагогические условия реализации индивидуального подхода в самостоятельной работе студентов специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель» на заочной форме обучения в вузе.
Объект исследования: процесс заочной формы обучения в вузе.
Предмет исследования: педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, суть которой заключалась в том, что индивидуализация самостоятельной работы в процессе профессиональной подготовки режиссеров-педагогов заочной формы обучения будет более эффективной, если:
- в основу заочного обучения будет положен индивидуальный подход, реализующийся через индивидуально ориентированные образовательные программы самостоятельной работы, в разработке которых будут принимать участие студенты-заочники как субъекты обучения;
- реализация индивидуально ориентированных программ самостоятельной работы студентов-заочников будет проводиться на базе модульного подхода;
- в реализации индивидуально ориентированных программ предпосылкой качественного индивидуального самообразования студентов будет выступать реализация активных методов обучения, развивающих творческий потенциал студентов.
В соответствии с целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1) определить теоретические основы индивидуализации самостоятельной работы режиссеров-педагогов, обучающихся на заочной форме в вузе;
2) раскрыть педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников;
3) провести экспериментальное исследование по реализации индивидуализации самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов заочной формы обучения;
4) проанализировать результаты исследовательской работы, проверяющие эффективность разработанной экспериментальной программы.
Методологическую основу исследования составили: теория деятельности (JT.C. Выготский, А.Н. Леонтьев, М.С. Каган и др.); теория развития личности в деятельности и общении (СЛ. Рубинштейн [159, 160.], Б.М. Теплов [198, С.182.], А.А. Леонтьев [100, 101]); теория творческой педагогической деятельности (В.И. Загвязинский [62, 63], С.А. Гильманов, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров [79, 80], А.А. Мелик-Пашаев [114, С. 28]); гуманистическая психология (Р. Берне, А. Маслоу, К. Роджерс); гуманно-личностная педагогика (Ш.А. Амонашвили, В.А. Сухомлинский [190, С. 639], Е.А. Ямбург); теория личностно-ориентированного образования (Н.А. Алексеев, И.С. Якиманская); теория учебной деятельности (В.В. Давыдов [55, 56], А.К. Маркова [108, С.192], Д.Б. Эльконин [217, С.55], Г.И. Щукина [216, С.351]); художественная дидактика (Б.М. Неменский, М.О. Кнебель [86, С. 487]); теория театральной педагогики (К.С. Станиславский [181, С. 685]).
Теоретической основой исследования являются: положения театральной педагогики, посвященные воспитанию человека-творца (М.Чехов, М.О.Кнебель); положения театральной педагогики, используемые в подготовке к педагогической деятельности (Ю.П.Азаров, П.М.Ершов, И.А.Зязюн, Ж.В.Ваганова, О.С.Булатова, М.В.Жабровец, Л.С.Майковская), историко-теоретические основы включения хоровой театрализации в исполнительскую деятельность (А.Т.Тевосян), основы индивидуального подхода (А.А.Аукум, А.А.Бударный, А.М.Гельмонт, Г.А.Данилочкина, Е.П.Ильина, А.А.Кирсанов, Е.А.Климова, Г.Н.Кондратенко, В.С.Мерлина, Е.И.Пассов, Н.В.Промоторова, Е.С.Рабунский, С.Р.Ривес, И.Э.Унт).
Методы исследования определялись целью, решением теоретических и практических задач, реализованных в ходе экспериментальной работы.
В исследовании были использованы методы теоретического уровня'. изучение и анализ философской, психолого-педагогической, театрально-педагогической литературы по проблеме исследования, теоретическое моделирование.
Были использованы методы эмпирического уровня: изучение и обобщение педагогического опыта, педагогическое наблюдение, анкетирование, опытно-экспериментальная работа.
Также мы использовали статистические методы количественной и качественной обработки данных, графическое представление результатов исследования.
Научная новизна работы состоит в том, что впервые: выявлены педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников, обучающихся на специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель»: применение модульного подхода в образовательном процессе; индивидуальные образовательные программы, составленные при участии студентов; использование методов активного обучения и создание предпосылок для самообразования студентов; разработана программа изучения индивидуально-профессиональных качеств студентов-заочников как основы индивидуализации самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов; определены уровни и критерии индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников (достаточный, высокий и творческий уровни).
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что педагогические понятия, являющиеся основополагающими для нашей работы, рассмотрены и проанализированы в многоплановом аспекте с точки зрения различных психолого-педагогических, философских и антропологических подходов в различные исторические периоды. Теоретически обоснованы педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентовзаочников, будущих режиссеров-педагогов. На основе данных, полученных в ходе исследования индивидуализации самостоятельной работы, определены ее I уровни: достаточный, высокий и творческий, у Результаты, полученные в ходе экспериментального исследования, представляют собой определенное пополнение теоретико-методических сведений в изучении индивидуальной работы как фактора успешности самостоятельной работы студентов-заочников, обучающихся в высшем учебном заведении.
Практическая значимость исследования состоит в том, что ф сформулированные в диссертации идеи и положения могут способствовать успешному внедрению индивидуальных образовательных программ в общую практику самостоятельной работы студентов-заочников. Результаты исследования внедрены в практику Ставропольского государственного университета и могут использоваться в любом высшем учебном заведении при подготовке студентов-заочников режиссерско-педагогических специальностей. * Совокупность положений и выводов по модульному обучению в процессе реализации индивидуально ориентированных программ позволяет расширить варианты содержательной обеспеченности образовательного процесса в вузе на специальности режиссерского профиля. Применение предложенных педагогических условий позволяет повысить уровень индивидуализации самостоятельной работы студентов, активизировать их познавательные ^ потребности, развить профессиональные качества и расширить их субъектные функции. Направленность применяемых методов обучения на самостоятельную работу студентов способствует их профессиональному развитию. Выявленные в результате исследования уровни и индивидуализации самостоятельной работы студентов в рамках подготовки по специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель» могут учитываться в ходе организационно-педагогической работы очной формы обучения и экстерната.
Организация, база и этапы исследования.
Эксперимент проводился на базе Ставропольского государственного университета (факультет искусств). Исследованием были охвачены студенты заочного отделения I, II, III и IV курсов в период с 2002 по 2005 год. Всего участвовало 170 студентов. Наше исследование предусматривало три основных этапа.
Первый этап работы (2002 г.) связан с изучением теоретических основ проблемы, анализом литературы и педагогического опыта, знакомством с опытом работы театральных коллективов. Была разработана основная концепция исследования, определены цели, задачи, методика исследования, щ спланирован и проведен констатирующий этап эксперимента, направленный на выяснение соответствия системы подготовки студентов-заочников характеру их будущей профессиональной деятельности. Осуществлялось наблюдение за деятельностью режиссеров-педагогов и студентов. Были проведены анкетирование студентов, сопоставление результатов констатирующего среза с результатами сессионной аттестации студентов.
На втором этапе (2002-2003 гг.) разработана программа индивидуализации самостоятельной работы режиссеров-педагогов в процессе получения образования в заочной форме обучения в вузе, спроектирована и проведена опытная работа. Проверялась гипотеза, решались выдвинутые задачи, проводилась апробация результатов исследования.
Третий этап (2004-2005 гг.) включил проведение итогового контрольного ^ среза, систематизацию, обобщение и анализ результатов исследования, формулирование выводов.
На защиту выносятся следующие положения.
1. Педагогические условия индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников, обучающихся на специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель»: применение модульного подхода в ^ образовательном процессе; структура и содержание индивидуальных образовательных программ, составленных совместно с обучающимися; использование методов активного обучения и создание предпосылок для самообразования студентов.
2. Программа изучения индивидуально-профессиональных качеств ^ студентов-заочников как основы индивидуализации самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов.
3. Уровни и критерии индивидуализации самостоятельной работы.
Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе учебного процесса на заочном режиссерско-театральном отделении Ставропольского государственного университета (2002-2005 гг.). Основные положения данного щ исследования освещались на заседаниях и учебно-методических семинарах кафедры сольного пения, режиссуры и актерского искусства СГУ (2002-2005 гг.), на учебно-методическом совете факультета искусств (2002 г.).
Материалы диссертационной работы нашли отражение в докладах, обсуждавшихся на региональных научно-практических конференциях «Эвристическое образование - 6» (Ставрополь, 2003), «Эвристическое % образование - 7» (Ставрополь, 2004); X Годичном собрании Южного отделения
РАО и XXII региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (Ростов-на Дону, 2003), XI Годичном собрании Южного отделения РАО и XXIII региональных психолого-педагогических чтениях Юга России (Ростов-на Дону, 2004); в периодическом издании «Научная мысль Кавказа» (Ростов-на Дону, 2005).
Публикации: по теме диссертации опубликовано 7 печатных работ.
Структура и объем диссертации. Диссертация включает в себя введение, 2 главы, выводы, заключение и приложение. Работа изложена на 193 страницах машинописного текста, содержит 13 таблиц, 7 рисунков. Список литературы включает 233 наименования, в том числе 216 - отечественных, 17 - зарубежных авторов.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Тренинг как средство реализации художественно-педагогических задач в процессе подготовки режиссера: На материалах вузов искусств и культуры1997 год, кандидат педагогических наук Жабровец, Марина Владимировна
Формирование профессиональной компетентности будущего режиссера-педагога2007 год, кандидат педагогических наук Голованова, Юлия Сергеевна
Педагогические условия совершенствования профессиональной подготовки студентов режиссерских специальностей в вузе культуры и искусств2009 год, кандидат педагогических наук Степанова, Инна Владимировна
Педагогические условия развития компетенции самообучения студентов в системе заочного образования2012 год, кандидат наук Шестакова, Наталия Васильевна
Педагогические условия подготовки будущих режиссеров к деятельности в социально-культурой сфере2008 год, кандидат педагогических наук Кирьянова, Ольга Александровна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Деркач, Ирина Ивановна
Выводы по главе II
Исследование было спланировано и проведено в соответствии с основными подходами к организации педагогического эксперимента, разработанными Ю. К. Бабанским, В. П. Беспалько, В. И. Журавлевым, В. И. Загвязинским, В. В. Краевским, А. М. Новиковым, Е. В. Сидоренко и др. Цель экспериментального исследования состояла в апробации выделенных педагогических условий индивидуализации процесса обучения в обеспечении качества самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов, обучающихся в вузе на заочном отделении.
На первом констатирующем этапе эксперимента было проведено подробное диагностическое исследование студентов-заочников контрольной и экспериментальной групп. В ходе данного этапа эксперимента нами были исследованы мотивация выбора и освоения профессии студентами; соответствие направленности индивидуально-личностных, педагогических и режиссерских качеств и способностей студентов требованиям избранной профессии; уровень знаний и успеваемости студентов-заочников; степень их обучаемости; а также творческий потенциал. Данные показатели были необходимы для разработки индивидуальной программы обучения.
На втором формирующем этапе эксперимента внедрялась и апробировалась методика реализации индивидуально ориентированных программ самостоятельной работы студентов-заочников, обучающихся на специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель».
На третьем контрольном этапе экспериментальной работы было проведено повторное диагностическое исследование по выделенным ранее параметрам. Полученные результаты были сопоставлены с данными констатирующего этапа эксперимента, и сделаны выводы.
Выделение нами педагогических условий, включающими участие студентов в составлении индивидуального компонента образовательной программы, применение модульного подхода в образовательном процессе, использование методов активного обучения, помогло преподавателям вуза актуализировать реализацию индивидуального подхода со студентами заочной формы обучения.
Введение разработанных индивидуально ориентированных программ для студентов-заочников специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель» создали условия системной организации всей самостоятельной работы. Создание индивидуальной карты каждым студентом по анализу качества самообразования способствовало усилению контроля самообразовательной деятельности.
Заключение
Диссертационное исследование посвящено вопросу индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников, обучающихся в вузе на специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель». Актуальность исследования обусловлена преобразованиями и переменами в нашем обществе, в результате которых появилась потребность в специалистах с высшим образованием, способных эффективно использовать приобретенные знания, умения, навыки и качества в профессиональной деятельности.
Традиционные технологии, по которым обучаются студенты заочного отделения в вузе, не имеют возможности полностью учитывать специфику специальности и обучающегося контингента. В связи с этим появляется необходимость в новых гибких теоретических подходах к обучению, учитывающих особенности профессии режиссера-педагога.
Проведенное теоретико-экспериментальное исследование позволило решить поставленные задачи и получить следующие результаты.
Уточнены психолого-педагогические предпосылки индивидуализации самостоятельной работы студентов-заочников. Разработана и теоретически обоснована модель индивидуально ориентированного подхода к самостоятельной работе будущих режиссеров-педагогов, обучающихся на заочном отделении в вузе, которая базируется на требованиях государственного образовательного стандарта, уровне образованности и потребностях студентов в развитии собственной образованности. Модель представлена в виде вербального описания, является имитационной, подобна изучаемой реальности в реализации основных функций субъектов образования. В ней отражена индивидуально ориентированная образовательная программа.
Установлены и обоснованы теоретические основания индивидуализации образования студентов: системный, личностно ориентированный, индивидуальный подходы. С позиций системного подхода индивидуализация образования студентов рассматривается под углом внутренних и внешних системных свойств и связей, обусловленных целостностью объекта. Системообразующим фактором выступает цель - повышение образованности студентов. Личностно ориентированный подход направлен на самореализацию личности студента. Индивидуальный подход реализуется в плане содействия студенту в выработке индивидуального стиля деятельности. Это обеспечивается наличием индивидуальных программ деятельности и самостоятельностью при изучении предмета, учет определенных способов и приемов деятельности и возможность выполнять учебные задания разными способами, формирование положительной направленности к эффективной организации самостоятельной учебной работы.
Определены теоретические основания индивидуально ориентированных программ студентов. В качестве нижнего основания находятся требования государственного образовательного стандарта, уровень образованности и индивидуальные особенности студента, верхнего - задачи из зоны ближайшего развития студента.
Выявлены, теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия реализации индивидуально ориентированных образовательных программ.
Получено экспериментальное подтверждение эффективности предлагаемой модели.
Воспитание творческой личности, способной самостоятельно мыслить, решать художественные, идейно-нравственные, организационные задачи, выражать время своим собственным языком - одна из важнейших современных проблем театральной педагогики.
Процесс творческой деятельности, художественная ценность произведений театрального искусства, взаимодействие с коллегами по работе в театре, воспитанниками в учебных заведениях во многом зависят от профессиональных и личностных качеств режиссера-педагога.
Педагогическая стратегия заключается в воспитании самостоятельно мыслящей и действующей личности профессионала. Современного специалиста должна отличать инициатива и ответственность, способность смело принимать новаторские решения и проводить их в жизнь.
Формирование самостоятельности, как необходимой черты характера режиссера-педагога, осуществляется через единство его профессиональной подготовки, раскрытия гражданских качеств, духовного воспитания и развития способности миропонимания новой эпохи.
Для диагностики индивидуально-личностных характеристик каждого студента и готовности к самообразованию были использованы методы опроса, наблюдения, анкетирования, анализа документации и математической обработки данных. Экспериментальная работа состояла из трех этапов: контрольного, формирующего и контрольного.
На констатирующем этапе экспериментальной работы проводилось подробное диагностическое исследование студентов-заочников. Исследовались мотивация выбора и освоения профессии студентами; соответствие направленности индивидуально-личностных, педагогических и режиссерских качеств и способностей студентов требованиям избранной профессии; уровень знаний и успеваемости студентов-заочников; степень их обучаемости; а также творческий потенциал.
Перед проведением диагностического исследования на констатирующем этапе эксперимента нами были составлены критерии, наиболее соответствующие уровням готовности студентов к самостоятельной работе в рамках специальности «Режиссер любительского театра, преподаватель». В результате были выделены достаточный, высокий и творческий уровни.
Исследуя динамику мотивов выбора профессии режиссера-педагога на констатирующем этапе эксперимента в 2002 - 2003 учебном году, была обнаружена закономерность: фактически вне зависимости от года набора, от различного количественного и качественного состава групп абитуриентов, от этапов их дальнейшего профессионального обучения ответы во многом однородны и повторяемы. Выбор профессии режиссера-педагога обусловлен в основном стремлением личности реализовать собственные способности, самовыразиться, самоутвердиться, раскрыть свои потенциальные человеческие и творческие возможности, найти им действенное применение в создании театральной среды, полнее раскрыть для себя окружающий мир, войти в духовный контакт с новыми людьми, определить свою сущностную значимость в этом общении, преобразовать жизненную реальность и самосовершенствоваться, получить эстетическое наслаждение.
В результате исследования мотивации студентов всех четырех курсов на основе экспериментально полученных данных мы пришли к выводу, что преобладание личностных мотивов в выборе профессии характерно для 40,4% (соответствует достаточному уровню); социальных мотивов — для 30,4% (соответствует высокому уровню); а преобладание специфически-профессиональной мотивации — для 29,2% (соответствует творческому уровню). Полученные результаты рассчитывались как среднее арифметическое из суммы средних процентов по выбранному параметру.
Устанавливая соответствие между имеющимися у будущих режиссеров-педагогов индивидуально-личностными, педагогическими и режиссерскими качествами и требованиями данной профессии, были получены такие результаты. Средний процент низкой выраженности режиссерских и педагогических качеств - у 41,7% студентов экспериментальной группы, что соответствует достаточному уровню. Высокому уровню соответствует средний процент умеренной выраженности режиссерских и педагогических качеств — у 41,5% студентов-заочников. Средний процент наивысшей степени выраженности режиссерских и педагогических качеств был отмечен у 16,8% студентов, что соответствует творческому уровню.
Анализ успеваемости студентов-заочников с I по IV курс в начале учебного года показал, что средний процент всех студентов экспериментальной группы, равный 19,7%, соответствует достаточному уровню; равный 36,2% - высокому уровню; и равный 44,1% - творческому уровню. Степень обучаемости находилась на высоком уровне. Развитие творческого потенциала студентов-заочников на констатирующем этапе эксперимента было следующим: достаточный уровень — 66,3%, высокий уровень - 26,1%, творческий уровень -7,6%.
Таким образом, общий суммарный показатель констатирующего этапа эксперимента оказался следующим: достаточный уровень - 33,6%, высокий уровень - 46,8%, творческий уровень - 19,6%.
Все результаты, полученные по выделенным уровням готовности студентов к самостоятельной работе были отображены в виде сводной таблицы и диаграммы, из которых видно, что показатели студентов контрольной группы по некоторым пунктам превышают показатели студентов экспериментальной группы, но в основном находятся примерно на одном уровне. Полученные результаты свидетельствовали о необходимости проведения определенной формирующей работы для обеспечения эффективности самостоятельной работы студентов-заочников.
Для того чтобы убедиться в эффективности экспериментальной работы, формирующий этап проводился лишь со студентами экспериментальной группы; контрольная группа экстернов бралась с целью сравнения получаемых результатов.
Экспериментальная работа на формирующем этапе исследования велась работа по трем выделенным направлениям. С одной стороны к составлению индивидуального компонента образовательной программы привлекались сами студенты. С другой стороны, за основу в образовательном процессе студентов заочного отделения в вузе нами был взят модульный подход. И с третьей стороны, для создания предпосылок инициативного самообразования студентов заочного отделения использовались методы активного обучения. Данные направления и служили педагогическими условиями индивидуализации самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов, обучающихся на заочной форме в вузе.
В процессе формирующей работы нами были определены аспекты работы преподавательского состава вуза во время организации сессионных занятий, обеспечивающих учет индивидуальных особенностей студентов-заочников. На всем протяжении формирующего этапа эксперимента была организована работа с мотивационной сферой студентов. Данный этап эксперимента также включал работу над творческим потенциалом каждого обучающегося. Для этого также были созданы педагогические условия: положительное влияние личности преподавателя; создание творческих ситуаций; индивидуальный подход в организации самостоятельной работы; использование проблемных ситуаций и эвристических методов учебной деятельности; организованное и беспрепятственное общение с преподавателем (консультационные пункты); благоприятный климат в группе; коллективные формы работы; создание типовых ситуаций с элементами творчества; предоставление высоко качественно оборудованных аудиторий.
Третьим этапом экспериментальной работы являлся контрольный, на котором проводилась повторная диагностика по всем параметрам, обозначенным на констатирующем этапе исследования. В результате нами были получены данные, свидетельствующие об эффективности проведенного формирующего этапа эксперимента, т.к. в экспериментальной группе студентов-заочников, в которой он проводился, показатели по многим пунктам повысились и стали превышать показатели контрольной группы, в которой не было проведено формирующей работы.
Таким образом, нами была достигнута цель диссертационного исследования. Была разработана и обоснована система педагогических условий индивидуализации самостоятельной работы будущих режиссеров-педагогов, получающих высшее образование в заочной форме.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Деркач, Ирина Ивановна, 2005 год
1. Абулъханова-Славская, К.А. Активность и сознание личности как субъекта деятельности / К. А. Абульханова- Славская // Психология личности в социалистическом обществе: сб. ст.- М.: Наука, 1989.-С.75-89
2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К. А. Абульханова-Славская .-М.:Наука, 1980.-335 с.
3. Адлер, А. Практика и теория индивидуальной психологии / А. Адлер.- М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995 296 с.
4. Алиева, Е.Г. Творческая одаренность и условия ее развития / Е. Г. ^ Алиева. М.: Педагогика, 1991.-143 с.
5. Аллахвердов, В.М. О формировании психологической культуры у студентов технического вуза / В. М. Аллахвердов, Н. В. Белян, М. М. Иванов // Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в вузе: межвуз. сб. — JL: ЛГУ, 1985.- с.37-55
6. Американская социология. Персективы. Проблемы. Методы: сб. ст.: пер. ^ с англ / под ред. Т. Парсонс. — М.: Изд-во «Прогресс», 1972.-392 с.
7. Амонашвили, Ш.А. Как живете, дети?/ Ш. А. Амонашвили. М.: Просвещение, 1991.-175 с.
8. Ананьев, Б.Г. Вопросы психологии обучения и воспитания в трудах Я.А. Коменского / Б. Г. Ананьев // Советская педагогика.- 1971.- № 2.- с. 48-54
9. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания. / Б. Г. Ананьев. — Л.:Б. и., 1968.-339 с.
10. Ангелов, Ст. Проблема человека в современном научном познании / Ст. Ангелов, Д. Георгиев // Вопросы философии.- 1973.- №7.-с. 17-29
11. Андреев, В.И. Эвристика для творческого саморазвития / В. И. Андреев. -Казань: Эвристика, 1994.-97 с.
12. Арнаудов, М. Психология литературного творчества / М. Арнаудов. М.: Прогресс, 1970.-654с.
13. Архангельский, С.И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С. И. Архангельский. М.: Высш. шк., 1974. - 384 с.
14. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский. -М.: Высш. шк., 1980. -368 с.
15. Архангельский С.И. Теоретические основы научной организации учебного процесса в высшей школе / С. И. Архангельский, В. И. Михеев. -М.: Знание, 1976.-42 с.
16. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В. Г. Асеев. -М. гМысль, 1976.- 158с.
17. Бабанский, Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский. -М.: Просвещение, 1982. 192 с.
18. Барышникова, З.А. Организация самостоятельной познавательной деятельности студдентов-заочников / З.А. Барышникова . М.: Уникум-Центр, 2000.- 150 с.
19. Батенин, С. С. Человек в его истории / С. С. Батенин. Л.: Изд-во ЛГУ, 1976.-295 с.
20. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979.-423с
21. Беляева, А.П. Интегративно-модульная педагогическая система профессионального образования / А. П. Беляева. СПб.: Радом, 1997.- 225 с.
22. Беспалько, В.П. Интенсификация процесса обучения / В. П. Беспалько. -М.: Просвещение, 1987.- 255 с.
23. Бехтерев, В.М. Внушение и воспитание / В. М. Бехтерев. СПб.: тип. т-ва «Общественная польза», 1912.- 233 с.
24. Блох, О.А. Студенческие самодеятельные музыкальные коллективы в системе практического обучения / О. А. Блох // Совершенствование26
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.