Имитация, интерпретация и импровизация как этапы творческого развития младших школьников в процессе инструментального музицирования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Лукина, Елена Викторовна

  • Лукина, Елена Викторовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 156
Лукина, Елена Викторовна. Имитация, интерпретация и импровизация как этапы творческого развития младших школьников в процессе инструментального музицирования: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2008. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Лукина, Елена Викторовна

Введение

Оглавление

Глава I. Сущность и содержание имитации, интерпретации и импровизации в процессе инструментального музицирования младших школьников.

1.1. Инструментальное музицирование как процесс реализации психофизиологических особенностей младшего школьника.:.

1.2.Специфика имитации, её педагогическое содержание функции.

1.3. Содержательная характеристика интерпретации как формы сотворческой деятельности учащихся.

1.4. Сущность и содержание импровизации в процессе творческой инструментальной деятельности школьников.

Глава II. Опытно - экспериментальная работа по творческому развитию младших школьников в процессе имитации, интерпретации и импровизации

И. 1. Педагогический потенциал инструментального музицирования в развитии личности младшего школьника.

11.2. Исследование исходного уровня творческого развития младших школьников (констатирующий эксперимент).

11.3. Содержание и методы поэтапного творческого развития учащихся в процессе инструментального музицирования (формирующий эксперимент).

11.4. Результаты опытно - экспериментальной работы: анализ динамики творческого развития младших школьников в процессе освоения имитации, интерпретации и импровизации (контрольный эксперимент).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Имитация, интерпретация и импровизация как этапы творческого развития младших школьников в процессе инструментального музицирования»

Актуальность исследования. Проблема творческого развития личности школьника в процессе музыкального образования - одна из наиболее актуальных и до сих пор не решенных. Особенно активизировалось внимание ученых к возможностям творческого развития детей в процессе музыкальной деятельности, поскольку именно деятельностное освоение музыки наиболее продуктивно.

В связи с кардинальным обновлением отечественной концепции музыкального образования, осуществленным Д.Б. Кабалевским, проблема творческого развития школьников зазвучала сегодня с новой силой. Идеи Д.Б. Кабалевского получили развитие в программах и учебно — методических комплектах по музыке для общеобразовательных школ (JI.В.Школяр, В.А. Школяр, В.О. Усачева; Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина; В.В. Алеев, Т.И. Науменко, Т.Н. Кичак). Все названные программы отражают очевидное стремление авторов к творческому развитию школьников на уроках музыки.

В исторической ретроспективе идеи творческого развития учащихся получили убедительную разработку в научных трудах отечественных и зарубежных ученых: Б.В. Асафьева, Б.Л. Яворского, К. Орфа, 3. Кодаи, Э. Жака — Далькроза и др. Особое место принадлежит трудам ученых, посвятивших свою деятельность младшим школьникам и раскрывших развивающие возможности начального музыкального образования: JL С. Выготского, П. П. Блонского, В. Н. Шацкой, Н. А. Метлова, Н. А. Ветлугиной, JI. В. Горюновой и др.

В ряде фундаментальных исследований и методических работ раскрывается специфика творческого развития детей в процессе музицирования. Этой проблеме посвящены работы JI.A. Баренбойма, Г. М. Цыпина, Д.В. Зариня, С.А. Смирновой. Одним из перспективных направлений на сегодняшний день является музицирование на клавишных синтезаторах, включающее в себя элементы исполнения и сочинения ( И.М.

Красильников, Н.Н. Телышева).

В последнее время все больше внимания уделяется различным формам импровизации и сочинения музыки детьми (В.О. Усачева, JI.H. Мун, У. Юнгмайер, Б. Хазельбах и др.). Эта проблематика тесно связана с творческим развитием учащихся. Особенно актуальна она применительно к младшему школьному возрасту, когда закладываются основы творческой личности, определяющие перспективы ее развития и жизнедеятельности в будущем.

Научная разработка проблем музыкально — творческой деятельности учащихся на уроках музыки началась в 20-е годы XX века. Б.В. Асафьев, рассматривая проблемы музыкально - художественного развития учащихся, заметил, что дети с удовольствием и выразительно исполняют музыку, однако, к сочинению или хотя бы посильному ее творческому видоизменению так и не приходят. Несмотря на то, что со времени, когда Б. В. Асафьев пришел к этому заключению, прошло более восьмидесяти лет, ситуация почти не изменилась. До сих пор исполнение музыки остается основным, а иногда и единственным способом творческой деятельности школьников. Это - явное ограничение их музыкальных возможностей и творческого потенциала личности. Таким образом, проблема импровизации и сочинения музыки не только остается, но и становится вследствие своей нереализованное™: в современной школе еще более актуальной.

Поиски решения проблемы творческого развития учащихся в процессе инструментального музицирования заставили обратиться к концепции «элементарного музыкального воспитания» К. Орфа. Создавая свою систему «Шульверк», К.Орф заботился не только о музыкальном воспитании как таковом, но ставил вопрос значительно шире - о воспитании творческой личности. Он сделал акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути решения проблем. Заметим, что в отечественной педагогике такой концепции до сих пор фактически нет, несмотря на то, что некоторые пути творческого развития школьников в процессе инструментального музицирования были намечены в программе по музыке Д.Б. Кабалевского. В настоящее время потребность в разработке этой проблематики очевидна.

Следует отметить также, что современные учебники по музыке содержат значительное число заданий по музицированию, но разработанной структуры, технологии и методов ^ деятельности учителя и учащихся в них нет.

Анализ специальной литературы свидетельствует о противоречии между острой актуальностью и необходимостью творческого, развития младших школьников в процессе инструментального музицирования и недостаточной его теоретической и методической разработкой с точки зрения содержания, структуры, технологии и методов. Эта проблема обусловила тему исследования: «Имитация, интерпретация и импровизация как этапы творческого развития младших школьников в процессе инструментального музицирования».

Объект исследования - творческое развитие младших школьников на уроках музыки.

Предмет исследования - имитация, интерпретация и импровизация как последовательные этапы творческого развития учащихся в процессе инструментальной деятельности на уроках музыки в общеобразовательной школе.

Цель исследования — теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность творческого развития младших школьников в процессе освоения имитации, интерпретации и импровизации как этапов инструментальной деятельности на уроках музыки.

Гипотеза исследования: творческое развитие младших школьников в процессе инструментального музицирования станет более эффективным, если: будет осуществляться в ходе последовательного освоения имитации, интерпретации и импровизации как логически целесообразных этапов творческой деятельности; каждый из этапов будет иметь иерархическую структуру - качественные уровни, освоение которых обеспечит положительный педагогический результат; в организации инструментальной деятельности, обеспечивающей динамику творческого развития учащихся на уроках музыки, будут задействованы специальные методы.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой -исследования в нем ставятся следующие задачи:

1. Теоретически обосновать и даты научную интерпретацию этапов творческого развития младших школьников в процессе инструментального музицирования.

2. Дифференцировать качественные уровни имитации, интерпретации и импровизации и разработать педагогически целесообразные методы, обеспечивающие поэтапное творческое развитие учащихся.

3. Провести опытно-экспериментальную апробацию разработанных теоретических положений и сформулировать соответствующие методические рекомендации для учителей музыки.

Методологическую основу исследования составили принципы творческой и деятельностной природы личности; музыкальности как универсального генетического свойства человеческой природы; ценностный и личностно-ориентированный подходы, концепции корифеев отечественной музыкальной педагогики Б. JL Яворского, Б. В. Асафьева, Д.Б. Кабалевского; концепция психологии детского творчества Л. С. Выготского; теория элементарного музицирования К. Орфа; концепция развивающего музыкального обучения JI. В. Школяр; теория исполнительской деятельности Г. М. Цыпина; теории детского инструментального музицирования JI.A. Баренбойма, А.А. Пиличяускаса, И.Г Лаптева, Н.А. Ветлугиной Н.М.

Гольденберга, Д.В.Зариня и др.

Методы исследования: анализ философско-эстетической, психолого-педагогической и музыковедческой литературы по теме исследования; обобщение передового отечественного и зарубежного музыкально-педагогического опыта организации инструментальной деятельности учащихся на уроках музыки, собственного педагогического опыта; анализ результатов инструментально-творческой деятельности учащихся; наблюдение и самонаблюдение; анкетирование; разработка комплексов специальных творческих заданий; опытно-экспериментальная работа и статистическая обработка ее результатов.

Научная новизна исследования заключается в следующем.

Обоснована и апробирована логически целесообразная структура творческой деятельности младших школьников в процессе

-I. инструментального музицирования; конкретизированы основные этапы творческого развития'учащихся: имитация, интерпретация и импровизация.

Выявлены качественные характеристики каждого из этапов и ■ дифференцированы уровни творческого освоения учащимися инструментальной деятельности. Так, имитация может быть механической и: , мотивированной; интерпретация - инструментальной и художественной, а импровизация - спонтанной и творческой. Последовательное освоение этих уровней на каждом из этапов инструментально-творческой деятельности обеспечивает эффективность педагогического процесса, его положительный результат.

Разработаны методы, обеспечивающие творческое развитие учащихся в процессе инструментального музицирования: выбор сферы активности, поэтапное освоение инструментально-творческой деятельности, прогрессирующее усложнение творческих заданий, инструментально-ритмическое интонирование. Их применение обеспечивает непринужденное и заинтересованное вхождение детей в творчество, освоение его основных этапов, качественных уровней и в итоге - творческое развитие личности.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем.

Уточнено понятие «инструментально-творческая деятельность» применительно к общеобразовательной школе, дана его педагогическая интерпретация и разработано определение. Это - продуктивное инструментальное музицирование младших школьников в процессе имитации, интерпретации и импровизации, обеспечивающее творческое развитие учащихся.

Определена структура и дана содержательная характеристика качественных уровней на каждом из этапов творческого развития младших школьников, последовательное освоение которых является обязательным условием педагогической эффективности и целостности образовательного процесса.

Разработана методика и создана технология творческого развития младших школьников, основанная на применении учителем музыки алгоритма и специальных методов деятельности, обеспечивающих поэтапное и последовательное творческое развитие личности каждого ребенка.

Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем разработан и апробирован педагогический инструментарий, а также методика, применение которой обеспечивает устойчивый положительный результат. Предложенная структура творческой деятельности учащихся может быть применена, наряду с общеобразовательными, в музыкальных школах, лицеях, гимназиях, других учреждениях основного и дополнительного музыкального образования.

Результаты исследования могут обогатить содержание курсов теории и методики музыкального образования в высших педагогических учебных заведениях, а также курсов методики музыкального воспитания в средних специальных образовательных учреждениях. Материалы исследования актуальны в системе переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров для общеобразовательных учреждений.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечена: его методологической базой; подробным анализом имеющихся теоретических источников; системой методов, адекватных целям, задачам, объекту и предмету исследования; опытом многолетней профессиональной-деятельности автора в качестве школьного учителя музыки, преподавателя кафедры истории и теории музыки и музыкального образования МИТУ, руководителя педагогической практики, студентов. Полученные результаты подтверждены длительностью педагогического эксперимента, сочетанием количественного и качественного анализа его результатов.

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 10 лет и включало три этапа.

На первом этапе (1998 - 2002) изучена научная литература по философии, эстетике; музыковедению, психологии, педагогике, методике-музыкального образования; разработаны концепция исследования, его понятийный аппарат, исходные теоретические положения.

На втором этапе (2002 - 2006) проведен констатирующий и формирующий эксперимент, уточнены теоретические и методические положения исследования, содержание и методы творческого развития школьников, система творческих заданий.

На третьем этапе (2006 — 2008) осуществлены анализ и обобщение результатов опытно-экспериментальной работы, оформление текста диссертационного исследования.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования осуществлялись на базе СОШ №282, ДШИ имени М.А. Балакирева, на открытых занятиях и совещаниях методического кабинета ЦАО города Москвы. Основные положения и выводы диссертации были отражены в выступлениях на научно - практических конференциях («Современное музыкальное и художественное образование: опыт, проблемы, перспективы» - Москва, 2006 год; «Современные проблемы- и перспективы развития* педагогики искусства и художественного образования в столице» - Москва, 2006 год), а также в публикациях по теме исследования.

Опытно — экспериментальная? база исследования: учащиеся 2-х и 3-х классов ГОУ СОШ №-282 и ДШИ имени М.А. Балакирева города Москвы. Экспериментальным исследованием было охвачено 150 учащихся- 100 студентов МГЛУ, а также 50 педагогов названных, школ и членов, . методического рбъединения^у.чителей музыки^ ЦАОторода Москвы.

Положения, выносимые на<защиту.>

1. В соответствии- с классической отечественной? концепцией детского творчества, утверждающей: приоритет творческого процесса' над результатом, имитация- интерпретация, и импровизация-, составляют логически целесообразную структуру творческой деятельности младших школьников в- процессе инструментального музицирования. Эта. структура определяется: постепенным усложнением: творческой деятельности школьников, наминающейся с повтора и развивающейся до уровня сочинения музыки во время.исполнения.

2. . Каждый из названных этапов имеет различные качественные характеристики, отражающие уровни творческого осмысления учащимися собственной инструментальной деятельности. Отсюда — имитация может быть механической: немотивированной; интерпретация - инструментальной и художественной,.а.импровизация - спонтанной штворческой. Освоение этих качественных уровней обеспечивает динамику творческого- развития младших школьников в» процессе инструментального музицирования:

3. Разработанная- методика творческого1 развития^ младших школьников предполагает целенаправленное: применение следующих методов: выбора сферы активности, поэтапного освоения инструментально-творческой деятельности прогрессирующего1 усложнения творческих. . заданий, инструментально-ритмического интонирования. Их состав и последовательность обеспечивают непринужденное. и заинтересованное «вхождение» детей- в творчество, освоение: его основных этапов^ качественных уровней и в итоге - творческое развитие, актуальное для (всех сфер жизнедеятельности личности.

4. Предлагаемая система является открытой и предполагает методическое творчество учителя в плане реализации каждого из этапов на уроке музыки. Возможна их более рафинированная дифференциация и варианты применения разработанных методов, включая добавление к ним новых (по выбору учителя). При всей открытости разработанной системы ее структура, технология и уровни творческого развития учащихся остаются неизменными, поскольку определяются логической целесообразностью и практической эффективностью.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Лукина, Елена Викторовна

Выводы по II главе

Ход и результаты опытно - экспериментальной работы привели нас к следующим выводам:

1 .Констатирующий этап опытно - экспериментальной работы продемонстрировал возможность учащихся творчески проявить себя на среднем уровне лишь на первом этапе — в процессе имитации. На последующих этапах интерпретации и импровизации учащиеся проявили низкий уровень, что послужило основанием для разработки методики поэтапного творческого развития учащихся.

2. Формирующий эксперимент, проведенный с применением специальных методов (выбора сферы активности, поэтапного освоения инструментально-творческой деятельности, последовательного усложнения творческих заданий, инструментально-ритмического интонирования) и технологии, обеспечил динамику творческого развития учащихся. В результате, на этапе имитации они продемонстрировали высокий уровень, а на последующих этапах - интерпретации — преимущественно высокий, импровизации - средний.

3. Опытно - экспериментальная работа доказала педагогическую эффективность поэтапного творческого развития учащихся в процессе имитации, интерпретации и импровизации. Стали очевидными: повышение степени осознанности замысла; изобретательность и оригинальность в его воплощении с использованием предшествующего музыкального опыта; реализовалась цепочка составляющих инструментально — творческой деятельности: «слышу - чувствую - представляю — мыслю — действую -воплощаю».

Заключение

Проведенное исследование показало обоснованность разработанных теоретических положений, подтвержденных результатами опытно-экспериментальной работы. Цель исследования достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена. Доказана педагогическая эффективность иерархической структуры творческой деятельности учащихся в процессе инструментального музицирования.

Наиболее общие выводы исследования заключаются в следующем.

1. Имитация, интерпретация и импровизация представляют собой логическую последовательность, отражающую творческое развитие младших школьников в процессе инструментального музицирования. Каждый из этих этапов соподчинен с другими, имеет определенное место и значение в иерархической структуре творческой деятельности ребенка.

2. Названные этапы имеют дифференцированные качественные уровни. Так, имитация может быть механической и мотивированной; интерпретация — инструментальной и художественной, а импровизация - спонтанной и творческой. Их постепенное и последовательное освоение обеспечивает эффективное творческое развитие учащихся, которые проходят этапы повторения, технического воспроизведения, импульсивного самовыражения и в результате поднимаются до уровня мотивированного сопереживания, сотворчества, а затем и самостоятельной музыкально - творческой деятельности.

3. Динамика творческого развития в процессе имитации, интерпретации и импровизации проявилась у детей в повышении степени осознанности замысла; изобретательности и оригинальности в процессе его воплощения с использованием предшествующего музыкального опыта; реализации цепочки составляющих инструментально — творческой деятельности: «слышу - чувствую — представляю — мыслю- действую — воплощаю». Это привело учащихся к осознанию личностной значимости, позитивному самоощущению, стимулировало активное, творчески-созидательное отношение к окружающему миру.

4. Эффективное педагогическое руководство творческим развитием младших школьников предполагает применение следующих методов: выбора сферы активности, поэтапного освоения инструментально-творческой деятельности, прогрессирующего усложнения творческих заданий, инструментально-ритмического интонирования. Их использование обусловило положительную мотивацию учащихся и позитивные результаты их практической инструментально-творческой деятельности, которую мы понимаем как продуктивное инструментальное музицирование младших школьников в процессе имитации, интерпретации и импровизации, обеспечивающее творческое развитие учащихся.

5. Опытно-экспериментальная работа доказала продуктивность предложенного логического ряда - структуры, качественных уровней, методов, функций и технологии в процессе освоения имитации, интерпретации и импровизации, которые обеспечивают динамику творческого развития младших школьников в процессе инструментального музицирования.

Цель исследования достигнута, задачи решены. Перспективные направления продолжения данной работы связаны с исследованием вопросов взаимодействия инструментальной и вокально-хоровой деятельности младших школьников на уроках музыки; проблем специальной подготовки учителей музыки к освоению разработанной структуры творческой деятельности; ее преемственности, с одной стороны, с дошкольным музыкальным воспитанием, с другой - с музыкальным образованием подростков. Эти и другие проблемы требуют специального рассмотрения для углубления теории творческой деятельности учащихся в различных звеньях образовательной системы с учетом личностного развития школьников.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Лукина, Елена Викторовна, 2008 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологическая подготовка учителя'музыки. - М.: Издательство, 1992. - 112 с.

2. Абдуллин Э.Б. О начальном этапе музыкального обучения в общеобразовательных школах Японии / Музыкальное воспитание в школе, Вып.9. - М.: Просвещение, 1974. - С. 16-20.

3. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации // Начальная школа. 1999. - №1. - С. 15-19.

4. Азаров Ю.П. Трансцендентальное педагогика. М.:Ч1, 2001.- 86 с.

5. Алеев В.В., НауменкоТ.И. Программа «Интегрированные уроки искусства» 1-4 классы. М.: Просвещение, 1995.- 48 с.

6. Алиев Ю .Б .Методика музыкального воспитания детей ( от детского сада к начальной школе). — Воронеж.: Академия, 1988. 44 с.

7. Алиев Ю.Б., Белобородова В.К.и др. Программа «Музыка» 1-8 класс.-М.: Просвещение, 1993.- 90 с.

8. Амирова JI. Концепция музыкального движения как метода музыкально -эстетического восприятия./ Школа самоопределения. Шаг второй. Сб. под ред. Н. Тубельского. — М.: Политекст, 1994. 320 с.

9. Амонашвили Ш. А.Размышление о гуманной педагогике. М.: Изд. Дом Ш. Амонашвили , 1995. - 496 с.

10. Амонашвили Ш.А. Гуманно личностный подход к детям. — М.: Академия педагогических и социальных наук, 1998.-220 с.

11. Антология гуманной педагогики. Выготский / Сост. и авт. вступит, ст. А.А. Леонтьев. -М.: Просвещение, 1996.- 314 с.

12. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1983.-224 с.

13. Апраксина О.А. Музыка в воспитании творческой личности// Музыкальное воспитание в школе.- М.: Просвещение, 1975-Вып. 10.- С.4 -9.

14. Арановский М. Сознательное и безсознательное в творческом процессе композитора (к постановке проблемы)/ Вопросы музыкального стиля. JL: Музыка, 1978.- С. 140 - 156.

15. Артоболевская Л. Первая встреча с музыкой. Из опыта работы педагога — пианиста с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. М.: Сов.композитор, 1992.- 387 с.

16. Арцруни В. Оркестр в работе с детьми. Л.: Тритон, 1934.-302 с.

17. Асафьев Б. Речевая интонация. JI.: Музыка, 1965.- 286 с.

18. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. JL: Музыка, 1971.- 376 с.

19. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Д.: Музыка, 1973. - 151 с.

20. Аткинсон Р. Человеческая память и процессы обучения. Пер. с англ./ общ. редакция Ю.М. Забродина, Б. Ф. Ломова. М.: Прогресс, 1980. -528с.

21. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект. М.: Просвещение, 1990.- 192 с.

22. Бальчитис Э. О. О системе и методах обучения музыке в средних классах общеобразовательных школ/ Музыкальное воспитание в СССР, вып. 1. -М.: Сов. Композитор, 1978. С. 235 - 301.

23. Баринова М.Н. О развитии творческих способностей ученика. М.: Просвещение, 1961.- 220 с.

24. Баренбойм JI. Об основных тенденциях музыкальной педагогики XX века // Советская музыка. 1971. №8. - С. 235 - 301.

25. Баренбойм JL Карл Орф и институт Орфа // Сов. Музыка.- 1969. №5.- С.6

26. Басина Н., Суслова О. С кисточкой и музыкой в ладошке. М.: Линка — Пресс, 1997.- 120 с.

27. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики.- М.: Худ. Литература, 1975.312 с.

28. Бахтин М . Литературно критические статьи.- М.: Худ. Литература, 1985.- 183 с.

29. Бестужев — Лада И.Л. Реформа школы: почему нужна и почему не идет? // Вестник высшей школы. 1998. - №1,2.- С. 12 - 16.

30. Беркман Т. Л. Исполнительское творчество в художественном воспитании детей// Известия АПН РСФСР. 1947.- № 11. - С. 91 - 97.

31. Бернштейн А. Очерки по физиологии движения и физиологии активности. М.; Наука, 1966.- 216 с.

32. Бехтерев В.М. Значение музыки в эстетическом воспитании ребенка с первых дней его детства. М., 1916.

33. Библер В. Школа диалога культур. Частная школа // 1994. - №1.- С. 40 -46.

34. Бирюков С.Н. Импровизационность в музыке и ее стилевые типы. М.: Музыка, 1980.- 238 с.

35. Блонский П. П. Психология младщего школьника. М.: Издательство « Иститут практической психологии.- Воронеж: НПО «МОДЕК»,1999. - 574 с.

36. Бодина Е.А. История музыкально — эстетического воспитания школьников. -М.: МГЗПИ, 1989.- 82 с.

37. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М.; АПН РСФСР, 1961.- 465 с.

38. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 1998. - 1536 с.

39. Бонди С.М. О шумовых оркестрах в школе// Искусство в школе. — 1928. -№6.- С.12 16.

40. Боно де Э. Рождение новой идеи. О нешаблонном мышлении. М.:1. Прогресс, 1976.- 245 с.

41. Бороздинов А.А. Коллективное инструментальное музицирование на уроках музыки в младших классах общеобразовательной школы.- Калуга.: Мысль, 1987.-294 с.

42. Бочкарев JI. Психология музыкальной деятельности. М.: Институт психологии РАН, 1997.- 293 с.

43. Брюсова Н.Я. Детское музыкальное творчество // Искусство в школе.- М.: 1929.-С. 14-16.

44. Бублей С.П. Детский оркестр. — М.: Просвещение, 1983.- 261 с.

45. Вейс П. Ступеньки в музыку. JL: Сов. Композитор, 1980.- 114 с.

46. Вейс П. Возвышенное и земное. М.: Музыка, 1992.- 126 с.

47. Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит!- М: Просвещение., 1990.- 92 с.

48. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. М.: Просвещение,1976.- 164 с.

49. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.Просвещение, 1968.88 с.

50. Возрастная и педагогическая психология / Под редакцией проф. А.В.Петровского М.: Просвещение, 1973. - 288с.

51. Вудвордс Р. Зрительное восприятие глубины // Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. — М.: Изд-во: ЧеРо, 2002. — 632 е., с.343-382.

52. Выготский JLC. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1967.- 93 с.

53. Выготский J1. С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: В 6т. М.: Педагогика, 1983. - Т. 3. - 328 е.,

54. Выготский Л. С, Психология. М.: ЭКСМО - Пресс, 2000. - 1008 с.

55. Выготский Л. С. Психология искусства / Предисл. А.Н. Леонтьева; Коммент. Л.С. Выготского, В.В. Иванова; Общ. ред. В.В. Иванова. 3-е изд.- М.: Искусство, 1986. - 573 с.

56. Вюнш В. Формирование человека посредством музыки. — М.: Парсифаль, пер. с нем., 1998.- 280 с.

57. Гадамер Х.-Г. Текст, и интерпретация / Пер; с нем. Е.М. Ананьевой //

58. Герменевтика и деконструкция. СПб.: Детство - Пресс, 1999.- С. 202:

59. Гаймси де Гайнза В. Значение импровизации в современной методологии.

60. Гагай , В.В. Роль ; воображения в творческом мышлении, младших школьников. // Наукаш школа-. 2002. - №1. — С.32- 36.

61. Гегель Г.В. Эстетика: в 4 т. М., 1968.

62. Григорьев: Б.В. Проблемы» интерпретации:, научная; монография. М:: Прометей, 1997.- 117 с. ;

63. Гуревич JI; Продолжая'традиции. О музыкальном воспитании в Германии . / Музыкальное образование: уроки истории. Сб. Научных трудов. — М.1991.-С. Ill-129. V : :

64. Гальперин Г. Как приходят новые идеи// Хрестоматия по общей психологии: Психология мышления.- М;: Просвещение, 1981.-415 с.

65. Гальперин П. Формирование умственных действий/Хрестоматия по общей психологии. М.': Издательство Московского университета, 1981 .-С.78 - 87.

66. Голъденберг Н.М. Яворский- и1 музыкальное воспитание детей// Б. Яворский; Воспоминания; статьи и письма. М., 1964.- Т.1. - С. 283 - 290.

67. Гройсман А.Л. , Личность, творчество, регуляция состояний. — М:: Магистр, 1998.-433с. ■70;Давь1дов В.В; Виды обобщения в обучении: Логико -психологические проблемы построения учебных предметов.- М.: Просвещение, 1972.- 325

68. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. М.: Просвещение, 1986.-420 с.

69. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанная на содержательном обобщении. -Учебно-методическое издание. Томск.: Академия развития, 1992. Вып.4.-224 с.

70. Данилова JI. Игра, эмоции, музыка. .(О воспитании творческой личности в дошкольном возрасте) // Общество и дети. 1996. - №6. — с.4-5

71. Дмитриева Л.Г. Творческое развитие школьников на уроке музыки // Музыкальное воспитание в школе, 1989. Вып. 15.- С.12 - 16.

72. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе: Учеб. для студ. сред. пед. учеб. заведений. 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 240 с.

73. Евдокимова А.А. История полифонии. В 7 — ми вып. Вып 1 .Многоголосие средневековья. X XIV Века. М.: Музыка, 1983. - 454 с.

74. Загвязинский В.И. Развитие педагогического творчества учителей.- М.: Знание, 1986.- 40 с.

75. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя.- М.: Педагогика, 1981.- 159с.

76. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М.: Академия, 2001.- 192 с.

77. Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М.: Просвещение, 1968.- 372 с.

78. Идеи эстетического воспитания. В 2-х тт. Т. 1. М.: Искусство, 1973. -С 182.

79. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. М.: Издательство Московского психолого — социального института; Воронеж.: МОДЭК, 2002,- 112с.

80. Ильин В.Н. Рождение урока. -М.: Педагогика, 1986.- 188 с.

81. Имитационные обучающие системы с многовариантной структурой / НИИ проблем высш. шк. М.: НИИВШ, 1990. - С. 44-49.

82. Имитационное поведение в раннем онтогенезе: опыт исследования / М.В. Соболева / Вопр. Психологии. 1995. - с. 108 - 115.

83. Интерпретация как историко научная и методологическая проблема. Новосибирск: Наука, 1986.- 205 с.

84. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. М.: Просвещение, 1984.192 с.

85. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973.- 190 с.

86. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. -Избр.ст. -Л.:Нева, 1991.-224 с.

87. Каган М.С. Эстетическое и художественное воспитание в развитом социалистическом обществе. М.: Политиздат , 1974.- 328 с.

88. Кадцын Л.М. Музыкальное искусство и творчество слушателя. М.: Высш. шк.,1990. - С. 203.

89. Каганович Г.П. Импровизация и обучение игре на фортепиано. Сб. 1-2.-Мн., 1977.-86 с.

90. Кан Калик В.А., Никандров И.Д. Педагогическое творчество. - М.: Педагогика, 1944. - 149с.

91. Квятковский Е.В. Исследование художественных интересов школьников. -М.: Педагогика, 1974. 160 с.

92. Киященко Н.И. Цели, задачи и принципы эстетического воспитания: теория и практика. М.: Междунар. Пед. академия, 1990.- 266 с.

93. Кларин М. Инновации в обучении. Метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. — Рига: Эксперимент, 1997.- 184 с.

94. Коваленко В. Импровизация как форма музыкальной деятельности: Авт. дис. . .канд. искусствоведения. Ростов - на Дону, 1995.- 21 с.

95. Костюк Г.С. О взаимоотношении воспитания и развития ребенка. — М.: Советская педагогика, 1956. № 12.- С.40 - 52 .

96. Козырев Ю. Импровизация путь к музыке для всех/ Музыкальное воспитание в СССР, вып. 2. - М.: Сов. Композитор, 1985. - С. 252 - 269.

97. Конев А.Н. Индивидуальные технологические особенности младших школьников на основе дифференцированного обучения. М.: Просвещение, 1968.- 320 с.

98. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. — М.: Просвещение, 1990.- 154 с.

99. Корыхалова Н. П. Интерпретация музыки. JL: Нева. 1979.- 246 с.

100. Кошмина И.В., Алев В.В. Программа «Духовная музыка: Россия и Запад» (1—4 кл.).- М.: Просвещение, 2003.- 45 с.

101. Коэн В. Метод «музыкальных зеркал» (двигательные аналоги музыкального восприятия) / Искусство в школе. 1999. - №4,5.- С. 12 — 14, 6-9.

102. Красильникова М.С. Восприятие музыкального образа школьниками. -. М.: Просвещение, 1981.-88 с.

103. Критский Б.Д. Творческая импровизация детей на уроке музыки// Начальная школа. 1974. - №7.- С. 44 - 51.

104. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. М.: Просвещение, 1976.- 302 с.

105. Куприянов Б.В. Энциклопедия традиционных форм воспитательной работы // Школьные технологии. 2001. - N 4. - С. 83-93.

106. Куприянов Б.В. Классификация форм воспитательной работы // Воспитание школьников. 2002. -№№ 4, 5. - С. 19-26., С.21-29.

107. Куприянов Б.В. Мифы современного воспитания в зеркале народных традиций // На стороне подростка. 2002. - № 3. - С. 28-31.

108. Куракин А.Т. О системном подходе в теории и воспитании. М.,1974. -4.1. -С. 223 - 225.

109. Лаптев И.Г. Использование звуковысотных инструментов на уроках музыки// Начальная школа. 1980.-№8.-С. 12-16.

110. Лаптев И.Г. Оркестр в начальной школе. М.: ВЛАДОС, 2001.- 176 с.

111. Леонтьев А.Н и Лурия А.Р. Предисловие к книге Л.С. Выготского «Избранные психологические исследования». М.: Изд - во АПН РСФСР, 1956, стр.33.

112. Леонтьев А.Н. Педагогика здравого смысла. Школа 2000. — М.: ИНПРО - РЕС, 1997. - С. 9 - 23.

113. Леонтьева О.Т. Карл Орф. М.: Музыка, 1984. - 334 с.

114. Леонтьева О.Т. «Экспериментальная» музыка в основеэкспериментальной» педагогики / Сов. Музыка, 1978.- № 12.- С. 6 — 10.73 .Люблинская А.А. Учителю о воспитании младшего школьника. М.: Сов. Музыка. - 1977. - 288 с.

115. Лихачев Д.С. Очерки по философии художественного творчества. -СПб.: Рус.-Балт. информ. Центр БЛИЦ, 1999. 191с.

116. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М.: Просвещение, 1982.- 190 с.

117. Лук А. Н. Психология творчества. М.Сов.: Композитор, 1978.- 225 с.

118. Мальцев С.М. Психология музыкальной импровизации. М.: Музыка, 1991.- 88 с.

119. Мальцев С.М. Раннее обучение гармонии путь к детскому творчеству/ Музыкальное образование в СССР, вып. 2. - М.: Сов. Композитор, 1985.-С. 179-237.

120. Мальцев С.М. Учить искусству импровизации// Сов. Музыка. 1973. -№10.- С. 62-64.

121. Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч.- 2-е изд. Т. 20. - С. 545

122. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999а.- 265 с.

123. Медушевский В. Интонационная форма музыки. М.: Музыка, 1993.262 с.

124. Мелик-Пашаев А.А. Для чего и как преподавать предметы художественного цикла. — Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе. М.: Просвещение, 1990.- 178 с.

125. Методы системного педагогического исследования: Учеб. пособие (И.В. Кузьмина и др.). Л.: Изд - во Ленингр. ун - та, 1980. - 192 с.

126. Музыка. 1-8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / Под руководством Д.Б. Кабалевского. 3-е изд. - М.: Просвещение. -2006.- 224 с.

127. Музыка. 1-4 кл., 5 8 кл.: программы для общеобразовательных учреждений / В.В. Алеев, Т. И. Науменко, Т.Н. Кичак. - 2-е изд. стереотип. - М.: Дрофа, 2004. - 90 с.

128. Музыка: Энциклопедия / Под ред. Г.В.Келдыш.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.- 672 с.

129. Музыкальное воспитание в школе. Сборник статей. Авт. Предисловия и сост. О. Апраксина, вып. № 6. М.: Музыка, 1970. - 134 с.

130. Музыкальные игрушки инструменты в начальной школе / Сост. Р. С. Амлинская. - Киев.: Музыкальная Украина, 1973.-138 с.

131. Музыкальная энциклопедия. Гл. ред. Ю. В. Келдыш. Т. 2- М., "Советская Энциклопедия", 1974.- 672 с.

132. Мухина B.C. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. — 4-е изд., стереотип. М.: Изд. центр «Академия», 1999. - 456 с.

133. Мясищев В.Н. Способности и потребности: Ученые записки ЛГУ, Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1969, №287 (серия филос. наук). -Вып.4.- 368 с.

134. Назайкинский Е.В. О музыкальном темпе. М.: Музыка, 1965.- 269 с.

135. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М.: Просвещение, 1972.- 431 с.

136. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. Записки педагога. Изд. 3-е. М.: Музыка,1967. - 285 с.

137. Новосёлова С. Л. Воспитание и бучение детей раннего возраста. — М.: Просвещение, 1986. 176 с.

138. Носов Н. Виртуальный человек. Очерки по виртуальной психологии детства. — М.: Магистр, 1997.- 138 с.

139. Обухова Л.Ф.Формы и функции подражания в детском возрасте.- М.: МГУ, 1994.- 247 с.

140. Орлов Г. Древо познания. СПб.: Музыка, 1992.- 245 с.

141. Осорина М. Секретный мир детей в пространстве взрослых. — СПб.: Питер, 1999.- 92 с.

142. Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С.Рапацевич -Мн.: «Соврем. Слово», 2005. 720 с.

143. Петрова И. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников //Вопросы музыкальной педагогики, 1986. — Вып.7.- С. 6 10.

144. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: ВЛАДОС, 1994.- 384.

145. Пиаже Ж. Схемы действия и усвоения языка // Семиотика. — М., 1983. — с. 133-136.

146. Пиличяускас А. Познание музыки как воспитательная проблема. Пособие для учителя. М.: МИРОС, 1992.- 40 с.

147. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические произведения. М.: Просвещение, 1963.- 236 с.

148. Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.: Просвещение, 1994.340 с.

149. Печко Л. Эстетическая культура и воспитание человека. М.: Аквариум, 1991.- 220 с.

150. Поляков И. В. Пазельский В.В. Интерпретация: область опредиления и формы функционирования/ Интерпретация как историко научнаяпроблема. Новосибирск.: Наука, 1986.- С. 16 - 19.

151. Пономарев Я. А. Фазы творческого процесса // Исследование проблем психологии творчества. М.: ЧеРО, 1986,- 88 с.

152. Пономарев Я.А. Психология творения. — Воронеж: Институт практической психологии: МОДЭК, 1999. 475с.

153. Психология ощущений и восприятия. Хрестоматия по психологии. — М.: ЧеРо, 2002.-632 с.

154. Пятин В.А. Управление педагогическим процессом в современной школе. -М.: ВЛАДОС, 1986. 16 с.

155. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Сов. композитор, 1994.- 240 с.

156. Развитие творческих способностей школьников / Под ред. А. Матюшкина. -М.: Педагогика, 1991.- 240 с.

157. Рапацкая Л.А. Подготовка учителя музыки к формированию художественной культуры школьников. М.: Аквариум, 1992.- 294 с.

158. Раппопорт С.Х. Эстетика общения // Эстетическая культура и эстетическое воспитание. М.: Музыка, 1983. - 303с.

159. Рахимов А.З. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности. Уфа.: Издательство Башкирского педагогического университета, 1998.- 167 с.

160. Рикер П. Время и рассказ. СПб.: Нева, 1999.- 187 с.

161. Рикер П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М.: Просвещение, 1995.- 185 с.

162. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. — М.:1. Прогресс, 1998.-206 с.

163. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии СПб.: Питер. Ком, 1999. - 720 с.

164. Рунин Б.М. О психологии импровизации. Л.: Нева, 1980.- 234 с.

165. Рыбакова Э. Музицирование как форма эстетического развития детей: Дисс. .канд.Пед.наук.-М., 1991.

166. Сабурова Л. А. Диалектика стереотипного и импровизационного в творческой деятельности: Авт. цис. на соиск.уч. степени канд. фил. наук. — Свердловск, 1988.- 19с.

167. Сайклер Э.С. Творческое музицирование — основная тенденция музыкального воспитания XX века // Музыкальное воспитание в современном мире. -М., 1973.- С. 314 318.

168. Самарин. Ю.А. Воспитание воображения школьника. Л.: Нева, 1947.192 с.

169. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума: Особенности умственной деятельности школьников. М.: Просвещение, 1962.- 174 с.

170. Самсонидзе Л.С. Особенности развития музыкального восприятия. -Тбилиси.: Учитель, 1987.- 341 с.

171. Сапонов М. Искусство импровизации. М.: Музыка, 1982,- 77 с.

172. Сапонов М. Менестрели. Очерки музыкальной культуры Западного Средневековья. -М.: Пресс, 1996,- 357 с.

173. Селиванов В.В. Парадоксы художественного мышления как методологическая проблема. Вопросы методологии и социологии искусства. - Л: Музыка, 1988.- 420 с.

174. Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагогов и учащихся// Педагогика. 1997, 1997, №3. - 40 - 45с.

175. Сергеева Г.П. Программа и методические материалы по предмету «Музыка» для 1-4 кл.- М. : Просвещение, 1996.- 48 с.

176. Система музыкального воспитания Карла Орфа, Л: Нева., 1970.- 276 с.

177. Скаткин М.Н. О повышении эффективности урока.- М.: Педагогика, 1986.-264 с.

178. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Просвещение, 1984.-232 с.

179. Скребков С.С. Теория имитации полифонии. К.: Музыка, 1983.- 286 с.

180. Слободчиков В.И. Периодизация развития как основа проектирования образовательного пространства.-М1.: ВЛАДОС,1995.-304 с.

181. Слободчиков В.И., Цукерман Г. А. I енезис рефлексивного сознания в младшем школьном возрасте // Вопр. психол. 1990. №3. - С. 14—18.

182. Слободчиков ВШ., Исмев.Е.И; Психолог^человека. М. Просвещение:, 1995. - 230 с.1:88. Соболева М. В. Имитационное поведение: в.: раннем^ онтогенезе: опыт исследования// «Школа пресс», «Вопросы психологии»// М. -1995. .'-№ 4. . с. 108-112. ' .

183. Соколов М. Музыка вокруг нас. М.: Музыка,,1996!- 168 с.

184. СоловейчикС. Jli Вечная ^радость. -Ml: Музыка; 1986.- 188 с.

185. Сохор А.II. Логическая структура учебного материала. Вопросы дидактического:анализа.- М: Педагогика, 1974.- 194 с.192. . Стоковский Л. Музыкадля всех нас. М:: Музыка, 1963;-242 с:

186. Субботский Е.В. Ребёнок открывает мир. 2-е изд: СПб.:: Изд-во ■■ «Питер»^ 2005. - 334 с.

187. Сургаутайте В. О начальном этапе развития чувства ритма// Музыкальное воспитание в школе, 1970. Вып. 6.- С. 12 - 16.

188. Суслова Н.В., Подуровский В.М. Психологическая коррекция музыкально педагогической деятельности.- М.: Педагогика, 2001 .-194 с.

189. Сухомлинский В.А. Избр.пед. соч. в 3-х тт.- М., 1979 325 с.

190. Тарасов Г.С. Музыкальное восприятие щкольников: Спутник учителя музыки.- М.:Педагогика;-Пресс, 1993.- 186 с. .

191. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей: М.: Педагогика -Пресс, 1995,-324 с. \

192. Теория и методика музыкального образования детей: Научно -методическое пособие / JI.B. Школяр, М.С. Красильникова, Е.Д. Критская, В.О; Усачева^ В.А. Школяр.- 2-е изд. М-.: Академия; 2004'. -336 с. '

193. Теплов Б.М. Избр.тр. в 2-х тт.- М.: Наука, 1985.-528 с.

194. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания // Известия АН РСФСР, 1947. № 11. - С. 16.

195. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.:Наука, -1947.-377 с.

196. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников на уроках музыки в процессе целостного восприятия* различных видов искусств. М.: Прогресс, 1990.- 184 с.

197. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. — Тбилиси.: Музыка, 1961.- 412 с.

198. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1986. - 590 с.

199. Философский энциклопедический словарь / Редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А. Араб Оглы, Л.Ф. Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Сов.энциклопедия, 1989.-815 с.

200. Фрейд 3. Детский психоанализ. Спб.: Питер, 2004. - 497 е.

201. Фрумин И.Д., Эльконин Б.Д. Образовательное пространство как пространство развития: Вопросы психологии. 1993, №1-42 с.

202. Хайдеггер М. Бытие и время. М.: Просвещение, 1997.- 249 с.

203. Харькин В.Н. Импровизация. импровизация? Импровизация! — М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. 228 с.

204. Харькин В.Н. Педагогическая импровизация: теория и методика.- М.: Просвещение ,1992.- 436 с.

205. Холопова В.Н. О методике целостного анализа музыкального произведения. — Проблемы музыкального мышления и восприятия.-Ташкент.: Академия, 1972.- 480 с.

206. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Музыка,и слушатель Опыт социологического исследования. М.: Музыка, 1972,- 208 с.

207. Цыпин Г. М. Музыкальное исполнительское искусство. Теория и практика. — СПб.: Музыка, 2001.- 345 с.

208. Цыпин Г. М. «Развитие учащегося в процессе обучения игре нафортепиано» Мин. Просвещения РСФСР. МГПУ им. Ленина. Учебное пособие. М.:Просвегцение, 1975.- 360 с.

209. Цыпин Г.М. Формирование музыкально — ритмического чувства у юного пианиста // Музыкальное воспитание в школе, 1974. Вып.9.- С.4 — 10.

210. Шабашов Л .В. Оркестр детских музыкальных инструментов/ТМузыкальное воспитание в школе, 1970. Вып. 6.- С. 14 -19.

211. Шацкая В.Н. Музыка в школе и учитель// Искусство в школе, 1928.

212. Школяр В.А. Обновление содержания музыкального образования с технологических позиций: Опыт исследования проблемы. -М.; Флинта, 1999.-88с.

213. Школяр Л.В. Музыка и духовный мир школьника. Проблемы преподавания художественных дисциплин в школе. - М.: Флинта, 1999.88 с.

214. Шлейермахер Ф. Герменевтика. СПб.: Питер , 2004.- 269 с.

215. Шпет Г.Г. Герменевтика и ее проблемы // Контекст. М.: ВЛАДОС, 1990.-С.241-265.

216. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Аквариум, 1988.- 272 с.

217. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе: Кн. Для учителя. М.: ВЛАДОС, 1886.-278 с.

218. Эйнон Д. Творческая игра: от рождения до 10 лет. — М.: Педагогика Пресс, 1995.- 330 с.

219. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа/ Под. ред. Л. А. Баренбойма. -М.: Сов. Композитор, 1978.

220. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. - М.: Владос,1999.- 360 с.

221. Юсов Б.П. три вида художественного воображения: три типа художественного творчества// Культура. Искусство. Образование: Проблемы, перспективы развития Материалы международной научнойконференции,ч.2. Смоленск, 1999.- С. 24 - 30.

222. Юсов Б.П. Эстетическое развитие как интегральный фактор духовного развития личности: Комплексное полихудожественное развитие школьников. Вып.З. - М.: Просвещение, 1994. — 370 с.

223. Яворский Б.Л. Избр. соч. в 2-х тт. М.: Просвещение, 1987. Т. 11.- 740 с.

224. Якобсон П.М. Чувства, их развитие и воспитание. М.: Просвещение, 1974.- 75 с.

225. Пршожение№1 Таблица исходного уровня творческих способностей ; i

226. Ф.И. Имитация Интерпретация Импровизация?п/п ребенка

227. Абдуллова Элина 3 3 3-:. .

228. Акишина Вика 1 • 1 1 '•■■'.'3 Алехина Вера: 1 1 14 Андреева Катя 2 2 15 Анищепко Маша 3 ' 3 3 ' ■

229. Базюта. Ангелина '1: ■ 1 . 1

230. Барыкин Гоша 1; ■ 1 1 •■■■•■.■8 Бойко Аня 2 2 ■ 19 Борисов Владик Г 1 110 Босый Ваня 2 . 1 г ,11 Булавкина Катя 2 . 2. 1

231. Васильева Соняг 3 3 . ■;.'■: 313 Гончарова Катя 3 .: 314 Горюхина Аня г ■■• 1 1 '

232. ИгнатоваКсюша 3 3 з> . ' .27: Клюки на Оля. 1 1 1 28: Кляшторина Лена 1 .1 г . ". : ••29 Кляшторина Катя , 3 зг;.

233. Козлов Саша 2 2 1 : ' . ; ■-••"•31 Комиссарова Галя 2: 2 132 Королев Миша 2 2 1 ;33 Коротин Матвей 1 1 1

234. Кравцова Полина 1 1 1. ■■'■„■.■.

235. Анисифорова Наташа 3 з : 365 Братюк Павел 3 3 •3-.66 Богатырев Ринат 3 3 367 Баева Катя 3 3 368 Булатов Павел 3 3 369 Бочаров Саша; У 3 370 ■ Богданов Генрих У 3 3 . .

236. Владимиров илья У . 3 . 3i

237. Васильева Соня ; 3 ■■ 3 3 V

238. Знаешь ли ты какие-нибудь музыкальные инструменты? Если да, то назови их.- да, знаю (и могу назвать):- знаю, но не могу назвать- нет

239. Хотел бы ты сам играть на каком либо музыкальном инструменте? Если да, то на каком?- да, хотел бы играть на- хотел бы играть, но не знаю, на каком- нет

240. Нравится ли тебе играть на музыкальных инструментах на уроке музыки?- да, особенно на- не очень (у меня не всегда получается) -нет

241. Хотел бы ты научиться играть еще лучше?-да- не очень- нет

242. Любишь ли ты сочинять: сказки, истории, игры?-да- не знаю (не очень)- нет

243. Хотел бы ты попробовать сочинять музыку? -да- не знаю (боюсь не получится)- нет

244. Анкета для учителей общеобразовательных школ и студентовпедагогических вузов1. Уважаемые коллеги!

245. Мы предлагаем Вам заполнить анкету, которая поможет изучить мнение учителей музыки относительно использования интерпретации, импровизации и имитации на уроках.

246. В чем заключается разница между импровизацией интерпретацией, и имитацией?

247. В какой последовательности их лучше использовать на уроках музыки?

248. Что может дать использование этой триады:а) учителюб)ученикам1. Спасибо!

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.