Педагогические условия развития творческой активности младших школьников средствами инструментального фольклора тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Солодухин, Владимир Иосифович

  • Солодухин, Владимир Иосифович
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1999, Улан-Удэ
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 189
Солодухин, Владимир Иосифович. Педагогические условия развития творческой активности младших школьников средствами инструментального фольклора: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Улан-Удэ. 1999. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Солодухин, Владимир Иосифович

ВВЕДЕНИЕ.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ СРЕДСТВАМИ РУССКОГО ИНСТРУМЕНТАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА.

1.1 Проблема развития творческой активности в педагогических и психологических исследованиях.

1.2 Характеристика творческой активности, ее взаимосвязь с другими качествами личности.

1.3 Социокультурная роль русских народных инструментов как средства формирования творческой активности личности.

2. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ФОЛЬКЛОРНОМ АНСАМБЛЕ.

2.1 Реализация педагогических условий развития творческой активности детей.

2.2 Содержание, формы и методы развития творческой активности младших школьников в фольклорном ансамбле на основе устной традиции обучения.

2.3 Подготовка педагогов к работе по развитию творческой активности младших школьников на основе устной традиции обучения в фольклорном ансамбле.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия развития творческой активности младших школьников средствами инструментального фольклора»

Актуальность темы исследования. Происходящие в настоящее время динамичные процессы преобразований во всех сферах жизни нашего общества выдвигают на передний план проблему развития творческих начал в деятельности человека. Решать актуальные проблемы развития страны могут люди, способные неординарно и творчески мыслить, активно участвовать в создании материальных и духовных ценностей. Развивать творческую активность и инициативу личности необходимо с детского возраста, обращаясь к опыту народной педагогики, отраженному в искусстве народа. Признание приоритетности развития творческих начал личности делает актуальным обращение к инструментальному фольклору, как особому сосредоточению способов и средств формирования творческой активности личности в художественной деятельности ребенка.

Инструментальное творчество - это деятельность, направленная на создание оригинального продукта в сфере народного музыкального искусства, в процессе которой реализуется творческий потенциал индивида. Воздействие народной музыки, как средства формирования творческой активности личности, усиливается тогда, когда ребенок становится субъектом творчества. На наш взгляд одной из главных задач современной педагогической системы является интенсивное использование адекватных методов обучения при введении учащихся в мир народной музыки на активном творческом уровне, делая их соучастниками творческого акта. И важно выяснить, какие условия должны способствовать решению этой задачи. Под педагогическими условиями понимается совокупность возможностей специально создаваемых ситуаций, обстоятельств, взаимодействий, развивающих творческую активность учащихся. В традиционном обучении инструментальному фольклору такие условия создавались самой жизнью. В буднях и праздниках, обычаях и обрядах, общинных и семейных взаимоотношениях, проявлялась и развивалась творческая активность и инициатива детей. Современная фольклорная ситуация изменилась: пришли технические средства коммуникации, репродуктивный способ воспроизводства произведений фольклора и пр. Однако нельзя отказываться от такого, веками испытанного средства воспитания творческой личности, каковым и является русский инструментальный фольклор. Использование в процессе музыкального воспитания народной традиции музицирования (коллективность, устность, синкретизм, вариативность, импровизационность и т. д.) позволят не только предать забвению традицию простого накопления большого, исполняемого школьниками репертуара высокой трудности, но и развить творческий потенциал учащихся, расширив пределы использования музыкальных инструментов. Ведущая роль в этомп процессе отводится начальной школе. Именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие и качественное преобразование личности. Младший школьный возраст является сензитивным в формировании мотивов творческой деятельности и развитии познавательных интересов детей, в раскрытии творческих способностей и индивидуальности, усвоении социальных и нравi ственных норм. Народное искусство своей яркостью, эмоциональностью, образностью, естественностью оказывает влияние на эмоциональный мир ребенка, без дополнительных преобразований входит в его духовную сферу и является действенным средством развития творческих способностей. :

Однако проблема развития творческой активности младших школьников, осваивающих инструментальный фольклор на основе устной традиции, не имеет достаточного освещения в психолого-педагогической литературе, что значительно усложняет работу преподавателей, приобщающих детей к фольклору.

Возможности педагогики в творческом развитии личности, основные1 идеи и подходы рассматривались в исследованиях целого ряда ученых. Источником изучения природы человека, движущих сил его творческой активности явилась теория личности, получившая развитие в психолого-педагогических исследованиях Л.И. Анциферовой, Л.И. Божович, Д.Н. Леонтьева, Л.С. Макаренко, Ю.А. Миславского, А.В. Петровского, C.JI. Рубинштейна, В.А. Сухомлинского и др. Ученые отмечали, что именно категория личности позволяет раскрыть внутренние движущие силы человека в деятельности, поведении, отношениях к окружающему миру.

Необходимость сохранения индивидуальности человека и ее развитие всегда были предметом философского осмысления. Многие философские школы подчеркивали, что уникальность личности, ее свобода, реализуется через творчество, значение которого в жизни трудно переоценить (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, JI.H. Гумилев и др.).

Развитие личности осуществляется в разнообразной практической деятельности, преобразующей природу и самого человека. Основные положения теории деятельности развивают Л И. Божович, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.

Активность личности проявляется во всех видах деятельности. Без активности личности невозможно творчество. Проблема творчества в педагогике рассматривается как приоритетное направление. В работах Д.Б. Богоявленской, Л.Б. Ермолаевой-Томиной, Я.А. Пономарева, B.C. Шубинского и др. раскрываются методологические вопросы творчества в разных областях человеческой деятельности. Особенности художественного творчества детей, возможности его формирования были изучены Н.А. Ветлугиной, Д.Б. Кабалевским, Б.М. Неменским, К.В. Тарасовой и др. В работах П.Ф. Сиротюка, Г.Т. Стативкина, Ю.Г. Ястребова и др. рассмотрены проблемы развития творчества детей в начальном обучении игре на русских народных музыкальных инструментах. Одной из главных задач творческого развития учащихся является формирование творческих способностей. В их исследование значительный вклад внесли Б.Г. Ананьев, В.И. Кириенко, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, Б.М. Теплов и др.

Творческое развитие личности активнее протекает в познавательной деятельности. Изучением влияния познавательной деятельности на творческое развитие личности ребенка занимались многие ученые. Большой вклад в изучение роли обучения в развитии личности ребенка внесли В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, Н А. Менчинская, JI.B. Занков, Д.Б. Эльконин и др.

Привлекают внимание исследования по формированию познавательной активности школьников в процессе обучения и воспитания и изучению влияния этой активности на развитие личностных качеств детей А.К. Макаровой, Г. Ц. Молонова, Г. И. Щукиной и др.

Достаточно много исследований посвящено проблемам методов и средств формирования творческой активности личности. Роль фольклора в развитии инициативности личности младших школьников рассматривалась JT.JI. Куприяновой, Л.И. Боровиковым, А.Г. Болгарским, Р.Н. Фрисом и др.

Роль учителя в процессе развития художественно-творческих способностей личности исследовали О.А. Апраксина, Г.Г. Виноградова, А.Н. Леонтьев, К.В. Павлик, Н.П. Сакулина, А.П. Усова и др.

Анализ публикаций, диссертационных исследований показал, что проблема формирования творческой активности детей средствами инструментального фольклора не рассматривалась как отдельная теоретическая и практическая проблема. Однако, невозможно приобщить детей к русскому традиционному инструментальному искусству, не ознакомив их с бытовавшим веками народным музыкальным языком и мышлением. Эти исходные позиции обусловили выбор темы нашего исследования: «Педагогические условия развития творческой активности младших школьников средствами инструментального фольклора».

Целью нашего исследования является теоретическое обоснование комплекса педагогических условий развития творческой активности младших школьников средствами инструментального фольклора и разработка эффективных путей реализации выявленных условий.

Объектом исследования является творческая активность младших школьников.

Предметом исследования является выявление педагогических условий развития творческой активности младших школьников средствами инструментального фольклора.

Гипотеза исследования - творческая активность младших школьников, занимающихся инструментальным фольклором, будет развиваться более успешно, если реализовать совокупность педагогических условий, включающих в себя:

- ориентацию содержания художественной деятельности на развитие творческого потенциала личности;

- учет и использование в педагогическом процессе особенностей народно-творческой среды, создающей положительную мотивацию к занятиям русским инструментальным фольклором;

- осуществление профессионального педагогического руководства творческой деятельностью детей с привлечением комплекса средств и методов народной педагогики;

- развитие всех элементов структуры творческих способностей личности (эмоциональности, воображения и фантазии, ассоциативного мышления и др.) в процессе реализации методики донотного обучения младших школьников на основе устной традиции обучения.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования обусловили выдвижение и решение следующих задач исследования:

- уточнить содержание понятия «творческая активность младших школьников, занимающихся инструментальным фольклором»;

- определить педагогические условия развития творческой активности личности младших школьников, осваивающих инструментальный русский фольклор на основе устной традиции;

- выявить социокультурную роль русских народных инструментов как средства формирования творческой активности личности;

- разработать и экспериментально подтвердить содержание и методику развития творческой активности детей младшего школьного возраста в традиционном фольклорном ансамбле (на примере общеобразовательной и музыкальной школы); - выработать практические рекомендации для руководителей фольклорных коллективов по методике формирования творческой активности школьников на основе народно-творческого материала.

Методологическую основу исследования составляют положения современной философии о необходимости гуманизации педагогического процесса, субъектности всех его участников Е.А. Ануфриева, В.П. Зинченко, В.А. Сухомлинского и др.; о деятельности как активной форме преобразований и о человеке как субъекте деятельности JI.C. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Петровского и др.; а также положения психологии и педагогики, искусствоведения и этнографии, раскрывающие закономерности творческой деятельности младших школьников, осваивающих инструментальный фольклор.

Методы исследования. Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: изучение и обобщение опыта по развитию личности в работе фольклорных коллективов общеобразовательных и музыкальных школ; анализ социально-философской, психолого-педагогической, искусствоведческой литературы; проведение опытной работы и постановка формирующего эксперимента по специально разработанной программе; проведение в ходе эксперимента наблюдения, опросов, анкетирования, метода самооценки и экспертной оценки, анализа документации и творческих работ детей.

Социологический, психолого-педагогический анализ опыта работы фольклорных коллективов по формированию творческой активности младших школьников и опытно-экспериментальная работа проводились в школах Республики Бурятия, Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусства. Базой научного исследования явились Средние школы №

19 и 31 г. Улан-Удэ, Тарбагатайская средняя школа, ДМШ № 4, 2, 6, фольклорные коллективы Городского дворца детско-юношеского творчества г.Улан-Удэ.

Научная новизна исследования заключается в теоретическом обосновании развития творческой активности младших школьников средствами инструментального фольклора и выявлении педагогических условий, влияющих на ее формирование; в разработке методики формирования творческой активности личности в фольклорном ансамбле, осваивающим устную традицию музицирования; в диагностике развития активности младших школьников в творческой деятельности.

Практическая значимость. Заключается в разработке методики развития творческой активности младших школьников в фольклорном ансамбле устной традиции; методики подготовки студентов ВСГАКИ к работе с фольклорным ансамблем устной ориентации по развитию творческой активности учащихся. Результаты исследования внедрены в практику фольклорных ансамблей г.Улан-Удэ, в учебный процесс Восточно-Сибирской государственной академии культуры и искусств. Разработаны программа спецкурса «Основы этнопедагогики», программа-практикум по методике работы с фольклорным ансамблем ложкарей, учебное пособие «Развитие творческих способностей младших школьников средствами инструментального фольклора», которые могут быть использованы при изучении дисциплин психолого-педагогического блока и специализации.

Достоверность исследования обусловлена методологической обоснованностью теоретических позиций, адекватностью использования педагогических, психологических методов исследования предмету, цели, задачам исследования; результаты проведенной опытно-экспериментальной работы показывают позитивные изменения в динамике развития активности школьников в процессе традиционного русского инструментального творчества.

Исследование проведено в четыре этапа.

Первый - (1987 -1993г.г.) изучение опыта работы фольклорных коллективов, литературы по проблеме исследования; определение задач, гипотезы исследования; начало опытной работы с фольклорными детскими коллективами, уровня активности школьников в процессе инструментального творчества.

Второй - (1993 -1995г.г.) проведение опытно-экспериментальной работы в общеобразовательных и музыкальных школах с использованием методов педагогической диагностики: наблюдения, анкетирования, беседы с преподавателями и родителями, изучения творческих работ детей.

Третий - (1995 -1996г.г.) разработка теоретических и методических подходов в проведении формирующего эксперимента по реализации методики развития творческой активности младших школьников с учетом педагогических условий ее становления. Определение критериев, показателей диагностики развития активности.

Четвертый - (1996-1997г.г.) распространение и внедрение теоретических и практических результатов исследования в школах (общеобразовательных и музыкальных) Республики Бурятия, оформление полученных результатов в диссертационное исследование.

Апробация результатов и выводов исследования осуществлялась путем публикации промежуточных материалов, внедрения методических рекомендаций в практику школ, внешкольных учреждений. Автор выступал с сообщениями на научно-практических конференциях в Бурятском, ГорноАлтайском, Кемеровском, Чебоксарском пединститутах, в Тюменском, Пензенском, Кемеровском институтах культуры, ВСГАКИ. Соискателем прочитаны циклы лекций на курсах усовершенствования руководителей фольклорных коллективов РНМЦ НТ Бурятии, на методических объединениях учителей в ДМШ № 4, 6, в средних общеобразовательных школах № 31, 19 г. Улан-Удэ.

На защиту выносятся следующие положения:

1 .Необходимость ориентации на развитие творческой активности младших школьников обусловлена гуманистической парадигмой, в которой сущность образования и воспитания направлена на развитие индивидуального своеобразия личности.

2.Творческая активность - интегративное качество личности, характеризующее деятельность человека, направленную на решение творческих задач, результатом которых является новизна, значимость для личностного развития.

3. Условиями развития творческой активности младших школьников являются ориентация содержания художественной деятельности на развитие творческого потенциала личности; учет и использование в педагогическом процессе особенностей народно-творческой среды, формирующей положительную мотивацию к занятиям русским инструментальным фольклором; осуществление профессионального педагогического руководства творческой деятельностью детей с применением комплекса средств и методов народной педагогики; развитие всех элементов структуры творческих способностей личности (эмоциональности, воображения и фантазии, ассоциативного мышления и др.) в процессе реализации методики донотного обучения младших школьников на основе устной традиции обучения.

Диссертация состоит из введения, двух глав, списка литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Солодухин, Владимир Иосифович

Выводы по первой главе:

- активность личности - это единство отражения, выражения и реализации внешних и внутренних тенденций в жизни личности; это категория, которая позволяет раскрыть внутренние, движущие силы личности, сказывающиеся во всех формах ее объективации, поведения, отношений с окружающим миром и людьми; творческая активность - сложное психолого-педагогическое образование, которое наиболее интенсивно развивается в младшем школьном возрасте и представляет собой характеристику деятельности человека, направленную на решение творческих задач, ориентированных на новизну, значимую для личностного развития ребенка;

- учитывая особенности младшего школьного возраста, следует рассматривать учебно-творческую деятельность детей как основное условие развития творческой активности детей; проблема развития творчества детей и активности личности в творчестве является предметом исследования педагогов и психологов разных стран, это закономерно, так как творчество выступает важнейшим критерием развития личности;

- в этом плане особенно важно детское творчество, которое субъективно, потому что новизна, возникающая в творческом процессе значима для развития личности ребенка, его индивидуальности;

- огромную возможность в плане формирования творческой активности личности имеет русский музыкальный фольклор, и как часть его музыкальное исполнительское творчество, которое осуществляется в рамках учебно-воспитательного процесса фольклорного ансамбля;

- учебно-воспитательная деятельность в фольклорном коллективе под педагогическим руководством организует обучение младших школьников народному исполнительству; решает творческие задачи и развивает творческие способности детей, от которых зависит успешность развития творческой активности: воображение и фантазию, музыкальность и музыкальное мышление; при этом ребенок должен проявлять заинтересованность и эмоциональную отзывчивость на содержание, и процесс творческой деятельности; изучение традиционных русских народных инструментов выполняет большую воспитательную и образовательную функции: способствует становлению национального самосознания школьников, осмыслению национальной принадлежности, воспитывает любовь и уважение к истории народа, его таланту, раскрывает мировоззренческие и эстетические основы народной культуры. В исполнительской деятельности учащихся раскрываются закономерности художественного народного мышления, бесписьменный способ передачи народной мудрости, который соединяет процесс обучения с творчеством; народному творчеству, его педагогической функции соответствует своеобразная педагогическая технология, которая через слово, совместную с взрослыми творческую деятельность и общение передает социальный и эстетический опыт, создает своеобразную «воспитательную среду», которая способствует аккультурации ребенка в собственной национальной культуре, выступает как посредник между современностью и историей. Использование традиционного инструментального творчества в фольклорном ансамбле способствует развитию сущностных сил ребенка, его дарований, таланта, музыкальных способностей; идеи народной педагогики, лежащие в основе обучения на традиционных русских народных инструментах, опираются в своих методах на ненавязчивость, опору на интересы ребенка, активные формы взаимодействия разновозрастного коллектива.

2. ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ФОЛЬКЛОРНОМ АНСАМБЛЕ

2.1 РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ

Как уже отмечалось в первой главе, развитие творческой активности младших школьников ставит целью формирование креативности, как качества личности, развитие творческих способностей, становление устойчивого интереса детей к русскому инструментальному фольклору. Для реализации поставленной цели, посредством учебной и воспитательной работы в фольклорном ансамбле, мы определили решение следующих задач:

- изучить специфику процесса развития творческой активности у детей младшего школьного возраста;

- определить наиболее значимые педагогические условия, от учета которых зависит успех педагогического процесса по развитию творческой активности детей;

- выявить критерии и разработать уровни развития творческой активности младших школьников, определить основные пути и этапы, обеспечивающие решение задач формирования творческой активности в процессе изучения инструментального фольклора;

- разработать содержание деятельности преподавателя, руководителя фольклорного коллектива в развитии творческой активности младших школьников;

- реализовать педагогические условия в развитии творческой активности младших школьников в процессе освоения инструментального русского фольклора в фольклорном ансамбле.

На основе поставленных задач мы разработали последовательность опытно-экспериментальной работы по развитию творческой активности детей средствами инструментального фольклора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Происходящее социальное реформирование общества и системы образования, в частности, дает шанс расширения возможностей компетентного выбора личностью саморазвития и жизненного пути, в котором фольклору отводится активная роль. Стратегия поиска педагогических технологий становится стратегией построения развивающего образа жизни в различных обучающих и воспитывающих средах. Создание такой среды возможно в учебно-воспитательном процессе школы через организацию народно-творческой деятельности младших школьников в фольклорном ансамбле.

Только в активной деятельности происходит развитие личности. Активная познавательная, общественная, творческая деятельность способна удовлетворить потребности ребенка, способствует его самоутверждению и развитию. Активность личности - это единство выражения и реализации внешних и внутренних тенденций в жизни личности; это категория, которая позволяет раскрыть внутренние движущие силы личности, сказывающиеся во всех формах ее объективации, поведения, отношений с окружающим миром и людьми. В развитии личности ребенка активность выступает свойством и условием развития. Для активного развития ребенка необходимо включить его в творческую деятельность. Творческая деятельность - это самостимулирующийся процесс, который характеризует «стремление реализовать себя, дать себе, через себя самого объективность в объективном мире и осуществить (выполнить) себя» [41.С.12]. Творческая деятельность имеет ряд характеристик: социальную или личностную значимостью, наличие элементов новизны, использование нетрадиционных путей ее решения.

Проблема детского творчества и развития активности личности в творческой деятельности является предметом исследования педагогов и психологов разных стран, это закономерно, так как творчество выступает важнейшим критерием развития личности. В этом плане особенно важно детское творчество, которое субъективно, потому что новизна, возникающая в творческом процессе социально значима для развития личности и индивидуальности ребенка.

Творческая активность наиболее интенсивно развивается в младшем школьном возрасте и представляет собой сложное интегративное качество личности, характеризующее деятельность, направленную на решение творческих задач, ориентируемых на новизну, значимую для личностного развития ребенка. Учитывая особенности младшего школьного возраста, развитие творческой активности детей осуществляется в учебно-творческой деятельности.

Учебно-творческая деятельность, как и всякая другая деятельность, побуждается потребностями ребенка и имеет свою мотивационную сферу, в основе которой лежат духовные потребности личности. Краеугольным камнем в формировании творческой активности личности младшего школьника выступают познавательные интересы, которые стимулируют развитие личности. Когда ребенку интересно он проявляет пытливость ума, энергично действует.

При всей многогранности творческого процесса в нем особое место занимает воображение. Оно играет главную роль в творческой активности, а уже на его фоне вырисовываются другие психические процессы. Творческая деятельность подразумевает создание образов, отражающих действительность с какой-то новой стороны, в каких-то неизвестных связях и взаимоотношениях, когда в образах конструируются новые модели действий или предметов. Сущность творческого воображения заключается в том, чтобы на основе имеющихся знаний, представлений и наблюдаемых фактов создавать что-то новое. Тесная взаимосвязь прослеживается между творческой деятельностью и эмоциональной сферой личности. Ребенок должен получать удовлетворение и радость от проделанной работы. Отсутствие страха, отрицательных эмоций и настроений - вот отличительные черты эмоциональной атмосферы царящей в процессе учебно-творческой деятельности. Творческая деятельность в достаточной мере раскрывает способности и дарования ребенка, под которыми понимаются те психические свойства и качества личности, которые служат необходимым условием высококачественного выполнения конкретного вида деятельности. Процесс развития творческих способностей - процесс управляемый, поэтому в нем велика роль учителя, который организует целенаправленную работу по развитию творческой активности школьников в условиях музыкально-творческой деятельности.

Управляя обучением младших школьников народному исполнительству, преподаватель решает творческие задачи и развивает способности детей, от которых зависит успешность проявления творческой активности: эмоциональность, воображение и фантазию, музыкальность и музыкальное мышление.

Как показало исследование, успешность выполнения данной задачи зависит от реализации комплекса педагогических условий, и в частности, организации народно-творческой воспитательной среды, которая включает в себя этнокультурные условия, семью, школу, социальные институты и т.д. Создаваемая в фольклорном ансамбле народно-воспитательная среда позволяет развивать креативность младшего школьника и включает в себя: среду этническую: язык народа, его менталитет, материальную и духовную культуру, систему обрядов и праздников, традиций, современное состояние культуры этнической территории, верования и др.; среду звучащую: народная музыка в записи, в исполнители носителями устной традиции из народа и профессиональными артистами, наконец, звучание самих инструментов; среду творящую: специфика фольклорного творчества, методы творчества, заключенные в фольклоре; среду воспитательную: семья, разновозрастной детский коллектив, коллектив сверстников, общественность.

Создаваемое вокруг ребенка творческое поле, позволяет более эффективно вовлекать его в освоение фольклора и развивать творческую активность. Это происходит в рамках организованного учебно-воспитательного процесса. Так, совместные репетиции с профессиональными артистами, выступления на концертах и праздниках способствуют заинтересованности детей и проявлению самостоятельности мышления и творческого воображения. Создаваемая ретроспектива «деревенской избы» в оформлении кабинета, звучание традиционной народной музыки воздействует на эмоционально-образный мир ребенка, привлекая его к фантазированию и претворению своих фантазий в жизнь, т.е. к музицированию.

Нами доказано, содержание художественной деятельности детей в фольклорном ансамбле должно быть ориентировано на развитие детского творчества. Филогенетические принципы фольклора подразумевают этот подход, фольклор выступает не как сумма исполненных или прослушанных произведений, а как фольклорная деятельность самих детей, в которой раскрываются закономерности художественного мышления в устной традиции, бесписьменный способ передачи народной мудрости. Этот подход позволяет привлечь в учебно-творческой деятельности всего развивающего комплекса фольклора: устности, передачи музыкального материала из уст в уста, по памяти, по слуху, зрительно; синкретичности всех жанров и форм существования фольклора, логику мышления, которого мы можем наблюдать в ритмической основе наигрыша, танца, резьбы по дереву, плетении и пр.; коллективности в исполнении и хранении, воссоздании произведений фольклора и т.д. Уже в самом этом комплексе заложены основы творческого проявления личности. Творческие усилия школьников проявляются уже в том, чтобы запомнить и воссоздать произведение фольклора. В исполнении произведений традиционного народного творчества ребенок проявляет свою индивидуальность, показывает свой путь постижения народного искусства.

Из этого вытекают и формы проведения работы по формированию творческой активности детей: синтетические занятия-репетиции, объединяющие все виды русского фольклора (пение, танец, слово, инструменты), на которых происходит комплексное развитие индивидуально-психических особенностей личности ребенка: слуха, музыкальной памяти, ритма и всего комплекса музыкальности; привлечение к занятиям разновозрастного коллектива, который позволяет осуществлять преемственность поколений в освоении инструментального фольклора. При этом особую роль играет то, что младший школьник выступает партнером, соавтором, который начинает играть уже с первого занятия, присоединяясь со своей несложной партией к общему исполнению, при этом ребенок должен проявляет заинтересованность и эмоциональную отзывчивость на содержание, и процесс творческой деятельности; изучение традиционных русских народных инструментов реализует воспитательную и образовательную функции, так в исполнительской деятельности учащихся раскрываются закономерности художественного народного мышления, бесписьменный способ передачи народной мудрости, который соединяет процесс обучения с творчеством. Изучение инструментов русского народа более продуктивно осуществляется в единстве познавательной, художественно-творческой, эмоционально-ценностной деятельности. Через включение детей в эти виды деятельности развитие творческой активности протекает более эффективно. Этому способствует и комплекс традиционных методов обучения игре на музыкальных инструментах.

В процессе экспериментальной работы были применены следующие методы обучения детей игре на музыкальном инструменте: индивидуальное приспособление к инструменту, раннее приобщение к творческой деятельности (импровизация), приобщение к публичным выступлениям. С целью более интенсивного развития творческой активности младших школьников занятия фольклором строились по принципу от занимательности к углублению знания о предмете и затем к самостоятельной творческой деятельности. На занятиях материал строился таким образом, чтобы удивить детей. Он был пропитан новизной и занимательностью с использованием игровых приемов обучения. Через игру дети постигали простейшие приемы импровизации, которые в последствии усложнялись, подводя ребенка к самостоятельной собственной импровизации.

Диагностика результатов показала, что реализация педагогических условий развития творческой активности имеет положительный результат. Однако для проведения такой работы необходимо подготовить специалистов, знакомых с традиционным народным инструментальным исполнительством.

Для этого необходимо сформировать готовность будущих руководителей к работе с фольклорным коллективом устной традиции. Под готовностью к реализации педагогических условий развития творческой активности младших школьников в фольклорном инструментальном ансамбле нами понимается интегративное психолого-педагогическое образование, характеризующееся установками на творческую деятельность, осознанием своих профессиональных обязанностей. Готовность к профессиональной деятельности - важный компонент подготовки специалиста осуществляемый в годы обучения в Вузе, который требует овладения разнообразными знаниями, умениями и навыками, получаемыми в процессе изучения таких дисциплин как «Фольклор», «Этнография», «Этнопедагогика» и др. Одним из важных направлений в подготовке специалиста является, создание учебно-творческих коллективов. Студенты, занимаясь в фольклорном ансамбле, осваивают народную инструментальную традицию и учатся передавать её другим, готовятся к развитию творческой активности детей средствами русского инструментального фольклора.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Солодухин, Владимир Иосифович, 1999 год

1. Абульханова -Славская К.А. Типология активности в социальной психологии / Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987. - С. 10 -14.

2. Абульханова -Славская К.А. Деятельность и личность. М.: Наука, 1980. - С.70.

3. Активность личности в обучении (психолого-педагогический аспект) / Сб. науч. тр. М.: НИИВШ, 1986. - 192 с.

4. Активизация творческой деятельности детей младшего школьного возраста: Сб. научных трудов. Свердловск, 1984. - 84 с.

5. Алексеев Э.Е Фольклор в контексте современной культуры (Рассуждения о судьбах народной песни). М.: Советский композитор, 1988. - 237с.

6. Алексеев В.А. Русская народная песня в нравственно-эстетическом воспитании младших школьников: (на материале внеклассных занятий в 1-2 классе): Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М, 1985. 18с.

7. Алексеев В.А. Использование музыкального фольклора в эстетическом воспитании младших школьников: Метод рекомендации. Курган: ИУУ,1987.-62 с.

8. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1974.

10. Ю.Аникин В.П. Фольклор как коллективное творчество народа. М. Наука, 1969.-200с.

11. П.Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. -Казань: Изд-во Казанского ун-та,1988.-237 с.

12. Андрюшенков Г.И. Формы и методы и методы работы с самодеятельным инструментальным ансамблем: Учеб. пособие. Л.: ЛГИК им. Н. К.Крупской, 1984.-78 с.

13. З.Анциферова JI.И. К психологии личности как развивающейся системы /Психология формирования и развития личности. М., 1981. - С. 212-242.

14. Н.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

15. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост., вступительное слово, комментарии И.И. Земцовского, А.Б. Кунанбаевой. Л.: Музыка, 1987. - 247 с.

16. Асеев В.Г. Мотивация поведения формирования личности. М.: Мысль, 1976.

17. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984.

18. Афанасьев С.Л. Работа с детским ансамблем ложкарей: Методическое пособие. М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1985. - 117 с.

19. Афанасьев С.Л. Развитие музыкальных способностей детей в клубном фольклорно инструментальном ансамбле: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М.: МГИК, 1989. - 16 с.

20. Бабенко Л.С. Методы и приемы развития интереса к народной музыке у детей младшего школьного возраста // Музыкальное воспитание в школе. -М„ 1979. Вып. 14. - С. 12-23

21. Балашова С.С. Изучение музыкального фольклора с учетом специфики противоречий учебного процесса (на материале курса «Народное музыкальное творчество» в пед. вузе): Дис. . канд. пед. наук. М., 1989. -235с.

22. Банин А. А. Очерк истории изучения русской инструментально-музыкальной культуры бесписьменной традиции / Музыкальная фольклористика. Вып.З,- М., 1986 - С. 135.

23. Бардаханов П.Ф., Молонов Г.Ц. О развитии познавательной активности учащихся: (Из опыта работы учителей Бурятии). Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1983. - 101с.

24. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства.1. Л.,1969.

25. Баренбойм JI.A. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.,1974.

26. Бражников М. В. Статьи о древнерусской музыке. М.: Музыка, 1975. -120 с.

27. Белякова Г.А. Фольклор в третьем классе // Музыка в школе. 1987. -№ 3. - С.22-24.

28. Белянкин А.А. Русские скоморохи. М.: Музыка, 1975. - С.177-178

29. Беседы К.С. Станиставского. М., 1947,- 240 с.

30. Богатырев П.Г. Русское народное поэтическое творчество. М.,1956,-617с.

31. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96 с.

32. Бодалев А.А. Формирование понятия о другом человеке как личности. -М.,1970.

33. Бодунов М.В. Структура формально- динамических особенностей активности личности // Вопросы психологии. 1977. - № 6. - С.129-134.

34. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968. - 464 с.

35. Божович Л.И., Славина Л.С. Психическое развитие школьника и его воспитание. М.: Знание, 1979. - 96с.

36. Болонев Ф.Ф. Календарные обряды и праздники семейских. Улан-Удэ: Бурятское кн. изд-во, 1975. - 90 с.

37. Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребностям самообразованию: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. -143 с.

38. Боровиков Л.И. Формирование интереса к музыкальному фольклору у первоклассников: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Новосибирск, 1985. -17с.

39. Брыль А.К. Формирование музыкальной памяти как необходимое условие совершенствования певческой деятельности младших школьников: Автореф. дис. .канд. пед. наук. -М., 1979,- 17 с.

40. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики: Заметки журналиста. Хабаровск, Хабаровское кн. изд-во, 1989. -141с.

41. Вайнцваг П. Десять заповедей творческой личности: пер. с англ. М.: Прогресс, 1990.-с. 12.

42. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 415 с.

43. Ветлугина Н.А. Развитие художественного творчества детей //Художественное творчество и ребенок. М., 1972. - С.22-48.

44. Вилюнас В.К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.

45. Виноградов Г.С. Народная педагогика // Сибирская живая старина. Иркутск, 1926.

46. Волков Г.Н. Педагогика жизни. Чебоксары: Чебоксарское кн. изд-во, 1989. -420 с.

47. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: Из опыта работы. -М.: Просвещение, 1982. 144 с.

48. Вольфович В.А. Русские национальные музыкальные инструменты: устные и письменные традиции. Челябинск, 1995. - 183 с.

49. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1983.

50. Выготский Собрание соч. в 6 т. М., Т.З.- 1983.

51. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1991. - 90 с.

52. Газман О.С. Социально-психологические аспекты развития // Советская педагогика. 1989. - №5. -С 70-75.

53. Гозман Л .Я. Психология эмоциональных отношений. М.: МГУ, 1987. -174 с.

54. Государев Н.А. Треугольный человек,- М.: Молодая гвардия. 1991. 270 с.

55. Гольденвейзер А.Б. О музыкальном искусстве: Сб. статей. М.: 1975. -С.285.

56. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1986. - 239 с.

57. Громова Е.А. Эмоциональная память и ее механизмы. М., 1980.

58. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. Л.:ЛГУ, 1989. - 300 с.

59. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Знание, 1998. - 80 с.

60. Гусев В.Е. Фольклор и социалистическая культура / Современность и фольклор. М., 1977. - С.7 - 27.

61. Давлетов К.С. Фольклор как вид искусства. М.: Наука, 1986. - С.39-40

62. Демин М.В. Проблема деятельности в теории личности. М.: Знание, 1977,- 158 с.

63. Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М.,1978.

64. Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 224 с.

65. Дусавицкий А.К. Формула интереса. М.: Педагогика, 1989. - 79 с.

66. Елисеев О.П. Конструктивная типология и психодиагностика личности. -Псков: Изд-во Псковского ИУУ, 1994. 288 с.

67. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблемы развития творческих способностей детей // Вопросы психологии. 1975. - № 5. - С. 166-175.

68. Ершов А. А. Взгляд психолога на активность человека. М.: Луч, 1991.

69. Ефимов Н.В. Диагностика и коррекция мотивации учения дошкольников и младших школьников. М.: МГУ, 1991. - 59 с.

70. Изард К. Эмоции человека. М., 1980.

71. Ильенков Э.В. Философия и культура. М.: Изд.полит. лит., 1991. - 225 с.

72. Имханицкий М.И. У истоков русской народной оркестровой культуры. -М.: Музыка, 1987.- 190 с.

73. Использование психологических наблюдений в работе руководителя коллектива художественной самодеятельности: Метод, пособие / Сост. А.И. Щебетенко. М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1987. - 36 с.

74. Кабалевский Д.Б. Педагогические размышления. М.: Педагогика, 1986 -188 с.

75. Каган М.С. О воспитании как социальной деятельности и о роли искусства в нем / Педагогика искусства и школа. М., 1982. - С.11- 21.

76. Капишников Н.А. Музыкальный момент: Рассказы о школьном оркестре народных инструментов: Кн. для учителя: Из опыта работы. 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1991. - 176 с.

77. Карабаев У.Х. Традиционное народное творчество: проблемы возрождения и развития. Ташкент: ФАН, 1991.-41 с.

78. Картавцева Т.М. Развитие музыкальных способностей участников самодеятельного хорового коллектива: Учебное пособие. М.: МГИК, 1988. -68 с.

79. Кирюшина Т.В. Традиционная русская инструментальная культура. М., 1989.-52 с.

80. Китичинов Л.П. Формирование мотивов деятельности школьников: Учебное пособие. Иркутск, ИГПИ, 1989. - 191 с.

81. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков: «ФОЛИО», 1996.-414 с.

82. Климова Р. Использование национального искусства в эстетическом воспитании детей // Дошкольное воспитание. 1980. - № 2 - С. 15-16

83. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека / Способности. Л., 1960. - Т.2.

84. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. Минск: Нар. асвета, 1984.-239 с.

85. Колосов М.С. Место и роль фольклора в духовной культуре общества: Дис. . канд. философ, наук. Л., 1973. - 204 с.

86. Кон И.С. Социология личности. М.: Политиздат, 1967. - 386 с.

87. Котляревская М.А., Штуден Л.Л. Приобщение к творчеству. Новосибирск: Кн. изд-во, 1987. - 125 с.

88. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Кн. для воспитателя и музыкального руководителя дет. сада: Из опыта работы. М.: Просвещение, 1990 . - 159 с.

89. Козырев Ю. Импровизация путь к музыке для всех // Музыкальное воспитание в СССР. - вып.2. - М.: Советский композитор, 1985. - С. 252-271.

90. Коринфский А.А. Народная Русь. Смоленск: Русич, 1995. - 656 с.

91. Крупская Н.К. К вопросу о социалистической школе. М., 1958. - Т.2.

92. Куприянова Л.Л. Формирование исполнительско творческой деятельности детей, осваивающих песенный фольклор // Музыкальное воспитание в школе. - №17. - М.: Музыка, 1986. - С. 25-33

93. Куприянова Л.Л. Активизация творческой деятельности младших школьников при освоении музыкального фольклора: Дис. . канд. пед. наук. -М„ 1989.- 149с.

94. Кулюткин Ю.Н. Самоорганизация познавательной активности как основа готовности к самообразованию. М.: Педагогика, 1977,- 120 с.

95. Кулюткин Ю.Н., Сухобская Г.С. Индивидуальные различия в мыслительной деятельности взрослых учащихся. М.: Педагогика, 1972.- 112 с.

96. Лазурский А. Ф. К учению о психической активности. М.: 1916. - 70 с.

97. Лазарева Л.Н. Фольклорно-игровые традиции как основа совершенствования массовой культурно-просветительной работы на примере массового праздника: Дис. . канд. пед. нук. Л., 1985. - 242 с.

98. Лапченко В.П. Педагогические основы коллективного обучения учащихся начальных классов игре на народных инструментах: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев: КГПИ, 1970. - 16 с.

99. Лебедев В.К. Коллективная музыкальная деятельность как средство формирования личности младших школьников: Дис. . канд. пед. наук. -Киев: КГПИ, 1981,- 117 с.

100. Леонтьев А.А. Психология общения: Учеб. пособие для студентов-психологов. Тарту, 1974. - 219 с.

101. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.

102. Лернер И.Я. Поисковые задачи как средство развития творческих способностей / Научное творчество. М., 1969.

103. Лейтес Н.С. Одаренность и возрастные особенности // Вопросы психологии .- 1982,-№5.-С. 10- 15.

104. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания. М.: Педагогика, 1972.

105. Максимов В., Алексеев Э. Фольклор и техническая коммуникация /Фольклор и викторина: Народное творчество в век телевидения. М., 1988.-С.12-32.

106. Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 Т.- М.: Педагогика, 1983,- Т.2 С.253-305.

107. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в младшем школьном возрасте: Пособ. для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 96 с.

108. Маркова А.К. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. - 191 с.

109. Матюшкин A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1991,- 190 с.

110. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика творчества и творческие способности. -М.: Знание, 1981. -96 с.

111. Мельников М.К. Русский детский фольклор Сибири. Новосибирск: Зап,-Сиб. кн. изд-во, 1970. 190 с.

112. Менчинская Н.А. Психологические проблемы активности личности в обучении. М.: Просвещение, 1971. - 135 с.

113. Миронова P.M. Игра в развитии активности детей. Минск: Народная асвета, 1989. - 175 с.

114. Миславский Ю.А. Саморегуляция и творческая активность личности // Вопросы психологии. 1988 а. - № 3. - С. 71-78.

115. Михайлов В.Д. О понятии «человеческая активность» /Философия и социальная психология. J1.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1976.

116. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.-240 с.

117. Михеев В.И. Моделирование и методы измерений в педагогике. М.: Высшая школа, 1987. - 78 с.

118. Молонов Г.Ц. Интересы школьников к учебным предметам: / Из опыта социально-педагогического исследования/. Улан-Удэ: Бурят, кн. изд-во, 1975.- 102 с.

119. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. М.: Педагогика, 1979.-с. 11

120. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984. - 142 с.

121. Мудрик А.В. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991,- 80 с.

122. Музыкальное воспитание в Венгрии / Под ред. Л.А. Баренбойма. М.: Советский композитор, 1983. - 400 с.

123. Надежденская Т.И. Усвоение студентами народных основ музыки как условие совершенствование их профессиональной подготовки /при изучении историко-теоретических дисциплин на музыкальных факультетах педвузов/: Дис. . канд. пед. наук. М., 1981. - 196 с.

124. Надирашвили Ш.А. Классификация форм активности в свете теории установки / Психология личности и образ жизни. М.: Наука,1987. - С.23-27.

125. Народные музыкальные инструменты и инструментальная культура. Сб. статей в 2-х частях / Под ред. Е.В. Гиппиуса. М.: Советский композитор,1987.-326 с.

126. Науменко Г.М. Фольклорная азбука. Учебное пособие для начальной школы. М.: Издательский центр «Академия», 1996. - 136 с.

127. Некрасова М.А Народное искусство Росси: Народное творчество как мир целостности. М.: Сов. Россия, 1983. - 219 с.

128. Некрылова А.Ф. Русские народные городские праздники, увеселения и зрелища: Конец XVI11 начало XX века. 2-е изд. доп., - J1.: Искусство,1988. -215с.

129. Немешсеги JI. От детской народной песни к шедеврам мировой культуры // Доклад на 9 конференции ИСМЕ. М.,1970. - С. 1-8.

130. Никитюк С.Н. Воспитание музыкальных интересов у подростков в процессе инструментального музицирования: Дис. . канд. пед. наук. Киев: КГПИ, 1989.-214 с.

131. Организация общения детей, родителей, педагогов в школьном коллективе: Материалы семинара /Под. ред. А.В. Мудрика. М.:НИИ Общей и возрастной психологии, 1981. - 68 с.

132. Основные современные концепции творчества и одаренности. М., Молодая гвардия, 1997. - 416 с.

133. Петру шин В. И. Музыкальная психология. М.: В Л АД ОС, 1997. - 384 с.

134. Педагогика искусства и школа: Сб. статей /Под. Ред. Е.К. Чухман, Н.А. Михайлова. М., 1982. - 292 с.

135. Педагогическая диагностика в школе / Под. Ред. А.И. Кочетова. -Минск: Народна асвета, 1987. 224 с.

136. Педагогические проблемы формирования познавательного интереса учащихся. М.: Педагогика, 1988. - 135 с.

137. Петровский В.А. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.-255 с.

138. Петровский В.А. К психологии активности личности // Вопросы психологии. 1975. -№ 13.-С. 77-82.

139. Петровский В.А., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА - М„ 1998. - 528 с.

140. Петровский В.А. Личность в психологии: Парадигма субъективности. -Ростов-на-Дону, 1996. 240 с.

141. Попов Л.М. Инициатива и общение в творчестве. Казань: Изд-во ун-та, 1983.-88 с.

142. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогики. М.: Педагогика, 1976.-С.76.

143. Практическая психология образования /Под ред. И.В. Дубровиной: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. М.: ТЦ «Сфера», 1997. - 528 с.

144. Простомолотов Е.И. Играй, оркестр. Алма-Ата: Гылым, 1992. - 144 с.

145. Психология развития младших школьников: Экспериментальные психологические исследования / М.Э. Боцмонова, В.В. Давыдова, Н.С. Евланова и др. М.: Педагогика, 1990. - 168 с.

146. Психология развития личности / Под ред. А.В. Петровского. М., 1989. -350с.

147. Психология процессов художественного творчества / Под ред. Д.Д. Благой и др. Л.: Наука, 1980. - 285 с.

148. Психология творчества / Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1990. -224 с.

149. Психология творчества: общая, дифференцированная, прикладная / Под ред. Я.А. Пономарева. М.: Наука, 1990. - 224 с.

150. Развитие и диагностика способностей / Отв. Ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М.: Наука, 1991. -181 с.

151. Развитие творческой активности школьников / Под ред. A.M. Матюшки-на. М.: Педагогика, 1991. - 160 с.

152. Развитие творческой активности студентов: опыт, проблемы, перспективы / А.П. Дьяков, Г.В. Горденко, А.И. Стеценко и др. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991. - 160 с.

153. Развитие творческих способностей и воспитание молодежи в разновозрастных коллективах / Под. Ред. Ю.П. Самарина. М., 1993. - 40 с.

154. Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы / Под. Ред. З.Я. Рез. JL, 1997. - 119 с.

155. Радионова Н.Ф. Взаимодействие педагогов и старших школьников технология и творчество. Учеб. пособие к спецкурсу. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1989.-83 с.

156. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. -80 с.

157. Регуш Л.А. Развитие способностей к прогнозированию педагогических явлений.//Вопросы психологии.- 1988. №1.- С. 35-66.

158. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности как психологическая проблема. Вестник Харьковского ун-та, 1997 .- С. 10-17.

159. Репкин В.В., Дусавицкий А.К. О потребностной основе учебной деятельности /Проблемы формирования социогенных потребностей. -Тбилиси, 1974.

160. Робустрова Л.П. Использование детского фольклора в эстетическом воспитании учащихся / Нравственно-эстетическое воспитание учащихся. -Новосибирск, 1988. С.134-142.

161. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека/Под ред. И. В. Равич-Щербо. М.: Педагогика, 1988. - 128 с.

162. Роль искусства в развитии способностей школьников / Под ред. Е.К. Чухман. М.: Педагогика, 1985. - 144с.

163. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973

164. Рубцов В.В. Развитие образовательной среды региона. М.: Молодая гвардия, 1996,- 146 с.

165. Рувинский JI.И. Самовоспитание личности. М.: Мысль, 1984. - 139 с.

166. Русские народные наигрыши / Сост. В. Петров. М.: Музыка, 1985.-95 с.

167. Русская мысль о музыкальном фольклоре: Материалы и документы/ Общ. Ред. О.И. Соколовой. М.: Музыка, 1979. - 367 с.

168. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. М.: Наука, 1984- 161 с.

169. Соломоник Ф.А. Музыка. Самодеятельность. Коллектив. М.: Советская Россия, 1983. - 120 с.

170. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Традиционные формы досуга: История и современность. М.: ГРЦРФ, 1993. - 200 с.

171. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Вып.1. - М.: НИИК, 1990 . -256 с.

172. Сокольников Ю.П. Системный анализ воспитания школьников. М. Педагогика, 1986. - 158 с.

173. Соколова В.К. Весенне-летние обряды русских, украинцев, белорусов XIX нач. XX века. М. - Наука, 1979. - 304 с.

174. Структура и механизмы творческой деятельности /нормативный подход/. М.: МГУ, 1983. - 168 с.

175. Спиркин А.К. Сознание и самосознание. М., 1979.

176. Стативкин Г.Т. Начальное обучение на готово-выборном баяне. М., 1989.-68 с.

177. Сухомлинский В.А. О воспитании. М., Педагогика, 1973.

178. Тарасова В.К. Онтогенез музыкальных способностей. М. Педагогика, 1988.- 176 с.

179. Творческое развитие младших школьников в процессе эстетического воспитания: Сб. науч. трудов. Душанбе: Изд-во ун-та, 1983. - 92 с.

180. Творческая активность сознания. Сб. научных трудов / Под ред. В.Г. Пушкина. Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986. - 148 с.

181. Творческий процесс и художественное восприятие / Отв. Ред. Б.Ф. Егоров. М.: Наука, 1978. - 278 с.

182. Теория и методика воспитательной работы / Под ред. Г.Ц. Молоыова. -Улан-Удэ, 1983. 171 с.

183. Теплов Б.М. Избранные труды в 2-х Т. М.: Педагогика, 1985.-Т.1,-С.15-16.

184. Теплов Б.М. Проблема одаренности //Сов. Педагогика. 1940. - № 4-С.149-151.

185. Тихонов Б.Д. Организация учебно-воспитательной работы в самодеятельном оркестровом коллективе. М.:МГИК, 1988. - 28 с.

186. Толстой Л.Н. Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы; о народном образовании. М,- Л., 1948.

187. Традиции художественного творчества в идейно-эстетическом воспитании детей и молодежи: Новосибирск, 1983. 154 с.

188. Традиционный фольклор в современной художественной жизни: фольклор и фольклоризм: Сб. науч. трудов /СОСТ. И.И. Земцовский. — Л.: ЛГИТМИК, 1984. 140 с.

189. Традиционный фольклор и современное музыкальное творчество: Сб. статей /Ред.-сост. Б.Б. Ефименков. М.:ГМПИ, 1976. - 137 с.

190. Традиции и современность в фольклоре. М.: Наука, 1988. - 216 с.

191. Турсунов Т.Т. Народное творчество как средство воспитания эстетической культуры учащихся среднего школьного возраста /На материале изучения народного музыкального творчества /: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Киев: КГПИ, 1984. - 18 с.

192. Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л.: ЛГУ, 1980. - 144 с.

193. Фадеева Е.И. Структура фольклора (к вопросу о связях двух сфер творчества) /Актуальные проблемы современного фольклора. М.: Музыка, 1980.-С.224-240.

194. Фольклор и народная эстетика. Смоленск, 1979. - 76 с.

195. Фольклор в учебном процессе школы и вуза: Сборник документов межвузовской научно-практической конференции. М., 1964. -200 с.

196. Фольклор в общеобразовательной школе. Выпуск1,- Улан-Удэ: ВСГАКИ, 1997,- 113с.

197. Фольклорный текст: Функции и структура: Сб. тр. Вып. 12. - М.: РА-МиГ, 1992. - 158 с.

198. Формирование интереса к учению у школьников / Под ред. А.К. Марковой. М.: Педагогика, 1986. - 192 с.

199. Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова и др. М.: Педагогика, 1982. -216 с.

200. Фридман J1.M. Педагогический опыт глазами психолога. М.: Просвещение, 1987.-250 с.

201. Фрис Р.Н. Педагогические условия развития интереса к традиционному народному творчеству в клубных учреждениях: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М.МГИК, 1991. - 16 с.

202. Цыпин Г.М. Проблемы развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. дис. . доктора пед. наук. М.,1977.

203. Человек в мире художественной культуры. Приобщение к искусству: процесс и управление / Ред. Кол. Б.А. Грушин, Ю.У. Фохт-Бабушкин. -М.: Наука, 1982.-333 с.

204. Черепанов B.C. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М.: Педагогика, 1989. 150 с.

205. Чичеров В.И. Русское народное творчество. М.: МГУ, 1959. - 209 с.

206. Шамина JI.B. Об организации обучения музыкальному фольклору в современной системе образования // Сохранение и возрождение народных традиций. М., 1990.-С. 136-155.

207. Шамова Т.И. Активизация учения у школьников М.: Педагогика, 1982.

208. Шакуров Р.Х. Социально-психологические проблемы руководства педагогическими коллективами. М.: Педагогика, 1990. - 206 с.

209. Шевчук Jl.В. Дети и народное творчество: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1985. - 110 с.

210. Широков А. Традиционные русские народные инструменты и их применение в оркестре: Методические рекомендации. М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1983. -62 с.

211. Шилова М.И. Изучение воспитанности школьников. М.: Педагогика, 1982.- 104 с.

212. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. М.: Новая школа, 1997.-336 с.

213. Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988. -80 с.

214. Шулунова Л.И. Фольклор как средство эстетического воспитания в клубе.-Л., 1975.-31 с.

215. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М.: Педагогика, 1971. - 306 с.

216. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа /Под ред. Л.А. Баренбойма. М.: Советский композитор, 1978. - 368 с.

217. Эсаулов А.Ф. Психология решения творческих задач. М.: Высшая школа, 1972.

218. Юцкевич Ю.А. Народное творчество в музыкально-эстетическом воспитании учащихся 5-6 классов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1976. -17 с.

219. Якобсон П.М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М.: Педагогика, 1969,- 200 с.224. Creativity. N.Y., 1980.

220. Davis G. Creativity is for ever. N.Y., 1891.

221. Getzels J. W., Jackson P.W. Creativity and intelligence. L„ N.Y., 1968.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.