Иконописание в Петербурге на рубеже XX-XXI веков: традиция и современная практика тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Трапезникова, Анастасия Сергеевна
- Специальность ВАК РФ17.00.04
- Количество страниц 280
Оглавление диссертации кандидат наук Трапезникова, Анастасия Сергеевна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ ОБЗОР ИКОНОПИСАНИЯ РУБЕЖА XX-XXIВВ
1.1 Общие работы монографического характера
1.2 Вопросы иконописания и иконопочитания в статьях, эссе, интервью
1.3 Иллюстрированные издания, посвященные современному иконописанию
1.4 Иконографические проблемы в публикациях, посвященных современному иконописанию
2 ТРАДИЦИЯ В ИСТОРИИ ИКОНОПИСАНИЯ
2.1 Традиция в иконописании XVI-XVII вв
2.2 Традиция в иконописании Синодального периода
2.3 Традиция в иконописании рубежа XIX-XX вв
3 ИКОНОПИСАНИЕ В ПЕТЕРБУРГЕ. 1703-1988 ГГ
4 СОВРЕМЕННАЯ ИКОНОПИСНАЯ ПРАКТИКА В ПЕТЕРБУРГЕ. 1988-2010-Е ГГ
ч 4.1 Современная икона Петербурга. Истоки и перспективы. Актуальное состояние
4.2 Стилистические особенности иконописания рубежа XX - XXI веков
4.3 Копирование, цитирование и стилизация как основа творческого метода (на примере иконописной практики Санкт-Петербурга)
5 ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО ИКОНОПИСАНИЯ
5.1 Проблемы обще-социального характера
5.2 Проблемы художественной выразительности
5.3. Проблемы создания новой иконографии
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков2007 год, кандидат искусствоведения Лаврешкина, Наталья Юрьевна
Иконописная школа Троице-Сергиевой лавры в контексте возрождения традиционного иконописания: середина XVIII - начало XXI вв.2013 год, кандидат искусствоведения Армеева, Людмила Алексеевна
Религиозная живопись ярославских художников рубежа XX - XXI веков: вопросы формирования региональной школы2005 год, кандидат искусствоведения Мухина, Надежда Николаевна
Церковное искусство омских художников рубежа XX–XXI веков (тенденции развития, проблемы, имена)2019 год, кандидат наук Минин Егор Павлович
Иконное наследие Самарского края: от традиции к формированию региональной художественной школы2024 год, кандидат наук Чибикова Инга Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Иконописание в Петербурге на рубеже XX-XXI веков: традиция и современная практика»
Введение
Соотношение традиции и новаторства - одна из важнейших проблем развития иконописания на протяжении всей его истории. В переломные эпохи концентрируются и актуализируются важнейшие богословские, философские, эстетические и иконографические вопросы, поставленные в связи с поиском смысла иконы и представлений о путях ее развития. Взаимоотношение иконописца и современной ему действительности, находящее отражение в иконе, неизбежно обостряется в период коренной ломки представлений о социальных, культурных и исторических парадигмах. Так, осмысление соотношения традиции и новации является одним из приоритетных направлений в современном искусствознании.
В России нет другого явления изобразительного искусства, кроме иконописи, представляющего собой образец одновременно духовной и культурной традиции, прошедшего через всю историю, сохранившего и возродившего интерес к себе и в конце XX - начале XXI века. Исследование современного иконописания только начинается и требует глубокого культурологического и искусствоведческого изучения, в частности, ввиду уникальности ситуации, в которой оказалось церковное искусство в XX веке.
Иконописная традиция XX века может быть разделена на три периода, каждый из которых имеет свои характерные особенности.
Первый период — с начала XX столетия до 1917 года, за точку отсчета можно принять создание Комитета попечительства о русской иконописи. Повышенный интерес к церковному искусству был связан с реставрационными открытиями древних памятников, достижениями науки о древнерусском иконописании, попытками богословско-философского постижения иконы, поиском путей возрождения церковного искусства на основе соединения новой живописи и древнего канона. Церковное искусство в это время находилось в стадии интенсивных творческих поисков, начало которым было положено еще в конце XIX столетия В.М Васнецовым, М.А. Врубелем, М.В. Нестеровым.
Второй период, советский — 1920-1980-е гг. — наименее изученный. Церковь в это время подвергалась жестоким репрессиям, и иконописание, развитие которого было искусственно прервано, переходит в разряд маргинальных явлений отечественной художественной культуры. Но, несмотря на критические условия, поставленное вне закона, иконописание продолжало существовать, главным образом, за рубежом1 и отчасти в Москве.
Третий период — постсоветский, последние десятилетия ХХ-нач. XXI века, для которого характерно стимулирование интереса к церковному
л
искусству и попытки его «возрождения» . Ключевым событием может считаться празднование тысячелетия Крещения Руси, которое стало точкой отчета для развития современного иконописания.
Обращение к трудам свящ. Павла Флоренского, прот. Сергия Булгакова, Л.А. Успенского, П.Н. Евдокимова, исследованиям Н.П. Кондакова, Д.В. Айналова, И.Э. Грабаря, М.В. Алпатова, В.Н. Лазарева стали прочным базисом для новых исследований и теоретической поддержкой для иконописной практики. Таким образом, период активного развития иконописания нашего времени составляет уже более двадцати лет, однако количество исследований по данному вопросу насчитывает единицы. Изучаемый нами предмет является действительно остро дискуссионным, публичное его обсуждение ограничивается довольно узким кругом иконописцев и искусствоведов и носит, чаще всего, бессистемный характер.
Причины отрывочного обращения исследователей к проблемам современного иконописания связаны отчасти, с отсутствием культурной дистанции. Неудивительно, что наибольшие трудности ожидают исследователя тогда, когда он обращается к изучению или слишком
' Известный вклад в поддержание и развитие традиции иконописания внесли члены общества «Икона» в Париже, русские иконописцы, эмигрировавшие в Чехию, Великобританию, Бельгию, Германию, Швейцарию, США. В Прибалтике продолжала развиваться старообрядческая традиция иконописания.
2 Здесь и далее термин «возрождение» применяется нами вслед за исследователями иконописания рубежа XX - XXI веков, которые таким образом определяют активный процесс иконописания, вновь начатый с конца 1980 - начала 1990-х гг.
удаленной, или напротив, близкой эпохи. В последнем случае трудности связаны, прежде всего, с относительной синхронностью иконописной практики и критической реакцией на нее. В научном отношении отсутствие временной дистанции в исследовании иконописания рубежа ХХ-ХХ1 веков можно расценивать как существенную сложность, поскольку для осмысления различных процессов, происходящих в сфере искусства, в том числе и церковного, необходим значительный временной отрезок. Однако форма исследования «изнутри ситуации» обеспечивает «максимальную объективность субъективных ощущений»3.
В условиях повсеместного восстановления и строительства храмов потребность в иконе, а также в образованных и талантливых иконописцах, велика как никогда. Кроме того, помимо основного заказчика - Церкви, широкое распространение получил и частный заказ. Характерной для рубежа ХХ-ХХ1 веков тенденцией стало обращение православного сообщества к писаному образу и постепенный отказ от печатной иконы как предмета личного благочестия. Однако спрос на писаную икону с достойным художественным выполнением из качественных натуральных материалов сейчас не удовлетворяется в полной мере и часто заменяется дешевыми низкохудожственными работами, профанируя искусство иконы и заполняя лакуну, образовавшуюся за советский период в церковном искусстве.
Иконописание рубежа XX - XXI веков, стихийно и массово вернувшееся из принудительного забвения, до сих пор носит характер неупорядоченный и неровный. И.К. Языкова охарактеризовала этот процесс наилучшим образом: «Современное иконописание существует в состоянии маятника с сильной амплитудой колебаний от полуавангардного индивидуализма и рыночного постмодернизма до сухого академического копирования и безликого ремесла»4. Тем актуальнее становится своевременное исследование данного процесса. Важно заметить, что некая упорядоченность в этом вопросе и
3 Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. С.54.
4 Языкова И.К. Со-творение образа. М., 2012. С. 285.
осознание причинно-следственных связей в жизни общества и иконописной практике, систематизация церковной живописи и понятийного аппарата в последние десятилетия необходима как стимул развития истории искусства, и важна для непосредственных участников этого процесса - иконописцев. Наряду с малой изученностью иконописания рубежа ХХ-ХХ1 веков в историческом, искусствоведческом, культурологическом отношении, необходимо признать острую нехватку учебных материалов и пособий технико-технологического характера для иконописцев.
Подчеркнем, что именно петербургское иконописание XX века является слабо изученным предметом в отечественном искусствознании, особенно в сравнении с историей московского иконописания, которое представлено деятельностью мон. Иулиании (М.Н. Соколовой) и ее учеников, активно работавших с 1940-х годов. Тем более важным представляется изучение церковного искусства этого периода в Санкт-Петербурге, где иконописание на протяжении Нового времени развивалось, в основном, на базе академической живописи западно-европейского происхождения, а с начала XX века характеризуется обращением к византийским и древнерусским истокам. Преемственность художественной практики данного региона, таким образом, становится еще одним звеном исследования рассматриваемой нами темы.
Нельзя обойти стороной частный, однако важный и малоисследованный вопрос, как иконография новопрославленных Петербургских святых. Обращение к образам св. блаж. Ксении Петербургской, св. прав. Иоанна Кронштадтского, св. Царственных мучеников отмечается в работах О.В. Губаревой5, Н.С. Кутейниковой6, Н.Ю. Лаврешкиной7. Значительный пласт
5 Губарева О.В. Вопросы иконографии святых Царственных мучеников // URL: http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=23 (дата обращения 12.08.2012)
6 Кутейникова Н.С. Иконописание России второй половины 20 века. СПб., 2005.
7 Лаврешкина Н.Ю. Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 2007
материала, однако, является до сих пор не исследованным. Иконография более тысячи новомучеников, канонизированных на Церковных Соборах с 1989 по 2000 год остается малоизвестной и даже до конца не сформировавшейся. Хотя к канонизации значительной части святых были написаны иконы, нельзя говорить в большинстве случаев о сложившемся типе. Создание новой иконографии относится к одной из проблемных сторон современного иконописания. Данное исследование не предполагает детальное изучение столь масштабной темы, ограничиваясь общей характеристикой и типологией иконографических схем петербургских святых.
Проблемный пласт иконописания определяется на основании общей картины современного церковного искусства, и имеет не региональный, но общезначимый характер. Исследователи, за исключением И.К. Языковой, не обращались к этому вопросу. Энтузиазм по поводу «возрождения иконы» долгое время определял положительные отзывы в научной среде8. Однако по прошествии двух десятилетий экстенсивного развития иконописания, появляется возможность более объективно судить о специфике его развития. Не представляется возможным найти сейчас универсальное решение для всех накопившихся проблем, но попытки прояснить хотя бы некоторые из них облегчают задачу дальнейших исследований.
Восприятие иконы современниками на протяжении всей истории иконописания менялось, менялась и сама икона. Это нашло отражение в постановлениях Вселенских и Церковных Соборов, а позднее в Синодальных указах, в «письмах» и «записках» иконописцев XVII столетия, в докладах членов Общества любителей духовного просвещения на рубеже Х1Х-ХХ веков, в деятельности Комитета попечительства о русской иконописи. Этот спектр источников позволяет с большей объективностью выявить как состояние иконописания в тот или иной период и меры по его улучшению,
8 Это явственно видно в работах Н.С. Кутейниковой, в обсуждениях на круглых столах и конференциях конца 1990 - начала 2000-х гг.
так и представления о том, какой должна быть моленная икона. Анализ перечисленных источников дает возможность трактовать развитие иконописания рубежа ХХ-ХХ1 веков в русле традиции развития всего церковного искусства Православной Церкви.
XX век принес новые образы и идеи, повлиявшие на иконописание. Современная икона, так же как и икона любого другого периода, имеет свои характерные черты и ярко выраженные стилистические признаки, по которым мы отличаем ее от произведений других эпох. Исторические события прошедшего столетия - революция, эмиграция, изменение политических режимов, смены идеологических и культурных парадигм - в значительной мере трансформировали контекст российской культуры, преображая его до неузнаваемости, но они никоим образом не уничтожили икону как культурное и духовное явление. Однако по мере укрепления иконописной традиции неизбежно возникают вопросы о ее корнях и основаниях, о критериях мастерства, об отношении к канону, о соотношении светского и церковного в этом виде искусства. Все эти вопросы ведут к одной из главных проблем иконописания рубежа веков - о мере традиции и новации в современной иконе. Является очевидным, «... насколько важно в каждую новую эпоху выяснить точное соотношение традиции и новаторства, ибо порой именно от этого зависит понимание многих сложных проблем»9. Действительно, часть проблем, сопряженных с иконописанием рубежа ХХ-ХХ1 веков, так или иначе связана с проблемой трактовки смысла иконы и путей ее развития. К этому прямым образом относится соотношение понятий «канон» и «традиция», которым часто придается смысловая нагрузка, отличная от исконного значения этих терминов. Это, в свою очередь, ведет к искажению самого смысла иконы. Так, необходимым представляется внесение определенной ясности в область терминологии современного иконописания.
Цель диссертационной работы заключается в осмыслении состояния
9 Чалоян Ц. О характере взаимоотношения традиции и новаторства// Искусство. №5. 1982. С. 64.
петербургского иконописания на рубеже XX - XXI веков в контексте традиции и практики церковной живописи.
Реализация данной цели потребовала решения следующих задач:
1) Охарактеризовать исследовательскую литературу об иконописании рубежа ХХ-ХХ1 веков, издания презентационного и проблемного характера - каталоги работ отдельных мастеров, каталоги выставок, материалы конференций и круглых столов, интернет-ресурсы, освещающие события и тенденции современного иконописания;
2) проследить историю становления представлений о «канонической иконе» применительно к церковной живописи, используя в качестве источников постановления церковных Соборов и Синода, а также высказывания, записки и очерки современников относительно понимания этого термина;
3) обрисовать общую картину современного петербургского иконописания и уяснить его связь с традицией ХУШ-Х1Х веков;
4) выявить тенденции развития и характерные особенности творчества ведущих петербургских мастеров, особенно тех, чьи работы не были ранее введены в научный оборот;
5) выявить и проанализировать общие проблемы иконописания рубежа ХХ-ХХ1 веков.
Теоретико-методологическим основанием данного исследования являются труды по богословию и иконологии, истории и теории иконописания.
Ключевыми идеями для данного исследования послужили:
• понимание иконописи как «живого искусства», меняющегося в соответствии с культурным, религиозным, политическим состоянием общества и чутко отражающего изменения этого состояния (свящ. Павел
Флоренский, прот. Сергий Булгаков, Л.А.Успенский, И.К. Языкова, И.Л. Бусева-Давыдова)1
• понятие иконописного канона как визуализированной догмы, сохраняющей икону в ясном согласии с учением Церкви (свящ. Павел Флоренский, Л.А. Успенский, В.В. Бычков, И.К. Языкова)11;
• осознание кризиса иконописной традиции в меняющейся историко-
культурной ситуации при новом социальном положении иконописца в
12
обществе (Н.П. Кондаков, Д.К. Тренев, И.К. Языкова) ;
• принципы стилистического и иконографического анализа иконописного произведения, представленные в работах И.А. Шалиной, Н.Ю.
13
Лаврешкиной, Н.С. Кутейниковой .
Исследование было проведено на основе:
научных трудов (монографии, сборники статей, материалы конференций, авторефераты диссертаций и др.), соответствующих теме диссертационного исследования (теория и история, богословие, иконология, культурология);
- каталогов выставок, посвященных иконописанию рубежа XX - XXI веков и творчеству отдельных иконописцев;
- информационно-художественных Интернет - порталов, освещающих события художественной и культурной жизни, представляющих
10 Флоренский П Иконостас М, 1994, Булгаков С Икона и иконопочитание М, 1996, Успенский Л А Богословие иконы православной церкви М, 2008, Языкова И Богословие иконы М, 1995, Бусева-Давыдова ИЛ Основные проблемы изучения поздней русской иконописи // Русская поздняя икона от XVII до начала XX столетия М , 2001 С 17-30
" Флоренский Павел свящ Избранные труды по искусству М, 1996, Успенский Л А Богословие иконы православной церкви М, 2008, Бычков В В Русская средневековая эстетика XI - XVII веков М, 1992, Языкова И Богословие иконы М , 1995
12 Кондаков НП Современное положение русской народной иконописи 1901, Тренев ЦК О русской иконописи По поводу вопроса о ней в Гос Думе М, 1910, Вопросы проблем современной иконописи неоднократно озвучивались И К Языковой на конференциях, посвященных современному церковному искусству
13 Пример стилистического и иконографического анализа мы можем наблюдать в работах И А Шалиной которые опубликованы в сборниках научно-исследовательских конференций, каталогах иконных собраний, др , Лаврешкина НЮ Иконопись Петербурга рубежа ХХ-ХХ1 веков Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения СПб , Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2007, Кутейникова НС Иконописание России второй половины XX века СПб , 2005
деятельность ведущих современных иконописцев и иконописных мастерских Петербурга, официальных сайтов галерей современной иконы и иконописных мастерских, а также персональных сайтов художников.
Источниками исследования стали иконы петербургских мастеров рубежа XX - XXI веков из частных коллекций и храмов Петербурга и Ленинградской области.
В работе над диссертацией используется комплекс методов современного искусствознания, направленных на теоретическое и историко-художественное осмысление тенденций современного иконописания, в том числе:
1) Метод художественно-стилистического анализа произведений изобразительного искусства с целью выявления и теоретического обоснования основных направлений иконописания рубежа XX - XXI веков;
2) Сравнительно-исторический метод с целью сопоставления и анализа понятий «канон» и «традиция» разных периодов церковной живописи;
3) Культурологический и социологический методы, использованные с целью выявления проблемной стороны современного иконописания и определенйя основных тенденций его развития, в т.ч. интервьюирование иконописцев и заказчиков современной иконы;
4) Междисциплинарный подход, позволяющий расширить рамки какого-либо одного методологического подхода и предполагающий обращение к комплексу различных методов и принципов (как общенаучных, так и узко дисциплинарных).
Научная новизна диссертационного исследования заключается:
• в рассмотрении формирования канона и традиции в церковной живописи XVI - нач. XX веков и трактовки их в современной иконописной практике;
• в обращении к истории иконописания Петербурга периода 1960 - 1980-х годов, ранее не затрагиваемой в трудах исследователей, которая осуществляется посредством интервьюирования мастеров, чей творческий путь начинался в это время;
«во введении в научный оборот ранее не публиковавшихся работ петербургских иконописцев, основные тенденции творчества которых в контексте современного иконописания не были изучены к настоящему моменту;
• в очерчивании общей художественно-культурной ситуации в современном иконописании Петербурга, выявлении основных тенденций и путей развития церковной живописи рубежа XX - XXI веков;
• в определении и систематизации круга проблем, характерных для современного периода иконописания и неразрывно связанных с общими социально-культурными реалиями современной России; а также в выявлении причин их появления в связи с историческими аналогами в позднем русском иконописании.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования представленных материалов и результатов его изучения, связанных со спецификой современного иконописания, а также в качестве методологической основы для теоретического и исторического осмысления художественных процессов в церковном искусстве.
Положения работы могут также быть использованы в рамках учебного процесса при чтении курса «История иконописания», а также послужить основой специализированных курсов «Иконописание рубежа ХХ-ХХ1 веков», «Церковное искусство Петербурга» для студентов историков, культурологов и искусствоведов, а также для учащихся и практикующих иконописцев.
Материалы исследования нашли отражение в 10 публикациях. Кроме того, основные положения диссертационной работы были представлены докладами на научно-практических конференциях, в том числе
международных: «Актуальные проблемы теории и истории искусства», СПбГУ (ноябрь 2010 г.), Ежегодная богословская конференция ПСТГУ, Москва (январь 2011 г.), «Современная Икона в мире», Санкт-Петербург (ноябрь 2011 г.), «Актуальные проблемы теории и истории искусства», МГУ (ноябрь 2011 г.), Ежегодная богословская конференция ПСТГУ, Москва (январь 2012 г.), Иконописная секция ежегодных Рождественских чтений, Москва (январь 2012 г.), VIII международная научная конференция «Икона в русской словесности и культуре», Москва (январь 2012 г.), Научно-практическая конференция «Современное церковное искусство - стили, тенденции, направления», PAX, Москва (июнь 2012 г.), «Православная икона как воплощение смысла веры от Андрея Рублева до настоящего времени», Вильнюс (ноябрь 2012), «Актуальные проблемы теории и истории искусства», СПбГУ (ноябрь 2012 г.).
Структура и объём работы в соответствие с целью и задачами включают введение, 5 глав, заключение, список использованной литературы, список сокращений, иллюстративное приложение. Содержание исследования изложено на 192 страницах, библиография включает 184 пункта.
В первой главе представлен историографический обзор, который включает материалы_конференций, круглых столов, персональные каталоги и каталоги выставок, монографические и диссертационные исследования, посвященные данному вопросу.
Во второй главе предпринята попытка проследить формирование представлений о понятиях «канон» и «традиция» в истории церковной живописи, а также определить границы их применения в современной иконе.
В третьей главе рассматривается история иконописания в Санкт-Петербурге, в том числе и попытка освещения иконописания с 1960-х годов до конца 1980-х годов, фрагментарно представленная в опубликованных изданиях по истории иконописания.
Четвертая глава строится на анализе иконографических, стилистических особенностей ряда иконописных произведений петербургских мастеров, в
основном не публиковавшихся ранее.
В пятой главе определяется круг проблем, характерных для современного иконописания, в том числе и петербургского.
В заключении диссертации подводятся итоги исследования, указываются основные возможные направления дальнейшей исследовательской работы.
1 Историографический обзор иконописания рубежа ХХ-ХХ1 вв.
Иконописание рубежа ХХ-ХХ1 веков - явление, дискуссии вокруг которого не прекращаются уже два десятилетия и обещают продлиться в течение долгого времени. Резонанс вокруг данной тематики говорит в пользу существенности этого явления. Современная икона попала в сферу научного интереса исследователей с 1989 года. Именно эту дату мы берем за точку отсчета в изучении иконописания рубежа ХХ-ХХ1 веков. Первые статьи, появлявшиеся в периодике в начале 1990-х годов, демонстрируют пробуждение внимания к современной иконе со стороны иконописцев и исследователей, имеющих тесные контакты с мастерами.
Титульная статья, открывшая современную икону для читателя, появилась в журнале «Храм»14 в 1991 году и освещала проведение первой выставки современной иконы после спада цензуры советского времени. Издание было выпущено при поддержке «Независимого фонда возрождения церковного искусства», организованного в 1989 году. Ограничиваясь общими впечатлениями, автор статьи М. Гусев, пишет о представленных на выставке произведениях, акцентирует внимание на важности события, выражает надежды на будущее развитие.
Кроме того, на основе экспонируемого материала М. Гусевым впервые предпринимается попытка типологизации стилистических особенностей современного иконописания. В качестве первого, наиболее перспективного направления, им выделена иконопись «строгого стиля», апеллирующая к образцам древнерусского искусства. Ко второму направлению автор относит творчество К.М.Покровской и ее последователей. В качестве сильных сторон отмечаются технический профессионализм и «эстетическая смелость» мастеров, однако именно эстетический подход к иконописанию, когда «библейская история трансформируется в прекрасную сказку, в мечту об
14 Гусев М. Выставка «Современная икона» // Храм. Вып. 1. М., 1992.
утраченном Рае» представляется слабой стороной этого направления15. В этом же журнале была помещена статья, где впервые поднимался вопрос о роли иконописца в современной церковной культуре. Затрагивая важные и своевременные вопросы развития церковного искусства, журнал планировался как дискуссионная площадка для всех интересующихся этой темой. Однако первый выпуск остался единственным, издание не имело продолжения.
В этом же 1991 году была опубликована статья арх. Зинона «Икона в
литургическом возрождении», где впервые были подняты проблемы
иконописания, имеющие богословско-догматический характер, и был
затронут важный для «возрождающегося» иконописания вопрос замены
«иконопочитания» «искусствопочитанием»16, догматичности -
иллюстративностью. В 1990-е годы арх. Зинон принимал активное участие в
актуализации современной иконы. В частности, статья 1992 года явилась
предшественницей «Бесед иконописца»17 по спектру поднимаемых тем и
глубине их осознания. Эта книга стала своего рода хрестоматией, на которую
ссылаются все его последователи: «практик, теоретик иконописания»,
ревнитель иконы, арх. Зинон рассуждает о красоте, о технике иконописания,
послушании, образовании. В этот же период деятельного участия арх. Зинона
в дискуссиях о сущности современной иконы и путях ее развития в журнале 18
«Христианос» было опубликовано интервью, взятое у него И.К. Языковой. В нем подняты вопросы места иконы в современном богослужении, соотношения ремесленной стороны дела и попытки «проникнуться
19
церковным духом подлинного православия» , «возрождения» отечественной традиции иконописания.
Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК
Поэтика иконичности в повести Н.С. Лескова "Запечатленный ангел"2013 год, кандидат наук Сенькина, Яна Валерьевна
Иконописное наследие Череповецкого ареала Русского Севера конца XIV - XIX веков: к проблеме формирования региональных и локальных центров художественной культуры2013 год, кандидат искусствоведения Галунова, Светлана Николаевна
Сибирская икона XVI-XIX вв.: становление и развитие иконографической традиции2012 год, кандидат искусствоведения Прохорова, Татьяна Викторовна
Иконография святого Александра Невского2013 год, кандидат искусствоведения Мироненко, Дмитрий Геннадьевич
История иконописного промысла в Юго-Западной России (на примере слободы Борисовки): XVIII-начало XX века2006 год, кандидат исторических наук Припачкин, Игорь Александрович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Трапезникова, Анастасия Сергеевна, 2013 год
Список литературы
1. Аверинцев С. А. Красота изначальная // Собрание сочинений. Киев, 2006. 902 с.
2. Агеева О.Г. «Величайший и славнейший более всех градов в свете...» - град святого Петра. СПб., 1999. 341 с.
3. Александр (Федоров), игумен. Церковное искусство как пространственно - изобразительный комплекс. СПб., 2007. 223 с.
4. Алдошина Н.Е. Благословенный труд. М., 2001. 239 с.
5. Андреев Н.Е. Митрополит Макарий как деятель религиозного искусства // Сборник статей в честь Н.П. Кондакова. Прага, 1932. 245 с.
6. Артемьев A.B. Стенопись православных храмов. Сегодняшние проблемы // Проблемы современной церковной живописи, ее изучения и преподавания в русской православной церкви. Материалы конференции 1996 года. М., 1997. С. 141-145
7. Баталов A.J1. Историзм в церковном сознании середины XIX века // Русское церковное искусство нового времени. М., 2004. С. 252- 256
8. Белик Ж.Г. Иконописное наследие мастерской Пешехоновых. М., 2011. 168 с.
9. Бенъямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. М., 1996. 436 с.
10. Бодэ А.Б. Традиции в архитектуре современных деревянных церквей // Христианское зодчество. Новые материалы и исследования. М., 2004. 387 с.
11. Бочаров Г. О некоторых направлениях в иконописи XVIII - XIX веков // Русская поздняя икона от XVII до начала XX столетия. М., 2001.С 15-42
12. «Божий Храм». СПб., 2009. 120 с.
13. «Божий Храм». СПб., 2010. 72 с.
14. Брянчанинов Игнатий, сет. О молитве Иисусовой. Отдел II. О прелести // Аскетические опыты. Том I. URL: www.azbuka.ru (дата обращения 15.02.2012)
15. Брянчанинов Игнатий, сет. Творения. Т. IV. М., 2002. 567 с.
16. Булгаков Сергий, прот. Икона и иконопочитание. М., 1996. 124 с.
17. Булкин В.А. Русская икона. СПб., 2008. 419 с.
18. Бусалаев П. Новая церковная иконография глазами практика // Современная икона в мире. Тезисы конференции 9-11 ноября 2011 г. СПб., 2011. Б/стр
19. Бусева-Давыдова ИД. К проблеме канона в православном искусстве // Искусствознание 2\02. М., 2002. С. 269-279
20. Бусева-Давыдова И.Л. О свободе средневекового искусства: художник и иконографическая традиция // Церковное искусство, его восприятие и преподавание. Материалы Всероссийской конференции с участием зарубежных специалистов. Москва, 11-12 мая 2006 г. М., 2007. С. 152-173
21 .Бусева-Давыдова И.Л. Основные проблемы изучения поздней русской иконописи // Русская поздняя икона от XVII до начала XX столетия. М., 2001. С.17-30
22. Бусева-Давыдова И.Л. Память, припоминание, архетип: судьба традиции в поздней русской иконописи // Искусствознание. № 1. М., 1998. С. 143-160.
23.Бутиков Г.П. Государственный музей-памятник Исаакиевский собор. СПб., 2000. 140с.
24.Бычков В.В. Икона и русский авангард нач. XX века // Библиотека URL: http://www.gumer.info (дата обращения 21. 01.10)
25 .Бычков B.B. Искусство XX века в эстетическом ракурсе // Искусствознание 24)2. М., 2002. С. 500-527
26. Вагнер Г.К. Канон и стиль в древнерусском искусстве. М.,1987. -288с.
27. Вздорное Г.И. Залесская З.Е., Лелекова О.В. Общество «Икона» в Париже. М,- Париж, 2002. 599 с.
28. Видимое - невидимое. Современная икона Италии. СПб., 2013. 141 с.
29. Власов В.Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства / URL: http://slovari.yandex.ru/.
30. Володина И.В. Православная русская икона. Прошлое, настоящее, будущее. Владимир, 1999. 119 с.
31. Высочайше учрежденный комитет попечительства о русской иконописи и его задачи. СПб., 1907. 45 с.
32. Губарева О.В. Вопросы иконографии святых Царственных мучеников // URL: http://www.icon-art.info/book_contents.php?book_id=23.
33. Губарева O.B. Проблема разрушения духовно - эстетической целостности иконы современными исследовательскими методиками // Современная икона в мире. Тезисы конференции 9-11 ноября 2011 г.. СПб., 2011. Б/стр
34. Гукова С. Современная икона в Италии // Современная икона в мире. Тезисы конференции 9-11 ноября 2011 г.. СПб., 2011. Б/стр
35. Гусев М. Выставка «Современная икона» // Храм. Выпуск первый. М., 1992. С.15-18
36. Давыдов Ф.А. Верность традиции // Современная икона в мире. Тезисы конференции 9-11 ноября 2011 г.. СПб., 2011. Б/стр
37. Давыдов Ф.А. Заметки о современном церковном искусстве // Икона, иконография, иконопочитание. URL: http://nesusvet.narod.ru/ico/books/davydov.htm (дата обращения: 14.10.2009)
38. Давыдов Ф.А. Об ответственности, лежащей на современных иконописцах // Русь Православная. История и современность. Сборник научных статей. СПб., 2000. С. 66-71
39. Дамаскин Иоанн, св. Первое защитительное слово против порицающих святые иконы / Семинарская и святоотеческая православные библиотеки. URL: http://pravlib.ru/dogmatika53.htm (дата обращения 31.07.2012)
40. Деяния Вселенских соборов, изданные в русском переводе при Казанской духовной академии. Т.7. Казань, 1909. 332 с.
41. Джамал Р., Братчикова Е. Современная иконопись. СПб., 2013. 96
с.
42. Дунаев М.М. Основные проблемы современной церковной живописи // Проблемы современной церковной живописи, ее изучения и преподавания в русской православной церкви. Материалы конференции 1996 года. М., 1997. С. 45-56
43. Евдокимов П.Н. Искусство иконы. Богословие красоты. Клин, 2005. 383 с.
44. Ефремова Л.А. Русская иконопись. М., 2008. 127 с.
45. Жизнеописание святителя Игнатия Брянчанинова. СПб., 2007. 150 с.
46. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное, и другие его сочинения. Архангельск, 1990. 351 с.
47. Зеленецкий И.Л. Значение традиции в преподавании религиозного искусства // Проблемы современной церковной живописи, ее изучения и преподавания в русской православной церкви. Материалы конференции 1996 года. М., 1997. С. 56-63
48. Зинон (Теодор), архим. Беседы иконописца. Новгород, 1993. 141 с.
49. Зинон (Теодор), архим. Икона в литургическом возрождении.// Памятники Отечества. Быль монастырская. Вып. 2-3, 1992 г. С. 57-58
50. Иванова A.B. Богословско- эстетические основы иконописной школы X-XVI вв. // Традиции русской художественной школы и современный педагогический процесс. Сборник научных трудов. СПб., 2005 С. 72-79
51. Иванова A.B. Подготовка православных иконописцев в России: традиции и современность. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 2005. 169 с.
52. Извеков Н.Д., прот. По вопросу о наблюдении за иконописанием. М., 1901, 12 с.
53. Иоанн (Максимович), арх. Русская зарубежная церковь. Jordanville, 1991. 124 с.
54. Известия Высочайше учрежденного комитета попечительства о русской иконописи. Выпуск 1. СПб.,1902. 130 с.
55. Известия Высочайше учрежденного комитета попечительства о русской иконописи. Выпуск 2. СПб., 1903. 82 с.
56. Икона рождается из литургии. Беседа с арх. Зиноном (Теодором). Христианос.У. Рига, 1996. С. 140-141
57. Иконописный сборник. Выпуск 1. Издание Высочайше учрежденного комитета попечительства о русской иконописи. СПб., 1907. 212 с.
58. Иконописный сборник. Выпуск 2. Издание Высочайше учрежденного комитета попечительства о русской иконописи. СПб., 1908. 212 с.
59. Иконописный сборник. Выпуск 3. Издание Высочайше учрежденного комитета попечительства о русской иконописи. СПб., 1909. 121 с.
60. Иконостас Петропавловского собора. СПб., 2003. 125 с.
61. Ильина Т.В., Римская-Корсакова C.B. Андрей Матвеев. М., 1984. 319 с.
62. Искусство небесное и земное. Георгий Панайотов. Иконопись. СПб., 2009. 16 с.
63. Искусство Церкви. М., ПСТГУ, 2007. 383 стр.
64. История иконописи: истоки, традиции, современность. М., 2002. 287 с.
65. Иулиания, мон. (М.Н. Соколова). Труд иконописца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008. 351 с.
66. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996. 416 с.
67. Квливидзе Н.В. Проблема образцов в современной практике иконописания // Проблемы современной церковной живописи, ее изучения и преподавания в русской православной церкви. Материалы конференции 1996 года. М., 1997. С. 109-114
68. Кено М. Икона окно в вечность. Минск - Белосток, 2001. 144 с.
69. Кириченко Е.И. «Симфония священства и царства». Храмы -памятники XIX - начала XX в. // Русское церковное искусство нового времени. М., 2004. С.221-236
70. Козлов А.Н. Задачи художника - иконописца по отношению к изображениям на святых иконах. М.,1901. 8 с.
71. Комашко Н.И. О судьбе традиции иконописной мастерской Оружейной палаты в Новое время // Русское церковное искусство Нового времени. М., 2004 С.55-72
72. Комашко Н.И. Русская икона XVIII века. М., 2006. 246 с.
73. Кондаков Н.П. Современное положение русской народной иконописи. СПб., 1901. 67 с.
74. Копировский A.M. Проблемы возрождения традиции в современном русском иконописании // Проблемы современной церковной живописи, ее изучения и преподавания в русской православной церкви. Материалы конференции 1996 года. М., 1997. С. 63-70
75. Кордис Г. Современная иконопись: характеристики и перспективы // Современная икона в мире. Тезисы конференции 9-11 ноября 2011 г.. СПб., 20И.Б/стр
76. Корноухое А. Размышления над историческим контекстом церковной архитектуры и иконописи (оригинал и копия) // Церковное искусство, его восприятие и преподавание. Материалы Всероссийской конференции с участием зарубежных специалистов. Москва, 11-12 мая 2006 г. М., 2007. С. 173-190
77. Красилин М. Русская икона XVIII - начала XX вв. // История иконописи. Истоки, традиции, современность. М., 2010. С. 209-230
78. Кручинин И.А. Современная икона - эклектика или духовная реальность? // Проблемы современной церковной живописи, ее изучения и преподавания в русской православной церкви. Материалы конференции 1996 года. М., 1997. С. 147-151
79. Крылов A.K Методические основы обучения церковных живописцев в государственном академическом институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Российской Академии Художеств // Макарьевские чтения: Вехи русской истории в памятниках культуры: материалы 5 Российской научно - практической конференции, посвященной памяти Свт. Макария. Вып. 5 (11 - 13 июня 1997 г.). М., 1998. С 85-97
80. Крылов А.К Программа по композиции для студентов мастерской церковно-исторической живописи. СПб., 1999. С. 1-7.
81. Современные иконы (альбом А. Кудлая). М., 1996. 48 с.
82. Кутейникова Н.С. Иконописание России второй половины 20 века. СПб., 2005. 191 с.
83. Кутейникова Н.С. Искусство России второй половины XX века (иконопись). СПб., 2001. 63 с.
84. Кутейникова Н.С., Резницкая O.A. Образ святой блаженной Ксении Петербургской (Россия, конец XX - начало XXI века) // Научные труды. Проблемы развития отечественного искусства. Вып. 8. СПб., 2009. С.219-233
85. Кутейникова Н.С. Современная православная икона. СПб., 2003. 288 с.
86. Кутейникова Н.С. Современная православная икона. СПб.-М. 2007. 285 с.
87. Лаврешкина Н.Ю. Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 2007. 153 с.
88. Лаврешкина Н.Ю. Иконописный канон: особенности формирования и функционирования // Искусство нового и новейшего времени. Сборник научных статей. Вып. 1. СПб., 2006. С. 11-16
89. Лексикон современного искусства. Словарь. СПб., 2010. 111 с.
90. Лука (Головков), игумен. Проблема каноничности в современной церковной живописи // Проблемы современной церковной живописи, ее
изучения и преподавания в русской православной церкви. Материалы конференции 1996 года. М., 1997. С. 12-17
91. Майданович Н.Л. Вклад русских православных иконописцев во Франции в живое предание православной иконописной традиции с 1930-х до конца 1970-х годов // Проблемы современной церковной живописи, ее изучения и преподавания в Русской православной церкви: Материалы конференции 6-8 июня 1996 года. М., 1997. С. 108-109
Майков Л.И. Симеон Полоцкий о русском иконописании. СПБ., 1889, 9 с.
92. Макаренко Н.Е. Школа Императорского общества Поощрения художеств 1839-1914. Очерк, составленный по поручению комитета Императорского общества поощрения художеств. - Петроград, 1914. 116с.
93. Малкин М.Г. К истории становления и развития мастерской реставрации древнерусской живописи // ГРМ. Из истории музея. СПб., 1995. 309 с.
94. Маслов К.И. К истории художественной революции в Петровское время // Искусство христианского мира. Сборник статей. Вып. X. М., 2001. С.85- 94
95. Маслов К.И. О проектах исправления иконописи 1830-х годов // Искусство христианского мира. Сборник статей. Выпуск V. М., 2001. С. 292296
96. Мироненко Д.Г. Иконография святого Александра Невского. Автореферат диссертации. СПб., Научная библиотека РГПУ им. А.И. Герцена, 2013. 26 с.
97. Муратов П.П. Русская живопись до середины XVII века. История открытия и исследования. СПб., 2008. 430 с.
98. Мусин Александр, диакон. Богословие образа и эволюция стиля. К вопросу о догматической и канонической оценке русского церковного искусства ХУШ-Х1Х веков // Искусствознание 2\02. М., 2002. С. 279-303
99. Мухина Н. Новая реальность. Современное храмовое искусство Ярославля. М., 2006. 112 с.
100. Независимый фонд возрождения церковного искусства. Обращение к читателям // Храм. С. 5-7, 19, 25-27
101. Неклюдова М.Г. Традиции и новаторство в русском искусстве конца XIX - начала XX века. М., 1991. 392 с.
102. Никольский А.И. Синодальный надзор в области иконописания в XVII веке. СПб., 1913. 14 с.
103. Новейший философский словарь. Постмодернизм / Ред. и сост. A.A. Грицанов. М. 2007. 816 с.
104. Нонес Ф. Творчество и верность традиции // Современная икона в мире. Тезисы конференции 9-11 ноября 2011 г.. СПб., 2011. Б/стр
105. О иконописании. М., 1845. 138 с.
106. Образ Божий. Икона, стенопись, мозаика. СПб., 2009. 375 с.
107. Олсуфьев Ю.А. Икона в музейном фонде. М., 2006. 399 с.
108. Орландо 77. Иконография и традиции церкви // Современная икона в мире. Тезисы конференции 9-11 ноября 2011 г.. СПб., 2011. Б/стр
109. О святых иконах и иконопочитании. Краснодар, 2006. 325 с.
110. Панайотов Г. Проблема создания новой иконографии // Современная икона в мире. Тезисы конференции 9-11 ноября 2011 г.. СПб., 2011. Б/стр
111. Подобедова О.И. Московская школа живописи при Иване IV. М., 1972. 198 с.
112. Покровская К. М. Когда это станет океаном.// Творчество, 1991, №1, С. 5-7
113. Покровский Н.В. Евангелие в памятниках иконографии. М., 2001. 563 с.
114. Покровский Н.В. К вопросу о мерах к улучшению русского иконописания. СПб., 1901. 77 с.
115. Покровский Н.В. Лицевой иконописный подлинник и его значение для современного церковного искусства // ПДПИ, CXXXIV. СПб., 1899. 23 с.
116. Покровский H.B. Определения Стоглава о святых иконах // Христианское чтение. 1885. 174 с.
117. Посошков И.Т. Книга о скудости и богатстве. М., 1937. 351 с.
118. Пострадавшие за веру и церковь Христову. 1917-1937.М., 2012. 653 с.
119. Православная икона. Канон и стиль: к богословскому рассмотрению образа/ Сост. A.M. Стрижев; Рис.священника Вячеслава Савиных. М., 1998. 496 с.
120. Преображение. Каталог первой Всероссийской художественной выставки храмового искусства.// Сост. О.Г. Богославская, А.Греков А. У., Мухина H.H. Ярославль, 2002. 28 с.
121. Преображение. Каталог второй Всероссийской художественной выставки храмового искусства.// Сост. Греков А. У, Шиханова О.Г. Ярославль, 2006. 80 с.
122. «Пречистому образу Твоему поклоняемся, Благий» // Сост. Самолыго И.Ю., Малков П.Ю., Щелкачева И.В. М., 2012. 214 с.
123. Пуцко В. Русская иконопись XVIII - начала XX века на перекрестках культурных традиций // Русская поздняя икона от XVII до начала XX столетия. М., 2001. С.29-45
124. Раевская НЮ. Священные изображения и изображения священного в христианской традиции. СПб., 2011. 271 с.
125. Ржаницына С. Московская иконопись XX века. URL: http://nesusvet.narod.ru/ico/books/rzhan/ (дата обращения: 15.08.2012)
126. Ровинский Д.А. Обозрение иконописания в России до конца XVII века. СПб, 1904. 336 с.
127. Рождественский Н. О значении Киевского Владимирского собора в русском религиозном искусстве. М., 1900. 62 с.
128. Розанов В.В. Около церковных стен: в 2-х томах. М., 1995.
129. Русская икона в конце XX века. Московский иконописный центр «Русская икона». М., 1997. 64 с.
130. Русское искусство из собрания ГМИР. М., 2006. 334 с.
131. Салтыков А., прот. Вопросы церковного искусства на Стоглавом соборе 1551 года. М.,2005. 112 с.
132. Салтыков А., прот. Символ и реальность в церковном искусстве // Православная иконология - основы и перспективы. Материалы 1-й международной научной конференции 27 ноября 2004 г. / Сост. Васина М.В. СПб, 2005. С. 64-68
133. Сапронов П.А. Русская культура IX-XX веков. Опыт осмысления. СПб, 2005. 702 с.
134. Сарабъянов В.Д., Смирнова Э.С. История древнерусской живописи. М, 2007. 750 с.
135. Сахаров И.П. Исследования о русском иконописании. Издание второе. Книжка первая. СПб, 1850, 66 с.
136. Свидетельство веры. Иконы Александра Соколова. Б/м, б/г. 40 с.
137. Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. Иконописно-реставрационная мастерская св. Иоанна Дамаскина. СПб, 2012. 150 с.
138. Селиванов Н.Ф. Очерки русского иконописания. 1909. 39 с.
139. Современная икона. Северо-запад. Материалы круглого стола / Под ред. В.А. Булкина. СПб, 2001. 30 с.
140. Современная иконопись. Москва. М, 2006. 169 с.
141. Современная православная монументальная живопись / Сост. А. Чукина. М, 2009. 266 с.
142. Современная русская икона (альбом Г. Гашева). СПб, 2002. 95 с.
143. Сосновцева И. В. Икона в Петербурге // Религиозный Петербург. СПб, 2004. С.461-504
144. Сосновцева И.В. Н.П. Кондаков и иконописные школы Высочайше учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи. // Н.П. Кондаков. Личность, научное наследие, архив. СПб, 2001. С. 115-122
145. София. Ярославская областная общественная организация художников, иконописцев, реставраторов. М, 2007. 299 с.
146. Стоглав. СПб., 1997. 214 с.
147. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. М.,1995. 495 с.
148. Тимченко C.B. Современная православная икона. М., 1993. 303 с.
149. Традициям верны. Иконописная школа при Московской Духовной Академии. М., 2010. 239 с.
150. Трапезникова A.C. О современном иконном убранстве в храмах середины XIX - начала XX вв.: варианты подходов // Вестник СПбГУ. Сер. 15. Вып.1, апрель 2013 г. СПб., 2013. С. 141-152
151. Тренев Д.К. Иконопись Мстёрцев. М., 1903, 16 с.
152. Тренев Д.К. Несколько слов о древней и современной русской иконописи. М., 1905. 24 с.
153. Тренев Д.К. О русской иконописи. По поводу вопроса о ней в Гос Думе. М, 1910,40 с.
154. Тренев Д.К Русская иконопись и ее желаемое развитие. М., 1902.
27 с.
155. Шмидт Т. Современная иконопись Пскова // Русь Православная. История и современность. Сборник научных статей. СПб., 2000. С. 54-57
156. Успенский В.И. Очерки по истории иконописания. СПб., 1899,80 с.
157. Успенский Л.А. Богословие иконы православной церкви. М., 2008. 474 с.
158. Успенский М.И. Проект И.П. Сахарова об устройстве школы иконописания. СПБ., 1903, 8 с.
159. Учебная иконописная мастерская Высочайше учрежденного Комитета попечительства о русской иконописи в слободе Борисовке, Курской губернии, Грайворонского уезда. Харьков, 1909. 16 с.
160. Ушаков Симон. Слово к люботщательному иконного писания // Философия русского религиозного искусства. М., 1993. С. 67-83
161. Фартусов В.Д. Руководство к написанию икон св. угодников Божиих. М., 2002. 451 с.
162. Фартусов В. Д. Что желательно для поднятия современного иконописания? М., 1901. 8 с.
163. Федорова И.В. Церковное законодательство XVIII века о гравюре и иконописи // Искусство христианского мира. Сборник статей. Вып. IX. М., 2005. С. 236-246
164. Федотова P.A. Икона в литургическом пространстве храма (по материалам псковской иконописи). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. СПб., 2010. 23 с.
165. Философия русского религиозного искусства XVI- XX вв. Антология. // Сост. Н.К. Гаврюшина М., 1993. 399 с.
166. Флоренский П., свящ. Иконостас. СПб., 1993. 365 с.
167. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. 599 с.
168. Ходаков М.А. Канон и стиль: вопрос о терминологии при описании иконы // Искусство христианского мира. Сборник статей. Вып. IX. М., 2005 С. 313-324
169. Ходаков М.А. Хрестоматия по иконоведению. М., 2011. 171 с.
170. Художественное наследие сестры Иоанны / Сост. Б.Б. Попова, H.A. Струве. М.-Париж, 2006. 190 с.
171. Цветаева М.Н. Русский авангард: образ бытия в мире. СПб., 2003. 263 с.
172. Чалоян Ц. О характере взаимоотношения традиции и новаторства // Искусство 5\1982. С. 64-78
173. Чернышев Н., иерей. Се, творю все новое // Памятники Отечества. Вып. 1, 1997 г. С. 144-150
174. Чернышев Н, иерей. Церковное и нецерковное в современном облике православных храмов // Церковное искусство, его восприятие и преподавание. Материалы Всероссийской конференции с участием зарубежных специалистов. Москва, 11-12 мая 2006 г. М., 2007. С. 134-152
175. Чернышев H., иерей, Жолондзь А. Некоторые вопросы современного иконопочитания и иконописания // Проблемы современной церковной живописи, ее изучения и преподавания в русской православной церкви. Материалы конференции 1996 года. М, 1997. С. 17-38
176. Элькин E.H. Декоративные росписи и живопись Петропавловского собора // Краеведческие записки. Исследования и материалы. Вып.2. СПб, 1994 С. 183-189
177. Языкова И.К. Богословие иконы. М, 1994, 207 с.
178. Языкова И.К. Икона в современном мире. // Церковь и время. Научно-богословский и церковно-общественный журнал, №1 (26). 2004, С. 53-91
179. Языкова И.К. Надо ли восстанавливать как было / Art-sobor: современное православное церковное искусство, интернет-проект. URL: http://www.art-sobor.ru/archives/1979 (дата обращения: 4.09.2012)
180. Языкова И.К. Со-творение образа. М, 2012. 351 с.
181. Языкова И.К. Се творю все новое. Икона в XX веке. Бергамо, 2002, 223 с.
182. Языкова И.К. Стилистические особенности современной иконописи // Современная икона в мире. Тезисы конференции 9-11 ноября 2011 г.. СПб, 2011. Б/стр
183. «Divine Temple». СПб, 2011. 110 с.
184. «Divine Temple». СПб, 2012. 139 с.
185. Icon. Икона. Альбом Г. Гашева. СПб, 2009. 143 с. Электронные ресурсы
http://www.art-sobor.ru/ http://www.ruicon.ru/ http : //www, pravm ir. ru/ http://www.sofrino.ru/ http://www.patriarchia.ru/
Список сокращений
ГМИИ - Государственный музей истории религии, Санкт-Петербург ГРМ - Государственный Русский Музей, Санкт-Петербург ГЭ - Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург МДА - Московская Духовная Академия ПГХГ - Пермская Государственная Художественная Галерея ПСТГУ - Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, Москва
РПЦ - Русская Православная Церковь РПЦЗ - Русская Православная Церковь за рубежом СВПХИ - Свято-Филаретовский православно-христианский институт СПбГАИЖСА - Санкт-Петербургский Государственный Академический Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина СПбГУ - Санкт-Петербургский Государственный Университет, СПбГУП - Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов
СПбДА - Санкт-Петербургская Духовная Академия СПбПИРИЦИ - Санкт-Петербургский Православный Институт Религиоведения и Церковных Искусств
СПГХПА - Санкт-Петербургская Государственная Художественно-Промышленная Академия им. А.Л. Штиглица
СПбХУ - Санкт-Петербургское Художественное Училище им. Н. Рериха. СХ - Союз Художников, Санкт-Петербург
СВПХИ - Свято-Филаретовский православно-христианский институт ЦГРМ - Центральные государственные реставрационные мастерские
Список иллюстраций
Ил. 1. Давыдов Ф. Благовещение. СПб, 2000-е гг. Ил. 2. Давыдов Ф. Рождество Христово. СПб, 2000-е гг. Ил. 3. Панайотов Г. Поцелуй Иуды. СПб, 2000-е гг. Ил. 4. Панайотов Г. Ангел-Хранитель. СПб, 2000-е гг.
Ил. 5. Стальнов А, мастерская Иоанна Богослова. Богоматерь на троне. 80 х 120 см. СПб, 2008 г.
Ил. 6. Жданова В. Царственные страстотерпцы. СПб, 2010 г.
Ил. 7. Прохорова X, мастерская Иоанна Богослова. Божия Матерь
«Феодоровская». СПб, 2012. Федоровский собор.
Ил. 8. Кусов И. Свт. Николай. 40 х 50 см. СПб, 2009 г.
Ил. 9. Мастерская Иоанна Богослова. Иконостас храма Неопалимой Купины. Сосновый Бор, 2011 г.
Ил. 10. Прокофьев Я. Мастерская ап. Луки. Св. Феодосия Константинопольская. 28 х 38 см. СПб, 2008 г.
Ил. 11. Терентьев И, мастерская ап. Луки. Чудо Георгия о змие. 40 х 60 см. СПб, 2011г.
Ил. 12. Мироненко Д, Джеймс-Леви Д, мастерская св. Иоанна Дамаскина. Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Свято-Покровская церковь с. Бельцы, Украина, 2011 г.
Ил. 13. Мироненко Д, Джеймс-Леви Д, мастерская св. Иоанна Дамаскина. Свт, Николай Чудотворец, св. благ. Александр Невский. СПб, 2000-е гг. Ил. 14. Мастерская «Иконография». Св. Пантелеймон. СПб, 2000-е гг. Ил. 15. Царскосельская иконописная мастерская. Божия Матерь Владимирская. СПб, 2000-е гг.
Ил. 16. Давыдов Ф, мае. «Живая традиция». Спас Эммануил. СПб, 2000-е гг.
Ил. 17. Комиссарова Л. Св. Прокопий и Иоанн Устюжские.53x65.СПб, 2011 г.
Ил. 18. Корнилова И. Спас Эммануил. 30 х 40 см. СПб, 2013 г.
Ил. 19. Гашев Г. Божия Матерь Одигитрия. СПб, 2000-е гг.
Ил. 20. Богдановы Н. и Н. Св. Константин и Елена с житием. Храм св. царицы
Елены, МАПО, СПб., 2002 г.
Ил. 21. Михайленко В. Св. Иоанн Дамаскин. 30 х 40 см. СПб., 2006 г.
Ил. 22. Зинон (Теодор), арх. «Объятие между Восточной и Западной
Церквами». Сериате, Италия.
Ил. 23. Андрей Давыдов, свящ. Сретение. 45 х 50 см. Суздаль. 2007 г.
Ил. 24. Алипий (Оборотов), мон. Христос и Закхей на смоковнице. 40 х 50 см.
Псков, 2012 г.
Ил. 25. Купоросова С. Св. Димитрий Донской. 42 х 117 см. СПб., 2007 г.
Ил. 26. Богатова С. Св. Александр Невский. СПб., 2000-е гг.
Ил. 27. Цыбин В. Св. Александр Невский. 13 х 28 см. СПб., 2011 г.
Ил. 28. Хомяков Д. Богоматерь на троне. СПб., 2000-е гг.
Ил. 29. Бузыкина А. Покров Пресвятой Богородицы. Эскиз. СПб., 2008 г.
Ил. 30. Мастерская «Образ». Господь Вседержитель с предстоящими
святыми. СПб., 2000-е гг.
Ил. 31. Прокофьев Я. Св. мч. Александр. 20 х 25 см. СПб., 2008 г.
Ил. 32. Прокофьев Я. Св. вмч. Евстафий Плакида. 47 х 110 см. СПб., 2012 г.
Ил. 33. Св. Евстафий Плакида. Мон. Ставроникита, Афон. XVI в.
Ил. 34. Св. вмч. Прокопий. Марков мон., Македония. XIV в.
Ил. 35. Прокофьев Я. Преображение Господне. 31 х 41. СПб., 2012 г.
Ил. 36. Микромозаика «Преображение». 35 х 52 см. Византия, XII в.
Ил. 37.Преображение. Фрагмент эпистилия, Византия, XII в.
Ил. 38. Прокофьев Я. «Достойно Есть». 40 х 60 см. СПб., 2013 г.
Ил. 39. Комиссарова Л. Св. Илия Муромец. 11 х 16,5 см. СПб., 2008 г.
Ил. 40. Св. вмч. Димитрий Солунский. 52x88.Ватопедский мон., Афон. XIV в.
Ил. 41. Комиссарова Л. Св. вмч. Димитрий Солунский. 30x90 см. СПб.,2010 г.
Ил. 42. Св. Георгий и Димитрий Солунский. Ц. Св. Бессребреников в
Кастории, Греция. XII в.
Ил. 43. Комиссарова Л. Св. Андрей Боголюбский. 30 х 50 см. СПб., 2011 г. Ил. 44. Св. Андрей Боголюбский. Фреска Успенского собора Княгинина монастыря, Владимир. 1647-48 гг.
Ил. 45. Купоросова С. Св. вмч. Димитрий Солунский. 51x60 см. СПб, 2008 г. Ил. 46. Купоросова С. Св. прав. Федор Ушаков. 40 х 80 см. СПб, 2012 г. Ил. 47. Св. благ, князь Александр Невский. 27 х 31 см. СПб, ГМИР. XIX в. Ил. 48. Св. прп. Адриан Пошехонский. 30,5x37. Вологда, поел, треть XVIII в. Ил. 49. Н. Савин. Св. вмч. Никита. ПХГХ. 1613 г.
Ил. 50. Неизвестный автор. Св. прав. Федор Ушаков. Кон. XX - нач. XXI вв.
Ил. 51. Купоросова С. Св. Лонгин Сотник. 15 х 30 см. СПб, 2011 г.
Ил. 52. Купоросова С. Св. Федор Тирон. 14 х 28 см. СПб, 2010 г.
Ил. 53. Федор Тирон и Федор Стратилат. Фреска Кремиковского монастыря,
Болгария, XV в.
Ил. 54. Богдановы Н. и Н. Св. Иоанн-воин. 140 х 288 см. СПб, Троице-Измайловский собор, 2002 г.
Ил. 55. Св. Федор Тирон. Фреска храма Протат в Карее, Афон, XIII в.
Ил. 56. Стальнов А. Св. благ, князь Александр Невский. 72x100. СПб, 2012 г.
Ил. 57. Св. благ, князь Александр Невский. Иконография XVII века. Б\даты.
Ил. 58. Комиссарова Л. Свт. Игнатий Брянчанинов. 50 х 86 см. СПб, 2007 г.
Ил. 59. Портрет свт. Игнатия Брянчанинова. Кон. XIX в.
Ил. 60. Гашев Г. Чудо Георгия о змие. СПб, 2012 г.
Ил. 61. Десницкая А. Преображение Господне. СПб, 2000-е гг.
Ил. 62. Панайотов Г. Богоматерь «Кутейниковская». СПб, 2008 г.
Ил. 63. Кудлай А. Господь Вседержитель. М, 1990-е гг.
Ил. 64. Ищенко А. Рождество Христово. Фрагмент росписи крестильни храма
прп. Амвросия Оптинского, Сосновый бор, 2012 г.
Ил. 65. Кузнецов Ю. Св. Георгий. М, 2000-е гг.
Ил. 66. Неизвестный автор. «Белый Ангел». 2000-е гг.
Ил. 67. Лавданский А. Спас Нерукотворный. Москва, 2000-е гг.
Ил. 68. Неизвестный автор. Пантократор. 2000-е гг.
Ил. 69. Алипий (Оборотов), мон. Свт. Игнатий (Брянчанинов).42х117. Псков, 2008 г.
Ил. 70. Курская иконописная школа. Св. прп. Пимен (Угрешский). 54 х 70 см.
Курск, 2007 г.
Ил. 71. Корнилова И. Свт. Филарет (Дроздов). 57 х 80 см. СПб., 2008 г. Ил. 72. Жданова В. Св. блаж. Ксения Петербургская. СПб., 2000-е гг. Ил. 73. Неизвестный автор. Св. мч. Юрий Новицкий. 2000-е гг. Ил. 74. Неизвестный автор. Св. мч. Иоанн Ковшаров. 2000-е гг. Ил. 75. Неизвестный автор. Св. мц. Кира Оболенская. 2000-е гг. Ил. 76. Прохорова X. Евгений-воин. СПб., 2000-е гг.
Ил. 77. Прокофьев Я. Св. блаж. Матрона Московская. 42x114 см. СПб., 2012 г.
Ил. 78. Жданова В. Св. блаж. Матрона Московская. СПб., 2010 г.
Ил. 79. Панайотов Г. Свмч. Григорий Сербаринов. СПб., 2000-е гг.
Ил. 80. Норкина О. Царственные страстотерпцы. 40 х 50 см. СПб., 2006 г.
Ил. 81. Иулиания (Соколова), мон. Собор святых, в земле Российской
просиявших. Троицкий собор Данилова мон., Москва. 1950-е гг.
Ил. 82. Иконописная мастерская ПСТГУ. Собор новомучеников и
исповедников Российских. Москва, 2000-е гг.
Ил. 83. Зинон (Теодор), арх. Крещение Руси. 89 х 149 см. 1988 г.
Ил. 84. Неизвестный автор. «Воскрешающая Русь». 2000-е гг.
Ил. 85. Неизвестный автор. «Богоматерь - утешительница абортированных
младенцев». 2000-е гг.
иконописания сложно проследить в случаях, когда они пишутся не по заказу Церкви. Так, большинство из представленных икон находятся в частных коллекциях. Именно по этой причине место хранения указывается в единичных известных случаях.
Значительный пласт иллюстративного материала, представленного в Интернет-ресурсах, также не позволяет, как правило, определить год создания иконы, размер или установить авторство. Данные особенности могут быть признаны характерными для иконописных произведений всего рассматриваемого периода.
Необходимо оговориться, что судьбу произведений современного
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Ил. 1. Давыдов Ф. Благовещение. СПб, 2000-е гг.
Ил.2. Давыдов Ф. Рождество Христово. СПб., 2000-е гг.
Ил. 3. Панайотов Г. Поцелуй Иуды. СПб, 2000-е гг.
сткн л\ та Х1ЙШШ
Ил. 4. Панайотов Г. Ангел-Хранитель. СПб., 2000-е гг.
Ил. 5. Стальное А, мастерская Иоанна Богослова. Богоматерь на троне. СПб,
2008.
Ил. 6. Жданова В. Царственные страстотерпцы. СПб, 2010 г.
шштты
Ш .1М1**|Л'~МИ'М >1'.М.' 1 «»*§• и . '-V-! .!
Г.МИ*'. /Ш- иьи > ' -■■■ Ч'1.н к«- I «М.ПааИШ'- т>кчл. Л»:' • А»' -п. • 'М »¿Г1Н ¡¡Г I«.!'' I
Ил. 6. Прохорова X., мастерская Иоанна Богослова. Божия Матерь
«Феодоровская». СПб., 2012 г.
Ил. 8. Кусов И. Свт. Николай. СПб, 2009 г.
Ил. 9. Мастерская Иоанна Богослова. Иконостас храма Неопалимой Купины.
Сосновый Бор. СПб., 2011 г.
Ил 10. Прокофьев Я. Мастерская ап. Луки. Св. Феодосия Константинопольская. СПб, 2008.
Ил 11. Терентьев И, мастерская ап. Луки. Чудо Георгия о змие. СПб, 2011 г.
Ил. 12. Мироненко Д., Джеймс-Леви Д., мастерская св. Иоанна Дамаскина. Св. прав. Иоанн Кронштадтский. СПб., 2000- е гг.
Ил. 13. Мироненко Д, Джеймс-Леви Д, мастерская св. Иоанна Дамаскина. Свт. Николай Чудотворец, св. благ. Александр Невский. СПб, 2000-е гг.
Ил. 14. Мастерская «Иконография». Св. Пантелеймон - целитель.
СПб, 2000-е гг.
Ил. 15. Царскосельская иконописная мастерская. Божия Матерь Владимирская. СПб., 2000-е гг.
Ил. 16. Давыдов Ф, мастерская «Живая традиция». Спас Эммануил. СПб,
2000-е гг.
Ил. 17. Комиссарова Л. Св. Прокопий и Иоанн Устюжские. СПб., 2011 г.
Ил. 18. Корнилова И. Спас Эммануил. СПб, 2013 г.
Ил. 19. Гашев Г. Божия Матерь Одигитрия. СПб., 2000-е гг.
Ил. 20. Богдановы Н. и Н. Св. Константин и Елена с житием. СПб., 2000-е гг.
Ил. 21. Михайленко В. Св. Иоанн Дамаскин. СПб, 2006 г.
Ил. 22. Зинон (Теодор), арх. «Объятие между Восточной и Западной
Церквами». Сериате, Италия.
Ил. 23. Андрей Давыдов, свящ. Сретение. Суздаль. 2007г.
Ил. 24. Алипий (Оборотов), мон. Христос и Закхей на смоковнице. Псков,
2012 г.
Ил. 25. Купоросова С. Св. Димитрий Донской. СПб., 2007 г.
Ил. 26. Богатова С. Александр Невский. СПб, 2000-е гг.
Ил. 28. Хомяков Д. Богоматерь на троне. СПб., 2000-е гг.
Ил. 30. Мастерская «Образ». Господь Вседержитель с предстоящими
святыми. СПб., 2000-е гг.
Ил. 31. Прокофьев Я. Св. мч. Александр. СПб., 2008 г.
Ил. 32. Прокофьев Я. Св. вмч. Евстафий Плакида. СПб., 2012 г.
Ил. 33. Св. Евстафий Плакида. Мон. Ставроникита, Афон. XVI в.
Ил. 34. Св. вмч. Прокопий. Марков мон., Македония. XIV в.
Ил. 35. Прокофьев Я. Преображение Господне. СПб., 2012 г.
Ил. 36. Микромозаика «Преображение». Византия, XII в.
Ил. 37. Преображение. Фрагмент эпистилия. Византия, XII в.
к
к.
к. к.
к к,
Ил. 38. Прокофьев Я. Икона Божией Матери «Достойно Есть». СПб., 2013 г.
Ил. 39. Комиссарова Л. Св. Илия Муромец. СПб., 2008 г.
Ил. 40. Св. вмч. Димитрий Солунский. Ватопедский мои., Афон. XIV в.
Ил. 41. Комиссарова Л. Св. вмч. Димитрий Солунский. СПб., 2010 г.
Ил. 42. Св. вмч. Георгий и Димитрий. Ц. Бессребреников в Кастории, Греция.
XII в.
Ил. 43. Комиссарова Л. Св. благ, князь Андрей Боголюбский. СПб., 2012 г.
Ил. 44. Св. Андрей Боголюбский. Фреска Успенского собора Княгинина
монастыря, Владимир. 1647-48 гг.
Ил. 45. Купоросова С. Св. вмч. Димитрий Солунский. СПб., 2008 г.
Ил. 46. Купоросова С. Св. прав. Федор Ушаков. СПб., 2012 г.
Ил. 47. Св. благ. князь Александр Невский. СПб., ГМИР. XIX в.
Ил. 51. Купоросова С. Св. Лонгин-сотник. СПб., 2011 г.
Ил. 52. Купоросова С. Св. Федор Тирон. СПб., 2010 г.
Ил. 53. Св. Федор Тирон и Федор Стратиллат. Фреска Кремиковского
монастыря, Болгария. XV в.
к. к
54
ь.
Ил. 54. Богдановы Н. и Н. Св. Иоанн - воин. СПб., Троице-Измайловский
собор. 2002 г.
Ил. 56. Стальное А. Св. благ, князь Александр Невский. СПб., 2012 г.
Ил. 57. Св. благ, князь Александр Невский. Иконография XVII века. Дата
создания неизвестна.
Ил. 58. Комиссарова Л. Свт. Игнатий Брянчанинов. СПб., 2007 г.
Ил. 59. Портрет свт. Игнатия Брянчанинова. Кон. XIX в.
Ил. 60. Гашев Г. Чудо Георгия о змие. СПб., 2012 г.
Ил. 61. Десницкая А. Преображение Господне. СПб., 2000-е гг.
Ил. 62. Панайотов Г. Богоматерь «Кутейниковская». СПб., 2008 г.
Ил. 63. Кудлай А. Господь Вседержитель. M., 1990-е гг.
Ил. 64. Ищенко А. Рождество Христово. Фрагмент росписи крестильни храма прп. Амвросия Оптинского, загородное подворье Успенского собора подворья Оптиной пустыни. Сосновый Бор, 2012 г.
Ил. 65. Кузнецов Ю. Св. Георгий. M., 2000-е гг.
Ил. 66. Неизвестный автор. «Белый Ангел». 2000-е гг.
Ил. 67. Лавданский А. Спас Нерукотворный. Москва, 2000-е гг.
Ил. 68. Неизвестный автор. Пантократор. 2000-е гг.
Ил. 69. Алипий (Оборотов), мон. Свт. Игнатий (Брянчанинов).
Псков, 2008 г.
Ил. 70. Курская иконописная школа. Св. прп. Пимен (Угрешский). Курск,
2007 г.
Ил. 71. Корнилова И. Свт. Филарет (Дроздов). СПб., 2008
Ил. 72. Жданова В. Св. блаж. Ксения петербургская. СПб., 2000-е гг.
Ил. 73. Неизвестный автор. Св. мч. Юрий Новицкий. 2000-е гг.
Ил. 74. Неизвестный автор. Св. мч. Иоанн Ковшаров. 2000-е
Ил. 75. Неизвестный автор. Св. мц. Кира Оболенская. 2000-е гг.
Ил. 76. Прохорова X. Евгений-воин. СПб., 2000-е гг.
Ил. 77. Прокофьев Я. Св. блаж. Матрона Московская. СПб., 2012 г.
Ил. 78. Жданова В. Св. блаж. Матрона Московская. СПб., 2010 г.
Ил. 79. Панайотов Г. Свмч. Григорий Сербаринов. СПб., 2000-е гг.
Ил. 80. Норкина О. Царственные страстотерпцы. СПб., 2006 г.
Ил. 81. Иулиания (Соколова), мон. Собор святых, в земле Российской
просиявших. 1950-е гг.
и лги постам шш шкж + шиш и мш
ншх
тп и«ш ьия НИ1Ш II ист ЙЛ1ИШ + ЛШ* ф|г
Ш
Ил. 82. Иконописная мастерская ПСТГУ. Собор новомучеников и исповедников Российских. Москва, 2000-е гг.
ШШ ryEfc
Ил. 83. Зинон (Теодор), арх. Крещение Руси. 1990-е гг.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.