Поэтика иконичности в повести Н.С. Лескова "Запечатленный ангел" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Сенькина, Яна Валерьевна
- Специальность ВАК РФ10.01.01
- Количество страниц 213
Оглавление диссертации кандидат наук Сенькина, Яна Валерьевна
Оглавление
Введение
Глава 1. К истории исследования
§ 1. Уровень, состояние и проблемы изучения темы «Икона и иконописный
подлинник в творчестве Лескова»
§2. Богословско-символический аспект иконичности в святоотеческой и
культурной традиции
§3. К вопросу о классификации иконописных
традиций
Глава 2. Иконописный подлинник в творчестве Лескова
§1. Иконописный подлинник в свете иконологии и иконографии
§2. Лесков-публицист об иконописном подлиннике. Вопрос компетенции
автора
§3. Формы присутствия иконописного подлинника в повести Лескова «Запечатленный ангел» и их художественная
функция
Глава 3. Иконописные традиции у Лескова
§ 1. «Строгановская» и старообрядческая икона в восприятии Лескова (из
публицистики)
§2. Поэтика иконы «древлеотеческого предания» в «Запечатленном
ангеле»
Глава 4. Иконичная поэтика в повести «Запечатленный ангел»
§1. Икона как центр мотивного комплекса повести
§2. Повествовательно-иконичный принцип организации пространства и
времени в повести
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Жанровые традиции древнерусской литературы в творчестве Н. С. Лескова2002 год, кандидат филологических наук Яхненко, Екатерина Владимировна
Интертекстуальные связи в святочных рассказах Н.С. Лескова2017 год, кандидат наук Шкапа, Елена Сергеевна
Иконопись Петербурга рубежа XX-XXI веков2007 год, кандидат искусствоведения Лаврешкина, Наталья Юрьевна
Слово и изображение в творчестве Н.С. Лескова: поэтика "обстановочной" повести2017 год, кандидат наук Буткевич, Анастасия Алексеевна
Иконописная школа Троице-Сергиевой лавры в контексте возрождения традиционного иконописания: середина XVIII - начало XXI вв.2013 год, кандидат искусствоведения Армеева, Людмила Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэтика иконичности в повести Н.С. Лескова "Запечатленный ангел"»
Введение
Настоящее исследование посвящено творчеству Н.С.Лескова, уникального писателя, который в ходе своей «учено-творческой работы» [Ильин Стилизация, 1997, с. 150] соединял искусство словесности и научные изыскания. Известно, что Лесков в течение жизни увлекался множеством внелитературных отраслей знания, однако постоянным был его интерес к молодой на тот момент науке иконографии, к богословию и символике иконописи. Это нашло отражение как в художественных («Запечатленный ангел», «Шерамур», «Сошествие во ад» и др.), так и в публицистических текстах писателя («О русской иконописи», «Адописные иконы», «Христос младенец и благоразумный разбойник» и др.). Очевидно, этот интерес отвечал духовным потребностям самого Лескова.
В проекции всего творчества писателя аккумулятором иконописных тем и смыслов является повесть «Запечатленный ангел» (1873). Выход ее в свет показал не только виртуозность Лескова во владении словом, но и осведомленность в областях техники, традиций, эстетики и богословия иконы, истории иконописи и иконописных подлинников. «Запечатленный ангел» имел общественный резонанс, вызвав противоречивые отклики относительно языка и сюжета, но пробудив интерес к старообрядчеству и русской иконописи.
Интерпретация «Запечатленного ангела» требует привлечения широкого контекста: публицистического и эпистолярного наследия Лескова, иконописных подлинников и научных трудов о них, богословских и искусствоведческих работ об иконописи и иконописных школах. Здесь открывается обширное поле для исследования, поскольку целиком корпус источников повести не систематизирован.
На источниковедческой основе возможен анализ взаимодействия иконописного и словесного искусств в повести. Известно, что феномен иконы является предметом анализа нескольких областей научного знания. В поисках более точного определения функций, свойств и границ иконы
В.В.Лепахин вводит понятие православной иконичности. Три его стороны: иконное, иконописное и собственно иконичное - описывают свойства, относящиеся к внешней стороне иконы, к иконе как к произведению искусства и к иконе как богословскому феномену. Мы полагаем продуктивным использование этой классификации с целью определить иконичность как основное свойство поэтики повести «Запечатленный ангел» и проанализировать выражение его аспектов в тексте.
Основываясь на понятии «иконичность», мы вырабатываем собственный метод иконологического анализа повести «Запечатленный ангел». При этом с высоты иконичности ясно видны цели описания иконописного аспекта повести, ведь именно через материал и язык создается онтология образа.
Изучение же связей словесного и иконописного творчества в повести представляет особый интерес в виду возможности рассмотрения литературного произведения в свете иконописного канона, богословско-символических смыслов и художественного языка иконы, особенностей иконописных традиций.
Актуальность диссертационного исследования заключается в разработке и использовании синтеза богословско-иконологического подхода к материалу. Он позволит выявить национально-художественную специфику повести «Запечатленный ангел», описать поэтику Лескова в контексте христианской духовности, определяющей развитие русской культуры на уровне формы и метода. Внимание современной науки к взаимодействию искусств и активное развитие православной иконологии придают большое значение анализу повести «Запечатленный ангел» в ее междисциплинарных связях. Значимой представляется и постановка в работе проблем научного и творческого методов автора, связь которых обусловлена религиозно-мировоззренческой их составляющей. Систематическое же исследование иконографической компетенции писателя, не проводившееся ранее в литературоведении, будет способствовать и более точной комментаторской
работе, особенно востребованной сейчас в связи с выходом полного собрания сочинений Лескова [Лесков, 1996].
Степень разработанности проблемы. Вопрос о влиянии иконописного искусства на творчество Лескова неоднократно поднимался в критике и литературоведении. Стиль писателя характеризовался через аналогии с иконописью [Ильин, 1997; Гроссман, 1945]. Подчеркивалась осведомленность Лескова в области техники и традиций иконописи [Волынский, 1898; Полозкова, 1988; Кретова, 1999; Комова, 2006, 2008; Лепахина, 2004]. В повести «Запечатленный ангел» выделялись и описывались мотивы, тематически связанные с иконой [Дыханова, 1980; Горелов, 1988; Майорова, 1998; Макарова, 2005; Маркадэ, 2006].
Некоторыми исследователями отмечен особый интерес Лескова к иконописным подлинникам, отразившийся в его художественных произведениях и публицистике. Они признаны источником некоторых текстов писателя, и в этой связи особое внимание уделяется повести «Запечатленный ангел» [Лесков А., 1954; Гроссман, 1945 и др.]. Тем не менее, во многих работах [Волынский, 1898; Серман, 1957; Белецкий, 1864; Лепахин, 2004] господствует представление об иконописных подлинниках как едином памятнике без учета его развития и редакций. Определенные утверждения исследователей о взаимодействии текстов подлинников с творчеством Лескова нуждаются в уточнении. Иконописный подлинник же, в качестве материального (следовательно, имеющего конкретные формы в виде списков, видов и изданий) носителя иконописного канона и предания, играет значительную роль в осмыслении феномена иконы писателем.
Без определения уровня иконографической компетенции Лескова невозможны ни верная интерпретация многих аспектов творчества писателя, ни точный комментарий его текстов.
Теоретико-методологической основой настоящей работы предстают работы Э.Панофского и В.В.Лепахина, труды о богословских смыслах и каноне иконы Иоанна Дамаскина, Феодора Студита, прот. Сергия Булгакова,
иер. Павла Флоренского, С.С.Аверинцева и Ю.М.Лотмана, сочинения Н.М.Тарабукина, Б.А.Успенского, Л.Ф.Жегина, Б.В.Раушенбаха, И.К.Языковой о языке иконы, поэтике ее пространства и времени.
Методология исследования основывается на комплексном анализе, сочетающем типологический и герменевтический подходы к изучаемому материалу. Изучение связей творчества Лескова с иконописью требует разработки путей анализа, соединяющих в себе достижения литературоведения, искусствоведения и богословия. Также используются приемы сопоставительного и мотивного анализа, что определяет потребность в обращении к источниковедческому методу и архивным исследованиям (РГАЛИ, Рукописный отдел ИР ЛИ РАН, Рукописный отдел РНБ).
В первую очередь, в рамках историко-литературного подхода, мы устанавливаем, с какими из редакций подлинника и его научными исследованиями был знаком и работал Лесков, знал ли он о ходе исторического развития этого памятника. В исследовании выполнена необходимая систематизация разрозненных сведений о развитии иконописного подлинника, его роли в истории иконописания и положения относительно канона (изучены труды современных Лескову иконографов: Ф.И.Буслаева, И.П.Сахарова, И.М.Снегирева, В.А.Прохорова, Д.А.Ровинского, еп. Порфирия (Успенского), Г.Д.Филимонова и др. — а также позднейшие работы Ю.И.Гринберга, Д.А.Григорова, Г.В.Маркелова, Н.В.Покровского). Апробированный в работе иконологический анализ должен стать продуктивным и для позднейших литературных текстов, обращающихся к средневековым системам изображения. В отношении «Запечатленного ангела» такой анализ выявил, как в поэтике повести отражены иконописные традиции, известные Лескову, - для чего нужно было воссоздать историю школ иконописания по уже упомянутым трудам современников писателя и более поздним искусствоведческим работам (Л.М.Евсеевой, И.Л.Бусевой-Давыдовой, В.Г.Пуцко и др.). Другой задачей анализа стало выявление литературных приемов, через которые в повести
воссоздается богословско-символический смысл иконы, выраженный в трудах отцов Церкви (постановлениях VII Вселенского Собора, творениях св. Феодора Студита); русских религиозных философов (прот. Сергия Булгакова, иер. Павла Флоренского, Е.Н.Трубецкого); литературоведов и искусствоведов (С.С.Аверинцева, Л.Ф.Жегина, Ю.М.Лотмана, Б.В.Раушенбаха, Б.А.Успенского и др.).
Цель настоящей работы - раскрыть особенности поэтики иконичности повести «Запечатленный ангел» в ее историко-церковном и культурном контексте.
При достижении поставленной цели возникает необходимость решения следующих задач:
1. Систематизировать сведения об эволюции, типах и значении иконописных подлинников, истории развития иконографии, иконописных традициях, богословско-символических смыслах иконы.
2. Установить уровень иконографической компетенции писателя в отношении иконописных подлинников и традиций иконописания.
3. Выявить конкретные формы присутствия иконописных подлинников в тексте повести «Запечатленный ангел».
4. Сопоставить поэтику повести с поэтикой произведений иконописных школ, известных Лескову.
5. Описать мотивный комплекс повести и его роль в создании иконичности поэтики повести.
6. Определить принципы пространственных построений и воплощения времени в повести.
Научная новизна исследования заключена в двух аспектах: источниковедческом и иконологическом, а также в апробации междисциплинарных методов анализа повествовательной манеры и поэтики Лескова, жанрово-стилистической формы и смысла его повести. В диссертации впервые введены в научный оборот новые историко-
литературные и историко-культурные материалы на основе архивных источников фондов РГАЛИ, РО ИР ЛИ («Пушкинский дом») РАН, ОГЛМТ.
На материале повести «Запечатленный ангел» творчески используется и развивается, системно и комплексно апробирован метод иконологического анализа (предложенный В.В.Лепахиным и используемый в его работах). Иконологический анализ позволяет целостно и адекватно замыслу автора раскрыть смысл повести «Запечатленный ангел». Данный метод может быть применен и к произведениям иных авторов, непосредственно связанным с иконописной традицией и тематикой. Примененный к повести «Запечатленный ангел» метод иконологического анализа позволяет выявить конкретные формы присутствия иконописного подлинника в тексте и обозначить приемы создания писателем собственной, оригинальной поэтики иконичности, вырастающей из использования специфического материала, всецело ориентированной на него и обусловленной им.
В работе впервые систематизированы сведения об эволюции, типах и значении иконописных подлинников, истории развития иконографии, иконописных традициях, богословско-символических смыслах иконы, установлен уровень иконографической компетенции Лескова в отношении иконописных подлинников и традиций иконописания, выявлены конкретные формы присутствия иконописных подлинников в тексте повести «Запечатленный ангел». Представлены дополнения и уточнения комментария к повести.
В диссертации предпринято систематическое исследование иконичной основы поэтики творчества Лескова. Сопоставлена поэтика повести с поэтикой известных Лескову произведений иконописных школ, выявлен и проанализирован мотивный комплекс и определена его роль в создании иконичной поэтики повести, определены принципы пространственных построений и воплощения в. ней времени. Впервые выявлен и генезис иконописных мотивов, обнаружены неизвестные ранее фольклорные,
библейские, богословские источники повести. Предложена новая интерпретация повести.
Теоретическая значимость исследования определяется разработкой пути анализа связанных с иконописью литературных произведений с учетом специфики их иконичности. В исследовании задана перспектива применения иконологического метода анализа как к творчеству Лескова, так и к произведениям иных авторов, непосредственно связанным с иконописной тематикой.
Научно-практическая значимость исследования обусловлена возможностью использования его результатов при изучении взаимодействия искусств в творчестве Лескова и других авторов, при составлении комментариев к произведениям (в первую очередь, к Полному собранию сочинений Лескова), при разработке лекционных курсов и практических занятий по истории русской литературы и мировой (русской) культуре в учебном процессе средних и высших учебных заведений.
Итоги работы могут найти применение при изучении проблем художественного метода и поэтики русской классической литературы, при рассмотрении ее специфики и своеобразия. Затронутые в исследовании вопросы могут стать предметом отдельных научных работ, так как проблема взаимодействия живописи (иконописи) и литературы выявляет свою универсальность и неисчерпаемость. Разработанные в диссертации методологические принципы применимы в дальнейшем изучении выявленных категорий.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В формировании иконографической компетенции Лескова значительную роль сыграли иконописные подлинники. Писатель различал многообразие видов, редакций и списков иконописного подлинника. Он напрямую соотносил подлинник с практикой иконописания, не рассматривая его только в качестве инструмента или объекта изучения истории искусства.
Лесков был знаком и работал с пятью иконописными подлинниками: И.П.Сахарова, Д.А.Ровинского, Ф.И.Буслаева, Строгановским лицевым, Сийским лицевым и рукописью «Иконописного подлинника Зарянко» [Сахаров, 1849; Ровинский, 1856; Буслаев, 1862; Строгановский..., 1869; Лицевой Сийский..., 1894; РГАЛИ Зарянко].
2. Точная цитата, искаженная цитата, иконописный фрагмент -формы присутствия иконописных подлинников в тексте «Запечатленного ангела». В нем Лесков создает «литературную иконопись» по образцам подлинников.
3. Мы определяем источники известных иконографических описаний в текстах Лескова. Роль «Иконописного подлинника, собранного профессором живописи С.К.Зарянко» как источника повести «Запечатленный ангел» является незначительной, несмотря на обратное мнение, утвердившееся в литературоведческой традиции. Описание звездного неба в повести [Лесков Запечатленный..., с. 351] восходит к труду И.П.Сахарова «Исследования о русском иконописании» [Сахаров, 1849, кн. 2, с. 31]. Основным источником описания иконы «Рождество пресвятыя Владычицы богородицы» [Лесков Запечатленный..., с. 368] в повести стал тоже фрагмент из работы Сахарова [Сахаров, 1849, кн. 1, с. 38]. Список иконографий, приведенный Лесковым в повести от лица иконописца Севастьяна [Лесков Запечатленный..., с. 372], создан в соответствии со «Строгановским иконописным лицевым подлинником (конца XVI и начала XVII столетий)». Описание иконы Ангела создано писателем по нескольким подлинникам, с подчинением текста стилистике толковых подлинников и с использованием их описательных формул.
4. Лесков не выделял старообрядческую иконопись в качестве самостоятельного направления, относя ее произведения к «строгановской школе» (которую искусствоведение в настоящее время считает не традицией, но условным наименованием стилистического течения в иконописи). Однако представления писателя об иконописи эквивалентны старообрядческим.
5. Иконописность поэтики повести «Запечатленный ангел» выявляется при сопоставлении с произведениями старообрядческой иконописной традиции. Как и последним, повести присуща многогеройность и многосюжетность, тщательность проработки изображений, орнаментальность, своеобразность фауны, наглядность символики, сосуществование в одном пространстве слова и иконы.
6. Рассматривая повесть «Запечатленный ангел» в свете старообрядческой иконописной традиции, мы проясняем вопрос об иконографии образа Ангела. Небольшие моленные иконы Ангела-Хранителя были широко распространены среди старообрядцев, что можно заметить при анализе собраний. Мы видим в иконе, описанной в повести «Запечатленный ангел», именно образ Ангела-Хранителя.
7. Поэтика старообрядческой иконописной традиции, визуально воспринятой и усвоенной Лесковым, определяет иконописный пласт поэтики повести. Она стала проводником Лескова в мир канонической иконы, которая на тот момент еще не была открыта и отреставрирована.
8. Иконичный образ в повести «Запечатленный ангел» играет сюжетообразующую роль, формируя вокруг себя комплекс мотивов: чуда и дива, двух городов и перехода-моста, святыни, света, печати (а также метели, постоялого двора, дороги, молитвы, реки и переправы через нее). Мотивы претерпевают изменение семантики на протяжении повести.
9. Икона определяет духовный путь героев, их внутреннее движение от фокуса-дива - к чуду красоты и Божественной любви, от своей материальной святыни - к святыне человеческой души, от света свечи - к «ангельскому» невечернему свету. На протяжении повести происходит становление артели как соборной личности, отбросившей маску законничества и принявшей лик истинного христианства, узревшей, благодаря образу Ангела, в Церкви Лик Христа. Так словесное произведение обретает качество иконичности. Иконописное
произведение восходит к иконичному образу, а он возводит и героев, и автора, и читателя к общению с ангельским ликом и с Ликом Христа.
10. Пространственные построения и воплощения времени на иконе имеют параллели с текстом повести «Запечатленный ангел». В повести присутствуют иконичные фрагменты, где пространство организовано аналогично пространственному охвату в системе обратной перспективы. Временная организация повести включает особые моменты «сдвигов», или прорывов, в иные временные измерения. Они соотносятся с существующим в языке иконы принципом объединения в одном художественном пространстве разновременных и одновременных событий. Лесков добивается результата, сходного с впечатлением, производимым языком иконы: в повести подчеркнута не только историчность, но и вневременность происходящих событий.
Апробация работы. Основные результаты диссертационного исследования были представлены в ходе чтения лекционно-практических курсов «Русская литература» и «Мировая литература и искусство» в Санкт-Петербургском университете управления и экономики (2012-2013), «Русский язык как неродной» в Государственном университете морского и речного флота им. адм. С.О.Макарова (2012-2013), а также отражено в текстах докладов на следующих конференциях: VII Международной конференции «Евангельский текст в русской литературе ХУШ-Х1Х веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр» (Петрозаводск, 2011), VI Международной научной конференции «Икона в русской словесности и культуре» (Москва, 2011), международной конференции «Орловский текст русской словесности: творческое наследие Н.С.Лескова (к 180-летию со дня рождения писателя)» (Орел, 2011), международных научно-практических конференциях «Невские чтения» (Санкт-Петербург, 2010, 2011, 2012), ежегодных всероссийских научно-методических конференциях «Герценовские чтения» (Санкт-Петербург, 2010, 2011), ежегодной всероссийской конференции молодых ученых (Смоленск, 2010).
По материалам диссертации опубликовано 11 статей общим объемом 3,7 п. л., в том числе 3 статьи в изданиях, рекомендованных ВАК.
В рамках работы над диссертацией был реализован проект «Иконописная традиция в творчестве Н.С.Лескова: источники стиля и образов», поддержанный РГНФ (под № 11-34-00722м) в рамках целевого конкурса поддержки молодых ученых (проект командировки молодого ученого для работы в библиотеках и архивах России)
В ходе работы автор стал победителем конкурса «Лучшие аспиранты РАН» (лауреат 2010 года) по гранту Фонда содействия отечественной науке (ноябрь 2010).
Объем и структура диссертации. Исследуемый материал, поставленные цель и задачи определили структуру работы. Диссертация (общим объемом 213 страниц) состоит из введения, 4 глав, заключения и библиографии. Последняя включает 259 позиций.
Глава 1. К истории исследования
§1. Уровень, состояние и проблемы изучения темы «Икона и иконописный подлинник в творчестве Лескова»
Мемуаристы, критики, литературоведы неоднократно обращались к вопросу о влиянии иконописи на творчество Лескова.
Уже А.Н.Лесков, сын и биограф писателя, писал об интересе Лескова к живописи: «изобразительные искусства сочетались с литературной образностью, служа усилению последней» [Лесков А., 1954, с. 458]. А.Волынский говорил о повести «Запечатленный ангел»: «Редкое сокровище неподражаемой старинной работы» [Волынский, 1898, с. 35], а об ее авторе: «Великолепный изограф старинного народного письма» [там же, с. 98], «литературный изограф» [там же, с. 110].
В.Н.Ильин называет творчество Лескова «фресково-иконописным мастерством» [Ильин Этюды, 1997, с. 74]: в стиле писателя «реализм и фантастика, свобода и условность сплелись художественно и причудливо» [там же]. Часто во фресковых росписях храмов собственно священные изображения отграничиваются друг от друга небольшими орнаментированными полосами. Ильин полагает фреску метафорой лесковских текстов: в одном произведении можно заметить и «лики», и «змей», «чудное зверье»; иконописные лики разделены полосами с «чудищами»; для творчества Лескова характерна «орнаментальность» [там же]. По мнению исследователя, писатель обращается к наследию Церкви в «учено-творческой работе реставрационного типа» [Ильин Стилизация, 1997, с. 150].
Л.П.Гроссман, отмечая интерес Лескова к мозаике, говорит, что он «не раз выступал в своей тонкой словесной живописи мозаистом, инкрустатором и миниатюристом» [Гроссман, 1945, с. 207]. Писателю, по словам Гроссмана, присуще «стремление превратить духовный образ в живописную драгоценность» [там же].
«Вещный мир многоцветный и пестрый» [Хализев, 1983, с. 115]
обнаруживает в произведениях Лескова В.Е.Хализев, проводя аналогию поэтики писателя с древнерусской орнаментальностью, красота которой самодовлеюща и не несет смысловой нагрузки. Впрочем, «изысканно-броская» вещь обладает и «характеризующей силой» [там же, с. 113], ее назначение - в отражении «жизненной позиции» героев [там же, с. 114]. В портретных характеристиках Хализев отмечает близость иконным ликам. Он разделяет героев Лескова на тех, чья «духовная и физическая красота ощущается в наружности» [там же, с. 140] (их ученый сравнивает с героями русских былин и древнерусских повестей), и людей «внешне неярких» [там же, с. 141], но полных внутренней духовной красотой. Изображение таких героев, говорит исследователь, сродни иконе «с присущей ей атмосферой внутреннего равновесия, серьезно-благоговейного, духовно-наполненного молчания» [там же, с. 142].
В.А.Гебель характеризует повесть «Запечатленный ангел» как «художественный трактат о русском иконографическом искусстве, его вдохновенных мастерах» [Гебель, 1945, с. 32]. Метафоры использует Л.А.Аннинский, говоря о «словесной резьбе» текста, которая «отвечает <...> лабиринту ходов и столпотворению линий» [Аннинский, 1986, с. 198], то есть несет в себе более глубокий смысл, чем только красота слова.
В работах О.В.Евдокимовой отмечено, что повесть «Запечатленный ангел» «построена с учетом композиции житийной иконы, "иконы с деяньями" и литературного жития <...>. Деяния заключены в тринадцать глав-клейм» [Евдокимова, 1988, с. 189-192]. Исследовательница разбивает последние на три смысловые группы.
Анализ глав-клейм, начатый Евдокимовой, продолжает в своей позднейшей работе В.В.Лепахин, составляя своеобразное руководство для создания иконы по лесковской повести. Он описывает иконографию изображений, которые можно поместить в каждое из смысловых клейм, и дает к ним искусствоведческие и богословские комментарии. Все «клейма», то есть события, происходящие в повести, по словам исследователя, можно
рассматривать как «основные вехи "водительства" Ангела, который постепенно вел артель к Православию своей иконой» [Лепахин, 2002, с. 314].
Н.Г.Уртминцева характеризует творчество Лескова как «говорящую живопись» [Уртминцева, 2000, с. 121].
Л.В.Савелова полагает художественное своеобразие повести «Запечатленный ангел» в наличии внешней и внутренней точек зрения, которые присутствуют и в тексте повести, и в иконе: «Учитывая интерес Лескова к русской иконе, можно предположить, что к созданию подобной формы <...> писателя могли привести наблюдения над ее мирочувствованием. Преемственность трактовки образа мира и человека произведений Лескова с русской иконографией <...> обусловлена глубоким воздействием самой ее художественной философии» [Савелова, 2003, с. 100]. Исследовательница приходит не от своеобразия иконы к своеобразию словесного текста, но, напротив, обнаруживает сходство в форме текста с иконными формами реализации пространства.
М.БЛмпольский определяет «Запечатленный ангел» как текст, «в котором иконопись предстает как метамодель искусства самого Лескова» [Ямпольский, 2007, с. 488].
В работах литературоведов распространено представление о значительном влиянии иконописи «строгановской школы» на творчество писателя. Волынский называет одной из составляющих стиля Лескова «художественное благочестие старинного строгановского пошиба» [Волынский, 1898, с. 98]. Гроссман полагает, что в «строгановской школе» иконописи писатель «находил какое-то соответствие своей художественной манере и по образцу которой, быть может, вырабатывал свой изобразительный стиль» [Гроссман, 1945, с. 211]. Сходство со строгановским в лесковском стиле, по мнению исследователя, проявляется через «декоративность и орнаментальность, наклонности к миниатюре» [там же, с. 212]. Этому вторит А.Горелов: «Лаконично-кудрявое извитие словес поистине подчинено затейливому Строгановскому пошибу» [Горелов, 1988,
Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК
Иконное наследие Самарского края: от традиции к формированию региональной художественной школы2024 год, кандидат наук Чибикова Инга Юрьевна
Иконное наследие Орловского края XVIII-XIX веков2006 год, кандидат искусствоведения Комова, Марианна Александровна
Религиозная живопись ярославских художников рубежа XX - XXI веков: вопросы формирования региональной школы2005 год, кандидат искусствоведения Мухина, Надежда Николаевна
Старообрядческая икона XIX - XX веков в Волго-Вятском регионе2006 год, кандидат искусствоведения Быкова, Екатерина Васильевна
Сибирская икона XVI-XIX вв.: становление и развитие иконографической традиции2012 год, кандидат искусствоведения Прохорова, Татьяна Викторовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сенькина, Яна Валерьевна, 2013 год
Библиография
I. Источники
1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. - 4-е издание. - Брюссель: Изд. «Жизнь с Богом», 1989. -2536 с.
2. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства: в 2 т. — Т. 2. Древнерусская народная литература и искусство. — СПб.: Д.Е.Кожанчиков, 1861.-429 с.
3. Ерминия, или наставление в живописном искусстве, составленное Дионисием Фурноаграфитом. 1701-1733. Порфирия, епископа Чигиринского. - К.: Тип. Киево-Печерской лавры, 1868. - 250 с.
4. Иконные образцы XVII - начала XIX в. Каталог. // Предисл. и сост. Морозовой З.П. - М.: ГИМ, 1993. - 23 с.
5. Иконописный подлинник Новгородской редакции по софийскому списку конца XVI века. С вариантами из списков Забелина и Филимонова - М.: Университетская тип., 1873. - 138 с.
6. Книга о живописном искусстве Даниила священника 1674 года. - К.: тип. Киево-Печерской лавры, 1868. - 48 с.
7. Лесков Н.С. Собр. соч.: в 11 т. -М.: Гослитиздат, 1957.
8. Лесков Н.С. Адописные иконы // Русский мир. - 1873, 24 июля.
9. Лесков Н.С. Благоразумный разбойник (Иконописная фантазия) // Н.С.Лесков о литературе и искусстве. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - С. 187-196.
10. Лесков Н.С. Дива не будет// Петербургская газета. - 1884. - 5 ноября.
11. Лесков Н.С. Добавки праздничных историй // Петербургская газета. — 1884.-№345.
12. Лесков Н.С. Еще раз об образке загубленного ребенка// Новь. - 1885. -№57, 28 февраля.
13. Лесков Н.С. Запечатленный ангел // Лесков Н.С. Собр. соч.: в 11 т. - Т. 4 -М.: Гослитиздат, 1957. - С.320-384.
14. Лесков H.С. Народники и расколоведы на службе (Nota bene к воспоминаниям П.И.Усова о Н.И.Мельникове) // Лесков Н.С. Собр. соч.: в 11 т. - Т. 11. - М.: Гослитиздат, 1957. - С.34-44.
15. Лесков Н.С. Новое ученое исследование. Богослужение первых христиан // Гражданин. - 1874. - № 50, 16 декабря. - С. 1266-1268.
16. Лесков Н.С. О кресте Сергия Радонежского // Новое время. - 1891. -№5591,22 сентября.
17. Лесков Н.С. О русской иконописи // Лесков Н.С. Собр. соч.: в 11т. - Т. 10. -М. : Гослитиздат, 1957. - С. 179-187.
18. Лесков Н.С. О художном муже Никите и совоспитанных ему // Н.С.Лесков о литературе и искусстве. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - С.205-215.
19. Лесков Н.С. Образок-обличитель // Новь. - 1885. - №255, 17 сентября.
20. Лесков Н.С. Расточители русского искусства // Новости и биржевая газета. - 1884. - №305, 4 ноября.
21. Лесков Н.С.Русские деятели в Остзейском крае //Лесков Н.С. Иродова работа: Русские картины, наблюдения, опыты и заметки.: Историко-публицистические очерки по Прибалтийскому вопросу. 1882-1885. Вст. ст., сост., подг. текстов и коммент. А.П.Дмитриева. - СПб.: Изд-во «Пушкинский дом», 2010. - С. 141-221.
22. Лесков Н.С. След ноги Богородицы в Почаеве. Заметка по поводу статьи кн.Н.С.Голицына // Исторический Вестник. - T. X. - №10, октябрь. -С.227-236.
23. Лесков Н.С. Сошествие во ад / Лесков Н.С. Собр. соч.: в 12 т. - Т. 12. - М., 1989.
24. Лесков Н.С. Христос младенец и благоразумный разбойник // Газета А.Гнатцука. - 1884. - №18, 12 мая.
25. Лесков Н.С. Чудеса и знамения. Наблюдения, опыты и заметки // Церковно-Общественный Вестник. - 1878. - №19, 24, 25, 28, 34, 40.
26. Лесков Н.С.Шерамур // Новое время, 1879. - 12 декабря, № 1362.
27. Лесков Н.С. Шерамур // Лесков Н.С.Собр. соч.: в 11 т. - Т. 4. - М.: Гослитиздат, 1957. - С.515-557.
28. Лицевой Сийский иконописный подлинник. Вып. 1-4. Изд. Н.В.Покровский - СПб.: Тип. Главного управления уделов, 1894-1897.
29. Лицевые святцы XVII века Никольского единоверческого монастыря в Москве. Иконописный подлинник. - М.: Благовест, 1997.
30. Маркелов Г.В. Книга иконных образцов: в 2 т. - Т. 1- СПб.: Лимбах, 2001.-551 с.
31. Материалы для истории иконописания в России. Сообщено П.П.Пекарским. - СПб.: Тип. Акад. наук, 1865. - 30 с.
32. Образы и символы старой веры / Альманах. Вып.217. - СПб.: Palace edition, 2008. - 288 с.
33. Переводы с древних икон, собранные и исполненные иконописцем и реставратором В.П.Гурьяновым. Текст А.И.Успенского. - М.: Изд-во для членов Церк.-археол. отд. при О-ве любителей духовного просвещения, 1902.-124 с.
34. Подлинник иконописный. Издание С.Т.Большакова. Ред. А.И.Успенский. -М.: Паломникъ, 1998. - 176 с.
35. Прохоров В.А. Стенная иконопись (фрески) XII в. в церкви Св.Георгия в Рюриковой крепости в Старой Ладоге. - СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1871. -18 л.
36. Ровинский Д.А. Исследование русских школ иконописания до конца XVIII в. - СПб.: Тип. II Отд. собств.е.и.в. канцелярии,_1856.- 196 с.
37. Сахаров И.П. Исследования о русском иконописании: в 2 кн. - Кн. 1,2. -СПб.: Тип. Я.Трея, 1849.
38. Сводный иконописный подлинник XVIII века по списку Г.Филимонова. -М.: О-во древнерусского искусства, 1874. - 435 с.
39. Строгановский Иконописный Лицевой Подлинник (конца XVI и начала XVII столетий). - М.: Изд-е. лит. при художественно-промышленном музеуме, 1869. - 214 лл.
40. Уваров A.C. Образ Ангела-Хранителя с похождениями: (Отрывки из русской символики) - М.: Без изд., 1864. - 14 с.
41. Успенский В.И. Очерки по истории иконописания. - СПб.: Синодальная тип., 1899.-80 с.
42. Успенский Порфирий, епископ. Сказания о внешнем виде святых мужей и жен, и о возрасте их - К.: тип. Киевопечерской лавры, 1867. - 47 с.
II. Список шифров хранения привлеченных к использованию архивных документов
43. Институт русской литуратуры (Пушкинский дом) Российской академии наук (ИРЛИ РАН). Лесков А. Личный фонд. Ф.612, Оп.1. - Ед.хр.384 -1875-1953 гг.
44. Институт русской литуратуры (Пушкинский дом) Российской академии наук (ИРЛИ РАН). Лесков А.Н. Материалы к биографии Н.С.Лескова. Ф.812. Оп.1. Ед.хр. 383.
45. Орловский объединенный государственный литературный музей И.С.Тургенева (ОГЛМТ). Записная адресная книга Н.С.Лескова. ОФ 674 №71.-48 лл.
46. Орловский объединенный государственный литературный музей И.С.Тургенева (ОГЛМТ). Иконы «Спас во звездах» и «Утоли моя печали». ОФ 674.
47. Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 275. Оп. 1. Ед. хр. 346. Зарянко С.К. Иконописный подлинник. На л. 1 помета Н.С. Лескова. Рукопись с правкой С.К.Зарянко и без правки (до 1870). - 82 лл.
III. Исследования
48. Аверинцев С.С. Греческая семантика понятия образа в Священном писании (прежде всего в Новом завете), а также в молитвенных,
богословских, литургических текстах // Православная община. - 2000. -№ 1(55). - С.42-52.
49. Аверинцев С.С. Красота изначальная // Наше наследие. - 1988. - №4.
50. Аверинцев С.С. София-Логос. - Киев, 2001. - С.603-609.
51. Агеева Е.А. «Лексинские доживалки» в творчестве И.С. Лескова: (По материалам архива писателя в РГАЛИ) // Женщина в старообрядчестве. -Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2006. - С. 152-158.
52. Алексина Р. Б. А.Остромысленский - богонаставленник Лескова // Сб. Орловского церковного историко-археологического общества. - Орел, 1999. - Вып. 1(4). - С. 76-90.
53. Алексеев М.П. Взаимодействие литературы с другими видами искусства как предмет научного изучения // Русская литература и зарубежное искусство. - Л.: Наука, Ленинградское отд., 1986. - С. 5-19.
54. Алексеева Т.В. Художники школы Венецианова. - М.: Искусство, 1982. -419 с.
55. Ангелова Н.В. Тайна русского характера: произведения Н.С. Лескова 1880-1890-х годов. - Мичуринск: Изд-во МичГАУ, 2007. - 90 с.
56. Аннинский Л.А. Распечатление "Ангела" // Аннинский Л.А. Лесковское ожерелье. - 2-е изд. - М.: Книга, 1986. - С. 163-203.
57. Аннинский Л.А. С ангелом через пропасть // Анненский Л.А. Три еретика. -М.: Книга, 1988. - С.292-309.
58. Ассман Я. Канон - к прояснению понятия // Ассман Я. Культурная память: Письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности . - М.: Языки славянской культуры, 2004, с. 111-138.
59. Белецкий А.И. В мастерской художника слова. Изображение внешности лиц // Белецкий А.И. Избранные труды по истории литературы. - М.: Высшая школа, 1964. - С. 149-169.
60. Белоброва O.A. Подлинник иконописный // Словарь книжников и книжности Древней Руси. - Вып.2 (вторая половина XIV-XVI в.) - Ч.2.Л-Я.
- Л.: Наука, 1989. - С.294-296.
61. Бенчев И. Иконы Ангелов: образы небесных посланников. - М.: Интербук-пресс, 2005. - 254 с.
62. Бихтер A.M., Соколов Н.И. Примечания // Лесков Н.С. Собр. соч.: в И т. -Т. 10. - М.: Гослитиздат, 1958. - С.479-593.
63. Бочаров Г.Н. О некоторых направлениях в иконописи XVIII-XIX веков // Русская поздняя икона от XVII до начала XX ст. - М.: Без изд., 2001. -С.13-14.
64. Брагинская Н.В. Экфрасис как тип текста (к проблеме структурной классификации) // Славянское и балканское языкознание. Карпато-восточнославянские параллели. Структура балканского текста. - М., 1977.
- С.259-283.
65. Булгаков С., прот. Икона и иконопочитание. - М.: Крутицкое Патриаршее подворье. «Русский путь», 1996. - 169 с.
66. Бусева-Давыдова И.Л. Культура и искусство в эпоху перемен. Россия семнадцатого столетия. - М.: Индрик, 2008. - 283 с.
67. Бусева-Давыдова И.Л. Старообрядческая иконопись и ее границы: материалы к дискуссии // Старообрядчество в России (XVII-XX вв.) -Вып.4. - М.: Языки славянской культуры, 2010. - С.496-519.
68. Буслаев Ф.И. Мои воспоминания. -М.: В.Г. фон-Бооль, 1897. - 387 с.
69. Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. -СПб.: Изд-во РХГИ: Лига Плюс, 2001. - 349 с.
70. Бычков В.В. Духовно-эстетические основы русской иконы. - М.: Науч.-изд. центр «Ладомир», 1995. -465 с.
71. Бычков В.В. 2000 лет христианской культуры: в 2 т. - Т. 1 Раннее христианство. - М.: ЦГНИИ ИНИОН; СПБ.: Унив.книга, 1999. - 575 с.
72. Васина М.В. Софиологические основы в учении о. Сергия Булгакова // Русское богословие в европейском контексте. С.Н.Булгаков и западная
религиозно-философская мысль. - М.: Библейско-Богословский институт св. апостола Андрея, 2006. - С.290-305.
73. Васина М.В. Православная иконология. Основы и перспективы // Православная иконология - основы и перспективы. Материалы 1-й международной научной конференции 27 ноября 2004 г. Сост. Васина М.В. - СПб: ИД «Петрополис», 2005 - С.7-18.
74. Вздорнов Г.И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX в. - М.: Искусство, 1986. - 382 с.
75. Видмарович Н.П. Дерзость и дерзновение в праведнических рассказах Лескова: христианский аспект осмысления // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XIX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр: вып.7. - Отв. ред. В.Н. Захаров. - Петрозаводск; М.: ПетрГУ, 2012. - С.241-251. - (Серия «Проблемы исторической поэтики»).
76. Видмарович Н. Иконный текст "Сошествия во ад" Н.С. Лескова // Нарративные традиции славянских литератур : (Средневековье и Новое время). - Новосибирск: Изд-во Ноосибирского гос.ун-та, 2007. - С. 182191.
77. Вилинбахова Т. Строгановская икона конца XVI - начала XVII века. -СПб; Калининград, 2005.
78. Власова A.B. Поиск истинной веры в повести Н.С. Лескова «Запечатленный ангел» // Вестник Ульяновского гос.техн.ун-та. - 2005. -№3. - С. 6-8.
79. Водолазкин Е.Г. Образ Серафима Саровского в «Запечатленном ангеле» Лескова // Русская литература. - 1997. - №3. - С.136-141.
80. Волынский А. Н.С. Лесков. Критический очерк. - СПб.: Паров, скоропечатня Я.И.Либермана, 1898,- 168 с.
81. Гаспаров Б. М. Литературные лейтмотивы: очерки русской литературы XX в. - М.: Наука. Изд. фирма «Восточная литература», 1994. - 303 с.
82. Гебель В. Н.С.Лесков. В творческой лаборатории. - М.: Художественная литература, 1945. -223 с.
83. Голубцов А.П. Из чтений по Церковной Археологии и Литургике - СПб.: Сатисъ, 1995.-370 с.
84. Горелов A.A. Лесков и народная культура. - Л.: Наука, 1988. - 294 с.
85. Греческо-русский словарь Нового Завета. Перевод краткого греческо-английского словаря Нового Завета Баркли М.Ньюмана. - М.: Рос.библ.общ-во, 2002. - 238 с.
86. Григоров Д.А.Русский иконописный подлинник. - СПб.: Тип. Имп. Акад. наук, 1887.-147 с.
87. Гренберг Ю.И. Свод письменных источников по технике живописи, книжного дела и художественного ремесла в списках XV - XIX вв.: в 2 т. - СПб.: Наука, 1995. - Т. 1, кн. 1,2.; 1998. Т. 2.
88. Гринберг Ю.И.Важнейшие исторические источники по технологии живописи // Ченнино Ченнини. Книга об искусстве или трактат о живописи. - СПб.: Библиополис, 2008. - С.5-30.
89. Гроссман Л.П. Лесков. // Гроссман Л.П. Цех пера. Эссеистика. - М.: Аграф, 2000. - 578 с.
90. Гроссман Л.П. Николай Семенович Лесков: Жизнь - творчество -поэтика. - М.: Гослитиздат, 1945. - 319 с.
91. Гусева Э.К. Памятники старообрядческой живописи конца XVIII-XIX веков // Русские письменные и устные традиции и духовная культура. -М.: Изд-во Московского гос.ун-та, 1982. - с. 151-161.
92. Дамаскин Иоанн, прп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. - М.:Свято-Троицкая Сергеева лавра, 1993.- 180 с.
93. Дмитриев А.П. Н.С.Лесков, Прибалтийский вопрос и демократизм в православии // Лесков Н.С. Иродова работа: Русские картины, наблюдения, опыты и заметки.: Историко-публицистические очерки по Прибалтийскому вопросу. 1882-1885. - Вст. ст., сост., подг. текстов и коммент. А.П.Дмитриева. - СПб.: Изд-во «Пушкинский дом», 2010. - С.5-86.
94. Дмитриев Ю.Н. «Строгановская школа» живописи // История русского искусства. Под ред. И.Э. Грабаря: в 6 т. - Т. 3. - М.: АН СССР, 1955. -С.643-676.
95. Долженков П.Н. «Запечатленный ангел» Н.С.Лескова: «очеловеченное Евангелие» // Филологические науки. - М., 2002. - №6. - С. 31-35.
96. Дуккон А. Искусство и религия в повести «Запечатленный ангел» Н.С. Лескова // Studia slavica Acad. sei. hung. - Bp., 2003. - Т. 48, fase. 1/3. -С. 33-40.
97. ДушечкинаЕ.В. Русский святочный рассказ. - СПб.: Языковой центр СПбГУ, 1995.-346 с.
98. Дыханова Б.С. «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник» Лескова. - М.: Художественная литература, 1980. - 174 с.
99. Дьяченко Г. Полный церковно-славянский словарь: в 2 т. - Т. 1. - Сост. священник магистр Г.Дьяченко. - М.: ТЕРРА-Книжный клуб, 1998. - 608 с.
100. Евдокимов П.Н. Искусство иконы. Богословие красоты. - Клин: Христианская жизнь, 2005. - 383с.
101. Евдокимова О.В. Живописание в структуре произведений Н.С. Лескова // Русская литература и изобразительное искусство XVIII - начала ХХв. -Л.: Наука, 1988.-С. 184-201.
102. Евсеева Л.М. Афонская книга образцов XV в. - М.: Изд-во «Индрик», 1998.-384 с.
103. Евсеева Л.М., Комашко Н., Красилин М. и др. История иконописи. -М.: «АРТ-БМБ», 2002. - 287 с.
104. Еловская Л.Ю. Наименования икон в произведениях Н.С. Лескова // Средства номинации и предикации в русском языке. - М.: МПУ, 2001. -С.149-151.
105. Есаулов И.А. Пасхальность русской словесности. - М.: Кругъ, 2004. -560 с.
106. Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). - М.: Издательство «Искусство», 1970. - 124 с.
t
107. Жукова И.М. Автор и герой в произведениях Н. Лескова («Запечатленный ангел») // Формы выражения авторского сознания в художественной литературе. - Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2003. - С. 32-34
108. Ильин В.Н. Этюды о русской культуре (Этюд III. Лесков) // Ильин В. Эссе о русской культуре. - СПб.: Акрополь, 1997. - С.72-76.
109. Ильин В.Н. Стилизация и стиль. I. Лесков // Ильин В. Эссе о русской культуре. - СПб.: Акрополь, 1997. - С. 142-168.
110. Ильинская Т.Б. Н.С.Лесков в церковной и религиозно-философской критике // Российская словесность: эстетика, теория, история. - СПб.; Самара: Изд-во СПГУ, Офорт, 2007. - С. 185-188.
111. Ильинская Т.Б. Религиозно-фольклорные мотивы в творчестве Н.С,Лескова (1860-1875) // Печать и слово Петербурга: Петербургские чтения-2007. - СПб.:СПГУ, 2008. - С.121-128.
112. Ильинская Т.Б. Русское разноверие в творчестве Н.С. Лескова. - СПб.: Изд-во Невского института языка и культуры, 2010. - 252 с.
113. Искусство Строгановских мастеров в собрании Государственного Русского музея. Исследования и проблемы. Каталог выставки. - Ред. H.H. Шумских. - Ленинград: Государственный Русский музей, 1987.- 139 с.
114. История Феклы, ученицы Павла апостола // Мещерская Е. Апокрифические деяния апостолов. Новозаветные апокрифы в сирийской литературе. - М.: Присцельс, 1997. - 323 с.
115. Карташев A.B. Вселенские соборы. - Клин: «Христианская жизнь», АТЛАС-ПРЕСС, 2004. - 685 с.
116. Канонник. - М.: Издательский совет РПЦ, 2001. - 592 с.
117. Карпушин И.И. Искусство и религия: Истоки и грани взаимодействия. -М.: Педагогика, 1991. - 159 с.
118. Клочкова Л.П. Рукописи и переписка Н.С. Лескова: Науч.описание // Ежегодник рукописного отдела Пушкинского дома на 1971 год. - Л.: ИРЛИ РАН, 1973.-С. 3-105.
119. Книга Правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых отец : с алфавит, указ. - М. : Русский хронограф 1991,2004.-447 с.
120. Кольцова Ю.Н. Духовные искания Н.С. Лескова: Кризис христианской идеи в творчестве Н.С, Лескова 1870-х гг. // Вестник Московского университета. - Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация -2000.-№4.-С. 87-95.
121. Комков О.А Образ иконописца в русской художественной традиции («Запечатленный ангел» Н.С. Лескова и «Неупиваемая чаша» И.С.Шмелева) // Вестник Московского университета. - Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - М., 2001. - №1. - С. 118134.
122. Комова М.А. Забытая икона // Квартирьер: шагающий впереди. Раздел: Материалы Глинской научно-практической конференции, посвященной 210-летию со дня рождения и 155-летию со дня блаженной кончины преп. Макария Алтайского (Глухарева). - М.: Без изд., 2002. - №7-8. - С. 44.
123. Комова М.А. Иеромонах Иринарх - орловский иконописец //Сб. Орловского церковного историко-археологического общества. - ОрелЕ Без изд., 1999. - Вып. 1(4). - С. 91-99.
124. Комова М.А. Иконография Архангела Михаила и Ангела-хранителя: к вопросу о главном действующем лице «Запечатленного ангела». Рукопись.
125. Комова М.А. Иконописец-праведник глазами Н.С.Лескова (на примере жизни Никиты Рачейскова и иеромонаха Иринарха) // Уч. зап. Орловского государственного университета: Лесковский сборник. - Орел: Орловский гос. ун-т, 2006. - С. 95-110.
126. Комова М.А. Об иконографии образов в повести Н.С. Лескова «Запечатленный ангел» // Духовные начала русского искусства и образования. - Новгород: Новгородский гос.ун-т, 2007. - С. 221-233.
127. Комова М.А. «Спас во звездах» - образ Спаса Вседержителя работы Никиты Рачейскова из иконописного собрания Н.С. Лескова // Орловские епарх. ведомости. - 2001. - №6(41). - С.36-38.
128. Н.П.Кондаков (1844 - 1925). Личность, научное наследие, архив. -СПб.: Palace edition, 2001.- 166 с.
129. Кормчая: полный сборник церковных правил, постановлений и определений Вселенских и Поместных соборов. Отпечатана с подлинника Патриарха Иосифа / Гл. ред.М.Б. Данилушкин. - 5-е изд. - СПб : Воскресеше, 2004. - 1481 с.
130. Кретова A.A. «Будьте совершенны...» (религиозно - нравственные искания в святочном творчестве Н.С.Лескова и его современников). - М.; Орел: Орловский гос. ун-т, 1999. - 304 с.
131. Круг Григорий, инок. Торжество Фаворского Преображения. Мысли о православной иконе. - М.: Издательство «Аксиос» совместно с AHO «Развитие духовности, культуры и науки», 2002. - 240 с.
132. Кутковой B.C. Краски мудрости. - Под ред.В.В.Лепахина. - М.: Городъ, Паломник, 2008. - 653 с.
133. Кызласова И.Л. История изучения византийского и древнерусского искусства в России. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 183 с.
134. Леонова Б.А. Жанр и поэтика литературного портрета в мемуарной очеркистике Н.С. Лескова («О художном муже Никите и совоспитанных ему») // Российская культура глазами молодых ученых. - СПб.: Без изд., 2002. - Вып. 12. - С. 90-98.
135. Леонова Б.А.О роли мифосимволической образности в текстах Н.С. Лескова («О художном муже Никите и о совоспитанных ему») // Творчество писателей-орловцев в истории мировой литературы. - Орел; Орловский государственый университет, 2004. - С. 91-95.
136. Лепахин В.В. «Василий Блаженный» русской словесности. Лесков: распечатленный Ангел души. // Лепахин В.Икона в русской
художественной литературе (Икона, иконопочитание, иконопись, иконописцы). - М.: Изд-во «Отчий дом», 2002. - С. 295-315.
137. Лепахин В. Значение и предназначение иконы. - М.: «Паломникъ»,
2003.-511с.
138. Лепахин В.В. Иконология и иконичность // Лепахин В.В. Икона и образ, иконичность и словесность. - М.: Паломник, 2007. - С. 157-162
139. Лепахин В.В. Образ иконописца в русской литературе XIX-XX веков. — М.: Русский путь, 2005. - 470 с.
140. Лепахин В.В. От семантики текста к семантике иконы // Православная иконология - основы и перспективы. Материалы 1й международной научной конференции. - Сост. Васина М.В. - СПб.: ИД «Петрополис»,
2004. - С. 84-94.
141. Лепахин В.В. Повесть Н.С.Лескова «Запечатленный ангел», комментарий. Рукопись. - 2008. - 98 с.
142. Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова по его личным, семейным и несемейным записям и памятям. - М.: Гослитиздат, 1954. - 683 с.
143. Н.С.Лесков: Классик в неклассическом освещении. - Сб. - Отв.ред. О.Л.Фетисенко. - СПб.: Владимир Даль, 2011. - 587 с.
144. Либан Н.И. Кризис христианства в русской литературе и русской жизни // Русская литература XIX в. и христианство - М.: Изд-во МГУ, 1997. - С. 292-297.
145. Лихачев Д.С. Русское искусство от древности до авангарда. —М. Искусство, 1992 —408 с.
146. Лихачев Н.П. Иконописцы подлинника краткой редакции. - СПб.: тип. Имп. Акад. наук, 1897. - 3 с. Оттиск.
147. Лосев А.Ф. О понятии художественного канона //Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. - М.: Наука, 1973. -С.6-15.
148. Лотман Ю.М. Каноническое искусство как информационный прадокс // Лотман Ю.М.Избранные статьи: в 3 т. - Т. 1. — Таллинн: Александра, 1992.
- С.243-247.
149. Лурье Л.Я. Петербургские старообрядцы // Английская набережная,4. -Санкт-Петербургское научное общество историков и архивистов. -Ежегодник. - СПб., 1992. - С.55-78.
150. Майорова O.E. Н.С. Лесков: структура этно-конфессионального пространства // Тыняновский сборник. - М.: Без изд., 1998. - Вып. 10. - С. 118-138.
151. Макарова Е.А. Категория цвета и света в "рождественском тексте" Н.С. Лескова // Творчество писателей-орловцев в истории мировой литературы.
- Орел: Орловский государственый университет, 2004. - С. 95-99.
152. Макарова Е.А. Вопрос о "русском чуде" в религиозно-философском споре Н.С.Лескова и Ф.М. Достоевского // Святоотеческие традиции в русской литературе: Материалы научно-практической конференции. -Омск: Омский государственный университет: Вариант-Омск, 2005. - С. 143-149.
153. Макарова Е.А Русская икона в эстетическом восприятии Н.С.Лескова // Культура Отечества: прошлое, настоящее, будущее. - Томск: Без изд., 1994. - Вып. 2. - С. 79-83.
154. Маркадэ Ж-К. Творчество Н.С. Лескова: Романы и хроники. - СПб.: Академический проект, 2006. - 478 с.
155. Мартыненкова З.М. К вопросу о духовных исканиях Н.С. Лескова // Славяне. Письменность и культура. - Смоленск: СГПУ, 2002. - С. 34-42.
156. Меерсон О. Персонализм как поэтика: Литературный мир глазами его обитателей. - СПБ.: Издательство «Пушкинский дом», 2009. - 432 с.
157. Меднис Н.Е. «Религиозный экфрасис» в русской литературе // Критика и семиотика. - Вып. 10. - Новосибирск: Ред.-изд. Центр Новосибирсого гос.ун-та, 2006. - С. 58-67.
158. Мелитон Сардийский. О Пасхе // Сочинения древних христианских апологетов. - СПб.: Фонд «Благовест», Алетейя, 1999. - С. 560.
159. Мень А., прот. Апокалипсис. Откровение Иоанна Богослова: Комментарий. - Рига: Фонд им.Александра Меня, 1992. - 340 с.
160. Морозова Н. Русское старообрядчество в оценке Н.С. Лескова // Русские староверы за рубежом. Сб. ст. - Tartu: Tartu Ulikooli Kirjakus, 2000. - Труды по русской и славянской филологии. Лингвистика. Т. 4. -С.85-97.
161. Муратов A.M. Сергей Константинович Зарянко. - СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. - 256 с.
162. Муратов П.П. Древнерусская живопись. История открытия и исследования. - СПб.: Библиополис, 2008. - 432 с.
163. Муратов П.П, Русская живопись до середины XVII века // Грабарь И.Э. История русского искусства: в 6 т. - Т. 6. - М.: И.Кнебель, 1913. - С.1-278.
164. Мученичество св.Поликарпа, епископа Смирнского // Писания мужей апостольских. - Сост. А.Г.Дунаев. - М.: Издат. совет Русской Православно Церкви, 2003. - С.379-392.
165. Наумова М.М.Техника средневековой живописи: Современное представление по результатам исследований. - М.: ГосНИИР, 1999. - 288с.
166. Новикова A.A. Н.С. Лесков о религиозной жизни России // Творчество писателей-орловцев в истории мировой литературы. - Орел: Орловский гос. ун-т, 2004. - С. 21-24.
167. Новикова A.A. Основы формирования религиозно-нравственной позиции Н.С. Лескова // Филологические науки. - М., 2003. - N3.-C. 2129.
168. Новикова A.A. Христианские основы мировидения и творчества Н.С. Лескова (К 170- летию писателя) //Науч. альманах. Сер.: Религиоведение. - Орел: Орловский гос. ун-т, 2003. - Вып. 2. - С. 98-110.
169. Новикова A.A. Художественное богопознание в творчестве Н.С.Лескова // Евангельский текст в русской литературе XVIII-XIX вв. - Петрозаводск-СПб.: Алетейя, 2001. - С.108.
170. Осечкина С. Идея соборности в повести Н.С. Лескова «Запечатленный ангел» // Святые Кирилл и Мефодий и современная культура. -Калининград: Изд.-полигр. объединение, 1996. - Вып. 1. - С. 32-34.
171. Панофский Э. Иконография и иконология // Мигунов С.А., Хренов H.A., сост. Эстетика и теория искусства XX века: Хрестоматия. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - С.643-655.
172. Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 334 с.
173. Панофский Э. Этюды по иконологии. Гуманистические темы в искусстве Возрождения. - СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2009.-432 с.
174. Парфентьев Н.П. Строгановская икона или «строгановская школа» в русской иконописи (XVI — XVIIb.) // Культура и искусство в памятниках и исследованиях. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос.ун-та, 2001. - С.53-63.
175. Пауткин A.A. В поисках сокровенного. Древняя книжность и иконопись в рассказе Н.С. Лескова «Сошествие во ад» // Русская литература XIX века и христианство. - М, 1997. - С. 224-228.
176. Перов В.Г. Наши учителя // Федоров-Давыдов В.А. В.Г. Перов. - М.: Изогиз, 1934. - С. 174-231.
177. Пивоварова H.A. Памятники богослужебной культуры старообрядцев // Русский музей представляет: Образы и символы старой веры. - Альманах. Вып.217. - СПб.: Palace editions - Graficart, 2008. - С.9-17.
178. Поздняя русская икона. Конец XVIII — XIX век. - Сост. И.Ярыгина. -СПб.: Киноценр, ОсОО «Лимбус-пресс», 1994. - 102 с.
179. Покровский Н.В. Очерки памятников христианского искусства. - СПб.: Лига Плюс, 2000. - 412 с.
180. Полозкова С.А. О финале рассказа Н.С. Лескова «Запечатленный ангел» // Литература Древней Руси. - Л: Наука, 1988. - С. 301-310.
181. Православная икона. Канон и стиль. - Сост. А.Стрижев. - М.: Паломник, 1998. - 495 с.
182. Преображенский A.C. Образ Богоматери «Моление о народе» в русском искусстве позднего Средневековья // Иконографические новации и традиция в русском искусстве XVI в. - М.: Индрик, 2008. - С.161-172.
183. Прокофьев Н.И. Традиции древнерусской литературы в творчестве Лескова // Лесков и русская литература - М.: Наука, 1988. - С. 118-136.
184. Пространственные иконы. Перформативное в Византии и Древней Руси. - М.: Ак.худ., 2011. - 704 л.
185. Пустовойт П. Мастер словесной живописи // Лесков Н.С. Повести и рассказы. - Киев: Дншро, 1985. - С. 5-20.
186. Пуцко В.Г. Старообрядческая икона как историко-культурное явление // Старообрядчество: история, культура, современность.: Материалы. - М.: Без изд., 2005. - С.369-376.
187. Раушенбах Б.В. Геометрия картины и зрительное восприятие. - СПб.: «Азбука-классика», 2002 - 320 с.
188. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в древнерусской живописи. -М.: Издательство «Наука», 1975. - 185 с.
189. Редин Е.К. Федор Иванович Буслаев. Обзор трудов его по истории и археологии искусства // Буслаев Ф.И. Древнерусская литература и православное искусство. - СПб.: Изд-во РХГИ: Лига-плюс, 2001. - С.7-35.
190. Рейсер С.А. Примечания // Лесков Н.С. Собр. соч.: в 11 т. - Т. 6. - М.: Гослитиздат, 1957. - С.627-685.
191. Рубине М. Пластическая радость красоты: Экфрасис в творчестве акмеистов и европейская традиция. - СПб.: Академический проект, 2003. -354 с.
192. Рубцов Н.Н.Иконология: История, теория, практика. - М.: Наука, 1990. -158 с.
193. Русский музей представляет: Образы и символы старой веры. -Альманах. Вып.217. - СПб.: Palace editions - Graficart, 2008. - 288 с.
194. Русское искусство из собрания ГМИР. Под ред. Басова М.В. - М.: Белый город, 2006. - 303с.
195. Савелова Л.В. Динамика пространственных способов воплощения эволюции сознания героя в повестях Н.С. Лескова 70-90х годов // Уч. зап. Орловского государственного университета: Лесковский сборник. - Орел: Орловский гос. ун-т, 2006. - Т. 3. - С. 54-60.
196. Савелова Л.В. Проблема повествовательной перспективы повести Н.С. Лескова и общие принципы организации пространства русской иконописи // Творческая индивидуальность писателя: Традиции и новаторство. -Элиста: Центр новых инорм.технологий, 2003. - С. 94-103.
197. Савина С.Г. Иконография. Богословские очерки иконографического извода. - СПб.: Церковь и культура, 2001. - 303 с.
198. Серман И.З. Примечания // Лесков Н.С. Собр. соч.: в 11 т. - Т. 4. - М.: Гослитиздат, 1957. - С.515-557.
199. Симони П.К. К истории обихода книгописца, переплетчика и иконного писца при книжном и иконном строении. Материалы для истории техники книж. дела и иконописи, извлеч. из рус. и серб, рукописей и др. источников XV-XVIII столетий - СПб.: ОЛДП, 1906. - 280 с.
200. Скогорев А.П. Апокрифические деяния апостолов. Арабское Евангелие детства Спасителя. Исследования. Переводы. Комментарии. - СПб.: Алетейя, 2000. - 478 с. - Сер. «Античное христианство».
201. Склемина С.М. Экфрасис в повести Н. Лескова "Запечатанный ангел" // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Сер.: Социал.-гуманит. науки. -Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос.ун-та, 2006. - Вып. 7. - С. 205-207.
202. Смирнова Э.С. Московская икона XIV - XVII веков. - Л.: Изд-во «Аврора», 1988. - 318 с.
203. Снегирев И М. О значении отечественной иконописи. Письма к графу А.С.Уварову. - СПб., 1848.
204. Соколов М.Н. Панофски Э. // Мигунов С.А., Хренов H.A., сост. Эстетика и теория искусства XX века: Хрестоматия. - М.: Прогресс-Традиция, 2008. - С.641-642.
205. Соколова М. (монахиня Иулиания). Руководство для начинающих иконописцев // Ченнино Ченнини. Книга об искусстве или трактат о живописи. - СПб.: Библиополис, 2008. - С.196-261.
206. Сосновцева И.С. Иконописец Никита Севастьянов Рачейсков // Русский музей представляет: Образы и символы старой веры. - Альманах. Вып.217. - СПб.: Palace editions - Graficart, 2008 - С.108-109.
207. Стоглав. - Казань: Тип. Губернского правления, 1862. - 43с.
208. Столярова И.В. Н.С. Лесков о литературе и искусстве / Н.С. Лесков о литературе и искусстве. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - С. 4-30.
209. Тарабукин Н.М. Смысл иконы. - М.: Изд-во Православного Братства свт. Филарета Московского, 1999. - 224 с.
210. Тарасов О.Ю. Икона и благочестие. Очерки иконного дела в императорской России. - М.: Прогресс-Культура: Традиция, 1995. - 495 с.
211. (Теодор) Зинон, архим. Беседы иконописца. - СПб.- Псков: Издательство Библиополис, 2003. - 144 с.
212. Трубачева М.С. О происхождении и некоторых свойствах надписей на иконах // Древнерусское искусство: исследование и реставрация. - М.: ВХНРЦ, 1985.-С. 61-80.
213. Трубецкой E.H. Три очерка о русской иконе. - М.: Православный паломник, 1998. - 317 с.
214. Уртминцева М.Г. Говорящая живопись (очерки истории литературного портрета). - Н.Новгород: Издательство ННГУ, 2000. - 124 с.
215. Успенский Б.А. К исследованию языка древней живописи // Жегин Л.Ф. Язык живописного произведения (Условность древнего искусства). - М.: Издательство «Искусство», 1970. - С. 4-34.
216. Успенский Б.А. Поэтика композиции // Успенский Б.А. Семиотика искусства. - М.: Языки русской культуры, 1995. - С.9-220.
217. Успенский Б.А. Семиотика иконы // Успенский Б.А. Семиотика искусства. - М.: Языки русской культуры, 1995. - С.221-296.
218. Успенский JI.A. Богословие иконы Православной Церкви. - М., К.: Московский Патриархат : Изд- во Западно-Европейского экзархата, 2001. - 474 с.
219. Филимонов Г.П. Палех // День. - 1863 г. - №35.
220. Филимонов Г.П. Симон Ушаков и современная ему эпоха русской живописи // Сб. Общества древнерусского искусства при Московском Публичном музее. - М.: Без изд., 1873. - С.3-104.
221. Философия русского религиозного искусства XVI - XX вв. Антология. Сост, общ. ред. Гаврюшин Н.К. - М.: Прогресс: Культура, 1993. - 400 с.
222. Флоренский П.А. Иконостас. - СПб.: Азбука-классика, 2010. - 224 с.
223. Флоренский П.А. Обратная перспектива // Труды по знаковым системам. Вып. 3. Тарту, 1967, с. 381-416.
224. Флоренский П.А. Храмовое действо как синтез искусств // Из истории советской науки о театре. 20-е гн. - Сост. С.В.Стахорский. - М.: ГИТИС, 1988.-С. 21-31.
225. Флоренский П.А.: pro et contra // Сост., вст. ст., прим. и библиогр. К.Г.Исупова. - СПб.: РХГИ, 2001. - 824 с. - (Русский путь).
226. Флоренский П.А. Анализ пространственнности <и времени> в художественно-изобразительных произведениях// Флоренский П.А., священник. Статьи и исследования по истории и философии искусства и археологии. - М.: Мысль, 2000. - С.79-421.
227. Хализев В., Майорова О. Лесковская концепция праведничества // В мире Лескова. - М.: Сов.писатель, 1983. - С. 196-232.
228. Хализев В.Е. Художественный мир писателя и бытовая культура (На материале произведений Н. С. Лескова) // В мире Лескова: Сборник статей. - М.: Советский писатель, 1983. - С. 110-143.
229. Хоружий С.С. Миросозерцание Флоренского. - Томск, 1999. - 160 с.
230. Хоружий С.С. Философский символизм П.А. Флоренского и его жизненные истоки. - М.: Алетейя, 2005. - 33 с.
231. Храмы Киево-Печерской Лавры. - К.: Киево-Печерская Успенская Лавра, 2004.- 156 с.
232. Ченнино Ченнини. Книга об искусстве, или трактат о живописи. -СПб.: Библиополис, 2008. - 272 с.
233. Черный В.Д. Русская средневековая книжная миниатюра: Направления, проблемы и методы исследования. - М.: РОССПЭН, 2004. - 592 с.
234. Шелаева A.A. Примечания // Н.С.Лесков о литературе и искусстве. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - С.241-283.
235. Щавинский В.А.Очерки по истории техники живописи и технологии красок в Древней Руси. - М.-Л.: Соцэкгиз, 1935. - 158 с.
236. Юферев Е.В. Старообрядчество в жизни и творчестве Н.С. Лескова // XVII Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. - М.: Изд-во Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та, 2007. - Т. 2. - С. 21-23.
237. Языкова И. Богословие иконы. Учебное пособие. - М.: Изд-во Общедоступного Православного Университета, 1995. - 212 с.
238. Ямпольский М. Ткач и визионер. - М.: Новое литературное обозрение, 2007.-610 с.
III. Справочная литература
239. Алексеев С. Энциклопедия православной иконы. Основы богословия иконы. - СПб.: САТИСЪ. Держава, 2004. - 335 с.
240. Бенчев И. Ерминия // Православная энциклопедия. Под ред. Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. - М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2008. - С.629-631.
241. Гусакова В.О. Православный словарь церковного искусства. - СПб.: ИЦ «ЛИТА», 2004. - 200 с.
242. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание: в 4 т. - М.: ООО «Издательство ACT»; ООО «Издательство Астрель», 2001.
243. Евсеева JI.M. Иконописный подлинник // Православная энциклопедия. Под ред. Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла. — Т. 22 . (продолжающееся издание) - М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2009. - С. 58-60.
244. Замятина H.A. Терминология русской иконописи. - М.: Языки русской культуры, 2000. - 272 с.
245. Искусство Средних веков и Возрождения. Энциклопедия. Авт.-сост. Краснова О.Б. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. - 302 с.
246. Кливлидзе Н.В. Иконография. // Православная энциклопедия. Под ред. Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла: в 22 т. - М.: ЦНЦ «Православная Энциклопедия», 2009. - С. 44-47.
247. Лексикон нонклассики : Художественно-эстетическая культура XX в. / Под общ. ред. В.В. Бычкова. - М.: РОССПЭН, 2003. - 606 с. - (Summa culturologiae).
248. Махлина С.Т. Словарь по семиотике культуры. - СПб.: «Искусство-СПБ», 2009. - 752 с.
249. Свирелин А., прот. Церковнославянский словарь. - М., ДАРЪ, 2000. -384 с.
250. Седакова O.A. Церковнославяно-русские паронимы. Материалы к словарю. - М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2005. - 432 с.
251. Словарь русского языка XI-XVII вв. - М.: Наука, 1989. - Вып.15. - 285с.
252. Срезневский И.И. Материалы для словаря древнерусского языка: в 3 т. -М.: Знак, 2003.
IV. Литература на иностранных языках
253. Cheaure Е. Das Motiv der Ikone in Lazarevics «Skolska ikona» und Leskovs «Zapecatlennyj angel» (Lazarevic-Studien II) // Anzeiger fur Slavische
Philologie. — 19. — 1989. — S. 49-62.
254. Grimstad K.A. The Rhetoric of an Archpriest: Nikolai Leskov and the Orthodox Heritage // Cultural
255. Discontinuity and Reconstruction: The Byzanto-Slav Heritage and the Creation of a Russian National Literature in the Nineteenth Century / Ed. J.Bortnes, I.Lunde. — Oslo, 1997. — P. 217-236. — (Slavica Norvegica; IX).
256. Lantz K.A. Leskov's 'At the Edge of the World': The Search for an Image of Christ // Slavic and East European J. — 1981 (Spring). — Vol. 25 (1). — P. 3443.
257. McLean H. Russia, the Love-Hate Pendulum, and the «Sealed Angel» // To Honor Roman Jakobson: Essays On the Occasion of His Seventieth Birthday, 11 Oct. 1966, 3 Vols. — The Hague, Mouton, 1967. — II: 1328-1339.
258. McLean H. Theodore, The Christian, looks at Abraham, the Hebrew: Leskov and the Jews // California Slavic Studies. — 1973. — Vol. 7. — P. 65-98.
259. Persi U. Problemi di traduzione tedesca del «Zapecatlennyj angel» // Leskoviana. — Bologna, 1982. — P. 269-282.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.