Идея правовой свободы личности в воззрениях русских мыслителей XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.01, кандидат юридических наук Прокуратов, Андрей Александрович
- Специальность ВАК РФ12.00.01
- Количество страниц 190
Оглавление диссертации кандидат юридических наук Прокуратов, Андрей Александрович
ВВЕДЕНИЕ.
Глава первая. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОПОНИМАНИЯ И СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ К НАЧАЛУ XIX ВЕКА
§ 1 .Становление свободы и равенства в западноевропейском обществе.
§ 2. Особенности русского правопонимания в контексте исторических эпох.
§ 3. Представление о свободе личности в России в конце
XVIII- начале XIX века.
§ 4. Понимание права и необходимости правовых реформ
XIX века в России.
Глава вторая. ОСНОВНЫЕ ТЕЧЕНИЯ РУССКОЙ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ XIX ВЕКА О ПРАВОВОЙ СВОБОДЕ.
§ 1. Либеральная правовая мысль о понимании свободы личности.
§ 2. Консервативная правовая мысль о понимании свободы личности.
§ 3. Радикальная мысль о понимании свободы личности.
§ 4. Религиозно-этическая мысль о правовой и политической свободе личности.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Проблема правового идеала в русском либерализме2002 год, доктор политических наук Глушкова, Светлана Игоревна
Личность и государство в русской социально-философской и политической мысли: XIX - начало XX века2006 год, доктор философских наук Голиков, Альберт Константинович
Либеральное понимание общественного идеала в русской философии2003 год, кандидат философских наук Баркова, Ирина Николаевна
Генезис философии права в России: IX - начало XX в.2002 год, доктор юридических наук Ячменёв, Юрий Васильевич
Идея правового государства в русской либерально-правовой мысли конца XIX - начала XX вв.: Историко-правовой и теоретико-методологический аспекты2002 год, кандидат юридических наук Никищенкова, Мария Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идея правовой свободы личности в воззрениях русских мыслителей XIX века»
Актуальность темы диссертационного исследования. Значимость проблемы свободы в юридической теории вполне очевидна, хотя часто правовую свободу понимают уже, чем она является в действительности. Она является, зачастую, основной в большинстве существующих правовых, политических, религиозных и философских концепций. Проблема свободы носит аксиологический, системообразующий, понятийный и жизнеутверждающий характер, её решение напрямую определяет сущность и направленность той или иной политической, правовой или философской доктрины, каждая из которых вкладывает в это решение свой смысл.
Тем не менее, само определение политического, правового и философского понятия «свобода» крайне затруднено ввиду частой подмены его бытовыми и частнонаучными определениями. В рамках данного диссертационного исследования стоит задача исследовать проблему свободы как момента права применительно личности на примере становления представлений об этом феномене в воззрениях русских мыслителей XIX века.
Кроме того, актуальность работы обусловлена рядом факторов, имеющих несомненную значимость для современности. Следует признать, что многие явления сегодняшнего дня правового, политического, идеологического характера коренятся в российском прошлом. Незнание и непонимание этого ведет к печальным последствиям. Гегель так оценивал уроки истории: «Правителям, государственным людям и народам, с важностью советуют извлекать поучения из опыта истории. Но опыт и история учат, что народы и правительства ничему не научились из истории и не действовали согласно поучениям, которые можно было извлечь из нее»1. Таким образом, учет опыта предшествующих поколений составляет не только академический интерес, но имеет и практическую значимость.
1 Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПБ, 1993. С. 61.
Во-первых, возникла необходимость выяснить, почему личные права и свободы в России традиционно считались вторичными, а интересы государства и общества — первичными факторами общественного развития. Это важно потому, что «в прошлом тысячелетии было несколько переломных моментов, оказавших непосредственное влияние на трансформацию понятий прав и свобод человека и подходов к их практической реализации»2. Важно понять стратегию и тактику властей и политических сил, логику их поведения и принципы принятия решений, которые обусловили именно тот ход развития цивилизации в нашей стране.
Во-вторых, следовало понять, каковы причины того, что Россия и весь российский народ вынуждены преодолевать не только экономические и политические трудности, пытаясь достичь материального уровня жизни Запада, но и преодолевать гносеологические барьеры, обусловленные пониманием природы права, соотношением личного и общественного, существа гражданского общества и правового государства, а также многих других правовых, политических и социокультурных феноменов, которые в менталитете россиянина и западного человека долгое время имели различное значение. Понимание важности этих проблем позволяет понять их сущность, познание сущности способствует их разрешению. Это чрезвычайно важно, ибо, несмотря на огромное внимание к проблеме свободы вообще, и правовой свободы, в частности эти идеи, так и не возобладали на практике.
В-третьих, рассмотрение основных направлений правовой и политической мысли на Западе и в России позволяет адекватно оценивать различные подходы к решению насущных вопросов действительности. В настоящее время все еще существует неизжитая традиция черно-белого изображения основных направлений общественной мысли. Это в значительной мере обедняет реальное содержание истории и культуры не только XIX века, но и всей российской мен-тальности. Вооружившись имеющейся методологией и историческим опытом, исходя из анализа предлагаемых программ, можно предвидеть реальные соци
2 Теория и практика защиты прав человека. М., 2004. С.3-4. альные, правовые, политические, идеологические и духовные последствия реализации этих программ. Это важно как для личностного, так и для общественного и государственного уровней при принятии решений политического и правового плана.
В-четвертых, проблема чрезвычайного разнообразия воззрений о правовой свободе позволяет переосмыслить многие явления становления общественной, и, в первую очередь, правовой жизни России, что чрезвычайно важно для уяснения закономерностей развития общества в целом. Проблема личной правовой свободы для России актуальна вдвойне, вследствие постоянного подавления личности на протяжении веков.
В-пятых, исследование проблемы становления правовой свободы личности имеет несомненную практическую значимость и актуальность. Практика повседневной работы юристов различного профиля невозможна без понимания содержания главной правовой ценности человека — свободы. Автор не разделяет пессимизма Гегеля и полагает, что человечество не будет вечно делать ошибки, не извлекая позитивный и негативный опыт из уроков прошлого. Историю правовой мысли по важнейшим проблемам, касающимся личности и человека можно использовать как увлекательную книгу для домашнего чтения, можно использовать как назидательную литературу для студентов и школьников, но практичнее всего употреблять еще и во благо реальной правовой деятельности, для осуществления правовых реформ, в борьбе за права человека, в деятельности правоохранительных органов. В этом также состоит актуальность данного исследования.
Состояние научной разработанности темы исследования.
Анализ существующего научного аппарата по проблемам правовой свободы позволяет утверждать, если о недостаточной теоретической разработанности проблемы, то, во всяком случае, о существенных лакунах в исследовании проблемы. Заявленная тема предусматривает некоторую смысловую условность, заключенную в названии. На первый взгляд, задача представляется достаточно простой. Тем не менее, предстоит решить ряд вопросов. Во-первых, в понятие «свобода» вкладывается совершенно различный смысл, понятие «правовая свобода» обладает своим собственным содержанием, отличным от политической, национальной, культурной и т.п. свободы — эти теоретические установки не всегда находят свое отражение в современной литературе. Во-вторых, свобода личности, особенно в России, обусловлена целым пакетом культурных, цивилизационных и ментальных особенностей, которые придают особый, ни с чем не сравнимый смысл, а идеи о правовой свободе личности обладают не только разнообразием, но и крайней противоречивостью и разнона-правленностью. Здесь очень часто научная объективность подменяется политической целесообразностью, исследования из теоретико-правовой и философско-правовой переводятся в политологическую и нравственно-этическую плоскость. В-третьих, значительное количество исследований по данной теме относится к советскому периоду, поэтому обладает высокой степенью идеологизированности; вокруг имен ряда мыслителей (как правило, радикального толка) созданы позитивные мифологемы, творчество других было незаслуженно подвергнуто забвению и, зачастую, искажено. Собственно, искажалось и содержание творчества мыслителей радикального толка, из которого бралось лишь то, что было выгодно и удобно коммунистической идеологии; интерпретация исторических событий до некоторого времени также отвечала коммунистической идеологеме, оценка персонажей российской и западной истории страдали поверхностностью и однообразием. В-четвертых, в настоящее время в значительной мере преодолены пороки предшествующего периода, но исследования, как правило, посвящены периоду в целом, творчеству того или иного мыслителя или целого направления в целом; проблеме правовой свободы посвящается незаслуженно мало внимания. В-пятых, если проблема правовой свободы достаточно обстоятельно освещена теоретико-правовой литературе, хотя исследования носят в основном прикладной характер, в то в аспекте истории учений о праве и государстве только в последнее время стали появляться работы, имеющие серьезное значение. В-шестых, исследуемая проблема остается не понятой без стержневого элемента — уяснения ее в рамках философии права. Можно констатировать, что фундаментальные философско-правовые исследования по проблемам свободы личности появились лишь в последние пять-шесть лет. В-седьмых, важным новшеством, способствующим познанию различных сторон исследуемой проблемы, стал широкий доступ к переводной литературе, к трудам видных теоретиков, историков и философов права Великобритании, Франции, Германии, США и др.
Объектом исследования является правовая действительность России в контексте ее истории и в сравнении с историей Запада. В объект исследования входит менталитет личности — как русского, так и западного человека.
Предмет исследования избираются деятельность классов, народов, социальных групп и корпораций по борьбе за свои права и свободы; властных элит по осуществлению мер правового характера; менталитет общества и личности, осознание в рамках духовности личностью своих прав, а также смысловые единицы, история и логика становления представления о правовой свободе личности в российской общественной мысли XIX века, а также философско-правовые и историко-правовые принципы выявления и описания природы и содержания этого феномена в целом.
Цель исследования. Исследование проблемы генезиса феномена правовой свободы личности предполагается осуществить в юридическом, философ-ско-правовом, историко-правовом, религиоведческом и культурологическом аспектах на протяжении определенного временного периода. Либеральное, консервативное, радикальное и религиозно-этическое направления в русской общественной предполагается рассмотреть не только в сущностном, но и в сравнительном аспектах. Подобный подход не является новацией и уже сумел доказать свою жизнеспособность. Предполагается выявить закономерности и характерные черты становления правовых качеств личности в динамике ее борьбы за свои права, охарактеризовать в этой связи парадигмы, характеризующие основные идеологические концепции XIX и их трансформацию в современность. Достижение данной цели предполагается с помощью решения следующих задач: показать «феномен XIX века», на протяжении которого происходило становление и самой правовой свободы как социально-правового феномена, и формировалось представление о нем в сознании политиков, писателей, философов, юристов. отметить, что Запад и Россия совершенно по-разному прошли этот путь, по-разному понимали свободу, по-разному пытались ее достичь. объяснить различие западноевропейского и российского подходов к пониманию и обоснованию свободы вообще, и правовой свободы личности в частности, обусловленное характером цивилизации, общественно-производственной технологии, господствующей собственности, религии, характером общественных отношений, менталитетом. определить отличие и сходство в понимании феномена личностной правовой свободы среди различных направлений общественной, и, прежде всего, правовой мысли России XIX века. указать, каким образом доминанты духовности и основные системообразующие идеи правовой свободы личности наследуются в XX и XXI веках.
Методологическую основу исследования составили общенаучные, теоретико-правовые, историко-правовые, философско-правовые, культурологические и религиоведческие методы исследования, позволяющие изучать предмет, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне в его взаимосвязях и взаимовлияниях с другими явлениями действительности.
В качестве исследовательского инструментария применяются методы формально-логического и компаративистского анализа, герменевтики, методы, обеспечивающие междисциплинарный подход к предмету. В исследовании анализируются исторический, культуроведческий и религиоведческий материал.
Теоретическая основа диссертационного исследования. Проблема свободы — одна из самых привлекательных тем для мыслителей всех эпох и народов. Трудно найти крупного философа, историка, правоведа, политолога, богослова, педагога, экономиста, который не обращался бы к этой теме. Значительное число мыслителей, чьи научные интересы составляла правовая свобода личности, представлены в данном исследовании.
Проблемы личностных прав и свобод, правового положения личности нашли отражение в работах современных авторов С.С. Алексеева, П.Д. Барен-бойма, А.Б. Венгерова, С.Б. Глушаченко, В.Е. Гулиева, В.Д. Зорькина, В.П., В.Н. Казакова, Казимирчука, В.Н. Карташова, Д.А. Керимова, Н.И. Козюбры, В.Н. Кудрявцева О.Е. Кутафина, В.И.Лафитского, О.Э. Лейста, Е.А. Лукашевой, Н.И. Луковской, Г.В. Мальцева, И.П. Малиновой, А.Н. Медушевского, B.C. Нерсесянца, В.В. Оксамытного, А.С. Пиголкина, В.П. Сальникова, Ю.А. Тихомирова, В.А. Туманова, В.Е. Чиркина, А.И. Яковлева.
Философско-правовой подход к рассмотрению проблемы свободы личности содержится в трудах В.П. Малахова, С.В. Моисеева, Г. С. Померанца, Э.Ю. Соловьева.
Научная новизна диссертационного исследования заключается, прежде всего, в необходимости выразить смысл и характер феномена правовой свободы личности средствами истории и логики становления понятия. Свобода личности нас интересует не само по себе, а как средство выражения правовой реальности, постижения сущности и природы права; в исследовании содержание феномена правовой свободы не только в контексте отражения предметной реальности, а как смысловой организации идеологемы, как структуру его концептов; в выявлении духовные доминанты правовой культуры, отражающие глубинный, мировоззренческий, философский смысл феномена правовой свободы.
Научная новизна диссертации нашла отражение в следующих положениях, выносимых на защиту.
1. Политическая, социальная и правовая свобода личности в Западном мире явилась следствием упорной борьбы классов, народов, стран, регионов, религиозных конфессий, социальных групп, корпораций и отдельных людей за свои права, борьба за свободу — государственную, национальную, личную проходит через всю европейскую историю. Исторический путь, пройденный западным миром, объективно способствовал становлению свободы, но на Западе рано осознали, что свободу невозможно получить в дар, ее можно только завоевать. Завоеванная свобода обладает особой ценностью, на нее трудно покуситься.
2. Связь закона и свободы в различных интерпретациях красной нитью проходит через всю историю общественной мысли Нового времени. Необходимость обоснования своих прав ведет к развитию частного права как нормативной и регулятивной социальной нормы, а в последствие — к появлению документов конституционного типа, регламентирующих права и свободы стран и народов. Новые правовые документы создаются на основе теоретической деятельности мыслителей, разделяющих те или иные воззрения, отражающих политические амбиции определенных социальных слоев.
3.Европейская общественная мысль традиционно распадалась на три направления: либерализм, консерватизм и радикализм. В контексте европейской культуры наиболее последовательно проблему свободы личности рассматривал либерализм.
4. Русская история обладала различными интенциями, обусловившими «историческую развилку», в ходе которой Россия пошла по пути деспотического подчинения свободы личности государственной, религиозной и общинной властью. Основные системообразующие идеи российской правовой культуры, воспроизводимые в XV — XIX вв.: идея правды, идея служения, идея милости, идея мучения вырабатывали комплекс несвободы у русского человека, формировали образ тотальной подчиненности его перед властью, полной растворимости личности в общественных структурах.
5. Реформы, проводимые властью в первой половине XVIII века, не касались положения прав и свобод личности, как крестьян, так и дворян. Западное влияние властями тщательно верифицировалось, принимались исключительно технологические новации. Только политические реалии и дворцовые перевороты, проводимые с помощью дворянства, заставили монархию предоставить некоторые политические, социальные и правовые свободы дворянам. Конституционные процессы проводились несмело, реального ограничения самодержавной власти в них не предусматривалось.
6. Русская правовая и политическая мысль в своем понимании общественных проблем, в том числе, свободы личности распадается, в отличие от западной, на четыре направления. Для каждого из этих направлений характерны определенные правовые ценности, т.е. такими целями деятельности правового существа, которые превышают всякий предметно полезный результат, позволяют преодолевать чисто ситуативное отношение к реальности и делают право фундаментальной жизненной позицией человека3. В контексте такого понимания права свобода представляется в четырех формах: а) как «свобода для», связанная с достижением правовой самостоятельности и неподопечности — так воспринимали свободу либералы; б) как «свобода от», выражающая независимость субъекта от давления обстоятельств и чужой воли, и способность его к произволу — так понимали свободу русские консерваторы-монархисты; в) как «свобода вопреки», связанная с таким самоутверждением правового существа, единственной целью которого является возвышение себя, как самоценности, над обстоятельствами и зависимостями, — это восприятие свободы более всего относится к русским радикалам; г) как «свобода ради», вызванная способностью и стремлением правового существа к самоотвержению, к самопожертвованию. Такое понимание свободы характерно для представителей религиозно-этической мысли.
7. Чисто русским явлением является наличие в общественной мысли такого направления как религиозно-этической, обусловленное особенностями русского менталитета, исторического пути, пройденного Россией, особенностями русского восприятия религии. В рамках этого направления свобода личности признавалась при условии соблюдения нравственного и юридического законов. Три «классических» направления по-разному позиционировались со своими западными аналогами. Более всего сходства было у радикалов, менее всего — у консерваторов. Для русских либералов понятия права, свободы лич
3 См.: Малахов В.П. Философия права. М„ 2002. С. 179-180. ности были непреходящими ценностями; русские консерваторы право воспринимали крайне ограничено, конституционные свободы считали вредными и опасными, свободу личности не считали необходимой; русские радикалы не были едины в своих воззрениях, для одних был характерен оголтелый правовой нигилизм, другие принимали право как социальную ценность, одни полностью отрицали представления о свободе личности, другие — признавали ее значимости. Исходя из этого, невозможно утверждать, что все направления общественной мысли внесли свой реальный вклад в современное представление о свободе личности. Теоретические воззрения и политические действия отдельных фигурантов русской истории сегодня годятся только для политического паноптикума.
Теоретическая значимость работы. В настоящее время ни для кого не является секретом, что политической и правовой деятельностью часто занимаются непрофессионалы, слабо разбирающиеся в основополагающих теоретико-правовых, историко-правовых и философско-правовых вопросах Это порождает узконормативистский подход и своеобразный правовой и политический нигилизм. В числе прочего, он обусловлен незнанием особенностей правовой и политической истории нашей страны, отсутствием представлений о правовой жизни зарубежных стран. Проводимое исследование на базе классических и сравнительно новых методологических подходов обнаруживает перспективу научного предвидения правовой и политической действительности на основе компаративистского и линейного анализа действительности. Рассмотрение проблемы становления прав личности может помимо этой задачи внести определенный вклад в теорию прав человека.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно способствует адекватному восприятию правовой действительности, направлено на совершенствование правового и политического воспитания и образования, может служить базой для аргументации практической деятельности работников правоохранительной сферы различных направлений (прежде всего, сотрудников оперативного, следственного аппарата, работников юстиции, судов и прокураторы, уполномоченных по правам человека в регионах России). Результаты исследования Moiyr быть положены в основу организации подготовки высококвалифицированных специалистов правоохранительных органов, проведения занятий в средних школах, на предприятиях и в организациях.
Апробация результатов исследования. Основные теоретические выводы и положения диссертации нашли свое отражение в научных публикациях автора они обсуждались на научно-практических конференциях и семинарах, проводившихся в Московском университете МВД России в 2002-2005 годах Автором опубликованы три статьи: «Свобода личности как философская и правовая категория» (Проблема развития государства и права в современном российском обществе. Выпуск III. Гражданское общество в России: теория и опыт. М.: Московский университет МВД России, 2003); «Идеи правовой свободы в воззрениях русского либерализма второй половины XIX века (Проблема развития государства и права в современном российском обществе. Выпуск 1У.Юридическая теория и практика: проблема взаимовлияния. М.: Московский университет МВД России, 2004); «Представления о правовой свободе личности в России на рубеже XVIII-XIX вв.» (Проблема развития государства и права в современном российском обществе. Выпуск V. Современная правовая жизнь: культурно-цивилизационный фактор М.: Московский университет МВД России, 2004).
Материалы диссертационного исследования были обсуждены и одобрены на заседаниях кафедры теории государства и права Московского университета МВД России.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», 12.00.01 шифр ВАК
Философские идеи русских мыслителей судебной защиты II половины XIX века: А.Ф. Кони, В.Д. Спасович, Ф.Н. Плевако, К.К. Арсеньев, С.А. Андреевский2009 год, кандидат философских наук Яшин, Анатолий Николаевич
Правовые и политические взгляды Е.Н. Трубецкого2009 год, кандидат юридических наук Овчинникова, Надежда Альбертовна
Философские основания русского либерализма (XIX- начала XX века)1999 год, доктор философских наук Осипов, Игорь Дмитриевич
Социально-философские аспекты татарского мусульманского религиозного реформаторства: На материалах творческого наследия Мусы Джаруллаха Бигиева2004 год, кандидат философских наук Хайрутдинов, Айдар Гарифутдинович
Проблема власти в истории русской философии: конец XIX - начало XX вв.2007 год, доктор философских наук Федяй, Инна Викторовна
Заключение диссертации по теме «Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве», Прокуратов, Андрей Александрович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринятый в представленной диссертации анализ теоретических судеб различных направлений русской правовой мысли по проблемам свободы личности убеждает, что в XIX веке Россия обладала мощным интеллектуальным и нравственно-правовым потенциалом. Представители различных направлений общественной мысли ставили перед властью и обществом проблемы, разрешение которых могло направить Россию по пути, который казался им оптимальным. Подобная ситуация ставит перед исследователями проблему методологической интерпретации поиска наиболее адекватного пути, поиска самого верно ответа на сакраментальные русские вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?».
Важность решения поставленной задачи акцентируется конъюнктурной адаптацией к политической прагматике традиционных русских духовных интенций и проекцией таковых в настоящее и будущее. XIX век дал, кроме всего прочего, образец нравственного отношения к идеалам и ценностям, отстаивание которых было целью жизни многих представителей российской интеллектуальной элиты. Далеко не всегда их представления о праве, правовой свободе личности, установлении конституционных порядков были угодны властям и понятны обществу, ради которых создавались эти теории.
В диссертации было поставлено четыре задачи, которые диссертант попытался решить на протяжении всей работы.
Первая задача состояла в том, чтобы сформулировать правильный ответ относительно значимости западноевропейской цивилизации и западной мен-тальности для решения вопроса о правовой свободе личности. Ответ состоит в том, что поскольку эта проблема наиболее адекватно решается в парадигмах западной ментальности, следовательно, значимость западноевропейской цивилизации является непреходящим фактором.
Вторая задача состояла в том, чтобы понять, могла бы российская цивилизация самостоятельно достигнуть уровня западноевропейской в части понимания прав и свобод личности. Ответ состоит в том, что интенции как либерального, так и деспотического пути развития в России были, однако весь ци-вилизационный фон, на котором происходило формирование русской государственности, не способствовал этому. Подобное положение возникло задолго до татарского нашествие, и было обусловлено спецификой развития феодализма, слабым римским влиянием, поздним появлением права и поздним завершением формирования государства, преобладанием экстенсивных технологий, рискованным земледелием, наличием воинственных соседей-кочевников. Отставание не было кардинальным и могло быть преодолено (как это случилось, например, в Скандинавии), но татарское нашествие и деспотическое иго навсегда развернуло Русь в сторону деспотизма и подавления свободы.
Третья задача состояла в том, чтобы определить, какие направления русской общественной мысли наиболее адекватно воспринимают действительность и действительно хотят блага русскому народу. Проведенное исследование показывает, что русская правовая мысль либерального направления с делающей ей честь последовательностью и полнотой рассматривает взаимосвязь права и политики с позиций ее морального осмысления. В диссертации обращается внимание на то, что выше обозначенные проблемы, оставаясь неразрешенными в социальной практике, получили разрешение в нравственнографиче-ской методологии права, развитой русским либерализмом. Подтверждением этого является и то, что русские властные элиты искали на Западе ответы на волнующие всех вопросы. Влиянию либо технологической вестернизации, либо либерализации были подвержены буквально все цари-реформаторы. Однако реализовать реформы в части предоставления прав и свобод удалось только Александру II. Другие реформаторы были либо против свобод как таковых (Петр I), либо боялись их устанавливать (Екатерина II, Александр I).
Четвертая задача состояла в том, как совместить представление многих россиян о значимости русской культуры, ценности православной религии, с одной стороны и «подчиненности» ее западной цивилизационной парадигме, с другой, пусть даже для решения вопросов о свободе личности. Ответ на этот вопрос содержится в воззрениях B.C. Соловьева, совмещавшего в едином учении и великую русскую духовность и искреннюю веру, и убежденность в значимости сочетания нравственного и юридического закона, и важность тесных контактов с западной цивилизацией. Этот ответ является альтернативой тем, кто не приемлет либерального пути развития.
Понимание права как проекции духовного начала на совокупность общественных отношений обусловило его рассмотрение в единстве и противоположности нравственных и социальных определений, что позволило русской философско-правовой мысли избегать ловушек «методологического фетишизма».
Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что либеральный сценарий принятия решений является наиболее оптимальным способом решения всех проблем общественного развития. Это касается и практики деятельности правоохранительных органов. Самые честные, самые успешные и популярные министры внутренних дел царской России, руководившие правоохранительной деятельностью в самые сложные для России годы — М.Т.Лорис-Меликов и П.Д. Святополк-Мирский были либералами, своей деятельностью реально сдерживавшие разрушительную деятельность безумных радикалов и реакционеров-монархистов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Прокуратов, Андрей Александрович, 2005 год
1. Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 2000.
2. Алексеев С.С. Государство и право. М., 1993.
3. ЗАлексеев С.С. Самое святое, что есть у Бога на земле. М., 1998.
4. Алексеев С.С. Философия права. М., 1997.
5. Алексеева Т.А. Личность и политика в переходный период: проблемы легитимности власти// Вопросы философии, 1998, № 7.
6. Анисимов Е.В. Время петровских реформ. Л., 1989.
7. Антология мировой политической мысли. В 5-и томах. М., 1997.
8. Антология мировой правовой мысли. В 5-и томах. М., 1999.
9. Антология мировой философии. В 4-х томах. М., 1969 1972.
10. Антология экономической классики. В 2-х томах. М., 1993. П.Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М., 1993.
11. Бакунин М.А. Федерализм, социализм, антитеологизм// Философия. Социология. Политика. М., 1989.
12. Балашова Н.А. Российский либерализм начала XX века. М., 1981. Н.Бачинин В.А. История философии и социологии права. СПб., 2001
13. Баренбойм П.Д. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера. М., 2003.
14. Безбородко А. А. Записка князя Безбородки, о потребностях империи Российской, 1799 г.) // Сборник РИО. СПб., 1881. Т. 29.
15. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
16. Бердяев Н.А. О человеке, его свободе и духовности. М., 1999.
17. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
18. Бердяев Н.А. Типы религиозной мысли в России. Собр. соч. Т.З. Париж, ИМКА-ПРЕСС, 1989.
19. Бердяев Н.А. Философия неравенства. М., 1990.
20. Бердяев Н.А. Русская идея Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века //О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.
21. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.
22. Берк Э. Размышления о революции во Франции. М., 1993.
23. Берлин И. Философия свободы. Европа. М.,2001.
24. Берлин И. История свободы. Россия. М., 2001.
25. Берман Г. Дж. Западная традиция права: эпоха формирования. М., 1998.
26. Боден Ж. Метод легкого познания истории. М., 2000.
27. Бойков А.Д. Третья власть в России. М., 1997.
28. О.Васильев А. А. История византийской империи. Санкт-Петербург. 1998.
29. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.
30. Вернадский Г.В. Русская историография. М., 1998.
31. Вернадский Г.В. История права. СПб., 1999.
32. Вехи. Интеллигенция в России. М., 1991.
33. Витте С.Ю. Воспоминания. В 3-х т.т. М., 1960.
34. Вишневски Э. Либеральная оппозиция в России накануне первой мировой войны. М., 1993.
35. В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков. М., 1994.
36. Гаджиев К.С. Консерватизм: современные интерпретации: Научно-аналитический обзор. М., 1990.
37. Гаджиев К.М. Современный консерватизм: опыт типологизации// Новая и новейшая история. 1991. № 1.
38. Гайденко П.П. Под знаком меры (Либеральный консерватизм П.Б. Струве)// Вопросы философии. 1992. № 12.
39. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.
40. Гегель Г.В.Ф. Лекции по философии истории. СПб. 1993.43 .Герцен А.И. О развитии революционных идей в России. Собр.соч. в 8-ми томах. Т. З.М., 1975.
41. Гоббс Т. Избранные произведения. В 2-х томах. T.l. М., 1989. Т2.М., 1991.
42. Ж.де Гофф. Цивилизации средневекового Запада. М., 1992
43. Гумбольдт В. Ф. Язык и философия культуры. М., 1985.
44. Гэлбрейт Дж. Экономическая теория и цели общества. М., 1979.
45. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4-х томах. М., 1994.
46. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.
47. Дворкин Р. О правах всерьез. М., 2004.
48. Документы о восшествии на престол императрицы Анны Иоанновны. JL, 1952.
49. Ирошников М., Процай Л., Шелаев Ю. Николай II. СПб., 1992.
50. Исаев И.А. Politica hermetica. Скрытые аспекты власти. М., 2002.
51. Исторические метаморфозы консерватизма. Пермь, 1998.
52. История буржуазного конституционализма XVH-XVTII в.в. М., 1983.
53. История России. Народ и власть. СПб, 2001. бЗИрошников М., Процай Л., Шелаев Ю. Николай II. СПб, 1992. Кавелин К.Д. Задачи психологии. Собр.соч. СПб., 1899.
54. Кавелин К.Д.Наш умственный строй. Статьи по философии русской истории и культуры. М., 1989.
55. Кант И. Сочинения. В 6-и т.т. М., 1963 1966.
56. Кантор В.К. Личность и власть в России: сотворение катастрофы // Вопросы философии, 1998, № 7.
57. Карамзин Н.М. Предания веков. М., 1988.
58. Карамзин Н.М. История государства Российского. М., 2002.
59. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. М., 2004.
60. Кизеветтер А.А. Реформы Петра Великого в сознании русского общества// Русское богатство. 1896. № 10.
61. Кириевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношения к просвещению России//Полн.собр.соч. Т.П.
62. Кистяковский Б.А. Право как социальное явление. М., 1911.
63. Кистяковский Б.А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание)//Вехи. — В сб. Вехи. Из глубины. М., 1991.
64. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1991.
65. Юпочевский В.О. Сочинения. В 8-и т.т. М., 1956-1959.
66. Ковлер А.И. Антропология права. М., 2002.
67. Конрад Н.И. Запад и Восток. М., 1972.
68. Консервативная идеология// Социологические исследования. 1994. №1.
69. Консерватизм в России. «Круглый стол» // Социологические исследования. 1993. № 1.
70. Консерватизм как течение общественной мысли и фактор общественного разывития. Материалы круглого стола// Полис. 1995. № 4.81 .Констан Б. Курс конституционной политики. // Антология мировой правовой мысли. В 5-и т.т. Т. 3. М., 1999.
71. Констан Б. О свободе у древних в ее сравнении со свободой у современных людей. // Антология мировой правовой мысли. В 5-и т.т. Т. 3. М., 1999.
72. Конституционные проекты в России XVIII — начало XX в. М., 2000.
73. Конституция (Основной Закон) Российской Федерации. М., 1994.
74. Коркунов Н.М. Русское государственное право. Т. 1. СПб. 1909.
75. Корнев А.В. Консервативнаяи либеральная теории государства и права в России (XIX -начало XX в.). М., 2003.
76. Корнев А.В., Борисов А.В. Правовая мысль в дореволюционной России. М., 2005.
77. Кропоткин П.А. Современная наука и анархия. М., 1990.
78. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989.
79. Кучера С. Становление традиции коллективной ответственности и наказания. В сб. Роль традиций в истории и культуре Китая. М., 1972.
80. Лавров А.С. Василий Васильевич Голицын// Вопросы истории. 1998. № 5.
81. Лафитский В.И. Поэзия права: страницы правотворчества от древности до наших дней. М., 2003.
82. Лейст О.Э. Сущность права. М., 2002.
83. Ленин В.И. Государство и революция. Полн.собр.соч. Т. 33.
84. Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 1995.
85. Леонтьев К. Н. Избранное. М., 1993.
86. Либерализм в России. Под ред. В.Ф. Пусгарнакова, ИФ. Худушиной. М,1996.
87. Либеральный консерватизм: история и современность. М., 2001.
88. Лосев А.Ф. Бытие, имя, космос. М., 1993.
89. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. М., 2000.
90. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1993.
91. Лосский И.О. История русской философии. М., 1991. ЮЗЛосский Н.О. Свобода воли. // Избранное. М., 1991.
92. Льюис Б. Что не так? Путь Запада и Ближнего Востока: прогресс и традиционализм. М., 2003.
93. Мабли Г.-Б. де. Об изучении истории. М., 1993.
94. Юб.Малахов В.П. Правосознание: природа, содержание, логика. М., 2001.
95. Малахов В.П. Философия права. М., 2002.
96. Малахов В.П. Основы философии права. М., 2005ю
97. Малинова И.П. Классическая философия права. Екатеринбург. 1997.
98. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1902. Ш.Маркс К. Философский манифест исторической школы права // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.1.
99. Медушевский А.Н. Конституционные кризисы в обществах переходного периода//Вопросы философии, 1999, № 12.
100. Мережковский Д.С. Царство зверя. Александр Первый. Соч. Т.З. М., 1990.
101. Мизес Л. фон. Либерализм. М., 2001.1 14.Милль Дж. С. Основы политической экономии. М., 1980.
102. Милов Л.В. Великорусский пахарь и особенности российского исторического процесса. М., 1998.
103. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М., 1992. Министры внутренних дел Российского государства. СПб., 2002.
104. Моисеев С.В. Философия права. Новосибирск, 2004.
105. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М., 1999.
106. Муромцев С.А. Суд и закон в гражданском праве// Юридический вестник. 1880. № 11-12.
107. Нартов А.К. Рассказы Нартова о Петре Великом. Под ред. Л.Н. Майкова. СПб., 1891.
108. Нерсесянц B.C. Философия права. М., 1997.
109. Ницше Ф. Сочинения. В 2-х т.т. М., 1990.
110. Новгородцев П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. Санкт-Петербург. 2000.
111. Новгородцев П.И. Историческая школа юристов. Санкт-Петербург. 1999.
112. Новгородцев П.И. Об общественном идеале. Сочинения. М.,1991.
113. Омельченко О.А. «Законная монархия» Екатерины II. Просвещенный абсолютизм в России. М., 1993. 132. Опыт русского либерализма. М., 1997.
114. Павлов-Сильванский Н.П. Феодализм в России. М., 1988.
115. Панарин А.С. Философия политики. М.,1996
116. Пашуканис Е.Б. Избранные произведения по общей теории государства. М., 1980.
117. Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Д., 1980
118. Петражицкий Л.И. Теория государства и права в связи с теорией нравственности. Т. 1. СПб. 1907.
119. Пионтковский А.А. Учение Гегеля о праве и государстве и его уголовно-правовая теория. М., 1963.
120. Полунов А. Рыцарь несвободы // «Родина», 1995, № 1.
121. Платон. Сочинения. В 3-х т. М. 1968 1972.
122. Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. М., 1993.
123. Платонов Полный курс лекций по русской истории.Ростов-на-Дону, 2002.
124. Плеханов Г.В. История русской общественной мысли. Т. 3. М., 1919.
125. Познанский В.В. Очерки формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX века. М., 1975.145 .Поздняков Э.А. Философия свободы. М., 2004.
126. Покровский И.А. История римского права. Санкт-Петербург. 1998.
127. Полевой Н. История русского народа. В 2-х т.т. М., 1830.
128. Политико-правовые ценности: история и современность. М., 2000. Полунов А. Рыцарь несвободы// «Родина», 1995. № 1.
129. Померанц Г.С. Роль масштабов времени и пространства в моделировании исторического процесса. В кн.: Выход из транса. М., 1995.
130. Поппер К. Открытое общество и его враги. В 2-х т.т. М., 1992.
131. Права человека. Учебник для вузов. М., 2003.
132. Правовая мысль. Антология. Автор-составитель В.П. Малахов. М., 2003.
133. Право и культура. М., 2002.
134. Право. Свобода. Демократия. (Материалы «Круглого стола»). // Вопросы философии, 1990, № 6.
135. Пригожин И, Стегерс И. Время, хаос, квант. К решению парадокса времени. М., 1994.
136. Проблема человека в западной философии. М., 1988.
137. Пушкин С.Н. Историософия русского консерватизма XIX века. Нижний Новгород, 1998.
138. Разделение властей. 2-е издание. Под ред. М.Н. Марченко. М., 2004.
139. Рассел Б. История западной философии. Т. 1. Т. 2. М., 1993.1 бО.Рахшмир П.Ю Эволюция консерватизма в новое и новейшее время// Новая и новейшая история. 1990. № 1. 16 Революционеры и либералы России. М., 1990.
140. Решетников Ф.М. Правовые системы стран мира. М., 1993.
141. Репников А.В. Либеральная мысль государственного устройства в оценке русских консерваторов// Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. М., 1999.
142. Розанов В.В. Религия, философия, культура. М., 1992.
143. Розов Н.С. Философия истории. Книга первая. Пролегомены. М., 2002.
144. Репников А.В. Консервативная концепция русской государственности. М., 1999.
145. Рормозер Г. Франклин А. Консервативная революция// Полис. 1991, № 1-2. Российский либерализм (конец XIX 1917 г.) в англо-американской историографии. М., 1988.
146. Российское законодательство X—XX веков. В 9-и т.т. М., 1984—1994.
147. Российские либералы: кадеты и октябристы (документы, воспоминания, публицистика). М., 1996.
148. Российский консерватизм: теория и практика. Челябинск, 1999.
149. Рулан Н. Юридическая антропология. М., 2000. 171 .Румянцева М.Ф. Теория истории М., 2002.
150. Русская идея. Сборник произведений русских мыслителей. М., 2002.
151. Русский либерализм: исторические судьбы и перспективы. М., 1999.
152. Руссо Жан-Жак. Избранные сочинения. В 3-х т.т. М., 1961.
153. Руссо Жан-Жак. Об общественном договоре. М., 1998.
154. Руткевич А. Что такое консерватизм?. М.-СПб, 1999.
155. Савинов А. Прогулка социолога в Версале. Как возникает неограниченная власть// Знание — сила, 2004, № 9.
156. Самарин Ю.Ф. Избранные произведения. М., 1996.
157. Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.
158. Седов С.А. Попытка государственного переворота 1730 года в России// Вопросы истории, 1998. № 7.
159. Сахаров А.Н. Конституционные проекты и цивилизационные судьбы России// Конституционные проекты в России XVIII- начало XX в.
160. Секеринский С.С. Шелохаев В.В. Либерализм в России.: Памятники исторической мысли. М., 1995.
161. Семитко А.П. Развитие правовой культуры как правовой прогресс. Екатеринбург. 1996.
162. Сендеров В.А. Унижение и достоинство человека// Вопросы философии, 1998, № 7.
163. Семенов Ю.И. Философия истории. Общая теория, основные проблемы, идеи и концепции от древности до наших дней.
164. Семенников В.П. Радищев: очерки и исследования. М-Пг., 1923.
165. Сигал Л. Совесть консерватора// Век XX и Мир. 1992.№ 2.
166. Сигалов К.Е. Влияние характера эпохи на формирование мировоззрения (на примере ренеесансных социально-философских воззрений). М., 1999.
167. Сигалов К.Е. Исторические основания среды права. М., 2002.
168. Сикеринский С.С., Шелохаев В.В. Либерализм в России. М., 1995.
169. Синха С.А. Юриспруденция. Философия права. М., 1996.
170. Синюков В.Н. Российская правовая система: Введение в общую теорию. Саратов. 1994.
171. Смирнов А.Ф. Государственная Дума Российской империи 1906 1917. Историко-правовой очерк. М., 1998.
172. Современные зарубежные конституции. М., 1992.
173. Современный консерватизм. М., 1992.
174. Согрин В.В. Либерализм в России: Перипетии и перспективы. М., 1997.
175. Сокольский С.П. Консерватизм, леберализм, социализм// Мировая экономика и международные отношения. 1992. № 8.
176. Соловьев Б.И. Русское дворянство. СПб., 2003.
177. Соловьев B.C. Сочинения в 2-х томах. М., 1989.
178. Соловьев B.C. Власть и право. Из истории русской правовой мысли. Л., 1990.
179. Соловьев B.C. Оправдание добра. М., 1996.
180. Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. VII. Т.13.
181. Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М., 1991.
182. Соловьев Э.Ю. И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992.
183. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
184. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
185. Социально-философские аспекты современного либерализма. М., 1986.
186. Сперанский М.М. Проекты и записки. М-Л, 1961
187. Спиноза Б. Трактаты. М., 1998.
188. Степун Ф. Бывшее и несбывшееся. Санкт-Петербург. 2000.
189. Струве П.Б. О мере и границах либерального консерватизма// Политические исследования. 1993. №4.
190. Струве П.Б. Политика, культура, религия, социализм. М., 1997.
191. США: Конституция и законодательные акты. М., 1993.
192. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Т. 1. С.-Петербург. 1902.
193. ТальбергН. История христианской церкви. Москва — Нью-Йорк. 1991.
194. Таранов П.С. Звезды мировой философии. М., 1999.
195. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995.
196. Теория и практика защиты прав человека. М., 2004.
197. Тихомиров JI.A. Монархическая государственность. СПб, 1992.
198. Тихомиров JI.A. Единоличная власть как принцип государственного строения. М., 1993.
199. Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М.,1997.
200. Ткачев П.Н. По поводу книги Дауля «Женский труд» и статьи моей «Женский вопрос»// Кладези мудрости русских философов. М., 1990.
201. Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991.
202. Точка зрения консерватора// Кентавр. 1993. № 1.
203. Трубецкой Е.Н. Труды по философии права. СПб., 2001.
204. Токвиль А. де. Демократия в Америке. М., 1992.
205. Туманов В.А. Права человека и исполнительная власть. // Советское государство и право. 1990. № 2.
206. Тыркова-Вильямс А.В. На путях к свободе. Лондон. 1990.
207. Уланов В.Я. Наказ и Комиссия о соглашении проекта нового Уложения. // Три 224.века. Исторический сборник в 6-и т.т. Т. 4. М., 1992.
208. Уортман Р.С. Сценарии власти. М., 2002.
209. Уортман Р.С. Властители и судии. М., 2004.
210. Уткин А.И. Вызов Запада и ответ России. М., 1996.
211. Федоров В.А. Александр I// Вопросы истории. 1990. № 1.
212. Федотов Г.П. Судьба и грехи России. Т. 1. Т.2. М., 1991.
213. Фельдман Д.М. Лидер в ситуации политического конфликта// Вопросы философии, 1998, № 7.
214. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов-на-Дону, 1997.
215. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
216. Французская республика: конституция и законодательные акты. Под ред. В.А. Туманова. Сост. — В.В. Маклаков, B.JI. Энтин. М., 1989.
217. Французский либерализм в прошлом и настоящем. М., 2001.
218. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1990.
219. Фридмэн Л. Введение в американское право. М., 1992.
220. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.
221. Фуко М. Слова и вещи. СПб., 1994.
222. Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1995.
223. Хайдеггер М. Европейский нигилизм. // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
224. Хёйзинга И. Homo iudens. М., 1992.
225. Чаадаев ПЛ. Полное собрание сочинений и избранные письма. т.1.т.2. М,.1991.
226. Черная Л. Коричневые диктаторы. М., 1992. 249.Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991.
227. Чичерин Б.Н. О началах этики. Несколько слов по поводу ответа г.
228. Соловьева. //Вопросы философии. М., 1904.
229. Чичерин Б.Н. О народном представительстве. М.,1999.
230. Чичерин Б.Н. Философия права. СПб. 1998.
231. Шапп Я. Философия права о свободе, морали и праве// Государство и право, 2002, № 5.
232. Шеллинг Ф.В.И. Сочинения в 2-х т.т. М., 1987-1989.
233. Шелохаев В.В. Идеология и политическая организация российской либеральной буржуазии 1907-1914 г. М., 1991.
234. Шелохаев В.В. Либеральная модель переустройства России. М., 1996.
235. Шестов Л. Сочинения в 2-х т.т. М., 1993.
236. Шильдер Н. Александр I// Русский биографический словарь. Т. I. СПб, 1896.
237. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.
238. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993. Т. 2. М., 1998.
239. Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 2000.
240. Шувалов П. И. Проект П. И Шувалова 1754 г. «О разных государственной пользе способах» // Исторический архив 1962. № 6.
241. Шумигоский Е.С. Император Павел I: жизнь и царствование. СПб, 1907. 264.Эйдельман Н. Я. Мгновенье славы настает. JL, 1989. 265.Эйдельман Н.Я. Грань веков. М., 2004.
242. Энгельс Ф. Анти-Дюринг //Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.
243. Энгельс Ф. Диалектика природы // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.20.
244. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства//
245. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21.
246. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.
247. Billington J. The Icon and the Axe. N.Y., 1980.
248. Dahrendorf R. The Future Tasks of Liberalism: A Political Agenda L. The liberal movement Publication. 1988.
249. De Ruggiero, Guido. The history of European liberalism. London. Oxford University. Press 1927.
250. Eisenstadt S.N. Convergence and divergence of modern and modernizing societies// «Jntern. J. Of Middi East Studies», L. 1977, vol. 8, № 1
251. Huntington S. The third Wave. Democratigation in the Late Twentieth Century. Univercity of Oklahoma Press. 1993.
252. Rawls J A theory of justice Cambridge. Harvard. 1971. 276.0fford D Portraits of Russian Liberals. Cambridge. 1985.
253. Von Laue, Th. The World Revolution of Westernization. N.Y., 1987.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.