Поэзия Магомеда Атабаева в контексте дагестанской литературы: аспекты новаторства и национального своеобразия тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Минатуллаева, Мадинат Магомед-Шапиевна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 182
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Минатуллаева, Мадинат Магомед-Шапиевна
Введение.
Глава I. Поэзия М. Атабаева в контексте проблемы преемственности. 12 1.1. Предшественники.
1. 2. Современники (к проблеме «творческого окружения»).
Глава II. «Малая Родина» как составная часть Вселенной.
2.1. Аспект романтизации отчей земли.
2. 2. Концепция любви в лирике М. Атабаева.
Глава III. Поэмы М. Атабаева (лиро-эпическое осмысление народных судеб с позиций национальной самобытности).
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Проблема народности в поэзии Магомеда Атабаева2000 год, кандидат филологических наук Чамсединова, Гюльнара Шугабутдиновна
Художественное своеобразие лирики Багаутдина Аджиева2005 год, кандидат филологических наук Азизова, Дина Магомедовна
Проблемно-тематические и жанрово-стилевые особенности творчества кумыкских поэтов 1940-70 гг.: к проблеме традиции и новаторства2008 год, кандидат филологических наук Магомедова, Абидат Зулумхановна
Художественные особенности и жанровое своеобразие поэзии Казиява Али2005 год, кандидат филологических наук Магомедова, Айханум Магомедгаджиевна
Идейно-художественное своеобразие поэзии Абдуллы Магомедова2006 год, кандидат филологических наук Гаджиева, Альфия Мусаевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Поэзия Магомеда Атабаева в контексте дагестанской литературы: аспекты новаторства и национального своеобразия»
Кумыкская поэзия располагает богатейшими и оригинальными традициями. Новая волна в кумыкской поэзии связана с творчеством Магомеда Атабаева.
Будущий народный поэт Республики Дагестан М. Атабаев родился в селении Яхсай Хасавюртовского района. Блестяще окончив среднюю школу, М. Атабаев поступил в Хасавюртовское педагогическое училище и по завершении учебы работал учителем в школах Притеречья.
Первые публикации М.Атабаева появились на страницах республиканской газеты «Ленин ёлу» и литературно-художественного альманаха «Дружба». Первый поэтический сборник на родном языке под названием «Излей къалгъанман» («Ищу - не разыщу») увидел свет в 1963 году. Автор этого сборника был уже студентом Литературного института имени М. Горького (Москва). По первым стихам и поэмам известный критик Камиль Султанов назвал начинающего кумыкского стихотворца «выдающимся поэтом». При этом сделал весьма важное дополнение: «Впервые в истории кумыкской литературы Магомед Атабаев выступил в качестве представителя своего поколения. Отсюда - неповторимость его поэтического голоса, который не спутаешь с давно услышанными голосами других поколений» (Подчеркнуто нами, - М.М.) [144; 451]. Справедливее бы было сказать не о представительстве, а лидерстве. Самобытный талант М. Атабаева был замечен и поддержан такими выдающимися деятелями кумыкской литературы, как Абдул-Вагаб Сулейманов, Аткай и др. «У нас немало певцов, которые с W древности и времен Иырчи Казака шагнули в нашу национальную поэзию, -размышлял Абдул-Вагаб Сулейманов. - Естественно, каждый из них и в памяти народной, и в кумыкской литературе оставил свой яркий след. Среди поэтов, чья судьба прочно связана с судьбой родного народа, есть и выходец из Яхсая - Магомед Атабаев. Но он, словно звезда особого сияния, быстро привлек внимание широких масс. Есть поэты двух складов: у первого довлеет рассудок, мысль, заданность, у второго - чувство, эмоции. Магомед Атабаев -поэт пишущий сердцем. Мысль в его стихах органически сочетается с чувством. У него большое будущее.» [135; №6]. Старейшина кумыкской поэзии Аткай М. Атабаева сравнил с Анваром, имея в виду присущий обоим тонкий лиризм.
Творчество Магомеда Атабаева олицетворяет вершинные достижения национального художественного слова кумыков. Он поэт и общедагестанского масштаба. Именно факт широкий известности и почитаемости стал веским доводом для присвоения М. Атабаеву почетного звания «Народный поэт Республики Дагестан» [1997г.].
По свидетельству сверстников, в частности, его друга, редактора первого поэтического сборника «Излей къалгъанман» [«Ищу - не разыщу», 1963] Камала Абукова, М. Атабаев в кумыкскую поэзию вошел уверенно и стал творить наравне со старшими, точнее - независимо.
Общепризнано, что М. Атабаев не пребывал годами «в зале ожидания», как это происходит со многими стихотворцами, а с первых публикаций был признан как самобытный талант, имеющий большую творческую перспективу. Известный критик Камиль Султанов, признанный, так же как и В. Белинский «неистовым», еще в 1964 году писал о том, что Магомед Атабаев стал знаменосцем молодой плеяды кумыкских поэтов [143; 220].
Примечательно и следующее наблюдение критика: «Кумыкский поэт, в совершенстве владеющий родным языком, творит, впитывая в себе гуманистические традиции русской и мировой литератур» [143; 220].
Свое внимание к творчеству М. Атабаева не ограничил одобрением первых подборок и первого сборника, а заинтересованно следил за его профессиональным ростом. Тому подтверждение - резкая отповедь многоопытного критика переводчикам, извратившим самобытное творчество, как назвал К. Султанов, «выдающегося» кумыкского поэта.
Магомед Атабаев - порождение кратковременной «хрущевской оттепели». Он - студент Литературного института им. М. Горького - не только видел, но и участвовал на ночных поэтических турнирах у памятника В. Маяковскому, с замиранием сердца внимал выступлениям Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадуллиной, Р. Рождественского, Б. Окуджавы, С. Куняева перед миллионными слушателями на стадионе в Лужниках, участвовал он и в дебатах в Политехническом музее, где в 30-х годах гремели голоса В. Маяковского, И. Северянина, А. Блока и др.
По свидетельству члена Союза писателей СССР - России, ныне профессора кафедры литературы ДГПУ К.И. Абукова, в одной телевизионной передаче Е. Евтушенко от имени своего поколения так и заявил: «В литературу мы пришли, как ночной десант».
Думается, именно в годы учебы в Литинституте Магомед Атабаев на жизненных и творческих уроках крупных советских литераторов по-настоящему понял правоту Е. Евтушенко, провозгласившего: «Поэт в России - больше, чем поэт».
В качестве дипломной работы в вузе М. Атабаев представил поэму «Похищенная смерть». В подстрочном переводе самого автора она была оценена на «отлично». С понятным воодушевлением первое крупное произведение растущего поэта приняла и кумыкская интеллигенция. И поэма «Похищенная смерть», и циклы новых стихов М. Атабаева всколыхнули, как вспоминают старшие, клонившуюся было ко сну кумыкскую поэзию.
Завершение М. Атабаевым Литинститута и его возвращение в Дагестан совпали с возросшим интересом государства к судьбам национальных литератур. Благодаря этому вниманию на высокую орбиту вышли творческие достижения аварца Расула Гамзатова, киргиза Чингиза Айтматова, грузина Нодара Думбадзе, удостоенные Ленинской премии, кабардинца Алима Кешокова, балкарца Кайсына Кулиева, калмыка Давида Кугультинова, даргинца Ахмедхана Абу-Бакара и др.
В то время Союз писателей Дагестана готовился к очередному IV съезду. А в декабре 1958 г. в Москве в Большом Кремлевском Дворце прошел Первый учредительный съезд писателей России. Решения съезда Российских писателей нацелили литераторов национальных республик и автономий на дальнейшее развитие процессов взаимосвязей и творческого взаимодействия. Практической реализации этой задачи способствовали выход еженедельной газеты «Литературная Россия» и функционирование издательства «Современник» -детища Учредительного форума.
Общеизвестно, что «хрущевская оттепель» оказалась кратковременной. За ней последовали «годы застоя», которые для творческой интеллигенции страны обернулись этапом нелегких испытаний.
Естественно, раннее приобщение к русской литературе, учеба в Литературном институте им. Горького, дружба с выдающимся русским поэтом Н. Рубцовым и др. сыграли большую роль в творческой ориентации М.Атабаева, в выработке им системы критериев (и содержательных, и сугубо эстетических) современного поэтического слова.
Но у М. Атабаева был и прочный тыл - «малая родина» - большое селение Яхсай с множеством мечетей, МТС, мощенной центральной улицей, книжным магазином, вместительным клубом, где почти каждодневно «крутили» кинофильмы, а на сцене ставились гастрольные спектакли Кумыкского Государственного музыкально-драматического театра им. А.-П. Салаватова. В Яхсае была большая библиотека, которая организовывала читательские конференции, встречи с творческой интеллигенцией, обсуждения книжных новинок и т.д.
В Яхсае сложилась, может, официально и непризнанная, однако же весьма влиятельная «яхсайская литературная школа», сформированная А-П. Салаватовым, А. Магомедовым, А.-В. Сулеймановым, А. Башировым, Ш. Альбериевым, В. Дыдымовым и др.
М. Атабаев на юбилейном вечере, посвященном своему 60-летию, сказал взволнованные благодарственные слова, обращенные родной земле, взрастившей и одарившей его поэтическими крыльями. Считаем допустимым привести полный текст этого немногословного выступления:
Благодарю мой негромкий в словах, стойкий в испытаниях, открытый душой и совестливый народ за то, что Ты есть на этой земле и, выдержав все испытания, сохранил себя, - нравы, язык, честь и достоинство. Счастлив тем, что с гордо поднятой головой и, не потупив взгляда, Ты вступил в третье тысячелетие.
Благодарю за то, что Ты прощал мне ошибки и заслуживающие сурового наказания грехи. Сознаю, что я огорчал Тебя больше, чем радовал. Но Ты был терпелив и великодушен. Сознаю также, что не оправдал многих твоих надежд, но тешу себя тем, что осознал это.
Благодарю Кумыкскую степь, простирающуюся между неспокойным Каспием и многоязычными горами, которая соединила, породнила мою небольшую судьбу с большой судьбой многонационального Дагестана.
Благодарю своих земляков и учителей, благодарю реку Яхсайсув, в водах которой протекло мое босоногое детство. Благодарю весеннее цветение садов, утреннюю росу, лунные ночи и загадочный Млечный путь над головой, который тревожит и восхищает меня. Благодарю коней, на которых скакал по полям и рощам Притеречья. Благодарю ту девчонку, которой я тайно посвящал свои первые застенчивые строки .
Благодарение - моя молитва, моя судьба, мое прошлое, день сегодняшний и возможно какое-то будущее, если.» [8; 6].
Это мировидение, мироощущение, несомненно, крупного поэта, мыслящего глубоко и чувствующего тонко, сострадально.
Мы убеждены в том, что о Магомеде Атабаеве следует говорить как о феномене в национальной культуре кумыков, предпринять серьезную попытку понять, постичь значимость его новаторского вклада в национальную поэзию и определить место в многоязычной дагестанской литературе XX столетия.
Актуальность темы исследования, в первую очередь, обусловлена тем, что в современном дагестанском литературоведении проблемы новаторства и национального своеобразия поэзии в теоретическом аспекте в достаточной степени не разработаны. Вопрос новаторства нередко сводился к обращению поэтов к темам «забытым», «обойденным». В настоящей диссертации мы исходим из иных позиций: речь должна идти не только о новизне темы, но и новых взглядах на общеизвестное, о новизне авторской концепции восприятия происходящих перемен в общественной жизни.
Многогранная, ёмкая по тематике, острая по социально-нравственной направленности поэзия М. Атабаева представляет высокохудожественный материал для осмысления таких масштабных научных проблем, как новаторство кумыкского поэта в контексте многоязычной дагестанской литературы II половины XX столетия, выявления черт национального своеобразия творчества М. Атабаева в их идейно-содержательном и образно-изобразительном проявлениях.
Аспект национального своеобразия и новаторства в поэзии М. Атабаева рассматривается, в частности, в соотносении с творчеством Р. Гамзатова и других современников, как русских, так и северокавказских (Н. Рубцов, К. Кулиев, А. Гази, Кадрия, Бадрутдин, А. Даганов, А.Джачаев и др.).
В выявлении национального своеобразия творчества М. Атабаева мы обращаем особое внимание на следующую особенность его миропонимания: исконно родное, национальное поэт не противопоставляет самостийности других народов, других литератур. Воплощение национального своеобразия в своей поэзии М. Атабаев не возводит в ранг сверхзадачи - оно выступает само по себе, органично, естественно, как и в самой жизни. Ему как народному поэту Дагестана и как личности чужды национальное чванство, национальное самообольщение.
Степень изученности темы исследования. Творчество столь самобытного поэта, каким является М. Атабаев, исчерпывающе не изучено. Обозначены подступы к теме диссертацией Г. Ш. Чамсединовой «Проблема народности в поэзии М. Атабаева» [Махачкала, 1999], монографией К.И. Абукова «Любовь благодарная [Поэзия Магомеда Атабаева: наблюдения, размышления. - Махачкала, 2001], газетно-журнальными статьями.
Предметом исследования избраны проблема новаторства творчества М. Атабаева на фоне кумыкской и многоязычной дагестанской поэзии на протяжении последних десятилетий XX века, выявление сути и компонентов национальной идентичности поэзии М. Атабаева в ракурсе общедагестанских новаторских процессов.
Объект исследования — циклы стихов («Новые кумыки», «Стихи о Тереке», « Стихи о реке Яхсайсув») и поэм («Похищенная смерть», «Первый снег», «Настенные часы», «Покаяние», «Ограда») разных лет в аспекте постижения национальной нравственности и психологии.
Цель исследования - выявить черты новаторства и национального своеобразия в поэзии М. Атабаева: а) в стихах, б) в поэмах;
Достижению поставленной цели служит решение следующих задач:
- анализ особенностей индивидуального новаторского почерка М. Атабаева;
- выявление национального своеобразия как особенности мировидения и мировосприятия поэта;
- определение национального своеобразия как открытого контакта с всеобщим, общечеловеческим при непременном условии сохранения этногенетических корней.
Методы исследования. В исследовании проблемы новаторства и национального своеобразия поэзии М. Атабаева использован метод типологии и сравнительно-сопоставительный анализ.
Методологической и теоретической основой работы послужили труды классиков русской критической мысли В. Белинского, Н. Добролюбова, Н. Чернышевского, исследования Г. Гамзатова, Г. Ломидзе, Ч. Гусейнова и творческие наблюдения таких выдающихся представителей национальных литератур как Э. Капиев, Р. Гамзатов, К. Кулиев, Д. Кугультинов, С. Чиковани, Л. Гурунц и др. Нами учтены также теоретические положения и научные обобщения в трудах Н. Конрада, М. Храпченко, И. Брагинского, Г. Поспелова, М. Арнаудова, Г. Гачева и др.
В ходе работы над диссертацией мы опирались на «Историю советской многонациональной литературы: в 6 томах» [М.: Наука, 1970-1974 гг.], «Историю дагестанской советской литературы: в 2-х томах» [Махачкала, 1967] монографии К. Султанова, Ч. Юсуповой, С. Алиева, Каз. Султанова 3. Гаджиевой, К. Абукова, 3. Акавова, А. Вагидова, А-Х. Аджиева, А-К. Абдуллатипова, К. Шаззо, А. Теппеева, 3. Толгурова, Ю. Тхагазитова, на материалы Первого Всесоюзного съезда писателей СССР [1934], публикации на страницах «Литературной газеты», «Литературной России», «Дагестанской правды», журнала «Тангчолпан» и др.
Научная новизна исследования состоит во введении в научный оборот оригинального и ранее неисследованного пласта художественного материала, который расширяет представление об общеэстетических богатствах не только кумыкской поэзии, но и всей многоязычной дагестанской литературы.
В настоящей работе впервые предпринята попытка отойти от ставшего традицией биографо-библиографического пути характеристики творчества оригинального поэта. Такой ракурс позволяет определить реальные масштабы новаторства поэзии М. Атабаева на орбите таких актуальных сегоднт теоретических проблем, как национальное своеобразие, традиции и преемственность, новаторство и т. д.
Теоретическая значимость диссертации связана с возможностью методологического применения ее научных результатов для дальнейших исследований творчества поэтов многоязычного Дагестана с позиций выявления их эстетического вклада в национальные литературы Дагестана, северокавказского региона, определения степени новаторства и самобытности творчества современных мастеров художественного слова.
Практическая ценность исследования определяется возможностью использовать его материалы на лекциях, спецкурсах и спецсеминарах в вузах, педколледжах по современной дагестанской литературе, в разработке проблемы поэт и время, роль взаимосвязей и взаимодействия в развитии современных национальных литератур и т.д.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Творческий вклад М. Атабаева в контекст дагестанской литературы второй половины XX столетия. Эта проблема рассматривается на поэтическом фоне творчества классиков кумыкской литературы Йырчи Казака, М.-Э. Османова, А. Магомедова, А.-В. Сулейманова и др., современников - Р. Гамзатова, А. Гази, А. Даганова, Кадрии, Б. Магомедова, А. Джачаева и др.
2. Трагические нотки в поэзии М. Атабаева, связанные с судьбой Кумыкской степи и кумыкского народа. Емкая поэтическая мысль заключена в метафоре: ранее в Кумыкской степи резвились табуны коней, проводились конные скачки, а ныне уставшему путнику негде присесть. Массовое переселение горцев на равнинные земли создало атмосферу межнациональной напряженности, новые аулы и поселки, возникшие в 60-70-ые годы минувшего столетия, нанесли невосполнимый ущерб пастбищам, лесам, земельным угодьям. В целом в Кумыкской степи стало тесно, неуютно.
3. М. Атабаев - певец бескорыстной романтической (возвышенной) любви. Любовь, которую воспевает поэт, критик К. Абуков назвал «благодарной»; лирический герой желает возлюбленной счастья с другим, и чтобы она и ему, сопернику, была нужна также, как в свое время была желанной ему, - автору.
4. Журавли как сквозной образ в поэтике М. Атабаева. Журавль, как известно, из тех символов, который упрочился в мировой литературе. В японской интерпретации (Кавабата Ясунари «Тысячекрылый журавль») журавль - женщина с трагической судьбой, у А. Магомедова («Птицы Советов») «журавлиная стая стройным клином преодолевает встречные ветры, открывая птенцам новые просторы» (журавли - птицы первой пятилетки), у А.-В. Сулейманова («Журавли») журавли облетают планету с вестями из «красной Родины» - СССР. Пролетая над Парижем, Лондоном, поэт дает наказ «красным журавлям»: «Гордо оповещайте о доблестных свершениях своей «красной страны».
Метафорический смысл гамзатовских журавлей общеизвестен: это олицетворение душ погибших солдат, «с кровавых не пришедшие полей», «не в землю нашу полегли когда-то, а превратились в белых журавлей». У М. Атабаева клекот ночных журавлей - плач по потерянной любви.
5. М. Атабаев - новатор кумыкской поэзии. Своеобразие лирики М. Атабаева не в том, что он ищет необычные, неординарные темы, а проявляет оригинальность в разработке общеизвестных мотивов в своеобычной, личностной трактовке. Поэт нередко пишет про это, что и все, но по-другому, не вторя никому, что очень ярко выражено в его стихах и поэмах о любви (поэма «Гулзар»).
6. Прием аллегории в поэзии М. Атабаева (отображение судьбы личности в политических, социальных перипетиях истории). Эта особенность творчества М. Атабаева нашла талантливое воплощение в поэмах «Покаяние» и «Ограда» (рухнувший памятник «отцу народов», зоопарк - как символ неволи).
7. М. Атабаев - мастер бессюжетных поэм. В поэмах «Первый снег» и «Настенные часы» четко проступает не только лиризм, но и философское восприятие Времени и земного бытия личности.
8. Национальный менталитет и «новые кумыки» в стихах последних лет: обретения, потери. Поэта тревожат наметившиеся за последние годы негативные тенденции, которые исподволь могут привести к разложению, растлению нации (имеется в виду поведение, образ жизни так называемых «новых кумыков»), в частности, в стихотворениях «Новые кумыки», «Столбняк», «Беженка», «Греховная ночь», «Напевы толстосума», в которых остро звучит проблема обмельчания генофонда кумыков.
Апробация работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры литературы Дагестанского государственного педагогического университета, ее результаты составили основу докладов и сообщений автора на научных конференциях аспирантов и молодых ученых Даггоспедуниверситета.
Основные ее положения изложены в четырех публикациях.
Структура работы определяются целью и задачами диссертационного исследования, она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Жизнь и творчество Шарипа Альбериева2005 год, кандидат филологических наук Акгезова, Гульжанат Калсыновна
Художественные особенности и идейно-нравственные ориентации поэзии Абдуллы Баширова2009 год, кандидат филологических наук Алхасова, Азерина Магомедкаримовна
Идейно-художественные особенности лирики А.А. Меджидова2004 год, кандидат филологических наук Меджидова, Инжили Абдулмеджидовна
Судьба и поэзия Йырчы Казака: историко-литературный комментарий2006 год, кандидат филологических наук Асельдерова, Якут Даитбековна
Идейно-художественное своеобразие поэзии А-В. Сулейманова2003 год, кандидат филологических наук Магарамова, Дженет Алевдиновна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Минатуллаева, Мадинат Магомед-Шапиевна
Заключение
Кумыкская поэзия олицетворяет одну из увесистых по содержанию и поэтике ветвей древа, именуемого «многоязычной дагестанской литературой» которая как единая идейно-эстетическая целостность входила во всесоюзный (СССР) и российский творческие процессы.
Кумыкская поэзия располагает разнопластными традициями, восходящими к средним векам. Творческое наследие Умму Камала, Йырчи Казака, М.-Э. Османова, Абусупьяна Акаева, А.-П. Салаватова, А. Магомедова, А.-В. Сулейманова, А. Баширова, Аткая, А. Аджиева и ряда других составляет золотой фонд поэтического искусства кумыкского народа.
В этой связи есть повод выразить недоумение по поводу того, что в пятитомной «Истории советской многонациональной литературы» [М: Наука, 1974] кумыкская литература, в том числе и поэзия, освещена в сугубо перечислительном плане, в контексте общего и весьма беглого (идейно-тематического!) обзора, в котором лишь мелькают фамилии - в отрыве от творческого вклада индивидуумов.
Возникает закономерный вопрос: «Почему же более предметно не рассмотрены истоки, пути становления и развития таких идейно-эстетических развитых литератур, какими являются аварская, даргинская, кумыкская, лезгинская, лакская?». Дело в том, что в пятом томе той же «Истории» отдельно (как самоценность!) прослежены истории ногайской, осетинской, абхазской, кабардинской, балкарской, карачаевской, абазинской, чеченской, ингушской и других литератур. Выходит, кумыкская литература и в ее составе и кумыкская поэзия не представляла должного интереса.
Увлечение панорамным видением и обобщенно-абстрактными оценками вседагестанского литературного процесса как общности явно снижает глубину исследования персонального вклада в художественную культуру конкретной творческой личности. Именно такая ситуация сложилась вокруг оригинального и многогранного творчества выдающегося кумыкского поэта современности -Народного поэта республики Дагестан Магомеда Атабаева.
Магомед Атабаев - представитель «яхсаевской поэтической школы», выпускник Литературного института имени М. Горького (Москва), - в родную литературу вошел новаторскими поэтическими сборниками «Излей къалгъанман» [«Ищу не - разыщу», 1963], «Елдаман» [«В пути», 1965], которые, по сути, возвестили о подъеме новой волны в долго дремавшем «заливе национальной кумыкской поэзии. Пророческой оказалась и оценка взыскательного критика К. Султанова, назвавшего начинающего стихотворца «лидером поколения» и что еще значительно - поэтом «выдающимся».
Прозорливость и правоту К. Султанова подтвердили последующие творческие шаги М. Атабаева: сборники стихов и поэм: «Похищенная смерть» [1967], «Дни идут», [1968], «Клятва» [1969], «Журавли надежд» [1973], «Радость неба и земли» [1973], «Мои друзья» [1975].
Гражданской и профессиональной зрелостью отмечены поэтические сборники «Тоба» [«Покаяние», 1993] и опять «Тоба» [2006] дополненное, обновленное издание.
В поэзии, переживающей этап «перепутья», - пишет Казбек Султанов, -происходит процесс накопления сил, процесс мучительного вызревания «нового литературного зрения» (Ю. Тынянов)» [146; 129]. На этом историческом переломе в истории кумыкской поэзии взяло подлинно новаторский разбег творчество М. Атабаева и обогатило и новыми идеями, и новым арсеналом форм и средств изобразительности.
У М. Атабаева свой динамичный, ускоренный путь восхождения к вершинам зрелости. Можно сказать, что в его приобщении к профессиональному творчеству не было неизбежного для многих этапа «молодой поэт», «поэт, подающий надежды». Он шагнул в литературу уверенно - со своим ни на кого непохожим дарованием и богатой тематической палитрой, устоявшимися гражданскими позициями.
На наш взгляд, именно этим и объясняется заметная независимость М. Атабаева от традиций классиков и опыта современников. У него свои параметры творческого полета, позволившие ему сформировать собственный арсенал содержательно-эстетических открытий, которые, несомненно, будут названы «атабаевскими традициями».
Он - как гражданин насквозь политизированной страны и как сын своего времени, сразу стал лидером комсомолии Яхсаевской средней школы, одной из первых своих стихотворений посвятил именно славным свершением Ленинского комсомола, затем последовали стихи о Первомае, о вожде мирового пролетариата. Но романтика революционного порыва вскоре прошла, буйная лира М. Атабаева обрела задумчивость и налет грусти.
Этот поворот был замечен «зорким оком» тогдашних правителей республики, и «задумчивый», «нейтральный» к «победным маршам», оглушившим страну, «строящем коммунизм». М. Атабаев был зачислен в надругатели социалистической системы, признан поэтом аполитичным, притом - националистического толка. (За циклы стихов о Яхсайсув, Кумыкской степи и т.д.)
Углубленный и многосторонний анализ поэзии М. Атабаева приводит к следующим итогам: \
1. Новаторское творчество М. Атабаева наводит на мысль о том, что он -ничей не преемник в тривиальном толковании этого понятия, ибо наделен природой центробежной энергией самобытного таланта. М. Атабаев не был ничьим продолжателем, тем более подражателем, он проложил свой путь в литературе, свое направление, свою поэтическую систему.
2. Своеобразие лирики М. Атабаева не в том, что он ищет необычные, неординарные темы, а проявляет оригинальность в разработке общеизвестных мотивов в своеобычной, личностной трактовке, что очень ярко выражено в его стихах о любви, в циклах стихов, посвященных отчей земле, родной речке Яхсайсув .
3. Традиционная проблема национального своеобразия в творчестве М. Атабаева воплотилась также своеобразно, ибо поэт как личность оставался естественным, и эта естественность сама собою отразилась в его поэзии, как лицо, склонившееся над колодцем.
4. Национальное своеобразие проявлено не в наборе этнографических деталей в виде кинжалов, бурок и папах, а в типе мироощущения, «сетке координат», которой поэт вглядывается, вслушивается, воспринимает сложную, бурно меняющуюся действительность; в органической взаимосвязанности прошлого и современности, тревожными думами за будущее не только родного народа, но и всего человечества;
5. Оставаясь подлинным национальным поэтом, М. Атабаев судьбы кумыков и Кумыкскую степь - «знак малой родины» - в своем творчестве осмысливает как часть Вселенной;
6. При искренней сыновней любви к родному кумыкскому народу поэт с болью отмечает нравственное разложение, перерождение нации (имеется в виду поведение, образ жизни так называемых «новых кумыков»), в частности, в стихотворениях «Янгы къумукълар» («Новые кумыки»), «Гьарам гече» («Греховная ночь»), «Кисе йыр» («Напевы толстосума»), в которых остро звучит проблема обмельчания генофонда кумыков. М. Атабаев, так же как Расул Гамзатов, спасение нации видит в осознании утраченного, в возрождении, в самоочищении, на извечных идеях человеколюбия и социально-нравственного самосовершенствования;
7. М. Атабаев - уникальный мастер интимной лирики. В родную литературу вошел новаторскими поэтическими сборниками «Излей къалгъанман» («Ищу не - разыщу», 1963), «Ёлдаман» («В пути», 1965). Он -певец бескорыстной романтической (возвышенной) любви. Любовь, которую воспевает поэт, критик К. Абуков назвал «благодарной»; лирический герой желает возлюбленной счастья с другим, и чтобы она и ему, сопернику, была нужна также, как в свое время была желанной ему, - автору;
8. Любовная лирика М. Атабаева характеризуется именно взвешанностью чувства и мысли, деликатностью, благородством отношений мужчины и женщины. По открытости, разнообразию чувственной гаммы обретает статус общечеловеческой ценности, ибо по интеллигентности и гуманности поэзия М. Атабаева не уступает классическим образцам любовной лирики, обогатившим мировую художественную сокровищницу;
10. Немалое место в творческом арсенале М. Атабаева занимает жанр поэмы при его многообразии: лиро-эпическая поэма «Урлангъан ажжал» (Похищенная смерть); поэмы-сказания «Тоба» («Покаяние»), «Бару» («Ограда»); философские поэмы «Биринчи къар» («Первый снег»), «Там сагьат» («Настенные часы»), в которых четко проступает не только лиризм, но и философское восприятие Времени и земного бытия личности.
9. Лиро-эпическая поэма «Похищенная смерть», поэмы-сказания «Тоба» и «Бару» прочно вписали имя и творчество М. Атабаева в историю кумыкской литературы XX столетия как явления общенационального, шире -общечеловеческого масштаба и подлинно гуманистического направления;
10. Прием аллегории нашел талантливое воплощение в поэзии М. Атабаева: в поэмах «Покаяние» и «Ограда», где автором отображены судьбы личности в политических, социальных перипетиях истории (рухнувший памятник «отцу народов», зоопарк - как символ неволи).
11. Основная черта поэм М. Атабаева - в гуманности образов - их сострадательное отношение к жизни, душевная открытость. Они во всех поворотах судьбы, - в дни торжеств и печали - остаются людьми, подлинными носителями генофонда нации, выразителями и продолжателями лучших национальных черт родного народа.
12. И еще одна редкая особенность поэм М. Атабаева: при драматичности, даже трагедийности ситуации, в которых пребывают егс герои, произведения эти пронизаны внутренним светом, романтизмом (не пафосным, не театральным) умиротворенности, готовности принять жизнь, такою, какая она есть на самом деле - без нытия, показного удальства. В этом и заключена национальная особенность романтизма поэзии М. Атабаева, в частности, и анализируемых нами поэм.
В целом, анализ поэзии М. Атабаева подводит к выводу: являясь подлинным национальным поэтом, его художественное слово по концептуальной и философской глубине обретает общечеловеческую значимость.
Творчество М. Атабаева заключает множество проблем, которые могли бы стать объектом углубленного исследования. В этой связи хотим заявить: научную работу по более масштабному исследованию поэзии М.Атабаева мы намерены продолжить.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Минатуллаева, Мадинат Магомед-Шапиевна, 2007 год
1. Научные исследования, статьи, выступления, книги.
2. Абдуллатипов А-К. Ю. Поэтическое творчество Темирбулата Бейбулатова: Дис. канд. филол. наук: 10.01.02.-Махачкала, 1969.
3. Абдуллатипов А-К.Ю. Литература правды жизни / А-К. Абдуллатипов. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1984. 98 с.
4. Абдуллатипов А-К.Ю. История кумыкской литературы (до 1917 года) / А-К. Абдуллатипов. Махачкала, 1995. - 214 с.
5. Абуков К. И. Выход на магистраль. Воздействие русской критической мысли на формирование и развитие принципов социалистического реализма в дагестанской литературе / К. И. Абуков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976.
6. Абуков К И. Разноязычное единство: обретения и потери / К. И. Абуков. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1992. 236 с.
7. Абуков К. И. Национальные литературы Дагестана и Северного Кавказа в системе взаимосвязей / К. И. Абуков. Махачкала, 1993. - 242 с.
8. Абуков К. И. Судный день впереди / К. И. Абуков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998. - 544 с.
9. Абуков К. И. Любовь благодарная: Поэзия Магомеда Атабаева: наблюдения, размышления / К. И. Абуков. Махачкала, 2001. - 158 с.
10. Абуков К. И. Мне отдельного счастья не надо / К. И. Абуков. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 2005.
11. Абуков К. И. Светлое напряжение: о поэтессе Ш-Х. Алишевой / К.Абуков // Дагестанская правда. -2005.-30сентябрь. -№219-220.- С.4.
12. Аджиев А. М. Героико-исторические песни кумыков / А. М. Аджиев. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971. 67 с.
13. Аджиев А. М. Кумыкская народная поэзия / А. М. Аджиев. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983. - 120 с.
14. Аджиев А. М. Устное народное творчество кумыков. Махачкала: ИИЯЛ ДНЦРАН, 2005.-425 с.
15. Антополъский JJ. У очага поэзии / Л. Антопольский. М.: Сов. писатель, 1972.
16. Антокольский П. Поэты и время /П. Антокольский. М.: Сов. писатель, 1957.
17. Акавов 3. Н. Нравственные истоки / 3. Н. Акавов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.
18. Акавов 3. Н. Они были первыми (Историко-литературные очерки формирования и эволюции художественного метода кумыкской литературы) / 3. Н. Акавов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1981. - На кум. яз.
19. Акавов 3. Н. Диалог времен / 3. Н. Акавов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.-227 с.
20. Алиев С. М. Дорога в современность / С. М. Алиев. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977. - 143 с.
21. Алиев С. М. Слово, испытанное веками / С. М. Алиев. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1989.
22. Аминов М-3. Тенденция развития дагестанского стихосложения / М-3. Аминов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1974.
23. Анализ литературного произведения.-М.: Наука, 1976.
24. Аристотель. Собр. соч.: в 4 т. Т. 4 / Аристотель. М.: Мысль, 1984.
25. Арнаудов М. Психология литературного творчества / М. Арнаудов / перевод с болгарского Д.Д. Николаева. -М.: Прогресс, 1970.
26. Арутюнов Л. Поэзия. История советской многонациональной литературы: в 6 т. Т.2 / Л. Арутюнов, 3. Османова. М.: Наука, 1971.
27. Асеков И. X. Культурное наследие и советская поэзия кумыков / И. X. Асеков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972. - 174 с.
28. Асеков И. X. Проблема взаимосвязей народно-поэтического творчества и литературы Дагестана: Автореф. дис. докт. филол. наук: 10. 01. 02. -Махачкала, 1973.
29. Асельдерова ЯД. Судьба и поэзия Йырчы Казака: историко-литературный комментарий: Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.02 / Дат. гос. пед. ун-т. -Махачкала, 2006. 18 с.
30. Аузинъ И. На границах жанров: современная поэма и родственные ей жанры / И. Аузинь // Дружба народов. 1973. - №7.
31. Ахмадулина Б. А. Присутствие Пушкина необходимо / Б. Ахмадулина // Юность. 1999.-№5.
32. Ахмедова Р.А. Кумыкская поэма: духовно-нравственные проблемы / Р. А. Ахмедова. Махачкала, 1999. - 96 с.
33. Ахмедова Р.А. Дагестанская литература и духовная интеграция народов /Р.А. Ахмедова. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2002. - 207 с.
34. Ахмедов С. X Мастерство Э. Капиева-прозаика / С. X. Ахмедов // Эффенди Капиев и его роль в развитии дагестанской советской литературы. -Махачкала, 1981.
35. Ахмедов С.Х. Художественная проза народов Дагестана / С. X. Ахмедов. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.-215 с.
36. Байрамукова Я Кайсын Кулиев. Очерк творчества / Н. Байрамукова. М.: Сов. пис., 1975.
37. Байрон. Дневники. Письма / Байрон. -М.: Наука, 1965.
38. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. М.: Искусство, 1979.
39. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. Т. 8. / В. Г. Белинский. -М.: ГИХЛ, 1948. 740 с.
40. Белинский В. Г. Полн. собр. соч. / В. Г. Белинский. М.: Изд-во АН СССР. - Т. 2,1953. - 765 е.; Т. 5,1954. - 863 е.; Т. 6,1955. - 799 с.
41. Бобров А. Пусть душа остается чиста: К 70- летаю со дня рождения Н. Рубцова / А.Бобров // Литературная газета. 2006. - № 1. - С.7.
42. Биттирова Т. Духовно-культурные основы карачаево-балкарской литературы: Автореф. дис. докт. филол. наук: 10.01.02 / Даг. гос. пед. ун-т. -Махачкала, 1999.
43. Богданов А. Жанры советской драматургии. Рязань, 1966.
44. БлокА. О литературе / А. Блок. -М.: Худ. Литература, 1980.
45. БлокА. Собр. соч.: в 6-ти т/ А. Блок. Л.: Худ. Лит., 1982.
46. Брагинский И. Двенадцать миниатюр / И. Брагинский. М., 1966.
47. Бурсов Б. Национальное своеобразие русской литературы / Б. Бурсов. М., 1964.
48. Бучис А. Национальная самобытность и мировой контекст / А. Бучис // Вопросы литературы . 1982. - №12.
49. Бушмин А. Преемственность в развитии литературы / А. Бушмин. Л.: Наука, 1975.
50. Вагидов А. М. По пути традиций и поиска / А. М. Вагидов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976.
51. Вагидов А. М. Эволюция поэтического творчества Р. Рашидова / А. М. Вагидов. Махачкала, 1998.
52. Вагидов А. М. Фазу Алиева / А. М. Вагидов. Махачкала: ИПЦ ДГУ,2000. -32 с.
53. Вагидов А. М. Поиск продолжается / А. М. Вагидов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2000. - 460 с.
54. Вестник. Махачкала: ДНЦ РАН. - 2000. -№7.
55. Виноградов В. Проблема авторства и теория стилей/ В. Виноградов. М.: Худ. Лит., 1961.
56. Вопросы литературы. 1971. -№2.
57. Вопросы литературы. 1973. - №2.
58. Вопросы литературы,-1974.-№10.
59. Вопросы литературы. 1988. - №1.
60. Гаджиева 3. 3. Аварская элегическая лирика / 3. 3. Гаджиева. Махачкала, 1999.- 156 с.
61. Ганиева А. Народная лирическая поэзия лезгин / А. Ганиева. Махачкала, 1976.
62. Гамзатов Г. Г. Художественное наследие и современность. Проблемы преемственности и взаимодействия дагестанских литератур / Г. Г. Гамзатов. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1982.
63. Гамзатов Г. Г. Честная и смелая песня Казака / Г. Г. Гамзатов // Казак классик дагестанской литературы: сб. ст. / Ин-т ИИЯЛ ДФ АНН СССР. - Махачкала, 1982.
64. Гамзатов Р. Г. По-земному беспокоясь. / Р. Г. Гамзатов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987.
65. Гамзатов Р. Г. Собрание сочинений: в 8-ми т. / Р. Г. Гамзатов. М.: Сов. писатель, 2003.
66. Галиуллин Т. Дыхание времени.-Казань, 1979.
67. Гасанова Д. Г. Художественное своеобразие творчества Азиза Алема: Автореф. дис. канд.филол.наук: 10.01.02/Даг.шс.пед.ун-т.-Махачкала, 2006.-20 с.
68. Гачев Г. Национальные образы мира / Г. Гачев. М.: Сов. писатель, 1988.
69. Гашаров Г. Лезгинская ашугская поэзия и литература: Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.02.-Махачкала, 1970.
70. Гоголь Н. В. Избранные статьи / Н. В. Гоголь. М.: Современник, 1980.
71. Горький М. А. О литературе / М. А. Горький. М.: Сов. писатель, 1955. - 764 с.
72. Гусейнов Ч. Этот живой феномен. Советская многонациональная литература вчера и сегодня / Ч. Гусейнов. М.: Сов. писатель, 1988.
73. Гюго В. Собр. соч.: в 15 т. Т. 14 / В. Гюго. М.:ГИХЛ, 1956.
74. Далгат У. Б. Литература и фольклор / У. Б. Далгат. М.: Наука, 1981.
75. XX столетие и исторические судьбы национальных художественных культур: традиции, обретения, освоения // Материалы Всероссийской научной конференции. -Махачкала, 2003. 13 с.
76. Дементьев В. В. Кавказская тетрадь / В. В. Дементьев. М.: Современник, 1989.-430 с.
77. Дементьев В. В. Расул Гамзатов: жизнь и творчество / В. В. Дементьев. -М.: Сов. Россия, 1984. 160 с.
78. Добролюбов Н. Собр. соч.: в 9-ти т / Н. Добролюбов. M-JL: Худ. лит., 1962.
79. Достоевский Ф. М. Поли. собр. соч.: в 30 т. Т.26. / Ф. М. Достоевский. Л.: Наука, 1984.
80. Долгополое А. Поэма А. Блока русская поэма XIX и начала XX века / А. Долгополов. М.-Л., 1964.
81. Залыгин С. Литературные заботы / С. Залыгин. -М.: Сов. Россия, 1982.
82. Зелинский К. Поэзия как смысл / К. Зелинский. М.: Федерация, 1929.
83. Жаков Л.Г. Современная советская поэма / Л. Г. Жаков. Минск: Изд-во БГУ, 1981.
84. Изиева 3. К. Идейно-художественные особенности лирики Алим-Паши Салаватова: Автореф. канд. филол. наук: 10.01.02. /Дат. гос. пед. ун-т. Махачкала, 2006. -18 с.
85. Исаковский М. О поэтическом мастерстве / М. Исаковский. М.: Сор. писатель, 1960.
86. Исаковский М. Доколе? / М. Исаковский // Вопросы литературы. 1968. -№7.
87. История советской многонациональной литературы: в 5 т. -М.: Наука, 1974.
88. История дагестанской советской литературы: в 2 т. Махачкала, 1967.
89. Казбекова 3. А. Дагестан в европейской литературе / 3. А. Казбекова. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1994.
90. Капиев Э. Неизданное / Э. Капиев. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959.
91. Капиев Э. Избранное / сост. Н. В. Капиева. М.: «Художественная литература», 1979.
92. Капиева Н. В. Критические новеллы / Н. В. Капиева. М.: Сов. Россия, 1969. -180 с.
93. Капиева Н. В. Жизнь, прожитая набело / Н. В. Капиева. М.: Сов. писатель, 1985.-213 с.
94. Капиева Н. В. По тропам времени / Н. В. Капиева. М.: Сов. писатель, 1982. - 224 с.
95. Капиева Н. В. Скрещение дорог / Н. В. Капиева. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1990. -266 с.
96. Капустин М. Диалектика национального и общечеловеческого в художественной культуре / М. Капустин. Ташкент: Советский Восток, 1978.
97. Кедрина 3. Национально-особенное и всеобщее в методе реалистического искусства / 3. Кедрина // Национальное и интернациональное в советской литературе. М., 1971.
98. Кельбехаиов Р. Традиции и новаторство лезгинской поэзии первой половины XX века: Автореф. дис. докт. филол. наук: 10.01.02 / Даг. гос. пед. ун-т. Махачкала. - 1996.
99. Кешоков А. Вид с белой горы / А. Кешоков. М.: Современник, 1974. -416 с.
100. Кожинов В. В. К проблеме литературных родов и жанров. Теория литературы / В. В. Кожинов. М.: Наука, 1964.
101. Конрад Н. Запад и Восток / Н. Конрад. М.: Наука, 1972.
102. Корабельников Г. М. Дорога к образу / Г. М. Корабельников. М.: Сов. писатель, 1976.
103. Крамов И. Эффенди Капиев / И. Крамов. М.: Худ. лит-ра, 1964.
104. Кулиев К. Так растет и дерево. /К. Кулиев. М.: Современник, 1975.
105. Кулиев К. Собр. соч.: в 3-х т. /К. Кулиев. М.: Худ. лит-ра, 1987.
106. Липкин С. Уголь, пылающий огнем. Зарисовки и соображения / С. Липкин. М.: Библ. «Огонька», 1991.
107. Литературная газета. -1991. -13 февр.
108. Литературная Россия. 1973. - 26 янв.
109. Литературная Россия. -1988. -7 дек.
110. Литературная Россия. -1991.-13 дек.
111. Ломидзе Г. Единство и многообразие. Вопросы национальной специфики советской литературы / Г. Ломидзе. М.: Сов. писатель, 1960.
112. Ломидзе Г. В поисках нового / Г. Ломидзе. М.: Сов. писатель, 1963.
113. МагарамоваД. А. Идейно-художественное своеобразие поэзии А-В. Сулейманова: Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.02./ Даг. гос. пед. ун-т. Махачкала. -2003.-26с.
114. Мастерство Р. Гамзатова: сб. ст. / сост. С. М Хайбуллаев. Махачкала: ДАН АССР ИИЯД1986.- 162 с.
115. Маяковский В. В. Стихотворения. Поэмы / В. В. Маяковский. Л., 1968.
116. Некрасов Н. Полн. собр. соч. и писем / Н. Некрасов. М.: Гослитиздат, 1958.-Т. 12.
117. Неупокоева И. Т. Революционно-романтическая поэма первой половины XIX века / И. Т. Неупокоева. М.: Наука, 1971.
118. Огнев В. Расул Гамзатов. Очерк творчества / В. Огнев. М.: Худ. лит., 1964.- 142 с.
119. Огрызко В. Каждый поэт это всегда тайна / В.Огрызко // Литературная Россия. - 2006. - 27 января. №4. - С.8-9.
120. Озеров Л. Стихи и стиль. (Записки поэта) / Л. Озеров. М.: Знание, 1975.
121. Павловский А. Анна Ахматова. Жизнь и творчество / А. Павловский. -М.:Просвещение, 1991.
122. Поспелов Г. Н. Лирика среди литературных родов / Г. Н. Поспелов. М.: Изд-во МГУ, 1976.-208 с.
123. Поэзия Дагестана. Антология. Махачкала, 1971. - 380 с.
124. Поэтический строй русской лирики. Л.: Наука, 1973. - С. 108.
125. Пушкин критик. / Сост. Н.В.Богословский. - М: ГИХЛ, 1950.
126. Расул Гамзатов поэт и гражданин. - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1976. -271 с.
127. Расул Гамзатов и современный литературный процесс: сб. материалов к 70-летию / РАН ДНЦ; сост. А. М. Абдурахманов; отв. ред. К. И. Абуков. -Махачкала, 1995. 151 с.
128. Расулов М-Р. Папаха и посох Сулеймана. О национальном характере / М-Р. Расулов-М.: Сов. писатель, 1987.
129. Революция и горец. Журнал. Ростов-на-Дону. -1932. - № 8-9.
130. Розенблюм Ю. Давид Кугультинов. Очерк творчества / Ю. Розенблюм. -М.: Сов. Россия, 1969.
131. Рубцов Н. Стихотворения / Н. Рубцов. М.: Сов. Россия, 1977.
132. Рудалев А. Русский гений: К 70- летаю со дня рождения поэта Н.Рубцова / А.Рудалев // Литературная Россия. 2006. - 13 января. - № 1. - С. 1.
133. Русские писатели о литературном труде: сб. Т. 2. - Л.: Сов. писатель. 1955.
134. СквозниковВ. Д. Лирика/В. Д Сквозников//Теория литературы: в 3 т. М.: Наука, 1964.135. Соколенок. -1998. № 6.
135. Сокровищница песен кумыков. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959. -547с.
136. Соловьев В. Необходимые противоречия поэзии / В. Соловьев. // Вопросы литературы. 1974. - №2.
137. Стальский С. Сочинения / С. Стальский. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1964.
138. Старков Д. Перечитывая классику / Д. Старков. М.: Сов. писатель, 1974.
139. Сулейменов О. Эссе, публицистика/ О. Сулейманов. Алма-Ата: Жалын, 1989.
140. Сулейманова М С. Лирика Фазу Алиевой. Жанровое своеобразие и особенности поэтжи: Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.02./ Даг. гос. пед. ун-т. -Махачкала. 2000. - 23с.
141. Султанов К. Д Поэты Дагестана / К. Д. Султанов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959.
142. Султанов К. Д. Литература кумыков / К. Д. Султанов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1964. -190 с. - На кум. яз.
143. Султанов К. Д. Певцы разных народов / К. Д. Султанов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1971.-458 с.
144. Султанов К. Д. Этюды о литературах Дагестана / К. Д. Султанов. М.: Сов. писатель, 1978.-270 с.
145. Султанов К. К. Поэзии неугасимый свет / К. К. Султанов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1975. - 160 с.
146. Султанов К. К. Достоинство слова / К. К. Султанов. Махачкала: Дагучпедгиз, 1976. - 96 с.
147. Султанов К. К. По законам художественности / К. К. Султанов. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1979. 229 с.
148. Султанов К. К. Преемственность и обновление / К. К. Султанов. М.: Знание, 1985.
149. Султанов К. К. Заветная мера / К. К. Султанов // Литературная газета. -1988.-7 дек.
150. Теория литературы: в 3 т.-М.: Наука, 1962-1965.-Т. 1.-451 е.; Т. 2.-485 е.; Т. 3.-503 с.
151. Темирханова Г. Б. Современная лезгинская поэзия / Г. Б. Темирханова. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1988.
152. Темирханова Г. Б. Система творческих взаимосвязей и процессы жанрового преобразования национальных литератур: Автореф. дис. докт. филол. наук: 10.01.02. / Даг. гос. пед. ун-т. Махачкала. - 2005. - 37с.
153. Тихая моя Родина // Роман-газета. -2001. -№21.
154. Тихонов Н. С. Двойная радуга / Н. Тихонов. М.: Сов. писатель, 1969.
155. Тихонов Н. С. Сыны Дагестана. Стихотворения, переводы, рассказы, статьи, выступления, письма / Н. Тихонов. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1972.
156. Толгуров 3. X. В контексте духовной общности (Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа) /3. X. Толгуров. Нальчик: Эльбрус, 1991. - 285 с.
157. Толстой А. Об искусстве и литературе / А. Толстой. Т. 1. - М.: Сов. писатель, 1958.
158. Тхагазитов Ю. М. Адыгский роман / Ю. М. Тхагазитов. Нальчик,1987.
159. Хайбуллаев С. М. Поэзия мужества и нежности / С. М. Хайбуллаев. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978,- 108 с.
160. Хайбуллаев С. М. Наследие и открытия / С. М. Хайбуллаев. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983. - 190 с.
161. Хайбуллаев С. М. Современная дагестанская поэзия: система жанров / С. М. Хайбуллаев. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.-213 с.
162. Хайбуллаев С. М. Духовная поэзия аварцев / С. М. Хайбуллаев. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1998.-254 с.
163. Храпченко М. Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы / М. Б. Храпченко. М.: Сов. писатель, 1970. - 392с.
164. Храпченко М. Б. Художественное творчество, действительность, человек / М. Б. Храпченко. М.: Сов. писатель, 1982.
165. Цадаса Г. Избранное Г. Цадаса. М.:Худ. лит., 1977.
166. Ципко А. Код шестидесятничества / А. Ципко // Литературная газета. -2006.-№43.-с.3.
167. Чамсединова Г.Ш. Проблема народности в поэзии М. Атабаева: Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.02/ Даг. гос. пед. ун-т,- Махачкала, 1999.-26 с.
168. Чаршова М. Ш. Художественное своеобразие лирики Муэтдина Чаринова: Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.02/ Даг. гос. пед. ун-т. -Махачкала, 2005.-22 с.
169. Человек из легенды: сб. ст. / сост. М. С. Атабаев. Махачкала: ГУП Дагкнигоиздат, 2003. - 184 с.
170. Черкесова П. С. Филофская и любовная лирика Расула Гамзатова (особенности мировосприятия лирического героя): Автореф. дис. канд. филол. наук: 10.01.02/ Даг. гос. пед. ун-т. Махачкала, 2006. - 20 с.
171. Числов М. Время зрелости пора поэмы / М. Числов. - М.: Сов. писатель, 1982.
172. Чудакова М. Эффенди Капиев / М. Чудакова. М., 1970. - 240 с.
173. Шаззо К. Проблемы адыгской литературы и фольклора / К Шаззо. -Майкоп, 1981.
174. Шкловский В. Б. Тетива. О несходстве сходного / В. Б. Шкловский. -М.: Сов. писатель, 1970. 372 с.
175. Элъяшевич А. Лиризм. Гротеск. Экспрессия / А. Эльяшевич. Л., 1975.
176. Юсупова Ч. С. О современной аварской лирике / Ч. С. Юсупова. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1970.
177. Юсупова Ч. С. Эпические традиции в поэме Расула Гамзатова «Сказание о Хочбаре» / Ч. С. Юсупова // сб. Художественные искания современной дагестанской литературы. Махачкала, 1983.
178. Юсупова Ч. С. Дагестанская поэма / Ч. С. Юсупова. М.: Наука. 1989. -408 с.
179. Юсупова Ч. С. Три десятилетия аварской поэзии / Ч. С. Юсупова. -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1996.
180. Юсупова Ч. С. Али-Гаджи из Инхо: Жизнь и творчество / Ч. С. Юсупова. Махачкала: ДНЦ РАН, 1997. - 158 с.
181. Юсупова Ч. С. Аварский романтизм: конец XIX начало XX века / Ч. С. Юсупова. - Махачкала: Изд-во ДНЦ РАН, 2000. - 320 с.
182. Художественные (литературные) тексты1. На кумыкском языке:
183. Атабаев М. Излей къалгъанман (Ищу не разыщу). - Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963.
184. Атабаев М. Ёлдаман (В пути). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1966.
185. Атабаев М. Турналар (Журавли). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1970.
186. Атабаев М. Урлангъан ажжал (Похищенная смерть). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1978.
187. Атабаев М. Яхшы умутланы понлери (Дни добрых надежд). -Махачкала, 1978.
188. Атабаев М. Елни гёзюнде (На семи ветрах). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1980.
189. Атабаев М. Юлдузлу бёрк (Папаха со звездой). Махачкала, 1984.
190. Атабаев М. Сюйдюмташ (Камень любви). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1985.
191. Атабаев М. Намуслу сёз (Совестливое слово). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1987.
192. М. Атабаев. Тоба. (Покаяние). Махачкала: Дагкнигоиздат, 1993.
193. Атабаев М. Аллагьгъа шюкюр. (Благословение Аллаху). -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1997.
194. Атабаев М. Ахырынчы умутум. (Последняя надежда). Махачкала, 1998.
195. Атабаев М. Тоба. (Покаяние). Дополн. изд. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2006.
196. Керимова Д. Утро в горах. Стихи и поэмы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1986.
197. Къумукъланы йыр хазнасы. (Кумыкские народные песни). -Махачкала: Дагкнигоиздат, 1959.
198. Къумукъ халкъ йырлары. (Народные песни кумыков). Махачкала:1. Дагучпедгиз, 1990.
199. Магомедов Б. Три друга. Поэма // Дружба. 1979. - №4. (на кум яз.)
200. Магомедов Б, Радость: стихи и поэмы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1985.
201. Сулейманов А.-В. Избранные произведения. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1960.
202. В переводах на русский язык:
203. Аджиев А. Земли зеленые ладони: Стихи и поэмы. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1977.
204. Антология дагестанской поэзии. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1983. -Т.4.
205. Антология поэзии народов Дагестана. М.: Худ. лит., 1960.
206. Атабаев М. Похищенная смерть. М.: Сов. писатель, 1968.
207. Атабаев М. Ласточки вернулись. М.: Сов. писатель, 1984
208. Аткай. Сотау и Рашия. Поэма / пер. Тарковского. М.: Сов. писатель, 1971.
209. Аткай. Тамада: Стихи и поэмы. М.: Сов. Россия, 1979.
210. Аткай. Горячий камень. Стихотворения и поэмы. М.: Современник, 1981.
211. Высокие звезды. Стихи. Поэма. М.: Сов. писатель, 1963.
212. Гази А. Дерево на вершине. М.: Современник, 1972.
213. Даганов А. Огни на вершинах. М.: Сов. писатель, 1974.
214. Кадрия. Дочь степей. М.: Современник, 1984.
215. Сулейманов А.-В. Ястреб мой. Стихи и поэма. М.: Современник, 1979.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.