Жизнь и творчество Шарипа Альбериева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Акгезова, Гульжанат Калсыновна
- Специальность ВАК РФ10.01.02
- Количество страниц 198
Оглавление диссертации кандидат филологических наук Акгезова, Гульжанат Калсыновна
Введение.
Глава 1 Жизнь и творчество Ш. Альбериева.
1.1 Жизнь и творчество Ш. Альбериева.
Глава 2 Художественный мир лирики Шарипа Альбериева.
2. 1. Проблематика поэзии.
2. 2. Традиции и новаторство.
Глава 3 Художественная проза Шарипа Альбериева.
3.1 Малая проза писателя. ф 3.2 Повести «Скрытая рана» и «Могила кровника».
3.3 Роман Ш. Альбериева «Живая волна».
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Детская проза Магомед-Султана Яхьяева1999 год, кандидат филологических наук Магомедова, Сагидат Ахмедовна
Идейно-художественное своеобразие поэзии А-В. Сулейманова2003 год, кандидат филологических наук Магарамова, Дженет Алевдиновна
Кумыкская литература и творчество Аткая Аджаматова2002 год, кандидат филологических наук Пахрутдинова, Рагимат Умакаевна
Жанр рассказа в творчестве Ибрагима Керимова2004 год, кандидат филологических наук Багирова, Лейла Джафаровна
Кумыкская проза начала XX века: язык и стиль2004 год, доктор филологических наук Гусейнов, Малик Алиевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жизнь и творчество Шарипа Альбериева»
Актуальность темы исследования. Известный кумыкский поэт и прозаик, драматург и переводчик Шарип Алимгаджиевич Альбериев - один из признанных мастеров национальной литературы. Его имя вошло в историю российской поэзии с начала 50-х годов и до настоящего времени является объектом внимания литературной критики. Вместе с тем следует подчеркнуть, что отсутствие специального монографического исследования не даёт возможности целостно осмыслить идейно-эстетическую природу альбериевской поэзии, прозы, драматургии, переводческую деятельность.1 Неисчерпаемое богатство художественных средств с использованием всего лучшего, что имеется в национальной и мировой литературной традиции, сложность и глубина творческой индивидуальности художника недостаточно освещены и осознаны. Это обстоятельство обусловливает необходимость в комплексном изучении, в историко-теоретическом прочтении творчества Ш. Альбериева. Это, во-первых. Во-вторых, отмеченный исследовательский пробел в литературоведении не позволяет оценить художественный вклад Ш. Альбериева, прежде всего в национальную литературу, а также в литературу народов Дагестана и всей России. Представляется, что необходимость научного осмысления указанных художественно-творческих обстоятельств в достаточной степени убедительности определяет актуальность настоящей квалифиционной работы.
Степень изученности темы исследования. Как уже отмечалось, Ш.Альбериев стал фактом литературной жизни Дагестана ещё в начале 50-х годов 20в. И естественно, что он сразу же попал в орбиту внимания читателей и критиков. Уже в 1954г. самый авторитетный и взыскательный литературный критик К. Д. Султанов по поводу первой книги стихов поэта «Гьасиретлик» («Вдохновение») писал: «В большинстве случаев авторам первых книг не достаёт творческого опыта и связанного с ним мастерства. С таким привычным убеждением открываешь и книгу Ш. Альбериева, но тут же приходишь в изумление от того, как талантливо написаны стихи, вошедшие в неё». (Альманах «Дружба» («Дослукъ») на кумыкском яз., №1, 1954.) С того времени, можно сказать, не ослабевал интерес к самобытному творчеству поэта. Существует ряд научно-критических статей, очерков, в частности, К. Султанова, Р. Гамзатова, М. Атабаева, 3. Акавова, И. Асекова, освещающих многие аспекты его творчества.
В 1957 году была выпущена в свет прозаическая книга Шарипа Альбериева рассказы для детей «Сержантны хабары» («Рассказ сержанта»). А в 1958 году в газете «Ленин ёлу» («Ленинский путь») от 14 октября в рубрике «Критика и библиография» печатается статья К.Султанова «Сержантны хабары». Автор статьи проанализировал рассказы из этого сборника. Он отметил высокое мастерство писателя, его умение писать на доступном детям языке, богатство языка и актуальность выбранных тем.
В 1961 году в газете «Дагестанская правда» от 17 сентября публикуется статья «Поэт, который ищет» Камала Абукова, известного критика и ученика Шарипа Альбериева ныне народного писателя Дагестана. Автор пишет о Шарипе Альбериеве как о поэте. Критик обзорно знакомит читателей с его лирикой и поэмами.
Альбериеву присущ собственный взгляд на жизнь, - пишет К. Абуков. - Он умеет через индивидуальное выразить общее. За какую бы тему поэт не взялся 2 он стремится увидеть и раскрыть в ней что-то новое, по-своему переложить ».
В своей большой монографии «Литература кумыков» («Къумукъланы адабияты» - Махачкала, 1965) К. Султанов достаточно подробно освещает творческое развитие Ш. Альбериева. ^ В 1976г. в связи с 50-летним юбилеем Ш. Альбериева в дагестанской периодической печати были широко освещены жизнь и творчество Ш. Альбериева: все литературно-художественные национальные и общественно-политические журналы и газеты представили на суд читателей многочисленные статьи, рецензии, отзывы Р. Гамзатова, М. Атабаева, К. Абукова, С. Рабаданова,
А. Абу-Бакара, Н. Перевалова, П. Малаева, А. Абакарова и др. В них, в частности, подчёркивалось, что лейтмотивом многогранного, многопланового творчества Ш. Альбериева, ориентиром всей его сознательной жизни выступает любовь к родному народу, его героическому прошлому и , настоящему, непоколебимая вера в людей, его сердечная широта и отзывчивость.
В 1986 году Шарипу Альбериеву исполнилось 60 лет. Этому событию посвящена целая страница газеты «Ленин ёлу» («Ленинский путь») от 2 августа 1986 года. Большую часть страницы занимает статья Магомеда Атабаева «Пагьму къартаймай» («Талант не стареет»). В статье представлены некоторые биографические факты, освещена книгоиздательская деятельность и дан обзорный анализ стихов «Къысматыма къабулман» («Благодарен своей судьбе»), «Не къалакен?» («Что остаётся?»), «Атама» («Отцу»). Далее А напечатана заметка А. Магомеда «Сююмлю шаирибиз» («Любимый наш поэт»), посвященная юбилею поэта. Здесь же даны стихи самого Шарипа Альбериева.
В литературно - художественном и общественно-политическом журнале «Адабият Дагъыстан» («Литературный Дагестан»), за №1 1988 года помещена статья М. Атабаева «Шарип десе шаир йимик чалына». («Слово Шарип -слышится как поэт»).
Статья довольно большая (стр. 83-88) и охватывает наиболее широкий круг творчества и жизни поэта. М. Атабаев использовал материалы из своей статьи «Талант не стареет» от 2 августа 1986 года, опубликованной в газете «Ленин ёлу».
В 1993 году кумыкская литература теряет одного из своих мастеров слова:
Рг из жизни уходит Шарип Альбериев.
К. Абуков в своей статье «Эсибизде аты да, хаты да къалды» («В памяти остались имя да почерк его»), напечатанной на странице газеты «Ёлдаш» («Товарищ») от 26 октября 1993 года пишет: «Язгъанлары къалды: гъазирленген савлай шиъру китабы, таржума этилип битмеген Александр
Твардовскийни «Василий Тёркин» деген уллу поэмасы, уьстюнде къайтып дагьы да ишлермен деп, артгъа салынып тургъан шиърулар». («Написанное осталось: готовый к изданию сборник стихов, поэма Александра Твардовского «Василий Тёркин», которую не успел перевести до конца, написанные стихи, над которыми поэт хотел поработать3»). Эти слова «памяти», слова «соболезнования» передают всю скорбь не только Камала Абукова, но и всего кумыкского народа.
На страницах журнала «Тангчолпан» («Утренняя звезда») № 2-3 2002 года опубликован материал Камала Абукова «Шарип болмагъан эди буса» («Если бы не было Шарипа»). Широта души поэта, гуманизм, высокое художественное мастерство, стремление служить народу — обо всём этом пишет автор статьи, кумыкский писатель, критик, ученик Шарипа Альбериева.
Как видно из приведённого обзора критической литературы, творчество Ш. Альбериева недостаточно изучено, если и исследуется, то весьма избирательно и частично.
Научная новизна настоящей диссертации заключается в том, что она призвана дать наиболее полное представление о специфике стиля и особенностях поэтики Ш. Альбериева. На материале творчества Шарипа Альбериева специальному исследованию подвергается одна из важнейших и актуальных литературоведческих проблем - проблема традиций и новаторства.
Целью данного исследования является анализ художественного творчества Ш. Альбериева в контексте кумыкской и дагестанской литературы. Раскрытие поставленной цели предполагает решение следующих конкретных исследовательских задач:
- Осветить процесс творческого становления Ш. Альбериева в контексте развития литературы народов Дагестана;
- Определить характер новаторства поэта, писателя, основанного на активном, творческом усвоении национальной и русской поэтической традиции, духовной культуры, литературы и литературного языка кумыкского народа;
- Выявить своеобразие художественных образов, индивидуальные особенности поэтики, языка, стиля лирических и эпических произведений Ш. Альбериева;
- Обосновать роль и место Ш. Альбериева в развитии кумыкской национальной литературы;
Объектом исследования послужили лирические и эпические произведения, созданные Ш. Альбериевым в течение четырёх десятилетий — 50-80-х годов.
Методы исследования: аналитический и сравнительно-сопоставительный.
Методологической основой диссертационной работы являются труды теоретиков русской и национальной литературоведческой науки. При анализе произведений Ш. Альбериева, а также в освещении некоторых теоретических проблем автор диссертации опирается на исследования В. Г. Белинского, А.Н.Висловского, Г. Н. Поспелова, Л. Тимофеева, Р.Юсуфова, Г.Ломидзе в северокавказском литературоведении - К. Султанова, К. Абукова, 3. Толгурова, И. Асекова, 3. Акавова, Г.Гамзатова, А.Вагидова, А.Абдуллатипова, С.Хайбуллаева, К.К.Султанова, А.Аджиева, С. Акбиева и др.
Теоретическая значимость настоящего исследования видится в том, что его результаты могут быть использованы при разработке теоретических проблем художественного метода дагестанской литературы советского периода, а также при написании истории литератур народов Дагестана и Северного Кавказа.
Практическая ценность исследования заключается в возможности использования материалов диссертации при чтении истории дагестанской литературы на филологических факультетах вузов и педколледжей, ведении спецкурсов и спецсеминаров.
Апробация работы осуществлялась посредством обсуждения её на кафедре литературы Даггоспедуниверситета (,2003,2004,2005), а также в публикациях, насчитывающих 4 позиции, вышедших в свет в республиканских литературных журналах.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованной литературы, вбирающей более 150 позиций.
Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК
Художественные особенности и жанровое своеобразие поэзии Казиява Али2005 год, кандидат филологических наук Магомедова, Айханум Магомедгаджиевна
Проза Камала Абукова: Время. Характеры. Поэтика2003 год, кандидат филологических наук Хакимова, Зумруд Ширавовна
Идейно-художественное своеобразие поэзии Абдуллы Магомедова2006 год, кандидат филологических наук Гаджиева, Альфия Мусаевна
Творчество народного поэта Дагестана Аткая Аджаматова: художественная концепция личности и общества2011 год, кандидат филологических наук Магомедова, Альбина Шихсолтановна
Художественное своеобразие лирики Багаутдина Аджиева2005 год, кандидат филологических наук Азизова, Дина Магомедовна
Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Акгезова, Гульжанат Калсыновна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовав творческий путь кумыкского писателя Шарипа Альбериева, следует сказать, что он приложил много усилий к развитию кумыкской литературы. Его произведения, написанные чисто кумыкским языком, по своей художественной выразительности служат примером всем молодым писателям.
Гениальный поэт всегда современен. Поэзия и проза Ш.Альбериева близки читателям сегодняшнего дня. Они затрагивают самые насущные, коренные, истинно глобальные проблемы нашего времени. Каких бы сторон современной народной жизни мы не коснулись, убеждаемся в том, что о многих из них мучительно думал, размышлял Шарип Альбериев. Прежде всего, это любовь к малой и большой Родине, мысль о судьбе Родины перерастает в переживание за судьбу всего земного шара. Идея коллективности, национальной целостности находит отражение, как в поэзии, так и в прозе. Семья- малый мир, вливающийся в общественную жизнь, труд в жизни героев произведений - начало всех начал. Для его героев богатство, деньги — зло, если они становятся главной целью жизни. Ш.Альбериев — певец целомудренной любви, в его творчестве любовь и нравственный долг смыкаются. Пороки жизни, человеческого характера не остались без внимания Альбериева. Мысль о поэте, о его назначении и о поэзии тоже не остаётся в стороне. Альбериев считает, что назначение поэзии - помогать человеку становиться личностью. Показать человеку, каким прекрасным он может стать, возбудить в нём желание самосовершенствования. Этой цели подчинено и творчество писателя. Изучив творчество Альбериева, можем назвать основные произведения: роман «Жанлы толкъун» («Живая волна»), повести «Къанлыны къабуру» («Могила кровника»), «Яшыртгъын яра» («Скрытая рана»), «Гелгенде гёрербиз гелинни бетин» («Когда придёт, увидим лицо невесты»), цикл рассказов «Айтывлагъа аркъа таяп» («Опираясь на пословицы»); поэмы «Ананы дерти» («Тревога матери»), «Ёлугъув» («Встреча»), «Авлакъда жыйын» («Митинг на поле»), сборники стихотворений «Гьасиретлик» («Мечта»), «Шаршарлар» «Родники»),
Юхусуз гечелер» («Бессонные ночи»), «Къысматыма къабулман» («Благодарен судьбе») и другие.
Шарип Альбериев был не только поэтом и прозаиком, он также мастерски владел переводческой деятельностью. Он высоко ценил классическую русскую культуру и поэзию, так же поэзию родственных наций. Старался внести эту культуру в быт своего народа, сделать для него доступным поэзию других народов. С этой целью он перевёл произведения таких известных поэтов, как А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, М.Цветаева, М. Джалил, Мирзо-Турзун-Заде. Заметно проявил себя Шарип Альбериев и в драматургии. Им написаны многоактные пьесы «Къачырылгьан къыз» («Похищенная девушка»), «Юрек гечмей» («Сердце не прощает»), поставленные на сцене кумыкского музыкально-драматического театра им. А-С Салаватова.
Написано им и более десяти одноактных пьес, поставленных на сценах народных театров и самодеятельными коллективами.
Проанализировав поэзию и прозу Шарипа Альбериева, можем сделать вывод, что он хорошо знал свою страну, её быт. Его жизненный опыт, богатые наблюдения над жизнью народа всегда ощущаются в его произведениях. Какую бы «личную» тему не разрабатывал Ш.Апьбериев, под его пером она становится общезначимой, народной. И, наоборот, за каждым его размышлением о судьбе его народа, о событиях большого масштаба — стоит его личность, его характер, его жизнь. Это органическое единство личного и общественного, одна из черт поэзии и прозы писателя.
Ш. Альбериева был знатоком фольклора, изучая его не только по сборникам песен, сказок, причитаний, пословиц и поговорок, но и в непосредственном общении с простым народом.
Он создавал свои произведения на основе фольклорных материалов, что является особенностью его творчества. Потому что он не просто вводил элементы устного народного творчества в эпизод, а в большинстве случаев они являлись основой произведения. Возьмём цикл рассказов «Айтывлагъа аркъа таяп» («Опираясь на пословицы»). Каждый рассказ отражает смысл пословицы, которая служит заголовкой.
И в поэзии Альбериева широко использованы пословицы и поговорки. Встречаются они в каждом пятом стихотворении. Ни один писатель в кумыкской литературе до Ш. Альбериева не использовал фольклорный материал в таком широком плане.
Своеобразен, необычен художественный язык Альбериева. Для него характерны символичность, многозначность, ассоциативность образов. Аллегории, метафоры, эпитеты, сравнения, которые свойственны художественной речи вообще, нашли своё место в каждом произведении писателя.
И в прозе в полную силу проявилось художественное мастерствао Альбериева. Его художественные полотна всегда отличаются ясным построением, логической стройностью, внутренней целостностью и гармоничностью.
Альбериев - писатель глубоко народный. Народность его творчества ярко проявилась и в языке его произведений. С большим мастерством он воспроизводит колоритную, яркую и меткую речь народа, богатую юмором, образную и самобытную. В языке самого автора использованы разные элементы и интонации. Иногда его голос сливается с голосом самих героев. Малая проза, особенно рассказы - миниатюры, требовали от писателя виртуозного мастерства в отборе и композиции материала. На малой площади, с неболыцим количеством персонажей писатель - рассказчик должен дать общую картину через частные детали.
И Альбериев умел отобрать материал, умел насытить небольшое произведение огромным содержанием. Его рассказы — это эпические произведения, поднимающие большие нравственные, морально — психологические проблемы, удивляющие своей стройностью, ёмкостью и ясностью изображения.
Альбериев умел выделить существенную деталь, важную для характеристики персонажа или предмета. Вот характерная картина.
В медальоне был вделан маленький портретик отца, тогда ещё молодого, красивого, сильного, но почему-то с печальными глазами, устремлёнными не в аппарат, а куда-то вдаль.
Это отрывок из повести «Могила кровника». Медальон этот принадлежит Зумруд, отец её стал жертвой кровной мести. Ш.Альберив в повести нигде не упоминает о том, сожалел ли отец Зумруд о содеянном. И только этот «печальный» взгляд с портрета свидетельствует о раскаянии «кровника». Это яркий пример, свидетельствующий о знании писателем внутренного мира человека. Действительно, Ш.Альбериев был наделен историко-философским мышлением, тонким знанием человеческой психологии.
На анализе рассказов убеждаемся в том, что Альбериев большое внимание уделял композиции произведения. В большинстве случаев он сразу вводит читателя в существо дела. Очень краткой бывает у него экспозиция, как героев, так и событий. В ней обрисовывается социальный и бытовой фон буквально в нескольких фразах. Лишь самое необходимое сообщает о персонаже Ш.Альбериева.
Очень часто рассказ начинается с действия - с завязки, которая обычно проста. Во многих случаях произведение являет собой сцену: диалог в ней главное, а описательный элемент сведён до минимума.
Ш.Альбериев имел талант изображения известных явлений так, словно они увидены впервые. И сегодняшний читатель в этих изображениях может увидеть созвучные им настроения и мотивы.
Слово» Альбериева в жизни не расходилось с делом. Он сам был эталоном для лирического героя. В жизни писатель придерживался тех принципов, которые свойственны его подложительным героям.
Анализ всего творчества Альбериева показал, что в последние годы жизни (конец 80-х начало 90-х годов) писателя заметен творческий спад. Причиной тому могли послужить и творческая усталость, и гнетущие, изводящие его страждущую душу разрушительные процессы, происходящие в стране и, конечно же, обмельчание морали .
Жизненный путь кумыкского поэта, прозаика, драматурга, переводчика Шарипа Альбериева - это не столько хронология жизни и твочества, а, прежде всего духовная эволюция и материальное её выражение — возникновение творческих стимулов на различных витках жизни.
Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Акгезова, Гульжанат Калсыновна, 2005 год
1. Абдуллатипов А-К.Ю. Литература правды жизни. Махачкала: Дагиздат,
2. Абдуллатипов А-К.Ю. История кумыкской литературы (до 1917года), 1 часть. Махачкала, 1995.
3. Абуков К.И. Любовь благодарная. (Поэзия Магомеда Атабаева: наблюдения, размышления). Махачкала, 2001.С.68-69.
4. Абуков К. И.Выход на магистраль. Махачкала: Дагиздат, 1976.
5. Абуков К. И.Степени роста. М.: Советская Россия, 1982.
6. Абуков К. И.У костра зажженного Горьким. Махачкала 1972.
7. Абуков К. И. Расул Гамзатов: особенности философской лирики. Махачкала 2003г.
8. Абуков К. И. И судный день впереди. Махачкала: Дагиздат, 1998.
9. Абуков К. И. «Поэт, который ищет». // Дагестанская правда. 17сен. 1961. Ю.Абдуллаев М. Социализм и народы Северного Кавказа. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1989г.
10. Абуков К.И. «В памяти остались имя да почерк» //Товарищ 26 окт. 1993г.
11. Абуков К.И. Разноязычное единство: обретение и потери. Махачкала1992г.
12. Абуков К.И. «Еслибы не было Шарипа» //Утренняя звезда. 2-3 /2002.
13. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение. /М., «Просвещение» 1975./ /5.Агаев А. О национальном эгоизме и национальных чувствах. // Сб. Литература Дагестана и жизнь. Махачкала: Дагкнигоиздат, 1963.
14. Агаев А. Зачем надо было выдумывать «врагов народа»? // Сб. Дагестан литературный, Махчкала, Дагкнигоиздат, 1990г.
15. Айтматов Ч. В соавторстве с землею и водою. Очерки, статьи, беседы, интервью. Фрунзе, 1979г.
16. Антокольский П. Поэты и время. М.: Сов. Писатель. 1957.
17. Акавов З.Н. Проблема национального и общечеловеческого в кумыкской литературе народов Дагестана. Махачкала, 1973г.
18. Акавов З.Н. Литературное образование. Махчкала, 1996г.,228С.
19. Акавов З.Н. Верность таланту. // Литературный Дагестан (на кум. языке),№3,1976г.
20. Акавов 3. Диалог времён. Махачкала: Дагиздат, 1996.
21. Акбиев С. Связь времён и дружба литератур. Махачкала: Дагиздат, 1985.
22. Акбиев С. Верность дружбе. Махачкала: Дагиздат, 1989.
23. Акимов В. В спорах о художественном методе. Л.:Худ. лит.,1979г.
24. Алексеев М.П. Многоязычие и литературный процесс.// Сб. Многоязычие и литературное творчество. Л.:Наука,1981г.
25. Алиев С. Дорога в современность. Махчкала, Дагкнигоиздат, 1977г.
26. Алиев С. Слово, испытанное веками. Махачкала, Дагкнигоиздат, 1989г.
27. Алиева М. Некоторые вопросы поэтики кумыкского стиха// Сб. Поэтика дагестанской советской литературы. М.: 1986.
28. Алиева А. Народные истоки творчества А. Кешакова. В кн.: Роль фольклора в развитии литератур народов СССР. М.: Наука, 1975г.
29. Аминов М-3. Тенденции развития дагестанского стихосложения Махачкала: Дагиздат, 1974.
30. Арутюнов Л. Интернационализм и взаимообогащения литератур. В кн.: Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма. М.: Наука, 1981г.
31. Арутюнов Л. Проблемы исследования художественных форм национального сознания. В кн.: Национальное и интернациональное в советской литературе. М.: Наука, 1971г.
32. Асеков И. Культурное наследие и современная поэзия кумыков. Махачкала: Дагиздат, 1970
33. Астафьев В. Посох памяти. М.:1980.- с.44.
34. Атабаев М. «Слово Шарип слышится как поэт». Литературный Дагестан, 1/1988,83-88С.
35. Ахмедов С. Художественная проза народов Дагестана. Махачкала,! 996г.,277С.
36. Ахмедов С.Социально-нравственные ориентиры дагестанской прозы. Махчкала, Дагкнигоиздат, 1990г.
37. Ахметов 3. Современное развитие и традиции казахской литературы. Алма-Ата, 1978г.
38. Бартольд В. Значение арабского языка и арабской литературы. // Сочинение. Т.6. М.: Наука, 1966г.
39. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979г.
40. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. 3-ое изд. М.:1972г.
41. Бахтин М. Эпос и роман. // Вопросы литературы, 1970г.,№1.
42. Бахтин М. Слово в поэзии и прозе. // Вопросы литературы, 1972,№6.
43. Белинский В.Г. Избранные статьи /Издательство «Детская Литература» М., 1970.
44. Байрамукова Н. Кайсын Кулиев. Очерк творчества. М.: Сов. Пис. 1975г.
45. Бекизова Л. Слово о нагайской литературе. Ставропольское книжное изд-во, Черкесск, 1971г.
46. Бекизова Л. От богатырского эпоса к роману. Черкесск, 1974г.
47. Берков П. Основные вопросы изучения русского просветительства. В сб.: Проблемы русского просвещения литературе XVIII в. М.: Л., 1961г.
48. Берков П. Проблемы истории развития литературы. М.:Худ. лит., 1981.
49. Бикмухаметов Р. Орбиты взаимодействия. М.: Сов. пис., 1983.
50. Бикмухаметов Р. От изучения особенностей к исследованию закономерностей.- // Вопросы литературы., 1965,№8.
51. Бикмухаметов Р. Роман и литературный процесс.//Вопросы литературы., 1971,№9.
52. Бикмухаметов Р. Проблемы изучения литературы народов СССР в современном литературоведении.//Филологические науки., 1972,№6.
53. Борбугулов М. Единство национального и интернационального. М.:Сов. пис., 1979.
54. Блок А. О литературе. М.: Худ. литература, 1980.
55. Брагинский И. Проблемы востоковедения.М.:Наука,1974.
56. Богданова М. Роль русской литературы в становлении социалистического реализма тюркоязычных литератур народов СССР.-Сб.: Взаимосвязь и взаимодействие национальных литератур. М.:Изд. АНСССР,1961.
57. Бурсов Б. Национальное своеобразие русской литературы. М.-Л.Д964.
58. Бучис А. Национальная самобытность и мировой контекст. //Вопросы литературы., 1982,№ 12.
59. Бушмин А. Преемственность в развитии литературы. Л.:Наука,1975.
60. Вагабова Ф.Формирование лезгинской национальной литературы. Махачкала, 1970.
61. Вагидов А. По пути традиций и поиска. Махачкала: Дагиздат, 1976.
62. Вагидов А. Восхождение к единству. Махачкала: Дагиздат, 1991.
63. Вагидов А. Поиск продолжается. Махачкала,2000.
64. Веселовский А. Избранные. Л., 1939.
65. Виноградов В. Проблема авторства и теория стилей. М. : Худ. литература, 1961.
66. Выходцев П.Об исторической закономерности взаимосвязей литературы и фольклора. // Русская литература., 1977,№2.
67. Гамзатов Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Вопросы истории, теории, методологии. Махачкала: Дагиздат, 1990.
68. Гамзатов Р. Верность таланту. Махачкала: Дагиздат, 1980.
69. Гамзатов Р. По-земному беспокоясь.Махачкала:Дагучпедгиздат, 1987.
70. Гамзатов Р.Суди меня по кодексу люви. М.:Новости,1991.
71. Гамзатов Г. Художественное наследие и современность. Махачкала: Дагиздат, 1982.
72. Гамзатов Г. Преодоление. Становление. Обновление. Махачкала: Дагиздат, 1986.
73. Гамзатов Г. Дагестан: историко-литературный процесс. Вопросы истории, теории, методологии. Махачкала: Дагиздат, 1990.
74. Гачев Г. Любовь, человек, эпоха. М.: Сов. писатель. 1966.
75. Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Сов. пис. 1988.
76. Гизатов К. О развитии национальной формы литературы и искусства. Казань, 1968.
77. Гранин Д. Точка отсчета. Статьи, беседы, портреты. М.:АПН,1989.
78. Гусейнов Ч. Этот живой феномен. Советская многонациональная литература вчера и сегодня.
79. Гусейнов Ч. О двуязычии художественного творчества: история, теория, практика. // Вопросы литературы. 1987, №9.
80. Далгат У. Фольклор и литература Дагестана. М.: Вост. литература. 1962.
81. Дементьев В. Кавказская тетрадь. М.: Современник, 1989. С.9.
82. Дементьев А., Наумов Е., Плоткин Л. Руская советская литература85. /Москва «Просвещение» 1974./
83. Джусойты Н. Ожерелье из похвал и упреков.//Лит. Россия, 11 апр. 1969.
84. Добролюбов Н. Собр. соч. в 9-ти томах. М.-Л.: Худ. лит.,1962,т.5.
85. Добренко Е. «Правда жизни» как формула реальности. //Вопросы литературы, 1992,№ 1.
86. Днепров В. Черты романа XX века. М.:Сов. пис., 1965.
87. Душенко К. Мастера афоризма / «ЭКСМО» М., 2002./
88. Залеская Л. Человек с любовью. (О романтической типизации характеров).- В сб.: Живое единство. М.:Сов. пис., 1974.
89. Залыгин. Литературные заботы. М.: Федерация, 1929. С 214.
90. Зелинский К. Литература народов СССР. М.: ГИХЛД957. 97.3ульфукарова М. Традиции, влияние, новаторство. Махачкала: Дагиздат,1981.
91. Иванов В. Движущая эстетика. М.:Сов. Россия,
92. Исаковский М. О поэтическом мастерстве. М.: Сов. писатель, 1960.
93. Капиев Э. Избранное в 2-х т. Махачкала: Дакнигогиздат, 1990.
94. Капиева Н. По тропам времени. М.: Сов. писатель. 1982.
95. Капиева Н. Скрещение дорог. Махачкала: Дагиздат, 1990.
96. Капиева Н. Критические новеллы. М.: Сов. Россия, 1969.
97. Капиева Н. Жизнь, прожитая набело. М.: Сов. пис.,1969.
98. Капустин М. Диалектика национального и общечеловеческого в художественной литературе. Ташкент, Сов. Восток, 1978.
99. Каратаев М. Вершина впереди. Алма-ата,1972.
100. Кассиев Э. Национальные истоки социалистического реализма в дагестанской литературе.- В кн.: Вопросы Дагестанской литературы. Махачкала, 1969.
101. Кассиев Э. Дагестанская литература на пути к социалистическому реализму. Махачкала, 1982.
102. Кешеков А. Вид с белой горы. Размышления о литературе. М.: Современник. 1974.
103. Кедрина 3. Закономерность чуда. //Вопросы литературы, 1965,№8
104. Кедрина 3. Из живого источника. М.: 1966.
105. Ковалев А. Многообразие стилей в советской литературе. М.Л.:Наука,1965.
106. Ковский В. Литература в контексте культуры. В кн.: Взаимодействие литератур и художественных культур развитого социализма. М.Наука,1981.
107. Кожинов В. Русская литература и термин «критический реализм». // Вопросы литературы, 1978,№9.
108. Корабельников Г. Дорога к образу. М.: Сов. писатель. 1976.
109. Конрад Н. Запад и восток. М.: Наука. 1972.
110. Климович Л. О роли русской литературы в развитии литератур народов Советского Союза. — В.кн.: Климович Л. Из истории литератур Советского Востока., Гослитиздат, 1959.
111. Крамов И. Эфенди Капиев. М.: Худ. лит., 1964.
112. Крутикова Н. Роль взаимосвязей национальных культур в развитии реализма. М.:Изд. АН СССР, 1961.
113. Кубилюс В. Формирование национальной литературы — подражательность или художественная трансформация. // Вопросы литературы, 1976,№8.
114. Кулиев К. Так растет и дерево. М.: Современник, 1975.
115. Лелевич Г. На путях изучения литератур Дагестана. Ростов-на-Дону, 1934. С. 38.
116. Лебедев Ю.В. Русская литература Х1Хв. Вторая половина /Москва «Просвещение» 1990./
117. Лихачев Д. К специфике художественного слова. Изд. АН СССР, 1979.
118. Лихачев Д. Будущее литературы как предмет изучения. // Новый мир, 1969,№6.
119. Линзбург Л. О литературном герое. 1979г.
120. Ломидзе Г. Проблемы творческого взаимодействия национальных литератур. М.:Изд. АН СССР, 1961.
121. Ломидзе Г. Интернациональный пафос советской литературы. М.:Сов. пис., 1967.
122. Ломидзе Г. Ленинизм и судьбы национальных литератур. М.: Современник, 1974.
123. Ломидзе Г. Методические вопросы изучения взаимосвязей и взаимообогощения советских литератур. М.:Изд. АН СССР,1963.
124. Ломидзе Г. В поисках нового. М.: Сов. пис.,1963.
125. Ломидзе Г. Истоки духовного единства советской многонациональной литературы. В сб.: Единство, рожденное в борьбе и труде. М.:1972.
126. Ломидзе Г. Единство и многообразие. Вопросы национальной специфики советской литературы. М.: Сов. писатель. 1960.
127. Мазанаев Ш.А. Русскоязычная литература Дагестана.
128. Марченко А. Из книжного рая. Вопр. лит., 1969, №4, С.48.Мах., 1984.
129. Марков Д. Проблема теории социалистического реализма. М.:Худ.лит.,1975.
130. Марков Д. О некоторых вопросах социалистического реализма.// Вопросы литературы, 1988,№3.
131. Мейлах Б. О преемственности тем в литературном процессе. В кн.: Искусство слова. М.:Наука,1973.
132. Можаев Б. Где дышит дух? //Литературная газета, 1979, 31 окт.
133. Мусаев К. Межнациональные связи и развитие национальных литератур. Баку-Элм,1989.
134. Мусаев К. Сулейман Стальский. Махачкала, Дагучпедгиз,1991.
135. Мустафин Р. Национальная форма и взаимодействие литератур. В сб.: Живое единство. М.: Сов. пис., 1974.
136. Неупокоева И.Г. История всемирной литературы. Проблемы системного и сравнительного анализа. Из. Наука 1976.
137. Новиков В. Художественная правда и диалектика творчества. М.:Сов. пис., 1974.
138. Новиков В. Советская литература на современном этапе. М.: Худ. лит., 1978.
139. Новиков В. Движение истории движение литературы. М.:Сов. пис., 1982.
140. Овчаренка А. Социалистический реализм и современный литературный процесс. М.:Сов. пис., 1968.
141. Озеров Л. Стихи и стиль. (Записки поэта). М.: Знание, 1975.
142. Оскотский В. Богатство романа. М.: М.: Сов. пис.,1976. 150.0сманова 3. Художественная концепция личности в литературах Советского Востока. М.: Наука, 1972.
143. Палиевский П. Пути реализма. Литература и теория.М.: Современник, 1974.
144. Петров С. Возникновение и формирование социалистического реализма. М.: Худ. лит., 1970.
145. Поспелов П. Проблемы литературного стиля. М.: Изд. МГУ, 1970.
146. Поспелов Г.А. Вопросы методологии и поэтики. Сборник статей. 1983.
147. Пулатов Т. Язык, автор, жизнь //Литературное образование, 1976.
148. Сидоров Е. На пути к синтезу. — Вопр. лит., 1975, №6, С. 115.
149. Соколова Л. Дагестан в русской литературе. Max.: Дакнигогиздат, 1963.
150. Соколов А. Теория стиля. М.: Искусство, 1968.
151. Сучкова Б. Исторические судьбы реализма. М.:Сов. пис.,1977.
152. Султанов К. Поэты Дагестана. Махачкала: Дакнигогиздат, 1959.
153. Султанов К. История литературы кумыков. Махачкала: Дагиздат, 1964.
154. Султанов К. Певцы разных народов. Махачкала: Дагиздат, 1971.
155. Султанов К. Этюды о литературах Дагестана. М.: Сов. пис. 1978.
156. Султанов К. Рассказ сержанта. //Ленинский путь,14 окт.,1958.
157. Султанов Каз. Достоинство слова. Махачкала: Дагиздат, 1976.
158. Султанов Каз. По законам художественности. Махачкала: Дагиздат, 1979.
159. Султанов Каз. Преемственность и обновление. М.: Знание, 1985.
160. Тихонов Н. Двойная радуга. М.: Сов. пис., 1969.
161. Устюжанин Д. Русская классическая литература. Разборы и анализы. /Издательство «Просвещение» М.,1969./
162. Хайбуллаев С. Наследие и открытия. Махачкала: Дагиздат, 1983.
163. Хайбуллаев С. Современная дагестанская поэзия: система жанров. Махачкала: Дагиздат, 1996.
164. Храпченко М. Творческая индивудальность писателя и развитие литературы. М.: Сов. писатель, 1970. С. 7.
165. Чернышевский Н. Собр. Соч. в 15-ти томах. М.: ОГИЗ,1947.
166. Чичерин А. Идеи и стиль. М.:Сов.пис.,1965.
167. Шахтомонов О.-Г. Советская поэзия Дагестана. М.:3нание,1970.
168. Шкловский В. Титива. О несходстве сходного. М.: Сов. пис.,1970.
169. Эльяшевич А. Лиризм. Гротеск. Экспрессия. Л.: 1975.
170. Юсупова Ч. Дагестанская поэзия. М.: Наука. 1989.
171. Юсуфоф Р. Дагестана и русская литература. М.:Наука,1964.
172. Якименко Л. О поэтике современного романа. В сб.: Единство. М.:Худ. лит., 1972.
173. Художественные (литературные) тексты на кумыкском языке.
174. Ш.Альбериев Юлдузум /Дагкнигоиздат. Мах. 1997./
175. Ш.Альбериев Адам ва топуракъ /Дагкнигоиздат. Мах. 1990./
176. Ш.Альбериев Гьасиретлик /Дагкнигоиздат. 1954./
177. Ш.Альбериев Сержантны хабары /Дагкнигоиздат. Мах. 1957./
178. Ш.Альбериев Яшда гёрген яшынмас/Дагкнигоиздат. Max. 1958./
179. Ш.Альбериев-Гюн иржайсын инсангьа /Дагкнигоиздат. Мах. 1972./
180. Ш.Альбериев Шаршарлар/Дагучпедгиз Мах. 1981./
181. Ш.Альбериев Юхусуз гечелер/Дагкнигоиздат. 1964./
182. Ш.Альбериев Къысматыма къабулман /Дагкнигоиздат. Max. 1986./
183. Ш. Альбериев Гьайбулланы гьилласы /Дагучпедгиз Мах. 1991./
184. Ш.Альбериев Яшыртгьын яра /Дагкнигоиздат. 1975./
185. Ш.Альбериев Жанлы толкъун /Дагкнигоиздат. 1978./
186. К.Абуков-Балюртну ярыкълары. ( Повесть. Статьи. Портреты.) /Дагкнигоиздат. 1980. стр.173./f
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.