Идейно-художественная эволюция характеров в прозе В.И. Белова тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Емельянов, Виктор Александрович

  • Емельянов, Виктор Александрович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 1984, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 203
Емельянов, Виктор Александрович. Идейно-художественная эволюция характеров в прозе В.И. Белова: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Москва. 1984. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Емельянов, Виктор Александрович

Введение

Глава I. Становление героя в рассказах В.Белова

60-х годов о "малой" родине

Глава П. Проблема активности характеров в произведениях В.Белова о колхозной деревне

Глава Ш. Взаимодействие основных типов характеров в прозе В.Белова

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идейно-художественная эволюция характеров в прозе В.И. Белова»

Формирование "идейно убежденной, гармонически развитой, духовно богатой личности, строящей жизнь по законам социальной справедливости и разума, добра и красоты11*, является, как отмечалось на июньском(1983 г.) Пленуме ЦК КПСС, одной из главных целей, стоящих перед обществом развитого социализма. Весомый вклад в ее осуществление вносит современная советская литература. Среди писателей, отдающих свой талант этому благородному делу, одно из первых мест принадлежит В.И.Белову.

Обращение в данной диссертации к проблеме характера в прозе В.Белова обусловлено как эстетическими, изначально существующими, особенностями художественного творчества, так и требованиями сегодняшнего дня, предъявляемыми обществом литературе и науке о ней.

Характер как особая литературоведческая категория почти всегда был одним из важнейших критериев художественности литературных произведений. Большой успех, выпавший в 60-70-е годы на долю произведений так называемой "деревенской прозы", в том числе и произведений В.Белова, в немалой степени объясняется их высокими эстетическими достоинствами, наличием в них интересных, многогранных, оригинальных характеров. Не случайно в приветствии Секретариата правления Союза писателей СССР, направленном В.Белову в связи с его пятидесятилетием, говорилось: "Разносторонне талантливый художник, Вы в своих рассказах и повестях, очерках, сказках, пьесах сумели глубоко и проникновенно выразить народный т

Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня 1983 г. -М.: Политиздат, 1983, с.35. жизненный опыт, создать целую галерею самобытных и ярких народных характеров, воплотить исторические судьбы русского крестьянства"*.

Вместе с тем типический характер всегда нес и несет в себе большую идеологическую нагрузку. Это было еще раз подчеркнуто в постановлении Щ КПСС "О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства": "Новые поколения советских людей нуждаются в близком им по духу и времени положительном герое, который воспринимался бы как художественное открытие, влиял на поступки людей, отражал бы судьбы народные"?

Удовлетворяя потребность советских людей в устойчивых и прочных идеалах, В.Белов в своем творчестве обратился к основам народной жизни - к языку, обычаям, нравственности русского крестьянства. Существенной чертой произведений В.Белова, как и произведений Ф.Абрамова, В.Астафьева, Е.Носова, В.Распутина, стал при этом пафос "сохранения в качестве непреходящего достояния социалистического общества всего ценного в традициях деревни - своеобразного национального уклада, близости к природе, трудовых навыо ков, народной морали"0. О чем бы ни писал В.Белов: о деревенских В.й.Белову - 50 лет. - Лит.газ.,1982, 27 окт., с.4. 0 творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства: Постановление ЦК КПСС. - Правда, 1982, 30 июля, с.1. з

Кузьменко Ю. Советская жтература вчера, сегодня, завтра. - М.: Сов.писатель, 1981, о.310. О наполненности ряда произведений советской литературы 60-70-х годов "раздумьями о поэзии крестьянского труда, народной этике и эстетике, о судьбе обычаев и обрядов" писал и Л.Теракопян (Теракопян Л. Пафос преобразования: плотниках или о молодых ученых, об исчезающих деревнях или о противоречиях современного города - всегда у него присутствует эта главная мысль - мысль о сохранении, а в иных обстоятельствах, и о возрождении всего ценного в традициях деревни. И хотя еще рано подводить окончательные итоги творческого пути писателя, главное, думается, он уже совершил: в лучших рассказах и повестях, в получивших широкую известность очерках о народной эстетике с полной мерой отпущенного ему таланта показал правду и красоту крестьянской жизни и, вместе со своими сподвижниками по перу, заново открыл, по выражению И.Дедкова, "полный, неусеченный смысл слов "крестьянин", "деревня", "труд земледельца", "родная земля", "малая родина"*.

Отмеченные особенности прозы Б.Белова, так же, как и выбранный нами аспект ее исследования, позволивший остановиться на таких важных литературоведческих проблемах, как проблема положительного героя и близкая к ней проблема эстетического идеала в литературе социалистического реализма на данном этапе, определили актуальность диссертации. Чутко откликаясь на запросы времени, которое,, по словам Ф.Абрамова, "влаотно требует. человека-хозяина, человека с развитым самосознанием, обостренной гражданской совестью, с широким историческим кругозором, способного не только мыслить по-государственному, по-хозяйски, но и отвечать за все происходя-2 щее в стране" , Б.Белов в своих произведениях основное внимание

Тема деревни в прозе 50-70-х годов. - 2-е изд., перераб. и доп, -М.: Худож.лит., 1978, с.317).

1 Дедков И. О творчестве Федора Абрамова. - Вопр.лит., 1982, » 7, с.ЗЗ. 2

Абрамов ф. О хлебе насущном и хлебе духовном. - Наш современник, 1976, $ 9, с.172. уделил созданию характера человека, в котором воплотились бы как традиционно-положительные черты крестьянина-труженика, так и то прогрессивно-новое, что внесла в его сознание и поведение Великая Октябрьская социалистическая революция.

В своем понимании "характера" как художественного явления мы опирались на литературоведческие работы*, объясняющие его как образ человека в его социально-исторической обусловленности, в неразрывном единстве индивидуального и общего и - вобравший в себя авторскую нравственно-эстетическую концепцию человеческого существования. Важным добавлением к этому определению служит положение теории социалистического реализма, согласно которому "характеры не только определяются обстоятельствами, зависят от них, но в свою очередь способны активно относиться к ним, революционно их о преобразовывать" . В трактовке активности характеров мы исходили из того, что "при существующих в нашей стране социальных условиях она (активность. - В.Е.) направлена не на коренное преобразование их, а в сторону их усовершенствования, так как при социалистическом образе жизни возникающие конфликты имеют практически разрешимый характер"^. Драгомирецкая Н. Характер в художественной литературе. -В кн.: Проблемы теории литературы. - М.: АН СССР, 1958, с.100-152; Проблема характера в современной советской литературе. Сб. ст. - М.-Д.: АН СССР, 1962. - 320 е.; Социалистический реализм и классическое наследие (Проблема характера). -М.: Худож.лит., I960. - 428 е.; Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. - 5-е изд. - М.: Просвещение, 1976. - 448 с.

Иезуитов А.И. Социалистический реализм в теоретическом освещении. - Л.: Наука, 1975, с.76. з Коренной вопрос теории: Диалог: А.Иезуитов - В.Этов. -Лит.учеба, 1983, № I, с.176.

При оценке действенности созданных писателем характеров представляется плодотворной мысль С.Г.Бочарова о том, что "литература не только отражает жизненные человеческие типы, социальные и психологические, - она создает новые личности и типы, подобные действительным, их объясняющие, оценивающие и "продолжающие", содержащие "прибавление" к ним"*. Наблюдение ученого, по которому художественная идея, заключенная в том или ином характере, может способствовать не только воспроизведению известных черт социальной психологии, но и - передавать "сознание о необходимости друо гих, отсутствующих у героя качеств" , будет учтено нами при анализе произведений В.Белова.

При определении объема темы диссертации мы ориентировались на характеры, созданные писателем в основном в двух жанрах - в рассказах и повестях. Подробно останавливаться на характерах, изображенных в романе "Кануны", мы не предполагаем, потому что это произведение еще не закончено (из задуманных трех книг опубликована только одна), и его герои, естественно, не проявили пока всех своих возможностей. Тем не менее в целях подтверждения наблюдений и выводов, которые возникнут в процессе анализа произведений малой и средней эпической форды, мы будем обращаться и к "Канунам", и к "Ладу", и к поэтическому, и к публицистическому творчеству писателя.

Свое миропонимание и мирочувствование В.Белов выразил посредством создания в основном двух типов характеров: характера ге Бочаров С.Г. Характеры и Обстоятельства. - В кн.: Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ. Метод. Характер. - М.: АН СССР, 1962, с.317.

2 Там же, с.317. роя-интеллигента, во многом близкого автору, но не тождественного ему, и характера крестьянина советской эпохи, в котором нашла отражение прежде всего положительная программа писателя. Сосредоточенность В.Белова на изображении отмеченных нами характеров в известной мере традиционна в отечественной литературе. Из классиков в этой связи можно назвать Л.Толстого, И.Тургенева, М.Горького, И.Бунина. Из современников В.Белова - Ф.Абрамова, В.Астафьева, Ю.Казакова, В.Лихоносова, Е.Носова, В.Распутина. Думается, что даже с учетом различия творческих программ перечисленных писателей, в основе их повышенного интереса к названным характерам лежит единое для всех стремление, с одной стороны, приобщить своих любимых, а порой и прямо автобиографических героев, к трудовому и нравственному опыту народной жизни; а с другой -желание обогатить этот опыт чертами новой, нарождающейся культуры. Роль героя-интеллигента рассматривается при этом не только как роль блудного сына, возвращающегося домой за духовной поддержкой, но и как роль своего рода посредника между старым и новым, традицией и прогрессом; как роль проводника, через который происходит обогащение обеих сторон благотворным для них содержанием.

В предшествующих этой научных работах, монографиях и диссертациях, выделенные нами типы характеров рассматривались, как правило, отдельно друг от друга. Акцент делался либо на осмыслении народного характера, получившего воплощение в жанре повести*, лиI

Залыгин С.П. Рассказ и рассказчик (0 творчестве Василия Белова). Мастер слова. - В кн.: Залыгин С.П. Собеседования. - М.: Мол.гвардия, 1982, с.114-130; Казанчиев Д.Е. Концепция личности в советской повести 60-х годов (В,Липатов, В.Чивилихин, В.Астафьев, В.Белов, В.Лихоносов): Дис . канд.филол.наук. -М., 1973; бо на анализе характера интеллектуального героя лирических рассказов писателя*. В критике и литературоведении отмечалось лишь внимание В.Белова к героям разной социальной и психологической направленности^. До глубокого и всестороннего анализа их взаимоотношений дело не доходило.

Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней, во-первых, выявлена общность характеров, входящих в два самостоятель

Мыреева А.Н. Изображение народного характера в прозе 60-х годов о деревне: Дис. канд.филол.наук. - Томск, 1981; Селезнев Ю.И. Василий Белов: Раздумья о творческой судьбе писателя. - М.: Сов. Россия, 1983. 1

Казаркин А.П. Поэтика современного лирического рассказа (Проблема автора): Дис .канд.филол.наук. - Томск,1974; Кузьмук В.А, Типология современного русского рассказа. - Дис . канд.фи-лол.наук. -М., 1977; Липин С.А. Сквозь призму чувств: 0 лирической прозе. - М.: Сов.писатель, 1978; Орехова Л.А, Современная лирическая проза (Проблемы стиля и жанра): Дис .канд.филол.наук. М.,1983. 2

Алавидзе У.М. Проза В.И.Белова: Автореф. дис . канд. филол.наук. - Тбилиси, 1983; Гужиева Н. На тихой Вологодчине. -Север, 1978, Jfc 6, с.112-118; Дворяшин Ю.А. Русская советская повесть 60-х начала 70-х годов (Эволюция жанра в творчестве В.Белова, В.Липатова, В.Распутина): Дис . канд.филол.наук. - Л., 1976; Кузнецов Ф.Ф. За все в ответе: Нравственные искания в современной прозе и методология критики. - 2-е изд., доп. - М.: Сов .писатель, 1978, с.64-83; Минокин М.В. Современная советская проза о колхозной деревне: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1977, с.102-143; Селезнев Ю.И. Вечное движение (Искания современной прозы 60-х - начала 70-х годов). - М.: Современник,1976, с.86-114; Сурганов В.А. Человек на земле: Тема деревни в русской советской прозе 50-70-х годов. Истоки. Проблемы. Характеры.

2-е изд., доп. - М.: Сов.писатель, 1981. - 424 с. ных, но тесно связанных между собой типологических ряда (условно говоря: "интеллигентский" ряд и "крестьянский" ряд); во-вторых, прослежена эволюция этих характеров как в пределах художественного времени и пространства, отведенного для одного персонажа (например, эволюция характера Ивана Африкановича в повести "Привычное дело"), так и в пределах типологического ряда (например, эволюция характера автобиографического героя В.Белова в рассказах, объединенных темой "малой" родины); и в-третьих, показано взаимодействие выделенных характеров в контексте всего творчества писателя.

Смысл всей этой аналитической работы состоит в том, чтобы попытаться объяснить конечную цель авторских идейно-эстетических поисков, угадываемых в желании видеть своих героев гармонически развитыми личностями, правильно понимающими объективный ход развития социалистического общества, не отказывающимися от достиже-^ ний прошлого и не принижающими успехов настоящего. '

Отсюда вытекает цель нашего исследования, заключающаяся в том, чтобы на основе анализа развития и взаимодействия избранных характеров раскрыть авторские представления об идеале, о качественно новом типе характера советского человека, - характере, отличающемся положительной активностью и цельностью своих личных и общественных устремлений. При реализации этой цели в работе решаются следующие задачи: а) определяется связь В.Белова с русской классической традицией и его место в современном литературном процессе; б) исследуется мастерство писателя в построении литературных характеров; прослеживается, как с изменением объекта художественного познания меняется стиль автора (стиль - как единство композиции, языка, интонации и других элементов формы); в) выясняется отношение автора к воссоздаваемым им событиям и героям в

- II процессе его собственной творческой эволюции»

Опираясь на поставленную цель и задачи, сформулируем основные положения диссертации, выносимые на защиту.

Интеллектуального, выступающего часто в качестве автобиографического, героя В.Белова отличает склонность к раздумьям, на4-пряженная мыслительная и душевная работа при внешней сдержанности в поступках, раздвоенность сознания, не лишенная, однако, плодотворности. Истоки такого внутреннего состояния героя кроются в обстоятельствах общественной жизни. Являясь свидетелем и, в известной степени, участником глобальных перемен, происходящих в обществе и природе, беловский герой умом готов признать и понять их неизбежность, но сердцем, душой еще не освоил свершающихся на его глазах перемен. Противоречивость позиции мыслящего героя В.Бедова содержит в себе, как ни странно, элементы положительной программы взаимоотношений человека с обществом и природой. В основе "нерешительности", "осторожности" героя лежат благородные и глубоко патриотические мысли о будущем родной земли, о ее счастье и благоденствии. Такое содержание "внутренней" работы автобиографического героя В.Белова придает его мыслям и чувствам ясно выраженную гражданскую направленность, а ему самому - черты положительного героя современной советской литературы.

Вместе с тем, интеллектуальный герой В.Белова не смог стать в творчестве писателя единственным выразителем положительных тенденций времени. Не смог - потому, что не проявил себя в поступках, не показал примеров действенного отношения человека к жизни. С самого начала профессионального занятия литературой В.Белов, наряду с "мыслящим", создавал "деятельного" героя своих произведений. Созданные писателем характеры крестьян Ивана Африкановича и Катерины ("Привычное дело"), Олеши Смолина ("Плотницкие рассказы") и старухи Парани ("Колоколёна") при кажущейся негероичности и неактивности обнаруживают в себе при внимательном рассмотрении такие мощные заряды героического и социально активного, которые, в решающие для страны моменты, будь то война или восстановление разрушенного, способны взорвать любые преграды, возникающие перед ниш.

Являясь по существу детьми двух эпох: прошлой, дооктябрьской, из которой они сумели вынести нетленными нравственные ценности, накопленные предшествующими поколениями, и настоящей, советской, давшей им возможность в полную меру распорядиться этими ценностями, - герои-крестьяне в произведениях В.Белова образуют тот костяк и ту опору, которые придают духовную и материальную устойчивость всем остальным героям писателя.

В то ж,е время, такие черты крестьянского характера, как робость, стеснительность, в которой признавался в рассказе "Бобриш-ный угор" даже сам автобиографический герой В.Белова, а также проскальзывающие в поведении близких писателю героев элементы "поше-хонства" сковывают порой их активность и самостоятельность, мешают нормальному развитию. Здесь уже возникает необходимость в усвоении героями-крестьянами черт иной, социальной и психологической, характеристической структуры.

Сформулированные нами основные положения диссертации определили ее построение. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы. В первой главе ("Становление героя'в рассказах В.Белова 60-х годов о "малой" родине") предметом анализа оказывается внутренний мир, в сущности, одного и того же, центрального для серии разбираемых произведений,

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Емельянов, Виктор Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Созданные В.Беловым характеры советских людей, родившись из наблюдений над реальной действительностью, со временем как бы обрели самостоятельность и вернулись обратно в жизнь, воздействуя на сознание читателей идеями, заключенными в них автором. Читательские отклики на произведения В.Белова, словно подтверждая мысль М.М.Пришвина о том, что "автор создает личности, а читатели из личностей делают типы"^, могли бы служить неплохим иллюстративным материалом к процессу превращения никому не известных персонажей, какими впервые явились на свет многие 2 герои В.Белова, в легко узнаваемые литературные типы .

Наиболее значительным достижением писателя в его работе по созданию человеческих характеров стал характер Ивана Африкановича Дрынова из повести "Привычное дело". Черты, свойственные этому персонажу, в творчестве В.Белова находим у Лабути ("Кони"), Сеньки Груздева ("Под извоз"), Олеши Смолина ("Плотницкие рассказы") .Названных героев роднит душевная чистота, жизнестой- ' кость, способность к самоотвержению ради общего дела. 0 типичности образа Ивана Африкановича свидетельствует также появле

1 Пришвин М.М. Глаза земли. - Соб.соч.: В 6-ти т. - М., 1957, т.5 , с.415. Одним из примеров функционирования в обществе созданных . В.Беловым образов.является, на наш взгляд, признание читателя М.Кузнецова из Алтайского края, сделанное им в письме писателю: "Ваш Иван Африканович мне глубоко симпатичен. Вот на таких и держится земля русская, еот это и есть русский человек". - Низкий Вам поклон: Читатели о творчестве В.И.Белова. - Вологод. комсомолец, 1982, 22 окт., с.1.

- 181 ние близких ему образов в произведениях других советских писателей, например, - Акима в астафьевской "Царь-рыбе", Савони в рассказе К.Носова "И уплывают пароходы, и остаются берега".

Анализ характеров героев эпических произведений В.Белова, крестьян, убедительно показал увеличение социально-активного элемента в их содержании. Несмотря на некоторую противоречивость сознания и поведения таких героев писателя, как Иван Африканович, Олеша Смолин, последние представляют собой большую социальную ценность: их развитие проходит под знаком нравственного совершенствования, а в своих поступках (это особенно проявляется в напряженные моменты отечественной истории) они руководствуются прежде всего интересами общества.

Другим крупным, хотя и не столь заметным на фоне колоритных эпических характеров, успехом В.Белова надо признать создание лирического характера, воплощенного прежде всего в образе автора-повествователя в рассказах "На родине" и "Бобришный угор". Типичность этого образа подтверждается аналогиями, существующими как в творчестве самого В.Белова, так и в произведениях его соратников по перу - Ф.Абрамова, В.Астафьева, Ю.Казакова, В.Лихоносова, В.Солоухина. Наиболее примечательными чертами характеров героев-интеллигентов В.Белова являются беспокойство совести, подверженность рефлексии, напряженные поиски ответа на вопрос, задаваемый себе героем Л.Толстого Олениным: "Как же надо жить, чтобы быть счастливым?." (Ш, 244).

Движущей силой эволюции лирического характера В.Белова стала мысль о гармоничном устройстве мира. Гуманистический пафос, звучащий в монологах автора-повествователя, придает его образу черты человека - выразителя прогрессивных идей своего времени. Определяя личностные ^координаты" положительного героя

Б.Белова, уместно, думается, прислушаться к высказыванию В.Бур-сова, сделанному им в связи с размышлениями о творчестве Н.В. Гоголя. "За ним, - писал Б.Бурсов о Гоголе, - утвердилась репутация художника, у которого смех будто бы заменяет положительного героя. Я бы решился расширить эту формулу и сказать, что положительный герой Гоголя - сам Гоголь, создавший в своих творениях величественный образ автора. В наших заботах о положительном герое в современной литературе мы пока еще не извлекли т всех уроков из гоголевского набатного реализма". Отдавая себе отчет в том, что эстетический" идеал в произведениях В.Белова заключен не в одних положительных характерах, все же надо признать, что именно лирический характер выступает в качестве основного слагаемого той суммы, в которой воплотились представления писателя о человеческом идеале.

Сосредоточенность писательского внимания на выделенных нами характерах явилась выражением потребностей времени, которое, с одной стороны, испытывало нужду в возрождении положительных традиций, выработанных всей историей русского крестьянства, а с другой - в вовлечении этих традиций в орбиту современной жизни. Выполнение последней миссии в произведениях В.Белова, Ф.Абрамова, В.Астафьева, Е.Носова и ряда других писателей выпало на представителей народной интеллигенции, которые , подобно леонов-скому Ивану Вихрову, чувствуют себя словно бы в ответе за национальные начала, заключенные в деревне, ею самою, как писалось в одной из статей, осознанно не охраняемые**.

1 Бурсов Б. Родник русского реализма: 175 лет со дня рождения Н.В.Гоголя. - Правда, 1984, 31 марта, с.З. о

Смирнова А. Концепция человека в современной прозе о деревне. - Север, 1977, Га I, с.III.

Свою главную задачу как художник, (об этом писатель говорил, выступая перед студентами и преподавателями МГУ им. М.В. Ломоносова в ноябре 1981 года) В.Белов видит в фор^ровании качественно нового уровня человеческого сознания. Сознания, свободного как от догматов прошлого, так и от легковесных наслоений настоящего. Думается, у автора "Привычного дела" есть основания с оптимизмом смотреть в будущее. Уверенность в том, что все написанное им находит отклик в сердцах людей, придает В.Белову растущее признание его творчества у нас в стране и за рубежом, многочисленные читательские письма. ".Читая Ваши произведения, - пишет Г.Ливель из Минской области, - мы учимся человеческим взаимоотношениям. Учимся понимать друг друга""*". Воздействуя на читателей образами, полными правды и красоты,

В.Белов вносит заметный вклад в формирование нового, гармони2 чески развитого советского человека . Человека, чья жизнь была бы освящена идеалами разумного и прекрасного, существующего на земле. т

Низкий Вам поклон: Читатели о творчестве В.И.Белова.

Вологод.комсомолец, 1982, ZZ окт. , с.1. о

Произведения В.Белова переведены на многие иностранные языки, поэтому уже сейчас можно говорить о влиянии его творчества не только на советских., но и на зарубежных читателей.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Емельянов, Виктор Александрович, 1984 год

1. Маркс К., Энгельс Ф. Об искусстве: В 2-х т. 3-е изд. - М.: Искусство, 1976. - T.I - 576 е., т.2. - 718 с.

2. Маркс К. Тезисы о Фейербахе. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т.З, с.З.

3. Энгельс Ф. М.Каутской, 26 ноября 1883 г. Маркс К., Энгельс Ф., Соч., т.36, с.331-334.

4. Энгельс Ф. М.Гаркнесс, начало апреля 1888 г. Маркс К., Энгельс Ф. Соч, т.37, с.35.

5. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 2-е изд. - М.: Худож. лит., 1969. - 823 с.

6. Ленин В.И. Партийная организация и партийная литература. -Полн.собр.соч., т.12, с.99-105.

7. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции. -Полн.собр.соч., т.17, с.206-213.

8. Ленин В.И. О государстве. Полн.собр.соч., т.39, с.64-84.

9. Ленин В.И. И.Ф.Арманд, 30 ноября 1916 г. Полн.собр.соч., т.349, с.328-334.

10. Программа Коммунистической партии Советского Союза. М.: Политиздат, 1976, - 144 с.

11. Материалы ХХУ съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. - 256 с.

12. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.: Политиздат, 1981. - 223 с.

13. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 14-15 июня1983 г. М.: Политиздат, I9S3 г. - 80 с.

14. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС, 10 апреля1984 г. М.: Политиздат, 1984. - 31 с.

15. О литературно-художественной критике: Постановление ЦК КПССот 21 января 1972 г. В кн.: Об идеологической работе КПСС: Сб.документов. -М.: Политиздат, 1977, с.294-295.

16. О творческих связях литературно-художественных журналов с практикой коммунистического строительства: Постановление ЦК КПСС. Правда, 1982, 30 июля, с.1.1. ПРОИЗВЕДЕНИЯ В.И.БЕЛОВА1

17. Деревенька моя лесная: Стихотворения и поэмы. Вологда: Кн.изд-во, 1961. - 72 с.

18. Белов В. Знойное лето: Повесть и рассказы. Вологда: Кн. изд-во, 1963. - 184 с.

19. Белов В. Речные излуки: Повести и рассказы. М.: Мол.гвардия, 1964. - 175 с.

20. Белов В. Плотницкие рассказы: Повесть и рассказы. Архангельск: Сев.-Зап.кн.изд-во, 1968. - 159 с.

21. Белов В. Сельские повести. М.: Мол.гвардия, 1971. -375 с.

22. Белов В, Холмы: Повести, рассказы, очерки. -№.: Современник, 1973. 544 с.

23. Белов Б. Кануны: Хроника 20-х годов. 1Л.: Современник, 1979. - 335 с.

24. Белов В. Воспитание по доктору Споку: Сб. прозы. М.: Современник, 1978. - 256 с.

25. Белов В. Повести ы рассказы. — ш. : Известия, I960. 604 с.

26. Белов В. Лад: Очеррси о народной эстетике. М.: Мол.гвардия, 1982. - 293 с.

27. Белов В. Избранные произведения: В 3-х т. М.: Современник. 1983. - T.I. - 591 е., Т.2. - 543 е., Т.З. - 479 с.

28. Белов В. Песня жаворонка: Рассказ. Сельская жизнь, 1963, 29 апр.

29. Белов В. За тремя волоками: Рассказ Север, 1965, Js 2, с.62-80.

30. Белов В. Привычное дело: Из прошлого одной семьи: Повесть. -Север, 1966, № I, с.7-92.30* Белов В. Бобришный угор: Рассказ. Лит.Россия, 1967, 19 мая, с.6-7.

31. Белов В. Бухтины вологодские завиральные в шести темах. -Новый мир, 1969, J& 8, с.158-184.

32. Белов В. Лад: Очерки о народной эстетике. Наш современник, 1979, В 10, с.117-158; lb 12, с.85-96; 1980, гё 3, с.60-84; 1981, В I, с.160-174; JS 5, с.145-171; В 6, с.143-153;1. В 7, с.125-164.

33. Белов В.Раздумья на родине: Из документальной повести. -Лит.Россия, 1982, 8 окт., с.II-14.

34. Белов Б. Страшнее всего тишина: Записки секр.Грязовецко-го райкома комсомола о стиле работы райкома, о жизни молодежи на селе. - Мол.гвардия, I960, 13 3, с.186-198.

35. Технический прогресс и проблемы крестьянской культуры: Ответ на анкету. Сельская молодежь, 1966, № 8, с.28.

36. Белов В. Красна изба углами: Из сельского дневника писателя. Правда, 1967, 5 июня.

37. Белов В. Чувство родины. Красный Север, 1970, 27 марта.

38. Белов В. Пути-дороги: 0 проблемах дорожного строительства в Вологод.обл. Правда, 1979, 30 янв.

39. Белов В. Родное: Из выступления на ХХП обл.коме.конференции. Вологод. комсомолец, 1982, 26 февр.

40. Белов В. Требуется доярка: Из дневника писателя. Правда, 1983, 13 дек., с.З.

41. Литература и язык: Ответы на анкету журнала. Вопр.лит., 1967, Га 6, с.98-99.

42. Белов В. Александр Яковлевич Яшин: Памяти писателя. Лит. Россия, 1968, 19 июля, с.14.

43. Белов В. Чистота, толкающая к убожеству. Русская речь,1969, .;= 2, с.41-44.

44. Белов В. Деревня и кино: Заметки писателя. Аврора, 1970, J& 8, с.66-69.

45. Белов В. Деревенская тема общенациональна. Дружба народов,1970, В 9, с.254 (Земля, Люды. Литература.)

46. Белов В. Весна, которая всегда с нами: К 100-летию со дня рождения Ы.М.Пришвина. дошкольное образование, 1973, j* 4, с.88-95.

47. Белов В. Русский национальный характер: 0 романе М.Шолохова "Тихий Дон". Лит.Россия, 1975, 23 мая, с.8.

48. Популярность бывает разная: Интервью писателя В.Белова. Записал А.Шорохов. Журналист, IS75, 9, с.36-37.

49. Белов В. "Груз жизненных впечатлений": "Страничка из писательского блокнота. Вопр.лит.,1977, Да 7, с.200-203.

50. Разбудить совесть: Интервью с писателем В.Беловым. Воло-год.комсомолец, 1982, 22 окт.,с.1.

51. Белов В. Дважды в году весна: Итальянские впечатления. -Наш современник, 1982, Ji? 9, с.161-174.

52. Белов В. Язык мой, друг мой: Заметки писателя. Наш современник, 1983, Js 7, с.181-187.

53. ХдаМТВШШЕ ПРОИЗВВДЕНИЯ ДРУГИХ АВТОРОВ

54. Абрамов Ф.А. Собр.соч.: В 3-х т. Л.: Худож.лит., 19801982.

55. Астафьев В.Г1. Собр.соч.: В 4-х т. М.: Мол.гвардия, 19791981

56. Айтматов Ч.Т. Буранный полустанок (И дольше века длится день). М.: Мол.гвардия, 1981. - 304 с.

57. Алексеев М.Н. Драчуны. М.: Мол.гвардия, 1982. - 3X9 с.

58. Казаков Ю.П. Во сне ты горько плакал: Избранные рассказы. -М.: Современник, 1977. 272 с.

59. Крутилин С.А. Липяги. Ы.: Худож.лит., 1964. 128 с. -(Роман - газета).

60. Куваев О.М. Территория: Роман. -М.: Современник, 1975. -256 с.

61. Куранов Ю.Н. Дорога над озером: Повесть, рассказы. М.: Современник, 1977, - 335 с.

62. Лихоносов В.И. Элегия: Повести и рассказы. -М.: Сов.Россия, 1976. 400 с.

63. Можаев Б.А. Живой: Повесть и рассказы. М.: Сов.Россия, 1977. - 452 с.

64. Некрасов Н.А. Кому на Руси жить хорошо. Собр.соч.: В 8-ми т. -М.: Худож.лит., т.З. - 472 с.

65. Носов Е.И. В чистом поле.: Повести и рассказы. М.: Известия, I960. - 624 с.

66. Пришвин М.М. Глаза земли. Собр.соч.: В 6-ти т. - М.: Худож.лит., 1957, т.5,-с.275-714.

67. Пушкин А.С. Полн.собр.соч.: В 10-ти т. Л.: Наука, 19771979.

68. Распутин В.Г. Повести. 3-е изд. - М.: Мол.гвардия, 1980, 654 с.

69. Рубцов Н.М. Стихотворения. М.: Дет.лит., 1978. - 191 с.

70. Солоухин В.А. Лирические повести. Рассказы. -М.: Худож. лит., 1964. 608 с.

71. Твардовский А.Т. Собр.соч.: В 6-ти т. М.: Худож.лит., 1976-1983.

72. Толстой Л.Н. Собр.соч.: В 20-ти т. М.: Худож.лит., 1960-1965.

73. Трифонов Ю.В. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Худож. лит., 1978.

74. Тургенев И.С. Записки охотника. Полн.собр.соч.: В 28-и т. - М.-Л.: АН СССР, 1963, т.4. - 616 с.

75. Шолохов М.А. Собр.соч.: В 8-и т. М.: Правда, 1975.

76. Шукшин В.М. Рассказы. Предисл. В.Белова. Л.: Лениздат, 1983. - 477 с.

77. Яшин А.Я. Избранные произведения: В 2-х т. М.: Худож. лит., 1972.

78. Яшин А.Я. Бобришный угор: Из дневников последних лет. -Октябрь, 1980, В 2, с.159-183.

79. Яшин А.Я. Границы души: Стихи из дневников. Строфы, Лирические записи. Поэмы. М.: Современник, 1982. - 125 с.

80. ЛИТЕРАТУРА 0 ЖНИ И ТВОРЧЕСТВЕ В.И.БЕЛОВА

81. Абрамов Ф. Деревеньку зовут Тимониха: К 50-летию Василия Белова. Север, 1982, № 10, с.91-95.

82. Адерихин В. Сквозь призму времени: К проблеме историзма в произведениях 60-х годов о людях села. В кн.: Проблема художественной правды. -М.: Мысль, 1971, с.87-93.

83. В.И.Белову 50 лет. - Лит.газ., 1982, 27 окт., с.4.

84. Борисова И. День за днем. Нов.мир, 1964, ie 6, с.233-236.

85. Брагин Ал. Путешествие в будущую книгу. Наш современник, 1979, 10, с.110-116.

86. Братин Ал. ".Беречь надо память. Для памяти и пишу": О встречах и беседах с писателем Василием Беловым.- Лит. Россия, 1982, 22 окт., с.8-9.

87. Брагин Ал. Тезки: Василий Шукшин и Василий Белов при встречах и на расстоянии.- Лит. Россия, 1984, 20 янв., с.8-9.

88. Бурсов Б. Пути к художественной правде.- Звезда, 1967, № I, с.210-211.

89. Воронов В. Еще раз о ценностях истинных и мнимых.- Лит. газ., 1968, 13 марта, с.4.

90. Ганичев В. Нестихающая совесть писателя.- В кн.: Белов В. Повести и рассказы.- М.: Известия, 1980, с.596-602.

91. Гин М.М. Сердце народное (заметки о прозе Василия Белова).-В кн.: Гин М.М. Литература и время: Исследования и статьи.-Петрозаводск: Карелия, 1969, с.255-273.

92. Гин М. Олеша и Авинер.- Север, 1969, № 4, с.123-125.

93. Гиршман М., Чуйчук И. Жажда исповедания.- Лит. учеба, 1982, Р 3, с.II6-I23.

94. Горловский А. Возвращение к истокам.- Лит. Россия, 1966, 27 мая, с. 10.

95. Гужиева Н. На тихой Вологодчине.-Север,1978,№ 6, с.112-118.

96. Гусев В. 0 прозе, деревне и цельных людях.- Лит. газ., 1968, 14 февр., с.6.

97. Гусев В. Трудный хлеб правды: Штрихи к портрету В.Белова.-Лит. газ., 1978, 2 авг., с.6.

98. Дедков И. По старог^у обычаю (Страницы деревенской жизни).-Нов. мир, 1969, Р 3, с.231-246.

99. Дементьев В. Северные фрески.- Красный Север, 1966, 2 февр., с.З.

100. Дорош E. Иван Африканович. Нов.мир, 1966, № 8, с.257-261.

101. Емельянов Б. Воспитание любовью: Нравственный потенциал творчества Василия Белова. Литература в школе, 1982, J£ 5,с.12-17.

102. Емельянов В. Читательские интересы персонажей в системе функционирования литературы (По произведениям В.Белова и В.Липатова). В кн.: Вопросы функционального изучения литературы: Об.научных трудов. - Волгоград, 1982, с.68-75.

103. Емельянов В. Язык сборника В.Белова "Воспитание по доктору Споку" в процессе постижения читателями авторской позиции. -В кн.: функциональные аспекты изучения и преподавания литературы: Сб.научных трудов. Волгоград, 1983, с.29-36.

104. Емельянов Л., Кудрова И. Труды и дни Ивана Африкановича. -Звезда, 1966, )& 8, с.210-212.

105. Емельянов Л. Разрушение тишины. Звезда, 1972, & II, с.217-220.

106. Ершов Л. Поэзия северной деревни. Огонек, 1982, jfe 45, с.25.

107. Залыгин С. (Послесловие). В кн.: Белов В. Сельские повести. -М.: Мол.гвардия, 1971, с.331-334.

108. Залыгин С.П. Рассказ и рассказчик (0 творчестве Василия Белова). Мастер слова. В кн.: Залыгин С.П.Собеседования. -ш.: Мол.гвардия, 1982, с.114-130.

109. Золотусский И. Ода труду. Лит.обозрение, 1982, Jfe 5, с.60-64.

110. Камянов В, Не добротой единой. Лит.газ., 1967, 22 нояб., с.4.

111. Камянов В. Эвклиду Эвклидово: I.Человек от земли и его "привычное дело". - Вопр.лит., 1969, & 4, с.26-46.

112. ИЗ. Клепикова Б. От быта к эпосу: Заметки о творчестве Б.Белова. В кн.: Критический ежегодник "Современника", 1971.-М.: Современник, 1973, с.255-262.

113. Кожинов В. ценности истинные и мнимые. Лит.газ., 1968, 31 янв., с.5.

114. Кожинов В. В поисках истины: Искусство Василия Белова и проблема современности. Лит.Россия, 1979, 14 дек.,с.10.

115. Кожинов В. Голос автора и голоса персонажей: "Привычное дело" Василия Белова. В кн.: Кожинов В.В.Статьи о современной литературе. -М.: Современник, 1982, с.65-83.

116. XI7. Коничев К. В русле народной традиции. Лит.газ., 1969, 17 дек., с.6.

117. Кривощапова Т.В. Сказ и рассказчик в прозе Василия Белова. -В кн.: Проблемы языка и стиля в литературе. Волгоград, 1978, с.94-101.

118. Кудрова И. Звезда, 1965, Jfe 8, с.2X5.

119. Кузнецова Л. Семейная жизнь Константина Зорина. Лит. обозрение, 1977, № 5, с.56-60.

120. Курчаткин А. И прошлое, и будущее. Лит.газ., 1981, 19 авг., с.2.

121. Литвинов В. Народился писатель. Москва, 1965, 6, с.214-215.

122. Лобанов М. Мужество таланта. Октябрь, 1982, je 10, с.179-186. .

123. Марченко А. Из книжного рая. Вопр.лит., 1969, № 4, с.48-70.

124. Михальский В. Воспитание чувств. Правда, 1980, 29 июля, с.З.

125. Можаев Б. Чувство гармонии. Сов.культура. 1980, 9 сент.,

126. Носов Е. Путь к истоку: (Слово о моем друге). В кн.: Белов В. Холмы: Повести, рассказы, очерки. -М.: Современник, 1973, с.5-12.

127. Оботуров В. Самим собою оставаясь. Наш современник, 1979,10, с. 158-166.

128. Оботуров В. Путями века: Заметки о творчестве В.Белова. -Красный Север, 1981, 7 ноября, с.4.

129. Овчаренко А. Художественный мир Василия Белова. В кн.: Белов В. Повести. -М.: Худож.лит., 1982. - (Роман-газета).

130. Овчаренко А. Творчество Василия Белова в восприятии советской и зарубежной критики. Вопр.лит., 1983, В 8, с.31-53.

131. Перцовский В. Люди деревни. Звезда, 1969, 9, с.209-211.

132. Петрик А. Века и дни: Размышления о книге Василия Белова "Лад". Лит.газ., 1981, 22 июля, с.6.

133. Петрик А.П., Еленина Е.И. В.Белов и А.Адамович гости филологического факультета МГУ. - Вестник Московского университета. Сер.9. шлология, 1982, № 6, с.68-65.

134. Пудожгорский В.К. Жанровое своеобразие рассказов В.Белова.-В кн.: данрово-композиционное своеобразие реалистического повествования. Вологда, 1982, с.134-148.

135. Рогощенков И. Прозорливость любви: (Заметки на полях новых книг). Север, 1976, 5, с.115-122.

136. Резников Л. На пути к историзму. Север, 1974, J& 5, с. I08-II0.

137. Роднянская И. Встречи и поединки в типовом доме. Север, 1980, В 9, с.108,109, 112-122.

138. Романов А. Путь правды. Красный Север, 1982, 23 окт., с.2.

139. Сахаров В. Обретение дельности: 0 книге Василия Белова "Воспитание по доктору Споку". Лит.Россия, 1980,12 сент., с.7*

140. Селезнев Ю.Василий Белов: Раздумья о творческой судьбе. -М.: Сов.Россия, 1983. 144 с.

141. Сергеев Е. "Любовь? 0, господи." Лит.Россия, 1979, 31 авг.,с.9.

142. Старикова Б. Социологический аспект современной "деревенской прозы". Вопр.лит., $ 7, 1972, с.29-32.

143. Стрелкова И. "Со смехом многое понимается.": Юмор в произведениях В.Шукшина и В.Белова. Наш современник, 1978, J* 4, с. 170-178.

144. Стреляный А. "Переставился" ли свет? Лит.обозрение, 1977, 5, с.51-55.

145. Суровцев Ю. 0 национальной самобытности и "фантастически вычурной любви" к ней . Лит.обозрение, 1973, te 2,с.67-69.

146. Теракопян Л. Простые заботы. Дружба народов, 1966, is 12, с.267-269.

147. Турков А. "Внешнее" и "внутреннее". В кн.: Турков А. Открытое время: Портреты. Проблемы. Полемика. -М.: Сов. писатель, 1975, с.190-195.

148. Чапчахов Ф.А. На трудной земле. В кн.: Чапчахов Ф.А. Время и слово. - М.: Современник, 1980, с.127-155.

149. Фоменко Л. Талант и мысль. Знамя, 1966, Jfe 5,с. 197-213.

150. Шайтанов И. Реакция на перемены: Точка зрения автора и героя в литературе о деревне. Вопр.лит.,1981, В 5,с.34-60.

151. Шукшин B.Iyi. О творчестве Василия Белова. Шукшин В.к. Вопросы самому себе. -Ы.: Мол.гвардия, 1981, с. 156-157.

152. Эвентов И. Наказание смехом: 0 современном юморе. Звезда, 1977, £ I, с.198-107.

153. Эльсберг Я. "Мечта о моторе" и "счастливая тишина". -Лит.газ., 1972, 24 мая, с.4-5.

154. Яшин А.Я. О Василии Белове. В кн.: Яшин А.Я. Рогатый пегас: 0 поэзии. -М.: Сов.Россия, с.74-80.

155. РАБОТЫ ПО ТЕОРИЙ Й ИСТОРИИ СОВЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

156. Абрамов ф. О хлебе насущном и хлебе духовном. Наш современник, 1976, J« 9, с Л70-172.

157. Адамович А.М . Война и деревня в советской литературе. -Минск; Наука и техника, 1982. 199 с.

158. Андреев Ю. Марксистско-ленинская концепция личности и эстетический идеал советской литературы. Вопр.лит.,1979,9, с.3-25.

159. Акимов В. По поводу обновления социалистического реализма.-Лит.учеба, 1983, Js I, с.166-169.

160. Алексеев М. Шолоховская нива: К 50-летию выхода в свет первой книги "Поднятой целины". Лит.газ., 1982, 22 сент., с.2.

161. Антонов С.П. Письма о рассказе. -М.: Сов.писатель,1964.-300 с.

162. Антонов С.II. Я читаю рассказ: Из бесед с молодыми писателями. Мол.гвардия,1973. - 256 с.

163. Апухтина В.А. Современная советская проза: (60-е начало 70-х годов). - М.: Высшая школа, 1971. J* 176 с.

164. Астафьев В.П. Посох памяти. М.: Современник, 1980. -367 с.

165. Барабаш Ю.Я. Вопросы эстетики и поэтики. 3-е изд. - М.: Сов.Россия,1978.-384 с.

166. Бахтин hi.М.Проблемы поэтики Достоевского. 4-е изд.-М.: Сов.Россия,1979.-320 с.

167. Белая Г.А. Художественный мир современной прозы. М.: Наука, 1983. i* 191 с.

168. Белинский В.Г. Полн.собр.соч.: В 13-ти т. М.: АН СССР, 1953-1959.

169. Бочаров А.Г. Требовательная любовь: Концепция личности в современной советской прозе. -М.: Худож.лит., 1977, -364 с.

170. Бурсов Б.И. Критика как литература. Л.: Лениздат, 1976.320 с.

171. Бурсов Б.И. Родник русского реализма: К 175 летию со дня рождения Н.В.Гоголя. Правда, 1984, 31 марта, с.З.

172. Бушмин А.С. Методологические проблемы литературоведческих исследований. М.: Наука, 1977. - 287 с.

173. Бушмин А.С. Наука о литературе: Проблемы. Суждения. Споры.-М.: Современник, 1980. 334 с.

174. Вопрос вопросов литературы: Встреча в редакции. Дружба народов, 1983, & 6, с.236-245.

175. Вопросы характерологии и истории литературы: Сб. научных трудов. Горький: 1ГШ им.М.Горького, 1973. - 102 с.

176. Воробьева Н.Н., Хитарова C.Ivi. На новых рубежах: 0 многонациональной прозе наших дней. М.: Сов.писатель, 1974. -224 с.

177. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. 2-е изд. JI.: Худож.лит., 1976. - 448 с.

178. Горький A.M. О литературе: Литературно-критические статьи.-М.: Сов.писатель, 1953. 868 с.

179. Горький и советские писатели. Неизданная переписка. М.: АН СССР, 1963. - 736 с.

180. Гусев В.И. В предчувствии нового: 0 некоторых чертах литературы 60-х годов. М.: Сов.писатель, 1974. - 328 с.

181. Дедков И. 0 творчестве Федора Абрамова. Вопр.лит., 1982, гё 7, с.37-65.

182. Ершов Л.Ф. История русской советской литературы: Учебн. пособие для ун-тов. М.: Высш.школа, 1982. - 343 с.

183. Жанрово-стилеЕые поиски советской литературы 70-х годов: Межвуз. сб.Традиции и новаторство. Вып.2.-Л.,1981.-196 с.

184. Иезуитов А.И. Социалистический реализм в теоретическом освещении. -JI. :Наука, 1975.-172 с.

185. История русской советской литературы:40-70-е годы.-М.: Высш.школа,1980.-462 с.

186. Ковский В. Преемственность ("Деревенская тема" в современной литературе) .-М. :3нание,1"981.-64 с.

187. Конфликты и характеры в современной советской литературе: Сб.научных трудов.-М.,1980.-117.

188. Компанеец В.В. Художественный психологизм в советской литературе (1920-е годы). Л.:Наука,1980.-113 с.

189. Коренной вопрос теории: Диалог: А.Иезуитов В.Этов.-Лит.учеба,1983, is I,с.172-177.

190. Корман Б.0. Изучение текста художественного произведения.-М.:Просвещение,1972.-II0 с.

191. Кузнецов Ф.Ф. За все в ответе: Нравственные искания в современной прозе и методология критики. 2-е изд.-М.: Сов.писатель,1978.-616 с.

192. Кузнецов Ф.Ф. Перекличка эпох: Очерки,статьи, портреты.-2-е изд. -М.: Сов.Россия, 1980. 384 с.

193. Кузьменко Ю.Б. Мера истины. Эволюция литературного героя и общественно-историческая практика. ш.: Сов.писатель, 1971. - 344 с.

194. Кузьменко Ю.Б. Советская литература вчера,сегодня, завтра.-М.:Сов.писатель,1981.-440 с.195. лавров В.А. Формула творчества. Север, 1982, 12, с.112-117.

195. Лейдерман H.Ji. Движение времени и законы жанра: Жанровые закономерности развития советской прозы 60-70-х годов.-Свердловск, 1982. 256 с.

196. Литература и новый человек. М.: АН СССР, 1963. - 431 с.

197. Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. 2-е изд. -М.:Наука, 1970.-180 с.

198. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. 3-е изд., доп. - М.: Наука, 1979, - 360 с.

199. Лихачев Д.С. Заметки о русском. Ш.: Сов. Россия, 1981.72 с.

200. Метченко А.И. Кровное, завоеванное: Из истории советской литературы. 3-е изд. - М.: Сов.писатель, 1975.- 488 с.

201. Минокин М.В. Современная советская проза о колхозной деревне: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1977, -144 с.

202. Новиков В.В. Движение истории движение литературы: Наследие и стилевое богатство современной советской литературы.

203. М.: Сов.писатель, 1982. 576 с.

204. Овчаренко А.И. Новые герои новые пути: От Горького до Шукшина. - М.: Современник, 1977. - 479 с.

205. Огнев А.В. О поэтике современного русского рассказа. -Саратов: Изд-во Сарат.ун-та,1973.-307 с.

206. Огнев А.В. Русский советский рассказ 50-70 годов: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. - 208 с.

207. Панков В.К. Воспитание гражданина: Советская литература, годы шестидесятые. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Худ. лит., 1969. - 376 с.

208. Нлукш П.И. Формирование и развитие социалистического реализма: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1973. - 336 с.

209. Проблема характера в современной литературе. Сб.ст. -М.-Л.: АН СССР, 1962. 320 с.

210. Проблема характера в художественной литературе: Сб. научных трудов. Минск, 1983. - 106 с.

211. Проблемы теории литературы. М.: АН СССР, 1968. - 356 с.

212. Проблемы хужожественной формы социалистического реализма: В 2-х т. м.: Наука, 1971. - Т.1 - 423 е.; Т.2. - 351 с.

213. Протченко В.И. Некоторые вопросы развития "деревенской прозы". В кн.: Проблемы русской советской литературы: 50-70-е годы. - Л.: Наука, 1976, с.58-107.

214. Русский советский рассказ: Очерки истории. Л.: Наука, 1970. - 540 с.

215. Семенов B.C. Родники бьют из глубин: Лит.-критические статьи. -iVi.: Современник, 1977, с.45-49.

216. Сидоров Е.Ю. Время, писатель, стиль (0 советской прозенаших дней). М.: Сов.писатель, 1978. - 264 с.

217. Словарь литературоведческих терминов. Ред.-сост.: Л.И. Тимофеев и С.В.Тураев. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

218. Смирнова А. Концепция человека в современной прозе о деревне. Север, 1977, В I, c.III-ПЗ.

219. Советская литература и новый человек. Сб.ст. - Ji.: Наука, 1967. - 376 с.

220. Современный советский роман: Философские аспекты. Л.: Наука,1979. - 262 с.

221. Социалистический реализм и классическое наследие (Проблема характера). М.: Худож.лит., I960. - 428 с.

222. Сурганов В.А. Человек на земле: Тема деревни в русской советской прозе 50-70-х годов. Истоки. Проблемы. Характеры. 2-е изд., доп. М.: Сов.писатель, 1981. - 424 с.

223. Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ, метод. Характер. М.: АН СССР,1962. - 452 с.

224. Теракопян Л.А. Пафос преобразования: Тема деревни в прозе 50-70-х годов. 2-е изд., перераб.и доп. - №.: Худож.лит., 1978. - 397 с.

225. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы. 5-е изд. - М.: Просвещение, 1976. - 448 с.

226. Трифонов Ю.В. Продолжительные уроки. Ы.: Сов.Россия, 1975. - 104 с.

227. Тюпа В.И. Характер литературный.- В кн.: Краткая литературная энциклопедия, 1975, т.8, с.215-219.

228. Хватов А.И. Художественный мир Шолохова. 3-е изд. - М.: Современник, 1978. - 477 с.

229. Храпченко М.Б. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. 3-е изд. - М.: Сов.писатель, 1975. -408 с.

230. Храпченко М.Б. Художественное творчество, деятельность, человек. 3-е изд. - М.: Сов.писатель, 1982. - 416 с.

231. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа. -М.: Худож. лит., 1982. 334 с.

232. Баталов С.Е. Время-метод-характер. Образ человека в художественном мире русских классиков: Пособие для учителя. -М.: Просвещение, 1976. 159 с.

233. Шешуков С.И. Неистовые ревнители: Из истории литературной борьбы 20-х годов. М.: Моск.рабочий, 1970. - 352 с.

234. Шубин Э.А. Современный русский рассказ: Вопросы поэтики жанра. Л.: Наука, 1974. - 184 с.

235. Щербина В.Р. Наш современник: Концепция человека в литературе XX столетия. М.: Сов.писатель, 1964. - 571 с.

236. Щербина В.Р. Концепция личности и критерии гуманизма в современной литературе. В кн.: Взаимодействие литератур и художественная культура развитого социализма: Проблемы жизни. Теория. Поэтика. -М., 1981, с.161-184.

237. Языковые процессы современной русской художественной литературы. Проза. -Ы.: Наука, 1977. 336 с.

238. ДИССЕРТАЦИИ И АВТОРЕФЕРАТЫ

239. Алавидзе У.М. Проза В.И.Белова. Автореф. дис. канд. срилол.наук. Тбилиси, 1983. - 21 с.

240. Ануфриев А.Е. Своеобразие психологического анализа в прозе 70-х годов (Творчество В.Астафьева и В.Распутина): Автореф. дис. канд.филол.наук.-М., 1983.-16 с.

241. Дворяшин К).А. Русская советская повесть 60-х годов начала 70-х годов (Эволюция жанра в творчестве В.Белова, В.Липатова, В.Распутина): Дис. канд.филол.наук. - Л., 1976. - 206 с.

242. Дырдин А.А. Творчество В.Г. Распутина (Идейно-художественное своеобразие, национальные традиции): Дис .канд. филол.наук. Л., 1981. - 238 с.

243. Казанчиев Д.Е. Концепция личности в советской повести 60-х годов (В.Липатов, В.Чивилихин, В.Астафьев, В.Белов, В.Ли-хоносов): Дис. канд. шило л. наук. -Ivi., 1973. 214 с.

244. Казаркин А.П. Поэтика современного лирического рассказа. (Проблема автора): Дис. канд.филол.наук. Томск, 1974.171 с.

245. Кривощапова Т.В. Роль фольклора в современной русской прозе о деревне. Дис-. канд.филол.наук. 1,1., 1977, -208 с.

246. Кузьмук В.А. Типология современного русского рассказа: Дис. канд.филол.наук. -М., 1977. 193 с.

247. Мыреева А.Н. Изображение народного характера в прозе 60-х годов о деревне: Дис. канд. филол.наук. Томск, 1981. -232 с.

248. Чубукова Н.В. Творчество В.II.Астафьева и стилевые искания советской прозы 50-70-х годов: Автореф.дис. канд.филол. наук. Л., 1984. - 18 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.