Концепция человека в деревенской прозе 1960-1980-х годов: по произведениям В. Астафьева, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Распутина, В. Шукшина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Новожеева, Инна Вячеславовна

  • Новожеева, Инна Вячеславовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2007, Брянск
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 212
Новожеева, Инна Вячеславовна. Концепция человека в деревенской прозе 1960-1980-х годов: по произведениям В. Астафьева, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Распутина, В. Шукшина: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Брянск. 2007. 212 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Новожеева, Инна Вячеславовна

Введение.

Глава первая. Концепция естественного человека

1.1. Образ крестьянина в русской классической литературе.

1.2. Доминанты художественной картины мира деревенской прозы.

1.3. Природные начала в героях В.Астафьева, В.Белова и В.Распутина.

Глава вторая. Концепция праведничества

1 2.1. Духовно-нравственные координаты героя деревенской прозы.

2.2. Женские образы в прозе В. Астафьева, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Распутина, В.Шукшина.

Глава третья. Концепция маргинальности

3.1. Образ Чудика в прозе В .Шукшина.

3.2. «Межедомки», «обсевки», «архаровцы»: образ человека, оторвавшегося от родной среды, в творчестве В.Астафьева, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Распутина.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Концепция человека в деревенской прозе 1960-1980-х годов: по произведениям В. Астафьева, Ф. Абрамова, В. Белова, В. Распутина, В. Шукшина»

Уникальным явлением русской культуры второй половины XX столетия по праву считается деревенская проза, объединяющая таких самобытных художников, как Ф.Абрамов, В.Астафьев, В.Белов, В.Распутин, В.Шукшин. Приход в литературу плеяды талантливых писателей совпал с драматическим периодом национальной истории, получившей название «раскрестьянивание»: крестьянская Россия с характерной философией, эстетикой, формой труда и быта безвозвратно исчезала, за долгие годы «раскулачивания», сталинских репрессий, уничтожения «неперспективных» деревень сами понятия «крестьянство» и «деревня» вытеснялись из национального самосознания. Деревенская проза взывает к «реабилитации крестьянства» (термин А.Солженицына), к возрождению крестьянско-земледельческого самосознания как первоосновы возрождения России. Тревога за дорогой сердцу мир русской деревни, трагическое осознание национального раскола и грядущей катастрофы соединяются в произведениях «деревенщиков» 1960 - 80-х годов с прославлением незыблемых, вековечные основы народной жизни, духовно-нравственных традиций крестьянского мира.

Деревенская проза, по мысли А.Ю.Большаковой, явление не тематического, а сущностного порядка, и «эта сущность выявляется не столько на уровне образа героя или повествователя, сколько на уровне эстетического идеала. сформировавшегося на основе крестьянского мироощущения и мировоззрения в его мирной, общечеловеческой сути. и связанного с самой широкой мировой культурой» [41, 33]. Необходимость исследования русской деревенской прозы связана прежде всего с угрозой исчезновения памяти о своем историческом прошлом у славянских народов и угрозой забвения общечеловеческих праоснов в современном мире.

В литературоведении и критике с самого начала зарождения деревенской прозы неустанно велись дискуссии о сути этого явления, иллюстрирующие многосторонность и неисчерпаемости литературного феномена деревенской прозы.

Первоначально термин «деревенская проза» объединял сельскую публицистику 1950-х В.Овечкина («Районные будни», 1952 - 1956), Е.Дороша («Деревенский дневник», 1956 - 1973), произведения В.Тендрякова («Падение Ивана Чупрова», 1953), А.Калинина («На среднем уровне», 1954), С.Воронина («Ненужная слава», 1955), С.Антонова («Дело было в Пенькове», 1956), А.Яшина («Рычаги», 1956), предваряющие появление собственно деревенской прозы, началом которой по праву считается «Матренин двор» А.И.Солженицына (1959, опубл. 1963), «Братья и сестры» Ф.Абрамова (1958), первые рассказы «Последнего поклона» В.Астафьева, «На Иртыше» С.Залыгина (1964), «Привычное дело» В.Белова (1966). В середине 60-х годов термин «деревенская проза» активно обсуждается, ему ищут синонимы и аналоги: «сельская тема», «памятливая литература», «литература прощания» (С.Залыгин), «традиционная литература» (Ю.Селезнев), «лирическая проза» (А.Клитко), «проза о деревне» (Ф. Кузнецов), «тема крестьянства и деревни в советской прозе» (Л.Теракопян, Г.Цветов), а в 80-е годы появляется название «русская советская социально - философская проза» (А.Лапченко), «экологическая проза» или «экологическая тема в современной литературе» (В.Сурганов), нашедшее свое отражение во многих учебниках и методических пособиях. Но все эти заменители мало что уточняли или улучшали. Термин закрепился, обозначая не только тему, но и проблематику, и художественно -стилевое явление.

С именами В.Астафьева и В.Распутина, творчество которых ознаменовало новый этап в становлении деревенской прозы, связано возникновение термина «новая деревенская проза». Старуха Анна из «Последнего срока» В.Распутина, бабушка Катерина Петровна из «Последнего поклона» В.Астафьева побудили критику сделать вывод о новом духовном содержании деревенской прозы конца 1960 - начала 1970-х годов. Уже в начале 1960-х годов деревенская проза стала безотчетно противостоять литературе городской. Деревня привлекала писателей не только своими социально - экономическими проблемами, но и как воплощение нравственной, бытовой, эстетической традиции народной жизни. Исходным моментом в деревенской прозе становится характер, человеческая личность в ее взаимоотношениях с исконными нравственными традициями народной жизни, с тем многообразным новым, что несет с собой прогресс, урбанизация и ее последствия. Нравственные следствия этой закономерной встречи традиций с новыми веяниями жизни стали объектом пристальнейшего художественного исследования. В целом в 1970-х годах деревенская проза рассматривается как преодолевшая узость прикладного, остросоциального деревенского очерка 1950-х годов и в русле лучших традиций реалистической школы утверждающая высокое нравственное достоинство личности человека, крестьянина, непреходящую ценность его духовного опыта.

В 1970 - 1990-е годы в отношении деревенской прозы родился новый термин - «онтологическая проза» (Г.Белая, А.Большакова). «Проникновение в метафизические сферы бытия . особенности поэтики -отображать субстанциальные признаки времени, аскетизм мышления, процессы ментальных сдвигов» [77, 216] позволяют, по мнению И.С.Грациановой, рассматривать деревенскую прозу как онтологическую. В конце 90-х возникло определение «натурфилософской прозы» (А.И.Смирнова), оригинальность которой определяется образом «самоценной природы» и ориентацией на мифопоэтическую традицию. Однако, несмотря на применение этого термина, старое название - «деревенская проза» -вытеснило все последующие и было окончательно закреплено на правах рабочего.

Деревенская проза и творчество крупнейших ее представителей стали предметом исследования с середины 1960-х годов не только в отечественном, но и в зарубежном литературоведении.

О ней написано немало монографий (Hosking G. The Russian peasant rediscovered "Village Prose" (1973), Л.А.Теракопян «Пафос преобразования. Тема деревни в прозе 50 - 70-х г.г.» (1978), В.А.Сурганов «Человек на земле. Тема деревни в русской современной прозе 50 - 70-х г.г.» (1981),

A.Ф.Лапченко «Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов: В.Распутин, В.Астафьев» (1985), Gillespie D. Valentin Rasputin and Soviet Village Prose (1986), Ф.Ф.Кузнецов «Кровная связь: Судьбы деревни в советской прозе» (1987), Porter. R. Four Contemporary Russian writers (1989), Т.Никонова «Прощание: Размышления над страницами «деревенской прозы»» (1990), В.А.Недзвецкий, В.В.Филиппов «Русская «деревенская проза»» (1999), Parthe К. Russian village prose in paraliterary space (2000), А.Ю.Большакова «Русская деревенская проза XX века» (2002) и др.), а также огромное количество статей.

Наибольший интерес исследователей привлекает творчество

B.Белова, В.Распутина, В.Астафьева, В.Шукшина. Художественное наследие этих авторов исследовано в работах И.Золотусского, И.Дедкова, Ю.Селезнева (о В.Белове), С.Семеновой, Н.Тендитник, Н.Котенко, Н.Яновского (о В.Распутине), А.Макарова, В.Курбатова, Л.Ершова, А.Ланщикова,

A.Лапченко, Т.Вахитовой (об В.Астафьеве), В.Коробова, Л.Емельянова,

B.Апухтиной, В.Горна (о В.Шукшине). Внимание исследователей акцентируется на духовно-нравственном аспекте произведений, эстетических принципах художников и их новаторстве.

Важнейшее значение в изучении деревенской прозы имеют работы Е.Вертлиба «Василий Шукшин и русское духовное возрождение» (1990) и В.Сигова «Русская идея В. М. Шукшина» (1999), в которых содержится исследование актуальных аспектов проблемы народного характера и национальной судьбы - драматический национальный раскол и духовное воскресение человека. Тем не менее в целом в 1990-е годы наблюдается угасание интереса к деревенской прозе как предмету познанному, исчерпавшему себя, многим она кажется всего лишь прозой о сельской жизни, а ее духовно-нравстенные ориентиры (земля, традиция, нравственность), к сожалению, объявлены не соответствующими динамичной современности (А.Проханов, В.Коваленко, Б.Анашенков).

Исследовательский интерес к проблемам деревенской прозы постепенно возобновляется, о чем свидетельствует обилие диссертационных работ по творчеству В.Астафьева, В.Белова, В.Распутина, В.Шукшина последнего времени1. Немаловажную роль в этом процессе сыграли работы А.Ю.Большаковой (Деревня как архетип: От Пушкина до Солженицына. - М., 1999; Нация и менталитет: Феномен «деревенской прозы» XX века. - М.: Комитет по телекоммуникациям и средствам массовой информации Правительства Москвы, 2000; Русская деревенская проза XX века - Шумен: Аксиос, 2002). Исследователь впервые рассматривает феномен деревенской прозы как разноплановое явление и применяет комплексный подход к изучению проблем, связанных с художественным наследием ее авторов.

В целом усилиями ученых достигнуты значительные результаты в следующих направлениях исследований: анализ духовно - нравственной проблематики творчества писателей-«деревенщиков»; изучение проблемы народного характера и национальной судьбы; осмысление творческого наследия писателей деревенской в контексте концепции литературного архетипа; исследование онтологической поэтики произведений; рассмотрение образной системы произведений деревенской прозы и разработка типологии

См.: Левашова О.Г. Шукшинский герой и традиции русской литературы XIX в.: Достоевский и Толстой. -Дисс. . докт. фил. н. - Барнаул, 2003; Попова И.В. Национально-поэтический контекст прозы В.Распутина 1980 - 90-х годов. - Дисс. . канд. фил. н. - Тамбов, 2003; Грацианова И. С. Концепто-сфера и архетипическое пространство русской онтологической прозы последней четверти XX столетия. - Дисс. . канд. фил. н. - Краснодар, 2004; Гончаров П.А. Творчество В.Астафьева в контексте русской прозы 2-й половины XX века. - Дисс. . докт. фил. н. - Тамбов, 2004; Гришенкова Г.Ф. Проблема русского национального характера в творчестве В.Распутина. - Дисс. . канд. фил. н. - Тюмень, 2004; Кржижановский H.H. Художественная реализация категории соборности в «малой» прозе В. Белова 60 - 90-х г.г. XX в. -Диссертация канд. фил. н. - Краснодар, 2004; Леонтьев Э.П. Проблема автора и читателя в прозе и публицистике Шукшина. - Дисс. . канд. фил. н. - Рубцовск, 2004; Широкова Л.В. Проза В.И. Белова в контексте русской литературы 80 - 90-х годов XX века. - Дисс. . канд. фил. н. - Вологда, 2004; СоловьеваЕ.В. Художественное воплощение духовно-религиозной проблематики в произведениях В. Распутина. - Диссертация канд. фил. н. - М., 2005; Чеканникова И.М. Русская деревенская проза в англоамериканской славистике. Дисс. . канд. фил. н. - Томск, 2005; Соколова Л.В. Духовно-нравственные искания писателей - традиционалистов 2-й половины XX в.: В. Шукшин, В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев. - Диссертация . докт. филолог, наук. - СПб., 2005; Ходченкова И.В.Проблема русского характера в публицистике, повестях и рассказах В.Распутина.- Дисс. канд. фил. н. - Тверь, 2006. персонажей в творчестве отдельных ее представителен; выявление русской классической традиции в прозе о деревне 60 -80-х годов и др. Таким образом, деревенская проза во многих отношениях является изученной. Однако вопрос о концепции человека в деревенской прозе нуждается в уточнении и систематизации.

Литературоведение, - по верному замечанию С.А.Мартьяновой, -на исходе XX в. и накануне XXI в. нуждается в разработке понятий и категорий, отвечающих гуманитарной специфике нашей науки и специфике художественного произведения. Деперсонализация, дегуманизация различных сфер человеческой деятельности - горчайшие итоги XX столетия . в теории литературы это выразилось в концепциях, обезличивающих художественное творчество («смерть автора», «текст без берегов», «человек без свойств»)» [168, 22]. Необходимость противодействия дегуманизирующей тенденции связана с лучшими традициями отечественного литературоведения, русской философской критики, направленных на активное освоение духовной и личностной проблематики художественных произведений, определяет своевременность предпринятого исследования.

Выбор направления исследования обусловлен тем, что «концепция человека» есть та универсальная эстетическая категория, позволяющая проследить общие тенденции творчества различных авторов деревенской прозы.

Потребностью актуализации важнейших аспектов деревенской прозы объясняется выбор в качестве объекта анализа произведений В.Астафьева, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Распутина, В.Шукшина, сформировавшихся в ее русле, и, по определению Л.В.Соколовой, «качественно трансформировавших» [237, 12] облик деревенской прозы обращением к художественному исследованию глубинных ценностей народной жизни перед лицом роковой для крестьянского мира исторической ситуации. В литературном наследии именно этих писателей, осмыслявших образ русской деревни переломного периода, отразился сложнейший процесс духовно-нравственных, культурно-философских исканий, несомненно, обогативший представления о сущности человека и специфике национального характера.

Обозначенный хронологический период интересен, во-первых, как общепризнанная эпоха расцвета деревенской прозы. Во-вторых, произведения указанных авторов, написанные и изданные в период 1960 - 1980-х годов, отличает целостная концепция мира и человека, некая типологическая общность в изображении персонажей, которая позднее разрушается: изменяется тип героя, усиливается индивидуальная специфика воплощения народно-национального характера каждым из художников, исчезают понятия «Дома-Деревни», «соборности» и «роевости», - и начинается новый этап в развитии деревенской прозы.

Объектом данного исследования является деревенская проза 196080-х годов, представленная произведениями В.Астафьева, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Распутина, В.Шукшина.

Предметом исследования следует считать концепцию человека в рассказах, повестях, романах указанных писателей.

Специальное изучение художественных концепций человека в литературоведении обращено преимущественно к литературе последних лет. Однако необходимо сказать об огромном значении тех работ широкого историко-литературного или теоретического плана, которые поставили у нас вопрос о художественной концепции человека в литературе. Это труды М.М.Бахтина («Проблемы поэтики Достоевского» (1963); «Эстетика словесного творчества» (1979)), Д.С.Лихачева («Человек в литературе Древней Руси» (1970)), В.П.Адриановой - Перетц («Человек в учительной литературе Древней Руси» (1972); В.Тимофеевой («Пути художественного исследования личности» (1975)), Л.Гинзбург («О литературном герое» (1979), «Литература в поисках реальности» (1987)) и др. Среди работ последнего времени самой значительной является монография Л.А.Колобаевой «Концепция личности в русской литературе XIX - XX вв.» (1990).

К настоящему времени имеются продуктивные результаты исследований типологии героев деревенской прозы и концепции личности в русской литературе конца XX века.

Т.А.Лопухина-Родзянко, анализируя творческий путь

A.И.Солженицына предпринимает попытку классифицировать героев по их близости - отдаленности от праведной жизни (праведники и отошедшие от праведности). Такая типология встречается очень часто в отношении героев

B.Распутина (монографии Н.Котенко, Н.С.Тендитник).

А.Ю.Большакова предлагает типологию героев, в которой хранители древностей» противопоставлены «вольным людям» (типа Егора Прокудина в «Калине красной» В.Шукшина, во многом живущего «наперекор общепринятым нормам, вразрез с традиционными крестьянскими устоями» [44, 18]). Неотъемлемой частью художественного произведения исследователь считает типологию автора, позволяющую выделить повествователя, зримого участника и наблюдателя событий, а также рассказчика бытийно-философского типа, героя мировой истории, с высоты общечеловеческих нравственно-эстетических ценностей оценивающего все происходящее. В целом в своих работах литературовед оперирует исключительно понятиями «герой» и «образ».

Типология героев, представленная в книге В.М.Пронягина «Художественное постижение русской соборности в прозе второй половины XX века. Философско-эстетические очерки», основывается на идее соборно-хорового единения людей. В монографии представлены следующие типы личности в произведениях второй половины XX века: сакрально -исторические (способные выходить за пределы своего собственного Я, отдавать себя Богу, играющие заметную роль в истории государства), профанно-исторические (наделенные системой отрицательных качеств, в том числе и жаждой власти), профанные (противоречивые личности с неординарными творческими способностями), синкретические (гармонично сочетающие все лучшие качества).

Автор книги «Художественная концепция личности в русской и русскоязычной литературе XX века» Ю.М.Павлов делит личности на три категории: православные, амбивалентные и эгоцентричные. Данная типология основывается на совокупности многих критериев, главными среди которых являются религия и нравственность. Автор - исследователь не без оснований претендует на универсальный характер предложенной классификации, т. к. она отражает национальное своеобразие русского человека и применима ко всем героям русской литературы.

В диссертационных исследованиях последнего времени наблюдается устойчивый интерес к проблеме концепции личности на материале произведений отдельных представителей деревенской прозы.

Н.Н.Кржижановский утверждает, что типология героев в «малой» прозе В.Белова отвечает православному миропониманию автора и реализуется в трех основных разновидностях: соборный, внесоборный и амбивалентный. Соборный тип (Дарья, «Такая война»; Степан Михайлович Гудков, «Скакал казак»; Мария, «На Ростанном холме») характеризует христианская любовь к ближним, выражающая в способности к самопожертвованию. Ему противопоставлен внесоборный, для которого характерно «абсолютное неприятие нравственных ценностей соборного типа: отсутствие любви к ближним, способности прощать и терпеливо переносить страдания эгоцентризм и в целом - оторванность от русского коренного народного восприятия жизни» [135, 90], к этому типу автор относит Пашу Неуступова («Такая была война», Бессонова («Скакал казак»), Ивана Андреевича («Новострой»). Признаки соборного и несоборного типа личности соединяются в характере амбивалентном (Зорин из повести «Воспитание по доктору Споку», Иван Африканович из «Привычного дела» и герой рассказа «Весна» Иван Тимофеевич). Отдельно выделяет автор-исследователь образ -коллектив, получивший, по его словам, в рассказах В. Белова простонародное название «бабы» [135, 88].

Автор диссертационного исследования концепции личности в творчестве В.Распутина 1990 - 2000-х годов, Е.С.Гапон подходит к анализу концепции личности с позиции духовно-нравственной традиции и выделяет в прозе писателя христианский, амбивалентный и эгоцентрический тип личности. В своем анализе автор использует только один критерий -православное содержание личности, близость - отдаленность ее народно-христианских ценностей, что приемлемо для художественного мира В. Распутина, однако такая типология не может быть применена к деревенской прозе в целом.

Односторонний подход к классификации персонажей, приоритет христианских ценностей в разработке типологии героев, отсутствие комплексного исследования концепции человека в деревенской прозе определяют насущную необходимость обращения к данной проблеме.

Актуальность диссертации определяется назревшей необходимостью специального, системного исследования художественной концепции человека в деревенской прозе 1960 - 1980-х годов.

Основная цель диссертации - выявление единой концепции человека в деревенской прозе 1960 - 1980-х годов XX века.

В соответствии с поставленной целью задачами исследования является:

1) установление основных типов, в которых реализована концепция человека в деревенской прозе 1960 - 80-х годов;

2) определение главного (ведущего) героя;

3) выявление полярных координат в художественном воплощении человека.

Материалом для реализации перечисленных задач послужили художественные тексты самых ярких и значительных представителей деревенской прозы - Ф.Абрамова, В.Астафьева, В.Белова, В.Распутина, В.Шукшина, а также интервью, выступления, статьи самих писателей, рецензии и работы критиков и литературоведов.

Методология и методика работы обусловлена спецификой предмета исследования. Методологической и теоретической базой реферируемого исследования являются работы ведущих литературоведов, критиков и философов: Д.С.Лихачева, М.М.Бахтина, В.В.Кожинова, С.Бочарова, Ю.И.Селезнева, а также философов С.Н.Булгакова, В.Н.Пронягина, а также труды Л.А.Колобаевой, Ю.М.Павлова, в которых представлена методология анализа художественной концепции личности, ориентирующая на возможности и перспективы дальнейшей разработки данной проблемы.

В работе применяются принципы сравнительного анализа художественных произведений в тесном взаимодействии с историко-литературным, сравнительно-типологическим, системно-структурным методами исследования.

Научная новизна диссертации заключается в том, что концепция человека рассматривается на основе целостной парадигмы, включающей векторные доминанты воплощения персонажей, типологию героев, осмысление русского национального характера, структурные составляющие личности. В работе содержится опыт анализа концепции личности в деревенской прозе в соотношении с кризисными, узловыми этапами общественного развития страны в XX столетии. В произведениях Ф.Абрамова, В.Астафьева, В.Белова, В.Распутина, В.Шукшина 1960 - 80-х годов концепция человека исследуется с точки зрения внутреннего единства поэтики и функционирования в историко-литературном процессе. Прозаическое наследие деревенщиков рассматривается в контексте «угасания» старой деревенской прозы (1960 - 80-х годов) и появления произведений новой прозы о деревне (конца XX столетия).

Теоретическое значение диссертации заключается в том, что данные, полученные в результате исследования, способствуют углубленному пониманию деревенской прозы как единого историко-литературного феномена и дифференцируют представления о концепции личности в русской литературе.

На защиту выносятся следующие положения:

1) в произведениях Ф.Абрамова, В.Астафьева, В.Белова, В.Распутина, В.Шукшина 1960 - 1980-х годов имеется единая концепция человека, которая реализуется в трех основных типах: естественный человек, праведный, маргинальный;

2) человек изображается как некая целостность, определяемая совокупностью относительно устойчивых характеристик, важнейшими среди которых являются: генетически-родовые («коллективные представления», информационная память, апперцептивное поведение, родовое сознание), физико-психологические (возрастные, полоролевые) особенности, индивидуальные качества и задатки, духовные потребности;

3) концепция человека в деревенской прозе задается мирообразами Дома-Деревни, слитностью человека с природой и землей, сопричастностью к роду, соборностью и роевостью;

4) в развитии деревенской прозы от 60-х к 80-м годам XX века наблюдается тенденция к редуцированию: образы естественного человека, праведника, чудика замещаются «обсевками», «межедомками», «архаровцами», «выламывающимися» из деревенского хронотопа;

5) концепция человека проецируется на проблему русского национального характера.

Практическая значимость работы. Положения и выводы диссертации могут послужить основанием для дальнейшей научной работы по изучению деревенской прозы. Выбранная тема открывает новые перспективы в исследовании актуальной проблемы - духовно-нравственный поиск деревенской прозы в контексте русской литературы XX столетия. Материалы диссертации могут быть использованы в системе общих курсов теории и истории русской литературы, спецкурсах, спецсеминарах, посвященных изучению указанного периода, а также при составлении методических рекомендаций и учебных пособий по изучению литературы XX столетия.

Апробация диссертации велась на протяжении четырёх лет исследовательской работы по данной теме. Её ход и результаты регулярно излагались в докладах на конференциях (межрегиональная научно-практическая конференция «Роль гуманитарных наук в системе социального образования» в 2004 г., межвузовская конференция «Через высшее образование к профессионализму» в 2006 г.), в публикациях, а также в процессе проведения занятий по спецкурсу «Русская литература XX века». Диссертация обсуждалась на кафедре русской литературы XX века БГУ.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Новожеева, Инна Вячеславовна

Заключение

Деревенская проза 1960-1980-х годов XX столетия продолжает многовековую тему национальной литературы - тему крестьянской России, творчески наследуя провозглашенные и воспетые ее предшественниками идею живительной силы крестьянской морали и нравственности, мотив «власти земли». Классические образы народного праведника, странника, правдоискателя находят продолжение в деревенской прозе. Художественные образы переселенцев, безземельных и безлошадных крестьян, которые воплотили в литературе 80-х годов XIX века социальный и нравственный конфликт русской деревни, разрушение патриархальных христианских устоев, предвосхитили образы «обсевков», беспамятных крестьян деревенской прозы.

Деревенскую прозу 1960-1980-х годов XX века отличает целостная концепция мира и человека.

При всем многообразии индивидуальных судеб и характеров героев Ф.Абрамова, В.Астафьева, В.Белова, В.Распутина, В.Шукшина объединяет некая типологическая общность, заключенная в их «деревенском» происхождении, в знаковой принадлежности персонажей к Деревне. Родовой дом, опоэтизированный труд на земле, соборность и роевость, естественность и простота (наподобие природной сообразности) - основные столпы мировоззрения селянина и определяющие начала концепции человека в деревенской прозе.

Вместо простого советского человека художники, сформировавшиеся в русле деревенской школы, изобразили на страницах своих произведений нового героя - сельского жителя, образ которого определен бытийными координатами (землей, природой, традиционными устоями деревенского уклада), человека «земного в деяниях и помыслах» [18, Т.1,319].

Абсолютная идея и назначение человека состоит в его земном предназначении: человек приходит в мир, чтобы «создавать жизнь, растить хлеб, любить все сущее вокруг» [18, Т.1, 265].

Концепция человека в деревенской прозе определена единством сознания сельского жителя и его бытия. Образ человека в произведениях Ф.Абрамова, В.Астафьева, В.Белова, В.Распутина вырисовывается на фоне огромных массивов бытия - национально-исторической жизни, природы.

Характер героя деревенской прозы определяет ряд сущностных представлений о мироздании и особенностей мироощущения, важнейшими из которых являются мирообразы Деревни-Дома, дороги, специфическое восприятие времени. Мироощущение сельского жителя характеризует исходная установка на лад, гармонию, центральной позицией которой является идея единения природы и человека.

В произведениях В.Астафьева, В.Белова и В.Распутина человек изображен в его антропологической, природной сути. Сельский житель дан в характерном для него отношении к земле. Отождествляя человека с миром природы, деревенские прозаики создают космоцентричную картину мира, в которой человек предстает неотъемлемой частью мироздания.

Поэтому можно говорить о том, что человек в произведениях деревенской прозы прежде всего представлен как существо природное.

Художественный мир деревенской прозы есть создание не только модели сущего, но и должного человеческого бытия, основанного на естественных началах. Создатели деревенской прозы выступает за естественность в широком понимании, предполагающем соблюдение законов природы и обязательное соотнесение, согласование с ними законов социальных, ибо нормы человеческого общежития являются частью общих законов природы, в той степени, в какой человек является ее частью. Поэтому народные этика и эстетика, формирующиеся в тесном контакте человека с природой, приняты прозаиками за естественное проявление души и органично вошли в ладное мироощущение героев.

Человек в произведениях деревенской прозы заявляет о себе и как родовое существо. И его родовое начало обусловлено общечеловеческим генофондом, информационной памятью прошлых поколений. При этом понятие «род» в контексте исследуемого явления раскрывается как некая духовная субстанция, в которую погружены корни личности и по своей семантике приближается к пониманию «вселенского начала».

Следовательно, наделенный чувствами исторической памяти, причастности к роду, соборности, составляющих первооснову этической системы героя, человек в деревенской прозе заявляет о себе как существо духовное, способное постигать тайны бытия и соотносить с ними свое поведение.

Традиция духовности актуализируется в художественной системе деревенской прозы в образе праведника. Это положительный герой особого типа, выражающего авторские представления о глубинных национальных духовных традициях, закрепленных веками этических нормам крестьянского мира. В их духовной организации особое место занимает память, привязанность человека к земле, природе, родным могилам, к прошлому. Герои - праведники (бабушка Катерина из «Последнего поклона» В.Астафьева, героиня Ф.Абрамова Милентьвна, старухи Дарья и Анна из повестей В.Распутина, герои рассказа В.Шукшина «Светлые души и др.) наделены душевной открытостью, искренностью, умением сочувствовать и сопереживать. Раскрывая смысл праведного существования человека, писатели уверены в способности народной духовности противостоять разладу. Их гармоничное мироощущение раскрывает перед героями и вслед за ними читателями пути духовного самоусовершенствования.

Писатели отдают предпочтение такому герою, который отмечен развитым чувством причастности к общей жизни, к своему роду и говорят о трагической опасности отчуждения человека от своих корней. Ситуация разрыва с домом, деревней, семьей, переездом в город становится концептуально значимой, формирующей тип маргинального человека, оторвавшегося от рода, усвоившего иную, городскую психологию или находящегося между деревней и городом, воплощенного в художественных образах « архаровцев», «обсевков», «межедомков».

Важным для такого героя становится отсутствие чувство дома, соотнесенности со своим родом. Под влиянием городской культуры в характере героя произошли существенные и значительные изменения (прежде всего в нравственно-этическом плане), и они настолько сильны, что герой выпадает из рамок культурной традиции, к которой принадлежит. Психологическими новообразованиями маргинальной личности становится отсутствие традиционной цельности характера, наличие духовной эрозии, изменения архаического сознания селянина.

Это обстоятельство дает основание утверждать, что сущность человека определяют культурологические ритмы - земледельческие или урбанистические. А в деревенской прозе наблюдается художественная тенденция видения и изображения внутреннего мира человека как мира культуры.

Таким образом, концепция человека в произведениях В.Астафьева, Ф.Абрамова, В.Белова, В.Распутина, В.Шукшина 1960 - 1980-х годов представлена как некая целостность, состоящая из таких компонентов, как уровень природного естества, уровень генетически-родового, уровень духовного. В своем единстве они обеспечивают сущность концепции человека деревенской прозы, особую, принципиально отличную от других художественных систем.

В целом, концепция человека, несмотря на ее целостность, не является статичной. Очевидны те изменения, что произошли с героем деревенской прозы от 1960-х к 80-м годам. Образы естественного человека, праведника, чудика замещаются «обсевками», «межедомками», «архаровцами», «выламывающимися» из деревенского хронотопа.

В.Астафьев, Ф.Абрамов, В.Белов В.Распутин, В.Шукшин запечатлели в своих произведениях не только духовный распад русского человека, но и напряженный поиск духовно-нравственного возрождения, которое неизменно связывают с духовными традициями русского крестьянства.

Следуя традиции русской литературы, связующей понятие идеала с народом, В.Астафьев, Ф.Абрамов, В.Белов и В.Распутин исходят из того, что нравственные и духовные основы нации, ее генетические корни изначально здоровы и благостны. Сельская местность в представлении писателей -питательная среда нравственного потенциала человека. Центральная идея крестьянского лада - идея непреходящей ценности традиций и идеалов * народной культуры, животворности народных традиций как генетически культурно-нравственных, духовных основ общества - определяет всю деревенскую прозу в целом.

Исследование в деревенской прозе крестьянского мироощущения и мировоззрения, устоев традиционной крестьянской жизни как идеального мироздания неизбежно связано с проблемой национального характера.

Во-первых, деревенская проза решает проблему русского национального характера, изображая героев - праведников, тем самым, выявляя ту особенность, которая является краеугольным камнем русской ментальности.

Во-вторых, наделяя женские образы «кремневым» характером, способностью в самых немыслимых условиях не терять стойкость духа, твердостью, волей и удивительной выносливостью в преодолении жизненных невзгод, сопряженные с православной жертвенностью и символизирующие неистребимую силу русского женского характера, развивают и дополняют воспетый в веках национальный тип величавой славянки.

В-третьих, образ человека с чудинкой является воплощением не только идеи индивидуальности и уникальности каждой отдельной личности, ' но и являет собой тип русского национального характера, вобравшего в себя и вечное чувство любви к людям, и трагическую рефлексию на несовершенство мира, и духовную устремленность, поиск высшей правды, и бесконечное стремление русской души к празднику.

Проблема человека в деревенской прозе проецируется не только на проблему о национальном характере, но и на вопрос о национальной судьбе. В одной из рабочих записей В.Шукшина пророчески сказано: «Разлад на Руси, большой разлад. Сердцем чую» [287, 666]. «Народа уже нет, - уже позже развил В.Астафьев, - а есть сообщество полудиких людей, щипачей, лжецов, богоотступников . продавших землю и волю свою.» [134, 250] В общей тональности произведений Ф.Абрамова, В.Астафьева, В.Белова, В.Распутина, В.Шукшина отчуждение сельского человека от почвы влечет за собой извращение традиционной нравственности и неисправимые искажения национального характера.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Новожеева, Инна Вячеславовна, 2007 год

1. Абрамов Ф. Чистая книга: Роман, повести, рассказы, публицистика. М., 2004.

2. Абрамов Ф. Братья и сестры. Роман в четырех книгах. Книги первая и вторая. М., 1987.

3. Абрамов Ф. Братья и сестры. Роман в четырех книгах. Книги третья и четвертая. М., 1987.

4. Агеев А. Конспект о кризисе: Социокультурная ситуация и литературный процесс. //Лит. Обозрение. М., 1989. -№3. - С. 15-21.1. 5. Агеев А. Распутин новый и старый //Знамя. 1999. - №6. - С. 218-220.

5. Адамович А. О современной прозе. М., 1981.

6. Адамович А. Мы шестидесятники. Статьи. - М., 1991.

7. Адоньева С. Б. О ритуальной функции женщины в русской традиции. //Живая старина. № 1. - 1998. - С. 26 - 28.

8. Адрианова Перетц В.П. Человек в учительной литературе Древней Руси. //ТОДРЛ. - Л., 1972.

9. Акимов В. Есть люди в Пекашине! //В. Акимов. На ветрах истории: Очерки о книгах советских писателей. Л., 1981. - С. 132 - 143.

10. Акимов В. «Человек и время». «Путевая проза», «деревенская проза»: открытия и уроки». -М., 1986.

11. Аннинский Л.А. Тридцатые семидесятые. Литературно-критические статьи. -М., 1977.

12. Антошин М.К. Характер в русской советской прозе 60-80-х годов. Автореферат дис. . канд. филолог, наук. - М., 1991.

13. Апухтина В.А. Проза В. Шукшина: Учебное пособие для пединститутов. -М., 1981.

14. Арсентьева Н.Н. Народный характер в произведениях И.А.Бунина. //Орловский край (опыт истории и перспективы развития). Материалы научно-практической конференции. Орел, 1992. - С. 311 - 320.

15. Астафьев В. След человека. Пермь, 1962.

16. Астафьев В. Жестокие романсы: Рассказы. М., 2002.

17. Астафьев В.П. Сочинения в 2-х т. Екатеринбург, 2003.

18. Астафьев В. Зрячий посох: Повести, очерки. М., 2004.

19. Астафьев В.Пастух и пастушка: Повести. М., 2004.

20. Астафьев В.Царь-рыба: Повести, рассказы. М., 2004.

21. Балаценко Н.С. Художественная концепция личности в творчестве В.Белова и В.Маканина. Диссертация . канд. филолог, наук. -Армавир, 2000.

22. Баранов В. Формула творчества //Литературное обозрение.1975.-№ 12.-С. 64-69.

23. Басинский П.В. Деревенская проза. М., 2000.

24. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.

25. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

26. Бахтин М. М. Проблема текста //Вопросы литературы.1976. -№10. -С.25-140.

27. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

28. Белая Г. Художественный мир современной прозы. М.,1983.

29. Беликов Ю. Столбовой переселенец: О писателе В.П.Астафьеве //Юность. 1993. - № 1. - С. 42 - 49.

30. Белинский В. Г. Полн. собр. соч.: В 13-ти т. М., 1953-1959.-Т.5.

31. Белов В. И. Избранные произведения: В 3-х т. М., 1984.

32. Белов В. Возродить в крестьянстве крестьянское. // Правда. 1988. -15апр.

33. Белов В.И. Избранное. М., 2002.

34. Благой Д.Д. О традициях и традиционности //Традиция в истории культуры. М., 1978. - С. 27 - 39.

35. Большакова А. Увидеть лицо человеческое: Над страницами произведений В.Астафьева //Литература в школе. 1984. - № 2. - С. 13-21.

36. Большакова А.Ю. Русская деревенская проза 1960 1990-х годов в англо-американском восприятии //Филологические науки. - 1995. -№5.-С. 45-54.

37. Большакова А.Ю. Деревня как архетип: От Пушкина до Солженицына. М., 1999.

38. Большакова А.Ю. Нация и менталитет: Феномен «деревенской прозы» XX века. М., 2000.

39. Большакова А.Ю. О вечно-девичьем в женской душе. .//Литературная учеба. 2001. - №1. - С. 45-52.

40. Большакова А.Ю. Русская деревенская проза в новом осмыслении //Литературная учеба. 2001. - №4. - С. 45-47.

41. Большакова А.Ю. Русская деревенская проза XX века-Шумен, 2002.

42. Большакова А.Ю. Судьбы крестьянства в русской литературе. М., 2002.

43. Большее А.О.Исповедально-автобиографическое начало в русской прозе второй половины XX века. Автореферат . докт. филолог, наук. - СПб., 2003.

44. Бондарев Ю. Поиск истины. М., 1976.

45. Бочаров А. Требовательная любовь. Концепция личности в современной прозе. М., 1977.

46. Бочаров А.Г. Бесконечность поиска. Художественные поиски современной советской прозы. М., 1982.

47. Браун Е. Brown Е. Russian literature since the revolution.1. Cambridge.-L., 1982.

48. Булгаков C.H. Православие: Очерки учения православной церкви. -М., 1991.

49. Бунин И. А. Собр. соч. в 9 -ти т. М., 1967.

50. Быстрое В.И. Шукшин и Достоевский // Русская литература. -1984.-№4.-С. 134-155.

51. Валикова Д. Деревенская проза: создатели и герои //Литература. 2001. - №5.

52. Васильев В. Сопричастность жизни: Литературнокритические статьи. -М., 1977.

53. Васильев В. Из колена Аввакумова: Личность и творчество Ф. Абрамова в свете перестройки //Наш современник. 1987. - № 3, 4. - С. 115-124, 151-161.

54. Вахитова Т.М. Повествование в рассказах В.П. Астафьева «Царь-рыба». М., 1988.

55. Велецкая Н. Н. Языческая символика архаических ритуалов. -М., 1978.

56. Вертлиб Евг. Русское от Загоскина до Шукшина. - Спб.,1992.

57. Вильчек А. Вниз по течению «деревенской прозы» //Вопросы литературы. 1985. -№ 6. - С.34-72.

58. Виноградов В.В. Избранные труды: Поэтика русской литературы. М., 1976.

59. Газизова А. А. Обыкновенный человек в меняющемся мире: опыт типологического анализа советской философской прозы 60 80-х годов. -М., 1990.

60. Гапон Е. С. Концепция личности в прозе В. Распутина 1990 2000-х годов. - Диссертация канд. фил. н. - Армавир, 2005.

61. Гаспаров Б. Литературные лейтмотивы. Очерки русской литературы XX века. М., 1994.

62. Гачев Г. Д. Национальные образы мира: Курс лекций. М.,1998.

63. Герасименко А. П. Русский советский роман 60 80-х годов (Некоторые аспекты концепции человека). - М., 1989.

64. Гиллеспи Д. Gillespie D. Valentin Rasputin and Soviet Russian Village Prose. London, 1986.

65. Гинзбург Л. О литературном герое. Л., 1979.

66. Гинзбург Л. Литература в поисках реальности. Л., 1987.

67. Гончаров П.А. От «Печального детектива» к «Веселому солдату»: Стилевые доминанты прозы В. Астафьева //Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. Вып. 1. - Тамбов, 2002 - С. 37 -45.

68. Гончаров П.А. Творчество В. Астафьева в контексте русской прозы 50 90-х г. г. - М., 2003.

69. Гончаров П.А. Творчество В. Астафьева и проблемы периодизации литературного процесса 1950 90-х г.г. //Русское литературоведение в новом тысячелетии. - М., 2003. - Т. 2. - С. 38 - 44.

70. Гончаров А.П. «Высший сан на Земле называться человеком»: Сакральное и сатирическое в «Царь-рыбе» В. Астафьева. //Литература в школе. - 2003. - № 9. - С. 18-22.

71. Гончаров П.А. Творчество В.Астафьева в контексте русской прозы 2-й половины XX века. Диссертация . докт. филолог, наук-Тамбов, 2004.

72. Горн В.Ф. Василий Шукшин: Штрихи к портрету. М.,1993.

73. Горький М. Собр. соч. в 30-ти т. М., 1949 - 1955. - Т. 23.

74. Грацианова И. С. Концепто-сфера и архетипическое пространство русской онтологической прозы последней четверти XX столетия. Дисс. канд. филолог, наук. - Краснодар, 2004.

75. Гришенкова Г.Ф. Проблема русского национального характера в творчестве В.Распутина. Диссертация . канд. филолог, наук. -Тюмень, 2004.

76. Громыко М.М. Трудовые традиции русских крестьян Сибири (XVIII первая половина XIX в.). - Новосибирск, 1975.

77. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М.,1984.

78. Гусев В. Память и стиль. Современная советская литература и классические традиции. -М., 1984.

79. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1-4.-М., 1978.

80. Дедков И. Рецензия на «Последний срок» //Дружба народов. -1971.-№3,-С. 270.

81. Дедков И. Последние штрихи //Дружба народов. 1975. - № 4.-С. 255-258.

82. Дедков И. На вечном празднике жизни (О прозе В. Астафьева) //Вопросы литературы. 1977. - № 6. - С. 40 - 82.

83. Дедков И. Последние штрихи. (Василий Шукшин) //И.Дедков. Возвращение к себе. М., 1978. - С. 101 - 132.

84. Дедков И. О творчестве Ф. Абрамова //Вопросы литературы. -1982.-№7.-С. 37-65.

85. Деревенская проза /Отв. ред. Гаспаров М.Л. М., 2000.

86. Дискуссия о «Калине красной» //Вопросы литературы. -1974. № 7. - С.28 - 90.

87. Дорогой ценой. Писатели о русском крестьянстве середины XX века. /Сост. Ю. Сенчуров. М., 1989.

88. Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30-ти т. J1., 1972 -1990.- Т. 25, Т.ЗО.

89. Драгомирецкая Н.В. Поэтика времени в современной прозе и проблема переосмысления художественного образа //Филологические науки.- 1987.-№4-С. 3-10.

90. Драгомирецкая Н. В. Автор и герой в русской литературе XIX-XX вв.-М, 1991.

91. Елистратов В. С. Словарь языка Василия Шукшина: Около 1500 слов, 700 фразеологических единиц. М., - 2001.

92. Емельянов В. А. Воспитание любовью: Нравственный потенциал творчества В. Белова //Литература в школе. 1982. - № 5. - С. 12 -17.

93. Емельянов Л. И. Василий Шукшин: Очерк творчества. Монография. Л., 1983.

94. Ершов Л.Ф. Социально-философский роман Л. Леонова и русская проза 70-х годов. Саратов, 1982.

95. Ершов Л.Ф. Три портрета: Очерки творчества В.Астафьева, Ю.Бондарева, В.Белова. М., 1985.

96. Ершов Л.Ф. Валентин Распутин и социально-философская проза 1970 1980 годов //Русская литература. - 1987. -№ 1. - С. 145-156.

97. Ершов Л.Ф. Современная социально-философская проза (1970 1980-е годы). - Л., 1989.

98. Есаулов И. А. Категория соборности в русской литературе. -Петрозаводск, 1995.

99. Захариева И. Новелллистика Василия Шукшина //Болгарская русистика. 1982. № 5. - С. 3 - 12.

100. Залыгин С. Литературные заботы. М., 1972.

101. Залыгин С. Критика, публицистика. М. 1987.

102. Земля Федора Абрамова. /Сост. Л. Крутикова. М., 1986.

103. Золотусский И. Познание настоящего //Вопросы литературы. 1975. - № 5. - С. 3 - 29.

104. Золотусский И. Час выбора. М., 1977.

105. Золотусский И. Федор Абрамов. Личность, книги, судьба.1. М, 1986.

106. Ивлев Г.А. Особенности лирической прозы 70-х гг. («Царь-рыба» В. Астафьева) // Единство и многообразие. Казань, 1982. - С. 118-130.

107. Ильин A.A. Русская литература в контексте отечественных православных традиций. Ярославль, 2000.

108. Ипатов А. Н. Православие и русская культура. М., 1985.

109. История русской литературы. В 4 х т. /Под ред. Ф. Л. Прийма, Н. И.Пруцкова. - Т. 3. - Л., 1982.

110. Жилина Н. П. Новеллистка В. Шукшина в литературном процессе 60 70-х гг. XX века: Учебное пособие. - Калининград, 2000.

111. Калимуллин И.И. Концепция личности в советской повести 60-х годов (В.Липатов, В.Чивилихин, В.Астафьев, В.Белов, В.Лихносов). Диссертация . канд. филолог, наук. -Бийск, 2002.

112. Карасев Л.В. Онтологический взгляд на русскую литературу-М, 1995.

113. Карпов А. Тепло родного дома. О творчестве В.Белова. //Литература в школе. 1987. - № 4. - С. 21 - 29.

114. Карпова В. М. Талантливая жизнь! Василий Шукшин -прозаик. -М, 1986.

115. Карякин Ю. Самообман Раскольникова. М., 1976.

116. Кашина Н. В. Человек в творчестве Ф. М. Достоевского.1. М., 1986.

117. Кларк К. Clark К. Political History and Literary Chronotope: Some Soviet Case Studies. //Literary and History: Theoretical Problems and Russian Case Studies. Ed. G. S. Morson. Stanford, 1986.

118. Клевцов С. В. Город и деревня: метафизическое осмысление поворота в развитии западной цивилизации. //Историческая поступь культуры: земледельческая, урбанистическая, ноосферная. /Сборник научных трудов. Брянск, 1994. - С.111 - 128.

119. Клитко А. И. Глубина фокуса (О прозе наших дней). М.,1981.

120. Ковский В. Литературный процесс 60 70-х годов. - М.,1983.

121. Ковский В.Е. Пафос гуманизма (Современная советская литература и духовный мир личности). М., 1985.

122. Кожинов В.В. Виды искусства. М., 1960.

123. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. М., 1982.

124. Козлова С. М. Поэтика рассказов В. М. Шукшина. -Барнаул, 1992.

125. Колобаева Л. Сыновний долг //Новый мир. 1977. - № 3. -С. 213-219.

126. Колобаева Л.А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX XX вв. - М„ 1990.

127. Колобаева Л. А. Распутин рассказчик //Русская словесность. - 2002. - №2. - С. 11 - 18.

128. Компанеец В.В. Русская социально-философская проза 1970-80-х годов (нравственный и психологический аспект изображения человека). Саратов, 1994.

129. Коробов В. И. Василий Шукшин. 2-е изд., - М., 1988.

130. Котенко Н. Валентин Распутин. Очерк творчества. М.,1988.

131. Крест бесконечный. В.Астафьев В.Курбатов: Письма из глубины России. - Иркутск: Издатель Сапронов, 2002. - 512 с.

132. Кржижановский H. H. Художественная реализация категории соборности в «малой» прозе В. Белова 60 90-х г.г. XX в. -Диссертация канд. фил. н. - Краснодар, 2004.

133. Крамов И. В зеркале рассказа. М.: Советский писатель, 1986.-272 с.

134. Красикова Е. В. Главный дом (О романе Ф. Абрамова «Дом»). //Русская речь. 1998. - № 5. - С. 26 - 34.

135. Крутикова-Абрамова Л. В. Ищите праведный путь (К 80-летию со дня рождения Федора Абрамова) //Литература в школе. 2000. - № 2. -С.41 - 53.

136. Кудрявцев Ю. Три круга Достоевского. Событийное, социальное, философское. М., 1979.

137. Курбатов В. Виктор Астафьев. Новосибирск, 1977.

138. Курбатов В. Даль свободного романа //Литературное обозрение. -№3. 1978. -С.19-23.

139. Курбатов В. Миг и вечность: размышления о творчестве В. Астафьева. Красноярск, 1983.

140. Курбатов В. Валентин Распутин: Личность и творчество. -М., 1992.-176 с.

141. Курляндская Г.Б. Русский национальный характер в творчестве Тургенева. //Орловский край (опыт истории и перспективы развития). Материалы научно-практической конференции. Орел, 1992. - С. 305-311.

142. Кузнецов Ф.Ф. Избранное в 2-х т. М.: Современник, 1981.

143. Кузнецов Ф.Ф. Кровная связь: Судьбы деревни в советской прозе 1987.

144. Кузьмук В.А. Своеобразие героя рассказов В.Шукшина,1. М., 1978.

145. Лавров Вл. Мужество на всю жизнь (К 75-летию Федора Абрамова). //Нева. 1995. - № 2. - С. 188 - 193.

146. Ланщиков А.П. Ищу собеседника. О прозе 70 80-х годов. -М., 1988.-368 с.

147. Ланщиков А.П. Виктор Астафьев. М, 1992.

148. Лапченко А. Ф. Человек и земля в русской социально-философской прозе 70-х годов (В. Распутин, В. Астафьев, С. Залыгин). Л.: Издательство Ленинградского ун-та, 1985.

149. Лебедева С. Н. Мировоззренческие истоки творчества В. Г. Распутина. //Русская словесность. 2001. - № 4. - С.ЗЗ - 40.

150. Лебедева С. Н. Повести В. Г Распутна (аксиологический аспект). // Вестник Волжского университета. Сер.: Филология. Тольятти, 2003. Вып. З.-С. 69-80.

151. Левашова О.Г. Шукшинский герой и традиции русской литературы XIX в.: Достоевский и Толстой. Дисс. . докт. фил. н. -Барнаул, 2003

152. Лейдерман Н., Липовецкий М. Между хаосом и космосом. Рассказ в контексте времени. //Новый мир. № 7. - 1991. - С. 240 - 267.

153. Лейдерман Н., Липовецкий М. Современная русская литература: 1950 1990-е годы. Учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. В 2-х т. - Т. 2: 1968 - 1990. - М.: Изд. центр «Академия»,2003.-688 с.

154. Леонтьев Э.П. Проблема автора и читателя в прозе и публицистике Шукшина. Диссертация . канд. филолог, наук. - Рубцовск,2004.

155. Линков В. Я. Мир и человек в творчестве Л.Толстого и И.Бунина. М.: Изд-во МГУ, 1989. - 176 с.

156. Литература и современность. Сборник 16-й. Статьи о литературе 1976 1977 /Сост. В. Литвинов, В. Осоцкий. - М.: Худ. лит., 1978. - 391 с.

157. Литературный процесс и концепция личности. Сборник научных трудов /Под ред. У. Н. Насырова. Ташкент, 1982.

158. Литературоведение на пороге XXI века: Материалы Международной научной конференции. (МГУ, Май 1997). М., 1998. - 501 с.

159. Лихачев Д. С. Заметки о русском. M., 1981.

160. Лихачев Д. Избранные работы. В 3-х т. Л.: Худ. лит., 1987.

161. Лопухина-Родзянко Т.А. Духовные основы творчества Солженицына. Frankfurt: Посев, Сор, 1974. - 178 с.

162. Лосев А. Эллинистически-римская эстетика I II вв. н. э.1. М., 1979.

163. Макаров А. Во глубине России. М., 1973.

164. Макаров А. Критик и писатель. М., 1974.

165. Мартьянова С. А. Образ человека в литературе: От типа к индивидуальности и личности. Владимир: ВГПУ, 1997. - 121 с.

166. Мешалкин A.B. Концепция социально активной личности в романе В.Астафьева «Печальный детектив» //Писатель и время М., 1991. -С. 106-114.

167. Митин В.Г. На пороге нового смысла //Валентин Распутин: Страницы творчества. М., 1988. - С. 4 - 17.

168. Мифы в искусстве старом и новом. Историко-художественная монография. (По Рене Менару). М.: Современник, 1993. -272 с.

169. Михайлов А. Право на исповедь. Молодой герой в современной литературе: Литературно-критические статьи. М.: Молодая гвардия, 1987. 207 с.

170. Можаев Б. Где дышит дух //Литературная газета. 1979. -31 октября.

171. Мокрова М.В. «Чудики» В. М. Шукшина и Б. Г. Екимова. //Туманит, исслед. Астрахань, 2003. - № 8. - С. 98 - 101.

172. Николаев Г. О Федоре Абрамове: Воспоминания //Нева. -1987.-№5.-С. 198-201.

173. Никонова Т. Прощание: Размышление над страницами «деревенской» прозы. Воронеж, 1990.

174. Недзвецкий В.А. Русская советская литература (1941 1985): Курс лекций. Будапешт, 1989.

175. Недзвецкий В.А., Филиппов В.В. Русская деревенская проза. -М.: МГУ, 1999.-144 с.

176. Новейший философский словарь /Сост. А.А.Грицанов. М.: Скакун, 1998. - 896 с.

177. Овчаренко А. Новые герои новые пути. - М.: Современник, 1977. - 479 с.

178. Овчаренко А.И. От Горького до Шукшина. М.: Современник, 1982.-494 с.

179. Овчаренко А. Творчество Василия Белова в восприятии советской и зарубежной критики. // Вопросы литературы. 1983. - № 8. - С. 31-53.

180. Овчаренко А. И. Большая литература: Основные тенденции развития советской художественной прозы 1945 1985 годов. Семидесятые годы.-М.: Современник, 1988. - 621 с.

181. Одиноков В. Г. Типология образов в художественной системе Ф.М. Достоевского. Новосибирск: Наука, 1981. - 145 с.

182. Оклянский Ю. Мужество: О Федоре Абрамове //Вопросы литературы. 1988. - № 4. - С. 155 - 175.

183. Оклянский Ю. Перечитывая Федора Абрамова: К сегодняшним спорам //Знамя. 1988. - Кн. 10. - С. 207 - 216.

184. Оклянский Ю. Мирский набат Федора Абрамова: О своеобразии таланта и современном дилетантизме //Вопросы литературы. -1989,-№8.-С. 77-114.

185. Оклянский Ю.М. Дом на Угоре. (О Федоре Абрамове и его книгах). М.: Худ. лит., 1990 - 208 с.

186. Павлов Ю. M. Художественная концепция личности в русской и русскоязычной литературе XX века. М.: ИМЛИ РАН, 2003. - 204 с.

187. Палиевский П.В. Литература и теория. M.: Сов. Россия,1979.

188. Панкеев И. А. Валентин Распутин: по страницам произведений. М.: Просвещение, 1990. - 144 с.

189. Перевалова C.B. «Особая география памяти». Образ автора в русской прозе 1970 1980-х г.г. - Волгоград: Перемена, 1997.

190. Перевалова C.B. Проза В.Г.Распутина: автор и герои. Учебное пособие. Волгоград: Перемена, 2000.

191. Петрик А.П. «Деревенская проза»: итоги и перспективы изучения//Филологические науки.- 1981.-№ 1.-С. 112-116.

192. Письма из деревни: Очерки о крестьянстве в России второй половины XIX века /Сост. Ю. В. Лебедев. М.: Современник, 1987. - 511 с.

193. Плеханова И. И. Особенности сюжетосложения в творчестве В.Распутина (к проблеме художественной условности) //Русская литература. -1988.- №4.-С. 87.

194. Попова И.В. Национально-поэтический контекст прозы В.Распутина 1980 90-х годов. - Диссертация . канд. филолог, наук-Тамбов, 2003.- 189 с.

195. Попова И. В. Национальный контекст малой прозы В. Распутина. // Русское литературоведение в новом тысячелетии. М., 2003. -Т. 2.-С. 167- 170.

196. Портер P. Porter R. Four Contemporary Russian writers. N.Y.: Oxford, 1989.

197. Проза Астафьева: К проблеме мастерства: Сб. ст. -Красноярск, 1990.

198. Проза Валентина Распутина: Обсуждение //Вопросы литературы. 1977. - № 3. - С.45-58.

199. Пронягин В.М. Художественное постижение русской соборности в прозе второй половины XX века. Философско-эстетические очерки Владимир: Маркарт, 2002. - 208 с.205. 15 встреч в Останкине /Сост. Т.Земскова. М.: Политиздат, 1989. - 303 с.

200. Распутин В. Повести. М., 1976. - 459 с.

201. Распутин В. Быть самим собой //Вопросы литературы. -1976.-№9.-С. 11-17.

202. Распутин В. Необходимость правды: Выступление на теоретическом семинаре «Литература и нравственность». //Литер, учеба. -1984.-№3.-С. 120-134.

203. Распутин В. Что в слове, что за словом? Иркутск, 1987.

204. Распутин В. Мой манифест //Наш современник. 1997. - № 5.-С.З-6.

205. Распутин В.Г. Пока жива Россия, будет жива и русская литература. //Литературная Россия. 1997. - 4 апреля.

206. Распутин В. Новый ковчег //День литературы. 2000. - № 910.

207. Распутин В.Г. «Литература это нравственное служение» //Рос писатель, - М., 2003. - № 6. - С. 6-7.

208. Распутин В. Деньги для Марии: Повести и рассказы. М.: Эксмо, 2004. - 736 с.

209. Распутин В. Живи и помни: Повести. М.: Эксмо, 2004.736 с.

210. Russian Literary and Criticism. Selected Papers from the Second World Congress for Soviet and East European Studies. Berkley, 1982.

211. Роднянская И.Б. Вяч. И. Иванов. Свобода и трагическая жизнь: Исследование о Достоевском. //Достоевский. Материалы и исследования. Л., 1980. - С.

212. Романова Г. Распутин «Живи и помни»: Пространственно-временная организация повести //Литературная учеба. М., 2003. - № 4. - С. 175- 184.

213. Рубашкин А. Двадцать лет спустя. Уроки Федора Абрамова. //Звезда. №6. - 2003. - С. 192 - 195.

214. Русская новелла. Проблемы теории и истории. СПб., 1993.-278с.

215. Салынский О. Дом и дороги // Вопросы литературы. 1977. -№2. - С.6-10.

216. Самочатова О. Я. Крестьянская Русь в литературе. Очерки, наблюдения, заметки. Тула: Приокское книжное изд-во, 1972, -187 с.

217. Сарказм и боль Леонида Сошнина. Еще раз о романе В. Астафьева «Печальный детектив» //Урал. 1987. - № 1. - С. 172-178.

218. Сигов В. К. Проза В. Распутина. М., 1984.

219. Сигов В.К. В. Шукшин. Справочные материалы к анализу рассказов. //Страницы истории русской литературы XX века. М., 1998.

220. Сигов В. К. Русская идея В.Шукшина: Концепция народного характера и национальной судьбы в прозе. М.: Интеллект-центр, 1999.

221. Селезнев Ю. И. В мире Достоевского. М., 1980. - 336 с.

222. Селезнев Ю. Василий Белов. Раздумья о творческой судьбе писателя. М.: Сов. Россия, 1983. - 144 с.

223. Семенова С. Валентин Распутин. М.: Сов. Россия, 1987.176 с.

224. Семенюк М. О публицистичности современной прозы. Роман Астафьева «Печальный детектив» //Литература в школе. 1987. - № 1. -С. 7-14.

225. Серафимова В. Д. Слово в художественном мире Валентина Распутина. //Русская речь. 2002. - № 6. - С. 24 - 29.

226. Серман И.З. Проблемы крестьянского романа в русской критике середины XIX в. //Проблемы реализма русской литературы XIX в. -М.-Л., 1961.

227. Скопкарева С. Л. В поисках идеала. Концепция личности в > прозе Д.Гранина 60 80-х г.г. - М.: Прометей, 1998.

228. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в 5-ти т. /Под ред. Н. И. Толстого. Т. 1, 2. - М.: Международные отношения, 1995 -1999.

229. Смирнова А.И. «Не то, что мните вы, природа.» Русская натурфилософская проза 1960-1980-х годов. Волгоград, 1995.

230. Смирнова Л.А. Постижение духовной природы человека: О творчестве Астафьева В.П., Белова В.И., Можаева Б. //Литература в школе. -1995.-№4,-С.З 5-42.

231. Соколова Л.В. Духовно-нравственные искания писателей -традиционалистов 2-й половины XX в.: В. Шукшин, В. Распутин, В. Белов, В. Астафьев. Диссертация . докт. филолог, наук. - СПб., 2005. - 365 с.

232. Соловьева Е.В. Художественное воплощение духовно-религиозной проблематики в произведениях В. Распутина. Диссертация . канд. филолог, наук-М., 2005.

233. Солженицын А. Слово при вручении премии Солженицына Валентину Распутину 4 мая 2002 года. //Новый мир. 2002. - № 5. - С. 183 -195.

234. Старикова Е. Ищущая душа: Заметки при чтении повести В.Распутина «Пожар» // Новый мир. 1985. - № 12. - С. 232-236.

235. Стрелкова И. Истина, правда, справедливость: Осокровенном в прозе В.Шукшина //Литература в школе. 2003. - № 6. - С. 20 -23.

236. Сурганов Вс. Человек на Земле: Тема деревни в русской советской прозе 50 70-х годов. Истоки. Проблемы. Характеры. - 2-е изд., дополн - М: Сов. писатель, 1981. - 624 с.

237. Суханов В. И. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М., 1976.

238. Тендитник Н.С. Валентин Распутин: Очерк жизни и творчества. Иркутск: Изд-во Иркутского ун-та., 1987. - 232 с.

239. Тендитник Н.С. Мастера. Иркутск: Вост.-Сиб. Кн. изд-во, 1981.-303 с.

240. Терновская Е. А. Проблема праведничества в прозе Н. С. Лескова 1870 1880-х годов. - Диссертация . канд. филолог, наук-Мичуринск, 2006.

241. Тимошенко О.Т. М.А.Шолохов и В.П.Астафьев: Изображение человека и природы // Творчество М.А.Шолохова и советская литература. Ростов-на-Дону. 1990. - С. 82-85.

242. Тимофеева В. Пути художественного исследования личности. Л., 1975.

243. Творчество В.П. Астафьева: философский, исторический, филологический аспекты. Материалы конф., посвященной творчеству В.П. Астафьева. Красноярск - Ачинск, 1998.

244. Толстой Л. Н. Собр. соч. В 20-ти т. М., 1965,- Т. 20.

245. Топоров В.Н. О ритуале. Введение в проблематику. //Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. М., 1988.

246. Трава после нас. Интервью журналиста Феликса Медведева с деятелями советской литературы и искусства. М.: Изд-во Агентства печати Новости, 1988.-250 с.

247. Традиции русской классики XX века и современность: Материалы научной конференции, Москва, 14-15 ноября 2002г. /Ред.-сост. С. И. Кормилов. М: Издательство Московского университета, 2002. - 336 с.

248. Тростников В. Православная цивилизация. М.: Изд. дом Никиты Михалкова «Сибирский цирюльник», 2004. - 356с.

249. Тургенев И. С. Полн. собр. соч. и писем: В 30-ти т. 2-е изд. - Сочинения.-Т. З.-М., 1981.

250. Тургеневский сборник. Л., 1968. - Т. 4.

251. Турков А. На перепутьях лет. Движение конфликта в тетралогии Ф. Абрамова. Лит. учеба. - 1984. - № 2. - С. 113 - 122.

252. Турков А. Федор Абрамов. Очерк. М.: Советский писатель,1987.

253. Урнов Д. М. О близком и далеком. «Все впереди» Василия Белова. //Д.М.Урнов. Пристрастия и принципы. М.: Советский писатель, 1991.-С. 285-304.

254. Успенский Г. И. Собр. соч.: В 9-ти т. М., 1956.

255. Хайлов А. Грани рассказа. //Жанрово-стилевые искания современной советской прозы. М.: Наука, 1971. - С. 200 - 231.

256. Ханбеков Л. Веленьем совести и долга. Очерк творчества Федора Абрамова. М.: Современник, 1989. - 222с.

257. Хватов А. На родной земле, в родной литературе. М.: Современник, 1980. - 368 с.

258. Хельдт Б. Heidt В. Terrible Perfection. Women and Russian literature. 1987. -176 p.

259. Хисамова Г. Г. Женский речевой портрет (На материале рассказов В.Шукшина) //Художественный текст и языковая личность. -Томск, 1993.-С. 109-112.

260. Ходченкова И.В.Проблема русского характера в публицистике, повестях и рассказах В.Распутина.- Диссертация . канд. филолог, наук. Тверь, 2006.

261. Хомяковъ Д. А. Православие, самодержавие и народность. -Монреаль: Издаше Братства преп. 1ова Почаевскаго въ МонреалЪ, 1982. 231 с.

262. Хоскинг Дж. Hosking G. The Russian peasant rediscovered "Village Prose". Seattle, 1973.

263. Христианство и русская литература. Сб. статей /Под ред. В.А.Котельникова. СПб., 1994.

264. Цветов Г.А. Тема деревни в современной прозе. Л.: Знание, 1985.-32 с.

265. Цветов Г.А. Русская деревенская проза: эволюция, жанры, герои. Учебное пособие. СПб., 1992.

266. Чеканникова И.М. Русская деревенская проза в англоамериканской славистике. Диссертация . канд. филолог, наук. Томск, 2005.

267. Чекунова Т. Нравственный мир героев Астафьева. М., 1983

268. Черносвитов Е. Пройти по краю. Василий Шукшин: Мысли о жизни, смерти, бессмертии. М: Современник, 1989. - 237 с.

269. Четверикова О. А. Осмысление русской деревни В. И. Беловым в аспекте бунинской традиции. //Центральная Россия и литература русского зарубежья (1917 1939). - Орел, 2003. - С. 50-52.

270. Шагалов А. А. Измерения человечности: Нравственный выбор героя современной прозы. М.: Современник, 1983. - 352 с.

271. Шапошников В. Валентин Распутин. Новосибирск: Западно-сибирское книжное изд-во, 1978. - 68 с.

272. Шаравин А. В. Городская проза 70 80-х годов XX века. -Брянск: Изд-во БГПУ, 2000. - 388 с.

273. Шахерова О.Н. Распутин в школе: Книга для учителя. М.: Дрофа, 2004. - 288 с.

274. Широкова Л.В. Проза В.И. Белова в контексте русской литературы 80 90-х годов XX века. - Дисс. канд. фил. н. - Вологда, 2004.

275. Шолохов М. Поднятая целина. М, 1988.

276. Штут С. Рассуждения и описания. //Вопросы литературы. 1975.-№ 10.

277. Шукшин В. Вопросы к самому себе. М., 1961.

278. Шукшин В. Нравственность есть Правда. М., 1979.

279. Шукшин В. М. Жил человек.: Рассказы. М.: Художественная литература, 1991. - 494 с.

280. Шукшин В.М. Я пришел дать вам волю: Роман; Повести. -М.: Худ. лит., 1991.-413 с.

281. Шукшин В.М. Позови меня в даль светлую.: Рассказы. Повести. Записные книжки. М.: Эксмо, 2004. - 672 с.

282. Шукшин В. М. Собр. соч.: В 4-х т. М.: Литература; Престиж книга; РИПОЛ классик, - 2005. - 544.

283. Шукшинские чтения: Статьи, воспоминания, публикации. -Барнаул, 1984.

284. Щеглова Е. Так о чем же нам рассказывала «деревенская проза»? размышления о национальной и нравственной природе художественного явления. //Нева. 1991. № 10. - С. 171 - 184.

285. Щедрина Н. М. «Хронотоп испытания» в повестях Солженицына, Белова, Быкова //«Один Ивана Денисовича» Солженицына: Художественный мир. Поэтика, Культурный контекст. Благовещенск, 2003. -С. 97-111.

286. Щукин В.Г. Спасительный кров (О некоторых мифопоэтических источниках славянофильской концепции Дома) //Из истории русской культуры. Т.У (XIX век): Языки русской культуры. - М., 2000.-С. 589-603.

287. Яковлева Е.С. О понятии «культурная память» в применении к семантике слова // Вопросы языкознания. №3. - 1998. - С.43-71.

288. Яновский H.H. Виктор Астафьев. Очерк творчества. М,1. Г 1983.

289. Яновский H.H. Писатели Сибири. М, 1988.

290. Ярышкин В. П. Новая концепция человека. Русский космизм. Феномен пульсирующего бессмертия личности. Ижевск, 1998.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.