Гуманистическая направленность Общественно-педагогической деятельности В.Ф. Одоевского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Василенко, Олег Викторович
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 158
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Василенко, Олег Викторович
ВВЕДЕНИЕ.
1 ГЛАВА: СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КОНТЕКСТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО МИРОВОЗРЕНИЯ В.Ф. ОДОЕВСКОГО.
1.1. Социально-исторические детерминанты становления и развития мировоззренческой позиции В.Ф. Одоевского.
1.2. Биографический нарратив формирования социально-педагогических взглядов В.Ф. Одоевского.
1.3. Феноменология гуманистических воззрений В.Ф. Одоевского.
2 ГЛАВА: РЕАЛИЗАЦИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ В ОБЩЕСТВЕННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В.Ф. ОДОЕВСКОГО.
2.1. Своеобразие филантропической и просветительской деятельности В.Ф. Одоевского.
2.2. Характеристика гуманистического литературно-педагогического наследия В.Ф. Одоевского.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Педагогические основы организации В.Ф. Одоевским детских приютов в России2005 год, кандидат педагогических наук Глазырина, Ольга Вячеславовна
В.Ф. Одоевский - теоретик и практик печати и цензуры 1830-1840-х гг.2004 год, кандидат филологических наук Паршукова, Надежда Алексеевна
В.Ф. Одоевский в истории книжной культуры России: 1820-е - 1860-е гг.2010 год, кандидат исторических наук Вишневская, Евгения Эдуардовна
В.Ф. Одоевский - издатель, редактор и журналист: 1820 - 1848 гг.2013 год, кандидат филологических наук Гусев, Никита Владимирович
Андрей Тимофеевич Болотов как педагог просветитель2009 год, кандидат педагогических наук Шамедько, Надежда Владимировна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гуманистическая направленность Общественно-педагогической деятельности В.Ф. Одоевского»
На современном этапе развития и активного реформирования отечественного образования проблема его гуманизации становится явной доминантой современного педагогического процесса. Одновременно прослеживается тенденция реализации гуманистически ориентированной педагогической парадигмы на основе обеспечения исторической преемственности с имеющимися отечественными культурными традициями, в том числе и в сфере педагогики. Реалии данного процесса требуют основательной проработки существующих в арсенале педагогической мысли материалов, содержащих ярко выраженную гуманистическую направленность.
Появляющиеся новационные научно-педагогические теории находят свою опору в минувшем, так как духовность нации базируется на памяти о ее прошлом, а «история культуры есть не только история изменений, но и история накопления ценностей, остающихся живыми и действенным элементами культуры в последующем развитии» (Д.С. Лихачев). С этих позиций возникает потребность в пересмотре и переосмыслении невостребованного прогрессивного классического наследия известных деятелей отечественного образования и искусства.
Особый интерес вызывают те исторические периоды, когда происходили кардинальные социальные и культурные реформы, влияющие на российскую образовательную политику. Именно такой эпохой была первая половина XIX века, когда значительную роль в становлении основ отечественной педагогики сыграла личность писателя, педагога, музыканта, издателя, общественного деятеля, известного филантропа и влиятельного чиновника, которым была вписана самобытная страница в историю русской культуры - Владимира Федоровича Одоевского (1804 - 1869 гг.).
По свидетельству его современника, историка М.П. Погодина, В.Ф. Одоевского «привлекали. литература, философия, химия, педагогика, библиография, филантропия, юриспруденция.» (41;63). К этому перечню в исследовании A.M. Ступеля добавляется история, в частности, история искусств, филология, политическая экономика, математика, физика, астрономия, биологические науки, медицина. Сам князь признавался: «Любознательность. есть основная моя стихия.» (41;67), так как он всю жизнь стремился к «разумному сопряжению наук».
Неоднозначность и многогранность талантов В.Ф. Одоевского, его творчество в различных сферах науки и искусства привлекали к себе многочисленных исследователей на различных этапах развития отечественной культуры.
Критическому анализу различных направлений литературной деятельности В.Ф. Одоевского были посвящены исследования Попа Паул В., В.И. Сахарова, С.А. Соколовской, Е.Д. Чхатарашвили, JI.A. Ходанен, М.А. Турьян, С.Ф. Касумовой, М.В. Лобыциной, М.С. Штерна и др.).
В отдельных работах проводился сравнительный анализ литературного творчества В.Ф. Одоевского и его современников и последователей - Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Гофмана, Д.В. Разумовского (Итокава Капти, М.А. Турьян, М.В. Лобыцина, Ю. Проскурина, Р. Назирова, Е Маймин, А. Ботникова).
Обстоятельно изучено музыкальное наследия В.Ф. Одоевского, а также его вклад в музыкальную критику (Г.Б. Бернандт, Б.Б. Грановский, В. Смирнова, Г.С. Глущенко).
Публицистическая и издательская деятельность В.Ф. Одоевского становилась предметом изучения С.И. Ковригина, Ю.Г. Ушакова, О.Д. Голубевой, А.Л. Гольдберга, В.И. Собольщикова, О. Цехновицер.
Систематизация работ В.Ф. Одоевского в области естественных наук была произведена в исследовании B.C. Виргинского. Общебиографический анализ деятельности В.Ф. Одоевского был представлен в работах A.M. Ступеля, М. Е. Стеклова, В. Гиппиус, Е. Хин, Ф. Прийма и др.
Эволюция философских и социально-политических взглядов известного просветителя была дана в монографиях З.И. Каменского, Ю.В. Манна, И.Ф. Худушиной, Н.М. Михайловской, М.И. Медового. Роль В.Ф. Одоевского в общественном движении в России первой половины XIX века было проанализировано в трудах В.М. Егоровой.
Творчество В.Ф. Одоевского исследовалось и зарубежными учеными: В. Фейерхердом и В Бауманом в Германии, С. Карлингским и Ч. Пасседжем в Великобритании, Г.Дудеком, В. Террасом и др.
Особого внимания исследователей удостоился вклад В.Ф. Одоевского в дело отечественного просвещения и народного образования. Так, еще в дореволюционной России педагогической деятельности В.Ф. Одоевского были посвящены работы Н. Карцева («Мариинский институт» (1897), Б. Лезина («Педагогические труды В.Ф. Одоевского» (1904), И. Кубасова («Педагогические труды и взгляды В.Ф. Одоевского» (1904), П.Н. Сакулина («Из истории русского романтизма. Князь В.Ф. Одоевский» (1913). Характеристика его педагогической деятельности получила отражение в учебных историко-педагогических пособиях таких известных авторов как М.И. Демков («Русская педагогика XIX века» (1909) и П.Ф. Каптерев («История русской педагогии» (1915). Его вклад в науку и художественные открытия были проанализированы П. Мизиновым, А. Скабическим, Б. Фитингоф - Шель, А. Пятковским и И. Замотиным.
В постреволюционной России впервые о деятельности великого просветителя упоминалось в учебнике Е.Н. Медынского «История русской педагогики» (1929). Подробный и последовательный анализ педагогического творчества В.Ф. Одоевского как теоретика начальной школы был представлен В.Я. Струминским в статье «Начальная школа и ее теоретики» (1945). В.Ф. Одоевскому, как организатору дошкольного воспитания в России была посвящена диссертация И.В. Чувашева «В.Ф. Одоевский о первоначальном воспитании и обучении детей в России» (1946), материалы которой были также использованы им при подготовке учебного пособия «Очерки по истории дошкольного воспитания в России».
В 1953 году Н.А. Константинов и В.Я. Струминский публикуют «Очерки по истории начального образования в России», а в 1955 году издаются избранные педагогические сочинения В.Ф. Одоевского со вступительной статьей В.Я. Струминского. Интерес к деятельности известного педагога и просветителя становится основанием для выбора темы исследования Д.Ф. Тарасова (1963).
В последующие десятилетия в советской историко-педагогической литературе не предпринимались попытки на основе анализа различных источников и направлений общественно-педагогической деятельности В.Ф. Одоевского произвести системное исследование философских, социальных, педагогических воззрений известного просветителя. В условиях возрастающего интереса в нашей стране к проблемам гуманизации образования в контексте возвращения в отечественное «культурное пространство» духовных ценностей нации, в том числе традиций народной и гуманистически ориентированной авторской педагогики В.Ф. Одоевского, которые были несправедливо преданы забвению, но сохранились в анналах отечественной литературы, т.к. «судьба лучших людей - корень Русского просвещения и литературной славы» (В.Ф. Одоевский). Данное положение подтверждали еще его современники. В частности в 1834 году В.Г. Белинский писал об В.Ф. Одоевском: «Этот писатель еще не оценен у нас по достоинству», а в конце жизни сам В.Ф.
Одоевский, оценивая пройденный путь, замечал: «Моя история еще не написана».
Актуализация проблем гуманизации отечественного образования и переосмысления его ценностных приоритетов требует систематизации и изучения различных гуманистических аспектов общественно-педагогического наследия В.Ф. Одоевского. Писатель считал, что «мысль, которую я посеял сегодня, взойдет завтра, через год, через тысячу лет».
Значимость взглядов В.Ф. Одоевского с точки зрения реализации гуманистического подхода в сфере воспитания и недостаточная изученность его творческого наследия обусловили выбор темы исследования: «Гуманистическая направленность общественно-педагогической деятельности В.Ф. Одоевского», проблема которого сформулирована следующим образом: каково своеобразие гуманистической направленности общественно-педагогической деятельности В.Ф. Одоевского в отечественной культуре?
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: общественно-педагогическая деятельность В.Ф. Одоевского.
Предмет исследования: гуманистическая направленность мировоззрения В.Ф. Одоевского и его реализация в общественно-педагогической деятельности.
Задачи исследования:
1. Определить социокультурные детерминанты становления и развития мировоззренческой позиции В.Ф. Одоевского.
2. Представить методологию анализа педагогического наследия В.Ф. Одоевского в контексте определения своеобразия его гуманистической направленности.
3. Выявить и обосновать гуманистическую сущность мировоззрения В.Ф. Одоевского.
4. Проанализировать пути реализации гуманистической направленности наследия В.Ф. Одоевского в его общественно-педагогической деятельности.
Общая методология исследования базируется на положениях философской и педагогической антропологии, аксиологии и культурологии; философских положениях образования, опирающихся на принципы единства логического и исторического детерминизма, объективности и системности; социально-психологической теории личности, представляющей человека как субъект саморазвития, раскрывающей приоритетные ориентиры активизации и реализации его сущностных сил.
Теоретическую основу исследования составляют положения теории личности, деятельности и общения, (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, И.В. Бестужев-Лада, С.П.Беловолова, Л.С. Выготский, З.И. Васильева, И.А. Зимняя, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн, В.А. Сластенин, Т.И. Шамова, В.А. Ядов и др.), теория диалога и субъект-субъектный подход к педагогическому взаимодействию (Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолов, М.М. Бахтин, Л.П. Буева, B.C. Библер, Б.М. Бим-Бад, О.С. Газман, Б.С. Гершунский, В.И.Загвязинский, М.С. Каган, В.В. Краевский, М.К. Мамардашвили и др.).
Для решения поставленных задач в работе использован комплекс методов, включающий сравнительно-исторический, сопоставительный и теоретический анализ философской, педагогической, научнопублицистической и художественной литературы; ретроспективный анализ исторических источников; изучение, обработку и систематизацию архивных материалов; систематизацию, классификацию и обобщение исторических фактов и явлений.
Источниковой базой исследования служили документы отдела рукописей Российской национальной библиотеки им. М.Е. Салтыкова-Щедрина, личный архив В.Ф. Одоевского; периодическая печать, мемуарная, художественная, научно-публицистическая и педагогическая литература исследуемого периода; философско-культурологические, филологические, исторические и педагогические исследования отечественных и зарубежных ученых.
Исследование проводилось в несколько этапов:
На первом этапе (2001 - 2003) изучалось состояние проблемы в филологических, философских и историко-педагогических исследованиях; определялись понятийно-категориальный аппарат и методологические основы диссертации.
На втором этапе (2003 - 2005) осуществлялась классификация и интерпретация результатов историографического анализа, проводилась систематизация литературного и архивного материала, определялась дальнейшая логика исследования.
На третьем этапе (2005 - 2007) упорядочивался исследовательский материал, систематизировались полученные данные и завершалось литературное оформление диссертации.
Наиболее существенные результаты, полученные лично соискателем, их научная новизна и теоретическое значение.
1. Выявлены социокультурные детерминанты, определившие становление и развитие мировоззренческой позиции писателя, в качестве которых выступали основные социальные события начала XIX века, ближайшее окружение писателя, своеобразие его жизненного пути и многообразие творческих интересов В.Ф. Одоевского;
2. Уточнена совокупная целостность концептуальных подходов (хронологического (конструктивно-генетического), формационного, социально-событийного, культурологического, биографического), апелляция к которым позволила исследовать специфику гуманистической направленности педагогического наследия В.Ф. Одоевского;
3. Представлено целостное видение гуманистической сущности мировоззрения В.Ф. Одоевского, заключающееся в единстве авторских научно-теоретических взглядов и его общественно-педагогической (филантропической, просветительской, публицистической, литературной и законодательной) деятельности;
4. Выявлены наиболее существенные пути реализации гуманистической направленности наследия В.Ф. Одоевского: научно-теоретический (сциентистский, этно - культурологический, аксиологический аспекты) и дидактический (учебный и методический аспекты);
5. Введены в научный обиход архивные материалы рукописного фонда В.Ф. Одоевского, статьи, дневниковые записи и мемуары современников.
Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в исследовании теоретические положения и выводы создают предпосылки для переосмысления гуманистических воззрений В.Ф. Одоевского и различных направлений его общественно-педагогической деятельности. Полученные результаты исследования позволяют использовать их при обновлении содержания профессионального образования в педагогических ВУЗах, а также могут стать основой создания элективных историко-педагогического курсов.
Достоверность и надежность научных результатов обусловлены четкостью исходных методологических позиций, примененными методами познания, адекватными цели и задачам историко-педагогической научно-исследовательской работы, репрезентативностью теоретической базы исследования, а также доказательностью и непротиворечивостью представленных выводов.
На защиту выносятся следующие положения:
1. В.Ф. Одоевский - один из представителей прогрессивного отечественного дворянства эпохи просвещения и культурного реформирования социально-образовательной сферы начала XIX века, который, отличаясь многосторонностью интересов и разноплановостью творческой деятельности, отстаивал идеи демократизма, гуманизма, народности, приоритета воспитания перед обучением, уважения к детской природе и индивидуальности каждой отдельной личности.
2. Благотворительная и просветительская деятельность В.Ф. Одоевского была обусловлена особенностями социокультурного развития России в начале XIX века и отражала развивающуюся тенденцию участия дворянства в разнообразных социально-просветительских проектах.
3. Общественно-педагогическая деятельность В.Ф. Одоевского инициировала прогрессивное гуманистическое движение филантропизма и организацию целенаправленного первоначального воспитания и обучения подрастающего поколения.
4. Гуманистический потенциал педагогического наследия В.Ф. Одоевского заключался в разработке и практической апробации научно-теоретических (совокупность сциентистского, этно - культурологического, аксиологического аспектов) и дидактических (в единстве учебного и методического аспектов) средств самореализации каждой отдельной личности и общества в целом посредством реформирования социально-образовательной среды.
5. Реализация гуманистической направленности педагогического наследия В.Ф. Одоевского происходила посредством теоретического оформления его социально-педагогических взглядов и организации деятельности различного рода (педагогической, благотворительной, просветительской, публицистической, литературной и законодательной).
Апробация и внедрение результатов исследования.
Основные результаты диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях выпускающей кафедры педагогики и психологии высшей школы МосГУ, отражены в научных статьях, в тезисах докладов соискателя на научно-практических семинарах, конференциях, в том числе: Межреспубликанский семинар «Принципы ненасилия в обучении и воспитании» (Киев - 1991); всероссийская конференция «Роль искусства и культуры в воспитании в духе ненасилия» (Санкт-Петербург - 1992) ; Межвузовская конференция «Идеи ненасилия в литературном и педагогическом наследии Л.Н.Толстого» (Москва - 1993); Международная конференция «Педагогика ненасилия в деятельности породненных школ» (Москва - 1992); семинар молодых ученых, посвященный 60-летию МосГУ «Актуальные проблемы современной педагогики» (Москва -2004); межвузовская научная конференция «Профессиональное становление специалиста в вузе» (Вологда - 2004). Материалы исследования используются в лекционных курсах «История образования и педагогической мысли» на факультете психологии МосГУ.
Структура диссертации обусловлена логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование просветительских взглядов и педагогической концепции Таха Хусейна2009 год, кандидат педагогических наук Гиниятуллина, Диана Равилевна
Гуманистическая направленность педагогической концепции Л. И. Поливанова2002 год, кандидат педагогических наук Шарапова, Елена Леонидовна
Художественная проза В.Ф. Одоевского в контексте периодических изданий первой половины 1830 - х годов2013 год, кандидат филологических наук Сытина, Юлия Николаевна
Просветительско-педагогическое учение М.М. Сперанского: историческое и современное значение2006 год, доктор педагогических наук Румянцева, Наталия Михайловна
Проблема гражданского воспитания в педагогическом наследии Н.В. Шелгунова2004 год, кандидат педагогических наук Розанова, Нина Николаевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Василенко, Олег Викторович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Владимир Федорович Одоевский (30.07 по старому стилю (11.08) 1804 - 27.02 (11.03) 1869) - один из представителей прогрессивного отечественного дворянства эпохи просвещения и либерального культурного реформирования социально-образовательной сферы начала XIX века. Он -человек со сложной биографией, что отчасти было вызвано многосторонностью интересов, занятий и разноплановостью творческой деятельности. Сочувствуя и отчасти поддерживая движение декабристов, В.Ф. Одоевский отстаивал идеи демократизма, гуманизма, народности, приоритета воспитания перед обучением, уважения к детской природе и индивидуальности каждой отдельной личности. Одновременно он выступал с концепцией поступательного, эволюционного развития общества и его реформирования посредством просвещения и образования всех социальных слоев.
Этому содействовала и полная крутых общественных сдвигов эпоха, в которую жил В.Ф. Одоевский. Его детство прошло в тревожной обстановке воин с Наполеоном, юность совпала с растущим влиянием декабристских идей и восстания 1825 года, в зрелые годы пришлось пережить николаевскую реакцию, а на закате жизни стать свидетелем развернувшегося революционно-демократического движения. Можно сказать, что его сознательная жизнь прошла между взрывом дворянской революции и нарастанием революции разночинской.
В исследовании были выявлены социокультурные детерминанты, определившие становление и развитие мировоззренческой позиции писателя, в качестве которых выступали основные социальные события начала XIX века, ближайшее окружение писателя, своеобразие его жизненного пути и многообразие творческих интересов В.Ф. Одоевского. При проведении ретроспективного историко-культурного анализа мы основывались на исследованиях современных ученых, утверждающих, что социально-исторические факторы играют роль механизмов развития отдельной личности, представителей определенной исторической эпохи и научного знания.
В начале XIX века в России сложилась своеобразная ситуация преобразования российского общества на основе экстраполяции в образовательную систему европейский культурных традиций (западничество), т.е. ее своеобразной «вестернизацией», а также возрождения собственно отечественных традиций (славянофильство) на основе изучения и закрепления наиболее прогрессивных инвариантов воспитания и обучения подрастающего поколения. Именно поэтому педагогическая теория России на данном историческом этапе формировалась в рамках зарубежных заимствований, детерминированных повышением роли и уровня естественнонаучных знаний, бурного развития наук о человеке в странах Западной Европы и их переносом в отечественное культурное пространство.
В качестве определяющих условий становления и развития философско-педагогического мировоззрения В.Ф. Одоевского в первой половине XIX века нами были выделены следующие компоненты социальной, культурной и собственно научно-педагогической и образовательной системы: производственная инфраструктура, экономика, существование и развитие которой, определяя особенности проявлений производственных отношений и их взаимодействие с производительными силами, способствовало проявлению действий экономических законов в сфере образования как одной из отраслей народного хозяйства; социальная инфраструктура; ее влияние на мировоззрение личности В.Ф. Одоевского определялось особенностями процесса формирования человека под воздействием социально регулируемых факторов, в качестве которых выступали: государственные социально-политические реформы, секуляризация христианских ценностей, культурные инновации, преобразования в сфере воспитательно-образовательной практики и политики; реформирование системы образования как социального института органично взаимодействовало с другими элементами социальной инфраструктуры, выявляя как общие так индивидуальные категории социального прогресса и развития человека в единстве социальной и индивидуальной категорий (как личности, индивида, индивидуальности), на основе опосредованной социальными механизмами регуляции деятельности человека и общества.
В условиях активного реформирования социально-экономической и культурной сферы развивалась новая образовательная концепция, которая была неразрывно связана с формированием альтернативных, гуманистически ориентированных авторских педагогических систем, среди которых существенное место занимала система научно-теоретических педагогических воззрений В.Ф. Одоевского.
Эффективность анализа социально-педагогического и литературного наследия В.Ф. Одоевского обеспечивалась использованием совокупной целостности специально отобранных концептуальных подходов (хронологического (конструктивно-генетического), формационного, социально-событийного, культурологического, биографического), апелляция к которым позволила исследовать специфику гуманистической направленности педагогического творчества В.Ф. Одоевского.
Анализ материалов исследований отечественных и зарубежных социологов (Ю.В. Бромлей, Г.Д. Гачев, А.А. Гагаев, М.С. Каган, О.Н. Козлова, JI. Фуко), психологов (Б.Г. Ананьев, К.А. Альбуханова-Славская, JI.C. Выготский, C.JI. Рубинштейн, К. Роджерс, М. Хайдеггер, Ж.-П. Сартр), историки (JI.M. Баткин, Н.Б. Баранова, В.А. Власов), педагогов (Б.М. Бим-Бад, М.В. Богуславский, С.Г. Вершловский, О.С. Газман, Б.С. Гершунский, Г.Б. Корнетов, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, В.А. Ситаров, А.И. Субетто, Е.Н. Шиянов) и философов (П.П. Гайденко, Б.Л. Губман, Э. Фромм, М. Шелер, К. Ясперс) позволяет сделать следующее заключение: концепт «гуманизма» в отечественной культуре вплоть до середины XIX века носил частично заимствованный характер и во многом опирался на традиционно европейское обоснование данного феномена. Это было связано с недостаточной «научной самостоятельностью» отечественных мыслителей, как правило, заимствующих «вестернизированный» опыт в светской сфере, не получившей соответствующего развития в России.
В ходе целенаправленного изучения педагогического наследия В.Ф. Одоевского была выявлена специфика его гуманистической направленности, которая заключалась в детальной разработке и практической апробации научно-теоретических и дидактических средств самореализации каждой отдельной личности и общества в целом посредством реформирования социально-образовательной среды. Научно-теоретический аспект творчества В.Ф. Одоевского заключался в трактовке им принципиальных вопросов педагогики, характерных для начала XIX века. С этих позиций была уточнена следующая проблематика в его гуманистическом наследии: сциентистская -место и значение науки в целом и педагогики, в частности; этно -культурологическая - идея образования и русского народа посредством его просвещения с соблюдением национального своеобразия культуры; аксиологическая - ценностные ориентиры педагогической науки.
Дидактический компонент реализации его гуманистических воззрений был связан с оформлением учебно-методического инструментария педагогической деятельности, которая находила отражение в художественных произведениях для детей, а также в руководствах и методических рекомендациях для педагогов и наставников, обеспечивающих эффективность организации образовательного процесса в общественных учебно-воспитательных учреждениях.
Благотворительная и просветительская деятельность В.Ф. Одоевского была обусловлена особенностями социокультурного развития России в начале XIX века и отражала развивающуюся тенденцию участия дворянства в разнообразных социально-просветительских проектах. Анализ историко-педагогических материалов показал, что пути реализации гуманистически ориентированных идей, сформулированных В.Ф. Одоевским, в контексте социокультурной концепции просвещения были весьма разноплановы и включали в себя следующие направления:
• литературно-публицистическая деятельность и издание художественных и научно-популярных произведений;
• пропаганда идей благотворительности и просвещения в отечественной демократически настроенной аристократической среде;
• формирование позитивного отношения к просветительской и филантропической деятельности в российском государстве посредством создания общественных организаций (комитетов, попечительских советов и благотворительных обществ);
• создание и активное участие в работе различных типов благотворительных и учебно-воспитательных учреждений и организация контроля над их деятельностью;
• подготовка документации для систематизации и повышения эффективности деятельности данных учреждений (инструкции, методические рекомендации, руководства, положения для работы и т.д.).
Это позволило сделать вывод о том, что общественно-педагогическая деятельность В.Ф. Одоевского инициировала прогрессивное гуманистическое движение филантропизма и организацию целенаправленного первоначального воспитания и обучения подрастающего поколения.
В целом, реализация гуманистической направленности педагогического наследия В.Ф. Одоевского происходила посредством теоретического оформления его социально-педагогических взглядов и организации деятельности различного рода (педагогической, благотворительной, просветительской, публицистической, литературной и законодательной).
В своем литературно-педагогическом наследии, на наш взгляд, В.Ф. Одоевский наиболее ярко выразил существенные принципы идеологии просветительства, совмещенные с демократическими идеями реформаторов и просветителей, среди которых для него самого наиболее значимыми были: распространение знаний, наук в различных социальных слоях как способ эволюционного общественного преобразования; популяризация синтеза науки и искусства как средства прогресса; идея дидактизма и всеобщей морализации в контексте единства рационализма и эмпиризма; трактовка гражданской позиции «просветителя» и «истинно просвещенного человека» посредством «обличения невежества, несправедливости и сословных предрассудков» литературными средствами.
Таким образом, своеобразие гуманистической направленности общественно-педагогической деятельности В.Ф. Одоевского заключалось в том, что им, в соответствии с собственной мировоззренческой позицией, включающей многогранность интересов, энциклопедичность знаний и творческую одаренность этой неоднозначной личности, были определены специфические средства самореализации каждой отдельной личности и общества в целом через: реформирование социально-образовательной среды в форме движения филантропизма; пропаганду идей просвещения, широко распространяемого на различные социальные сословия; создание научно-методических рекомендаций, обеспечивающих эффективность воспитательно- образовательного процесса в различных типах учебных учреждений; интеграцию научно-теоретического знания и практического опыта по их реализации; научное оформление содержательных и дидактических основ организации учебно-воспитательного процесса; разработку новых жанров детской научной, нравоучительной и обучающей литературы, как новой формы нравственно-познавательного воздействия на ребенка.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Василенко, Олег Викторович, 2007 год
1. Агулина С.В. Становление и развитие воспитательно-благотворительных учреждений для детей в России (сер. X1. - нач. XX века). Автореф. дисс. к. п. н. -М., 1996- 18с.
2. Актуальные проблемы современного образования: Учебно-методическое пособие для учителей /Под ред. В.Г. Воронцовой и др. СПб., 2002.237 с.
3. Аксенов Г.П. Времявластие (О Валериане Муравьеве и его философии) // Вопросы философии №1, 1992., 89-97с.
4. Ананьев Б.Г. Очерки истории русской психологии XVIII XIX веков. - Институт философии АН СССР, 1947. - 147 с.
5. Андреев Е.Н. Школьное дело в России. СПб., 1882.
6. Андреева И.Н. Пути исторического развития социальной работы в России (вторая половина ХУШ начало XX вв.) - М., 1999 - 140с.
7. Андреева И.Н. Философия и история образования. М., 1999.190с.
8. Анисов М.И. Источники изучения истории педагогики в России. -М., 1991 196с.
9. Антипов Г.А. Проблема человека: соотношение философского, научного и аксиологического контекстов / Взаимодействие наук как фактор их развития. Новосибирск, 1988.
10. Антология мировой философии в 4-х т. Т.2. -М., 1969. С.288-289.
11. Антология педагогической мысли первой половины XIX века.//Сост. Лебедев П. А.; М., 1987. - 559 с.
12. Архив Российской Национальной Библиотеки. СПб., 1849.
13. Архив Российской Национальной Библиотеки. СПб., 1849, ед. хр. 29, лист 39 -39 об.
14. Афанасьев В.Ф. Культурно-просветительская, педагогическая и общественная деятельность ссыльных декабристов в Сибири. Якутск, 1989. -85 с.
15. Ахиезер А.С., Матвеева С.А. Гуманизм как элемент культуры.// Общественные науки. № 2, 1990.
16. Барсуков Н.П. Жизнь и труды М.П. Погодина в 22 тт. СПб., 1892,кн. 5.
17. Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустриального мира. // Общественные науки и современность. №1, 1991, -с.58-72.
18. Баллер Э.А. Преемственность в развитии культуры. М., 1969.с.68.
19. Барт П. История социально-педагогической идеи. Пер. с нем. -Одесса, 1923.
20. Барт П. Элементы воспитания и обучения на основе современной психологии и философии. Пер. с нем. Т. 1-2. СПб., 1913.
21. Белинский В.Г. Полн. собр. соч. М., 1955, т.8.
22. Белинский В.Г. «Две детских книжки». // Полн. собр. соч. в 13 тт. -М„ 1955.
23. Белозерцев Е.П. Образ и смысл русской школы / Очерки прикладной философии образования. Волгоград, 2000. - 459 с.
24. Беляков В.В. Сиротские детские учреждения в России. Исторический очерк. М., Дом, 1993 - 21с.
25. Бернандт Г.Б. В.Ф. Одоевский и Бетховен. М., Советский композитор, 1971.
26. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М., 1990.-62 с.
27. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. - М., 1991.412 с.
28. Бим Бад Б.М. Идеи «педагогической антропологии» в России. // Советская педагогика, 1990. - 102- 109 с.
29. Бим Бад Б.М. Педагогическая антропология / Учебное пособие. -М.,-575 с.
30. Блинов В.И. Развитие теории и практики образования в России в XVIII начале XX вв. под влиянием изменений ценностных ориентаций, представлений об идеале человека и целях его воспитания. Дисс. . д. п. н. -М., 2001.
31. Болгова A.M. Педагогические воззрения Екатерины П. Автореф. дисс. к. п. н. Белгород, 1999-23с.
32. Болдырев Н.И. Об отношении к педагогическому наследию прошлого // «Советская педагогика». 1981. № 11, С. 13-25.
33. Болдырев Н.И. Проблема человека в русской философии XVIII в. -М., 1986, 119 с.
34. Болтырев А.И. Некоторые аспекты проблемы человека в русской философии второй половины XVIII века. Автореф. . к. ф. н. -М., 1981.
35. Большаков А.В. Проблема человека в социальной философии и ее современное значение. Автореф. к. ф. н. -М., 1991.
36. Боцяновский В.Ф. Князь В.Ф. Одоевский и «Общество посещения бедных» в Петербурге//Трудовая помощь. 1899, № 4-5.
37. Буева Л.П. Человек как высшая ценность и главное богатство общества. / Человек в системе наук. М., 1989. - С. 493-501.
38. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М., 1978. - С.49.
39. Буркова Т.В., Гуркин А.Б., Днепровой А.Ю., Павлов Б.В. Культурология: история культуры России IX XX вв. - СПб., 1996 - 143с.
40. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике (на материалах отечественного образования). М., 1998 - 424с.
41. В память о князе В.Ф. Одоевском: заседание Общества любителей российской словесности. 13.04.1869.-М., 1869.
42. Вессель Н.Х. Наша средняя общеобразовательная школа. СПб., 1903.-68 с.
43. Вессель Н.Х. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России. М., 1959. - 320 с.
44. Виргинский B.C. В.Ф. Одоевский. 1804 1869. Естественнонаучные взгляды. -М., Наука, 1975.
45. Волков Ю.Г., Поликарпов B.C. Интегральная природа человечества: естественный и гуманистический аспекты. Ростов н/Д., 1994.
46. Волкович В.А. Педагогика наука. Перед судом ее противников. -СПб., 1909.
47. Восстание декабристов. М., 1958.
48. Всемирный историко-педагогический процесс. Концепции, модели, историография. Монография. М., 1996 -269с.
49. Гагаев П.А. Культурно-исторический аспект развития отечественных философско педагогических учений XYIII - XX веков. Автореф. дисс. д. п. н. - Волгоград, 2000 - 48с.
50. Герцен А.И. Полное собрание сочинений: в 30 тт. М., 1961.
51. Голубева О.Д. В.Ф. Одоевский. СПб., 1995 -192с.
52. Гордин A.M., Гордин М.А. Пушкинский век СПб., 1995 - 414с.
53. Горшков Е.А. Воспитательные дома и приюты Российской империи. //Педагогика, 1995, № 1, стр. 117-119.
54. Грановский Б.Б. В.Ф. Одоевский музыкальный критик. Автореф. дисс. к. ист. н. -М., 1952.
55. Гуманистическая парадигма образования и воспитания: теоретические основы и исторический опыт реализации. М., 1998 -280с.
56. Гуревич П.С. Философия культуры. М., "Аспект-Пресс", 1995288с.
57. Демков М.И. Курс педагогики. 4.1-2. СПб.-М., 1907-1908.
58. Демков М.И. Русская педагогика XIX века. М., 1909.
59. Егорова В.И. В.Ф. Одоевский в общественной жизни 20 40-х гг. XIX века. Автореф. дисс. к. ист. н. -М., 1989 -24с.
60. Егоров С.Ф., Лыков С.В., Волобуева Л.М. Введение в историю дошкольной педагогики. М., 2001 -320с.
61. Желобова А.П. Идея гуманизма и традиции русской этической мысли Дисс. докт. филос. наук. СПб.,1999.
62. Журавлев В.И. Педагогика в системе наук о человеке. М., 1990.
63. Жураковский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России (Очерки). М., Педагогика, 1978.
64. Зеньковский В.В. История русской философии. Введение. // О России и русской философской культуре. М., 1990. - 387с.
65. Инсарский В.А. Общество посещений бедных. // Русский архив, 1869, №6.
66. Измайлов Н.В. Очерки творчества Пушкина. JL, 1975.
67. Историко-педагогические основания стратегии развития отечественного образования. М., 1994 - 88 с.
68. Историко-педагогическое знание в методологии образования. // Материалы научно-практической конференции. В 2-х ч. СПб., 2001.
69. Историческое обозрение пятидесятилетия деятельности Министерства государственных имуществ 1837 1887, ч.2. - СПб., 1888.
70. История педагогики как учебный предмет (международное исследование) М., РАО, 1995, - 235с.
71. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России -М., 2002 -416с.
72. Казаковская Т.М. Просветительская деятельность в России. СПб.,1999.
73. Казанцева С.А. Исторический путь российской культуры и просвещения в XIX первой трети XX века. Учебно-методическое пособие. -Хабаровск, 1998-38с.
74. Каменский З.А. Философские идеи русского Просвещения. М.,1971.
75. Каптерев П. Ф. Дидактические очерки. Теория образования. // Избр. пед. соч.; М., 1982. - 606 с. С.203.
76. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. 2-е изд. Пг., 1915.676 с.
77. Каптерев П. Ф. Энциклопедия семейного воспитания. Вып. I. Задачи и основы семейного воспитания. СПб., 1898. - 141 с.
78. Каптерев П.Ф. История русской педагогии, ее главнейшие идеи, направления, деятели. СПб., 1914. - 214 с.
79. Касумова С.Ф. Гордость русской литературы (о В.Ф. Одоевском). -Баку, Знание, 1989-40с.
80. Касумова С.Ф. Литературно-критические воззрения В.Ф. Одоевского. Автореф. дисс. к. фил. н. Баку, 1990-25с.
81. Каталог библиотеки В.Ф. Одоевского //сост. С.И. Ковригин и др. -М.,ГБЛ, 1988-490с.
82. Киреевский И.В. О характере просвещения Европы и его отношении к просвещению России.// Полн. собр. соч. в 2 т.
83. Кинелев В.Г., Миронов В.Б. Образование, воспитание и культура в истории цивилизаций. М., 1998 - 520с.
84. Князьков С. Сербов Н. Очерк народного образования в России до реформ Александра II. М., 1911.
85. Князьков С.К., Сербов Н.И. Очерк истории народного образования в России до эпохи реформ Александра П. М., 1910.
86. Кобылянский В.А. Русская идея и возрождение России. Иркутск,1997.
87. Ковальченко И.Д., Кучеренко Г.С. Передовая общественная мысль России и Западной Европы в XIX веке. М., 1980.
88. Коган Л.Н. Цель и смысл жизни человека. -М, 1994. С. 166.
89. Кожухов Ю.В. Проблема взаимоотношений между воспитанниками и воспитателями в учебных заведениях закрытого типа. Автореф. дисс. к. п. н. -М., 1996- 18с.
90. Козлова О.Н. Гуманизм в воспитании: социокультурные проблемы реализации. Дисс. д. соц. н. М, 1995.
91. Колчина Т.В. Народные училища в России в 30 50-х гг. XIX века. Автореф. дисс. к. п. н. -М., 1973 -24с.
92. Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования в России. М., 1953.
93. Константинов Н. А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М., 1974 - 447с.
94. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы. М., 1993. - 135 с.
95. Корнетов Г.Б. Цивилизационный подход к изучению всемирного историко педагогического процесса. - М., 1994. - 265 с.
96. Корнилов И.П. Задача русского просвещения в его прошлом и настоящем. СПб., 1901.
97. Краснобаев Б.И. Русская культура второй половины XYII начала XIX века. - М., 1983.
98. Красновский А.А. Педагогика как наука. (К истории вопроса). Казань, 1913.
99. Краткое начертание теории изящной словесности. М., 1822.
100. Кубасов И. педагогические труды и взгляды В.Ф. Одоевского -СПб., 1903.
101. Кудрявцев В.Т. Смысл человеческого детства и психическое развитие ребенка. М., УРАО, 1997 -154с.
102. Кузьмин Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. Челябинск, 1971.
103. Курмачева М.Д. Крепостная интеллигенция России. Вторая половина XYIII начало XIX века. - М., 1983.
104. Кучигашева В.В. Становление системы лицейского образования в России первой четверти XIX века. Дисс. кан. пед. наук. М., 1996.
105. Лаппо-Данилевский А.С. Методология истории. Вып.1, СПб, 1910,-С.9.
106. Латышина Д.И. История педагогики. М., 1998 - 584с.
107. Лежников В.П. Нажмудинов Г.М. Кукушкин В.Д. Человек. Гуманизм. Образование. Ярославль, 1998. - 223 с.
108. Линденберг К. Обучение истории. М., 1997 -192с.
109. Литературное наследие декабристов. Л., 1975.
110. Лихачев Б.Т. Введение в теорию и историю воспитательных ценностей. -Самара, 1997 85с.
111. Лобицына М.В. Своеобразие русской фантастической повести 1820 1830-х гг. (Н.В. Гоголь и В.Ф. Одоевский). Автореф. дисс. д. фил. н. - М., 1991-15с.
112. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XYIII начало XIX века). - СПб., 1994.
113. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.З. - С.44-45.
114. Медовой М.И. Русские эстетические трактаты первой трети XIX века. М., 1974, Т. 1-2.
115. Медынский Е.Н. История русской педагогики. М., 1938.
116. Мейдер В.А. Концепция гуманизации и гуманитаризации образования: сущность, направления, проблемы. Волгоград. 1998. - 56 с.
117. Меньшиков В.М. Сластенин В.А. Российская школа в контексте европейского образования (историко-теоретический анализ). Курск, 1999. -176 с.
118. Миллер Красовский Н. А. Основные законы воспитания. - Спб., 1859.-71 с.
119. Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX века. М., 1989.
120. Михайлова М.В. Просветительные и педагогические организации дореволюционной России. -М., 1993.
121. Михайловская Н.М. В.Ф. Одоевский писатель-просветитель. Автореф. дисс. д. фил. н. - М., 1985 -45с.
122. Мосолов В.А. Приоритеты воспитания: прошлое и настоящее (опыт историко-педагогического исследования русской духовности) СПб., 1996 -212с.
123. Мыслители образования. М., Т.1 - 4 , 1994-1995.
124. Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге XIX начала XX века //сборник документов. - СПб., Лики России. 2000 - 359с.
125. Нигматов З.Г. Принцип гуманизма и его развитие в истории советской школы (1946-1989гг.). Дисс. докт. пед. наук. М., 1991.
126. Никандров Н.Д. На пути к гуманной педагогике. // Советская педагогика. 1990. № 9, с. 43-45.
127. Никольская А.А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995. - 336 с.
128. Новейший философский словарь /сост. А.А. Грицанов Минск, 1998-896с.
129. Образование: идеалы и ценности (историко-теоретический аспект) / Под ред. З.И. Равкина. М., 1995. - 631 с.
130. Одоевский В.Ф. Избранные педагогические сочинения //под ред. В .Я. Струминского. М., 1955 - 367с.131. Одоевский В.Ф. Дневник.
131. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. М., 1956224с.
132. Одоевский В.Ф. Собрание Д.В. Разумовского и В.Ф. Одоевского. Архив Д.В. Разумовского. Описания. М., 1960.
133. Одоевский В.Ф. Последний квартет Бетховена М.,1982.
134. Одоевский В.Ф. Текущая хроника и особые происшествия. Дневник. -М., 1935.
135. Одоевский В.Ф. Публичные лекции профессора Любимова. М.,1868.
136. Одоевский В.Ф. О литературе и искусстве // Под ред. В.И. Сахарова -М., 1982-223с.
137. Одоевский В.Ф. Опыт о педагогических способах при первоначальном образовании детей. // Отечественные записки СПб., 1845, т.43.
138. Озерская Ф.С. Воспитательные учреждения ведомства императрицы Марии //Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР.-М, 1973.
139. Онищенко Э.В. Историко-педагогическая культура как социально-педагогический феномен. М., 2001 -111с.
140. ОР РНБ, фонд 539, on. 1, ед. хр. 55.
141. ОР РНБ, фонд 539, on. 1, ед. хр. 9.
142. ОР РНБ, фонд 539, on. 1, ед. хр. 6
143. ОР РНБ, Архив князя В.Ф. Одоевского, переплет № 20.
144. ОР РНБ, фонд 539, on. 1, ед. хр. 13.
145. ОР РНБ, фонд 539, on. 1, ед. хр. 20
146. ОР РНБ, фонд 539, on. 1, ед. хр. 11
147. ОР РНБ, фонд 539, on. 1, ед. хр. 21
148. ОР РНБ, фонд 539, on. 1, ед. хр. 8.
149. Ососков А.В. Вопросы истории начального образования в России. -М.,ч. 1 1974.- 187 с.
150. Отечественные записки, т. 12, 1840.
151. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XYIII первая половина XIX века /Отв. редактор М.Ф. Шабаева. - М., 1973.
152. Павлова Г.Е. Организация науки в России в первой половине XIX века. М., 1990.
153. Паначин Г.В. Очерки по истории русской общественной мысли. -Пг., 1923.
154. Панченко О.Г., Бирич И.А. Мировоззренческие основы 1уманной педагогики в России. М., 1999 - 52с.
155. Пассек В.И. Очерки России. Кн.1-5. М., 1838-1842
156. Педагогические и политико-правовые проблемы образования в России конца XIX начала XX вв. - М., 2000 - 123с.
157. Перфильева Е.И. Становление и развитие среднего женского образования в России XIX века (40 60-е гг.). Автореф. дисс. к. п. н. -Нижний Новгород, 1992- 18с.
158. Платонов О. Русская цивилизация. М., 1995 - 224с.
159. Платонов О. Русская цивилизация: Учеб. пособие для формирования русского национального сознания. М., 1995. С.222.
160. Плетнев П.А. Сочинения и переписка в 3-х тт. СПб., 1885.
161. Познанский В.В. Очерки русской культуры первой половины XIX века. -М., 1970.
162. Попа Паул В. Романтизм и реализм в литературном творчестве В.Ф. Одоевского. Автореф. дисс. к. фил. н. -М., 1967 18с.
163. Призрение детства. Сведения по общественной и частной благотворительности в России и за границей, т.1. Санкт-петербургский тип Дома призрения малолетних бедных. СПб., т. 1 - 3, 1887.
164. Пятидесятилетие Румянцевского музея //Журнал Министерства Народного Просвещения СПб., 1881, № 5.
165. Рашин А.Г. Грамотность и народное образование в России в XIX и начале XX вв.//Исторические записки, т.37 М., 1951.
166. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства Народного просвещения. 1802-1902. СПб., 1902. - 785 с.
167. Розенфельд Б.Р. Первые учреждения для детей народа в царской России. //Советское государство и право, 1991, № 6, стр. 216.
168. Романюк JI.B. Гуманистическая традиция как историко-педагогический феномен: теоретико-методологический анализ. Киров, 2002 -116с.
169. Российская педагогическая энциклопедия. М., 1993.
170. Российское образование на рубеже двух веков // Под ред. С.Ф. Егорова. -М, 1996.-253 с.
171. Российское образование: история и современность / Под ред. С.Ф. Егорова.-М, 1994. 123 с.
172. Российский отдел рукописей РНБ. Ф. 539, опись 1, ед. хр. 87
173. Русская идея. Произведения русских мыслителей. М., 1992.
174. Русская философская эстетика // Под ред. Ю.В. Манна М., 1969.
175. Русский архив. 1878. Кн. 2, № 5.
176. Русская старина. 1890, т.67, сентябрь.
177. Русский архив. 1874, кн.2.
178. Сакулин П.Н. Из истории русского идеализма. Князь Владимир Федорович Одоевский. Мыслитель. Писатель. М., ч. 1-111,1913.
179. Сахаров В.И. Романтические повести В.Ф. Одоевского и эволюция русской романтической прозы. Автореф. дисс. к. фил. н. -М., 1976.
180. Смирнов В.З. Очерки по истории прогрессивной русской педагогики XIX века. М., 1963 - 312с.
181. Соколова Н.Д. Гуманистические идеи в педагогических теориях, системах н технологиях. Шадринск, 1999.
182. Соколовская С.А. Фантастическое в философско-эстетической концепции В.Ф. Одоевского. Автореф. дисс. к. ф. н. -М., 1989.
183. Сологуб В.А. В память о князе Владимире Федоровиче Одоевском. -М., 1869.
184. Социальное бытие человека //Спецкурс по русской социальной философии, социологии и политической науке. /Учебное пособие. Пенза. 1998.-192 с.
185. Стасов В.В. Собрание сочинений. СПб., 1894.
186. Стеклов М.Е. Русские педагоги (Очерки). Учебное пособие. М., СКРИН, 1997-222с.
187. Степашко JI.A. Философия и история образования. М., 1999272с.
188. Ступель A.M. Владимир Федорович Одоевский. Популярная монография. Л., 1985 - 96с.
189. Тарасов Д.Ф. Выдающийся просветитель и педагог дореформенной России В.Ф. Одоевский. Автореф. дисс. к. п. н. - М., 1963 - 29с.
190. Толстая Н.Е. Гуманизм как проблема философского сознания в современном социокультурном контексте. Дисс. канд. филос. наук. М., 1996.
191. Торосян В.Г. История образования и педагогической мысли. -М., 2003 -352с.
192. Турьян М.А. «Таинственные повести» В.Ф. Одоевского и И.С. Тургенева и проблемы русской психологической прозы. Автореф. дисс. к. фил. н.-Л., 1980.
193. Турьян М.А. Странная моя судьба (жизненный и творческий путь В.Ф. Одоевского). Автореф. дисс. д. фил. н. СПб., 1992.
194. Турьян М.А. Странная моя судьба.-М., 1991.
195. Ушаков Ю.Г. Сатирически-обличительные произведения В.Ф. Одоевского 30-х гг. XIX века. Автореф. дисс. к. фил. н. JL, 1978 -14с.
196. Фальборк Г., Чарнолуский В. Начальное народное образование //Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А. Брокгауз, И.А. Ефрон, т. XX А. -СПб., 1897.
197. Фет А. Мои воспоминания. М., 1890, чЛ.
198. Флит Н.Ф. Народное образование в России в начале XIX столетия. Автореф. дисс. канд. ист. н. М., 1988 - 14с.
199. Флоровский Г. Пути русского богословия. Киев, 1991.
200. Хаптагаева Э.Г. Педагогическая и просветительская деятельность декабристов в Сибири. Иркутск, 1974. - 178 с.
201. Хеннингсен Ю. Автобиография и педагогика. -М., 2000 184с.
202. Ходанен JI.A. Поэтика времени в русском философском романе конца 30-х начала 40-х гг. XIX века. Автореф. дисс. к. фил. н. -М., 1978.
203. Худушина И.Ф. Философские и социальные воззрения В.Ф. Одоевского. Автореф. дисс. к. ф. н. -М., 1983 15с.
204. Данн-Кай-Си Ф.В. Философия как теоретическое мировоззрение. -Владимир, 2001 320с.
205. Цимбаев Н.И. Славянофильство. Из истории русской общественно-политической мысли XIX века. М., 1986.207.11,ехновицер О. Силуэт: В.Ф. Одоевский. Л., 1929.
206. Чехов Н.В. Типы русской школы в их историческом развитии. -М., 1923.
207. Чувашев И.В. В.Ф. Одоевский о первоначальном воспитании и обучении детей в России. Автореф. дисс. к. п. н. -М., 1946.
208. Чувашев И.В. Очерки по истории дошкольного воспитания в России. М., Учпедгиз, 1955 - 370с.
209. Чумалова Т.В. Формирование ценностного отношения к культурно-историческому прошлому. М., 1995.
210. Чхатарашвили Е.Д. Русские ночи В.Ф. Одоевского. Автореф. дисс. к. фил. н. Тбилиси, 1966.
211. ШадриковВ.Д. Нравственно-духовные качества русского народа.-М., 1997.
212. Шапкина А.П. Петербургская школа в 1 половине XIX века. Автореф. дисс. к. ист. н. Л., 1984 - 18с.
213. Штерн М.С. Философско-художественное своеобразие прозы В.Ф. Одоевского. Автореф. дисс. к. фил. н.-М., 1991 14с.
214. Шульгин B.C., Кошман Л.В., Зезина М.Р. Культура России IX XX век (учебное пособие). - М., 1996 -390с.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.