Город как культурно-антропологический феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Козловский Максим Евгеньевич
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 155
Оглавление диссертации кандидат наук Козловский Максим Евгеньевич
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ «ГОРОД» В КУЛЬТУРФИЛОСОФСКОЙ И ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКОЙ РЕФЛЕКСИИ
1.1. Город как исток формирования цивилизации: философско-культурологический анализ
1.2. Горожанин как культурно-антропологический тип
2. СПЕЦИФИКА ТРАНСФОРМАЦИИ КУЛЬТУРНО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИХ ПРАКТИК В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ГОРОДА
2.1. Экзистенциальные паттерны освоения городского пространства в контексте современной культуры
2.2. Формирование культуры городского пространства в эпоху современности: информационные и сферологические аспекты безопасности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Трансформация городских общественных пространств (социально-философские аспекты)2020 год, кандидат наук Капков Сергей Александрович
Социокультурное пространство современного российского города: на материале анализа г. Красноярска2014 год, кандидат наук Сертакова, Екатерина Анатольевна
Человек в городском пространстве: Философско-антропологические основания урбанологии2003 год, доктор философских наук Тыхеева, Юлия Цыреновна
Антиномичность городской культуры2011 год, доктор философских наук Горнова, Галина Владимировна
Философско-антропологическое исследование повседневности на примере городской культуры современного Китая2013 год, кандидат наук Гущина, Елена Андреевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Город как культурно-антропологический феномен»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования в значительной степени определяется тем глобальным процессом урбанизации, который фактически затронул все стороны развития современной культуры и социума, во многом оказав дальнейшее влияние и на экзистенциальное состояние человека. В результате «горожанин» как культурно-антропологический тип стал наиболее распространенной формой присутствия человека в мире. Значительное влияние город оказал также и на становление «политического человека» современной эпохи, то есть гражданина, обитателя национальных государств. Очевидно, что фундаментальной является роль городов в качестве культурно-исторических центров развития глобальной цивилизации. Поэтому город стоит рассматривать и как топос формирования и дальнейшей трансформации всей культурно-антропологической реальности.
В дальнейшем в городах возникли не только величественные (сакральные объекты) храмы и монастыри, но и появились первые университеты и другие компоненты будущей системы высшей школы и массового образования. В городе, таким образом, не только формировались рациональные основы будущего управления сферой политики, зарождалось научное мировоззрение, возникали, например, классы ремесленников, обладающих высоким модернизационным потенциалом, но и появился специфический способ отношения человека к окружающей его природе. Между людьми складывались отношения, позволяющие в значительной степени преодолеть межэтническое и межконфессиональное напряжение, многие как древние, так и вполне современные города могут рассматриваться как своего рода цен-
тры зрелой космополитичной культуры. Таким образом, технологические преимущества городов превращали их не только в крупнейшие центры ремесла и торговли, но и в узлы международного обмена идеями.
Наиболее полно творческий потенциал человека реализовывался именно в городах, которые помимо всего прочего превращались в центры сосредоточения передовой техники и архитектурного искусства. Поэтому в городах формировались наиболее прогрессивные в научно-техническом отношении общественные классы, начиная от цеховых мастеров и ремесленных корпораций Средневековья, заканчивая квалифицированными рабочими, изобретателями и инженерами уже в современную нам эпоху. В целом города, окруженные стенами и имеющие особенно в древности серьезные фортификационные сооружения, которые продолжали совершенствоваться, могли предоставить своим жителям серьезную защиту, формирующую в их среде чувство доверия и безопасности.
Выступая реальной защитой от враждебного окружения, город выполнял помимо всего прочего и важную терапевтическую функцию, обеспечивая человеку своего рода метафизическую стабильность. В данной связи совсем не случайно выглядят религиозные представления о «вечных», «небесных» городах как трансцендентных ковчегов отечества для праведников. Человек приобретал черты современности в первую очередь в городской обстановке, когда не стремился и не мог ментально раствориться в окружающей его природе, а вырабатывал привычку обращать рефлексию на себя и свой внутренний мир. В городской среде на протяжении многих веков в наиболее активной степени происходило разделение общественного труда, в результате чего формировались довольно сплоченные сообщества, а сами люди все в большей степени пребывали во всесторонней зависимости друг от друга. Реакцией на материальную зависимость от распределения товаров и услуг в условиях городской жизни, стало развитие в среде горожан чувства моральной автономии и культурного индивидуализма.
Существенные риски современных горожан связаны со сложной экологической ситуацией во многих крупных городах и промышленных центрах, а также с угрозой максимального распространения в городской среде эпидемий. В настоящее время города в значительной степени способствуют интенсификации человеческой жизни в направлении ее все большего взаимодействия с искусственной средой, что не в последнюю очередь связано с «цифровизацией» потребностей современного человека. Вместе с тем, появляются новые риски, в том числе и информационного характера, угрожающие безопасности человека в городской среде. Кроме того, погруженность в виртуальную и дополненную реальность достигает своего пика в среде жителей крупных городов, что также может приводить к дополнительным рискам невротизации населения, кризису идентичности и распаду межличностных связей.
Степень научной разработанности проблемы. В контексте становления античной философии и исторической науки городу было уделено существенное внимание как феномену социально-политического порядка. В данной связи Пла-тон1 считал, что город, одновременно и являющийся государством, возник в результате стремления людей собираться воедино, жить сообща и всячески помогать друг другу, в том числе и в вопросах нравственности. Ученик Платона Аристотель2 указывал на то, что город фактически изначально представлял собой наблюдательный пункт и укреплённый район, выполняющий функции защиты сообщества. Древнегреческий историк Фукидид3 полагал, что именно вопросы, связанные с безопасностью, заставляли людей возводить города вдали от моря, пока у жителей еще не было сил эффективно противостоять морским разбойникам.
1 См.: Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысль, 1998. 798 с.
2 См.: Аристотель Политика. М.: АСТ МОСКВА, 2010. 400 с.
3 См.: Фукидид. История // Историки античности. Т.1. М.: Правда, 1989. 624 с.
Вместе с тем, главный цивилизационный результат развития греческих городов-полисов заключался в создании условий для возникновения сообществ людей, освобожденных от тяжелого труда и располагающих временем для различного рода культурных занятий, то есть досугом (греч. Рассматривая особенности
античной городской жизни, Х. Арендт4 акцентировала внимание на том, что полноправные, свободные горожане пользовались политическим равенством, тогда как частная (приватная) деятельность внутри домохозяйства опиралась на неравенство.
Крупнейший отец западной церкви Августин Блаженный5 использовал образ города в теологическом произведении «О Граде Божием» в качестве символа религиозного спасения. Интересно, что райская жизнь праведников уже после их физической смерти рассматривалась Августином все-таки как жизнь в большей степени городская. Мысль Августина оказала влияние и на такого схоласта как П. Абеляр6, который считал, что город также, как и монастырь, представляет собой «ковчег спасения» только не для монахов, а для женатых людей. Поэтому в христианском Средневековье город либо наделялся чертами праведной общины (монастыря, аббатства), либо, напротив, приобретал черты места постоянных искушений и разврата.
Немецкий философ и культуролог О. Шпенглер7 отмечал, что городская жизнь оказала влияние на разделение двух планов человеческой жизни, внешней и внутренней жизни. При этом город стимулировал человека подчинять «внешнее» окружение своим «внутренним» интересам. В. Зомбарт8, как, впрочем, и М. Вебер
4 См.: Арендт Х. Vita Activa, или О деятельной жизни. М.: Ад Маргинем, 2017. 416 с.
5 См.: Августин Блаженный Творения: В 4 т. Т.3: О Граде Божием. Книги I-XVIII. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. 595 с.
6 См.: П. Абеляр Теологические трактаты. М.: Прогресс, Гнозис, 1995. 413 с.
7 См.: Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. Том 2. Всемирно-исторические перспективы. Минск: Попурри; 1999. 606 с.
8 См.: Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994. 442 с.
представляли город как поселение, в котором наиболее интенсивным образом происходило общественное разделение труда. В данной связи М. Вебер9 также отмечал, что средневековым городом можно считать поселение, где действует рынок (проводятся ярмарки, город - то место, куда съезжаются заморские купцы). Кроме этого, философ и социолог Г. Зиммель10 обратил внимание на риски невротизации человека в условиях развития крупных городов.
Французский исследователь Ф. Бродель11 указывал на то, что города на протяжении развития всей цивилизации ускоряют жизнь человека, однако и самому городу зачастую требуется значительная сельская община, выступающая для первого источником сырья. Другой французский ученый Ж. Ле Гофф12 в своих работах отмечал, что именно в городах как правило происходили фундаментальные по своей значимости технологические изменения, например, коммунальная революция в сфере отсчета времени, связанная с внедрением башенных часов. В известном произведении современного французского мыслителя А. Лефевра13 акцентируется внимание на праве современных горожан обладать максимальным доступом ко всем имеющимся публичным (городским) пространствам. В данной связи городское пространство мыслиться как сфера реализации человеческой свободы и его неотъемлемых прав.
Американский исследователь К. Линч14 одним из первых высказал ключевые идеи современной урбанистики, в частности идею о ментальной картографии городской среды. В произведениях иностранных исследователей, в том числе у М. Кастельса, Дж. Фридманна, П. Холла и ряда других15 авторов подчеркивалась
9 См.: Вебер М. Образ общества. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. 766 с.
10 Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос, 3/4 (34). 2002. С. 1-12.
11 См.: Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Том 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Весь мир; 2007. 592 с.
12 См.: Ле Гофф Ж. Другое средневековье. Время, труд и культура Запада. Екатеринбург: Издательство Уральского университета; 2000. 326 с.
13 См.: Lefebvre Н. Espace et politique: le droit à la ville II, Paris, Anthropos, 2000. 174 p.
14 См.: Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982. 328 с.
15 Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2001 [Электронный ресурс]. URL: http: // polbu.ru/kastels_informepoch/ch50_all.html (дата обращения: 05.02.2023); Friedmann J. The world
роль крупных городов и мегаполисов в процессе глобализации, которые превращаются в узлы распространения цифрового общества. В работах представителей так называемого «нового урбанизма» Ч. Лэндри16, Р. Флорида17 были выдвинуты идеи о необходимости дальнейшего развития «креативных», «умных» городов, жизнь в которых все в большей степени нацелена на реализацию творческих способностей человека при условии внедрения инноваций и технологических преимуществ.
В отечественной философии одним из первых исследователей, обратившихся к теме осмысления специфики городской жизни, был Л.Б. Коган18, который стремился рассматривать самих горожан как представителей особого культурно-антропологического типа.
В монографии Г.В. Горновой19 были подробно проанализированы экзистенциальные антиномии жизни в современном городе, проведена философско-антро-пологическая экспликация Homo Urbanus в качестве универсального типа современного человека. В статьях В.Ю. Даренского20, М.А. Тремаскиной21 также эксплицировались экзистенциальные аспекты осмысления города в европейской философии XX века.
В произведении Е.Г. Трубиной22 были рассмотрены экологические аспекты жизни в городе, показана диалектика природы и города в контексте современных
city hypothesis // Development and change. 1986. Vol. 17. № 1.; Hall P. The global city // International Social Science Journal. 1996. Vol. 147.; Сассен С. Глобальные города: постиндустриальные производственные площадки // Прогно-зис. 2005. № 4 [Электронный ресурс]. URL: http: // les-ur-banistes.blogspot.ru/2009/01/blog-post.html (дата обращения: 24.02.2023).
16 См.: Лэндри Ч. Креативный город. М.: Классика, 2006. 399 с.
17 См.: Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2005. 430 с.
18 См.: Коган Л. Б. Быть горожанами. М.: Мысль, 1990. 205 с.
19 См.: Горнова Г.В. Философия города. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014. 344 с.
20 См.: Даренский В.Ю. Город как «естественное» и природа как «искусственное» в экзистенции современного человека // Международный журнал исследований культуры. 2015. №1(18). С.24-35.
21 См.: Тремаскина М.С. Экзистенциальная модель города в контексте европейской философии XX века // Духовная сфера общества. 2018. №15. С.157-161.
22 См.: Трубина Е.Г. Город в теории: Опыты осмысления пространства. М., 2013. 518 с.
технологических изменений, а также сделаны прогнозы дальнейшего развития городского пространства. В монографии В.Л. Глазычева23 показана специфика развития российских городов и отличия от процесса урбанизации в странах Запада.
Философское осмысление города преимущественно в связи с культурным освоением городского пространства также получило свое дальнейшее развитие в научно-исследовательских работах Л.А. Штомпель, О.М. Штомпель, С.С. Аване-сова, Т.А. Акалеловой, А.В. Бабаевой, Е.Н. Заборовой, С.А. Капкова, С.С. Касаткиной, О.В. Новиковой, Е.В. Ревина, Д.Н. Суховской, О.Ф. Филимоновой и иных24 отечественных авторов.
Среди других работ отечественных исследователей, в которых обсуждаются вопросы современной философской урбанистики, можно отметить работы А.А.
23 См.: Глазычев В. Л. Город без границ. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2011. 400 с.
24 См.: Штомпель Л.А. Города, создающие нас: трансформация "культуры участия" // Градостроительное право. 2020. № 3. С. 35-38.; Штомпель Л.А. Делокализация публичных пространств современного города: культурологический анализ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 6 (86). С. 10-16.; Штомпель Л.А. Места и не-места в пространстве городской жизни // Культура в фокусе научных парадигм. 2018. № 6. С. 38-43.; Штомпель Л.А. Человек в городе: в поисках идеала // Новое прошлое. 2017. № 3. С. 26-37.; Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Прецедентные тексты культуры в аудиовизуальной среде российского города // Научная мысль Кавказа. 2018. № 2 (94). С. 34-40.; Штомпель О.М. Город для жизни и жизнь в городе: социокультурный анализ оценок горожан // Культура в фокусе научных парадигм. 2018. № 8. С. 39-44.; Ава-несов С.С. Городское пространство как антропологический феномен // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2018. №2 (16). С.10-31.; Акалелова Т.А. Социальное пространство современного города // Теория и практика общественного развития. 2014. № 9. С. 23-25.; Бабаева А.В., Крашенинников А.А. Антропологическое измерение пространства современного города // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 2 (27).; Заборова Е.Н. Человек в пространстве крупного города // Дискуссия. 2012. № 4 (22). С.89 -94.; Капков С.А. Трансформация городских общественных пространств: социально -философские аспекты: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Москва, 2020. 34 с.; Касаткина С.С. Креативность города как критерий его развития // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 7-1 (69). С. 48-50.; Касаткина С.С. Урбосфера: системно-семиотический анализ: автореф. дис. ... доктора филос. наук. Архангельск, 2019. 37 с.; Новикова О.В. Философия города: к проблеме человекомерности городского пространства // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2021. № 2. С. 12-20.; Ревина Е.В. Мультикультурный город как пространство национальной идентичности: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2009. 23 с.; Суховская Д.Н. Креативное пространство российских городских поселений и его влияние на формирование ценностных ориентаций личности: Дис. ... канд. филос. наук. Пятигорск, 2015. 198 с.; Филимонова О.Ф. Жизненное пространство города: концептуальные основания и ментальные структуры: Дис. ...д -ра филос. наук. Саратов, 2011. 348 с.; Смирнов С.А. Антропология города, или О судьбах философии урбанизма в России // Философская антропология. [Электронный ресурс]. URL: http: //anthropology.ru/ru/texts/ smirseal/ancity_1.html (дата обращения: 23.04.2023).; Устюгова Е.Н. Антропологический поворот в современной урбанистике // Terra Aestheticae. 2018. №1. С.199 -215.
Высоковского, Л.Н. Блинова, И.В. Волчковой, А.Г. Ганжа, Т.С. Злотниковой, В.И. Россмана и др25. авторов.
В результате проведенного анализа работ по теме диссертации можно говорить о накопленном значительном научном материале, позволяющем провести собственное исследование города в качестве многомерного культурно-антропологического феномена, по-прежнему играющего одну из ключевых ролей в процессе глобальной модернизации культуры и социума. Несмотря на наличие важных материалов по теме исследования, необходимо отметить, что целый ряд вопросов еще не попадал в фокус пристального внимания современных культурфилософов.
В данной связи, например, стоит указать на недостаточную теоретическую проработку проблемы информационной безопасности современных городов, вопросы, связанные с формированием различного рода городских маргиналов и «номадов», а также аспекты идентичности и коммуникацией горожан, связанных с кризисом доверия. Таким образом, считаем обоснованным продолжить собственное концептуальное исследование города с позиций философской антропологии и философии культуры.
Научная проблема диссертационного исследования. Город выступает порождающей сферой культуры, которая во многом сформировала облик современной цивилизации и продолжает играть определяющую роль в процессе глобализации культуры и социума. В условиях массового распространения информационных
25 См.: Высоковский А. А. Борьба за горожанина: человеческий потенциал и городская среда // Высшая школа урбанистики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». [Электронный ресурс]. URL: http://mosurbanforum.ru/online/ (режим доступа: 23.02.2023); Блинов Л. Н., Перфилова И. Л., Юмашева Л. В., Соколова Т. В. Экологические проблемы мегаполисов // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2013.Т.8. № 2. С.837 -845.; Волчкова И. В. Теоретические и практические подходы к исследованию процессов формирования городских агломераций // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 29. С.42 -49.; Ганжа А.Г. Запреты в большом городе: свобода от принуждений или принуждение к свободе? // Русский журнал. [Электронный ресурс]. URL: http://www.russ.ru/pole/Zaprety-v-bol-shom-gorode (режим доступа: 23.02.2023); Злотникова Т.С., Фролова А.В. «Человек массы» в современном городе // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 3. C. 232-240.; Рос-сман В. Столицы. Их многообразие, закономерности развития и перемещение. М.: Литагент «ИЭП им. Гайдара», 2013. 352 с. // Библиотека BOOKARY [Электронный ресурс]. URL: http: // bookary.ru/vadim-rossman/stolitsy-ih-mnogoobrazie-zakonomernosti-razvitiya-i-peremesheniya (режим доступа: 25.02.2023).
технологий и «цифровизации» социума в среде жителей городов возрастают дополнительные риски, возникающие как результат диалектики между природой и культурой, что в свою очередь приводит к формированию новых режимов безопасности. По-прежнему актуальной для городов остаются проблемы эколого-антрополо-гического порядка, а в урбанистической политике, доминирующей становится экологическая повестка, ориентированная на привлечение самых передовых достижений современной науки и техники.
Объект диссертационного исследования - город как феномен человеческого бытия.
Предмет исследования - антропологическое измерение современного города в контексте трансформации практик современной культуры.
Цель исследования заключается в раскрытии концептуальных оснований человекоразмерности современного города, способного воспроизводить определенный культурно-антропологический тип.
Для достижения основной цели исследования в диссертации нами были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть процесс развития городов в качестве фактора формирования человека и цивилизации;
- изучить ведущие черты горожанина как культурно-антропологического типа, во многом выступающего проводником (медиумом) цивилизационного развития и технологической модернизации;
- проанализировать основные экзистенциальные паттерны, с которыми соприкасается человек в процессе освоения пространства современного города;
- выявить основные угрозы безопасности человека в городском пространстве и предложить способы их минимизации.
Теоретико-методологические основания диссертации определяются её объектом и предметом, что привело к использованию следующих методов:
метод историко-философской реконструкции позволил представить город в его ретроспективе как целостный и во многом системообразующий компонент глобальной цивилизации;
метод типологизации направлен на выделение устойчивых («идеальных») типов антропологической реальности, способных обладать как частными, так и общими чертами, в том числе связанными с культурно-цивилизационным и инновационно-технологическим развитием;
феноменологический метод позволяет рассмотреть город как самостоятельное антропологическое явление, а также провести дескрипцию повседневных практик горожан;
семиотический метод применялся к анализу города в качестве системы культурных символов, способных порождать определенные смыслы и конструировать культурную идентичность горожан;
диалектический метод позволил выявить противоречия, конституирующие город как объект изучения, в частности принципиальные противоречия между городом и его природным окружением, а также городом и сельской местностью.
Источниковедческую основу диссертации составляют произведения философов и культурологов, современных зарубежных и отечественных исследователей философии города, а также урбанистов и представителей городской социологии и авторов, работающих в поле междисциплинарных исследований, посвященных: изучению цивилизационной специфики и классификации городов, исходя из концентрации в них культурного капитала; анализу способов освоения и рационализации городского пространства; рассмотрению экзистенциально-антропологические аспектов жизни горожан; экспликации возможных рисков безопасности в контексте внедрения инновационных технологий в поле городской жизни.
Результаты проведенного исследования содержит следующую научную новизну:
- выявлена специфика культурно-исторического доминирования городов в современной цивилизации и показано появление глобальных городов («доменов»), которые существенно ускоряют жизнь людей, в значительной степени наделяя их космополитическими чертами, притом, что многие города продолжают обладать не только наиболее передовыми технологическими ресурсами и геополитическими преимуществами, но и символическим значением метафизического и сакрального порядка;
- показаны основные черты этоса современного горожанина, представляющего собой культурно-антропологический тип, в наибольшей степени восприимчивый к созданию и внедрению новаций и технологий, характеризующийся также существенным размыванием идентичности, а также зачастую страдающего различного рода фобиями и нуждающегося в особой рекреации, включающей в себя путешествия и отдых от постоянного места своего обитания, что во многом справедливо как в отношении жителей не только «депрессивных», но и благополучных городов;
- обнаружены наиболее значимые экзистенциальные паттерны, необходимые для полноценного освоения городского пространства в эпоху современной культуры, среди которых ключевую роль играют экзистенциалы доверия и тревожности. И если первый проявляется как в отношении искусственного окружения, позитивной оценке городской архитектуры и дизайнерских решений, так и других людей, то дефицит доверия по отношению как к людям, так и набирающим силу системам искусственного интеллекта, существенно увеличивает дискомфорт горожан и способствует росту тревожности и страха.
- обосновано, что города продолжают выполнять роль экзистенциальных укрытий для значительных скоплений людей, которые организуют вокруг себя защитные сферы, притом, что функции обеспечения безопасности, в том числе ин-
формационной, все в большей степени делегируются системам искусственного интеллекта, на основе которых формируются проекты по созданию «умных» городов, а самим горожанам зачастую приходится делать выбор между безопасностью и комфортом на фоне возрастающего недоверия не только людям, но также и технологиям.
Положения, выносимые на защиту:
1. В мировой истории город выступает в качестве сферы организации культурного пространства, являясь драйвером становления государственности и развития современной цивилизации, по крайней мере в ее инновационно-технологическом плане. В городах жизнь людей существенно ускоряется, интенсифицируются их коммуникация как с другими членами сообщества, так и с окружающей урбанистической архитектурой, а в последнее время возрастает и взаимодействие с искусственным интеллектом. Процесс глобализации приводит к определенного рода культурной унификации современных городов, что в первую очередь затрагивает организацию практик досуга и потребления. Вместе с тем, город по-прежнему сохраняет собственное символическое значение, участвующее в формировании духовных смыслов для значительного числа людей. Город не только закрепил существенный разрыв между человеком и природой, но и выступил образом самих основ бытия в его метафизическом измерении. Крупнейшие города, мегаполисы с обширными международными связями стали интерпретироваться в качестве доменов, своего рода опорных пунктов и узлов глобального развития.
2. В настоящее время можно констатировать что горожане, утратив многие прежние обычаи и традиции, еще сохраняемые в сельской местности, фактически превратились в универсальных граждан, наиболее восприимчивых к технологическим изменениям, стандартам массовой культуры и практикам потребления. В значительной степени они существенно утратили прежнюю классовую идентичность, ориентируясь на «практики себя», в которых первую скрипку как правило играет
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Культурно-семантическое пространство современного российского города2018 год, кандидат наук Холодная, Анна Алексеевна
КРЕАТИВНОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИЙСКИХ ГОРОДСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ2016 год, кандидат наук Суховская Дарья Николаевна
Экогуманизация современного крупного города: стратегия и пути развития2016 год, кандидат наук Ковалева Татьяна Николаевна
Включенность горожан в социальное пространство современного города: на примере Нижнего Новгорода2013 год, кандидат социологических наук Чернявская, Ольга Сергеевна
Урбосфера: системно-семиотический анализ2019 год, доктор наук Касаткина Светлана Сергеевна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Козловский Максим Евгеньевич, 2024 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абеляр П. Теологические трактаты. М.: Прогресс, Гнозис, 1995.
413 с.
2. Аванесов С.С. Городское пространство как антропологический феномен // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2018. №2 (16). С.10-31.
3. Августин Блаженный Творения: В 4 т. Т.3: О Граде Божием. Книги I-XVIII. СПб.: Алетейя; Киев: УЦИММ-Пресс, 1998. 595 с.
4. Агаджанян Н. А., Северин А. Е., Торшин В. И., Аймаутова Н. Е., Радыш И. В., Желтиков А. А. Экология человека в системе современного научного знания и глобальные проблемы человечества // Вестник РУДН. Сер. Социология. 2002. №1. С.74-94.
5. Агафонова А. Б. Экологические проблемы городской среды в XIX -начале XX веков // Вестник Череповецкого государственного университета 2014. № 7. С.28-32.
6. Акалелова Т.А. Социальное пространство современного города // Теория и практика общественного развития. 2014. № 9. С. 23-25.
7. Аквинский Ф. Сумма теологии. М.: АСТ, 2019. 330 с.
8. Акалелова Т.А. Социальное пространство современного города // Теория и практика общественного развития. 2014. № 9. С. 23-25.
9. Алексашина В. В. Экология города. Мусоросжигательные заводы // Academia. Архитектура и строительство. 2014. № 4. С. 10-20.
10. Андерсон Б. Воображаемые сообщества: размышления об истоках и распространении национализма. М.: Кучково Поле, 2016. 416 с.
11. Андерсон П. Истоки постмодерна. М.: Территория будущего. 2011.
200 с.
12. Анисимов А. С., Безродная И. В. Основные направления формирования экологического сознания на современном этапе // Сервис в России и за рубежом. №4. 2014. С. 14-27.
13. Арендт Х. Vita Activa, или О деятельной жизни. М.: Ад Маргинем, 2017. 416 с.
14. Аристотель Политика. М.: АСТ МОСКВА, 2010. 400 с.
15. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Категории. Минск: Литература, 1975. 1150 с.
16. Атаманов Г. А. Экологическая безопасность и ее место в структуре безопасности антропных систем. [Электронный ресурс]: URL: http://rosichi.org (дата обращения: 20.08.2022).
17. Ачкасов В. А. «Глобальные города» перед вызовами глобализации // ПОЛИТЭКС. 2013. Том 9. № 4. С.99-108.
18. Бабаева А.В., Крашенинников А.А. Антропологическое измерение пространства современного города // Вестник Мининского университета. 2019. Т. 7. № 2 (27). С.1-16.
19. Балибар Э., Валлерстайн И. Раса, нация, класс. Двусмысленные идентичности. М.: Логос-Альтера, EcceHomo, 2003. 288 с.
20. Барсукова С. Тенденции социального зонирования российских городов // Российское городское пространство: попытка осмысления. М.: МОНФ, 1999. 164 с.
21. Барашок И.В., Руденко Л. Л. Феномен доверия в индустрии туризма // Азимут научных исследований: экономика и управление. 2021. Т. 10. № 1 (34). С. 76-80.
22. Батай Ж. Внутренний опыт. СПб.: Axioma/Мифрил, 1997. 336 с.
23. Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества. М.: Издательство «Весь Мир», 2004. 185 с.
24. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2005. 390 с.
25. Бахтин М. М. 1961 год. Заметки // Собр. соч.: в 7 т. Т. 5. Работы 1940 -х - начала 1960-х гг. М.: Рус. словари, 1996. 731 с.
26. Бек У. Что такое глобализация? - М.: Прогресс-Традиция, 2001.
304 с.
27. Беккер Г. Человеческое поведение: экономический подход. М.: ГУ ВШЭ, 2003. 336 с.
28. Бенвенист Э. Словарь индоевропейских социальных терминов. М.: Прогресс, Универс, 1995. 454 с.
29. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эпоху. М.: Логос, 2005. 350 с.
30. Бергер П. Л., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Academia-центр, Медиум, 1995. 334 с.
31. Бергсон А. Материя и память. Собр. соч. в 4-х томах. Т. 1. М.: Московский клуб, 1992. 325 с.
32. Бердяев Н. А. О назначении человека. М.: Республика, 1993. 383 с.
33. Блинов Л. Н., Перфилова И. Л., Юмашева Л. В., Соколова Т. В. Экологические проблемы мегаполисов // Здоровье - основа человеческого потенциала: проблемы и пути их решения. 2013.Т.8. № 2. С. 837-845.
34. Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Том 1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. М.: Весь мир; 2007. 592 с.
35. Бурдьё П. О государстве: курс лекций в Коллеж де Франс (1989 -1992). М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2016. 720 с.
36. Бурдьё П. Начала. М.: Socio -Logos, 1994. 288 с.
37. Бурдье П. Практический смысл. СПб: Алетейя, 2001. 562 с.
38. Бурдье П. Социальное пространство: поля и практики. СПб: Алетейя, 2014. 576 с.
39. Бурдье П. Социология социального пространства. СПб.: Алетейя, 2007. 288 с.
40. Буркхардт Г. Непонятная чувственность // Это человек: Антология. М.: Высшая школа, 1995. 320 с.
41. Валлерстайн И. Утопийское, или исторические возможности XXI века // Прогнозис. Весна 2006. № 1(5). С.8-56.
42. Вальденфельс Б. Мотив Чужого. Минск: Пропилеи, 1999. 175 с.
43. Ван Т. Туризм как способ межкультурного взаимодействия в условиях глобализации // In Situ. 2016. № 6. С. 75-79.
44. Ватолина Ю.В., Кребель И.А. Гость как знание иного // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2012. Т. 2. № 4. С. 138-145.
45. Вебер М. Образ общества. СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012. 766 с.
46. Вебер А. Рост городов в XIX столетии. Пер. с англ. СПб.: Кускова, 1903. [Электронный ресурс]: URL: http://www.oldbook.ru/product/35137/ (дата обращения: 25.10.2023).
47. Веблен Т. Теория праздного класса. М.: Либроком, 2011. 368 с.
48. Волчкова И. В. Теоретические и практические подходы к исследованию процессов формирования городских агломераций // Региональная экономика: теория и практика. 2013. № 29. С.42-49.
49. Высоковский А. А. Борьба за горожанина: человеческий потенциал и городская среда // Высшая школа урбанистики, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». [Электронный ресурс]. URL: http://mosurbanforum.ru/online/ (режим доступа: 23.02.2023)
50. Вульфсон Б.Л. Актуальные проблемы воспитания в условиях глобализации и встречи культур. М.: НОУ ВПО Московский социально -психологический институт, 2009. 74 с.
51. Гализдра А. С. Социокультурная динамика туризма. Саратов: Наука, 2009. 109 с.
52. Ганжа А.Г. Запреты в большом городе: свобода от принуждений или принуждение к свободе? // Русский журнал. [Электронный ресурс]. URL: http://www.russ.ru/pole/Zaprety-v-bol-shom-gorode (режим доступа: 23.02.2023)
53. Гидденс Э. Последствия современности. М.: Праксис, 2011. 352 с.
54. Гидденс Э. Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь. М.: Весь мир, 2004. 116 с.
55. Гизатова Г.К., Иванова О.Г. Космополитизм и национализм в условиях глобализации // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. №1-3(55). С.106-108.
56. Глазычев В. Л. Город без границ. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2011. 400 с.
57. Голомидова М.В. Вербальные символы СССР в современной коммерческой номинации // Советское прошлое и культура настоящего: в 2 т. Екатеринбург, 2009. Т. 2. С. 332-348.
58. Горнова Г. В. Философия города. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2014.
342 с.
59. Гофман И. Анализ фреймов: эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН; Институт Фонда «Общественное
мнение», 2003. 752 с.
60. Даренский В.Ю. Город как «естественное» и природа как «искусственное» в экзистенции современного человека // Международный журнал исследований культуры. 2015. №1(18). С.24-35.
61. Доверие и недоверие в условиях развития гражданского общества / Отв. ред. А. Б. Купрейченко, И. В. Мерсиянова. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013.
62. Доклад о Целях в области устойчивого развития, 2016 год. [Электронный ресурс]. URL: https://unstats.un.org/sdgs/report/2016/The%20Sustainable%20Development%20Go als%20Report%202016_Russian.pdf (дата обращения: 17.12.2022).
63. Дюмазедье Ж. На пути к цивилизации досуга // Вестн. МГУ. Сер. 12. - Социально-политические исследования. 1993. №1. С.83-88.
64. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М.: Канон, 1996.
432 с.
65. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М.:Канон, 1995. 352 с.
66. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемиче-ская система в Австралии. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2018. 736 с.
67. Дюркгейм Э. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемиче-ская система в Австралии. М.: Канон+, 1998. 432 с.
68. Евгеньева Т. В. Место мифологических образов в восприятии политических явлений и процессов // Символическая политика. Вып. 3: Политические функции мифов / ред. колл.: О. Ю. Малинова (гл. ред) и др. М.: РАН ИНИОН, 2015. С. 79-91.
69. Евпалов В.В. Взаимосвязь туризма и гостеприимства. Философский аспект // Научный альманах. 2021. № 1-2 (75). С. 193-196.
70. Ежов М.В. С чего начинается Родина, или Формирование исторической памяти // Искусство памяти: воспитание национально-культурного сознания молодёжи: Сб. науч. ст. Межрегиональной научно-методической конференции. 24 ноября 2011, СПб. С. 8.
71. Жарков А.Д. Теория, методика и организация социально-культурной деятельности. М.: МГУКИ, 2012. 456 с.
72. Жижек С. Интерпассивность. Желание: влечение. Мультикультура-лизм. СПб.: Алетейя, 2005. 156 с.
73. Жирар Р. Вещи, сокрытые от создания мира. М.: ББИ, 2016. 518 с.
74. Заборова Е.Н. Человек в пространстве крупного города // Дискуссия. 2012. № 4 (22). С.89-94.
75. Зиммель Г. Большие города и духовная жизнь // Логос, 3/4 (34). 2002. С. 1-12.
76. Злотникова Т.С., Фролова А.В. «Человек массы» в современном городе // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 3. С. 232-240.
77. Зомбарт В. Буржуа: этюды по истории духовного развития современного экономического человека. М.: Наука, 1994. 442 с.
78. Зомбарт В. Буржуа. Евреи и хозяйственная жизнь. М.: Айрис-пресс, 2004. 624 с.
79. Ильин М.А. Основы понимания архитектуры. М.: Академия художеств СССР, 1963. 68 с.
80. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества. Полис. Политические исследования. 1997. №4. С.6-32.
81. Инглхарт Р., Вельцель К. Модернизация, культурные изменения и демократия. М.: Новое издательство, 2011. 464 с.
82. Йоас Х. Креативность действия. М.: Гнозис, 2005. 320 с.
83. Капков С.А. Трансформация городских общественных пространств: социально-философские аспекты: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Москва, 2020. 34 с.
84. Каплан Б. М. Обзор международного опыта экологического образования // Бюллетень Центра экологической политики России и Института устойчивого развития Общественной палаты РФ «На пути к устойчивому развитию». Бюллетень № 65. 2013. [Электронный ресурс]. URL: http: //bulletin. sustainabledevelopment.ru/Bulletin_65_2013/36 (дата обращения: 06.05.2023).
85. Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М.: Гардарика, 1998.
784 с.
86. Касаткина С.С. Креативность города как критерий его развития // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 71 (69). С. 48-50.
87. Касаткина С.С. Урбосфера: системно-семиотический анализ: автореф. дис. ... доктора филос. наук. Архангельск, 2019. 37 с.
88. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М.: ГУ ВШЭ, 2001 [Электронный ресурс] UR L: http: // polbu.ru/kastels_informepoch/ch50_all.html (дата обращения: 05.02.2023)
89. Коган Л. Б. Быть горожанами. М.: Мысль, 1990. 205 с.
90. Козловский М.Е. Город в предметном пространстве социально - гуманитарного знания: исторические и современные аспекты исследования // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально - экономические науки. 2023. Т. 16, № 1. С. 234-242.
91. Козловский М.Е. Культурно-антропологические аспекты формирования горожанина в условиях модернизации социума // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально -экономические науки. 2023. Т. 16, № 4. С. 203-211.
92. Козловский М.Е. Междисциплинарный подход в исследовании города как социального пространства // Лосевские чтения: материалы XIX национальной конференции. ЮРГПУ(НПИ). Новочеркасск: НОК, 2022. С. 41 -50.
93. Козловский М.Е. Практики освоения городского пространства в контексте современной культуры // Гуманитарий Юга России. 2023. №2 5. С.187-197.
94. Козловский М.Е. Философско-культурологический анализ города в контексте становления цивилизации // Социально-психологическое и педагогическое обеспечение развития личности и государства: материалы Всерос. научно-практич. конф. ЮРГПУ(НПИ). Новочеркасск: НОК, 2023. С. 5 7-61.
95. Козловский М.Е. Формирование культуры городского пространства в контексте обеспечения безопасности // Вестник Южно -Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально -экономические науки. 2023. Т. 16, № 5. С. 212-219.
96. Коэн Б. 10 самых умных городов планеты. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.fastcoexist.com/1679127/the-top-10-smart-cities-on-the-planet. (дата обращения: 14.03.2020)
97. Кошман Л.В. Город и городская жизнь в России XIX столетия. М.: Росспэн, 2008. 446 с.
98. Крадин Н.Н. Происхождение неравенства, цивилизации и государства. СПб.: «Изд-во Олега Абышко», 2021. 335 с.
99. Кривых Е. Г. Динамика общественного пространства мегаполиса: философско-методологические аспекты // Общество: философия, история, культура. 2017. № 12. [Электронный ресурс]. URL: https://sciup.org/dinamika-
obshhestvennogo prostranstva-megapolisafilosofsko-metodologicheskij (дата обращения: 28.02.2023).
100. Кутырев В. А. Человек XXI века: уходящая натура // Человек. 2001. №1. С.9-16.
101. Леви-Строс К. Структурная антропология М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. 512 с.
102. Леви-Стросс К. Структурализм и экология // Первобытное мышление. М.: Республика, 1994. 384 с.
103. Левченко Н.А., Романенко Е.В., Козловский М.Е. Проблемы и перспективы государственного регионального управления в условиях цифровой экономики // Управление культурными различиями и цифровизация: на пути к устойчивому развитию высшего образования и социально-экономических систем: сборник статей. ЮРГПУ(НПИ). Новочеркасск: «НОК», 2021. С. 90-93.
104. Ле Гофф Ж. Другое средневековье. Время, труд и культура Запада. Екатеринбург: Издательство Уральского университета; 2000. 326 с.
105. Ле Корбюзье Ш. Архитектура ХХ века. М.: Прогресс, 1970. 304 с.
106. Линч К. Образ города. М.: Стройиздат, 1982. 328 с.
107. Литвинова М. В. Массовый праздник как полифункциональное явление // Наука Искусство Культура. 2013. №2. С. 5-12.
108. Лобанкова И. П. Древний город как объект культурологического исследования // Вестник Челябинского государственного университета. 2008. № 11. С96-104.
109. Лотман Ю.М. Избранные статьи. В 3-х т. Т. II. Таллинн: Александра, 1992. 478 с.
110. Лотман Ю. М. Семиосфера. СПб.: «Искусство—СПБ», 2000. 703 с.
111. Луман Н. Социальные системы. Очерк общей теории. СПб.: Наука, 2007. 641 с.
112. Лэндри Ч. Креативный город. М.: Классика, 2006. 399 с.
113. Малахов В.С. Культурные различия и политические границы в эпоху глобальных миграций. М.: Новое литературное обозрение; Институт философии РАН, 2014. 227 с.
114. Мальцева А. П. Философия доверия // Человек. 2012. №3. С. 19-27.
115. Марков Б.В. Знаки бытия. СПб.: Издательство «Наука», 2001.
566 с.
116. Марков Б.В. Философская антропология: очерки истории и теории. СПб.: Издательство «Лань»,1997. 384 с.
117. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 года и другие ранние философские работы. М.: Академический проект, 2010. 775 с.
118. Маркузе Г. Разум и революция. Гегель и становление социальной теории. СПб.: «Владимир Даль», 2000. 538 с.
119. Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: АСТ, 2003. 526 с.
120. Микешина Л. А. Философия познания. Полемические главы. М.: Прогресс-Традиция, 2002. 624 с.
121. Михайлова Н.В. Проблема этнического туризма в современном мире // Вестник Московского гуманитарно -экономического института. 2019. № 4. С. 102-110.
122. Молодкина Л.В. Философия путешествия и туризма как форма современной культурной коммуникации // Социально-гуманитарное обозрение. 2019. № 2. С. 67-72.
123. Мосс М. Социальные функции священного. СПб.: Евразия, 2000.
448 с.
124. Мышляева Т. В. Доверие в современном обществе: подходы к анализу // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия «Социальные науки». 2006. № 1. С. 301 -307.
125. Ницше Ф. Воля к власти. М.: Эксмо, 2017. 608 с.
126. Ницше М. Избранные произведения. СПб.: Азбука-классика, 2003.
768 с.
127. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: Эксмо; СПб.: Мидгард, 2005. 1019 с.
128. Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т.2. М., 1990. 829 с.
129. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: сочинения. М. - Харьков: Эксмо; Фолио, 2003. 848 с.
130. Новикова О.В. Философия города: к проблеме человекомерности городского пространства // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2021. № 2. С. 12-20.
131. Оруджев З.М. Способ мышления эпохи. Философия прошлого. М.: Едиториал УРСС, 2022. 400 с.
132. Панов Е.Н. Человек - созидатель и разрушитель: Эволюция поведения и социальной организации. М.: Издательский Дом ЯСК, 2017. 631 с.
133. Парк Р. Город как социальная лаборатория // Социологическое обозрение. 2002. Т. 2, № 3. С. 3-13.
134. Платон. Государство. Законы. Политик. М.: Мысль, 1998. 798 с.
135. Поздняков А. Л., Самохвалов А. М. Урбанизация и ее влияние на экологию городов и поселений // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 6 (57). С. 74-78.
136. Попов Д. Г., Жабенко И. Д. Глобальный город как центр глобальных услуг // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Гуманитарные и общественные науки. 2018. Т. 9. № 3. С. 28-38.
137. Порус В.Н. Многомерность рациональности // Эпистемология и философия науки. 2010. Т. XXIII. № 1. С. 5-16.
138. Плеснер Х. Ступени органического и человек. Введение в философскую антропологию. М.: РОССПЭН, 2004. 368 с.
139. Ревина Е.В. Мультикультурный город как пространство национальной идентичности: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Ставрополь, 2009. 23 с.
140. Россман В. Столицы. Их многообразие, закономерности развития и перемещение. М.: Литагент «ИЭП им. Гайдара», 2013. 352 с.
141. Сассен С. Глобальные города: постиндустриальные производственные площадки // Прогнозис. 2005. № 4. [Электронный ресурс]. URL: http : // les-ur-banistes.blogspot.ru/2009/01/blog-post.html (дата обращения: 24.02.2023).
142. Семёнов В. Е. Дегуманизация в модернистском и массовом искусстве XX - начала XXI века: социально-психологический анализ // Журн. социологии и соц. антропологии. 2007. Т. X, № 1. С. 21-37.
143. Сеннет Р. Плоть и камень. Тело и город в западной цивилизации. М.: Strelka Press; 2016. 502 с.
144. Слотердайк П. Сферы. Микросферология. Т. I: Пузыри. СПб.: Наука, 2005. 688 с.
145. Слотердайк П. Сферы. Макросферология. Т. II: Глобусы. СПб.: Наука, 2007. 1024 с.
146. Слотердайк П. Сферы. Плюральная сферология. Т. III. Пена. СПб.: Наука, 2010. 923 с.
147. Смирнов С.А. Антропология города, или О судьбах философии урбанизма в России // Философская антропология [Электронный ресурс]. URL:
http://anthropology.ru/ru/texts/ smirseal/ancity_1.html (дата обращения: 23.04.2023).
148. Смирнов С.А. Образ города: от карты к картоиду // Праксема. Проблемы визуальной семиотики. 2017. №4(14). С.28-48.
149. Смирнов И.П. Быт и инобытие. М.: НЛО, 2019. 379 с.
150. Соколова А. А., Дык А. Г., Каленчук Т. В. Дегуманизация современного общества и духовная безопасность // Вестник Полесского государственного университета. Серия Общественных и гуманитарных наук. 2019. №1. С.48-53.
151. Сорокин П. А. Социальная и культурная динамика. М.: Астрель, 2006. 1176 с.
152. Столбов В. П. Социология города: к вопросу истории формирования античной городской среды // Известия ВУЗов. Серия «Экономика, финансы и управление производством». 2016. № 2 (28). С.96-101.
153. Суджич Д. В как Bauhaus. Азбука современного мира. М.: Strelka Press, 2017. 400 с.
154. Суктовая В.А. Путешествие. Культурно-антропологический хронотоп другого // Человек. 2010. №2. С.48-64.
155. Суховская Д.Н. Креативное пространство российских городских поселений и его влияние на формирование ценностных ориентаций личности: Дис. ... канд. филос. наук. Пятигорск, 2015. 198 с.
156. Тарасов Е. Н., Замятин П. В. Градостроительные утопии ХХ века: социально-политический аспект // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=19126 (дата обращения 09.05.2022).
157. Тоффлер Э. Шок будущего. М.: ACT, 2002. 557 с.
158. Тремаскина М.С. Экзистенциальная модель города в контексте европейской философии XX века // Духовная сфера общества. 2018. №15. С.157-161.
159. Трубина Е.Г. Город в теории: Опыты осмысления пространства. М.: Новое литературное обозрение, 2013. 520 с.
160. Тульчинский Г.Л. Философия поступка: самоопределение личности в современном обществе. СПб.: Алетейя, 2020. 826 с.
161. Тульчинский Г.Л. Цивилизационная динамика форм государства: схождение цивилизационных трендов постимперской глобализации и буржуазного национализма // Человек. Культура. Образование. 2014. № 1 (11). С. 5-25.
162. Ульянова Н.В. Экологическое сознание и экологическая культура, проблемы и перспективы // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. № 6 (69). C. 57-61.
163. Урсул А.Д. Глобальные процессы, безопасность и устойчивое развитие // Век глобализации. № 1. 2008. С. 17-22.
164. Урсул А. Д. Ноосферная стратегия. Переход России к устойчивому развитию. М.: Ноосфера, 1998. 273 с.
165. Устинович Е. С. Государственная политика в сфере информационных технологий: дис. ... д-ра полит. наук. М., 2012. 283 с.
166. Устюгова Е.Н. Антропологический поворот в современной урбанистике // Terra Aestheticae. 2018. №1. С.199-215.
167. Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М.: Аспект Пресс, 2004. 400 с.
168. Федякин И. В. Мегаполис как объект политологического исследования // Мир и политика. 2013. № 10. С.116-127.
169. Филимонова О.Ф. Жизненное пространство города: концептуальные основания и ментальные структуры: дис. .д-ра филос. наук. Саратов, 2011. 348 с.
170. Фихте И.Г. Речи к немецкой нации. СПб.: «Наука», 2009. 350 с.
171. Флиер А.Я. История культуры: от инстинкта к обычаю, от обычая -к свободе // История и современность. 2013. № 2 (18). С.36-51.
172. Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М.: Классика-XXI, 2005. 430 с.
173. Фрейд З. Недовольство культурой. М.: Литагент «Фолио», 2013.
222 с.
174. Фромм Э. Бегство от свободы; Человек для себя. Мн.: ООО «Попурри», 2000. 671 с.
175. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992. 430 с.
176. Фромм Э. Иметь или быть. М.: Аст, 1998. 320 с.
177. Фромм Э. Искусство быть. М.: АСТ, 2014. 348 с.
178. Фромм Э. По ту сторону порабощающих нас иллюзий. М.: АСТ, 2010. 314 с.
179. Фромм Э. Психоанализ и религия // Сумерки богов. М., 1989. С. 143-222.
180. Фукидид. История // Историки античности. Т.1. М.: Правда, 1989.
624 с.
181. Фуко М. Безопасность, территория, население. СПб.: Наука, 2011.
544 с.
182. Фуко М. Рождение биополитики. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1978-1979 учебном году. СПб.: Наука, 2010. 448 с.
183. Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и пути к процветанию М: ACT, 2004. 730 с.
184. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб.: Наука, 2001. 377 с.
185. Хабермас Ю. Проблема легитимизации позднего капитализма. М.: Праксис, 2010. 264 с.
186. Хабермас Ю. Техника и наука как «идеология». М.: Праксис, 2007.
208 с.
187. Хайдеггер М. О существе человеческой свободы. СПб.: Владимир Даль, 2018. 416 с.
188. Харви Д. Городской опыт. [Электронный ресурс]. URL: http://psychogeo.spb.ru/page_255.html (дата обращения: 09.11.2022).
189. Цифровизация городов // Центр стратегических разработок. [Электронный ресурс]. URL: http://csr.ru/news/tsifrovizatsiya-gorodov/ (режим доступа: 10.08.2023)
190. Чеботарева А. А. Теоретико-правовые проблемы законодательного обеспечения информационных прав и свобод // Юридический мир. 2015. № 1. С.49-53.
191. Чуйков С.А. Гражданское общество как фактор самоорганизации социальной системы // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. 2017. Т.13. №3. С.262-266.
192. Чумакова А.Н. Глобализация и космополитизм в контексте современности // Вопросы философии. 2009. №1. С.32-39.
193. Чупров В.И., В.В.Михеева. Доверие в саморегуляции социальных взаимодействий в условиях неопределенности. Почему нет мира в Украине? М.: Норма, 2015. 159 с.
194. Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблемы человека в западной философии. М., 1988. 544 с.
195. Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии мировой истории. Том 2. Всемирно-исторические перспективы. Минск: Попурри; 1999. 606 с.
196. Штомпель О.М. Город для жизни и жизнь в городе: социокультурный анализ оценок горожан // Культура в фокусе научных парадигм. 2018. № 8. С. 3944.
197. Штомпель Л.А. Делокализация публичных пространств современного города: культурологический анализ // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2018. № 6 (86). С. 10-16.
198. Штомпель Л.А. Города, создающие нас: трансформация "культуры участия" // Градостроительное право. 2020. № 3. С. 35-38.
199. Штомпель Л.А. Места и не-места в пространстве городской жизни // Культура в фокусе научных парадигм. 2018. № 6. С. 38-43.
200. Штомпель Л.А. Человек в городе: в поисках идеала // Новое прошлое.
2017. № 3. С. 26-37.
201. Штомпель Л.А., Штомпель О.М. Прецедентные тексты культуры в аудиовизуальной среде российского города // Научная мысль Кавказа.
2018. № 2 (94). С. 34-40.
202. Штомпка П. Доверие - основа общества. М.: Логос, 2012. 445 с.
203. Шютц А. Некоторые структуры жизненного мира // Личность. Культура. Общество. 2007. Т. 9. Вып. 2. С.52-68.
204. Якобсон А.Я., Бацюн Н.В. Экологические аспекты качества жизни // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2014. № 5 (88). С. 211-215.
205. Яницкий О. Н. Глобализация. Город. Человек. М.: ФНИСЦ РАН, 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.isras.ru/index.php?page_id=1198&id=5961 (дата обращения: 12.09.2022).
206. Яницкий О.Н. Экологическая культура России XX века: очерк социокультурной динамики // История и современность. 2005. №1. С. 136-161.
207. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. 530 с.
208. Ячменев В.А. Устойчивое развитие: взаимосвязь экологической и социальной культур // Социум и власть. 2017. № 5 (67). С. 7-13.
209. Яроцкая В. В. Обустройство городского пространства или как сделать город комфортным для жизни // Global & Regional Research. 2020. Т. 2. №2 1. С. 489-495.
210. DEMOGRAPHIA WORLD URBAN AREAS 18th ANNUAL EDITION July 2022 (Built Up Urban Areas or World Agglomerations). [Электронный ресурс]. URL: http://www.demographia.com/db-worldua.pdf (дата обращения: 04.08.2023).
211. Friedmann J. The world city hypothesis // Development and change. 1986. Vol. 17. № 1. pp. 69-83.
212. Hall P. The global city // International Social Science Journal. 1996. Vol. 147. pp.
15-23.
213. Lefebvre Н. Espace et politique: le droit à la ville II, Paris, Anthropos, 2000. 174 p.
214. Megacity Challenges. A stakeholder perspective Mode of access. [Электронный ресурс]. URL: http://w1.siemens.com/pool/en/about_us/megacities/MegaCityReport_1439020.pdf (дата обращения: 14.03.2020)
215. Rieff Ph. Sacred Order/Social Order: My Life Among the Deathworks. University of Virginia Press. 2006. 264 p.
216. Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. London: Sage, 1992. 211 p.
217. Rodrigue J.-P. The Environmental Impacts of Transportation // The Geography of Transport Systems. April 2016. [Электронный ресурс]. URL: Access Mode: https://transportgeography.org/?page_id=5711 (дата обращения: 14.04.2023).
218. Ville Dictionnaire universel Écrit par Antoine Furetière [Internet]. 2021 [cité 2021 mars 18]. Disponible à: http://xn-- furetire-60a.eu/index.php/non-classifie/11877926. (дата обращения: 14.01.2023).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.