Человек в городском пространстве: Философско-антропологические основания урбанологии тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, доктор философских наук Тыхеева, Юлия Цыреновна
- Специальность ВАК РФ09.00.13
- Количество страниц 334
Оглавление диссертации доктор философских наук Тыхеева, Юлия Цыреновна
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. ГОРОД И УРБАНИЗАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ.
§1 Город как феномен культуры и его функциональная среда.
§ 2. Урбанизация как процесс и результат человеческой деятельности.
§3. Урбанология как понимание и исследование урбанизационных процессов через интересы и деятельность человека.
Глава 2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ЧЕЛОВЕКА В ГОРОДСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ.
§1. Фшософско-антропологические основания исследования урбанизационных процессов.
§ 2. Герменевтика городского пространства.*.
§ 3. Семиотический анализ символического пространства города.
Глава 3. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА И ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА.
§1. Цивилизационно-антропологическое значение городского пространства.
§2. Телесность городского человека. $ 3. Городской менталитет.
§ 4. Образ жизни городского человека.
Глава 4. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА
§1. Физико-географическое пространство города.
§ 2. Социальная стратификация населения в пространственной организации общества.
§3. Ментальная картина города.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Языки городской культуры2007 год, кандидат философских наук Симонова, Оксана Борисовна
Города Тульской губернии в процессе урбанизации в XIX в.2005 год, доктор исторических наук Симонова, Елена Викторовна
Дом как граница "приватного" и "публичного" в философско-антропологическом анализе2008 год, кандидат философских наук Харисова, Александра Вениаминовна
Человек в социально-экологическом пространстве города2003 год, кандидат философских наук Овчинникова, Надежда Павловна
Архитектоническая культура человека в формировании городского ансамбля2005 год, кандидат философских наук Крашенинникова, Евгения Сергеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Человек в городском пространстве: Философско-антропологические основания урбанологии»
0.1. Актуальность, общественная, научная значимость темы
Урбанизация - конкретно-исторический этап развития общества, процесс возникновения, формирования городов и нового типа расселения населения -городского, отделяющегося от старой аграрной экономической и социальной основы, имеющий глобальный характер. Это новая поселенческая структура, опирающаяся на новую основу - индустриальную, их новые социально-экономические, политические, идеологические, психологические взаимосвязи и взаимовлияния, и создающая новую социально-экономическую организацию общества. Она выступает и как - понятие, обозначающее процесс возникновения новых типов поселения - городов, а также роста их роли и влияния на всю поселенческую структуру населения. Урбанизация - новая форма пространственно-структурной организации расселения населения, где большую долю и главное значение приобретают города. Урбанизация влияет на большие географические пространства, создавая урбанизационную среду, урбанизированное расселение. Урбанизация — проблема, которая изучается широким спектром наук: историей, географией, экономическими науками, социологией, философией, психологией. Город выступает своеобразной моделью и лабораторией развития общества.
Свой вклад в исследование процессов урбанизации должна внести философская антропология. Это связано с тем, что современное обществознание начинает постепенный поворот от изучения только объективированных сторон общества к проблемам человека. Так как человек занимает центральное место в обществе и общественных процессах, включая урбанизационные, естественно обратить внимание на место и роль человека во всех этих процессах.
Человек - творец истории, создатель, техники и технологии, общественных отношений, общественных институтов, различного типа поселений и, в конечном итоге, создатель самого себя. Но в обществоведческих науках сложилось так, что в большинстве своём человек выступал как пассивное вторичное начало, следующее в своём развитии за объективированными процессами развития общества. Человек рассматривался как часть и продукт общества, его развития. В процессах урбанизации человек также исследовался как член городского сообщества, житель урбанизированной среды.
В то время как в современном обществоведении всё больше внимания начинает уделяться человеку, исследования урбанизации также должны обратить внимание на взаимосвязи и взаимоотношения человека и города. Человек -творец города, человек - создатель городских условий и в то же время их продукт, т.е. новый человек - горожанин, и в этом качестве достоин отдельного исследования.
Человек — существо символическое, как замечает Э.Кассирер,' он живёт в символическом универсуме, который он сам и создаёт. Ярче всего это проявляется у человека в городских условиях. Городской человек буквально стиснут городским пространством, домами и улицами. В городских условиях формируются новые типы взаимоотношений между людьми, теряющие личностный характер: соседские, правовые, экономические, социально-неравноправные, религиозно-идеологические, административно-управленческие и др. Всё у городского человека носит искусственный символический характер. Недаром горожанин беспокоится о своём престиже, приобретает вещи не для удовлетворения своих потребностей, а для того, чтобы «значить» среди окружающих, придать себе высокий социальный статус и т.п. Потому тема положения человека в урбанизированной среде стала актуальной сегодня, что человек стал активным субъектом общества и города, в частности, действительным творцом своей истории. В его руках сосредоточилась большая сила, выраженная в высоком уровне развития производительных сил и различных социальных институтов.
Этими причинами обусловлен интерес к проблеме исследования состояния человека в урбанизированной среде. Без теоретического осмысления данных проблем трудно прогнозировать дальнейшее развитие общества, обустраивать жизненную среду, строить жилища, обучать и воспитывать подрастающее поколение.
Исследование вносит определённый вклад в современное обществоведение, сосредотачивая внимание на важных для общества аспектах - роли современного человека в урбанизированном пространстве, взаимоотношении человека и городской среды, перспективах развития общества, в котором большинство составляет городской человек.
1 Кассирер Э. Опыт о человеке: Введение в философию человеческой культуры. Что такое человек? // Проблема человека в западной философии. М., 1988. С. 30.
0.2. Состояние разработки научной проблемы
Проблема города и человека в урбанизированном пространстве наиболее полно разработана в исторических исследованиях. Совокупность исторических исследований городов можно назвать исторической урбанистикой. (Тойнби А. Постижение истории. М., 1996; Mumford L. The City in Histoiy. Its Origin, its Transformation and its Projects. N.Y. 1961). Большая группа исследований исторического характера предпринята группой историков под руководством Э.В. Сайко и АА. Сванидзе. (Город в процессах исторических переходов. Теоретические аспекты и социокультурные характеристики./ Под ред. Э.В.Сайко. М., 2001; Город и искусство. Субъекты социокультурного диалога. / Под ред. Э.В. Сайко. М., 1996; Город как социокультурное явление, исторического процесса./ Под ред. Э.В.Сайко. М., 1995; Город и искусство. Субъекты социокультурного диалога. / Под ред. Э.В.Сайко. М., 1996, Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т. 1-4. / Под ред. А.А. Сванидзе и др. М., 1999 - 2001). Обширный исторический материал, исследующий проблемы возникновения и функционирования древних городов (Сайко Э.В. Древнейший город. Природа и генезис. М., 1996; Дьяконов И.М. Люди города Ура. М., 1990; Морган Л.Г. Древнее общество или исследование линий человеческого прогресса от дикости через варварство к цивилизации. Л., 1935; Андреев Ю.В. Ранние формы урбанизации.// Вестник древней истории. 1987, № 1; Гуляев В.И. Города-государства майя. М.,1979 и др.). Представляют большой интерес исследования городов отдельных урбанизированных регионов и жизнедеятельности людей в них (Ястребицкая А.Л. Средневековая культура и город в новой исторической науке. М., 1995, Большаков О.Г. Средневековый город Ближнего Востока VII- сер. XIII вв. М.,1984; Город в Северо-Восточной Европе в Новое и Новейшее время. XV - сер. XX вв. / Под ред. ХАрумяэ. Таллинн, 1978; Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1983; Ле Гофф Ж. Другое Средневековье. Время, труд и культура Запада. Екб., 2000; Бродель Ф. Что такое Франция? Пространство и история. Т.2. М., 1994; Косенкова Ю.Л. Советский город 40-х гг. 2000; Фёдорова Е.Б. Знаменитые города Италии, М., 1985).
Ряд интересных исследований посвящено общим проблемам города и процесса урбанизации (Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994; Форестер Дж. Динамика развития городов. М., 1974; Межевич М.Н. и др. Урбанизация и развитие городов в СССР. Л., 1985; Пространственное развитие урбанизации: общие закономерности и региональные особенности. /Под ред. Ю.Л. Пивоварова. М., 1991; Урбанизация и развитие новых районов. /Под ред. Е.Ю. Фаермана. 1997; Урбанизация и расселение. / Под ред. Ю.Л. Пивоварова. М., 1975; Урбанизация мира. / Под ред. Г.М. Лаппо и др. М., 1974).
Получила развитие область социологии, изучающая города и процессы урбанизации (Park R.E., Burgess E.W., McKenzie R.D. The City: Suggestions for the Investigation of Human Nature in the Urban Enviroment. Chicago, 1925; Файзуллин Ф.С. Социология города. СПб. - Уфа, 1997; Зеленое Л.А. Социология города. Н.Новгород, 1995; Грац Р. Города в Америке: жители и власти. М., 1995,).
Обширная литература, возможно, самая большая по объёму, имеется по экономическим исследованиям урбанизационных процессов. Это понятно, исходя из нужд планирования и экономического обоснования развития городов (Борщевский М.В., Успенский С.В., Шкаратан О.И. Город. Методологические проблемы комплексного социального и экономического планирования. М., 1985; Межевич М.Н. и др. Урбанизация в условиях капитализма. Социально-экономические противоречия и экологические последствия. Л., 1988; Межевич М.Н. и др. Экономические методы регулирования развития крупных городов. Л., 1990; Файзуллин Ф.С., Галлямов Р.Р. Урбанизация общества: закономерности развития и проблемы управления. М., 1992.).
Хотя проведено множество исследований по этнографическим и этнологическим проблемам (Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М.,1983; Бромлей Ю.В. Эгно-социальные процессы: теория, история, этнос. М.,1987; Стефаненко Т. Этнопсихология. М., 1999; Арутюнов Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов В.А. Этносоциология. М.,1998), собственно исследований, посвящённых этническим проблемам города довольно немного (Park R.E. The Immigrant Press and its Control. N.Y., 1922; Лурье C.B. Историческая этнология. M., 1997), а исследований этнических проблем в рамках города совсем немного (Галлямов Р.Р. Многонациональный город. Уфа, 1996; Старовойтова Г.В. Этническая группа в современном советском городе. Л., 1987; Этносоциальные проблемы города. / Под ред. Ю.В. Бромлея и др. М., 1986),.
Традиционно планирование будущего общества было связано с представлениями о прекрасных городах (Августин Аврелий. О граде Божьем. // Творения. В 3-х тг. Т.З. СПб.-Киев,1988; Мор Т. Утопия. М., 1978; Кампанелла Т. Город Солнца. М., 1954; Вуек Я. Мифы и утопии архитектуры XX века. М., 1990;
Говард Э. Города будущего. М., 1993; Лаппо Г.М. Города на пути в будущее. М., 1987). и исследованием воплощения задуманного (Куцев Г.Ф. Новые города. М., 1982; Нимейер О. Мой опыт строительства Бразилиа. М., 1963.).
Множество исследований посвящено городской культуре как исторического, так и философско-теоретического характера (Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992; Фуко М. Слова и вещи: Археология гуманитарных наук. СПб., 1994; Марков Б.В. Храм и рынок. Человек в пространстве культуры. СПб., 1999, Городская культура: Средневековье и начало Нового времени. Л., 1986; Гуревич АЛ. Средневековый мир: культура безмолвного большинства М., 1999; Коган Л.Б. Проблемы урбанизации: город и культура. М., 1981; Урбанизация в формировании социокультурного пространства. / Под ред. Э.В.Сайко. М., 1999, Лелеко В.Д. Пространство повседневности в европейской культуре. СПб., 2002.)
Проведены исследования по образу жизни горожан (Опыт этносоциологического исследования образа жизни. М., 1980; Бороноев А.О. Нравственно-психологическое единство образа жизни советского народа. Л., 1978)
Большой вклад в развитие понимания города внесли географы, развилась специальная отрасль исследований - геоурбанистика (Майергойз И.М. Географической учение о городах. М., 1987; Мечников Л.И. Цивилизации и великие исторические реки. М., 1935; Мировая урбанизация: географические проблемы. / Под ред. Ю.Л. Пивоварова. М., МФ ГО, 1989; Лаппо Г.М., Петров Н.В. Геоурбанистика в СССР: Основные достижения, направления исследований. М., 1986; Пивоваров Ю.Л. Основы геоурбанисгики: урбанизация и городские системы. М., 1999).
Естественно, что большую часть исследования городских проблем и занимает литература по архитектуре, которая много внимания уделяет пониманию места человека в нём (Груза И. Теория города. М., 1972; Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры: Лицо города. М., 1990; Грушка Э. Развитие градостроительства. Братислава, 1963; Николаев И.С. Профессия архитектора. М., 1984), специальные манифесты посвящаются именно восприятию и самочувствию человека в городе и урбанизированной среде (Ле Корбюзье. Афинская хартия. // Архитектура XX века. М., 1977; Нимейер О. Архитектура и общество. М., 1975)
В рассмотрение проблем урбанизированной среды человека широко привлекаются современные философские исследования по семиотике (Эко У. Отсутствующая структура. (Семиотика архитектуры. Введение в семиологию). СПб.,
1999; Марков Б.В. Знаки бытия. СПб., 2001; Лсггман Ю.М. Семиосфера. СПб, 2000; Барт Р. Семиология и градостроительство //Современная архитектура, 1971, №1; Розин В.М. Семиотические исследования. М., 2001; Семиотика города и городской культуры Петербурга. (Учёные записки Тартуского гос.университета. Вып. 664. Труды по знаковым системам. XVII). Тарту, 1984; Семиотика и язык архитектуры. Сб. научных трудов. / Под ред. Е.И. Российской. (Семиотика пространства и пространство семиотики. Труды по знаковым системам XIX). Тарту, 1986; Тыдман Л.В. Изба. Дом. Дворец. Жилой интерьер России с 1700 по 1840 г. М., 2000), герменевтике (Гадамер Х.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988; Рикёр П. Конфликт интерпретаций: Очерки о герменевтике. М, 1995.), рассматривающие городского человека и восприятие им города, его понимание и интерпретацию.
К интерпретации и пониманию города примыкает его эстетическая характеристика (Иконников А.В. Архитектура города. Эстетические проблемы композиции. М., 1972; Иконников А.В. Эстетическое значение структуры города. // Город и время. М, 1973, с. 86-90; Эстетическая выразительность города. / Под ред. О.А. Швидловского. М., 1986; Прозерский В.В. Эстетика и позитивизм. Л., 1988; Белов В.И. Лад (Очерки о народной эстетике). М., 1989).
Особую ноту в понимание городского человека вносит философская и социальная антропология (Козлова Н.Н. Введение в социальную антропологию. М., 1996; Коган Л.Б. Быть горожанами. М., 1990; Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985; Марков Б.В. Философская антропология. СПб., 1997; Шелер М. Избранные произведения. М., 1994; Проблема человека в западной философии. М., 1988; Уваров М.С. Архитектоника исповедального слова. СПб., 1998; Черноушек М. Психология жизненной среды. М., 1989).
В исследованиях урбанизационных процессов внимание исследователей привлекает и вопросы взаимодействия города и окружающей среды, экологические проблемы (Яницкий О.Н. Экологическая перспектива города. М., 1987; Маркович Д.Ж. Социальная экология. М., 1996; Урбоэкология. / Под ред. Т.И. Алексеева. М., 1990 и др.)
0.3. Цель исследования
Целью данного исследования является осмысление места человека в урбанизированной среде, изменение человека и вместе с ним особой среды его обитания, которой является город.
Необходимость исследовать проблему человека в городских условиях диктуется несколькими факторами:
1. обществом уже осознано, что на сегодняшний день процесс урбанизации принял такой широкий размах, что уже нельзя игнорировать этот факт, глубоко изменилась пространственно-географическая структура расселения людей;
2. как никогда ранее осознаётся роль человека и его ответственность перед обществом и самим собой в процессе развития общества, так как человек сам создаёт города, городские условия и при этом изменяется сам и изменяется его идеология, мировоззрение и социальные институты;
3. многое в развитии общества зависит от того, как человек понимает, семиотически расшифровывает свою жизнь, своё место в обществе и в мире, и каким смыслом он наполняет свою жизнедеятельность;
4. человек становится другим в изменяющихся условиях, наиболее ярко это находит своё отражение в условиях города
5. перспективы и контуры будущего общества вырисовываются именно в городе, так как город выступает своеобразной лабораторией, формирующей облик человека городского и человека вообще, облик города и всего общества.
Среди различных путей осмысления процесса урбанизации выделим философско-антропологический подход:
6. философская антропология как методология познания урбанизационного процесса;
7. изучение роли и места человека в урбанизационном процессе,
8. философско-антропологическое содержания урбанизационного процесса, а шире цивилизационного процесса,
9. изменение и развитие человека в урбанизационном процессе (историческое, социальное, экономическое, психологическое, технологическое состояние, «аутизм» и «сомнамбулизм» современного человека в городе).
0.4. Задаче исследования, вытекающие из её цели
10. Исследовать процесс урбанизации через призму места человека в этом процессе и его отношения к нему, новое понимание места и роли городов в экономическом и социальном развитии общества.
11. Исследовать функции городов и урабанизационной среды как следствие и причину деятельности городского человека.
12. Исследовать город как особого рода пространство: географическое, социальное, ментальное.
13. Провести герменевтический и семиотический анализ пространства города.
14. Выявить новую роль человека в городе, его место и функции вместе с его изменяющейся сферой деятельности.
15. Показать тесную связь разнообразных сфер деятельности человека, с его новой городской ментальностью, новой городской идеологией и психологией.
16. Исследовать телесность и ментальность городского человека.
0.5. Предмет я объект исследования
ГОРОД как ОБЪЕКТ исследования представляет собой сложный и функциональный комплекс, который может быть всесторонне изучен лишь в фокусе пересечения целого ряда общественных наук: истории, социологии, экономики и истории географии, этносоциологии и других. Город исследуется как географический пространственный объект, место для организации деятельности человека, социально-исторический и социально-цивилизационный фактор, место, где формируется новая общность - горожане, а вместе с этим формируются новые формы организации общественной жизни - правовая, производственная, социально-стратификационная, создаются новые социальные институты.
УРБАНИЗАЦИЯ как ОБЪЕКТ исследования - процесс возникновения новых типов поселения - городов, а также роста их роли и влияния на всю поселенческую структуру населения. Урбанизация - новая форма пространственно-структурной организации расселения населения, где большую долю и главное значение приобретают города. Урбанизация в историческом развитии реализуется как состояние и процесс, активно воздействующие на всё социальное пространство, выступающие в роли средства преобразования.
ЧЕЛОВЕК как ОБЪЕКТ исследования - это человек, проживающий в городе. Это первое определение горожанина указывает на его положение в географическом пространстве. Потому мы можем рассматривать понятие горожанина, городского человека как особенное по отношению к общему «человек» и единичному «парижанин, москвич» или ещё более точечно - «Жан, Иван, Мария». Этот человек проживает, находится в той точке географического пространства, где находится город. В то же время неявно здесь указывается на некоторый ценз проживания человека в городе. Он должен отличаться от человека, который только гостит в городе, находится в нём краткое время (т.е. гостя), человека, который не имеет там определённого места жительства (бомжа) и горожанина с небольшим стажем проживания в городе — неогорожанина (новосёла). Городского человека обозначают пространственные и временные координаты. Кроме того, изменению подвергаются его социальные значения. Он разрушает одни (старые) социальные связи и значения и вступает, создаёт новые.
Житель города становится таковым одновременно с созданием нового вида поселения, каковым является город. У него формируется новая телесность. Он же создает телесность города, а город создаёт из него горожанина. Итак, с человеком в городе происходят различные метаморфозы, связанные с изменением его места в географическом и социальном пространстве. Городской человек не только житель, единица населения, он — продукт и творец совершенно нового по своему существу сообщества, городского, и совершенно новой пространственной организации. Горожанин становится таковым одновременно с включением в новый вид поселения, каковым является город. Он составляет собой своеобразную часть города, а город создаёт из него нового, по существу, человека - горожанина. Человек в городской среде обретает множество ролей, он становится полифункциональным существом и одновременно почти в каждой позиции — он дихотомичен. Разделяются функции горожанина и создаются разнообразные социально-функциональные маски (производитель и потребитель, продавец и покупатель, актёр и зритель, самостоятельный и жёстко направляемый, ритор и слушатель, священнослужитель и прихожанин и т.п.). Наиболее ярко проявляется такое разделение в специализации производственных функций (гончар, ткач, кузнец и пр.), а также в разделении производственных операций (заготовка, изготовление, украшение и пр.). Горожанин становится «частичным работником». Этот процесс своего апогея достигает в конвейерном производстве.
Психологические черты горожан также подвергаются переработке, постепенно приближаясь к некоторому среднему показателю. Формируется внутренняя убеждённость в психологическом отличии горожанина от «деревенщины». Радуется и печалится горожанин более сдержанно. Поведение людей, их реакция на те или иные события формируются во время публичных актов — празднеств, шествий, наказаний. Единое поведение, единое переживание, единые чувства глубоко воздействуют на психологию недавнего селянина, преодолевая устоявшиеся этнопсихологические качества и создавая нивелированное единое сознание, новую городскую ментальность.
Таким образом, городской человек - в городском пространстве, которое он создаёт, и которое формируется в процессе урбанизации, приобретает собственную особую телесность и ментальность, выполняет определённые функции, вступает в новые социальные (общественные, экономические, политические и пр.) отношения и взаимосвязи.
ОБЪЕКТОМ исследования в диссертации выступает взаимодействие человека и города в их взаимовлиянии и взаиморазвитии. Город как объект исследования представляет собой сложный и функциональный комплекс, который может быть всесторонне изучен лишь в фокусе пересечения целого ряда общественных наук: истории, социологии, экономики, географии, этнологии и других. Город исследуется как социально-исторический и социально-цивилизационный фактор, географический пространственный объект, в котором организуется вся деятельность человека, место, где формируется новый человек - городской, и новая общность - горожане, а вместе с этим формируются новые формы организации общественной жизни - правовая, производственная, социально-стратификационная, создаются новые социальные институты.
0.6. Методология исследования
Методологической основой настоящего исследования выступают философско-антропологические основания, принципы философского и исторического мышления, а также различные методы социальных наук, системно-структурный и междисциплинарный подходы, методы семиотической интерпретации и сравнительного анализа и элементы герменевтико-феноменологической методологии.
Диссертационное исследование опирается на исследования отечественных и зарубежных философов и историков, рассматривающих общие и частные вопросы развития и функционирования урбанизационных процессов и места человека в них. Кроме того, привлекаются материалы частных дисциплин, затрагивающие проблемы урбанизации: экономики, географии, экологии, этнографии и т.п.
Естественно, что исследование опирается на труды классиков мировой философии, работы отечественных и зарубежных учёных, отражающих проблематику урбанизации и городов, различные стороны истории, культурологии, социологии, социальной психологии и др.
0.7. Новизна исследования заключается в разрешении вопросов, поставленных задачами и целью исследования, которые предстают как обобщение философско-антропологического и социально-философского анализа проблем урбанизации, осмысление городского пространства, как особого социально-исторического поля деятельности человека и, вместе с тем, места приложения его сил и деятельности и процесса, в котором создаётся и действует человек нового типа - городской человек.
В данной диссертации
17. город исследован как система организации особого рода пространств: географического, социального, архитектурного и ментального;
18. предложено новое понимание места и роли городов в экономическом и социальном развитии общества — философско-антропологическое;
19. осуществлён новый подход к пониманию проблем урбанизации - через призму взаимодействия человека и города, в котором человек формируется как новый субъект и объект общественного развития — «человек городской», горожанин;
20. прослежено изменение роли и положения человека в городе в зависимости от изменения его места и функций от формирующейся и развивающейся как сферы человеческой деятельности, так и самой городской среды, его полифункциональность и дихотомичность;
21. город проанализирован как новое поле социально-стратификационного расслоения общества и противоречивого социально-этнического процесса, находящего своё отражение в пространственной структуре города;
22. выделена тесная связь разнообразных сфер деятельности человека, его образа жизни с его новой городской ментальностью, новой городской идеологией и психологией, местом и ролью религии в материальном и ментальном структурировании городского пространства;
23. показана многозначность города, его пространственных и ментальных структур через герменевтический и семиотический анализ пространства города;
24. доказана необходимость нового интегративного подхода к изучению проблемы городов и создания новой научной дисциплины — урбанологии.
Проблемы урбанизации и проблемы формирования и деятельности человека в современной обществоведческой литературе рассмотрены довольно глубоко и разносторонне. Однако в данной диссертации предложен новый подход к пониманию этих проблем - через призму взаимодействия человека и урбанизационных процессов, изменения городского пространства (и его восприятия), в котором действует человек и в котором он формируется как новый субъект и объект общественного развития.
Обобщены и развёрнуты определения «город», «урбанизация», «урбанология как наука о городах», «городской человек». Проведены исследования изменений городского пространства, как внешнего (географического) и внутреннего (архитектурного, ментального, семиотического). Прослежены социально-исторические изменения положения человека в городе и его месте в городской ткани как объекта, изменяющегося под давлением городских условий, так и активного субъекта, своей деятельностью и воздействием меняющего свою среду и город вокруг себя. Особое внимание уделено менталитету городского человека, его восприятия городской среды, семиотической «расшифровке» окружающего мира, герменевтической интерпретации мира и самого себя.
0.8.Апробация исследования, рассмотренного в диссертации, проходила на научных конференциях:
25. Всероссийский социологический конгресс «Социология и общество», Санкт-Петербург, 2000.
26. Международная научная конференция: «Информация - коммуникация — общество». Санкт-Петербург, 2001,2002,2003 гг.
27. Научный симпозиум «Гражданское общество России: стратегия и тактика формирования». Санкт-Петербург, 2001.
28. Научно-общественный форум «Формирование гражданского общества». Санкт-Петербург, 2001г.
29. III Российский философский конгресс. «Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия». Ростов-на-Дону, 2002.
30. Международная научная конференция «Науки о человеке в современном мире». Санкт-Петербург, 2002.
31. Международная научная конференция «Вечное и бренное». Великий Новгород, 2002.
По теме диссертации опубликованы монографии «Урбанология», «Человек в городском пространстве»; ряд статей: «Информационное пространство города»;
Психология городской среды»; «Человек городской»; «Мандала - образ идеального города»; «Город: образование и социальная мобильность»; «Город как социально-историческая коммуникация»; «Человек и город: техника философско-антропологического исследования»; «Город как культурный текст»; «Городская цивилизация и образование»; «Город как коммуникативная система»; «Читаю город как книгу (информационное пространство города)» и т.д.
0.9. Теоретическая значимость исследования
Исследование взаимоотношения человека и городской среды имеет теоретическое значение в рамках социальной философии, философской и социальной антропологии, семиотики и герменевтики предлагает рассмотрение проблемы человека в новом ракурсе как его изменение и развитие в новой социально-производственной среде - городе. Причём этому изменению подвергается человек, постоянно, исконно живущий в городе, так и новоприбывший новосёл. В современных условиях бурно развивающейся урбанизации необходимо теоретическое осмысление этих процессов и их влияния на всемирно-исторический процесс. Город и человек в нём представляют собой особую взаимообусловленную систему, включающее в себя объективное и субъективное содержание, создающее и трансформирующее их понимание и взаимодействие. Данное диссертационное исследование вносит свой вклад в данную совокупность теоретических знаний о человеке, обществе и в частности в такой взаимосвязи как «человек и городская среда».
0.10. Практическая значимость, применимость проведённого исследования, сделанных в нём выводов и обобщений, высказанных рекомендаций, возможность использования материалов диссертации
Практическая значимость диссертации заключается в возможности учёта и использования его результатов в практике городского самоуправления, учёте философско-антропологических параметров городского населения при принятии различных административно-управленческих решений, разработке кратко- и долговременных программ развития города (производства, образования, здравоохранения, досуга и пр.), в различного рода идеологических акциях (выработка городской идеологии, роль и место религиозных организаций, проведение избирательных кампаний и пр.). Результаты диссертации могут быть предложены в качестве учебного материала в курсах «Философская антропология», «Социальная антропология», «Культурология» «Регионоведение», «Социология», «Рекламоведение», «Связи с общественностью», а также как самостоятельный предмет «Урбанология».
0.11. Научные выводы, выносимые на защиту
32. Урбанизация - как цивилизационный процесс, характеризуется не только как переменой места жительства людей, но глубокими изменениями во всех без исключения сторонах жизни человека и общества в целом. В городе возникают и апробируются различные формы взаимодействия людей, вырабатываются правила поведения в частной и общественной жизни, возникают всё более опосредованные взаимозависимости, складываются новые формы общения. Город создаёт телесность и ментальность горожанина.
33. Урбанизация — понятие, обозначающее процесс возникновения новых типов поселения - городов, а также роста их роли и влияния на всю поселенческую структуру населения. Урбанизация - новая форма пространственно-структурной организации расселения населения, где большую долю и главное значение приобретают города. Урбанизация в историческом развитии реализуется как состояние и процесс, активно воздействующие на всё социальное пространство, выступающие в роли средства преобразования.
34. Город как материально-историческое образование — одна из форм расселения людей в исторической ретроспективе и пространственном континууме. Исторические ступени общества диктуют тип и историческую судьбу города вообще и конкретного города в частности. При исследовании города философская антропология обращает внимание на взаимоотношения человека (в историческом процессе превращающегося в своеобразный субъект — «городской человек») и изменяющейся среды его обитания (городского пространства). Развитие города сопровождается изменением городского пространства, как внешнего (географического и архитектурного), так и внутреннего (ментального, семиотического).
35. Город - модель современных процессов формирования человеческого в человеке. В процессе урбанизации возникают новые формы институализации и идентификации общества в целом и отдельного человека в частности. При таком подходе общие философско-антропологические проблемы сужены до рассмотрения проблем человека в рамках города. Это позволяет исследовать проблему «человек и город» как специфическую часть философской антропологии через своеобразие соотношения характеристик городского человека через призму его деятельности и взаимоотношений с другими людьми в условиях города.
36. Урбанология — интегративная наука, изучающая проблемы городов и городских систем с самых разных сторон в их совокупности. Урбанология - слово, которое включает в себя латинские слова «urbs», «logos», - означает «наука о городе», теория города, интегрирующее знание, которое призвано обосновать и выявить сущностные характеристики города, его исторические смыслы и природу с общих методологических характеристик. Это позволяет рассмотреть город как особое социальное, стадиально-значимое, исторически обусловленное явление, в его тесном единстве с цивилизационным развитием общества. В своём развитии урбанология опирается на урбанистику - описание города.
37. Представляется актуальным философско-антропологическое понимание городской жизни. В городе появляется новый человек - человек городской - имеющий собственные телесные, ментальные и социальные характеристики и особый образ жизни, выполняющий различные функции, и, в свою очередь, формирующий собственную оригинальную, непохожую на деревенскую или природную новую среду своего обитания - город. Прослеживаются социально-исторических изменения положения человека в пространстве города и его места в городской ткани как объекта, изменяющегося под давлением городских условий, так и активного субъекта, своей деятельностью и воздействием меняющего свою среду и город вокруг себя.
38. В городе формируется менталитет городского человека, его восприятие городской среды, семиотической «расшифровки» окружающего мира, герменевтической интерпретации мира и самого себя.
Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК
Социокультурное пространство современного города2009 год, кандидат философских наук Тулиганова, Ирина Валерьевна
Городская среда Вятки конца XIX - начала XX вв. в историко-культурном контексте2010 год, кандидат культурологии Дождевых, Светлана Михайловна
Город как концепт культуры2004 год, доктор социологических наук Ильин, Виктор Григорьевич
Политические аспекты урбанизации2000 год, кандидат политических наук Мельникова, Анна Анатольевна
Город как объект культурологического исследования1998 год, кандидат культурол. наук Галушина, Наталья Сергеевна
Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Тыхеева, Юлия Цыреновна
• результаты исследования имеют значение для выработки общей и частной стратегий правового, образовательно-воспитательного процесса и пр.
По теме диссертации опубликованы следующие работы (общий объём 37,6 п.л.)
Монографии
1. Урбанология. Монография. Улан-Удэ, ВСГТУ, 2002 (15,3)
2. Человек в городском пространстве. Монография. М.: Социум, 2002г.(15,4)
Статьи
3. Мандала в восточной и западной традиции. // Сб.ст. Восток-Запад: диалог культур. Улан-Удэ: ВСГАКИ, 1996 (0,3)
4. Мандала в восточной и западной интерпретации. // Сб.ст. Диалог культур; культура на пороге тысячелетия. СПб, 1997 (0.3)
5. Семиотика города. // Сб.научн. тр. Общественные науки. Улан-Удэ: ВСГТУ, 1997(0,3)
6. Социально-стратификационная структура населения города. // Сб.сгатей Ломоносовские чтения. Москва: МГУ,1997 (0,3)
7. Городской образ жизни: психологические проблемы. // Сб.науч.тр. Общественные науки. ВСГТУ, Улан-Удэ: 1998 (0,4)
8. Мандала как образ идеального города. // Сб.статей. Третьи культурологические чтения. М., МГУ,1998 (0,3)
9. Городской образ жизни как элемент развития культуры.// Сб.научлр. Общественные науки. ВСГТУ, Улан-Удэ: ВСГТУ, 1999 (0,5)
10. Этносоциология города. // Социология и общество. Материалы Всероссийского социологического конгресса, СПб, 2000. (0,3/0,15) (соавтор Цыденова А.Л.)
11. Этносоциальное единство городского населения. // Междунар. конференция: Информация — коммуникация - общество. СПбГЭТУ (ЛЭТИ) 2001г.(0,3/ 0,15) (соавтор - Ангаева С.П.)
12. Город и гражданское общество.//Форум «Гражданское общество России» СПб., 2001(0,3)
13. Городское гетто: решает ли гетто проблему межнационального конфликта? // Гражданский форум. СПб., 2002г. (0,3)
14. Городской человек. // Ш Российский философский конгресс. Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия. Р.-на-Д. 2002г. (0,1).
15. Человек городской. Сборник трудов аспирантов, докторантов сотрудников МГСУ. М., 2002.(1,2)
16. Информационное пространство города. // Сб. науч.тр. Общественные науки. ВСГТУ г.Улан-Удэ, 2002.(0,5)
17. Читаю город как книгу. // Междунар. конференция: Информация - коммуникация -общество. СПбГЭТУ (ЛЭТИ) ноябрь 2002г.(0,3)
18. Человек и город: техника философско-антропологического исследования/ // Сб. конференции философского факультета СПбГУ «Философская антропология: традиции, проблемы, перспективы» СПб., 2002 (0,4)
19. Город: образование и социальная мобильность. // Международная конференция «Инновации в образовании». СПб., дек.2002г.
20. Город как социально-историческая коммуникация. // Межрегиональная конференция «PR: горизонты новой реальности» Н.Новгород 2003 (0,5).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человеческая жизнь и деятельность протекает в пространстве и времени. Она бывает оформлена в определённых рамках. Виды деятельности и системы расселения всегда несут в себе информацию о формах своих проявлений. Данная диссертация рассматривает взаимодействие жизнедеятельности человека и их пространственных характеристик, в частности, пространства города. Первобытный человек живёт в местах, приспособляемых для проживания, кочевник - во временном жилище, основные элементы которого он перевозит вместе с собой. Земледелец создаёт стационарное жилище и более-менее крупное поселение - деревню.
Городской человек создаёт долговременное стационарное жилище и характерное поселение нового типа — город, в котором люди живут в тесном общении384 и взаимодействии.
В городе в первую очередь происходит изменение пространства жилища. Жилища, сначала отдельные дома, тесно примыкают друг к другу. Затем дом делится на отдельные квартиры. Такого типа жилища с отдельными квартирами (инсулы) известны уже в Древнем Риме . Жилище начинает специализироваться на зоны - сна,
384 Это одна из основных характеристик города, данных М. Вебе ром. См. Вебер М. ГородУ/ Избранное. Образ общества. М., 1994. С. 309.
385 См. Федорова Е.Б. Знаменитые города Италии. М., 1985. отдыха, приготовления и употребления пищи. Сначала всё происходило в одном помещении - у очага. Функции помещения изменяются во времени, но не в пространстве. Со специализацией деятельности в помещении, происходит его разделение не только на зоны, но начинают специализироваться отдельные функции домашней жизни: приготовление пищи выделяет кухарку и отделяет кухню, место для сна выделяет спальню и специальных прислужников - камердинеров, горничных, личных прислужников, постельничих, выделение детей в отдельное помещение формирует детскую комнату. Официальные приёмы составляют пространство парадных комнат: гостиную, гостиную, кабинет, библиотеку, танцевальный и музыкальные залы.
Виды деятельности также постепенно оформляют своё пространство. Сначала производственная деятельность протекает внутри или рядом с местом проживания. Затем выделяются особые помещения для производственных и жилищных нужд.
Охотник возвращается к стоянке для того, чтобы поесть и накормить своих близких. Земледелец приносит для хранения и потребления плоды своей деятельности в жилище. В городе создаются страховые запасы для всех жителей и для тех, кто занят общегородским обслуживанием, управлением, защитой и т.п. Создаются помещения, хранилища, люди, занятые хранением и распределением общего запаса, формы и методы учёта принятого и взимания других частей.
Система< производства также диктуют свои особые структурированные пространства. Причём с древнейших времён и по сей день город стремится регулировать размещение различных производств. Образуются специализированные здания - мастерские, заводы и фабрики. В городе регулируется доставка сырья для производителей и продукции для потребителей. Нужны помещения для хранения сырья и готовой продукции. Город заинтересован в системах коммуникаций. Нужны дороги и транспортные средства.
Невозможность ведения натурального самодостаточного хозяйства в городе способствует специализации производственной деятельности и развитию обменно-торговых операций, а вместе с тем формированию экономической деятельности. Именно город провоцирует и создаёт экономическую систему: торгово-обменные операции, услуги. Разрабатываются и устанавливаются эквиваленты и эталоны, а вместе с ними денежная система. Вырабатываются особые правила и законы, регулирующие экономическую жизнь. Создаются специальные пространства: рынок и магазины, банк, монетный двор. Развиваются системы защиты денежных средств от подделок, фальсификации, хищения.
И в этом плане город представляет собой своего рода социально-историческую лабораторию, где происходят многозначные процессы, не только материального характера, но и ментального. Наряду с аккумуляцией населения в тесном пространстве города, когда люди должны научиться жить в повседневном единстве и общении с другими (не родственниками, а просто с соседями), в городе должна выработаться и вырабатывается своя общая ментальность городского населения, ментальность каждого отдельного городского человека: общая идеология, психология, общие нравственные и правовые нормы, а также и массовые представления, ценности и установки, которые могут быть не оформлены вербальными средствами, оставаясь на уровне чувств, поведенческих клише. Город создаёт собственную идеологию, создаёт и поддерживает новую городскую ментальность, которая поддерживает чувство единства и само существование городского населения. Менталитет в определённой степени воздействует на формирование и структурирование городского пространства.
В городе происходит становление социально-классовой структуры общества, формируется социальная стратификация общества. В условиях первобытно-родовой общины и деревенского расселения социальное расслоение общества маскируется «заботой о родственниках», регулируется отношениями зависимости в рамках обмена «символическим капиталом». В городе социальное расслоение фиксируются более откровенно и находит своё отражение в пространственном расселении. Это расслоение влияет и на топонимику городских районов. Верхи (имеются в виду — социальная верхушка общества) живут в Верхнем городе, низы - в Нижнем.
В рамках такого безличного (в идеале!) взаимодействия формируются особые органы управления. Выделяется специальная группа людей, занятых исключительно в системе управления. Вместе с тем разрабатываются особые правила управления, зафиксированные письменно — законы, т.е. формируется обширная область человеческой жизнедеятельности - право. Устанавливаются эталоны и образцы. Вместе с управлением развивается системы воспитания, устрашения и наказаний, правового регулирования и контроля за выполнением норм и нарушением их. Эти потребности управления (наряду с другими) создают грамоту и связанную с ней систему образования.
И естественно, системы управления специализируются и пространственно оформляются для выполнения такой функции города. Строятся специальные здания для отправления управленческих функций - такие, как, например, Дворец Дожей в Венеции, здания ратуши в средневековых городах, здания для правительственных учреждений, в которых выделяются специальные помещения и пространства для управленческих церемоний. Агора, площади и улицы, парламентский дворец, тронный зал - специальные пространства, на которых разыгрываются управленческие действа. На них происходит шествия горожан и другие церемонии, демонстрирующие народное единство, военную мощь, покровительство богов.
Возникает система правосудия, тесно связанная с управленческими функциями. Она также оформляется в особого рода пространственных структурах. Система правосудия (особенно, на ранних этапах) тесно связана с системой наказаний. Система наказания создаёт особые дисциплинарные пространства. Возводятся и отмечаются особые пространства для отправления правосудия: здания суда, тюрьмы, места казни и объявлений для вердиктов управления и правосудия, выделяются и отмечаются места казней. Проводятся специальные акции для устрашения, например, развешивание пиратов386 на морском побережье. Пространства казней в городах постепенно вытесняются за пределы города. Но, что интересно, люди, осуществляющие правосудие наделяются различным статусом. Судья имеет очень высокий статус. Он олицетворяет собой власть, он уважаемый член общества. Одежда его подчёркнуто торжественная - мантия и парик. А палач, осуществлявший узаконенные убийства людей, признанных системой управления и правосудия (да и, в принципе, всем народом) преступниками, имел противоречивый статус. С одной стороны, он -необходимый элемент правоохранительной системы, представитель власти и силы, внушающий страх, с другой - изгой общества, которому предписывалось носить особую «знаковую» одежду чёрного или ярко-красного цвета, жить в особом пространстве «низкого статуса» - за городской стеной, у кладбища и т.п.
Преступника не только подвергают наказанию — лишению свободы, а то и жизни, но проводят ряд процедур, символически и материально маркирующие и выделяющие их из среды обычного населения. На него наносят знаки наказаний. Это не только следы истязаний: битья кнутом, батогами, шпицрутенами, но и специальное клеймение, татуировка, намеренное уродование человека (отрезание ушей, носа,
386 Гюго В. Человек, который смебтся. М. 1977. языка, отсекание пальцев или кистей рук). Для преступника также положена особая одежда. Например, люди, осужденные инквизицией,387 принуждались к ношению специальной одежды «Сан-Бенито» жёлтого цвета с нашитыми на ней красными лоскутами, символизирующими языки адского пламени, и корчащимися чёрными фигурками чертей. Любой прохожий мог оскорбить и унизить такого человека. На казнь человека, приговорённого инквизицией, также везли в подобной одежде. Каторжника обряжают в особую одежду - полосатую с бубновым тузом на спине, которая символизировала собой не только выделение данного человека из общества, но отмечала его унизительное состояние.
Почти обязательным атрибутом городов становятся здания тюрем, иногда возведённые рядом с управленческими центрами и украшенные «для приличия», как, например, в Венеции.388 Деятельность инквизиции по преследованию еретиков тесно переплеталась с управленческой и правовой системой. Она породила (и продолжила) целую систему ритуальных действий, сосредотачиваемых в определённых пространствах. Расцветало доносительство (доносчик - «друг веры»), поощряемое материальной выгодой. Т.е. происходило дальнейшее расслоение общества, которое также влияет на структуру городского пространства. Горожане разделяются не только по имущественным и деятельностным характеристикам («жирный» и «тощий» народ, как их называли в средневековой Европе), но и по вере («верные» и «еретики»), поддержке властей и сопротивлению им (функционеры, объединённые с проправительственной частью населения, и оппозиция) и т.д.
Вместе с общностью территориального пространства постепенно создаётся и особого рода общность сознания - менталитет, который можно рассматривать как наличие у людей одной культуры или общих черт умонастроения национально-этнической общности, склада ума, выражения социально-психологического состояния людей. Менталитет даёт людям возможность воспринимать, осознавать и оценивать природное и социальное окружение и самих себя во многом сходным образом. В его рамках поток восприятий перерабатывается в упорядоченное понимание мира и самого индивидуума, которое в свою очередь диктует весь стиль поведения человека и его взаимоотношений с другими. Менталитет, как обобщённые восприятие и
387 Григулевич И.Р. Инквизиция. М., 1985.
388 Федорова Е.Б. Знаменитые города Италии. М., 1985. интерпретация мира и себя, может выступать как основание и для интеграции людей, так и для взаимного неприятия и противопоставления.
В рамках менталитета вырабатывается система идеологий: родо-племенная, государственная, религиозная и пр. В архаичном обществе идеология складывается стихийно, позже на этот стихийный процесс начинают оказывать влияние шаманы (колдуны, жрецы и пр.) и вожди. В городе такими творцами идеологи выступают властные и религиозные структуры: властители и священнослужители. Неудивительно, что в пространственной структуре городов доминирующее значение приобретают дворцы и здания власти (королевский дворец, здание парламента, ратуша) и храмы. Они играют важную роль ментальных и архитектурных доминант города.
Много позже к этому процессу присоединяются средства массовой информации - газеты, радио, телевидение. Естественно, что в их системе формируются как пространственные структуры, так и группы людей, обслуживающие разные стороны такого специфического производства. Выделяются специальные люди, которые в свою очередь также разделяются и обособляются. Одни работают в редакции и занимаются как разными видами деятельности (сбором и обработкой новостей, рекламой), так и созданием особой идеологизированной, специально воздействующей на поведение и восприятие людей, информации. Технические средства информации также начинают структурироваться в пространстве. Создаются и функционируют специальные помещения и сооружения, которые также оказываются своего рода архитектурными знаками, как, например, Эйфелева башня в Париже,389 используемые как радио- и телебашня. Кроме того, нужны издательские центры - типографии, теле- и киностудии. Иногда они выступают (в современном мире) даже градообразующими производствами (как, например, Голливуд).
В городе сосуществуют как центростремительные, консолидирующие процессы (стремление к единению), так и центробежные (стремление к самоизоляции и конфронтации). Они действуют как в этно-социальном развитии, так и в социально-стратификационном. С самого начала своей истории город отличается от других видов поселений тем, что в городе обычно этно-смешанное население. Эта полиэтничность населения одна из его отличительных черт. С самого начала своего возникновения и формирования город представлял собой довольно пёстрый конгломерат людей,
389 Гутнов Э., Глазычев В. Мир архитектуры. М., 1990. занимавшихся разными видами деятельности, часто людей разных этносов, разного роду-племени, с разной культурой и языками. Эта полиэтничность заставляет горожан вырабатывать особые правила поведения и взаимоотношений, влияет на пространственное расположение их жилищ и мест деятельности. Иногда в городе подчёркивается и законодательно оформляется обособленность тех или иных этнических групп, тогда в городах появляются особые районы - гетто,390 где население формируют замкнутый закрытый мирок своего прежнего места жительства. В других случаях специально этнический принцип игнорируется и населению прямо и косвенно предписывается вести единый образ жизни, говорить на одном языке, молиться единым богам. Но, во всяком случае, в том и в другом случае город диктует выработку единого языка, единой культуры, единого образа жизни.
В городе наиболее открыто и откровенно проявляется социально-классовое расслоение общества. Социальное расслоение в сельской местности нередко скрывается за кровно-родственными связями. Свидетельство тому многочисленные примеры из фольклора о бедном и богатом брате, о бедных и богатых родственниках. Отношение богатого к бедному выражалось в неприкрытой эксплуатации, а ментально оформлялось как «трогательная забота богачей о страждущих бедных родственниках». «Социальная стратификация — это дифференциация некой данной совокупности людей, (населения) на классы в иерархическом ранге. Она находит выражение в существовании высших и низших слоёв. Её основа и сущность — в неравномерном распределении прав и привилегий, ответственности и обязанности, наличии или отсутствии социальных ценностей, власти и влияния среди членов того или иного сообщества. Конкретные формы социальной стратификации разнообразны и многочисленны».391 В структурной организации общества фиксируется новая социальность, новая стратификационная структура общества. Характеристиками этого социально-исторического развития в городе выступает система расселения людей, которая проявляется в поквартальном расселении.
В городе складываются совершенно новые отношения, основанные, прежде всего, на частно-собственнических, экономических отношениях купли-продажи и взаимных услуг. На первый план выдвигаются экономические детерминанты, оттесняя
390 См. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Город, общество, государство. М., 2000. С.
391 Сорокин ПА. Человек, Цивилизация. Общество. М., 1992, с.302 на задний план кровно-родственные отношения, характерные для первобытной общины.
В городе изменяется и формы религиозной жизни. Природные боги охотника, кочевника или земледельца присутствуют везде, где протекает их деятельность, общение с богами непосредственно вплетено в их жизнедеятельность, в городе же общение с богами регулируется храмом (особым помещением, которое возводится как специальное место для общения с богами), временем молитв, которые предписывает храмовый колокол, призыв муэдзина (например, в исламе), распорядок богослужений и т.п. Бог сначала по призыву молящихся посещает храм, а позже он обретает в нём своё жилище.
Выделяется особая группа людей - священнослужители, которые только и занимаются богослужением от своего имени и имени прихожан, становятся посредниками в общении между богом и людьми. Происходит специализация и разделение функций не только между священнослужителем прихожанином, но и внутри группы священнослужителей. Политеистическая система довольствуется природными объектами, монотеизм и городская жизнь переводит божество в особые здания и городские помещения - храмы. Боги входят и выходят из своих жилищ, для этого открывают или закрывают особые храмовые двери. Монотеистическая религия не довольствуется устным толкованием божественного промысла, она начинает широко привлекать письменность, (которая также, видимо, возникает именно/в городах). Подготовка священнослужителей перестаёт быть делом личного провидения, откровения (как это требовалось для шамана), а выступает уже результатом системы специального обучения, опирающегося на письменно зафиксированные унифицированные источники.
Именно в городах система образования и воспитания из частного, личного дела семьи, становится государственной заботой. Школа из частных личных помещений перемещается в общественные, специальные места.
Школа тесно связана с дисциплинарными практиками спорта и физической культуры, которые также являются делом общественным. Строятся здания и сооружения, в которых происходит воспитание и образование. - «мужской дом» (он был своеобразным прообразом образовательного учреждения в архаичное время), гимнасия, стадионы (природных объектов и пространств уже недостаточно для тренировки, формирования и демонстрации телесности человека, отвечающей требованиям общества), на которых создаются искусственная среда для тренировки тела, маркированные и дозированные части пространства, искусственно воспроизводящие природные объекты: дорожки, ямы для прыжков, ковры (лужайки) для единоборств. Вырабатываются правила поведения в этих пространствах: бег по сигналу, запрет на границы игрового пространства, правила игры, предписания норм поведения и реакций на изменяющиеся условия, и даже проявление и демонстрацию психологических реакций.
Стадионы и клубы, которые первоначально создаются как бы для общих занятий, становятся пространствами для зрелищ с чётким различением функций выступающего спортсмена и наблюдающего зрителя. Но примечательной чертой массовых спортивных зрелищ, заслуживающей внимания, надо счесть формирование атмосферы игрового поведения по правилам, которым необходимо следовать. Кроме того, спортивный досуг оказывает влияние на формирование пространственной среды. Строятся стадионы, спортивные залы, площадки, развиваются сферы промышленности, обслуживающие спортивную деятельность, производящие спортивный инвентарь и спортивную одежду. Т.е. этот вид деятельности в свою очередь приобретает глубокое значение в материальной и ментальной структуре города, а также и города, в частности.
Создаётся и начинает функционировать эшелонированная система образования, формирующая обособление людей.392 их специализацию и формы деятельности. Эти формы и средства образования и воспитания влияют на структуру пространственного расположения. Различаются школы по ступеням и направлениям, в зависимости от требований, предъявляемых к выпускнику. Строятся помещения, оснащённые различным образом - классы, аудитории, мастерские с инструментами и механизмами, стадионы и спортивные залы.
В городе также обособляются, отделяются непосредственно от жилища пространства для больных. Формируется система здравоохранения со своими специальными зданиями специалистами: больницы и госпитали, поликлиники и амбулатории, медицинские лаборатории и аптеки, санатории и дома отдыха. Вместе с ними создаются особая отрасль промышленности - фармакологическая и медицинского оборудования. Возникает нужда в различных формах и средствах
392 См. Раздел 3.2. Один из ярких примеров различия в образовательной подготовке представителей различных социальных классов в доколумбовой Америке в книге М. Стингла «Индейцы без томагавков».М., 1978. диагностики. Вырабатываются различные формы госпитализации, диспансеризации и профилактики. Другими словами, изменения, касающиеся охраны здоровья человека приводят к возникновению новых форм деятельности людей и к новым формам их пространственного размещения. Город даже стремится вывести за свою черту медицинские учреждения для тяжёлых инфекционных или психических больных.
Город многим привлекает новосёлов. Одной из его привлекательных черт является более широкие возможности для досуга. В городе создаются специальные пространства для досуговой деятельности: театры, парки, стадионы. Улицы и площади, наряду со своими прямыми функциями также выполняют роль досугового пространства. Характерной чертой городских развлечений становится также своего рода специализация, разделение людей на зрителей и исполнителей. Если в архаичном обществе каждый человек попеременно или даже одновременно исполняет обе эти роли, то в городской досуговой системе разделение становится глубоким. Если на стадионе, в театральном или концертном зале зритель ещё имеет хоть какую-то возможность демонстрировать свою реакцию на сценическое действие, то в таких видах искусства как кино, телевидение зритель полностью выключен из демонстрируемого зрелища. Социальные роли человека в городском досуговом пространстве жёстко разделяются : ритор, актёр танцовщик, спортсмен на одном полюсе, а слушатель, зритель, болельщик - на другом. И часто между ними люди, выполняющие роли своего рода манипуляторов - режиссёр, оператор, мастера света, шумовой акустики. И реакцию зрителя часто также режиссируют, организуя клакеров - своего рода «подсадных уток».
Одной из важных характеристик городской жизни становятся изменения в системе питания. Еда выносится за пределы домашнего очага. В архаичном обществе совместная трапеза - место, время и действие объединяющего ритуала. Члены семьи и остальные домочадцы собираются вокруг очага. В городе начинают разделяться функции жилища и производства. Производственные помещения стали располагаться отдельно, нередко довольно далеко от мест проживания. Жилище часто не имело не только очага для приготовления пшци, но и не отапливалось. В этих условиях невольно питание организовывается вне дома, возникает прообраз общественного питания. В свою очередь, места, где люди могут утолить голод и жажду, подразделяются и специализируются: столовые и чайные, кафе и рестораны, кофейни и распивочные. Т.е. и в этой области мы видим структуризацию пространства и специализацию человеческой деятельности. Возникают специальные виды деятельности, отделённые от дома, от семьи, специализирующиеся внутри этой группы (повар, кондитер, официант, разносчик и т.п.). Строятся и образуются специальные пространства, внутри которых также происходит специализация: места приготовления пищи (кухни, пищеблоки), её продажи и приёма (залы столовой, закусочной или ресторана), хранилища и подсобные помещения.
Город способствует развитию системы коммуникаций: почты и почтовых станций, телефона и телеграфа. Эта система также влияет на пространственную структуру города, нередко здания телеграфа и почты - одно из значительных зданий города.
В городе развиваются системы инженерного обеспечения. Это также связано с теснотой городского пространства, с невозможностью пользоваться только естественно-природными механизмами обеспечения водой, теплом, пищей. Скопление населения, которое характерно для города, нуждается в искусственном обеспечении для удовлетворения жизненных потребностей человека. Проблемой, требующей специальных служб, людей и организованных пространств, становятся удаление мусора и отходов жизнедеятельности.
Необходимость в защите территории города вырабатывает систему защиты города. Впрочем, первоначально городская стена, возможно, обозначала лишь границу города, как можно понять из истории закладки Рима и Карфагена393. Но с возрастанием значения оборонительных укреплений стены становятся настоящим фортификационным сооружением, многозначно влияющим на пространственную структуру города и на ментальность его населения. Стена воспринимается и понимается не только как оборонительное сооружение. Это символическая черта, общий «пояс» горожан, объединяющий их, защищающий и дающий им общность сознания и судьбы. Эти укрепления в свою очередь создают не только определённое пространство. Они требуют создания штата специальных людей, занятых в их строительстве, ремонте, эксплуатации, охране и защите. Выделяются специальные люди, занятые в этой сфере, их даже нанимают. Военное дело становится профессиональным занятием, требующим специальных сооружений: казарм, складов оружия, полигонов, плацев, парадных зданий для штабов. Вместе с тем развивается и оборонно-военная промышленность. Военных необходимо не только вооружить, но и
393 Федорова Л.Б. Указ.соч. М., 198S. одеть, и обуть. В архаичном обществе войско полностью принадлежит своему военноначальнику. Он его формирует из своих, зависимых от него, людей, вооружает, обмундировывает. Город же начинает формировать новый вид войска, в котором отношения достаточно обезличены. Появляется возможность сделать военную карьеру. За свою деятельность воины получают плату, т.е. воин - наёмное лицо, точно такое же как и в любом виде деятельности: ландскнехт, кондотьер. Появляются даже целые регионы, поставляющие наёмников в разные страны. Тесно сплетается военная деятельность и с другими областями жизни людей. Письменность становится необходимой для передачи различных сообщений. Для унификации отношений и военной деятельности разрабатываются различные правила - служебные уставы, артикулы, тесно увязанные в одно с другими частями права. Воинская иерархия вносит новую ноту в социальную стратификацию общества, на первых порах, тесно переплетаясь с сословной структурой общества.
Итак, город существует и действует в обществе как особая социально-историческая полифоническая структура. Город формирует и структурирует географическое пространство и своё собственное. В городском пространстве формируется и действует городской человек, у которого, в свою очередь, происходят глубокие изменения. Человек создаёт город, а город создаёт горожанина, городского человека, обладающего новыми чертами.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА диссертации состоит в том, что в данной работе рассмотрена одна из актуальных тем современного обществознания -взаимное влияние города и человека. Всё больше людей живёт в городе. XX век наряду с другими характеристиками можно назвать веком урбанизации. Вместе с тем урбанизация — это не только изменения места жительства людей, но глубокие изменения во всех без исключения сторонах жизни человека и общества в целом. Человек создаёт город. В городе возникают и апробируются различные формы взаимодействия людей, вырабатываются правила поведения в частной и общественной жизни, возникают непосредственные и опосредованные, новые формы общения. Одновременно сам город воздействует на человека, создаёт его новую телесность и ментальность.
Проблема человека исследуется многими обществоведческими науками: философией, историей, антропологией, философской и социальной антропологией. В данной работе предлагается подход к рассмотрению человека, как системообразующего начала в структурировании специфического пространства — города. Особое место в понимании данной проблематики занимает философская антропология. Город выступает своего рода моделью общества в целом. Но в процессах формирования городского пространства находит своё выражение институализация общества в целом и отдельного человека в частности. При таком подходе общие философско-антропологические проблемы несколько сужены до рассмотрения проблем человека в рамках города. Это позволяет исследовать проблему «человек и город» как специфическую часть философской антропологии через своеобразие соотношения характеристик городского человека через призму его деятельности и взаимоотношений с другими людьми в условиях города.
Подведём ИТОГОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
• проанализирована проблема взаимосвязи человека и города;
• показано, что телесность человека является результатом дисциплинирующего воздействия как общества (городского, в частности), так и пространства города;
• показано, что пространство города формируется под воздействием человека (географическое, архитектурное, символическое, социальное и т.п.);
• показано, что пространство города, в свою очередь, влияет на человека, формирует его самого и его социальные роли, вырабатываются особые формы поведения: экономического, производственного, религиозного, этнического, образовательного, досугового и пр.;
• показано, что в городе формируется особое сознание городского человека, его менталитет, который охватывает широкий спектр, не существовавший в догородскую эпоху, и оказывает глубокое влияние буквально на все сферы жизнедеятельности человека;
• вырабатывается особое сознание городского человека с его пониманием социальной свободы, экономического и производственного взаимодействия, формированием этноса и становлением монотеизма;
• показано, что проблема взаимодействия города и человека имеет комплексный характер, включающий в себя исторический, социологический, философско-антропологический и другие виды гуманитарологического анализа;
• сделан вывод о необходимости новой интегрированной науки — урбанологии, исследующей проблемы города через призму философско-антропологического знания;
• сформулированы новые подходы к пониманию взаимосвязи города и человека, как основанию для исследовательских программ, так и теоретических и практических проблем градообразования.
Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Тыхеева, Юлия Цыреновна, 2003 год
1. Albert R.D. The intercultural sensitizer or culture assimilator; A cognitive approach.// Handbook of intercultural training. N.Y. 1983.
2. Bochner S. The social psychology of cross-cultural relations // Cultures in contact. Oxford, 1982.
3. Childe V.G. The Urban Revolution // Town Planning Review. Liverpool, 1950.V.21.
4. Childe V.G. Civilization, Cities and Towns. "Antiquity", XXXI, March 1957
5. Fox P.G. Urban anthropology: cities in their cultural settings. Englewood Cliffs. (N.Y.) 1977
6. Grov D. The Function and Future of Urban Centers// MCU
7. HalbwachsM. Morphology sociale. Paris, 1938.
8. Hammond V. The City in Ancient World. Cambridge, 1972.
9. Lamberg-Karlovsky C.C. Mesopotamia, Central Asia and the Indus Valley.// Archaeological Thought in America. N.Y., 1989.
10. Lee R.H. The City. Urbanism and Urbanization in Major World Regions. Chicago. 1955.
11. Maslow A. Motivation and Personality. N.Y., 1987.
12. Mumford L. The City in History. Its Origin, its Transformation and its Prosects. N.Y. 1961.
13. Park R.E. Cultural conflict and the Marginal Man. // Teories of Society. N.Y., 1965.
14. Raushenbush W., Park RJE. Biography of a Sociologist. Chicago, 1972, p.87.
15. Reismen D. Some types of character and society. // Reismen D., Denney R., Glasser N. The lonely crowd: A study of the changing Amer. character. New Haven; Vale univ. press. 1967. P. 17-48.
16. Trigger B. Determinants of Urban Growths in pre-industrial Societies // MCU. Urban Sociology. Chicago, 1967.
17. Thomas W., Znaniecky F. The Polich Peasant in Europe and America. N.Y. 1918.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.