Гедонистические основания художественного и научного творчества тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.09, кандидат философских наук Кузьмина, Юлия Юрьевна

  • Кузьмина, Юлия Юрьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2006, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ17.00.09
  • Количество страниц 140
Кузьмина, Юлия Юрьевна. Гедонистические основания художественного и научного творчества: дис. кандидат философских наук: 17.00.09 - Теория и история искусства. Барнаул. 2006. 140 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кузьмина, Юлия Юрьевна

Введение

Оглавление

Глава I Историко-философский анализ гедонизма.

1.1. Определение феномена гедонизма.

1.2. Зарождение гедонизма. Основные элементы доктрины гедонизма в античный период.

1.3. Характер гедонизма в эпоху Возрождения и Нового времени.

1.4. Современное состояние феномена гедонизма.

Глава 2. Гедонистические начала художественного и научного творчества.

2.1. Основные подходы к определению и выявлению функции искусства.

2.2. Гедонистические основания в сфере искусства.

2.3. Особенности проявления гедонизма в научном творчестве.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гедонистические основания художественного и научного творчества»

Актуальность темы исследования.

Гедонизм» как понятие, имеющее отношение как к физической, так и духовной деятельности человека, заслуживает обстоятельного философского анализа, особенно в наше время, которое характеризуется чрезвычайной динамикой социокультурной жизни как в нашей стране, так и в мире в целом.

Несмотря, казалось бы., на внешнюю простоту определения «гедонизма», при более тщательном его рассмотрении, оно оказывается понятием довольно сложным, поскольку претерпело значительные трансформации в своем содержании со времени зарождения вплоть до наших дней.

Необходимость обращения, с одной стороны, к историческому анализу, а с другой - к эстетико - гносеологическому, на наш взгляд, вызвана следующими обстоятельствами.

Во-первых, гедонизм как понятие и как объективное социальное явление приобрел множество новых характеристик в процессе исторического развития, которые, несомненно, отразились на содержании данного понятия, гак что историко-философский анализ гедонизма оказывается совершенно необходимым для его комплексного и всестороннего понимания.

Во-вторых, в духовной культуре человечества достаточно давно бытует извращенное представление, что понятием «гедонизм» обозначается исключительно личностное, потребительское отношение к жизни, стремление к максимальному чувственному наслаждению, не принимающее в расчет наличия в нем многих других положительных сторон и свойств. Преодоление этих ошибочных убеждений представляет немаловажную задачу предпринятого исследования.

В-третьих, актуальность данной темы вызывается относительно слабой разработкой проблемы гедонизма в его связи искусством, а' в частности, в выявлении гедонистических оснований искусства. Специальных работ, посвященных анализу данной проблемы, да и определению социофункциональных сторон гедонизма, почти нет.

Кроме факта явно недостаточной изученности гедонизма, следует отметить и такое явление как слабая его разработанность в плане проявления гедонизма в различных формах общественного сознания помимо искусства, в религии, истории, философии и т.д.

В-четвертых, особенно большое значение приобретает изучение гедонистических характеристик научного творчества в век бурного развития науки, когда ученые нуждаются в новых идеях, формах и средствах познания, в новых мотивах, инициирующих исследования.

Состояние и степень разработанности проблемы. Несмотря на то, что специальные исследования, посвященные рассмотрению исторического и эстетико-i носеологического анализа гедонизма практически отсутствуют в научной литературе, нельзя не отметить работы ряда авторов, которые, гак или иначе, касались изучения какого-либо аспекта данной проблемы.

Поскольку в работе освещен довольно широкий круг вопросов, касающихся как определения гедонизма, так и выявления его функциональных особенностей в искусстве и научном творчестве, исследованную литературу можно разделить на несколько групп.

К первой группе след\ет отнести работы тех философов, в сочинениях которых отражены вопросы зарождения гедонизма как этического учения, его определения, а также вопросов, касающихся особенностей взаимодействия гедонизма с такими этическими категориями как благо, добродетель, счастье. Среди них - Аристотель, Эпикур, К.Раймонди, Л.Валла, Ф.Хатчесон, К.А. Гельвеций, Д.Юм, И.Бентам и другие.

В частности, рассуждения Аристотеля в отношении этики в целом выводят философа к особенностям взаимосвязи удовольствия с благом. В свете современных психологических исследований о мотивационной роли гедонизма в деятельности человека особую актуальность приобретают выводы Аристотеля о сопровождении любого труда чувством наслаждения.

Определенным образом проблемы, обозначенные Аристотелем, перекликаются с теми рассуждениями, которые проводит Эпикур. Так же как и Аристотель, Эпикур важное место отводит гедонизму. При рассмотрении проблемы взаимодействия удовольствия и блага особое значение в учении Эпикура приобретает разум как самое высшее благо, данное человеку, при помощи которого человек устанавливает меру в достижении удовольствия. Несмотря на то, что в учении Эпикура присутствует призыв к руководству разумом, тем не менее, в его философских построениях большую роль играют преимущественно чувственные удовольствия.

В творчестве К. Раймонди, философа более позднего периода, который во многом перенял идеи Эпикура, мы можем обнаружить выводы автора о равноправии духовного и телесного начала в человеке. При этом наслаждение определялось им как высшее благо. Вопросы о взаимодействии блага, счастья и наслаждения являются центральными и в философии JI. Баллы. В целом Л.Валла так же отождествляет истинное благо с наслаждением. При этом следует отметить одну особенность в отношении трактовки гедонизма в учении Л. Валлы, а именно -утилитарный характер, который носит наслаждение, поскольку то, что не добродетельно' и не исполнено наслаждения, не является полезным.

Много сделали для верного понимания сути гедонизма методологически важные работы Дж. Локка, Т. Гоббса. Рассуждения данных философов привели их к выводу о том, что проблема чувственного начала в ее связи с познанием лежит в сфере опыта, и, следовательно, основным содержанием методологии для научного знания в Новое время являлся эмпиризм. Опыт в данном случае выступал как определенный оценочный критерий в выборе человеком своих действий, следованию удовольствию или страданию. Удовольствие и страдание, ввиду невозможности их дальнейшей редукции, выступают единственным достоверным основанием для получения знания.

Проблемами соотношения разума и чувственного начала в человеке занимался Д. Юм. Большая ценность работ Д. Юма состоит в том, что он с различных позиций рассматривает данную проблему. Гедонизм здесь выступает и как этическая, и как эстетическая категория. Автор не делает строгого разграничения области разума и чувств, отмечая, что в деятельности человека они имеют одинаковое значение. В отношении же добродетели и гедонизма философские построения Д. Юма перекликаются с его предшественниками: суть добродетели и порока состоит в возбуждении удовольствия и страдания соответственно.

Важное значение для понимания особенностей гедонизма в формировании новой этической доктрины - утилитаризма имеют сочинения И. Бентама. В творчестве И. Бентама наиболее ярко прослеживается сходство и тесное взаимодействие двух этих понятий -гедонизма и утилитаризма. Определение добра и зла дается И. Бентамом с точки зрения гедонизма: удовольствие само по себе добро, страдание-зло.

Интересной в отношении критического подхода к доктрине гедонизма предшествующего периода представляется работа Дж. Мура «Природа моральной философии». Рассмотрение гедонизма при помощи лингвистического анализа употребления слов и словосочетаний, в основе которого лежат приемы перефразировки высказываний естественного языка в более ясной форме, Дж. Мур выявляет много особенностей гедонизма, обнаруживает ошибки, которые допускали его предшественники относительно значения гедонизма в оценке добра и зла. Но что более важно, Дж. Мур на основе подобного критического анализа, предлагает свою методику определения гедонизма, эгоизма, утилитаризма, что является важным в свете многообразия трактовок гедонизма.

Среди современных исследований, в которых каким-либо образом отражена проблема гедонизма, следует назвать работы А.Ф. Лосева, А.Ф. Шишкина, Р.Г. Апресяна, М.Н. Корневу и других.

Основной особенностью работ перечисленных авторов является то, что они лишь косвенно касаются вопросов, связанных с гедонизмом, в рамках изучения общих вопросов этики и эстетики. Так, А.Ф. Лосев в «Истории Античной эстетики», рассматривая проблемы античной эстетики, касается и вопроса гедонизма, который определенным образом влиял на формы выражения древнегреческого искусства. А.Ф. Шишкин, Р.Г. Апресян, рассматривая гедонизм в рамках истории этики, отмечают его сложную внутреннюю природу, которая, по их мнению, обусловлена длительностью процесса его становления, развития и трансформации.

Нельзя не отметить значительный вклад в определение понятий удовольствия и наслаждения таких психологов и естествоиспытателей как И.П. Павлов, Р. Шовен, С'.Л. Рубинштейн, Л. Смирнов. В работах вышеуказанных ученых рассматриваются особенности проявления удовольствия у животных и человека, устанавливаются причины его возникновения и характер выражения. На основе предлагаемых ими определений удовольствия и наслаждения возникла возможность установить качественное различие между ними, что в свою очередь наполняет новым смыслом само определение гедонизма.

Исследователь В.Н. Сыров, рассматривая проблему философии истории в процессе ее развития, неоднократно касается удовольствия и страдания, как опыта верного или неверного определения целей развития истории. Он рассматривает данное положение на примере учения различных философов, таких как К. Лейбниц, Риккерт, Зиммель, В. Дильтей. В.Н. Сыров сделал значительный вклад в дело выявления познавательных особенностей гедонизма на примере исторической науки.

Для исследования проблемы взаимодействия процесса познания и искусства, особенностей проникновения художественно-образных форм в сферу научного творчества значимыми представляются работы А.В. Гулыги, А. Самиева, М.В. Нечкиной, Б.С. Мейлаха, М.С. Кагана, А.К. Сухотина.

А.В. Гулыга на примере творчества таких представителей отечественной науки и литературы, как Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, В.О. Ключевский, рассматривая проблему жанра исторического повествования, выявляет основные моменты сходства и различия истории и искусства. Автор обнаруживает генетическую связь истории и искусства, при этом не только сходства жанрового исполнения произведения, но и в определенной одинаковости восприятия истории и искусства, эмоциональной окраски переживания, тем самым, подчеркивая особенности присутствия чувственно-образных форм в научном познании.

А. Самиев и М.В. Нечкипа подчеркивали, что литература, также как и история, немыслима без человека. Раскрытие внутреннего мира, духовной сущности исторических героев, является той основной задачей искусства, которую оно решает в процессе формирования и развития исторического сознания. А. Самиев, в свою очередь, отмечает связь целых эпох в развитии исторической науки, которые связаны с творчеством выдающихся мастеров литературы и искусства. На примере романов Вальтера Скотта, он показал, как обращение читателя к творчеству того или иного писателя побуждает их к изучению истории, тем самым, подчеркивая важную мотивационную роль гедонистического начала, в частности, в исторической науке.

Один из основателей «школы «Анналов»» - М. Блок - также касается проблемы наслаждения в историческом познании. Он считает, что помимо практической пользы, которую может принести изучение истории, исследователь может получить ни с чем не сравнимое удовольствие - удовольствие от подлинности. Кроме того, он отмечает такие важные и необходимые составляющие гедонизма, как воображение, любопытство, интерес и т.д., при помощи которых подчас инициируется само изучение истории.

Видный отечественный исследователь в области изучения научного и художественного творчества А.К. Сухотин, рассматривает специфичность и тождественный характер этих видов освоения реальности. На основе анализа большого количества реальных фактов из жизни ученых различных отраслей науки А.К. Сухотин показал, что методы в одной области научного знания помогают решать задачи другой, дополняя путем органичного включения в механизмы творческого поиска набор используемых художественных приемов освоения мира.

Обращаясь к проблеме гедонистической функции искусства, следует отметить, что, пожалуй, впервые в отечественной литературе данная проблема была обозначена в работе М.С. Кагана «Лекции по марксистско-ленинской эстетике». Этот ученый сделал весомый вклад в изучение проблемы функций искусства. Было опубликовано ряд работ данного автора, где достаточно подробно рассмотрены коммуникативная, воспитательная функция искусства, предприняты попытки определить функциональную структуру искусства, выявить характер взаимосвязи между отдельными функциями искусства.

В этом же ключе, что и М.С. Каган, работали такие советские ученые как Ю.Б. Борев и А.Ф. Еремеев. Данными авторами были разработаны концепции, в рамках которых достаточно четко были выделены функции искусства. Однако необходимо отметить, что между этими исследователями существовала полемика в отношении количества свойственных искусству функций, и относительно доминирующей среди прочих функции.

Таким образом, проведенный краткий обзор литературы показывает, что в отношении поставленной проблемы сложилась следующая ситуация. Относительно широко освещен вопрос зарождения гедонизма, в работах анализируются проблемы становления гедонизма, его взаимосвязи с другими этическими учениями. Однако процесс трансформации гедонизма исследователями практически не затронут. В основном работы освещают общеэтические проблемы, и в рамках этого рассматриваются вопросы, касающиеся гедонизма, его особенностей.

Что касается проблем выявления гедонистических оснований искусства и научного творчества, то здесь круг исследовательских работ значительно уже, и в основном рассматриваются вопросы, касающиеся искусства.

Объект исследования.

Объектом данного диссертационного исследования является гедонизм не только как определенная этическая доктрина, но и как явление более общего порядка, охватывающее и искусство, и науку, и другие формы сознания.

Предмет исследования.

Предметом исследования являются сущностные характеристики гедонизма и характер его проявления и особенности его проявления в искусстве и научном творчестве.

Цель и задачи исследования.

Цель данного диссертационного исследования заключается в том том, чтобы выявить природу гедонизма и характер его проявления в искусстве и науке, определить основные формы его существования и познавательные возможности.

Для достижения этой цели мы посчитали необходимым решить следующие задачи.

1. Провести историко-философский анализ гедонизма с момента его зарождения до наших дней. Выявить особенности генезиса гедонизма в различные исторические эпохи, определить причины трансформации гедонизма со сменой социокультурных факторов.

2. На основе анализа разных определений гедонизма выявить различия и то общее, что существует между понятиями «удовольствие» и «наслаждение». Привести к относительно однозначному пониманию сущности гедонизма.

3. Определить гедонистические основания искусства и их влияние на характер восприятия произведения искусства и на сам процесс художественного творчества.

4. Выявить основные познавательные составляющие гедонизма и определить особенности функционирования гедонизма, которые свойственны и науке, и искусству.

Методологическая основа и методы исследования.

Неоднозначность и многоплановость проблемы, поставленной в диссертации, повлияли и на выбор методов исследования и формирование методологической базы. Общие теоретические проблемы решались с помощью общенаучных методов, в частности, системного, структурно-функционального, формально-аналитического, диалектического; применялись, различные формы компаративной методики, такие, как сравнительно-сопоставительный метод, историческое сравнение; кроме того, важную роль выполнял герменевтический метод.

Основные положения, выносимые на защиту 1. Были выявлены гедонистические основания искусства. Возникновение эстетического наслаждения имеет сложный механизм, который зависит от содержания произведения искусства и от его формы. Кроме того, важным элементом эстетического наслаждения является процесс создания произведения искусства, при котором осуществляется «соучастие» творца в жизни своего произведения, его героев, событий. Без процесса «соучастия» невозможно ни художественное, ни научное творчество.

2.При анализе гедонизма необходимо различать понятия удовольствия и наслаждения. Употребление значения слова «удовольствие» уместно в отношении простых переживаний, и наоборот, наслаждение - переживание во много раз сложнее обычного удовольствия, насыщеннее, и представляет собой органичное сочетание духовных, интеллектуальных и физических переживаний.

3. Историко-философский анализ гедонизма выявил, что гедонизм как понятие всецело связанное с природой человека, претерпела значительные трансформации с момента своего зарождения до наших дней. В каждой исторической эпохе, в трактовке различных философов гедонизм приобретает новую окраску, свойства и характеристики.

4.Существует тесная связь между художественным и научным творчеством. Научное творчество, также как и искусство, имеет свои гедонистические основания: образное начало, особенности выражения материала (иллюстрации, чертежи, формулировки и т.п.). Взаимное дополнение научного и художественного творчества позволяет не просто более всесторонне познать предмет исследования, но и насладиться этим процессом. Познание - это страстное искание истины, связанное с преодолением трудностей. Оно всегда связано с чувством удовлетворения при успешном исходе и чувством неудовольствия при неудачной умственной деятельности.

5.В искусстве важно не только наслаждение собственным творчеством художника, но также и наслаждение «потребителя» этого произведения искусства, которое складывается из многих компонентов: красивой формы, глубокого содержания, подготовленности зрителя.

Научная новизна исследования заключается в следующем 1 .Проведенное исследование показало, что любая форма творчества, в том числе и искусство, и наука, имеют под собой некое гедонистическое основание, которое выражается в яркой эмоциональной окраске результатов творческом деятельности.

2. Определены основные составляющие гедонизма. Обнаружены и установлены различия между понятиями «удовольствие» и «наслаждение».

3.Доказано, что в гедонизме выражено важное познавательное начало.

4.Выявлено, что присутствие гедонизма в познавательном процессе не только не мешает достижению истинных знаний, но наоборот способствует этому процессу, т.к. гедонизм является важным мотивационным фактором в научном творчестве.

5.Установлено, что в искусстве наиболее ярко выражено гедонистическое начало. При лом чувство эстетического наслаждения испытывает не только зритель, читатель, но и сам автор художественного произведения.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что изложенный в диссертационном исследовании материал представляет ценность для расширения теоретического поля философской науки. Обращение к познавательной стороне гедонизма стимулирует интерес к новым способам и методам познания, вносит вклад в новые возможности, открывающиеся в познавательном процессе. Кроме того, рассмотрение гедонизма в связи с такими этическими категориями как счастье, благо, добродетель представляется важным в отношении более четкого определения этих категорий.

Практическая ценность данной научной работы заключается в возможности использования ее основных положений при подготовке и чтении общих и специальных курсов по философии. Кроме того, результаты исследования могут представлять интерес для философов, психологов изучающих различные аспекты этики, гносеологии.

Апробация основных положений диссертационного исследования проведена в форме докладов и сообщений на аспирантском семинаре, заседаниях кафедры, а также на научно-практических конференциях, в частности, «Духовные истоки русской культуры» (Рубцовск, 2003); международной научной конференции «Историческая психология, психоистория, социальная психология: общие положения» (Санкт-Петербург, 2004); научно-практической конференции «Международные юридические чтения» (Омск, 2004).

Структура работы подчинена ее общим задачам и целям. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, ставится проблема, формулируются цели и задачи исследования. В двух главах диссертационной работы последовательно решаются поставленные во введении задачи. В заключении подводятся основные итоги работы, формулируются обобщающие выводы и намечаются перспективы дальнейшего исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история искусства», 17.00.09 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история искусства», Кузьмина, Юлия Юрьевна

Заключение

Завершая проведенное исследование, необходимо отметить его основные результаты и обозначить пути дальнейшего изучения поставленной проблемы.

В начале исследования мы поставили перед собой ряд задач, выполнение которых определило основные выводы.

Для более полного представления о внутренней природе гедонизма, выявления основных его составляющих, определения его места и роли в философской системе знаний, мы обратились к историко-философскому анализу гедонизма, рассмотрели его генезис и трансформацию. Было установлено, что гедонизм чаще выступал в качестве вспомогательного понятия при обосновании этических теорий, нежели как самостоятельное этическое учение, что обусловило слабую его изученность и интерес со стороны ученых.

Было установлено, что среди исследователей существует и различное отношение к гедонизму: от его абсолютизации до полного отрицания. Данный факт, особенно в советский период, обусловил некоторое забвение гедонизма, гедонизмом было принято обозначать самые низменные устремления человека - приверженность к наркомании, алкоголизму и т.д.

Нельзя не отметить и другую важную проблему на пути определения статуса гедонизма, а именно - его соотношение с утилитаризмом, поскольку многие авторы склонны противопоставлять их. На наш взгляд, такое противопоставление не имеет под собой основания, поскольку в основе и того и другого лежит принцип наслаждения. Более того, мы считаем, что утилитаризм представляет собой трансформированную и видоизмененную форму гедонизма, хотя мы и не отрицаем право на существование утилитаризма как самостоятельного этического учения.

Проведенный нами анализ позволил дать гедонизму следующее определение. Гедонизм - это понятие многосодержателыюе, которое включает в себя - главным образом переживательные характеристики, свойственные человеку. Фундаментом и основанием гедонизма является стремление человека к наслаждению и исключение страдания. С учетом сделанных нами в первой главе выводов о различии понятий «наслаждения» и «удовольствия», можно сказать, что гедонизм включает в себя не только и не столько чувственные наслаждения, но и глубокие духовные свойства, носящие интеллектуальный характер.

Важным является сделанный нами на основе исследованной литературы вывод о дифференциации понятий «наслаждения» и «удовольствия». Действительно, авторы, занимающиеся вопросами эстетики, этики и психологии этики, как правило, не различают этих понятий, используя их в качестве синонимов. Однако, между ними существуют не только отличия в степени интенсивности, но и значительные качественные различия, что позволяет говорить о двух разных понятиях — удовольствии и наслаждении. При этом термин «удовольствие» более употребим в отношении чувственных переживаний, в то время как «наслаждение» - понятие более высокое и одухотворенное, выражающее высший уровень удовлетворения. Тем не менее, смена сложившейся традиции использования данных понятий пока представляется делом будущего.

В данном диссертационном исследовании были выявлены гедонистические основания искусства и научного творчества. Гедонистическая функция искусства является составной частью в анализе художественного творчества, а именно - посредством него осуществляется проявление чувственного начала в искусстве, способность произведений искусства побуждать в человеке спектр эмоций совершенно особенных по силе воздействия, в совокупности которые можно определить как эстетическое наслаждение.

Стремление индивида к удовлетворению потребностей в творчестве, в познании, к утолению своего любопытства, интереса является важной познавательной характеристикой гедонизма. При этом данное удовлетворение не всегда должно носить чисто прагматические цели, не менее важным является простое удовлетворение самим процессом художественного и научного творчества.

Гедонизм влияет на восприятие окружающего мира, а, в свою очередь, любое истинно художественное произведение есть акт творческого воссоздания жизни. Поэтому радость соприкосновения с таким произведением есть своеобразное осознание сопричастности зрителя, читателя, слушателя к самому созидательному акту, способность приобщиться в воображении к великому таинству творчества. Гедонистическая функция здесь играет очень важную роль, так как в данном случае выступает в качестве процесса соучастия, вхождения в проблемную ситуацию, без которого нет художественного творчества. Данный вывод по праву можно отнести и к научной деятельности, так как она также носит творческий характер, и для ученого важно проникнуть в суть проблемы, осознать ее, найти ответ на поставленную задачу и в конечном итоге насладиться открытием.

Такие составляющие гедонизма, и имеющие полное к нему отношение, как удивление и любопытство, любознательность и интерес, по сути своей, неразрывно связанные друг с другом психологические переживания, занимают важное место в жизни человека. Любопытство, порожденное неизвестным, неизведанным, ведет человека к стремлению расширить и углубить свои знания. В этом стремлении к самоудовлетворению с помощью научного поиска совершается обогащение, пополнение и расширение знаний. В данном своем качестве гедонизм выступает как мотивационный фактор в деятельности человека, направленный на удовлетворение познавательного интереса.

На наш взгляд, проявление гедонизма в познавательной деятельности, особенно в таких ее формах как образно-художественной, отнюдь не противоречит научному истолкованию роли гедонизма в жизни общества, не принижает его социальный статус, а наоборот, значительно дополняет и обогащает наши представления о мире. Однако, чрезмерное увлечение гедонизмом в науке и в искусстве, его гиперболизация и абсолютизация может привести к искажению действительного значения используемых в художественном творчестве эстетических форм.

На основе изученной литературы, посвященной проблемам психологии творчества, нами было установлено, что творчество ученого и художника во многом зависит от его эмоционального восприятия окружающей действительности, способности пережить, войти в проблемную ситуацию. Действительно, используя чувственность, которая как раз и воплощается в образно-эмоциональной сфере, у творца есть возможность не только всесторонне познать и воплотить предмет исследования, но и испытать наслаждение от этого процесса.

Научное творчество не может обойтись без образного начала. Основные задачи теоретического познания решаются в тесной связи с образно-эмоциональным мышлением. Главное достоинство образного мышления состоит в том, что с его помощью возможно выразить изученные явления в конкретной и наглядной форме. Здесь обнаруживается необходимость использования познавательных средств, которые дает искусство. Оно органически связано с чувственным, образным воспроизведением реальности, оно и воздействует на потребителя посредством образа.

Очень важно понимать, каким образом функционирование гедонизма в искусстве и научном творчестве влияет на мировоззрение людей, на восприятие научных знаний, на процесс познания. Данное влияние «во многом зависит от внутренней культуры человека, а она у разных возрастных групп,- в зависимости от их духовной наполненности, будет, несомненно, различной»1. Безусловно, если человек далек от мировой художественной культуры, в нем не развито чувство прекрасного, то ему останутся непонятными многие моменты и в искусстве, и в науке, какими бы эстетическими формами они нее были обеспечены. В тоже время разностороннее знакомство с художественной культурой помогает ученому не только гармонично сочетать строгое научное исследование, но позволяет читателю получить истинное эстетическое наслаждение от изучения от процесса познания, обогатить свой внутренний мир. В этом смысле эстетические характеристики науки близко соприкасаются с ее образовательной функцией.

Действительно, с одной стороны, для исследователя важно наличие в его творчестве эстетического начала, эстетическая эмоция вырастает из эмоций практических, а эстетическая деятельность может выступать в роли импульса для теории и практики. С другой стороны, для читателя наличие в исследовании элементов эстетического не только делает сам процесс познания более интересным, но и дает возможность обогатить свой внутренний мир, приобрести новые навыки образного мышления.

Немаловажным является рассмотрение вопроса о функциях искусства. Изучение данного вопроса показало, что данная тема носит дискуссионный характер. В частности, спорным является вопрос о моно- и полифункциональном характере искусства, в целом его значения для человека. При этом было установлено, что помимо таких важных функций искусства, как эстетической, коммуникативной, воспитательной,

1 Ельчанинов В.А. Историческое сознание. С'.1)2. идеологической, существует и гедонистическая, которая имеет важное значение, а иногда играет определяющую роль, так как искусство в различных формах его проявления теряет свое главное назначение, если не приносит наслаждения.

Функции искусства, как показало исследование, не всегда носят положительный характер. В частности, изучение творчества Т. Адорно ярко демонстрирует негативные стороны идеологической функции искусства. Это связано с тем, что искусство, обладая большой силой воздействия на человека, может быть использовано политиками для навязывания посредством искусства своих целей определенных стереотипов поведения, укрепления господства доминирующего класса.

Конечно, выявление и описание всех функций искусства не является целью данной работы, поэтому и были рассмотрены лишь основные функции. Однако это позволило сделать вывод о сложной функциональной структуре искусства: четко прослеживается связь между отдельными функциями искусства, им свойственна сложная внутренняя природа, и не последнее место среди прочих занимает именно гедонистическая функция.

Вместе с тем, подводя итоги проведенного исследования, нельзя не отметить, что предложенные выводы не могут оцениваться как окончательные и должны восприниматься скорее даже как гипотетические, которые требуют дальнейшего обоснования и уточнения.

Поэтому, говоря о дальнейших перспективах исследовательской работы, представляется возможным выделить два основных направления. Во-первых, на наш взгляд, необходимым условием расширения представления о гедонизме, его особенностях является изучение вопроса о выявлении новых гедонистических характеристик в познавательной деятельности и в искусстве, либо обнаружение иных форм человеческой деятельности, где обнаруживается возможность проявления гедонистических начал. Во-вторых, более глубоко исследовать проблему взаимосвязи гедонизма с другими этическими категориями - благо, счастье, добродетель, что в свою очередь даст возможность выявить его новые характеристики.

С этой точки зрения, данное исследование и сделанные выводы могут рассматриваться не только как определенный итог, но и как очерчивание проблемного поля и отправной момент для дальнейшей работы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кузьмина, Юлия Юрьевна, 2006 год

1. Абалкин, Л.И. Экономические интересы при социализме / Л.И. Абалкин // Вопр. экономики. 1969,- №7. -С.15-26.

2. Адамар, Ж. Исследование психологии процесса изобретения в области математики. / Ж. Адамар. М.: Наука, 1956.- 156 с.

3. Адорно Т. Типы и синдромы / Т. Адорно. // Социологические исследования. -1993.-№ 3. С.20-36.

4. Адорно, В. Т. Эстетическая теория / Теодор Адорно. Пер. с нем. А. В. Дранова. М.: Республика, 2001. - 527 с. - Философия искусства.

5. Амбелен, Р. Драмы и секреты истории. 1306-1643: пер. с фр. / Амбелен Р. М.: Прогресс; Прогресс - Академия, 1992. -304 с.

6. Анисимов, С.Ф. Марксистско-ленинская этика / С.Ф. Анисимов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - Ч. 1: Этика как философская наука. - 66 с.

7. Анисимов, С.Ф. Ценности реальные и мнимые / С.Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1972.-159 с.

8. Анисимов, С.Ф. Мораль и поведение / С.Ф. Анисимов. М.: Мысль, 1984.- 129 с.

9. Античная художественная культура.- СПб: Петрополис., 1993. 322 с.

10. Ю.Апресян, Р.Г. Из истории европейской этики Нового Времени: Этический сентиментализм. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1986. - 80 с.

11. Апресян, Р.Г. Шефтсбери о моральном чувстве / Р.Г. Апресян // Философ, науки. 1979.-№6,- С. 149-152.

12. Аристотель. Об искусстве поэзии / Аристотель. М.: Госполитиздат, 1957.- 183 с.

13. З.Аристотель. Поэтика / Аристотель. М.: Мысль, 1987. - 459 с. М.Аристотель. Политика / Аристотель. -М.: Мысль, 1996.- 563 с.

14. Аристотель. Этика / Аристотель; пер. Н.В. Брагинской, Т.А. Миллер. -М.: ACT, 2002.-492 с.

15. Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. М.: Мысль, 1976. -245 с.

16. Барг, М.А. Исторический факт: структура, форма, содержание / М.А. Барг // История СССР. 1976. - №6. - С. 160-164.

17. Барг, М.А. Эпохи и идеи: Становление историзма / Барг Михаил Абрамович. М.: Мысль, 1987. - 350 с.

18. Баткин, JI.M. Итальянский гуманистический диалог XV века / Баткин J1.M. // Из истории культуры средних веков и Возрождения. М.: Наука, 1976.-С. 175-221.

19. Белов, В.А. Ценностное измерение науки / В.А. Белов. М.: Идея-пресс, 2001.-281 с.

20. Бентам, И. Введение в основания нравственности и законодательства. / Бентам Иеремия; пер., предисл., примеч. Б. Г. Капустина. М.: РОССПЭН, 1998. - 415 с. - (История политической мысли).

21. Бернацкий, В.О. Интерес: познавательная и практическая функции / В.О. Бернацкий. -Томск: Изд-во Том. ун-та, 1984. -120 с.

22. Блок, М. Апология истории / Марк Блок; пер. Е.М. Лысенко; примеч. И ст. А.Я. Гуревича; АН СССР. М.: Наука, 1986. -256 с. - (Памятники исторической мысли).

23. Болингброк. Письма об изучении и пользе истории / Болингброк. М.: Наука, 1978.- 360 с. - (Памятники исторической мысли).

24. Боннар, А. Греческая цивилизация: в 3 т. / пер. с фр. М.: Искусство, 1962. - Т. 3: От Еврипида до Александрии. - 385 с.

25. Борев, Ю. Эстетика / Ю. Бореев Изд. 2-е. -М., Наука, 1975. - 269 с.

26. Брагина, Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV-XV вв. / Л.М. Брагина. М.: Высш. шк., 1977. - 254 с.

27. Брагина, Л.М. Социально-этические взгляды итальянских гуманистов: вторая половинаXV в. / Л.М. Брагина. М.: Изд-во МГУ, 1983. - 303 с.

28. Бэкон, Ф. Сочинения: .В 2 т. / Ф. Бэкон. М.: Госполитиздат, 1973.- Т.2. -360 с.

29. Валла, Л. Об истинном и ложном благе. О свободе воли / Л. Валла; АН СССР, Ин-т философии; пер. с лат. В.А. Андрушко и др.; отв. ред. А.Х. Горфункель; сост. и авт. вступ. ст. Н.В. Ревякина. М.: Наука, 1989. - 475 с. - (Памятники филос. мысли).

30. Верещагина, Т.Д. Особенности художественного отражения исторической действительности / Т.Д. Вереащгина // Вестн. Ленингр. унта. Сер. экономики, философии и права. 1963. - №11. - С.33-45.

31. Верещагина, Т.Д. Специфика художественного обобщения / Т.Д. Верещагина. Л., 1967. - 256 с.

32. Виндельбанд, В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками: в 2 т. / Виндельбанд Вильгельм; пер. с нем. под ред А. Введенского. -М.: ТЕРРА Книжный клуб; КАНОН -пресс, 2000. - Т. 2: От Канта до Ницше. - 512 с.

33. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский: ред. В.В. Иванов. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1968. - 576 с. - (Из истории сов. Эстетики и теории искусства).

34. Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного / Г.-Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991.- 367 с. - (История эстетики в памятниках и документах).

35. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики: пер. с нем. / Ханс-Георг Гадамер; общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. -М.: Прогресс, 1988.-700 с.

36. Галкин, П.Я. Интерес в диалектическом единстве отражения и отношения: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук / П.Я. Галкин. Киев, Одесса, 1977. - 18 с.

37. Гертнер, С.Л. Культурно-историческое сознание как объект исследования / С.Л. Гертнер // История и современность: сб. ст.: в 2 ч. / отв. ред. Л.И Брагина; Моск. гос. ун-т искусств и культуры. М.: МГУКИ, 2000. - Ч. И. - С. 62-78.

38. Гнилицкий, Н.А. Гносеологическое и социальное содержание категории «интерес»: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук / Н.А. Гнилицкий. Харьков, 1971. -15 с.

39. Гоббс, Т. Сочинения: в 2 т. / Томас Гоббс. М.: Мысль, 1991. - Т. 2: Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. - 731 с.

40. Горфункель, А.Х. Философия эпохи Возрождения: учеб. пособие для студентов и аспирантов, обучающихся по спец. «Философия», «История философии» / А.Х. Горфункель. М.: Высш. шк., 1980.- 368 с.

41. Грани научного творчества / РАН. Ин-т философии; отв. ред. А.С. Майданов. М.: Наука, 1999. - 284 с.

42. Громов, Е. Начала эстетических знаний / Е.Громов. М.: Наука, 1989. -325 с.

43. Гулыга, А.В. Искусство истории / А.В. Гулыга. М.: Современник, 1980. -288 с.

44. Гулыга, А.В. Искусство в век науки / А.В Гулыга.; АН СССР. М.: Наука, 1978.- 182 с.

45. Гулыга, А.В. Эстетика истории / А.В. Гулыга М.: Наука, 1974.- 128 с.

46. Гумплович, Л. Социология и политика / Людвиг Гумплович; пер. С. Прокоповича. М., 1895.- 45 с.

47. Гусейнов, А.А. Введение в этику / А.А. Гусейнов М.: Изд-во Моск. унта, 1985.-208 с.

48. Делез, Ж. Критическая философия Канта: учение о способностях; Бергсонизм; Спиноза / Дслез Жиль; пер. с фр. и послесл. Я. И. Свирского. М.: ПЕР СЭ, 2000. -351с.

49. Дильтей, В. Категории жизни / В. Дильтей // Вопр. философии.- 1995. -№10.-С. 129-143.

50. Дильтей, В. Наброски к критике исторического разума / В. Дильтей // Вопр. философии. -1988. №4. - С. 18-25.

51. Диоген, Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Диоген Лаэртский; пер. с древнегреч. М.Л. Гаспарова; ред. и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев. М.: Мысль, 1998. - 571 с. - (Классическая философская мысль).

52. Додонов, Б.И. Эмоция как ценность / Борис Игнатьевич Додонов. М.: Политиздат, 1978. - 271 с. - (Над чем работают, о чем спорят философы).

53. Дрей, У. Еще раз к вопросу об объяснении действий в исторической науке / У. Дрей // Философия и методология истории. М.: Прогресс, 1977. - С. 37-72.

54. Дружинин, Н.М. Воспоминания и мысли историка / Н.М. Дружинин; АН СССР, Ин-т истории. М.: Наука, 1967.- 114 с.

55. Дюбок, А. История на перекрестке гуманитарных наук / Дюбок, А М.: Наука, 1970.- 240 с.

56. Егоров, В.К. История в нашей жизни / Егоров В.К.; АН СССР. М.: Наука, 1990. - 192 с.

57. Ельчанинов, В.А. Об отношении истории как науки к искусству / В.А. Ельчанинов; Барнаул, гос. пед. ин-т. Барнаул, 1975. - 221 с.

58. Ельчанинов, В.А. Проблемы творчества в историческом познании и искусстве / В.А. Ельчанинов; ред. А. А. Чал ков. Томск: Изд-во Том. унта, 1979.- 193 с.

59. Еремеев, А.Ф. Лекции по марксистско-ленинской эстетике / А.Ф. Еремеев Ч.И-Ш. - Свердловск, 1971. - 215 с.

60. Иващенко, Г.В. К вопросу об историческом сознании/ Г.В. Иващенко, Т.В. Науменко // CREDO. 2000. - №19. - С. 26-35.

61. Каган, М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике / Каган Моисей Самойлович. М.: Изд-во Лснингр. ун-та, 1971. - 769 с.

62. Каган, М.С. Художественная деятельность как информационная система. «Искусство кино». 1975. - №12.

63. Каган М.С. Социальные функции искусства / М.С. Каган. -М.: Знание, 1979.-36 с.

64. Каган, М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. М.: Политиздат, 1998. -319 с.

65. Каган, М.С. Начала эстетики / М.С. Каган. М.: Искусство, 1964. - 210 с.

66. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган; Санкт-Петерб. гос. ун-т, Акад. гуманит. наук. СПб: Петрополис, 1997. - 205 с.

67. Кайдаков, С.В. Эмоции, чувства и познание / С.В. Кайдаков // Философ, науки.-1973.- №3. С. 15-21.

68. Калошина, И.П. Структура и механизмы творческой деятельности: Нормативный подход / И.П. Калошина М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.260 с.

69. Кант, И. Собр. Соч.: В 6 т. / И. Кант. М., 1965. Т.5. - 542 с.

70. Карамзин, Н.М. Предания веков / Карамзин Николай Михайлович. -М.: Правда, 1987.-768 с.

71. Кедров, Б.М. О процессах научного творчества / Б.М. Кедров // Художественное и научное творчество / ред. Б.С. Мейлах; АН СССР. -JI.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. С. 37-54.

72. Ключевский, В.О. Исторические портреты. Деятели исторической мысли / Ключевский Василий Осипович; вступ. ст., примеч., текст подгот. В. А. Александровым. М.: Правда, 1991. - 623 с.

73. Ключевский, В.О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории / Ключевский Василий Осипович. М.: Наука, 1968. - 525 с.

74. Книпович, Е.Ф. Художник и история / Книпович Евгения Федоровна. -М.: Сов. писатель, 1968. 430 с.

75. Ковалев, В.И. Мотивы поведения и деятельность / В.И. Ковалев; АН СССР. М.: Наука, 1988. - 193 с.

76. Коллингвуд, Р. Дж. Идея истории: автобиография / Робин Джордж Колингвуд; пер. с англ. М.: Наука, 1980.- 489 с.

77. Комиссарова, Г.В. Методологические проблемы исследования исторического сознания / Г.В. Комиссарова // Методологические проблемы научных исследований: сб. науч. тр. Новосибирск, 1984. -С.113-139.

78. Коновалова, JI.B. Мораль и познание / JI.B. Коновалова М.: Мысль, 1975.- 165 с.

79. Копнин, П.В. Гносеологические и логические основы науки. / П.В. Копнин. М., 1974.

80. Корнева, М.И. Коммунизм и проблема счастья / М.И. Корнева. М.: Политиздат, 1970.

81. Кортава, В.В. К вопросу о духовном становлении человека в эпоху научно-технической революции / В.В. Кортава // Изв. АН Грузин. ССР-1982. №4,- С. 120-124.

82. Красникова, Е.А. Принцип гедонизма в современной западной этике: автореф.дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук / Е.А. Красникова. -М., 1991.- 20 с.

83. Кривцун, О.А. Искусство и мир человека: искусство в формировании духовного мира человека / О. А, Кривцун. М.: Знание, 1986. - 145 с.

84. Кривцун, О.А. Эстетика: Учебник. / О.А. Кривцун. — М.: Аспект Пресс, 2000. -279 с.

85. Критика современных буржуазных этических концепций / Дробницкий О.Г., Кузьмина Т.А. М.: Высш. шк., 1967. - 383 с.

86. Критический анализ этики утилитаризма: англо-американские исследователи, 1970-1980 гг. М.: Наука, 1984. - 47 с.

87. Ксенополь, А.Д. Понятие «ценности» в истории: пер. с фр. / А.Д. Ксенополь.- Киев: Тип. Т.Г. Мейнандера. 1912. -52 с.

88. Кубланов, Б.Г. Эстетическое чувство и искусство / Б.Г. Кубланов. -Львов, 1966.

89. Кудрявцев, П.Н. Лекции. Сочинения. Избранное / П.Н. Кудрявцев; АН СССР; сост. С.А.Асиновская; ред. В.А.Дунаевский. М.: Наука, 1991. -344 с.

90. Кьеркегор, С. Наслаждение и долг: пер. / Кьеркегор Серен. Ростов н/Д: Феникс, 1998. - 415 с. - (Выдающиеся мыслители).

91. Ламетри, Ж.О. Сочинения / Ламетри Жюльен Офре. 2-е изд. - М.: Мысль, 1983. - 509 е., 1 л. портр. - (Философское наследие; Т. 88).

92. Левада, Ю.А. Историческое сознание и научный метод / Ю.А. Левада // Философские проблемы исторической науки / ред. А.В. Гулыга; АН СССР, Ин-т философии. М.: I Гаука, 1969. - С. 186-225.

93. Лермонтов М.Ю. Полное собрание сочинений. / 10. Лермонтов. -СПб., 1910.-Т.2-230 с.

94. Л.Н. Толстой о литературе.- М.: Мысль, 1985. 236 с.

95. Лифшиц, И.М. О невозможном и невероятном / И.М. Лифшиц // Художественное и научное творчество / ред. Б.С. Мейлах; АН СССР. -Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. С.91-97.

96. Локк, Дж. Опыт о человеческом разумении / Дж. Локк. Сочинения в трех томах. М.: Мысль, 1998. - Т. 1. -с.

97. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / Лосев Алексей Федорович. М.: ACT, 2000. - 847 с.

98. Лосев, А.Ф. Шестаков, В.Г1. История эстетических категорий / А.Ф Лосев., В.П. Шестаков. М: Мысль., 1965. -159 с.

99. Лосева, О.А. Аксиологические детерминации исторического познания / О.А. Лосева Саратов: Сарат. гос. ун-т, 2000. -88 с.

100. Лотман, Ю.М. Избр. работы: В 3 т. / Ю.М. Лотман. -Таллин, 1993. Т.З. 459 с.

101. Лукин, Ю.А. Художественная культура зрелого социализма / Ю.А. Лукин. М.: Знание , 1977. - 196 с.

102. Луначарский, А.В. Собр. Соч. т.7. / А.В. Луначарский. М.: Мысль, 1979.-569 с.

103. Марков, О.А. Функциональный подход в науке / О.А. Марков М., 2000.-196 с.

104. Маркс, К. Сочинения: в 50 т. / Маркс К., Энгельс Ф. 2-е изд. - М.: Госполитиздат, 1957. - Т. 6.-761 с.

105. Маркс, К., Энгельс Ф. Соч., т.42. / Маркс К., Энгельс Ф. 2-е изд. -М.: Госполитиздат, 1959. - Т. 6. - 730 с.

106. Материалисты Древней Греции: Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура / ред. М.А. Дынник; АН СССР, Ин-т философии. -М.: Госполитиздат, 1955. 240 с.

107. Мееровский, Б. Философия морали А. Смита / Б. Мееровский // Свобод, мысль. 1993. - №16. - С. 46-59.

108. Мейлах, Б.С. Психология художественного творчества: предмет и пути исследования / Б.С. Мейлах // Психология процессов художественного творчества. Л., 1980.

109. Мейлах, Б.С. Художественное восприятие / Б.С. Мейлах // Вопр. лит. -1979.-№10.-С. 40-46.

110. Мейлах, Б.С. Эстетика и процессы творческой деятельности / Б.С. Мейлах // Искусство и научно-технический прогресс / ред. Л.И. Новикова, B.C. Соколов.- М.: Искусство, 1973 С.

111. Мигдал, А.Б. Поиски истины: Заметки о научном творчестве / А.Б. Мигдал. М.: Знание, 1978. - 80 с.

112. Милль, Дж. Ст. Утилитарианизм о свободе: пер. с англ. / Джон Стюарт Милль. СПб.: Изд-во Аполлона Головачева, 1866-1869. - 413 с.

113. Михайлова, И.Б. Чувственное отражение в современном научном познании / И.Б. Михайлова. -М.: Мысль, 1972. -279 с.

114. Мотрошилова, Н.В. Нормы науки и ориентации ученого / Н.В Мотрошилова // Идеалы и нормы научного исследования: сб. ст. / Белорус, гос. ун-т; ред.-сост. Степин B.C. Минск.: Изд-во БГУ, 1981. — С. 91-120.

115. Мур, Дж. Э. Природа моральной философии: пер. с англ. / Мур Дж. Э.; пер. с англ., сост., прим. Коноваловой Л.В. М.: Республика, 1999. -351 с.

116. Научное творчество: сб. ст. / под ред. С.Р. Микулинского, М.Г. Ярошевского. М.: Наука, 1969. - 446 с.

117. Нечкина М.В. Функция художественного образа в историческом процессе / М.В. Нечкина. М.: Наука, 1982.-319 с.

118. Нечкина, М.В. Загадка художественного образа / М.В. Нечкина. М.: Знание, 1972. -32 с.

119. Новикова, Л.И. Эстетика и техника: альтернатива или интеграция?: Эстетическая деятельность в системе общественной практики / Л.И. Новикова. М.: Госполитиздат, 1976. - 286 с.

120. Новикова, Л.И. Эстетическое в структуре научной деятельности / Л.И. Новикова // Художественное и научное творчество / ред. Б.С. Мейлах; АН СССР. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. -С. 67-84.

121. Оганов, А.А. Логика художественного отражения. Проблема правды и правдоподобия в искусстве / А.А. Оганов. М. Искусство, 1972. - 120 с.

122. Ортега-и-Гассет, X. Восстание масс: сб.: пер. с исп. / X. Ортега-и-Гассет. М.: ACT, 2002. - 509 с.

123. Пенкин, М.С. Искусство и наука: Проблемы, парадоксы, поиски / М.С. Пенкин. 2-е изд. - М.: Современник, 1982. - 302 с.

124. Петросян, А.Э. В саду расходящихся тропок: Ценностные основания научного творчества / А.Э. Петросян. Тверь: ИКАР, 1993. - 147 с.

125. Познание в социальном контексте / РАН, Ин-т философии; отв. ред. В.А. Лекторский, И.Т. Касавин; науч. ред. В.Н. Порус. М.: Наука, 1994. - 174 с.

126. Покровский, П.А. Бентам и его время / П.А. Петровский. -Петроград: Тип. Коллинс, 1916. 703 с.

127. Полани, М. Личностное знание. На пути к посткритической философии / Майкл Полани. М: Прогресс, 1985. - 344 с.

128. Потебня, А.А. Эстетика и поэтика / А.А. Потебня. М.: Наука, 1976. -614 с.

129. Проблемы научного творчества в современной психологии / ред. Ярошевский М.Г.; АН СССР, Ин-т истории естествознания и техники. -М.: Наука, 1971.-334 с.

130. Психология: учеб. пособие /Фортунатов Г.А., Петровский А.В. М.: Учпедгиз, 1956.-128 с.

131. Платон. Сочинения: В 3 т. / Платой. -М.: Наука, 1968.-Т. 1. -561с.

132. Раймонди, К. Речь в защиту Эпикура против стоиков, академиков и перипатетиков / Козимо Раймонди // Эстетика Ренессанса: Антология: в 2 т. М.: Искусство, 1981. - Т. 1. - С. 70-86.

133. Ракитов, А.И. Историческое познание: системно гносеологический подход / А.И. Ракитов. М.: Политиздат, 1982. - 303 с.

134. Ракитов, А.И. К опросу о структуре исторического исследования / А.И. Ракитов // / ред. А.В. Гулыга; АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1969. - С.161-186.

135. Рассел, Б. Человеческое познание: его сфера и границы / Бертран Рассел; пер. с англ. Н. Воробьева М.: Иностр. лит, 1957. - 540 с.

136. Роден О. Искусство / О. Роден . СПб.(б.и.), 1911. - 111 с.

137. Роттердамский, Э. Разговоры запросто / Эразм Роттердамский; пер. С.П. Маркиша. М.: Худ. лит., 1969. - 703 с.

138. Рубинштейн,- С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2000. 712 с. - (Мастера психологии).

139. Рунин, Б.М. Творческий процесс в эволюционном аспекте / Б.М. Рунин // Художественное и научное творчество / ред. Б.С. Мейлах; АН СССР. Л.: Наука. Ленингр. огд-ние, 1972. - С. 54-67.

140. Самиев, А. Генезис и развитие исторического сознания / А. Самиев. -Душанбе: Дониш, 1988. 122 с.

141. Симонов, П.В. Высшая нервная деятельность человека: Мотивационно-эмоциональные аспекты / П.В. Симонов. М.: Наука, 1975.- 175 с.

142. Смирнов, С.И. Исследование В.О. Ключевского «Древнерусские жития святых как исторический источник» / С.И. Смирнов. М., 1913. — 26 с.

143. Смит, А. Теория нравственных чувств / А. Смит. М.: Республика, 1997. 352 с. - (Библиотека этической мысли).

144. Спекторский, Е. Проблема социальной физики в XVII столетии / Е.Спекторский. Варшава, 1910. - Т. 1: Новое мировоззрение и новая теория науки.- 563 с.

145. Спиноза, Б. Избранные произведения / Б. Спиноза. Ростов н/Д: «Феникс», 1998. - 608 с. - (Выдающиеся мыслители).

146. Спиноза, Б. Богословско-политический трактат / Б. Спиноза; пер. с лат. М. Лопаткина. Минск: Литература. - 528 с.

147. Спиноза, Б. Этика / Б. Спиноза. Минск: Харвест; М.: ACT, 2001. -336 с.

148. Сухотин, А.К. Наука и информация / А.К. Сухотин. М.: Наука, 1971. -215 с.

149. Сухотин, А.К. Научно-художественные пересечения / А.К. Сухотин. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1998. 198 с.

150. Сыров, В.Н. Расцвет и закат европейской философии истории: От Бэкона к Шпенглеру / В.Н. Сыров.- Томск: НПТ «Курсив», 1997. 387 с.

151. Творческий процесс и художественное восприятие / АН СССР; редкол. Д.Д. Благой (отв. ред.). М.-Л.: Наука, 1978. - 196 с.

152. Теория познания: в 4 т. Т. 1. Домарксистская теория познания / АН СССР; Ин-т философии; под ред. В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана. -М.: Мысль, 1991.-303 с.

153. Теория познания: в 4 т. Т. 2. Социально-культурная природа познания / АН СССР; Ин-т философии; под ред. В.А. Лекторского, Т.И. Ойзермана. М.: Мысль, 1991. - 478 с.

154. Тощенко, Ж.К. Историческое сознание и историческая память. Анализ современного состояния / Ж.К. Тощенко // Новая и новейш. ист. -2000. №4. -С. 23-30.

155. Трельч, Э. Историзм и его проблемы: пер. с нем. / Э. Трельч. М.: Юрист, 1994.-719 с.

156. Философия в «Энциклопедии» Дидро и Даламбера / Рос. АН, Ин-т философии; отв. ред. В.М. Богуславский. М.: Наука, 1994. - 720 с.

157. Фрагменты ранних греческих философов. 4.1. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики. М.: Наука, 1989. - 576 с.

158. Франсуа де Ларошфуко. Максимы. Блез Паскаль Мысли. Жан де Лабрюйер. Характеры: сб. / вступ. ст. В. Бахмутского; пер. с фр. Э. Липецкой, Ю. Корнева. М.: Худож. лит., 1974. -520 с.

159. Французова, Н.П. Историческое сознание и его структура / Французова Н.П. // Историзм и творчество: в 2 ч. / АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1990. - Ч. 1. - С. 6-17.168. Фрейд, 3.

160. Хаиипов, А.Т. Интересы как форма общественных отношений / Ханипов А.Т.; ред. А.К. Черненко; АН СССР, Сиб. отд-ние; Ин-т истории, филологии и философии. Новосибирск: Наука. Сиб.отд-ние, 1987.-255 с.

161. Хатчесон, Ф. Эстетика / Фрэнсис Хатчесон, Давид Юм, Адам Смит. -М.: Искусство, 1973. 480 с.

162. Чернышевский, Н.Г. Избранные произведения. Т.1. / Н.Г. Чернышевский. М.: Мысль, 1956. с.59.

163. Шахнович М.М. Эпикуреизм в европейской философии XV-XVII вв. / М.М. Шахнович. // История философии, культура и мировоззрение: сб. ст. к 60-летию проф. Колесникова А.С. / С.-Петерб. филос. о-во; отв. ред. И.А, Колесникова. СПб., 2000. - С. 56-81.

164. Шварцман, К.А. Критика современных буржуазны философских этических систем / К.А. Шварцман. М.: Высш. шк., 1961. - 52 с.

165. Шингаров, Г.Х. Эмоции и чувства как формы отражения действительности / Г.Х. Шингаров; АН СССР, Ин-т философии. М.: Наука, 1971.-224 с.

166. Шишкин, А.Ф. Человеческая природа и нравственность / А.Ф Шишкин. М.: Мысль, 1979. - 270 с.

167. Шишкин, А.Ф. XX век и моральные ценности человечества / А.Ф. Шишкин, К.А. Шварцман. М.: Мысль, 1968. - 272 с.

168. Шишкин, А.Ф. Из истории этических учений / А.Ф. Шишкин. М.: Госполитиздат, 1959. - 343 с.

169. Шовен, Р. Поведение животных: пер. с фр. / Р. Шовен. М.: Мысль, 1972. -315 с.

170. Шрейбер, В.К. Личность и общество в английском утилитаризме (И. Бентам, д. Миль): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук / Шрейбер В.К. М., 1976,- 14 с.

171. Энциклопедия/ отв. Ред. С.Ю. Ожегов, Н.В. Шведова. М.: Гардарики, 1993. - 783 с.

172. Этика и идеология. Критика современных буржуазных этических концепций. М.: Наука, 1983. - 359 с

173. Этика: энцикл. словарь / отв. Ред. Р.Г. Апресян; А.А. Гусейнов. М.: Гардарики, 2001. - 581 с.

174. Этическое и эстетическое / Ленингр. гос. ун-т, каф. Этики и эстетики. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. -119 с.

175. Юлдашев, Л.Г. Эстетическое чувство и произведение искусства / Л.Г. Юлдашев,- М.: Мысль, 1969.- 181 с.

176. Юм, Д. Сочинения: в 2 т./Д.Юм.-М.: Мысль, 1965. -463 с.

177. Юм, Д. Трактат о человеческой природе: пер. с фр./ Д. Юм. Мн.: ООО «Попурри», 1998. - 720 с.

178. Ярошевский,- М.Г. На путях к общей теории творчества // Художественное и научное творчество / ред. Б.С. Мейлах; АН СССР. -Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1972. С. 19-37.

179. Allport, G.W. Becoming basic considerations for psychology of personality. London, 1955. - 211 p.

180. Sidgwik, H. The Methods of Hthics. London, 1874. - 512 p.

181. Warner, R. Freedom, enjoyment and happiness. An essay on moral psychology / Warner Richard. London: Cornell University Press, 1987. -182 p.

182. Wetterstrom, T. Intention and communication / Wetterstrom T. Goteborg, 1973.- 203 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.