Гедонистические идеи и представления второй половины XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Петрова Евгения Вячеславовна

  • Петрова Евгения Вячеславовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет»
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 168
Петрова Евгения Вячеславовна. Гедонистические идеи и представления второй половины XIX века: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). ФГБОУ ВО «Самарский государственный социально-педагогический университет». 2017. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Петрова Евгения Вячеславовна

Введение

Глава 1. ГЕДОНИЗМ КАК ТЕОРИТИЧЕСКАЯ И

ИСТОРИКО-ЛИТЕРАТУРНАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Толкование понятия «гедонизм» и особенности гедонистических идей и представлений

1.2. Историко-культурный фон развития гедонистической доктрины

Выводы по главе

Глава 2. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ НАСЛЕДИЕ У. ПАТЕРА В

КОНТЕКСТЕ АНГЛИЙСКОГО

2.1. Эстетический гедонизм У. Патера

2.2. Проблема гедонистической доктрины в историко-философском романе У. Патера «Марий Эпикуреец»

2.3. Гедонистические мотивы в сборнике рассказов

У. Патера «Воображаемые портреты»

Выводы по главе II

Глава 3 УТВЕРЖДЕНИЕ ФИЛОСОФИИ НАСЛАЖДЕНИЙ В АНГЛИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX ВЕКА

3.1. Новый гедонизм О. Уайльда

3.2. Гедонистические представления в творчестве

О. Бердсли и Ч. Суинберна

Выводы по главе III

Заключение

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гедонистические идеи и представления второй половины XIX века»

Актуальность темы исследования.

Поиск чувственных наслаждений на протяжении долгой истории человечества нередко становился высшим благом и целью жизни, даже несмотря на то, что «удовольствие, как пишет Р. Барт, всегда третировали, умаляли, развенчивали, противопоставляя ему твердые, благородные истины (Истина, Прогресс, Борьба, Радость и т.п.)»1.

Интерес к гедонистическим идеям, как правило, возникает именно в переломные и кризисные моменты истории, когда у писателей, художников, философов возникает желание вырваться за рамки устоявшихся норм и традиций. Таким периодом в Европе можно считать вторую половину XIX века, время, которое совпало с распространением декадентских умонастроений. Кризис идей, усталость, безнадежность, желание вырваться из атмосферы отчаяния, «растерянность перед глобальными изменениями в существующем мире, когда резко менялось мировосприятие человека, а общественные институты не в состоянии были объяснить происходящие перемены»2, - вот основные черты времени, которое принято именовать эпохой декаданса.

В этот период возникает стойкое неприятие действительности, которое ведет либо к активным действиям, направленным на изменение сложившейся ситуации, либо к стремлению абстрагироваться от происходящего, запереться в «башне из слоновой кости». Вторая половина XIX в., пишет П. Сорокин, - это «время упадка чувственной европейской культуры» . Подобное явление не обошло стороной и культуру Англии, в которой у людей возникло естественное стремление к самосохранению, проявившееся в поиске наслаждений. Именно поэтому английская литература второй половины XIX века, находившаяся во

1 Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. М.:Прогресс, 1994. С. 510.

2 Савельев К. Н. Литература английского декаданса: истоки, генезис, становление: монография. Магнитогорск: МаГУ, 2007. С. 24.

3 Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М.: Политиздат, 1992. С. 56.

власти декадентских настроений, становится фактором распространения идей гедонизма в Европе.

Следует отметить, что обращение к состоянию удовольствия и наслаждения наглядно проявлялось в английской культуре и в другие исторические периоды. Удовольствие, как наиболее зримый феномен человеческого существования, нашло отражение в древних английских празднествах и народном творчестве. Уход в мир иллюзий приносил удовольствие простому народу, который радовался тому, что хотя бы таким способом может убежать от суровой действительности. В эпоху Возрождения, даже несмотря на вражду и войны, английское общество еще больше было проникнуто «карнавальным мироощущением», и это чувство радости жизни и безграничного удовольствия нашло отражение в литературе того времени. Новеллистические сборники эпохи Возрождения «Дворец удовольствий» (1567) У. Пейнтера и «Малый дворец удовольствий» (1576) Дж. Пети; комедии У. Шекспира «Укрощение строптивой» (1591), «Как вам это понравится» (1600), «Двенадцатая ночь, или Что угодно» (1601) и его поэма «Венера и Адонис» (1592) лишь дополняют ощущение жизни как праздника. Подобной атмосферой пронизан и последующий исторический этап.

Эпоха Просвещения с ее поиском природных основ счастья выдвигает идею естественного права человека на наслаждение жизнью в гармонии с окружающим миром. В этот период происходит не только обращение к теме удовольствий, но и последующая трансформация гедонистических идей, которые проявляются, по выражению Н. Т. Пасхарьян, в виде «рокайльного стиля жизни»4. Фривольность, игривость, легкость, изящество и эротизм сливаются в так называемый «рокайльный гедонизм», концепция которого строится на легких удовольствиях, «счастье и красоте, сведенных к нескольким моментам насла-ждения»5. Подобными гедонистическими представлениями и пренебрежением к строгим правилам пуританского общества пронизаны страницы «комедий Реставрации». У. Конгрив, У. Уичерли, Дж. Фаркер, Дж. Ванбру описывают бога-

4 Пахсарьян Н. Искусство жить рокайльно. М.: Экон-инфорн, 2004. С.272-279.

5 Brady P. Rococo - Forms and characteristics of the rococo. Edition : Berne Francke, 1989. P. 431.

тое английское сословие, которое свободно может предаваться неустанным донжуанским забавам, бесконечным кутежам и любовным похождениям. Именно этот гедонизм чувственной радости унаследовали романтики и дополнили его новыми чертами. Как пишет профессор И. В. Вершинин, «на рубеже XIX - XX веков романтизм вызвал к жизни уже иные по природе, хотя и окрашенные романтизмом, художественные явления»6. Романтики не просто утверждали значимость культуры удовольствий, но стремились внести в чувственные наслаждения духовную возвышенность. Благодаря им гедонизм приобретает сакральные черты: наслаждение в любви способно открыть тайны мироздания и вознести до сферы бесконечного. Наслаждение в любви настолько пьяняще, что даже боги у романтиков готовы отказаться от Олимпа в пользу чувственного удовольствия и всепобеждающей страсти: «Любить - что это значит? Я б слетала // С тобой туда, в пределы сил небесных, // Для ласк твоих - и долгих, и чудесных»7 (Дж. Китс). Однако это только одна из граней исследуемого нами феномена.

В полной мере как философия и как стиль жизни гедонизм раскрывается именно в переходные исторические эпохи. Кульминацией проявлений гедонизма становится период конца XIX века, когда происходит окончательная ломка этических и моральных ценностей, ввергающая человека в смятение и сомнения. Разумеется, в такой кризисной обстановке актуальным становится естественное чувство самосохранения в виде гедонистической философии. Именно поэтому эпоха декаданса стала наиболее благоприятной почвой для стремительного распространения гедонизма.

Необходимо отметить, что за счет обращения к теме удовольствия происходит не только актуализация идеи наслаждения, изменение и расширение содержания самого понятия гедонизма, но и трансформация литературного творчества. Это наглядно проявляется в английской литературе на рубеже XIX - XX веков. Именно поэтому удовольствие как феномен культуры представляет интерес в ракурсе его реализации в английской литературе второй половины XIX ве-

6 Вершинин И. В. Предромантические тенденции в английской поэзии XVIII века и поэтизация культуры. Самара: СГПУ, 2003. С. 13.

7 Китс Дж. Эндимион. М.: Время, 2001. С. 276.

ка. Гедонистическая концепция жизни - это то культурное явление, которое, на наш взгляд, позволяет по-новому взглянуть на произведения уже известных английских авторов эпохи декаданса, таких как У. Патер, О. Уайльд, Ч. Суинберн и О. Бердсли. При этом нам представляется, что проблема гедонизма в английской литературе этого периода уходит своими корнями, по терминологии Ф. Ницше, к противопоставлению двух типов культуры: «аполлоновского» -гармоничного, созерцательного и «дионисийского» - темного, страстного и хаотического. В творчестве У. Патера феномен удовольствия представлен в аполло-новской модели, тогда как в произведениях О. Уайльда, Ч. Суинберна и О. Бердсли он реализуется через дионисийское начало, а именно через нарушение запретов. Наслаждение у этих авторов сопровождается деструктивными действиями.

Состояние и степень разработанности проблемы.

Несмотря на то что специальные исследования, посвященные изучению роли гедонизма в английской литературе второй половины XIX века, практически отсутствуют, нельзя не отметить труды тех авторов, которые все-таки рассматривают отдельные аспекты данной проблематики.

Поскольку в нашей диссертационной работе освещен довольно широкий круг вопросов, касающихся как эволюции и генезиса гедонизма, так и степени влияния гедонистических идей и представлений на английскую литературу второй половины XIX века, материал исследования можно разделить на несколько групп.

В первой группе находятся работы, связанные с вопросом зарождения и становления гедонизма как этического учения, а также с проблемой его взаимодействия с такими понятиями, как наслаждение, благо, счастье. Эти аспекты стали предметом пристального рассмотрения в трудах итальянского гуманиста

8 9

Л. Валла , основоположника философии утилитаризма И. Бентама , британских философов Дж.Милля10 и Г. Сиджвика11. Что касается отечественных исследова-

8 Валла Л. О. О наслаждении. М., 1969. С.77-85.

9 Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. М., 1998. 415 с.

10 Милль Дж. С. Утилитаризм. О свободе. СПб., 1900. 427 с.

12 13

телей, то для нас представляют интерес работы А. Ф. Лосева , Р. Г. Апресяна , С. Ф. Анисимова14, А. А. Гусейнова15 и А. Ф. Шишкина16. Однако перечисленные авторы больше занимаются изучением вопросов этики и эстетики и лишь косвенно касаются проблем, связанных с литературным гедонизмом.

Во вторую группу следует отнести труды зарубежных и отечественных исследователей, в которых в той или иной степени освещается проблема гедонизма в английской литературе второй половины XIX века. Большинство зарубежных ученых поставили в центр своего внимания темы искусства и декаданса, в контексте которых обращаются к феномену гедонизма. В. Иозер отмечает, что гедонизм - «это философия изысканного наслаждения, берущая начало в различных источниках, одним из которых является теория искусство для искус-ства»17. Е. Варнер приходит к выводу, что «гедонизм Fin de siècle - это новый, утонченный и доведенный до совершенства гедонизм с элементами осознанной

18 19 20 21

извращенности и порочности» . Работы П. Дода , Л. Кара , Д. Кэрриера ,

22 23 24

Г. Монсмана ,И. Ренана , Я. Смола склонны анализировать европейский эстетизм, встраивая в него отдельные моменты философии наслаждения. Среди зарубежных ученых следует также отметить А. Гранта25, Б. Гилберта26,

27

А. Тиминиеку , которые рассматривают английский гедонизм второй половины XIX века как самостоятельное явление. Особый интерес для нас представляют труды Аллена Гранта, поскольку он является непосредственным участником и

11 Sidgwick H. The methods of ethics. New York: Dover Publications,l 966. 527 p.

12 Лосев А. Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. М.: Исусство, 1969. С. 126.

13 Апресян Р. Г. Принцип наслаждения и интимные отношения // Человек. 2005. N5. С. 67.

14 Анисимов С. Ф. Мораль и поведение. М., 1984. 129 с.

15 Гусейнов А. А. Этика. М., 2000. 472 с.

16 Шишкин А. Ф. Человеческая природа и нравственность. М., 1979. 270 с.

17 Iser W. Walter Pater: The Aesthetic Moment. Cambridge University Press, 2011. Р. 187.

18 Warner E. Strangeness and Beauty: An Anthology of Aesthetic Criticism 1840-1910. Cambridge University Pres, 1983. P. 119.

19 Dodd P. Walter Pater: an Imaginative Sense of Fact: A Collection of Essays/ Routledge, 2013. 95 p.

20 Кар Л. Прерафаэлиты. Модернизм по-английски. М.: Белый город, 2002. 128 с.

21 Carrier D. Baudelaire, Pater and the origins of modernism // Comparative Criticism: Walter Pater and the Culture of the Fin-de- siècle. 1995. Volume 17. P.109-121.

22 Monsman G. Walter Pater's art of autobiography. New Haven: Yale University Press, 1980. 124 p.

23 Renan E. Marc Aurèle ou la Fin du monde antique. Paris, 1882. 654 p.

24 Small I. The Aesthetes. Routledge & K. Paul, 1979. 204 p.

25 Grant A. The New Hedonism. // Fortnightly Review. 1894. № 55. P .377-392.

26 Gilbert B. Hedonism in the Writings of Walter Pater and Oscar Wilde. M.A. University of Oregon, 1952. 148 p.

27 Tymieniecka A. Virtues and Passions in Literature: Excellence, Courage, Engagements, Wisdom, Fulfilment. L.: Springer, 2007. 338 p.

свидетелем становления гедонистических идей в английской литературе второй половины XIX века. В своем эссе «Новый гедонизм» (The New Hedonism, 1S94) исследователь обосновывает главные принципы нового гедонизма, основоположником которого, по его мнению, можно считать О. Уайльда. Автор пишет, что «в период декаданса новый гедонизм был единственно верным решением»^. Необходимо отметить монографию Б. Гилберта «Гедонизм в творчестве Уолтера Патера и Оскара Уайльда» (Hedonism in the Writings of Walter Pater and Oscar Wild, 1952). В ней ученый рассматривает произведения У. Патера и О. Уайльда в основном с позиции лингвистического анализа, акцентируя свое внимание на тематических, структурных и стилистических особенностях каждого автора. Он пишет: «И на У. Патера и на О. Уайльда часто вешали ярлыки, называя их эстетами, гедонистами и декадентами. Однако существует разница в ходе их мыслей. Анализ «Ренессанса» Патера и «Дориана Грея» Уайльда показал, что, несмотря на то что Уайльд, бесспорно, испытывал на себе влияние Патера, его концепция гедонизма - это больше чем просто философия эстетического наслаждения»29. Анна-Тереза Тиминиека в книге «Сила и страсть в литературе» (Virtues and Passion in Literature, 2007) уделяет внимание комплексному характеру исследуемого нами феномена и пытается дать объяснение природе смешения таких понятий, как удовольствие и боль, являющихся ключевыми в творчестве О. Бердсли и Ч. Суинберна.

Отечественными учеными проблема связи гедонизма с искусством, в частности с английской литературой второй половины XIX века слабо разработана. Безусловно, вопрос о влиянии гедонистических идей на литературу затрагивает-

30 31

ся некоторыми авторами, такими как Н. Долгенко , Т. И. Зайцева ,

32 33 34 35

Ю. Ю. Кузьмина , Е. Ю. Мамонова , К. Н. Савельев , Д. Е. Яковлев . Однако

2S Grant A. The New Hedonism. P. 37S.

29 Gilbert B. Hedonism in the Writings of Walter Pater and Oscar Wilde. P. 124.

30 Долгенко А. Н. Декадентский гедонизм. СПб.: Центр изучения культуры, 2004. С.170-172.

31 Зайцева Т. И. Гедонистические установки в гендерной сфере в средневековой городской литературе. СПб.: Центр изучения культуры, 2004. С. 12S-131.

32 Кузьмина Ю. Ю. Гедонистические основания художественного и научного творчества: дис. на соиск. учен. степ. канд. филос. наук. Барнаул: Алт. акад. экономики и права, 200б. 141 с.

33 Мамонова Е. Ю. Феномен удовольствия в литературе рубежа 19-20 веков. СПб.: Центр изучения культуры, 2004. 0.2SS-292.

фундаментальных исследований, посвященных проблеме гедонизма, нет. Д. Е. Яковлев в своей книге «Философия эстетизма» (1999) приходит к выводу, что эстетизм и гедонизм имеют общие точки соприкосновения: «английский эстетизм - это философия жизни, толкующая о том, как организовать свое существование, чтобы получить как можно больше наслаждения от переживаний прекрасного»36. Автор рассматривает гедонизм в качестве одного из аспектов эстетизма.

В том же ключе о философии наслаждений продолжает рассуждать К. Н. Савельев. Автор подвергает анализу литературу английского декаданса и замечает, что ей порой свойственны гедонистические черты. Он пишет, что благодаря эстетизму в Англии второй половины XIX века зарождалась новая философия, «стремящаяся противопоставить викторианской сдержанности совершенно иные ценности, которые явно выходили за рамки традиционного понимания и сводились к погоне за удовольствиями, к поиску острых ощущений и желанию познать неизведанные стороны любви»37.

Лишь А. Н. Долгенко говорит о том, что гедонизм - это самостоятельное явление, требующее пристального внимания. В статье «Декадентский гедо-

38

низм»38 (2004) автор рассматривает творчество О. Уайльда и У. Патера в контексте декадентского гедонизма. Он пишет: «Декадентский гедонизм традиционно воспринимается как не более чем популяризированный О. Уайльдом «новый гедонизм» У. Патера. В этом отношении декаданс как финальная фаза суммирует его достижения и доводит его основные черты до предела, а в наиболее ярких

39

своих проявлениях - до абсурда» . Однако работы монографического характера, в которых английский гедонизм второй половины XIX века рассматривался бы как самостоятельный и многоаспектный феномен, отсутствуют.

34 Савельев К. Н. Литература английского декаданса: истоки, генезис, становление: монография. Магнитогорск, 2007. 344 с.

35 Яковлев Д. Е. Эстетский гедонизм. М., 1999. С.36-47.

36 Яковлев Д. Е. Эстетский гедонизм. С. 38.

37 Савельев К. Н. Литература английского декаданса: истоки, генезис, становление: монография. С. 186.

38 Долгенко А. Н. Декадентский гедонизм. С. 170-172.

39 Там же. С. 172.

Таким образом, проведя анализ указанных исследований, мы установили, что существует довольно широкий пласт литературы, освещающей вопросы зарождения гедонизма, его становления и взаимосвязи с другими философскими учениями. При этом процесс эволюции и трансформации доктрины раскрыт неполно. В основном работы анализируют общеэтические проблемы, в контексте которых затрагивается вопрос гедонизма.

Что касается проблемы проявления гедонистических идей в английской литературе и их влияния на творчество конкретных авторов, то здесь круг исследовательских работ значительно уже и в основном рассматриваются вопросы эстетизма и декаданса в период XIX - XX веков.

Объект исследования.

Объектом данного диссертационного исследования является гедонизм не только как этико-философская доктрина, но и как явление более специфического порядка, охватывающее литературу и искусство. В частности, материалом исследования было избрано творчество У. Патера (сборник эссе «Ренессанс. Очерки искусства и поэзии», роман «Марий эпикуреец», сборник рассказов «Воображаемые портреты»), О. Уайльда (пьеса «Саломея», поэма «Сфинкс», эссе «Критик как художник», «Как важно быть серьезным», роман «Портрет Дориана Грея» и поэтическое наследие), О. Бердсли (повесть «История Венеры и Тангей-зера»), поэзия Ч. Суинберна.

Предмет исследования.

Предметом исследования являются особенности гедонистической доктрины, ее характер и примеры проявления в литературном творчестве Англии второй половины XIX века.

Цель и задачи исследования.

Цель данной диссертации - выявить природу гедонизма и характер его проявления в английской литературе второй половины XIX века, определить формы его существования.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

1) провести комплексный анализ понятия гедонизм: определить его виды, выявить основные аспекты и принципы изучаемого феномена;

2) подвергнуть изучению феномен гедонизма на основе литературного, историко-культурного и философско-этического подходов с целью выявления особенностей и причин эволюции данного явления;

3) рассмотреть динамику утверждения гедонистических представлений в английской литературе второй половины XIX века;

4) исследовать художественное наследие У. Патера, О. Уайльда, О. Бердсли и Ч. Суинберна с позиции гедонистической философии.

Методологическая основа и методы исследования.

Неоднозначность и многоплановость проблемы, цели и задачи данной научной работы повлияли на выбор методов исследования. В основе диссертационного исследования лежит комплексный подход к изучению литературных явлений, который предполагает рассмотрение объектов с применением, наряду с литературоведческим материалом, данных иных наук: философии, психологии, социологии и культурологии. В связи с этим в процессе исследования применялись аналитические методы (культурно-исторический, сравнительно-типологический, историко-теоретический) и тезаурусный метод. В нашей работе мы обращались к культурно-историческому методу, поскольку гедонизм как самостоятельная доктрина формировался под влиянием различных культурно-исторических условий и факторов. На основе сравнительно-типологического метода была предпринята попытка проследить изменения исследуемого феномена во времени и пространстве и был создан эволюционный ряд от античного гедонизма до гедонизма второй половины XIX века. Историко-теоретический метод, основа которого была заложена в трудах отечественных ученых (Ю. Б. Виппер40, Вл. А. Луков41 и др.), позволяет нам говорить о том, что одни и те же понятия на

40 Комплекс идей, повлиявших на развитие историко-теоретического подхода, был положен академиком

Ю. В. Виппером в основу «Истории всемирной литературы» (издание осуществляется ИМЛИ РАН с 1983 г.).

41 Само понятие «историко-теоретический» метод первоначально было представлено В. А. Луковым в его докторской диссертации (см.: Луков Вл.А. Французская драматургия на рубеже XVIII - XIX веков (генезис жанра): Дис... доктора филол. наук. М., 1985. С.10-12) и в ряде последующих публикаций (см.: Луков Вл.А. Романтизм //

разных этапах и в различных исторических условиях могут изменять свое содержание. Как пишет профессор Вл. А. Луков, «переходность - главное отличительное качество, причем лишь последующее развитие литературы позволяет ответить на вопрос, в каком направлении произошел переход, внутри же периода он ощущается как некая неясность, повышенная изменчивость, заметная аморфность большего числа явлений»42. Таким образом, каждый тип культуры создает свой новый вид гедонизма. Вторая половина XIX века являлась благоприятной почвой для возникновения декадентского гедонизма, который в свою очередь порождает и особый тип писателя с гедонистическим мироощущением.

Иные возможности в исследовании гедонизма дает нам тезаурусный подход, обоснованный в многочисленных работах профессора Вл. А. Лукова и его последователей43. Этот подход существенно дополняет историко-теоретический метод и позволяет выявить, какие особенности были характерны для гедонизма второй половины XIX века. «При тезаурусном подходе, пишет И.В. Вершинин, большое внимание обращается на выделение центра тезауруса, определение его более детализированной структуры, предполагающей наличие разных по степени значимости слоев»44. Благодаря этому подходу мы можем представить интересующий нас феномен в виде модели, где присутствует ядро, окруженное дополнительными слоями, которые часто меняют свои конфигурации и наполняются новыми чертами. Основу ядра составляют следующие признаки гедонизма: полная свобода; разрыв с традиционными моральными представлениями; культ наслаждения; пристальное внимание к всевозможным удовольствиям, а также целый ряд окружающих слоев: склонность к запретному и аморальному; стрем -

Михальская Н.П., Луков В.А., Завьялова А.А. и др. История зарубежной литературы XIX века: В 2-х частях. Ч. 1 / под ред. Н.П. Михальской. М., 1991. С.33-34; Луков Вл.А. Историко-теоретический подход // Луков Вл.А. История зарубежной литературы: Ч. 1: Литература Античности, Средних веков и эпохи Возрождения. М., 2000. С.27-30).

42 Луков Вл.А. Эдмон Ростан. Самара: СГПУ, 2003. С. 8.

43 См.: Луков Вл.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней. М., 2003; Вершинин И.В. Предромантические тенденции в английской поэзии XVIII века и «поэтизация» культуры. Самара, 2003; Кузнецова Т.Ф. Формирование массовой литературы и ее социокультурная специфика // Массовая культура. М., 2004; Луков Вал. А., Луков Вл. А. Тезаурусный подход в гуманитарных науках // Знание. Понимание. Умение. 2004. № 1. С.93-100; Есин С.Н. Писатель в теории литературы: проблема самоидентификации: Дис... канд. фи-лол. н. М., 2005; и др.

44 Вершинин И.В. Предромантические тенденции в английской поэзии XVIII века и «поэтизация» культуры. С.26.

ление разрушить рамки и ограничения; удовольствие через боль и страдание; повышенное внимание к нестабильным состояниям от буйной радости до жгучего отчаяния; обращение к теме смерти; наслаждение прекрасным; эротизм.

Материалом данной диссертационной работы послужили исследования, связанные с проблемами теории и истории феномена гедонизма, произведения английских писателей, проникнутые гедонистическим мироощущением. Помимо этого, активно использовались оригиналы произведений, поскольку русский перевод зачастую отражает идеи, изложенные автором не в полной мере.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. Гедонизм - это многосодержательное понятие, для которого характерно обращение к достижению наслаждения. Апелляция к состоянию удовольствия как критерию и цели жизни вообще свойственна человеку. Именно поэтому начиная от античности и по настоящий момент гедонизм не теряет своей актуальности. Вследствие постоянной эволюции гедонизм охватывает обширный комплекс разнообразных представлений и культурных наслоений. Так возникает целый спектр в понимании гедонизма (античный гедонизм, гедонизм эпохи просвещения, «рокайльный гедонизм», психологический гедонизм, этический и эгоистический), но и объем понятия становится чрезвычайно широким, допуская истолкование с различных подходов: историко-культурного, фило-софско-этического и литературного.

2. Гедонистическая мораль наиболее ярко проявляется в кризисные моменты истории, поэтому вторая половина XIX века становится благоприятной почвой для гедонизма. Его развитие в Англии второй половины XIX века было многоступенчатым: от утверждения гедонистических идей (благодаря литературе декаданса чувственные удовольствия приобретают равное значение с духовными) до формирования нового вида гедонизма (декадентского гедонизма).

3. Генезис декадентского гедонизма определяется взаимодействием двух факторов. С одной стороны, декадентский гедонизм вобрал в себя философский и художественный опыт античности, с другой - представляет собой фор-

му творческой реакции на умонастроения в Англии второй половины XIX века. Декадентский гедонизм - это особый литературный феномен.

4. Становление декадентского гедонизма проходило в два этапа. Первый связан с понятием эстетизма и проявляет себя как созидательное явление, основополагающие принципы которого сведены к наслаждению моментом и к удовольствию от красоты. Речь идет об эстетическом гедонизме У. Патера. Второй этап - это новый гедонизм О. Уайльда, О. Бердсли и Ч. Суинберна, философия неистовых наслаждений, которые стирают любые ограничения, в том числе мораль, время, боль и смерть.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые в отечественном литературоведении предпринимается достаточно развернутое исследование феномена гедонизма в английской литературе второй половины XIX века; обстоятельному, на наш взгляд, рассмотрению подвергается гедонистическая доктрина с момента зарождения до второй половины XIX века; произведения У. Патера, О. Уайльда, О. Бердсли и Ч. Суинберна анализируются сквозь призму гедонистических представлений; анализируются малоизвестные или забытые произведения, которые позволяют расширить научные представления об особенностях литературы эпохи декаданса («Марий эпикуреец» и «Воображаемые портреты» У. Патера, «История Венеры и Тангейзера» О. Бердсли и другие), делается попытка определить новые виды гедонизма.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Петрова Евгения Вячеславовна, 2017 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абазова, Л. М. Роль журналов «Желтая книга» и «Савой» в определении эстетической концепции английского декаданса 90-х годов : методические указания / Л. М. Абазова. - М. : МГУ, 1979. - 22 с.

2. Александрова, И. Б. Поэтическая речь XVIII века : учебное пособие / И. Б. Александрова. - М. : ФЛИНТА: Наука, 2005. - 368 с.

3. Анакреонт. Классическая сольная мелика / Анакреонт // Античная лирика. Греческие поэты / ред. коллегия И. Б. Бачкало, Е. В. Витковский, М. Л. Гаспаров. - М. : Рипол Классик, 2001. - С. 391-396.

4. Анакреонт. Любовница / Анакреонт // Лирика древней Эллады в переводах русских поэтов / сост. Я. Голосовкер. - М. : Л. Academia, 1935. - С. 151.

5. Анисимов, С. Ф. Мораль и поведение / С. Ф. Анисимов. -М. : Мысль, 1984. - 129 с.

6. Апресян, Р. Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы / Р. Г. Апресян. - М. : ИФ РАН, 1995. - 340 с.

7. Апресян, Р. Г. Принцип наслаждения и интимные отношения / Р. Г. Апресян // Человек : Иллюстрированный научно-популярный журнал. - 2005. - № 5. - С.56-69.

8. Аристофан. Комедии. В 2 т. Т.2. Птицы. Лисистрата. Женщины на празднике Фесмофорий. Лягушки. Женщины в народном собрании. Плу-тос / Аристофан. - М. : Искусство, 1983. - 520 с.

9. Ахматова, А. А. Песнь из дома усопшего царя Антефа, начертанная перед певцом с арфой / А. А. Ахматова // Поэзия и проза древнего Востока. Библиотека всемирной литературы. В 2 т. / ред. В. Санович. - М. : Художественная литература, 1973. - Т.1. - С. 100-101.

10. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. -М. : Прогресс, Универс, 1994. - 615 с.

11. Батай, Ж. Проклятая часть / Ж. Батай. - М. : Ладомир, 2006. - 742 с.

12. Бахофен, И. Я. Материнское право / И. Я. Бахофен // Классики мирового религиоведения. Антология / ред. А. Н. Красникова. - М. : Канон +, 1996. -С. 216-267.

13. Бентам, И. Введение в основания нравственности и законодательства / И. Бентам; пер., предисл. и примеч. Б. Г. Капустина. - М. : РОССПЭН, 1998. - 415 с.

14. Бердслей, О. Многоликий порок: История Венеры и Тангейзера, стихотворения, письма / О. Бердслей. - М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - 363 с.

15. Библия. Ветхий Завет / по изданию Московской Патриархии. -М : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 1007 с.

16. Биология. Современная иллюстрированная энциклопедия / под ред. А. П. Горкина. - М. : Росмэн, 2006. - 560 с.

17. Бодлер, Ш. Цветы зла. Обломки. Парижский сплин. Искусственный рай. Эссе, дневники. Статьи об искусстве / Ш. Бодлер; ред. И. Б. Бачкало [и др.]. - М. : Рипол Классик, 1997. - 960 с.

18. Бокль, Г. Т. История цивилизаций. В 2 т. Т.2 История цивилизации в Англии / Г. Т. Боколь. - М. : Мысль, 2000 - 2002. - 970 с.

19. Большой энциклопедический словарь / под ред. А. М. Прохорова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : Большая Российская энциклопедия, 2000 . - 1456 с.

20. Боннар, А. Греческая цивилизация. В 3 т. Т.2. От Антигоны до Сократа. / А. Боннар. - М. : Искусство, 1992. - 334 с.

21 . Бочкарева, Н. С. Художественный синтез в литературном наследии Обри Бердсли: монография / Н. С. Бочкарева, И. А. Табунькина. -Пермь : Перм. Гос. ун-т., 2010. - 254 с.

22. Бранский, В. П. Искусство и философия: Роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере истории живописи / В. П. Бранский. - М. : Калининград Янтарный. Сказ, 1999. - 704 с.

23. Вакхилид, П. Оды. Фрагменты. / П. Вакхилид; отв. ред. М. Л. Гаспаров. - М.: Наука, 1980. - 387 с.

24. Валла, Л. О наслаждении / Л. Валла // Антология мировой философии. В 4 т. / ред. В. В. Соколов. - М. : Мысль, 1969. - Т.2. - С. 77-85.

25. Валла, Л. Об истинном и ложном благе / Л. Валла // Эстетика Ренессанса: Антология. В 2 т. / В. П. Шестаков. - М. : Книга по Требованию, 1981. -Т.1 . - С. 77-94.

26. Вересаев, В. В. Живая жизнь: о Достоевском и Л. Толстом. Аполлон и Дионис (о Ницше) / В. В. Вересаев. - М. : Политиздат, 1991. - 336 с.

27. Вершинин, И. В. Предромантические тенденции в английской поэзии XVIII века и «поэтизация» культуры: монография / И. В. Вершинин - Самара: СГПУ, 2003. - 350 с.

28. Вершинин, И.В., Луков В. А. Предромантизм в Англии / И.В. Вершинин, Луков В. А.. Самара : Изд-во СГПУ, 2002. - 320 с.

29. Вершинин, И.В. Чаттертон : монография / И.В. Вершинин.СПб. : Книжный дом, 2001. - 276 с.

30. Виппер, Ю. Б. Вступительные замечания / Ю. Б. Виппер // История всемирной литературы. В 9 т. Т.1 / гл. ред. Г. П. Бердников. - М. : Наука, 1983. -Т.1 - С. 5-12.

31. Виппер, Ю. Б. Творческие судьбы и история: О западноевропейских литературах XVI - первой половины XIX века / Ю. Б. Виппер. - М. : Худож. лит., 1990. - 318 с.

32. Гаспаров, М. Л. Избранные труды. В 3 т. Т.1. О поэтах / М. Гаспаров. -М. : Языки славянских культур, 1997. - 664 с.

33. Гаспаров, М. Л. Три подступа к поэзии Овидия / М. Л. Гаспаров // Овидий. Элегии и малые поэмы / М. Л. Гаспаров. - М. : Художественная литература, 1973. - С. 5-34.

34. Гениева, Е. Ю. Уайльд / Е. Ю. Гениева // История всемирной литературы. В 9 т. / И. М. Фрадкин. - М. : Наука, 1994. - Т.8. - С. 374-378.

35. Гомер. К Аполлону Пифийскому / Гомер // Античная лирика / С. Апт, Ю. Шульц. - М. : Издательство «Художественная литература», 1968. - С. 31.

36. Гомер. Одиссея / Гомер; перевод. В. Жуковский. - М. : АСТ, 2003. -364 с.

37. Гораций. Оды. Эподы. Сатиры. Послания / Гораций; редакция переводов, вступительная статья и комментарии М. Гаспаров. - М. : «Художественная литература», 1970. - 480 с.

38. Гусейнов, А. А. Этика / А. А. Гусейнов, Р. Г. Апресян. -М. : Гардарики, 2000. - 472 с.

39. Данте А. Божественная комедия / А. Данте; пер. М. Лозинский. - М. : Наука, 1968. - 628 с.

40. де Сад Маркиз. 120 дней Содома [Электронный ресурс] / Маркиз де Сад. -М., 2001. - Режим доступа : http://lib.rus.ec/b/99295/read#t1.

41. де Сад. Маркиз. Философия в будуаре, или Безнравственные учителя / Маркиз де Сад; перевод. Э. Браиловская. - М. : АСТ, 2011. - 256 с.

42. де Кар Лоранс. Прерафаэлиты. Модернизм по-английски / Лоранс де Кар. - М. : ООО «Издательство АСТ», 2002. - 128 с.

43. Диоген, Л. О Жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Л. Диоген; перевод. М. Л. Гаспаров. - М.: Мысль, 1986. - 571 с.

44. Долгенко, А. Н. Декадентский гедонизм / А. Н. Долгенко // Феномен удовольствия в культуре : матер. междунар. науч. форума. - СПб. : Центр изучения культуры, 2004. - С. 170-172.

45. Донн, Дж. Стихотворения / Дж. Донн // Английская лирика первой половины XVII века / ред. А. Н. Горбунов. - М. : Изд-во МГУ, 1989. - С. 95-116.

46. Еврипид. Вакханки / Еврипид // Трагедии / И. Анненский, С. Шервинский. - М. : Искусство, 1980. - Т.2. - С. 375-434.

47. Ерофеев, В. Маркиз де Сад, садизм и XX век / В. Ерофеев // В лабиринте проклятых вопросов / В. Ерофеев. - М. : Советский писатель, 1990. - С. 225-255.

48. Ерофеева, Н. Е. Тезаурусное изучение мировой литературы (итоги и перспективы коллективного исследования 2007 - 2011 гг.) / Н. Е. Ерофеева // Персональная модель писателя : сборник научных трудов / ред. Н. Е. Ерофеева.

- Орск: Издательство Орского гуманитарно-технологического института (филиала) ОГУ, 2011. - С. 4-20.

49. Ерофеева, Н. Е. В поисках нравственного идеала : монография / Н. Е. Ерофеева, И. А. Елисеева, О. А. Иванова и др. - Орск: Изд-во ОГТИ, 2014. - 279 с.

50. Есин, С. Н. Писатель в теории литературы: проблема самоидентификации: дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.08. / Есин Сергей Николаевич. - М., 2005.

- 467 с.

51. Зайцева, Т. И. Гедонистические установки в гендерной сфере в средневековой городской литературе / Т. И. Зайцева // Феномен удовольствия в культуре : матер. междунар. науч. форума. - СПб. : Центр изучения культуры, 2004.

- С. 128-131.

52. Зобнин, Ю. В. Странник духа / Ю. В. Зобин // Н. С. Гумилёв: pro et contra: Личность и творчество Николая Гумилёва в оценке русских мыслителей и исследователей: антология / Ю. В. Зобин. - СПб. : Изд. РХГИ, 2000. - С. 5-52.

53. Иваненко, А. И. Оппозиция удовольствие/радость / А. И. Иваненко // Феномен удовольствия в культуре: Материалы международного научного форума. - СПб. : Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004. - С. 26-28.

54. Китс, Д. Эндимион : поэма / Д. Китс; пер. с англ. Е. Фельдман. - М. : Время, 2001. - 396 с.

55. Кифер Отто. Сексуальная жизнь в Древнем Риме / Отто Кифер. -М. : Центрполиграф, 2003. - 431 с.

56. Клоссовски, П. Сад и Революция / П. Клоссовски // Маркиз де Сад и XX век / сост. М. К. Рыклин. - М. : РИК «Культура», 1992. - C. 133-162.

57. Корепанова, А. Ю. Литературные связи А.Ч. Суинберна: На материале сборников серий «Стихотворения и баллады» (1866-1889): дис. ... канд. фил. наук: 10.01.03 / Корепанова Анна Юрьевна. - СПб., 2006. - 240 с.

58. Кузнецова, Т. Ф. Формирование массовой литературы и ее социокультурная специфика / Т. Ф. Кузнецова // Массовая культура / К. З. Акопян. - М. : Альфа-М, 2004. - С. 256-280.

59. Кузьмина, Ю. Ю. Гедонистические основания художественного и научного творчества: дис. ... канд. филос. наук : 17.00.09 / Кузьмина Юлия Юрьевна. - Барнаул : Алт. акад. экономики и права, 2006. - 141 с.

60. Кундера, М. Неспешность. Подлинность. Романы / М. Кундера; пер. Ю. Стефанов, В. Денон, И. Кузнецова. - М. : Иностранная литература Б.С.Г.-ПРЕСС, 2001. - 304 с.

61. Левит, Л. З. Личностно-ориентированная концепция счастья: теория и практика / З. Л. Левит // Национальный психологический журнал. - 2012. -№ 2(8). - С. 81-89.

62. Лей, Г. Очерк истории средневекового материализма / Г. Лей; пер. с нем. З. В. Горлов, И. А. Сац; ред. А. В. Гулыга. - М. : Изд. иностр. лит., 1962. -587 с.

63. Литературная энциклопедия / под ред. П. И. Лебедева-Полянского,

A. В. Луначарского, И. М. Нусинова. - М. : Изд-во Коммунистической академии, 1935. - Т.9. - 832 с.

64. Литературный энциклопедический словарь / под ред.

B. М. Кожевникова. - М. : Советская энциклопедия, 1987. - 751 с.

65. Лихт, Г. Сексуальная жизнь в Древней Греции / Г. Лихт; пер. с англ. В. В. Федорин. - М. : Крон-пресс, 1995. - 400 с.

66. Лосев, А. Ф. Античная литература : учебное пособие / А. Ф. Лосев, Г. А. Сонкина, А. А. Тахо-Годи, Н. А. Тимофеева и [др.]. -М. : Просвещение, 1986. - 464 с.

67. Лосев, А. Ф. Софисты. Сократ. Платон. История античной эстетики. В 8 т. Т.2 / А. Ф. Лосев. - М. : Искусство, 1969. - 641 с.

68. Луков, Вл. А. Историко-теоретический подход / Вл. А. Луков // История зарубежной литературы: Литература Античности, Средних веков и эпохи Возрождения / Вл. А. Луков. - М. : ГИТР, 2000. - Ч.1. - С. 27-30.

69. Луков, Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней / Вл.А.Луков. - М. : Академия, 2003. - 512 с.

70. Луков, Вл. А. Романтизм / Вл. А. Луков // История зарубежной литературы XIX века. В 2-х частях. / Вл. А. Луков, Н. П. Михальская, А. А. Завьялова.

- М., 1991. - Ч.1. - С. 33-34.

71. Луков, Вл. А. Тезаурусный подход в гуманитарных науках / Вл. А. Луков // Знание. Понимание. Умение. - 2004. - № 1. - С. 93-100.

72. Луков, Вл. А. ТЕЗАУРУСЫ. Субъектная организация гуманитарного знания / Вл. А. Луков. - М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2008. - 784 с.

73. Луков, Вл. А. Французская драматургия на рубеже веков XVIII - XIX веков (генезис жанра): дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.03 / Луков Владимир Андреевич. - М. : МГПИ, 1985. - 448 с.

74. Луков, Вл. А. Эдмон Ростан : монография / Вл. А. Луков. - Самара : СГПУ, 2003. - 268 с.

75. Любинский, А. Уолтер Патер [Электронный ресурс] / А. Любинский. -2010. - Режим доступа : http://www.netslova.ru/lubinski/pater.html

76. Любовь земная и небесная: мюнхенская выставка «Образы Венеры» / Культура в современном мире: опыт, проблемы, решения: науч.-информ. сб. -М. : Изд-во РГБ, 2001. - С. 127-133.

77. Мазур, Н. Еще раз о деве-розе (в связи со стихотворением Баратынского «Еще как патриарх не древен я.») / Н. Мазур // Пушкинские чтения в Тарту: Пушкинская эпоха: проблемы рефлексии и комментария. - Тарту, 2007. -№ 4. - С. 345-378.

78. Маковский, С. Обри Бердслей / С. Маковский // Бердслей О. Многоликий порок: История Венеры и Тангейзера, стихотворения, письма / О. Бердслей.

- М. : Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2001. - С.316-339.

79. Малланага, В. Кама Сутра / В. Малланага; пер. и комм. А. Я. Сыркин. - СПб. : Издательский Дом Нева, 2000. - 383 с.

80. Мамонова, Е. Ю. Феномен удовольствия в литературе рубежа 19-20 веков / Е. Ю. Мамонова // Феномен удовольствия в культуре : матер. междунар. науч. форума. - СПб. : Центр изучения культуры, 2004. - С. 288-292.

81. Марков, Б. В. Аристотель и Ницше / Б. В. Марков // Человек, государство и Бог в философии Ницше / Б. В. Марков. - СПб. : «Владимир Даль», 2005. - С. 736-740.

82. Машкова, Д. В. Творчество О. Ч. Суинберна в контексте англофранцузских эстетических взаимодействий: дис. ... канд. филол. наук : 10.01.03 / Машкова Диана Владимировна. - Казань, 2001. - 211 с.

83. Менар, Р. Мифы в искусстве старом и новом / Р. Менар. - М. : Молодая гвардия, 1992. - 320 с.

84. Милль, Дж. С. Утилитаризм. О свободе / Дж. С. Милль; пер. с англ. А. Н. Неведомский. - СПб. : Изд. Книгопродавца И. П. Перевозников, 1900. -427 с.

85. Мимнерм. Без золотой Афродиты какая нам жизнь или радость / Мимнерм // Хрестоматия по античной литературе: Греческая литература / Н. Ф. Дератани, Н. А. Тимофеева. - М. : Просвещение, 1965. - С. 94.

86. Муратов, П. Уольтер Патер / П.Муратов // Воображаемые портреты. Ребенок в доме / У. Патер. - М. : Издание В. М. Саблина, 1908. - С. 1-13.

87. Ницше, Ф. Антихристианин / Ф. Ницше // Сумерки богов / А. Яковлев. - М. : Издательство политической литературы, 1990. - С. 17-93.

88. Ницше, Ф. Веселая наука / Ф.Ницше // Сочинения в 2 т. / Ф. Ницше. -М. : Мысль, 1996. - Т.1. - С. 491-719.

89. Ницше, Ф. Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм / Ф. Ницше // Сочинения в 2 т. / Ф. Ницше. - М. : Мысль, 1990. - Т.1. - С. 47-158.

90. Новая философская энциклопедия. В 4 т. / под ред. В. С. Степина. -М. : Мысль, 2000-2001. - Т.1. - 744 с.

91. Овидий. Собрание сочинений. В 2 т. Т.1 / Овидий; ред. С. В. Чистобаев. - СПб. : Биографический ин-т «Студиа биографика», 1994. -512 с.

92. Основные произведения иностранной художественной литературы: Европа, Америка, Австралия : Лит.-библиогр. справочник / под ред. Л. А. Гвишиани [и др.]. - 4. изд., доп. и перераб. - М. : Книга, 1980 . - 800 с.

93. Палия, К. Личины сексуальности / К.Палия. - Екатеринбург: У-Фактория, 2006. - 880 с.

94. Парандовский, Я. Король жизни / Я. Парандовский // Алхимия слова, Петрарка, Король жизни / Я. Парандовский. - М. : Правда, 1990. - С. 448-630.

95. Пахсарьян, Н. Т. Искусство жить рокайльно / Н. Т. Пахсарьян // XVIII век. Искусство жить и жизнь искусства / Н. Т. Пахсарьян. - М. : Экон-информ, 2004. - С.272-279.

96. Пейтер, У. Ренессанс: очерки искусства и поэзии / У. Пейтер; ред. Е. Кононенко, перевод. С. Займовский. - М. : БГС-ПРЕСС, 2006. - 399 с.

97. Перевезенцев, С. Антология философии Средних веков и эпохи Возрождения [Электронный ресурс] / С. Перевезенцев. - 2001. - Режим доступа : http://www.e-reading.ws/chapter.php/102164/152/Perevezencev_-_Antologiya_filosofii_Srednih_vekov_i_epohi_Vozrozhdeniya.html.

98. Петроний, А. Сатирикон / А. Петроний // Апулей / А. Петроний, сост. И. П. Стрельникова. - М. : Издательство «Правда», 1991. - 399 с.

99. Платон. Государство / Платон // Собрание сочинений. В 4 т. / Платон. - М. : «Мысль», 1994. - Т.3. - С. 79-421.

100. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2 т. Т.1. / Плутарх. - М. : «Наука», 1994. - 503 с.

101. Поликарпов, В. С. Лекции по культурологи / В. С. Поликарпов. -М. : Гардарика, Экспертное бюро, 1997. - 344 с.

102. Прево, А. Ф. История кавалера де Грие и Манон Лес-ко / А. Ф. Прево. - М. : Издательство «Правда», 1989. - 543 с.

103. Решетов, В. Г. Трагедия Оскара Уайльда «Саломея»: музыка страсти / В. Г. Решетов // Вестник РГУ имени С.А.Есенина. - 2012. - № 4/37. - С.97-108.

104. Савельев, К. Н. Исторические портреты английского декаданса / К. Н. Савельев. - Магнитогорск: МаГУ, 2008. - 253 с.

105. Савельев, К. Н. Литература английского декаданса: истоки, генезис, становление : монография / К.Н.Савельев. - Магнитогорск: МаГУ, 2007. - 344 с.

106. Садомская, Н. Д. Творчество Генри Райдера Хаггарда и английская литература конца XIX - начала XX века / Н. Д. Садомская - Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2006. - 304 с.

107. Сарабьянов, Д. В. Стиль модерн: Истоки. История. Проблемы / Д. В. Сарабьянов. - М. : Искусство, 1989. - 293 с.

108. Сенека, Л. А. Нравственные письма к Лукрецию / Л. А. Сенека. - М. : «Наука», 1977. - 383 с.

109. Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина, С. М. Локшиной, Ф. Н. Петрова, Л. С. Шаумяна. - М. : Иностранных и национальных словарей, 1955. - 860 с.

110. Словарь иностранных слов / под ред. Н. Г. Кромлева. - М. : Экс-мо, 2006. - 1308 с.

111. Соколова, Н. И. Трагедия А. Ч. Суинберна «Аталанта в Калидоне» в контексте эстетических споров викторианской эпохи / Н. И. Соколова // Английская литература в контексте мирового литературного процесса / В. Г. Решетов. -Киров, 1996. - С. 44-49.

112. Соколова, Т. В. От романтизма к символизму. Очерки истории французской поэзии / Т. В. Соколова. - СПб. : Филологический факультет СПбГУ, 2005. - 308 с.

113. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика / П. А. Сорокин. -М. : Астель, 2006. - 1176 с.

114. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика: Исследование изменений в больших системах искусства, истины, этики, права и общественных отношений / П. А. Сорокин. - СПб. : Ин-т социологии Рос. акад. Наук, 2000. -1056 с.

115. Сорокин, П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин; общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов. - М.: Политиздат, 1992. - 543 с.

116. Спенсер, Г. Научные основания нравственности: данные науки о нравственности / Г. Спенсер; вступ. ст. и примеч. А. Федорова. - M. : URSS, 2007. - 320 с.

117. Суинберн, Р. Существование Бога / Р. Суинберн; пер. с англ. М. О. Кедров. - М. : Языки славянской культуры, 2014. - 464 с.

118. Суинберн, Ч. «Молю, успейте внять стихам моим.» / Ч. Суинберн. М. : Центр книги Рудомино, 2012. - 144с.

119. Татаркевич, Вл. История философии. Античная и средневековая философия / Вл. Татаркевич; пер. с польского В. Н. Квасков. - Пермь : Изд-во Перм. ун-та, 2000. - 482 с.

120. Татаркевич, Вл. О счастье и совершенстве человека / Вл. Татаркевич, перевод. Л. В. Коновалов - М. : Прогресс, 1891. - 368 с.

121. Тимашков, А. Ю. Миф о Тангейзере в интерпретации искусства модерна: Повесть О. Бердсли «Под Холмом, или История Венеры и Тангейзе-ра» / А. Ю. Тимашков // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена: Аспирантские тетради. Ч. 1. (Общественные и гуманитарные науки). - 2008. - № 34. - С. 483-486.

122. Тронский, И. М. История античной литературы: учебное пособие для студентов университетов / И. М. Тронский. - М. : Высшая школа, 1983. - 464 с.

123. Уайльд, О. De Profundis / О.Уайльд // Избранные произведения. В 2 т. / О. Уайльд. - М. : Республика, 1993. - Т.2 - С. 376-470.

124. Уайльд, О. Как важно быть серьезным / О. Уайльд. - М. : АСТ: АСТ М.: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 377 с.

125. Уайльд, О. Критик как художник / О.Уайльд // Избранные произведения. В 2 т. / О. Уайльд. - М. : Республика, 1993. - Т. 2 - С. 263-322.

126. Уайльд, О. Перо, полотно и отрава / О. Уайльд // Избранные произведения. В 2 т. / О. Уайльд. - М. : Республика, 1993. - Т. 2 - С. 245-263.

127. Уайльд, О. Полное собрание стихотворений и поэм. / О. Уайльд; сост., вступ. ст., коммент. Е. В. Витковский. - СПб. : Евразия, 2000. - 384 с.

128. Уайльд, О. Роман. Сказки. Пьесы: пер. с англ., фр. / О. Уайльд. -М. : АСТ: Астрель, 2010. - 428 с.

129. Умберто, Э. История Красоты / Э. Умберто; перевод. А. А. Сабашникова - М. : Слово, 2007. - 400 с.

130. Философский энциклопедический словарь / под ред. Л. Ф. Ильичёва, П. Н. Федосеева, С. М. Ковалёва. - М. : Советская энциклопедия, 1983. - 840 с.

131. Фуко, М. Использование удовольствий. История сексуальности. В 2 т. Т.2. / М. Фуко; пер. с франц. В. Каплун. - СПб. : Академический проект, 2004. - 432 с.

132. Хорольский, В. В. Эстетизм и символизм в поэзии Англии и Ирландии рубежа XIX-XX веков / В. В. Хорольский. - Воронеж: Изд-во Воронеж. унта, 1995. - 144 с.

133. Чандрамукха, Дас. Планеты в Ведической Астрологии / Дас. Чандра-мукха // Ведическая Астрология. - 2001. - № 1. - С. 7-21.

134. Чаттерджи, С. Введение в индийскую философию / С. Чаттерджи, Д. Датта; перевод. А. Радугин, Е. Тучинский. - М. : Издательство иностранной литературы, 1955. - 376 с.

135. Чосер, Дж. Кентерберийские рассказы / Дж. Чосер; перевод. И. Кашкин, О. Румер. - М. : «Художественная литература», 1973. - 527 с.

136. Шайтанов, И. Головокружительная глубина души. Аббат Прево. «Манон Леско» / И. Шайтанов [Электронный ресурс] // Литература. Издательский дом «Первое сентября». - 2001. - № 23. - Режим доступа : http://lit.1september.ru/article.php?ID=200102303.

137. Шахнович, М. М. Христианизация эпикуреизма в эпоху Возрождения и раннего Нового времени / М. М. Шахнович // Христианская культура на пороге третьего тысячелетия. Материалы научной конференции. 12-14 июня 2000г. -СПб. : Санкт-Петербургское философское общество, 2000. - С. 21-28.

138. Шекспир, У. Лукреция / У. Шекспир // Буря. Генрих VIII. Венера и Адонис. Лукреция / У. Шекспир. - М. : АСТ, 2003. - С. 349-413.

139. Шишкин, А. Ф. Человеческая природа и нравственность / А. Ф. Шишкин. - М. : Мысль, 1979. - 270 с.

140. Элиот, Т. С. Избранное: Религия, культура, литература / Т. С. Элиот; ред. Т. Красавченко. - М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 752 с.

141. Эллман, Р. Оскар Уайльд: биография / Р. Эллман. - М. : Издательство Независимая Газета, 2000. - 688 с.

142. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона / под ред. И. Е. Андреевского, К. К. Арсеньева, Е. Е. Петрушевского. - СПб. : Семеновская Типолитография, 1904. - Т.79 - 468 с.

143. Эпикур. Письма и фрагменты / Эпикур // Материалисты древней Греции / С. И. Соболевский. - М. : [Б. и], 1955. - С. 179-263.

144. Яковлев, Д. Е. Английский эстетизм / Д. Е. Яковлев // Европейский символизм / ред. И. Свемлов. - СПб. : Алетейя, 2006. - С. 116-131.

145. Яковлев, Д. Е. Эстетский гедонизм / Д. Е. Яковлев // Философия эстетизма / Д. Н. Яковлев. - М. : ООО «Изд.центр науч. и учеб. проф.»,1999. - С. 3647.

146. Ялом, И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом. -М. : Независимая фирма «Класс», 1999. - 576 с.

147. Banks, O. Faces of feminism : a study of feminism as a social movement / O. Banks. - Oxford : Martin Robertson, 1981. - 285 p.

148. Beardsley, Au. The story of Venus and Tannhâuser / Au. Beardsley. -London : For private circulation, 1907. - 88 p.

149. Benson, A. C. Walter Pater / A. C. Benson. - University Press of the Pacific, 2002. - 236 p.

150. Brady, P. Rococo - Forms and characteristics of the rococo / P. Brady // Dictionnaire International des Termes Littéraires / R. Escarpit. - Edition : Berne Francke, 1989. - 576 p.

151. Brady, P. Rococo Style Versus Enlightenment Novel: with Essays On Lettres Persanes, La Vie De Marianne, Candide, La Nouvelle Heloise, Le Neveu De Rameau / P. Brady. - Geneve : Slatkine, 1984. - 304 p.

152. Buchanan, R. W. The Fleshly School of Poetry: Mr. D. G. Rossetti / R. W. Buchanan // The Contemporary Review. - 1871. - vol.18. -P. 334-350.

153. Burton, F. The Good Life: Alternatives in Ethics / F. Burton - Rowman & Littlefield, 2001. - 305 p.

154. Burton, F. The Good Life: Alternatives in Ethics / F. Burton. -USA : Lanham: Rowman & Littlefield, 2001. - 305 p.

155. Carrier, D. Baudelaire, Pater and the origins of modernism / D. Carrier // Comparative Criticism: Walter Pater and the Culture of the Fin-de- siècle. -1995. -vol.17. - P. 109-121.

156. Chubb, T. A collection of tracts, on various subjects / T. Chubb. - London, 1730. - 453 p.

157. Clements, P. Baudelaire and the English Tradition / P. Clements. - Princeton University Press, 1985. - 452 p.

158. Collins English Dictionary / Duncan Black. - 2 edition. - Glasgow : HarperCollins, 2009. - 1899 p.

159. Desmarais, J. H. The Beardsley industry: the critical reception in England and France / J. H. Desmarais. - Aldershot, Hants, England; Brookfield, Vt.: Ash-gate, 1998. - 166 p.

160. d'Hangest, G. Walter Pater: l'homme et l'oeuvre / G. d'Hangest. - Paris : Didier, 1961. - 561 p.

161. Dodd, P. Walter Pater: an Imaginative Sense of Fact: A Collection of Essays / P. Dodd. - Routledge, 2013. - 95 p.

162. Donner, W. Mill's utilitarianism / W. Donner // The Cambridge Companion to Mill / John Skorupski. - Cambridge, 2006. - P.255-292.

163. Dorset, Ch. The poems of Charles Sackville, Sixth of Dorset / Ch. Dorset. - New York : Garland Pub., 1979. - 244 p.

164. Dowden, E. Essays modern and Elizabethan / E. Dowden. - New York : J.M. Dent & sons, ltd. E.P. Dutton & co, 1910. - 379 p.

165. Encyclopedia of ethics / L. C. Becker; Ch. B. Becker. - New York : Routledge, 2001. - 1977 p.

166. Feldman, F. What Is This Thing Called Happiness? / F. Feldman. -USA : Od U/y Press, 2010. - 286 p.

167. Fletcher, I. Aubrey Beardsley / I. Fletcher. - Boston : Twayne Publishers, 1987. - 206 p.

168. Freud, S. Ubehaget i kulturen / S. Freud. - Cappelen, 1992. - 101 p.

169. Gilbert, B. Hedonism in the Writings of Walter Pater and Oscar Wilde / G.Stewart. - University of Oregon, Department of English, 1952. - 148 p.

170. Gosse, E. The life of Algernon Charles Swinburne / E. Gosse. - New York : The Macmillan company, 1917. - 363 p.

171. Grant, A. The New Hedonism / A. Grant // Fortnightly Review. - 1894. -№ 55. - P. 377-392.

172. Grant, A. The New Hedonism / A. Grant. - Tucker Publishing Company, 1900. - 30 p.

173. Herbert, M. Eros and Civilisation / M.Herbert. - London : Sphere Books, 1969. - 219 p.

174. Humphry, W. Mrs. A writer's recollections / W. Humphry. - New York and London: Harper & Bros, 1918. - 268 p.

175. Inman, B. A. The Intellectual Context of Walter Pater's Conclusion / B. A. Inman // Walter Pater: An Imaginative Sense of Fact / W. E. Buckler. -New York : New York University Press. 1986. - P. 11-28.

176. Iser, W. Walter Pater: The Aesthetic Moment / W. Iser. - Cambridge University Press, 2011. - 226 p.

177. Jeffares, A. F. W. B. Yeats: Man and Poet / A. F. Jeffares. - London, 1966. - 338 p.

178. Klein, R. Aubrey Beardsley. Band 5. Die Kunst Sammlung Bran-dus / R. Klein. - Berlin : Brandus Verlag, 1922. - 48 p.

179. Kohl, N. Oscar Wilde: The Works of a Conformist Rebel / N. Kohl. -Cambridge University Press, 2011. - 450 c.

180. Merriam-webster's collegiate dictionary & thesaurus / Merriam Webster. -Springfield : Merriam-Webster, 2003. - 1662 p.

181. Milton, J. Paradise lost / J. Milton. - London : J. Mawman, 1817. - 384 p.

182. Monsman, G. C. Walter Pater. Twayne's English authors series. Vol.207 / G. C. Monsman. - Boston : Ardent Media, 1977. - 213 p.

183. Monsman, G. C. Walter Pater's art of autobiography / G. C. Monsman. -New Haven : Yale University Press, 1980. - 174 p.

184. Morris, W. The earthly paradise / W. Morris. - Boston : Roberts Bros., 1871. - 430 p.

185. Morris, W. The earthly paradise: a poem / W.Morris. - London : Longmans, Green, and Co., 1902. - Part 3. - 526 p.

186. Otto, W. F. Dionysus: Myth and Cult, trans. and intra / W. F. Otto. -Bloomington : Indiana University Press, 1965. - 243 p.

187. Pater, W. Marius the Epicurean: in 2 vol. Vol.1. / W. Pater. - London : The Libbrary Edition, 1910. - 244 p.

188. Pater, W. Marius the Epicurean: in 2 vol. Vol.2. / W. Pater. - London : The Libbrary Edition, 1910. - 226 p.

189. Pater, W. Miscellaneous Studies; a series of essays / W. Pater. - London : The Library Edition, 1910. - 254 p.

190. Pater, W. Poems by William Morris / W. Pater // Westminster Review. -1868. - № 90. - P. 300-312.

191. Peckham, M. Beyond the Tragic Vision: The Quest for Identity in the Nineteenth Century / M. Peckham. - New York : George Braziller, 1962. - 317 p.

192. Praz M. The Romantic Agony / M. Praz. - Oxford University Press, 1978. - 506 p.

193. Prior, M. The Poems of Matthew Prior. Vol. 1 / M. Prior. - London : Press of C. Whittingham, 1822. - 291 p.

194. Read, D. England, 1868-1914: the Age of Urban Democracy / D. Read. -New York : Longman, 1979. - 530 p.

195. Renan, E. Marc Aurele ou la Fin du monde antique / E. Renan. - Paris : Calmann-Levy, 1882. - 654 p.

196. Samuel, C. A literary history of England. The nineteenth century and after, 1789-1939 / C. Samuel. - London : Routledge & Kegan Paul, 1967. - 1604 p.

197. San, J. E. The art of Oscar Wilde / J. E. San. - Princeton, N. J. : Princeton University Press, 1967. - 238 p.

198. Scott, C. Baudelaire among the English / C. Scott // Comparative Criticism. - 1988. - vol.10. - P. 267-284.

199. Shakespeare, W. The Complete Works of William Shakespeare / W. Shakespeare. - Wordsworth Editions Ltd, 1994. - 1280 p.

200. Sidgwick, H. The methods of ethics / H. Sidgwick. - New York : Dover Publications, 1966. - 528 p.

201. Small, I. The Aesthetes: a sourcebook / I. Small. - Routledge & K. Paul, 1979. - 204 p.

202. Swinburne, A. C. Charles Baudelaire: Les Fleurs du Mal / A. C. Swinburne // The Spectator. - 1862. - 6 September - P. 998-1000.

203. Swinburne, A. C. Swinburne replies: Notes on poems and reviews / C. Swinburne; edited by C. K. Hyder. - New York : Syracuse University Press, 1966. - 136 p.

204. Swinburne, A. C. Swinburne's poetical works. In 6 vol. Vol.1. Poems and Ballads / A. C. Swinburne. - London : William Heinemann, 1917. - 276 p.

205. Swinburne, A. C. The Swinburne letters. In 6 vol. Vol.1. / Ch. Swinburne. - New Haven : Yale university press, 1959. - 316 p.

206. Swinburne, A. C. William Blake: A Critical Essay / A.C.Swinburne. -London : John Camden Hotten, Piccadilly, 1868. - 304 p.

207. The Cambridge Dictionary of Philosophy / Robert Audi. - Cambridge University Press, 1999. - 1039 p.

208. The Century dictionary and cyclopedia / W. Dw. Whitney. -New York : Century Co., 1901. - 4881 p.

209. Traill, H. D. The New Fiction / H. D. Traill // The New Fiction and Other Essays on Literary Subjects / H. D. Traill. - London : Hurst and Blackett, Ltd., 1897. -P.1-26.

210. Tymieniecka, A. Virtues and Passions in Literature: Excellence, Courage, Engagements, Wisdom, Fulfilment / A. Tymieniecka. - Springer, 2007. - 338 p.

211. Underhill, H. The Problem of Consciousness in Modern Poetry / H. Underhill. - Cambridge University Press, 1992. - 341 p.

212. Warner, E. Pater to Symons. Pater / E. Warner // Strangeness and Beauty: An Anthology of Aesthetic Criticism 1840-1910. / E. Warner. - Cambridge University Pres, 1983. - 324 p.

213. Wilde, O. Hélas / O. Wilde // Collected Works of Oscar Wilde: The Plays, the Poems, the Stories and the Essays Including De Profundis / O. Wilde. - Wordsworth Editions, 1997. - P. 769.

214. Wilde, O. Selected Poems / O. Wilde. - USA : Routledge, 2002. - 128 p.

215. Wilde, O. The Harlot's House / O.Wilde // Collected Works of Oscar Wilde / O.Wilde. - Wordsworth Editions, 2007. - P. 870.

216. Zatlin, L. G. Aubrey Beardsley and Victorian sexual politics / L. G. Zatlin. - New York : Oxford University Press, 1990. - 234 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.