Французский персонализм в европейском философском контексте XX века: основные дискурсии и влияния тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Кузнецова, Ольга Сергеевна

  • Кузнецова, Ольга Сергеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 205
Кузнецова, Ольга Сергеевна. Французский персонализм в европейском философском контексте XX века: основные дискурсии и влияния: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2009. 205 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Кузнецова, Ольга Сергеевна

Введение.

Глава 1. "Смерть" буржуазного общества. Основные предпосылки возникновения персонализма. а)интеллектуальный климат европейского общества 1920-30-х гг. б)персонализм как общеевропейское философское явление.

Глава2. "Революция духа" и "Нонконформисты" 1930-х гг. а)«Эспри» как центральный печатный орган персоналистского движения. б) влияние философии А. Бергсона на персонализм.

ГлаваЗ. "Возродить Возрождение" и кризис "установившегося беспорядока". Довоенный период в развитии «Эспри» (1932-1939) гг.). а) политическая позиция журнала. Критика фашизма, коммунизма и марксизма как псевдоидеологий. б) христианство «сильных».

Глава4. "Движение станет нашим внутренним учителем". Военный период в развитии «Эспри» (19391945гг.). а) проблема активного вовлечения. б) опыт смерти.

Глава5. "Умер персонализм. "? Послевоенныйпериод. а) «дорога, у которой нет возврата». б)реформизм и "революция".

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Французский персонализм в европейском философском контексте XX века: основные дискурсии и влияния»

Общая характеристика работы. Настоящее диссертационное исследование посвящено изучению философии персонализма как общего европейского философского движения С философско-источниковедческой точки зрения в центре внимания данной работы будет находиться журнал «Эспри» как главный институциональный орган персоналистского движения.

Персонализм, в некотором роде, стоит особняком в философской жизни Европы первой половины XX в. Причины этого, на наш взгляд, заключаются в том, что, во-первых, в самом термине «персонализм» отсутствует та ясность, которая позволила бы однозначно определить его философскую специфику и концептуальное содержание. Это философское движение было представлено философами, принадлежавшими разным культурам и религиозным конфессиям, которые, вырабатывая различные понятия и концепции, стремились, тем не менее, ответить на общие вопросы, формировавшие мыслительное пространство персонализма. Во-вторых, неадекватно рассматривать персонализм как некую философскую систему или школу со своими понятиями и концептами. По словам одного из его родоначальников, Э. Мунье, персонализм «не является закрытой системой идей»1. Более того, персонализм «как любая доктрина, вовлечённая в

1 Мунье Э. Чтсн такое персонализм? / перевод с французского Вдовиной И С. М.: историю, не является простой мыслительной схемой, полностью оторванной от истории» . В более широкой историко-философской перспективе следует обратить внимание на то, что именно этот вовлечённый характер персонализма вообще и журнала «Эспри» как институционального органа персоналистического движения в частности способствовал тому, что персонализм после Второй мировой войны и после смерти своего основателя Э. Мунье не только не угас, как это обычно бывает с более закрытыми и доктринально более строго оформленными философскими школами, но пережил новое возрождение, все детали которого трудно объяснить одной только внутренней эволюцией философских доктрин персонализма.

Степень научной разработанности проблемы. Как особая философская позиция, своего рода, мыслительная установка, не всегда последовательно институционально оформленная, персонализм имеет достаточно долгую историю. Истоки этой теории можно проследить ещё у Сократа, стоиков, Св. Августина, Св. Бернара Клервосского.

Зарождение основ современного персонализма наблюдается в Европе в начале XX в. Вильгельм Штерн (в иммиграции известен как Уильям Стерн - W. Stem) разрабатывает позиции персонализма в Германии. В своем основном сочинении «Личность и вещь» («Person und Sache»)3

Издательство Гуманитарной литературы, 1994. С. 12.

2 Там же. С. 13.

3 Stern W. Person und Sache. Unveriinclertc Auflage. Leipzig, Barth J. A., 1919. он раскрывает философскую систему, которую называет «критический персонализм». Штерн предлагает такую концепцию, которая, по его мнению, способна разрешить дилемму между эмпиризмом и рационализмом. Эмпиризм, следуя Штерну, представляет собой философию вещи, безличного, в то время как рационализм является более личностным. И одно и другое направление предлагают учение о личности, которое должно было бороться на два фронта: с одной стороны, против механицизма эмпириков, а, с другой стороны, против конечности всего внешнего в теории рационалистов. Личность в данной концепции определяет себя через внутреннюю и органическую конечность. Критика Штерна осуществлялась через отношение части к целому и целого к частям. Целое (всеобщее), в свою очередь, включено в более глобальное всеобщее (например, человек по отношению к обществу). Но, по мнению Штерна, в данном случае стоит остерегаться опасности рассмотрения первого как простой гомогенной части второго. Это соотношение частей, то есть интроцепция (introception), играет важную роль в философкой концепции Штерна. Необходимо отметить, что интроцепция не является чисто механической. Исходя из нее, личность определяется в терминах целесообразности и конечности. Интроцепция, по своей сути, есть «тайна всей личностной жизни»4. Она определяется акт ответственности как за свои внешние, так и высшие цели и за их включение в личные цели. Иначе говоря, интроцепция не означает «быть только внешней

4 Prat L. La religion de l'Harmonie. P.: Presses Uiiiversitaires de France, 1922. P. 51.

частью» личности, она принимает непосредственное участие в её формировании. Этот акт способствует тому, что «я» («эго») конкретного бытия переходит в состояние «микрокосма», в котором и отражается внешний мир. Начиная с этого момента, «я» больше не подчиняется целям других «я», а, напротив, обогащается через них. Таким образом, можно сказать, что философская концепция Штерна представляла собой синтез наивного, этического и романтического персонализма.

В свою очередь англо-саксонский персонализм, не зависимый от европейских континентальных влияний, как на это указал JI.-B. Бек в своей работе «Метод персонализма»3, носит более идеалистический и плюралистический характер. Он обращает внимание на особую популярность идей персонализма в Англии и в Америке, усматривая причину этого в его связи с теизмом. Например, книга Мерца «Фрагменты о человеческом интеллекте»6, написанная в 1919 году, чётко следует идеалистическому направлению и определяет личность как «первую категорию реальности» , а объективную реальность Q определяет через «сообщество личностей» . В этом же 1919 г. будет основан журнал «Персоналист» («The personalist»), под руководством Р. Т. Флюэллинга, который станет печатным органом англо-саксонского персонализма. Другой представитель английского персонализма Ф.С. Шиллер ( F.G.S. Schiller ), этот

5 Beck L.-W. The metode of personalism. Virgins, 1938.

6 Merz J. Tli. A fragment of the humain mind. Edimbourg, London: Blackwood, 1919.

7 Ibidem. P. 77.

8 Ibidem. P. 297. глашатай гуманизма», как о нём сказал Ш. Бодуэн9, был тесно связан с прагматизмом Джеймса. После его смерти Ф. С. Шиллера журнал «Персоналист» посвятил целый том своему основателю10, который смог реализовать на современный лад великую мысль Протагора: «Человек есть мера всех вещей». Помимо этого журнал опубликовал одну из наиболее важых работ Шиллера «Персоналистское вовлечение гуманизма»11. Это сочинение можно рассматривать как духовное завещание философа. Шиллер определял свой гуманизм как личностную философию, находящуюся между двумя противостоящими доктринами: «абсолютизмом» и «натурализмом», занимавшими в начале двадцатого столетия умы нового послевоенного поколения. В связи с этим можно было бы сказать, что Шиллер боролся на два фронта. С одной стороны, его противником был абсолютизм, который располагал в Абсолюте все духовные ценности, защищая их только догматически, формально и, в конечном счёте, исключительно вербально, скатываясь в бессодержательное пустословие. С другой стороны, поддерживаемый современным естествознанием натурализм и распространённая в этот период теория бихевиоризма устраняют личность в пользу лишённой гуманистического начала природы. Антиномия этих двух позиций может быть разрешена, согласно Шиллеру, если рассматривать человека как меру всех вещей. Такая позиция, на наш взгляд, достаточно относительна. Но именно эта характеристика приводит к более широкому

9 Baudouin Ch. Decouverte de la personne. P.: Alcan, 1940. P. 53.

10 The personalist. Vol. XIX. Winter 1938.

11 Schiller F.G.S. The engagement personnalist of humanism // The personalist - Vol. XVIII, XIX Autumn 1937. пониманию отношений человека и мира. Мир дан нам как относительный, а именно, он относителен по отношению к каждому из нас. И в этом заключается решающий тезис

12 персонализма Шиллера .

С другой стороны, философия Шиллера представляет собой гуманизм. Для него принципиально важно, что гуманизм должен основываться не только на морали, но и на логике. Но и в случае морали, и в случае логики следует избегать априорных суждений. В морали гуманизм признаёт то, что кантовский императив не является абсолютным. И против этого морального формализма Шиллер защищает моральную «казуистику», по его мнению, несколько обесцененную отцами-иезуитами и психоанализом. Казуистика, согласно Шиллеру, имеет в своём основании принципы, принимающие во внимание не только общие, но также и частные случаи человеческой природы, определяющие индивидуальную человеческую личность.

Предложенная Шиллером философскоперсоналистическая модель позволяет увидеть одну важную отличительную особенность, ставшую программной для всего движения: концепция персонализма дисциплинарно не стремится оставаться в рамках строгой философии, но затрагивает также психологию, педагогику и весь комплекс социальных наук, с которым тесно связаны логика, гносеология, метафизика и этика. В психологии персонализм рассматривал живую личность как фундаментальную данность и «высший из

12 См.подробнее: The personalist. Vol. XIX. Winter 1938. P. 249. всех законов». В логике и в критике сознания он видит в личности высшую из всех категорий и общий знаменатель всех отношений. В «моральной личности» он видит высшую ценность, «цель в себе» в кантовском понимании, независимую от целей других «я», поскольку значимость этих целей зависит от порядка ценностей, присущих каждой личности.

Говоря о персоналистических философких концепциях, возникших в Европе, нельзя не обратить внимание на историю развития персонализма в России.

Истоки русского персонализма мы находим ещё в конце XIX века. Русские интеллектуалы черпали свои идеи из философских концепций Лейбница и Канта, а чуть позже, Лотца и Тейхмюллера. Необходимо отметить, что разнородное влияние немецких философов приводит к неоднородному характеру русского персонализма. С одной стороны, мы наблюдаем философов - персоналистов, последователей философии Канта (Бердяев, Шестов). Их главной целью было познание человека и его личности как нечто надприродное в человеке. Для этих философов личность скорее являлась целью человеческого существования, чем заранее предоставленной данностью. И с другой стороны, русский персонализм был представлен последователями философской концепции Лейбница (Лосский, Оскольдов, Козлов, Лопатин). Для этих интеллектуалов главной целью было построение иерархизированного мира, состоящего из упорядоченного множества замкунутых субстанций (личностей). В рамках данной школы личность исследовалась как отнологическое бытие, ключевыми характеристиками которого были такие понятия как «время» и «бытие»; в то время,

10 представители же первого направления были больше ориентированы на исследования личности с точки зрения антропологической и социальной проблематики. В их сферу исследования входили такие понятия как «духовность», «свобода», «коммуникация», «творчество», как одни из способов самовыражения личности. Здесь необходимо отметить, что именно проблема творчества, чётко обозначенная русскими философами, и заключает в себе главное отличие русской персоналистической мысли от французского и немецкого персонализма начала XX века. Другой характерной особенностью русского персонализма, позволяющей ему занять особое место в истории философии, является тот факт, что в его основании лежит религиозная проблематика, а именно, мысли о личностном отношении человека к Богу, о возможной с Ним коммуникации. Такому положению сильно поспособствовала идея Лейбница о том, что в основании мира находится некая совершенная, обладающая абсолютным знанием субстанция,т.е. Бог. В связи с этим следует отметить, что терминология и проблематика русской персоналистической мысли вскоре стала использоваться и в богословских кругах. Именно в философии персонализма русское христианство увидело один из возможных способов коммуникации личности с его создателем.

Таким образом, можно сказать, что персоналистическая мысль в России наложила значительный отпечаток не только на светскую, но и на религиозную литературу. Именно в этом и заключалась ещё одна особенность русского персонализма.

Хотя концептуально персоналистическая философия имеет много исторических предшественников и источников, с

11 институциональной точки зрения персонализм как особое течение в философии оформляется в начале 30-х годов XX века. Географическим и культурным центром этого процесса институционализации персонализма становится Франция, ядром и организационной формой - основанный Э. Мунье журнал «Эспри».

В чём заключалась оригинальность этого движения? Во-первых, персоналисты рассматривали кризис, захвативший европейское общество в начале XX века, не только как кризис экономики (как об этом говорили материалисты) или как кризис исключительно духовный (как утверждали спиритуалисты), но одновременно как кризис общественных структур, и как кризис личности как таковой. Во-вторых, в качестве альтернативы этому кризису персоналисты стали говорить о «духовной» революции: «Революция будет духовной или её не будет вовсе»13. Призывая к разрыву духовных ценностей (в частности, ценностей христианских) с «установившимся беспорядком» («desordre etabli»), персоналисты говорят о «духовной» революции, совершаемой в историческом времени. При этом ни духовный, ни временной аспекты не должны игнорироваться. В-третьих, новшество французского персонализма заключалось в том, что, будучи основанный католиками, он открыл свои двери и дал слово и некатоликам (в рамках персоналистического движения работали иудеи, атеисты, православные и т.д.). И, в-четвёртых, в этом движении можно увидеть не только

13 Мунье Э. Что такое персонализм? / пер Вдовиной И.С. М.: Издательство гуманитарной французов, но представителей различных философских культур: русской (Н.А. Бердяев), немецкой (ГТ.-Л. Ландсберг), испанской (X. Семпрун), а чуть позднее и польской (Ц. Гаврус, Т. Мазовецки).

С общеисторической точки зрения эпоха, в которую возникает институционализированный персонализм, была, с одной стороны, временем буржуазной индивидуалистической цивилизации, а, с другой стороны, эпохой распространения идеологий тоталитарного типа. Выступая против индивидуализма, в котором «индивид ощущает свой полный упадок и одиночество», персонализм предлагает свершение «личностной и общностной революции»14. Представители персонализма прекрасно осознавали, что такая революция не должна иметь ничего общего с теми «революциями» (пролетарскими, национальными, консервативными и т.п.), к которым призывали различные тоталитарные идеологии.

Причины возникновения, институционализации и дальнейшего развития идей персонализма во Франции в первой половине XX в., на наш взгляд, заключаются в следующем: во-первых, персонализм представлял собой одну из немногих философских концепций эпохи, способную противостоять «лживым революциям», предложенным марксизмом и фашизмом. Необходимо отметить, что Э. Мунье, следуя своей интуиции, удаётся уберечь журнал «Эспри» от всякого политического давления и влияния как со стороны «левых» литературы, 1994. С. 15

1 ''Один из текстов Э Мунье так и называется «Revolution personnalsile et coiumunautaire» // (Eu\ rc. I. P.: Scuil, 1962." социалистов, марксистов, анархистов), так и со стороны «правых» (консерваторов и фашистов), за что его часто упрекали в недостаточной политической вовлеченности. Однако благодаря созданию и сохранению своего собственного института (лишённого элитизма, присущего многим интуллектуальным изданиям эпохи) - журнала «Эспри» - Э. Мунье, пожалуй, удалось добиться гораздо большего, чем это было бы возможно под влиянием чуждых персонализму идеологий и массовых политических движений, причем, как с философской, идейной, так и с социальной точки зрения.

Можно ли вследствие этого считать, что журнал «Эспри» начиная с момента своего основания представлял и до сих пор представляет собой философское персоналистическое сообщество, реализующее себя не только в мыслительной деятельности, но также активно вовлеченное в социально-исторические события своего времени и в качестве результата такого вовлечения создающее исторически обусловленное коммуникативное пространство, в котором персоналистические идеи обретают свое проблемное содержание и свой смысл? Этот вопрос и будет прежде всего исследован в данной диссертации.

Ответ на этот вопрос потребует от нас анализа феномена персонализма в двух измерениях. Во-первых, мы рассмотрим журнал «Эспри» с институциональной точки зрения. Во-вторых, будет предпринят подробный анализ таких понятий, как «личность», «акт», «действие», «вовлечённость», которые были принципиально важными для авторов «Эспри» и с помощью которых они искали пути выхода из кризиса.

Особенность существования «Эспри» как журнала

14 заключалась в диалогическом отношении к рассматриваемым на его страницах проблемам. В «Эспри» отсутствовала доминанта одного идеолога, которым обычно является основатель и главный редактор. Можно сказать, что в этом сдерживании своего авторитета и состояло влияние на журнал и на весь персонализм ведущей фигуры «Эспри» Э. Мунье. Сколь бы программными ни были тезисы его статей, с историко-философской точки зрения их невозможно рассматривать вне диалога и полемики с другими авторами «Эспри», имеющим собственную точку зрения.

Для развития «Эспри» как институционализированного центра персоналистического движения весьма значительным представляется роль присоединившегося к французскому персонализму немецкого философа П.-Л. Ландсберга, который с философской точки зрения был, возможно, наиболее последовательным и глубоким критиком Э.Мунье. Текст П.-Л. Ландсберга «Размышления о личностном вовлечении» и контекст написания этой работы, на наш взгляд, позволяют глубже понять специфику «Эспри» как философского журнала, призванного дать ответы на злободневные исторические вопросы.

Об этом немецком философе известно немного, за исключением того, что он оказал большое влияние не только на Э. Мунье, но и на журнал «Эспри» в целом, опубликовав в нём некоторые из своих статей. Большая часть его рукописей не сохранилась, т.к. была уничтожена во время Второй мировой войны. Наибольшую известность получили сборник работ П.-Л.

Ландсберга «Проблемы персонализма»13, в котором он рассматривает проблемы личностного вовлечения и действия, и его философские эссе «Опыт смерти» и «Моральная проблема самоубийства»16. Вовлечённый в историю философ противостоял фашизму в нацистской Германии, а чуть позже выступал против режима Франко в Испании. О роли этого философа в «Эспри» достаточно ясно сказал П. Рикёр: «Он (П,-Л. Ландсберг- К. О.) принадлежал внутренней истории и мысли персоналисте кого движения в такой же степени, что и сам Э.Мунье»17.

Тексты П.-Л. Ландсберга, уцелевшие после войны, свидетельствуют о глубокой духовной основе его персонализма. Необходимо сказать, что в отечественной литературе, за исключением энциклопедической статьи М. Л. Хорькова18, до сих пор не проводилось достаточно серьёзных исследований творчества этого философа. Что касается зарубежных авторов, то здесь необходимо отметить работу итальянского учёного Марко Букарелли19 (М. Bucarelli). Специально философскому творчеству П. Ландсберга посвящена диссертация Марко Оливетти (М. Olivetti), на сегодняшний день пока ещё не опубликованная. В связи с этим, одной из задач нашего исследования также является осветить роль П.-Л. Ландсберга в истории персонализма и определить влияние как его идей, так и

15 Landsberg P.-L. Problemes du personnalisme. P.: Seuil, 1952.

16 Landsberg P.-L. L'Essai sur I'expereince de la rnort et le probleme moral du suicide. P.; Seuil, 1951.

17 Ricocur P. Esprit, juillei-aout 1951. P. 263.

Хорьков M. Л. Ландсберг П.-Л. / Новая Философская Энциклопедия. Т. 2. М.: Мысль, 2001. С. 373.

19 Bucarelli М. Paul-Ludwig Landsberg. Scritti Filosofici, I. Edition : San Paolo, 2004. его общественной позиции на развитие «Эспри».

Основные положения, выносимые на защиту. Вопросы, ответы на которые мы попытаемся найти в данной работе, будут следующие 1) В чём заключается уникальный характер французского персонализма как историко-философского явления? 2) На каких принципах было основано сотрудничество в журнале «Эспри», которое позволило ему стать чем-то большим, чем просто интеллектуальным журналом?

В этой связи главное внимание в работе уделяется двум основным аспектам, позволяющим наиболее полно и всесторонне раскрыть феномен персонализма: 1) вопросу о многоконфессиональном сотрудничестве и интеркультурном диалоге в журнале «Эспри» и 2) анализу текстов и понятий философов-персоналистов, публиковавшихся в «Эспри».

Метод исследования. В жанровом отношении основные произведения, представленные персоналистами на страницах журнала «Эспри», не являются трактатами, диссертациями, лекциями или монографиями. Иначе говоря, это не были академические, университетские работы. Свои теории персоналисты излагали преимущественно в форме журнальных статей, эссе и манифестов. Философский стиль персоналистов отличает политическая и полемическая заострённость, злободневность, а также личная, социальная и политическая ангажированность. Это налагает известные трудности на историко-философский анализ персоналистских текстов. Для того чтобы раскрыть их философское содержание и смысл,

17 необходимо учитывать социально-исторический контекст, в котором они создавались, и их жанровую эстетику Поэтому в данном диссертационном исследовании анализируются не просто отдельные теории и тексты, но они рассматриваются, с одной стороны, в тесной привязке к социально-историческим и политическим процессам во Франции и Европе в целом в 19201950-х годах, а, с другой стороны, в их связи с институциями, прежде всего, журналом «Эспри» как центральным органом движения персоналистов.

Актуальность темы исследования. Во Франции движению персонализма посвящена обширная литература, даже краткий анализ которой мог бы стать предметом самостоятельного, и притом весьма обширного, исследования. Среди авторов, писавших о персонализме и «Эспри», были как сами персоналисты, ставившие цели апологетики и саморефлексии, так и исследователи, если так можно сказать, со стороны, которые, особенно в последние годы, при всей своей симпатии к персонализму уже относятся к нему преимущественно как к феномену историческому, хотя и не исчерпавшему своей актуальности. К первой группе можно, прежде всего, отнести исследования Ж Лякруа, автора книги «Персонализм как антиидеология»20, предложившего взгляд на персонализм как на философскую модель, альтернативную в XX в. всем остальным как по форме, так и по содержанию. Среди основных работ философски или хронологически «внешних»

20 Lacroix J. Personnahsme comme anti- ideologic. P Presses Universitaires de France, 1972. исследователей, внесших существенный вклад в понимание персонализма как историко-философского феномена, следует выделить труды Ж. Люроля, опубликовавшего диссертацию о генезисе личности основателя персонализма и директора журнала «Эспри» Э. Мунье и влиянии современников на его л 1 теорию личности , М. Пети, исследовавшего христианские положения персонализма22, Н. Бартоли2"', проанализировавшего излагаемые на страницах «Эспри» теории в их связи с экономической и политической системами общества, М. Винока" , рассмотревшего влияние «Эспри», наряду с другими журналами этого периода, па интеллекгуальный климат европейского общества.

Среди современных отечественных историков французского персонализма следует назвать И.С. Вдовину, переводы и исследования которой внесли выдающийся вклад в изучение этого философского течения в России25. Методологически и концептуально важным в ее трудах представляется взгляд на персонализм не как на обособившееся философское явление, замкнутую школу, но как на круг мыслителей, идейное значение которых можно понять, только принимая во внимание ситуацию их постоянного тесного диалога с другими течениями во французской и европейской

21 Lurol G. Mourner. 1. II. P." HarmatUm. 2000.

22 Petit J. Philosophic et theoligie dans la formation du personnalismc d'Einmanuel Mounier. P.: Cerf. 2006.

23 Bartoli H. L'economic dans la revue Esprit. De la revolution personnalsite a un reformisme dans le fil dc l'histoire (1932-2007), Reiinc Presses Universitaires de Renne, 2007.

24 Winock M. Esprit. Des intellectuals dans la cite (1932-1950). P.: Seuil, 1975. См. подробнее: Вдовина И.С. Персоналы м // Новая Философская Энциклопедия. М., 2001. Том 3. С. 222-224.; Э. Мунье. Что такое персонализм? / перевод Вдовиной И.С. М., 1994; Э. Мунье. Персонализм / перевод Вдовиной И.С. М., 1992; Вдовина И.С. Французский псрсоналиш. М., 1992; Вдовина И.С. Эстетика французского персонализма.

19 философии первой половины XX в., прежде всего, философией Бергсона, феноменологией и экзистенциализмом.

И все же персонализм в современной Европе вряд ли можно рассматривать только лишь как историческое прошлое. Начиная с конца XX в. наблюдается значительное оживление идей персонализма во Франции. Наряду с существующим с 1950 года «Объединением друзей Эмманюэля Мунье» возникают новые ассоциации и группы. Например, группа «Актуальность персонализма», руководимая Ж. Люролем (один из самых серьёзных исследователей творчества Э. Мунье и влияния персонализма на искусство), занимается исследованиями в таких областях, как «личность и психоанализ», «личность и искусство».

Один из современных сторонников персонализма Этьен Борн так объясняет необходимость сегодняшнего возрождения и развития этого учения: «Все серьёзные проблемы современности обретают своё значение только в том случае, если они трактуются с позиции философии личности». Ему вторит Жан Летавель: «Сегодня необходимо переосмыслить человека с точки зрения тех требований, которые ещё в 1940-е годы выдвинул Э. Мунье». Как бы резюмируя общую позицию,

Жерар Люроль формулирует следующий тезис: «Приоритет

26 личности сегодня велик как никогда» .

Все эти факты очевидно свидетельствуют о том, что

М., 1993.

26 См. подробнее вступительную статью Вдовиной И. С. в кн.: Мунье Э. Манифест персонализма/ перевод Вдовиной И.С. и Володина В.М. М.: Республика, 1999. С. 12. рассматриваемая в диссертации философская проблематика обладает высоким потенциалом мировоззренческой актуальности, на который, к сожалению, и в академической, и в широкой общественной среде сегодня обращается мало внимания. Вместе с тем, актуальность проблемы личности связана с духовными поисками человека в системе современного общества. Слова Мунье о том, что «мы потеряли ключи к нашему универсуму», сегодня, возможно, более актуальны, чем когда-либо. Современное общество нуждается в переоценке ценностей и новом понимании назначения человека, личности и её роли в изменяющемся обществе. В связи с этим, как нам кажется, одну из важных ролей в разрешении этого кризиса могут сыграть идеи французского персонализма и журнала «Эспри».

Предмет данного исследования. Исходя из сказанного, главным предметом нашего исследования является: 1) институциональные аспекты феномена «французского персонализма», прежде всего, журнал «Эспри» как центральный орган и форма организации персоналистического движения; 2) идеи и понятия, освещенные в текстах философов-персоналистов, отражающих актуальные социально-политические проблемы и интеллектуальные споры своего времени.

Цель данного исследования. Состояние исследованности данного предмета определяет следующую основную цель нашей работы: всестороннее рассмотрение феномена персонализма как

21 общеевропейского философского явления, получившего своё институциональное оформление во Франции 1930-х гг. вокруг основанного Э. Мунье журнала «Эспри», ставшего центром специфической философской коммуникации, основанной на общеевропейском взаимообмене персоналистическими философскими идеями и концепциями.

С целью работы непосредственно связан ряд задач:

1) исследовать персонализм как историко-философское явление, то есть как привязанный к определенной исторической ситуации феномен;

2) проанализировать феномен персонализма с институциональной точки зрения, иначе говоря, как общеевропейскую сеть философской коммуникации, сконцентрированную вокруг журнала «Эспри»;

3) провести теоретико-методологический анализ различных аспектов концепций личностного существования, предложенных авторами «Эспри», и связанных с ними ключевых понятий, характеризующих философию персонализма.

Для последовательного решения этих задач нам предстоит подробно рассмотреть различные этапы .как институциональной эволюции журнала «Эспри», так и основных идей персонализма: довоенный период, период Второй мировой войны и послевоенный период, связанный с «возрождением» журнала после смерти его основателя Э. Мунье.

Результаты исследования и его новизна. Новизна работы определяется тем, что впервые как в отечественной, так

22 и в мировой историко-философской мысли история развития персоналистических идей рассматривается не только не в отрыве от институциональных форм организации персонализма как философского движения, но в тесной связи с ними и в объективной зависимости от них.

В процессе написания данной исследовательской работы автор работал в архивах библиотеки ИМЕК (Institut Memoire de l'Edition Contemporaine), где находится часть личного архива Э.Мунье, а также личная переписка Э. Мунье и П.-Л. Ландсберга.

Теоретическая и практическая значимость работы.

Полученные в результате исследования выводы могут быть использованы в дальнейшей разработке теоретической проблемы личного существования (проблемы личности) в современном обществе, а также в учебном процесе при разработке и чтении курсов по истории философии XX века. Кроме того, материалы диссертации могут служить при анализе социально- психологических проблем современного общества.

Диссертация состоит из введения, пяти глав, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Кузнецова, Ольга Сергеевна

Заключение

В ходе исследований, предпринятых в рамках данной работы, нам удалось придти к следующим выводам относительно историко-философкой специфики персонализма:

1) Французский персонализм выходил далеко за рамки французской национальной философской культуры; он ориентировался на широкий европейский проблемный контекст.

2) Персонализм представлял собой нечто большее, чем просто философскую систему или философское течение в обычном смысле слова. Это было общеевропейское явление, как интеллектуальное, так и социально-политическое и, культурное, особый исторический феномен, сложный по своей идейной и организационной структуре.

3) Институциональным ядром, организующим философскую коммуникацию, а тем самым и развитие идей и понятий в рамках персонализма, был журнал «Эспри». Социальная и политическая вовлечённость журнала свидетельствует о его гибкости и способности живо реагировать на проблемы переживаемой эпохи.

4) «Эспри» представлял собой независимую от всякого политического влияния. редакцию, носящую плюралистический характер. «Эспри» часто критиковали моногие из его современников за отсутствие активного политического вовлечения. «Правая Молодёжь» («Jeune Droite»): «Это команда, опьянённая интеллектуальной абстракцией»; «Журнал века» («Revue du Siecle») упрекает

177

Эспри» в «доверии к человеческой свободе», Морияк называл Э.Мунье «маньяком чистоты», коммунистическая интеллигенция обвиняла «Эспри» в «неприязни к рабочему классу». Но как мы смогли увидеть, и те и другие ошибались. «Эспри» не «боялся испачкать руки»: яростное неприятие Мюнхенской политики, активное вовлечение философов - персоналистов во время Оккупации, критика сталинизма, борьба против процесса колоннизации. Все эти действия нам чётко показывают, что борьба на духовных основаниях, к которой призывал «Эспри» может воплощать ценности с большей уверенностью, чем догмы и диалектические доктрины.

Что объединило на заре персонализма вокруг журнала «Эспри» представителей разных культур? Их общая забота о человеке, о реализации его личностного существования и поиски выхода из кризиса цивилизации. Как мы показали, что даже составляя ядро одного философского течения, его участники по-разному видели выходы из кризиса. И в этом заключалась оригинальная философская позиция персонализма в целом и журнала «Эспри» в частности. Мы также стремились продемонстрировать, что помимо неоднократно отмечавшегося в исследовательской литературе' несомненного идейного и организационного лидерства Э. Мунье на ранних этапах развития персонализма, важное ' значение в становлении персоналистической философии имела деятельность в «Эспри» таких иммигрировавших во Францию философов,

178 как П.-Л. Ландсберг и Н.А. Бердяев.

Философская мысль П.-Л. Ландсберга, как мы могли отметить, достаточно личностна и оригинальна. Именно поэтому она была способна не только противостоять другим философским концепциям данной эпохи, но и оказывать на их воздействие. В чём состояла заслуга этого немецкого философа для персонализма? Помимо понятия исторического субъекта, которого не хватало персонализму, П.-Л. Ландсберг углубил понимание христианства в рамках экзистенциальной мысли и размышления о вовлечении.

О П.-Л. Ландсберге можно было бы сказать, что он был одним из тех, кто (наряду с Вальтером Беньямином) продемонстрировал взаимосвязь между размышлением и языком, а его личный опыт представляет историю «тёмных времен» (X. Аренд). И в то же время он испытывал страсть к различным мистическим традициям. П.-Л. Ландсберг не разрабатывает философию истории, но он много размышляет

347 над персоналистическои концепцией воины и мира . Размышляя о мире и о войне, П.-Л. Ландсберг отказывается от всякой идеалистической дискуссии о мире и не признаёт пацифизма. Все эти размышления, в конечном итоге, сводятся к определению места политического действия по отношению к

347 Незадолго до смерти П.-Л. Ландсберг работал над книгой о Маккиавелли. К сожалению, эта работа не сохранилась. Удалось Hairra только первую часть его доклада (которая была, по всей видимости, частью будущей книги) на тему «Размышления о философии войны и мира» («Reflexions pour la philosopliie de la guerre et de la paix»), представленного на конгрессе «Эспри» в июле 1939 года в Жуайе-ан-Жоза. Этот текст опубликован в сборнике статей: Landsberg P.-L. Reflexions pour la philosopliie de la guerre et de la paix // Pierres blanches. P. : ЕёИп Poche, 2007. PP. 173-209, а также в Esprit, oct, nov, dec. 1939. насилию в истории, к «реальной войне», к фашизму. П.-Л. Ландсберг не сводит свою концепцию политического действия к политической философии, имеющей тенденцию переносить в утопическое будущее конфликты настоящей эпохи. Анализ политической мысли, предлагаемый П.-Л. Ландсбергом, имеет философский резонанс. Признать войну, согласно немецкому философу, вовсе не означает погрязнуть в реализме войны: «Мы должны иметь чёткое представление о содержании самой идеи мира [.]. Мы должны уточнить, что понятие «мира» отвечает нашей персоналистической философии. Мир в нашем понимании не является отрицанием войны, а скорее позитивной идеей, которая никогда не была реализована в совершенстве»348. Именно такой персоналистический интерес к политике неизбежно приводит П.-Л. Ландсберга к проблемам суицида и смерти.

Э. Мунье часто говорил о том, что П.-Л.Ландсберг спас персонализм от «пуритизма» и способствовал завершению «доктринального» периода в «Эспри» и началу периода активного вовлечения. На самом деле, нам представляется очевидным, что теория вовлечения этого немецкого философа помогла персонализму и «Эспри» самоидентифицироваться и занять своё положение по отношению к политической структуре общества. Но как мы смогли обратить внимание при анализе понятия «вовлечения», П.-Л. Ландсберг шёл дальше, чем просто рассмотрение «нечистоты» способов деятельности; он утверждал, что «познание истинных ценностей никогда не

348 Landsberg P.-L. Reflexions pour la philosophic de la guerre et de la paix II Pierres blanches. совершается в риске, присущем действию (акту)»349. Было недостаточно просто говорить о том, что «ценности должны

350 быть более инкарнированы в общество» . На самом деле, для немецкого философа, они (ценности-К.О.) «уже существуют как

351 инкарнированные или находиться в процесе инкарнации» .

Как мы видим у П.-Л.Ландсберга, ценности полностью принадлежат личности и вместе с тем трансцендируют её. В связи с этим личность у немецкого философа, представляет собой нечто, содержащее тайну своей «пространственно-временной телесности». Именно поэтому важным аспектом в теории вовлечения этого философа является «историческая необходимость» личности, вовлеченной в судьбу всего человечества. Укрытие личности в произвольном идеале, во имя которого «мы приговариваем всякого рода идентификацию и всякого исторически конкретное действие», являлось для П.-Л. Ландсберга мистификацией. Для этого немецкого философа, как можно было отметить, был чужд всякого рода дуализм, манихейство. «Не существует истинной исторической деятельности,- пишет философ,- без определенного решения, принятого во имя несовершенной причины, поскольку мы должны выбирать не между абстрактными принципами и идеологиями, а между реальными силами и историческим

352 движением» . С точки зрения П.-Л.Ландсберга, осознание нами,

P. :FelinPoche, 2007. Р. 174.

349 Landsberg P.-L. Le sens de l'aclion // Probleines du personnalisme. P.: Seuil, 1952. P.99.

350 Landsberg P.-L. Reflexions sur I'engagement personnel // Problemes du personnalisme. P.: Seuil, 1952. P. 41.

351 Ibidem. P:41. несовершенства причины должно уберечь нас от всякого рода фанатизма. Но в тоже время, философ призывает нас осознать, что мы не должны совершать «удобное вовлечение»: «Вовлечение, по сути своей, является идентификацией субъекта с исторической транссубъективной силой, а так же всякое личностное вовлечение несёт в себе риск и жертвенность,

353 доходящие порой до трагедии» .

Само понятие вовлечение не носило однородный характер в философии персонализма. В теории вовлечения П.-Л. Ландсберга речь идёт о теории познания и проявлении ценностей. Для немецкого философа важным является то, что наше участие «в структуре ценностей» имеет исторический момент, а универсальный характер самих ценностей представлен скорее как горизонт активно действующей случайности. У Э.Мунье, речь идёт об отказе от «теории чистоты», о необходимости подвергнуть сомнению положение идеального в реальном. Понимание вовлечения как «акта» нашло живой отклик в теории французского философа об активном христианском вовлечении, в котором он видел выход современного католицизма из кризиса.

Согласно Мунье, сама вера должна быть источником вовлечённости. Именно этот принцип и был положен в основу сотрудничества католиков и некатоликов в «Эспри»: «Цель моего призвания заключается в том, чтобы заставить работать вместе католиков и некатоликов; представить католикам некоторые менее искажённые картины христианской практики, обязать христиан не замыкаться в их собственном мире, согнуться не перед их верой, а перед социальной проекцией их религии»354.

Это приводит к тому, что Э.Мунье предлагает новый стиль христианского вовлечения в современном плюралистическом обществе: такое вовлечение должно осуществляться за пределами конфессиональных институтов. Этот выбор и объясняет скепсис Э. Мунье по отношению к политической деятельности христианской демократии, которая просто не способна отбросить конфессиональный аспект своих институтов. Э.Мунье и «Эспри» стремятся выработать такой тип взаимоотношения с Церковью, который сочетал бы в себе, с одной стороны, глубокую верность в суть самого христианства, а с другой стороны, оно предоставляло бы необходимую свободу для размышления и действия.

Таким образом, Э.Мунье рассматривает вовлечение христианина как ответственное вовлечение. Оно не является ни слепым, ни безусловным присоединением к вере. В связи с этим французский философ говорит о диалектике «вовлечение - невовлечение», которая помогает избежать недоразумения между двумя этими понятиями.

И в послевоенный период вовлечение служит для описания «блаженного подчинения»353 историческому движению. Вместо того, чтобы выступать как ответственное требование личности, вовлечение больше употребляется в

354 Mounier Е. Entretiens IV, 19 septembre 1934 // (Euvre, IV.P.: Seuil, 1964. P. 533.

355 Термин употреблён Тибо в его статье: Thibaut P. Le christianisme d'Esprit, ferment ou latence // Esprit, n° 73-75, janvier-mars 1983. P. 178. терминах конформизма, представленого участием в историческом движении. Здесь мы видим что то, о чём говорил ещё Э. Мунье, находит отклик в послевоенный период. Как об этом сказал Ж.-М. Доменак: «Вовлечение представляет собой предварительный и несовершенный, но необходимый способ для

356 совмещения поиска истины и единства» . Но в этом случае. Существует опасность, о которой предупреждал ещё П.-Л. Ландсберг, а именно, опасность «слепой вербовки» и увлечения идеального через социальное.

Несмотря на то, что П.-Л. Ландсберг оказал неоспоримое влияние на «Эспри», достаточно символичным, на наш взгляд, является то, что он практически не ссылается на своих коллег из журнала. Исключением, возможно, является его диалог с Ж. л с"7

Лякруа по проблеме мифа . Создаётся впечатление, что он размышляет в одиночестве. Однако нельзя сказать, что он держался на расстоянии от персоналистического движения. Доказательством этому служит позиция П.-Л. Ландсберга во время Второй мировой войны, его активное участие в движении Сопротивления, его отказ иммигрировать в Соединённые Штаты Америки и решение продолжать борьбу с фашизмом и нацизмом. Все тексты П.-Л. Ландсберга свидетельствуют о внутренней борьбе как реакции на внешние события эпохи (война в Испании, развитие тоталитарных режимов в Европе, кризис личности). Для него XX век культивирует угрозу смерти,

356 Domenach J.-M Esprit, n°2, 1956. P. 166. в то время как история уже трагически признала свою завершенность, так же, как и человеческое бытие, для которого суицид представлен как последняя экзистенциальная возможность358. Сам философ в конце своей жизни отвергал осл суидиц как форму крайнего вовлечения . А его пребывание в концентрационном лагере, по словам доктора Хилкманна (Hilckmanne), являлось свидетельством «веры, доброй воли и большой внутренней силы. Его смерть была смертью истинного христианина»360.

Относительно критики фашизма и марксизма на страницах журнала «Эспри» мы смогли ясно видеть, что речь шла не просто о противопостовлении революции духовной революции материальной: «Социальные основания человека и духовные основы личности настолько смешаны, что освободительная революция во имя первого должна способствовать полному освобождению второго» . Э. Мунье в свою очередь постоянно говорил, что «не существует материальной революции, в основании которой не лежало бы духовное начало»

Как отмечает Ж. Леставель в своей статье «Заметки о персонализме»363, «персонализм выражался особой манерой. Иногда создавалось впечатление, что он был чужд человеку

I - '

3S? Landsberg P.-L. et Lacroix J. Dialogue sur le mytlie //Esprit, fevrier 1938 PP. 95-110. 358 См.подробнее: Landsberg P.-l. L'essai sur Г experience de la mort et Le probleme moral du | suiside. P.: Seuil, 1952.

359 Незадолго до своего ареста гестапо П.-Л. Ландсберг выбросил капсулу с адом, которую до этого времени постоянно носил с собой,-i 360 Preface de Klossowski P. // Dieu vivant, n° 11. P. 84.

361 More M. Les annees d'apprentisage de Karl Max // Esprit, avril 1935. P. 21.

362 Mounier E. Notre humanisme // Esprit, octobre 1935. P. 7.

363 Lestavel J. Remarques sur le personnalsime // Esprit, n° 73-75, janvier-mars 1983. PP. 131-133. действия, противостоящему проблемам настоящего, разрешение которых требует скорее непосредственной реакции, технического действия, чем глубоко размышления о личности и её целях». На самом деле, мы могли бы ответить на это замечание тем, что персонализм как философская концепция был настолько разнообразен в своих целях и задачах, чтоне стремился предложить простые формулы для их разрешения. Персонализм просто призывает человека - «быть личностью». И здесь вспомним замечательную по своему глубокому смыслу высказывание Э. Мунье: «Движение будет нашим внутренним учителем».

В рамках диссертации мы также показали, что идеи журнала «Эспри» эволюционировали в течение всего его развития. В самый начальный его период мы наблюдаем формирование команды интеллектуалов, озабоченных проблемами своего времени, определяются цели и задачи Движения. На страницах «Эспри» интеллектуалы изобличают «учредившийся беспорядок», буржуазный мир, безоснованных и ипокритических спиритуалистов.

В военный период (наиболее тяжелый из всех, поскольку большинство участников погибли в движении Сопротивления или на фронте) возникает необходимость принятия решения об активной политической деятельности журнала. В связи с этим-актуальными становятся вопросы об активном вовлечении личности в историю, вопрос смерти как крайней точки вовлечения и, конечно, вопрос о свободе.

В послевоенный период «Эспри». существует в климате

186 революционного энтузиазма Освобождения. Персонализм был признан как одна из главенствующих философских концепций эпохи, наряду с экзистенциализмом Сартра и Камю. Этот период больше отмечен размышлениями о построении нового послевоенного мира, а также борьбой с возрастающим влиянием коммунизма. В эпоху «холодной войны» «Эспри» ещё яснее обозначит свои различия с коммунизмом, но не порывает с ним окончательно. Этому последует осуждение на страницах журнала сторонников «атлантического альянса», что приведёт к разногласиям внутри команды «Эспри». Журнал «Эспри» выступит также в качестве идеологической поддержки майский событий 1968 года.

Таким образом, можно было бы сказать, что персонализм представляет собой совокупность идей и философских исследований, направленных на преодоление всеобщего кризиса европейской цивилизации. Каждая его позиция, заявляет Э.Мунье, «рождается из соединения суждения на основании ценности и суждения на основании факта»364. Персонализм несёт в себе диалектическую составляющую. Он живёт социальным, политическим и духовным вовлечением, необходимость которого теоретически обосновывает и к которому призывает.

Главная заслуга персонализма, как отмечает П. Рикёр, заключалась в том, что он смог занять свою позицию в европейской философии XX века, расположившись в прямом

364 Мунье Э. Что такое персонализм? С. 49. смысле слова над всей имеющейся философской проблематикой с ее костными доктринами и теориями, философскими методами и порядком. «Именно персонализм, - подчёркивает Рикёр, -смог открыть философам философскую матрицу»36*, предложить им один из путей разрешения проблем современного общества, новое теоретическое и практическое содержание философии, основанное на глубоком личностном синтезе не утративших своей актуальности философских учений.

365 Ricoeur P. Histoire et v6rite. P.: Seuil, 1955. P. 138.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Кузнецова, Ольга Сергеевна, 2009 год

1.EC (Institut des memoires contemporains), Bretagne.

2. Fond Mounier « Notes eur Bergson » MNR2.D6-01.09.

3. Fond Mounier « Correspondance avec Landsberg » MNR 2.C2-.04.07.

4. Fond Wahl MNR2. C2-.06.01.

5. Landsberg P.-L. Uber die Bedeutung der Phanomenologie in der Entwicklung der modernen Philosophie (Problevorlesung November 1928) // Personalakte Landsberg des Universitatsarchivs der Friedrich-Wilhelm-Universitat zu Bonn.

6. И. Список использованной литературы.

7. Бердяев H.A. Самопознание. M.: Эксмо-Пресс, 2000.-624c.

8. Бердяев H.A. Опыт эсхатологической метафизики: творчество и объективация. Мн.: Экономпресс, 2000.-304с.

9. Блауберг И. Анри Бергсон. М.: Прогресс-Традиция, 2003. - 672с.

10. Вдовина И.С. Французский персонализм. М.: Республика, 1992.-132с.

11. Вдовина И.С. Персонализм // Новая Философская Энциклопедия. Том ?- М.: Мысль, 2001. 223с.

12. Вдовина И.С. Феноменология во Франции (историко-философкие очерки). М.: Канон, 2009. - 400с.

13. Мунье Э. Христианское противостояние / Пер. с французского Г.А.Хазова. СПб: Св. Петра, 2002. -128с.

14. Мунье Э. Персонализм. / перевод с французского И.С. Вдовина. М.: Издательство гуманитарной литературы, 1992,- 143с.

15. Пеги, Шарль. Наша юность. Мистерия о милосердии Жанны д'Арк / перевод с французского Е.А. Легеньковой и Е.Н. Джусоевой. СПб.: Наука, 2001. - 405 с.

16. Пеги, Шарль. Избранное: Проза. Мистерии. Поэзия / перевод с французского С. С. Аверинцева, Ю.А. Гинзбург, Л.А. Зандера, Н.А. Струве. М.: Русский путь, 2006.-400 с.

17. Хорьков М.Л. Ландсберг П.-Л. // Новая Философская Энциклопедия. Том 2. М.: Мысль, 2001. С. 373.

18. Arnaud P. Le personnalisme et la crise politique et morale du XX siecle : vie et oeuvre d'Emmanuel Mounier (19051950). Diplome d'etudes superieures, Nanterre, 1988.

19. Baboulere. L'Europe contre attentistes//Esprit- № 177-mars 1951-PP. 393-403.

20. Bartoli H. L'economie dans la revue Esprit. De la revolution personnaliste a un reformisme dans le fil de l'histoire (19322007).- Renne: Presses Universitaires de Renne, 2007.-465p.

21. Baudouin Ch. Decouverte de la personne. P.: Alcan, 1940.171 p.

22. Beck L.-W. The method of personalism. -Virgins, 1938. -132 p.

23. Beguin A. Emmanuel Mounier et la vocation de la presence au temps. Temoignage chretien, 31 mars 1950.

24. Beguin A. Fidelite et imagination // Esprit.- № 173-decembre 1950.- PP. 593-606.

25. Benda J. La trahison des clercs. P. : Grasset, 1927. -256 p.

26. Berl E. Mort de la pensee bourgeoise. P. : Pauvert, 1965. -190 p.

27. Bely M.-E. Le Christ d'Emmanuel Mounier // Philosophie en quete du Christ. Coll. Jesus et Jesus-Christ. № 52. P. : Les Desclees, 1991.PP. 37-49.

28. Berdiaef N. Les sources et le sens du communisme russe.-P. : Gallimard, 1951,- 373 p.

29. Berdiaef N. La destination de l'homme.- P. : Gallimard, 1991. -192 p.

30. Berger A. L'Europe et la Paix // Esprit- № 168- juin 1950-PP. 992-1006.

31. Bergson H. Theorie de la personne // Etudes, 20 novembre, 1911. PP. 41-56.

32. Bergson H. Essais et temoignages inedits par Charles Peguy et Paul Valery. -Ed. la Braconniere NeuchateL 1942,- 380 P

33. Bergson H. devolution creatrice.- P.: Alcan, 1907- 432 p.

34. Boudic G. Esprit 1944-1982. Les metamorphoses d'une revue.- Ed. IMEC, 2005,- 463 p.

35. Boyer R. Actualite d'Emmanuel Mounier, la notion de la personne.- P. : Cerf, 1981.- 154 p.

36. Bres Y. Catholicisme et monde moderne// Esprit, n° 8-9, 1957. PP. 84-88.

37. Bucarelli M. Paul-Ludwig Landsberg. Scritti Filosofici, I. -Milano: San Paolo, 2004. 605p.

38. Calbrette J. Mounier : le mauvais esprit.- P. : Nouvelles Editions Latines, 1957.-141 p.

39. Chaigne H., Cousso R., Domenach J.-M., Guissard L., Lacroix J., Ngango G., Tap P. Emmanuel Mounier ou le combat du juste. -Bordeaux : Freres du Monde, 1968,- 167p.

40. Comte B. « Esprit» : de novembre 1940 a aoiit 1941,- P. : Esprit, 2004. -215 p.

41. Conilh J. Emmanuel Mounier: sa vie, son oeuvre avec un expose de sa pliilosophie.- P.: Presses Universitaires de France, 1966,- 115 p.

42. Chevalier J. Bergson et le Pere Pouget. P.: Plon, 1954.- 81 P

43. Chevalier J. Bergson. P. : Plon, 1926. - 319 p.

44. Colombel J. Sartre Jean- Paul. Textes et debats. Librairie Generale Fran9aise, 1985. - 416 p.

45. Domenach J.-M. Mounier Emmanuel. P. : Seuil, coll. Ecrivant de toujours, 1972. - 192 p.

46. Domenach J.-M. Conscience religieuse politique et conscience politique // Esprit- № 190- mai 1952. PP. 872878.

47. Domenach J.-M. L'ideologie du mouvement // Esprit- № 373- aout-septembre 1968. PP. 35-52.

48. Domenach J.-M. Apres 1968 // Esprit, n° 73-75, janvier-mars 1983.P. 79-86.

49. Dumas A. Feu les chretientes // Esprit, n° 198, janvier 1953. PP. 117-129.

50. Esprit, № 1, octobre 1932.45. Esprit, janvier 1938.

51. Numero special d'Esprit decembre 1950 : «Emmanuel Mounier ».

52. Esprit, № 117, decembre 1945.

53. Esprit, № 118, janvier 1946.

54. Emission № 2, enregistree le 12 janvier 1989 par Madame Mounier

55. Foulquie P. L'existentialisme. P. : Presses Universitaires de France, 1955. -126 p.

56. Fraisse S. Charles Peguy. -P.: Seuil, coll. Ecrivant de toujours, 1979. -190 p.

57. Fraisse P. Sa puissance d'accueil// Esprit.- № 173-decembre 1950-PP. 788-797.

58. Fraisse P. La liberte politique du chretien// Esprit.- №190-mai 1952.-PP. 879-883.

59. Julliard J. Pie XII et l'Eglise// Esprit.- №163-mars 1950,-PP. 23-31.

60. Keller Th. Discours paralleles et transferts culturels: Scheler, Landsberg et Mounier/ Actes du colloque tenu a l'UNESCO «Emmanuel Mounier: l'actualite d'un grand temoigne ».- P. : Parole et Silence, 2003. PP.121-147.193

61. Kemp P. Theorie de l'engagement / Pathetique de Г engagement, vol.1.-P. : Seuil, 1972. PP.5-66.

62. Hellman J. Emmanuel Mounier and the New catholical left (1930-1950). -University of Toronto Press, 1981. 357 p.

63. Lacroix J. «Le deuxieme anniversaire de la mort du fondateur d'Esprit», article du Monde du 23 mars 1960.

64. Lacroix J. Communisme, anarchisme et personnalisme.-P. : Seuil, 1966. 191 p.

65. Lacroix J. Preface a P.-L. Landsberg. Essai sur Г experience de la mort ou le probleme moral du suicide. -P. : Seuil,1951.-PP. 9-12.

66. Lacroix J.Paul-Ludwig Landsberg // Esprit.- №186- janvier1952,- PP. 45-49.

67. Lacroix J. Le personnalisme, sources, fondements, actualites. Lyon: Chronique Sociale, coll. « Synthese », 1981.- 149 p.

68. Lacroix J. Marxisme, existentialisme, personnalisme, presence de l'eternite dans le temps. P.: Presses Universitaires de France, 1950. - 200 p.

69. Lacroix J. Le personnalisme comme anti-ideologie. P. : Presses Universitaires de France, 1972. - 163 p.

70. Landsberg P.-L. Probleme du personnalisme. P. : Seuil, 1952.-260 p.

71. Landsberg P.-L. Essai sur 1'experience de la mort ou le probleme moral du suicide. P.: Seuil, 1951. - 132 p.

72. Landsberg P.-L. «L'anarchiste contre Dieu» // Esprit.-№55-avril 1937,- PP. 75-86.

73. Landsberg P.-L. La conversion de Saint Augustin // La vie spirituelle XLVIII (1936), Supplement. PP. 31-56.

74. Landsberg P.-L.Pascals Berafung. -Bonn: F.Cohen, 1929.

75. Landsberg P.-L. Marx et le probleme de l'homme // La vie intellectuelle. LI (1937). PP. 72-93.

76. Le Goff J. Totalite et distance, spirituel et politique dans la reflexion de Mounier//Esprit-№ 73-Janvier 1983. PP. 5-23.

77. Loubet des Bayle J.-L. Les non-conformistes des annees 1930, une tentative de renouvellement de la pensee politique fra^aise. P. : Seuil, 1969. - 496 p.

78. Lurol G. Mounier I. P.: Harmattan, 2000. - 251 p.

79. Lurol G. Mounier II. -P.: Harmattan, 2000. 303 p.

80. Lurol G. Mounier et le surrealisme // Esprit.-juin 1972. PP. 42-51.

81. Marc A. Vers un ordre nouveau// Esprit.- № 2-novembre 1932.- PP. 330-334.

82. Marchese A. Emmanuel Mounier tra pensiero e impegno. Una filosofia a servigio della personna. Las Libereria Ateneo Salesiano, 2005. - 261 p.

83. Maritain J. Humanisme integral: problemes temporels et spirituels d'une nouvelle chretiente.- P. : Aubier, 2000. -317 P

84. Martin Jay. L'Imagination dialectique, trad. Payot., coll. Critique de la politique, 1977. 176 p.

85. Merz J.Th. A fragment of the humain mind. Edinbourg, London: Blackwood, 1919. -142 p.

86. Mongin O. «Paul-Louis Landsberg» // Esprit- № 73-janvier 1983. -PP. 29-36.

87. Mongin О. «P.-L. Landsberg. Un lien entre "Esprit" et l'Ecole de Frankfort ? // Esprit- № 5- 1978. PP. 58-61.

88. Mongin O. La creation d'«Esprit »//Actes du colloque tenu a l'Unesco : Emmanuel Mounier. L'actualite d'un grand ternoin. P. : Parole et Silence, 2003. - PP. 239-245.

89. Moix C. Emmanuel Mounier, penseur chretien dans le monde moderne. P.: Seuil, 1960. - 348 p.

90. Mounier P. « Les debuts de la revue Esprit» II Esprit- № 159-160-mars -avril, 1990. PP. 108-114.

91. Mounier Emmanuel : Г actualite d'un grand temoin. Actes du colloque tenu a l'UNESCO, I.- P. : Parole et Silence, 2003.-274 p.

92. Mounier E. «Paul -Louis Landsberg »// Esprit- janvier 1946. PP.155-157.

93. Mounier E. (Euvre, I (1931-1939), опубликован в 1969: « La pensee de Charles Peguy », 1931

94. Mounier E. (Euvre, П, 1946, опубликован в 1961: « Traite du caractere »

95. Mounier E. (Euvre, П1 (1944-1949), опубликован в 1962: « L'affrontement chretien », 1944

96. Introduction aux existentialismes », 1947 « Qu'est-ce que le personnalisme ? »,1947196

97. L'eveil de l'Afrique Noire », 1948 « La petite peur de XX siecle », 1949 « Le personnalisme », 1949 « Feu la chretiente », 1949

98. Mounier E. (Euvre, IV (Recueils posthumes et correspondances), опубликован в 1963:

99. Les certitudes difficiles », 1951 « L'espoir des desesperes », 1953

100. Mounier et sa generation » (Lettres, carnets inedits), 1954

101. Mounier E. Lendemain d'une trahison // Esprit- № 73- octobre 1938,-№43. PP. 1-15.

102. Patocka J. Papiers phenomenologiques. Ed. : Jerome Million, 1995.-298 p.

103. Peguy Ch. Notre jeunesse. P. : Gallimard, 1957. - 253 p.

104. Peguy Ch. L'esprit du systeme. P. : Gallimard, 1953. -323 p.

105. Peguy Cli. Notre patrie.- P. : Gallimard, 1948. -125 p.

106. Perche L. Charles Peguy.- Ed. Pierre Seghers, 1969.-1891. P

107. Petite Revue (Supplement litteraire du Nouvel Alsacien, fevrier 1948), « Engagement et embrigadement». PP. 20-26

108. Petit J. Maritain-Mounier 1929-1939.- P.: Desclee de Brouwer. Coll. «Les grandes correspondances», 1973,- 2951. P

109. Petit J.-F. Philosophie et theologie dans la formation du personnalisme d'Emmanuel Mounier. -P. : Cerf, 2006,- 257 p.

110. Petit J.-F. Penser avec Mounier :une ethique pour la vie.-Lyon : Chronique social, 2000,- 175 p.197

111. Prat L. La religion de l'Harmonie. -P. : Presses Universitaires de France, 1922,- 221 p.

112. Pucheu R. Ceux qui ont cru reussir // Esprit, n° 4-6, avril-juin 1977. PP. 11-27.

113. Renouvier Ch. Le personnalisme. -P. : Alcan, 1903,- 2031. P

114. Ricceur P. « Meut le personnalisme, revient la personne » // Esprit-№ 73-janvier 1983. PP.113-119.

115. Ricceur P. « Approches de la personne »// Esprit- № 159-160-mars-avril 1990. PP. 115-130 et Approches, cahier n°64 intitule « Renaissance de la persomie », 1989.

116. Ricceur P. Soi-meme comme un autre.- P. : Seuil, 1990. -425 p.

117. Ricceur P. «Р.-L. Landsberg. Essai sur Г experience de la mort» // Esprit.-juillet-aout 1951. PP.263-268.

118. Ricceur P. Histoire et la verite. -P. : Seuil, 1955.-270p.

119. Rops D. Les annees tournantes. -P. : Siecle, 1932,- 264p.

120. Sartre J.-P. L'etre et le neant.- P.: Gallimard, 1999. 4681. P

121. Sartre J.-P. L'existentialisme est un humanisme. -P. : Gallimard, 1996. -109 p.

122. Sclieler M. Le fonnalisme en ethique et ethique materielle des valeurs. Essai nouveau pour fonder un personnalisme ethique. -P. : Gallimard. N. R. E, 1955, trad. M. de Gaudillac. 640 p.

123. Scheler M. La situation de l'homme dans le monde.- P.: Auber, 1979, trad. M. Dupuy. -126 p.

124. Scheler M. Mort et survie.- P. :Auber, 1952.-138 p.198

125. Saint Thomas d'Aquin. L'etre et l'esprit / trad. E. -P. Brehier. Presses Universitaires de France, 1971. -251 p.

126. Schlegel J.J. la personne a Г age de l'individu // Esprit.-№ 146,- janvier 1989. PP. 135-140.

127. Stern W. Person und Sache. Unveranderte Auflage. Leipzig, J.A. Barth, 1919.-270 p.

128. Tribaud P. Le christianisme d'Esprit, ferment ou latence // Esprit.-№ 73,-janvier 1983. PP. 168-188.

129. Thibaud P. Rehabilitation de la politique//Esprit.-№ 117118,- aout-septembre 1986. PP.9-24.

130. Thibaud P. Aujourd'hui // Esprit.- № 462.-decembre 1976. PP.755-774.

131. Thibaud P. La gauche pour faire quoi ? // Esprit.- № 5657,- octobre-novembre 1981. PP.3-8.

132. Zaza N. Etude sur la notion de Г engagement chez E. Mounier. Droz, Geneve, 1955. - 107p.

133. Zundel M. Recherche de la Personne.-P. : Desclees de Brouwer, 1990. -285 p.

134. Winock M. « Esprit ». Des intellectuels dans la cite 1930-1950,-Paris: Seuil, 1996.-499p.1. Интернет-ресурсыhttp://www.multimania.com/leslacroix/index.htm

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.