Персоналистский дискурс историко-культурного познания: на материале личности П.А. Столыпина тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Резчикова, Елена Александровна

  • Резчикова, Елена Александровна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2013, Ярославль
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 220
Резчикова, Елена Александровна. Персоналистский дискурс историко-культурного познания: на материале личности П.А. Столыпина: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Ярославль. 2013. 220 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Резчикова, Елена Александровна

ВВЕДЕНИЕ.3-

ГЛАВА 1. Обоснование персонализма как актуально значимого подхода к историко-культурному познанию.18

§1.1. Христианская антропология как основание персоналистского дискурса.19

§ 1.2. Персонализм в русском религиозном дискурсе.36

§1.3. Западно-европейская традиция персонализма.57

§ 1.4. Персонализм в современной российской историографии и историософии.72

Глава 2. П.А. Столыпин - государственный деятель и частный человек: персоналистский дискурс русской истории.100

§2.1. Исторический контекст формирования личности

П.А.Столыпина.100

§2.2. П.А. Столыпин в традиционном горизонте государственной деятельности: личностная самоидентификация и диалог с социумом. 118-

§ 2.3. Личность П.А. Столыпина-реформатора: повседневность, культурнообразовательная и социальная сферы.160

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Персоналистский дискурс историко-культурного познания: на материале личности П.А. Столыпина»

Актуальность темы исследования. Проблема личности представляется одной из фундаментальных в культурологическом знании, в историософии и историографии.

В настоящее время, с одной стороны, продолжает увеличиваться роль персоналистского дискурса в философском контексте, а в историко-культурном познании он, несомненно, способствует преодолению клишированности понимания исторических реалий и явлений. С другой стороны, общегуманитарная парадигма современной, постиндустриальной цивилизации, представляется весьма условной. Тенденция унификации личности человека не только в пределах бытовой конкретики, но и в интеллектуальном опыте социогуманитарной мысли, через усиление технического контроля, не только способствует появлению в публицистическом обороте таких понятий, как «электронный концлагерь» «манипуляция сознанием», но и актуализирует новые подходы в организации отбора, содержания гуманитарного знания как классического носителя общемировых гуманистических концептов, предлагаемых для изучения молодому поколению жителей России.

Проблема культурфилософского и богословского оправдания суверенности личности, абсолютной ценности личностного бытия и ее свободы с особой остротой и последовательностью ставилась и решалась в европейском и отечественном персонализме. Не утратила она актуальности и по сей день.

Новое, освобождаемое от идеологической узости, и потому целостное понимание известных, но полемически воспринимаемых исторических явлений, деятелей истории расширяют горизонты историко-культурных исследований. При всех различиях между современными историософскими системами, которые осваивают религиозно-философское наследие России, проблема личности имеет основополагающее значение. С историкофилософской точки зрения анализ историософского персонализма русских и зарубежных мыслителей, позволяет существенно углубить представление об отечественной персоналистской традиции и выработать тот алгоритм, который позволяет рассматривать исторически значимую персону в разных ракурсах.

Необходимость включения личности П.А.Столыпина в персоналистскую парадигму историко-культурного познания является следствием не следования политической «моде», но того социально-исторического и духовно-нравственного обстоятельства, что обсуждение данной проблемы осуществляется в обновленном общественно-политическом дискурсе, обусловленном поиском государственно-национальной идентичности. Познание экзистенциального опыта персоны П.А.Столыпина как субъекта политического творчества, способного действовать вопреки собственным интересам и спекулятивным требованиям государства или социума, представляется ценным в формате исторического познания и политического опыта. Поскольку в России деятельность П.А. Столыпина относительно недавно верифицирована как позитивно значимая для истории страны, методология государственного развития, базирующаяся на синтезе инноваций и традиций, предложенная П.А. Столыпиным, представляется актуальной и сейчас.

Не вызывает сомнений интеллектуальная, к тому же в существенной мере прогностическая ценность столыпинских инициатив, которые базировались на таких разнообразных основаниях, как эксперимент, продуманная тщательность реализации и глубокий династический патриотизм. Пример жертвенного служения П.А. Столыпина, его способности к созидательному творчеству, к проблеме свободного деятельного выбора между добром и злом остается актуальным воплощением персоналистского дискурса и в наши дни.

Проблема исследования заключается в индуцировании персоналистского дискурса как основы культурно-исторического познания российского опыта с опорой на изучение личности и деятельности П.А.

Столыпина. Следуя формуле H.A. Бердяева «личность есть целостность и единство, обладающие безусловной и вечной ценностью», принципиально важным аспектом исследуемой проблемы мы сочли систематизацию и анализ разнообразных позиций не только классиков персонализма, но и тех исследователей, которые в своих историографических и историософских взглядах проецируют персоналистиские интенции в область научного творчества.

Объектом диссертационного исследования является русская история конца XIX начала XX века в ее культурологически обоснованном персоналистском дискурсе.

Предметом исследования является личность П.А. Столыпина как характерное в культурно-историческом смысле воплощение противоречий и достижений русской истории соответствующего периода.

Цель и задачи исследования. Исходя из того, что философские построения персоналистов только начинают встраиваться в историософские историографические концепции, мы ставили целыо своей работы рассмотреть персоналистскую парадигму историко-культурного познания на примере личности П.А.Столыпина в проблемно-тематическом контексте соответствующих направлений отечественной и западной философской мысли.

Для достижения данной цели требовалось решение следующих задач: обосновать персонализм как актуально значимое направление историко-культурного познания, систематизировав культурфилософские взгляды отечественных и западноевропейских мыслителей на проблему личности применительно к процедуре историко-культурного познания; - установить соотношение персоналистски ориентированной историософии и историографии с российским опытом религиозно-философской мысли; выявить исторический контекст формирования личности П.А. Столыпина как государственного деятеля и частного человека, представив его личность в формате персоналистского дискурса русской истории.

Хронологические рамки исследования охватывают период с 1862 до 1911 гг. Нижняя граница обусловлена не только первым годом после отмены крепостного права в России и датой рождения П.А. Столыпина, но и тем, что 60 - 80 гг. XIX века можно позиционировать как определяющие в области государственного развития России в преддверии рубежа веков. «Великие реформы» Александра Второго, активным участником которых стал отец П.А. Столыпина - А.Д. Столыпин, и политическая консервативность Александра Третьего привели к оформлению тех социально-культурных сегментов, которые оказали принципиальное влияние на становление социального и политического кругозора будущего реформатора. Верхняя граница - сентябрь 1911 г., дата смерти П.А. Столыпина, завершение его жертвенного служения России.

Территориальные рамки охватывают Российскую Империю в целом, как сферу государственной деятельности премьер-министра, и, в частности, те губернии (Ковенскую, Гродненскую, Саратовскую), где П.А. Столыпин начал свое государственное служение в качестве предводителя уездного, губернского дворянства, а затем губернатора. Конфессиональная, национальная, социально-экономическая специфика этих регионов Российской империи способствовали приобретению уникального политического опыта, который стал определяющим в деятельности премьер-министра.

Материал исследования составили группы источников, представленных четырьмя фондами по изучению деятельности П.А. Столыпина: 1. «Столыпин-слуга народа»1, в разделе которого «архивные материалы» собраны цифровые копии связанных с П.А. Столыпиным документов из Государственного архива Российской Федерации (Москва), Российского государственного исторического архива (Петербург), Центрального государственного исторического архива Петербурга,

1 Столыпин - слуга народа. [Электронный ресурс] // Сайт. URL: hllp://stolvpin-infb.ru/archive (дата обращения: 11.03.2013).

Государственного архива Саратовской области, Государственного архива Орловской области; 2. Фондом изучения наследия Г1.А. Столыпина под общей редакцией Шелохаева В. В.; 3. Музея-усадьбы «Середниково» , где представлены материалы, связанные с генеалогией реформатора и биографией его ближайших родственников; 4. Саратовского культурного Центра им. П.А. Столыпина.4. В данном исследовании не делался акцент на выявлении принципиально новых источников; нам представлялось необходимым обеспечить актуализацию множества имеющихся, но мало востребованных документов в научный и образовательный оборот в рамках персоналистского дискурса. Обобщенная нами источниковедческая база представлена следующими группами оцифрованных источников: Делопроизводственная документация (с 1903 - 1911гг), включающая приказы, циркуляры, распоряжения, письма Главы правительства, всеподданнейшие доклады, прошения частных лиц с соответствующими резолюциями премьер-министра, отражающих позицию реформатора в области культуры, образования, медицины, национальной политики.

1. Статистические источники и справочная информация, которая позволила выявить качественные характеристики итогов преобразовательной практики П.А. Столыпина в области социально-экономической сферы -«Статистические обзоры сельского хозяйства» за 1906, 1907, 1908, гг., «Статистический обзор Российской империи» за 1913 г.

2. Источники личного происхождения, которые оказались полезны при изучении различных аспектов исследуемой проблемы, в особенности -переписка П.А. Столыпина с О.Б. Столыпиной за период их супружеской жизни, переписка с Николем Вторым, министром просвещения А.Н.Шварцем, Л.Н. Толстым.

2 Фонд изучения наследия Столыпина [Электронный ресурс] // Сайт. Электронное периодическое издание.

URL: http://www.stolypin.ru/ (дата обращения: 18.07.2012)

4 Музей-усадьба Средниково [Электронный ресурс] // Сайт. URL: h ицх// vvja^vv^c rcd.n і ko v o.jruJi іsto г у/ stolvpinp a'stolypin pa.html (дата обращения 2.02.13)

Саратовский Культурный центр им. П.А. Столыпина [Электронный ресурс] // Сайт. URL: Jitlpj//w\iiycenter:Stol\pin.ru (дата обращения: 8.10.12)

Теоретико-методологическую основу диссертации составили, прежде всего, культурфилософская и богословская традиции персоналистского дискурса; опираясь на эти позиции, мы разворачиваем исследование личности П.А. Столыпина. Методологическим основанием данного исследования стали также междисциплинарный подход, сравнительный анализ, принципы историко-философского, историко-аналитического методов исследования. Был использован типологический анализ, позволяющий выявить своеобразие персоналистических концепций мыслителей в границах заданных задач. Существенное место занимает синергетический подход к рассмотрению проблемы синтеза базовых положений персоналистской философии и историко-культурного познания применительно к личности П.А. Столыпина, что помогло оформить особый ракурс изучения персоны исторического деятеля, в том числе, и в рамках его творческой динамики. Аксиологический подход ориентирован на исследование и типизацию ценностных представлений П.А. Столыпина.

Степень разработанности проблемы.

Персонализм как экзистенциально-теистическое направление в философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а мир проявлением творческой активности верховной личности - Бога стал одним из востребованных в современных гуманитарных научных и образовательных системах.

1. В данном исследовании были определены четыре аспекта персоналистского дискурса: в богословской, русской религиозно-философской, западноевропейской и современной историко-культурной традиции.

Важность опоры на персоналистский дискурс в богословской традиции определяется тем, что через учение о человеке как образе и подобии Божием устанавливается тесная связь двух основополагающих догматических учений - триадологии и христологии - с антропологией. В XX веке такие ведущие православные исследователи, как В.Н.Лосский, о.Иоанн Мейендорф, о.Георгий Флоровский, архимандрит Софроний (Сахаров), митрополит Сурожский Антоний и ряд других обратили пристальное внимание на особое значение для всего православного богословия понятия о лице или личности (prOswpon). Понятие личности привлекалось православными авторами XX века при рассмотрении широкого круга догматических учений 5 в сотериологическои и антропологической перспективе .

В современном православном богословии можно выделить две точки зрения по поводу обоснования целесообразности использования понятия «личность» в рамках богословского дискурса. Первая (В.Н. Лосский, митрополит Пергамский Иоанн (Зизиулас), Оливье Клеман, Христос Яннарас, о.Иоанн Мейендорф ) акцентирует внимание на исторической и догматической преемственности данного понятия. Вторая предполагает, что современное философское понятие «личности» навязывается святоотеческой традицией достаточно искусственно и в принципе не способно органично вписаться в сетку основных богословских понятий православной догматики. 6 Современными авторами М. А. Гарнцевым, игуменом Вениамином (Новиком), игуменом Мефодием (Зинковским), Д. Полоховым, М.В. Ковшовым, В. Аксютицем, A.M. Малером, С.А. Чурсановым богословски обоснована эволюция воззрений на понятие «персона», а также представлен терминологический аппарат в качестве методологической

-j основы рассмотрения ряда важнейших гуманитарных проблем . Понятие персоны задает для православной антропологии, православной психологии и педагогики онтологический фундамент, для которого характерны такие категории как несводимость к природе, свобода, открытость, творческий

5 Чурсанов С. А. Богословское понятие личности (лроошяоу) в структуре методологической парадигмы православной психологии и педагогики [Электронный ресурс] // Христианская психология и антропология/ Выступление на ф-те психологии Православного ун-та ап. Иоанна. URL: hltp:/4vv\ w.xpa-spb.ru^libr'Chursanov/bogoslovskoe.litml. Последнее обновление файла: 01.03.2012. С.2 (дата обращения: 1 1.1 1.2012)

6 Ковшов. М.В. Богословское понятие личности в современной православной психологии [Электронный ресурс| // Психологическая наука и образование. 201 I. N 3. URL: hüp://wvyAv.p.syt^jiu. С. I (дата обращения: 18.11.2012)

7 Чурсанов С.А. Богословское понятие личности (яроошлоу) в структуре методологической парадигмы православной психологии и педагогики. С. 13 характер, уникальность, целостность и неделимость, непознаваемость аналитическими методами и т.д.

В исследовании основ персоналистической философии, осмысления принципов философского мировоззрения, размышлений о феномене человека, проблеме личности, свободы, творчества, о смысле истории и исторической судьбе России были учтены работы В.В.Зеньковского, Н.О. Лосского, Г.В.Флоровского, С.Л. Франка, И.А. Ильина, В.В. Розанова, П.Д. Юркевича, Г.П. Федотова, Л.И Шестова, Н.А.Бердяева Л.П. Карсавина, Л.Н.Тихомиров, П.А.Флоренского, которые внесли существенный вклад в развитие отечественной философской персоналистской мысли. Сравнительный анализ историософских концепций русских мыслителей предполагал широкий культур-философский контекст. Персоналистская тематика в российской философии обретает признаки философского направления на рубеже XIX и XX вв.

Акцент в нашем исследовании делался на наследии Н. Бердяева, как мыслителя, имеющего общемировое признание и определившего творческий путь европейских персоналистов.

Начало XX века, ознаменовавшее появление персонализма, было отмечено тревожными общественно-политическими, социально-экономическими явлениями не только в России, но и в Западной Европе. Постижение смыслов западноевропейских версий персонализма, составляющих контекст рассмотрения идей русских философов, было бы невозможным без изучения работ представителей и исследователей данного направления, прежде всего Э.Мунье, Ж.Лакруа, П.Рикера, Р.Гвардини, М.Шеллера, М. Бубера, М.Недонселя. Особенность персонализма как философского направления в Западной Европе заключалась в отсутствии единой школы, что не помешало оказать персонализму влияние на мироощущение и мировоззрение современников.

Позднейший опыт исследования различных аспектов философии персонализма зарубежных и отечественных мыслителей, а также их сравнительный анализ отражены в работах И.С. Вдовиной, Л.В Есиповой, И.В. Гребешева, Е.В Лямцева., Г. С Рыжковой, В.П. Лега, А.В.Савки, которые актуализировали значимость персоналисткой традиции для современной философской практики.

Необходимо отметить, что западноевропейская персоналистская традиция самым тесным образом связана с достижениями в области социологии, культурологии, психологии. Э. Фром, Г. Маркузе, Р. Барт, М. Фуко, Ж. Бодрийяр, Х.Ортега-и-Гассет рассматривали проблему массовой культуры как порождение индустриализации в соотношении с человеком, его внутренним миром, ценностными позициями.

Персоналистский дискурс в российской гуманитарной науке был в свое время нивелирован жёстким идеологической монологом в формате марксистской методологии. В условиях классового подхода проблематика онтологии, аксиологии, духовных исканий, личностных кризисов персоны, в том числе и исторически значимой, была сужена до идеологических клише. В последние десятилетия некоторыми авторами (Н.А.Нарочницкой, В.В. Кожиновым, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Иоанном (Снычевым), A.C. Панариным, C.B. Перевезенцевым, Е.А. Ермолиным, Н.В.Бенедиктовым) поставлена проблема поиска положительного духовно-нравственного потенциала российской новейшей истории и культуры, что актуально для формирования исторической культуры в образовательном процессе современной школы.

Недостаток советской историографии - обезличенная подача исторических событий - компенсируется обращением к персоналистской традиции в современной российской историософии и историографии в лице А.Н. Сахарова, А.Н. Боханова, А. Л. Дворкина, В. П. Федюка, А.Б.Зубова и других. А.Л. Дворкин в 80-е гг. XX века, будучи в эмиграции в США, начал развивать проблему персоны в истории в аспекте религиозной рефлексии исторического деятеля (на примере Ивана Грозного). В условиях персонификации исторического процесса, акцент делается не на формировании единодушного мнения в отношении исторической персоны, а многогранности ее презентации, что проецируется и на разнообразие ракурсов изучения.

2. Отечественная историография, обобщающая представления о периоде столыпинских реформ, составляет более 500 монографических изданий, отражающих два противоположных полюса оценки его реформаторской деятельности.

В интересах образовательной практики нами был проделан анализ учебной литературы для 9, 11 классов общеобразовательных школ по истории России XX века (Загладина Ы.В. Козленко С.И., Дмитриенко В.П. Есакова В.Д., Шестакова В.А., Левандовского, A.A. Щетинова Ю.А, Данилова A.A., Шестакова В.А., Волобуева О.В., Пашкова Б.Г., Островского

B.П. Уткина А.И.), а так же учебных комплексов для вузов по данной проблематике (Личмана Б. В., Мунчаева Ш.М., Устинова В.М., Барсенкова А.

C., Вдовина А. П., Соколова А.К., Поньки Т.П., Валиуллина К.Б., Зарипова Р.К., Федорова В.А., Орлова A.C., Георгиева В.А., Георгиевой Н.Г., Сивохиной Т.А.); установлено, что, с одной стороны, до сих пор в педагогической литературе и академической среде оценки в отношении данного государственного деятеля являются противоречивыми, во многом девальвируется масштабность, значимость, уникальность фигуры П.А. Столыпина. Его личность завуалирована политической, социально-экономической конъюнктурой. С другой стороны, существует не решенная проблема трансляции новейших методологических, источниковедческих и фактологических достижений в области исторического познания из научной среды в оборот образовательной практики.

Оценка деятельности Петра Аркадьевича Столыпина, данная его современниками, историками, никогда не была однозначной: по словам одних Столыпин являлся талантливым государственным деятелем, не только предложившим уникальную для своего времени программу реформ, но и стремившимся к их проведению наиболее «мягкими средствами», по словам других Столыпин - «душитель и вешатель».

В последнее десятилетие крен с исторической обструкции выправляется в сторону более объективного исследования. «Сломить революцию, внушить уважение и страх внутренним и внешним врагам, сдерживать напор многочисленной фронды и притом идти неумолимо вперед, выводя Россию в первые мировые державы, мог только Столыпин. После смерти его оказалось, что мало даже самой серьезной и умной программы - на вершине государственной власти должен быть мудрый и твердый человек!» . За последние годы значительно возрос интерес не только к политическому наследию П.А. Столыпина, но и к его неординарной личности, что объясняется вниманием к двум датам - 150 лет со дня рождения, 100 лет со дня смерти, и значимостью этой фигуры для отечественной истории. К 150 -летию великого реформатора вышла в свет энциклопедия «Петр Аркадьевич Столыпин».

Свои воспоминания об отце оставили дети П.А. Столыпина - Мария Петровна Бок и Аркадий Петрович Столыпин. Свидетельства современников оставили император Николай II, известные общественные и политические деятели эпохи - А. И. Гучков, А. В. Зеньковский, В. А. Маклаков, М. О. Меньшиков, Г1. Н. Милюков, В. В. Шульгин, В.Розанов и др.

Политическое наследие П.А. Столыпина аккумулировано в сборниках «Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном Совете», «Крылатые выражения». Особый интерес представляют статьи и речи П. А. Столыпина, преобразовательные проекты, разработанные им незадолго до смерти, фундаментальных изданиях, отражающих не только творческий путь реформатора, но и усиливающих ценностно-личностный характер его политического служения. Следуют названной траектории такие авторы, как П.А.Кабытов, С.Ю.Рыбас, Г.П.Сидоровнин, Б.Г Федоров,

8 Сидоровими Г.П. П.А. Столыпин: Жизнь за Отечество: Жизнеописание (1862-191 1). Саратов: Культурным Центр им. ГІ.А. Столыпина, 2002. С.З

К.И.Могилевский, К.А.Соловьев, В.В.Шелохаев, В.В. Хотулев и др., подробно воспроизводя обстоятельств жизни - от его родословной до описания оставшейся загадочной смерти.

В ряде других работ, явившихся во многом эмпирическим подспорьем данного исследования, тема соответствующего аспекта личности русского реформатора является созвучной нашей работе главным образом по объекту, нежели по предмету, целям и задачам исследования.

Гипотеза исследования основана на следующих предположениях:

1. В историко-культурном познании, в частности, при изучении отечественной истории по сей день недостаточно актуализирован персоналистский дискурс; однако такая актуализация необходима для многогранного и объективного понимания социально-культурных, моральных, религиозных и иных тенденций.

2. Личность и деятельность П.А. Столыпина, несмотря на кажущуюся широту упоминаний о нем в разного рода исследованиях и в публицистике, все еще заслуживают многоаспектного изучения, поскольку этот человек значим не только как субъект отечественной истории, но как предмет историко-культурного познания в его персоналистском дискурсе, позволяющем заново осмыслить судьбу этого человека как личностный и социальный парадоксы жизни России на рубеже Х1Х-ХХ веков.

Научная новизна диссертационной работы определяется следующим: Впервые предметом специального историко-философского анализа становится взаимосвязь культурфилософских и историографических концепций, позволяющих в междисциплинарной научной парадигме изучить развитие и значение личности конкретного исторического деятеля.

Впервые контекстуально обозначены «самобытные оригинальные творческие акты» премьер-министра, через которые он противостоял формам политической социальной и духовной деструкции и которые, с точки зрения премьера, угрожали основам существования государства.

- Впервые в персоналистском дискурсе интерпретируются, казалось бы, уже известные факты истории России, которым на основании сбора и систематизации опубликованных в разных вариантах материалов, целенаправленного сопоставления точек зрения на один и тот же предмет, сформировавшихся в разное время, придано новое, более достоверное и объективное историко-культурное понимание личности и деятельности П.А. Столыпина.

Теоретическая значимость исследования.

1. Выстроена историко-культурная методологическая парадигма, которая позволяет придать новое ценностное понимание представлениям о раннее известных, но в настоящее время полемически воспринимаемых деятелей российской истории.

2. Персоналистский дискурс, в отличие от политически, идеологически, социально-экономически детерминированной оценки, позволяет расширить проблемное поле исследований применительно к переломной эпохе истории России.

3. Благодаря персоналисткому дискурсу исторического познания акцентировано новое качество изучения локальной истории, места частного человека в историческом процессе, поскольку смыслообразующим аргументом жизненной конкретики персоны утверждается не социальная успешность или неуспешность, а личностное возрастание, динамика внутреннего разрушения или созидания человека.

Практическая значимость работы состоит в осуществленном внедрении результатов исследования в создание учебно-методического комплекса для 11 класса общеобразовательной школы по истории России XX века в двух частях, в том числе по блоку «Третьеиюньская политическая система». Материалы и результаты работы могут быть также использованы при составлении спецкурсов, а также в университетских учебных курсах по истории философии, истории, философской и социально-культурной антропологии, общественных лекториях, при оформлении учебно-методических комплексов для образовательных учреждений. Личный вклад диссертанта заключается в следующем.

1. На примере П. А. Столыпина выявлены специфические черты взаимосвязи государственного служения и личностной самоидентификации и актуализации,

2. Дано методологическое обоснование культурфилософского, историософского и историографического аспектов разработки проблемы персоны в историческом познании, открыты новые ракурсы в исследовании персоналистской парадигмы, применяемой к изучению исторически значимой личности

3. Предложен междисциплинарный, комплексный подход к изучению судьбы, а не просто биографии государственного деятеля с учетом парадоксальных находок, характеризующих понимание его роли на протяжении столетия, предпринят опыт очищения от налета идеологической одномерности, огульного отрицания или беспочвенного восторга в системе восприятия деятельности и личности П.А. Столыпина.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечены принципиально новым характером поставленной проблемы и всесторонностью ее изучения с позиций современных теоретико-методологических подходов; определения базовых теоретико-методологических позиций; системным обобщением широкого комплекса историографических, историософских, философских работ, апробацией в ходе научной и научно-образовательной деятельности. Положения, выносимые на защиту:

1. Научная парадигма персонализма применительно к потребностям историко-культурного познания не является общеупотребительной, однако задача глубокого и разностороннего изучении отечественной истории, которая часто воспринимается как история лиц или ситуаций без контекстуального и глубинного их осмысления, требует нового решения. Специально артикулированный и целенаправленно осуществляемый персоналистский дискурс историко-культурного познания позволяет не только заново, более многогранно и объективно изучить выдающуюся историческую личность, но и выявить ее уникальную специфику.

2. Представления о деятельности ряда исторически значимых фигур различных периодов русской истории в целом и, в частности, П.А.Столыпина до сих пор остаются недостаточно объективными в плане понимания смысла конкретных действий и роли многогранной личности, особенно, применительно к его вкладу в позитивные процессы, происходившие в сфере образования, культуры, изучения военной истории.

3. Учитывая, что начало XX века стало временем поиска глубинных смыслов человеческого существования и предчувствия глобального общечеловеческого кризиса, П.А. Столыпина следует идентифицировать применительно к той категории реформаторов, которые на уровне творческой интуиции были глубоко персоналистичны в своих политических решениях.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования были представлены и обсуждены на заседаниях кафедры ФГБОУ ВПО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д.Ушинского»; на международном коллоквиуме молодых ученых «Хронотоп рубежей» (Ярославль, ЯГПУ, 2008); VI образовательных чтениях ЦФО (Сергиев-Посад, 2009); всероссийских конференциях - «Духовные ценности науки, культуры, образования» (Ярославль, ЯрГУ им. П.Г.Демидова, 2009), «Образы города в горизонте российской динамики» (Ярославль, ЯГПУ, 2010), межрегиональных научно-практических конференциях «Преподавание гражданственности и российской культурной идентичности» (Ярославль, ИРО, 2009), «Формирование духовно-ценностных ориентиров школьников в процессе преподавания учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики» (Ярославль,

ИРО, 2012 ); X, ХШ, региональных Романовских образовательных чтениях (Тутаев, 2008, 2011,); четырех региональных научно-методических семинарах (Ярославль, ИРО, 2008, 2009, 2010, 2010гг.). Результаты диссертационного исследования нашли отражение в 6 публикациях, в том числе 2, осуществленных в изданиях, включенных в перечень ведущих рецензируемых научных изданий, рекомендованных ВАК РФ. Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав («Обоснование персонализма как актуально значимого подхода к историко-культурному познанию»; «П.А.Столыпин - государственный деятель и частный человек: персоналистский дискурс русской истории», заключения, библиографического списка использованных источников и литературы, включающего (208) наименований, 1 приложения, в котором представлены авторские разработки по актуализации персоналистской парадигмы в изучении истории современными школьниками. Общий объем работы составляет 253 с.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Резчикова, Елена Александровна

Данные выводы позволяют осуществить персоналистский дискурс как универсальную научную акцию применительно к значимой исторической личности. Отсюда вытекают полученные в диссертации результаты контекстуального и специального изучения личности и деятельности П.А. Столыпина.

Осуществление персоналистского дискурса культурно-исторического познания на примере П.А. Столыпина позволяет включиться в научно обеспеченный процесс возвращения для историко-культурной памяти значимых исторических фигур, прямолинейное восприятие которых до недавнего времени не позволяло оценить не только значение самих данных личностей, но и смысл их деяний.

П.А. Столыпин не относился к тем деятелям, которые, не пытаясь хранить самобытность и прожить жизнь по-своему, естественно встраиваются в организацию - форму массы - и повинуются программе или общественному настроению. Реформаторская практика П.А.Столыпина, ценная с точки зрения персоналистского дискурса, осуществлялась в переломную эпоху рубежа Х1Х-ХХ вв., когда резко усилилась роль личностного, морально-психологического факторов, побуждающих и определяющих те или иные политические решения. Именно данная ценностная канва представляется принципиальной и для современной политической «элиты», подтверждением чего может служить введение статута государственной награды: медали им. П.А. Столыпина, открытие Поволжской академии государственной службы им. П.А. Столыпина. П.А.Столыпин как национальный государственный деятель России без привкуса политической демагогии и риторики смог в критических условиях выдвинуть, обосновать идею Великой России с программой преобразований во всех областях государственной жизни, необходимых для осуществления этой идеи. В данном контексте мы можем утверждать, что жизненное движение П.А. Столыпина - путь к «персонализации», что отвечает не только сотериологической, но и исторической практике.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Персонализм как дискурс культурно-исторического познания, казалось бы, не вызывает сомнений. Но, касаясь политический истории, его возможный ресурс нивелируется заданными алгоритмами, хотя именно данный подход позволяет понять причины парадоксов, контекст эпохи. Персоналистский дискурс не имеет традиции в культурно-историческом познании, и в настоящее время предъявляется скорее на уровне популяризаторских работ как в литературно-художественном (издания серии ЖЗЛ), так и в публицистическом/телевизионном воплощении (Э.Радзинский). Необходимо констатировать, что важнейшая социокультурная сфера, связанная с выявлением закономерностей прихода личности к власти, форматом служения, источниками влияния, включая внутриличностные, хотя и значима для исторического познания, но при этом является одной из самых «обделенных» вниманием научной среды.

Понятие личности многогранно, ее концепт может быть представлен как совокупность тех свойств или характеристик личностного бытия: целостность, несводимость к природе, свобода, уникальность, общение, открытость, творчество, единство, любовь, динамизм существования, но которыми до конца не исчерпывается ее определение. Христианский персонализм утверждает личность как первичную творческую реальность, высшую ценность бытия. В персонализме мир - проявление творческого действия Верховной Личности Бога в союзе с творческой личностью человека.

Расширение и оценка широкого круга актуальных и острых проблем русского персонализма начала XX века в лице его ярчайших мыслителей представляет существенный интерес в контексте современной дискуссии о природе и статусе личности, в том числе, в системе исторического познания. Персоналистские позиции русской религиозно-философской мысли, включающие следующие интенции: вследствие утраты гуманности рассеиваются положительные жизненные силы людей, личность не может служить в качестве средства ни коллектива, ни другой личности - она сама делает свою судьбу; конечная цель личности состоит в том, чтобы брать на себя максимум ответственности и максимально преобразовывать реальность, так как богатый опыт личности, разлитый в мире, выражается в творчестве ситуаций, правил и установлений; личность есть живая активность самотворчества, коммуникации и единения с другими личностями, как категория аксиологическая, оценочная, незаменимая, призванная совершать самобытные творческие акты, личность существует при условии ценностей сверхличных - принципиальны для осуществления культурно-исторического познания.

Западноевропейская традиция персонализма во многом дублировала позиции русской религиозно-философской мысли: западноевропейский персонализм ставит духовную ценность, личность, понимаемую как средоточие, или корень, всех других ценностей, в центр человеческой реальности как таковой. Одной из центральных идей в понимании личности является мысль о вовлеченном существовании, означающем активный диалог христиан с современностью, вовлечение верующих в социальные движения; религиозное миропонимание призвано играть роль конструктивного фактора в преобразовании мира на гуманистических основах. Персоналисты акцентировали воспитательную функцию личностной философии, видя в ней педагогику, нацеленную на пробуждение личностного начала в человеке.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Резчикова, Елена Александровна, 2013 год

1. Столыпин слуга народа. Электронный ресурс.// Сайт. URL: http://stolypin-info.ru/archive (дата обращения 11.01.2012).

2. Фонд изучения наследия Столыпина Электронный ресурс.// Сайт. Электронное периодическое издание. URL: http://www.stolypin.ru/ (дата обращения 18.07.2012).

3. Музей-усадьба Средниково Электронный ресурс.//Сайт.1ЖЬ: http://www.serednikovo.ru/history/ stolypinp a/stolypin pa.html (дата обращения 2.02.13).

4. Саратовский Культурный центр им. П.А. Столыпина Электронный ресурс. //Сайт. URL:, http://wwwcenter-stolypin.ru (дата обращения: 8.10.12.)

5. Столыпин слуга народа. Электронный ресурс.: [сайт]. URL: http://stolypin-info.ru/archive (дата обращения: 1.02.2012.)

6. Аттестат зрелости/ Центральный государственный архив Петербурга, фонд 14, опись 3, дело 22039, листы 2-3 об.// Столыпин слуга народа. Электронный ресурс.: [сайт]. URL: http://stolypin-info.ru/archive (дата обращения: 1.02.2012.)

7. Столыпин, П.А. сайт. URL: http://stolypin-info.ru/archive (дата обращения: 1.02.2012.)

8. Столыпин слуга народа. Электронный ресурс.: [сайт]. URL: http://stolypin-info.ru/archive (дата обращения: 1.02.2012.)

9. Об обеспечении нормального отдыха служащих в ремесленных заведениях. /Высочайше утвержденное положение Совета министров, статья 1895 от 15 ноября 1906 года./ Электронный ресурс.: [сайт]. URL: http://stolypin-info.ru/archive (дата обращения: 1.02.2012.)

10. Уровень жизни и заработная плата в Российской империи: Статистический ежегодник на 1914 г. Электронный ресурс. / Под ред.

11. В.И. Шараго. СПб., 1914,- С.660 //сайт. URL: http://protown.ru/(flaTa обращения: 12.12.2010.)

12. Безгин, В. Крестьянская повседневность (традиции конца XIX начала XX века) Электронный ресурс. // Электронная библиотека Гумер. URL : http://www .gumer.info. 316 с.

13. Бенедиктов, H.B. Русский святыни Электронный ресурс./ Электронная библиотека Гумер. URL: http://www .gumer.info. 268 с.

14. Бердяев, H.A. Самопознание (опыт философской автобиографии) Текст. /H.A. Бердяев.- М.: Международные отношения, 1990. 336 с.

15. Бердяев, H.A. О назначении человека. Опыт парадоксальной этики Текст. /H.A. Бердяев. Париж: Современные записки, 1931. - 320 с.

16. Бердяев, H.A. Философия свободного духа Электронный ресурс.// Библиотека Golden-Ship.ru, 2012. URL: http://golden-ship/.

17. Бердяев, H.A. О рабстве и свободе человека. Опыт персоналистической философии. Электронный ресурс. N 5(13). URL: http://wwwpsystudy.ru.

18. Бердяев, H.A. Размышления о русской революции Электронный ресурс.// Библиотека «Вехи» 2004. C.38.URL: http //www.vehi.net

19. Бердяев, H.A. Смысл истории: опыт философии человеческой судьбы. Текст. /H.A. Бердяев. Париж: YMSA-PRESS, - 269 с.

20. Бердяев, H.A. О судьбе человека в современном мире. Электронный ресурс. /Библиотека Вехи. URL: http:// http://www.vehi.net (дата обращения: 15.06.2009)

21. Бок, М. П. А. Столыпин: воспоминания о моем отце. Текст. / М.П. Бок. -М.: Современник, 1992. 316 с.

22. Бородин, А. П. Столыпин. Реформы во имя России. Текст. / А.П. Бородин. М.: Вече, 2004. - 384с.

23. Боханов, А.Н. Горинов М.М. История России с древнейших времен до конца XX века Электронный рескурс. //Электронная библиотека Гумер. История России XX век. URL: http://www .gumer.info.

24. Боханов, А.Н. Николай Второй. Текст. / А.Н. Боханов. М.: АСТ-ПРЕСС, 2002. - 176 с.

25. Боханов, А.Н. Российская Империя: образ и смысл. Текст. / А.Н. Боханов. М.: ФИВ, 2012. - 592 с.

26. Боханов, А.Н. Любовь без границ. Святая Царица. Электронный ресурс. 24 ноября 2006. URL: http://www.fondiv.ru/articles/2/108/

27. Бразоль, Б.Л. Царствование Императора Николая II 1894-1917 в цифрах и фактах. Текст. / Б.Л. Бразоль. Исполнительное Бюро Общероссийского Монархического Фронта, 1958. - 28 с.

28. Бубер, М. Проблема человека. Электронный ресурс. /Электронная библиотека Якова Кротова. URL: http:// www. kr oto v. i n fo/1 i brar у 231 стр.

29. Василенко, Л.И. Введение в русскую религиозную философию. Текст. / Л.И. Василенко. М.: Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет, 2006. - 442 с.

30. Волков, C.B. Трагедия русского офицерства. Электронный ресурс. М., 1993. URL: http://ric0l0r.0rg/hist0ry/b/v0lk0v/ (дата обращения: 8.08.2011)

31. Гвардини, Р. Конец Нового времени. Электронный ресурс. URL: http://www.planeta-l.ru/guardinir 18 с.

32. Дворкин, A.A. Иван Грозный как религиозный тип. Текст. / A.A. Дворкин. М.: Христианская библиотека, 2009. - 342 с.

33. Гарнцев, М. А. Некоторые аспекты проблемы человека в средневековой западной философии Электронный ресурс. URL: http://www. anthropology.ru/garncev.

34. Гуревич, П.С. Философия человека. Электронный ресурс.// Русский Гуманитарный Интернет Университет: библиотека учебной и научной литературы. URL: http://WWW.I-U.RU. 169 с.

35. Зеньковский, В. В. История русской философии Электронный ресурс./Электронная библиотека о. Якова Кротова. URL: http://www.krotov.info/library. 816 с.

36. Зубов, А.Б. История России XX век. Текст. / А.Б. Зубов, в 2-х тт. Том I .- 1894-1939 гг - М.: ACT, 2009. - 1024 с.

37. Иванов, В.Ф. Православный мир и масонство. Текст. / В.Ф. Иванов. -Харбин, 1935. С. 127.

38. Ильин, И.А. Путь к очевидности. Электронный ресурс. // Хронос: Всемирная история в Интернете: биографический указатель: URL: http://www.hrono.ru.

39. Ильин, И.А. Кризис безбожия. Электронный ресурс. // электронная библиотека Золотой корабль: собр. соч. М.: Русская книга, 1996.- Т.1.-С.332-358. URL: http://www. Golden-Ship.ru

40. Кисин, С. Петр Столыпин. Последний русский дворянин. Текст. / С. Кисин. Ростов на Дону: Феникс, 2010.-381 с.

41. Кожинов, В.В. Россия век XX. 1901-1939. Электронный ресурс. / Библиотека портала «Россия». Т.1. 581 с. URL: http://rusology. narod.ru/ruO 1/ kozhinov/kozhino vindex.htm

42. Коломийцев, В.Ф. Методология истории (От источника к исследованию). Текст. /В.Ф. Коломийцев. М.: (РОССПЭН), 2001. - 191 с.

43. Кувакин, В.А. Религиозная философия в России в начале XX века электронный ресурс. // Информационный портал Русский архипелаг. 2011. 18 с.

44. Лихачев, Д.С. Сборник статей. Текст. / Д.С. Лихачев. М.: Молодая гвардия, 1993. - С.454.

45. Марков, О.Д. Русская армия в 1914-1917 гг. Текст. /О.Д. Марков. СПб.: изд-во Галея Принт, 2001. -160 с.

46. Маркузе, Г. Одномерный человек. Электронный ресурс./ Электронная библиотека RoyalLib. URL: http://royal 1 ib.ru/book/ 64 с.

47. Митрополит Вениамин, (Федченков). О вере, неверии и сомнении. Электронный ресурс./Электронная библиотека Золотой корабль. 2011. 173 с. URL: http:// Golden-Ship

48. Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Текст./ Иоанн (Снычев). СПб.: изд-во Л. С. Яковлевой, 1994. - 352 с.

49. Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Одоление смуты. Слово к русскому народу. Электронный ресурс. / Электронная библиотека Золотой корабль . URL: http://wwwgolden-Ship, 2011. 216с.

50. Могилевский, К.И, Соловьев, К.А. П.А.Столыпин: личность и реформы Электрогнный ресурс. Калининград, 2007. 345 с. URL.: www.hronos.km.ru

51. Мунье, Э. Персоналистская и общественная революция электронный ресурс.//Электронная библиотека Либрусек. URL: http://lib.rus. С. 43

52. Мунье, Э. Манифест персонализма, электронный ресурс. / пер. В. М. Володина. URL: http://lib.rus. 264 с.

53. Нарочницкая, H.A. Россия и русские в мировой истории. Текст./ H.A. Нарочницкая. М.: Международные отношения, 2003. - 536 с.

54. Ольденбург, С.С. Царствование Императора Николая Второго. Текст./ С.С. Ольденбург. СПб.: Метрополь, 1991.-672 с.

55. Ортега-И-Гассет, X. Восстание масс. Электронный ресурс./ Электронная библиотека RoyalLib. URL: http://royallib.ru/book/ 56 с.

56. Пушкарева, Н. Л. «История повседневности» как направление исторических исследований Электронный ресурс. URL: http://www. perspektivy.info/history/istoriia povsednevnostikak napravleniieistoricheski h issledovanij 2010-03-16.htm

57. Россия в начале XX века: исследования. Текст. /Под ред. А. Н. Яковлева. М.: Новый хронограф, 2002. - 744 с.

58. Российское духовенство и свержение монархии в 1917 году: материалы и архивные документы по истории Русской Православной Церкви Текст. / предисловия и комментарии М.А.Бабкин. М.: Индрик, 2006. - 504 с.

59. Павлов, Ю.А. Воспоминания штабс-капитана В.М. Молчанова о русской армии накануне Первой мировой войны Электронный ресурс. URL: http://www.liveinternet.ru/users/panzir56/postl38245309/

60. Панарин, A.C. Философия истории: учебное пособие Текст. / под ред. A.C. Панарина. М.: Гардарики, 1999.- 432 с.

61. Панарин, A.C. Русская цивилизация. Электронный ресурс. Электронная библиотека Патриотика. URL.: http://www.patriotica.ru/. 52 с.

62. Перевезенцев, C.B. Россия. Великая судьба. Текст. / C.B. Перевезенцев. М., Белый город. 2006. - 704 с.

63. Петр Аркадьевич Столыпин. Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном совете 1906-1911. Текст. / Редактор-сост., автор примечаний: Ю. Г. Фелыптинский. М.: Молодая гвардия, 1991.-379 с.

64. П.А. Столыпин. Биохроника. Текст. / Фонд изучения наследия П.А. Столыпина/ под общей ред. П.А. Пожигайло. М.: РОССПЭН, 2006. -376 с.

65. П.А.Столыпин: Программа реформ. Документы и материалы: в 2 т. Текст. / Фонд изучения наследия П.А. Столыпина/ под общей ред. П.А. Пожигайло . Т.2. - М.: РОССПЭН, 2003. - 799 с.

66. Пожигайло, П. А., Шелохаев, В. В. Петр Аркадьевич Столыпин: интеллект и воля. Текст. / П.А. Пожигайло, В.В. Шелохаев. М.: РОССПЭН, 2005. - 239 с.

67. Пожигайло, П.А. Столыпинская программа преобразований России (1906-1911). Текст. / П. А. Пожигайло. М.: РОССПЭН, 2007. - 240 с.

68. Правители России: Биографический словарь Текст. / Под ред. В.В. Богуславского. -М.: ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2006,- С. 909

69. Рыбас, С. Ю. Столыпин. Текст. / С.Ю. Рыбас. М.: Молодая гвардия, 2009. -464 с.

70. Сахаров, А.Н. Общие проблемы исторической науки. О новых подходах в российской исторической науке. 1990-е годы История и историки. Текст. //Историографический вестник /Отв. ред. А.Н. Сахаров; Ин-т рос. истории. М.: Наука. 2002. - 223с

71. Савка, A.B. Персоналистская концепция русской философии и современность. Электронный ресурс.// URL: http://rudocs.exdat. com/docs/index-51569.html. С.7.

72. Сборник «Вехи» Электронный ресурс. 1909. URL:http //www.vehi.net

73. Свешников, В. Очерки христианской этики: Учебное пособие. Текст./ протоиерей Владислав Сешников. М.: Паломник, - 614 с.

74. Сидоровнин Г.П. П.А. Солыпин: Жизнь за Отечество: Жизнеописание (1862-1911). Текст./ Г.П. Сидоровнин. Саратов: Культурный Центр им. П.А. Столыпина, 2002. - 600с.

75. Сенявская, Е.С. Психология войны в XX веке. Исторический опыт России электронный ресурс. / Елена Спартаковна Сенявская. 1999. С. 3. URL: http://fanread.ru/book.

76. Столыпин, П.А. Переписка. Текст. / под общей ред. П.А.Пожигайло,-М.: РОССПЭН, 2004. 704 с.

77. Столыпин, П.А. Я верю в России. Текст. /Составитель: В.Яськов. -М.: Эксмо, 2012.-592 с.

78. Столыпин, П.А. Мысли о России: Сборник цитат. Текст. / Под общей ред. П.А.Пожигайло. М.: РОССПЭН, 2006. - С. 128.

79. Столыпин, П.А. Грани таланта политика. Текст. / Под общей ред. П.А.Пожигайло. М.: РОССПЭН, 2006. - 623 с.

80. Столыпин, Петр Аркадьевич Электронный ресурс. // Хронос: Всемирная история в Интернете: биографический указатель: URL.: http://www.hrono.ru/biograf/bios/stolypin pa.php . 04.04.2012.

81. Петр Аркадьевич Столыпин: энциклопедия Текст. / ред. В.В. Шелохаев. М.: РОССПЭН, 2011.- 736 с.

82. Столыпин, П. А. Нам нужна Великая Россия: Полное собрание речей в Государственной думе и Государственном Совете. Электронный ресурс. М.: Молодая гвардия, 1991. URL.:http://the 1 ib.ru/books/stolipin

83. Столыпин, Д.А. Очерки философии и науки. Наш земледельческий кризис. Текст./ Д.А. Столыпин. М.: Типография А. Гатцука, 1891. -111с.

84. Столыпин, Д.А. К вопросу о крестьянском хозяйстве. Текст./ Д.А. Столыпин. М.: Типография В.А. Готцук, 1893. -17 с.

85. Столыпин, А. П. П.А. Столыпин, 1862-1911. Текст. / А.П. Столыпин /Репринт, воспроизведение изд. 1927 г. М.: Планета, 1991. - 102 с.

86. Столыпин, П.А. Я верю в Россию. Текст. /составитель: В.Яськов. -М.: Эксмо, 2012. 592 с.

87. Столыпин, А.П. Слово об отце. Электронный ресурс. Париж, 1986 г. URL: http://www.bibliotekar.rU/stolypin/2.htin.

88. Тихомиров, JI.A. Личность. Общество. Церковь. Текст. / Л.А. Тихомиров. Минск: Белорусская Православная Церковь, 2010. - 480 с.

89. Тери, Э. Экономическое преобразование России: перевод с французского А.А.Пешкова. Текст. Э. Тери. М.: РОССПЭН. 2008. - 183 с.

90. Федюк, В.П. Керенский/ Текст. / В.П. Федюк / Жизнь замечательных людей. М.: Молодая гвардия, 2009.- 441 с.

91. Флоровский, Г. Пути русского богословия. Электронный ресурс. /Электронная библиотека: Православие и современность. Holy Trinity Orthodox School, 2003, 786 с.

92. Франк, С.Л. Человек и Бог. Текст. / С.Л. Франк. Минск: Белорусская Православная Церковь, 2010. - 528 с.

93. Франк, С. Смысл Жизни, электронный ресурс.//Библиотека Вехи. Стр.4 URL.: http://www.vehi.net.

94. Фромм, Э. Человек для себя. Электронный ресурс./ Электронная библиотека RoyalLib. URL: http://roval 1 ib.ru/book/ 119 c.

95. Хоружий С.С. Философия Карсавина в судьбах европейской мысли о личности. С 2. Электронный документ. 12 с. URL: synergia-isa.ru/wordpress/wp-content/./12/horkarsvin-v-sudbah.doc

96. Хотулев, В. В. Петр Столыпин: Трагедия России. Текст./ В.В. Хотулев. Смоленск: Русич, 1998. - 496 с.

97. Шацилло, К.Ф. Корни кризиса вооружений русской армии в начале Первой мировой войны / Первая мировая война: пролог XX века. Электронный ресурс. М.,1998. С.554-569. URL: http://navycollection.

98. Шеллер, М. Человек и история. Электронный ресурс. URL: http://vispir.narod.ru/scheler.htm. 148 с.

99. Юркевич, П.Д. Сердце и его значение в духовной жизни человека, по учению Слова Божия Текст. / П.Д. Юркевич /Философские произведения. М.: Правда, 1990. - С.69-103.

100. Ясперс, К. Духовная ситуация времени Электронный ресурс./Электронная библиотека RoyalLib. 84 с. URL: http://royallib.ru/ book/1. Периодические издания.

101. Аксючиц, В. Христианская личность Электронный ресурс. //Богослов.- 18.01.2011. 27 с. URL: http://www.bogoslov.ru/text/ 1144159.html

102. Бердяев, H.A. Духи русской революции // Из глубины /Сборник статей о русской революции Электронный ресурс.// Библиотека «Вехи» 2004. URL: http //www.vehi.net

103. Буфеев, С. Православное понимание личности Электронный ресурс.// Развитие личности. 2004 N4. С. 97—111. URL: http://rl-online.ru/ articles, html

104. Ванд, JI. Э., Муратова А. С. Российская ментальность: прошлое и настоящее Электронный ресурс. // Мир психологии. 2004. N 4. С. 251 -260. http //www. prakultura.ru:

105. Есипова, (Овсянникова) Л.В. Варианты классификации персонализма Электронный ресурс. // информационный гуманитарный портал: Знание. Понимание. Умение. 2008. N 1. URL: http://zpu-journal.ru

106. Игумен Вениамин (Новик). Христианские персонализм и дионисизм Ф.М.Достоевского Электронный ресурс.// Октябрь. N 9, 2007. URL: http://www.vehi.net/

107. Иеромонах Мефодий, Зинковский. О богословском персонализме протоиерея Иоанна Мейендорфа Электронный ресурс.// Богослов. 24.02.2012. URL: http://www.bogoslov.ru

108. Изонов, В.В. Подготовка русской армии накануне Первой мировой войны Текст. /В.В. Изонов // Военно-исторический журнал. 2004. -N 10. - С. 34-39.

109. Киприянова, Е.В., Якуба, Е.П. Социализация школьников посредством исторического образования. Текст./ Е.В. Киприянова, Е. П. Якуба. //Преподавание и истории в школе. N 6 . - 2011.- С. 47-50.

110. Казанина, Л. Часть вины: столыпинская программа в оценке российских либералов Текст. / Л. Казанина // Родина. 2010. - N 7. - С. 83 -84.

111. Карсавин, Л.П. Пролегомены к учению о личностиЭлектронный ресурс.// Путь. N 12 (август) 1928 С.31-46 http://www.odinblago.ru/path/l 2/

112. Кулешов, A.C. Семейно-родовая культура русского дворянства на рубеже Х1Х-ХХвв (по мемуарам Т.А. Аксаковой-Сиверс) Текст. / A.C. Кулешов //История и обществознание в школе. N 3.- 2010. - С. 24-28.

113. Ковшов. М.В. Богословское понятие личности в современной православной психологии Электронный ресурс. // Психологическая наука и образование. 2011. N3. С. 1-10. URL: http:// www.psyedu.ru.

114. Кульпин, Э.С. Эволюция российской ментальное™. Два субэтноса Текст ./Э.С. Кульпин // История и современность. 2008 - N 2 (сентябрь). -С. 34-54

115. Курляндский, И. В Бога и святых он не верил с детства. Текст. / И.В. Курляндский //Политический журнал. 4 июня 2007. - С. 106-111.

116. Лихачев, Д.С. О русской интеллигенции Текст./ Д.С. Лихачев // Новый мир. 1993,- N 2,- С. 3- 9.

117. Лосский, В.Н. Богословское понятие человеческой личности Текст./ В.Н. Лосский //Богословие и Боговидение. М.: Свято-Владимирское братство, 2000. - 15 с.

118. Малер, A.M. Персонализм православной аскетики и имперсонализм современных идеологий Электронный ресурс. // Богослов. 16. 11. 2010. URL: http://www.bogoslov.ru .38 с.

119. Марцинковская, Т.Д. Вариации на тему персонализма: российский и французский подходы Электронный ресурс.// Психологические исследования: электрон, науч. журн. 2010. N 5(13). URL http://psystudy.ru

120. Мелих Ю.Б. О личности Л.П. Карсавина. К 125-летнему юбилею. Текст. / Ю. Б. Мелих // Вестник МГТУ, т. 10. N 3. - 2007,- С.409 - 417 .

121. Митрополит Иоанн, (Зизиулас). Личность и Бытие Электронный ресурс.: перевод с греч. Сергея Чурсанова. URL: http://www.xpa-spb.ru/libr/Ioann-Ziziulas/lichnostn.html. (дата обращения 19.05.2012)

122. Могилевский, К. Страна без всяких утопий Текст. / К. Могилевский // Родина. -2008. -N8.- С. 8-10.

123. Николаева, И.Ю. Методологический синтез: «сверхзадача» будущего или реалия сегодняшнего дня Электронный ресурс.// История повседневности. URL: Брунет.

124. Новикова, Л.А. Столыпин как государственный деятель. Текст. / Л.А. Новикова //Политические исследования. 2001. - N 4. - С.60-70.

125. Плеханов, Г. Роль личности в истории. Электронный ресурс. // Скепсис С. 300-338. URL: http://www scepsis.ru

126. Полохов, Д. Православие и современность. Концепт личности в православном богословии Электронный ресурс.// Информационно-аналитический портал. URL: http://www.eparhia-saratov.ru.

127. Петрович, В.Г. Нам до сих пор нужна великая Россия или сто лет без Столыпина. Текст./ В.Г. Петрович //Преподавание истории в школе. -2011,-N7. С. 41-47.

128. Петр Аркадьевич Столыпин: специальный номер. [Текст]. // Родина. -2012,- N4,- С. 2- 129.

129. Постников, П.Г. Историческое сознание как цель, ценность и результат образования. Текст. / П.Г. Постников // История и обществознание в школе. N 8. - 2003,- С 59 - 64.

130. Розанов, В. Историческая роль Столыпина. Текст. / В. Розанов // Наш современник. 1991. - С. 151-155.

131. Розанов, В. Цель человеческой жизни Текст. /В. Розанов // Вопросы философии и психологии. 1892. - кн. 14. - С. 136-164; - кн. 15. С. 1-31. - М.: Прогресс-Культура, 1994.

132. Рыбакова, Г.Г. Рыбаков C.B. Воспитание историей: образ или схема? Электронный ресурс. //Проект «Ахей». URL: http:mmj.ru// Дата обновления: 13.04.2005

133. Рыжкова, Г.С. Школа русского персонализма Электронный ресурс.//София: Рукописный журнал «Общества ревнителей русской философии». 2005. N 8. URL: http://virlib.eunnet.net

134. Севенко, A.B. Вклад Столыпина в военно-историческую науку. Электронный ресурс. URL: http://www.proza.ru /2011/09/22/1505. Свидетельство о публикации №211092201505

135. Севенко, A.B., Родионов А. Петр Столыпин и армия. Электронный ресурс.// Белорусская военная газета центральный военный печатный орган республики Беларусь. Гродно, URL: vsr.mil.by/2012/01 /25/petr-stolypin-i-armiya/

136. Селищев, Н.Ю. Столыпин и его время Электронный ресурс. // Русская государственность. URL: http://gosudarstvo.voskres.ru

137. Станкевич, J1. П., Полякова И.П. Феномен повседневности: сущность, содержание и целостность Текст./ Л.П. Станкевич, И.П. Полякова // Философия и общество,- N 2 апрель июнь. - 2009. - С. 72-81.

138. Солженицын, А. И. Образованщина Текст./ А.И. Солженицын //Новый мир. 1993,- N 5,- С.28-46

139. Столыпин как всегда ничего не понимает и ломит. Премьер-министр другими глазами Текст. //Источник. Документы русской истории. 2002. -N 6. С. 21-30.

140. Флоренский, П.А. Иконостас Электронный ресурс. URL: http //www.vehi.net/. 2000. 57 с.

141. Франк, С.Л. Религиозные основы общественности. Текст./ С.Л Франк// Путь. №1. - сентябрь 1925,- С. 9-29

142. Шевырин, В.М. Феномен Столыпина. Текст./В.М. Шевырин //Россия и современный мир. 2002. -№ 3. - С. 145-151.

143. Диссертационные исследования. Авторефераты.

144. Алексеев, А. В. Духовно-нравственное состояние русского общества конца XIX начала XX веков; историко-конфессиональный (православный) взгляд: Автореф. дис. . кандидата исторических наук./ A.B. Алексеев. - М., 2008. - 235 с.

145. Гребешев, И.В. Опыт персоналистской философии истории: Н.Бердяев и Г.Федотов Электронный ресурс.: Автореф. дис. . канд. филос. наук. -М., URL: http://www.humanities. edu.ru/db/msg

146. Гребешев, И.В. Метафизика личности: персоналистические традиции в русской философии конца XIX нач. XX вв: Автореф.дис. . доктора филос. наук ./ И.В. Гребешев. - М., - 34 с.

147. Душкова, З.В. Роль личности в истории: историософский анализ: Автореф. дис. . канд. филос. наук. / З.В. Душкова. М.: Моск. гос. техн. ун-т им. Н.Э. Баумана, 2009. - 24 с.

148. Крикунов, А.Е. Феномен образования в проблемном поле русской персоналистической философии. Автореф.дис. . доктора пед. наук. / А.Е. Крикунов. Елец, - 43 с.

149. Лямцев, Е.В. Экзистенциальный персонализм H.A. Бердяева в контексте отечественной и западной философской мысли Электронный ресурс. Автор.дис. .канд. филос. наук. М., 2007. URL: http: http://www.twirpx.com (дата обращения: 8.11.2010)

150. Прасолов, M.E. Субъект и сущее в русском метафизическом персонализме Электронный ресурс.: Автореферат .докт философ, наук, Спб, 2010. URL: http://www.dissercat.com/faaTa обращения: 4.09.2011)

151. Учебные пособия и учебники.

152. Волобуев, О.В. История России XX век: учебное пособие для 9 класса Текст. / О.В. Волобуев . М.:Дрофа, 2001. - С. 48-59.

153. Валиуллин, К.Б., Зарипова, Р.К. История России. XX век. Часть 2: Учебное пособие. Текст. / К.Б., Валиуллин, Р.К. Зарипова. Уфа: РИО БашГУ, 2002. - 234 с.

154. Волобуев, О.В. Россия и мир XX век: учебное пособие. Текст. / О.В. Волобуев. М.: Дрофа, Веди-принт, 2003. - С.27-31.

155. Данилов, A.A. История России XX начало XXI века: учебное пособие для 9 класса Текст. / А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю. Брандт. - М.: Просвещение, 2008. - С.45-50

156. Дмитриенко, В.П., Есаков, В.Д., Шестаков, В.А. История Отечества XX век. 11 класс: учебное пособие Текст./ В.П. Дмитриенко, Есаков В.Д., ,

157. B.А. Шестаков, М.: Дрофа, 2000.-. С. 36-41.

158. Загладин, Н.В., Козленке, С.И. История Отечества XX начало XXI века. Учебник для 11 класса средних общеобразовательных учреждений. Текст. / Н.В. Загладин, С.И. Козленко. - М.: ТИД Русское слово - PC, 2003. - С. 54-63

159. История России. Теории изучения. Книга вторая. Двадцатый век. Учебное пособие Текст. /под. ред. Б. В. Личмана. Екатеринбург: Изд-во "СВ-96", 2001 г. -304 с.

160. История России. 1917- 2004: Учеб. пособие для студентов вузов Текст. /под ред. А. С. Барсенкова, А. И. Вдовина. М.: Аспект Пресс, 2005.- 816 с.

161. Мунчаев, Ш.М., Устинов, В.М. История России: учебник для ВУЗов. Текст./ Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. М.: НОРМА, 2005. - 592 с.

162. Левандовский, A.A., Щетинов, Ю.А. История России XX начало XXI века: учебное пособие для 11 класса. Текст. / A.A. Левандовский, Ю.А. Щетинов. - М.: Просвещение, 2003. - С. 63-72.

163. Островский, В.П. Уткин А.И. История России XX век: учебное пособие для 11 класса. Текст./ В.П. Островский, А.И. Уткин. М.: Дрофа. 2001.1. C. 84-91.

164. Пашков, Б.Г. История России. XX век: учебник для 9 класса. Текст./ Б.Г. Пашков. М.: Дрофа, 2000. - С. 55-61.

165. Шестаков, В.А. История Отечества XX век: учебник для 9 класса. Текст. /В.А. Шестаков /под ред. А.Н. Сахарова М.: Просвещение, 2000,- С.45-50.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.