Фортепианное исполнительство в современной культуре Санкт-Петербурга: институционально-морфологический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат наук Карабанова, Анастасия Александровна

  • Карабанова, Анастасия Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 164
Карабанова, Анастасия Александровна. Фортепианное исполнительство в современной культуре Санкт-Петербурга: институционально-морфологический аспект: дис. кандидат наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Санкт-Петербург. 2016. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Карабанова, Анастасия Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1 Фортепианное исполнительство в системе культурологического

знания

1.1 Фортепианное исполнительство как объект исследования: ракурсы изучения и постановка задач

1.2 Фортепианное исполнительство как феномен культуры: морфологический анализ

1.3 Становление и развитие фортепианного исполнительства как культурного института

1.4 Фортепианное исполнительство в пространстве современной культуры

Глава 2 Сценические формы фортепианного исполнительства

2.1 Публичный концерт как традиционная форма исполнительской презентации

2.2 Анализ фортепианного репертуара основных концертных залов Санкт-Петербурга

2.3 Конкурсы исполнителей

2.4 Оценка качества фортепианного исполнительства

Глава 3 Фортепианное исполнительство в условиях технического

прогресса

3.1 Звукозапись как феномен культуры

3.2 Интернет как новая жизненная среда для классического музыканта и слушателя

Заключение

Библиографический список

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фортепианное исполнительство в современной культуре Санкт-Петербурга: институционально-морфологический аспект»

Введение

Актуальность темы данного исследования обуславливается тем, что в нынешней, стремительно меняющейся культурной ситуации, происходят существенные изменения в функционировании институтов музыкальной культуры, в частности, быстро меняются сами формы существования фортепианного исполнительства. Появляются новые, неведомые раньше, способы распространения фортепианного искусства, в том числе, через Интернет. Модифицируются, изменяются такие, казалось бы, устоявшиеся, сложившиеся формы, как концерт, звукозапись.

Новые технологии повлияли на отношение к музыкальному продукту, к музыкальному творчеству, а также на сами институты исполнения и «производства» музыки. В связи с этим возникает ряд важных вопросов: могут ли новые формы существования фортепианного исполнительства вытеснить традиционный публичный концерт? Насколько готовы традиционные формы к преобразованиям, или же они ограничатся лишь ролью хранителей наследия классического музыкального искусства?

Таким образом, изучение институтов фортепианного исполнительства в современной культуре может помочь понять тенденции их дальнейшего развития, а также оказывается важнейшим подспорьем для анализа художественной культуры в целом.

Степень разработанности проблемы. Существует множество работ, посвящённых теории и методике фортепианного исполнительства, написанных такими известными музыкантами как А. Корто, Я. И. Мильштейн, И. А. Браудо, Г. Г. Нейгауз, Н. И. Голубовская, Н. Е. Перельман, И. Гофман, С. Е. Фейнберг, С. И. Савшинский. Методическая направленность также присутствует в исследованиях психологии исполнительства (К. А. Мартинсен, О. Ф. Шульпяков) и физиологии фортепианной техники (работы Р. М. Брейтхаупта, Ф. А. Штейнхаузена, А. А. Шмидт-Шкловской).

История клавишных инструментов подробно исследована в фундаментальнх трудах М. С. Друскина, А. Д. Алексеева, И. В. Розанова. Также рассмотрены такие отдельные аспекты фортепианного исполнительства, как история концертной практики (Е. В. Дуков, Л. П. Казанцева), история исполнительских стилей (Г. Шонберг, А. Д. Алексеев, Л. Е. Гаккель), история фортепианной педагогики (А. А. Николаев, А. Д. Алексеев, С. Н. Гринштейн).

Социология музыки как самостоятельная научная дисциплина, начиная с 1960-х гг., разрабатывалась в трудах А. Н. Сохора и В. С. Цукермана. Разрабатывались также вопросы социальных функций музыки и её изменения в меняющихся условиях, типология слушательских групп, классификация и социально-воспитательная роль музыки, передаваемой по радио и телевидению (Г. М. Головинский, Э. Е. Алексеев, Ю. Малышев, А. Клотинь, А. Золотов, Г. Орджоникидзе, Л. Левин).

Вопросы социального функционирования музыкального исполнительства в системе массовых средств распространения музыки затрагиваются в статьях Л. А. Баренбойма, Г. М. Когана, Н. П. Корыхаловой, Ю. В. Капустина и др.

Исследуются отдельные аспекты функционирования фортепианного исполнительства: концертная жизнь (Е. В. Дуков), звукозапись (Ю. Н. Стреглов), современная интерпретация (диссертации А. А. Игламовой, Н. Г. Драча; статьи А. Ляховича, М. Чернявской, А. Немзера и др.).

Интернет-культура как особая среда функционирования искусства рассматривается в работах Я. Иоскевича, Д. Гаклина и многих других авторов.

Однако все эти работы при всей их ценности и значимости рассматривают лишь отдельные аспекты фортепианного исполнительства, либо исследуют его как отдельный феномен, изолированный от общекультурных процессов. Только в последнее время стала осознаваться важность и необходимость культурологического подхода к искусству, и стали появляться отдельные работы, включающие фортепианное исполнительство в общекультурный контекст (например, диссертации А. А. Мазикова и Н. И. Мельниковой).

Таким образом, несмотря на то, что фортепианное исполнительство изучено достаточно хорошо, до сих пор не было попыток разобраться, из каких элементов оно состоит, в каких формах и видах присутствует в жизни современного общества, то есть комплексно исследовать его институционально-морфологическую структуру.

Объектом исследования является фортепианное исполнительство

Предметом исследования - формы существования фортепианного исполнительства в современной музыкальной культуре Санкт-Петербурга.

Целью исследования является комплексный анализ институционально -морфологической структуры фортепианного исполнительства в контексте современной культуры Санкт-Петербурга.

Задачи исследования:

1. Выявить особенности фортепианного исполнительства как феномена культуры и показать его морфологию.

2. Проследить формирование и развитие фортепианного исполнительства как культурного института.

3. Проанализировать основные формы существования фортепианного исполнительства в прошлом и их трансформации в современной культуре.

4. Дать характеристику новым формам и способам распространения фортепианного исполнительства.

5. Обосновать методы оценки фортепианного исполнительства в различных формах его существования.

Методологическая база исследования. В данной работе фортепианное исполнительство рассмотрено с точки зрения институционально-морфологического аспекта.

Морфологический анализ предполагает рассмотрение фортепианного исполнительства как целостной системы, состоящей из определённых компонентов (композитор, исполнитель, слушатель и т. д.), которые находятся друг с другом в определённых функциональных взаимоотношениях. Этот анализ

также предполагает установление существующих в культуре видов фортепианного исполнительства как формы творческой деятельности.

Институциональный аспект подразумевает исследование фортепианного исполнительства как института культуры, то есть анализ форм, в которых оно существует в современном культурном пространстве: как традиционных, сложившихся ещё в XIX веке, так и новых, возникших под влиянием научно-технического прогресса.

Кроме этого, основными для данной работы явились следующие методы:

- Структурно-функциональный подход, дающий возможность проанализировать из каких составных элементов состоит фортепианное исполнительство как феномен культуры и взаимосвязи между ними.

- Диахронический и синхронический методы, позволяющие увидеть процесс развития фортепианного исполнительства как в исторической перспективе, так и в выделенном отрезке времени.

- Системный подход, обобщая данные, полученные из разных областей знания, позволил увидеть фортепианное исполнительство как целое, а также

- Компаративный метод, основанный на сопоставлении отдельных параметров фортепианного исполнительства как в разных временных периодах, так и в пространстве современной культуры.

Научная новизна исследования:

1. Фортепианное исполнительство рассмотрено как культурный феномен, представляющий систему взаимосвязанных элементов, дан его морфологический анализ.

2. Проанализированы формы существования фортепианного исполнительства в современной культуре, изучен его институциональный аспект.

3. Статистически и качественно охарактеризованы изменения, произошедшие с традиционными формами исполнительской презентации: публичным концертом и конкурсами, прослежены репертуарные тенденции последних лет на базе основных концертных залов Санкт-Петербурга.

4. Проанализировано влияние новых технических средств, технического прогресса на фортепианное исполнительство, дана характеристика новым формам распространения фортепианного искусства (Интернет, звукозапись) и определено их место в музыкальной культуре.

5. Обоснована новая методика количественной оценки фортепианного исполнительства на основе квалиметрии для соревновательных, конкурсных форм и различных аттестаций.

Теоретическая значимость исследования. Данное исследование способствует прояснению сущности фортепианного исполнительства как явления культуры, выявляет взаимосвязи между формами его существования и общекультурными процессами. Предложенные в нём методы и подходы могут служить основой для исследований в других областях культурологии искусства.

Практическая значимость диссертации. Материалы работы могут быть использованы в курсах истории фортепианного исполнительства, современного исполнительского искусства, а также служить основой в курсе культурологии музыки. Предложенная методика количественной оценки качества фортепианного исполнительства может быть использована для самых разнообразных соревновательных форм: вступительные экзамены, промежуточные аттестации, всевозможные конкурсы исполнителей (начиная от внутришкольных, заканчивая крупными международными соревнованиями).

Репертуарная статистика позволит концертным организациям наглядно осознавать существующую картину, оценивать тенденции развития и лучше планировать свою деятельность, чтобы быть ещё более привлекательными как для слушателей, так и для исполнителей.

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на теоретических аспирантских семинарах и заседаниях кафедры теории и истории культуры РГПУ им. А. И. Герцена, на международных научно-практических конференциях «Современное музыкальное образование — 2014» и «Современное музыкальное образование —

2015» (СПб, декабрь 2014 и 2015 гг.), а также на конференции «Культурология в России: состояние и перспективы» (памяти Ю. Н. Солонина), СПб, октябрь 2015. По теме диссертации опубликовано 5 статей, 3 из них - в журналах перечня ВАК.

Положения, выносимые на защиту.

1. Традиционная форма публичного концерта под воздействием социокультурных факторов претерпевает существенные изменения по отношению к пространству, форме подачи материала, репертуарной политике. В частности, заметным оказывается стремление к выходу за пределы концертного зала в более демократическую обстановку (музицирование на улицах, концерты на открытых площадках и т. п.).

2. Наблюдается возрождение импровизационной культуры исполнительства, нередким оказывается сочетание в одном лице исполнителя и композитора.

3. Наряду с существованием академического концерта, заметным становится стремление к внедрению в него элементов массовой культуры, что приводит к усилению визуального плана в концертной практике, акцентированию внешнего облика исполнителей, театрализации, а также — к диалогу академических и неакадемических традиций (например, внедрение элементов джаза в классические концерты).

4. Новые технические средства (звукозапись и Интернет), способствуя фоновому восприятию музыки, возвращают её к прикладному существованию. В результате, слушание музыки нередко перестаёт быть самоценным эстетическим актом.

5. Огромное количество фортепианных конкурсов и субъективность судейства привели к частичной девальвации этой формы исполнительской презентации. Назрела насущная потребность радикальных реформ в конкурсном деле, в частности, объективизация оценок.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, трёх глав, заключения, библиографического списка и приложения общим объёмом 164 страницы.

Глава 1 Фортепианное исполнительство в системе культурологического знания

1.1 Фортепианное исполнительство как объект исследования: ракурсы изучения и постановка задач

Как просторно музыке в рояле (Н. Е. Перельман)

Фортепианное исполнительство — сложное, многомерное явление культуры, которое, с одной стороны, развивалось в русле общекультурных тенденций, с другой — имеет свою уникальную специфику.

Известный пианист XX века Ф. Бузони говорил о фортепиано так: «Его недостатки явны, сильны и неоспоримы. Нетянущийся звук и беспощадное жёсткое членение на не поддающиеся изменению полутоны. Но его преимущества и прерогативы суть маленькие чудеса.

Один-единственный человек может властвовать здесь над неким целым; в смысле возможности самого тихого и самого громкого звучания в каждом регистре фортепиано превосходит все прочие инструменты. Труба может только греметь, но не шелестеть, флейта — наоборот. Фортепиано может и то и другое. Оно располагает самыми высокими и самыми низкими из употребительных звуков»1.

Всё это вместе взятое делает фортепиано инструментом уникальных возможностей, способным раскрываться в самых разнообразных формах: это и сольное исполнительство, и аккомпанемент для других инструментов (концертмейстерство), и разнообразные ансамбли, не говоря уже о любителях-непрофессионалах. Но как раз этот последний сегмент постепенно сокращается. Чтобы познакомиться с любой музыкой сегодня достаточно нажать кнопку на компьютере — и любые записи мира к услугам пользователя. Не обязательно даже

1 Бузони Ф. О пианистическом мастерстве. Избранные высказывания // Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 1. М., 1962. С. 144.

владеть инструментом, чтобы попытаться создать что-то самому, подобрать любимую мелодию, выразить себя.

В рамках данного исследования целесообразно остановиться именно на сольном профессиональном фортепианном исполнительстве, так как работа концертмейстера, ансамблевое исполнительство и любительское музицирование являются отдельными, специфическими областями, требующими специального изучения.

Для данной работы наиболее актуальными являются исследования таких аспектов, как история фортепианного исполнительства и концертной практики, социология музыки и вопросы функционирования музыкального исполнительства в системе массовых средств распространения искусства.

Литература по истории фортепианного исполнительства весьма обширна. Пользуется заслуженной популярностью учебник А. Д. Алексеева «История фортепианного искусства» в 3-х частях [5]. Он охватывает период с появления клавишных инструментов, эпохи клавирного исполнительства до конца XIX века. Но в работе не рассматриваются XX-XXI века, и некоторые сведения требуют нового взгляда и освещения. Однако в этом учебнике собран богатый фактологический материал, особенно касающийся эпохи клавиризма, который является важным для данного исследования.

Фундаментальные труды выдающихся учёных М. С. Друскина («Клавирная музыка» [37]) и И. В. Розанова («От клавира к фортепиано. Из истории клавишных инструментов» [112] и др.) посвящены истории появления, развития и преобразования клавишных инструментов и клавирного, затем фортепианного, исполнительства. В этих работах содержится много полезной практической информации для тех, кто занимается аутентичным исполнительством и стремится глубже понимать и исполнять музыку XVI - XVIII веков.

В монографии М. С. Друскина исследуется как история клавира, так и история искусства и литературы для данного инструмента. В работе три большие части:

- Теория и практика, в которой рассматриваются Музыка, Инструмент и Исполнитель, как основные составляющие клавирного искусства и отношение к ним в XVI - XVIII вв.

- Национальные школы. В этой части подробно исследуется развитие клавирного искусства и его своеобразие в основных музыкальных центрах того времени (XVI - XVIII вв.) (Испания, Англия, Нидерланды, Франция, Италия и Германия).

- Источники, где анализируются основные трактаты, ноты и другие материалы, из которых можно черпать информацию о рассматриваемой автором эпохе.

Исследование И. В. Розанова продолжает начатое М. С. Друскиным в его работе. В данном случае, автор концентрируется на важнейшем моменте в истории всей музыкальной культуры и фортепианного исполнительства, в частности. Речь идёт о принципиальной смене мировоззрения и звукового идеала на протяжении XVIII — начала XIX века, что привело к вытеснению многочисленных разновидностей клавишных инструментов (клавесин, клавикорд и др.) одним — фортепиано. Учёный привлекает большое количество материалов из старинных источников. Многие из них впервые публикуются на русском языке.

Невозможно переоценить данные работы в качестве источника о предыстории фортепианного исполнительства, ведь без понимания закономерностей развития невозможно понять настоящее.

В монографии В. А. Шекалова «Возрождение клавесина» [144] рассматривается история возникновения интереса к старинной музыке, аутентичному исполнительству и исследуются культурные предпосылки данного феномена. Рассматриваются разные стороны этого процесса: коллекционирование, изучение, производство клавесинов, концертная и педагогическая деятельность клавесинистов, записи. Как особый аспект анализируется использование клавесина современными композиторами. Монография состоит из пяти глав, в которых в хронологической

последовательности раскрывается процесс возрождения клавесинного исполнительства, начиная с первых опытов в XIX веке, заканчивая современным аутентичным исполнительством. В работе содержится ценный фактологический материал для данной диссертации, так как клавирное исполнительство является предшественником фортепианного и оказывало и до сих пор оказывает на него большое влияние. Аутентичное исполнительство сегодня — особый феномен и часть фортепианного исполнительства в современной культуре.

Основополагающей работой по истории концерта и концертной практике является работа Е. В. Дукова «Концерт в истории западноевропейской культуры» [38]. Это первый в отечественной и в мировой науке опыт целостного рассмотрения концерта как особого феномена культуры, обладающего собственной историей, собственной структурой и поэтикой. Причём Е. В. Дуков не ограничивает концерт только филармоническим залом и академической средой. Автор стремится к максимально широкому, культурологическому подходу и рассматривает концерт как универсальную форму существования исполнительских искусств в обществе. В работе две части: Очерки теории, в которой исследуется развлечение и концерт как историко-культурная проблема и Очерки истории, где прослеживаются этапы становления публичного концерта как культурного института. Это фундаментальное исследование закладывает методологические основы для изучения феномена концерта в истории культуры. Но в данной работе Е. Дуков предметом рассмотрения сделал становление классической формы публичного концерта, которая сформировалась к XIX веку. Поэтому автор не затрагивает дальнейшее развитие этой формы исполнительской презентации.

В статье Л. П. Казанцевой «Концертная программа как фактор детерминации содержания музыкального произведения» [51] рассматривается история исполнительства с точки зрения концертной программы, репертуара. Автор приходит к выводу, что выбор и последовательность произведений свидетельствуют о цели, с которой исполнитель берётся за них и о том, какое

содержание вкладывает. Поэтому изменения, которые происходят в репертуаре и в построении программ отражают изменения роли и задач исполнителя. В частности, переход к всё более концептуальным программам связан с эмансипацией исполнителя, который становится сотворцом, выстраивая программу в некое единое целое. Этот очень интересный и перспективный подход требует дальнейшего развития, в частности, изучения репертуара современных исполнителей, их отношения к нотному тексту, ведь в программе отражается не только вкус и возможности музыкантов, но и мировосприятие эпохи в целом.

В работах и статьях известного музыковеда Л. Е. Гаккеля исследуется концертная жизнь Санкт-Петербурга на основании личных впечатлений автора. Книга «В концертном зале» [21] посвящена 1950-1980-м гг. Автор рассматривает эволюцию отечественного и зарубежного исполнительского искусства, представленного на филармонической эстраде города, изменения репертуара, роль музыкальной прессы в концертной жизни и т. д. Названия глав говорят сами за себя: «Из наблюдений над концертной жизнью Ленинграда 50-60-х гг.», «Пианистический Ленинград, 70-е гг.», «Мой сезон», «Исполнительская критика 80-х гг.» и т. д. В своих наблюдениях Л. Е. Гаккель поднимается от субъективных впечатлений слушателя до уровня глубокого культурологического обобщения, исследуя причины происходящих изменений, а также улавливая тенденции в концертном исполнительстве Санкт-Петербурга.

Его же сборник «Ещё шесть лет» [22] продолжает эту линию наблюдения за концертной жизнью Петербурга уже 2000-х гг. Статьи, рецензии, размышления, эссе собраны в 4 больших раздела: О композиторах, Об исполнителях, Музыкальная жизнь и Антология. Данные работы содержат богатый материал для изучения фортепианной культуры Санкт-Петербурга.

Отдельный пласт работ составляют книги самих композиторов, исполнителей, их статьи, интервью. Представляется важным то, как сами композиторы и исполнители оценивают современную культурную ситуацию. Одна из основных работ известного композитора В. И. Мартынова «Зона opus posth или

рождение новой реальности» [81] посвящена фигуре композитора с исторической и философской точек зрения. Автор исследует сущность композиторского труда, что такое композитор, что составляет основу его творчества и приходит к выводу, что в современной культуре расшатывается, казалось бы, незыблемый результат композиторского труда — произведение как законченный опус, что свидетельствует о наступлении новой эпохи. Какая музыка зазвучит в новой, «посткомпозиторской» реальности, каковы законы, по которым она создаётся и функционирует, какой станет музыкальная культура будущего — обо всём об этом автор размышляет не только как музыкант, но и как философ и культуролог. В 10 главах прослежен путь музыки, начиная ещё с доопусного состояния (cantus planus, музыка res facta), заканчивая современной эпохой. И хотя нельзя не признать, что это только одна из точек зрения на современную культуру, с которой можно спорить или соглашаться, но для данной диссертации очень интересным и важным оказалось это исследование исторического изменения форм существования музыки.

А. Ф. Хитрук в диалогах с выдающимися музыкантами («Одиннадцать взглядов на фортепианное искусство» [138]) размышляет об исторических судьбах отечественной фортепианной школы. Известные пианисты, такие как Л. Наумов, А. Любимов, В. Лобанов, П. Мещанинов, В. Афанасьев, Е. Тимакин,

A. Скавронский, В. Тропп, Н. Перельман, высказываются об изменениях, происходящих фортепианном исполнительстве, о роли русской фортепианной школы, о современной эпохе и о себе.

Социология музыки как самостоятельная научная дисциплина, начиная с 60-х гг., разрабатывалась в трудах отечественных социологов А. Н. Сохора и

B. С. Цукермана.

В фундаментальной монографии А. Н. Сохора «Социология и музыкальная культура» [120] заложены основы социологии музыки как особой отрасли знания, сформулированы её задачи, структура и основные методы. В работе пять глав. Первая и вторая главы содержат теоретические и исторические сведения по

социологии музыки. Наиболее важными для данной диссертации оказались 3, 4, и 5 главы, в которых автором рассматривается система социальных функций музыки и предложена схема типологизации музыкальной публики. Также в монографии А. Сохора затрагиваются вопросы функционирования музыки в новых культурных реалиях XX века.

В книге В. С. Цукермана «Музыка и слушатель» [142] обобщены данные исследований музыкальной жизни Урала 70-х гг. XX века. Приводится статистика по слушательской аудитории двух симфонических концертов, проходивших в Екатеринбурге (в то время — Свердловск) и Челябинске. В работе определяются такие понятия, как музыкальная культура общества, музыкальные потребности населения. В. С. Цукерманом предложена своя интересная типология слушательской аудитории по критерию «интонационного запаса», то есть, по степени владения музыкальным языком.

Отдельного внимания заслуживает работа Ю. Капустина «Музыкант-исполнитель и публика» [52], в которой предпринят глубокий социологический анализ публики Санкт-Петербургской Филармонии 1970-80 гг. Исследование содержит много информативных таблиц, обобщающих результаты анализа. Также большое внимание в работе уделяется проблеме взаимоотношений исполнителя со своей аудиторией и влиянию новых технических средств (в частности, звукозаписи) на характер этой коммуникации.

Несмотря на то, что все эти работы написаны ещё в прошлом веке, они закладывают методологические основы для социологического изучения современной концертной жизни и предоставляют возможность для сравнительного анализа.

Среди зарубежных работ по социологии искусства необходимо отметить работу известного немецкого философа, музыковеда, культуролога, одного из основоположников музыкальной социологии Теодора Адорно «Избранное: социология музыки» [1], первая часть которой («Введение в социологию музыки») представляет собой 12 теоретических лекций, прочитанных Т. Адорно во

Франкфуртском университете. В них учёный рассматривает социальные функции музыкального искусства, типы отношения к музыке (автор предлагает интересную классификацию слушателей), а также затрагивает проблемы существования музыки в современном мире, эволюцию отдельных жанров. Типология слушателей, предложенная автором, радикально отличается от классификации А. Сохора и В. Цукермана. Т. Адорно выделяет типы слушателей по эмоциональному, чувственному критерию, по тому, как они воспринимают музыку. Как видим, среди социологов нет единого мнения и единых критериев, по которым можно было бы типологизировать публику филармонического концерта.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Карабанова, Анастасия Александровна, 2016 год

Библиографический список

Документальные источники

1. Большой и Малый зал Санкт-Петербургской Филармонии. Афиша. -2008/09-2014/15 [Электронный ресурс]. - Санкт-Петербург, 2000-2016. - Режим доступа: http://www.philharmonia.spb.ru/afisha/?d=15. - Загл. с экрана.

2. Государственная академическая Капелла Санкт-Петербурга. Афиша. -2011-2015 [Электронный ресурс]. - Санкт-Петербург, [201-]. - Режим доступа: http://www.capella-spb.ru/ru/article/show/section/id/14. - Загл. с экрана.

3. Мариинский театр. Афиша и билеты. - 2010/11-2014/15 [Электронный ресурс]. - Санкт-Петербург, 1998-2016. - Режим доступа:

https://www.mariinsky.ru/ru/playbill/archive/. - Загл. с экрана.

4. Московская консерватория. Афиша. - 2010/11, 2014/15 [Электронный ресурс]. - Москва, 2010-2016. - Режим доступа:

http://www.mosconsv.ru/ru/concerts.aspx. - Загл. с экрана.

Список научной литературы

1. Адорно Т. В. Избранное: социология музыки. / Т. В. Адорно; пер. с нем.: М. И. Левина, А. В. Михайлов; сост.: С. Я. Левит, С. Ю. Хурумов. - 2-е изд. - М.: РОССПЭН, 2008. - 444 с.

2. Азгалъдов Г. Г., Гличев А. В. и др. Квалиметрия — наука об измерении качества продукции / Г. Г. Азгальдов, А. В. Гличев, З. Н. Крапивенский, Ю. П. Кураченко, В. П. Панов, М. В. Фёдоров, Д. М. Шпекторов // Журнал Стандарты и качество. - 1968. - № 1. — С. 34-35.

3. Азгалъдов Г. Г., Повилейко Р. П. О возможности оценки красоты в технике / Г. Г. Азгальдов, Р. П. Повилейко. — М.: Стандарты, 1977. — 120 с.

4. Азгалъдов Г. Г., Райхман Э. П. О квалиметрии / Г. Г. Азгальдов, Э. П. Райхман. — М.: Издательство стандартов, 1973. — 172 с.

5. Алексеев А. Д. История фортепианного искусства: учеб. для муз. вузов: в 3 ч. / А. Д. Алексеев. - М : Музыка, 1988.- Ч. 1-2. - 414 с.

6. Алексеев А. Д. Клавирное искусство: очерки и материалы по истории пианизма / А. Д. Алексеев. - М.: Л.: Гос. музыкальное изд-во, 1952. - 252 с.

7. Бажанов Н. С. Современное фортепианное исполнительское искусство: направления и тенденции развития / Н. С. Бажанов // Вестник Кемеровского государственного института культуры и искусств журнал теоретических и прикладных исследований. - 2012. - № 21.- С. 211-220.

8. Бакши Л. С. Музыка в отсутствие литературы / Л. С. Бакши // Знамя. -1999. - № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/znamia/1999/4/konf.html. - Загл. с экрана

9. Баранова С. Ю. Музыкальный текст: язык, знак, сигнал, символ. / С. Ю. Баранова // Вестник Омского университета [Электронный научный журнал]. - Выпуск 2007. - Режим доступа: http://www.omsk.edu/article/vestnik-omgpu-173.pdf. - Загл. с экрана.

10. Баяхунова Л. Б. Концерт классической музыки / Л. Б. Баяхунова // Культура в современном мире. - 2012. - №1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: infoculture.rsl.ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive/articles/2012/01/2012-01 r kvm-s6.pdf. - Загл. с экрана.

11. Беликова В. В. Музыкальное исполнительство как вид художественно-творческой деятельности:автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 /

B. В. Беликова; Киевская гос. консерватория. - Киев, 1991. - 16 с.

12. Бенъямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводмости: избр. эссе / В. Беньямин; предисл., сост., пер. и примеч.:

C. А. Ромашко; Нем. культур. центр им. Гёте. - М.: МЕДИУМ, 1996. - 240 с.

13. Бенюмов М. И. О понятии музыкального исполнения / М. И. Бенюмов // Концепт. - 2013: Современные научные исследования. - Выпуск 1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2013/53329.htm. - Загл. с экрана

14. Бенюмов М. И. Художественные средства музыканта-исполнителя:

парадокс понятия, исторический генезис, структура, функции / М. И. Бенюмов; М-во культуры Краснояр. Края; Краснояр. краев. науч.-учеб. центр кадров культуры. - Красноярск: Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры, 2012. - 139 с.

15. Беседы с Альфредом Шнитке / сост. А. В. Ивашкин. - М.: Классика-XXI, 2003. - 320 с.

16. Бычков В. В. Лексикон нон-классики / В. В. Бычков // Художественный апокалипсис культуры: строматы XX века. В 2 кн. - М.: Изд-во «Культурная революция», 2008. - Книга 2. - С. 419-802

17. Васенина С. А. Феномен музыкального пространства в концертной практике и звукозаписи: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / С. А. Васенина; Нижегор. гос. консерватория им. М. И. Глинки. - Н. Новгород, 2012. - 22 с.

18. Веревкина Ю. В. Академическая музыка в неакадемическом исполнении: некоторые особенности «Middle Culture» / Ю. В. Веревкина // Вестник Адыгейского государственного университета. - Серия 2: Филология и искусствоведение. - 2011. - № 3. - С. 210-216.

19. Веревкина Ю. В. Неакадемическое исполнение академической музыки: актуальные тенденции последней трети XX-начала XXI века: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02 / Ю. В. Веревкина; Рост. гос. консерватория им. С. В. Рахманинова. - Ростов-на-Дону, 2012. - 23 с.

20. Веревкина Ю. В. Формы адаптации академического произведения к новой концертной традиции / Ю. В. Веревкина // Мир науки, культуры, образования. - 2012. - №2 (33). - С. 333-334.

21. Гаккель Л. Е. В концертном зале: Впечатления 1950-1980-х годов / Л. Е. Гаккель. - СПб.: Композитор, 1997. - 232 с.

22. Гаккель Л. Е. Ещё шесть лет: о композиторах, об исполнителях, музыкальная жизнь, антология / Л. Е. Гаккель. - СПб.: КультИнформПресс, 2006. - 223 с.

23. Гинзбург Г. Р. Статьи. Воспоминания. Материалы / Г. Р. Гинзбург; сост.: М. Яковлев. - М.: Сов. Композитор, 1984. - 288 с.

24. Глобальное пространство культуры: материалы международного форума 12-16 апреля 2005. - СПб.: Центр изучения культуры, 2005. - 526 с.

25. Горкина О. Музыкант сегодня не может себе позволить роскошь быть только музыкантом: интервью с Д. Шаповаловым / О. Горкина // Русский мир. -июль, 2011. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.russkiymir.ru/media/magazines/article/100191/. - Загл. с экрана.

26. Григорьев Л., Платек Я. Современные пианисты: сб. кратк. биогр. / Л. Григорьев, Я. Платек. - М.: Советский композитор, 1990. - 463 с.

27. Гринди К. Беседы с выдающимися пианистами и педагогами / К. Гринди. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2013. - 176 с.

28. Грюнберг П. Н. История начала грамзаписи в России / П. Н. Грюнберг. -М.: Языки славянской культуры, 2002. - 650 с.

29. Гулъд Г. Избранное: в 2 кн. / Г. Гульд. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2006. - Книга 2. - 216 с.

30. Дамберг С. В., Семенков В. Е. Музыка как феномен повседневности / С. В. Дамберг, В. Е. Семенков // Звучащая философия: сборник статей. / под ред. проф. К. С. Пигрова. - СПб.: Изд-во СПб университета, 2003. - С. 126-129.

31. Дамберг С. В., Семенков В. Е. «Социология музыки» Теодора Адорно и современная музыкальная культура / С. В. Дамберг, В. Е. Семенков // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2004. - Том VII, № 2. - С. 173-181.

32. Дамаскин И. И. Эволюция искусства звукозаписи в первой половине XX века (на примере ленинградской школы) / И. И. Дамаскин // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании: материалы III Всероссийской научно-практической конференции 26 марта 2011. - СПб: СПбГУП, 2011. - С. 67-68.

33. Данько Л. И. Музыкальное направление classical crossover в современной аудиовизуальной культуре: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09 /

Л. И. Данько; СПб гуманит. университет профсоюзов. - СПб, 2013. - 146 с.

34. Денисов А. В. Виртуализация действительности в современную эпоху — в плену иллюзий и массового гипноза / А. В. Денисов // Музыка в пространстве медиакультуры: сб. статей по материалам II Международной научно-практической конференции. - Краснодар, 2015. - С. 76-78.

35. Денисов А .В. Музыкальное искусство XX века в контексте диалога культур / А. В. Денисов // Диалог культур и партнёрство цивилизаций: XIV Международные Лихачёвские чтения, 15-20 мая 2014. - СПб: СПбГУП, 2014. - С. 294-295

36. Димитрин Д. С. Музыкальные репродукции и онтологическое событие / Д. С. Димитрин // Вестник МГТУ им. Г. И. Носова. - 2005. - № 2 (10). - С. 52-53.

37. Друскин М. С. Собрание сочинений: в 7 т. / ред.-сост. Л. Г. Ковнацкая; Рос. Ин-т истории искусств; СПбГК. - Т. 1: Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI — XVIII веков / М. С. Друскин; ред.-кол.: И. В. Розанов и др. - СПб: Композитор, 2007. - 752 с.

38. Дуков Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры / Е. В. Дуков. - М.: Классика-XXI, 2003. - 256 с.

39. Ершова Т. Музыкант высоких идей: пианист Сергей Бабаян о Гергиеве, конкурсах и любимых композиторах / Т. Ершова // Lenta.ru. — 7.06. 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lenta.ru/articles/2012/06/07/babayan/. - Загл. с экрана.

40. Журкова Д. А. Классическая музыка в современной массовой культуре России: автореф. дис. ... канд. кандидата культурологии: 24.00.01 / Д. А. Журкова; Гос. институт искусствознания. - М., 2012. - 32 с.

41. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки: подходы, проблемы, перспективы / Г. В. Иванченко. - М.: Смысл, 2001. - 264 с.

42. Игламова А. А. Фортепианное исполнительство как феномен культуры: дис. ... канд. философских наук: 24.00.01 / А. А. Игламова; Казанский гос. университет культуры и искусств. - Казань, 2006. - 138 с.

43. Иоскевич Я. Б. Интернет как новая среда художественной культуры / Я. Б. Иоскевич. - СПб: РИИИ, 2006. - 168 с.

44. Исакофф С. Громкая история фортепиано. От Моцарта до современного джаза со всеми остановками / Стюарт Исакофф; пер. с англ. Л. Ганкина. - М.: АСТ: CORPUS, 2014. - 480 с.

45. Каган М. С. Морфология искусства: историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств : Ч. I, II, III / М. С. Каган. - Л.: Искусство. Ленингр. отделение, 1972. - 440 с.

46. Каган М. С. Музыка в мире искусств / М. С. Каган. - СПб: Изд-во «Ut», 1996. - 232 с.

47. Каган М. С. Град Петров в истории русской культуры / М. С. Каган. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб: «Паритет», 2006. - 480 с.

48. Казанцева Л. П. Академическое музыкальное искусство в современной отечественной культуре / Л. П. Казанцева // Журнал «Фундаментальные исследования». - 2013. - №8 (часть 6). - С. 1471-1475.

49. Казанцева Л. П. Классическое музыкальное наследие и современный шоу-бизнес / Л. П. Казанцева // Природное и культурное наследие: междисциплинарное исследование, сохранение и развитие: материалы международной науч.-практич. конференции, 20-23 сентября 2012 / РГПУ им. А.И. Герцена. - СПб.: Астерион, 2012. - С. 162-166.

50. Казанцева Л. П. Концертная программа как фактор детерминации содержания музыкального произведения. / Л. П. Казанцева [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //astrasong. ru/koncertnaya-pro gramma-kak-faktor-determinacii-soderzhaniya-muzykalnogo-proizvedeniya.html. - Загл. с экрана.

51. Капустин Ю. В. Музыкант-исполнитель и публика: социологические проблемы современной концертной жизни. Исслед. / Ю. В. Капустин. - Л.: Музыка. Ленингр. отделение, 1985. - 160 с.

52. Караев Ф. Лекция об инструментальном театре [Электронный ресурс] / Ф. Караев. - Режим доступа: http://www.karaev.net/t lection instrumtheater r.html. -

Загл. с экрана.

53. Квалиметрия для всех: учеб. пособие / Г. Г. Азгальдов, А. В. Костин, В. В. Садовов. — М.: ИнформЗнание, 2012. - 165 с.

54. Классическая музыка в современной культуре: размышления исполнителя и педагога. Беседа Е. Шапинской с пианисткой Т. Рубиной // Электронный журнал «Культура Культуры». - 2015. - № 3 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://cult-cult.ru/classical-music-in-contemporarv-culture-reflections-о!-ап-аг^-апё-ап4еасЬег/. - Загл. с экрана.

55. Клюев А. В. О личности в музыке / А. В. Клюев // Научно-теоретический журнал «Общество. Среда. Развитие». - № 2. - СПб: Астерион, 2015. - С. 57-61.

56. Ковалевский Ян Вместо Мацуева / Ян Ковалевский // Частный Корреспондент от 24 февраля 2012 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.chaskor.ru/article/vmesto matsueva 26919. - Загл. с экрана.

57. Коваленко О. А. Музыкальная звукозапись как феномен культуры : дисс. ... канд. культурологии: 24.00.01 / О. А. Коваленко; СПб гос. университет культуры и искусств. - СПб., 2012. - 229 с.

58. Коваленко О. А. Субкультура потребления звукозаписей. / О. А. Коваленко // Фшософсью дослщження: Збiрник наукових праць Схщноукратського нащонального ушверситету iменi В. Даля. - Випуск №13. -Луганськ, 2011. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. readera.org/article/subkultura-potreblenvei a-zvukozapvesei -10151734.html. - Загл. с экрана.

59. Коган Г. М. Избранные статьи. Вып. 2 / Г. М. Коган. - М.: Советский композитор, 1972. - 265 с.

60. Коган Г. М. О работе музыканта-педагога. / Г. М. Коган // Сборник «Вопросы музыкальной педагогики». Вып.1. - М., 1979. - С. 71-84.

61. Копалкина Т. Г. Культура в Интернете. Интернет-культура / Т. Г. Копалкина, К. В. Лученко, А. А. Новикова, А. Б. Санданов, Е. А. Шерстобоева // Культура России. 2000-е годы: сборник статей / Под общей редакцией:

Е. П. Костина. - СПб.: Алетейя, 2012. - С. 719-739.

62. Корыхалова Н. П. За вторым роялем. Работа над фортепианным произведением в музыкальном классе / Н. П.Корыхалова. - СПб.: Композитор,

2006. - 552 с.

63. Корыхалова Н. П. Звукозапись и проблемы музыкального исполнительства / Н. П. Корыхалова // Музыкальное исполнительство: сб. статей. Вып. 8. - М.: Музыка, 1973. - С. 102-137.

64. Крамер А. Ю. Концерный зал в европейской и отечественной культуре: дисс. ... канд. культурологии: 24.00.01 / А. Ю. Крамер; СПб гос. университет. -СПб, 2015. - 195 с.

65. Кузуб Т. И. Музыкальная культура XX века как феномен эпохи глобализации: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / Т. И. Кузуб; Уральский гос. университет им. А. М. Горького. - Екатеринбург, 2010. - 24 с.

66. Культурология: XX век. Энциклопедия в двух томах. / Гл. ред. -С. Я. Левит. - СПб.: Университетская книга, ООО «Алетейя», 1998. - Т.1. - 447 с.; Т.2. — 447 с.

67. Лаул П. Р. Шкалы для измерения музыки ещё не изобрели / П. Лаул // Новая газета [Электронный ресурс] : [электрон. версия газеты] — 2009. - 17 дек. -Режим доступа: http://novavagazeta.spb.ru/articles/5508/. - Загл. с экрана.

68. Лебрехт Н. Кто убил классическую музыку? / Н. Лебрехт; пер. с англ. Е. Богатыренко; предисл. к рус. изд.: Е. Дуков, Л. Левин. - Москва: Классика-ХХ1,

2007. - 585 с.

69. Лебрехт Н. Маэстро, шедевры, безумие: тайная жизнь и позорная смерть индустрии звукозаписи классической музыки / Н. Лебрехт. - М: Издательский дом «Классика-XXI», 2009. — 328 с.

70. Лифановский Б. И. Интернет для музыканта / Б. И. Лифановский. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2006. - 213 с.

71. Лихницкий А. М. «Хай-энд» умер, да здравствует «хай-энд» / А. М. Лихницкий // АудиоМагазин. - 2001. - №1 [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://www.inthouse.ru/press/high-end died.htm. - Загл. с экрана.

72. Лотман Ю. М. Семиосфера: Культура и взрыв. Внутри мыслящих миров. Статьи. Исследования. Заметки: 1968-1992 / Ю. М. Лотман. -Санкт-Петербург: Искусство-СПб, 2010. - 703 с.

73. Луданова Т. В. Музыкальные конкурсы и фестивали в истории и современности. Фестивально-конкурсное движение в костромском регионе / Т. В. Луданова // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. - 2009. - № 3. - С. 368-370.

74. Луцкер П., Сусидко И. Моцарт и его время / П. Луцкер, И. Сусидко. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2015. - 624 с.

75. Магидович М. Л. Санкт-Петербургская Филармония в условиях падения интереса к академической музыке / М. Л. Магидович // Мир культуры и культурология: альманах Научно-образовательного культурологического общества России. Вып.3. - СПб: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2013. - С. 127-135.

76. Магидович М. Л. Петербургские филармонические традиции сквозь призму современных потребительских практик / М. Л. Магидович // Журнал Новой экономической ассоциации. №2 (14). - СПб, 2012. - С. 153-158.

77. Магидович М. Л. Стратегии взаимодействия туризма и музыкальной культуры на примере Санкт-Петербурга / М. Л. Магидович // Известия Санкт-Петербургского университета экономики и финансов. - 2012. - № 2. - С. 80-83.

78. Мазиков А. А. Фортепианное исполнительское искусство в культурном пространстве постмодернизма: дис. ... канд. искусствоведения: 24.00.01 / А. А. Мазиков; Рос. гос. педагогический университет им. А. И. Герцена. - СПб, 2008. - 151 с.

79. Мамченкова О. Классическая революционерка. Интервью с пианисткой Валентиной Лисицей / О. Мамченкова // Журнал «Корреспондент» [Электронный ресурс] : [электрон. версия журнала]. №11 от 22 марта 2003 г. - Режим доступа: http://korrespondent.net/showbiz/music/1532794-korrespondent-klassicheskaya-revolyucionerka-intervyu-s-pianistkoi-valentinoi-lisicei-pokorivshei-mir. - Загл. с

экрана.

80. Мартынов В. И. Зона opus posth, или Рождение новой реальности /

B. И. Мартынов. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2008. - 288 с.

81. Мартынов В. И. Конец времени композитора / В. И. Мартынов. - М.: Русский путь, 2002. - 293 с.

82. Мельникова Л. Л. Основы организации концертно-просветительской работы в музыкальном учебном заведении: учебное пособие / Л. Л. Мельникова. -Магнитогорск: Магнитогорский Дом печати, 2007. - 131 с.

83. Мельникова Н. И. Фортепианное исполнительское искусство как культуротворческий феномен / Н. И. Мельникова. - Новосибирск: Б.и., 2002. -230 с.

84. Моль А. Социодинамика культуры: пер. с фр. / А. Моль; предисл. Б. В. Бирюкова. - Изд. 3-е. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 416 с.

85. Мосолова Л. М. Понятие «культурные индустрии» в современной науке / Л. М. Мосолова // Современные модели развития культурных индустрий в регионах России: сб. науч. статей. - СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. -

C. 14-19

86. Музыкальные конкурсы в прошлом и настоящем: справочник / сост. Л. Григорьев, А. Николаев, Я. Платек, М. Яковлев. - М.: Музыка, 1966. - 303 с.

87. Муравьёва Е., Чишковская Е. Цель конкурса Чайковского — вызвать любовь к исполнителям: интервью с членами жюри / Е. Муравьёва, Е. Чишковская // Российская газета [Электронный ресурс] : [электрон. версия газеты]. - 2015. -28 июня. - Режим доступа: http://rg.ru/2015/06/28/juri-site-anons.html. - Загл. с экрана.

88. Муравьёва И. «Russia на рояле»: интервью с пианистом Констатином Щербковым / И. Муравьёва // Российская газета [Электронный ресурс]: [электрон. версия газеты]. - 2007. - 24 марта. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2007/03/24/sherbakov.html. - Загл. с экрана.

89. Мурадян Г. В. Альтернативные предпочтения и оценки в современном

фортепианном исполнительстве / Г. В. Мурадян // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 2. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=12274. - Загл. с экрана.

90. Мурадян Г. В. Виртуозность как феномен в истории фортепианной культуры последних десятилетий XX и начала XXI века / Г. В. Мурадян // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=10836. - Загл. с экрана.

91. Назайкинский Е. В. Стиль и жанр в музыке: Учеб. пособие для студентов высш. учебных заведений / Е. В. Назайкинский. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 248 с.

92. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры / Г. Г. Нейгауз. - М.: Классика-XXI, 1999. - 232 с.

93. Нейгауз Г. Г. Размышления, воспоминания, дневники; Избранные статьи; Письма к родителям / Г. Г. Нейгауз; сост., подгот. текста, вступ. статья и коммент. Я. И. Мильштейна. - Москва : Сов. композитор, 1975. - 528 с.

94. Николаева Ю. В., Боголюбова Н. М. Межкультурная коммуникация и международный культурный обмен: учебное пособие / Ю. В. Николаева; Н. М. Боголюбова. - СПб: СПбКО, 2009. - 413 с.

95. Николаев А. А. Конкурсы и развитие исполнительской культуры / А. А. Николаев // Музыкальные конкурсы в прошлом и настоящем: справочник. -М.: Музыка, 1966. - С. 7-16

96. Оборин Л. Н. Горизонты недавнего прошлого. / Л. Н. Оборин // Пианисты рассказывают. Вып.1. - М.: Сов. композитор, 1979. - С. 110-122

97. Обрист Х. У. Краткая история новой музыки / Х. У Обрист. - М.: АдМаргинемПресс, 2015. - 280 с.

98. Овчинников И. Очередь теперь в Филармонию / И. Овчинников // The New Times. - № 4 (395) от 8 февраля 2016. - С. 6

99. Орлов Г. А. Древо музыки / Г. Орлов. - СПб: Композитор, 2005. - 440 с.

100. Осколков С. А. Звукозапись: за и против / С. А. Осколков // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании: материалы III Всероссийской научно-практической конференции 26 марта 2011. - СПб: СПбГУП, 2011. - С. 11

101. Пахтер М., Лэндри Ч. Культура на перепутье. Культура и культурные институты в XXI веке / М. Пахтер, Ч. Лэндри; пер. с англ., предисловие М. Гнедовский. - М.: Классика-XXI, 2003. - 96 с.

102. Переверзева М. В. Алеаторика как принцип композиции: автореф. дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.02 / М. В. Переверзева; Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. - М., 2015. - 46 с.

103. Петров В. О. Инструментальный театр XX века: история и теория жанра: автореф. ... доктора искусствоведения / В. О. Петров; Сарат. гос. консерватория им. Л. В. Собинова. - Саратов, 2014. - 43 с.

104. Петрова Е. Красота должна уязвлять: композитор Настасья Хрущёва о воздействии музыки / Е. Петрова // Аргументы и факты (Петербург) [Электронный ресурс] : [электрон. версия газеты]. - 2015. - № 36. - Режим доступа: http://www.spb.aif.ru/culture/person/krasota dolzhna uyazvlyat kompozitor nastastya

hrushcheva o vozdeystvii muzyki. - Загл. с экрана.

105. Пруцкая А. В. Фортепианные исполнительские тенденции и перспективы в контексте современной культуры / А. В. Пруцкая // Современные научные исследования и инновации. - 2015. - № 8 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2015/08/57051. - Загл. с экрана.

106. Пухлянко М. Е. Об актуальных проблемах функционирования музыкальных конкурсов в современном культурном пространстве / М. Е. Пухлянко // Вестник Томского гос. университета. Культурология и искусствоведение. - № 4(12). - Томск, 2013. - С. 41-44.

107. Пухлянко М. Е. Особенности оценки в системе музыкальных конкурсов / М. Е. Пухлянко // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - № 3 (35). - Челябинск, 2013. - С. 132-135.

108. Развлечение и искусство: сборник статей / ред. Е. В. Дукова. - СПб.: Алетейя, 2008. - 624 с.

109. Райс М. Этюд о серьёзной музыке. Путешествие в будущее / М. Райс // Музыканты о классической музыке и джазе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.all-2music.com/rais past.htm. - Загл. с экрана.

110. Рахманинов С. В. Литературное наследие: в 3-х тт. / С. В. Рахманинов.

- М.: Сов. Композитор, 1978. - Том 1. - 648 с.

111. Розанов И. В. От клавира к фортепиано. Из истории клавишных инструментов / И. В. Розанов. - СПб: Изд-во «Лань», 2001. - 448 с.

112. Рябов И. С. Основные факторы и условия процесса развития фортепианного исполнительскоо искусства в XX столетии / И. С. Рябов // Культура: открытый формат - 2013 (библиотековедение, библиографоведение и книговедение, искусствоведение, культурология, музееведение, социокультурная деятельность): сборник научных статей / Белорусский государственный университет культуры и искусств. - Минск, 2013. - С. 230-234.

113. Самсонова Т. П. Место «человека музицирующего» в современной отечественной культуре [Электронный ресурс] / Т. П. Самсонова. - Режим доступа: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=648050#1. - Загл. с экрана.

114. Сапаров И. М. Эволюция публики в контексте театрально-зрелищной культуры России (историко-культурный анализ) / И. М. Сапаров // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена.

- СПб., 2009. - № 117. - С. 346-351.

115. Сапрыкин Ю. Кого возьмут в будущее? / Ю. Сапрыкин // OpenSpace.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://os.colta.ru/society/world/details/17429/. - Загл. с экрана.

116. Синецкая Т. М. Концерт как отражение художественных интересов населения города: социологический аспект / Т. М. Синецкая // Город и культура: коллективная монография / Челябинский гос. институт искусства и культуры. -Челябинск, 1993. - С. 135-146.

117. Смирнов Б. Ф. Слушатели симфонического концерта в современном социокультурном пространстве России (штрихи к социологическому портрету) / Б. Ф. Смирнов // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2011. - №17. - С. 95-104.

118. Смирнов М. Эмоциональная природа музыки и современное исполнительское искусство / М. Смирнов // Музыкальное исполнительство и современность. - М.: Музыка, 1988. - Вып. 1. - С. 216-217.

119. Сохор А. Социология и музыкальная культура / А. Сохор; Ленингр. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии. - Москва: Сов. композитор, 1975. - 202 с.

120. Социология искусства: хрестоматия / отв. ред.: В. С. Жидков, Т. А. Клявина. - М.: Прогресс-Традиция, 2010. - 492 с. - (Academia XXI)

121. Стравинский И. Ф. Хроника моей жизни / И. Ф. Стравинский. - М.: Издательский дом «Композитор», 2005. - 464 с.

122. Стракович Ю. В. Цифролюция. Что случилось с музыкой в XXI веке / Ю. В. Стракович. — М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2014. - 352 с.

123. Стракович Ю. В. Фоновая музыка: вчера, сегодня, завтра. [Электронный ресурс] / Ю. В. Стракович // Художественная культура. - Выпуск 4.

- 2012 год. - Режим доступа: http: //sias. ru/publications/magazines/kultura/vypusk-4/istoriya-i-sovremennost/687.html. - Загл. с экрана.

124. Стреглов Ю. Н. Искусство пианиста-интерпретатора в контексте развития средств аудиокоммуникации (От фонографа Т. Эдиссона к компакт-диску) / Ю. Н. Стреглов. - Орёл: ОГИИК, 2005 — 86 с.

125. Стреглов Ю. Н. О фортепианном исполнительстве в условиях звукозаписи: психологические аспекты проблемы / Ю. Н. Стреглов // Фортепиано.

- 2006. - № 1. - С. 21-24.

126. Стреглов Ю. Н. Пианистическое искусство в условиях грамзаписи на ранних стадиях её развития / Ю. Н. Стреглов // European Journal of Arts, «East West» Association for Advanced Studies and Higher Education GmbH. Vienna. - 2016.

- №1. - pp. 26-29.

127. Сыров В. Н. Жизнь музыкального шедевра в изменяющемся мире: диалог или потребление / В. Н. Сыров // Искусство XX века: диалог эпох и поколений: сб. статей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.people.nnov.ru/syrov/Rus/Art Shedevr.htm. - Загл. с экрана.

128. Таюшев С. С. Тенденции массовизации классической музыкальной культуры на рубеже XX - XXI веков: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01 / С. С. Таюшев; Костром. гос. университет им. Н. А. Некрасова. -Москва, 2010. - 27 с.

129. Тодорова Н. В. Музыкальное искусство и его влияние на социум в век информационных технологий / Н. В. Тодорова // Межд. научный журнал «Мир науки, культуры и образования». - 2010. - № 2 (21). - С. 186-188.

130. Тоффлер Э. Третья волна / Э. Тоффлер. - М.: АСТ, 2004. - 781 с.

131. Тоффлер Э. Шок будущего / Э. Тоффлер. - М.: АСТ, 2002. - 557 с.

132. Унанова Т. Это был незаурядный конкурс Чайковского: интервью с Д. Башкировым [Электронный ресурс] / Т. Унанова // Postimees : [электронная версия] от 29 июля 2015. - Режим доступа: http: //rus .postimees. ee/3271921/dmitrij -bashkirov-jeto-byl-nezaurjadnyj-konkurs-chajkovskogo. - Загл. с экрана.

133. Филатова О. О роли музыкальных конкурсов в системе творческих приоритетов современного исполнителя классической музыки / О. Филатова // Актуальные проблемы высшего музыкального образования: материалы Международной научно-практической конференции аспирантов, соискателей и преподавателей вузов. - Вып. 8, 2007. - С. 154-161.

134. Хаздан Е. В. Инструментальный театр Софии Левковской / Е. В. Хаздан // Opera Musicologica. - 2012. - № 4 (14). - С. 97-114.

135. Хвоина О. Б. Музыка в эпоху Hi-Fi / О. Б. Хвоина // Современные аудиовизуальные технологии в художественном творчестве и высшем образовании: материалы III Всероссийской научно-практической конференции 26 марта 2011. - СПб: СПбГУП, 2011. - С. 63-65

136. Хейзинга Й. Homo ludens. Человек играющий / Й. Хейзинга. - СПб:

Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. - 416 с.

137. Хитрук А. Ф. Одиннадцать взглядов на фортепианное искусство / А. Ф. Хитрук. - М.: Издательский дом «Классика-XXI», 2007. - 320 с.

138. Холопова В. Н. Музыка как вид искусства / В. Н. Холопова. - СПб.: Изд-во «Лань», 2000. - 320 с. - (Мир культуры, истории и философии)

139. Хренов Н. А. Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс / Н. А. Хренов. - М.: Аграф, 2007. - 496 с.

140. Цатурян К. Новейшие модификации фортепиано: Цифровые рояли на основе физического моделирования / К. Цатурян // Музыка и электроника. - 2010. - № 3. - С. 17-18.

141. Цукерман В. С. Музыка и слушатель: опыт социологического исследования / В. С. Цукерман. - М.: Музыка, 1972. - 204 с.

142. Цыганкова И. Г. К проблеме изучения современной институциональной системы музыкальной культуры / И. Г. Цыганкова // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - №74-1. - СПб, 2008. — С. 539-543.

143. Шекалов В. А. Возрождение клавесина (Европа и Америка): монография / В. А. Шекалов. - СПб: Наука, САГА, 2008. - 256 с.

144. Шелест Е. В. Психотип личности музыканта-исполнителя / Е. В. Шелест // VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. scienceforum.ru/2014/737/5961. - Загл. с экрана.

145. Шонберг Г. Великие пианисты / Г. Шонберг. - М.: «Аграф», 2003. -

416 с.

146. Эко У. От Интернета к Гуттенбергу: текст и гипертекст. Фрагмент публичной лекции Умберто Эко на экономическом факультете МГУ 20 мая 1998 / У Эко // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. - М., 2000. — С. 275-279.

147. Юсова О. Культуру в нашей стране разрушить невозможно: интервью с Д. Мацуевым [Электронный ресурс] / О. Юсова. - Режим доступа:

http://www.belcanto.ги/13060701.html. - Загл. с экрана.

148. Яковлев М. М. Музыканты соревнуются: справочник / М. М. Яковлев. -М.: Сов. композитор, 1975. - 333 с.

149. Aho M. «Almost like the real thing»: how does the digital simulation of musical instruments influence musicianship? // Music Performance Research. 2009. Vol. 3. P. 22-35.

150. Baym N. Fans or friends: Seeing social media audiences as musicians do // Participations: Journal of Audience and Reception studies. Vol. 9, Issue 2. November,

2012. - P. 286-316.

151. Calvi L. A performance-based approach for interactions in public spaces // Participation: Journal of Audience and Reception studies. Vol. 10 Issue 2. November,

2013. - P. 235-245.

152. Chappell J. The piano: Its Present and Future // Piano & Keyboard Magazine [Электронный ресурс] : [электрон. версия журнала]. - 1996. - March/April. -Режим доступа: http://jeffreychappell.com/kb piano.php. - Загл. с экрана.

153. Connolly K. YouTube "destroying music": интервью с Кристианом Циммерманом // The Guardian [Электронный ресурс] : [электрон. версия газеты]. -2013. - от 4 июня. Режим доступа: http://www.theguardian.com/music/2013/jun/04/krystian-zimerman-youtube-protest. -Загл. с экрана.

154. Keen A. The Cult of the Amateur: How blogs, MySpace, YouTube and the rest of today's user-generated media are killing our culture and economy. London, Boston, MA: Currency/Doubleday, 2007. - 228 pp.

155. Metzner P. Crescendo of the Virtuoso: Spectacle, Skill, and Self-Promotion in Paris during the Age of Revolution. - Berkley: Crown Publishing Group, 1998. -385 pp.

156. O'Sullivan F. Is YouTube killing classical music performances? // The National [Электронный ресурс] : [электронная версия газеты]. - 2013. - 25 июня. Режим доступа: http: //www. thenational. ae/arts-culture/music/is-youtube-killing-

classical-music-performances. - Загл. с экрана.

157. Schafer R. Murray The tuning of the world. New York: Knopf, 1977. -301 pp.

158. Siegel L. Against the Machine: Being human in the age of the electronic media. - New York: Spiegel and Gray, 2008. - 182 pp.

130

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.