Возрождение клавесина как культурно-исторический процесс тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, доктор искусствоведения Шекалов, Владимир Александрович
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 468
Оглавление диссертации доктор искусствоведения Шекалов, Владимир Александрович
Введение.
Часть 1. Становление новой клавесинной культуры в Западной Европе и США
Глава 1. XIX век: пробуждение интереса к клавесину (1800-1888)
§ 1. Старинная музыка в художественной культуре XIX века.
§ 2. Первые клавесинисты
§ 3. Коллекционирование старинных инструментов.
§ 4. Исследования старинных клавишных инструментов и исполнительской практики прошлого.
Глава 2. Первый этап формирования новой клавесинной культуры: от коллекционирования — к производству клавесинов (1888-1912)
§ 1. Первые реставрации, реконструкции и фальсификации.
§ 2. Основоположники клавесинного исполнительства (Л. Дьемер,
А. Долмеч, В. Ландовская) и их первые последователи.
§ 3. Клавесинные дискуссии и исследования.
§ 4. Клавесин в композиторском творчестве: первые опыты.
Глава 3. Второй этап формирования новой клавесинной культуры: период модернизированного клавесина (1912-1950)
§ 1. Старинная музыка в культуре межвоенных десятилетий.
§ 2. Развитие клавесинного производства: период экспериментов.
§ 3. Клавесинная педагогика и исполнительство.
§ 4. Исследования и публикации в области клавесинной проблематики.
§ 5. Клавесин в композиторском творчестве: от неоклассицизма к авангарду.
Глава 4. Третий этап формирования новой клавесинной культуры: новые идеалы аутентичности (1950-1980)
§ 1. Аутентизм и клавесинное производство.
§ 2. Клавесинное исполнительство и педагогика.
§ 3. Клавесин в композиторском творчестве: стилевые горизонты клавесинной музыки.
Часть II. Становление новой клавесинной культуры в России
Глава 1. Клавесин и клавесинная музыка в России в XVI — XIX вв.
§ 1. Появление и бытование клавесина в России в XVI - XVIII вв.
§ 2. Старинная музыка и Исторические концерты в России XIX в.
Глава 2. Рубеж Х1Х-ХХ веков. Знакомство с новой европейской клавесинной культурой
§ 1. Усиление исторических тенденций и первые энтузиасты старинных клавиров.
§ 2. Гастроли зарубежных исполнителей на старинных инструментах и первый опыт подражания.
Глава 3. Клавесин в послереволюционной России и СССР (1917-1940 гг.)
§ 1. Старинная музыка в изменяющемся культурном контексте первых послереволюционных десятилетий.
§ 2. Эрмитажные концерты как уникальное явление мировой культуры.
Глава 4. Становление клавесинной культуры в СССР и России во второй половине XX века
§ 1. Клавесинное исполнительство.
§ 2. Клавесин в педагогике, исследованиях, композиторском творчестве.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Современное клавесинное исполнительство: инструментарий, техника игры, творческие школы, исторические ориентации2020 год, кандидат наук Калентьева Наталья Вадимовна
Клавесин в России. К проблеме национальной идентификации2009 год, кандидат искусствоведения Демченко, Ольга Александровна
Органно-клавирная культура Италии XVI-XVII веков2009 год, доктор искусствоведения Бурундуковская, Елена Викторовна
Фортепианное исполнительство в современной культуре Санкт-Петербурга: институционально-морфологический аспект2016 год, кандидат наук Карабанова, Анастасия Александровна
Ансамбль двух фортепиано в XX веке. Типология жанра2002 год, кандидат искусствоведения Катонова, Наталья Юрьевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Возрождение клавесина как культурно-исторический процесс»
Актуальность темы исследования. Клавесин' — один из главных символов европейской музыкальной культуры XVI — XVIII веков. Он широко использовался как сольный, ансамблевый инструмент, опора оркестра, оперных постановок. В тот период сложились крупные национальные школы клавесинного производства, клавесинной музыки, исполнительства. Вытеснение клавесина (как и клавикорда) фортепиано к концу XVIII века произошло в процессе напряженной борьбы вследствие развития тенденций, связанных с усилением демократизации и индивидуализации культуры, и соответствующего изменения музыкального стиля, предъявлявшего новые требования к инструменту. После периода относительного забвения (продолжавшегося, впрочем, менее столетия) началось его возрождение, вызванное актуализацией огромного пласта музыкального наследия, связанного с клавесином, и надеждой отыскать с помощью инструмента утраченные традиции, стилистические основы интерпретации этой музыки. Это привело к коллекционированию старинных инструментов, их изучению, новому всплеску производства, концертной деятельности, созданию клавесинных классов и т. д. Данный процесс проходил в целом в рамках более широкого процесса возрождения старинной музыки, который, в свою очередь, был частью общей тенденции к возможно более полному освоению исторического культурного наследия.
Возрожденный для исполнения старинной музыки, клавесин, благодаря своим уникальным звуковым качествам, вдохновил многих композиторов XX века - в первую очередь тех, кто тяготел в своем творчестве к неоклассицизму — на создание адресованных ему сочинений, и таким образом вошел в арсенал современных инструментов. Ныне он широко используется представителями самых разных музыкальных стилей и направлений, в том числе авангарда, джаза, и, будучи инструментом знаковым, олицетворяет собой уже не только
1 Под этим названием здесь и далее имеются в виду весь класс клавишных струнно-щипковых, перьевых инструментов (К!е1т$1гитегиеп). прошлое, но и настоящее музыкального творчества.
Возрождение клавесина требовало определенного образа мысли и действия, часто в значительной степени оппозиционного по отношению к господствующей музыкальной культуре, и оказало воздействие на художественную культуру в целом, на литературу, поэзию, живопись, театр. Несмотря на культурную значимость, процесс возрождения клавесина остается малоизученным, особенно в отечественной науке, что определяет актуальность данного исследования.
Объект исследования: музыкальная культура Х1Х-ХХ вв.
Предмет исследования: процесс возрождения клавесина и формирования новой клавесинной культуры в Западной Европе, США и России в XIX - XX вв.
Цель исследования: комплексное изучение процесса формирования новой клавесинной культуры в контексте культурных процессов XIX - XX вв.
Задачи исследования:
1) определить границы понятия «клавесинная культура»;
2) выявить, изучить и обобщить факты, свидетельства формирования клавесинной культуры в XIX — XX вв.;
3) определить этапы формирования клавесинной культуры в странах Западной Европы и США;
4) рассмотреть каждый из этапов в следующих аспектах: коллекционирование старинных клавишных инструментов, музейная деятельность в этой области; реставрация и эволюция принципов производства клавесинов; исследования старинных клавишных инструментов; концертная и педагогическая деятельность клавесинистов XIX - XX вв.;
5) осветить процесс освоения клавесина композиторами XX века, жанровое и стилистическое разнообразие современных сочинений для клавесина и с использованием клавесина;
6) рассмотреть развитие организационных форм клавесинной культуры (классы клавесина, фестивали старинной музыки и др.);
7) проанализировать взаимосвязь процесса возрождения клавесина с другими культурными процессами;
8) рассмотреть специфику процесса возрождения старинной музыки и клавесина в России. Для решения этой задачи: уточнить сведения о появлении первых инструментов клавесинного семейства в России; собрать и проанализировать данные об Исторических концертах в России в XIX - начале XX века; осветить деятельность русских музыкантов начала XX в. (Н. Ф. Фин-дейзена, С. И. Танеева, Ю. Г. Ван-Орена) в области использования старинных клавишных инструментов и гастроли зарубежных артистов в России (В. Ландовской, парижского «Общества концертов на старинных инструментах», позднее А. Элерс); исследовать попытки возрождения старинной музыки и клавесина в изменяющемся контексте первых послереволюционных десятилетий, выступления первых советских клавесинистов (Н. И. Голубовской, А. Д. Каменского, И. А. Браудо) в «концертах-выставках» Эрмитажного театра; охарактеризовать деятельность советских клавесинистов послевоенного периода, зарубежных гастролеров, развитие организационных форм клавесинной культуры в нашей стране; выявить факты обращения к клавесину отечественных композиторов.
Степень научной разработанности проблемы
Специально историей возрождения клавесина занимались английский музыковед Г. Шотт и американский исследователь JL Палмер. Первый решает свои задачи в рамках статьи «Возрождение клавесина»" (включенной в качестве раздела в обширную статью о клавесине в одной из самых авторитетных музыкальных энциклопедий — «New Grove dictionary»). Интересна и его как бы «парная» к названной, вышедшая через 30 лет после нее статья «Возрождение кла
2 Schott, H. The harpsichord revival // Early music. - 1974. -№ 2. - P. 85-95. о викорда» . Обе статьи дают исключительно ценный материал, но, в силу ограниченности рамок, не освещают проблематику подробно. Основательно документирована, но ограничена «географическими рамками» США монография Л. Палмера «Клавесин в Америке: возрождение в XX веке»4. В ней рассматривается деятельность клавесинистов, коллекционеров, мастеров (как американцев, так и европейцев), протекавшая в США. Следует отметить, что, тщательно исследуя англоязычные источники, Палмер прошел мимо ряда публикаций на других языках, освещавших избранную им проблематику в некоторых отношениях более подробно (это касается, например, гастролей Ландовской в США в 1928 году). Небольшая статья X. Бенсона посвящена жизни клавикорда в США в тот же период5. Ценный (но не исчерпывающий тему) материал собран в работе К. Беккер-Дере «Луи Дьемер и клавесин во Франции в конце XIX века»6.
Исследования истории, органологии старинных клавишных инструментов на Западе интенсивны (А. Дж. Хипкинс, Г. Нойперт, Н. Дюфурк, Д. Болч, Р. Рассел, Ф. Хаббард, X. Хенкель, Э. Райпин, X. Шотт, Э. Коттик, если называть лишь авторов основных монографий)7; эти работы заслуживают самого пристального внимания и перевода на русский язык; но вопросы, связанные с историей возрождения этих инструментов, в них либо не освещаются вовсе, либо затрагиваются попутно, на заключительных страницах. Исключение -книга Коттика, в которой периоду XIX — XX вв. отдана целая глава, дополняющая исследования Шотта и Палмера новыми фактами. Некоторые новые
3 Schott, H. The clavichord revival, 1800-1960//Early music. - 2004. - Nov. - P. 595-604.
4 Palmer, L. Harpsichord in America: A Twentieth-Century Revival. - Indiana University Press, Bloomington and Indianapolis, [1989].
5 Benson, J. The Clavichord in 20th-Century America // Livro de homenagcm a Macario Santiago Kastner. -Lisboa: Funda?ao Calouste Gulbenkian, 1992.-P. 142-149.
6 Becker-Derex, Ch. Louis Dimmer et le clavecin en France ä la fin du XIXe siecle. - [Bourg-la-Reine]: Zurfluh,
2001.
7 Hipkins, A.J. A description and history of pianoforte and of the older keyboard instruments. - L.: Novello, 1896 (reprint - N.Y.: AMS Press, 1977;3 1929; reprint - Detroit: Information Coordinators, 1975; Neupert, 11. Das Cembalo: Eine Geschichte und technische Betrachtung der Kiel-Instrumente. - Kassel: Bärenreiter, 1933 (2 1946, 3 1956, 4 1966); Neupert, II. Das Klavichord. - Kassel: Bärenreiter, 1946 (2 1956); Dufourcq,N. Le clavecin. - P.: Presses univ. de France, 1949; Boaich, D.H. Makers of the harpsichord and clavichord. 1440-1840. - L.: G. Ronald, 1956 (2 Oxford: Clarendon press, 1974; 3 1995); Russell, R. The Harpsichord and the Clavichord: an Introductory Survey. - L.: Faber & Faber, 1959 (2 revised by H. Schott. - New York: C. Scribncr's Sons, 1973); Hubbard, F. Three Centuries of Harpsichord Making. — Cambridge," Massachusette: Harvard University Press, 1965; Henkel, H. Beiträge zum historischen Cembalobau. - Lpz.: Dt. Verl. für Musik, 1979; Ripin, E., Schott, H. Early Keyboard Instruments. -L., N. Y.: Macmillan Press and W. W. Norton, 1989; Kottick, Ed. A Iiistory of The Harpsichord. - Bloomington: Indiana University Press, 2003. данные содержатся в энциклопедии «Клавесин и клавикорд», изданной под о редакцией И. Кипниса . Отдельные сведения иногда приводятся в современных руководствах по игре на клавесине (например, Э. Харих-Шнайдер)9; работы этого жанра также многочисленны10, но скорее свидетельствуют о возрождении клавесина, чем рассматривают историю этого процесса.
Из отечественных музыковедов специально историей старинных клавии 12 ров занимались П. П. Зимин и М. С. Друскин ; рассматривали этот вопрос также М. В. Бражников, И. А. Браудо, Н. А. Копчевский, Ф. В. Равдоникас,
1 Ч
И. В. Розанов . Среди самых последних публикаций отметим главу «Инструменты» в комментариях Е. Юшкевич к переведенному ею трактату К. Ф. Э. Баха, в которой даны достаточно подробные органологические сведения, а также (более краткие) соответствующие разделы комментариев М. С. Толстобровой к трактату С. Вирдунга14. Исключительную ценность представляют комментарии И. В. Розанова и А. И. Климовицкого к переизданию труда М. Друскина. Но вопросы, связанные со «второй жизнью» старинных инструментов, освещаются в этих работах скудно и не всегда точно или не освещаются вовсе.
Начинает привлекать внимание исследователей и процесс возрождения
8 The Harpsichord and Clavichord: an Encyclopcdia / ed. I. Kipnis. - N.Y., L.: Routledge, Taylor & Francis Group, 2007.
9 Harich-Schneider, E. Die Kunst des Cembalo-Spiels. - Kassel: Bärenreiter, 1939 (2 1970).
10 Ahlgrimm, I. Manuale der Orgel und Cembalotechnik : Manuals of organ and harpsichord technique / Eng. trans, by E. Hartzell. - Vienna: Doblinger, 1982; Schott, H. Playing the Harpsichord. - L„ 1971 (2 1982, 3 Mineóla, 2002; Trans.: Suonare il clavicembalo. - Padova: Franco Muz/i, 1982; Cembalospielen. - München und Zürich: Artimis, 1983); Nandi, J. Starting on the harpsichord. - Berkeley, C.A.: Bon Goût Pub. Co [1989]; Metzger, N. Harpsichord Technique <.>. - Portland, Ore: Música Dulce, 1989; Troeger, R. Technique and Interpretation on the Harpsichord and Clavichord. - Bloomington: Indiana University Press, 1987.
11 Зимин, П.H. Фортепиано в его прошлом и настоящем: Очерк истории струнных клавишных инструментов. - М.: ГМИ, 1934; он же — История фортепиано и его предшественников. — М.: Музыка, 1968.
12 Друскин, М. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии XVI-XVIII веков. - Л.: ГМИ, I960; [2-е изд., доп.] - Друскин, М.С. Собрание сочинений. В 7 тт. / Ред -сост. Л. Г. Ковнацкая. — Т. 1 / Ред А. Климовицкий, И. Розанов. — СПб.: Изд-во «Композитор —Санкт-Петербург», 2007.
13 Бражников, М. Фортепиано. - М.: Музыка, 1967 (2 1982); Браудо, И. Об изучении клавирных сочинений Баха в музыкальной школе. - М.-Л.: Музыка, 1965 (2 1979, 6 М.: Классика-XXI, 2004); Копчевский, H.A. Клавирная музыка: Вопросы исполнения. - М.: Музыка, 1986; Равдоникас, Ф. Апрсихорд. Клавицитериум. Клавичембало.// Второй Международный Фестиваль Старинной Музыки в Санкт-Петербурге 16 сентября -19 октября 1999. - С. 16-17; Розанов, И.В. От клавира к фортепиано: из истории клавишных инструментов. -СПб.: Изд-во «Лань», 2001.
14 Бах, К.Ф.Э. Опыт истинного искусства клавирной игры. Книга первая. 1753 г. /Пер. и коммент. Е. Юшкевич. - СПб.: Изд. дом Early music, 2005; Вирдунг, С. Трактат о музыке (1511 г.) /Пер. и коммент. М. Толстобровой. - СПб.: Изд. дом Early music, 2004. старинной музыки в целом15. Высоко информативны в этом отношении некоторые статьи в «Русской книге о Бахе»16 и особенно в «New Grove dictionary» -«Early music», «Bach Revival» и ряд других. Но возрождение клавесина в них специально не рассматривается.
Можно отметить ряд публикаций об отдельных клавесинистах XX ве
17 ка . На русском языке это монография автора данной работы «Ванда Ландов-ская и возрождение клавесина» (СПб.: Канон, 1999). Помимо исполнительской, педагогической, научно-публицистической деятельности самой Ландов-ской в ней кратко рассмотрена деятельность ее предшественников, процессы возрождения старинной музыки и клавесина в XIX — первой половине XX в., создание первых клавесинных сочинений. Но многие явления и имена остались за пределами монографии, не претендовавшей на целостный охват всего процесса возрождения клавесина. О Ландовской и других современных клаве
1 о синистах писал А. Майкапар, издавший также перевод сборника ее работ . Упоминания о Ландовской встречаются в трудах А. Д. Алексеева, Л. Н. Раабена, Б. Л. Яворского, Г. Г. Нейгауза, С. Е. Фейнберга, А. Меркулова и др. Разрозненные сведения о клавесинных выступлениях Н. И. Голубовской, А. Д. Каменского, в частности, в Эрмитажном театре, содержатся в публикациях С. И. Авраменко, Л. В. Белякаевой-Казанской, Е. Ф. Бронфин, А. Д. Бушен, Т. А. Зайцевой.
Собственные воспоминания и дневники некоторых выдающихся клаве-синистов XX в.19, как и воспоминания их учеников, дают немало материала,
15 Cohen, J. & Snitzer H. Reprise: The extraordinary revival of early music. - Boston, Toronto: Little, Brown & Company, 1985; Schmitz, H.P. 50 Jahre historische Aufffihrungspraxis // Musica. - 1988. - № 4. - S. 340-347; Садовников, И. Старинная музыка в России и консерватории // Муз. академия. — 1998. — № 3-4. — С. 244-48; Ду-дин, В. Старинная музыка в России начала XX века: vivente или non vivente? // Альманах. IV Фестиваль Старинной Музыки 2001. - С.43-46; Комок, О. Возрождение старинной музыки в Голландии // Pro юлландскую музыку. - СПб.: Институт Про Арте, Голландский институт в Петербурге, 2003. - С. 356-361.
16 Русская книга о Бахе / Ред.-сост. T. Н. Ливанова и В. Н. Протопопов. - М.: Музыка, 1985.
17 Campbell, M. Dolmetsch: The Man and His Work. - Seattle: University of Washington Press, 1975; Douglas-Home, J. Violet: The Life and Loves of Violet Gordon Woodhouse. - L.: Harvill, 1996; Dover, D.C. Yella Pcssl, first lady of harpsichord: a life of fire and conviction. - Lewiston, N.Y.: Mellin Press, c. 1993 (Studies in the history and interpretation of music, v. 21).
18 Ландовска, В. О музыке / В. Ландовска; пер. с англ., послесл., коммент. А. Майкапара. - М.: Радуга. 1991.
19 Patorni-Casadesus, R. Souvenirs d'une clavesïniste : Ma famille Casadesus. - P.: La Ruche Ouvrière, 1962. -Harich-Schneider, E. Charaktere und Katastrophen. - В.: Ullstein, 1978; Kirkpatrick, R. Fifty years of harpsichord освещая процесс «изнутри» и показывая порой непростые взаимоотношения его участников. Но эти работы, естественно, субъективны и не претендуют на научность. Ценные сведения, также требующие научного осмысления и подчас коррекции, дают и различные статьи, интервью, посвященные отдельным кла-весинистам, рецензии на концерты, грамзаписи.
Более разработана проблематика, связанная с использованием клавесина композиторами XX в. Помимо основательных указателей современных клаве
9П ^ синных произведений , здесь можно назвать серию статей JI. Палмера в журнале «Diapason». Это ценные справочные источники; однако ряд исторически важных сочинений с использованием клавесина (в том числе самое первое, принадлежащее Ж. Массне), в них пропущен. В монографиях о крупнейших композиторах современности, обращавшихся к клавесину, упоминаются, а иногда и анализируются их клавесинные произведения (И. А. Медведева, И. И. Мартынов, А. Д. Алексеев). Выходят журналы, посвященные старинной
71 11 музыке и проблемам ее интерпретации" , собственно клавесину"". Но вопросы истории возрождения клавесина и других старинных инструментов в них рассматриваются крайне редко.
Положения, выносимые на защиту
1) Возрождение клавесина, являясь составной частью всеобъемлющего освоения культурного наследия человечества, представляет собой самостоятельный культурно-исторический процесс, связанный с другими процессами, но обладающий собственной логикой, особенностями, этапами развития, структурой.
2) Диссертантом выделяются 4 этапа этого процесса: 1800-1888 гг. - период стагнации и медленного пробуждения исторической playing // Early music. - 1983. — January. - P. 31-41; Kirkpatrick, R. Early Years. - N. Y., Bern, Frankfurt am Maine: Lang, 1985.
20 Elste, M. Modern harpsichord music: a discography. - Westport, Conn.: Greenwood Press, 1995; Bedford, F. Harpsichord and clavichord music of the twentieth century / foreword by L. Palmer. — Berkeley, Calif.: Fallen Leaf Press, 1993; Purswell, J. 20л-сепШгу chamber music for harpsichord // Clavier. - V. 19. - 1980. -№ 4. - P. 36-39; № 5. - P. 36-38.
21 Consort (Великобритания, 1929), Early Music (Великобритания, 1973), Historical Performance (США, 1988), Concerto (Германия, 1983), Tijdschrift oude muziek (Нидерланды, 1986), Старинная музыка (Россия, 1998).
22 Harpsichord (Denver, 1968); Harpsichord & fortepiano (Lincoln, 2000). памяти; уже в этот период, обычно представляющийся периодом полного забвения клавесина, несмотря на господство романтических тенденций, зарождаются тенденции, характерные для будущего аутентизма (исторического исполнительства): коллекционирование, изучение, реставрация старинных инструментов, исполнительство на них, изучение старинных трактатов, исполнительской практики (вплоть до единичных случаев применения нетемперированной настройки инструмента). Этот период совпал с усилением историзма (рожденного в том числе и романтизмом) в различных областях духовной деятельности.
- 1888-1912 гг. — первый этап формирования новой клавесинной культуры, период возобновления производства и наиболее напряженной теоретической и практической борьбы за возрождение клавесина, в которой играла роль не только артистическая, но и литературно-публицистическая деятельность ее участников. Этот этап был связан с проявлениями пассеизма, ретроспективных устремлений в культуре. Данными тенденциями порождены и первые произведения с использованием клавесина.
- 1912/13 - 1949/50 гг. - второй этап формирования новой клавесинной культуры, период господства модернизированных моделей клавесина. Этот этап был, с одной стороны, парадоксальным результатом веры в «прогресс», если не в развитии искусства в целом, то в области технологий производства инструментов; с другой - закономерным этапом формирования клавесинной культуры. Создание модернизированных моделей клавесина не было «изменой» идеалам аутентизма (как считают сегодня многие), поскольку, во-первых, в значительной степени опиралось на исторические примеры, хотя и нетипичные для своего времени; во-вторых, было инспирировано потребностями и условиями концертной практики. Историческая роль этих моделей должна быть реабилитирована. Клавесинное творчество композиторов этого этапа, развивавшееся в основном в русле неоклассицизма, также обращалось в основном к модернизированным моделям, которые, следовательно, остаются аутентичными для произведений, созданных в расчете на их возможности. 1949/1950 - 1980-е гг. - третий этап формирования этой культуры, период постепенного отказа от модернизации и возвращения к аутентичным моделям. Это возвращение было также закономерно, поскольку опиралось, во-первых, на полное признание клавесина как самостоятельного концертного инструмента, во-вторых, на новый уровень эстетических потребностей, эстетической культуры общества, тяготеющей, в частности, к аутентичности, в-третьих, на новые технологии в сфере производства и новые формы функционирования музыки (в первую очередь развитие звукозаписи). 3) В России процесс возрождения старинной музыки и клавесина имел свою специфику, поскольку специфичным было и бытование «исторического» клавесина в XVI — XVIII вв. В силу культурно-исторических условий, в первую очередь воззрений православной церкви на музыкальные инструменты, клавесин не мог занять в России того места, которое занимал в Западной Европе. Русская клавесинная культура, формирование которой началось лишь в XVIII в., не успела достичь «европейского» уровня (которого достигла русская фортепианная культура XIX в.). Поэтому первый этап возрождения старинной музыки в России, приходящийся на XIX в., в области клавирной музыки не имел той «национальной» составляющей, которая отличала этот процесс в странах Западной Европы. Более того, в отличие от общеевропейского, процесс возрождения имел в России не только своих деятелей и сторонников (М. И. Глинка, И. К. Черлицкий, Г. Л. С. Мортье де Фонтен, И. Промбергер, А. Н. Серов, В. Ф. Одоевский, А. Г. Рубинштейн и др.), но и мощных противников в лице представителей «Новой русской школы», видевших в нем угрозу своим устремлениям. Не было здесь и попыток реального возрождения клавесина. Но «Исторические концерты» Мортье де Фон-тена (1853) и Промбергера (1869-70), а также некоторые публикации обозначили начало становления исторических тенденций в исполнительстве. Напротив, второй этап этого процесса, протекавший на рубеже веков, стимулировался рядом общекультурных тенденций развития русского общества, в частности, пассеизмом мирискусников,, «историзмом» МХТ. Интенсивное развитие формы «Исторических концертов» после цикла А.Г.Рубинштейна (1885/86), деятельность К. К. Штакельберга, Н. Ф. Финдейзена, С. И. Танеева, восторженный прием зарубежных гастролеров («Общества концертов на старинных инструментов», В. Ландовской), их близость эстетическим взглядам Л. Н. Толстого, К. С. Станиславского, появление первого отечественного Ансамбля старинных инструментов (Ю. Г. Ван-Орен), наконец, попытки приобретения клавесина и создания клавесинного класса (А. Б. Гольденвейзер) — все это на короткий период ввело Россию в ряд стран, лидировавших в признании клавесина.
Третий этап, послереволюционно-довоенный, характеризовался постепенным угасанием предыдущих тенденций. Для периода сталинизма процесс возрождения старинной музыки и клавесина оказался идеологически неприемлем, что показала драматичная судьба «эрмитажных концертов» первой половины 1930-х гг. — яркой, но кратковременной кульминации всех предшествующих «возрожденческих» усилий, хотя успех этих концертов говорил о том, что страна располагала и артистическими силами, способными осуществлять это возрождение, и публикой, для которой данный процесс был значим.
Четвертый, послевоенный этап возрождения клавесина определялся контактами с европейскими странами, в первую очередь «социалистического лагеря» (ГДР, Чехословакия, Польша), которые обладали уже сформированной клавесинной культурой и поставляли в СССР инструменты (ГДР) и исполнителей. Вместе с тем для многих молодых музыкантов возрождение клавесина и старинной музыки в целом стало одной из форм культурно-оппозиционной деятельности и часто сочеталось с такой же деятельностью в сфере музыкального авангарда (А. Волконский, А. Любимов).
Источниковедческая база исследования представлена следующими группами источников:
- различного рода энциклопедические, справочные и библиографические издания;
- научная, мемуарная, эпистолярная литература;
- материалы русской, французской, английской, американской, немецкой, польской периодической прессы;
- документы архивов: ГЦММК, РГАЛИ, ЦГАЛИ СПб., ГИМ, ИРЛИ, ОР ГТГ, ОР РНБ, КР РИИИ, ОР СПб. консерватории, ГМТ (Гос. музея Л. Н. Толстого), Музея квартиры А. В. Неждановой, Музея-квартиры А. Б. Гольденвейзера; Дома-музея К. С. Станиславского;
- собрания концертных программ (РНБ, ИРЛИ, Библиотека Санкт-Петербургской филармонии);
- веб-сайты, материалы Интернета, касающиеся процесса1 возрождения старинной музыки и клавесина;
- письменные контакты, записи бесед с участниками процесса возрождения клавесина (С. Закарян-Рутштейн, М. Гамбарян, И. Иванова, Т. Зенаишвили, Е. Серединская, Б. Муратов, Р. Кунафина, А. Аверченкова, И. Абдуллаева).
Научная новизна исследования
Процесс возрождения клавесина, становления новой клавесинной культуры в таком объеме комплексно рассматривается впервые не только в отечественном, но и в мировом искусствознании. Этим и определяется новизна работы в целом.
Среди более частных проблем отметим следующие:
- дано определение понятия «клавесинная культура»;
- дана периодизация процесса формирования новой клавесинной культуры, выявлены основные особенности каждого этапа, его связь с общекультурными тенденциями;
- проанализированы каталоги инструментальных музеев и выставок, работы XIX в. о музыкальных инструментах (Ж. Фетис, У. К. Стаффорд, Э. ван дер Стратен, Л. А. де Понтекулан, Л. де Бюрбюр, Ж. Меро, О. Пауль, Э. Бринсмид, Г. Шуке, Г. Беккер, А. Хипкинс, Э. Науман, К. Кребс и др.) с точки зрения представленности в них инструментов клавесинного семейства и точности их характеристик;
- уточнены сведения о ряде исторических фактов, например, о природе музыкальных инструментов, доставленных в Москву Дж. Горсеем в 1586 г., об Исторических концертах в России и за рубежом и использовании в них инструментов клавесинного семейства, о роли Всемирных выставок XIX века в процессе возрождения старинной музыки и старинных инструментов; введен в научный оборот ряд архивных документов, материалов периодической прессы; выявлены и проанализированы сведения о деятельности по возрождению клавесина и других старинных инструментов Ф. Ж. Фетиса, И. Мошелеса, А. Меро, Ч. Сэлэмена, Э. Пауэра, К. Энгеля, А. Хипкинса, Ф. О. Геварта, А. Ваутерса, А. Де Грефа, М. Штайнерта, А. Долмеча, Г. Вудхауз, А. Уайтинга, Л. Дьемера, В. Ландовской, П. Брюноля, Э. Шунк, Й. Пессл, П. Обер, Г. Рамина, Л. Ричардса, Л. Ван Бурен, Р. Кёркпатрика, И. Неф, Н. Ф. Финдейзена, Н. И. Голубовской, И. А. Браудо и многих других зарубежных и отечественных музыкантов. впервые на русском языке дан обзор клавесинных сочинений XX в. зарубежных и отечественных композиторов; уточнены данные о первых клавесинных сочинениях.
Теоретическая и методологическая основа исследования. Методология, применяемая в исследовании имеет комплексный характер; прежде всего, это опора на принцип историзма, сочетание источниковедческого, искусствоведческого, культурологического, синхронического и диахронического подходов. Можно выделить также методы исторической реконструкции, сравнительного, стилистического анализа, элементы статистического, биографического методов, органологического исследования.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что возрождение клавесина рассмотрено как исторически обусловленный процесс, имеющий собственную структуру и периодизацию. Такой методологический подход может служить моделью для изучения аналогичных процессов не только в области музыкального искусства — возрождения старинной музыки в целом, других старинных инструментов (барочного органа, семейства виол, лютни, блок-флейты), барочной оперы, знаменного распева, исполнительской практики соответствующих периодов, контртенорового пения, импровизации и др. — но и в смежных искусствах (например, возрождения гравюры, деревянной скульптуры, жанра натюрморта и т. п.).
Анализ процесса возрождения культурных исторических форм поможет глубже осмыслить проблемы взаимодействия «старинного» и «современного», «аутентичного» и «модернизированного» в современной культуре.
Практическая значимость исследования. Результаты работы могут быть использованы в курсах: «История художественной культуры», «Современная художественная культура», «История музыки XX в.», «История фортепианного искусства», «Методика обучения игре на фортепиано», в спецкурсах по истории клавесина, клавесинного исполнительства, клавесинной литературы, практикумах по интерпретации старинной, в частности клавесинной, музыки. Они дают дополнительный материал для освещения художественной, в частности, музыкальной, культуры России и СССР, Европы, США. Работа может дать толчок и материал для продолжения исследований в области истории клавишных инструментов в России, проблем современного клавесинного творчества, интерпретации различных пластов старинной и современной клавесинной музыки и др.
Апробация исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры теории и истории культуры, кафедры эстетического воспитания (художественного образования ребенка) РГПУ им. А. И. Герцена, кафедры концертмейстерского мастерства и музыкального образования АРБ им. А. Я. Вагановой, докладывались на международных конференциях -CIMCIM «Museum musical instrument: to sound or not to sound?» (СПб., Музей музыкальных инструментов, 8-16 сентября 2002 г.), конференции «От барокко к романтизму» (Московская консерватория, октябрь 2007 г.); на VII Международной конференции по педагогике ненасилия (Санкт-Петербург, 24-27 апреля 1994 г.); конференции «Современные проблемы педагогики музыкального вуза» (Санкт-Петербургская консерватория, 2-4 ноября 1998 г.); на VI, VII, VIII
Царскосельских чтениях (2002-2004 гг.); VI Вишняковских чтениях (Боксито-горск, 20 марта 2003 г.); в Польском культурном центре (Москва, 1999 г.). Материалы и выводы диссертации использовались автором при чтении лекций и проведении практических занятий в РГПУ им. А. И. Герцена, АРБ им. А. Я. Вагановой, Ленинградском (областном) государственном университете им. А. С. Пушкина, Институте повышения квалификации и других учебных заведениях по дисциплинам «История художественной культуры», «Современная художественная культура», «Методика музыкального воспитания», «История фортепианного искусства», «Методика обучения игре на фортепиано», в преподавании фортепианного и камерного ансамбля, руководстве дипломными работами.
Основные результаты исследования отражены в 30 публикациях, включая две монографии (37 п.л.) и восемь статей в изданиях, рекомендованных ВАК (5,3 п.л.). Общий объем опубликованных работ - 62,4 п. л.
Некоторые публикации вызвали положительные отклики в центральной и зарубежной прессе, включены в списки литературы составителями учебных программ по дисциплине «История фортепианного искусства», цитируются в различных исследованиях. Данные опубликованных работ автора использовались музыкантами-исполнителями при составлении концертных программ.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, восьми глав, сгруппированных в две части, заключения, списка использованной литературы (599 наименований) и списка использованных архивных источников (66 единиц). В Приложениях приведены избранные программы и хронографы концертов старинной музыки в Западной Европе и России.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Скрипичные концерты В.А. Моцарта: особенности жанра и исполнительской интерпретации2010 год, кандидат искусствоведения Подколзина, Ольга Васильевна
Фортепианная соната в творчестве Клементи и ее историко-стилевые параллели2006 год, кандидат искусствоведения Щукина, Татьяна Валентиновна
Музыкальная жизнь Москвы XIX столетия и ее отражение в концертной фортепианной практике2011 год, доктор искусствоведения Шабшаевич, Елена Марковна
Ян Свелинк и его школа: теория и практика музыкальной композиции2005 год, кандидат искусствоведения Попова, Екатерина Олеговна
Хуго Дистлер и его творчество2013 год, кандидат наук Лопанцева, Вера Алексеевна
Список литературы диссертационного исследования доктор искусствоведения Шекалов, Владимир Александрович, 2009 год
1. Franze, J. Buenos Aires // Die Musik. Jg. 22, 1930. - H. 11. - S. 845.
2. New York Times, 3.01.1926. Цит. no: Palmer, L. Harpsichord in America. P. 53.534 LOM. P. 346.
3. См. Palmer, L. Harpsichord in America. P. 55.
4. Пуленк, Ф. Я и мои друзья. — С. 79. Напоминаем, что Пуленк, как показано выше, может быть и неточен.
5. Pogawçdka z Wandq, LandowskqV H. L. // Gazeta Polska. 1936. - 11 Dec. - S. 7.
6. Poulenc, F. Entretiens. P. 74-75.
7. Pogawqdka z Wand^ Landowsky.
8. Пуленк, Ф. Письма. С. 96, 100.58 Там же. С. 99.
9. Poulenc, F. Entretiens. P. 78.
10. Пуленк, Ф. Письма.-С. 192.
11. Леонтьева, О.Т. Карл Орф. М.: Музыка, 1984. - С. 53, 55, 59, 60.
12. Recital Famiard et Gerlin // Monde musical. 1933. - № 11. - P. 331.
13. Набоков, H.Д. Багаж // Звезда. 1998. -№ 10. - С. 116.
14. Интервью, опубл. в журнале Harpsichord. V. 1, 1972. - Р. 9. Цит. по: Palmer, L. Op. cit. - P. 138.
15. Cramer, Th. Das historische Cembalo und der moderne Cembalobau // Ars Organi. 1979. - V. 27. № 58,— S. 473.
16. Райнхард фон Нагель — клавесинных дел мастер // Территория культуры. — 2006. — № 10.
17. Evett, R. The Romantic Bach // New Republic. V. 152, 1952. - July 28. - P. 22-23.
18. Ройзман, Л.И. Орган в истории русской музыкальной культуры. — М.: Музыка, 1979.
19. Rude & Barbarous Kingdom. Russia in the Accounts of Sixteenth-Century English Voyagers / Ed. by L. E. Beny, R. O. Crummey. Madison, Milwaukee, London: The University of Wisconsin Press, 1968.
20. Так у Севастьяновой; Костомаров называл датой прибытия Горсея в Москву 2 апреля 1586 г.
21. Горсей, Дж. Записки о России. С. 104.
22. Russia at the close of sixteenth century. P. 222.
23. Браудо, Е. Клавихорд и клавесин // Музыкальный современник. 1916. -№ 6, февраль. - С. 35.
24. Браудо, Е.М. Основы материальной культуры в музыке. М.: Новая Москва. 1924. - С. 107.
25. Музалевский, В.И. Русская фортепианная музыка: Очерки и материалы по истории русской фортепианной культуры (XVIII первой половины XIX ст.). - Л.: М.: ГМИ, 1949. - С. 8.
26. Музалевский, В. Русское фортепианное искусство: XVIII первая половина XIX века. - Л.: ГМИ, 1961.-С. 9.
27. См. об этом в упомянутой работе Л. Ройзмана.
28. Петровская, И.Ф. Воспитательное общество благородных девиц // Музыкальный Петербург: Энциклопедический словарь. XVIII век.-Т. I.-СПб., 1996.-С. 202-203,200.
29. Цпт. по: Кошелев, В.В. Габран и фортепиано с флейтами его работы // IV Фестиваль Старинной музыки: Альманах. СПб., 2001. - С. 65.
30. Островский, P.A. Генрих Луи Станислав Мортье де Фонтен (1816 1883 гг.) // Из истории музыкальной жизни России (XVIII - XIX вв.) / Моск. консерватория; отв. ред. Е. К. Кулова. - М., 1990. - С. 39-49.
31. Рубинштейн, Антон Григорьевич. Литературное наследие // Составление, текстол. подготовка, ком-мент. и вступит, статья Л. А. Баренбойма. Т. 3. М.: Музыка, 1986. - С. 265.
32. New Encyclopedia of music and musicians / Ed. by W. S. Pratt. -N.Y.: The Macmillan company, 1929. -P. 597.
33. Ливанова, Т. От составителя // Музыкальная библиография русской периодической печати XIX века. Сост. Т. Ливанова. Вып. IV. 1851-1860. 4. I.-M.: Сов. композитор, 1967.-С. 11.
34. Ф.Б. Булгарин Ф.Б.. Журнальная всякая всячина//Сев. пчела, 1853,- 14 фев., №36.
35. И. М. Манн И.А.. Заметки. Гг. Мортье-де-Фонтен, Стигелли и Фаччиоти. Г-жа Мортье-де-Фонтен. // СПб. вед. 1853. - 22 фев., № 43.
36. В одном из откликов 1772 ошибочно указан как год создания произведения (Модест Мелодии Дамке Б.. Муз. новости // Библиотека для чтения. — 1854. — Т. 123, янв., Смесь. — С. 113).
37. Цит. по: И. М. Манн И. А. Заметки. Исторические концерты // СПб. вед. — 1853. — 21 нояб., № 259.
38. Булгарин Ф. В.. Заметки, выписки и корреспонденция // Сев. пчела. — 1853. — 25 нояб., № 262.
39. И. M. Манн И. Л. Заметки. Первый исторический концерт. . // СПб. вед. 1853. - 6 дек., № 271.
40. Модест Мелодии Дамке Б. // Библиотека для чтения. 1854. - Т. 123, янв. Смесь. - С. 113.
41. И. M. Манн И. А. Музыка. . Исторические концерты. . И СПб. вед. 1854. -23 янв., № 18.
42. Одоевский, В.Ф. Музыкально-литературное наследие. М.: ГМИ, 1956. - С. 500.
43. Музыкальные новости // Моск. вед. 1854. - 16 марта, № 32.
44. Московская городская хроника // Моск. вед. 1856. - 31 марта, № 40.
45. Московская городская хроника// Моск. вед. 1854.-2 марта, № 26.
46. Lenz, W. de. Beethoven et ses trois styles. <.>- St.-Petersbourg, 1852.
47. Lenz, W. de. <.> Concert historique de m. Mortier de Fontaine <.> // Journal de Saint-Pétersbourg. — 1854. -5/17 janvier, № 299.
48. Смесь // Моск. вед. 1857. - 15 янв., № 7.
49. Муз. и театр, вестник. 1857. - 1 сент., № 34; 15 сент., № 36; 29 сент., № 38.
50. О звуке и монохорде // Детский журнал. — 1859. — Март. — С. 130. В этом же журнале публиковались статьи о Бахе, Генделе, Моцарте, Люлли, Гвидо Аретинском.
51. Забытый инструмент и его изобретатель // Лит. приб. к Нувеллисту. — 1871. Февр. — С. 11 -13.fi38 Mortier de Fontaine // Revue et gazette musicale de Paris. 1868. - № 20, 17 mai. - P. 156.
52. Vermischtes // Rigasche Zeitung. 1864. - 23. April/5.Mai, № 93.
53. Chronique étrangère. Baden-Baden // Revue et Gazette musicale de Paris. 1866. - № 31. - P. 248. В концерте участвовали также некие м-м Numa Blanc и Coraly Mugnier.
54. Schonberg, G. Op. cit. P. 188.
55. Серов, Л.Н. Статьи о музыке: В 7-ми вып. Вып. 4. - M., 1988. - С. 44,47-48, 70.
56. Воспоминания Юрия Арнольда. Вып. III. - M.: б.и., 1893. - С. 59.
57. Рубинштейн, А. Г. Литературное наследие. Т. 2. - С. 80.
58. Петербургская летопись // Веч: газета. 1869.-4 апр.
59. Петербургская хроника // Голос. 1869. - 6 апр.
60. Исторический концерт//Иллюстрированная газета. 1869. - 10 апр.
61. Петербургская летопись // Веч. газета. — 1869. — 15 апр.
62. Петербургская хроника // Голос. 1869. - 6 аир.
63. Исторический концерт // Иллюстрированная газета. 1869. — 10 апр. - С.230-231.
64. Серов, Л. Н. Критические статьи.-Т. 4.-СПб., 1895.-С. 1931.
65. Рубинштейн А. Г. Литературное наследие. В 3-х тт. Т. I. - М.: Музыка, 1982. - С. 56.
66. Бессель В. Три великих пианиста: Франц Лист, Адольф Гензельт, Антон Рубинштейн (из моих воспоминаний) // РМГ. 1902. -№ 45. -Стлб. 1097.
67. РНБ ОР. Ф. 1015. Ед. хр. 902. Л. 53.
68. Извещения // Музыкальное обозрение. 1888. - № 19. - С. 152.
69. После отъезда Лльтшулера в Америку его место занял сначала Дубянский, затем Р. И. Эрлих.
70. Финдейзен., Ник. 10-летие «Исторических камерных утр» (Московское трио Шор Крейн - Эрлих) // РМГ. - 1902. - № 42. - Стлб. 995.
71. Липаев, Ив. Московские письма // РМГ. 1902. -№ 42. - Стлб. 1017; № 46. - Стлб. 1138.
72. Липаев, Ив. Московские письма. <.> Камерные утра московского трио // РМГ. — 1903. — № 43. — Стлб.1041.
73. П-в, Г. Московские концерты. <.> I Утро «Московского трио» // РМГ. 1907. -№ 41. - Стлб. 91415. Программа концерта: Музей-квартира Гольденвейзера. Ед. хр. 1668.
74. П-в, Г. Московские концерты. <.> I Утро «Московского трио» // РМГ. 1907. -№ 41. - Стлб. 915.
75. Финдейзен, H. Ф. Музыкальная старина. СПб., 1903.
76. Хроника // Баян. 1888. - № 10, 13 марта. - С. 87-88.691 Там же. С. 88.
77. Финдейзен, Н.Ф. Дневники. -С. 216. (Запись 27 апр. 1898 г.)
78. Там же. С. 217. (запись 9 апр. 1898 г.).
79. ОР РНБ. Ф. 816. Огт. 1. Ед. хр. 906. Материалы для истории фортепиано и других музыкальных инструментов. Л. 20.700 «Führer durch die Sammlung alter Musik-rnstumente von Dr. Oskar Fleischer, № 1065 (стр. 110)» (там же. Л. 21).
80. Финдейзен, Н.Ф. Дневники. С. 280.
81. Смоленский Степан Васильевич (1848-1909) русский музыковед, палеограф, дирижер, педагог, сотрудник РМГ, в 1901-03 управляющий Придворной певческой Капеллой в СПб.
82. Финдейзен, Н.Ф. Дневник. 6 янв. 1902-27 апр.1906 г.-ОР РНБ. Ф. 816. Оп.1. Ед. хр. 372. Л. 22. Благодарю М.Л. Космовекую за сообщение записей, касающихся старинных клавиров, в подготовленных ею к печати неопубликованных частях Дневника Финдейзена.
83. Космовская, М.Л. «Моя жизнь в работе». Н. Ф. Финдейзен. Автобиография // Рукописные памятники. - Вып. 5. Из истории русской музыкальной культуры /РНБ. - СПб., 1998. - С. 148.
84. Личность точно не установлена. Возможно, жена Морица Арнольдовича Гольденблюм (1862— 1919), врача, дирижера и музыкального критика, знакомого Н. Ф. Финдейзена.
85. Геника, Р. История фортепиано в связи с историей фортепианной виртуозности и литературы. <.> -М.: Музыкальная торговля П. Юргенсона, 1896.
86. Странно, что Финдейзен не воспользовался хотя бы «Катехизисом истории музыки» Г. Римана в переводе Н. Кашкина (М., 1896), где данные вопросы трактуются кратко, но верно.
87. Финдейзен, Н.Ф. Дневники . С. 282.
88. Музыкально-исторический музей Гос. Академической филармонии. Краткий каталог музыкальных инструментов и их изображений / Сост. науч. сотр. Музея К.П. Акимовой-Маловой с предисл. Н.Ф. Финдейзена. -Л.: Издание Гос. Акад. Филармонии, 1927. С. 50.
89. Финдейзен, Н.Ф. Из моих воспоминаний. СПб.: РНБ, 2004. (Рукописные памятники. Вып.8). -С. 102. См. также в следующей главе.
90. Naumann, Е. Illustrierte Musikgeschischte. S. 513.
91. ОР РНБ. Ф. 816. On. 1. Ед. хр. 640. Л. 16.
92. Иованович Младлен Эммануилович — пианист, певец, композитор сербского происхождения. Упоминается в «Автобиографии» С. Прокофьева (М.: Сов. комп., 1982. С. 438-440) в связи с неудачным исполнением его пьес.
93. ОР РНБ. Ф. 816. Оп. 4. Ед. хр. 3267. Л. 2-4.
94. Общество друзей музыки // РМГ. 1911. - № 46. - Стлб. 978.
95. Афиша концерта ОР РНБ. Ф. 816. Оп. 4. Ед. хр. 3267.
96. Танеев, С. Дневники /Текстолог, ред. и коммент. Л. 3. Корабельниковой. Кн. 2. 1899-1902. -М.: Музыка, 1982. - С. 50, 51.
97. Там же. С. 232,235,238,251,257,270, 272, 274,277, 279, 284, 355, 357.
98. Хроника. С.-Петербург. Опера и концерты // РМГ. 1908. - № 49. - Стлб. 1129.
99. С.-Петербург. Концерты А. Зилоти. Программы концертов за десять сезонов (1903/1904 1912/1913). -СПб.: Тип. С. Л. Кинда, 1913.
100. Интересно, что непосредственно после французского ансамбля, в 4-м абонементном концерте 18 ноября 1906 года выступил П. Казальс.
101. Василенко, С. H. Воспоминания. — М.: Сов. композитор, 1979. — С. 193.
102. III концерт Зилоти // РМГ. 1906. -№ 46. - Стлб. 1073. Странно, что, несмотря на данное высказывание, Финдейзен еще некоторое время продолжал считать свой клавир (см. выше) клавесином.
103. С-н, H. 11ижний Новгород // РМГ. 1907. -№ 7. - Стлб. 226.
104. Василенко, С. H. Воспоминания. С. 194.
105. Peer Gynt Жиляев H. С.. Ванда Ландовска и старинная музыка // Руль. 1909. - 19 янв.
106. См. Римский-Корсаков, H. Летопись моей музыкальной жизни. 8-е изд. М.: Музыка, 1980. - С. 332333.
107. Страницы жизни Н. А. Римского-Корсакова. — Вып. 4. — С. 134, 136.750 Там же.-С. 173.
108. Маковицкий, Д.П. У Толстого (1904—1910). Яснополянские записки. (Литературное наследство. Т. 90-й. В 4-х книгах). Кн. 4. - М.: Наука, 1979.-С. 106. (В дальнейшем - Маковицкий.).
109. Цит. по: Лев Толстой и музыка. Хроника. Нотография. Библиография / Сост. 3. Г. Палю\ и А. В. Прохорова. M.: Сов. композитор, 1977. - С. 240.
110. Письма Ванды Ландовской И. С. Остроухову. ГТГ ОР. Ф. 10. Ms 3437, 3423, 3426.
111. Casella, A. Music in my time: The memoirs. Norman, 1955. - P. 138.
112. Коломийцев свидетельствовал, что на втором концерте «многим желавшим проникнуть в зал пришлось вернуться обратно» (Коломийцев, В.П. Вольты и вальсы: Второй и последний концерт Ванды Ландов-ска // Русь. 1907. - 24 марта).
113. Театр и музыка // Нижегород. листок. -1912.-16 дек.
114. Russie // SIM. 1909,- № 3. - P. 296-297.
115. Ванда Ландовска о русской музыкальной провинции.768 б. п. Концерт Ванды Ландовска // Раннее утро. —. 1909. 19 дек.
116. Г. Пр-в Григорий Прокофьев. Московские концерты // РМГ. 1907. - № 46. - Стлб. 1056.773 Там же.
117. Василенко, С. Н. Воспоминания. М.: Сов. композитор, 1979. - С. 222,250.
118. Риголетто Риттер П. Г. Ванда Ландовска // Утро. 1908. - 5 нояб.
119. Коломийцев, В. Вечер камерной музыки // Русь. 1908. - 16 янв.
120. Вл. Д. Держановскнй В. В. 3-й исторический симфонический концерт.
121. Письмо Ванды Ландовской А.В.Неждановой от 18.08.1912 года. Музей-квартира А. В. Неждановой.
122. См. написанные по её поручению письма ГЦММК. Ф. 80. Ед. хр. 2636.
123. Письма от 17.07.1912, 21.05.1913. Музей-квартира А. В. Неждановой.
124. Антонина Васильевна Нежданова: Материалы и исследования. М.: Искусство, 1967. - С. 159.
125. См.: Бортникова, Е.Е. Забытые страницы (Альбом А. Н. и Л. М. Виноградских) // Из архивов русских музыкантов.-М.: ГМИ, 1962.-С. 160, 171.
126. Ландовска о русской музыкальной провинции.
127. См.: Евдокимов, Я.К. Музыкальное прошлое Саратова (до 1917 года) // Из музыкального прошлого: Сб. очерков. Вып. 1.-М.: ГМИ, 1960.-С. 190.
128. См.: Санкт-Петербургское отделение ИРМО. 50-летие С.-Петербургской консерватории. — СПб., б. г..-С. 125.
129. Письмо Ванды Ландовской К. Л. Сомову от 18.01.1908. ГРМ ОР. Ф. 133. Ед. хр. 238.
130. Письмо Ванды Ландовской И. С. Остроухову. ГТГ ОР. Ф. 10. № 3420.
131. Воспроизведён в кн.: Государственная Третьяковская галерея. Скульптура и рисунки скульпторов конца 19 начала 20 века: Каталог. - M.: Сов. художник, 1977. - С. 89.
132. Записная книжка с дневниковыми записями К. А. Сомова. Запись от 16.01.1925. — ГРМ ОР. Ф. 133. Ед. хр. 424. Л. 27.
133. Хранится в ГТГ. Воспроизведён, как и портрет, в кн.: Грабарь, И.Э. Валентин Александрович Серов: Жизнь и творчество. М.: Кнебель, 1914. — С. 193,272.
134. Кустодиев, Б.М. Письма. Статьи, заметки, интервью. Воспоминания о художнике. Л.: Художник РСФСР, 1967.-С. 102.
135. Метнер, H.K. Письма. М.: Сов. композитор, 1973. - С. 120.
136. Schubert, F. Chaîne de valses. Choisies, réunies et doigtées par Wanda Landowska (A mon cher ami I. Ostrooukhoff). Moscou: A. Gutheil; Leipzig: Breitkopf und Härtel, 1911.
137. РНБ. Ф. 640. Ед. хр. 1070; РГАЛИ. Ф. 786. On. 1. Ед. хр. 74.
138. Сабанеев, Л. Воспоминания о Скрябине. M.: Госиздат, Муз. сектор, 1925. - С. 192.
139. РГАЛИ. Ф. 880. On. 1. Ед. хр. 308. См. также Szekafow W. Wanda Landowska, Balakierew i Taniejew // Ruch muzyczny. 1975. - № 18. - S. 16-18.
140. Танеев, С.И. Дневники. Кн. 3. - С. 354-356.
141. Танеев, С.И. Дневники. Кн. 3. - С. 357-358.
142. Цит. по: Landowska, W. Une visite à la comtesse Tolstoï. Рукопись, оригинал с правками С. А. Толстой на франц. языке. — ГМТ. Архив «Воспоминания о Л. Н. Толстом». Ед. хр. 60244.
143. Толстая, С.А. Дневники в двух томах. — Т. 2. 1901 — 1910. Ежедневники. — М.: Худ. литература, 1978. С. 276.
144. Толстая, С.А. Дневники в двух томах. Т. 2. С. 119.
145. Там же. Кн. 4. - С. 144 (28 декабря 1909).
146. Цит. по сб.: Лев Толстой и музыка. С. 152, 227.
147. Толстой, Л.II. Полное собрание сочинений. Т. 57. -С. 11, 195.
148. См. Маковицкий. Кн. 3. - С. 331.
149. ГМТ. Архив «Письма на французском языке к С. А. Толстой». Ед. хр. 124.
150. Письмо из Вены от 17.11.1910. ГИМ. Ф. 31. Ед. хр. 156. Л. 115.
151. Restout, D. Mamusia: vignettes of Wanda Landowska//Higli Fidelity. V. 10. 1960. - Oct. - P. 138.
152. Запись в дневнике Финдейзена 10 января 1908 года (РНБ. Ф. 816. On. 1. Ед. хр. 373).
153. Письмо Ванды Ландовской К. К. Штакельбергу. б. д. март 1907. РИИИ KP. Ф. 70. Он. 1. Ед. хр.17.
154. Василенко, C.H. Воспоминания. С. 250.
155. ИРЛИ. Ф. 294, архив Стасовых. Оп. 4. Ед. хр. 560. Л. 28-29.856 Там же. Л. 38.
156. Коган, Г.М. Клавесинистка А. Элерс // Музыка и революция. — 1927,- № 5/6. — С. 42-43.
157. Гинзбург, С. Алиса Элерс // Рабочий и театр. 1927. - № 18. - С. 11.
158. Коган, Г.М. Теория «инструментального фактора» и проблема французского клавесинизма // Сов. музыка. — 1933. — № 3; в измененном виде перепечатано: Коган, Г. Избранные статьи. Вып. 3. — M.: Сов. композитор, 1985.-С. 7-24.
159. ОР РНБ. Ф. 816, Финдейзен Н.Ф. Оп. 1. Ед. хр. 312. Л. 1.
160. Циммерман, Ю.Г. Главное бюро музыкальных инструментов и нот. Петербург. Стильные рояли и пианино — б. м., б. г.. Это редкое издание имеется, в частности, в РНБ.
161. Там же. Ед. хр. 652. Финдейзен, П.Ф.. О зарождении камерной музыки во Франции. Лекция. 1924. Автограф.
162. Там же. Ед. хр. 653. Программа лекции-концерта. 1924. Автограф.883 Там же. Ед. хр. 655-665.
163. Там же. Ед. хр. 314. Финдейзен, Н. Ф. Докладная записка Комитету Государственного оркестра. О Музыкально-историческом музее. 18 апр. 1920 г. Л. 5.
164. Там же. Ед. хр. 317. Л. 5 об.
165. Письмо Голубовской к Галине Верженской 25-30.12.1933 // Голубовская Н.И. Диалоги. Избранные рецензии и статьи / Сост. Е. Ф. Бронфин. СПб., 1994. - С. 92.
166. Устав Общества Друзей Музыкально-исторического Музея Государственной академической филармонии. /Л. 1926/. ОР РНБ. Ф. 816. Ед. хр. 323
167. Список присутствовавших на докладе Н. Ф. Финдейзена «Из истории вальса» 13 апр. 1924 г. ОР РНБ. Ф. 816. Ед. хр. 329.
168. ОР РНБ. Ф. 816. Оп. 1. Ед. хр. 333, 334.
169. Гинзбург, С. Государственный музыкальный музей в Ленинграде // Советский музей. 1931. - № 5. -С. 117.
170. Авраменко, С. Воспоминание об Эрмитажном театре /Гос. Эрмитаж. СПб., 1992. - С. 36. В другой работе тот же автор указывает 1932 г. (Авраменко, С. Пять новелл об Эрмитажном театре / Гос. Эрмитаж. -СПб., 1996.-С. 86).
171. Авраменко, С. Пять новелл об Эрмитажном театре. С. 86.
172. См. об этом, в частности, в сб. Владимир Нильсен — артист и учитель / Ред.-сост. С. Г. Денисов, Н. П. Цивинская, В. А. Шекалов. СПб.: КультИнформПресс, 2004. - С. 43-45 и др.
173. Леман, H. Борис Васильевич Легран (к 100-летию со дня рождения) // Сообщения Государственного Эрмитажа. XLIX. Л., 1984. - С. 69. Цит. по: Белякаева-Казанская, Л. В. Эхо серебряного века. - СПб.: Канон, 1998.-С. 228.
174. Гинзбург, С. Л. Эрмитажный театр // С. Л. Гинзбург. К 100-летию со дня рождения. С. 109.
175. Программа концерта ИРЛИ. Ф. 294 (Архив Стасовых). Оп.4. № 560-562. Л. 29.
176. Музалевский, В. Музыкальные выставки Эрмитажа // Рабочий и театр. — 1933. — № 33. — С. 16. Характерно, что и Голубовская, и Музалевский косвенно дают высокую оценку звуковым качествам этого инструмента интересного образца ранних реконструкций.
177. Белякаева-Казанская, Л.В. Эхо серебряного века. СПб.: Канон, 1998. - С. 228.
178. Голубовская, Н.И. Письмо Галине Верженской.
179. Бушен А. Александр Данилович Каменский: Очерк жизни и творчества. Л.: Сов. композитор, 1982. -С. 73.
180. Цит. по: Майский, В. И. А. Браудо — мыслитель и музыкант // Музыка и жизнь: Музыка и музыканты Ленинграда. Вып. I.-С. 194.
181. Цит. по: Гинзбург, С. Л. Почему ликвидирован Эрмитажный театр // Сов. искусство. 1938. - 24 апр.
182. Коган, Г. Столица и «провинция» // Сов. искусство. — 1935. — 17 янв.
183. Эрмитажный театр должен жить // Рабочий и театр. — 1935. — № 5. — С. 17.
184. Гинзбург, С. Л., проф. Почему ликвидирован Эрмитажный театр.
185. Владимир Нильсен артист и учитель. - С. 413.
186. Зел. Ш. «Исторические концерты» Г. Артоболевского // Красная газета, веч. выпуск. 1936.-21 марта.
187. См. Рудакова, Е. Д. С. Бортнянский. М.: Музыка, 1947. (Гос. центр, музей муз. культуры. Московская филармония. Исторические концерты. Русская музыка конца XVIII и начала XIX вв.).
188. Уникальный эксперимент со временем // Муз. академия. 1999. -№ 3. - С. 3.
189. Имеем в виду в первую очередь инструмент Бурката Шуди 1766 года, хранящийся ныне в ГЦММК им. М. И. Глинки.
190. ЦГАЛИ СПБ. Ф. 186, Браудо И. А. Ед. хр. 108, Программы концертов учеников И. А. Браудо. Л. 1.
191. Благодарю доцента Гос. Консерватории Узбекистана клавесинистку И. А. Абдуллаеву за сообщение ценных сведений (письмо от 25 окт.2006 г.).
192. Закарян, С.С. Надежда Иосифовна Голубовская и клавесин. Рукопись (архив автора).
193. Избранные клавирные сочинения Г. Пёрселла. — Л., 1954; Избранные клавирные пьесы старинных английских композиторов.—Л., 1954.
194. Серикова, И. Концерты Лейпцигского симфонического оркестра // Лен. правда. 1956. — 1 Ь дек.
195. ЦГАЛИ СПб. Ф.186, Браудо И. А. Оп. 1. Ед. хр. 108. Л. 13, 15, 21,45,46.
196. Кузьминых, А. «Старинная музыка» // Муз. кадры. 1964. - 19 фев.
197. Мнацаканова, Е. Джордж Малкольм // Муз. жизнь. 1963. - № 8. - С. 9. Как уже говорилось, клавикорд — клавишно-струнный тангентный инструмент с очень слабым звуком, использовался в обучении, домашнем музицировании, но не в концертной практике.
198. Фестиваль английской музыки // Сов. культура. — 1963. — 5 марта; Шнеерсон Г. Английские вечера // там же. 1963. - 14 марта.
199. Голубовская, Н.И. Прекрасный ансамбль // Смена. 1955. - 17 сент. Перепечатано: Голубовская, Н.И. Диалоги. Избранные статьи и рецензии. - СПб., 1994. - С. 66-67.
200. Баршай, Р. Сейчас я свободный человек / беседа с В. Колосовой // Муз. жизнь. 1993. -№ 19-20. - С.27.
201. Медведев, А. Три века виолончели // Муз. жизнь. 1963. -№ 22. - С. 5.
202. Холопов, Ю.Н. Инициатор: О жизни и музыке Андрее Волконского // Музыка из бывшего СССР: Сб. статей. Вып. 1. - M., 1994. - С. 11.
203. Программа: ЦГАЛИ СПБ.-Ф. 186. On. 1. Ед. хр. 108. Л. 21.
204. Кац, Б. Уникальный цикл // Сов. музыка. 1981. - № 8. - С. 44.
205. Зейфас, Н. Цикл пьес Рамо // Сов. музыка. 1977. -№ 7. - С.92-93.
206. Гаккель, Л. О ленинградских пианистах // Сов. музыка. 1975. -№ 4. — С. 104.
207. Сравнивая вышеупомянутую запись сюиты Бёрда и ее же более позднее концертное исполнение на «аутентичном» инструменте по силе художественного воздействия, я не могу отдать предпочтение последнему, хотя и признаю его большую историческую точность.
208. Шторк, К. История музыки /пер. С. Г. Займовского и др. под ред. А. В. Оссовского и Ю. Д. Энгеля. Вып. I. (Кончая эпохой Ренессанса). M.: Муз. изд-во П. Юргенсон, 1918. - С. 325-331.
209. Браудо, Е.М. Основы материальной культуры в музыке. M.: Новая Москва, 1924. - С. 99-115. Он же: Всеобщая история музыки. Т. 1. — Петербург: Гос. изд-во, 1922. - С. 178-180, и др.
210. Кочетов, Н. Очерк истории музыки: Пособие для учащихся в музыкально-учебных заведениях. Изд. 4-е. М.: Гос. изд-во, Музыкальный сектор, 1929. - С. 47-48.
211. Сабанеев, Л. Всеобщая история музыки. М.: изд-во «Работник просвещения», 1925. - С. 97, 102.
212. Музыкальный современник.- 1915.-№№ 1,2,3; 1916.-№ 1,6,7.
213. Ивановский, В.Г. Теория пианизма. Опыт научных предпосылок к методике обучения игре на фортепиано. Киев: Изд. Киевского муз. предприятия КМП, 1927. - С. 3.
214. Друскин, М.С. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов, Франции, Италии, Германии. Л.: ГМИ, 1960.
215. Например: Ландовска, В. Бах и его толкователи: Об исполнении произведений Баха / Пер. Левис, ред. и вступит, статья М. Друскина. СПбК., Иностранный кабинет, инв. № 645. 1939 г.
216. Возрождение клавесина оказало большое влияние на развитие современного фортепианного исполнительства, формирование нового звучащего образа фортепиано. Пианисты, слышащие, знающие клавесин, по-иному исполняют клавирную музыку на фортепиано.
217. Заново родились новые сферы производства музыкальных инструментов, музыкального исполнительства и педагогики; возродились профессии клавесиниста, клавесинного мастера.
218. Возрождение клавесина стимулировало возрождение всех иных старинных, забытых или полузабытых инструментов — клавикорда, раннего фортепиано, барочного органа, лютни, виол, многочисленных духовых.
219. Возрождение клавесина было теснейшим образом связано с развитием науки об исполнительстве, переизданием старинных трактатов, изучением исполнительской практики прошлого.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.