Формирование знаний и умений в области компьютерной графики у учащихся учреждений среднего специального образования: на примере подготовки художников-дизайнеров тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Гудков, Сергей Анатольевич
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 191
Оглавление диссертации кандидат наук Гудков, Сергей Анатольевич
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
ГЛАВА 1. История развития компьютерной графики. Программы ЗБ-моделирования среды. Современное состояние преподавания проектной компьютерной графики
1.1 История развития компьютерной графики
1.2. Программы ЗИ-моделирования среды
1.3 Современное состояние преподавания проектной компьютерной
графики
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. Экспериментальное обоснование эффективности процесса обучения компьютерной графике на основе программы ЗБ8 Мах
2.1 Организация и ход экспериментальной проверки процесса обучения компьютерной графике на основе программы 3ОБ Мах
2.2 Эффективность процесса обучения и определение профессиональной компетентности художников-дизайнеров при изучении компьютерной графики
2.3 Экспериментальная педагогическая технология, направленная на формирование профессиональной компетентности художника-дизайнера
в области компьютерного проектирования
Выводы по второй главе
Заключение
Библиография
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Профессиональная подготовка студентов-дизайнеров в процессе обучения компьютерной графике2007 год, кандидат педагогических наук Арефьева, Оксана Викторовна
Развитие способностей к дизайнерской деятельности: На материале обучения студентов художественно-графического факультета технической и компьютерной графике2002 год, доктор педагогических наук Марченко, Марина Николаевна
Педагогические условия обучения компьютерной графике студентов-дизайнеров в высшем учебном заведении2009 год, кандидат педагогических наук Маликова, Елена Александровна
Формирование готовности будущих дизайнеров к применению информационных технологий2007 год, кандидат педагогических наук Прудовская, Ольга Юрьевна
Формирование профессионально-компетентной культуры личности художника-дизайнера2010 год, доктор педагогических наук Мурзина, Светлана Михайловна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование знаний и умений в области компьютерной графики у учащихся учреждений среднего специального образования: на примере подготовки художников-дизайнеров»
Введение
Актуальность исследования. Количество информации в современном мире настолько велико, что человеку приходится постоянно прибегать к помощи компьютера. В век информации происходит компьютерная революция, и вопрос внедрения информационных технологий в образовательный процесс стоит особенно остро. Развитие человеческих способностей и выработка навыков являются основными задачами воспитания и обучения, решить которые без развития познавательных процессов нельзя. В ходе развития человека его способности совершенствуются, приобретая необходимые качества. Для правильного выбора методов воспитания и обучения необходимо четкое представление о психологической структуре познавательных процессов. Большое значение для развития познавательных процессов имели исследования таких ученых как Л.С.Выгодский, Л.С.Сахаров, А.Н.Соколов, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др. Они разработали различные теории и методики формирования познавательных процессов. На их основе в современных условиях необходимо искать новые методы и средства обучения, чтобы более успешно развивать процессы познания в ходе учебной деятельности. Одним из таких средств является использование компьютерных технологий при обучении, в частности, в средних специальных учебных заведениях.
Широкое внедрение в систему образования информационных технологий, включая их дидактические аспекты, определяет специфику формирования творческой компетенции будущих выпускников (Н.В. Апатова, Я.А. Ваграменко, Л.И. Долинер, Д.Ш. Матрос, Е.И. Машбиц, И.В. Роберт, Б.Е. Стариченко). В свою очередь, профессиональная компетенция специалиста в области компьютерной графики в дизайне среды подразумевает владение знаниями и навыками в области рисунка, живописи, декоративно-прикладного искусства и композиции. Поэтому важное значение в работе имели исследования И.В. Алексеевой, А.Д. Алёхина, В.А.
Барадулина, Г.В. Беды, И.Я. Богуславской, К.Г. Вагнера, В.М. Василенко,
B.C. Воронова, Н.В. Воронова, С.Е. Игнатьева, Ю.В. Коробко, B.C. Кузина,
C.П. Ломова, Л.Г. Медведева, B.B. М.А. Некрасовой, Корешкова, H.H. Ростовцева, С.П. Рощина, А.Б. Салтыкова, В.П. Строкова, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова и других учёных, специализирующихся в области методики преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Кроме того, были изучены труды учёных в области педагогики, психологии, философии: С.И. Архангельского, Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера, М.Н. Скаткина, В.А. Сластёнина, Н.В.Кузьмина, А.И. Щербакова; A.C. Выготского, Е.И.Игнатьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна; Б.А. Рыбакова и других. Также были рассмотрены труды учёных, изучающих общие теории профессионального образования: Б.А. Карева, Ю.Ф. Катхановой, Е.И. Корзиновой, Н.Б. Литвиновой, А.Н. Лейбовича, К.А. Скворцова, О.П. Шабановой, В.И. Якунина и других. Стоит обратить внимание на работы в области художественно-педагогических исследований, в которых раскрываются многие аспекты научно-методической организации учебного процесса на художественно-графическом факультете. Это исследования таких учёных как Р.Ч. Барциц, Ф.Ф Бандуристый, И.Б. Ветрова, P.A. Гильман, A.A. Ковалёв, В.И. Козлов, Е.Ф. Кузнецов, В.К. Лебёдко, A.A. Прищепа, И.М. Рязанцева, H.H. Таранов. Были изучены труды, связанные с исследованием процесса формирования личности подрастающих поколений с использованием активного воспитательного влияния изобразительного и декоративно-прикладного искусства И.В. Алексеевой, С.А. Аманжолова, B.C. Бадаева, Е.И. Игнатьева, С.Е. Игнатьева, Т.С. Комаровой, В.В. Корешкова, Л.Г. Савенковой, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой и др. А также труды учёных, исследовавших проблему совершенствования учебного процесса в высшей и средней школе с учётом индивидуальных особенностей обучающихся - Н.С. Боголюбова, Д.И. Воробьёвой, Л.С. Выготского, Е.И. Игнатьева, В.И. Киреенко,Т.С. Комаровой, B.C. Кузина, А.Н. Леонтьева, Б.Т.
Лихачёва, С.П. Ломова, H.H. Ростовцева С.Л. Рубинштейна, Б.М. Теплова и других.
В современных условиях система «человек - компьютер» превратилась в проблему, которую необходимо решать, так как она касается всех членов общества, а не только специалистов в сфере информационных технологий. Именно поэтому обучение навыкам работы с информационной средой нужно проводить на всех трех уровнях системы образования. Это обеспечит более быстрые темпы развития общества, так как информационные технологии проникают во все сферы человеческой жизни и навыки работы с компьютером становятся необходимы. Это определяет актуальность исследования методов обучения компьютерной графике на социально-педагогическом уровне.
Так, в частности, у учащихся средних специальных учебных заведений возникает потребность в методике проектирования среды средствами компьютерной программы. В то же время количество часов для преподавания компьютерной графики является недостаточным, чтобы охватить в нужной степени весь теоретический материал и на его основе выполнить графические работы. Это определяет актуальность исследования на научно-теоретическом уровне.
В настоящее время существует большое количество курсов повышения квалификации, обучающих простейшим навыкам проектирования среды с помощью компьютерных программ. Тем не менее, компьютерная поддержка, позволяющая спроектировать среду наиболее правильным образом и за короткое время, отсутствует. В связи с этим необходимо внедрение в процесс обучения предметов, изучающих компьютерную графику. Это определяет актуальность исследования научно-методическом уровне. Таким образом, можно выделить две основные цели изучения компьютерной графики на специальностях дизайнерского профиля: общеобразовательная и прагматическая. Общеобразовательная цель подразумевает овладение учащимися навыками работы с прикладными программами,
использующимися для создания рисованных объектов средствами компьютерной графики и обработки уже готовых изображений и объектов. Прагматическая же цель заключается в приобретении практических навыков работы с аппаратными и непосредственно программными средствами персонального компьютера в ходе самостоятельной работы и практических занятий. Вышеперечисленные задачи должны решаться в комплексе и параллельно, что должно быть обеспечено содержательным и методическим построением курса компьютерной графики. Проведенный анализ позволил выявить следующие противоречия:
• на социально-педагогическом уровне - между потребностью рынка в формировании творческих компетенций у выпускников средних специальных учебных заведений и недостаточным объемом изучения информационных технологий;
• на научно-теоретическом уровне - между тенденцией расширения возможностей использования информационных технологий в образовательном процессе и недостаточной теоретической обоснованностью возможностей их использования в качестве средства активизации учебно-творческой деятельности студентов;
• на научно-методическом уровне - между необходимостью применения информационных технологий, включая средства компьютерной графики, в педагогических технологиях активизации учебно-творческой деятельности студентов вуза и недостаточным научно-методическим обоснованием механизмов реализации этого процесса.
Таким образом, проблема исследования заключается в отсутствие четкой системы методов преподавания компьютерных дисциплин учащимся средних специальных учебных заведений.
Объектом исследования является система среднего специального образования (на примере преподавания дисциплины «Компьютерная графика в дизайне среды» учащимся специальности «Дизайн»).
Предметом исследования выбрана профессиональная подготовка учащихся дизайнерского направления в процессе изучения дисциплины «Компьютерная графика» в системе среднего специального образования.
Задачи исследования:
проанализировать состояние теории, методики и практики преподавания компьютерной графики;
- выявить основные тенденции развития процесса преподавания дисциплины компьютерной графики;
- обосновать теоретико-методологические предпосылки изучения компьютерной графики на основе программы 308 Мах в системе среднего специального образования;
- выявить функции дисциплин компьютерной графики в процессе формирования профессиональной компетентности дизайнера;
- определить критерии готовности дизайнера к профессиональной деятельности в области визуализации среды средствами программы ЗОБ Мах;
- разработать содержание, структуру и методику преподавания дисциплины «Компьютерная графика» учащимся средних специальных учебных заведений.
Гипотеза исследования предполагает, что для эффективного функционирования системы преподавания компьютерных дисциплин учащимся средних специальных учебных заведений необходимо на высоком научно-теоретическом уровне обеспечить процесс обучения целостной и проработанной научно-методической системой, в которую должны входить:
- цели и задачи процесса обучения, ориентированные на формирование компетентности в сфере информационных видов профессиональной деятельности;
предыдущий опыт художественно-проектного образования, особенности и перспективы его развития, основанные на определении
потребностей современного общества к профессиональной деятельности специалистов в области дизайна среды;
- педагогическую технологию обучения, предполагающую активное использование современных компьютерных программ для художественного проектирования.
Методологической и теоретической основой исследования стали философские положения о диалектической природе познания, психолого-педагогические положения о сущности педагогического процесса и его развитии, современные концепции развивающегося обучения, эстетического воспитания, документы, указы, постановления и нормативные акты об образовании и культуре.
В ходе исследования для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
- теоретические, такие как метод анализа литературы, соответствующей теме исследования, изучение и анализ существующих методик преподавания компьютерной графики, анализ основополагающих понятий исследования;
- эмпирические, к которым относятся метод опроса, педагогическое наблюдение, тестирование, методы статистической обработки данных, обобщение педагогического исследования, формирующий эксперимент и метод экспертных оценок.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- разработаны и апробированы форма и методы профессиональной подготовки учащихся средних специальных учебных заведений дизайнерского профиля с использованием компьютерных технологий и новейших компьютерных программ;
- выявлены пути совершенствования системы профессионального образования, направленной на формирование профессиональной компетентности выпускников дизайнерских специальностей средних специальных учебных заведений;
- теоретически обоснованы и экспериментально проверены содержание и структура дисциплин компьютерной графики, включенных в систему образования учащихся на художественных специальностях;
- определен объем дисциплин компьютерной графики в системе профессиональной подготовки учащихся;
- выявлена и экспериментально доказана положительная зависимость формирования профессиональной компетентности выпускников дизайнеров от уровня подготовки учащихся по дисциплинам компьютерной графики.
Теоретическая значимость исследования определяется:
- решением научно-педагогической задачи, имеющей большое значение для профессиональной подготовки учащихся средствами компьютерной графики с целью повышения профессиональной компетентности специалистов в области дизайна интерьера;
- разработкой и обоснованием педагогической модели, которая ориентирована на формирование профессиональной компетентности дизайнеров, выпускников средних специальных учебных заведений;
- методическими разработками, формирующими и оптимизирующими процесс формирования художественно-проектной, компьютерной компетентности специалистов в области проектирования интерьера и дизайна среды;
предложенной научно обоснованной системой обучения и профессиональной подготовки учащихся средних специальных учебных заведений с использованием компьютерной графики.
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
- научные результаты, полученные в ходе исследования, использованы для усовершенствования профессионального образования учащихся художественных специальностей учреждений среднего специального образования;
- усовершенствованы, распространены и внедрены методы обучения компьютерной графике учащихся художественных училищ;
- разработана эффективная технология применения компьютерной программы ЗББ Мах в учебном процессе с целью усовершенствования процесса формирования профессиональная компетентности будущих специалистов;
- разработанные методики, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в системе практических занятий по компьютерной графике для специальностей дизайна среды и интерьера.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Теоретическое обоснование разработанной системы подготовки учащихся дизайнерского профиля средних специальных учебных заведений по предметам компьютерной графики к профессиональной деятельности в области проектирования среды и дизайна интерьера.
2. Разработанная система подготовки учащихся по дисциплинам компьютерной графики на базе современных технологий в условиях художественных училищ.
3. Эффективность разработанных методов обучения компьютерной графике учащихся дизайнерских специальностей художественных училищ.
Апробация и внедрение результатов исследования. Материалы проведенного исследования отражены в публикациях автора - статьях, тезисах, учебных программах, опубликованных в Москве, Санкт-Петербурге, Орле, Таганроге, Хабаровске, Белгороде, Пшемысле (Польша). Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе проведения занятий с учащимися ГОУ СПО «Орловское художественное училище» и ОГОУ СПО «Железногорское художественное училище», специальностей дизайнерского профиля.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения. Объем текста (без приложений) составляет 164 страницы. В библиографии указано 183 источника.
ГЛАВА 1. История развития компьютерной графики. Программы ЗБ-моделирования среды. Современное состояние преподавания проектной компьютерной графики
1.1 История развития компьютерной графики
Графические функции в своей основе имеют математическую природу, для их разработки необходимы как творческие способности, так и умение внимательно работать с цифровой информацией, которой описываются изображения.
Джеймс Блинн, специалист по вычислительной технике, с 1978 года занимающийся моделированием полетов к Юпитеру, Сатурну и другим планетам, отметил: «Художники пишут картины, нанося краски на холст. Те, кто связан с компьютерной графикой, создают свои творения, придумывая математические функции, графики которых похожи на реальные предметы».
Но в то время как ученые, подобные Д.Блинну, довольно комфортно чувствуют себя в математических методах компьютерной графики, подавляющее большинство других людей хотело бы иметь возможность строить и преобразовывать изображения без необходимости обращения к математическим функциям. Поэтому, для того чтобы дать возможность этому большинству заниматься компьютерной графикой, необходимо заложить математические функции в само программное обеспечение. В данном случае широкий набор сложных инструкций для компьютера можно привести в действие при помощи нескольких простых команд.
Первой такой программой в области компьютерной графики был «Блокнот» Айвена Сазерленда. В 60-70-е годы велись разработки все более сложных методов повышения реалистичности изображений, получаемых на компьютере. Новые приемы нашли применение в различных областях - от конструирования и разработки сложных чертежей до исследований в области
химии и биологии, - и это привело к возросшей потребности в графических системах с богатыми возможностями. Появилось явление, в ряде случаев называемое кремниевым круговоротом: изготовители компьютерных систем обнаружили, что, продавая достаточное количество своей продукции, могут сделать перевод графического программного обеспечения в специализированные интегральные схемы оправданным с точки зрения экономики, а использование новых интегральных схем в свою очередь делает эти системы проще и повышает их быстродействие. Так, к середине 80-х годов даже в не дорогих домашних компьютерах стали появляться интегральные схемы, выполняющие основные графические функции.
На протяжении 70-х и в начале 80-х годов компьютерная графика стала все глубже проникать в повседневную жизнь.
Фирма «Ксерокс» выпустила 2000 компьютеров «Альто» для внутреннего пользования, но не вышла на рынок с новой технологией. Тем не менее эти идеи не остались без внимания.
В 1979 году инженеры фирмы « Эпл компьютере» (Apple computers, далее Apple), основанной всего за три года до этого, стажировались в учебном центре компании «Ксерокс» в области компьютерной графики и других концепций, впервые опробованных на «Альто». После стажировки основатели Apple С.Джобс и С.Возняк, приступили к собственным исследованиям, которые в комплексе с исследованиями «Ксерокс» через 4 года привели к созданию первого предназначенного для серийного выпуска персонального компьютера «Лиза», обладающего широкими графическими возможностями и оснащенного манипулятором «Мышь». Заметим, что права на манипулятор «мышь» принадлежали фирме «Ксерокс», но именно благодаря Apple это замечательное устройство получило широкое распространение и признание. Несколько позже Apple выпустила персональный компьютер «Макинтош» (далее Мае), графическое программное обеспечение которого установило новые стандарты «дружественности» машины по отношению к пользователю.
Компьютеры компании Apple стали первыми персональными компьютерами, обеспечивающими полноценную работу с графикой. Эти компьютеры, хотя и не являются сегодня самыми массовыми, занимают доминирующее положение в среде художников и дизайнеров.
Более распространенные IBM-совместимые компьютеры (PC) только в середине 90-х годов приблизились к графическим возможностям компьютеров Apple.
Компьютеры компании Apple безусловно обладают замечательными графическими возможностями, но цена на них относительно высока. Это компьютеры для профессиональной работы, причем наиболее эффективны они в области графического дизайна и настольных издательских системах.
Первый шаг в популяризации компьютерной графики был сделан именно компанией Apple. Можно сказать, что это была популяризация новых технологий среди профессионалов-дизайнеров.
Приход компьютерной графики в жизнь каждого пользователя связан с развитием графических возможностей самых распространенных IBM-совместимых компьютеров (PC).
В середине 80-х годов в большинстве серийных компьютеров PC, причем особенный упор делается на графический способ общения с пользователем. Появляется оконный графический интерфейс по типу Apple, компьютеры в обязательном порядке оснащаются «мышью», развивается система WYSIWYG (What You See Is What You Get - что ты видишь, то ты и получишь) - картинка на экране компьютера полностью соответствует тому, что будет выведено на печать с помощью принтера. В это же время (1986 год) создаются первые настольные издательские системы и появляются программы рассчитанные на профессиональных художников и дизайнеров. Эти программы позволяют решать весь спектр задач стоящих перед художниками и дизайнерами, имитировать работу настоящими инструментами на естественной поверхности.
Снижением цены на персональные компьютеры, происходящее одновременно с ростом их возможностей привело к тому, что машинная графика вошла в нашу повседневную жизнь
Современные графические системы открывают широкие возможности не только перед художниками и дизайнерами. Графика становится не только целью, но и средством. Доступность компьютерной графики, позволяющая пользователям почти интуитивно взаимодействовать со специализированными компьютерами, может помочь новичкам в освоении компьютеров. Возможности компьютерной графики широко применяются при создании обучающих программ и тренажеров, которые во много раз превзошли по возможностям своих предшественников из далеких шестидесятых годов. Развивающие и обучающие программы для детей также создаются с использованием компьютерной графики и анимации. Вообще компьютерные обучающие программы и компьютерные игры сыграли значительную роль в развитии и популяризации компьютерной графики.
Широко известная сегодня фирма Softimage была организована Дэниелом Ланглуа в 1986 году, а в 1988 представила один из лучших пакетов трехмерной графики Softimage. Вложения миллионов долларов в производство фильмов с использованием компьютерной графики, сделанные крупными киностудиями Disney, Columbia, Universal принесли значительную экономическую выгоду. Например, первый анимационный фильм С.Спилберга - «Американский хвост» принес 50 миллионов долларов прибыли. После перевода на видео этот фильм разошелся тиражом в почти полтора миллиона копий.
Вообще многие специалисты считают 1986 год годом начала широкого, можно даже сказать массового использования компьютерной графики, как в индустрии развлечений и кинопроизводстве, так и в области проектирование окружающей среды.
Позже (в 1989 году) фирма Autodeck представляет анимационный пакет Autodeck Animator - программу для создания рисованной двумерной
анимации, которая ввела анимационный формат файла (FLI) и стала первым стандартом для изготовления и проигрывания анимации на ИБМ-совместимых компьютерах (PC). Данная программа работала на машинах, которые теперь считаются малопроизводительными, достаточно эффективно.
В 1990 году Autodeck выпускает в продажу 3D-Studio - нынешнего лидера компьютерной графики на PC (3D Studio МАХ). В настоящее время 3D Studio МАХ используется профессионалами в области анимации и трехмерного моделирования и может быть назван конкурентом ряда профессиональных пакетов на платформе Silicon Graphics.
В конце 1990 года фирма NewTek представила систему VideoToaster, которая являлась полным набором видеооборудования и программного обеспечения на платформе Amiga фирмы Commodore. Это решение надолго стало базовым для производства недорогой высококачественной графики и спецэффектов в ряде телекомпаний западных стран. Широко известная программа LightWave 3D, перенесенная несколько лет назад на PC, первоначально входила в программное обеспечение VideoToaster.
В 1991-1992 годах технологии компьютерной графики активно используется в кинопроизводстве, телевидении.
В 1993 году создается Digital Domain - одна из известнейших на сегодняшний день компаний, производящая спецэффекты с применением компьютера. Компания была основана Д.Камероном.
В 1994 году компания Microsoft приобрела Softimage и начала подготовку новой версии этой популярной программы под Windows NT. В этом же году появилась 3D Studio МАХ фирмы Autodeck (о ней речь шла выше). Тем самым завершилось формирование профессиональной графической станции на базе компьютеров PC.
В России компьютерная графика появилась несколько позже, чем на Западе, хотя изображения на экранах осциллографов и картинки, составленные из букв на печатающих устройствах ЭВМ создавались отечественными операторами, программистами и электронщиками. Системы автоматизиро-
ванного проектирования, редакционно-издательские системы, в том числе разработанные в СССР использовались 70-80-х года, но не слишком широко. Отчасти это связано с тем, что российские разработчики компьютеров долгое время не относились серьезно к персональным компьютерам, благодаря которым на Западе началось массовое распространение компьютерной графики. Единичные образцы зарубежных графических персональных компьютеров, существовавших в отдельных российских вычислительных центрах, естественно, не могли оказать существенного влияния на популяризацию компьютерной графики.
Началом массового использования компьютерной графики в России принято считать 1986 год. Тогда после выставки Связь-86 в «Останкино« был передан видеокомпьютер FGS-4000 фирмы Bosch, и многие заставки программ ЦТ стали изготовляться компьютерным способом. С развитием сети независимых телекомпаний и распространением компьютерной техники в нашей стране электронные заставки и рекламные ролики стали доминировать.
В 1986-1987 годах в России началось оснащение учебных заведений персональными компьютерами, многие из которых имели графические возможности. Таким образом, начало распространению технологий компьютерной графики в России было положено.
В феврале 1991 года в Москве состоялась конференция Графикон-91, в которой приняли участие многие основатели компьютерной графики. Отечественные специалисты получили возможность увидеть слайды, видеоматериалы с международных конференций SIGGRAPH, послушать лекции зарубежных специалистов в области компьютерной графики. С этого момента можно отсчитывать историю профессионального использования компьютерной графики в нашей стране: компьютерные технологии получают распространение не только на телевидении, но и в полиграфии и издательском деле, графика начинает широко применяться в самых различных сферах деятельности.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки будущего дизайнера в вузе2011 год, кандидат педагогических наук Андреева, Ольга Пименовна
Формирование профессиональной компетентности студентов-дизайнеров универсальными методами архетиповых изоконструкций2017 год, кандидат наук Власова, Ирина Михайловна
Теория и методика художественного профессионального образования: На материале подготовки дизайнеров2000 год, доктор педагогических наук Ковешникова, Елена Николаевна
Формирование профессиональной компетентности будущего дизайнера по костюму: На материале художественного проектирования школьной одежды2002 год, кандидат педагогических наук Торшина, Ирина Борисовна
Методика конструирования учебного модуля "Компьютерная графика" для студентов ФТиП педвузов специализации "Графика и дизайн"2005 год, кандидат педагогических наук Иванникова, Любовь Викторовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Гудков, Сергей Анатольевич, 2014 год
Библиография
1. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования / О. А. Абдуллина - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 207с. ISBN 1021413
2. Абдульханова - Славская К .А. Деятельность и психология личности / К. А. Абдульханова - Славская - М.: Наука, 1980. - 335с. ISBN 899579
3. Аверьянов А. Н. Системное познание мира / А.Н. Аверьянов - М.: Политиздат, 1985. - 263 с. ISBN 1050874
4. Адаскина Н. Пропедевтический курс ВХУТЕМАСа /1920-1926 гг.: Традиции и истоки отечественного дизайна / Н. Адаскина - М.: Искусство, 1979. - 158 с.
5. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать / Ю. П. Азаров - М.: Просвещение, 1985. - 448с. ISBN 1058287
6. Азрикан Д. А. Методическая модель объекта дизайна / Д. А. Азрикан // Техническая эстетика. - 1982. - № 9. - С. 3.
7. Азрикан Д. А. Графическая модель информативности формы / Д. А. Азрикан // Техническая эстетика. - 1970. - № 6. - С. 6 - 7.
8. Азрикан Д. А. Черты системного объекта дизайна / Д.А. Азрикан // Техническая эстетика. - 1979. - № 9. - С. 2.
9. Алексеева В. Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования / В. Г. Алексеева // Сов. педагогика. - 1981. - № 8. -С. 61 -71.
10. Альтшуллер Г. С. Алгоритм решения изобретательских задач. Проблемы научного и технического творчества / Г. С. Альтшуллер - М.: Искусство, 1967.
11. Альтшуллер Г. С. Найти идею. Введение в теорию изобразительных задач / Г. С. Альтшуллер - Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1986. - 402 с.
12. Ананьев Б. Г. Психология педагогической оценки. Избр.психол.труды в 2-х т., т.2. / Б. Г. Ананьев - М.: Педагогика, 1980. - 288с.
13. Андреев А. JI. Художественное мышление как эстетическая категория / А. JI. Андреев - М.: Знание, 1981. - 64 с.
14. Андреева И. А. Дизайнерское образование / И. А. Андреева М.: ВНИИТЭ, 1990.
15. Анисимов Н. Н. Основы рисования: учебное пособие для вузов / H.H. Анисимов - 1977. - 168 с.
16. Анисимов О. С. Методологическая культура педагогической деятельности / О. С. Анисимов - М.: Экономика, 1991. - 415с.
17. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм / Р. Арнхейм - М.: Стройиздат, 1984. - 193 с.
18. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм - М.: Прогресс, 1974.-392 с.
19. Архангельский С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе / С. И. Архангельский - М.: Высшая школа, 1974. - 384 с.
20. Архангельский С. И. Некоторые новые задачи высшей школы и требования к педагогическому мастерству / С. И. Архангельский -М.: Знание, 1976. - 40 с.
21. Архангельский С. И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы / С. И. Архангельский - М.: Знание, 1980.-218 с.
22. Афасижев М. Н. Западные концепции художественного творчества. [Текст] / М. Н. Афасижев - М.: Высшая школа, 1990. - 176 с. ISBN 506-001594-7. Тираж 11000 экз.
23. Бабанский Ю. К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации / Ю. К. Бабанский // Сов. педагогика. -1982.-№ 11.-С. 30-39.
24. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Метод, основы / Ю. К. Бабанский - М.: Просвещение, 1982. - 189 с.
25. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактические аспекты / Ю. К. Бабанский - М.: Педагогика, 1977. - 254 с. ISBN 808564
26. Ю.К. Бабанский. Педагогика/ Ю.К. Бабанский. -М.: Просвещение 1983г.-608с.
27. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. - 55 с.
28. Барадулина В. А. Основы художественного ремесла [Текст] / В.А. Барадулина, О.В. Танкус — М.: Искусство. - 1986.
29. Баранов С. П. Сущность процесса обучения / С. П. Баранов - М.: Просвещение, 1981. - 142 с.
30. Баранов Ю.С. Проективно-рекурсивная методика предметной подготовки будущего учителя информатики в условиях информационной образовательной среды // Информатика и образование. - 2007. -№ 11.- 23-26 с.
31. Батищев Г. С. Воспитание в общении / Г. С. Батищев// Учительская газета. - 1988, 31 марта.
32. Беда Г. В. Живопись как учебный предмет / Г. В. Беда - М.: Просвещение, 1971. - 419 с.
33. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок. Живопись. Композиция / Г. В. Беда - М.: Просвещение, 1981. - 239 с. Тираж 100000 экз.
34. Безмоздин JI. H. Художественно - конструкторская деятельность человека/ JI. Н. Безмоздин - Ташкент: ФАН, 1975. - 244 с.
35. Белютин Э.М. Начальные сведения о живописи / Э.М. Белютин -М.: Искусство, 1955. - 38 с.
36. Беркинблит Т. Е. Фантазия и реальность / Т. Е. Беркинблит, A.B. Петровский - М.: Политиздат, 1968, 128 с. ISBN 546646
37. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2009. - 352 с.
38. Беспалько В. П. Основы теории педагогических систем / В. П. Беспалько - Воронеж: Воронеж, гос. ун-т, 1977. - 304 с. ISBN 829602
39. Близнюк А. С. Графические приемы построения и развития структурной формы / А. С. Близнюк // Техническая эстетика. -1979.-№5.-С. 17.
40. Близнюк А. С. Развитие структурной формы вокруг одной оси симметрии / А. С. Близнюк // Техническая эстетика. - 1980. - № 7. - С. 22.
41. Богоявленская Д. Б. Творческая инициатива и управление познавательной деятельностью человека / Д. Б. Богоявленская - М.: Педагогика, 1975.-238 с.
42. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком / Бодалев А. А. - М.: МГУ, 1982. - 199 с. ISBN 969262
43. Бодалев А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности / А. А. Бодалев - М.: Просвещение, 1970. - 135с. ISBN 630734
45. Бординат Дж. О художественном конструировании / Дж. Бординат // Техническая эстетика. - 1965. - № 2. - С. 18 - 19.
46. Бочкин А.И. Методика преподавания информатики: учеб. пособие / А.И. Бочкин. Мн.: Высш. шк., 2008 - 431с.
47. Брушлинский А. В. Психология мышления и проблемное обучение / А. В. Брушлинский - М.: Знание, 1983. - 96 с.
48. Брушлинский А. В. Мышление и прогнозирование / А. В. Брушлинский - М.: Мысль, 1979. - 230с. ISBN 870438
49. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение / А. В. Брушлинский - М.: Изд-во Ин-та практической психологии; Воронеж: НПО Модэк, 1996. - 387 с. ISBN 5-87-224-107-0. Тираж 10000 экз.
50. Бубнов А.Е. Компьютерный дизайн. Основы, Мн: Знание, 2008 г.
51. Быков В. Н. Научно - технический прогресс и дизайн / В. Н. Быков -М.: МГУ, 1971. - С. 129- 133.
52. Быков 3. Н. Художественное конструирование. Проектирование и моделирование промышленных изделий / 3. Н. Быков, Г. В. Крюков, Г. Б. Минервин, Н. А. Филимонов, Л. М. Холмянский - М.: Высшая школа, 1986. - 321 с.
53. Виленский В. Я. Технология профессионально-ориентированного обучения в высшей школе / В .Я. Виленский, П. И. Образцов, А. И. Уман - М.: Педагогическое общество России, 2005. - 192с. ISBN 593134-207-9. Тирах 15000 экз.
54. Вакс И. А. Курс «Основы композиции» / Л. С. Катонин, П. А. Кудрин // Техническая эстетика. - 1966. - № 12. - С. 10 - 11.
55. Валькова Н. П. Дизайн: очерки теории системного проектирования / Н. П. Валькова, Ю. А. Грабовенко, Е. Н. Лазарев - Л.: Ленингр. ун-т, 1983.- 185 с.
56. Ванслов В. В. Российская Академия художеств и отечественное искусство XX века / В. В Ванслов, Е. В. Зайцев. - М.: НИИ Росс. Акад. худож., 1998. - 212 с.
57. Веккер JI. М. Психические процессы / JI. М. Веккер - Л.: ЛГУ, 1998. -т. 2.-341 с.
58. Величковский Б. М. Психология восприятия: Учеб. пособ. / Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия. - М.: Моск. Ун -т, 1973. -246 с.
59. Величковский Б. М. Психология восприятия / Б. М. Величковский, В. П. Зинченко, А. Р. Лурия - М.: Просвещение, 1972. - С. 167 - 168.
60. Вершловский С. Г. Общее образование взрослых: Стимулы и мотивы / С. Г. Вершловский - М.: Педагогика, 1987. - 184 с.
61. Вейль Г. Симметрия / Г. Вейль - М.: Наука, 1968. - 191 с.
62. Вилькеев Д. В. Морально-этическое мышление и его формирование у студентов педагогических вузов / Д. В. Вилькеев // Формирование педагогического мышления/ Под.ред. М. М. Кашапова. - М.: ИП РАН. - 1999. - С. 28 - 34.
63. Власова И.А. Методика обучения декоративно-прикладному ремеслу с использованием компьютерных технологий в условиях профессионального образования: автореф. дис. .канд. пед. наук / И.А. Власова — СПб., 2007-22с.
64. Воронов Н. В. К истории советского дизайна / Н. В. Воронов // Техническая эстетика. - 1967. - № 10. - С. 7 - 9.
65. Выготский Л. С. Избранные психологические исследования / Л. С. Выготский - М.: АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
66. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский - М., 1934. -324с.
68. Выготский JI.С. Собр. соч. в 6 т. / Л. С. Выготский - М., 1982. Т. 1. -С.27-28.
69. Гальперин П. Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий / П. Я. Гальперин // Исследования мышления в советской психологии. - М.: Педагогика, 1966. - 277 с.
70. Гальперин П. Я. Управление познавательной деятельностью в плане восприятия / П. Я. Гальперин // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. - М.: Педагогика, 1975. - С. 28 - 34.
71. Горячев A.B. Подходы к формированию ИКТ-грамотности в образовательной системе «Школа 2100» // Информатика и образование. - 2006. - №5. - С. 3-7.
72. Грабов В.М., Трофимова С.Ю. Закономерности информационных процессов в теории и практике обучения // Материалы международной научно-практической конференции «Информатизация образования-2005». - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунин, 2005.-С. 28-31.
73. Грановская Р. М. Творчество и преодоление стереотипов / Р. М. Грановская, Ю. С. Скрижанская. - Спб.: OMS, 1994. - 192 с.
74. Грицай А. М. Задачи преподавания рисунка в вузах и средних художественных школах / А. М. Грицай - Л.: ЛГУ, 1987. - 97 с.
75. Гропиус В. Границы архитектуры /пер. с анг./ В. Гропиус - М.: Искусство, 1971.- 286 с.
76. Гудков, С.А. Методическое пособие по компьютерной графике. Ускоренный курс /С.А.Гудков/ (методическое пособие).- Орел: Изд-во «Печатный двор», 2011.- 47с. (2,9п.л.).
77. Гудков, С.А. Методическое пособие по компьютерной графике. Расширенный курс /С.А.Гудков/ (методическое пособие).- Орел: Изд-во «Печатный двор», 2012.- 60с. (3,8п.л.).
78. Гудков, С.А. Методическое пособие по компьютерной графики. Подготовка моделей для ЗО-печати /С.А.Гудков/ (методическое пособие).- Орел: Изд-во «Печатный двор», 2011.- 35с. (2,2п.л.).
79. Гудков, С.А. Особенности преподавания курса компьютерной графики учащимся художественных специальностей с применением нелинейных методик обучения /С.А.Гудков/(Статья). Ученые записки Орловского государственного университета. - Орел: Изд-во ГОУ ВПО «ОГУ», 2014 №1(57). С. 341-344 (0,3п.л.).
80. Гудков, С.А. Особенности преподавания программ компьютерной графики учащимся художественных специальностей с использованием модульного подхода /С.А.Гудков/(Статья). Ученые записки Орловского государственного университета. - Орел: Изд-во ГОУ ВПО «ОГУ», 2013 №1. С. 245-248 (0,3п.л.).
81. Гудков, С.А. Определение профессиональной компетентности студентов дизайнеров при изучении компьютерной графики /С.А.Гудков/(Статья). Стратегические вопросы мировой науки - 2014. Материалы X Международной научно-практической конференции (Пшемысль (Польша), 7-15 февраля 2011 г.). - Пшемысль, 2014 г. С.61-64 (0,3п.л.).
82. Гудков, С.А. Особенности развития дизайнерского мышления средствами компьютерной графики /С.А.Гудков/(Статья). Методики преподавания в профессиональной подготовке дизайнеров. Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии. Материалы XIV Международной научно-практической конференции (Санкт-Петербург, СПГУТД, 27-30 июня 2011 г.). - Санкт-Петербург, 2011 г. С. 121-124 (0,3п.л.).
а-
83. Гудков, С.А. Применение компьютерных технологий в системе профессиональной подготовки художников-проектировщиков /С.А.Гудков/(Статья). Ученые записки Орловского государственного университета. - Орел: Изд-во ГОУ ВПО «ОГУ», 2011 №4. С. 293-298 (0,4п.л.).
84. Гудков, С.А. Проектная деятельность как эффективный метод подготовки профессионально-компетентных специалистов в области компьютерной графики /С.А.Гудков/(Статья). Современный учитель: личность и профессиональная деятельность. Материалы Ш-ой Международной научно-практической конференции (Таганрог, 30 марта 2011 г.). Сборник научных трудов /Под научн. ред. профессора И.А. Рудаковой. -Таганрог, 2011. С. 143-145 (0,2п.л.).
85. Гудков, С.А. Развитие информационной компетентности у студентов дизайнеров по программе «Компьютерные технологии» /С.А.Гудков/(Статья). Проблемы педагогики высшей школы: труды III Всероссийской научно-практической конференции (Хабаровск, 1-2 июля 2011г.). - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2011г. С.41-43(0,2п.л.).
86. Гурова JI.JI. Интуиция и логика в психологической структуре решения задач / JI. JI. Гурова // Семантика, логика и интуиция в мыслительной деятельности человека (психологические исследования). - М.: Педагогика. - 1979. - С. 8 - 45.
87. Гурова JI.JI. Психологический анализ решения задач / JI. JL Гурова - Воронеж, 1976.- 327 с.
88. Давыдов В. П. Методология и методика психолого-педагогического исследования / В. П. Давыдов, П. И. Образцов, А. И. Уман, 2006. -128. ISBN 55-98704-088-4
89. Давыдов В.В. Виды общения в обучении: Логико-психологические проблемы построения учебных предметов и монография / В. В. Давыдов. - 2-е изд. - М.: Педагогическое общество Росии, 2000. - 478 с. ISBN 5-93134-060-2
90. Дейнека А. А. Учись рисовать / А. А. Дейнека - М.: АХ СССР, 1961. -223 с. Тираж 30000 экз.
91. Дидактика средней школы: Некоторые проблемы современной дидактики / Под ред. Скаткина М. П. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 382 с.
92. Дружинин В. Н. Ситуационный подход к психологической диагностике способностей / В. Н. Дружинин // Психологический журнал. - 1991. - №2. - С. 94-104.
93. Дэвид Дэбнер. Школа графического дизайна. Принципы и практика графического дизайна, пер. с англ. В. Е. Бельченко. - М.: РИПОЛ классик, 2007;
94. Ефимов A.B. Формообразующее действие полихромии в архитектуре / A.B. Ефимов - М.: Стройиздат, 1984. - 118 с.
95. Ефимов А.В и др. Дизайн архитектурной среды: Учеб.для вузов [Текст] / A.B. Ефимов М.: Архитектура - С, 2005 -504 е., ил.
96. Жданова Н. С. Проектная графика как фактор реализации профессиональной подготовки будущих дизайнеров// ВЕСТНИК ОГУ 6'2006.
97. Завалишина Д. Н. Когнитивные регуляторы профессиональной деятельности / Д. Н. Завалишина // Образ в регуляции деятельности. Тезисы докладов международной конференции. - М. - 1997 - С.77-79.
98. Заир-Бек Е.С. Педагогическое проектирование в системе образования / Е.С. Заир-Бек-СПб., 1994.
99. Залогова JT.A. Компьютерная графика: учебное пособие / Л.А. Залогова — 3-е изд. М.: БИНОМ, 2009.- 213с.: ил.
100. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. -М: 2003.-192 с.
101. Зимина О.В. Кому адресовано обучение, основанное на информационных технологиях // Педагогическая информатика - 2004.
-№ l.-C. 35-39.
102. Зинченко В.П. Формирование зрительного образа / В.П. Зинченко - М.: МГУ, 1969.- 104 с.
103. Зобов Б.И., Ковалев Е.Е. О методологических и практических подходах к развитию информационного общества в муниципальных образованиях страны // Труды международной научно-практической конференции «Информатизация образования - 2009», Волгоград: 2009.
104. В. П. Иванов, А. С. Батраков. Трёхмерная компьютерная графика / Под ред. Г. М. Полищука. — М.: Радио и связь, 1995. — 224 с.
105. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в образовательном процессе вуза и школы // Сборник научных трудов. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2007. - 141 с.
106. Калишевский М. Училище барона Штиглица: у истоков Русского «Дизайнерства». [Текст] / М. Калишевский // file://F:\ Интернет\ Zarplata_ ru
107. Канн-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении / В.А. Канн-Калик - М.: Просвещение, 1987 - 190с.
108. Канн-Калик В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс / В.А. Канн-Калик - Грозный: Чеч. - Инг. кн. изд-во, 1976. -285 с.
109. Карпов A.B. Методологические основы психологии принятия решения / A.B. Карпов - Ярославль: ЯрГУ, 1999. - 232с.
110. Кателл Дж. П., Разворот супертанкера: трансформация процесса обучения через использование ИКТ // Информатика и образование. -2007.-№8.-С. 93-99.
111. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления / М.М. Кашапов - СПб.: Алетейя, 2000. - 464с. ISBN 5-89329-287-1. Тираж 1500 экз.
112. Кашапов М.М. Психологические основы решения педагогических ситуаций / М.М. Кашапов - Ярославль, 1992. - с.44.
113. Кацубо Е.Ю.Компьютерные учебные материалы: Презентация «Гобелен» 2004г. [Текст] / Е.Ю.Кацубо.- М.: Просвещение, 2002. -38с.
114. Клюев М.В. О дизайне. История промышленного дизайна. [Текст] / М.В. Клюев // www.rosdesign.com
115. Ковалев Е.Е. Средства и методика формирования компетентности специалистов в области информатизации муниципальных систем образования. /Е.Е.Ковалев // Дисс... к.п.н. - М.:МГГУ им. М.А.Шолохова , 2008. - 316 с.
116. Ковешников А.И. Композиция в пропедевтическом курсе дизайна / А.И. Ковешников - М.: Прометей, 1991. - 402 с.
117. Корбюзье. Архитектура XX века / Корбюзье - М: Искусство, 1972.135 с.
118. Корешков В.В. Развитие творческих способностей в процессе занятий компьютерной графикой: дис. .канд. пед. наук / В.В. Корешков. —М., 2002,- 133с.
119. Корниенко С.И., Маланин В.В., Оспенникова Е.В., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Формирование информационно-коммуникационной компетентности выпускников классического университета. — Пермь: ПГУ, 2007.-224 с.
120. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ // В.В. Краевский - М.: Педагогика, 1977. -258с.
121. Кричалов A.A. Компьютерный дизайн. Учебное пособие, Мн.: СТУ МГМУ, 2008 г.
122. Кувалдина Т.А. Систематизация понятий курса информатики на основе методов искусственного интеллекта: Дис. д-ра пед. наук: 13.00.02: Москва, 2003. - 280 с.
123. Кузин B.C. Психология. / Под ред. Б.Ф. Ломова. Учебник. 2-е изд. -М.: Высшая школа, 1982. - 256с.
124. Лапчик М.П., Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Теория и методика обучения информатике. Учебник. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 592 с.
125. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И. Я. Лернер - М.: Педагогика, 1981. - 186с.
126. Летин A.C. Компьютерная графика / A.C. Летин, О.С. Летина, И.Э. Пашковская М.: ГОУВПО «МГУС», 2005.- 248с., ил.
127. Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. Уч. пособие для студентов и педагогов / Б. Т. Лихачев - М.: Просвещение, 1982. - 191с.
128.Макарева Н.В. и др. Информатика: учебник- 3-е изд М.: Финансы и статистика, 2003.- 758с. 2002.- 3 ст. изд
129. Минервин Г.Б. Архитектоника промышленных форм / Г. Б. Минервин - М.: ВНИИТЭ, 1970.
130. Минервин Г.Б. О красоте машин и вещей / Г. Б. Минервин, В. М. Мунипов - М.: Просвещение, 1975. - 150с.
131. Минервин Г.Б. О красоте машин и вещей / Г. Б.Минервин, В. М. Мунипов - М.: Просвещение, 1981. - 143с.
132. Минервин Г.Б., Федоров М.В. О технической эстетике // Вопросы философии / Г. Б. Минервин. - 1965. - № 7. - с. 105-113.
133. Могилев A.B., Хеннер Е.К., Пак Н.И. Информатика. Учебное пособие. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 327 с.
134. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса / В.М. Монахов. — Волгоград: Перемена, 1995.- 152с.
135. Монетов В.М. Выразительные возможности компьютерных технологий в творчестве художника экранных искусств: автореф. дис. канд. искусствовед. / В.М. Монетов. М., 2005-24с.
136. Морев И. А. Образовательные информационные технологии. Часть
II. Педагогические измерения: учебное пособие / И.А. Морев. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. — 174с.
137. Никулин Е. А. Компьютерная геометрия и алгоритмы машинной графики. — СПб: БХВ-Петербург, 2003. — 560 с.
138. Новикова Е.Б. Интерьер общественных зданий / Е. Б. Новикова - М.: Стройиздат, 1991. - с.368. ISBN 5-274-00245-5;
139. Новое педагогическое мышление / Под ред. A.B. Петровского. - М.: Педагогика, 1989.-215с.
140. Образцов П. И. Психолого-педагогические аспекты разработки и применения в вузе информационных технологий обучения — Орел: ОГТУ, 2000.-145с.
141. Одноколова Е.Г., Пак Н.И. Организация проектно-исследовательской деятельности студентов в курсе «Теоретические основы информатики» // Педагогическая информатика. — 2008. — №2. -С. 31-36.
142. Орлов А. А. Профессиональное мышление учителя как ценность//Педагогика / А. А. Орлов. - 1995. - №6. - с.63-68
143. Орлов A.A. Восхождение к индивидуальности: Книга для учителя / А. А. Орлов - М.: Просвещение, 1991. - 286с.
144. Пак Н.И. Проективный подход в обучении как информационный процесс. Монография. - Красноярск: КГПУ им. В.П.Астафьева, 2008. -112 с.
145.Першиков В.И., Савинков В.М. Толковый словарь по информатике. -М.: Финансы и статистика, 1991. - 543 е.;
146. Педагогика и психология высшей школы. Учебное пособие. [Текст]./ - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 544 с.
147.Поппер K.P. Логика научного исследования / Пер. с англ. Под общ. Рук. В .И. Садовского. - М.:Республика, 2004. - 446 с. .
148. Психология. Словарь/ Под общ.ред. A.B. Петровского.-М. Политиздат, 1990. - 494с.
149. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн - М.: Педагогика, 1973. - 428с.
150. Ростовцев H.H. Развитие творческих способностей на занятиях рисованием. Учебное пособие / H. Н. Ростовцев, А. Е. Терентьев - М.: Просвещение, 1987.- 176с. Тираж: 33000 экз.
151. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн -Питер, 2007. - 720с. ISBN 5-314-00016-8. Тираж: 5000 экз.
152. Семак P.B. 3ds Мах 2008 для дизайна интерьеров. - СПб.: Питер, 2009. - 256 с.
153. Сластенин В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов М.: Академия 2003г. 566с.-407с. Академия, 2007. - 576с. ISBN 5-7695-3712-4;
154. Сливинский Е.В. и др. Методические указания к выполнению курсовых работ по дисциплинам «Инженерная графика» и «Компьютерная графика». - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2001. - 106с.
155. Соловьева В.В., Черенков П.С., Черкез Г.Б. Компьютерная графика для художников и дизайнеров. История компьютерной графики. Учебно-методическое пособие. Нальчик // КДКБГУ. - 2001.
156. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х томах. - М., 1980. - т.2. - 216 с.
157. Талызина Н.Ф. Деятельностный подход к построению модели специалиста // Вестник высшей школы. - 1986. - № 3.
158. Теоретические основы процесса обучения / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. - М.: Педагогика, 1983. - 214 с.
159. Теплов Б.М. Психологические процессы художественного восприятия // Советская педагогика. - 1946. - № 6. - С.99.
160. Трофимова Е.И. Проектирование информационных образовательных технологий профессиональной подготовки учителя физики. Монография. - Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, Волгоград: ВГПУ, 2004. - 240 с.
161. Турлюн JI.H. Компьютерная графика как особый вид современного искусства: дис. .канд. искусстведения / JI.H. Турлюн. Бийск, 2006 — 203с.
162. Уман А. И. Технологический подход к обучению: теоретические основы - М-Орел, 1997. - 208с.;
163. Уман А. И. Дидактическая подготовка будущего учителя: технологический подход: учебное пособие - Орел: ОГТУ, 1993. -128с.;
164. Ундозерова А.Н. Развитие идей компьютерного обучения в отечественной педагогике второй половины ХХ-начала XXI века: автореф. дис. .канд. пед. наук / А.Н. Ундозерова. Петрозаводск, 2007 — 24с.
165. Уолтон Стюарт 1000 идей по оформлению интерьера / Стюарт Уолтон - М.: Радуга, 1997.- 255с.: ил. ISBN 1-85470-216-5, 5-05004447-2;
166. Филиппов М.В. Компьютерные средства информации в современной графической культуре: Скрин-дизайн: эволюция, основные характеристики, структура: дис. .канд. искусствоведения / М.В. Филиппов. СПб., 2003. -216с.: ил.;
167. Фоменко В.Т. Дидактический стандарт содержания образовательного процесса. Системный обзор современных образовательных технологий. - Ростов-на-Дону: 1994.
168. Фридланд А.Я. Информационные ресурсы информатики. Учебное пособие. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л. Н. Толстого, 2004. -253 с.
169. Хеннер Е.К. Формирование ИКТ-компетентности учащихся и преподавателей в системе непрерывного образования. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2008. - 188 с.
170. Шорохов Е.В. Композиция. Учебник для студентов ХГФ педвузов. -М.: Просвещение, 1986. - 287с.;
171. Шпак Ю.А. 3ds Max 2009. - М.: Эксмо, 2008. - 544 с.
172. Югай И.И. Компьютерная графика как жанр художественного творчества на рубеже ХХ-ХХ1 веков: автореф. дис. .канд. искусствовед. / И.И. Югай. СПб., Гуманитарный университет профсоюзов, 2008 — 26с.
173. Яцюк О. Основы графического дизайна на базе компьютерных технологий / О. Яцюк.- СПб.: БХВ-Петербург, 2004 — 240с.: ил.
174. Н. Read, Art and Industry, [ texst ] / H. Read, Art and Industry, L., 1934 175.1 Gloag, The Industrial Art Explained, [ texst ] /1 Gloag, The Industrial
Art Explained, L.,1934
176. I Gloag, The Missing Technitian, [ texst ] /1 Gloag, The Missing Technitian, L.,1944
177. F.C. Ashford, Designing for industri, [ texst ] / F.C. Ashford, Designing for industri, L., 1955
178. "Domus", № 421, 15
179. D. Huismant et G. Patrix, L Esthetique industrielle, [ texst ] / D. Huismant et G. Patrix, L Esthetique industrielle, Paris, 11
180. G. Dörfles, Simbolo, Communicazione. Consumo, Torino, 1959. G. Dörfles, Disegno indastriale ela Sua Estetica, Bologna, 12
181. "Design", 13,№6-12
182. G. Nelson, The Problems of Design, [ texst ] / G. Nelson, The Problems of Design, N.Y., 1957
183. "Display", 19
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.