Теория и методика художественного профессионального образования: На материале подготовки дизайнеров тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, доктор педагогических наук Ковешникова, Елена Николаевна

  • Ковешникова, Елена Николаевна
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 388
Ковешникова, Елена Николаевна. Теория и методика художественного профессионального образования: На материале подготовки дизайнеров: дис. доктор педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2000. 388 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Ковешникова, Елена Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

1.1 Основные тенденции развития художественного профессионального образования.

1.2 Современное состояние теории, методики и практики художественного профессионального образования.

1.3 Методологические подходы к исследованию профессиональной подготовки дизайнеров.

Выводы.

ГЛАВА 2. ЛИЧНОСТЬ И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ДИЗАЙНЕРА

2.1 Личностные факторы профессиональной деятельности и компетентности дизайнера.

2.2 Критерии готовности дизайнера к профессиональной деятельности.

2.3. Функции художественных дисциплин в процессе формирования личности и профессиональной компетентности дизайнера.

Выводы.

ГЛАВА 3. МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ В СИСТЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОФЕСССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

3.1 Содержание и методика преподавания художественных дисциплин в процессе профессиональной подготовки дизайнеров.

3.2 Летняя практика и ее место в системе профессионального образования дизайнеров.

3.3 Организация и результаты опытно-экспериментального обучения.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория и методика художественного профессионального образования: На материале подготовки дизайнеров»

Российская вузовская система образования переживает в настоящее время глубокие структурные и содержательные изменения. Они затрагивают все направления подготовки студентов в высшей школе, в том числе и художественное профессиональное образование.

Со сменой мировоззренческой и образовательной парадигмы сегодня происходит переоценка концептуальных подходов к реформированию высшего профессионального образования. Разрабатываются новые государственные образовательные стандарты для конкретных специальностей, существенно меняются условия построения и функционирования образовательного процесса, формы, методы и средства обучения в высшей профессиональной школе.

Ситуация, которая сложилась с подготовкой студентов по специальности "Дизайн", можно назвать критической. Особенно болезненно сказывается отсутствие в этой области теоретических и методических разработок по художественным дисциплинам. Нет четких характеристик и рекомендаций относительно того, что надо знать студенту, и в каком объеме изучать художественные дисциплины для того, чтобы на базе полученных знаний строить дальнейшее обучение различным специализациям дизайнерской деятельности.

От качества пропедевтических знаний студентов зависит уровень профессиональной компетентности дизайнера по следующим специализациям: промышленный дизайн, дизайн среды, дизайн костюма, графический дизайн и т.д.

В связи с этим особое значение имеет начальный этап подготовки студентов. Его задача заключается в воспитании специфического видения места и проблем материальной культуры в процессе общественного развития, приобщения к закономерностям проектно-художественного творчества. Являясь одним из важнейших, данный этап, из-за отсутствия до последнего времени аналогичного звена в цепи непрерывного дизайнерского образования, существенно запаздывает. Для большинства молодежи он начинается только со студенческой скамьи. Накопленный в художественных школах и училищах опыт оказывается, как правило, искривленным в сторону канонизации методов изобразительного искусства. Однобокость начальной профессиональной ориентации, исключающей фактор специфики проектной культуры, приводит впоследствии к неполноценности эстетического вкуса. А ведь именно он составляет тот феномен культуры, тот духовный аппарат человека, который позволяет воспринимать реальные проявления красоты.

Формирование восприимчивости к проявлениям гармонии предметного мира и познанию закономерностей проектной культуры является длительным, перманентным процессом, рассчитанным на весь период начальной и основной подготовки студентов и включающим в себя учебные циклы, которые оказывают наиболее эффективное воздействие в плане формирования эстетически ценностных ориентиров. Среди этих циклов важная роль принадлежит модулю художественных дисциплин, изучение которых является важнейшим звеном художественного образования дизайнеров.

В связи с вышеперечисленными обстоятельствами очевидна актуальность настоящего научного исследования.

Разработка теоретической и методической модели художественного профессионального образования и в частности технологии подготовки дизайнера по художественным дисциплинам - это сложная многоаспектная проблема. Решение ее требует совместных усилий представителей всех видов художественной деятельности в области изобразительного искусства, а также педагогов и методистов. Научные исследования, ранее проводившиеся в этом направлении, носили, как правило, разрозненный, эпизодический характер и осуществлялись, в основном, без соответствующего педагогического обоснования, только с опорой на опыт и интуитивные соображения исполнителей. Поэтому, несмотря на имеющиеся исследования отечественных и зарубежных ученых в области художественного образования дизайнеров, проблема на сегодняшний день решена не до конца.

Актуальность избранной темы также связана с тем, что в настоящее время в научных исследованиях наступает качественно новый этап, характеризующийся более глубоким анализом педагогических явлений, требующих применения методов, обладающих как прогнозирующими возможностями, так и возможностями гарантировать результат обучения художественным дисциплинам в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта. Кроме того, следует учитывать и необходимость формирования новых инициативных специалистов в области дизайна, свободных от идеологических стереотипов.

Художественное профессиональное образование, поиски эффективных путей овладения им вызывали и вызывают закономерный интерес у ученых различных специализаций науки: философов, психологов, педагогов, художников, дизайнеров, искусствоведов.

Изучение философских проблем взаимосвязи познания и творчества занимались Аристотель, H.A. Бердяев, Г.В. Гегель, И. Кант, Платон,

B.В. Розанов, 3. Фрейд и др.

Особенности психологии восприятия освещали в научных трудах Б.Г. Ананьев, H.A. Бернштейн, В.М. Бехтерев, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, А.Н. Леонтьев, И.М. Сеченов и др.

Идеи системного подхода для рассмотрения и изучения педагогических явлений нашли отражение в работах П.К. Анохина, Р. Арнхейма,

C.И. Архангельского, В.П. Беспалько, В.В. Давыдова, JT.B. Занкова, В.А. Сластенина, Т.И. Шамовой.

Теоретические и методические поиски путей совершенствования процесса обучения художественным дисциплинам получили свое обоснование и развитие в идеях и рекомендациях российских художников-педагогов Г.В. Беды, B.C. Кузина, В.К. Лебедко, Л.Г. Медведева, H.H. Ростовцева, Г.Б. Смирнова, А.Е. Терентьева, Е.В. Шорохова и др.

Особого внимания заслуживают исследования и выводы, содержащиеся в трудах ученых, работающих в профессиональных сферах дизайна, таких, как Н.В. Воронов, В.П. Зинченко, В.Ф. Сидоренко, Н.К. Соловьев, С.О. Хан-Магомедов.

Вопросы дизайнерского образования студентов рассматриваются в трудах A.A. Белова, A.C. Близнюка, Ю.Б. Вроблявичуса, В.Н. Гамаюно-ва, А.Г. Дроздецкого, А.И. Ковешникова, В.В. Кулененка, Г.Б. Минер-вина, Б.В. Нешумова и др.

Заслуживают внимания исследования, проведенные по методике преподавания живописи, графики, скульптуры, истории искусств, декоративно-прикладного искусства. Следует отметить работы Ю.М. Алиева, В.А. Басманова, Н.С. Боголюбова, С.Е. Игнатьева, В.В. Корешкова, Н.Я. Маслова, С.Н. Новикова, A.C. Рындина, A.C. Хворостова, Н.К. Шабанова.

Между тем современное состояние художественного профессионального образования дизайнеров не отвечает требованиям образовательной практики и логике педагогической науки. Осознание этого противоречия определило выбор темы исследования, проблема которого сформулирована следующим образом: каковы ведущие тенденции развития художественного профессионального образования, а также дидактические и методические условия, обеспечивающие в этой системе эффективную подготовку дизайнеров? Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объектом исследования выступает система высшего художественно-профессионального образования (на материале подготовки дизайнеров).

Предметом исследования избрана профессиональная подготовка дизайнеров в процессе изучения художественных дисциплин в высшей школе.

Задачи исследования:

- разработать и обосновать теоретико-методологические предпосылки изучения профессиональной подготовки дизайнеров в системе художественного образования;

- выявить основные тенденции развития художественного профессионального образования;

- изучить современное состояние теории, методики и практики художественного образования;

- сформулировать личностные факторы профессиональной деятельности и компетентности дизайнера;

- определить критерии готовности дизайнера к профессиональной деятельности;

- выявить функции художественных дисциплин в процессе формирования личности и профессиональной компетентности дизайнера;

- разработать содержание, структуру и методику начального этапа профессиональной подготовки дизайнеров.

- составить учебные программы по дисциплинам художественного цикла.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой эффективность процесса профессиональной подготовки дизайнеров будет существенно повышена при реализации следующих условий:

- обеспечение процесса обучения соответствующими педагогическими обоснованиями;

- моделирование личностных факторов профессиональной деятельности дизайнера;

- определение всех компонентов профессиональной компетентности дизайнера;

- выявление критериев готовности студента к профессиональной деятельности.

- формулирование содержания и структуры профессиональной подготовки дизайнера;

- разработка методики преподавания художественных дисциплин на начальном этапе подготовки студентов;

- структурирование рабочих программ по художественным дисциплинам в рамках начального этапа профессиональной подготовки дизайнеров.

Методологической базой исследования явились философские положения о творческой и деятельной сущности личности, социальной детерминированности ее формирования и развития, о социокультурных функциях художественного образования и эстетического освоения действительности. Теоретические основы исследования сложились из психологической теории деятельности личности.

Методы исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений был использован комплекс методов исследования, взаимопроверяющих и дополняющих друг друга:

- методы теоретического анализа;

- опрос (анкетирование, беседа);

- диагностические методы (тестирование, обобщение независимых характеристик);

- экспериментальные методы (констатирующий, поисковый, обучающий эксперимент);

- методы статистической обработки данных.

Организация и этапы исследования. Личное участие соискателя состоит в теоретической и методической разработке основных идей и положений по исследуемой теме на базе кафедры декоративно-прикладного искусства Башкирского государственного педагогического института, Орловского государственного университета. Непосредственное руководство проведением опытно-экспериментальной работы осуществлялось соискателем в качестве заведующего кафедрой «Дизайн» Орловского государственного технического университета.

Исследование выполнялось в несколько этапов.

На первом этапе (1978-1981 гг.) была изучена степень разработанности проблемы в теории и методике высшего профессионального образования; осуществлено практическое знакомство с вузовским опытом художественного образования на материале подготовки дизайнеров.

Второй этап (1981-1984 гг.) связан с теоретической и экспериментальной работой по подготовке кандидатской диссертации на тему «Моделирование и конструирование одежды с учетом климатических и национальных особенностей (методика преподавания на художественно-графических факультетах пединститутов)».

На третьем этапе (1984-1994 гг.) осуществлен сравнительно-сопоставительный анализ проблемы, изучен передовой профессионально-образовательный опыт отечественных и зарубежных вузов, построена общая гипотеза исследования и ее проверка в процессе опытно-экспериментальной работы.

Завершающий этап (1994-2000 гг.) посвящен систематизации теоретических выводов и практических рекомендаций, подготовке к изданию учебного пособия по проблеме исследования, оформление результатов исследования в виде докторской диссертации.

Наиболее существенные результаты, полученные лично соис

Чг кателем, их научная новизна и теоретическое значение:

- сформулированы тенденции развития художественного профессионального образования, к которым следует отнести:

• стремление к более органическому взаимодействию академического обучения с различными направлениями художественных школ;

• ориентирование на такие доминанты современности, как демократизм, гуманизм, духовность;

• создание условий непрерывного, альтернативного профессионального образования;

• модернизация научного и материально-технического обеспечения профессионального образования;

• вариативность учебных планов, программ и методик, позволяю-^ щих осуществлять профессиональную подготовку будущих специалистов.

- определены функции художественных дисциплин в процессе формирования личности и профессиональной компетентности дизайнера, к которым следует отнести:

• развитие творческих способностей студентов;

• дизайнерское мышление и воображение;

• фантазию и профессиональную интуицию.

- раскрыты принципы построения, содержания и методики преподавания художественны дисциплин, которые базируются на научности, систематичности, связи теории с практикой, сознательности обучения, единства конкретного и абстрактного, доступности, прочности знаний;

- разработана и экспериментально апробирована методика обучения художественным дисциплинам в процессе подготовки дизайнера, которая включает в себя:

• учет межпредметных связей;

• учет индивидуальных возможностей студентов;

• тесную взаимосвязь теории и практики;

• контроль и коррекцию аудиторной и самостоятельной работы студентов;

• возможность видоизменять, варьировать соотношение количества и последовательности выполнения учебных заданий;

• достижения дидактики, отражающие взаимосвязанную деятельность педагога и студента.

- намечены пути совершенствования и активизации учебной и творческой деятельности студентов через вовлечение их в активную творческую деятельность, требующую знаний, инициативы, опыта во время летних практик.

Практическая значимость исследования. Полученные в нем объективные научные результаты использованы для совершенствования системы художественного профессионального образования студентов по специальности «Дизайн». Фактические данные, содержащиеся в диссертации, будут полезны для разработки курсов лекций и практических занятий по таким дисциплинам, как композиция, рисунок, живопись, скульптура и моделирование, цветоведение. Материалы исследования могут быть учтены в процессе дополнения и корректировки программ по названным дисциплинам. Учебные пособия, монография, методические материалы, подготовленные соискателем, найдут свое применение в практике пропедевтической подготовки дизайнера по различным видам специализаций.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями, связанными с целостным подходом к решению поставленных проблем; применением комплекса методов исследования, адекватных его объекту, цели, задачам и логике; длительностью опытно-экспериментальной работы; контрольным сопоставлением полученных результатов и личным педагогическим и художественным опытом соискателя.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Система дизайнерского профессионального образования должна идти навстречу социальному заказу общества и реагировать не столько на сложившуюся ситуацию, сколько на потребности будущего.

2. Необходимо учитывать зарубежный опыт дизайнерского образования в условиях возрастания степеней соответствия российской системы художественного профессионального образования международным нормам.

3. При рассмотрении путей совершенствования профессиональной подготовки дизайнеров особый акцент должен быть сделан на теорию и методику преподавания художественных дисциплин, а также на методы обучения изобразительной грамоте с учетом специфики дизайнерских специализаций.

Считая, что студенты должны быть подготовлены к успешному освоению спецдисциплин по специальности дизайн, необходимо, прежде всего, дать им теоретическую базу знаний по таким предметам, как рисунок, живопись, композиция, скульптура и моделирование, цветове-дение. Это положение вызвано не только необходимостью дать студентам теоретические знания, но и для более эффективного осуществления ими дальнейшей практической работы. Постигая терминологию, закономерности и правила изобразительной грамоты, студенты быстрее усваивают новый материал, перед ними открываются возможности творческой дизайнерской деятельности.

При определении методики преподавания художественных дисциплин, мы исходили из основных принципов дидактики: научности, систематичности, связи теории с практикой, сознательности обучения, единства конкретного и абстрактного, доступности, прочности знаний, соединения индивидуального и коллективного.

Предложенная нами методика пропедевтического обучения художественным дисциплинам, представленная в виде структурного взаимодействия основных элементов процесса познания, опирается на достижения дидактики и отражает взаимосвязанную деятельность педагога и студента. Эта взаимосвязь осуществляется через осознание целей и задач обучения, посредством применения различных методов и средств обучения, а также форм организации учебного процесса, направленных на усвоение студентами всего объема содержания учебных дисциплин.

4. Особое значение для профессиональной подготовки дизайнеров имеет начальный этап образования. Являясь одним из важнейших в цепи непрерывного профессионального образования, этот этап неоправданно игнорируется. Его значимость очевидна и заключается в познании закономерностей проектной культуры. Все дисциплины пропедевтической подготовки будущих дизайнеров должны решать задачи приобщения студентов к закономерностям проектно-художественного творчества. Такие предметы как рисунок, живопись, композиция, скульптура и моделирование следует преподавать с учетом специфики профессиональной деятельности дизайнера, основанной на формировании восприимчивости к проявлениям гармонии предметного мира.

5. Характерной особенностью профессиональной подготовки дизайнеров является проведение летних практик, целью которых является накопление практических навыков и умений в области дизайнерской деятельности. Летние практики следует проводить в данной последовательности: ознакомительная практика; пленэрная практика; производственная практика; творческая практика; дипломная практика.

6. Процесс организации ориентированной деятельности дизайнера не может быть смоделирован без выявления личностных факторов специалиста, охватывающих его профессиональную компетентность, которая определяется способностью выполнять социально и профессионально обусловленные функции. Структурно она вбирает в себя профессиональную пригодность и подготовленность, а также сугубо личностные характеристики.

7. Важнейшим моментом в системе профессионального образования дизайнера является выявление критериев профессиональной готовности специалиста к реализации целостного творческого процесса. Такая готовность достигается в ходе морально-психологической, профессиональной и художественной подготовки, является результатом всестороннего развития личности с учетом требований, предъявляемых особенностями дизайнерской профессии.

Апробация и внедрение результатов исследования. Они нашли отражение в учебных пособиях, методических рекомендациях, научных статьях, докладах и тезисах, опубликованных в Москве, Уфе, Орле, Краснодаре и др. Общий объем публикаций по теме исследования составляет более 30 печатных листов. Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе многолетней преподавательской работы на художественно-графическом факультете Башкирского государственного педагогического института, на кафедре "Дизайн" Орловского государственного технического университета; через опубликование работ по теме исследования; в выступлениях на всесоюзных, республиканских, зональных научно-практических конференциях и научно-методических совещаниях (в Москве, Уфе, Орле, Одессе, Свердловске); во время стажировки в Финляндии в институте искусств и дизайна Веттерхофф; в процессе экспериментально-практической работы со студентами кафедры "Дизайн" Орловского государственного технического университета.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения. Содержание диссертации изложено на 388 стр., в том числе в ней содержится 20 таблиц, 17 рисунков. Диссертация выполнена на кафедре педагогики высшей школы МПГУ и соответствует плану научно-исследовательской деятельности кафедры.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Ковешникова, Елена Николаевна, 2000 год

1. Волков H.H. Композиция в рисунке и живописи. - М.: Просве-щение, 1977.

2. Ростовцев Н.И. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Просвещение, 1980.

3. Паррамон Эдисколас. Основы живописи. Испания, 1992.

4. Шугаев В.М. Орнамент на ткани. М.: Легкая индустрия, 1968. -86 с.

5. Ходьков Ю.Л. Эскизный рисунок художника конструктора. -Л.: Знание, 1975.

6. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. М.: Наука, 1973.-76 с.

7. Борисовский Г.Б. Человек мера вещей. - М.: Стройиздат, 1969. - 127 с.

8. Проверка эффективности проблемного обучения и организации научно-исследовательской работы студентов.

9. Выявить условия, при которых наиболее эффективно могут использоваться возможности проблемного обучения.

10. Проанализировать специфику научно-исследовательской работы студентов и определить возможности выполнения таких работ на лекционных и практических занятиях, а также в курсовых и дипломных проектах.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.