Формирование творческой активности студентов при изучении общематематических дисциплин: На примере инженерных вузов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Гребенникова, Евгения Александровна

  • Гребенникова, Евгения Александровна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 170
Гребенникова, Евгения Александровна. Формирование творческой активности студентов при изучении общематематических дисциплин: На примере инженерных вузов: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Волгоград. 2006. 170 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гребенникова, Евгения Александровна

0 ВВЕДЕНИЕ.

1. Развитие творческой активности студентов как педагогическая проблема.

1.1 Творчество как предмет педагогического исследования.

1.2 Творческая активность как цель образования: современные средства ее достижения.

ВЫВОДЫ. ф 2. Разработка и экспериментальная проверка форм и методов практической реализации формирования творческой активности студентов.

2.1 Организация проведения опытно-экспериметальной работы по формированию творческой активности студентов.

2.2 Результаты опытно-экспериментальной работы.

ВЫВОДЫ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование творческой активности студентов при изучении общематематических дисциплин: На примере инженерных вузов»

Актуальность исследования. В настоящее время в нашем обществе утверждается новая концепция общественно-экономического развития, которая предопределяет организацию производства с учетом трех общепринятых требований: максимально полной реализации творческого потенциала каждого работника, формирования у него высокой общей и профессиональной культуры, согласованности экономической политики с современным мировоззрением общества, в основе которого лежит приоритет духовных и нравственных ценностей. Происходит смена доминанты и ее смещение в сторону формирования творческой личности как решающего фактора производственных сил. Изменения, происходящие в обществе в условиях перехода к рыночной экономике, неизбежно ведут за собой соответствующие им преобразования в российской системе высшего образования. Новые направления развития образовательной системы требуют подготовки специалистов, способных к творческому развитию, продуктивному труду в различных сферах общества. Специалист должен осмысленно относится к тому, чем он занимается, творчески мыслить. Основы такого отношения закладываются в средней школе и имеют свое логическое продолжение в высшем учебном заведение.

В этой связи становится наиболее актуальной проблема формирования творческой активности студентов.

Концептуальная основа обучения творческому саморазвитию строится на философии «самости» т.е, самопознания, самоопределения, самоактуализации, свободы творчества, самосовершенствования, самореализации, раскрытой в работах М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, А.Маслоу, К.Роджерса, П.А.Флоренского и др.

Идеи педагогического стимулирования творческого саморазвития личности в обучении и воспитании разрабатывали отечественные ученые В.И.Андреев, В.А.Караковский, А.И.Кочетков и др., которые считают, что приоритетом современного образования, гарантирующим его достаточно высокре качество, может и непременно должно стать обучение, ориентированг ное на саморазвитие личности.

Проблеме развития творческой активности студентов в учебном процессе уделяли внимание такие ученые как В.И. Андреев, J1.G. Выготский, Л.Г. Вяткин, Г.И. Железовская, И.А. Зимняя, В.А. Канн-Калик, A.M. Матюш-кин и др.

Анализ современной психолого-педагогической, философской литературы свидетельствует о возрастающем интересе ученых к вопросам развития творческой активности.

На основании изучения и анализа опыта работы высшей школы, психолого-педагогической и методической литературы была сформулирована проблема исследования: что из себя представляет система дидактических уелоi вий и средств, способствующих развитию творческой активности студентов?

Актуальность проблемы исследования определяется наличием противоречия между потребностью современного общества в гармонически развитой личности, обладающей высоким творческим потенциалом и высоким уровнем рефлексивной активности и недостаточной разработанностью данной проблемы в педагогической теории и практике. Имеющееся противоречие детерминировано несоответствием между потребностям высшей школы в необходимости развития творческой активности и условием исследований условий и средств развития, механизмов действия и критериев их сформиро-ванности.

Общепедагогическое значение данной проблемы и необходимость её практического разрешения обусловили выбор темы исследования: «Формирование творческой активности студентов при изучении общематематических дисциплин (на примере инженерных вузов)».

Цель исследования — повысить уровень общематематической подготовки студентов путем формирования у них творческой активности в процессе профессионального обучения в вузе.

Ойъемт ЦвИВ$в&(ЩИ8 - РРОЦерс ШТеМЗТИЭ§с|срго образования как неотъемлемая часть профессиональной подготовки инженера.

Предмет исследования - формирование творческой активности специалистов технического профиля.

Гипотеза исследования: формирование творческой активности студентов будет эффективным, если:

- она рассматривается как значимый фактор профессионально-личностного становления инженера, как структурно-уровневое образование, наделенное своеобразием качественных характеристик;

- основным средством её формирования выступает комплекс учебно-методических задач; стимулирование нестандартных подходов к определению способов решения задач обеспечивается в соответствии с разрабатываемой методикой и уровнем сформированности знаний и умений студентов;

- формирование творческой активности осуществляется в рамках системы с учетом приоритету учебных вопросов, имеющих высокую практическую значимость для становления будущего инженера, учитывающей реальные условия практической деятельности специалиста инженерного профиля и включающей в себя оптимальным образом сочетающиеся цели, содержание, методы, средства и формы организации профессиональной подготовки, а также диагностический комплекс определенных уровней сформированности творческой активности;

- профессиональная подготовка основывается на принципах моделирования условий и средств будущей профессиональной деятельности, активности и сознательности профессионального обучения.

Для достижения цели исследования и в соответствии с гипотезой были поставлены следующие задачи:

1. Определить состав, критерии и особенности формирования творческой активности студентов.

2. Разработать и классифицировать крмплекс математических задач, способствующих развитию творческого нестандартного мышления студентов.

3. Научно обосновать систему формирования у студентов творческой активности в процессе профессиональной подготовки, выявить педагогические условия ее использования в образовательном процессе вуза, в ходе экспериментальной проверки доказать эффективность ее применения как средства формирования творческой активности будущего специалиста.

4. Разработать диагностический инструментарий определения уровня сформированности у студентов творческой активности при изучении общематематических дисциплин.

Методологической основой исследования служат:

• Концептуальные идеи личнрстно-ориентированногр педагогического процесса (Е.В. Брндаревская, А.АЗербицкий, ЛгГ, Вяткин, Г.И. ЖелеI зовская, В.В. Сериков);

• Теория активности как важнейшего проявления жизнедеятельности личности (JI.C. Выготский, Н.Ф. Добрынин, А.Н. Леонтьев, A.B. Петровский и др.);

• Психолого-педагогические теории развития личности ребенка (E.H. Ильин, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, И.С. Якиманская и др.);

• Конкретногметодологические принципы отечественной психологии: деятельностного подхода (В,В. Давыдов, В.П. Зинченко, С.Л. Рубинштейн и др.); принципа теории-эксперимента-практики (Ю.М. Забродин, Б.Ф. Ломов).

Методы исследования определялись гипотезой и задачами решаемой проблемы: осуществлялось изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и специальной литературы; велось педагогическое наблюдение, творческое проектирование, теоретическое моделирование, анализ и синтез, абстрагирование; использовались методы индукции и дедукции; прородился демагогический эксперимент в ^стеств^нндех стационарных условиях образовательного процесса в вузе.

Использование различных методов исследования, в том числе математических, позволило рассмотреть педагогические факты и явления во всей сложности, взаимосвязи и взаимообусловленности, а также выразить результаты педагогического эксперимента и наблюдений в количественных показателях. Полученные данные интерпретировались и теоретически обосновывались на основе анализа и сопоставления результатов исследования.

Этапы исследования и опытно-экспериментальная база. Исследование проводилось на базе Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии на I и II курсах факультета (всего в исследовании приняли участие 420 студентов) механизации сельского хозяйства в течение 1999 -2006 гг. и прошло в своем развитии три этапа.

Реализация первого этапа (1999-2000 гг.) предполагала постановку проблемы исследования, анализ литературы по проблеме, формулировку гипотезы, определение цели и задач исследования, кроме того, проводился ди-агностико-констатирующий эксперимент, была разработана программа и подготовлены материалы для проведения формирующего эксперимента.

На втором этапе (2000-2004 г.г.) проводилась опытно-экспериментальная работа по проектированию и реализации процесса формирования личностного гуманистического потенциала студентов. Поиск путей реконструкции целевого, содержательного и процессуального аспектов преподавания математических дисциплин в соответствии с концепцией лич-ностноториентированного образования.

На третьем этапе (2006 г.) уточнялись показатели качества обучения, на которые реализуемый процесс оказывал непосредственное влияние, проводился анализ и обобщение результатов опытного обучения, оформление материалов в тексте диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. Теоретически углублены представления о сущности творческой активности, уточнено ее понятие, содержание и структура, сформулировано авторское определение как «деятельность личности, обеспечивающая ее включенность в процесс созидания нового, предполагающий внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новые ситуации, изменения способа действия при решении учебных задач»; дана характеристика компонентов творческой активности: мировоззренческого, мотивационного, содержательно-операционного, эмоциональнотволевого, рефлексивного.

2. Разработана авторская система формирования у студентов творческой активности в процессе профессиональной подготовки как совокупности пяти компонентов: целевого, содержательного, организационного, диагностического, результативного,

3. Определен комплекс педагогических условий, позволяющих осуществлять процесс формирования творческой активности студентов.

4. Научно обоснована критериальная система уровней сформированное™ творческой активности студентов на различных этапах формирования, рпределены методика их выявления и соответствующий педагогический инструментарий.

Теоретическая значимость исслейовщшя заключается в развитии дидактических представлений о формировании творческой активности студентов вуза; в научном обосновании необходимости формирования у будущего специалиста творческой активности как важного компонента профессионального развития и саморазвития личности, что вносит существенный вклад в развитие концептуальных идей профессионального образования, Полученные результаты могут служить теоретической базой для решения проблемы развития творческой активности специалиста в процессе осуществления профессиональной деятельнодти.

Практическая ?итщщть исследования заключается в том, что разработана методика диагностики уровней сформированности творческой активности студентов вуза, обладающая универсальным характером, что делает возможным ее использование при подготовке специалистов различного профиля.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечены целостным подходом к исследованию проблемы, научной базой теоретико-методологических положений; опорой на результаты экспериментальных исследований других авторов; адекватностью исследуемых методов целям и задачам исследования; внутренней непротиворечивостью логики исследования; научно-практической апробацией важнейших идей, гипотетических утверждений и выводов, анализом различных позиций; соответствием выводов нашего исследования аналогичным, сделанным в методологической литературе по вопросам творческой активности личности.

Апробация результатов исследования, Теоретические положения и результаты исследования излагались в научных докладах, сделанных на научно-методических и научно-практических конференциях в Волгограде (2004, 2005), Пензе (2003), Челябинске (2003, 2004), Костроме (2004). Материалы диссертации, ее научные выводы обсуждались на научно-методическом совете Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии (2005 г.). Личное участие диссертанта во внедрении результатов исследования осуществлялось в ходе преподавательской, научно-методической и учебно-организационной деятельности.

Научные результаты исследования, теоретические положения и выводы диссертации и ее научно-методический инструментарий внедрены в образовательный процесс Волгоградской государственной сельскохозяйственной академии, Волгоградского государственного технического университета. Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета.

Нд защиту вьщосятдя;

1. Понятийно-терминологическое обеспечение проблемы формирования творческой активности у будущих специалистов, представленное авк N торским определением понятия «творческая активность студентов» и ее структурой. Творческая активность студентов — это деятельность личности, обеспечивающая ее включенность в процесс созидания нового, предполагающий внутрисистемный и межсистемный перенос знаний и умений в новые ситуации, изменения способа действия при решении учебных задач. Структура творческой активности студента представлена нами как целостный интегративный конструкт, включающий в себя: мировоззренческий, мо-тивационный, содержательно-операционный, эмоционально-волевой и рефлексивный компоненты;

2. Разработанный и обоснованный комплекс задач как основное средство формирования творческой активности студентов как построенный на единых принципах вариативности, иллюстративно-образного решения, трансформации междисциплинарных связей и средств их решений; способствующий повышению уровня общематематической подготовки студентов; создающий условия для реализации функционально-деятельностного, лично-стно-ориентированного и проблемно-исследовательского подходов;

3. Авторская модель педагогической системы формирования творческой активности стдентов в процессе профессиональной подготовки, кключающая в себя следующие компоненты; целевой, определяющий формирование творческой активности студентов в процессе изучения общематематических дисциплин на основе использования активных форм и методов обучения, повышения эффективности самостоятельной работы за счет включения студентов в научно-исследовательскую деятельность; содержательный, раскрывающий содержание общематематических дисциплин; организационный, отражающий активные формы и методы обучения, опирающиеся на специальным образом подобранные средства осуществления образовательного процесса в вузе, направленный на формирование творческой активности; диагностический, представляющий собой диагностический комплекс, позволяющий объективно и содержательно замерять уровень сформированное™ творческой активности студентов; результативный, отражающий повышение уровня творческой активности студентов в результате применения педагогической системы.

4. Системная диагностика сформированности творческой активности, включающая комплекс функциональных дифференцированных показателей, позволяющих осуществить педагогический мониторинг процесса формирования творческой активности, оценку и коррекцию формирующих качеств студента.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, содержащего 202 наименования, 11 приложений, 16 рисунков и 5 таблиц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Гребенникова, Евгения Александровна

ВЫВОДЫ по II главе.

Подводя итоги экспериментальной работы по развитию творческой активности студентов, описанной в данной главе, следует отметить, что опытная работа велась планомерно и состояла из трех этапов: 1) рефлексивно-адаптационного; 2) мотивационно-содержательного; 3) самореализующего.

В течение первого этапа эксперимента решались задачи с целью организации рефлексивного пространства для студентов. Такое пространство становилось источником информации о собственной индивидуальности для каждого студента. В этом пространстве происходила трансляция студенту знаний о природе креативности, о способах творческого саморазвития. Также создавались условия для определения студентами самих себя в информационном мире, стимулировались умения осуществлять рефлексивные действия по отношения к информации и информационной деятельности в целом. На этом этапе студенты знакомились как с положительными так и отрицательными последствиями компьютеризации, ими осмысливались гуманистические ценности взаимодействия человека и машины, осваивались культурные нормы поведения в информационном пространстве. Проблемное изложение материала, стимулирующее рефлексивные проявления студентов и сопровождаемое ценностно-смысловой интерпретацией педагога, помогало студентам в поиске личностного смысла информационной деятельности и собственной позиции по обсуждаемым вопросам. Интерактивные диалоговые и игровые формы обучения с компьютером развивали рефлексивные механизмы мышления, способствовали на этом этапе появлению личной активности индивидуума в учении, активизации умений самообучаться и самосовершенствоваться с помощью средств информатизации и коммуникации. Наиболее характерными для первого этапа были учебные ситуации-оценки, ситуации выбора, востребующие проявления смыслотворческой активности студентов, предполагающие проведение ими рефлексивного анализа собственных действий, установок и формирование позитивной «Я-концепции».

Исследовательские задачи, решаемые на втором этапе эксперимента были связаны с созданием психолого-педагогических условий для осознания студентами их внутренних потребностей к самоизменению в творческих видах деятельности, поощрение и поддержка эмоционально-волевых проявлений, способствующих самореализации в творческих видах деятельности, презентация личностно-значимых ценностей и установок студентов в учебной деятельности. На данном этапе продолжалось усвоение необходимых базовых знаний, умений и навыков, Используемые на данном этапе тематические дискуссии выявляли индивидуальные позиции обучаемых по неоднозначным проблемам компьютеризации и информатизации, способствовали обмену и взаимообогащению ценностно-смысловых представлений участников дискуссий.

Данный этап был связан также с формированием у студентов целостного представления об информационной деятельности, с побуждением их к самостоятельному поиску смыслов и ценностей, расширением их представлений об перспективах и направлениях развития КТ и вариантах решения различных проблем, связанных с информатизацией.

На третьем этапе эксперимента исследовались педагогические условия, обеспечивающие творческую самореализацию обучаемых, удовлетворение их познавательных интересов и образовательных потребностей, Учебные ситуации последнего этапа были ориентированы на индивидуальное творчество студентов, актуализировали исследовательскую и прогностическую деятельность обучаемых, создавали условия для взаимного обучения, Используемые на данном этапе методы личностно ориентированного обучения стимулировали в процессе активного межсубъектного взаимодействия личностный рост обучаемых.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы показал положительную динамику развития творческой активности студента в условиях личностной ориентации обучения, что доказывает эффективность применения таких форм и видов работ как: научно-исследовательские работы, конкурсы творческих работ и др., стимулирующих проявление творческой активности студентов, содействующих творческой самореализации и формированию ответственной жизненной позиции студентов. Все вышесказанное позволяет рекомендовать описанные формы и методы обучения в качестве методов развития творческой активности студентов.

117

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Решение задач исследования.

Первой задачей было - Определить состав, критерии и уровни развития творческой активности студентов.

На основе анализа фундаментальных понятий, используемых в исследовании, различных точек зрения, современных представлений научных школ и направлений на проблему творчества, креативности в целом.

В рамках концепции личностно ориентированного образования осуществлялась разработка собственных концептуальных представлений о сущности, критериях, показателях и уровнях развития творческой активности студентов. Необходимым условием «существования» студента в учебной деятельности, ориентированной на личность, является проявление им, прежде всего, рефлексивной, смыслотворческой и самореализующей функций личности. Актуализация, главным образом, этих личностных функций студента обеспечивает «личностность» образовательного процесса.

Креативность выступает как совокупность тех особенностей психики личности, которые обеспечивают субъективно-продуктивные преобразования в ее деятельности.

Креативное отношение (ко всему окружающему в мире) личности, отражает, прежде всего, поисково-преобразовательную зависимость и потребность личности в ситуациях, когда она сталкивается с задачами, для решения которых невозможен механический перенос прежнего опыта. Это отношение проявляется в поисково-преобразовательной активности и реализуется в преодолении стереотипа поведенческого акта, в нарушении однообразия во взаимодействии с действительностью, продуктивном ее преобразовании, вплоть до создания новых объектов, с одновременным совершенствованием вариативности и продуктивности качества действий индивида. Развиваясь в процессе деятельности и соединяясь ведущими мотивами, креативность функционально закрепляется в структуре личности и проявляется как способность к продуктивному изменению и созданию качественно нового, определяя тем самым творческий стиль самой деятельности. Творчество - одно из ведущих свойств личности интегративно-комлексного характера, связанного практически со всеми другими ее свойствами. Творчество проявляется на различных уровнях - неосознанном ориентировочно-приспособительном и сознательном, познавательно-преобразовательном и исследовательском, как в индивидуальной деятельности, так и в социально-ролевом плане.

Все это позволило охарактеризовать творческую активность студента как назначение реализовать свое креативное отношение.

Основными свойствами творческой активности студента, как интегра-тивной характеристики, характеризующаяся самоценной формой бытия личности являются: a) «производство» субъективно нового (способов деятельности, личностных смыслов, удовлетворение потребностей обучающихся в реализации лучших своих возможностей и характеризующиеся оригинальностью и полезностью); b) субъективно-новые, самостоятельно-созданные и поэтому значимые для личности индивидуально-оригинальные характеристики личности, т.е. в процессе творческой деятельности применяются либо новые средства, либо новые программы (технологии) деятельности; c) рефлексия, познание действительности и своего места в ней (специфическая форма личностного способа освоения действительности индивидом, законов ее развития и функционирования). Рефлексия - как основа и база креативности; d) постановка и решение проблем, нестандартных задач, или процесс разрешения существующих противоречий между потребностями студента и средствами их разрешения, т.е. процесс удовлетворения новых потребностей;

Творческая активность подразумевает активизацию рефлексивных механизмов развития личности, стимулирует ее нравственный выбор. Творческая активность студента представлена нами как целостная система, интегрирующая в себе следующие компоненты: мировоззренческий, содержательно-операционный, мотивационный, эмоционально-волевой и рефлексивный компоненты, а модель процесса развития творческой активности включает в себя 3 этапа: 1) рефлексивно-адаптационный; 2) мотивационно-содержательный; 3) самореализующий.

Принятие цели развития творческой активности студента в качестве специальной цели обучения позволяет реализовать личностный подход с использованием новых информационных технологий. Личностный опыт студентов, приобретенный в процессе обучения на занятиях, которое нацелено на развитие творческой активности, позволит студенту чувствовать себя уверенно в постоянно изменяющейся информационной среде, грамотно решать учебные, и будущие профессиональные задачи, самостоятельно регулировать свои информационные отношения с другими людьми на основе общекультурных норм, творчески саморазвиваться в информационной деятельности.

Второй задачей было - разработать и классифицировать комплекс математических задач, способствующих развитию творчески нестандартного мышления студентов.

Разработанный и обоснованный комплекс задач является основным средством формирования творческой активности студентов, так как он: построен на единых принципах вариативности, иллюстративно-образного решения, трансформации междисциплинарных связей и средств их решений; способствует повышению уровня математической и методической подготовки; обеспечивает связь вузовских курсов с соответствующими школьными разделами и допускает возможность перейти от предметного изложения материала к изучению единой математики; создает условия для реализации функционально-деятельностного, личностно-ориентированного и проблемно-исследовательского подходов, Психологический аспект в нашем исследовании подчинен дидактическим целям, т.е. в конечном счете выяснению условий, благоприятствующих развитию творческой активности. Задачи психологического анализа заключаются в изучении следующих аспектов: становление личности студентаа в условиях соединения обучения и творчества; формирование нового смысла учения ради творчества; развития регуляционных механизмов творческой деятельности т.е. ее мотивации, целеобразования, эмоционально-волевых аспектов. Основные условия, необходимые для стимуляции творческой активности - психологическая безопасность, принятие, понимание, свобода от оценок, климат психологической свободы, атмосфера дозволенности, открытости, игры и спонтанности. Все вышеперечисленное трудно было бы реализовать без контекстуальности, диалогизации, игратезации, в основе которых лежит задачный подход

Кроме психологической безопасности студент должен ощущать и психологическую свободу. Творческая активность проявляется, если преподаватель предоставляет индивиду полную свободу выражать свое самое сокровенное в своих мыслях, чувствах и состояниях. Ему предоставляется полная свобода символического выражения. Это способствует открытости, неожиданному сочетанию образов, понятий и значений, что является частью креативности, лучшим проявлением творческой активности.

Третьей задачей было - научно обосновать систему формирования у студентов творческой активности в процессе профессиональной подготовки, выявить педагогические условия ее использования в образовательном процессе вуза, в ходе экспериментальной проверки доказать эффективность ее применения как средства формирования творческой активности будущего специалиста.

Установлено, что предложенная методика способствует творческой активности студентов и более эффективному усвоению ими математического содержания предмета. Осуществлена технологизация математического моделирования вероятностных процессов путем использования наглядных моделей теории графов. В процессе решения вероятностных задач у студентов формируется способность к преобразованию объекта как важная компонента эвристической деятельности.

Разработан алгоритм педагогических действий, направленных на решение новых принципиальных задач, составляющих нестандартную систему знаний. Предложена технология вариативного и образно-наглядного обучения математике, которая позволяет непосредственно воздействовать на интеллектуальную, эмоциональную, волевую, предметно-практические сферы развития человека. Реализация этих задач осуществляется при помощи определенных средств и условий, с помощью которых создаются предпосылки для проявления творческой активности, проводится ее коррекция, формируются и закрепляются мотивы творчества.

Предложенный подход к преподаванию математики актуализирует гуманитарную, психолого-педагогическую и профессиональную подготовку будущего специалиста.

Доказано, что формирование творческой активности студентов будет осуществляться более успешно, если обеспечить последовательное включение их в решение математических задач на основе применения комплекса дидактических эвристических приемов,

В соответствии с предложенной моделью развития творческой активности студента основными признаками такой личности являются способность к рефлексии, творческая самореализация и ответственный выбор. В сфере предметной деятельности креативной личности свойственны: увлеченность и заинтересованность делом, готовность его совершенствовать; восприимчивость и открытость новым способам действий; анализ допущенных ошибок, непринятие рутины и стереотипов, гибкость в выборе подходящих средств деятельности; новизна получаемых результатов деятельности. Творческие ситуации с использованием компьютера позволяют развивать особый тип мышления, в котором на первые роли выдвигаются рефлексивные умения учащихся: анализировать исходные условия, строить иерархическую структуру целей, проектировать и отлаживать на основе обратной связи алгоритмы этапов решения задач, обобщать и переносить свернутые структуры из одной задачи в другую, анализировать и критически оценивать результаты.

Четвертой задачей было - разработать диагностический инструментарий определения уровня сформированности у студентов творческой активности при изучении общематематических дисциплин.

Выделенные в первой главе компоненты позволили нам использовать квалиметрический метод не только для оценки развития творческой активности, но и для оценки качества организации педагогического процесса.

Первая группа диагностических методик была направлена на исследование мотивационных, ценностных ориентаций студентов, включающих сознательное отношение к учебной деятельности, склонность к творческим видам деятельности.

Мотиваиионный компонент выявлялся в процессе анкетирования студентов, преподавателей; самооценок студентов, бесед с учащимися; наблюдений в процессе учебных занятий, проводимых автором и другими преподавателями, работающими в рамках личностного подхода;

В диагностику содержательно-операционного компонента включено тестирование качеств знаний и др.

Диагностика мировоззренческого, эмоционально-волевого компонентов содержала анкетирование, тесты на самооценку, наблюдение в процессе занятий, беседы, «мини-сочинения».

Диагностика рефлексивного компонента включала в себя апробацию различных диагностических методик: анкетирование, проективные методики.

В соответствии с описанными в первой главе критериями нами определены характеристики уровневых.групп (табл. 1).

При проведении статистической обработки результатов педагогического исследования использовался целый ряд программных средств: Microsoft Excel, пакет математических программ MathCad 2000 Pro, профессиональный комплекс, позволяющий производить весь спектр статистической обработки SPSS v.10 for Windows, система сбора и анализа статистических данных Sta-tistica v5.5 и др. Компьютерная статистическая обработка полученных результатов проводилась отдельно по каждому из выделенных этапов эксперимента. Процедура сбора и статистической обработки состояла из нескольких шагов применения описанных выше программных средств. Полученные балльные характеристики от самих студентов, их сокурсников и преподавателей сводились в единую информационную таблицу по каждому студенту.

Полученные теоретические и практические результаты могут быть использованы в практике организации учебного процесса преподавателями математики и других смежных дисциплин.

Дальнейшее исследование данной проблемы связано с выяснением того, как развитие творческой активности студентов влияет на самосознание, каковы негативные последствия такого влияния на личность, что требует целостного подхода к этим проблемам на уровне комплексной и многосторонней подготовки будущего специалиста.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гребенникова, Евгения Александровна, 2006 год

1. Абульханова-Славская, К.А. Личностный аспект проблемы общения/К.А.Абульханова-Славская, -М„ 1981. -235 с.

2. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности./К.А.Абульханова-Славская -М., 1980. -173 с.

3. Агапова, О,И, О трех поколениях компьютерных технологий обучения / О.И.Агапова, А.О Кривошеев, А.С Ушаков.// Информатика и образование, 1994, №2, с. 34 40.

4. Алексеев, H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики/ Н.А.Алексеев // Монография. -Тюмень: Изд-во Тюменского государственного университета, 1997. 216 с.

5. Алиева, Е.Г, Творческая одаренность и условия ее разви-тия./Е.Г.Алиева// Психологический анализ учебной деятельности. М.; ИПРАН, 1991. - 183с.

6. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания./ Б.Г. Ананьев -Л., 1969. -399 С.

7. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс./В.И. Андреев. Книга 1. -Казань: Изд.-во Казанского ун-та, 1996,- 570 с,

8. Андреев, В.И. Эвристика для творческого саморазви-тия./В.И.Андреев. Казань: КТУ, 1994 - 248с.

9. Анохин, П.К. Очерки по физиологии функциональных сис-тем./П.К. Анохин. -М., 1975. С.10.

10. Анцыферова, Л.И. Способность личности к преодолению деформации своего развития /Л.И. Анцыферова// Психологический журнал. 1999. том 20. №1, с.6-19

11. И. Асмолов, А.Г, Личность как предмет психологического исследования./А.Г.Асмолов.- М„ 1984,-320 с.

12. Ахметов, Н.К, Игра как процесс обучения./ Н.К.Ахметов, Ж-С.Хайдаров, т Алма-Ата.т1985. 38 с.

13. Байков, Ф.Я. Учение и творчество./Ф.Я. Байков. -Л.:Лениздат, 1979. 149с.

14. Балл, Г, А, Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект,/Г.А, Балд// -М.: Педагогика, 1990, -184 с.

15. Бахтин, ММ, Эстетика словесного творчест-ва./М.М.Бахтин, -М.-1979, -364 с,

16. Берак, О.Л. Соотношение репродуктивных и творческих компонентов учебно-профессиональной деятельности при формировании специалистов в высшей школе. /О.Л. Берак : Дисс.к.п.н 1986

17. Бердяев, H.A. Смысл творчества. Опыт оправдания челове-ка./Н.А.Бердяев. М,: 1989, -251с.

18. Берн, Э, Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры перевод с англ,. /Э,Берн,-Л."1992. 400 с,

19. Беспалько, В,П. Слагаемые педагогической техноло-гии./В,П.Беспалько. М,: Педагогика, 1989. 190с.

20. Библер, B.C. Мышление как творчество./В.С.Библер. -М,политическая литертура, 1975. ~ 175с.

21. Бим-Бад, Б.М. Образование в контексте социализации/Б.Д. Бим-Бад, A.B. Петровский// Педагогика. -1996. ~№1. -с.3-8.

22. Блох, М. А. Творчество в науке и технике/М.А, Блох. Пг.,1920

23. Богоявленская, Д,Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества./Д.Б.Богоявленская/- Ростов, 1983. 173 с.

24. Богоявленская, Д.Б, Пути к творчеству./Д.Б.Богоявленская. -М., 1981.-205 с.

25. Бодалев, A.A. Личность и общение./ А.А.Бодалев; Избр. труды. —М„ 1983.- 127 с!

26. Божович, Л,И. Личность и ее формирование в детском воз-расте./Л.И. Божович. -М.,1968 302 с.

27. Бондаревская, Е.В, Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования / Е.В.Бондаревская //Педагогика. -М.,1997. №4. с.11-17

28. Бондаревская, Е.В. Ценностные основания личностно ориентированного воспитания/ Е.В. Бондаревская //Педагогика. -1995. №4 с.29-36

29. Бочкина, Н.В. Ситуация выбора в учебном процессе / Н.В. Бочкина //Инновационные технологии в учебно-познавательном процессе школы и вуза. -Волгоград: Перемена, 1993. с.90-95.

30. Братусь, Б,С. К проблеме человека в психологии / Б.С. Бра-тусь //Вопросы психологии. М.,1997. №5.

31. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психологической диагностике/Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. Киев.: Наукова Думка, 1989

32. Бусыгин, А,Г. Десмоэкология или теория образования для устойчивого развития./А.Г.Бусыгин. Книга первая. 2-е издю, испр., доп. - Издательство «Симбирская книга», Ульяновск, 2003. - 200с.

33. Бусыгина, А.Л. Профессор профессия: теория проектирования содержания образования преподавателя вуза./А.Л.Бусыгина.-Самара: ГП «Перспектива», Изд-во СамГПУ, 2003, издание 2-е, испр. И доп. - 198с.

34. Варламов, Е.П. Психология творческой уникальности человека / Е.П.Варламов, С.Ю. Степанов. -М,,1998,

35. Варламова, Е,П. Рефлексивные методы диагностики в системе образования/ Е.П.Варламов, С.Ю. Степанов // Вопросы психологии.-М., 1997 №5.

36. Вармова, Е.П. Динамика творческой уникальности человека в рефлексивно-инновационном процесее./Е.П.Вармова, Автореф. .к.п.н. -М,:1987. -20с.

37. Вербицкий, A.A. Игровые формы контекстного обуче-ния./А.А.Вербицкий М., 1983, с. 11- 13.

38. Веретенникова, JI.K. Личностно-творческое развитие учи-теля/Л.К.Веретенникова//Психолого-педагогические проблемы повышения квалификации работников образования: сб. научных трудов. М.: выпуск 2, с.125 - 129

39. Возможные миры или создание практики творческогомышления: пособие для преподавателей. М.:Интерпрекс, 1994. $128с.

40. Волков, И.П. Уроки творчества / И.П. Волков //Воспитание школьников, 1987, №1, с. 20-23.

41. Вопросы активизации мышления и творческой деятельности учащихся. //Тез. Докладов на межвузовской конференции. -М.,1964 с. 182

42. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в школьном возрасте. /Л.С. Выгодский -М., 1967. с. 5.

43. Выготский, Л.С. Психологическая педагогика. /Л.С. Выгодский -М., 1991. с. 170

44. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций. /Л.С. Выгодский М., 1960

45. Гилева, И.О. Творчество как характеристика профессиона-лизма/И.О.Гилева// Инновации в образовании. 2003.№5,с.112 114.

46. Гиргинов, Г. Наука и творчество. /Г. Гиргинов М.: Прогресс. - 1979

47. Гольдентрих, С.С. Творчество как философская проблема // Творчество и социальное познание. /С.С. Гольдентрих М.: Изд-во МГУ.-1982

48. Григорович, JI.A. Педагогические основы развития творческого мышления на начальном этапе становления лично-сти./JT.А.Григорович. Автореф. дис. к.п.н. - М., 1996.

49. Грузенберг, С.О. Гений и творчество (основы теории и психологии творчества). /С.О. Грузенберг. Л., 1924

50. Грузенберг, С.О. Психология творчества. /С.О. Грузенберг. -Минск, 1923

51. Давыдов, В.В. Тенденции информатизации советского образования /В.В. Давыдов, В.В. Рубцов; Советская педагогика, 1990, №2, с. 50 -55.

52. Давыдов, В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления/В.В. Давыдов// Новое мышление, под ред. A.B. Петровского. -М.: Педагогика, 1990.

53. Давыдов, В.В. О понятии развивающего обучения/В.В. Давыдов// Сб-к статей. Томск: Пеленг, 1995 - 87с.

54. Дружинин, В.Н. Психология общих способно-стей./В .Н.Дружинин; 2-е изд. Серия «Мастера психологии». -СПб.:Изд-во «Питер», 1999.-368с.

55. Дружинин, В.Н. Психология общих способно-стей./В.Н.Дружинин//2-е изд. М.: Лантерна-Вита, 1995. 150с.

56. Дружинин, В.Н. Экспериментальное исследование формирующего влияния среды на креативность./В.Н.Дружинин, Н.В.Хазратова//Психологический журнал М.:Т.15, №4. - с.83 - 93.

57. Евлахов, A.M. Введение в философию художественного творчества. Опыт историко-литературной методологии /A.M. Евлахов. T.I.; Варшава, 1910

58. Ефремов, A.B. Развитие основных компонентов творческой познавательной деятельности учащихся./ А.В.Ефремов, Ю.М.Калягин, О.А.Боковцев // Преподавание математики в сельской школе/из опыта работы/ М.: Просвещение, 1984 - с. 16 - 30.

59. Затуленьев, И.А. Законы творчества. /И.А. Затуленьев. -Херсон, 1915

60. Зеленцова, A.B. Личностный опыт в структуре содержания образования (теоретический аспект)./ А.В.Зеленцова; Автореф. дисс. канд. пед. наук. -Волгоград, 1996., с. 11

61. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий/ Д.А.Иванов, К.Г.Митрофанов, О.В. Соколова ; Учебно-методическое пособие. М.:АПК и ПРО, 2003. -101с.

62. Ильина, Г.Н. Формирование готовности к профессиональному саморазвитию у студентов./ Г.Н.Ильина; Автореф. дис. . к.п.н. -Волгоград. -1991.

63. Ильясов, И.И. Система эвристических приемов задач./ И.И. Ильясов. М.: 1992. - 127с.

64. Зинченко, ВЛ, Размышления о душе и ее воспитании/В.П. Зинченко//Вопросы философии. 2001, - № 2. - С. 119-136.

65. Канн-Калик, В.А. Педагогическая деятельность как творческий процесс: (Эмоционально^коммуникативные аспекты педагогического творчества)./ В.А. Канн-Калик; Автореф.д.псих.наук( 19.00.07). Л.:1985.-36с.

66. Кант, И. Сочинения/ И. Кант. Т.6, - М.: 1968, - 348с.

67. Кларин, М. В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игры и дискуссии. /М.В. Кларин; (Анализ зарубежного опыта) Рига, НПЦ «Эксперимент», 1995 - 176 с.

68. Кларин, М. В, развитие критического и творческого мышления /М.В. Кларин//школьные технологии. 2004. №2.С.З 10.

69. Ковалев, А.Г. Психология личности./А.Г.Ковалев. М., 1970

70. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосозна-ние./И.С.Кон. М., 1984.

71. Кондратенко, Ф.Д. Коммунистический труд и эстетическое воспитание. /Ф.Д. Кондратенко. М,: Знание, -1980

72. Кравченко, Л.Ю. Подготовка будущих учителей к применению компьютерных технологий в условиях личностно ориентированного обучения, /Л.Ю. Кравченко; Дисе. на соиск. уч. степ. канд. пед. наук. Волгоград, 1998. -162 С,

73. Краевский, В.В. Основы общей педагогики./ В.В. Краев-ский ; Учебник для студентов педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 256с.

74. Крутецкий, В.А. Основы педагогической технологии./ В.А. Крутецкий. М.: Просвещение, 1972,- 255с.

75. Крюкова, Е,А. Ориентация будущего учителя на личностный подход в обучении/Е.А. Крюкова// Развитие педагогических сис131. jтем В регионе; личностно ориентированное образование: Тез, докл, науч. практ. конф. 4-7 окт. 1994. Волгоград. - 1994., -152 с.

76. Кулюткин, Ю.Н. Эвристические методы в структуре решений./ Ю,Н. Кулюткин //М.: Педагогика, 1970. 231с.

77. Лапшин, И.И. Проблемы чужого Я в новой философии. ./И.И. Лапшин; СПб., 1910

78. Лапшин, И.И. Философия изобретения и изобретения в философии./И.И. Лапшин; Пг., 1922

79. Левина, М.М. Технологии профессионального педагогического образования./ М.М.Левина; Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.¡Издательский центр «Академия», 2001,- 272с.

80. Левинсон-Лессинг, Ф.Ю. Роль фантазии в научном творчестве. /Ф.Ю. Левинсон-Лессинг; «Творчество». Пг„ 1923

81. Лезиц, Б,А, Художественное творчество как особый вид экономической мысли, /Б,А. Лезин: В кн.;Вопросы теории и психологии творчества, т, 1, Харьков, 1907

82. Леонтьев, A.A. Научите человека фантазии.(творчество и развивающее образование) /A.A. Леонтьев// Вопросы психологии. -1998 . №5,- С, 10-20

83. Леонтьев, А,А, Педагогика здравого смысла. «Школа 2000» /A.A. Леонтьев// Выпуск 1. М.:Балларс, 1997 , - С,9-23.

84. Леонтьев, А.Н. Деятельность, Сознание. Личность. / А.Н. . Леонтьев; Избранные психологические произведения: в2т. М.: Педагогика, 1983, т.2. - 186с.

85. Лернер, И.Я. Дидактические основы методов обучения. /И.Я. Лернер, -М,;Педагогика, 1981. 80 с,

86. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности. /И.Я. Лернер. -М.- 1980.89« Лернер, И,Я, Поисковые задачи в обучении как средство развития творческих способностей. /И.Я. Лернер// Научное творчество (сб.),-М.:- 1969,- 123с.

87. Лернер, И.Я, Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. /И.Я. Лернер; Пособие для учителей. М.: Просвяще-ние, 1982,- 191 с.

88. Лернер, И.Я. Избранные психологические произведения: в 2-х томах. /И.Я. Лернер, А.Н. Леонтьв. М.: Педагогика, 1983. - 1т. -392с., 2т.-320 с.

89. Личность; внутренний мир и самореализация: Идеи, концепции, взгляды /Сост, Ю.Н.Кулюткин, Г.С.Сухобская. -Спб: Тускаро-ра, 1996.-175 с,

90. Лук, А.Н. Мышление и творчество./ А.Н. Лук. М.: Политиздат, 1976. - 144с.

91. Лук, А.Н. Психология творчества./ А.Н. Лук. М.: Наука, 1978,-116с.

92. Матюшкин, A.M. Загадка одаренности./ A.M. Матюшкин. -М.: Школа Пресс, 1993. - 239с,

93. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении./ A.M. Матюшкин. М.: Педагогика, 1972, - 208с,

94. Махмутов, М.И, Проблемное обучение. Основные вопросы теории. / М.И.Махмутов. М.: Педагогика, 1975. - 368с.

95. Медакова, И.Ю. Дидактические основы формирования творческого мышления учащихся технических лицеев в предметах гуманитарного цикла. / И.Ю Медакова; Автореф. .к.п.н. М.:1995. -20с.

96. Моляко, В.А. Психология творческой деятельности. / В.А. Моляко. Киев: Знание, 1978. - 130с.

97. Монахов, В.М. Изучаем технологию В.М. Монахова за семь дней./ В.М.Монахов. Новокузнецк: ИПК, 1999. - 50с.

98. Намазов, В.П. Психолого-педагогические методы исследования индивидуально-личностных особенностей. / В.П. Намазов, А.Н.Жмырикова. М.: 1988. - 183с.

99. Неверкович, С.Д. Игровые методы подготовки кадров /С.Д. Неверкович; Учеб. пособ. Под ред. В.В.Давыдова. М.: Высш. Шк., 1995.-207 с.

100. Немов, P.C. Психология. / P.C. Немов; Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В трех кн.: Кн.1. М., 1995. Кн.2.~М., 1995. Кн.З.-M.,1998.

101. Непрерывное педагогическое образование. Вып. 14. Уфа, 1997.-112с.

102. Непрерывное педагогическое образование. Вып. 11. Белгород, 1995.

103. Новиков, A.M. Профессиональное образование в России. / A.M. Новиков. М., 1997.

104. Новиков, Д.А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи). / Д.А. Новиков. М.:МЗ-Пресс , 2004. - 67с.

105. Ожегов, С.И. Словарь русского языка./ С.И. Ожегов. М.: «Русский язык», 1987.

106. Околелов, О.П. Современные технологии обучения в вузе. Сущность, принципы проектирования, тенденции развития. / О.П.Околелов //Высшее образование в России. 1994, №2.

107. Онанко, H.A. Педагогические условия формирования творческих профессионально-личностных качеств студентов технических колледжей и вузов./ H.A. Онанко; Автореф. .к.п.н. (13.00.08). М.: 2002. 20с.

108. Парсонс, Г. Человек в современном мире /Г. Парсонс; Пер. с англ. Под общ ред. В.А. Кувакина. М.: Прогресс, 1985

109. Педагогическая энциклопедия. М.:Советская энциклопедия, 1986.

110. Петровский, В.А. Личность в психологии: парадигма субъ-ектности. /В.А. Петровский. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - с.512

111. Петровский, В.А. Индивидуальные особенности при организации самоконтроля внимания. /В.А. Петровский, Е.М. Черепанова //- Вопр. Психологии, 1987, № 5. с. 48-56.

112. Платонов, И.К. Краткий словарь системы психологических понятий. /И.К. Платонов М.: Высшая школа. - 1984.

113. Платонов, К.К. Проблемы способностей. / К.К. Платонов. -М.: 1972. -253с.

114. Пойя, Д. Как решать задачу. / Д Пойя; Пособие для учителей. Пер. с англ. -М.: Учпедгиз, 1961. -208с.

115. Пойя, Д. Математика и правдоподобные рассуждения/ Д Пойя; Пер. с англ. М.: Наука, 1975. - 463с.

116. Пойя, Д. Обучение через задачи/ Д. Пойя; Пер. с англ. На путях обновления школьного курса математики: сб.статей и материалов: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 1978. -с.220 - 226.

117. Пойя, Д. Самостоятельная деятельность учащихся/ Д Пойя, П.И.Пидкасистый // Дидактический анализ процесса и структуры воспроизведения и творчества. М; Педагогика, 1972. -184с.

118. Пономарев, Я.А, Психология творчества и педагогики. /Я.А. Пономарев. -М., «Педагогика», 1976

119. Пономарев, Я.А. Психология творчества. /Я.А. Пономарев. -М., 1976.

120. Посталюк, Н.Ю. Творческий стиль деятельности: педагогический аспект. / Н.Ю. Посталюк. Казань, КГУ. - 1989. - 208с.

121. Потебня, A.A. Мысль и язык. /A.A. Потебня. Харьков,1926.

122. Психологический словарь/Под редакцией В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова, М.: Педагогика-Пресс, 1996. с.343

123. Райнов, Т.И. Теория творчества. /Т.И. Райнов. Харьков,1914

124. Рахимов, А.З, Формирование творческого мышления. / А.З. Рахимов //Формирование творческого мышления в учебной деятельности (сб.) Уфа: 1985. - 192с.

125. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека /К. Роджерс; Перевод с англ. / Общ.ред. и предисл. Исениной Е.И. -М.: Прогресс. Универс. 1994. -480с.

126. Родионова, Е.А. Методологический анализ теорий личности в зарубежной психологии. /Е.А. Родионова. М., 1977. 148 с.

127. Рубинштейн, С.Л. О мышлении и путях его исследования. /С.Л. Рубинштейн. М.: АИСССР институт философии, 1958. - 146с.

128. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. /С.Л. Рубинштейн. М.: АИ СССР. - 1946

129. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии. /С.Л. Рубинштейн. М. 1976. 416 с.

130. Рубцов, В.В, Организация и развитие совместных действии у детей в процессе обучения / В.В. Рубцов,- М., 1987

131. Руднева, Т,И. Педагогика профессионализма./ Т.И, Руднева. Самара.: 1997. тт 159с.

132. Савельев, А.Я. Новые информационные технологии в обучении. / А.Я. Савельев //Современная высшая школа. 1990,№3-4,

133. Савич, В.В. Попытка уяснения процесса творчества с точки зрения рефлекторного акта, /В.В. Савич// «Красная новь», 1922, №4

134. Савич, В.В. Творчество с точки зрения физиолога. /В.В. Савич// «Творчество», Пг.,1923

135. Сафонцева, C.B. Влияние экстраверсии/интроверсии на взаимосвязь интеллекта и креативности. / С.В.Сафонцева, А.Н.Воронин //Психологичекий журнал. М.:2000, №5. ~с.36,

136. Сериков, В.В. Образование и личность. /В.В. Сериков; Теория и практика проектирования педагогических систем. -М.: Логос .1999.-272 с.

137. Сикорский, И.А. Всеобщая психология с физиологией/ И.А. Сикорский.- Киев, 1912

138. Сикорский, И.Д. Даровитрсть и талантливость в сфере объективного исследования по данным психофизических коррелятов. /И.А. Сикорский. Киев, 1912

139. Симонов, В.М, Подготовка старшеклассников к применению знаний основ информатики и вычислительной техники при решении технико-экономических задач /В.М. Симонов; Автореф. Дис. . к.п.н.-Волгоград,-1991.

140. Симонов, В.М. Подготовка старшеклассников к применению на практике знаний по основам информатики и ВТ / В,М. Симонов; Метод, рек. Волгоград.- 1990.-30 с.

141. Сластенин, В.А. Основные тенденции модернизации выс-. шего образования. / В.А.Сластенин // Педагогическое образованиеинаука №1, 2004. с,43-49

142. Словарь по этике. М,; Политиздат. - 1985

143. Смирнов, В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. / В.И. Смирнов. М.: Педагогическое общество России, 1999. -416с.

144. Советский энциклопедический словарь. М: Советская энциклопедия. - 1982

145. Солнцева, Е.А. Развитие творческой активности учащихся . на основе интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла./Е.А.Солнцева; Автореф. дис. к.п.н. М.,1995.

146. Спиркин, А.Г. О творческой силе человеческого разума. / А.Г. Спиркин; Послесловие Гиргинов Г. Наука и творчество. М.: Педагогика. - 1979

147. Спрингер, С. Левый мозг, правый мозг. / С.Спрингер, Г. Дейч. М.: Мир, 1983. - 265с.

148. Степанов, С.Ю. Место личностной рефлексии в решении творческих задач. / С.Ю, Степанов; Дисс. на соиск. . канд. псих, наук, М.,1984

149. Степанов, С.Ю, Методологический анализ психологических подходов к проблеме формирования творческого мышления. /С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов. -М.,1981.

150. Степанов, С.Ю. Психология рефлексии: проблемы и иссле-дования/С.Ю. Степанов, И.Н. Семенов// «Вопросы психологии», 1985, №3, с.31-40

151. Степин, Ф. Трагедия творчества. /Ф. Степин; «Логос», кн.1,1910

152. Стернберг, Р. Инвестиционная теория креативности. / Р.Стернберг, Е.Григоренко //Психологический журнал. М.: 1998, №2.

153. Столяренко, Л.Д, Основы психологии: практикум. / Л.Д. Столяренко; Изд-е 4-е., допол и перераб. Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003.-704с.

154. Столяров, A.M. Эвристические приемы и методы активизации творческого мышления. / A.M. Столяров. М.:Изд-во ВНИИПИ, 1988.-194с.

155. Телегина, Э.Д. Мотивация и процессы целеобразования. / Э.Д.Телегина, Т.Т. Волкова //Психологические механизмы целеобразования. -М,: 1977.

156. Тихомиров, O.K. Психология мышления./О.К.Тихомиров. -М.,1984.

157. Тихомиров, O.K. Психологические исследования творческой деятельности./ О.К.Тихомиров. М.: 1975. - 215с.

158. Торшина, К.А. Современные исследования проблемы креативности в зарубежной психологии. / К.А. Торшина //Вопросы психологии. М.:1998, №4. - с.123-132.

159. Трусов, В.П. Современные психологические теории личности./В.П.Трусов// Л., - 1990.- 72 с.

160. Туник, Е.Е. Модифицированные креативные тесты Вильям-са. / Е.Е. Туник; СПб: Речь, 2003. 96с.

161. Фомичева, Ю.В. Психологические корреляты увлеченности компьютерными играми /Ю.В. Фомичева, А.Г. Шмелев, И.В. Бурмистров// «Вестник МГУ». Сер. 14.Психология. 1991.№ 3. с. 27-39.

162. Франк, С.Л. Сочинения. /С.Л. Франкл. М., 1990., - 409 с.

163. Франкл, В. Человек в поисках смысла. /В. Франкл. М.: Прогресс, 1990. - 380 с

164. Фридман, JT.M. Психологический опыт глазами психолога. /Л.М. Фридман. -М.,1987, -224 с.

165. Хазратова, Н.В. Формирование креативности под влиянием микросреды. /Н.В. Хазратова ; Автореф. .к.психол.н. -м.:1994. 16с.

166. Ходякова, Н.В. Личностный подход к формированию информационной культуры выпускников вузов. /Н.В. Ходякова; Дис. . к.п.н. Волгоград. - 1996. - 182 с.

167. Хуторской, A.B. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. / A.B. Хуторской. М.: Изд-во МГУ, 2003. -416с.

168. Цукерман, Г.А. Психология саморазвития./Г.А.Цукерман, Б.М.Мастеров. М.,1995, 288 с.

169. Чинкина, Н.Ш. Факторы и барьеры творческого саморазвития в условиях инновационной школы. / Н.Ш. Чинкина; автореферат к.п.н.-Казань, 1995.-21с.

170. Чошанов, М.А. Что такое педагогическая технология? / М.А.Чошанов. М.: Школьные технологии, 1996. - 157с.

171. Чошанов, М.А. Дидактическое конструирование гибкой технологии обучения / М.А.Чошанов //педагогика 1997.№2с.21-29.

172. Шаронин, Ю.В. Технология развития творческого потенциала личности в учебно-воспитательном процессе/Ю.В.Шаронин// Образование и рынок. №2, 1997. с. 24

173. Шоган, В.В. Модульный подход в обучении./В.В.Шоган; Автореф. дис. к.п.н. Ростов н/Д.:1998.

174. Элкинд, Д. Эрик Эриксон и восемь стадий человеческой жизни/ Элкинд Д. Эрик Эриксон//Диалог. США. 1979. №1

175. Энгельмейер, П.К. Теория творчества. / П.К. Энгельмейер; СПб.,1910

176. Юнг, К.Г. Архетип и символ. /К.Г. Юнг М.: Ренессанс,1991.

177. Якиманская, И.С. Развивающее обучение. / И.С. Якиманская. М.; Педагогика, 1979, - 144с,

178. Якобсон, П.М. Процесс творческой работы изобретателя. /П.М. Якобсон. М. - Д., 1934

179. Ярошевский, М.Г. Проблемы научного творчества в современной психологии. /М.Г. Ярошевский; Изд-во «Наука». М.,1971

180. Amabile, Т.М. Social psychology of creativity /Т.М. Amabile // A consensual assessment technique Pers. & Soc. Psychol. 1982. V. 43. P. 997—1013.

181. Barron, F.Creativity, intelligence and personality / F.Barron, D. Harrington// Ann. Rev, of Psychol, V, 32, 1981.

182. Barron, F. Putting creativity to work /F. Barron, R. Sternberg, T. Tardif (eds.); The nature of creativity, Cambridge: Cambr, Press, 1988,

183. Braun, С. Arcade video games: proxemic, cognitive and content analyses / C.Braun, J.Giroux //Journal of Leisure Research. 1989. V. 21,

184. De Bono, E. Lateral thinking for management./ E, De Bono. -New York: McGraw-Hill. 1971

185. Egg, R. Jugendliche Computer-Fans: Aussteiger oder Aufsteiger? Eine empirische Untersuchung/ R.Egg, V.Meschke // Herwig Psychologie in Erziehung und Unterricht. 1989. V.36.

186. Feldman, D.Y. Changing the world: A framework for the study of creativity. / D.Y. Feldman, M.Csikszemmihalyi, H. Gardner. Yale: Yale Press? 1994.-152p.

187. Gibb, G. et al. Personality differences between high and low electronic video game users / G.Gibb// The Journal of Psychology. 1983. V. 114.

188. Glodauer, W. Die neuen Medien verändern die Kindheit. /W. Glodauer. Weinheim, 1993,

189. Guilford, J.P. Creativity / J,P.Guilford; American Psychologist. 1950 V.5.

190. Maslow, A. Toward a psychology of being. /A.Maslow. New York: VanNostrand. 1968

191. Mednick, S.A. The associative basis of the creative process. / S.A.Mednick // Psychol. Rev. 1969,№2. p.220-232/

192. Pöggeler, F.: Spielsucht Flucht aus der Schule? / F.Pöggeler, K Bäuerle S. ;Der suchtgefährdete Schüler. Regensrburg. 1993.

193. Sternberg, R.J. The nature of insight. / R.J.Sternberg, S.E. Davidson (Eds.). Cambridge, MA: MIT Press. 1994. - 289p.

194. Sternberg, R.J. Defying the croud:Cultivating creativity in a culture of conformity. / R.J.Sternberg, T.Lubart. N.Y.: Free Press. 1995. -289p.

195. Rogers, C.R, Toward a theory of creativity / C.R.Rogers; ETC: A Review of General Semantics, 1954, V,11.

196. The nature of creativity as manifest in the testing. / E.P.Torrance, R.Sternberg, T.Tardif (cds.) // The nature of creativity -Cambridge: Cambr. Press, 1988. p. 43-75.

197. Wallas, G. The art of thought. / G.Wallas. N.Y.: Hsrcourt, Brace and World, 1926. - 196p.142

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.