Формирование ценностно-нравственных установок и их роль в определении социальной позиции старшеклассников общеобразовательной школы тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Сатторов, Асрор Каххорович

  • Сатторов, Асрор Каххорович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 164
Сатторов, Асрор Каххорович. Формирование ценностно-нравственных установок и их роль в определении социальной позиции старшеклассников общеобразовательной школы: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Душанбе. 2015. 164 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Сатторов, Асрор Каххорович

Оглавление

Введение

Глава 1. Нравственность и социализация старшеклассников -приоритетная проблема современной таджикской школы

1.1. Особенности психофизиологического развития старшеклассников, способствующие их социализации в психолого-педагогических исследованиях

1.2. Роль классической литературы в социализации старшеклассников на современном этапе развития таджикской школы

1.3. Использование нравственных ценностей таджикского народа в формировании социально-жизненных ориентиров старшеклассников

Выводы по первой главе

Глава 2. Обоснованность содержания и технологии формирования ценностно-нравственных установок старшеклассников таджикской школы

2.1. Нравственные критерии старшеклассников, определяющие их социальные позиции

2.2. Нравственные убеждения личности как основа укрепления моральных устоев семьи и общества

2.3. Современная технология формирования ценностно-нравственных установок молодежи

2.4. Эффективность формирования ценностно-нравственных установок старшеклассников, способствующих их социализации

Выводы по второй главе

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование ценностно-нравственных установок и их роль в определении социальной позиции старшеклассников общеобразовательной школы»

Введение

Актуальность темы исследования. В современном обществе существует множество проблем, среди которых можно выделить проблему социального соответствия эталонам, а, следовательно, и проблему социальной гармонии личности.

В процессе социализации человек с точки зрения теории развития личности находится в постоянном контакте с социальным окружением и сталкивается с основным стилем общественного поведения. При этом одним из важнейших элементов, обеспечивающих социализацию личности и играющих ключевую роль в этом процессе, является школа. Если процесс социализации личности проходит эффективно, то будет получен хороший личностный результат и наоборот.

Духовно-нравственное воспитание приводит в определенную систему все основные нормы и правила поведения и взаимоотношений людей, что в свою очередь положительно или отрицательно влияет на экономическую и социальную жизнь общества, ускоряет темп развития общества или замедляет его.

Личность человека, прежде всего, формируется в детские годы в окружении семьи, а потом совершенствуется под влиянием окружающей среды. Следует отметить, что нравственное и половое воспитание молодежи ещё с древних времен было в центре внимания общества, и каждый общественный строй внес свой вклад в это дело. Нравственное воспитание невозможно представить отдельно от семьи, от семейной среды и школы. Ибо они как элементы единой системы воспитания являются его основой. Издавна человечество верило в силу разума, понимало, где добро и зло, свет и тьма, справедливость и насилие, высокомерие и истина, относя их к нравственным категориям. Становление зрелой и совершенной личности (всесторонней и гармонично развитой) определяется стремлением человека к

праведной жизни, возрождением света знания и выражением новых идей и взглядов, обретением веры.

Содержание нравственного воспитания должно охватывать все нормы поведения (этики). Мы должны приложить все усилия для воспитания молодежи в духе достойного поведения и бесконечной преданности народу, чтобы она внесла свой вклад в развитие общества.

Известно, что учащиеся старших классов, овладевая содержанием образования, приобретают определенные знания для своего духовного и нравственного развития и формирования научного мировоззрения. При этом юноши и девушки уделяют особое внимание проблемам любви, брака, организации семьи, вопросам смысла жизни, а также определению своей социальной роли в жизнедеятельности общества. В отношениях полов юноши и девушки находят спутника жизни, свой идеал для будущего. Идеал, который выбирают люди, заключается в высоких гражданских чувствах, авторитете и уважении в обществе, в выборе благородного, верного супруга, заботливого друга и т. п.

Степень разработанности темы исследования. Проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения занимают особое место в педагогических исследованиях основоположников педагогики Я.А Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Пестолоци, А. Дистерверга, К.Д. Ушинского, Ф.И. Буслаева, A.B. Луначарского, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского. Кроме того, эти вопросы всегда были в центре внимания педагогических воззрений наших предков - Закарийя Рози, Абунаср Фараби, Котиби Хоразми, Авиценна, Абурайхан Беруни, Хаким Санои, Низами Ганджави, Фаридаддин Аттор, Джалолиддин Руми, Абу Хамид Газали, Саади Шерази, Абдурахман Джами и т.д.

Психолого-педагогические основы воспитания подростков и молодёжи ясно и четко изложены в исследованиях таких известных ученых, как Л.С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д.И. Богоявленского, П.В. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Элькопина и Ш. Амоннашвили.

4

Вопросы нравственного воспитания подростков и молодёжи так же не остались вне поля зрения современных ученых-философов (В. Г. Афанасьева, Э. Ильенко, И. С. Кон, К.Олимова, М. Султопова, Дж. Шарипова). Исследованию проблем нравственного воспитания посвящены труды российских ученых-педагогов С.П. Баранова, Р.И. Жуковского, Г. А. Калашникова, Т.Ф. Лихачёва, Т.Н. Малковского, В.А. Сластенина, Л.П. Усова, И.Ф.Харламова и ученых-педагогов Таджикистана М. Лутфуллоева, Ф. Шарифзода, X. Рахимзода, И. Каримовой, Б. Рахимова, С. Сулаймони, А. Нурова и Ф. Гулмадова.

Несмотря на это, мы не можем сказать, что все проблемы воспитания молодого поколения всесторонне исследованы и нашли свое решение. Особенно, когда речь идет о нравственном воспитании как основе формирования активной позиции молодежи, нам необходимо определить понятие духовного мира и содержание нравственного воспитания в соединении с задачами учебных предметов, в том числе с уроком, который является основной формой обучения и воспитания. Ведь без объединения этих функций и их научного обоснования мы не сможем достичь целей современного образования.

В современных условиях развития общества такие педагогические факторы, как школа, ученик, не изменились по форме, но подвергались серьезному изменению по своему содержанию. Таким образом, недостаточная разработанность и исследованность формирования нравственных позиций старшеклассников во взаимоотношениях с противоположным полом в процессе нравственного воспитания в школе, а также изменения в содержании педагогических факторов и их взаимодействии определили выбор темы диссертационного исследования.

Объект исследования - средние общеобразовательные школы (№№ 1, 5, 7, 22, 65, 106, 139 г. Вахдат; №№ 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14 г, Курган-Тюбе и №№ 15, 25, 26, 27, 55, 64, 68, 69, 71 г. Душанбе).

Предметом исследования - процесс формирования духовно-нравственных ценностей старшеклассников в общеобразовательных учреждениях.

Целыо исследования является формирование ценностно-нравственных установок старшеклассников в условиях современных изменений социальной, политической и экономической жизни в Таджикистане.

Гипотеза исследования исходит из того, что формирование нравственной позиции старшеклассников проходит более эффективно, если:

- обоснованы социально-педагогические факторы в связи с требованием современной эпохи;

- специфические цели и задачи обучения и нравственного воспитания должны быть поддержаны соответствующими текстами из художественной литературы;

- обеспечить целесообразное взаимодействие социально-педагогических факторов в процессе нравственного воспитания.

В соответствии с выдвинутой гипотезой и поставленной целью ставились следующие задачи:

1. Обеспечить формирование нравственных позиций старшеклассников в соответствие с современными изменениями социальной, политической и экономической жизни.

2. Определить содержание педагогических факторов и их взаимодействие с учетом социальных изменений.

3. Разработать технологию формирования нравственной позиции старшеклассников во взаимоотношениях с противоположным полом с учетом социально-педагогических факторов на уроках литературы и воспитательных мероприятиях.

4. Проверить эффективность разработанной технологии в процессе опытно-экспериментальной работы.

Научная новизна исследования:

1) определены основные показатели формирования нравственной позиции старшеклассников во взаимоотношениях с противоположным полом;

2) исследованы особенности формирования нравственных позиций старшеклассников во взаимоотношениях с противоположным полом и обоснованы возможности их формирования в современных условиях школы;

3) выявлены условия, обеспечивающие формирование нравственной позиции старшеклассников во взаимоотношениях с противоположным полом и определена их эффективность на основе эксперимента.

Теоретическая значимость заключается в системном подходе к процессу становления и формирования нравственной позиции старшеклассников во взаимоотношениях с противоположным полом; в определении системы объективных показателей и осуществлении принципиальности при подготовке учителей старших классов к нравственному воспитанию старшеклассников.

Практическая значимость исследования определяется тем, что результаты и теоретические выводы исследования дают возможность для всестороннего нравственного формирования старшеклассников во взаимоотношениях с противоположным полом. Результаты исследования могут быть использованы при разработке учебных планов, учебников, учебных программ, планов воспитательной работы, при подготовке пособий для учителей средних общеобразовательных школ, а также в рамках реализации республиканской целевой программы «Нравственное воспитание».

Методологическую основу исследования составили законы диалектики, теория личности, фундаментальные исследования философов, социологов, педагогов и психологов, а также законодательные акты Республики Таджикистан: Конституция Республики Таджикистан, Закон Республики Таджикистан «Об образовании», Закон Республики Таджикистан «Об ответственности родителей за обучение и воспитании детей», Закон

Республики Таджикистан «О семье», Концепция национального воспитания в Республике Таджикистан, Государственные стандарты обучения и другие.

С целью решения поставленных задач в диссертационном исследовании использован следующий комплекс взаимодополняющих методов исследования:

- анализ философской и психолого-педагогической литературы;

- изучение и анализ передового педагогического опыта;

- анализ учебников, учебных и воспитательных программ для старших классов;

- педагогический контроль, беседы, анкетирование;

- констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты, направленные на подтверждение результатов, достигнутых в процессе опытно-экспериментальных работ.

Положения, выносимые на защиту:

¡.Эффективное формирование нравственных позиций старшеклассников во взаимоотношениях с противоположным полом имеет свои особенности и способствует установлению позитивных взаимоотношений с противоположным полом и их успешной социализации.

2. Комплекс педагогических условий формирования нравственной позиции старшеклассников во взаимоотношениях с противоположным полом предусматривает:

- когнитивные условия, обеспечивающие оптимальность нравственной позиции старшеклассников во взаимоотношениях с противоположным полом в средних общеобразовательных школах Республики Таджикистан;

- аксиологические условия формирования нравственной позиции старшеклассников во взаимоотношениях с противоположным полом;

- целесообразное руководство развитием самосознания, доверия и моральной ответственности в нравственной позиции старшеклассников во взаимоотношении с противоположным полом;

- организационно-педагогические условия в общеобразовательных учреждениях Республики Таджикистан, содействующие формированию нравственной позиции старшеклассников во взаимоотношении с противоположным полом.

Степень достоверности результатов и выводов исследования обеспечивается методологической обоснованностью первичных теоретических установок, использованием методов, соответствующих целям и задачам исследования, использованием репрезентативного объема выборки, статистической значимостью экспериментальных данных и результатов количественного и качественного анализа.

Апробация результатов исследования осуществлялась в ходе работы над диссертацией. Основные результаты исследования отражены в публикациях автора, в том числе 3 статьи в журналах, рекомендованных ВАК при Минобрнауки РФ. Общее количество публикаций по теме диссертации -16, объем которых составляет более 2 п.л. Также результаты исследования докладывались на республиканских научно-практических конференциях: «Проблемы средних общеобразовательных школ Таджикистана» (Душанбе, 2009); «Актуальные вопросы национального воспитания» (Душанбе, 2011). Кроме того, результаты исследования докладывались в выступлениях на республиканских, городских, районных семинарах и тренингах учителей (2010-2014 гг.).

Исследование проводилось в четыре взаимосвязанных этапа, на каждом из которых был решен свой круг задач.

Структура диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы. В работе имеется 12 таблиц и 6 рисунков. Общий объем диссертации составил 163 страниц.

Глава А. Нравственность и социализация старшеклассников-приоритетная проблема современной таджикской школы

1.1.0собениости психофизиологического развития

старшеклассников, способствующие их социализации в психолого-педагогических исследованиях

Общей задачей учебно-воспитательного процесса в дидактике является реальность, не требующая никаких доказательств. Это общность была отражена в десятках педагогических произведений. Основной формой организации учебно-воспитательной работы в школе является урок». Это значит, что, не используя одной из двух неотъемлемых частей, нельзя считать урок полноценно проведенным, либо достигшим поставленной цели. Однако, анализируя ход проведения занятия учителей по различным предметам, прослеживается одна деталь: учащимся объясняется только некоторый смысл темы, это разве не однобокость в обучении? Почему во внимание берутся только задачи обучения? Почему урок либо занятие как луч солнца не озарит их разум и интеллект? Почему задачи воспитательной части урока оставлены на произвол? Разве это не противоречит задачам единства обучения и воспитания?

«Знаток современного урока М.Н.Скаткин пишет, что многие учителя, представляя задачи урока ограниченными и односторонними, в приобретении знаний считают важным результативность полученных навыков и умений».[64. с.64]

Непринятие во внимание воспитательных задач, в свою очередь, приводит не только к снижению качества урока, но и к снижению уровня воспитательной работы в школе и среди молодежи в целом. Не говоря о том, что мы не имеем на это право. Не имеем право ещё и по тем соображениям, что воспитание норм поведения древнее, чем знания. Философы и знатоки

древности всегда отмечали, что «вежливость, корона из лучей святого», [64. с.56].

Воспитание подрастающего поколения является более тяжелым и сложным процессом, чем обучение. Знаменитый педагог В.А.Сухомлинский, называя воспитание «постоянным общением между учителем и учеником», говорил, что «в воспитании нет основного и не основного (второстепенного) ... В воспитании и урок, и познавательная деятельность учащихся в коллективе является очень важным делом» [66. с. 112].

Каким безграничным и широким является процесс воспитания, что человек, прожив сто лет, все ещё нуждается в воспитании.

При встрече с человеком, в первую очередь, в глаза бросаются не его знания, а поведение и манеры. Порой, проживая с посторонним человеком месяцы и годы, невозможно узнать о его образованности, однако узнать об уровне его культуры достаточно через час - два общения с ним. Подрастающее поколение проводит в школе лучшие годы своей жизни. Закономерно, что каждый урок вносит большой вклад в интеллектуальное развитие ученика. Влияние воспитательных занятий было бы ещё сильней, если бы их планирование велось на должном уровне.

После рассмотрения плана воспитательной работы и плана распределения воспитательных часов учителей стало очевидно, что в них кроме программных материалов и учебных задач, были также включены темы о видах личностного и в особенности духовного воспитания. В целях изучения мнения учителей был проведен опрос, результаты которого приводятся ниже:

1 .Объяснение ученикам темы-76 % 2.Ознакомление учеников с понятиями духовности-11% 3.Ознакомление учеников с содержанием воспитательных работ-13% Обучение - это, в первую очередь, воспитание, если кроме обучения есть другие воспитательные работы, которые укрепляя знания детей, делают их более прочными. Одним из путей воспитания младших школьников

11

является проведение воспитательных часов, которые в течение учебного года проводятся 8-9 раз по намеченным темам.

Воспитание старшеклассников и подготовка их к семейной жизни-это очень сложный процесс, требующий высоких и прочных знаний, которые должны соответствовать идеалу поведения и жизненного образца.

Правильно замечено, что в воспитании учащихся нельзя не использовать необходимые знания и примеры, в первую очередь, образцового поведения и взаимоотношения в семье, либо публичных людей, пользующихся большим авторитетом среди народа и в обществе и на этой основе формировать идеал учащихся, который будет признан в обществе.

Для подготовки старшеклассников к самостоятельной жизни, формирования у них духовно- нравственных понятий и развития чувств любви, воспитание в семье должно быть направлено на:

• воспитание и установление высокого и первоочередного уважения к родителям, учителям, старшим по возрасту;

• позиционирование дружественных и доброжелательных отношений между представителями противоположного пола;

• проведение бесед на тему физического развития, предстоящих физиологических изменений организма в зрелом возрасте/ либо о возрастных изменениях организма;

• высокое личное доверие друг другу, соблюдение равноправия членов семьи и полов;

• предупреждение подрастающего поколения, в особенности девочек, о существующих непредсказуемых угрозах;

• экономичность в использовании семейного бюджета;

• проведение бесед о браке, организации видов здоровой семьи и воспитание здорового поколения.

Все вышеперечисленные факторы предъявляют к воспитуемому

особые требования, без которых человек не сможет обрести уважение и

почет в обществе. Эти факторы вносят большой вклад в правила воспитания

12

будущих семейных отношений учащихся, в создание крепких семейных уз среди молодожёнов, в воспитание здоровых и доброжелательных детей, а также в улучшение управления семейными отношениями.

Поэтому воспитание и является сложным процессом, т.к. оно требует от воспитателя и воспитуемого больших физических и моральных усилий, высокого интеллекта, любви и хорошего понимания.

Что значить воспитывать? Понятие «воспитывать» можно отнести к трем смыслам: учить, создавать отношения, управлять. Для того чтобы управлять, необходимо иметь превосходство-превосходство в возрасте, в положении в обществе, в авторитете (уважении) и почтении. Для получения лучших познаний в обучении требуется разум. Общение между детьми должно быть искренним. Не может быть одинакового подхода ко всем ученикам, так как они по природе имеют разное поведение и характер. Прогрессивная педагогика предполагает методы консультаций, дружество (товарищество) и доброжелательности. Исходя из вышесказанного, следует отметить, что в период воспитания, воспитанник обращает внимание на три действия, без которых невозможно обойтись в процессе воспитания. Каждое высказанное предложение это бальзам (целебная мазь) к ране, или меч пронзить сердце или ветерок, который взволновывает душевные мысли (чувства). Прежде чем, что-либо сказать, воспитателю очень важно обдумать, потерпеть, проанализировать и взвесить сказанное.

Правила поведения, благодаря которым человек сможет прожить в обществе, будут являться фундаментом нравственной культуры, на котором в дальнейшем будут строиться все другие очень важные человеческие качества.

На эмоциональном уровне ясно ощущение окружающего воспрятие реальности, чувство меры и нравственные принципы, составляющие основу правил и манер поведения в целом, зависят от богатой содержательной общественной жизни коллектива школы.

Бытует мнение: «Что культура-это то, что остаётся после всего того, что забыто». [145. с.226]

Воспитание не должно быть инертным. Оно будет изменяться вместе с изменениями в обществе. Как проявляются, формируются у воспитанников правила поведения, которые для них являются эталоном понятия справедливости, стремления к нравственности, как возрождается и укрепляется чувство симпатии (веры) к личности.

Восприятие событий очень тонко и верно влияют на общественную жизнь девочек и мальчиков.

Это горе и радость, веселье и печаль, вера и неверие, любовь, дружба и ненависть. Все эти факторы, изменяют сознание людей. Поэтому очень важно, чтобы человек владел общественной культурой и искренне выполнял все требования общественной культуры.

Духовное искусство - это нравственные традиции, которые ограждают человека от плохих действий. К примеру совесть воспитанного человека не позволит без спросу взять чужую вещь, нарушить его права, задеть чувство его достоинства. По мнению В.А. Сухомлинского, развитие доверия к идеи общественного - это активный процесс, в котором воспитанник не должен быть пассивным наблюдателем, а он должен быть активным борцом за свои идеи и цели. Нравственная личность человека формируется в молодом возрасте через трудовую деятельность, хорошие дела и поступки. Все духовные силы молодежи юношей и девушек должны быть направлены на достижение высоких нравственных целей общества, имеющих большое общественное и нравственное влияние на развитие у них человечности, уважения и почитания взрослых в любой жизненной ситуации. В другом месте В.А.Сухомлинский отмечает следующее: «Доверие-это биение сердца и ясность мысли: доверие только тогда может быть настоящим, когда человек очень крепко примет это к сердцу и только тогда можно утвердить себя в обществе». [145 с.213]

Воспитывать великодушную личность, так как смысл воспитания заключается именно в том, чтобы заложить в природу человеческую уверенность в достойном поведении, стремление, заинтересованность, страстность личности.

Обратим внимание на духовно-нравственное состояние девушек и юношей 14-16 -ти и 17-18 лет, многие юноши и девушки не имеют полного представления о своём духовном богатстве.

Незнание и нехватка информации у девушек и юношей, слепое подражание моде, игнорирование нравственных устоев, пренебрежение к человеческому авторитету и почтению (гордости) и подражание моде (ношении одежды) других государств (наций) показывает их низкое мировоззрение. В последние годы их духовно-нравственное воспитание очень отсталое и трудности в том, что процесс развития девушек и юношей выпал из поля зрения учителей и родителей.

Девушки и юноши в настоящее время не могут реально оценить происходящие события в мире, не имеют необходимых представлений о семейных отношениях и самостоятельности, так как они не имеют достаточной информации о духовно-нравственных взаимоотношениях, не имеют правильных представлений о роли девушки-матери, о роли отца-главы семейства (его ответственность за будущее благополучие семьи). Они об этом узнают по наслышке, изучая самостоятельно, либо задавая некоторые скрытые вопросы чужим людям и получив при этом совершенно не исчерпывающий ответ, выбирают себе ошибочный путь.

Некоторые из них, находясь на низком духовно-нравственном уровне, сталкиваются порой с трудностями в самых элементарных вопросах семейных взаимоотношений, в общении, в советах и консультациях об ответственности перед семьей и детьми.

Женщина-хранительница домашнего очага и проповедница счастья и красоты, верности и нежности и миролюбия в семье.

15

Некоторые вопросы могут создать непредсказуемые препятствия в нравственных семейных отношениях и в духовном мире девушек и юношей. К примеру, бедность. Этот фактор может посеять между женщиной и мужчиной зерно неверности. Следствием этого не- терпимость и легкомыслие одного из них приведет к разрыву семейных отношений или же к какой-либо трагедии. К счастью, что сегодня государство всячески поддерживает все правовые, культурные и в основном духовно-социальные аспекты женщины-матери, мужчины-отца, что в свою очередь содействует благополучию женщин и мужчин (в семье), развитию и прогрессу общества в целом.

Доказательством вышесказанного является реализация законодательства страны в рамках международных актов и обеспечение равноправия мужчин и женщин.

Во второй части статьи 17 Конституции Республики Таджикистан сказано о равноправии мужчин и женщин. Это означает, что женщины в общественной, политической, социальной, экономической, просвещении и духовной жизни страны, а также в целом на всех существующих уровнях имеют равные с мужчинами права. Следует отметить, что культурное и духовно-нравственное состояние мужчин и женщин зависит от политического и экономического состояния страны.

Большая ответственность за все ложится на плечи женщины-матери, так как женщина-мать является пропагандистом, просветителем, воспитателем и учителем первой человеческой личности. Если мужчина и женщина с полной ответственностью и любовью будут выполнять свой долг по воспитанию детей, общество высоко оценит это.

Мыслители всего мира не отстранялись от вопросов духовно-нравственного воспитания мужчин и женщин. Будучи длительным процессом, первая его ступень начиналась с воспитания личности в семье, в развитие более интересных размышлений и идей вносили свой вклад

подрастающего поколения девушек и юношей, достигших зрелости, создатели новых семей.

Современное общество для пропаганды, агитации и развития духовно-нравственного воспитания, общения противоположных полов, создания здоровой семьи и рождения здорового поколения нуждается в том, чтобы не сеять семена вражды, горя и печали.

Девичий период женщин, верней от их рождения до замужества, является очень важным периодом их жизни, т.к. именно на этом рубеже их жизни у них формируется личность женщины, её вера и убежденность, знания и грамотность, а также моральные качества.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Сатторов, Асрор Каххорович, 2015 год

Список литературы

На русском языке:

1. Абдулина, С.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования // Абдулина С. А.- М.: Просвещение, 1984.-208с.

2. Абдуллоев, С.А. Из истории культурного преобразования в Таджикистане в новейшее время // Абдуллоев С.А., Хайдаров Г.Х..-Худжанд, 1998.-216с.

3. Абдухаликова А.Х.Особенности профессиональной подготовки студентов педагогических колледжей // Абдухаликова А.Х. Автореф.дисс... .канд.пед.наук.-Алмата, 1989.-21 с.

4. Абдушукуров, P.M. Повышение квалификации учителей Таджикистана // Абдушукуров P.M..-Душанбе: Ирфон, 1967.- 235с.

5. Азаров, Ю.П.Искусство воспитывать // Азаров Ю.П..-изд;-2-е, Книга для учителя -М.,1985,- 413с.

6. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы / /Андреев В.И..-Казань, 2008.-358с.

7. Арипов, М. (Орифи) Из истории педагогической мысли таджикского народа// Арипов М.. -Душанбе, 1962.-291с.

8. Атакуллаев, У. И. Развитие общего образования в Республике Таджикистан в период независимости (1991-2005) // Атакуллаев, У. И.:Автореф. дисс.... канд.пед. наук. -Душанбе,2011-26с.

9. Атахонов, Т. Очерки истории педагогической мысли: учеб пособие для студ./ /Атахонов Т., Лутфуллоев М., Шарифов Ф.. -Душанбе,2005.-225с.

10. Афанасьев В.Ф. Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока // Афанасьев В.Ф. - М., 1979.

11. Афзалов Х.С. Школа и педагогическая мысль в Иране в конце XIX-начале XX вв //Афзалов Х.С.-Душанбе: Ирфон, 1992.-231 с.

12. Бабанский, А.Г. Оптимизация процесса обучения: общедидактический аспект// Бабанский А.Г..-М.: Педагогика, 1979.-254с.

151

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

Багаева, И.Д. Профессионализм педагогической деятельности и основы его формирования у будущего учителя // Багаева, И.Д. :Автореф. дисс....док-ра пед.паук. Л.,1991.-41с.

Васильев Ю.В. Школа как объект управления Васильева Ю.В.-//Советская педагогика.-1984.-№5.-С. 14-16.

Выгодский Л.С. Трудное детство: Собр. соч. в 5-ти томах // Выгодский Л.С. М.: Педагогика, 1983 .-Т.

Выгодский Л.С. Педагогическая психология // Выгодский Л.С.. М.: Педагогика, 1991.-312с.

Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования // Выгодский Л.С. М., 1956.-519 с.

Выгодский Л.С. Педология подростка: проблемы возраста // Выгодский Л.С. Сбор. Соч в 6 -ти т. - Т. 4. - М.; Педагогика, - 433. С. 1931. Выгодский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития //Выгодский Л.С. Вопросы психологии. 1972.№2. С. 114-123. Выгодский Л.С. Психология подростка: проблема возраста // Выгодский Л.С.Собр. соч. в 6 т. -М., 1984.-Т. 4.-С. 132-143.

Гафуров, Б.Г. История таджикского народа // Гафуров Б.Г.. Т.1.-М.:1995.-390с.

Гендерная статистика по Республике Таджикистан-Душанбе: Госкомстат,2001 .-212с.

Давлатов М. Проблемы систематизации обрядов ислама// Давлатов М. Вестник культуры.-2003 .-№9.-С.26-43.

Джами А. Весенний сад [Бахаристан]. [Пер. с тадж.] фарси. Вступит, статья и прим. М.Занда. Стихи в пер. А. Адалис и С.Липкина. Под общей ред. К.С.Айни].- Душанбе :Ирфон, 1964.-250 с. Джами А. Лирика. О слове и поэтах. Притчи и рассказы из Месневи // Сост., вступит, ст. и комм. К.Айни. Под ред. К.С.Айни, М.И.Занда и С.И.Липкина,- Душанбе: Ирфон, 1964.- 338 с.

Джами А. О значение воспитания //Пер. Липкин С.. - ТИ, 18.12.1964.

152

27. Дододжонов, А.А Трудовое воспитание и политехническое образование школьников в Республике Таджикистан (1946-1960гг.) // Дододжонов, A.A. Автореф.дисс.. .канд. пед.наук.-Душанбе,1987.-26с.

28. Женщина в исламе // Под. ред. Гулнара Нуруллина.- М., 2004.- 384с.

29. Избранные четверостишия персидско-таджикских поэтов- классиков // Пер. Вл. Державина: Сост. предисл. и комм. Хадизаде Р..- Душанбе: Ирфон, 1965.- 216 с.

30. Кадиров К. Педагогические и дидактические идеи суфизма: социальные и идейные истоки формирования и развития. -Дис. док.пед.наук // Кадиров К.- Душанбе, 2002.

31. Кадиров К. Суфийско- нравственные поучения Джалалиддина Руми // Кадиров К,- Душанбе: Маориф, 2000.

32. Кадыров, К. История педагогической мысли таджикского народа // Кадыров К.-Душанбе, 1989.-200с.

33. Каменский Я.А. Антология гуманной педагогики // Каменский Я.А. -М.-:Изд.Дом Ш. Амонашвили.-1996

34. Каримова И.Х. Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикской школы. -Дис. док.пед.наук // Каримова И.Х.-Душанбе,2000.

35. Каримова, И.Х. Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикских школ:Автореф.. дисс....док-ра. пед.наук // Каримова И.Х.-Душанбе,2000.-36с.

36. Конституция(1993). Конституция Республики Таджикистан: офис.текст.-Душанбе:Ирфон,2003.-39с.

37. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях // Преподавание истории и обществознания в школе,-М. просвещение,2007.-С.87-89.

38. Концепция национального воспитания в Республики Таджикистан от. 03.03.2006,№94.

39. Круглое B.C. Роль ценностных ориентации в формировании личности школьника // Круглое B.C. - М., 1983.

40. Лутфуллоев, М. Возрождение педагогики Аджама // Лутфуллоев М..-Душапбе:Дониш, 1997.-150с.

41. Лутфуллоев, М. Независимость Таджикистана и проблемы воспитания // Лутфуллоев М..-Душанбе,2001 .-228с.

42. Маджидова Б. Народные традиции и обычаи как средство формирования нравственных качеств детей в семье: Дис.док.пед.наук // Маджидова Б. -Душанбе: ТГПУ им. К.Джураева, 2004.-360 с.

43. Макаренко, A.C. Сочинения: В 7т. // Каиров И.А., Макаренко Г.С., Медынский E.H.- М.: Педагогика, 1959.Т.4. Педагогическая поэма.-356с.

44. Мельникова, Л.И. Развитие среднего специального образования в 19611980гг.: Автореф. дисс....канд.пед. наук // Мельникова, Л.И.Москва, 1986.-26с.

45. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика // Мирзоев Ш.А. - М., 1984.

46. Мухтарова Г.Г. Трудовое воспитание в таджикской народной педагогике и современные проблемы детского труда в Таджикистане. Дис.... канд. пед. Наук // Мухтарова Г.Г.-Душапбе: АПН РТ,2006.-178с.

47. Национальная концепция образования Республики Таджикистан.-Ду шанбе. :Матбуот,2003 .-24с.(на тадж.яз.)

48. Ниёзов, Т. Становление и развитие средних специальных учебных заведений Таджикистана в предвоенные годы (1924-1942гг.): Автореф. дисс....канд.пед. наук//Ниёзов, Т.-Худжанд,2003.-23с.

49. Нуров А. Национальные и общечеловеческие ценности и их роль в нравственном воспитании подрастающего поколения.- Дис.док.пед.наук // Нуров А.- Душанбе: ТГПУ,2004.

50. Нуров, А. Роль педагогического университета в подготовке студентов к воспитательной работе в школе // Нуров А., Кабутов Д. Проблема воспитания студентов. 1997.-С. 15-16.(на тадж.яз.)

51. Обидов И.О. История развития народного образования в Таджикской ССР (1917-1967гг.) // Обидов И.О. -Душанбе, 1968.

52. Орлова, Л.А. Роль школьной организации имени Исмаила Сомони в формировании личности учащихся // Орлова Л.А., Караев Г.С.Душанбе,2009.-64с.

53. Основы дидактики; //под ред. Осипова П..-М.:Просвещение, 1967.-472с.

54. Отечественные традиции образования, духовного и нравственного воспитания школьников.-М.,1998.

55. Рахимзода X. Влияние социальных институтов воспитания на подготовку старшеклассников к семейный жизни.-Дис. док. наук // Рахимзода X.- Душанбе,2002.

56. Рахмон Э. Таджикистан: четыре года независимости и созидания // Рахмон Э..-Душанбе,1995.-238с.

57. Рахмон, Э. Об упорядочении народных обрядов и обычаев // Рахмон, Э.-Душанбе:Ирфон, 1999.-31 с.

58. Рахмон, Э. Сфера образования -стратегические направление государственной политики // Народная газета,2006.-28дек.

59. Республика Таджикистан. Законы. «Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования» респ. Закон: (на тадж.яз.).

60. Республика Таджикистан. Законы. Государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования:(на тадж.яз).

61. Республика Таджикистан. Законы. Об образовании: (на тадж.яз).

62. Рувинский, Л.И. Самовоспитание личности // Рувинский Л.И.- М.,1984.-145 с.

63. Рудаки А. Стихи. Ред.и комм. И.С.Брагинского (Сост. Д.С.Комиссаров. Перев. В.В.Левика и С.И.Липкина. Ред. пер. С.В.Шервинский. М., «Наука», 1964, 512 с.

64. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики // Скаткин.- М.Н.М.: Педагогика, 1980.-80с.

65. Сухомлинский В.А. Духовный мир школьника (подросткового и юношеского возраста) // Сухомлинский В.А. М Угпедгиз, 1961, с. 14.

66. Сухомлинский В.А. Разговор с молодым директором школы. В 3 ч.Ч.З.Избранные педагогические сочинения // Сухомлинский В.А.-М. ¡Педагогика, 1981.-514с.

67. Сухомлинский В.А.. Избранные педагогические сочинения в трех томах // Сухомлинский В.А.т.2. с. 161.

68. Усова, A.B. О взаимоотношениях общей и частной дидактики //Методологические проблемы современной педагогической науки и практики// Усова А.В.-Челябинск:ГПИ, 1988.-134с.

69. Ушинский К. Д. Труд всего психическом и воспитательном значении //Ушинский К. Д. Собр., соч. M-J1., 1948 т. 2 , с 168.

70. Ушинский К.Д. - Собр. Соч. т.2, М, Изд-во АПН, РССР 1948, стр. 552.

71. Ушинский К.Д. Собрание педагогических сочинений // Под ред.

A.Н.Еголина.-М.;Л.:Изд-во АПН РСФСР, 1948.-Т.2.

72. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. В 9 Ч.-Ч.2. Человек как предмет воспитания // под.ред. Еголин A.M., Медынский E.H., Струминский

B.Я.. -М.:Акад.наук, 1948.-626с.

73. Фатхуллин, М.Ф. Воспитание специалиста // Фатхуллин М.Ф..-Казань, 1990.-148с.

74. Федова Л.М. Воспитание духовности учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы в современных условиях // Федова Л.М .М, 1998.

75. Формирование личности. Проблема школьного подхода в процессе воспитания школьников // под ред.Г.Н.Фролова.-М. ¡Педагогика, 1983.-256с.

76. Формирование духовных потребностей старшеклассников в процессе урочной и неурочной деятельности,- М., 1994.

77. Хаджимухамедова, Р.И. Развитие таджикской общеобразовательной школы // Хаджимухамедова Р.И.-Душанбе.Ирфон, 1972.- 145с.

78. Хомидов, Р.Я. Развития народного образования в Таджикистане // Хомидов Р.Я.-Душанбе, 1966.-111с.

79. Шарифзода, Ф. Актуальные проблемы современной педагогики. В двух томах // Шарифзода Ф.. -Душанбе-2009 - 2010

80. Шипунов, В.Г. Просмотр учебных планов - важный этап развития среднего ' специального образования // Шипунов В.ГУ/Среднее специальное образование.-1981 .-№ 1 .-С.51-55.

81. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития // Эльконин Д.Б. М., 1994.

82. Эльконин Д.Б. Возрастные особенности младших подростков // Эльконин Д.Б. М., 1967

83. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды // Эльконин Д.Б. М.: Просвещение, 1989.-420 с.

84. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте. - Вопросы психологии // Эльконин Д.Б. -1971-№4.

85. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: Избр. пси-хол. тр. // Ред. Фельдштейн Д.И.. М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. - 414 с. Юнусова В.Н. Ислам и музыкальная культура. Современное образование в России: Хронограф, 1997.

86. Яхёев,М. Расцвет народного образования в Советском Таджикистане // Яхёев М.-Душанбе, 1969.-296с.

На таджикском языке:

87. Абдуллозода Ш. Мукаддима ба Исломшиносй // Абдуллозода Ш. -Душанбе: Ирфон.- 998.- 133с. (Введение в исломоведение).

88. Абуали ибни Сино. Осори мунтахаб // Абуали ибни Сино.-Душанбе: Ирфон, 1988.

89. Айнй С. Куллиёт // Айнй С. - Душанбе: Ирфон.- 11Китоби дуюм, 1964.- 435с.(Сочинение). Тазхибуссибён.

90. Акобиров Ю. Замон ва такдир // Акобиров Ю.- Душанбе «Ирфон» 1992с, сах, 147-148

91. Алиев С.Н. Омухтани психологияи талабагон // Алиев С.Н.

Нашриёти «Маориф», Душанбе 1985.

92. Алх,ошимй Мухдммадалй. Шахсияти мусулмон // Алхошимй

Мухдммадалй.- Душанбе: Нодир.- 2003.-386с.(Личность мусулманина).

93. Ах,мади Дониш. Наводирулвакоеъ // А^мади Дониш.-Душанбе:

Дониш, 1988.

94. Ах,мадов Т, Ашурова Д. Педагогика дар саволу чавоб*о.(дастур

барои тайёрй ба санчишу имти^он) // Ахмадов Т, Ашурова Д. Душанбе 2007.сах, 67-68.

95. Атахонов Т, Лутфуллоев М, Шарифов Ф. Очерк^ои афкори педагоги, (воситаи таълим) // Атахонов Т, Лутфуллоев М, Шарифов Ф.-Душанбе-2005. 224 са*.

96. Атой 3. Зулфи парешон (Шеър^о) // Атой 3.-Душанбе , 2002, 400 сах,

97. Атой 3. Ипщи як зан (Шеърх,о) // Атой 3.-Душанбе,1992. 160 сах,

98. Атой 3. Меърочи шабнам (шеърх,о) // Атой 3.-Душанбе,

Адиб,2000,208 са*.

99. Атой 3. Ситораи Муштарй (Мачмуаи шеър^о) // Атой 3.-Душанбе,

Адиб, 1998 са* 128.

100. Атой 3. Сояи Зулф (Шеърдо) // Атой 3 - Душанбе: «Адиб», 2005,256

сах,.

Ю1.Берунй А. Осорулбокия // Сулаймони С. Фархднгшиносй.-Душанбе,2004.-С 116-155.(Памятники минувших поколений)

102. Дуратулвоъизин. - Душанбе, 1992. - 128 с.

103. Ёкубй К «Диалектикаи маънавиёт ва худшиносии миллй» // Ёкубй

К. Нашриёти «Сино» Душанбе 1996 87 сах,ифа.

104. Заруриёти динй // мураттиб. Зокирй А. Хучднд.:матбааи ба номи

Камоли Хунандй; 2000.-36с.

105. Зи мехри зан дамад хуршед // (мураттибон Аминов С, Каримова

X, Сатторова X,) Душанбе, «Субхи дониш», 2004.

106. Имом Мухдммад Газзолй. Аюхдл валад // Тарчумаи Бокири Еуборй.

Душанбе.: Сунатулло, 2005.-74с.

107. Искандарова X,. Дисертатсия. Тарбияи маънавй ва накши он дар

ташаккули арзишх,ои хаётан мухими мактабиёни хурдсол. Душанбе. 1998.

108. Исмоилов Б. Таълиму тарбия дар мактаби дехот // Исмоилов Б. Нашриёти «Маориф», 1975.

109. Конститутсияи (сарконуни) Ч^умхурии Точикистон.- Душанбе:

Ирфон, 1995.- 80с. (Конституция РТ).

110. К^асасуланбиё.-Душанбе: Ориёно.-1991 (Сказание о пророках). Ш.Крнуни Ч^умхурии Точикистон «Дар бораи дин ва ташкилотх,ои

динй» // Ахбори Шурой Олии Чумхурии Точикистон.- 1994.- №2324 (1- декабри соли 1994, кабул гардида, тагирот ва иловахо ба он 15-маи соли 1997, №421, 12-декабри соли 1997.№498 ворид гардидааст).(Закон РТ о религии и религиозных организации)

112. Крнуни Ч,умхурии Тоцикистоп «Дар бораи дин ва ташкилотхои

динй», Душанбе.-1998.- 17с. (Закон РТ о религии и религиозных организации).

113. Крнуни Ч,умхурии Точикистоп «Дар бораи маориф»//Ахбори

Вазорати маорифи Ч^умхурии Точикистон.-С.4-23.(Закон РТ об образовании).

114. К^уръони Мачид /Тарч. Абдулхдмиди Оятй.-Душанбе, 2003,-504с.(Карап)

115. Лугати тафсирии истилох,оти педагогика.нашриёти «маориф» 1988

116. Лутфуллоев М. Педагогикаи миллии халки точик // Лутфуллоев М. (осори педагоги, чилди 6) Душанбе-2015-704с.

117. Лутфуллоев М. Педагогикаи шафкат // Лутфуллоев М.-Душанбе: Маориф, 1994.(Педагогика милосердие).

118. Лутфуллоев М. Э*ёи педагогикаи ачам // Лутфуллоев М.-Душанбе: Маориф, 1997.(Возрождение педагогики Аджама).

119. Лутфуллоев М.. Фарзанд х,адяи худованд // Лутфуллоев, М. Рисолаи 1. «Сифат» 112 са*. Ш. Душанбе-2007сол.

120. Лутфуллоев, М. Дидактикаи муосир // Лутфуллоев М. Душанбе,

Маориф ва фарханг 2010.-432с.

121. Лутфуллоев, М. Педагогикаи башар // Лутфуллоев М. Душанбе 2008-

133с.

122. Макаренко A.C. Маърузах,о оид ба тарбияи бачагон // Макаренко A.C. Нашри 2, нашриёти «Ирфон», Душанбе 1967 сах, 6-7.

123. Мактаби совета (журнал) с. 1970 Тарбияи дустй ва рафокат

124. Мактаби Советй (журнал) 1970 Баъзе хатох,ои тарбия дар оила

125. Мактаби советй (журнал) 1-1971 Ташаккули муносибатхои

байниякдигарии писарбачах,о ва духтарон.

126. Маърифат. (журнал) 2003 Тарбия мизони кори мактаб

127. Мирзоюнус М. Накше дар чангноманависии муосир //Боргох,и сухан (жур), 2005, №6,

128. Миров Т. Адабиёти синфи 7

129. Мудаммадамипов А. Арзшх,ои «Заруриёти динния» китоби

Садриддинхоцаи Айнй // Анис. - 2000. - №2-4. - 13-20.

130. Низомулмулк. Сиёсатнома.-Душанбе: Адиб, 1988(Политические

писание)

131.Носиров Т. Оила ва тарбияи ахлок // Носиров Т. «Ирфон» Душанбе-1981 сол.

132. Одобу ахлок;и исломй /Аз арабй тарчумаи Орифй А. Душанбе:

Х,умо,2006.-113 с.

133. Отахонова X. Х,усни Инсон // Отахонова X. -«Ирфон», Душанбе

1975.

134. Рах,монов И. Маърифат ва маънавият чавадри хакикии инсон

аст/Суханронии Президенты Ч,Т Э.Ш.Рах,монов дар сессияи генералии XXXII1 ЮНЕСКО// Садои мардум,2005.-15 окт.

135. Рахмонов Э. Маорпф-омили мух,имтарини тахкими давлат ва начоти

миллат/Суханроии Президенти Ч,Т Э.Рах,монов дар мулокот бо кормандоии сохди маорифи кишвар, Душанбе,22 декабри соли 2005//0музгор, 2006.-№ 10.-1 январ.

136. Расулов Д. Акида^ои педагоги дар «1^обуснома»-и Унсурулмаолии

Кайковус.-Душанбе, 1994.(Педагогические идеи в «Кабуснаме»).

137. Самаки айёр китоби 1 Душанбе 2007 сах, 3

138. Сафиева Г. Бих,ишти хобх,о: Мачмуаи ашъор // Сафиева Г.-Душанбе, «Адиб», 2004.-288 са*.

139. Сафиева Г. Оинаи руз // Сафиева Г.- Душанбе 1985

140. Сафиева Г. Pyx.Pi Бохтар: шеърхо ва достонх,о // Сафиева Г.-

Душанбе; Адиб, 1987.- 400 са*.

141. Сафиева Г. Тахти сангин // Сафиева Г. - Душанбе. «Адиб», 1992.-160 сах,.

142. Саъдй Шерозй. Гулистон.-Душанбе: Дониш. 1988.

143. Сулаймонй С, Фархднгшиносй// Сулаймонй С,.- Душанбе: Ирфон,

2002.- 25 с. (Культурология)

144. Сулаймонй С. Шщши рухоният дар густариши фарханги

исломй//Сафинаи умед: Мачаллаи илмй, ичтимой ва фарханги.-Душанбе,2006.-№ 10(65).-С. 1 -6.

145. Сухомлинский В.А. Асарх,ои мунтахаби педагоги // Сухомлинский В.А. - иборат аз се чилд нашриёти «маориф» Душанбе 1982Ч,илди 1.

146. Тохирй Муллозухур. Асрори Заношуй (Психология ва маданияти

^аёти ша^вонй) // Тохирй Муллозухур.- Душанбе., «Ирфон» 1990, -112 сах,.

147. То^иров У., Шарипов Адабиёти синфи 10

148. Тох,ирова Г. Е. Одам ба одам - дуст, рафик; ва бародар // То^ирова Г.

Е. «Ирфон», Душанбе 1965.

149. Унсурулмаолии Кайковус. Крбуснома.-Душанбе: Маориф,

1979(Кабуснаме).

150. Унсурулмаолй Кайковус. Насихдтнома. Ба чоп тайёркунанда

Аликул Девонакулов. «Ирфон» Душанбе 1968.сах, 143.

151. Фарзона. Меърочи шабнам (шеърх,о) // Фарзона. Душанбе,

«Адиб», 2000, 208 са*.

152. Фарзона. Шабохуни барк. Мачмуа. // Фарзона.-Душанбе, «Адиб»,

1989.-128 сах,.

153. Фарзона. Ояти ишк (Шеърх,о) // Фарзона. - Душанбе, «Адиб» 1994.

176 сах,.

154. Фирдавсй А. Шохдома

155. Хаём. Рубоёт

156. Х,илолй Б. Осори мунтахаб // Х,илолй Б. Нашр.давлатии Точикистон Сталинобод. 1958с.

157. Хдпюлй Б. Саду як газал // Х,илолй Б. Душанбе «Адиб» 2007с.

158. Хрчй Акбар Турачонзода, Абдурахмон (Рах,им) Олимов Т. Чдвонон ва тарзи зиндагии солим.-Душанбе: «Ирфон», 2006, 62 сах,.

159. Х,очй Мирзоиброх,им Саидзоди Хучандй. Ахлок,и хамида // Х,очй

Мирзоиброх,им Саидзоди Хучандй.-Хучанд.: матбааи ба номи Камоли Хучандй,2002,- 153с.

160. Х,ошимй М. Шахсияти мусулмон // Х,ошимй М.- Душанбе, «Нодир» с 2003

161. Чах,оркитоб. -Тошканд: Матбааи Обидчонов, 1890.

162. Чор дарвеш, Душанбе Афсона 2009 160 сах,

163. Чдмъияти «Дониш»-и РСС Точикистон, С.Абдулазизов. Алокаи оила, мактаб ва ахли чамъият дар процессии тарбия. Душанбе 1978..

164. Ч,омй А. Бах,ористон // Ч,омй А.-Душанбе: Адиб, 1987.(Весенный

сад).

165. Шарифзода Ф, Каримова И, Сулаймонй С ва Булбулов Ч,.

Педагогикаи ибтикорй // Шарифзода Ф, Каримова И, Сулаймонй С

ва Булбулов Ч,.- Душанбе: «Ирфоп»-2013.-544 сах,

162

166. Шарифзода Ф, Миралиев A.M. Педагогикаи умумй ва касбй // Шарифзода Ф, Миралиев A.M. Душанбе: «Ирфон»-2012, 562 сах

167. Шарифзода Ф. Педагогика: назарияи инсонофар ва чомеаи фархднгй // Шарифзода Ф.- Душанбе: Ирфон, 2010-544 сах,.

168. Шарифзода Ф., Файзалиев Ч,. Х,икмати афкори педагогии ниёгон» // Шарифзода Ф., Файзалиев Ч,.-Душанбе.Ирфон 2012,

169. Шарифзода, Ф. Педагогика хамгиро // Шарифзода, Ф. -Душанбе: Ирфон, 2011-512 с

170. Энсиклопедияи насри форсу точик, Самаки айёр, китоби 1, Душанбе 2007 са*215

На английском языке:

171. Islam in the Foreign Policy of the Soviet Union: A Double - Edged Sword? In: Islam in Foreign Policy. - Ed. By C.Dawisha. Cambridge. England. 1983, p. 164; 166-167.

172. Oliver Roy. The New Central Asia: The Creation of Nations. - London: f. B. Tauris Publisher, 1997.

На персидском языке:

173. Авесто: Кухантарин ганчинаи мактуби Иронии бостон//Тарчума ва пажух,иши Х/эшими Ризо.-Техрон: Интишороти Бехчат.-1383/ 20004. (Авеста).

174. Бихиштй, Ах,мад. Ислом ва тарбияти кудакон.-Тех,рон:Созмони таблиготи исломй, 1370/2000.-430 с.(Ислам и воспитание детей)

175. Девони Ч,алолиддин. Нур-ул-х,идоя.-К;ум, 1955.-210 с. (Сияние руководства),

176. Ироъаи мураббиёни бузурги мусалмон дар бораи тарбияти кудак(Ибни Сино,Газолй ва Хоча Насриддини Тусй).-Техрон: Вазорати омузиш ва парвариш, 1368/1989.-146 с.(Взгляд великих исламских учителей об воспитании детей)

177. Кримй Алй. Ислом ва тарбияти духтарон.-Техрон.-Интишороти Амирй бо хдмкории интишороти динй, 1367/1988.340с.(Ислам о воспитании девочек)

178. Орои донишмандони мусалмон дар таълиму тарбият ва мабонеи он/Зери назари Алиризои Иронй.-Техрон: Дафтари хамкории хавза ва донишгох), 1377/1998.-306 с.(Мусулмански ученые о воспитания, образования и ее источников).

179. Омузгор Мухдммад Хдсан. Ислом ва тарбияти аклонй ва ицтимой.-Те\рон:Интишороти Анчумани авлиё ва мураббиёни Ч,ум*урии исломии Ирон.-1376/1997.-227с.(Ислам об интеллектуальном и социальном воспитании).

180. Шамолов A.A. Сравнительный анализ этики Абу Хамида Газали и Насриддина Туси // Шамолов A.A. -Душанбе: Ирфон, 1994-180с

181. Шамолов A.A. Философско-теологические воззрения Газали// Шамолов A.A.- Душанбе: Дониш, 2002.-368 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.