Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Жерлицына, Валентина Станиславовна

  • Жерлицына, Валентина Станиславовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1980, Ленинград
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 245
Жерлицына, Валентина Станиславовна. Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Ленинград. 1980. 245 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Жерлицына, Валентина Станиславовна

ВВЕДЕНИЕ

I ГЛАВА. Методические и психолого-педагогические аспекты изучения обзорных тем II

§ I. Место и характер обзорных тем в школьном курсе литературы II

§ 2. Психолого-педагогические основы формирования представлений при изучении литературы $ 3. Использование смежных искусств и их роль в формировании представлений учащихся

§ 4. Задачи и методика исследования 52 П

ГЛАВА. Формирование представлений о времени и герое при изучении раздела "Введение" в 10 классе

§ I. Цели и задачи раздела "Введение" $ 2. Своеобразие эпохи и искусства 90-900-х годов и формирование "образа времени"

5 3. Проблема героя времени в литературе и искусстве рубежа веков и ее методическое решение 93 5 4. Проблема человека-творца в литературе и искусстве конца Х1Х-начала XX века и ее место в обзорннх уроках

§ 5. Анализ представлений десятиклассников, сформировавшихся в процессе работы над "Введением" 124 Ш

ГЛАВА. Изучение обзорной темы "Литература 1917-1929 годов в связи с задачей формирования представлений $ I. Взаимодействие классной и внеклассной работы как условие формирования представлений учащихся об эпохе 20-х годов $ 2. Освоение десятиклассниками образа героя времени в обзорном сопоставлении поэзии и живописи первых послереволюционных лет 149 5 3. Обогащение представлений школьников о времени и герое 20-х годов при обзорном знакомстве с произведениями прозы и изобразительного искусства этого периода 160 $ 4. Итоги экспериментальной работы 177 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 184 БИБЛИОГРАФИЯ 187 ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование представлений о времени и герое при изучении обзорных тем в 10-м классе»

Актуальность исследования. Проблема изучения обзорных тем в жольном литературном курсе относится к числу важнейших, что обусловливается незаменимой их ролью в формировании представлений учащихся о закономерностях ист орик о-ху доже с тве нн о го процесса. Значение обзорных тем, их характер и место в программе неоднократно рассматривались в методической литературе /см. труды: В.Гречишников, 1937; Б.В.Рождественский,1949; К.П.Спасская,1952; Е.В.Квягковский, 1955; Н.В.Филиппович,1958; В.В.Голубков, 1962; В.А.Никольский,1963; Г.И.Беленький, Н.В .Колокольцев,1962; А.С.Елеонская,1964; Л.Тимофеев, Л.Устюжанин, 1968; Н.И.Кудряшев,1970; М.Г.КачуринД973; З.И.Ту-аева,1971; М.А.Христенко,1975; И.С.Збарскяй,1977; Н.В.Адорова, 1977; Л.И.Троицкая, 1978 и др./.

Однако в методике до сих пор не раскрыта научно-педагогические и психологические основы изучения обзорных тем, не обоснованы методы и приемы, которые бы активизировали деятельность школьников в процессе их освоения. Нередко обзорные темы воспринимаются учениками абстрактно и существуют для них как изолированные разделы курса, а не как те "нервные узлы", которые должны соединять в их сознании сведения об определенных периодах развития литературы к создавать конкретное представление о каждом из них. Все это обусловило выбор темы исследования и его актуальность.

В ходе исследования необходимо было рассмотреть, как решается проблема представлений в современной психолого-педагогической науке /в трудах Б.Г.Ананьева, С.Л.Рубинштейна, Б.М.Теплова, Е.И.Игнатьева и других/. Б.Г.Ананьев видел в представлениях "звено диалектического перехода от ощущения к мысли". Такое понимание объясняет важность решения данной проблемы для учебно-педагогического процесса и побуждает искать рациональные пути формирования представлений. Для их создания, как многократно отмечали психологи, большое значение имеет зрительное восприятие "как наиболее определенное, объективированное восприятие человека" /С.Л.Рубмнштейн/.

Так как сама структура привлекаемого обзорно материала ведет к обобщениям, почти не имеющим под собой конкретно-чувственной основы, при изучении обзорных тем особенно необходимо использовать изобразительное искусство как зрительную наглядность.

Сказанное побудило сделать предметом нашего исследования методические пути изучения обзорных тем в 10 классе с использованием произведений изобразительного искусства, способствующие формированию представлений учащихся о времени и герое.

Цель исследования - обоснование системы отбора произведений литературы и изобразительного искусства, привлекаемых к изучению обзорных тем, разработка приемов их сопоставления и методики анализа с учетом специфики обоих искусств, определение возможностей координации классной и внеклассной работы и самостоятельной деятельности учащихся, обеспечиващей наиболее эффективное усвоение материала обзорных тем и формирование их представлений об изучаемой эпохе.

Методологической и теоретической основой исследования являются труды классиков марксизма-ленинизма, материалы ХХУ съезда КПСС и партийные документы, а яакже психолого-педагогические, литературоведческие, искусствоведческие и методические работы.

Рабочая гипотеза. На основании многолетних наблюдений и изучения педагогического опыта мы предположили, что основанное на конкретных представлениях, целостное осмысление десятиклассниками обзорных тем возможно при следующих условиях:

- изучение обзорных тем строится концептуально; в качестве ведущей концепции в 10 классе может быть выдвинута проблема героя, отразившего в себе наиболее характерные тенденции эпохи /исторического времени/;

- формирование представлений о герое и времени наиболее успешно осуществляется при том условии, что привлекаемый литературный материал рассматривается в соотнесенности с произведениями смежных искусств того же исторического периода;

- в изучении обзорных тем сочетаются и взаимодействуют классная и внеклассная формы работы;

- усвоение обзорного материала учениками отполируется постоянной активизацией их познавательной деятельности.

Основные задачи исследования. Для проверки выдвинутой гипотезы была проведена опытно-экспериментальная работа, в процессе которой выяснялись оптимальные варианты изучения обзорных тем, определялась содержательная сторона уроков и внеклассных занятий, осмыслялись формы и методы подачи материала, способетвунцие формированию представлений учащихся. В опытной работе мы стремились реализовать следующие условия: I. Построить изучение обзоров таким образом, чтобы в материале прослеживались внутренние связи между различными художественными явлениями определенного исторического периода. 2. Путем отбора наиболее яркого конкретно-образного материала добиться эмоционального воздействия уроков и внеклассных занятий на учащихся. 3. Стимулировать при изучении обзоров работу воссоздающего воображения.

Организуя опытную работу, мы исследовали: 1/уровни представлений учащихся, сложившиеся под влиянием предложенной нами системы изучения обзоров, включающих, наряду с литературой, материал изобразительного искусства; 2/изменения в восприятии учащимися произведений изобразительного искусства, прежде всего живое»си, под влиянием целенаправленного их анализа в единстве формы и содержания.

В качестве основных характеристик, по которым мы могли судить об уровне представлений учащихся, нами были выдвинуты три: богатство представлений, их содержательность и характер речевого высказывания. Богатство представлений означало их широту и разносторонность. Под содержательностью представлений № понимали их наполненность конкретно-образным материалом, дающим возможность оперировать им в процессе мышления. Характер речевого высказывания учащихся являлся показателем слитности или яркости, отчетливости возникающего представления. Мы также разработали характеристики, на основании которых судили об уровнях восприятия произведений искусства и умении анализировать их в единстве формы и содержания.

Этапы исследования. В процессе констатирующего эксперимента анализировался материал, дапций возможность судить о путях и формах изучения обзоров, о знаниях и представлениях учащихся по избранным обзорным темам. В эксперимент были включены учащиеся шести школ г.Новокузнецка /М 4,34,54,55,99,103/, студенты I курса факультета русского языка и литературы Новокузнецкого государственного педагогического института /1967-77 г.г./. Обучающий эксперимент проводился в течение четырех лет на базе школы № 4 г.Новокузнецка /1976-1980 г.г./ в период педагогической практики студентов 4 курса факультета русского языка и литературы /учителя Н.Г.Бессоненко, Л.П.Стаценко, Е.А.Седых, студенты В.Не-миров, С.Владимиров, О.Якопий, Л.Чусова, В.Панова, Т.Чернова, Л.Флек, Л.Вилисова, Л.Леонтьева, Т.Чалых, Н.Стародубова/. Экспериментальные материалы апробировались в 1979-80 годах в школе № 210 г.Ленинграда /учитель Е.М.Кулявич/. Изменения в характере представлений учащихся и в восприятии ими произведений искусства под влиянием целенаправленной работы в экспериментальных классах формировались нами с помощью анкетного опроеа, письменных и устных ответов учащихся и сочинений творческого характера. Всего проанализировано-1000 работ. Выводы делались на основании сопоставления работ различного характера, выполненных учащимися экспериментальных классов до и после изучения обзорных тем. Результаты анализа материала, собранного в процессе проведения эксперимента, убедили нас в состоятельности выдвинутой гипотезы.

Положения, выносимые на защиту. I. Эффективность изучения обзорных тем в 10 классе обеспечивается выделением внутри обзоров стержневой про блеш - концепции героя и времени, которая объединяет вокруг себя разнохарактерный литературно-художественный материал и позволяет ученику воспринимать его не абстрактно, а в богатсиве конкретных представлений.

2. Формирование представлений об исторической эпохе и ее героях происходит успешно в тех случаях, когда к урочной и внеурочной работе в связи с изучением обзорных тем широко привлекается изобразительное искусство и организуется целенаправленное его восприятие, способствующее синтезированию конкретного и обобщенного в личном опыте учащихся. Высокий уровень представлений учащихся обеспечивается полноценным восприятием произведений ис -кусства.

3. В использовании изобразительного искусства при изучении обзорных тем должна осуществляться определенная система. Только в этом случае оно оказывает положительное влияние на учебный процесс и способствует формированию представлений.

Научная новизна. Новизна проведенного исследования заключается в психолого-педагогическом обосновании методической целесооб с) V разности выделения проблемы - герой и время - при изучении обзорных тем.

Новыми явились в исследовании принципы отбора литературно-ху-дожественного материала, способствующего стимулированию конкретно-образного восприятия обзоров.

В значительной степени новым оказался раскрытый в диссертации подход к произведениям изобразительного искусства, привлекаемым на уроки и внеклассные занятия: система в их отборе, компановке, в сопоставлении их с литературой. Постоянная демонстрация произведений изобразительного искусства в соотнесенности с литературным материалом обеспечивала богатство зрительных впечатлений и яркость конкретных представлений учащихся при изучении обзорных тем.

Практическая ценность исследования состоит в том, что разработанные теоретические и практические пути формирования представлений учащихся вооружают учителя методикой работы над важнейшими звеньями школьного курса литературы, способствуют созданию целостного осмысления историко-литературного процесса. Выявленные принципы отбора художественного материала и конкретная методика его анализа на уроках и внеклассных занятиях в процессе изучения обзоров позволяет активизировать учебный процесс и добиться осознанных представлений и знаний учащихся о культуре определенных исторических периодов. Помимо использования в школьной практике, результаты исследования могут быть рекомендованы также для включения в лекционные курсы, практические и семинарские занятия по методике преподавания литературы в педагогических яузах.

Апробация работы. С изложением основных установок и выводов исследования диссертант выступал на курсах усовершенствования учителей в Новокузнецке, Прокопьевске, Осинниках, на Герценовских чтениях в ЛГПИ им.А.й.Герцена, в ОИУУ Ленинграда и Новгорода.

По материалам диссертации опубликованы статьи: "К вопросу об использовании живописи в развитии речи старшеклассников" /в соавторстве с С.И.Иванищевым/ - в сб.: "Методика преподавания литературы в средней школе", вып.2. Л., 1876; "Формирование представлений о новом герое /раздел"Введение" в 10 классе/ - в сб.: "Развитие творческой активностя школьников в процессе преподавания литературы". Л., 1978; "Армирование представлений учащихся об исторической эпохе" - в сб.: НИШ /в печати/. В соавторстве с научными сотрудниками Кемеровского областного музея в г.Новокзгзнецке Т.А. Бобровской, Е.Я.Ермолаевым создан каталог "Кемеровский областной музей советского изобразительного искусства". Л., "Художник РСФСР", 1969 - 115 с., с иллюстрациями.

Объем я структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения, содержащего материалы формирующего эксперимента. Работа изложена на 186 страницах машинописного текста. Список литературы включает 230 наименований работ. Приложение содержит сочинения учащихся, викторину, текты экскурсий.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Жерлицына, Валентина Станиславовна

5. Результаты исследования показали, что использование произведений изобразительного искусства на уроках литературы при изучении обзорных тем должно носить не случайный, эпизодический характер, а стать системой, формирующей совместно с литературой яркое "видение*1 своеобразия эпохи и ее героя. Такая система была свзда-на в экспериментальных классах с помощью выставок произведений изобразительного искусства, ставших составной частью всей работы по обзорам.

6« В диссертации не только научно обоснован и экспериментально проведен отбор произведений живописи, графики, скульптуры в соответствии с характером изучаемого историко-литературного периода, но и осуществлен подход к ним как к самостоятельным видам искусства, обладающим своей спецификой и требующим специальной организации восприятия их идейно-художественныхюособенностей.

7. В исследовании доказано, что целенаправоенная, систематическая, активная работа учащихся с произведениями искусства развивает их умение видеть опецифику языка искусства, учит сопоставительному анализу литературы и живописи, формирует осознанное восприятие и совершенствует качество представлений.

8. Материалы исследования могут быть условием успешного осуществления межпредметных связей в изучении историко-литературно-го курса, т.к. раскрывают значение изобразительного искусства как одного из действенных средств формирования представлений учащихся об изучаемой эпохе, глубоких знаний об общности всех видов искусств в историко-художественном процессе. Систематическая работа с произведениями изобразительного искусства благотворно влияет и на усвоение ими литературного материала, развивает, совершенствует речь учащихся, обогащает их кругозор искусствоведческими знаниями.

Все это вместе взятое формирует диалектико-материалистическое мировоззрение старшеклассников, способствует глубокому и осознанному восприятию ими историко-художественного процесса в курсе литературы старших классов. Дальнейшая разработка проблемы использования смежных искусств на уроках литературы должна дать обоснованную единую систему изучения обзорных тем в историко-литера-турном курсе 8-10 классов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

I. Изучение обзорных тем в историко-литературном курсе стар» ших классов является важным звеном в формировании «наний учащихся об общих закономерностях историко-художественного процесса. Обзорные темы позволяют раскрыть диалектику историко-художественного развития, показать, как в искусстве отражается общественное сознание и какова роль самого искусства в его формировании.

- 185

2. Глубокое восприятие и усвоение обзорных тем возможно только при четкой организации изучаемого материала вокруг определенных проблем. В качестве ведущих в курсе 10 класса нами были выделены проблемы героя и исторического времени.

3. Так как до сих пор обзорные теш воспринимаются учащимися отвлеченно, без опоры на чувственный опыт, мы поставили целью добиться конкретно-образного эмоционального восприятия учащимися обзорного материала на основании ярких, четких представлений о времени и герое и осуществили это в опытно-экспериментальной работе.

4. В нашем исследовании впервые в методике преподавания литературы обоснованы принципы включения в классную и внеклассную работу по литературе произведений изобразительного искусства, способствующих созданию у учащихся ярких, наглядных представлений об изучаемом историческом периоде.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Жерлицына, Валентина Станиславовна, 1980 год

1. Ленин В.И. Поли.собр.соч. Изд.5-е. М.: Политиздат, 1974, т.35 - 599 с.

2. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.36 741 с.

3. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.39 623 с.

4. Ленин В.И. Полн.собр.соч., т.49 706 с.

5. Ленин В.И. Философские тетради. М., 1947 , 469 с.

6. Ленин В.И. Сочинения. Изд.4-е. Госполитиздат, 1954, т.14 368с.

7. Аболина Р.Я. Советское искусство периода гражданской войны и первых лет строительства социализма. М.: Изд-во Акад.худо-жеств СССР, 1962 79 с.

8. Адорова Н.В. Методические основы изучения школьного курса советской литературы в ее историческом движении. Автореф. дис. канд.пед.наук. Л., 1977 20 с.

9. Акимов В. В спорах о художественном методе. Л., 1979 375 с.

10. Александрова М.Н. Изучение древнерусской литературы и литературы 18 века в связи с живописью в 10 классе средней школы. Автореф. дис. канд.пед. наук. М., 1953 16 с.

11. Алпатов М.В. Ф.Буслаев и русская наука об искусстве. Искусство, 1968, № 8, с.61-67.

12. Альфонсов В.Н. Слова и краски. Очерки из истории творческих связей поэтов и художников. М.-Л.: Советский писатель, 1966 -243 с.

13. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. Л., 1945 160 с.

14. Ананьев Б.Г. Проблема представлений в советской психологической науке. В кн.: Философские записки. Вопросы психологии. Изд^во АНН СССР, 1950, т.5, с.59-98.

15. Андреев Ю.А. Художественная летопись революции. Литература вшколе, IS67, № 5, с.18-24.

16. Андреев TD.А. Революция и литература. Октябрь и гражданская война в русской советской литературе и становление содалис-тического реализма /20-30 г.г./ Изд.2-е, М.: Худ.лит., 1975 - 446 с.

17. А рнхейм.Р .Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974 - 392 с.

18. Архипова Н.М. Лирическая поэзия на уроках литературы в старших классах. Автореф. Лис. канд.пед. наук М., ЛГПИ, 1967 -24 с.

19. Балталон Ц.П. Хрестоматийная система и новые методы. СПБ. 1914 - 88 с.

20. Бедный Д. Собр. соч. в 5-ти т., т.2 М.: Гослитиздат, 1954 -468 с.

21. Белая Г.А. Закономерности стилевого развития советской прозы 20-х годов. М.: Наука, 1977 - 254 с.

22. Баранов В. Революция и судьба художника. А.Толстой и его путь к социалистическому реализму. М.: Сов. писатель, 1967 462 с.

23. Беленький Г.И., Колокольцев Н.В., Лондон Б.К. О преподавании литературы в старших классах одиннадцатилетней школы. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962 - 152 с.

24. Белявский И.Г. Эстетическое восприятие живописи старшеклассниками. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1965 - 19 с.

25. Берхин И.Б., Федосов И.А. История СССР. Учебник для 9 класса.-М.: Просвещение, 1977 383 с.

26. Бехер И.Р. В защиту поэзии.* NT.: Изд-во иностр. лит., 1959 -373 с.

27. Блок A.A. Записные книжки /1901-192О/. М.: Худож. лит-ра,1965 663 с.- 189

28. Божович Л.И., Благонадежина Л.В. Вопросы психологии: личности школьника М.: Издательство АПН РСФСР, 1961 - 407 с.

29. Бонч-Бруевич В.Д. Воспоминания. М.: Худ. лит., 1968 - 206 с.

30. Борьба за реализм в изобразительном искусстве 20-х годов. Материалы, документы, воспоминания. М.: Сов. художник, 1962 -403 с.

31. Бочкарева Т.И. Слово и образ в формировании у учащихся 7-10 классов понятия типичного литературного персонажа. Автореф. Дис. канд. пед. наук по психологии. Л., 1952 - 12 с.

32. Бройтман Б. Урок, посвященный творчеству М.Светлова. Литература в школе, 1970, № 5, с.80-82.

33. Бузник В.В. Русская советская проза 20-х годов. Л.: Наука, 1975 279 с.

34. Букина В.Е. Формирование представлений у школьников 4-го класса. Автореф. Дисс. канд пед. наук. Л., 1963 - 18 с.

35. Буслаев Ф.И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства, т.1,П. Изд. Кожанчикова. СПБ, 1861 643 с.

36. Бушмин А. Александр Фадеев. Черты творческой индивидуальности. Л., 1971 130 с.

37. Васильева В.М. Формирование у школьников 7 классов приемов анализа памятников искусства на уроках истории культуры. Дисс. канд. пед. наук Л., 1969 - 365 л.

38. Васильева С.А. Психологический анализ отношения подростка к изобразительному искусству. Автореф. Дис. канд. пед. наук. M., 1972 25 с.

39. Волков A.A. Русская литература XX века. Дооктябрьский период. /Учебник для пед. институтов/. Изд.5-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1970 - 527 с.

40. Волков H.H. О восприятии картины.- Искусство,1965,,§ I,с.35-40.

41. Волков H.H. ьосприятие произведений живописи и скульптуры. -В сб.: Художественное восприятие. Л.: Наука, 197I - 387 с.

42. Волков H.H. Восприятие картины. Пособие для учителя. Изд.2-е, доп. М.: Просвещение, 1976 - 32 с.

43. Володина И.В. Синхронное изучение литературы и искусства на уроках и факультативных занятиях как средство литературногои эстетического развития учащихся. Дис. канд. пед. наук -Л., 1972.

44. Воронин Л. Сабля да книга, чего еще? /Советская романтическая поэзия 20-х годов/. Литература в школе, 1972, № I, с.8-18.

45. Врубель М.А. Переписка. Воспоминания о художнике. Л.: Искусство, 1976 - 383 с.

46. Всеобщая история искусств, в 6-ти т., т.6. М.: Искусство, 1966-408 с.

47. Выготский Л.С. Развитие высших психических функшй. М.: Изд-во АПН РСФСР, I960 - 500 с.

48. Выготский Л.С. Психология искусства. Изд. 2-е, испр. и доп.-М.: Искусство, 1968 376 с.

49. Гаршин В.М. Рассказы. Л.: Худож. лит. Ленингр.отделение, 1978 - 316 с.

50. Гастев А.К. Поэзия рабочего удара. М.: Худ. лит., 1971-ЗОЗс.

51. Гафурова Х.М. Формирование представлений учащихся 5-6 класса. Автореф. Дис. канд. пед. наук. Л., 1964 - 20 с.

52. Глинтерщик Р.В. Формирование образного видения и мышления учащихся на уроках литературы в средней школе. Автореф. Дис. канд. пед. наук Л., ЛГПИ, 1967 - 230 с.

53. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. Пособие для преподавателей литературы и студентов литературных факультетов. Изд. 2-е. М., 1941 - 344 с.

54. Голубков В.В. Методика преподавания литературы. М. : Учпедгиз, 1962 - 495 с.

55. Гомберг-Вержбинская ЭЛ. Русское искусство и революция 1905 года. Графика. Живопись. Л.: ЛГУ, I960 - 176 с.

56. Горький A.M. Собр. соч в 30-ти т., т.23 М.: Гос. изд. худ. лит., 1953 - 464 с.

57. Горький A.M. Собр. соч. в 30-ти т., т.25. М.: Гос. изд. ХУД. лит., 1953 520 с.

58. Горький A.M. Собр. соч., т.28. М.: Гослитиздат, 1954 600 с.

59. Горький A.M. Собр. соч., т.29. М.: Гослитиздат, 1954 672 с.

60. Горький A.M. Собр. соч., т.30. М. : Гослитиздат, 1955 819 с.

61. Горький A.M. Собр. соч. в 18-ти т., т.4. М.: Гослитиздат, I960 424 с.

62. Горький A.M. Письмо к Андрееву Л. М.Горький и Л.Андреев. Неизданная переписка. - Литературное наследство, т.72. М. : Наука, 1965 - 630 с.

63. Горький A.M. Письмо к А.К.Воронскому. Горьковские чтения 1953-1959. - М.: Изд-во АН СССР, 1961 - 451 с.

64. Гречинская B.C. Система использования изобразительного искусства при изучении русской литературы /8-10 классы/. Автореф.

65. Дис. канд. пед. наук Киев, 1973 - 23 с.

66. Грознова Н.А. Ранняя советская проза I9I7-I926. Л.: Наука, 1976 - 203 с.

67. Гусарова А.П. Мир искусства. Л.: Художник РСФСР, 1972 - lile.

68. Давыдов В.В. Виды обобщений в обучении. М.: Педагогика, 1972 - 423 с.

69. Дикушина Н.И. Октябрь и новые пути литературы. Из истории литературного движения первых лет революции I9I7-I920 г.г.1. М.: Наука, 1978 271 с.- 192

70. Дмитренко Ф.Н. Особенности восприятия живописи учащимися 5-6 классов.- Автореф. Дис. канд. пед. наук. М., 1971 24 с.

71. Драгомирецкая Н. Социалистический реализм и художественное развитие человечества.- В сб.: Социалистический реализм и художественное развитие человечества. М.: Наука, 1966 563 с.

72. Есенин С. Собр. соч. в 5-ти т., т.4. М.: Гослитиздат, 1962 -455 с.

73. Жерлицына B.C., Бобровская Т.А., Ермолаев Е.Я. Каталог, Кемеровский областной музей советского изобразительного искусства в г.Новокузнецке.- Л.: Художник РСФСР, 1969 115 с. с иллюстрациями.

74. Жерлицына B.C., Иванищев С.И. К вопросу об использовании живописи в развитии речи старшеклассников.- В сб.: Методика преподавания литературы в средней школе. Вып.2. Л., 1976, с.32-43.

75. Жерлицына B.C. Формирование представлений о новом герое. /Раздел "Введение" в 10 классе/- В сб.: Развитие творческой активности школьников в процессе преподавания литературы. Л., 1978, с.54-100.

76. Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М.: Учпедгиз, i960- 311 с.

77. Збарский И.С. Труд это написано на красном знамени революции /Литературная летопись героического труда советского народа в обзорных темах X класса/ - Литература в школе, 1977, № 5, с.26-37.

78. Зингер Л. Портрет в русской советской живописи. Л.; Художник РСФСР, 1966 - 157 с.

79. Золотарев С.А. Теория словесности. Киев, Изд-во Сотрудник, I9II 187 с.

80. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений- 193 и воображения. Известия АПН РСФСР, вып.76, 1956 - с.1-17.

81. История русского искусства. Изд-во Акад. художеств СССР. М., 1961 315 с.

82. История русского искусства. Под общей ред. акад. И.Э.Грабаря /и др./. М.: Изд-во АН СССР в 13-ти т., т.10, кн.1, 1968,511с.

83. История русской советской литературы /Учебы, пособие для филолог. фак. ун-тов/. М.: Высшая школа, 1974 736 с.

84. История русской советской литературы / Учебное пособие для пед.институтов/. М.: Просвещение, 1975 496 с.

85. История русской поэзии в 2-х т., т.2. Л.: Наука, 1969 459 с.

86. Каким должен быть учебник по истории литературы для средней школы. Литература в школе, 1937, № 6, с.55-60.

87. Карпенко Н.М. Тезисы диссертации К проблеме зрительных представлений. Л.: ЛГУ, 1947 - 3 с.

88. Карпов А. Строки на размер страны. - Литература в школе, 1968, № 5, с.10-16.

89. Касторский С. Художественная картина на уроках литературы. М.: Работник просвещения, 1930, 134 с.

90. Квятковский Е.В. Методика изучения обзорных тем по советской литературе. М.: Просвещение, 1955 93 с.

91. Квятковский Е.В. О некоторых аспектах проблеш изучения художественной литературы в общеобразовательной школе. Автореф. Дис. доктора пед. наук. Л., 1970 31 с.

92. Квятковский Е.В., Фехт-Бабушкин Ю.У. Исследование художественных интересов. М.; Педагогика, 1974 160 с.

93. Компанеец В.В. Художественный психологизм в советской литературе /1920-е годы/. Л.: Наука, 1980 III с.

94. Кеменов В.С. В.И.Суриков. В кн.: История русского искусства. Под общей ред. И.Э.Грабаря /и др./, т.9, кн.2. М.: Наука,1965 -442 с.

95. Келдыш В.А. Русский реализм начала XX века. М.: Наука, 1975 -280 с.

96. Корсунский С.Н. Применение средств наглядности при изучении литература в старших классах средней школы. Автореф. 1ис. канд. пед. наук. Гурьев, 1970.

97. Короленко В.Г. Дневник /1881-1893 г.г./, т.1. ГИЗ Украины,1925 225 с.

98. Короленко В.Г. Собр.соч. в 10 т., т.2. М.: Гослитиздат,1954 479 с.

99. Куприн А.И. Собр.соч. в 6 т., т.2. М.: Гослитиздат, 1937 -590 с.

100. Курдшова Т.Ф. Историзм школьного курса литературы. М.: Просвещение, 1974 Г75 с.

101. Лобанов В.М. Богатыри. В кн.: Замечательные полотна. Книга для чтения по истории русской живописи ХУШ-начала XX в., кн.Х. Л.: Художник РСФСР, с.166-379.

102. Лукьянова С.И. Жизнь А.С.Голубкиной. М.: Детская литература, 1965 108 с.

103. Любарева В.П. Советская реалистическая поэзия /Тихонов, Светлов, Багрицкий/. М.: Высшая школа, 1973 310 с.

104. Малышкин А.Г. Собр.соч. в 2-х т., т.1. М.: Правда, 1965 -543 с.

105. Шмин-Сибиряк Д.Н. Собр.соч. в 8 т., т.З. М.: Гослитиздат,1954 632 с.

106. Маранцман В.Г. Содружество искусств на уроках литературы. -В сб.: Искусство анализа художественного произведения. М.: Просвещение, 1971 238 с.

107. Маяковский В.В. Собр.соч, в 13 т., т.12. И.: Гослитиздат,1955 715 с.- 195

108. Маяковский B.B. Собр. соч. в 6-ти т., т.5. М. : Правда, 1973 -366 с.

109. МейлахБ.С. Взаимодействие искусств и задачи изучения художественного творчества. Вопросы литературы, 1964, $ 3,с.3-16.

110. Мелик-Яашаев A.A. Выразительная функция цвета в изобразительной деятельности. Вопросы психологии, 1975, № 4, с.108-117.

111. НО. Метченко А. Кровное, завоеванное. Из истории советской литературы. Изд.2-е. М.: Сов. писатель, 1975 487 с.

112. Методическое руководство к учебно^ пособию "Русская советская литература" для 10 класса под ред. проф.В,А.Ковалева. М. : Просвещение, 1977 288 с. - Збарский И.С. Обзорные темы в курсе советской литературы, с.43-69.

113. Мирецкая Н.В. Методика использования смежных искусств в процессе преподавания литературы в старших классах. /Проза Чехова, лирика Маяковского/. Автореф. Дис. канд. пед. наук.1. М., 1974- 30 с.

114. ИЗ. Миронов Г.М. Короленко. ЖЗЛ. М. : Молодая гвардия, 1962 367с.

115. Митяева З.А. Активизация изучения литературы в старших классах средней школы с помощью изобразительного искусства и музыки. Автореф. Дис. канд.пед.наук. М., 1967 23 с.

116. Михайловский Б.В. Изображение пролетариата в литературе второй половины XIX-начала Л века. /К вопросу о новаторстве Горького в романе "Мать"/ В кн.: Горьковскигё чтения 1959-1960 г.г., т.90. М.: Изд-во АН СССР, 1962 - 283 с.

117. Михайловский Б., Тагер Б. Творчество Максима Горького. Изд.З. :!• : Просвещение, 1969 335 с.

118. Молдавская Н.Д. Литературное развитие школьников в процессе обучения. М.: Педагогика, 1976 224 с.

119. Муратова К.Д. Возникновение социалистического цеализма в русской литературе. М.-л.: Наука, 1966 279 с.

120. Муратова К.Д. Судьбы русского реализма начала XX века. Л.: Наука, 1972 283 с.

121. Наглядные пособия по литературе в старших классах средней школы. Ред.-сост. Чунихина Л.В. М.: Просвещение, 1966 102 с.

122. Недошивин Г.А. Теоретические проблемы современного изобразительного искусства. М.: Советский художник, 1972 343 с.

123. Никифорова О.й. Психология восприятия художественной литературы. М.: Наука, 1972 152 с.

124. Никольский В.А. Преподавание литературы в средней школе. Пособие для учителя. Изд.2-е, доп. М.: Учпедгиз, 1963 291 с.

125. Нодель #.А. Комплексное использование искусства при изучении литературы в средней школе. Автореф. Дис. канд.пед.наук. М., 1973 29 с.

126. Овчаренко А. М.Горький и художественные искания XX столетия. М.: Сов. писатель, 1971 ,, 295 с.

127. О построении программы по литературе в 10 классе.- Литература в школе, 1958, I 2, с.48-50.

128. Орлов В.Н. А.Блок. М.: Гослитиздат, 1956 262 с.

129. Орлов В.Н. Перепутья. Из истории русской поэзии начала XX века. М.: Худож.лит., 1976 367 с.

130. Остроумова-Лебедева А.П. Автобиографические записки, т.2. Л.-М.: Искусство, 1945 192 с.

131. Очерки по истории русского портрета конца XIX-начала XX века. М.: Искусство, 1964 471 с.

132. Павловские среды, т.Ш. М.-Л.: АН СССР, 1949 516 с.

133. Парыгина B.C. Внеклассная работа по литературе в советской школе 20-х годов /1917-1927 г.г./.Дис. канд.пед.наук, Л., 1978.- 197

134. Петров В.Н. Мир искусства. В кн.: История русского искусства. М.: Наука, 1968, т.10, кн.1, с.341-486.

135. Петров В.Н. Мир искусства /альбом/. М.: Изобразит.искусство, 1975 247 с.

136. Петровский A.B. Общая психология. Учебник для пединститутов. Изд.2-е, доп. М.: Просвещение, 1976 479 с.

137. Пигарев К.В. Русская литература и изобразительное искусство /18-1 пол.19 в./. Очерки. М.: Наука, 1966 293 с.

138. Плукш П.П. Формирование и развитие социалистического реализма. М.: Просвещение, 1973 336 с.

139. Подкопаева Ю.Н., Свешникова А.Н. К.А.Сомов и его литературное наследие. В кн.: Константин Андреевич Сомов. Письма, дневники, суждения современников. М.: Искусство, 1979 - 624 с.

140. Поспехов И.М. Основные особенности понимания литературного персонажа учащимися 8 и 10 классов средней школы. Автореф. Дис. канд.пед.наук. м., 1956 16 с.

141. Предтеченская Л.М. Вопросы художественной культуры в школьном курсе новой и новейшей истории. Дис. канд.пед.наук. Л., 1973 214 с.

142. Преподавание литературы по новым программам. Методическое пособие. Под ред. Н.И.Кудряшева. М.: Просвещение,1970- 247 с.

143. Программы средней школы /8,9,10 годы обучения/. Литература. Наркомпрос РСФСР, 1933 40 с.

144. Программы средней школы. Литература. 8-10 классы. М.: Учпедгиз, 1949 55 с.

145. Программы средней школы. Литература. 8-10 классы. М.: Учпедгиз, 1951 55 с.

146. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство. 4-6 классы. М.: Просвещение, 1977.

147. Программы восьмилетней и средней школы. История 9-10 классы. М.: Просвещение, 1977 III с.

148. Программы восьмилетней и средней школы на 1978/79 учебный год. Литература. 4-10 классы.^ М.: Просвещение, 1978 62 с.

149. Пролетарские поэты первых лет советской эпохи. Л.: Сов.писатель, 1959 586 с.

150. Пружан И.Н. Константин Сомов /альбом/. М.: Изобразит, искусство, 1972 127 с.

151. Прытков В. Н.Ярошенко. М.: Искусство, I960 320 с.

152. Психолого-педагогические вопросы обучения и эстетического воспитания. /Сборник статей/ Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1975 - 132 с.

153. Пути развития русского искусства конца XIX-начала XX века. Живопись, графика, скульптура, театрально-декорационное искусство. Очерки. М.: Искусство, 1972 271 с.

154. Пьяных М.Ф. Русская поэзия революционной эпохи I9I7-I929 г.г. /Проблематика и поэтика/. Лекции ЛГПИ. Л., 1979 52 с.

155. Разумовская C.B. Петр Щухмин. Л.: Художник РСФСР, 1966 102с.

156. Рез З.Я. Методика изучения лирики в школе. Дис. на соискание ученой степени доктора пед. наук. Л., 1970, т.1 389 е., П - 664 с.

157. Рез З.Я. Лирика А.Блока в школьном изучении. Методические рекомендации. Л /ЛГПИ/, 1975 41 с.

158. Роговер Е.С. Проблемы эстетического образования на уроках литературы в средней школе. Учебное пособие. Л.: ЛГПИ, 1974 208 с.

159. Рождественский Б.В. Особенности курса истории русской литературы в старших классах средней школы. Литература в школе, 1949, №2, с.45-57.- 199

160. Розенблат Г.Г. К вопросу о теоретических основах принципа наглядности и об образовательном и воспитательном значении художественных картин на уроках литературного чтения. Ученые записки ЛГПЙ, 1955, т.105, с.91-139.

161. Розенблат Г.Г. К вопросу об истории наглядного преподавания литературы в средней школе. Ученые записки ЛГПИ, 1956,т.114, с.211-247.

162. Розенблат Г.Г. Наглядность на уроках литературы в 5-7 классах средней школы. Автореф. Лис. канд.пед.наук. Л., 1953

163. Роткович H.A. История преподавания литературы в советской школе. /Учебное пособие для филолог, специальностей пед. ин-тов/. 2-е изд.,испр. и доп. М.: Учпедгиз, 1946 704 с.

164. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Изд-во АН СССР, 1958 147 с.

165. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1956 696 с.

166. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973 423 с.

167. Русская литература в 9 классе. Мзтодическое пособие. М.: Просвещение, 1975 368 с.1674.Русская художественная культура конца ПХ-начала XX века / /1895-1907/ М.: Наука, 1969 - 402 с.

168. Рыбак Л.А. Образное мышление и урок литературы. М.: Просвещение, 1966 203 с.

169. Рыбникова М.А. Избранные труды. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958 -611 с.

170. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1962 504 с.

171. Сарабьянов Д.В. Русская живопись конца 1900-х начала 1910-х- 200 годов. Очерки. M.: Искусство, 1971 143 с.

172. Сарабьянов Д.В. Русские живопивцы начала XX века. Новые направления. Л.: Аврора, 1973 207 с.

173. С веком наравне. М.: Молодая гвардия, 1969 464 с.

174. Седых М.Н. Исследование представлений старших школьников о литературных персонажах. Автореф. Дис. канд.пед.наук.1. M., 1962 18 с.

175. Серафимович А. Железный поток. Рассказы. М.: Изд-во Худож. лит., 1979 494 с.

176. Серафимович A.A. Собр.соч. в 10-ти т., т.4. M., 1948 426 с.

177. Серафимович А. Из истории "Железного потока" /сборник/. М. : Советская Россия, 1976 ПО с.

178. Серов В.А. Репину И.Е. 20 янв. 1905 г. Репин И.Е. и Стасов В.В. Переписка, т.З. М.-Л.: Искусство, 1948.

179. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М.: Гослитиздат, 1947 647 с.

180. Сеченов И.М. Избранные произведения, т.2. 2-е изд. М. : Учпедгиз, 1958 413 с.

181. Скобелев ВЛ. Масса и личность в русской советской прозе 20-х годов. К проблеме народного характера. Воронеж, 1975 -341 с.

182. Славин A.B. Наглядный образ в структуре познания. М.: Политиздат, 1971 271 с.

183. Советские писатели о литературном труде, т.4. Л., 1956, 619с.

184. Совещание актива при редакции журнала "Литература в школе"-Литература в школе, 1937, № 4, с.85-89.

185. Соколов E.H. Особенности зрительных представлений у детей различных школьных возрастов.- Вопросы психологии, 1962, № I, с.81-88.- 201

186. Соколов H.M. Картина как пособие на уроках родного языка.-Русская школа, 1912, № I, с.45-85.

187. Соколов Н.М. Указатель картин к урокам русского языка и беседам на гуманитарные темы. Русская школа,1914, № I, с.1-52.

188. Соколов Н.М. Изучение литературных произведений в школе. М.-Л., 1928 160 с.

189. Сотников А.Т. Произведения изобразительного искусства при изучении советской литературы в 10 классе средней школы. Автореф. Дис. канд.пед.наук. M., 1953 28 с.

190. Сотников А.Т. Литература и изобразительное искусство в X классе средней школы. Пособие для учащихся. М.: Учпедгиз, 1959 73 с.

191. Спасская К.П. Методические указания к преподаванию литературы в 10 классе. М.: Учпедгиз, 1952 191 с.

192. Спасская К.П., Шпет С.Г. Методические указания к преподаванию литературы в 10 классе. Пособие для учителя. М.: Учпедгиз,1955 304 с.

193. Станчек H.A. Изучение лирики и поэм Янковского в школе. Л.: Просвещение, 1972 239 с.

194. Стернин Ю. Художественная жизнь России на рубеже 19-20 в.в. М.: Искусство, 1970 293 с.

195. Сурис Б.Л. Русская живопись конца XIX-начала XX века. Замечательные полотна. Книга для чтения по истории русской живописи ХУШ-начала XX века, кн.1. Л.: Художник РСФСР, 1966 -с.353.

196. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. М.-Л.: Изд. АПН РСФСР, 1947 335 с.

197. Терентьев В.А. Раскрытие сюжета художественной картины в процессе ее восприятия. Автореф. Дис. канд.пед.наук. Л., 1973-21 с.

198. Тимофеев Л., Устюжанин Д. Приступая к советской литературе. -Литература в школе, 1968, № 4, с.4-13.

199. Тимофеева В.В. Пути художественного исследования личности /из опыта советской литературы/. Л.: Наука, 1975 191 с.

200. Типологические соответствия литературы и изобразительного искусства. Киев-Одесса: Вища школа, 1975 171 с.

201. Тоддес О.Я. Картина на уроках литературы. В кн.: Очерки по методике преподавания литературы в средней школе. Сб.статей. Под ред. О.А.Моденской и Л.С.Троицкого. Л., 1940 - 226 с.

202. Толстой В.П. Ленинский план монументальной пропаганды. М. : Изд-во Акад.художеств СССР, 1961 56 с.

203. Троицкая Л.И. Методика обзорного изучения советской многонациональной поэзии в школе. Автореф. Дис. канд.пед.наук.1. Л., 1978 19 с.

204. Туаева З.й. Изучение обзорных тем в 10 классе осетинской школы. Автореф. Дис. канд.педнаук. M., 1971 20 с.

205. Тургенев И.С. Собр. соч. в 12-ти т., т.12. М. : Гослитиздат, 1958 695 с.2С6. Удонова З.В. Горький в борьбе с декадентами. М.: Сов.Россия,1968 192 с.

206. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси: Изд-во АН Груз.ССР, 1961 210 с.

207. Устюжанин Д. Рождено революцией. Литература в школе, 1967, гё 2, C.3-II.

208. Ушинский К.Д. Собр.соч. в 10-ти т., т.6. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР. 1949 448 с.

209. Ушинский К.Д. Собр.соч. в 10-ти т., т.8. М.-Л.: Изд-во АПН РСФСР 776 с.

210. Фадеев A.A. За 30 лет. Избр. статьи, речи и письма о литера- 203 туре и искусстве. Изд.2-е. М.: Сов.писатель, 1959 986 с.

211. Филиппович Й.В. Изучение обзорных тем в школьном курсе литературы XIX века. М.: Учпедгиз, 1958 128 с.

212. Гурманов Д. Собр.соч. в 4-х т., т.4. М.: Гослитиздат, 1961 -528 с.

213. Хватов A.A. Малыжин. Очерк: жизни и творчества. М.-Л.: Гослитиздат, 1959 222 е., с.19.

214. Халаминский Ю. М.Б.,Греков. М.: Искусство, 1956 139с.

215. Христенко М.А. Связь классных и внеклассных занятий при изучении обзорных тем в старших классах. Автореф. Дис. канд. пед.наук. М., 1975 26 с.

216. Чехов А.П. Цит. по кн.: Горький А.М. Собр.соч.в 30-ти т., т.28. М.: Гослитиздат, 1954 600 с.

217. Чунихина Л.В. Использование произведений живописи при изучении литературы в старших классах средней школы. Автореф. Дис. канд.пед.наук. М., 1949 20 с.

218. Шаляпин Ф.И. Статьи, высказывания, воспоминания, т.2. М.: Искусство, i960 631 с.

219. Шеварев П.А. Обобщенные ассоциации в учебной работе школьника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959 303 с.

220. Шемякин Ф.Н. Вопрос о представлениях в трудах И.М.Сеченова и И.П.Павлова. Вопросы философии, 1952, № 2, с.98-111.

221. Шещуков С.И. Неистовые ревнители. Из истории литературной борьбы 20-х годов. М.: Московский рабочий, 1970 352 с.

222. Шолохов М.А. По велению души. Статьи, очерки, выступления, документы. М.: Молодая гвардия, 1970 399 с.

223. Штайбок A.A. Образный строй в произведениях живописи и литературы. Литература в школе, 1965, № I, с.16-28.

224. Щиряков H.H. Система работы над произведениями изобразительно- 204 го искусства на уроках литература /9-10 классы/. Минск, 1963. Автореф. Дис. канд.пед.наук.

225. Щиряков H.H. Изобразительное искусство на уроках литературы /8-10 классы/. Минск: Нар.освета, 1968 170 с.

226. Щукин А.Н. Наглядные пособия на уроках литературы в IX классе. М.: Учпедгиз, 1961 182 с.

227. Юркевич Т.Г. Наглядность в преподавании литературы. М.: Учпедгиз, 1955 103 с.

228. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964 86 с.

229. Яхонт О.В. Советская скульптура. Пособие для учителя средней школы. М.: Просвещение, 1973 223 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.