Использование произведений изобразительного искусства как средства повышения эффективности изучения литературы в узбекской школе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Ахунова, Мукаддас Хамидовна

  • Ахунова, Мукаддас Хамидовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1985, Ташкент
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 150
Ахунова, Мукаддас Хамидовна. Использование произведений изобразительного искусства как средства повышения эффективности изучения литературы в узбекской школе: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Ташкент. 1985. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Ахунова, Мукаддас Хамидовна

ВВЕДЕНИЕ3-14.

I ГЛАВА, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ15-57.

§1. Витательная и образовательная роль произведений изобразительного тва в литературно-етичом развитии учащи,15-

§2. овные принципы ользования материалов изобразительного тва в проце изучения литературы 31

§3. Состояние изучения литературыиспользованием произведений изобразительного искусства38-57. П

ГЛАВА. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В УЗБЕКСКОЙ ЖСЛЕ

58-134.

§1. Сравнительно-сопоставительное изучение произведений литературы и искусства на уроках литературы58-108.

§2. Методы и формы проведения внеклассных занятий по литературеиспользованием произведений изобразительного искусства . , .108

§3. Итоги эериментальной работы 125-134.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Использование произведений изобразительного искусства как средства повышения эффективности изучения литературы в узбекской школе»

Искусство принадлежит народу. Оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс. Оно должно быть понятно этим массам и любимо ими. Оно должно объединять чувства, мысли и волю этих масс, подымать их. Оно должно пробуждать в них художников и развивать их".^

Эти ленинские слова в полной мере относятся и к литературе. Народность литературы связана с воплощением лучших национальных традиций, выработанных народом в процессе исторического развития.

Литература в нашей стране стала поистине массовой. Болыцую притягательную силу имеет русская классическая литература, ее связь с революционным освободительным движением. Произведения русских писателей-классиков XIX века проникнуты горячей любовью к народу, духовные силы которого неисчерпаемы.

Советская литература - это качественно новый этап в развитии идейно-художественного творчества. Она отражает нащу действительность, рисует замечательные образы советских людей. Лучшие произведения социалистического реализма стали достоянием миллионов читателей в нашей стране и за рубежом.

За последнее время, как отмечалось на ХХУ1 съезде КПСС, и в семье, и в школе происходит "огромная тяга советских людей к ис~ кусству".

Широта гуманитарных интересов и разносторонность духовных запросов советских людей, особенно молодежи, требуют от работников народного образования целенаправленной педагогической работы,

1. Ленин В.И. 0 литературе и искусстве. Изд.5-е,М.,1976,с.657.

2. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.М.»Политиздат, 1981,с.63.

Советская школа переживает новый этап своего развития. Решения ХХУ1 съезда КПСС определили пути дальнейшего совершенствования общего среднего образования, повышения качества обучения, трудового и нравственного воспитания учащихся, укрепления связи школы с жизнью. Июньский /1983г./ Пленум ЦК КПСС указал на необходимость поднятия уровня воспитательной работы в школе, расширения идейного кругозора учащихся, формирования привычки и любви к общественно полезному труду, высоких качеств гражданина социалистического общества, активного строителя коммунизма.

Пленум обратил внимание и на роль школы в эстетическом воспитании молодежи, в развитии у нее чувства прекрасного, умения понимать и ценить произведения искусства.

В Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, одобренных Пленумом ЦК КПСС 10 апреля и Верховным Советом СССР 12 апреля 1984 года, отмечается, что в настоящее время важнейшей задачей школы является значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. "Необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники истории и архитектуры, красоту и богатство родной природы. Лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих болыцую познавательную и воспитательную силу".* В свете этих установок советские учителя призваны постоянно совершенствовать формы и методы обучения и воспитания. Большие возможности для реализации названных задач представляет изучение родной литературы.

I. О реформе общеобразовательной и профессиональной школы:.Сборник документов и материалов. М.,Политиздат,1984,с.112,48

Произведения литературы являются одним из сильнейших способов воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы деятельности школьников. Однако такое воздействие достигается лишь в том случае, если глубоко усвоено идейно-художественное содержание литературного произведения. Именно поэтому усилия методистов и учительства направлены на поиски эффективных форм и приемов обучения, позволяющих организовать интенсивную познавательную деятельность учащихся.

Одним из средств оптимизации учебно-воспитательного процесса является использование произведений изобразительного искусства на занятиях по литературе.

Особенности восприятия художественного текста учащимися обусловливают постоянное внимание учителя к работе воссоздающего воображения школьников, к возникающим в их сознании ассоциациям, ибо зрительный образ порождает непосредственную ассоциацию с предметами, явлениями и понятиями, переданными средствами словесного искусства, Зрительный образ становится толчком к работе воссоздающего воображения. Иллюстрация, рисунок или портрет воспринимается как отражение жизни, ассоциируется с непосредственными наблюдениями учащихся.

Произведения изобразительного искусства на уроках литературы становятся источником новых знаний, а следовательно, они помогают формировать у учащихся научно-теоретические понятия, активизировать процесс мышления и развивать их речь. Облегчая анализ и синтез, обобщение и систематизадаю, абстрагирование и конкретизацию знаний о литературе, произведения изобразительного искусства становятся могучим средством развития творческого мышления учащихся, а значит, представляют значительную образовательную ценность.

Наряду с этим, произведения изобразительного искусства, используемые в процессе преподавания литературы, имеют большое воспитательное значение. Правильно отобранные картины, иллюстрации и т.п. помогают воспитывать школьников в духе коммунистической убежденности, преданности и любви к своей Родине, народу, ненависти к ее врагам, утверждения пролетарского гуманизма и интернационализма, сознательного отношения к труду.

Эстетически осваивая многообразные стороны действительности и как одна из форм познания мира, изобразительное искусство выполняет значительную функцию в духовной и социальной жизни общества, являясь мощным средством идейного воспитания отдельной личности и общества в целом.

Следовательно, произведения изобразительного искусства наряду и во взаимодействии с произведениями художественной литературы помогут учителю-словеснику организовать познавательную деятельность учащихся и одновременно решать задачи коммунистического воспитания.

Произведения изобразительного искусства на занятиях по литературе :

- углубляют понимание индивидуально-психологических качеств литературных персонажей;

- способствуют осознанию роли художественно-изобразительных и выразительных средств в раскрытии основной идеи произведения;

- помогают формированию оценочных суждений у учащихся;

- вырабатывают навыки наблюдения над особенностями идейно-художественного содержания произведения;

- формируют общеэстетические и нравственные идеалы у подрастающего поколения.

Именно поэтому в советской методике преподавания литературы уделяется большое внимание вопросам использования произведений изобразительных искусств в процессе изучения литературы.

- 7

Этому вопросу посвящен ряд работ, посвященных методике преподавания русской литературы: А.Ф.Киселевой, Г.Г.Розенблата, Н.Н.Щи-рякова, Е.Н.Колокольцева и других.

Методист А.Ф. Киселева"1', основываясь на многолетнем опыте преподавания литературы, показывает пути и методы использования произведений русской классической и советской живописи и целях нравственного и эстетического воспитания учащихся на уроках литературы. Ею определена система использования произведений изобразительного искусства в плане тематических, идейных и стилевых параллелей к программным произведениям по курсу литературного чтения.

В методическом пособии Г.Г.Розенблата рассматриваются приемы работы с картиной на различных этапах изучения литературного материала: в ходе вступительных занятий; на уроках, связанных с изучением биографических сведений о писателях; в процессе углубленного анализа художественного произведения.

Вопросам использования материалов изобразительного искусства на уроках литературы в старших классах посвящено исследование H.H. з

Щирякова . Автором охарактеризованы такие аспекты проблемы, как применение репродукций картин для характеристики исторической эпохи, а также - при изучении работ В.И.Ленина, критических статей, документов партии и правительства по вопросам литературы и искусства,

В работе Н.М.Квитинского4 раскрыта методика использования изобразительного материала для решения задач развития речи нерусских учащихся на занятиях по русскому языку и литературе и в процессе

1. Киселева А.Ф. Знакомство с живописью на уроках литературы. л Учпедгиз,М 1954.

2. Розенблат Г.Г. Картина на уроках литературного чтения в j-ЛI классах.М.лУчпедгиз, 1956.

3. Шаряков Н.Н.Изобразительное искусство на уроках литературы . /УШ-Х классы/.Народная асвета, шнек, 1968.

4. Квитинский Н.М. Картины на занятиях по русскому языку и литературе в национальной школе.М.,Просвещение,1969. внеклассной работы. Ценным в данной работе, на наш взгляд, является разработка конкретных методических рекомендаций по названной проблеме с учетом возрастных особенностей учащихся.

E.H.Колокольцев в научном исследовании, посвященном использованию художественных иллюстраций и картин при изучении литературт ного произведения в У-УП классах , показывает большое воспитательное значение работы с художественной иллюстрацией и картиной при анализе литературного произведения, определяет содержание, систему и методы этой работы. С этих позиций рассматриваются специфика восприятия иллюстраций, история вопроса и методика работы над иллюстрацией в процессе изучения литературного произведения в У-УП классах; раскрывается значение художественной картины на уроках литературы, применение картины в дореволюционной и советской школе и методика работы над картиной в У-УП классах.

Что же касается узбекской литературы, то вопросы ее изучения во взаимосвязи с другими видами искусств не являлись предметом специального рассмотрения. Подтвердим высказанное суждение кратким анализом имеющейся по данной проблеме методической литературы.

В одном из разделов методичесвого пособия "Кабинет литерату2 ры и наглядность обучения" содержатся общие указания по использованию портретов писателей при изучении их жизненного и творческого пути, применению иллюстраций к произведениям литературы.

Определенное внимание проблеме использования смежных видов искусств при обучении литературе уделяется в монографии проф. А. Зуннунова "Очерки из истории методики узбекской литературы", где

I .Колокольцев Е. Художественная иллюстрация и картина при изучении Г!§1РН0Г° пРоизведения в ^ классах. Автореферат канд.дисс.

2.йураев К. Кабинет литературы и наглядность обучения: Методическое пособие для учителей литературы./Под ред.К.Ахмедова. Ташкент,1965,с. Г7-32. З.Зуннунов .А.Очерки ц3 истории методики узбекской литературы: . 2-е изд.доп.,Т ашкент,Укитувчи,1980,с.166. определяются общие принципы использования учителем произведений живописи, музыки и кино.

А.Зуннуновым, А.Алиевым создано методическое пособие для учителей "Изучение литературы во взаимосвязи с другими гуманитарными предметами"*. В настоящем пособии, наряду с освещением принципов и приемов изучения литературы во взаимосвязи с родным языком, историей, географией, обществоведением и музыкой даются общие рекомендации по взаимосвязи литературы с изобразительным искусством.

В пособии обосновывается комплексная проблема, которая может быть решена на стыке указанных гуманитарных наук, что способствует художественному воспитанию сложных ассоциативных явлений в произведении.

Проведенный обзор литературы по теме исследования позволяет сделать вывод, что в советской школе в целом накоплен богатый опыт / в теоретическом и практическом направлении/ по использованию произведений изобразительного искусства при изучении литературы.

Однако небольшое число работ по данному вопросу в области методики преподавания узбекской литературы и отсутствие специальных исследований обусловило необходимость создания научно обоснованной системы работы по использованию материалов изобразительного искусства в процессе преподавания родной /узбекской/ литературы. Этому же способствовало и изучение состояния преподавания в узбекской школе, которое выявило неумение учащихся У1-УП классов "читать" и понимать произведения изобразительного искусства; неустойчивость художественных интересов у школьников; методическую беспомощность учителя в организации целенаправленной работы по использованию изобразительных материалов.

I. Зуннунов А.,Алиев А. Изучение литературы во взаимосвязи с другими гуманитарными предметами. Ташкент,У^иувчи,1982,с.44-56 / на узб.яз./

- 10

Исходя из этого, была определена тема исследования:"Использование произведений изобразительного искусства - как средства повышения эффективности изучения литературы в узбекской школе"«

Цель исследования: определить теоретические основы использования произведений изобразительного искусства в процессе преподавания узбекской литературы; проверить в практике узбекской школы эффективность разработанной нами системы методов и приемов использования произведений изобразительного искусства при изучении литературы в 1У-УП классах.

В соответствии с целью исследования намечены следующие конкретные задачи:

- выявить дидактические функции и определить принципы отбора произведений изобразительного искусства для использования их на уроках родной литературы в 1У-УП классах узбекской школы;

- изучить.реальное состояние проблемы в практике преподавания, а именно: проанализировать программы и учебники по родной литературе с точки зрения реализации в них установок на осуществление межпредметных связей (в плане исследования);

- определить уровень владения учащимися приемами анализа произведений изобразительного искусства; провести наблюдение на уроках родной литературы с целью изучения опыта работы учителей по использованию материалов изобразительного искусства;

- разработать методические приемы использования произведений изобразительного искусства на занятиях по родной литературе;

- проверить целесообразность и эффективность предлагаемой системы работы в процессе опытного обучения.

Исходя из поставленных целей и задач, предметом исследования является процесс изучения литературы 1У-УП классов с использованием изобразительного искусства.

Объектом изучения являются деятельность учащихся 1У-УП классов на уроках литературы с привлечением изобразительного искусства в узбекской школе.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретический - изучение и анализ трудов ведущих дидактов и методистов по вопросам использования произведений изобразительного искусства в процессе преподавания литературы;

- социолого-педагогический - анализ школьной документации /программ и учебников/ в плане исследуемой проблемы; наблюдение и анализ педагогического процесса; анкетирование учителей литературы и учащихся 1У-УП классов узбекской школы;

- экспериментальный - выявление уровня знаний и умений учащихся в процессе работы с материалами изобразительного искусства;

- экспериментальная проверка доступности и эффективности предлагаемой методической системы использования материалов изобразительного искусства в процессе преподавания литературы;

- статистический - количественная и качественная характеристика письменных работ, устных ответов учащихся, материалов анкет.

В диссертации выдвигается следующая гипотеза: при условии создания определенной системы использования произведений изобразительного искусства на уроках литературы появляется возможность углубить, расширить, сделать более осознанными знания учащимися литературного материала и основ искусствоведения, значительно обогатить культуру восприятия литературных произведений изобразительного искусства школьниками и оказывать большое влияние на их эстетическое воспитание и формирование коммунистического мировоззрения.

Методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма о литературе и искусстве, как формах отражения действительности, о роли искусства в обучении и воспитании, а также документы Коммунистической партии и Советского правительства о воспитательной роли литературы и искусства в народном образовании. В теоретической разработке проблемы исследования использованы достижения советской педагогики, психологии, литературоведения, искусствоведения и частной методики.

В исследовании использован также и личный - более чем 20-летний педагогический опыт работы диссертанта в качестве учителя-словесника.

Настоящая работа выполнялась поэтапно.

На первом этапе исследуемая проблема изучалась с теоретической стороны, выявлялось состояние обучения с использованием произведений изобразительного искусства на уроках литературы и во внеклассных занятиях^ осуществлялся анализ программы и учебников в аспекте исследования, изучался и обобщался опыт лучших учителей, определялся уровень знаний учащихся и их способности к воображению, разрабатывалась методика исследования.

На втором этапе был проведен констатирующий эксперимент по использованию произведений изобразительного искусства в процессе преподавания родной /узбекской/ литературы. Эксперимент проводился в школах №№ 1,2,6,18,20,31,35,49 Узбекистанского района Ферганской области и в школах $№3,5,7,10,13,18,25 г.Коканда.

На третьем этапе были проанализированы экспериментальные материалы, обобщены результаты эксперимента и разработаны практические рекомендации.

Новизна исследования состоит в следующем:

- впервые сделана попытка выявления и систематизации произведений изобразительного искусства, используемых на уроках родной литературы в 1У-УП классах узбекской школы;

- обосновывается принцип отбора произведений изобразительного искусства с учетом их связи с произведениями родной (узбекской) литературы ;

- предложена методическая система работы по использованию произведений изобразительного искусства в процессе преподавания родной литературы в 1У-УП классах.

Практическая значимость исследования состоит в том, что применение в преподавании родной литературы в 1У-УП классах результатов исследования и внедрение их в школьную практику способствует совершенствованию методики изучения узбекской литературы и повышению эффективности уроков, а также формированию эстетических и нравственных идеалов у учащихся школ Узбекской ССР.

О результатах исследования было доложено на 1У,У,У1,УП,УШ Республиканских научно-практических конференциях "Эстетическое воспитание молодежи" /Наманган, 1973,Ургенч, 1974,Самарканд, 1976,Андижан, 1977,Ангрен,1978/, на Всесоюзном совещании "Проблема дальнейшего развития народных университетов по пропаганде педагогических знаний и совершенствование их деятельности" /Грузинская ССР,г.Телави,1978/ 1Х,Х,Х1,ХП Республиканских педагогических чтениях /Ташкент, 1974, 1977,1978,1981/.

Основное содержание исследования отражено в статьях "Лирика Хамзы и эстетическое воспитание"/ - в сб.:"Вопросы изучения узбекской литературы", НИИ педагогических наук УзССР,Ташкент, 1976,бсерия/, "Развитие эстетических чувств учащихся при изучении стихотворения "Осенние песни" Уйгуна/ж.Совет мактаби,1976,ЖЗ/"Формирование эстетического мировоззрения учащихся при изучении лирических произведений" /Г ашкент, Республиканский учебно-мет одический кабинет Министерства просвещения УзССР, 1976/, "Развитие эстетических чувств учащихся при изучении лирического стихотворения Уйгуна "Девушке-колхознице" /ж.Совет мактаби,1978,^11/,"Использование произведений изобра^ зительного искусства на уроках родной литературы"/ методические рекомендации/. Офсетная лаборатория УзНИИПН им. Т.Н.Кары-Ниязова, 1984, "Использование произведений изобразительного искусства на уроках литературы в 1У-УП классах" /В сборнике/. Офсетная лаборатория УзШИШ им .Т.Н.Кары-Ниязова, 1984 "Использование материалов изобразительного искусства на уроках" (ж."Совет мактаби,1984 №6. /Все на узбекском языке/.

На защиту выносятся следующие положения:

- система работы по использованию произведений изобразительного искусства должна стать составным звеном в процессе преподавания литературы;

- разработанная методика применения произведений изобразительного искусства на уроках литературы способствует литературному и эстетическому развитию учащихся 1У-УП классов узбекской школы.

- 15

I ГЛАВА ТЕОРЕГИЧЗСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

§1. Воспитательная и образовательная роль произведений изобразительного искусства в литературно-эстетическом развитии учащихся.

Советская школа призвана утверждать в жизни молодого поколения нашего общества основы коммунистической морали. В этой созидательной деятельности школы особое место принадлежит преподаванию литературы.

Знакомство школьников с родной литературой, классической и современной, где с такой остротой ставились и решались идейно-нравственные проблемы, таят огромные воспитательные возможности.

Сила воздействия художественной литературы на юную душу обусловлена тем, что в школьные годы идет интенсивный процесс духовного становления личности, постепенно складываются идейные и нравственные убеждения. В эту пору над вопросами морали, нравственные нормы и эстетические идеалы героев литературных произведений становятся тем, " строительным материалом", из которого создается личность.

Каждый урок литературы, независимо от материалов, может и должен стать ступенькой в идейном и нравственном восхождении личности к духовному совершенству.

Образовательное и воспитательное значение литературы будет еще более действенным,если параллельно с ее изучением учащиеся ознакомятся с другими видами искусства и прежде всего изобразительным искусством.

Привлечение произведений искусства к урокам литературы оправдано только в том случае, если оно способствует углублению знаний учащихся по изучаемому предмету и воспитанию у них идейной убежденности. Можно предположить, что произведение изобразительного искусства лишь тогда может сыграть нужную роль в учебном процессе, когда само оно воспринято учащимися не поверхностно, а глубоко, полно, в единстве содержания и формы. При его восприятии важно, чтобы у учащихся возникло высшее чувство - эстетическое чувство наслаждения, которое непосредственно связано с интеллектуальными процессами.

Б этом отношении считаем уместным сослаться на высказывание В.Г.Белинского, который утверждал, что "для полного истинного постижения искусства, а следовательно, и полного истинного наслаждения им необходимо основательное изучение, развитие, эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на степень эстетического вкуса, приобретаемого изучением и развитием"^

Произведения изобразительного искусства отражают волю, чувства, переживания, мысли человека, но отражают специфическими средствами, поэтому, наряду с общеобразовательной подготовкой учащихся живописи воспитывают у школьников эстетическое восприятие жизни, художественный вкус, умение понимать и ценить подлинные произведения искусства.

В Программе Коммунистической партии Советского Союза отмечается, что "художественное начало еще более одухотворит труд, украсит быт и облагородит человека"^.

К.Маркс и Ф.Энгельс раскрывают пути осознания жизненных реа

1. Белинский В.Г.Полн.собо.соч.,тДХ М.:Изд.М СССР, 1955,с. 159

2. Программа Коммунистической партии Советского Союза.-М.: Политиздат, 1973,с.130. лий средствами искусства, особенно отмечая при этом специфические особенности и сущность искусства, значение искусства в восприятии объективной действительности, в обогащении человека знаниями. В своих трудах "Святое семейство"."Немецкая идеология","К критике политической экономии", а также в письмах М.Каутской, М.Гаркнесс, Ф.Лаосалю они обосновали воспитательные и образовательные возможности искусства и определили основы эстетического воспитания трудящихся средствами искусства.

Излагая тезис о художественном воспитании личности,К.Маркс раскрывает пути эстетического освоения объективного мира и преломления этой красоты в своей деятельности, в своем поведении.

Развивая учение К.Маркса и Ф.Энгельса об искусстве, В.И.Ленин в работе "Материализм и эмпириокритицизм" излагает свою позицию по вопросу о познании действительности в ее художественном воплощении. В.И.Ленин подчеркивал» что по своей природе искусство является специфической формой познания мира.

Опираясь на эти основополагающие принципы классиков марксизма-ленинизма о специфике и значении искусства, мы определили роль произведений изобразительного искусства в процессе преподавания литературы, как дополняющего, углубляющего и обогащающего картинного комментария к произведениям литературы.

Но прежде, чем обратиться к произведениям изобразительного искусства на уроке, необходимо научить учащихся понимать картину, "читать" ее, ибо в полной мере эстетически воспринять произведение искусства может лишь тот, кто к этому подготовлен. Следовательно, наши школьники должны получить "художественные" знания: о мастерах живописи, о направлениях в изобразительном искусстве, о творческой манере того или иного художника.

У К.Маркса есть очень точное указание о том, что для того, чтобы наслаждаться искусством надо быть художественно образованным I человеком.

В средней общеобразовательной школе изучение литературы во взаимосвязи с изобразительным искусством, являясь основным средством эстетического воспитания, формирует у учащихся коммуниста че с -. кое мировоззрение и идейные убеждения. Кроме того, такое изучение развивает у школьников зрительную память, творческое воображение, синтетическое мышление, воспитывает художественный вкус.

Общеизвестно, что познание действительности начинается с ощущений (чувств). Наше восприятие, которое основывается на зрительных ощущениях, представляет собой динамический процесс. Глаз прослеживает грани удаленного от нас предмета, его детали, части, многократно "ощупывает" предмет для того, чтобы получить о нем полное правильное впечатление.

Восприятие человеком, любого предмета представляет собой не просто обретение чувств зрительного или слухового характера, а всегда является осмысливанием, истолкованием увиденного. Видеть и осмысливать увиденное - это единый процесс, осуществляющийся в акте длительного или мгновенного восприятия. В ходе первичного и повторяющегося всматривания в предмет происходит истолкование увиденного."2

В зависимости от характера жизненного опыта, знаний, интересов восприятие человека при разглядывании объектов может быть более или менее углубленным, лучше или хуже вскрывать существенные их свойства, т.е. мы можем говорить о различных уровнях восприятия.

Большое значение для полноты и богатства восприятия произведений искусства имеет тот "фонд" художественных впечатлений, зна

X.Маркс и Энгельс об искусстве.-М.:1957 т.X,с.174 2.Якобсон П.М. Психология художественного восприятия.М.«.Искусство, 1964,с.XX. ний, которыми обладают наши учащиеся. Это дает возможность им лучше сопоставлять данное произведение с другими, ввделять его ценные стороны.

Восприятие произведения искусства очень часто характеризуется при этом переживанием эстетического удовольствия, переживания красоты предмета« Действительно, рассматривая произведения живописи, мы испытываем наслаждение, т.е. мы не просто зрительно регистрируем соединение красок, цветов, фигур на полотне,а получаем дополнительные художественные знания о предмете; при этом интенсивно работает наше воображение. Так происходит потому, что подлинное произведение искусства, не только отображает действительность, но и воздействует на эмоциональную и интеллектуальную сферу человека.

В общеобразовательной школе учащиеся приобретают элементарные знания и умения по изобразительному искусству. Так, в начальных классах школьники рисуют с натуры, затем создают рисунки на определенную тему, выполняют иллюстрации к художественным текстам, В процессе уроков рисования с учащимися проводятся беседы об изобразительном искусстве. Однако, в соответствии с учебным планом,знакомство с этим предметом художественного цикла заканчивается после шестого класса.

Между тем, художественное воспитание лишь тогда достигает цели, если будет проводиться последовательно и системно. В этом плане уроки литературы предоставляют такую возможность, ибо изучение двух видов искусства в их тесной связи как нельзя лучше способствует формированию эстетических вкусов учащихся.

Органическая же связь литературы и изобразительного искусства обусловлена тем, что живописец, как и писатель, создает художественный образ, запечатлевший действительность в ее типических проявлениях. Художественные средства живописи (краски,линии и пр.) совсем иные, чем в литературе-искусстве слова, но отбор жизненных фактов, проникновение в сущность изображаемого явления в чем-то главном могут совпадать, и картина может дать емкий, выразительный образ этого явления.

Обобщение и типизация действительности через художественные образы произведений литературы и живописи не только понимаются, но и воспринимаются читателем и зрителем. Такая эмоциональная форма изображения идеи воздействует на человека очень сильно. Искусство - это образное мышление",* - писал В.Г. Белинский. Следовательно, знакомясь с произведениями искусства, учащиеся постигают определенное содержание, выраженное художественными образами. Произведение литературы станет для ученика более понятным, если он не только прочитает само произведение, но и увидит иллюстрации к нему. Ребенок чаще мыслит конкретными образами, и зрительная память чаще оказывается прочнее слуховой, поэтому словесный образ, подкрепленный изображением будет глубже воспринят и понят учеником.

В период формирования личности при изучении художественнйй литературы учащиеся дают этическую оценку поведению героев, постигают истинный смысл их действий, мотивы их поступков, оценивают эмоциональную и эстетическую силу воздействия изучаемых произведений в целом, вычленяют их художественные особенности как необходимые средства для расширения этических, исторических и психологических задач в их сложном единстве.

В этом сложном мыслительном процессе привлекаемые произведения изобразительного искусства помогают обучению школьников только тогда, когда они вызывают мыслительные операции школьников, когда учат их думать. Работая с произведениями изобразительного искус

I. Белинский В.Г. Петербургский сборник. Собр.соч.в трех томах.

- М.:Госуд.изд-во худ.литературы,1948,т.1,с.67. ства на уроках литературы, необходимо развивать у учащихся такие стороны мышления, как четкость и глубина мысли, ее последовательность, критичность, учить вскрывать причинную зависимость.

Объектом изучения становятся преемственные связи между литераторами и художниками. Учащиеся начинают осознавать то общее, что связывает не только писателей разных эпох, а и деятелей различных видов искусства. При наглядном обучении,- отмечал К.Д.Ушинский,- знакомство с предметом для самого предмета играет второстепенную роль; главную же цель наглядного обучения составляет упражнение наблюдательности, логичности и уменье верно выражать в словах свои наблюдения и логические из них выводы."*

Эту мысль можно отнести к использованию произведений изобразительного искусства, помогающих ученикам в выработке самостоятельности суждений, в развитии их речи.

Работа по картине дополняет работу над литературным произведением, картина способствует решению тех же познавательных задач своими средствами. Шесте с тем каждая встреча школьников с произведением живописи (даже в репродукциях) обогащает их эстетический опыт, учит понимать произведения искусства.

Как правило, на уроках литературы используются репродукции картин художников-реалистов, которые правдиво отображали явления и события окружающего мира. Картина может убедительно рассказать ученику об исторической эпохе, о быте и характерах людей. "Читая" их, учащиеся знакомятся с историей своей Родины, своего края, в результате чего у школьников формируется исторический подход к произведениям изобразительного искусства.

К примеру, даже древние наскальные изображения или изображения

• Ушинский К.Д. О первоначальном преподавании русского языка.Избо. пед.произв.М.: Просвещение,1988,с.188. на сосудах, предметах быта помогают создать представление не только об уровне живописи тех далеких лет, но и об укладе жизни наших предков. Или, узбекский школьник, никогда не выезжавщий за пределы своей республики, может узнать о красотах русской природы благодаря полотнам известных русских художников-пейзажистов И.Шишкина, И»Левитана и др.

Картины художников могут расширить, уточнить представления о некоторых социальных, эпических проблемах дореволюционной России, о безрадостной жизни детей до Октябрьской революции.

Например, при рассматривании картины В.Г.Перова "Тройка",у учащихся обязательно возникнут вопросы: "Чьи это дети?","Почему тянут они эту тяжелую бочку с водой?,"Что ждет их?".Комментируя картину, учитель расскажет о безрадостном детстве в прошлом и обратит внимание учащихся на такие художественные детали, как холодные, мрачные краски; ветхую одежду, едва прикрывающую худенькие тела; согнутые фигурки детей, крайнюю усталость и напряженность всех сил. Ребята отметят и выражение лиц персонажей: опущенные глаза, высоко поднятые брови. Заледеневшие детские ручонки, сжимающие веревку, ноги в тяжелых башмаках, скользящие по снеговому насту, дополняют картину тяжелого непосильного труда детей бедняков»

Конечно, такая картина не может не волновать школьников, которые очень ярко представили судьбу своих сверстников. Картина вызывает у ребят сочувствие к обездоленным детям, у которых украли детство. Сегодняшние школьники начинают осознавать весь ужас эксплуататорского строя и проникаются чувством негодования против подобной несправедливости.

Огромное значение для патриотического воспитания учащихся имеют картины художников Узбекистана, отражающие все этапы развития республики. Широкий тематический диапозон произведений узбекского изобразительного искусства обогащает знания учащихся о своем крае, формирует чувство любви к Родине, к человеку труда,

Назовем несколько наиболее известных полотен художников Узбекистана, имеющих огромное воспитательное значение. Картина У, Тансыкбаева "Путь зверя" изображает бессмысленную жестокость фашистских захватчиков, В результате сильной бомбардировки места, где еще недавно бурлила жизнь, превратились в груду развалин, в мертвую зону, где страшно не только людям, но и хищникам, Фигуры повешенных на деревьях усиливают воздействие картины на зрителя, Картина вызывает чувство ненависти к фашизму, к проклятой войне.

Полотно художника Л.Абдуллаева "Встреча демобилизованных" -волнует своим ярким и правдивым изображением воинов-победителей. Героев горячо встречают на вокзале. Радостные лица, улыбки, слезы, цветы победителям - все это заставляет испытать чувство гордости за нащих бойцов, верности и преданности Родине - матери.

Многие картины узбекских художников посвящены теме труда. Это: "К чаю" З.Иногамова, "Успех звена" Н.Кашиной, "Утро Кайра-кумской ГЭС" У.Тансыкбаева и ряд других. Разумеется, привлечение их на уроки литературы окажет большое воспитательное воздействие, так как поможет понять учащимся, как в нашей стране высоко ценится труд и каким уважением и любовью окружены люди труда.

По картинам З.М.Ковалевской "В ложе", М.Саидова "К свету", "Ликбез", Н.Кузибаева "Пробуждение" учащиеся знакомятся с периодом становления Советской власти в Узбекистане, узнают о стремлении узбекского народа, особенно женщин-узбечек к знаниям, к новой жизни.

- 24

Ярко и образно раскрывает художник П.П.Беньков идею дружбы народов нашей многонациональной страны. Его картина "Подруги" стала прекрасной иллюстрацией ко многим произведениям, раскрывающим братство и взаимопомощь представителей разных республик»

Вся картина пронизана солнечным светом. В колхозном саду на фоне кустов виноградника изображены две девочки - узбечка и русская, Это и есть моральный центр всей композиции. Девочка-узбечка показывает своей подружке огромные кисти винограда. Русская девочка с удивлением и восхищением разглядывает их. Возможно она впервые увидела, как выращивается вкусный виноград.

Все персонажи картины - и подружки, и дети, окружившие их, и старик-садовник воспринимаются как члены одной дружной семьи. Картина заставляет зрителя еще раз почувствовать все величие дружбы советских народов и оставляет чувство радости, гордости и оптимизма.

Это впечатление дополняется изображением прекрасного пейзажа солнечного Узбекистана. вство патриотизма, любви к своему краю вызывает у детей пейзажные полотна замечательных мастеров кисти У.Тансыкбаева и Р.Ахмедова, З.Иногамова, Р.Темирова и других. Красоты природы родного Узбекистана, запечатленные в картинах этих художников, помогают понять и характеры людей, живущих здесь; воспитывают у школьников желание сохранить и приумножить эти природные богатства. Энергия бурных рек, вершины снежных гор, широкие хлопковые поля, фруктовые сады, бескрайние степи, распаханные и еще не освоенные, - все это объекты не только для созерцания и любования, но и тема для серьезного разговора и глубоких раздумий о роли человека в преобразовании природы, о разумном и рациональном использовании всего того, что нам дарит природа.

- 25

Следовательно, зрелые произведения искусства, оставляя след в душе человека, помогают познавать себя, идейно обогащают и воспитывают зрителя.

Реалистические произведения изобразительного искусства обогащают учащихся знанием и пониманием не только настоящего, но и прошлого. Так, ученики получают знания о героической борьбе за установление советской власти в Узбекистане, об острой классовой борьбе в 20-х годах, о движении за освобождение женщин от ига ислама и уничтожение паранджи "Худжум" по картинам В.Уфимцева "Боевой план",М.Саидова "Ликбез", К.Насырова "Земля - батракам",В.Петрова "М.И.Калинин в Бухаре". А картины В.Пучковского "Дынный базар", Д.Имамова "Невеста", М.Саидова "Аския", Е.Мельникова "Коз-лодранье" и другие помогают понять национальные традиции, быт,обычаи узбекского народа.

Революционные преобразования и трудовой пафос молодой узбекской республики отражены в произведениях Г.Абдурахманова "Новый хозяин", В.И#Уфимцева "0 земле, о будущем", Б.Бабаева "Ферганская сюита" (композиция из трех частей), Л.Абдуллаева "Дети земли", А. Абдуллаева "Большая семья".

Представление о прошлом своей Родины и своего народа учащиеся получают и благодаря портретной живописи. Работа с иконографическим материалом (фотографии, репродукции портретов ввдающихся государственных деятелей, ученых, писателей и поэтов, сюжетные картины о них) требует обращения к документальным материалам; воспоминаниям современников, биографическим фактам, высказываниям биографов-исследователей и т.п.

Так, художественная изобразительная Лениниана всегда будет богатейшим воспитательным материалом на уроках литературы. Произведения художников А.М.Герасимова, И.И.Бродского, В.А.Серова,

Е.А.Кибрика, Н.Н.Жукова и других воспитали и будут воспитывать не одно юное поколение, так как они глубоко раскрыли многогранность и обаяние личности Ильича.

Гениальный образ В.И.Ленина вдохновлял и продолжает вдохновлять советских художников из национальных республик. " Коллективный труд мастеров-реалистов разных поколений, разных стилевых течений и манер, различных национальных школ и прежде всего мастеров советского искусства заложил прочные основы той "Ленинианы" всемирного искусства, которая будет вечно пополняться все новыми и новыми работами, ибо образ Ленина - образ вечно живой, неистощимо могучей, вдохновляющей силы - будет привлекать т к себе сердца все новых и новых художественных талантов".

Свой вклад в Лениниану внесли и деятели узбекского изобразительного искусства Р.Вико, Н.Кузибаев, В.Петров, С.Абдуллаев, Л. Абдуллаев. Их картины "Встреча с В.И.Лениным","В.И.Ленин в Горках", "Портрет В.И.Ленина","В.И.Ленин беседует с делегацией Востока", "В.И.Ленин у карты Голодной степи" и др. выражают любовь и верность узбекского народа к великому вождю, раскрывают заботу и внимание, которые постоянно проявлял В.И.Ленин к народам Востока, к делам Туркестанского края.

Тема подвига советского народа в годы Великой Отечественной войны также нашла свое отражение в изобразительном искусстве художников Узбекистана. Героика военных лет запечатлена в цикле военных этюдов "По дорогам войны" Урала Тансыкбаева. Художник гневно обличает и клеймит преступления фашистских извергов, прославляет мужество советских людей. Гитлеровский план "молниеносного" захвата страны Советов потерпел позорный провал, потому что пре

X. аименко я.м. иораз великого Ленина в произведениях советского изобразительного искусства. М.; Изд-во Академии художеств СССР, 1962,с.52. красно оснащенная гитлеровская армия встретила небывалое сопротивление со стороны советского народа. Дух нашей армии питался горячим патриотизмом и великой дружбой больших и малых народов, населяющих СССР. Картины У.Тансыкбаева "На земле освобожденной","Воздушный бой", "Партизанка" реалистически изображают эпизоды героических военных будней. Перед взором учащихся предстают зарисовки художника, наполненные живыми образами и духом того сурового времени. В них получили острое и глубокое воплощение животрепещущие, волновавшие всех советских людей идеи.

Мотивы мирного созидательного труда советского народа прозвучали в картинах "На хирмане", " На строительстве Чарвак-ГЭС", "Дорога Ангрен-Коканд", "Гапляаральские дали" У.Тансыкбаева, "Поливальщик" Р.Ахмедова, "Завтрак в поле" З.Йногамова. Работа с этими картинами поможет учащимся понять величие трудовых дел нашего народа, его стремление своим трудом преобразовать и украсить отчий край.

Проводя беседы с учащимися об изобразительном искусстве, необходимо напомнить им, что художники всегда уделяли большое внимание молодому поколению, так как видели в нем строителей будущего общества. В узбекской живописи эта тема также широко представлена. Достаточно назвать такие полотна, как "Дети вступают в новую жизнь" Н.Кашиной,"Бабушка и внучка","Портрет Шахлы" А.Абдул-лаева,"Портрет отличницы" Ч.Ахмарова,"Пионер" М.Набиева,"У молодого поэта" Л.Абдуллаева, "У арыка" З.Ковалевской и другие произведения.

Особенно примечательна картина Рахима Ахмедова "Портрет механизатора". В центре картины мы видим юношу, сидящего за столом и читающего книгу. Если бы не комбинезон, то юнощу просто можно было бы принять за обыкновенного ученика. Почему же автор отка

-казался от привычных традиций и не изобразил своего героя в поле, рядом с трактором или комбайном? Но в этом как раз-то и заключается современность картины, глубокое проникновение художника в духовный мир своего героя.

Действительно, образ механизатора на картине Р.Ахмедова -типичный образ современного образованного механизатора, живущего богатой духовной жизнью. Внимательное рассмотрение картины позволит отметить, что сидящая фигура полна внутренней энергии. Она четко вырисовывается в широком проеме окна, за которым расстилается такой неожиданный для весеннего Узбекистана снежный зимний пейзаж. Образ героя вполне конкретен, и вместе с тем в нем чувствуется большое обобщение. Это новый, молодой, строящийся Узбекистан. Это новое поколение узбекских колхозников, поколение сельской технической интеллигенции.

Говоря о реалистичности изобразительного искусства, следует разъяснять учащимся, что художник имеет право использовать гротесковые формы изображения. Так, иллюстрация А.Николаева (Усто Мумин) к роману А.Кадыри "Абид-кетмен" изображает героя романа Абида, сделав его непомерно широкий шаг и высоко поднявшего кетмень. В действительности такой шаг человек сделать не может, но условность изображения в данном случае оправдана, и именно такое изображение сильнее воздействует на зрителя.

Ученики должны понять и то, что к произведениям изобразительного искусства, хотя они и объективно отражают реальный мир,нельзя относиться как к документу. Специфика изобразительного искусства, конкретные цели, поставленные художником, требуют от него в ряде случаев изменения некоторых фактов, нарушения пространственных отношений, цветовой гаммы и пр.

Занятия по картине развивают мыслительные способности учащихся, формируют умения проводить такие мыслительные операции, как сравнение, анализ, синтез. Поэтому в процессе разбора картины учащиеся обязательно должны уметь выделять все детали картины и определять их роль в общей композиции.

Установление связей между компонентами картины требует не только логического анализа и синтеза, но и творческого воображения. И это вытекает из специфики живописи: "Изобразительное искусство ставит нас лицом к липу с первоисточником наших духовных переживаний, и нам приходится самим с большой долей самостоятельности добираться до них, самим пройти тот путь, который в искусстве слова автор совершает за нас".'1'

Картины на исторические сюжеты требуют предварительной беседы, "введения" учащихся в события, в эпоху. Например, прежде, чем приступить к разбору картины В.Уфимцева "Рождение большевика", следует рассказать учащимся о событыях первой русской революции, о большевиках, которые руководили борьбой рабочего класса за свое освобождение от гнета царизма. Кроме того, в данном случае необходимо познакомить учащихся с историей написания картины. В.Уфимцев в детстве стал свидетелем того, как казаки разгоняли рабочую демонстрацию и расправлялись с безоружными рабочими. Уфимцев даже участвовал в похоронах любимого учителя-художника, который был революционером. Все эти события оставили неизгладимый след в душе мальчика, и позже, став зрелым художником, он воспроизвел их в своей картине.

После такой вступительной беседы и соответствующего настроя можно приступить непосредственно к разбору картины. Что же мы видим на картине? Улица, покрытая снегом, на окраине рабочего поселка. На переднем плане- тело убитого рабочего и горько рвдаю

Дмитриева Н.Изображение и слово. М. ^'Искусство",1962,с.5и. щая над ним женщина, жена рабочего. Рядом стоящий паренек прячет за пазуху красное знамя. Лицо его не по годам серьезно. На лице написана решимость продолжить святое дело, за которое пролил свою кровь его отец.

Обращаясь к названию картины, ученики поймут ее идейный замысел: в эту минуту мальчик твердо определил свою дорогу в жизни -он будет вместе с большевиками бороться за правое дело. Особенно впечатляет ребят то, что герой картины - почти их ровесник.Картина помогает понять всю трагичность кровавых событий того времени и осмыслить, какой дорогой ценой завоевана свобода и сегодняшняя счастливая жизнь.

Такое "прочтение" картины, конечно же, глубоко воздействует на сознание учащихся.

Обобщая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы:

- произведения изобразительного искусства играют огромную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения ;

- зрительный образ становится толчком к работе воссоздающего воображения: рисунок, иллюстрации,картина воспринимаются как отражение жизни, ассоциируются с непосредственными наблюдениями учащихся. В произведениях живописи значительные жизненные явления предстают в емких, зримых образах - форме, наиболее выгодной для восприятия. Именно поэтому использование произведений изобразительного искусства можно рассматривать как одно из средств активизации мыслительной деятельности учащихся;

- восприятие произведений изобразительного искусства - довольно сложный процесс, который зависит от возрастных и индивидуальных особенностей школьников, их предвдущей подготовленности, от развитых способностей и т.п.

- для того, чтобы обеспечить познавательное и воспитательное воздействие произведений изобразительного искусства, необходимо вооружить учащихся художественными знаниями - научить их понимать и чувствовать произведения живописи;

- работа по художественному воспитанию и образованию учащихся должна вестись систематически и целенаправленно, органически вплетаясь в структуру и содержание уроков литературы.

Говоря об изучении литературы в связи с произведениями изобразительного искусства, следует наметить основные дидактические принципы обучения с учетом специфики этого вида искусства. Рассмотрению этих принципов и посвящен следующий параграф.

§ 2. Основные принципы использования материалов изобразительного искусства в процессе изучения литературы. При отборе материалов изобразительного искусства на урок литературы очень важно руководствоваться дидактическими принципами обучения литературе, учитывая при этом специфику изобразительного искусства. Разумеется, в первую очередь отбираются лучшие произведения живописи из арсенала русского и узбекского изобразительного искусства, произведения высокоидейные и высокохудожественные.

Связь литературы с изобразительным искусством не следует понимать таким образом, что произведение изобразительного искусства подробно и всесторонне анализируется на уроке литературы. В зависимости от дидактических задач урока, его проблематики, уровня литературных и художественных знаний учащихся раскрываются те или иные стороны произведения живописи в органической связи с изучаемым литературным произведением.

4 Правильный выбор картины при изучении литературного произведения поможет решить образовательно-воспитательные задачи,стоящие перед учителем литературы; следовательно, важнейшим условием отбора является соответствие картины учебно-воспитательным целям урока.

На июньском (1983г.) и апрельском (1984г.)Дяенумах ЦК КПСС подчеркивалось, что школа должна готовить молодежь к трудовой деятельности, формировать у школьников коммунистические убеждения, гражданскую зрелость. Тема труда в искусстве - это наиболее актуальная тема. Картины на темы труда расширяют круг познаний школьников в той или иной области производства, воспитывают понимание поэзии труда, вызывают уважение к людям труда. Попутно обогащается словарь учащихся соответствующей лексикой.

Труд не только создает материальные ценности, но и эстетически возвышает людей, делает их нравственно красивыми. И этому способствует искусство."Сквозь призму труда советские художники раскрывают глубочайшие патриотические чувства советских людей, их любовь к социалистической родине, к ее преображенной трудом природе. В труде раскрывается характер новых взаимоотношений членов коллектива, их взаимная дружба, товарищество, облагороженные светт лыми идеалами строительства коммунистического общества".

Узбекский художник У.Тансыкбаев, в чьем творчестве очень широко представлена тема труда, так трактует свой подход к этой теме: Мой герой - земля. Каждый штрих; каждая деталь, которая претворяется в жизнь на этой земле усилием человека, говорят о его созидательном труде, о его мужестве. Мне нравится встречаться с новыми людьми, посидеть с ними возле очага или у костра путешественников, послушать рассказы об их жизни, о труде. Но чем слушать рассказы о делах, которые творит человек, лучше увидеть глазами, -

•Никифоров Б.М. Тема труда в советском искусстве.М.Искусство, 1964,с.9 как они преобразуют природу".

Действительно в картинах У.Тансыкбаева (названия см.в §1) отражено, как меняется облик родного края благодаря труду человека. Эти картины и полотна других художников, несомненно, представляют богатейшие возможности для решения задач, стоящих перед школой на современном этапе ее развития.

2. Картина должна соответствовать возрастным интересам учащихся, уровню их развития. К примеру, картины "А.Хидоятов в роли Отелло" А.Абдуллаева,"Утро.Материнство" Р.Ахмедова, "Меджнун в пустыне" А.Даниша не будут поняты и по достоинству оценены учащимися 1У-УП классов. Использование же их в старших классах уместно и целесообразно.

3. Необходимый минимум произведений изобразительного искусства намечается в соответствии с программами и сообразуется с отводимым программой временем на данную литературную тему. При отборе картины важно учитывать ее тематическую близость литературному произведению. Так, при изучении в 1У классе лирического стихотворения Уйгуна "Осенние песни" строки

В сезоне каадом прелесть есть своя, И украшенья осени моей Январского не хуже хрусталя, Весенних украшений не бедней. До блеска вымыто стекло небес, Прозрачны воды. Листья, как парча. Сладчайшей дыни тонкий аромат Распространяет поутру бахча.

I. Каримов X. Урал Тансыкбаев. Зарисовка о жизни и деятельности.

- Ташкент: гвардия,1978 с.126 (подстрочный перевод диссертанта) .

- 34

На осень солнце смотрит с высоты. Сияет осень, в праздничном она -В оранжевом и красно-золотом. О, этот бархат, эта желтизна

Я в сад вошел. Как хороши плоды! Созрели персики и виноград. Рубин и золото на всех- ветвях, Упала груша. Яблоки лежат .

Прозрачны воды. Небеса - стекло. Опять осенняя пора пришла. Дехкан сзывая хлопок убирать, Она в сиянье серебра пришла.

1.Уйгун. Осенние песни. Избранное. Перевод с узбекского. Госиздат Художественной литературы. М.:1уэ8. 1о-18с. Перевод Н.Ушакова) . перекликаются с изображением осеннего пейзажа в картинах У.Тан-сыкбаева " Осень в горах", "Сбор фруктов", "Осенняя заря", "Осенние мотивы", "Осень в Капланбеке".

Впечатление, полученное учащимися от образа осени, созданного поэтом, углубляется и пополняется зрительными представлениями. В процессе работы над стихотворением и картинами важно показать ученикам богатство красок узбекской осени. В осенней палитре художника учащиеся найдут всевозможные оттенки: светло-розовые, желтовато-коричневые, желтокрасные, зеленоватые, алый и багряныЕ цвета. Картины осени навевают некоторую грусть. Это ощущение вызывают медленно падающие листья, покрывающие землю разноцветным ковром. Так и хочется наступить на этот мягкий прекрасный ковер из листьев! Эмоциональные строки стихотворения в сочетании с умелым толкованием картины обязательно разбудят у учеников чувство прекрасного, желание полюбоваться родной природой, мимо которой они иногда равнодушно проходят. Картина "Осенняя заря" поможет школьникам насладиться тихими ранними часами осеннего утра. Изображение аллеи чинаров, осыпанных золотистыми лучами солнца, в картине "Осень" заставит зрителя замереть от изумления.

Все эти картины должны вызвать у школьников желание радоваться жизни, радоваться тому, что можно наслаждаться этой дивной красотой.

Однако не следует воспитывать из наших учащихся только созерцателей прекрасного, эстетствующих потребителей. Картины об осени должны вызвать у учащихся раздумье о том, что осень - это пора напряженного труда, пора уборки урожая, пора подведения итогов у тружеников земли. Поэтому силуэты "голубых кораблей " на хлопковых полях, фигуры девушек-сборщиц фруктов должны стать предметом серьезного разговора не только о красивой, но и трудовой осени в Узбекистане.

Картина, сходная по тематике с программным литературным произведением, обладает несомненными преимуществами, так как такая тематическая связь дает возможность лучше понять как литературное произведение, так и картину, и, кроме того, при правильной организации работы это поможет ученику разобраться в специфике живописи как вида искусства.

4. Картины, используемые в процессе преподавания литературы, должны быть высокохудожественными, ибо только высокохудожественные произведения, глубоко, правдиво и мастерски отражающие явления действительности или идейно-тематическую сущность изучаемого литературного творения, способствуют усвоению школьниками преподносимого материала и формированию их эстетической культуры.

На уроках обычно используются репродукции с картин. Разумеется, целесообразнее привлекать цветные репродукции, ибо значение цвета в изобразительном искусстве так же велико, как значение слова в литературе.

5. Работа с произведениями изобразительного искусства на уроках литературы должна вестись постоянно и целенаправленно, с учетом преемственности. Принцип систематичности требует правильного и равномерного распределения произведений изобразительного искусства на уроках с учетом программного материала по литературе, а также последовательности его изложения и связи между знаниями и умениями учащихся. Включая, например, новый вид работы, учитель должен знать, прежде всего, какие ассоциативные связи у школьников уже установились и какие надо создать, чтобы на основании их у учащихся появились новые знания, умения и навыки. Так, если в 1У-У классах материалы изобразительного искусства вводятся в основном в качестве иллюстраций к изучаемым произведениям, то в У1

УП классах учащиеся должны рассматривать картины уже с позиций специфики этого вида искусства, должны осмысливать особенности изображения действительности в литературе и в изобразительном искусстве.

В 1У-УП классах учащиеся уже имеют некоторый эстетический опыт, у них накоплены определенные знания, которые позволяют более серьезно анализировать произведение литературы и изобразительного искусства. Кроме того, учащиеся этих классов знакомятся с теоретическими сведениями по литературе, которые помогают осмыслить общие закономерности смежных видов искусства. Такое постепенное усложнение содержания и приемов работы позволит повысить эстетический уровень знаний учащихся.

6. Необходимо, чтобы отобранные произведения изобразительного искусства помогали приобретению учащимися искусствоведческих знаний и формированию у них умений икнавыков самостоятельной работы с произведениями живописи и графики. Принцип активности и самостоятельности в объединении с принципами наглядности требует, чтобы учащиеся не только зрительно наблюдали и слушали объяснение учителя, а и принимали активное участие в разборе и обобщении изображенного, самостоятельно анализировали соответствующие произведения изобразительного искусства.

Выдающийся педагог К.Д.Ушинский всегда мечтал о воспитании гармонически развитой личности, о полном слиянии физических и нравственных сил в человеке. Он рассматривал эстетическое воспитание как обязательный компонент нравственного воспитания. " Моральное и эстетическое чувство, - писал К.Д.Ушинский, - яе I ляется великим достоинством человека .

I. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения,Т .1, -М.:1953,с.219.

Исходя из перечисленных принципов отбора произведений изобразительного искусства при изучении литературы, необходимо подчеркнуть, что использование материалов изобразительного искусства на уроках литературы лишь тогда будет эффективным, когда будут соблюдены ведущие принципы взаимосвязанного обучения с учетом специфических особенностей каждого вида искусства (литературы и изобразительного искусства).

Для осуществления задач исследования, помимо определения воспитательно-образовательной роли произведений изобразительного искусства и принципов отбора, необходимо проанализировать состояние преподавания родной литературы в 1У-УП классах узбекской школы в свете заявленной темы диссертации. Такой анализ представлен в следующем параграфе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Ахунова, Мукаддас Хамидовна

Основные выводы исследования подтверждены многолетней экспериментальной работой, в результате которой создана методика обучения родной литературе, признанная новой для узбекской школы.

Наше исследование было ограничено рамками среднего концентра обучения (1У-УП классы). Проблема имеет перспективу в тагах направлениях:

Использование произведений изобразительного искусства в процессе изучения систематического курса узбекской литературы (УЖ-Х классы).

Изучение литературы во взаимосвязи с другими смежными видами искусства (изобразительное искусство, музыка, театр и др.).

- 139

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Использование смежных видов искусств, в особенности произведений изобразительного искусства, в процессе изучения литературы, с одной стороны, является основой эстетического воспитания учащихся, с другой - основным средством повышения эффективности обучения литературе. Это положение, в свою очередь,приводит к необходимости поиска оптимальных путей использования произведений изобразительного искусства с тем, чтобы реализовать в практике преподавания задачи, намеченные в постановлениях нашей партии и правительства - повысить роль литературы и искусства в формировании мировоззрения советской молодежи, усилить идейно-политическое, нравственное и эстетическое воспитание.

Проведенное исследование, не претендуя на полноту решения проблемы, в рамках поставленных задач определило основную методику работы по эстетическому воспитанию учащихся.

Формирование у учащихся способности восприятия двух видое искусства - литературы и изобразительного искусства - под углом зрения их общности и специфичности повысило уровень художественных знаний учащихся, определило их эстетические позиции.

Эти сложные задачи решались на основе дидактических принципов обучения двум смежным, видам искусства.

Разработка экспериментальной методики обучения осуществлялась с учетом реализации принципа межпредаетных связей, заложенного в действующих программах и учебниках-хрестоматиях по родной литературе. Учитывалось также реальное состояние преподавания (в разрезе темы исследования), использовался накопленный положительный опыт работы с произведениями изобразительного искусства. При отборе произведений изобразительного искусства мы исходили из их идейно-эстетической значимости, тематического единства

- 136 с произведениями литературы; возрастных особенностей учащихся.

Поскольку программой по родной литературе предусмотрено изучение произведений не только узбекских, но и русских писателей, то на занятия привлекались произведения изобразительного искусства узбекских и русских художников, что значительно расширило кругозор учащихся, привело к пониманию принципа взаимовлияния и взаимообогащения братских литератур и культур.

В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Использование произведений изобразительного искусства на уроках литературы требует определенной системы.Необходимость построения четкой, логичной системы обусловливается тем, что произведения изобразительного искусства не обычная наглядность, а самостоятельный вид искусства, находящийся в тесной связи с литературой и повышающий эффективность всего процесса обучения и воспитания.

2. Использование материалов изобразительного искусства основывается на дидактических принципах обучения, учитывающих общие и специфические стороны видов искусства, психолого-возрастные особенности учащихся, требования к отбору материалов изобразительного искусства.

3. Эффективность привлечения материалов изобразительного искусства обеспечивается при условии продуманного их введения на различных этапах урока (в вводной беседе, в процессе изложения нового материала, при проверке и закреплении знаний), а также -при использовании многообразных форм работы с произведениями изобразительного искусства (беседы, лекции, сравнительный анализ, сочинения, рассказы по картинам и т.п.)

4. Разработанная нами система привлечения произведений изоб

- 137 разительного искусства, предполагает постепенное усложнение содержания и видов работы с учетом изучаемого литературного материала. В ней предусмотрена такая последовательность работы с произведениями смежного искусства, которая способствует более глубокому, осознанному и полному усвоению литературного материала. Экспериментальная проверка подтвердила выдвинутую гипотезу о том, что только системное использование произведений изобразительного искусства помогает учащимся более четко и правильно представить определенную историческую эпоху, физический и духовный облик писателя, лучше разобраться в идейно-композиционных особенностях художественных произведений, в характере литературных героев.

5. В диссертации впервые дается научно-обоснованный, экспериментально проверенный перечень (см.табл.2) произведений живописи и графики по классам (1У-УП) к соответственно изучаемым литературным темам.

6."Внеклассные занятия по литературе и изобразительному искусству в значительной степени способствуют решению общих задач эстетического воспитания учащихся, когда их содержание тесно увязывается с материалом уроков, а формы проведения отличаются зани мательностыо и твоческим характером.

7. Целенаправленная система работы с произведениями изобразительного искусства не только благотворно влияет на знание школьниками литературы, совершенствует навыки учебной деятельности, развивает, улучшает речь, но и значительно обогащает эрудицию учащихся, создает у них багаж искусствоведческих знаний, необходимых для современного высококультурного человека. Все это вместе взятое способствует формированию у будущих советских граждан материалистического мировоззрения и коммунистической убежденности,непримиримого отношения ко всякого рода проявлениям буржуазной идеологии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Ахунова, Мукаддас Хамидовна, 1985 год

1. Маркс К.Английская буржуазия. Маркс К.,Энгельс Ф.Соч., 2-е изд.,т.ХО, с.645-650.

2. Маркс К.,Энгельс Ф. Об искусстве. -М.:Искусство,1967.т.1, с.5-24,173.

3. Маркс К.,Энгельс Ф. Немецкая идеология. Маркс К.,Энгельс Ф. Соч.,2-е изд.,т.3,с.33-49.

4. Энгельс Ф. Маргарет Гаркнесс. Маркс К., Энгельс Ф.Соч., 2-е изд.,т.37,с.35-37.

5. Ленин В.И. Лев Толстой как зеркало русской революции. -Полн.собр.соч.,т.17,с.203-213.

6. Ленин ВД. Материализм и эмпириокритицизм. -Паян.собр. соч., т.18,с.33-201.

7. Ленин В.И. Л.Толстой и современное рабочее движение.-Полн.собр.соч.,т.20,с.38-41.

8. Ленин В.И. Толстой и пролетарская борьба. Полн.собр. ооч.,т.20,с.70-71.

9. Ленин В.И, Рецензия (на книгу Н.А.рубакина :Среди книг" 1-П). -Полн. с обр. соч. ,т.25,с.Ш-П4.

10. Ю.Ленин В.И.Философские тетради. -Полн.собр.соч.,т.29, с.315-322.

11. Программа Коммунистической партии Советского Союза.-М,: Госполитиздат, 1971,-144с.

12. Отчет Центрального Комитета КПСС ХХУ1 съезду Коммунистической партии Советского Союза и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики. В кн.:Материалы ХХУ1 съезда КПСС.-М.:Полити здат, 1981,с.3-80.

13. Материалы Пленума Центрального Комитета КПСС 14-15 июня 1983 года.-М.:Политиздат, 1983

14. Автобиография нашей литературы Сост.Лазиз Катомов.Ташкент: изд-во литературы и искусства,1973,-226с (на узб.яз).

15. Адылова М. Некоторые суждения об эстетическом воспитаниииучащихся. Ташкент: У^итувчи,1969,-14с.(на узб.яз).г

16. Айбек, Детство.Воспоминания. -Ташкент: Еш гвардия,1963, -274 с.(на узб.яз).

17. Алексеева В.В. Что такое искусство? М,:1973,-164с.

18. Алехин А,Д. 0 языке изобразительного искусства -М.:изд-во 1973,-48с.

19. Апухтин O.K. Основы изобразительного искусства: Учеб.посоVбие для студ.-Ташкент:У^итувчи,1966.-256с.(на узб.яз.)

20. Апухтин O.K. Материалы для бесед об изобразительном искусУстве в школе.- Ташкент:У^итувчи, 1965.-160с.

21. Архангельский Н.П. Основы эстетического воспитания в школе: Пособие для студ,пед.инст-тов и учителей средних школ.-Ташкент: Средняя и высшая школа,1964, 96с.

22. Ахунова М. Эстетическое воспитание при изучении художественных пооизведений: Метод.пособие для учит.лит-ры,-Ташкент:Укитувчи, 1982. (на узб.яз.).

23. Ахунова М. Лирика Хамзы и эстетическое воспитание.- В сб: Вопросы изучения узбекской литературы. Науч.тр.ШЙ пед.наук УзССР. Ташкент.1976, 5серия (на узб.яз.)

24. Ахунова М. Развитие эстетических чувств учащихся при изучении стихотворения "Осенние песни" Уйгуна.-Совет мактаби,1976,^3 (на узб.яз.)

25. Дондурей Д.Б. Особенности восприятия искусства школьниками. -Советская педагогика, 1975,

26. Джураев К. Кабинет литературы и наглядность обучения. Ме-тод.пособие для учителей литературы. Под ред.К.Ахмедова.-Ташкент, 1965.с.17-32 (на узб.яз.)

27. Жадова Л. Современная живопись Узбекистана,-Ташкент:Госиздат художественной литературы Уз^СР,1962.-111с.

28. Живопись на уроках литературы.-Фрунзе, Мектеп,1973

29. Живопись и творчество Айбека. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке: Сост:К.Джураев и Х.Сулойманова.-Таш-кент: У^итувчи,1976.-8с.(на узб.яз).

30. Жизнь и творчество Зульфии. Материалы для выставки в школе и детской библиотеке: Сост.Х.Сулейманова.-Ташкент.У^итувчи, 1980 -8с.(на узб.яз).

31. Жизнь и творчество Гафура Гуляма, Материалы для выставки в школе и детской библиотеке: Сост.А,Зуннунов.-Ташкент:Укртувчи, 1970.-8с.(на узб.яз).

32. Ковалев А.Г. Психология личности .Изд. 3-е перераб.и доп.- М.:Просвещение, 1970. -391.

33. Колокольцев E.H. Художественная иллюстрация и картина при изучении литературного произведения в У-УП классах: Автореф.дис. канд.пед.наук.-М.,1968, -16с.

34. Костин В.И. Что такое изобразительное искусство.-М.:Знание, I96I.-33 с.илл.

35. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания. -Педагогические сочинения: М.: 1959,т.3,

36. Крупская Н.К. Об искусстве и литературе. -Л.-М.:Искусство, 1963.-с.282.

37. Крутецкий В.А. Психология обучения и воспитания школьников. -М.: Просвещение,1976,с.117-228.

38. Кульбас Д.Г. Из опыта применения портрета при изучении биографии писателя. В кн: Наглядные пособия по литературе в старших классах средней школы. Ред.-составитель Л.В.%пихина:М: Просвещение, 1963.с.31-38.

39. Лукин ¿O.A. Художественная культура зрелого социализма. -М.: Знание Д983. -112с.- 146

40. Луначарский A.B. Воспитание нового человека. В кн.: A.B. Луначарский: 0 воспитании и образовании /Под ред.А.М.Арсеньева идр. -М: Педагогика,I97S,с.269-299.

41. Мажидов Ж. Изобразительное искусство во внеклассной работе; Метод.пособие для учит.средн.школ,студ.пед.инст-гов и худ.граф.сред.учебн.заведений.-Ташкент .У^иту в чи, 1983.-80с.(на узб.яз).

42. Мейлах Б.С, Взаимодействие искусств и задачи изучения художественного творчества Вопросы литературы,1964,^3,с.5-13

43. Методика преподавания литературы /Под ред.3.Я.Рез-М.:Просвещение ,1977.-384с.

44. Мирецкая Н.В. Методика использования смежных искусств в процессе преподавания литературы в старших классах. Автореф.дисс. канд.пед.науk.M.:1974,-21с.

45. Методика проведения бесед по искусству /Сост.А.Я.Гаврилов. М-Л.: Просвещение, 1935, -110с.

46. Мирфаязов М. Наглядность одно из важнейших средств активизации учащихся на уроках узбекской литературы в старших классах. Автореф.дисс. .канд.пед.наук.-Ташкент,1958.-13с.

47. Михалков С. Высокий долг.-В кн.^Искусство и школа.Книга для у чителя.-М.:Просвещение,1981,с.5-16.

48. Неверов В.В. Педагогические принципы в преподавании искусства в школе. -В кн.Искусство и школа. Книга для учителя.-М.просвещение ,1981,с.33-50.

49. Недошивин Г.А, Взаимодействие искусств и всестороннее развитие личности. В кн.:Литература, искусство и формирование личности в социалистическом обществе. -М.,1974.

50. Некоторые вопросы марксистско-ленинской этики и эстетики /Под ред.0.Умурзаковой. -Тахокент:Изд-во Фан УзССР, 1974,с. 139-178 (на узб.яз).- 147

51. Неменский Б.М. Распахни окно. Мысли художника об эстетическом воспитании. -М.:Молодая гвардия,1974. -188с.

52. Никифоров Б.М. Павел Петрович Беньков. -М.Советский художник, 1937.-118с.

53. Никифоров Б.М. Т$ма труда в советском искусстве.М.: Искусство, 1934.-9с.

54. Нодель Ф.А. Комплексное использование искусства при изучении литературы в средней школе. -Автореф. канд.пед.наук.-М.,1973 -29с.

55. Нурматов М. Некоторые вопросы эстетического воспитания.-Таш кент: У^итувчи,1939, 88с.(на узб.яз).100,Основы эстетического воспитания /Под ред.А.К.ДремоЕа.-М.: Высшая школа.-1875 -327с.

56. Островский К,С. Воздействие искусства на человека.-Минск: Наука и техника,1969. -245с.

57. Пархоменко М.Н. Возрастающая роль советской литературы и искусства в формировании нового человека. В кн.:Литература, искус ство и формирование личности в социалистическом обществе, /Под ред. М,Н.Пархоменко и др. -М.:Мысль,1974,с,4-32.

58. ЮЗ.Программы по узбекской литературе для IУ-Х классов средней школы (проект) Ташкент,УзНИИПН,1980. (на узб.яз).

59. Ю4.Программы средней школы (1У-У1 классы)по Изобразительному искусству. Ташкент,Ук^тувчи,1981.-20с.(на узб,яз).105,Программы средней школы. Литература (1У-Х классы).-ТашкентV

60. Укрувчи, 1982,-60с.(на узб.яз).

61. ЮЗ.Пугаченкова Г.А. Ремпель Л.Н. История искусств Узбекистана с древнейших времен до середины девятнадцатого века.-М.: Искусство, 1935. -388с. с иля.Х2л.илл.

62. Развитие художественных интересов сельских школьников

63. Иод ред. 0.й.Квятковского,Ю.^.Фохта-Вабупш1на.-м.:11едагогика 1979. -128с.

64. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность формы. Методы.-МД969.

65. Раппопорт С.Х. Искусство и личность. В кн.¡Искусство и школа. Книга для учителя.-М.:ПросвещениеД981,с.215-229.

66. НО.Рахимова Г. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии "Родная литература" для 6 класса.-Ташкент:УкитувчиД978.-167с. Сна узб.яз.)

67. Ш.Револгоция-искусство-дети. Материалы и документы.-М.: Просвещение,1938,-416с.

68. П2.Вкевусская Т.А. Дурье H.A. Живопись на уроках литературы. -Минск.Народная асвета,1970.-200с.

69. Родная литература. Учебник-хрестоматия для 4 класса /Сое-т авит ели: X.Убайдуллаев,К.Абдуллаева. -Т ашкент:Укитувчи,1982.-224с.jна узб.яз.)

70. Родная литература.Учебник-хрестоматия для 5 класса /Составитель С.Далимов.-Ташкент:Ув^тувчи,1982.-256с.(на узб.яз.)

71. Родная литература.Учебник-хрестоматия для 6 класса /Составитель Г.Рахимова.-Ташкент:Укитувчи,1981.-251с.(на узб.яз.)

72. Родная литература. Учебник-хрестоматия для 7 класса /Составители:Х.Якубов,А.Зуннунов,Р.Усманов. -Ташкент:Укитувчи,1981. -288с.(на узб.яз.)

73. И7.Розенблат Г.Г. Художественная иллюстрация на уроках литературы, В кн:Наглядные пособия по литературе в старших классах средней школы.Ред.-составитель 1.В.%пихина.-М. '.Просвещение, 1953. с.53-63.

74. И8.Розенблат Г.Г. Портретная живопись на уроках литературы. В кнгНаглядные пособия по литературе в страших классах.Ред.-сос- 149 тавитель Л.В.Чупихина,М.Просвещение, 1936,с. 13-30.

75. НЭ.Розенблат Г.Г.Картина на уроках литературного чтения 5-7 классов.-М.:Учпедгиз,1953.-88с.

76. Рыбникова М.А.Очерки по методике литературного чтения. 3-е и зд.-М.:Учпедги з,1953.-314с.

77. Сотников А.Т. Художественная иллюстрация на уроках литературы. Пособие для учителей.ГЛ.:Просвещение, 1970,-104с.

78. Сухомлинский В.А. О воспитании.-М.¡Политиздат,1973.-272с.

79. Толстых В.М. Искусство и мораль.-М.¡Политиздат,1973г.-440с.

80. Толстых В.М.,Эренгросс Б.А.Макаров К.А. Эстетическое вос1.питание.-Ташкент:Укитувчи,1984(на узб.яз).

81. Умаров А. Народный художник Лутфулла Абдуллаев.-Ташкент: Гослитиздат УзССР,1933,-64с.(на узб.яз.)

82. Умаров А. Портретная живопись Узбекистана.-Ташкент: Изд-во Фан,1938.

83. Умаров А. Образ Ленина в творчестве художников Узбекистана. Альбом.-Ташкент:йзд-во литературы и искусства,1970.

84. ХЗО.Умаров А.Р.Художник и жизнь.-Ташкент:Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1964. -34с. (на узб.яз.)

85. Умаров А.Р. %нгиз Ахмаров.-Ташкент:Изд-во лит-ры и искусства.1979.

86. Ушнский К.Д. Избранные педагогические произведения.-М.:1. Просвещение, 1938, -557с.

87. Файзулина С.Х. Эстетическое воспитание учащейся молодежи. Ташкент: Укртувчи,1981. -72 с„(на узб.яз).

88. Фохт-Бабушкин К).У, Об эффективности художественного воспитания. В кн:Искусство и школа. Книга для учителя,~М. »Просвещение, I98I,c.I7-32.

89. Щиряков Н.Н.Изобразительное искусство на уроках литературы (8-10 классы).-Минск:Народная асвета.1968.-170с.139»Щиряков H.H.Эстетическое воспитание учащихся.-Минск:1970, -120с,

90. Щиряков H.H. Произведения изобразительного искусства на уроках литературы. В кн:Искусство и школа. Книга для учителя.-М., 1981.с.189-203,141, Эгамбердыев АДизнь и художник,-Ташкент:Узбекистан,1978. -306с.(на узб.яз).

91. Эстетическое воспитании школьников /Под ред.А.И,Бурова и Б.Т.Лихачева,-М.:1974. -303с.

92. Юркевич Т.Г. Наглядность в преподавании литературы.-М: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1955,-Ю1С,

93. Якобсон П.М,Психология художественного восприятия,-М,: Искусство,1964,-85с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.