Исследовательская деятельность учащихся по изучению поэтики художественных произведений на уроке литературы: на примере изучения творчества М.Ю. Лермонтова в 9 классе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Тихонова, Светлана Владимировна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 238
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Тихонова, Светлана Владимировна
Введение.
Глава 1. Специфика использования современных педагогических технологий в процессе обучения литературе
§ 1. Деятельностная теория обучения и современные педагогические технологии.
§ 2. Организация деятельности учащихся по исследованию текста на уроках литературы (психолого-педагогический аспект).
§ 3. Констатирующий эксперимент.
Глава 2. Проблемы изучения творчества М.Ю. Лермонтова в школе
§ 1. Своеобразие поэтики М.Ю. Лермонтова как литературоведческая проблема (теоретико-литературный обзор).
§ 2. Традиции в изучении творчества М.Ю. Лермонтова в 9 классе средней школы и направленность инновационных процессов при изучении темы.
Глава 3. Исследовательская деятельность учащихся на уроках по изучению жизни и творчества М.Ю. Лермонтова в 9 классе
§ 1. О концепции системы уроков и организации исследовательской деятельности учащихся по изучению поэтики М.Ю. Лермонтова.
§ 2. Система уроков и заданий по творчеству М.Ю. Лермонтова
2.2.1.Сочетание индуктивного и дедуктивного подхода при изучении биографии М.Ю. Лермонтова.
2.2.2. Мотивация и процесс решения проблемных задач при изучении лирики (стихотворение «Ангел» - лейтмотив Ангела и Демона в творчестве М.Ю.Лермонтова).
2.2.3. Роль эвристических заданий в расширении представлений и знаний учащихся о своеобразии романтического героя в творчестве
М.Ю. Лермонтова.
2.2.4. Проблемная ситуация на уроке как основа изучения синтетической природы лермонтовского жанра
2.2.5. Системность проблемных вопросов и исследовательских проектов на уроках при изучении прозы М.Ю. Лермонтова.
§ 3. Итоги развивающего эксперимента.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Образные обобщения как основа методики изучения творчества Ю. Трифонова в 10-11 классах2009 год, кандидат педагогических наук Кочетова, Елена Васильевна
Особенности изучения поэтики русской прозы начала XX века на уроках литературы в 11 классе: На примере произведений И. А. Бунина и А. И. Куприна2003 год, кандидат педагогических наук Соловьев, Алексей Николаевич
Изучение лирики Ф.И. Тютчева в контексте русского романтизма в школах Республики Татарстан2011 год, кандидат педагогических наук Сухая, Ольга Андреевна
Формирование понятия о классицизме у старшеклассников на уроках русской литературы в процессе изучения лирики: На материале национальных школ Республики Татарстан2001 год, кандидат педагогических наук Галимуллина, Альфия Фоатовна
Литературное развитие школьников в процессе диалога читателя и писателя1998 год, кандидат педагогических наук Рыжкова, Инна Витальевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Исследовательская деятельность учащихся по изучению поэтики художественных произведений на уроке литературы: на примере изучения творчества М.Ю. Лермонтова в 9 классе»
Актуальность темы исследования. Модернизация образования, осуществляемая на основе национальной доктрины, утвержденной Правительством Российской Федерации в 2000 г., предполагает обновление целей, содержания технологий обучения и воспитания учащихся. В этой важной работе особое место занимает формирование у учащихся целостного миропонимания, общей и филологической культуры (культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса, образного и аналитического мышления и др.).
Развитие исследовательских способностей учащихся в процессе анализа отдельных произведений и при изучении монографических тем, курса истории литературы в целом, обучение навыкам интерпретации произведений из сферы научной методологии и методики переходит в практику преподавания, потребности которой в научно обоснованной системной деятельности возрастают. Труды филологов XX в. (М.М.Бахтин, С.Г.Бочаров, Г.А.Гуковский, Ю.М.Лотман, А.И.Ревякин, Г.М.Фридлендер и др.) осваиваются методикой преподавания литературы. На основе фундаментальных филологических исследований развиваются сложные системы обучения, учитывающие принципы целостности, микро- и макроанализа историко-культурного процесса, что способствует интенсификации инновационных процессов в методике преподавания литературы.
Изучение поэтики произведений является одним из главных направлений освоения литературы в современной школе. Развитие этой тенденции требует учёта специфики читательского восприятия как сложного процесса, в котором активно взаимодействуют все сферы восприятия, развивается способность мыслить образами, соединяются конкретика и обобщение, учета того, что образное обобщение может осуществляться только через «сцепление» художественных частностей, только через чувственное постижение сложных смыслов и символов (Д.Д.Благой, Я.С.Билинкис, А.Н.Веселовский,
B.В.Виноградов, М.Л.Гаспаров, Г.П.Макогоненко, А.А.Потебня, Б.В.Томашевский, Б.М.Эйхенбаум и др.).
В изучении творчества М.Ю.Лермонтова в 9 классе имеются методические традиции (они касаются выбора произведений, методики их анализа), но эта тема в 9 классе, совпадающая с возрастными интересами и возможностями учащихся, не оказывает достаточно глубокого влияния как на обучение, так и на воспитание учащихся. Масштабность личности писателя, сложность его мироощущения, озарения, парадоксы, открытия и тупики художественного освоения мира, многообразие влияния лирики и прозы М.Ю.Лермонтова на творчество писателей последующих времён редко получают на занятиях в школе должное освещение. Противоречивость, фрагментарность, закрепление стереотипов - вот, что характерно для большинства методических рекомендаций по этой теме в конце XX - начале XXI вв. Но интерес школьников к образу Печорина не только не ослабевает, но приобретает всё большую остроту. Требуется обновление содержания и методики изучения темы в школе.
Степень разработанности проблемы. В исследованиях психологов личность и деятельность как теоретические понятия и стали одними из основополагающих. Об этом писали Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,
C.Л.Рубинштейн, Г.В.Сухо дольский, Г.П.Щедровицкий, Д.Б.Эльконин и др. С опорой на исследования психологов в педагогике разработаны новые лич-ностно-ориентированные технологии на деятельностной основе: игровые технологии (В.В.Кирюшин, Б.П.Никитин, Н.Е.Щуркова и др.), технологии проблемного обучения (А.В.Брушлинский, Т.В.Кудрявцев, ИЛ.Лернер, А.М.Матюшкин, М.И.Махмутов, В.Оконь и др.), технология коллективного взаимообучения (В.К.Дьяченко, А.Г.Ривин,), интерактивные технологии (В.В.Гузеев, Р.В.Овчарова и др.), проектная технология (П.С.Лернер, М.Б.Павлова, Е.С.Полат, В.Д.Симоненко, С.Т.Шацкий и др.), позволяющие приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, различному уровню сложности содержания общения, специфическим особенностям каждой школы.
Соединяя достижения педагогики, психологии и литературоведения, методика преподавания литературы осмысляет проблему школьного анализа художественного произведения во многих аспектах. Работа над жанровой спецификой произведений освещена в исследованиях Т.Г.Браже,
B.И.Водовозова, В.В.Голубкова, М.Г.Качурина, Н.И.Кудряшева, Т.Ф.Курдюмовой, В.Г.Маранцмана, ВЛ.Стоюнина, В.П.Острогорского и др. Взаимосвязь восприятия и анализа произведения исследуют О.Ю.Богданова, Л.С.Выготский, Л.К.Жабицкая, Н.Д.Молдавская, О.И.Никифорова и др. Системное виденье историко-литературного процесса получило отражение в программах, учебниках и методических рекомендациях Г.И.Беленького,
C.А.Зинина, В.Я.Коровиной, А.Г.Кутузова, В.Г.Маранцмана, Г.С.Меркина, В.Ф.Чертова. Развитие сфер читательского восприятия, интенсификация литературного и художественного развития, применение новых технологий и методов на уроках литературы исследуются Н.А.Бодровой, О.М.Буранком, Г.Н.Иониным, Л.И.Коноваловой, Е.М.Колокольцевым, С.А.Леоновым, Ш.А.Махмудовым, И.В.Рогожиной, А.Г.Прокофьевой и др. История методики обобщена в трудах Т.Е.Беньковской, Я.А.Ротковича и др.
В целом в методической науке четко обозначены как стремление к обновлению учебных технологий, к их интенсификации, с одной стороны, так и стремление к обновлению содержания обучения, к его сближению с достижениями науки о литературе - с другой. Существует значительное число методических исследований и практических разработок, авторы которых стремятся к соединению указанных качеств, однако изучение творчества М.Ю.Лермонтова в 9 классе общеобразовательной школы такому анализу пока не подвергалось.
Объектом исследования в данном диссертационном исследовании стало изучение особенностей поэтики текста при помощи исследовательских заданий.
Предмет исследования - последовательность и связь исследовательских заданий различного уровня при изучении монографической темы.
Цель исследования - разработать и экспериментально проверить влияние исследовательских заданий на понимание девятиклассниками своеобразия творчества писателя и его значения в истории литературы.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
1) соотнести научные представления об особенностях поэтики Лермонтова с практикой освоения темы в школе;
2) выделить такие устойчивые лейтмотивы в творчестве Лермонтова и особенности их функционирования, которые могут стать основой для построения целостной картины творчества писателя в школьном обучении;
3) расширить круг изучаемых произведений в школе для более точного выявления учащимися антиномичности проблем, мотивов в творчестве Лермонтова, включив в круг исследования детей ранее изученные произведения;
4) разработать систему уроков по теме: «Жизнь и творчество Лермонтова в 9 классе» с учётом деятельностного подхода в обучении и с использованием исследовательских, творческих заданий разного уровня.
Научная гипотеза. Изучение творчества М.Ю.Лермонтова как единой системы, в которой исповедальность, романтические мотивы, образы, эволюция лирического героя и другие особенности совмещаются с переплавкой опыта европейской и русской литературы, диалектично взаимодействуют с элементами поэтики реализма, должно быть основано на системе исследовательских заданий для учащихся, позволяющей с учётом возрастных особенностей их восприятия и перспектив их развития интенсифицировать мышление, эмоции, память, закрепить умение сочетать образную конкретизацию и образное обобщение как интегративное качество литературного развития.
Методологической основой исследования явились философские положения о всеобщей связи, взаимообусловленности, о целостности развития явлений и процессов; труды по теории и истории литературы; исследования о лично-деятельностном и функционально-системном подходах в обучении; работы по педагогике, психологии, методике преподавания литературы, в которых разработаны проблемы восприятия и изучения художественных произведений с учётом возрастных особенностей учащихся.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач использовались различные методы исследования: методы теоретического анализа (анализ, синтез, сопоставление и т.п.); сравнительный и проблемный анализ методических исследований (программ, учебников, педагогического опыта); эмпирические методы (наблюдение, анкетирование, беседа); количественный и качественный анализ контрольных, творческих работ в процессе эксперимента; анализ итогов эксперимента.
Основные этапы исследования.
На первом этапе исследования (2003-2004 гг.) вырабатывалось теоретическое обоснование проблемы, были изучены связанные с ней психологические, педагогические, методические, литературоведческие труды, определены основные направления, рабочая гипотеза, цели и задачи исследования.
На втором этапе исследования (2004-2005 гг.) был изучен уровень знаний по теме у учащихся средней школы и учителей; проводился констатирующий эксперимент, обобщались его результаты, вносилась корректировка в содержание и методику изучаемой проблемы.
На третьем этапе исследования (2006-2007 гг.) продолжалась экспериментальная работа в разных типах школ, проводился анализ экспериментальных материалов с учителями, были подготовлены публикации по проблеме, вносились уточнения в систему уроков, формулировались выводы, проводилось оформление диссертации.
Научная новизна диссертации заключается в следующем:
• систематизированы знания о взаимосвязи элементов поэтики Лермонтова, которые определяют синтетическое соединение в его творчестве романтизма и реализма, эволюции лирического героя, изменение жанровой специфики;
•теоретически обоснована и практически проверена эффективность исследовательской деятельности учащихся на всех этапах изучения темы и определены типы заданий, основанные на сочетании в рамках урока проблемных, исследовательских, творческих заданий, индуктивного и дедуктивного подхода; определены принципы их варьирования (образная конкретизация -образное обобщение);
•доказано, что активизация мышления, эмоций, воображения учащихся 9 классов при помощи музыки, изобразительного искусства, театра и кино -важное условие освоения сложных теоретических понятий (романтизм как художественный метод) и развития представлений об историко-литературном процессе (эволюция героя, жанров).
Теоретическая значимость исследования:
• выделены образно-тематические связи мотивов в лирике и прозе, значимые при системном изучении творчества М.Ю.Лермонтова в 9 классе;
•определены типы заданий, наиболее эффективные для выявления своеобразия творчества Лермонтова, объяснена их взаимосвязь в системе уроков;
• на основе проблемной технологии разработана система исследовательских заданий по анализу лирических и лиро-эпических произведений, по выявлению системы точек зрения в прозе, по укрупнению обобщений на уроках при изучении творчества Лермонтова.
Практическая значимость исследования обусловлена детальной разработкой указанной системы уроков и заданий, составляющих методическое руководство для учителя, а также возможностью использования материалов диссертации на вузовских занятиях по методике преподавания литературы, посвященных инновационным технологиям обучения.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Методика изучения творчества М.Ю. Лермонтова должна учитывать сложную природу этого явления, в котором рано проявлялись и сохранялись на всех этапах устойчивые антиномичность и автобиографичность основных мотивов.
2. Изучение творчества Лермонтова как единой системы позволяет пока® зать учащимся эволюцию романтического героя, своеобразие проявлений поэтики романтизма и реализма на уровне мироощущения, метода, стиля. Для этого необходимо усилить внимание к биографии поэта, расширить круг изучаемых произведений, включить в уроки для активизации освоения темы изученные ранее произведения.
3. При изучении творчества Лермонтова необходимо учитывать эмоцио-# нальную напряженность его произведений, экспрессивность и одновременно интеллектуальную наполненность образов, что даёт возможность активизировать на уроках все сферы читательского восприятия произведений учащимися.
4. Организация исследовательской деятельности учащихся по изучению поэтики романтизма и реализма в ходе изучения поэзии и прозы Лермонтова содействует более глубокому и прочному усвоению материала, активизирует литературное развитие учащихся.
5. Деятельностный подход к обучению с учетом исследовательских технологий, примененный в системе уроков по изучению творчества М.Ю. Лермонтова, может быть использован при изучении типологически сходных явлений русской литературы XX в. (романтизм М.Горького; принцип «игры» в текстах постмодернизма и др.).
Апробация диссертации проводилась на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры словесности и культурологи ГОУ ДПО «Нижегородский институт развития образования» в ходе обсуждения материалов и результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования бы-^ ли представлены в докладах на Всероссийских, региональных, межвузовских научных и научно-практических конференциях: «Речевой портрет современника» (Н.Новгород, 2005,2006), «Наследие Д.С. Лихачёва: проблематика, поэтика, творческие связи», посвященной юбилею учёного» (С-Петербург, 2006), «Гуманизация и гуманитаризация образования в школе и вузе»
Н.Новгород, 2006), «Болдинские чтения» (Н.Новгород, 2005, 2006, 2007), изложены в четырех публикациях.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Изучение поэтики произведений Ф.И. Тютчева и А.П. Чехова в 10 классе2005 год, кандидат педагогических наук Султанова, Альбина Владимировна
Активизация исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения русской литературы в 9 классе якутской школы: на примере изучения творчества А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя2007 год, кандидат педагогических наук Денисова, Маргарита Егоровна
Углубление восприятия лирического произведения в процессе его изучения в школе (8-9 классы)2002 год, кандидат педагогических наук Латкина, Елена Анатольевна
Динамика взаимодействия поэзии и прозы в творческой эволюции М. Ю. Лермонтова1999 год, кандидат филологических наук Моисеева, Марина Васильевна
Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе изучения монографической темы "Жизнь и творчество Владимира Набокова"2004 год, кандидат педагогических наук Зажицкая, Светлана Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Тихонова, Светлана Владимировна
Выводы по третьей главе
В результате проведенного нами исследования по разработке и апробации системы уроков, рассматривающей творчество М.Ю.Лермонтова как единый процесс, в котором диалектично объединились романтизм и реализм, мы пришли к следующим выводам:
1. Система уроков учитывает возрастные особенности восприятия учащимися литературных произведений и возможности интенсификации всех сфер восприятия произведений.
2. Система уроков по изучению монографической темы в 9 классе направлена на развитие у учащихся умений:
- видеть проявление в тексте романтических и реалистических тенденций;
- выявлять в творчестве писателя ведущие лейтмотивы, рассматривать их эволюцию в процессе творчества;
- разграничивать при анализе произведения образы автора и героя;
- пользоваться при анализе и интерпретации произведений полученными теоретическими знаниями;
- применять полученные знания при анализе произведений XX века.
3. В ходе обучающего эксперимента подтвердилась результативность нашей системы уроков и исследовательских заданий, в ней использованных. Данные итоговых контрольных срезов в экспериментальных классах показывают, что предложенный нами системный подход к изучению монографической темы, вариативность, постепенное усложнение, увеличение доли самостоятельности в исследовательских заданиях позволяет существенно повысить уровень литературного развития школьников, расширяет их теоретические знания, развивает навыки аналитической работы, интерпретации произведений, повышает уровень начитанности и культуры, способствует осознанному формированию читательских предпочтений, что в целом приводит к более полноценному осмыслению учащимися художественных произведений.
Заключение
В настоящее время проблемы школьного филологического образования
- цели и задачи изучения литературы в школе, преемственность разных его ступеней, критерии его качества, содержание базового и профильного уровней, формы итоговой аттестации и т.д. - становятся предметом острых дискуссий. В сфере постоянного внимания методистов, учителей-словесников находится также проблема понимания и интерпретации произведения искусства как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний. Одним из путей изучения литературного текста, ориентирующего школьника на освоение произведения в единстве его содержания и формы, на глубокое постижение его смысловой и художественной сложности, его эмоционального наполнения, является системный подход к изучению личности и творчества писателя как единого диалектического процесса.
В своей работе мы предложили такую систему уроков в 9 классе по изучению творчества М.Ю. Лермонтова. Результаты диссертационного исследования подтвердили выдвинутую гипотезу: изучение творчества М.Ю. Лермонтова как единой системы, где синтез романтических и реалистических тенденций будет содействовать более глубокому, системному освоению программного материала. Оно должно быть основано на системе исследовательских заданий, позволяющей с учётом возрастных особенностей восприятия и перспектив развития учащихся интенсифицировать мышление, эмоции, память, закрепить умение сочетать образную конкретизацию и образное обобщение как интегративное качество литературного развития. Опираясь на последние достижения психологии и педагогики, в основу системы уроков мы положили деятельностный подход в обучении. Использование исследовательских, эвристических, творческих заданий, их постепенное усложнение от урока к уроку, их вариативность, многократное применение и высокая доля самостоятельности при выполнении дали большой эффект.
В диссертационном исследовании была установлена степень разработанности различных аспектов проблемы в философско-эстетической, литературоведческой, психолого-педагогической и методической литературе; в ходе констатирующего эксперимента выявлено состояние исследуемой проблемы в школьной практике обучения литературе и соотнесено с современными научными исследованиями; выделены наиболее значимые литературоведческие понятия, необходимые при изучении своеобразия творчества М.Ю. Лермонтова как историко-культурного процесса; определена логика соединения разных этапов творчества М.Ю.Лермонтова, разных родов литературы (лирика, поэмы, драма, проза) в единую систему; выявлены образно-тематические связи мотивов, образов в творчестве М.Ю. Лермонтова, особенности функционирования которых учтены в системе уроков; расширен круг изучаемых в школе произведений для выявления учащимися антиномичности проблем, мотивов в творчестве М.Ю. Лермонтова; предложены методические приёмы и варианты исследовательских, эвристических и творческих заданий; разработаны рекомендации по изучению темы «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова» в 9 классе.
Предложенная концепция позволила определить системный подход к изучению монографической темы в школе, рассматривающей творчество М.Ю. Лермонтова как единый процесс. В систему уроков, объединяющую изучение произведений разных литературных родов, введены исследовательские задания по анализу художественного времени и пространства в произведениях, системе точек зрения в романе, восприятию и анализу диалогичности в романе, укрупнению обобщений по теме.
Усиление внимания в школе к поэтике романтизма и реализма в творчестве М.Ю. Лермонтова выходит по актуальности за рамки одной темы в 9 классе. Устойчивость проявления иной роли автора в XX в. можно связать с опытом М.Ю. Лермонтова, когда автор внутри произведения остаётся субъектом с ярко выраженными желаниями, страстями, «думами» и при этом говорит от лица героев и от «имени духа человечества» (К. Юнг). Распространённость в XX веке субъективно-биографической модели творчества (В. Маркович) позволяет учитывать место и роль этой тенденции в литературе постреализма и постмодернизма, а также использовать данную модель при изучении творчества писателей XX века (М. Горького, А. Блока, А. Платонова, М. Булгакова, В. Гроссмана, В. Набокова и др.).
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Тихонова, Светлана Владимировна, 2007 год
1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности / К.А. Абульха-нова. - Воронеж, 1999. - 335 с.
2. Айзерман JI.C. Уроки литературы сегодня / JI.C. Айзерман. М. : Просвещение, 1974. - 189 с.
3. Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя / под ред. M.JI. Семановой. М., 1987.- 175 с.
4. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания / Б.Г. Ананьев. М.: Наука, 1977. - 380 с.
5. Андреевский С.А. Лермонтов // М.Ю.Лермонтов : PRO ЕТ CONTRA = Личность и творчество Михаила Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей : антология. СПб. : Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2002. - 1078 с.
6. Андроников И.Л. Рассказы литературоведа / И.Л. Андроников. М. : Детская литература, 1969. - С. 50-83.
7. Аннинский Л.А. Серебро и чернь : Русское, славянское, всемирное в поэзии Серебряного века / Л.А. Аннинский. М. : Книжный сад, 1997.-221 с.
8. Архипов В.А. Лермонтов. Поэзия познания и действия / В.А. Архипов. М.: Московский рабочий, 1965. - 229 с.
9. Аскарова В.Я. Динамика концепции российского читателя / В.Я. Ас-карова. СПб. : Изд-во государственного университета культуры и искусств, 2003. - 374 с.
10. Байрон Д.Г. Стихотворения, поэмы, драматургия / Д.Г. Байрон. М.:1. РИПОЛ, 1996.-828 с.
11. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М. : Прогресс, 1989. - 616 с.
12. Батистини М. Символы и аллегории : Визуальные коды понятий в произведениях изобразительного искусства / М. Батистини. М. : Искусство, 2007. - 384 с.: ил.
13. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М. : Искусство, 1986. - 445 с.
14. Беленький Г.И. Комментированное чтение текста // Изучение художественного текста в VIII X классах : сборник статей под ред. Н.И. Кудряшева и Н.Д. Молдавской. - М., 1956. - С. 54-56.
15. Белинский В.Г. Полное собрание сочинений : в 13т. Т.4. Статьи и рецензии 1840-1841 гг. / В.Г. Белинский; М. : Изд-во АН СССР (Пушкинский Дом), 1953. 675 с.
16. Белый А. Проблемы творчества: Статьи. Воспоминания. Публикации / А. Белый. М.: Советский писатель, 1988. - 830 с.
17. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе : Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся : книга для учителя литературы / Н.В. Беляева. М.: Вербум - М, 2004. - 238 с.
18. Бенедиктова Т.Д. Секрет срединного мира. Культурная функция реализма / Т.Д. Бенедиктова. Эл.ресурс. - http:www.hi-edu ru.
19. Беньковская Т.Е. Развитие методики преподавания литературы в русской школе. XX век. Часть I. 1900-1940-е : учебно-методическое пособие и хрестоматия для студентов и преподавателей / Т.Е. Беньковская. Оренбург: ОГПУ, 1999. - 432 с.
20. Берковский Н. Статьи и лекции по зарубежной литературе / Н. Бер-ковский. М.: Наука, 1979. - 480 с.
21. Благой Д.Д. От «Евгения Онегина» до «Героя нашего времени». К вопросу о художественном методе Лермонтова // Проблемы романтизма : сборник статей. М.: Наука, 1956. - 532 с.
22. Блок А.А. Собр. соч. : в 6 т. Т. 5. Очерки, статьи, речи / А.А. Блок. -М.: Правда, 1971.-406 с.
23. Блонский П.П. Память и мышление / П.П. Блонский. СПб. : Питер, 2001.-288 с.
24. Богданова О.Ю. Бунин в школе : Книга для учителя / О.Ю. Богданова. М.: Дрофа, 2003. - 304 с.
25. Богомолов Н.А. Стихотворная речь / Н.А. Богомолов. М. : Интреп-ракс, 1995.-262 с.
26. Бодрова Н.А. Лирика И.Ф. Анненского в выпускном классе / Н.А Бодрова. Самара, 2001. - 77 с.
27. Бодрова Н.А. Роман М.А. Шолохова «Тихий Дон» в выпускном классе : Пособие учителям-словесникам, слушателям курсов повышения квалификации, студентам-филологам / Н.А Бодрова. Самара : СИПКРО, 2002. - 73 с.
28. Бодрова Н.А. Творчество А.А. Ахматовай и М.И. Цветаевой в школьном изучении : пособие учителям-словесникам, слушателям курсов повышения квалификации, студентам-филологам / Н.А Бодрова. -Самара : СИПКРО, 1994. 124 с.
29. Браже Т.Г. Гуманитарная культура взрослых : развитие в процессе непрерывного образования / Т.Г. Браже. СПб. : Тускарора, -2006. -146 с.
30. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения : Пособие для учителя ; изд. 2-е, перераб. / Т.Г. Браже. СПб. : Фирма «Глагол», 2000. - 272 с.
31. Брюсов В.Я. Сочинения : в 2 т. Т. 2. / В.Я.Брюсов. М. : Художественная литература, 1977. - 574 с.
32. Бунин И.А. Собр. соч. : в 9 т. Т. 6. Письма. Воспоминания / И.А. Бунин. М.: Художественная литература, 1966. - 425 с.
33. Бурачок С.О. Стихотворения М. Лермонтова /С. О.Бурачок // М.Ю. Лермонтов : PRO ЕТ CONTRA = Личность и творчество Михаила
34. Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей : антология. СПб. : Изд-во Русского христианского гуманитарного института, 2002. - 1078 с.
35. Бурляев Н. Одолевая радостью страданья / Н. Бурляев. М.: Алгоритм, 2003.-431 с.
36. Вартаньянц А.Д., Якубовская, М.Д. Поэтика. Комплексный анализ художественного текста / А.Д. Вартаньянц, М.Д. Якубовская. М. : АО Аспект Пресс, 1994. - 240 с.
37. Вацуро В.Э. Лермонтов // История всемирной литературы : в 9 т. Т. 6. М.: Наука, 1989. - С. 353-369.
38. Введение в литературоведение : учебник / под ред. Л.М. Крупчанова. -М.: Оникс, 2005.-415 с.
39. Венок М.Ю. Лермонтову : Юбилейный сборник Пг. : Т-во «В.В Думнов, наследник бр. Салаевых», 1914. - 384 с.
40. Виноградов В.В. Избранные труды ; Язык и стиль русских писателей: От Карамзина до Гоголя / В.В. Виноградов. М. : Наука, 1990. - 386 с.
41. Висковатый П.А. М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество / П.А. Виско-ватый. М.: Современник, 1987. - 493с.
42. Владимирская Н.М. Образ современника в драме Лермонтова «Странный человек» / Н.М. Владимирская. Орджоникидзе, 1963. -296 с.
43. Водовозов В.И. Избранные педагогические сочинения / В.И. Водовозов. М.: Педагогика: - 1986. - 474 с.
44. Выготский Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. М. : Лабиринт,- 1997.-416 с.
45. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного Пер. с нем. / Х.Г. Гадамер.- М.: Искусство, 1991. 367 с.
46. Герцен А.И. Собр. соч : в 9т. Т. 7. Статьи 1853 -1963 гг. / А.И. Герцен.- М.: Гослитиздат, 1958.-727 с.46.47,48,49,50.51,52.53,54,55
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.