Формирование нравственной личности на основе этнической культуры: на материале народов Северного Кавказа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Биттуев, Харун Хызырович
- Специальность ВАК РФ24.00.01
- Количество страниц 158
Оглавление диссертации кандидат философских наук Биттуев, Харун Хызырович
ВВЕДЕНИЕ
Глава I. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТРАДИЦИОННОЙ НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ И СИСТЕМНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ
1.1. Анализ литературных источников традиционной этнической нравственной культуры и формирования личности
1.2. Роль общественных институтов в развитии традиционной этнической культуры и в формировании нравственной личности
Глава П. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ НА ОСНОВЕ ТРАДИЦИОННОЙ ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
2.1. Цель и задачи исследования. Понятия «традиция - система», «системный характер нравственного формирования личности» как исходные основания исследования
2.2. Концепция формирования нравственной личности на основе системно функционирующейся традиционной этнической культуры
2.3. Социализация и инкультурация на основе традиционной этнической культуры и интериоризация межпоколенческого общественного мнения
Глава III. ТРАДИЦИОННАЯ ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННОЙ ЛИЧНОСТИ И СИСТЕМНЫЙ ХАРАКТЕР ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ
3.1. Обусловленность системного формирования нравственной личности системным функционированием традиционной этнической культуры
3.2. Традиционная этническая культура как средство в формировании нравственной личности
3.3. Место и роль традиционных этических кодексов в формировании нравственной личности
3.4. Влияние глобализационных процессов па состояние традиционной этнической культуры и межличностные отношения
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Системность традиций этнической культуры2005 год, доктор философских наук Малкандуев, Азрет Магометович
Соотношение национального и этнического в культуре адыгейского народа2004 год, доктор философских наук Овсянникова, Татьяна Анатольевна
Личность в традиционной культуре адыгов2004 год, доктор философских наук Ляушева, Светлана Аслановна
Религиозно-этические основы традиционной культуры вайнахов2009 год, доктор философских наук Исаев, Эди Асуевич
Социальные и этно-этические аспекты культуры общения адыгов: Социологический анализ1999 год, кандидат социологических наук Овсянникова, Татьяна Анатольевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование нравственной личности на основе этнической культуры: на материале народов Северного Кавказа»
Актуальность темы исследования. В современных условиях процессы глобализации и социальных трансформаций способствуют формированию обостренного интереса к своей традиционной этнической культуре у народов Северного Кавказа. Глобальные процессы, с одной стороны, способствуют возникновению нового слоя инноваций, а с другой — ломке отживших себя, архаичных традиций, обычаев, норм и правил поведения в общественной жизни.
В связи с этим научное исследование социокультурной динамики, традиций и обычаев, и весь комплекс этнической нравственной культуры является актуальным. Ведь вопросы, касающиеся этнического бытия, требуют безотлагательного решения. К ним относятся: снижение жизненного уровня этносов (ингуши, кабардинцы, балкарцы и другие), угроза утраты своих культур, традиций, обычаев в образе жизни, случаи проявления национализма в 90-е годы и другие. В этих условиях северокавказские этносы, как и другие, стремятся встать на путь стабильного и уверенного развития.
Перед исследователями стоит задача: обоснование приоритетов выживания, осмысливая происходящие процессы в духовно-нравственной сфере.
Наряду с этим, развитие мировой культуры, представляя собой объективный процесс, обогащается за счет лучших достижений традиционных этнических культур, вековых традиций, так как они вобрали в свое содержание общечеловеческие ценности.
С учетом этого, обращение северокавказских этносов к своей этнической идентичности, к своим основам связано еще и с тем, чтобы возродить, сохранить и развивать этническую культуру, для использования ее в воспитании подрастающего поколения, для воспроизводства этносов, для совершенствования духовной жизни на основе закона преемственности. Эти задачи требуют справедливого решения возникающих проблем, ибо будущее традиционных нравственных культур зависит от их решения. И, наоборот, этническая культура играет огромную роль в сохранении самих этносов.
Кроме того, в масштабе республик Северного Кавказа и сегодня остается малоисследованной этническая культура, традиции в сфере семейно-бытовых отношений; нормы поведения межличностных отношений.
Сказанное относится и к проблеме системного характера нравственного формирования личности.
Таким образом, вышеизложенное дает основание диссертанту сказать, что проблема исследования этнической культуры, системного и направленного характера традиционного нравственного формирования личности является актуальной.
Степень научной разработанности темы. Исследуемые в диссертации проблемы вызывали немалый научный интерес как у отечественных, так и у зарубежных ученых.
Традиционная культура, традиции, обычаи, образцы и нормы поведения особенно активно анализировались, исследовались в таких науках, как этнология, социология и других смежных науках1.
За последние десятилетия отечественные авторы провели философский анализ этнокультуры, обычаев, традиций2. Однако отдельные вопросы теории этноса, традиционной этнической культуры и нравственного формирования личности оставались не до конца исследованными, хотя вопросам динамики культуры, этническим процессам был посвящен ряд исследований1.
Как и во всей России, так и на Северном Кавказе, с 90-х годов начался процесс возрождения и рост национального самосознания, который способствовал появлению новых исследовательских подходов к изучению этнической культуры и системного характера формирования личности. Этот период
1 Лрутюнян Ю.В., Дробижсва Л.М., Кондратьев B.C., Сусю калов A.A. Этносоцлолсм ия: цели, чеюды и некоторые результаты исследований. - М , 1989.
2 Ханаху P.A. Традиционная культура Северного Кавказа: вызопы времени. - Майкоп, 1997, МалкандуевЛЛ!. Нравственные аспекты и системный характер эшической культуры. Нальчик, 2004. в развитии России был отражен в исследованиях и трудах B.C. Степина, Г.В. Драча, В.А. Авксентьева, А.К. Алиева , К.Х. Унежева , О.М. Штомпеля, Б.Х. Бгажнокова, Б.С. Саламова и других.
Некоторые западные философы и социологи по традициям и традиционной культуре рассуждают так: люди в своем поведении имеют полную свободу выбора и руководствуются только субъективной «пользой» и «личным успехом». Например, такие прагматисты, как С. Хук, Уд. Джемс, общественные нормы, образцы, установки поведения отрицают.
Экзистенциалисты К. Ясперс, М. Хайдеггер и другие утверждают, что человек свободен якобы тогда, когда независим от общества и от его традиций. Обычаи и традиции (а значит, и целостная традиционная нравственная культура) они считают моральными стандартами. В обществе человек сам создает себе правила и нормы поведения в соответствии со своим интересом и желанием, т.е. субъективно, считают они.
Соблюдение индивидом, личностью общепринятых обычаев и традиций и других элементов этнической нравственной культуры они оценивают как вмешательство в личную жизнь, как ограничение свободы личности.
Представители функционализма, например С.М. Айзенштадт, считают, что благодаря традициям происходит воспроизводство социокультурного опыта, традиционной культуры. По его мнению, традиция - это неотъемлемый элемент любой социальной культуры: как всякой социальной организации в целом, так и каждого ее элемента в отдельности2. «
В данном определении, по его словам, важнейшим элементом, воспроизводящим всю традиционную нравственную культуру, является традиция.
Представители социологического подхода (Э. Дюркгейм) традицию используют только для обозначения трансляции, передачи опыта по традиции.
1 Динамика культуры. Теоретико-методологические аспекты. -Ю.В., Козлов В Л., Арютюнов С J - М., 1987
Eisciisiaat S.S!. Tradition Change and Modernity. N.4. 1973. - P.
M . 1989. Этнические процессы в современном мире // Брошей 167.
Западный исследователь Х.Д. Лассуэлл1 утверждает, что якобы содержание традиции совпадает с содержанием коммуникации. На наш взгляд, такое мнение Лассуэлла является ошибочным. Ведь коммуникативная функция, наряду с другими, это важная, но не единственная функция, ибо любая этническая нравственная традиция выполняет ряд функций.
В процессе написания диссертации нами были использованы работы философского, этнографического, исторического и этнологического характера, в которых описаны особенности национальной культуры, традиции, обычаи, быт и образ жизни этносов и в которых рассмотрены вопросы нравственного формирования личности.
Работы, исследования такого рода делятся на две группы. К первой группе относятся труды дореволюционных ученых и бытоописателей. Работы К. Коха2, Г. Клапрота3, Д. Белла, И. Бларамберга и других, а также труды просветителей народов Северного Кавказа - Ш. Ногмова4, Хана-Гирея, И. Ахриева, М. Абаева3, И. Урусбиева и других носят описательный, этнографический характер.
Описательный характер носит работа Д. Интериано «Быт и страна зихов, именуемых черкесами. Достопримечательное повествование»6, дано подробное описание жизни и быта черкесов. Среди других проблем Интериано описывает гостеприимство, куначество, похоронные обряды и др.
В работе генерала русской службы И.Ф. Бларамберга «Историческое, топографическое, статистическое, географическое и военное описание Кавказа» описываются нравы и обычаи черкесов без анализа.
1 JassuellH.D The structure and of communication in society // The communication of Ideas. N4. 1948. - P.51. Кох К Путешествие по России и в кавказские земли //АБКИЕА. - Нальчик, 1974. Клапрог Г. Путешествие по Кавказу и Гр\ зии, предпринят ое в 1807-1808 гг //АБКИЕЛ. - Нальчик, 1974.
4 По.'мпв III История адыгейского народа. - Нальчик. 1958. Лбисв М. Балкария. - Нальчик. 1992.
6 Интериано Д. Быт и страна зихов, иметемых черкесами // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII-XIX вв - Нальчик, 1974. - С. 46. (Далее: АБКИЕЛ).
Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа //АБКИЕА. -Нальчик. - С. 354.
В дореволюционный период развития северокавказских народов был накоплен большой этнографический материал, посвященный сбору обычаев и традиций.
Значительное место среди работ, в которых описаны традиции и обычаи горских народов Кавказа, занимают работы М.М. Ковалевского «Закон и обычай на Кавказе», в которых, подчеркивает, как обычное право в историческом развитии перерастало в обычай, который приобрел нормативный характер. Собранию, систематизации адатов кавказских горцев посвящена работа Ф.И. Леонтовича под названием «Адаты кавказских горцев».
Немалый вклад в исследование обычного права, обычаев осетин внес В.Ф. Миллер. В своих работах «В горах Осетии», «Черты старины в сказаниях и быте осетин» В. Миллер большое место отводит рассмотрению обрядов и обычаев осетин, чеченцев и аварцев в описательном плане.
В исследование этнической культуры значительный вклад внесли такие просветители северокавказских народов, как Ш. Ногмов, Хан-Гирей, К. Хета-гуров, Ч. Ахриев и другие.
Для научного исследования этнической культуры народов большой интерес представляет сборник «Памятники обычного права Дагестана 17-19 вв.».
Ко второй группе относятся работы современного периода, в которых исследуются различные аспекты этнической культуры и воспитания личности. Имеются в виду монографии Н. Сарсенбаева, И.В. Суханова, А.К. Алиева, Б.С. Саламова, Б.Х. Бгажнокова, РХ. Ханаху, Д.Д. Межидова и других.
Работа Н. Сарсенбаева «Обычаи и традиции в развитии»1 посвящена возникновению и развитию обычаев и традиций в историческом плане. В ней показана их структура и некоторые функции.
Однако в работе Н. Сарсенбаева не получила своего освещения проблема нравственных традиций, их место и роль в общественном развитии.
1 СарсенбаевН. Обычаи и традиции в развитии. - Алма-Ата, 1965.
В монографии И.В. Суханова «Обычаи и традиции и преемственность поколений»1 раскрывается сущность и роль революционных традиций рабочего класса. Автор делает попытку исследования процесса возникновения простых норм морали и традиций в нравственных отношениях в контексте становления народной педагогики. Он показывает, что обычаи и традиции выступают как социальные механизмы в обеспечении преемственности поколений. В работе И.В. Суханова не раскрывается системность функционирования этнической культуры и формирование нравственной личности.
Монография А.К. Алиева «народные традиции и обычаи и их роль в Л формировании нового человека» посвящена роли традиции и обычаев в общественном развитии. Он рассматривает их воспитательную роль в духе идеологии коммунизма.
А.К. Алиев дает следующее определение традиции: «Традиция - это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение устойчивые нормы и принципы взаимоотношений людей в обществе, охраняемые общественным мнением, а также привычные идеи, убеждения, взгляды и представления, воплощенные в различных формах общественного сознания».
Автор различает «обычаи» и «традиции». По мнению А.К. Алиева, обычай по сравнению с традицией более узкое понятие и функционируется в быту, морали, семейных отношениях. Автор утверждает, что традиция проявляет свои действия во всех сферах общественного сознания.
В работе профессора Б.С. Саламова «Обычаи и традиции горцев»3 рассматриваются теоретические вопросы обычаев и традиций, общее и отличительное в них и их функции в общественном развитии.
В монографии Б.Х. Бгажнокова «Адыгская этика»4 речь идет о сущности адыгства как этнической системы. Анализируются различные элементы
1 Суханов НЛ. Обычаи и традиции и преемственность поколений - М., 1976.
Л:шев Л.К. Народные традиции и обычаи и их роль в формировании нового человека. - Махачкала, 1968.
1 СаламовБ.С. Обычаи и традиции горцев. - Владикавказ, 1968.
4 БгажноковБ~Х. Адыгская этика. - Нальчик, 1999. адыгства. По утверждению автора, «адыгство» - это компонент традиционной соционормативной культуры.
Работа P.A. Ханаху «Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени»1 посвящена социально-философскому анализу традиционной культуры. Автор характеризует традиционную культуру как явление. В работе освещаются проблемы воспроизводства и саморазвития, взаимосвязь традиционной культуры и инновации и другие. л
Мудрость обычая» — так называется монография Д.Д. Межидова, в которой на примере жизни чеченцев раскрывается сущность и функции народных обычаев.
Работа «Народные традиции кабардинцев и балкарцев»3, написанная этнографами А.И. Мусукаевым и А.И. Першицем, посвящена раскрытию таких проблем, как семья - величайшая человеческая ценность; узы родства; мужчины и женщины; старшие и младшие и другие вопросы. I
Чеченцы: обычаи, традиции, нравы» - монография, написанная И.Ю. Алироевым и Д.Д. Межидовым. В ней освещаются роль, сущность, основные признаки и функции народных обычаев и традиций. В работе освещены некоторые вопросы воспитания нравственной личности.
В работах указанных авторов освещены различные стороны традиционной этнической культуры, дается анализ признаков и функций, в том числе воспитательной, традиционной этнической культуры.
Однако следует отметить, что еще мало работ с философским анализом, показывающих нравственное содержание традиционной культуры и системный характер нравственного формирования личности.
Более всестороннее освещение должны получить такие стороны этнической культуры, как нравственное содержание, системное формирование
1 Ханаху Р Л'. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени. — Майкоп. 1997. "Межидов Д.Д. Мудрость обычая. - Грозный, 2003.
1 Мусукасч Л.П. Першиц А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. - Нальчик, 1992. Лтроев И.Ю., Межидов Д.Д. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. - Грозный, 2003. нравственной личности, современное состояние этнической нравственной культуры и влияние на нее процессов глобализации и другие.
Неисследованным остается вопрос - системный характер формирования нравственной личности, который связан с системностью функционирования этнической культуры. Диссертант акцентирует свое внимание именно на исследование этой проблемы.
Учитывая актуальность, практическую значимость, недостаточную теоретико-методологическую разработанность исследуемой проблемы, была определена тема диссертации так: «Формирование нравственной личности на основе этнической культуры (на материале народов Северного Кавказа)».
Объект исследования - традиции этнической нравственной культуры в контексте их системного функционирования.
Предмет исследования - формирование нравственной личности на основе этнической культуры народов Северного Кавказа.
Цель исследования - показать, что функционирующие легитимные традиции имеют направленный характер с целевой причинностью - формирование нравственно развитой личности. Обосновать тезис о том, что традиционная этническая культура выступает как цель и средство нравственной личности.
Задачи исследования: для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие исследовательские задачи:
- рассмотреть различные подходы к сущности «традиционной этнической культуры» и «системности нравственного формирования личности», проанализировав работы, посвященные исследуемой нами проблеме;
- показать системность функционирования этнической культуры;
- показать системный характер и направленность нравственного формирования личности в процессе использования традиционной этнической культуры как самоцели нравственной личности, т.е. системностью функционирующей этнической культуры обусловлено системное формирование нравственной личности;
- показать влияние глобализации и социальных трансформаций на состояние традиции, традиционной нравственной культуры и на системность нравственного формирования личности.
Теоретические и методологические основы исследования. В процессе написания диссертации нами были использованы основополагающие принципы материалистической диалектики, основные положения об общественном развитии, требования объективности при критическом осмыслении комплекса вопросов в единстве с этносоциальным и этнокультурными аспектами. В процессе диссертационного исследования были использованы: диалектический принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства исторического и логического и другие методы.
Исходя из сложного характера исследуемой проблемы, диссертантом был применен междисциплинарный подход, используя при этом социологический, историко-философский, этнографический и другие подходы.
Теоретические основы исследования обусловили необходимость использования методов структурно-функционального анализа и междисциплинарного синтеза.
Понятия «традиция», «система», «системное формирование нравственной личности» являются теоретико-методологическим регулятивом, основанием системности этнической нравственной культуры.
В исследовании использован фактический материал из жизни горских народов, отраженный в литературных источниках и в деятельности общественных институтов.
Наибольшее применение в диссертации имеет системный метод, который позволил рассмотреть этническую культуру как развивающуюся целостность, воспроизводство которой обеспечивается функционированием традиции, обусловленной целевой причинностью. Целевой причиной обусловлен весь комплекс нравственного формирования личности.
В диссертации использованы данные социологических исследований, проведенных институтом гуманитарных исследований при Правительстве КБР.
Для более полного освещения нравственных основ легитимных традиций, системного характера нравственного формирования личности были использованы эмпирические методы - сравнение, опросы, интервью с респондентами-старожилами, наблюдение и другие.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
- рассмотрен системно-функциональный характер этнической нравственной культуры народов Северного Кавказа. Доказано, что традиционные общественные институты способствовали стабильности общества, осуществляя преемственную связь и передачу от предыдущих поколений к последующим норм, установок, образцов, сложившихся в нравственной сфере и культуре;
- показано, что этническая нравственная культура была направлена на поддержание гармонии между личностью и обществом. Доказано, что она выступала и как необходимое средство воспитания и самопознания, и как цель самосовершенствования человеческой личности;
- установлено, что воспитание личности осуществлялось, начиная с соци- . ализации и инкультурации и кончая интериоризацией межпоколенческого общественного мнения. Показано, что в ходе воспитания личности происходило и самопроизводство системы, состоящее из межпоколенческой трансляции социокультурного опыта, селектированных норм, стандартов, правил поведения и других;
- доказано, что традиционные этическое кодексы этносов: «адыгагъэ», «тау адет», «ирон агъдау» и другие являлись конституирующим элементом системы этнической нравственной культуры. Установлено, что функционирование системы этнической нравственной культуры и системное формирование нравственной личности представляли собой управляемый процесс со стороны института старшинства, кровно-родственных отношений, со стороны дворян в 18-19 вв.;
- раскрыто понижение уровня социокультурной интегрированности и консолидированности этносов и частичное ослабление нормативно-регулятивной функции системы этнической нравственной культуры в условиях современного кризиса, которому способствовали глобализация (внешняя причина) и социальные трансформации (внутренняя причина).
- Основные положения диссертации, выносимые на защиту.
1. Традиционная этническая нравственная культура - это исторически сложившиеся системно связанные, устойчивые, стандартизированные нормы, установки правила поведения, принципы и способы общения, ценностные ориентации, проявляемые в нравственных взаимоотношениях, передаваемые от поколения к поколению, воплощенные в сознании личности и охраняемые межпоколенческим общественным мнением.
2. Традиционные общественные институты (аталычество, гостеприимство, побратимство и др.) как формализированные правила играли огромную роль в упрочении и системном функционировании этнической культуры, осуществляли преемственную связь и передачу от предыдущих поколений к последующим, а также способствовали формированию константных моделей культуры и координировали системное формирование нравственной личности.
3. Этническая нравственная культура обеспечивала общественную и личную целесообразность, так как была направлена на поддержание гармонии личности и общества. Нравственное формирование личности представляло собой управляемый процесс, который осуществлялся институтом старшинства, дворянами, авторитетом межпоколенческого общественного мнения и самовоспитанием: собственной совестью, чувством долга, ответственностью и др.Немалую роль в системном формировании нравственной личности играли муллы, эфенди и другие духовные служители.
4. Системный характер формирования нравственной личности был обусловлен системным характером функционирования этнической нравственной культуры, относящейся к сложным системам, в которых причинность дополнялась идеями целевой причинности. Этой целью обеспечивалось воспроизводство самой системы этнической нравственной культуры, а следовательно, и системное формирование нравственной личности. Эта цель определяла содержание всей воспитательной деятельности.
5. Среди различных форм и средств воспитания особо выделяляется использование положительного примера как идеала, к которому стремилась растущая личность, чтобы подражать и стать такой, какой есть идеал. В этой связи проявлялся и закон уподобления. Индивид, личность постепенно усваивала конкретную модель - нормы, установки, правила поведения и образа жизни, на основе которых она становилась членом общества, т.е. сначала шел процесс освоения и соблюдения норм и установок, правил традиционных кодексов «тау адет», «ирон агъдау», «адыгагъэ» и других, а затем освоение существующих в обществе моральных норм и правил. Процессы социализации и инкультурации завершались присоединением к ним интериоризации меж-поколенческого общественного мнения.
6. Являясь конституирующим элементом в структуре культуры, традиционные морально-этические кодексы в межличностных взаимоотношениях имели цель - системное формирование нравственной личности. Они ориентировали, учили и учат личность тому, чтобы быть высококультурной, нравственно совершенной. В современных условиях этносы Северного Кавказа стремятся выработать этические кодексы, положив в основу базовые элементы традиционных кодексов. Эти кодексы должны быть кодексами чести и культуры молодой личности, выражать ее интересы и потребности в общении с людьми.
7. В условиях кризиса нарушается баланс структурной упорядочности взаимосвязей между элементами системы этнической культуры. Этому нарушению способствует глобализация как внешняя причина и социальные ■ трансформации как внутренняя причина. Как следствие происходит понижение уровня социокультурной интегрированности, согласованности и консо-лидированности этносов. В связи с этим постепенно ослабляется нормативно-регулятивная функция этнической культуры и ее некоторые нормы и правила, хотя сохраняются базовые элементы культуры, нравственные императивы. В этой связи необходимо умело сочетать и использовать традиционные ценности с новациями в современных условиях.
Теоретическая и практическая значимость. Основные положения, выводы и материалы диссертации могут быть использованы:
- при формировании и реализации региональной национальной (Южного федерального округа) политики;
- при исследованиях в области изучения этнического сознания, социальных общностей и групп;
- при разработке проектов с целью предотвращения эскалации межэтнической напряженности в регионе;
- в процессе преподавания национальной политики, этнологии и других дисциплин;
- при чтении спецкурсов по проблемам истории и культуры народов Северного Кавказа.
Апробация работы. Диссертационная работа была обсуждена на заседании кафедры культурологии Северо-Кавказского государственного института искусств.
Основные положения и результаты диссертационного исследования докладывались автором на международной конференции «Современные технологии формирования активной жизненной позиции студентов как средство реализации государственной политики», на межвузовской научнотеоретической конференции «Культурно-историческое наследие народов Северного Кавказа и его роль в воспитании современной молодежи», на межвузовской научно-теоретической конференции «Культурное наследие народов Северного Кавказа и его роль в воспитании современной молодежи».
Некоторые положения и выводы исследования использованы автором в учебном процессе: на лекциях, семинарских занятиях по философии и культурологии.
Результаты диссертационной работы представлены в 7 работах и статьях (в т. ч. в двух изданиях, упомянутых в списке ВАК) общим объемом 8 п. л.
Структура диссертации
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы, состоящего из 161 источника. Общий объем диссертации составляет сто шестьдесят шесть страниц.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК
Социализация детей и юношества в традиционном осетинском обществе: вторая пол. XIX - начало XX века2008 год, кандидат исторических наук Туаева, Нонна Юрьевна
Этнопедагогика дагестанской семьи2006 год, доктор педагогических наук Алиева, Бика Шапиевна
Духовно-нравственная традиция в жизни общества2011 год, доктор философских наук Даминдарова, Фания Валиевна
Менталитет адыгского этноса: проблемы становления и эволюции2003 год, кандидат философских наук Костылев, Сергей Васильевич
Формирование социально-этических норм поведения учащихся национальных школ на традициях народного этикета кабардинцев и балкарцев1999 год, кандидат педагогических наук Гяургиева, Фатима Юсуповна
Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Биттуев, Харун Хызырович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Российское общество развивается под влиянием глобализации и социальных трансформаций. Эти процессы оказывают свое воздействие на все стороны общественной жизни, в том числе и на духовную жизнь, культуру народов.
И в этой связи исследование проблемы традиционной нравственной культуры, формирования личности нравственно представляет собой определенный научный интерес, является актуальным, так как развитие духовной культуры осуществляется и с учетом традиционной этнической национальной культуры, на основе закона преемственности.
В диссертации подробно описываются литературные, институциональные и другие источники, в которых отражен фактический материал, использованный в данном исследовании.
Структурные элементы системы этнической нравственной культуры отражены в фольклоре, в известиях европейских авторов XIII-XIX веков, трудах просветителей второй половины XIX и начала XX веков и в других. Речь идет о работах и произведениях таких просветителей, как Хан Гирей, И. Урусбиев, К. Хетагуров, С. Сиюхов, А. Шерипов, И. Крымшамхалов, Ч. Ахриев, Д. Коркмасов, А. Омаров, И. Хубиев, М. Абаев и других.
Важнейшими источниками являются высказывания и произведения русской творческой интеллигенции A.C. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова и других.
В исследовании использован и полевой материал, взятый от респондентов-старожилов во время проведения социологических исследований.
В работе получило свое освещение понятия «традиция», «система», «нравственная воспитанность», «системность нравственного формирования личности», которые имеют методологическое значение для раскрытия темы.
Диссертант, вступая в полемику как с зарубежными, так и с отечественными авторами по указанным понятиям, излагает свою точку зрения.
Немалое место отводится раскрытию концепции формирования нравственной личности в условиях функционирования этнической культуры.
Опираясь на богаты фактический материал из жизни народов Северного Кавказа, в диссертации сделан социально-философский анализ нравственных аспектов традиционной культуры и рассмотрен системный и направленный характер нравственного формирования личности.
Анализируются структурные элементы таких традиций, как старшинство, гостеприимство, кровно-родственные, семейно-бытовые, соседские отношения и связи и др., а также выполняемые ими функции.
В исследовании отмечается, что система этнической нравственной культуры северокавказских этносов представляет собой упорядоченную совокупность взаимосвязанных элементов. Количественное отношение элементов, их упорядоченный характер связи выражают структуру этих систем.
В этнических системах традиция выступает как основа для функционирования и возникновения социокультурных норм, т.е. она обеспечивает целостность таких систем. В свою очередь системность этнической нравственной культуры проявляется через выполняемые ею функции, например, воспитательную.
Основное содержание исследования раскрывается в III главе под названием: «Этническая культура как цель и средство нравственной личности и системный характер ее формирования».
В этой главе дано аргументированное обоснование того, что как традиция, так и совокупная система этнической культуры имеют целенаправленный характер, а именно: формирование нравственной личности. Обосновывается вывод о том, что в традиционном обществе нравственные качества растущей личности формировались на основе усвоения и соблюдения традиции, обычаев этикета, норм, установок и образцов поведения в различных коммуникациях, на основе общения в межличностных отношениях, знании установок традиции общественных институтов.
Формирование личности происходило в процессе социализации и ин-культурации. Этот вопрос подробно освещен в работе диссертанта. Такие традиции, как гостеприимство, почтительное отношение к старшему и другие рассмотрены и обоснованы в формировании нравственной личности.
Большое место отведено использованию и соблюдению норм этических кодексов в деле формирования нравственной личности в современных условиях.
Далее. В диссертации содержится аргументированный вывод о том, что системное формирование нравственной личности обуславливается системным функционированием этнической нравственной культуры, т.е. все структурные компоненты традиционной этнической культуры взаимно дополняют друг друга и функционально объединены в единую цель - в формирование нравственной личности. И поэтому, традиции этнической культуры выступают как самоцель нравственной личности.
В исследовании получило аргументированное освещение вопроса -влияние глобализации и социальных трансформаций на состояние традиционной нравственной культуры и на нравственное формирование личности.
В работе научно обоснована цель и она достигнута и раскрыта во II и III главах данной работы. Системность формирования нравственной личности обусловлена системно функционирующейся этнической нравственной культурой.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Биттуев, Харун Хызырович, 2011 год
1. Абидова Н.Т. Формирование духовно-нравственных ценностных ориентаций старшеклассников на основе этнокультурных традиций. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -Карачаевск, 2009.
2. Абаев М. Балкария. Исторический очерк.-Нальчик, 1992.
3. Алиев А.К. Народные традиции и обычаи и их роль в формировании нового человека. Махачкала, 1968.
4. Алироев Н.Ю. История и культура чеченцев и ингушей. Грозный, 1994.
5. Алироев Н.Ю., Межидов Д.Д. Чеченцы: обычаи, традиции и нравы. Грозный, 2003.
6. Азаматов К.Х. Социально-экономическое положение и обычное право балкарцев в первой половине XIX в. Нальчик, 1968.
7. Ахлаков A.A. Исторические песни народов Дагестана и Северного Кавказа. -М., 1981.
8. Арутюнов Ю.В., Дробижева Л.М., Сусюкалов A.A. Этносоциоло-гия: цели, методы и некоторые результаты исследования. -М., 1989.
9. Архив Северо-Осетинского научно-исследовательского института. Фонд И. Д. Канукова «Заметки горца», с. 32.
10. Аверьянов А.Н. Системное познание мира. М., 1985.
11. Атмурзаева Ф.И. Социальные трансформации в современной России. Нальчик, 2005.
12. Арутюнов С.А. Народы и культуры. М., 1989.
13. Абдулатипов Р. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность //Научная мысль Кавказа. Ростов-на-Дону, 1994. № 4.
14. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь: СГГТИ, 1993.
15. Агаев А.Г., Магомедов P.M. Дагестанское единство: история и современность. -Махачкала, 1994.
16. Алейников М. Карачаевские сказания //Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, вып. 3, 1883.
17. Алибеков М. Адаты кумыков. Махачкала, 1927.
18. Ахриев Ч.Э. Ингушские традиции //Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, вып. 6, 1871.
19. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик, 1999.
20. Белл Дж. Дневник пребывания в Черкессии в течение 1837-183 9гг. //АБКИЕА. Нальчик, 1974.
21. Бердяев H.A. Философия неравенства. -М., 1990.
22. Бекизова Л.А. Средоточие духовного богатства //Роль фольклора в формировании духовной жизни народов. Черкесск, 1986.
23. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Нальчик, 1999.
24. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа //АБКИЕА. Нальчик, 1974.
25. Белинский В.Г. О детских книгах. Избранные педагогические соч. -М., 1982.
26. Бэкон Ф. Соч. в 2 т. Т. 2. М., 1972.
27. Баразбиев М.И. Этнокультурные связи балкарцев и карачаевцев с народами Кавказа в XVIII начале XIX в. - Нальчик, 2000.
28. Баранов Е.З. Баксанское ущелье Кавказа. Тифлис, 1891.
29. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1953.
30. Берже А. Краткий обзор горских племен на Кавказе. — Нальчик,1992.
31. Вертепов Г.А. Осетины, ингуши, кабардинцы. Владикавказ,1833.
32. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа. -М., 1974.
33. Гасанов М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки. Махачкала, 1971.
34. Гадагатль A.M. Героический эпос. Нарты и его генезис. Краснодар, 1967.
35. Гарданов В.К. Общественный строй адыгов (XVIII и первая половина XIX в.). М., 1967.
36. Грабовский Н.Ф. Ингуши //Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, вып. 11, 1876.
37. Государственный архив Краснодарского края. ф. 348, оп.1, д.8,л.46.
38. Гречко A.A. Битва за Кавказ. М., 1967.
39. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика карачаево-балкарского народа. -Нальчик, 1997.
40. Голубева Г.А. Этика. М., 2007.
41. Грабовский Н.Ф. Адаты аварских аулов //Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, вып. 9, 1876.
42. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера человека. JI., 1989. 42 а. Гаджиева С.Ш. Кумыки. -М., 1961.42 б. Грабовский Н.Ф. Свадьба в горских обществах Кабардинского округа //Сборник сведений о Кавказе. Тифлис, 1869.
43. Даниялов Г.Д. Имамы Дагестана. Махачкала, 1996.
44. Давидович В.Е. Культура мира на исходе XX столетия //Общественные науки. Северо-Кавказский регион. Ростов н/Д. № 4, 1996.
45. Джуртубаев М.М. Духовная культура карачаево-балкарского народа. Нальчик, 1997.
46. Дюбуа де Монпере Ф. Путешествие вокруг Кавказа. — Сухуми,1937.
47. Дубровин Н.Ф. История войны и владычества русских на Кавказе. -СПб., 1886.
48. Дубровин Н.Ф. Черкесы (адыги). Краснодар, 1927.
49. Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии. Ростов-на-Дону,1928.
50. Eisenstadt S.M. Tradition, change and modernity. N.V, 1973.
51. Загазежев М.Г. Очерки по адыгской народной педагогике. Нальчик, 1996.
52. Зеленкова И.Л. Этика. Минск, 2001.
53. Журнал «Революция и горец». № 8-9, 1932.
54. Иванюков И., Ковалевский М. У подошвы Эльбруса //Вестник Европы. кн. I, 1886.
55. Исмаилов М.Ш. Семейный быт чеченцев в прошлом. Тбилиси,1970.
56. История народов Северного Кавказа (конец XVIII 1917 гг.). - М.,1988.
57. История осетинской АССР. M. Т. 1.
58. Callahan D. Minimalist ethics: on the pacification of morality //Ethics hard times. N.V. London, 1981.
59. Калоев Б.А. Осетины. Владикавказ, 1971.
60. Каргинов С. Из народных преданий и обычаев Осетии //Известия Кавказского отдела Русского географического общества. № 44, 1916.
61. Кашежев Т. Свадебные обряды кабардинцев //Этнографическое обозрение. № 4, 1892.
62. Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ставрополь, 1994.63. Коран.-М., 1986.
63. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1991.
64. Крупнов Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.
65. Культура и быт адыгов //Сборник статей: этнографические исследования. -Майкоп, 1991.
66. Кумыки, их нравы, обычаи и законы (1804 г.) //Рукописный фонд Института истории языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР, д.2153.
67. Кучуков М.М. Нация и социальная жизнь. Нальчик, 1996.
68. Караулов И.А. Болкары на Кавказе //Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис. Вып. 38, 1908.
69. Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX начала XX в. Избранное, т. I. - Нальчик, 1993.
70. Конфуций. Уроки мудрости. М., 1999.
71. Калмыков Б. Статьи и речи. Нальчик, 1961.
72. Кабардинский эпос. М., 1957.
73. Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 1807-1808 гг. //АБКИЕА. Нальчик, 1974.
74. Кумыков Т.Х. Хан-Гирей. Нальчик, 1968.
75. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. М., 1890.
76. Кажаров В.Х. Традиционные общественные институты кабардинцев в конце конца XVIII и в первой половине XIX в. Нальчик, 1994.
77. Kohlberg L. States of moral Development ar a basis for moral education //Moral development. Moral education and Kolilberg Birm. 1980.
78. Коломиец B.T. Очерки истории и культуры терских казаков. -Нальчик, 1994.
79. Каряева З.Т. Некоторые морально-этические проблемы в осетинском нартовском эпосе //Нартский эпос и кавказское языкознание. Майкоп, 1992.
80. Лаудаев У. Чеченское племя //Сборник сведений о кавказских горцах, 1872, вып. № 7.
81. Лермонтов М.Ю. Соч. -М., 1988.
82. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Вып. I. Одесса, 1882.
83. Ленин В.И. Конспект книги. Гегель «Наука логики» //Полн. собр. соч. Т. 29.
84. Lasswell H.D. The structure and function of communication in society //The communication of ideas. N.V. 1948.
85. Люлье Л.Я. О гостеприимстве у черкес //Кавказ, 1889, № 7.
86. Люлье Л.Я. Черкесия. Краснодар, 1929, вып. 4.
87. Магомедов P.M. Новое время и старые обычаи. Махачкала, 1966.
88. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Владикавказ, 1968.
89. Марков Е. Очерки Кавказа. M., 1825.
90. Мамакаев М.А. Чеченский тайп. Грозный, 1990.
91. Макаренко А.С. О воспитании в семье. М., 1955.
92. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1991.
93. Мафедзев С.Х. Обряды и обрядовые игры адыгов. Нальчик,1979.
94. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов. Нальчик,1984.
95. Межидов Д.Д. Мудрость обычая. Грозный, 1989.
96. Миллер В.Ф., Ковалевский М.М. В горских обществах Кабарды //Вестник Европы, 1884, т.2, № 4 и № 6.
97. Малкандуев Х.Х. Этническая культура балкарцев и карачаевцев. -Нальчик, 2001.
98. Мизиев И.М., Джуртубаев М.Ч. История и духовная культура карачаево-балкарского народа. Нальчик, 1994.
99. ЮО.Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала,1993.
100. Мир этноса: аспекты и методы исследования. Нальчик, 1999.
101. Морган JI. Древнее общество. Л., 1934.
102. Мусукаев А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. -Нальчик, 1992.
103. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа. Нальчик, 1982.
104. Нравы, традиции и обычаи народов Кавказа. Тезисы общероссийской научной конференции. Пятигорск, 23-25 сентября 1997г.
105. Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX в. - Нальчик, 1976 в.
106. Осетия и осетины. Составитель К. Челехсаты. Владикавказ, СПб., 1994.
107. Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев в XV-XIX вв. -Майкоп, 1997.
108. Пожидаев В.П. Горцы Северного Кавказа: ингуши, чеченцы, хевсуры, осетины и кабардинцы. -М.-Л., 1926.
109. Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения. Тезисы докладов научно-практической конференции 1-4 апреля 2001г.- Нальчик, 2001.
110. Пушкин A.C. Поэмы. -М., 1983.
111. Реклю Э. Жизнь первобытных народов. М., 1889.
112. Репрессированные народы: история и современность. Карача-•евск, 1994.
113. Rogers C.R. Rogers on personal power. № V. 1977.
114. Саидов И.М. Общественный быт вайнах (XIX начале XX в.). -Махачкала, 1970.
115. Сарсенбаев Н. Обычаи и традиции в развитии. Алма-Ата, 1965.
116. Сказки адыгских народов. М., 1878.
117. Скитский Б.В. Хрестоматия по истории Осетии. Орджоникидзе,1950.
118. Скасси Р. Извлечение о делах Черкессии, представленной господином Скасси в 1816 г. //Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов конца XIII -XIX в.в. Нальчик, 1974.
119. Смирнова Я.С. Традиция и инновация в развитии семейной обрядности (по материалам Северного Кавказа). -М., 1973.
120. Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции //Социологические исследования. -М., 203, № 8.
121. Соловьев В. Сочинения в 2-х томах. М., 1990, т. 1.
122. Степин B.C. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность //Вопросы философии, 2003, № 8.
123. Суханов И.в. Обычаи, традиции и преемственность поколений. -М„ 1976.
124. Тамбиев П.И. Адыгские пословицы (поговорки), загадки, скороговорки, приметы и поверия и кое-что из народной медицины //Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, вып. 26.
125. Тепцов В.Я. По истокам Кубани и Терека //Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1982.
126. Тойнби А.Д. Постижение истории. -М., 1991.
127. Тотоев М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. Орджоникидзе, 1957.
128. Тульчинский Н.П. Пять горских обществ Кабарды. Владикавказ,1903.
129. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. — Нальчик, 1997.
130. Урусбиев С. Сказания о нартских богатырях у татар-горцев Пятигорского округа Терской области //Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1881, т. 1.
131. Философский энциклопедический словарь. М., 1999.
132. Feileman J. The thory of Human Culture, N 4, 1968, p. 235.
133. Франк C.JI. Духовные основы общества. -М., 1992.
134. Фуко Э. История нравов. -М., 1911.
135. Хан Гирей. Записки о Черкессии. Нальчик, 1992.
136. Хан Гирей. Вера, нравы, образ жизни черкесов //Русский вестник, т.5. Санкт-Петербург, 1842.
137. Ханаху P.A. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Майкоп, 1997.
138. Хачирти А. Об осетинском этикете. Владикавказ, 2002.
139. Хашаев Х.М. Общественный строй Дагестана в Х1Хв. М., 1961.
140. Хетагуров К. Особа //Собр. сочинений в пяти томах, т. 4. М.,1960.
141. Hertz G. Rasse and Kultur. Leipzig, 1925.
142. Хоперская Л.Л. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе: концепция этнической субъективности. Ростов н/Д, 1997.
143. Цховребов З.И. Развитие общественно-политической и философской мысли в Осетии. М., 1977.
144. Центральный государственный архив СОССР, ФИ, оп. 52, д. 66, л.1.261.
145. Центральный государственный архив СОССР, Ф.ЗО, on. 1, д. 101, л. 144 общ.
146. Центральный государственный архив КБР, Ф.: п-9, on. 1, ед. хр. 16, ед. хр. 18, л. 1-71.
147. Центральный государственный архив ЧИССР, Ф. 149, д. 1-15, Ф. 283, д. 198.
148. Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа /Вопросы национальной психологии. — Черкесск, 1972.158
149. Чурсин Г.Ф. Осетины. Этнографический очерк. Тифлис, 1925.
150. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек. Майкоп, 1996.
151. Шанаев Д.Г. Свадьба у северных осетин //Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1870, № 4.
152. Швейцер А. Культура и этика. М., 1973.
153. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. -М., 1992.
154. Швецов В. Очерк о кавказских горских племенах с их обрядами и обычаями в гражданском, воинственном и домашнем духе. -М., 1885.
155. Шенкао М. Ментальность и национализм как антиподы //Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения. Тезисы докладов научно-практической конференции. Нальчик, 2001.
156. Шоров И.А. Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989.
157. Шурц Г. История первобытной культуры. М., 1923.
158. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. М., 1976.
159. Философия лицом к мировым проблемам. Материалы XXI Всемирного философского конгресса. Краснодар-Москва, 2004.
160. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание. -Нальчик, 1999.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.