Системность традиций этнической культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, доктор философских наук Малкандуев, Азрет Магометович

  • Малкандуев, Азрет Магометович
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2005, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 308
Малкандуев, Азрет Магометович. Системность традиций этнической культуры: дис. доктор философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Нальчик. 2005. 308 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Малкандуев, Азрет Магометович

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. Литературные и институциональные источники сохранения и развития традиции этнической нравственной культуры.

1.1. Традиции этнической культуры в фольклоре и известиях европейских авторов XIII-XIX веков.

1.2. Труды и вклад просветителей второй половины XIX и начала XX в. как источник сохранения и развития традиций этнической культуры.

1.3. Труды и высказывания русской творческой интеллигенции XIX и начала XX веков как источник традиции этнической культуры горских народов.

1.4. Обеспечение преемственности и функционирования традиции этнической нравственной культуры традиционными общественными институтами.

1.5. Этические кодексы «адыгагьэ», «тау адет», «ирон агъдау», «нохчо» и др. как источник этнических традиций и как источник целостной системы.

ГЛАВА И. Теоретико-методологические аспекты: концепция и метод исследования.

2.1. Исходные основания - понятий «традиция» и «система».

2.2. Возникновение и становление традиций этнической нравственной культуры как системы.

2.3. Концепция традиции как элемента, воспроизводящего систему.

ГЛАВА III. Системность традиции. Системообразующие факторы в традициях этнической нравственной культуры.

3.1. Структурные элементы и функции традиции этнической культуры.

3.2. Системообразующие факторы в традициях этнической нравственной культуры.

3.3. Закономерности развития традиции этнической нравственной культуры.

3.4. Системный характер и социальные функции традиции почтительного отношения к старшему по возрасту и к детям.

3.5. Системный характер традиции почтительного отношения к женщине.

3.6. Системный характер традиции гостеприимства. Взаимодействия традиции этнической культуры.

3.7. Обычай оказания помощи и взаимопомощи «шихаху», «зиу», «бельхи», «изеу» и другие как элемент системы традиции.

3.8. Традиция братской дружбы как элемент целостной системы традиции.

3.9. Национальные особенности системы традиции этнической культуры.

3.10. Влияние и взаимовлияние традиции этнических нравственных культур.

ГЛАВА IV. Системный характер традиционного нравственного воспитания.

4.1. Системный характер традиционного нравственного воспитания.

4.2. Нравственная социализация детей на основе использования традиции, обычаев этнической культуры и интериора-зиация межпоколенческого общественного мнения.

4.3. Использование трудовых традиций в системе средств нравственного воспитания.

4.4. Обычаи и традиции, направленные на утверждение здорового образа жизни, нравственное совершенствование личности.

4.5. Роль обычаев, обрядов, предписаний ислама в нравственном воспитании молодежи.

4.6. Традиционное межпоколенческое общественное мнение и моральный авторитет старших как средство нравственного воспитания.

4.7. Воспитание культуры межнационального общения и братской дружбы на основе традиции этнической нравственной культуры.

4.8. Традиции любви и преданности к Отечеству горских народов как средство в нравственном воспитании.

4.9. Традиции экологической культуры и воспитанности в системе нравственного воспитания.

ГЛАВА V. Единство этнической культуры с современной духовной и некоторые тенденции их развития.

5.1. Традиции этнической нравственной культуры как базовый слой современной духовной культуры в процессе возрождения горских народов.

5.2. Уважение к жизни, человеку и ответственность перед будущими поколениями как традиция гуманизма и нравственной культуры в условиях духовного возрождения. 275 ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 284 ПРИМЕЧАНИЕ. 291 БИБЛИОГРАФИЯ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Системность традиций этнической культуры»

Актуальность темы исследования. Всестороннее исследование этносов, их социокультурной динамики, традиции и обычаев ныне является актуальным, так как остаются нерешенными многие проблемы, связанные с этническим бытием. Среди них следует назвать таких, как этническая дискриминация, снижение уровня жизни ряда этносов, межэтнические конфликтные отношения, финансово-экономическая дифференциация, угроза утраты этносами своих культур, традиций, обычаев. Народы переживают сложные ситуации, ищут пути стабильного развития.

В этих условиях перед социальными науками стоят непростые задачи. Необходимо осмыслить происходящие события, создать концепцию устойчивого развития, обосновать приоритеты выживания и дальнейшего сохранения земной цивилизации, одним из важнейших условий которой является сохранение и развитие многообразия этнических культур и их традиций. Именно богатство такого многообразия и является неиссякаемым источником обогащения мировой культуры. С учетом сказанного, сохранение этносов, их этнических культур, обычаев и традиции в перспективе имеет исключительно неоценимое значение.

У народов возрастает интерес к своей этнической идентичности. И это оправдано тем, что они, обращаясь к свои традиционным этническим основам, тем самым стремятся, опираясь на историческую преемственность традиции, возродить свою самобытную этническую культуру.

Воспроизводство и сохранение этносов, их культур через преемственность поколений, социальных и духовных отношений - это задача первостепенной важности, от правильного решения которой зависит длительность существования и развития этносов. И в этом деле огромна роль традиции этнической культуры, благодаря которым устанавливается связь между прошлым, настоящим и будущим и они формируют историю как протяженность социокультурного бытия.

В историческом процессе от поколения к поколению предавались и передаются созданные этносами ценности как материальной, так и духовной культуры. Сохранению и накоплению этих ценностей служат традиции, всестороннее исследование которых позволяет решать важные проблемы в деле создания и функционирования общества.

Бережное отношение и культивирование этнических традиций и обычаев является залогом национально-культурной идентичности и выживания национальной общности. Характеризуясь особой устойчивостью, традиции и обычаи этнической культуры выполняют функцию регуляторов поведения в нравственных отношениях.

Данная проблема носит сложный и многогранный характер, обусловленный многонациональным составом народов Северного Кавказа, национальными особенностями, региональной идентичностью. По словам известных ученых этнографов Ю.В. Бромлея, Р.Г. Подольного [1. С.270-271], недостаточно изученными остаются этнические традиции в сфере повседневного поведения людей. В них ярко проявляются исторически сложившиеся нормы и правила поведения в процессе общения людей, этносов.

Степень научной разработанности темы. Говоря о степени разработанности проблем, затрагиваемых в диссертации, следует отметить, что многие из них вызывали немалый научный интерес как у отечественных, так и у зарубежных ученых.

Проблемы традиции анализировались преимущественно в этнологии, этнографии, социологии и других смежных науках [2], в рамках которых были осуществлены отдельные философские обобщения. В последние годы ряд ученых провели философское осмысление этнокультуры, традиции и обычаев [3, 4]. Однако теория этноса, этнокультуры и традиции и другие проблемы нуждаются еще в дельнейшем обогащении достижениями философии, социологии и других научных дисциплин. Речь идет о таких концептуальных проблемах, как социокультурная динамика этноса и этническая традиция.

Кроме того, был предпринят ряд исследований, посвященный динамике культуры [5] и этнических процессов [6]. Но тем не менее еще оставались малоисследованные проблемы, в том числе традиции этнической нравственной культуры, которые выступают как система.

Начиная с начала 90-х годов в России, и в том числе и на Северном Кавказе, начался процесс возрождения и рост национального самосознания. Эти процессы способствовали появлению новых исследовательских подходов к изучению этнических, национальных проблем и среди них национальных культур и традиции. Эти процессы отражены в работах B.C. Степина, Г.В. Драча, В.А. Авксентьева, A.C. Кармина, B.C. Соколова, В.Е. Давидовича, О.М. Штомпеля, А.К. Алиева, К.Х. Унежева и других.

Анализ зарубежной литературы показывает, что некоторые западные философы и социологи к пониманию сути традиций подходят субъективно и вырывают их из исторического контекста. Так, например, У.Джемс, С.Хук и другие выводят традиции из природы человека и рассматривают их абстрактно, без учета конкретных условий жизни людей. Согласно их точке зрения, люди в своем поведении имеют полную свободу выбора и руководствуются только субъективной «пользой» и «личным успехом». Так подходят к оценке вышеназванные прагматисты. Общепринятые нормы, установки, правила и образцы поведения они игнорируют.

Представители экзистенциального направления такие, как К.Ясперс, М.Хайдеггер, Г.Марсель и другие считают, что человек свободен якобы тогда лишь, когда он сможет освободиться от общества, его традиции и обычаев. Последние они объявляют «моральным стандартом» и считают, что каждый человек сам создает себе правила и нормы поведения и сам решает свои действия независимо от общества. Соблюдение индивидом общепринятых обычаев и традиций в общности они воспринимают как вторжение, как вмешательство и как ограничение его свободы.

Представители эволюционистского направления Э.Тейлор, Дж.Фрезер и другие [7. С.77] считают, что пока традиция находится в состоянии становления с ней необходимо считаться, ибо приносит пользу, а после она приносит вред.

В функциональном направлении традиция признается как восстанавливающая культуру, основы социокультурного опыта. В этом направлении была выделена и интегративная функция традиции [8. С. 167]. Но, однако, последняя имеет и другие функции.

В соответствии со взглядами социологического подхода, например Э.Дюркгейма, традицию употребляют для обозначения трансляции, передачи, как одной из ее функции.

В западной литературе по вопросам традиции являются популярными взгляды С. Айзенштадта. По его мнению, «традиция - это неотъемлемый элемент любой социальной культуры: как всякой социальной организации в целом., так и каждого ее элемента в отдельности.» [9. С.167]. В этом определении традиций С. Азейнштадт не конкретизирует признаки традиции такие, как охраняемость ее межпоколенческим общественным мнением, наглядность и др.

Американский ученый Лассвелл Х.Д. [10. С.51] отмечает, что якобы содержание традиции совпадает с содержанием коммуникации. Однако это не так. Ведь, коммуникативная функция, наряду с другими, это важная функция традиции и тем самым Лассвелл Х.Д. суживает содержание самой традиции, ибо любая традиция выполняет ряд функций в общей и целостной системе.

При написании диссертации был использован целый ряд работ, источников этнографического, философского, исторического и этнологического характера. В них конкретно описываются особенности национальной культуры, традиции, обычаи, быт и образ жизни северокавказских этносов.

Эти работы можно разделить на две подгруппы. К первой следует отнести труды дореволюционных ученых и бытописателей таких, как Дж. Ин-териано [11], Г. Клапрот [12], К. Кох [13], П.С. Паллас, Дж. Белл, И. Бларам-берг, Дж. Лонгворт, а также ученых и просветителей народов Северного Кавказа: Ш. Ногмова [14], Хан-Гирея, А. Кешева, И. Канукова, Ч. Ахриева, И. Урусбиева, И. Крымшамхалова, А. Долгиева и других, работы которых носят описательный или этнографический характер. Ко второй подгруппе относятся работы ученых и исследователей современного периода, в которых освещаются, исследуются различные стороны этнической культуры, обычаев и традиции. Речь идет о работах таких ученых, как А.К. Алиев [15], Б.Х. Бгаж-ноков [16], К.Х. Унежев [17], А.И. Мусукаев, Б.С. Саламов, Д.Д. Межидов, Р.А. Ханаху и другие. В работах названных ученых освещаются различные стороны этнической культуры, обычаев и традиций, анализируются существенные черты и их особенности, также показано взаимовлияние и взаимосвязь между ними. Однако еще мало работ с философским анализом. Нет специальных работ, посвященных исследованию системного характера традиций этнической культуры.

Таким образом, как в отечественной, так и в зарубежной литературе накоплено много материала по динамике культуры, традициям и обычаям. Но тем не менее остается ряд проблем, которые не получили своего освещения. К ним относятся обоснование системного характера традиции и рассмотрение их системообразующих факторов.

Объектом исследования является этническая культура, традиции и новации.

Предметом исследования - обоснование системного характера традиции и выявление системообразующих факторов в традициях этнической нравственной культуры.

Цель исследования - показать, что традиции и обычаи этнической культуры выступают как целостная система, что системный характер их обуславливается взаимодействием взаимосвязанных элементов как в структурном, так и в функциональном отношениях, что функционирующие элементы системы направлены и имеют целевую причинность - формирование человечности в человеке, нравственно развитой личности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие исследовательские задачи:

- рассмотреть различные подходы к определению понятия «традиция» и «система»;

- раскрыть сущность традиций этнической культуры, их структуру и элементы;

- проанализировать работы и исследования, посвященные проблемам традиции, а также системному характеру их функционирования;

- выявить основные подходы к исследованию проблем системного характера традиций этнической нравственной культуры;

- выявить системообразующие факторы в традициях этнической нравственной культуры;

- обосновать взаимодействие взаимосвязанных элементов в целостной системе;

- показать системность нравственного воспитания.

Теоретическая и методологическая основы исследования.

Теоретико-методологической основой диссертационного исследования послужили основополагающие принципы материалистической диалектики и положения об общественном развитии, требования объективности при критическом осмыслении комплекса вопросов в единстве этносоциальных и этнокультурных аспектов. Сложный и многоаспектный характер избранной темы, недостаточная ее разработанность потребовали использования междисциплинарного подхода с привлечением культурологической мысли, историко-философских, социологических, психологических, педагогических институциональных и других источников. В данном исследовании были использованы: диалектический принцип восхождения от абстрактного к конкретному, единства исторического и логического, формального и содержательного единства и многообразия социокультурной жизни и другие.

Теоретические основы обусловили использование методов структурно-функционального анализа и междисциплинарного синтеза. Это способствовало расширению спектра концептов в интерпретации изучаемого материала, предоставило автору исследования возможность более глубоко осмыслить и раскрыть данную проблему.

В диссертации анализируются оригинальные аспекты самих европейских авторов, неоднократно побывавших на Кавказе в Х1П-Х1Х вв. и описавших жизнь, этническую культуру горских народов. В их работах содержится богатый этнографический материал, а также пословицы, поговорки и легенды адыгов, балкарцев и карачаевцев и других этносов.

В процессе написания диссертации был использован системный метод. Традиции этнической культуры рассмотрены как целостная система, что позволило раскрыть устойчивые внутренние взаимосвязи, определить составные элементы и важнейшие функции традиции. Этот метод позволил рассмотреть традиции этнической культуры как развивающуюся целостность, саморегуляция и воспроизводство которой обеспечивается функционированием, обусловленным целевой причинностью - формированием человечности в человеке.

В исследовании автором использованы и материалы социологических исследований, проведенных отделом философии и социологии. Адыгейского института гуманитарных исследований, института гуманитарных исследований Правительства Кабардино-Балкарской Республики и Кабардино-Балкарского научного центра РАН.

Для получения полноты картины о системном характере традиции этнической культуры были использованы также эмпирические методы такие, как наблюдение, сравнение, описание, формы анкетирования (беседы, опросы, интервью).

Все названные и другие методы были применены при написании диссертации.

Научная новизна исследования - на обширном материале рассматриваются вопросы генезиса, эволюции и современного состояния, а также причины, способствовавшие возникновению и становлению традиций этнической нравственной культуры;

- обоснован системный характер традиций, показано их функционирование и взаимодействие;

- доказывается, что системность традиций складывается на основе взаимодействия взаимосвязанных и функционирующих элементов традиции как подсистем с целевой причинностью;

- на основе комплексного анализа эмпирического материала представлена картина функционирования морально-этических кодексов «адыгэ хаб-зэ», «адыгагъэ» (адыг.), «ирон агъдау» (осет.), «тау адет» (балк.-карач.), «нохчо» (чеч.) и другие, каждый из которых выступает как целостная система;

- в научный оборот вводятся новый фактический материал, который рассматривается в контексте новых теоретических разработок отечественной и зарубежной этнологической мысли;

- в работе раскрываются закономерности традиций этнической нравственной культуры;

Основные положения диссертации, выносимые на защиту:

1. Этнические, этнопсихологические, этнокультурные особенности субъектов национального бытия исключительно ярко проявляются в духовной, в том числе в нравственной культуре. И это связано с тем, что в ней закономерности развития этнической культуры, традиций более полно демонстрируют национальную самобытность, уникальность и то место, которое они занимают в мировой культуре. Эти особенности проявляются в традициях этнической нравственной культуры - этнические, национальные процессы в условиях возрождения настоятельно требуют опоры на прогрессивные традиции, на этнопсихологические особенности северокавказских народов.

2. Традиции и обычаи этнической культуры представляют целостную систему, а отдельные традиции выступают как подсистема. Возникновение и становление традиции как элемента и как подсистемы уходят в далекое прошлое к источникам сохранения. Основными источниками сохранения и функционирования традиции являются: фольклор; заметки и известия европейских авторов Х1П-Х1Х вв.; труды просветителей второй половины XIX и начала XX вв.; высказывания русской творческой интеллигенции XIX и начала XX веков; общественные институты и традиционные морально-этнические кодексы горских народов; а также полевой материал, взятый от старожилов - горцев.

3. Традиции этнической нравственной культуры - это исторически сложившиеся, передаваемые от поколения к поколению, системно связанные, устойчивые нормы, принципы, правила поведения, предписания, формы и способы общения, установки, ценностные ориентации, представления, убеждения в нравственных взаимоотношениях, воплощенные в сознании личности и охраняемые межпоколенческим общественным мнением. Такая культура личности включает весь комплекс этикетных отношений традиционного характера.

Содержание традиций этнической нравственной культуры включает: социальное отношение к нравственным требованиям этноса; преемственность в нравственном развитии; единство моральных убеждений и норм поведения; способность к самоконтролю, последовательность в поведении; культуру этнического мышления; осознание необходимости нравственного самосовершенствования и другие.

4. Специфические, национально-психологические особенности этносов: бытование высокого морального авторитета старших по возрасту, т.е. авторитарность, особо бережное отношение к фамильно-родовой чести, специфическое традиционное гостеприимство и его системный характер, особенности национального самосознания, региональная идентичность и другие способствовали сохранению традиционного характера нравственной культуры, ценности которой учитываются и используются ныне в процессе духовного возрождения. Значительной частью этой культуры являются обычаи и традиции этноса, которые связаны с отношениями человека к человеку, обществу, семье, природе.

5. Система традиций имеет свою структуру, представляющую собой их строение. Под строением системы имеется в виду структурное многообразие традиций этнической, в первую очередь нравственной культуры. К структурным элементам относятся: традиции старшинства, гостеприимства, традиции соседских кровнородственных отношений и взаимоотношений, обычай почтительного отношения к женщине и другие. Эти отношения базируются на принципах гуманизма, справедливости, доброжелательности, взаимопомощи, солидарности. Сущность традиций этнической нравственной культуры проявляются через выполняемые ими социальные функции, обусловленные потребностями и интересами этноса, самого человека. Среди таких функций в исследовании называются: регулятивная, интегрирующая, трансляционная, социализация, гуманистическая, информационная, которые способствуют формированию целостности системы.

6. Целью функционирования традиции этнической нравственной культуры является формирование человечности в человеке, нравственных качеств личности. В традициях этнической нравственной культуры системообразующими факторами являются: цель как интегратор системы; понимание идеи об идеальной личности; время, период Ренессанса в их становлении; общий культурный уровень развития этноса; межпоколенческое общественное мнение; социальная память этнического, национального самосознания; национальная идея. К таким определяющим факторам относится целевая установка индивида личности, социума. Целью выступает формирование человечности на основе нравственных традиций и обычаев (наряду с другими средствами), формирование нравственности личности. Элементы системы связаны с одной целью, а именно - с целью формирования человечности в человеке. Интегратором в деле формирования человечности в человеке как личности, характеризующейся высоконравственными качествами, может стать и понимание идеи - идеи об идеальной личности.

7. Любая этническая общность опирается на традиционные стандарты, нормы, образцы, правила, стереотипы поведения, которые прочно утвердились в той или иной этнической нравственной культуре. К таким образцам, стандартам относятся: «радушный прием гостя», «почитание вставанием при появлении старшего по возрасту» и др. Возникновению системы традиций нравственной культуры способствовала и способствует внешняя среда, имеющая объективный характер. Например, горный ландшафт, ущелья, реки, леса, флора, где заселены этносы: осетины, кабардинцы, карачаевцы, балкарцы, народы Дагестана и др. Важным системообразующим фактором выступает социальная память национального самосознания. Она способна сохранять и передавать социальные нормы, образцы поведения, социальную информацию о человеке, качественные черты его жизнедеятельности через и с помощью обычаев, традиции как средств социального наследования из прошлого.

8. Традиции и обычаи составляют важный элемент духовной культуры. В них ярко проявляются законы развития культуры и морали, выражающие существенные, устойчивые связи:

- связь с жизнью социума, с окружающей действительностью;

- единство и многообразие традиций нравственной культуры;

- преемственность традиций нравственной культуры;

- прерывность и непрерывность в их развитии;

- взаимодействие и взаимообогащение традиций нравственной культуры.

Эти закономерности проявляются в целостной системе традиций этнической культуры в таких обычаях, традициях, как почтительное отношение к предкам, старшим, в обычаях почтительного отношения к женщине и других, имеющих легитимный характер.

9. Этнические, национальные особенности традиций нравственной культуры, проявляемые в связи с моральным авторитетом старших по возрасту, в связи с приемом, вниманием (заботой) и проводами гостей; строгой системностью действий и поступков по отношению к гостю; традиции нравственной культуры выступают и функционируют как морально-этические кодексы, структурное многообразие которых передается от поколения к поколению. Национальные традиции нравственной культуры, их особенности обусловлены, наряду с другими, и географическими факторами. Особенности проявляются и в синкретизме традиций ислама и этнических традиций, в жанровом оформлении нравственного опыта, традиций, выработке образной системы языков, поговорок, пословиц, сравнений и метафор.

10. Традиционные хозяйственные, торговые отношения с соседями, отходничество, кровно-родственные, брачные связи, способствовали заимствованию и взаимообогащению лучшими традициями одного этноса традиции другого.

В этой связи особенно важную роль играли аталычество, побратимство, куначество, гостеприимство. Они были характерны взаимоотношениям всех этносов. Особенно значительным было влияние адыгской культуры, традиции на жизнь других горцев. Процесс взаимовлияния был распространен и на казачество.

11. Социализация и нравственное воспитание происходит на основе усвоения норм обычаев и традиций и интериоризации общественного мнения в процессе формирования нравственных качеств личности. Превалирует социализация на основе примера-идеала нравственной личности как носителя традиций этнической нравственной культуры и на основе использования трудовых традиций. Через традиции преемственно передаются общественные идеи, взгляды многих поколений. Межпоколенческое общественное мнение - это способ существования этнического сознания, в котором проявляется отношение старших поколений, и их интересы к процессам окружающей действительности. Носителем и хранителем такого мнения являются старшие поколения и их морально-нравственный авторитет. Оно защищает, охраняет и обеспечивает стабильное функционирование традиции и обычаев этнической нравственной культуры. Установки и ориентации межпоколенче-ского общественного мнения воплощены в содержаниях обычаев и традиции этнической нравственной культуры. Оно выступает важной контролирующей силой и оказывает решающее воздействие на поведение человека.

12. В периоды реформ, кризисов и больших перемен для этносов остро встает вопрос об отношении к культурному наследию и традициям этнической нравственной культуры. Последняя всегда выступала основой национального духовного богатства, ибо трудовое, патриотическое и нравственное воспитание молодого поколения основывается на традиционной культуре [18. С. 105]. В связи с этим необходимо осознать факт о том, что традиционные формы социальной жизни, в том числе традиции этнической нравственной культуры не уходят в забвение, а сосуществуют, функционируют с современной урбанизированной культурой и имеют легитимный характер.

Теоретическая и практическая значимость.

Основные положения и материалы диссертации могут быть использованы:

- при дальнейших исследованиях в области изучения этнического сознания различных этнических групп, при анализе этнополитических, этносоциальных и этнопсихологических проблем и процессов;

- при формировании региональной политики, в разработке программ регулирования межэтнических отношений и социально-политического и духовного развития этносов;

- при разработке проектов по предотвращению эскалации межэтнической напряженности в северокавказском регионе, например, моральный авторитет старейшин-аксакалов;

- в процессе преподавания этнологии, этнопсихологии, национальной политики;

- при чтении спецкурсов по проблемам истории и культуры народов Северного Кавказа.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования отражены в монографиях и статьях автора.

Отдельные положения и выводы докладывались на Межвузовской научно-практической конференции КБГУ «Воспитание молодежи на основе возрождения национальной культуры» (Нальчик, 1996г.); научно-практической конференции «XXI век. Молодежь. Традиции. Кавказ» (Ростов-на-Дону, 2000г.); научно-практической конференции «Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения» (Нальчик, 2001г.); Второй Всероссийской научно-методической конференции «Формирование деловой и профессиональной культуры преподавателей, школьников, студентов и специалистов» (Мичуринск, 2003 г.); Третьей Международной научно-практической конференции «Состояние биосферы и здоровье людей» (Пенза,

2003 г.); Пятой Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов, докторантов и молодых ученых «Наука XXI веку» (Майкоп,

2004 г.); Всероссийской научно-практической конференции «Традиционное, современное и переходное в Российском обществе» (Пенза, 2004 г.) и другие.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Малкандуев, Азрет Магометович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В условиях трансформации российского общества проблема традиций этнической культуры является актуальной в том смысле, что возрождающаяся ныне духовная культура основывается на достижениях как мировой культуры, так и всего лучшего в традиционной этнической культуре.

Поставив в исследовании во главу угла слова академика В. Е. Давидовича о том, что развитие культур следует ориентировать на сближение, предостерегая от замкнутости, не теряя корней, почвы в развитии и учитывая сложность, многогранность традиционной этнической культуры, основываясь на фактическом материале из жизни горских народов Северного Кавказа, в диссертации сделан социально-философский анализ этнической культуры, системности традиций и обычаев.

В работе рассмотрены узловые вопросы: литературные и институциональные источники сохранения и развития; системность, структурное многообразие, системообразующий факторы национальные особенности; системность нравственного воспитания; единство традиций этнической культуры с современной духовной культурой, тенденции их развития. Системность традиций этнической культуры обуславливается целевой причинностью. Целью функционирования традиций этнической культуры и целью нравственного воспитания на основе традиций и обычаев является нравственная личность.

Литературными и институциональными источниками сохранения и развития традиций явились: фольклор и известия европейских авторов XIII— XIX вв., просветители XIX - начала XX вв.; высказывания русской творческой интеллигенции; институты гостеприимства, куначества, народные певцы, межпоколенческого общественного мнения, аталычества, побратимства, усыновления, покровительства и морально-этические кодексы.

Содержание диссертационной работы раскрывается в основном в главе Ш-ей, названной «Системность традиции. Системообразующие факторы в традициях этнической культуры». Сделан анализ структурных элементов, таких как старшинство (моральный авторитет старших), гостеприимство у горских народов Северного Кавказа, традиции кровнородственных, семейно-бытовых и соседских отношениях и связях, важнейшей традиционной установкой которых является продолжение рода (воспроизводство), дальнейшее упорядочение родственных, соседских отношений, связей и дружбы.

Системный характер традиций этнической нравственной культуры обуславливается соединением как в структурном, так и в функциональном отношении взаимосвязанных элементов, нацеленных на формирование нравственной личности, человечности в человеке.

В исследовании выделен специальный параграф системообразующие факторы. Они следующие.

Во-первых, целевая установка. Целью традиций выступает формирование человечности в человеке.

Во-вторых, интегратором в формировании нравственных качеств является идея об идеальной личности.

В-третьих, это межпоколенческое общественное мнение как носитель высоконравственных качеств личности.

В-четвертых, это социально-классовая структура. Например, активная роль и влияние дворян на функционирование системы.

В-пятых, на систему оказывают свое влияние особенности этапов развития, уровень общей культуры, национальное самосознание.

Система традиций этнической нравственной культуры характеризуется такими признаками, как преемственность, повторяемость, целостность, охра-няемость со стороны общественного мнения.

Главное в традициях нравственной культуры - это трансляция духовных качеств учителя, воспитателя, старшего и передача их ученику, молодежи.

Традиции этнической нравственной культуры в своих проявлениях многообразны и функционируют как саморазвивающаяся система. Ярким проявлением функционирования традиций нравственной культуры является адыгство, которое выступает как сложная, целостная, постоянно функционирующая система, обусловленная целевой причинностью. Все структурные компоненты системы взаимно дополняют друг друга и функционально объединены в единое целое.

Система развивается по своим закономерностям, к числу которых относятся: единство и структурное многообразие; традиции нравственных культур; преемственность традиций; непрерывность их развития; взаимодействие, взаимообогащение традиций нравственных культур.

В исследовании дано раскрытие системы традиционных норм, правил и установок поведения, принципов, выраженных в обычае почтительного отношения к предкам, слабому физически и детям и его социальные функции.

Подробно рассмотрены такие обычаи, традиции, как почтительное отношение к женщине, гостеприимства, их признаки и функции.

В работе научно обосновано взаимодействие традиций гостеприимства с традициями почтительного отношения к старшим по возрасту и к женщине.

В системе традиций этнической нравственной культуры названные традиции при целенаправленном их использовании способствуют формированию нравственно развитой личности - человечности в человеке.

К числу обычаев и традиций, которые выступают как элемент этнической нравственной культуры относится обычай оказания помощи и взаимной помощи «шихаху» (адыг.), «зиу» (осет.), «бельхи» (чечен.), «изеу» (балк.), «маммат» (карач.) и другие.

На фактическом материале из жизни горских народов рассмотрена в историческом развитии традиция братской дружбы между народами России и Северного Кавказа, которая выступала и ныне выступает во взаимоотношениях между народами как величайшая нравственная ценность.

Автор исследования называет такие национальные традиции этнической культуры, как моральный авторитет и обычай уважительного отношения к старшему; особенное отношение северокавказских этносов к своей фамильной родовой чести, стремление прославлять и дорожить этой честью, умножать общезначимые человеческие качества, утверждать упорядоченность и гармоничность во взаимоотношениях друг с другом; особенности приема гостей и проводы их; особенность, связанная с ролью общественного поколенческого мнения; черты своеобразия этноэтикета этих народов и другие.

В работе нашло свое обоснование доминирующее влияние нравственной культуры адыгов на нравственную жизнь народов Кавказа. Это влияние было связано с тем, что адыгская культура и цивилизация стояла выше, чем у их соседей. Эта культура отвечала потребностям и интересам соседей.

Во-вторых, адыгская культура олицетворяла все лучшие качества кавказских горцев.

В-третьих, адыги в период расцвета феодализма были самыми сильными, храбрыми, могущественными в военном отношении. А сильный и авторитетный народ для более слабых имел притягательную силу, и этот факт заставлял перенимать, наряду с другими, и этническую культуру.

В-четвертых, благодаря торговому обмену перенимались адыгские слова языками других народов, в том числе перенималась и адыгская нравственная культура.

В-пятых, система воспитания в Кабарде была поставлена на высоком уровне. В связи с этим заимствовалась другими вся этническая культура.

Системный характер функционирования традиций этнической нравственной культуры обусловил системность нравственного воспитания молодого поколения. В диссертации рассматривается процесс нравственной социализации детей и молодежи на основе использования обычаев и традиций, как средств воспитания.

Объективные условия в жизни заставляли усвоение традиционных норм, установок, образцов в нравственных отношениях. По мере взросления детей общение их приобретало осознанный целенаправленный характер. Процесс социализации в связи с усвоением норм, образцов, содержащихся в нравственных традициях, осуществлялся под контролем со стороны родителей, близких родственников и соседей. Родители строго регулировали и направляли процесс нравственной социализации своих детей. Соблюдение норм обычаев и традиций регулировалось межпоколенческим общественным мнением. Нормы и правила обычаев и традиций усваивались детьми, молодежью через убеждения, похвалы или осуждения со стороны тех, кто имел большой жизненный опыт и авторитет.

К соблюдению обычаев и традиций этноса, к учету и оценке со стороны межпоколенческого общественного мнения присоединился процесс инте-риоризации (внутреннее осознание личности и т.д.). Процесс интериоризации проходил три этапа: на первом - он носил неосознанный характер, на втором решающий и на третьем - он связан саморегулированием своего нравственного развития, поведения личности.

В работе показан процесс социализации на основе примера - идеала нравственной личности как носителя традиций этнической культуры.

Главным в нравственной социализации детей являлось приобретение нравственных качеств и самовоспитание. Нравственные качества в процессе социализации приобретались в процессе участия с малых лет в процессе труда, усвоения трудовых навыков, приемов и традиций.

В работе подчеркивается, что тактической и стратегической целью всего воспитательного комплекса мероприятий, начиная от семьи и кончая общественными институтами, явилось воспитание человечности в человеке, нравственно развитой личности. Во имя реализации этой цели проводилось воспитание, последнее носило системный характер. Методы, средства, формы и направления воспитания осуществлялись взаимосвязано. С малых лет дети учились к соблюдению традиционных нравственных норм и установок. Перед родителями и общественными институтами стояли задачи формирования таких качеств, как чуткость в общении, отзывчивость, человечность, гостеприимство, чувство собственного достоинства, уважение к старшим, почитание женщин, внимательность и другие качества человека.

Наряду с этим особое внимание обращалось на самовоспитание. В современных условиях роль нравственного воспитания возрастает. Возрастание его роли обусловлено:

- углублением демократизации общества;

- целесообразностью и необходимостью освоения лучших нравственных традиций;

- с кризисом морали и выработкой новых моральных ценностей;

- с проникновением в общественную жизнь, в образ жизни молодежи «массовой» западной культуры.

В работе особе внимание обращено на воспитание культуры межнационального общения и братской дружбы на основе традиций этнической нравственной культуры, которая сложилась во взаимоотношениях северокавказских народов в историческом развитии. Традиционное прошлое горских народов полно примеров не только дружественных отношений, но и примеров проявления героизма, патриотизма. Сложились патриотические традиции, которые являются ныне важнейшим средством нравственного воспитания.

В исследовании рассмотрены роль и значение обычаев, обрядов, предписаний ислама в нравственном воспитании молодежи, а так же раскрывается значение традиций экологической культуры и воспитанности в системе нравственного воспитания.

В работе дано научное обоснование традиционному межпоколенче-скому общественному мнению и моральному авторитету старших как средств нравственного воспитания.

Исследование заканчивается обоснованием традиций этнической нравственной культуры как важного слоя современной духовной культуры горских народов, аргументируются тенденции развития традиций в условиях духовного возрождения.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Малкандуев, Азрет Магометович, 2005 год

1. Абаев M.K. Балкария. Нальчик, 1992.

2. Абдулатипов Р. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность // Научная мысль. Ростов-на-Дону, 1994, № 4.

3. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Этнические проблемы современности и культура межнационального общения. Ставрополь, СГПИ, 1993.

4. Агаев А.Г. Нациология: философия национальной экзистенции. Махачкала. ДГУ, 1992.

5. Агаев А.Г., Магомедов P.M. Дагестанское единство: история и современность. Махачкала, 1994.

6. Адаты Самарского округа // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1875.

7. Алейников М. Карачаевские сказания // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, вып. 3, 1883.

8. Алибеков М. Адаты кумыков. Махачкала, 1927.

9. Алиев У. Карахалк. Ростов-на-Дону, 1927.

10. Алиев А.К. Народные традиции, обычаи и их роль в формирование нового человека. Махачкала, 1968.

11. Алироев И.Ю. История и культура чеченцев и ингушей. Грозный, 1994.

12. Алироев И. Ю., Межидов Д.Д. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Грозный, 2003.

13. Апеков В.А. Физическая культура и спорт в Кабардино-Балкарии.

14. Аталиков В.М. Наша старина. Нальчик, 1998.

15. Арутюнов С.А. Народы и культуры. М., 1989.

16. Архив Северо-Осётинского научно-исследовательского института. Фонд И.Д. Канукова «Заметки горца».

17. Ахлаков A.A. Исторические песни Дагестана и Северного Кавказа. М., 1981.

18. Ахриев Ч.Э. Об ингушских женщинах // Терские ведомости. 1871, №31.

19. Ахриев Ч.Э. Ингушские сказки. Владикавказ, 1870.

20. Ахриев Ч.Э. Ингушские праздники // Сборник сведений о Кавказских горцах, вып. V, Тифлис, 1871.

21. Баранов Е.З. Баксанское ущелье Кавказа. Тифлис, 1891.

22. Баранов Е.З. Поездка в Урусбиевское общество горских татар (путевые заметки). Ж. «Терские ведомости», Владикавказ, 1891, № 55, 56.

23. Бекизова JI.A. Средоточие духовного богатства // Роль фольклора в формировании духовной жизни народов. Черкесск, 1986.

24. Бларамберг И.Ф. Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов Х1П-Х1Х вв. Нальчик, 1974.

25. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1953.

26. Броневский С. Новейшие географические и исторические известия о Кавказе. Нальчик, 1999.

27. Бурнашев С.Д. Описание горских народов. Курск, 1894.

28. Бурьянов В. Прогулки по России. Санкт-Петербург, 1837.

29. Баразбиев М.И. Этнокультурные связи балкарцев, и карачаевцев с народами Кавказа в XVIII начале XX вв. Нальчик, 2000.

30. Бгажноков Б.Х. Адыгский этикет. Нальчик, 1978.

31. Бгажноков Б.Х. Адыгская этика. Нальчик, «Эль-Фа», 1999.

32. Бгажноков Б.Х. Основания гуманистической этнологии. М., 2003.

33. Берэ/се А. Краткий обзор горских племен на Кавказе. Нальчик, 1992.

34. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. М., 1998.

35. Бердяев М.А. Философия неравенства. М., 1990.

36. Бердяев М.А. Воля к жизни и воля к культуре // На переломе: философия и мировоззрение. М., 1990.

37. Бетрозов Р. Происхождение и этнокультурные связи адыгов. Нальчик, 1999.

38. Бобахо В.А., Левикова С.И. Культурология. Программа базового курса, хрестоматия, словарь терминов. М., 2000.

39. Вертепов Г.А. Осетины, ингушы, кабардинцы. Владикавказ, 1833.

40. Волкова Н.Г. Этнический состав населения Северного Кавказа. М., 1974.

41. Вопросы кавказской филологии и истории. Выпуск 2, Нальчик, 1994.

42. Гагиев С.Г. Осетинские национальные игры. Орджоникидзе, 1958.

43. Габиев С.И. Лаки, их прошлое и быт // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1906, № 36.

44. Гасанов М.М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки. Махачкала, 1971.

45. Гаджиева С.Ш. Кумыки, М., 1961.

46. Гарданов В.К. Общественный строй адыгских народов (XVIII первая половина XIX веков). М., 1967.

47. Гарданти М.К. Социально-экономические очерки. Владикавказ, 1908.

48. Газета «Правда» 1969, 30 ноября.

49. Газета «Терские ведомости» 1890, № 96.

50. Газета «Кабардино-Балкарская правда» 1925, 8 мая.

51. Грабовский Н. Ф. Свадьба в горских обществах Кабардинского округа // Сборник сведений о Кавказе. Тифлис, 1869.

52. Грабовский Н.Ф. Ингуши (их жизнь и обычаи) // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1869, вып. 2.

53. Грабовский Н.Ф. Присоединение к России Кабарды и борьба за его независимость // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1876, вып. 9.

54. Грабовский Н.Ф. Адаты аварских аулов // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1876, вып. 9.

55. Гречко А.А. Битва за Кавказ. М., 1967.

56. Гуртуева М.Б. Этнопедагогика Карачаево-балкарского народа. Нальчик, 1997.

57. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера человека. Л., 1989.

58. Гумилев JI.H. Этногенез и биосфера земли. JL, 1990.

59. Давидович В.Е. Культура мира на исходе XX столетия. Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. «Общественные науки». Ростов-на-Дону, 1996, № 4.

60. Даниялов Г.А. Имамы Дагестана. Махачкала, 1996.

61. Даниялов Г Д. Развитие экономики и культуры Дагестана. М., 1966.

62. Джуртубаев М.Ч. Духовная культура карачаево-балкарского народа. Нальчик, 1997.

63. Джуртубаев М.Ч. Езден адет. Этический кодекс аманского (карачаево-балкарского) народа. Нальчик, 2001.

64. Дибиров М. Народные игры и спорт в Дагестане. Махачкала, 1968.

65. Дубровин Н.Ф. История, войны и владычества русских на Кавказе. Санкт-Петербург, 1886, Т. 11.

66. Дубровин Н.Ф. Черкесы (адыги). Краснодар, 1927.

67. Дюбуа de Монпере Ф. Путешествие по Кавказу, к черкесам и абхазцам, в Колхиду, Грузию, Армению и Крым // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов Х1П-Х1Х вв. Нальчик, 1974.

68. Жданов Ю.А. Солнечное сплетение Евразии. Ростов-на-Дону, 1998.

69. Журнал «Революция и горец», 1932, № 8-9.

70. Зубов П. Картина Кавказского края. Санкт-Петербург, часть II, 1834.

71. Загазежев М.Г. Очерки об адыгской народной педагогике. Нальчик, 1996.

72. Иванюков И., Ковалевский М. У подошвы Эльбруса // Вестник Европы, 1886, кн. I.

73. Исмаилов М.Ш. Семейный быт чеченцев в прошлом. Тбилиси, 1970.

74. История народов Северного Кавказа (конец XVIII 1917 гг.). М., 1988.

75. История осетинской АССР. М., т. 1, 1959.

76. Кажаров В.Х. Адыгская хаса. Нальчик, 1992.

77. Callahan D. Minimalist Ethics: on the pacification of morality // Ethics in hard times. N. V. London, 1981.

78. КалоевБ.А. Осетины. Орджоникидзе, 1971.

79. Караулов Н.А. Болкары на Кавказе // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1908, вып. № 38.

80. Carneiro R. The Cultural Progress. Essays in the Science of Culture. N V, 1960, c. 256.

81. Каряева З.Т. Некоторые морально-этические проблемы в осетинском нартовском эпосе // Нартский эпос и кавказское языкознание. Майкоп, 1992.

82. Карачайлы И. Статьи и очерки // Вопросы атеистической работы и борьбы с пережитками. Черкесск, 1984.

83. Карачаево-балкарские деятели культуры конца XIX начала XX в. Тома I и II, Нальчик, 1996.

84. Каймаразов Г.Ш. Культурное строительство в Дагестане (1920-1940 гг.). Махачкала, 1960.

85. Кармин А.С. Основы культурологии. Морфология культуры. Санкт-Петербург, 1997.

86. Каргинов С. Кровная месть у осетин // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. 1915, № 44.

87. Каргинов С. Из народных преданий и обычаев Осетии // Известия Кавказского отдела Русского географического общества. 1916, № 44.

88. Кашежев Т. Свадебные обряды кабардинцев // Этнографическое обозрение. 1892, №4.

89. Кешев А.Г. На холме. Избранные произведения. Нальчик, 1976.

90. Клапрот Г.Ю. Путешествие по Кавказу и Грузии, предпринятое в 18071808 гг. // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов Х1П-Х1Х вв. Нальчик, 1974.

91. Киржинов С. К вопросу об этикете адыгов в семейном и общественном быту // Археолого-этнографический очерк. Нальчик, 1974.

92. Кокиев C.B. Записки о быте осетин // Сборник этнографических материалов. 1885, вып. I.

93. Коломиец В.Г. Очерки истории и культуры терских казаков. Нальчик, 1994.

94. Ковалевский М.М. Закон и обычай на Кавказе. M., 1890, т. I.

95. Ковалевский М.М. Современный обычай и древний закон: обычное право осетин в историко-сравнительном освещении. М., 1886, т. I.

96. Кокиев Г. Кабардино-осетинские отношения. Орджоникидзе, 1940.97. Коран. М., 1986.

97. Конфуций. Уроки мудрости. Харьков, 1999.

98. Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе. Ставрополь, 1994.

99. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. М., 1991.

100. Кох К. Путешествие по России и в Кавказские земли // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов Х1П-Х1Х веков. Нальчик, 1974.

101. Кучмезова М. Ч. Соционормативная культура балкарцев: традиции и современность. Нальчик, 2003.

102. Крупное Е.И. Древняя история Северного Кавказа. М., 1960.

103. Культура и быт нардов Северного Кавказа (1917-1967 гг.). М., 1968.

104. Культура и быт адыгов // Сборник статей: этнографические исследования. Майкоп, 1991.

105. Кумыков Т.Х. Культура, общественно-политическая мысль и просвещение Кабарды во второй половине XIX начале XX века. Нальчик, 1996.

106. Кумыки, их нравы, обычаи и законы (1804 г.) // Рукописный фонд Института истории, языка и литературы Дагестанского филиала АН СССР, д. 2153.

107. Культурология. XX век. Словарь. Санкт-Петербург, 1997.

108. Кучуков М.М. Национальное самосознание и межнациональные отношения. Нальчик, 1992.

109. Кучуков М.М. Нация и социальная жизнь. Нальчик, 1996.

110. Лаудаев У. Чеченское племя // Сборник сведений о кавказских горцах. 1872, вып. №7.

111. Ленин В.И. Конспект книги Гегеля «Наука логики». Поли. собр. соч. Т. 29, с. 207.

112. Леонтович Ф.И. Адаты кавказских горцев. Одесса, 1882, вып. № 1.

113. Люлъе Л.Я. О гостеприимстве у черкес. Ж. «Кавказ», 1889, № 7.

114. Люлье Л.Я. Черкесия. Историко-этнографические статьи. Краснодар, 1927, вып. 4.

115. Магомедов А. Дагестан и дагестанцы в мире. Махачкала, 1996.

116. Магомедов P.M. Новое время и старые обычаи. Махачкала, 1966.

117. Магометов А.Х. Культура и быт осетинского народа. Орджоникидзе, 1968.

118. Максимов Е. Кабардинцы // Терский сборник. 1892, вып. 2, книга 2.

119. Мамбетов Г.Х. Взаимоотношения Кабарды и Балкарии с Дагестаном в 16-18 вв. // История Кабардино-Балкарской АССР, т. I, М., 1967.

120. Мамбетов Г.Х. К вопросу о взаимоотношениях Кабарды и Балкарии с Чечней и Ингушетией в 16-18 веках // Вестник Кабардино-Балкарского научно-исследовательского института. Нальчик, 1970, вып. 4.

121. Мамхегова Р. Очерки об адыгском этикете. Нальчик, 1993.

122. Марков Е. Очерки Кавказа. М., 1825.

123. Мамакаев М.А. Чеченский тайп. Грозный, 1990.

124. Макаренко А.С. О воспитании в семье. М., 1955.

125. Маркарян Э.С. Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. М., 1981, №2.

126. Марковин В.И. В стране вайнахов. М., 1969.

127. Мафедзев С.Х. Межпоколенная трансмиссия традиционной культуры адыгов. Нальчик, 1991.

128. Мафедзев С.Х. Обряды и обрядовые игры адыгов. Нальчик, 1979.

129. Мафедзев С.Х. Очерки трудового воспитания адыгов. Нальчик, 1984.

130. МежидовД.Д. Мудрость обычая. Грозный, 1989.

131. Межидов Д.Д., Алироев И.Ю. Чеченцы: обычаи, традиции, нравы. Грозный, 1992.

132. Ментальность россиян. Москва, 1997.

133. Миллер В.М., Ковалевский М.М. В горских обществах Кабарды. Вестник Европы, 1984, т.2, №4, №6.

134. Миллер В.Ф. О поездке в горские общества Кабарды и в Осетию летом 1883 г. // «Известия кавказского отдела Императорского русского географического общества». Тифлис, 1884-1885гг., т.8.

135. Малкандуев Х.Х. Этническая культура балкарцев и карачаевцев. Нальчик, 2001.

136. Мизиев И.М., Джуртубаев М.Ч. История и духовная культура карачаево-балкарского народа. Нальчик, 1994.

137. Мирзоев Ш.А. Народная педагогика Дагестана. Махачкала, 1993.

138. Мир этноса: аспекты и методы исследования. Нальчик, 1999.

139. Миллер В.Ф. Черты старины в сказаниях и быте осетин. Тифлис, 1882.

140. Морган JJ. Древнее общество. JL, 1934.

141. Монтескье Ш. Избранные произведения. М., 1995.

142. Мусукаев А.И. Народные традиции кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1992.

143. Мусукаев А.И., Герандоков М. Этикетные нормы кабардинцев и балкарцев в традиции гостеприимства. Нальчик, 1970.

144. Нарты. Адыгский героический этнос. М., 1974.

145. Новое и традиционное в культуре и быте кабардинцев и балкарцев. Нальчик, 1986.

146. Ногмов Ш.Б. История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Нальчик, 1982.

147. Нравы, традиции и обычаи народов Кавказа. Тезисы общероссийской научной конференции 23-25 сентября 1997 г. Пятигорск.

148. Общественно-политическая мысль адыгов, балкарцев и карачаевцев в XIX начале XX в. Нальчик, 1976.

149. Осетинские народные сказки. Цхинвале, 1971.

150. Осетинские нартские сказания. Джуаджикау, 1948.

151. Осетия и осетины. Составитель К. Челехсаты. Владикавказ. СПб, 1994.

152. Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XVIII-XIX вв.) Составитель Б.Х. Калоев. Орджоникидзе, 1967.

153. Очерки истории этики. М., 1969.

154. Правовые нормы адыгов и балкаро-карачаевцев в ХУ-Х1Х вв. Майкоп, 1997.

155. Пожидаев В.П. Горцы Северного Кавказа: ингуши, чеченцы, хевсуры, осетины и кабардинцы. Краткий историко-этнографический очерк. М.-Л, 1926.

156. Периодическая печать Кавказа об Осетии и осетинах. Цхинвали, 1986, кн.З.

157. Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения. Тезисы докладов научно-практической конференции, Нальчик, 1-4 апреля 2001 г. Нальчик, 2001.

158. Проблемы этнографии осетин. Орджоникидзе, 1982.

159. Пушкин A.C. Поэмы. М., 1983.

160. Прафф В. Народное право осетин // Сборник сведений о Кавказе. Тифлис, 1884, т. 1.

161. Реклю Э. Жизнь первобытных народов. М., 1889.

162. Репрессированные народы: история и современность. Карачаевск, 1994.

163. Rogers C.R. Rogers on personal power. № V. 1977.

164. Саидов КМ. Общественный быт вайнах (XIX начале XX вв.). Махачкала, 1970.

165. Сарсенбаев Н. Обычаи и традиции в развитии. Алма-Ата, 1965.

166. Сказки адыгских народов. М., 1878.

167. Скитский Б.В. Хрестоматия по истории Осетии. Орджоникидзе, 1950.

168. Скасси Р. Извлечение о делах Черкессии, представленной господином Скасси в 1816 г. Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов Х1П-Х1Х в. Нальчик, 1974.

169. Смирнова Я.С. Традиция и инновация в развитии семейной обрядности (по материалам Северного Кавказа). М., 1973.

170. Соколов В.М. Толерантность: состояние и тенденции // Социологические исследования. М., 2003, №8.

171. Соловьев В. Сочинения в 2-х томах. М., 1990, т.1.

172. Степин B.C. Саморазвивающиеся системы и постнеклассическая рациональность // Вопросы философии, 2003, №8.

173. Суханов И.В. Обычаи, традиции и преемственность поколений. М, 1976.

174. Тамбиев П.И. Адыгские пословицы (поговорки), загадки, скороговорки, приметы и поверия и кое-что из народной медицины // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, вып. 26.

175. Тещов В.Я. По истокам Кубани и Терека // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1982.

176. ТожбиА.Д. Постижение истории. М., 1991.

177. Tomoee М.С. Очерки истории культуры и общественной мысли в Северной Осетии в пореформенный период. Орджоникидзе, 1957.

178. Тхагапсоев Х.Г. Философия образования: проблемы развития региональных систем. Нальчик: Эль-фа, 1997.

179. Тульчинский Н.П. Пять горских обществ Кабарды. Владикавказ, 1903.

180. Унеэ/сев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997.

181. Урусбиев С. Сказания о нартских богатырях у татар-горцев Пятигорского округа Терской области // Сборник материалов для описания местностей и племен Кавказа. Тифлис, 1881, т.1.

182. Философский энциклопедический словарь. М., 1999.

183. Feileman J. The thory of Human Culture, №4, 1968, c.235.

184. Франк СЛ. Духовные основы общества. M., 1992.

185. Фуке Э. История нравов. М., 1911.

186. Хан Гирей. Записки о Черкессии. Нальчик, 1992.

187. Хан Гирей. Вера, нравы, образ жизни черкесов // Русский вестник, т.5, Санкт-Петербург, 1842.

188. Ханаху P.A. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Майкоп, 1997.

189. Хачиров А.К. Социалистическая культура и наследие. Орджоникидзе, 1976.

190. ХачиртиА. Об осетинском этикете. Владикавказ, 2002.

191. Хашаев Х.М. Общественный строй Дагестана в XIX в. М., 1961.

192. Хетагуров К. Особа // Собрание сочинений в пяти томах, т.4. М., 1960.

193. Hertz G. Rasse and Kultur. Yeipzig, 1925.

194. Хоперская JI.JI. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе: концепция этнической субъективности. Ростов н/Д., 1997.

195. Цховребов З.И. Развитие общественно-политической и философской мысли в Осетии. М., 1977.

196. Центральный государственный архив СОССР, ФИ, оп. 52, д.66, л. 1-261.

197. Центральный государственный архив СОССР, Ф.ЗО, оп.1, д. 101, л.144 общ.

198. Центральный государственный архив КБР, Ф.п-9, оп.1, ед.хр.16, л. 16 общ. 29 общ.

199. Центральный государственный архив КБР, Ф.и-9, оп.1, ед.хр.18, л.1-71.

200. Центральный государственный архив КБР, Ф.6, оп.1, ед.хр.337, т.1, л. 115-127.

201. Центральный государственный архив ЧИССР, Ф.149, д.1-15, Ф.283, д.198.

202. Чомаев К.И. Дореволюционные черты этнической психологии горских народов Северного Кавказа / Вопросы национальной психологии. Черкесск, 1972.

203. Чурсин Г. Ф. Осетины. Этнографический очерк. Тифлис, 1925.

204. ЧурсинГ.Ф. Очерки по этнографии Кавказа. Тифлис, 1913.

205. Шадже А.Ю. Национальные ценности и человек. Майкоп, 1996.

206. Шанаев Д.Г. Свадьба у северных осетин // Сборник сведений о кавказских горцах. Тифлис, 1870, №4.

207. Швейцер А. Культура и этика. М, 1973.

208. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

209. Швецов В. Очерк о кавказских горских племенах с их обрядами и обычаями в гражданском, воинственном и домашнем духе. М., 1985.

210. Шенкао М. Ментальность и национализм как антиподы // Проблемы национальной культуры на рубеже тысячелетий: поиски и решения. Тезисы докладов научно-практической конференции. Нальчик, 2001.

211. Шоров H.A. Адыгская народная педагогика. Майкоп, 1989.

212. Шортанов А.Г. Театральное искусство Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1961.

213. ШурцГ. История первобытной культуры. М., 1923.

214. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кавказе. М., 1976.

215. Э. de Асколи. Описание Черного моря и Татарии // Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов Х1П-Х1Х вв. Нальчик, 1974.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.