Формирование музыкально-исполнительских умений и навыков студентов в процессе обучения игре на трубе в вузе культуры и искусств тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Куров, Николай Львович
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 227
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Куров, Николай Львович
ВВЕДЕНИЕ.
Глава I. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА НА ТРУБЕ:
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ.
§ 1.1. Художественно-педагогические аспекты становления и развития трубы как музыкального инструмента.
§ 1.2. Эволюция методических основ обучения игре на трубе.
§ 1.3. Возможности использования современных технических и компьютерных средств обучения в процессе совершенствования исполнительства на духовых инструментах.
ГЛАВА И. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ В КЛАССЕ ТРУБЫ ВУЗА КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ.
§ 2.1. Методы совершенствования звукоизвлечения на основе современных технических средств (прибора «ИНТ-А» индикатора настройки тона).
§ 2.2. Использование в классе трубы вуза культуры и искусств компьютерных систем для развития правильных умений и навыков исполнительского и опорного дыхания.
§ 2.3. Аспекты формирования умений и навыков художественной интерпретации музыкального материала у исполнителя в классе трубы вуза культуры и искусств.
§ 2.4. Содержание и методические аспекты музыкальноисследовательской работы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Альтгорн в духовом исполнительском искусстве2001 год, кандидат искусствоведения Коваленко, Александр Николаевич
Особенности использования технических средств в обучении и игре на духовых инструментах2002 год, кандидат искусствоведения Бучнев, Александр Алексеевич
Формирование исполнительской техники домриста в системе непрерывного специального музыкального образования2010 год, кандидат педагогических наук Варламова, Татьяна Петровна
Творческая деятельность Г.А. Орвида и ее значение в развитии отечественного искусства игры на трубе2005 год, кандидат искусствоведения Паутов, Анатолий Михайлович
Проблема совершенствования методики обучения игре на духовых инструментах: в классе кларнета и саксофона2011 год, кандидат педагогических наук Подаюров, Владимир Григорьевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование музыкально-исполнительских умений и навыков студентов в процессе обучения игре на трубе в вузе культуры и искусств»
Актуальность исследования. В настоящее время в нашей стране ► происходит реформирование современного общества, которое невозможно без его духовного обновления, в основе которого лежит возрождение истинных ценностей и общечеловеческих идеалов.
В связи с этим возрастает необходимость в развитии культуры, образования и искусства, музыкального в частности, которые являются основой успешного проведения реформ и преобразований.
Музыка, как сфера звука и музыкального образа (в традиционном смысле), оказывает особое воздействие на эмоциональный мир человека, его мысли и чувства и способствует тому, что он начинает осознавать цель жизни и стремится познавать красоту и добро, любовь и свободу. Под действием музыкального искусства у человека происходит формирование духовного идеала личности, что помогает ему противостоять разрушительной силе зла и выстоять в трудных ситуациях и испытаниях.
Значительное место в современной музыкальной культуре принадлежит симфонической, эстрадной, популярной музыке, исполняемой на духовых инструментах - трубе, валторне, тромбоне, кларнете, саксофоне и др. Обучение игре на вышеперечисленных инструментах и целом ряде других (струнных, ударных и т.п.) является важнейшей составляющей музыкально-исполнительской культуры современности.
В нашем исследовании мы уделяем главное внимание обучению музыкантов в классе трубы, развитию у молодых исполнителей музыкально-исполнительских умений и навыков в вузах культуры и искусств, а также различным школам и музыкальным тенденциям в этой сфере.
Проведенный анализ отечественных и зарубежных школ обучения игры на трубе Ж. Арбана, С.А. Баласаняна, С.В. Болотина, Д. Давидсона, Т.А. Докшицера, Ч. Колина, Крема, Г. Крумпафера, JT. Лутака, Г.А. Орвида, Д. Стемпа, М.И. Табакова, Ю.А. Усова и др. показывает, что обучение игре на этом инструменте в настоящее время построено в основном на обобщении и распространении практического опыта ведущих отечественных и зарубежных исполнителей и преподавателей. Однако одних эмпирических выводов для обучения игре на трубе на сегодняшний день, когда повышаются требования к художественной стороне и технике исполнительства, недостаточно.
Для дальнейшей оптимизации процесса формирования музыкально-исполнительских умений и навыков в процессе обучения игре на трубе, наряду с традиционными методами, необходимо использовать технические средства обучения, достижения в области музыкальной педагогики, психологии, культурологии, эстетики, музыкальной акустики и других знаний и областей искусств.
Реальное признание трубы в качестве солирующего и оркестрового инструмента и включение ее в качестве специальной дисциплины в профессиональных учебных заведениях привело к тому, что в настоящее время остро ощущается недостаток теоретической, педагогической и методической литературы, освещающей различные вопросы использования современных технических средств обучения для развития у музыкантов в классе трубы таких специальных умений и навыков, как качественное (красивое) звучание инструмента у исполнителя на трубе, точное высотное интонирование («без подъездов», «кикс»), правильное (т.е. необходимое для красивой подачи звука) дыхание, художественное и техническое развитие исполнителей на этом инструменте и т.п.
Практикой обучения «трубачей» стало обращение к трудам известных оркестровых дирижеров, пианистов, скрипачей, виолончелистов и других музыкантов за ответами по многочисленным вопросам методики развития у них музыкально-исполнительских умений и навыков. Однако данный подход не позволяет раскрыть многие специфические особенности освоения инструмента. Отдельной проблемой выступает формирование музыкально-исполнительских умений и навыков. Только всесторонний анализ большого числа работ педагогов-музыкантов, инструменталистов в том числе, позволяет выделить комплекс необходимых исполнителю умений и навыков. Как известно, обучение игре на трубе до сих пор начинается гораздо позже, чем на других инструментах, что накладывает свою специфику и на обучение в вузах культуры и искусств. Поэтому педагогу важно четко определить методическое направление работы со студентами и, тем самым, оптимизировать процесс обучения. Сложившиеся противоречия между требованиями к уровню формирования музыкально-исполнительских умений и навыков у студентов при обучении игре на трубе и недостаточность теоретического и методического обеспечения данного процесса обусловили актуальность проблемы исследования и позволили сформулировать тему исследования: «Формирование музыкально-исполнительских умений и навыков студентов в процессе обучения игре на трубе в вузе культуры и искусств».
Степень разработанности темы исследования.
Анализ литературы по теме диссертационного исследования показал, что теоретические и методические вопросы музыкально-исполнительской подготовки студентов в классе трубы в вузе культуры и искусств практически не рассматривались. Необходимость в методическом обеспечении учебного процесса в классе трубы может способствовать решению проблемы развития школы обучения на этом инструменте. Задачи совершенствования музыкально-исполнительского мастерства студентов решались педагогами по классу трубы на основе индивидуального опыта, примера коллег и известных трубачей-исполнителей, но до сих пор решение этих вопросов осуществлялось в отсутствие соответствующей научной, научно-методической базы.
Философско-эстетические воззрения на музыкально-исполнительское искусство представлены в работах И. Канта, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Р. Вагнера, Б.В. Асафьева, Ю.С. Воронцова, А.Ф. Лосева, С.Х. Раппопорта, А.А. Фарбштейна и др.
Определенную роль в формировании исследовательской концепции автора сыграли педагогическое наследие А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского; работы советских и российских дидактиков М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, И .Я. Лернера, ряда современных исследователей.
Различные аспекты теории и практики музыкально-исполнительского творчества рассматривались в трудах выдающихся отечественных музыкантов: А.Д. Алексеева, Д.А. Баренбойма, М.М. Берлянчика, А.Б. Гольденвейзера, Т.А. Докшицера, И .Я. Милынтейна, Е.В. Назайкинского, Г.Г. Нейгауза, В.Н. Холоповой, О.Ф. Шульпякова и др.
Вопросы обучения на оркестровых инструментах в той или иной степени были освещены О.А. Блохом, В.Г. Кузнецовым, В.Б. Кричевским, Е.И. Максимовым и др.
Большой вклад в изучение проблем обучения на различных духовых инструментах с помощью экспериментальных исследований внесли отечественные ученые: Г.А. Абаджан, В. Апатский, Л. Володин, Н.А. Гарбузов, Ю.И. Гриценко, Б.А. Диков, В.Д. Иванов, К.А. Квашнин, В.А. Леонов, К.Д. Мальберг, Г.А. Орвид, И.Ф. Пушечников, Ю.Н. Pare, Ю.А. Усов, И.В. Яку-стиди и другие. Для исследования исполнительских компонентов при игре на духовых инструментах эти ученые впервые в нашей стране использовали пневмографию, рентгенографию, осциллографию, тензометрию, миографию, ультразвуковую томографию, современную электроакустическую аппаратуру и аппаратуру для измерения звуковысотного интонирования.
Музыкально-исполнительские аспекты в учебно-воспитательном процессе в той или иной степени рассмотрены в работах Э.Б.Абдуллина, Н.К. Баклановой, Т.И. Баклановой, В.И. Закутского, Л.С. Зориловой, В.Г. Кузнецова, Л.А. Тарасовой, А.И. Щербаковой и др.
Анализ большого количества источников показывает, что основные проблемы формирования музыкально-исполнительских умений и навыков у музыкантов рассмотрены в трудах выдающихся российских ученых. Для музыкантов-исполнителей на духовых инструментах эти проблемы изучены в меньшей степени, чем, например, у струнников и пианистов.
Диссертационная работа посвящена повышению эффективности формирования музыкально-исполнительских умений и навыков у студентов в классе трубы и, таким образом, продолжает и развивает научно-педагогическую теорию формирования музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков у музыкантов в ракурсе процессов возрождения национальных духовых идеалов, происходящих в российском обществе.
Объект исследования; — музыкальное обучение и воспитание студентов в классе трубы вузов культуры и искусств.
Предмет исследования: — процесс формирования музыкально-исполнительских умений и навыков в классе трубы у студентов вузов культуры и искусств.
Цель работы состоит в разработке теоретических и методических основ формирования музыкально-исполнительских умений и навыков у будущих специалистов сферы культуры и искусства в процессе обучения игре на трубе.
Учитывая, что улучшение качества подготовки студентов способствует оптимизация различных педагогических путей и средств, нами была выдвинута гипотеза исследования, согласно которой процесс обучения музыкантов по классу трубы будет проходить более эффективно, если:
1) изучение историко-педагогических аспектов развития данного музыкального инструмента и искусства игры на нем позволит определить недостатки в исполнительстве в процессе обучения игре на трубе и даст возможность более глубоко подойти к разработке вопросов методики формирования музыкально-исполнительских навыков «трубача»-исполнителя;
2) применение в учебном процессе прибора «ИНТ-А» (интонатора настройки тона) позволяет повышать «устойчивость» чистоты интонирования и выразительность звуча\тя, а компьютерная система ДУ ФД-П (дистанционное управление функциями дыхания и пульса) способствует правильной (необходимой для умения извлекать «красивый» звук) постановке дыхания у студентов класса трубы и совершенствует дыхание на опоре, которые являются важными компонентами музыкально-исполнительских умений и навыков;
3) расширение знаний в области музыкальной акустики помогает более осознанно управлять процессом игры, а при работе над музыкальным произведением, меняя громкость и высоту звуков, сопоставлять различные варианты музыкальных интерпретаций;
4) развитие умений и навыков художественной интерпретации музыки, в основе которой лежат: приобретение и расширение знаний в области эстетики, музыкальной акустики, музыкальной педагогики, психологии, культурологии, а также использование способов раскрытия художественной идеи, художественного образа в смежных видах искусств, способствует оптимизации процесса формирования музыкально-исполнительских умений и навыков у студентов вузов культуры и искусств в классе трубы.
Цель исследования и проверка выдвинутой гипотезы определили необходимость решения следующих задач:
• выявить значимые (специфические) умения и навыки у студентов в классе трубы вуза культуры и искусств, такие, как качественное (красивое) звучание инструмента исполнителем на трубе, точное высотное интонирование («без подъездов», «кикс»), правильное (т.е. необходимое для красивой подачи звука) дыхание, художественное и техническое развитие исполнителей и т.п.;
• определить возможности трубы как оркестрового и солирующего музыкального инструмента в художественной культуре и выявить особенности развития отечественных и зарубежных «школ» обучения, роль выдающихся исполнителей и педагогов в создании отечественной школы игры на трубе и формировании музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков у студентов в классе трубы вузов культуры и искусств;
• провести работу по исследованию акустических параметров трубы на спектрографе с целью расширения ее возможностей в области частотных спектров и динамики звука как важных факторов формирования и развития музыкально-исполнительских умений и навыков у будущих студентов-музыкантов в классе трубы вуза культуры и искусств; разработать методические приемы применения прибора «ИНТ-А» (интонатора настройки тона) для формирования музыкально-исполнительских умений и навыков звуковысотного интонирования и выразительного звукоизвлечения при обучении игре на трубе, а также исследовать специфические особенности применения переносных компьютерных систем ДУ ФД-П (дистанционное управление функциями дыхания и пульса) для формирования исследуемого феномена, правильной постановки исполнительского и опорного дыхания, для его контроля в процессе обучения игре на трубе; осуществить сравнительный анализ эффективности проделанной работы и дать методические рекомендации по формированию музыкально-исполнительских умений и навыков в ходе проведения опытно-экспериментальной работы со студентами вузов культуры и искусств в классе трубы.
Теоретико-методологической основой исследования явились: философско-эстетические воззрения Сократа, Платона, Аристотеля, Августина Блаженного, Авиценны (Ибн-Сины), Д. Дидро, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Ф. Шеллинга, Г.Гегеля, Р.Вагнера, Б.В. Асафьева, А.Ф. Лосева, Шестакова и др.; педагогическое наследие А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского; работы советских и российских дидактиков М.А. Данилова, М.Н. Скаткина, И .Я. Лернера, ряда современных исследователей; теория и практика музыкального исполнительства отечественных музыкантов: А.Д. Алексеева, Д.А. Баренбойма, М.М. Берлянчика, А.Б. Гольденвейзера, Т.А. Докшицера, И.Я. Милыптейна, Н.В. Назайкинского, Г.Г. Нейгауза, В.Н. Холоповой, О.Ф. Шульпякова и др.; результаты научных исследований, а также опыт концертной и педагогической деятельности известных российских и зарубежных ученых, исполнителей и педагогов в области духовых и ударных инструментов (Г.А. Абаджан, В.Н. Апатский, С.В. Болотин, А.А. Бучнев, Н.М. Волков, В.В. Вурм, Ю.И. Гриценко, Б.А. Диков, Т.А. Докшицер, Ю.Н. Должиков, С.Н. Еремин, А.В. Иогансон, В.Д. Иванов, Ч. Колин, Р. Квинге, В.А. Леонов, Г.А. Орвид, Н.И. Платонов, В.М. Прокопов, И.Ф. Пушечников, С.В. Розанов, В.В. Сумеркин, Ж. Стамп, М.И. Табаков, Ю.А. Усов, О.А. Федотов и др.); исследования- в области музыкальной педагогики, музыкально-исполнительского искусства, истории развития музыкальных инструментов (Э.Б. Абдуллин, А.А. Баренбойм, Н.М. Берлянчик, В.В. Березин, С.В. Болотин, Г.Г. Нейгауз, А.Б. Гольденвейзер, Г.М. Коган, В.Б. Кричевский, С.Я. Левин, Я.И. Милыитейн, В.Г. Ражников, О.Ф. Шульпяков, Г.М. Цыпин и др.); исследования в области психологии творчества, психофизиологии, восприятия музыки, интонационных форм музыки (Н.К. Бакланова, Л.Я. Дорфман, А.Л. Готсдинер, Н.И. Карауловский, Д.К. Кирнар-ская, В.В. Медушевский, А.А. Мелик-Пашаев, Б.Теплов, Е.В. На-зайкинский и др.); работы в области философии музыки, эстетики, культурологии (Б.В. Асафьев, А.А. Аронов, ЕЛ.Басин, В.Ю. Гуренко, Л.С. Зорилова, А.Ф. Лосев, С.Х. Раппопорт, Ю.Н. Холопов и др.); исследования в области музыкальной акустики (Н.А. Гарбузов, А.А. Володин, Л.А. Кузнецов, Ю.Н. Pare, Л.Г. Немировский и др.); материалы в области художественной интерпретации музыкальных произведений в других видах искусств (М.М. Лиознова, М.М. Магомаев, И.М. Смоктуновский, Ф.И. Шаляпин, С.С. Прокофьев, С.М.
Эйзенштейн и другие).
Этапы исследования
Первый этап (2001-2002 гг.) включал: сбор, изучение и анализ материалов по теме исследования в педагогической, психологической, философской, культурологической и музыковедческой литературе и смежных областях искусств; конкретизацию проблемы, объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследования. На этом этапе определена степень разработанности проблемы; разработан инструментарий исследования с целью выявления уровня сформированности исследуемой проблемы, организации педагогического исследования по формированию музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков студентов в классе трубы вузов культуры и искусств.
На втором этапе (2002-2003 гг.) осуществлялась эмпирическая проверка гипотезы исследования. Было проведено специальное педагогическое исследование с целью изучения состояния сформированности музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков у студентов вузов культуры и искусств, проведена работа по определению акустических характеристик трубы; апробировано применение современных технических средств обучения с целью формирования специфических умений и навыков звуковысотно-го интонирования, выразительного звукоизвлечения, правильной постановки исполнительского и опорного дыхания;
На третьем этапе (2003-2004 гг.) была проведена завершающая опытно-экспериментальная проверка результатов исследований: обобщены результаты исследований, оформлены выводы и диссертация.
Базами исследования явились Московская военная консерватория; Государственный музыкально-педагогический институт им. Ипполитова-Иванова; Московский государственный университет культуры и искусств.
Методы исследования. В ходе исследования поставленных задач и проверки исходных положений использован комплекс теоретических и эмпирических методов: анализ научных трудов (философско-эстетических, культурологических, социологических, педагогических, психологических, отражающих различные аспекты педагогики музыкально-исполнительской деятельности, музыкальной дидактики, в частности посвященных музыкально-исполнительскому' искусству в области оркестровой, «духовой» музыки и обучению игре на трубе как аспектам художественной культуры; педагогическое наблюдение, педагогические беседы; анкетирование, тестирование и интервьюирование студентов; педагогический мини-эксперимент; диагностика уровней сформированности музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков в процессе обучения игре на трубе для выявления динамики и определения эффективности проводимой работы; анализ и статистическая обработка полученных данных, теоретический анализ педагогической, методической и специальной литературы по теме диссертационного исследования;
Научная новизна исследования заключается в том, что: определен основной «круг» специфических музыкально-исполнительских умений и навыков будущих музыкантов, солистов оркестров и ансамблей, обучающихся в классе трубы вуза культуры и искусств: качественное (красивое) звучание инструмента у музыканта-исполнителя, точное (чистое) высотное интонирование («без подъездов», «кикс»), правильное дыхание (т.е. необходимое для красивой подачи звука), единство художественного (содержательно-эстетического) и технического (свободное исполнение произведений, этюдов, оркестровых и сольных партий любой сложности) исполнения произведения, оркестровой партии, сольного выступления, художественная интерпретация оркестровых, ансамблевых и сольных произведений и т.п.;
- доказано, что для повышения чистоты интонирования и качества звукоизвлечения в классе трубы вуза культуры и искусств как важного аспекта музыкально-исполнительских умений и навыков у будущих музыкантов, целесообразно дополнительно к традиционным методам и приемам обучения использовать технический прибор (компьютерный) «ИНТ-А» (интонатор настройки тона), который уменьшает «разброс» звуковысотного интонирования, значительно повышает выразительность исполнения и качество звукоиз-влечения по сравнению с традиционным обучением;
- выявлено, что для формирования и развития такого аспекта музыкально-исполнительских умений и навыков «трубача», как правильная постановка исполнительского (взаимодействие губ, дыхания с работой, языка, слуха) и опорного дыхания (краткий, «быстрый» вдох, «своеобразная задержка дыхания» и «продолжительный равномерный выдох»), важным является умение постоянно координировать работу дыхания с четким владением «ам-бушюрной техникой», необходимым звукоизвлечением. Эффективность этих умений усиливается с помощью умелого использования в учебном процессе технического прибора — переносной компьютерной бесконтактной системы ДУ ФД-П (дистанционное управление функциями дыхания и пульса). С помощью этого прибора будущие музыканты добиваются такого уровня звуко-извлечения, которому в идеале соответствует красивый «докшицеровский» звук;
- обосновано, что для развития умений и навыков художественной интерпретации оркестровых, ансамблевых и сольных произведений в классе трубы вузов культуры и искусств важен синтез ежедневных практических занятий на трубе (гаммы, технические упражнения, этюды, пьесы, произведения малой и крупной формы) с целенаправленной теоретической подготовкой. Последняя предполагает не только обязательный курс учебного плана - специальность (класс трубы), сольфеджио, гармония, аранжировка, инструментовка, дирижирование, цикл'общегуманитарных и культурологических дисциплин, но и специально разработанный автором спецкурс «Основы формирования и развития музыкально-исполнительских умений и навыков в классе трубы», который в комплексе позволяет способствовать формированию и развитию данного феномена наиболее эффективно.
Теоретическая значимость исследования.
Определены теоретические и методологические основы формирования умений и навыков у студентов вузов культуры и искусств в классе трубы; выявлены нсторико-педагогические особенности их сформированное™ в процессе становления исполнительского искусства и музыкально-исполнительской педагогики; разработаны и экспериментально апробированы методические приемы использования современных технических средств обучения у будущих музыкантов-исполнителей в классе трубы с целью оптимизации педагогического процесса. Формирование музыкально-исполнительских умений и навыков у студентов вузов культуры и искусств при обучении игре на трубе осуществлялось с учетом достижений в области музыкальной педагогики, психологии, философии, эстетики, культурологии, музыкальной акустики, искусствознания, особенностей формирования данного феномена в других видах искусств. Исследование дополнено новыми теоретическими данными акустических возможностей трубы.
Практическая значимость исследования состоит в том, что материалы диссертации использованы автором исследования в учебных курсах вузов культуры и искусств:
- «Методика обучения игре на духовых инструментах»;
- «История исполнительства на духовых инструментах».
Применение в учебном процессе методики и методических приемов, с использованием автором новейших технических средств обучения и компьютерных технологий для развития у студентов в классе трубы различных музыкально-исполнительских умений и навыков - повышение чистоты интонирования (звукоизвлечения без «подъездов» и «кикс»), более качественного (красивого) звучания инструмента, совершенной постановки дыхания (умения «мгновенно» набирать воздух и продолжительно извлекать музыкальные звуки - способствует совершенствованию музыкально-исполнительской подготовки студентов класса трубы вуза культуры и искусств.
Разработан и внедрен в учебный процесс спецкурс лекций «Формирование музыкально-исполнительских умений и навыков у студента в классе трубы вуза культуры и искусств», способствующий совершенствованию музыкально-исполнительской подготовки музыкантов этого профиля.
Достоверность результатов исследования обеспечена:
• рассмотрением и анализом широкого круга российских и зарубежных научно-литературных источников, затрагивающих различные аспекты изучаемой проблемы;
• проверкой выдвинутых теоретических положений и разработанной системы обучения формированию и развитию музыкально-исполнительских умений и навыков молодых музыкантов в классе трубы вуза культуры и искусств;
• адекватностью методологических подходов специфике рассматриваемых проблем, цели и задачам исследования, ее объекту и предмету.
Положения, выносимые на защиту:
1. Результаты сформированных музыкально-исполнительских умений и навыков у молодых музыкантов в классе трубы вуза культуры и искусств {качественное (красивое) звучание инструмента, точное (чистое) высотное интонирование («без подъездов», «кикс»), правильное дыхание (т.е. необходимое для красивой подачи звука) и др.) базируются на психолого-педагогических основах образовательного процесса.
2. Учет результатов использования современных технических и компьютерных средств обучения — интонатора настройки тона («ИНТ-А»), переносной бесконтактной системы дистанционного управления функциями дыхания и пульса («ДУ ФД-П») и др. - позволяет провести корректировку процесса обучения музыкантов в классе трубы, выявить возможности рационального сочетания фундаментальной теоретической и узкопрофессиональной подготовки, корректировать содержание индивидуальных аудиторных занятий с самоподготовкой студентов.
3. Важным организационно-педагогическим условием работы по успешной музыкально-исполнительской подготовке обучающихся в классе трубы вуза культуры и искусств является дополнительная специальная музыкально-образовательная работа (спецкурс), ориентированная на знания, умения и навыки художественной интерпретации музыкального материала, исполнительских умений и навыков художественно-технического плана в частности.
4.' Разработанные параметры диагностики уровней сформированности музыкально-исполнительских знаний, умений и навыков в классе трубы вуза культуры и искусств позволяют выявить динамику и эффективность процесса формирования исследуемого феномена у будущих «музыкантов-трубачей», сформулировать цели и задачи, разрабатывать и внедрять способы и методы, способствующие максимальной оптимизации этого процесса.
Апробация результатов исследования проводилась: в ходе выступлений автора с докладами на научных конференциях, проводимых в Московском государственном университете культуры и искусств; в публикациях тезисов и статей в научных сборниках; в ходе обсуждения результатов исследования на кафедре музыкального образования МГУКИ.
Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Развитие исполнительской культуры студентов-скрипачей в вузе2011 год, кандидат педагогических наук Орлова, Виктория Викторовна
Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона2013 год, кандидат педагогических наук Черняков, Евгений Алексеевич
Развитие артикуляционного мастерства музыканта-инструменталиста в процессе исполнительской подготовки на этапе высшего профессионального образования2007 год, кандидат педагогических наук Валеева, Флюра Хазиахметовна
Условия достижения художественного результата в работе с детско-юношеским оркестровым коллективом1999 год, кандидат искусствоведения Васькевич, Виктор Станиславович
Теория и методика профессионального обучения студентов-исполнителей художественному интонированию на ударных инструментах0 год, кандидат педагогических наук Бурдь, Виктор Геннадиевич
Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Куров, Николай Львович
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Знания, умения и навыки как необходимые составляющие процесса обучения в контексте данного исследования — «Формирование музыкально-исполнительских умений и навыков студентов в процессе обучения игре на трубе в вузе культуры и искусств» имеют свою специфику и содержание. Если знание — это каким-либо способом полученная информация, имеющая специальное значение и признаваемая в качестве именно знания определенными социальными субъектами и обществом в целом, то музыкально-исполнительские знания — это специализированное знание из области одного из жанров искусства - музыкального, передаваемого с помощью умений и навыков в условиях учебного процесса студентам класса трубы вуза культуры и искусств, в частности.
В диссертации, во-первых, дан историко-педагогический анализ исследуемого феномена в аспекте становления и развития исполнительства на трубе еще в глубокой древности, Античности, Средневековье, Новом времени (западноевропейская традиция), на Руси и в условиях современности. Во-вторых, дан анализ организации и содержания процесса обучения игре на этом инструменте, особенностей зарубежного (Италия, Франция, Германия и Чехия) и отечественного исполнительства (М. Табаков, М. Адамов, Т. Докшицер, С. Еремин, Г.А. Орвид и др.).
В данном исследовании четко определено методическое направление работы со студентами и тем самым оптимизирован процесс обучения в классе трубы. А именно: сделана попытка решить сложившиеся противоречия между требованиями к уровню сформированности музыкально-исполнительских умений и навыков у студентов при обучении игре на трубе и недостаточностью теоретического и методического обеспечения данного процесса (включая возможность использования технических и компьютерных средств обучения). v
В диссертации дан анализ специфически-содержательной стороны музыкально-исполнительских умений и навыков у студентов в процессе обучения игре на трубе в вузе культуры и искусств. Это качественное (красивое) звучание инструмента у музыканта-исполнитёля («докшицеровский божественный звук»), точное (чистое) высотное интонирование, правильное дыхание (необходимое для красивой подачи звука), единство художественно-эстетического и технического (свободное исполнение гамм, этюдов, произведений программного и концертного характера) исполнения произведения, ансамблевой, оркестровой партии, сольного выступления; художественной интерпретации учебного и концертно-исполнительского репертуара. Предложенное автором методическое направление позволило сформировать содержательную основу музыкально-исполнительских умений студентов в классе трубы и закрепить их (т. е. довести до «автоматизма» в исполнении) у студентов вуза культуры и искусств.
Использование в учебном процессе современных технических и компьютерных устройств (ДУ ФД-П и ИНТ-А) позволило осуществить дистанционный, бесконтактный контроль за техникой дыхания исполнителя на трубе, повышение «чистоты» интонирования и выразительности звука в условиях как экспериментальной, так и учебно-репетиционной работы.
Введение дополнительного теоретического курса по формированию музыкально-исполнительских умений и навыков расширило у студентов класса трубы вуза культуры и искусств знания о художественно-эстетической составляющей музыкального искусства в целом, позволило развить у них умения и навыки художественной интерпретации учебного и концертно-исполнительского репертуара, в частности.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Куров, Николай Львович, 2005 год
1. Абаджян Г.А. Методика развития исполнительских приемов на духовых инструментах с помощью визуального индикатора//Вопросы музыкальной педагогики. М.: Музыка, 1983. Вып. 4. С. 19-29.
2. Адорно Т. Введение в социологию музыки. Двенадцать теоретических лекций. Вып.1, 2. М.: Изд-во Ин-та философии, 1973. 215 с.
3. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей. М.: НПО "МОДЭК", 1998. 350 с.
4. Арбан Ж.Б. Школа игры на трубе и корнет-а-пистоне. М.: Музгиз, 1936. 283 с.
5. Арбан Ж.Б. Школа игры на трубе и корнет-а-пистоне. М.: Музыка, 1964. 321 с.
6. Арнольдов А.И., Матвеева С .Я. Основы культурологии. М.: МГУК, 1995. 51 с.
7. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. М.: НАК и ОЦ, 1993.349 с.
8. Арнхейм Р. Новые очерки по психологии искусства. М.: Прометей, 1994. 352 с.
9. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс. Интонация. М.; Л.: Музгиз, 1947. Кн.2. 164 с.
10. Багадуров В.А., Гарбузов Н.А., Зимин П.Н. и др. Музыкальная акустика/ Под общ. ред. Н.А. Гарбузова. М.: Музгиз, 1954. 236 с.
11. Бакланова Н.К. Психолого-педагогические основы профессионального мастерства специалистов культуры художественного профиля: Автореф. дис. д-ра пед. наук. М., 1997. 54 с.
12. Бакланова Н.К. Психологические основы профессионального мастерства: Лекция по курсу "Психология для студентов художественных специальностей институтов культуры. М.: МГИК, 1991.53 с.
13. Баласанян С.А. Школа игры на трубе. М.: Музыка, 1982. 136 с.
14. Баренбойм Л.А. Теория артикуляции И.А. Браудо и ее значение для исполнительской и педагогической практики//Вопросы музыкально-исполнительского искусства. М.: Музыка, 1969. Вып.5. С. 85-89.
15. Баранцев А.П. История обучения игре на духовых инструментах в России конце XVII начала XX веков. Петрозаводск, 1975.
16. Бевз А.С. Проблемы исполнительского дыхания при игре на трубе/ Нижегородская гос. консерватория. Н. Новгород, 1999. Депонировано в НИО Информкультура Российской государственной библиотеки № 3231.
17. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.: Правда, 1989. 605 с.
18. Березин В.В. Духовые инструменты в музыкальной культуре классицизма: Автореф. дис. д-ра искусствовед. М., 2000. 54 с.
19. Блинова М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. Л.: Музыка, 1974. 144 с.23.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.