Проблема совершенствования методики обучения игре на духовых инструментах: в классе кларнета и саксофона тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Подаюров, Владимир Григорьевич

  • Подаюров, Владимир Григорьевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 204
Подаюров, Владимир Григорьевич. Проблема совершенствования методики обучения игре на духовых инструментах: в классе кларнета и саксофона: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Краснодар. 2011. 204 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Подаюров, Владимир Григорьевич

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ

ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ НА ДУХОВЫХ 18 ИНСТРУМЕНТАХ (КЛАРНЕТЕ И САКСОФОНЕ)

1.1 Сравнительный анализ развития кларнетового и саксофонного исполнительства и педагогики: конструкционно-технологический и теоретико-методический аспекты

1.2 Проблемы и возможности совершенствования процесса обучения игре на кларнете и саксофоне

Выводы по Главе

Глава 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КЛАРНЕТОВО-САКСОФОННОЙ 70 МЕТОДИКИ И ПРАКТИКИ

2.1. Экспериментальная работа в классах кларнета и саксофона на индивидуальных, ансамблевых и оркестровых занятиях .^

2.2. Методика обучения сольной, ансамблевой и оркестровой игре на кларнете и саксофоне на основе бесприжимной постановки

Выводы по Главе

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблема совершенствования методики обучения игре на духовых инструментах: в классе кларнета и саксофона»

Актуальность исследованиям Исполнительство на духовых инструментах, а также: обучение духовому инструментальному искусству на протяжении нескольких столетий развития претерпевали как периоды всенародной популярности, массового увлечения, так и> моменты- снижения интереса со стороны потенциальных учащихся, концертной публики, государственных, коммерческих, общественных учреждений и частных лиц, от которых зависит благополучие музыкантов, учебных заведений и состояние исполнительской сферы в целом.

В настоящее время наблюдается неоднородное отношение различных групп общества к духовому исполнительскому искусству. Так, с одной стороны, не ослабевает любовь к выступлениям военных оркестров, джазовых ансамблей. По-прежнему много желающих посетить концерты известных музыкантов, солирующих на духовых музыкальных инструментах. Однако на духовых отделениях музыкальных школ и школ искусств сегодня наблюдается крайне низкий процент поступающих. В дополнение к этому негативному фактору также высок отток учащихся средних классов духовых отделений вследствие, больших физических, нагрузок, появления; проблем со здоровьем; первых симптомов профессиональных заболеваний; слабой учебной мотивации из-за отсутствия перспективных планов. Как результат -потерям интереса к занятиям, ослабление потребности в дальнейшей профессионализации обучения.

В процессе многолетней, педагогической, концертно-исполнительской деятельности, а также проведения научного исследования области духового исполнительского искусства в целом и кларнетово-саксофонного исполнительства в частности мы выявили три существенных проблемных фактора, тормозящих прогрессивное развитие и популяризацию обучения игре на данных музыкальных инструментах:

- здоровьеразрушающий (ухудшение общего самочувствия молодых исполнителей из-за постоянно возрастающих физических, психических, моральных нагрузок, конструкционно обусловленные изменения в организме исполнителей по истечении нескольких лет обучения, широкое распространение профессиональных заболеваний у концертирующих музыкантов, и в то же время слабое привлечение методистами и педагогами-музыкантами научно-практического опыта современной медицины, психофизиологии для решения подобных проблем и совершенствования образовательного процесса);

- технико-технологический (консервативный подход в традиционной системе музыкального образования к вопросам исполнительской постановки, технологии и техники звукоизвлечения, использования художественно-выразительных средств, игнорирование выявляемых ведущими исполнителями инновационных исполнительских приемов, возможностей расширения диапазона игровых умений и навыков, формирования вариативных комплексов исполнительских действий для более эффективного решения интерпретационных задачу повышения художественной выразительности исполнения);

- социально-имиджевый (неразработанность теоретико-методических и практических аспектов интеллектуализации учебно-тренировочного и концертно-исполнительского процессов, создания благополучного образа исполнителя, повышения его коммуникативных возможностей по отношению к публике, усиления эмоционально-психологического воздействия в процессе концертного исполнения, повышения конкурентоспособности духовых специальностей).

Нейтрализация всех вышеперечисленных негативных факторов обладает высокой актуальностью для деятельности музыкантов-исполнителей в современных социально-экономических условиях. Однако традиционная педагогика духового исполнительства ни в методическом, ни в практическом аспектах не решает данные проблемы. Это показывает анализ учебной документации, беседы с исполнителями, преподавателями, учащимися. В арсенале системы обучения? игре на духовых инструментах на сегодняшний- день практически отсутствуют современные, инновационные обучающие методики и технологии, способные, нейтрализовать негативные факторы, возродить массовый интерес к данной, сфере музыкальной культуры, повысить качество образования-, современных исполнителей на духовых инструментах.

Таким образом, три выявленных проблемных фактора составляют, основные противоречия теоретического, методического и практического характера между потенциальными возможностями духового исполнительского искусства, потребностями начинающих и профессиональных музыкантов и современными реалиями в сфере духового исполнительства и педагогики. ,

В совокупности они формируют научную проблему исследования, которая заключается в поиске и выборе новых подходов в обучении игре на духовых музыкальных инструментах (в, частности - кларнете и саксофоне). Проблема также состоит в определении • и выработке теоретических принципов, методов, технологических средств, позволяющих , поднять кларнетово-саксофонную исполнительскую и педагогическую школу на качественно новый уровень, отвечающий, современным образовательным, стандартам, рыночным условиям социально-культурной сферы, потребностям потенциальных учащихся:, решающий основные проблемы будущих и состоявшихся музыкантов-профессионалов.

Степень научной разработанности проблемы.

Предложения совершенствования теоретико-методического и организационно-практического компонентов образовательного процесса в сфере духового исполнительства выдвигали К.А. Квашнин, A.A. Бучнев (духовые инструменты), ВВ. Петров, A.A. Косенко (кларнет), Ю.З. Тазарачев, H.JI. Куров (труба), В.П. Качмарчик, М.М. Новикова (флейта), В.Д. Иванов (саксофон),. Р.Г. Лаптев (тромбон), И.И. Пушечников (гобой), П.Ю. Делий (валторна). Ими были разработаны и предложены авторские методики обучения, в той или иной мере способствовавшие улучшению ситуации в системе духового инструментального образования.

Принципы, методы, приемы игры на деревянных и медных духовых музыкальных инструментах, в частности кларнете и саксофоне, детально изучали и вырабатывали C.B. Розанов, A.M. Александров, A.B. Володин, И.Н. Майоров, А.Р. Пресман, А.Г. Семенов, A.JL Штарк, В.Д. Иванов и др.

Здоровьесберегающие технологии в современной образовательной ситуации с каждым годом приобретают все большую актуальность и популярность в научно-практической педагогической среде. Обеспокоенность состоянием физического, психологического и нравственного здоровья современных детей и подростков в целом, а также несокращающейся динамикой профессиональных заболеваний подталкивает исследователей и экспериментаторов-практиков (В.Ф. Базарный, O.A. Бутакова, JI.H. Волошина, М.П. Галичаев, JI.M. Митина и др.) к поиску новых путей решения данных проблем.

Интеллектуализирование процесса приобретения умений и навыков на основе когнитивного подхода — достаточно разработанная тема в музыкальной педагогике. И.Ф. Пушечников в конце 70-х гг., К.А. Квашнин и др. опирались, на принципы когнитивного подхода при разработке методических рекомендаций по обучению музыкантов-исполнителей различных специализаций.

Исполнительский образ музыканта как весомый художественно-творческий и социально-коммуникативный фактор рассматривала в своих научно-методических трудах JI.C. Майковская. Проблеме имиджа музыканта, развитию его социально-коммуникативных качеств также уделяли внимание Я.Т. Жакупова, Е.П. Лукьянова.

Компетентностный подход к проблеме подготовки профессионала является сегодня методологическим ядром большинства исследований в области педагогики. М.Е. Бершадским, В.А. Болотовым, A.A. Вербицким, И.А. Зимней, В.В. Краевским, A.B. Хуторским, П.Г. Щедровицким и другими учеными разработаны опорные положения и предложены универсальные классификации компетентностей и компетенций, на основании которых возможно создание современных теоретико-методических основ обучения музыке.

В то же время в музыкально-педагогической науке и практике мы не нашли исследований, которые были бы направлены на одновременное комплексное решение выявленных нами проблемных факторов, сочетали бы в своих основах идеи здоровьесбережения, ранней профессионализации, интеллектуализации учебного процесса, повышения мотивации, а также эстетизации в различных её проявлениях, в том числе социально-имиджевом аспекте.

Данное исследование продолжает традицию осознанного — когнитивного подхода к исполнительству, воспитанию у музыкантов умения самостоятельно- и творчески использовать исполнительский арсенал в процессе работы над музыкальным произведением и последующим его исполнением. Большое внимание уделяется также повышению заинтересованности, мотивированности, ранней профессионализации, сохранению физиологического, эмоционального и духовно-нравственного здоровья учащихся-музыкантов.

Актуальность, проблема исследования, ее недостаточная1 разработанность в педагогической теории и образовательной практике обусловили выбор темы исследования: «Проблема совершенствования методики обучения игре на духовых инструментах (в классе кларнета и саксофона)».

Объект исследования - процесс обучения игре на духовых инструментах (кларнете и саксофоне).

Предмет исследования - теоретико-методическое содержание обучения игре на духовых инструментах (кларнете и саксофоне).

Цель исследования состоит в выявлении, систематизировании и научно-практическом обосновании новых подходов, принципов, методов и приемов обучения игре на кларнете и саксофоне.

Гипотеза исследования,

В процессе анализа выявленных проблем кларнетово-саксофонной педагогики и исполнительства мы выдвинули следующие предположения:

- коренной пересмотр теоретико-методических и организационно-практических аспектов кларнетового и саксофонного искусства и обучения игре на этих музыкальных инструментах с учетом требований качества подготовки исполнителей и потребностей социально-культурной сферы позволит определить проблемные и перспективные области педагогики и исполнительства на духовых инструментах (кларнете, саксофоне), изменить устаревшие подходы и принципы обучения, малоэффективные исполнительские методы и приемы;

- современные методологические подходы в сфере общей педагогики, всемирно признанные достижения российской науки в области психологии, физиологии движений, не учитывавшиеся ранее в полной мере в музыкальной педагогике и исполнительстве, могут быть использованы в качестве основы для совершенствования теоретико-методических аспектов инструментальной педагогики и исполнительства на духовых инструментах, разработки новой методики обучения игре на кларнете и саксофоне;

- разработка методики начального обучения игре на кларнете и саксофоне с опорой на обновленную теоретико-методологическую основу может способствовать одновременному решению комплекса проблем в сфере исполнительства и обучения на духовых инструментах (кларнете и саксофоне), связанных с профессиональным здоровьем музыкантов, профессиональной мотивированностью учащихся, качеством инструментальной подготовки, созданием перспективного эстетического образа исполнителя, приобретением универсального исполнительского мастерства, повышением конкурентоспособности.

Задачи исследования:

1. Выявить общие конструкционно-технологические и учебно-методические аспекты кларнетового и саксофонного исполнительства; и -педагогики.

2. Конкретизировать исполнительские и педагогические проблемы современной кларнетово-саксофонной школы и определить пути их научно-практической оптимизации.

3. Разработать и экспериментально апробировать методику начального обучения игре на кларнете и саксофоне на основе бесприжимной постановки.

Методологическая основа исследования: сравнительно-исторический метод исследования в области и н струм е н то в е д е н ия (становления и развития родственных духовых инструментов), на основе которого становится возможным выявление общих тенденций формирования теории, методики, исполнительской практики, установление конструкционно-технологического сходства:, формулирование единых принципов- обучения игре на; кларнете и саксофоне (С.Я. Левин, В.И. Розанов, Ю.А. Усов, М.И. Чулаки);

- компетентностный , подход; к разработке; теоретико-методических аспектов \ профессионального, образования в области' музыкального искусства; на основании, основных идей;, положений, классификационных моделей; предложенных В.А. Болотовым, И.А. Зимней, A.B. Хуторским, П.Г. Щедровицким; основные положения когнитивного подхода, имеющие концептуальное значение для совершенствования методики обучения игре на музыкальных инструментах и исполнительской практики: активизация психических процессов*- мышления, памяти, представлений, воображения -для достижения высоких результатов, обучения, отношение к обучающемуся как к активному равноправному участнику учебного процесса, предоставление возможностей самостоятельного творческого поиска (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн); концептуальные идеи теории физиологии деятельности H.A. Бернштейна, сформировавшие понятийно-терминологическую базу методики обучения игре на кларнете и саксофоне на. основе бесприжимной постановки, позволяющие научно обосновать возможность достижения высоких педагогических результатов в области инструментального искусства (исполнительской ловкости) при условии реализации выявленных H.A. Бернштейном четырех уровней построения движений;

- теории потребностей и мотивации А. Маслоу, К. Альдерфера, X. Хекхаузена, положения Г. Олпорта о формировании мотивов и их влиянии на совершенствование деятельности личности, высказывания Б.Г. Ананьева о познавательной потребности, результаты исследования в области мотивации и потребностей A.A. Вербицкого и Н:А. Бакшаевой.

Теоретическая основа исследования: - труды философов и методологов науки, позволившие сформировать исследовательское мировоззрение и осуществить выбор теоретико-методологических ориентиров данного исследования (Э.Б. Абдуллин, Б.С. Гершунский, Д.К. Кирнарская, В.В. Краевский, Н. Кузанский, М.Н. Скаткин); научно-теоретическая, историко-исследовательская, учебно-методическая и популярная литература по музыкальному исполнительскому искусству (С.Я. Левин, P.A. Маслов, Ю.А. Усов, М.И. Чулаки);

- труды по психологии, раскрывающие сущность и закономерности развития познавательных процессов, совершенствования психических состояний и проявлений, имеющих значение для становления исполнительского мастерства (А.Г. Асмолов, -H.A. Бернштейн, В.М. Бехтерев, И.Н. Горбач, С.Г. Корлякова, А.Н. Леонтьев, A.A. Мелик-Пашаев, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов);

- отечественные и зарубежные теории потребностей, мотивации учебной и трудовой деятельности (К. Альдерфер, П.К. Анохин, Л.И1 Божович, Дж. Брунер, A.A. Вербицкий, В.И. Герчиков, А.К. Маркова, А. Маслоу, Г. Олпорт, X. Хекхаузен, Д.Б. Эльконин, П.М: Якобсон); методики обучения инструментальному исполнительству, отражающие эволюцию педагогики в сфере духового искусства, основанные на современных научных подходах и принципах (P.O. Багдасарян, В.М. Блажевич, РЪЕ. Бутырский, Н.В. Волков; A.B. Володин, В.Я. Гурфинкель, Б.А. Диков, В.Б. Кричевский, Ф.А. Левин, И.Н. Майоров, P.A. Маслов, И.П. Мозговенко, Н.В. Назаров, Г.А. Орвид, Н.И. Платонов, А.Р. Пресман, C.B. Розанов, А.Г. Семенов, В.А. Соколов, В.Н. Солодуев, Ф. Фаркас, A.A. Федотов, В.Н. Цыбин, А.Л. Штарк, О.Ф. Шульпяков).

Методы исследования:

- анализ литературы по проблеме исследования, сравнительное изучение учебно-методической документации, инструктивного сопровождения образовательного процесса, синтезирование научных данных, сравнение и сопоставление фактов, систематизация основных теоретико-методических компонентов;

- изучение практического педагогического опыта преподавателей кларнета и саксофона, концертно-исполнительского опыта музыкантов различных уровней, беседы с педагогами, концертными исполнителями, учащимися - кларнетистами и саксофонистами по профессиональным темам и проблемам;

- педагогическое наблюдение в классах кларнета и саксофона в образовательных учреждениях различных звеньев;

- педагогический эксперимент, обработка и анализ полученных результатов, обобщение выводов исследования.

Основными экспериментальными базами исследования явились ГОУ ВПО «Белгородский государственный институт культуры и искусств», ДТТТИ им. М. А. Балакирева (г. Москва).

Организация и этапы исследования. Экспериментальное исследование проводилось в 2004 - 2010 гг. и включало три основных этапа.

На первом - аналитико-поисковом - этапе исследования (2004-2005 гг.) анализировалось состояние научной разработанности проблемы исследования, формировался научный аппарат исследования — теоретико-методологические основы, объект, предмет, цель, гипотеза и задачи; осуществлялось теоретическое изучение проблемы, отбиралась и анализировалась соответствующая литература, обдумывалось содержание эксперимента.

На втором этапе исследования (2005-2008) проводились констатирующий и формирующий эксперименты по обучению игре на кларнете и саксофоне на основе бесприжимной постановки, отрабатывались новые подходы, положения, педагогические методы и приемы, формировалась структура и содержание авторской методики начального обучения игре на кларнете и саксофоне на основе бесприжимной постановки.

На третьем - контрольном - этапе (2008-2010 гг.) осуществлялись обобщение и систематизация теоретических и эмпирических результатов исследования, обработка качественных и количественных показателей, полученных в ходе эксперимента, окончательное оформление авторской методики, её широкое внедрение в образовательный процесс различных учебных заведений начального, среднего и высшего звеньев.

Научная новизна исследования.

Результаты исследования расширяют и дополняют существующие научно-практические знания о процессе обучения исполнительскому искусству на духовых инструментах. На страницах данной диссертации представлена авторская методика начального обучения игре на кларнете и саксофоне на основе бесприжимной постановки, разработанная с позиций современных методологических подходов, концепций психофизиологии движений, мотивации, потребностей, когнитивности, компетентности, универсального профессионального мастерства.

До настоящего времени метод бесприжимной постановки не был научно обоснован, подробно изложен и широко апробирован в экспериментальной работе.

В процессе разработки, оформления и апробации, авторской методики были достигнуты также следующие научно-значимые результаты:

- на основе анализа ключевых трудов H.A. Бернштейна- сформирован универсальный психофизиологический компонент методики обучения- игре на духовых инструментах, позволяющий в процессе практической реализации решать актуальные проблемы педагогики исполнительства на духовых инструментах, а именно проблемы сохранения профессионального здоровья музыкантов кларнетистов и саксофонистов, повышения их профессиональной мотивации, эстетизации исполнительского образа;

- результаты исследования дополняют имеющееся в музыкально-педагогической науке знание по проблеме когнитивности при организации учебного процесса в инструментальном классе на первой ступени обучения;

- автором- сформулированы и предложены к введению в научно-практический' оборот формулировки «бесприжимная постановка», «исполнительская ловкость кларнетиста-саксофониста», «исполнительское мастерство музыканта», «гибкость исполнительского аппарата», «векторность губ»; теоретико-методические положения по реализации компетентностного1 подхода-в обучении, игре на кларнете и саксофоне вносят вклад в разработку общей теории компетентности и компетенций, имеющую приоритетное значение для совершенствования российской системы образования на различных уровнях, направлениях и специальностях.

Теоретическая значимость:

- на основании аналитического исследования конструкционно-технологических, теоретико-методических и практических исполнительских аспектов было выдвинуто утверждение об идентичности кларнета и саксофона в ключевых характеристиках, составляющих опорные пункты методик обучения, а следовательно о необходимости разработки единой методики начального обучения и постановки амбушюра;

- теоретико-методическое внимание в исследовании перенесено с частных вопросов совершенствования технического исполнения и выражения художественного образа, традиционно' освещаемых в большинстве научно-методических трудов, на более объемные комплексные вопросы профессионального здоровьесбережения, высокой профессиональной компетентности, универсального практического мастерства, социально-коммуникативной адаптации, формирования индивидуального исполнительского образа, изучение которых позволяет эффективно решать выявленные проблемы современной педагогики и исполнительства на духовых инструментах;

- материалы исследования позволяют обогатить теорию и методику педагогики исполнительства на духовых инструментах современными прикладными знаниями в области психологии и физиологии, адаптированными с учетом потребностей практики духовой инструментальной педагогики и исполнительского искусства.

Практическая значимость данного исследования:

- проведенный многолетний эксперимент доказал возможность совершенствования качества подготовки кларнетистов и саксофонистов в условиях образовательных учреждений, повышения результатов учебной мотивации учащихся, охраны их здоровья, ранней профессионализации, что обеспечивает устойчивый контингент учащихся на духовых отделениях начальных и средних учебных заведений, а также высокую профессиональную мотивированность и конкурентоспособность выпускников;

- материалы исследования в виде выпущенных статей, учебного пособия, программы, текста диссертации могут быть использованы для обучения и самообучения кларнетистов и саксофонистов любого уровня базовой подготовки, демонстрирующих заинтересованность педагогическими инновациями, обеспокоенность состоянием профессионального здоровья, потребность в совершенствовании исполнительского мастерства, достижении индивидуального стиля и самобытного образа;

- научно-теоретические и эмпирические результаты исследования позволяют широко внедрять методику начального обучения игре на кларнете и саксофоне на основе бесприжимной постановки в музыкальных учебных заведениях любого звена - школах, колледжах, вузах, для организации как индивидуальных, так и групповых занятий;

- разработанные в диссертации теоретико-методические положения и организационно-практические рекомендации обладают универсальными возможностями педагогического приложения в системе профессионального музыкального образования и могут послужить основой совершенствования учебного процесса по другим духовым специальностям и специализациям.

Достоверность и обоснованность основных результатов исследования обеспечиваются широким спектром библиографических источников; комплексом теоретических и эмпирических методов исследования, адекватных объекту, предмету, цели, задачам; опорой разработанной методики на фундаментальные теоретико-методологические основы, многолетнюю экспериментальную деятельность автора.

Апробация и практическое внедрение результатов исследования осуществлялось в следующих учебных заведениях: ГОУ ВПО «Московский государственный областной педагогический институт» (МГОПИ), ФГОУ ВПО «Московский государственный университет культуры и искусств» (МГУКИ), ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет» (МГПУ), ГОУ ВПО «Белгородский государственный институт культуры и искусств» (БГИКУ), Российско-итальянская академия, джазовый колледж «Консорт», Детская школа искусств им. М.А. Балакирева, созданная частная школа Подаюрова В.Г.

На защиту выносятся следующие положения:

1. На основе анализа конструкционно-технологических и теоретико-методических аспектов кларнетового и саксофонного исполнительского искусства можно утверждать, что кларнет и саксофон являются родственными инструментами с идентичными мундштуками, одинаковой механикой (аппликатурой), единым принципом извлечения звука, артикуляцией, атакой звука и приемами дыхания.

В связи с этим возможно и целесообразно разработать и применять единую методику начального обучения игре на кларнете и саксофоне, которая способствует расширению профессиональных и социальных компетенций учащихся, универсализации приобретаемого исполнительского мастерства, достижению высокой конкурентоспособности в сферах исполнительского искусства, социально-культурной деятельности и образования.

2. Опора на ключевые положения концепции двигательной активности H.A. Бернштейна, когнитивный и компетентностный* подходы, теорию мотивации и формирования потребностей создает новую теоретико-методологическую основу для моделирования и реализации усовершенствованного образовательного процесса, результаты которого будут полнее отвечать современным требованиям системы профессионального образования.

Учет четырех основных уровней двигательной-активности, выделенных H.A. Бернштейном, позволяет осуществлять поэтапное становление исполнителя, акцентировать внимание на развитии тех компонентов исполнительского аппарата, которые в определенный момент обучения наиболее «чувствительны» к совершенствованию, строить учебный процесс с опорой на когнитивные элементы — сознание, мышление, память, воображение, представления, анализ и синтез, ассоциативные образы.

3. Стержневым компонентом предлагаемой методики начального обучения игре на кларнете и саксофоне, позволяющим повысить качество профессиональной подготовки, является бесприжимная постановка амбушюра. Бесприжимная постановка предполагает свободное нахождение трости во рту играющего музыканта и не прижимается в той её части, где она вибрирует. Сам же мундштук крепко охватывается губами играющего, создавая «губное кольцо». Данная постановка универсальна и эффективна независимо от размера мундштука одноязычковых духовых инструментов — саксофонов (баритона, тенора, альта, сопрано) и всех кларнетов различного строя, включая бас-кларнет.

Овладение бесприжимной постановкой обеспечивает исполнителям сохранение физического и психологического профессионального здоровья, расширение и совершенствование исполнительских возможностей, освоение двух родственных музыкальных инструментов, индивидуализацию и эстетизацию сценического образа музыканта, повышение его конкурентоспособности как солиста, ансамблевого или оркестрового исполнителя.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной текст составляет 167 страниц. Далее идет список литературы, который включает более 200 наименований. Приложение состоит из таблиц и иллюстраций, комментирующих процесс и результаты опытно-экспериментальной работы, проведенной в классах кларнета и саксофона, и конспекта лекций-бесед с учащимися-кларнетистами.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Подаюров, Владимир Григорьевич

Выводы по Главе 2

1. Экспериментальная работа подтвердила возможность начального обучения игре на кларнете и саксофоне в индивидуальном, ансамблевом и оркестровом классах по единой методике. Предложенные в качестве теоретико-методологической основы когнитивный и компетентностный подходы, а также теории двигательной активности, потребностей и мотивации, создали качественно новые условия для построения процесса обучения на духовых инструментах, в частности на кларнете и саксофоне, организации педагогического взаимодействия, раскрытия интеллектуально-творческих возможностей учащихся.

2. Практическая реализация разработанной нами методики начального обучения игре на кларнете и саксофоне на основе бесприжимной постановки позволила достичь более высоких педагогических и социальных результатов: у учащихся экспериментальных групп повысился технический и художественный исполнительский уровень, сформировалась мотивированная потребность в продолжении обучения, отсутствовали жалобы на физическое и психологическое состояние здоровья, связанное с инструментальным исполнительством, возникло осознанное желание освоить второй родственный инструмент и реализовать себя в широкой концертной сольной и ансамблево-оркестровой исполнительской деятельности.

3. Обучение игре на кларнете и саксофоне на основе бесприжимной постановки амбушюра, предполагающей свободное нахождение трости во рту играющего музыканта, обеспечивает учащимся - кларнетистам и саксофонистам - сохранение профессионального физического и психологического здоровья, расширение исполнительских возможностей за счет возникающей возможности освоения двух инструментов, эстетизацию создаваемого сценического образа, являющегося стержнем исполнительского имиджа.

4. Опора на ключевые положения концепции двигательной активности H.A. Бернштейна, когнитивный и компетентностный подходы, теории потребностей и мотивации позволила разработать план поэтапного достижения исполнительской ловкости кларнетистов и саксофонистов как наиболее значимого проявления исполнительского мастерства, формирования профессиональных исполнительских и социальных компетенций, осознанного отношения к состоянию профессионального здоровья, созданию благоприятного концертного имиджа, повышению конкурентоспособности. найти возможности их решения. Наиболее оптимальным выходом из проблемной ситуации, по нашему мнению, является пересмотр концептуальных научных основ образовательного процесса в классах кларнета и саксофона, выявление более современных теоретико-методологических источников для разработки инновационной методики обучения.

В процессе многолетней научно-исследовательской, практической концертно-исполнительской и педагогической деятельности нами была разработана методика начального обучения игре на кларнете и саксофоне на основе бесприжимной постановки. Бесприжимная постановка предполагает свободное нахождение трости во рту играющего музыканта и не прижимается в той её части, где она вибрирует. Сам же мундштук крепко охватывается губами играющего,- создавая «губное кольцо». Данная постановка универсальна и эффективна независимо от размера мундштука одноязычковых духовых инструментов - саксофонов (баритона, тенора, альта, сопрано) и всех кларнетов различного строя, включая бас-кларнет.

В. качестве теоретико-методологических основ создания- данной методики были выбраны, современные методологические подходы> — когнитивный и компетентностный. Большое значение для формулирования теоретико-методических положений по обучению кларнетовому и саксофонному исполнительству имели теории потребностей и мотивации ведущих зарубежных и отечественных психологов. Фундамент для разработки "плана и содержания поэтапного формирования исполнительской ловкости и мастерства музыкантов сформировала концепция двигательной активности H.A. Бернштейна.

Подобный выбор позволил не останавливать педагогическое внимание только на формировании исполнительских навыков, а достичь в процессе обучения кларнетистов и саксофонистов наиболее высокого уровня профессионального мастерства — достижения исполнительской ловкости, являющейся результатом синтеза непрерывного интеллектуального, технического, художественно-эстетического, творческого, физического, социально-психологического развития личности.

В процессе экспериментальной апробации разработанной методики начального обучения игре на кларнете и саксофоне на основе бесприжимной постановки нами были достигнуты существенные результаты технико-технологического, художественно-эстетического, психологического, социального характера.

Уровень знаний, исполнительских умений и навыков, общих и специальных музыкальных способностей, формирующих профессиональные компетенции инструменталистов, у участников экспериментальных групп был значительно выше, чем у участников контрольных групп.

У учащихся кларнетистов и саксофонистов, освоивших бесприжимную постановку амбушюра, было отмечено свободное использование широкого арсенала художественно-выразительных средств, удовлетворенность своим физическим и психологическим состоянием при больших учебных нагрузках, высокая мотивированность к непрерывному профессиональному обучению с расширением профессиональных возможностей за счет освоения второго — родственного инструмента, проявление заинтересованности в широкой концертно-исполнительской деятельности, как сольной, так и ансамблево-оркестровой.

В целом у участников педагогического эксперимента, занимавшихся по нашей методике, наблюдалось сознательное отношение к образовательному процессу, оперирование научно-теоретическими знаниями из истории музыки, музыковедения, теории музыки, а также физиологии движений, социальной психологии, демонстрация уверенности в возможности достижения высокой конкурентоспособности на рынке труда в сфере музыкального искусства, полноценной профессиональной, социальной и личностной самореализации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Подаюров, Владимир Григорьевич, 2011 год

1. Абдуллин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего педагогического образования. М.,1990.

2. Абдуллин Э.Б., Целковников Б.М. Философия, социология, психология искусства и музыкальная педагогика: Хрестоматия. — Вып.1-4.1.- М., 1991.

3. Агафошин П.С. Школа игры на шестиструнной гитаре. М.: Музыка, 1985.-208 с.

4. Айзенберг А .Я. Самообразование: история, теория, современные проблемы. М.: Высшая школа, 1986. - 128 с.

5. Актуальные вопросы музыкального образования на современном этапе и наследие Б.В. Асафьева. Петрозаводск: Изд-во ПГК, 1984.- 63 с.

6. Александр Васильевич Гаук. Мемуары. Избранные статьи. Воспоминания современников./ Сост Гаук Л.П., Глезер Р.В., Милыптейн Я.И. М.: Сов. композитор, 1975. - 263 с.

7. Алиев Ю.Б. Основы эстетического воспитания. М.: Просвещение, 1986. - 238 с.

8. Амирова А.Ф. Музыкальная фонетика: формирование певческой артикуляции: Учебно-методическое пособие. Самара: Офорт, 2005. 58с.

9. Ананьев Б.Г. Психология чувственного познания. — М.: изд. АПН РСФСР, 1960.-487 с.

10. Анисимов О.С. Методическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика, 1991. - 416 с.

11. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем. М.: Медицина, 1975. - 447 с.

12. Антошина М.Н. Интонационная настройка по камертону в классах сольфеджио. М.: Музгиз, 1962. - 48 с.13

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.