Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Черняков, Евгений Алексеевич

  • Черняков, Евгений Алексеевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 150
Черняков, Евгений Алексеевич. Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2013. 150 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Черняков, Евгений Алексеевич

Введение.

Глава I. Теоретические предпосылки исследования проблемы формирования основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона.

1.1. История возникновения и развития искусства игры на саксофоне.

1.2. Современное состояние теории, методики и практики освоения саксофона в системе отечественного дополнительного образования.

1.3. Педагогические условия формирования основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона.

Выводы по главе 1.

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона.

II. 1. Формы и методы исполнительской подготовки начинающих учеников в классе саксофона.

II.2. Содержание, этапы и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию основ музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов.

Выводы по главе II.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона»

Актуальность исследования.

Проблема эстетического воспитания и музыкального образования подрастающих поколений принадлежит к числу актуальных непреходящих проблем отечественной культуры, переживающей сложный, во многом переходный исторический период своего развития. Этот процесс на современном этапе определяется характером социокультурного контекста в совокупности многообразных факторов. В их числе ярко выделяются: возрастающая роль агрессивно проникающей во внутренний «микрокосм» человека массовой псевдокультуры, изменение отношений к духовно-нравственным устоям жизни, переоценка ценностей искусства, утрата традиционных для нашей страны форм образования, в том числе музыкального.

Однако за последние годы все более очевидным становится тот факт, что процесс реформирования образовательной системы и общества в целом невозможен вне духовно-нравственного совершенствования человека. На смену «потерянного поколения» смутных 90-х годов прошлого века должно прийти новое поколение грамотных, интеллектуально и творчески развитых молодых людей, чей жизненный опыт на начальной стадии вхождения в мир взрослых был основан не только на потреблении продукции поп-культуры, почерпнутой из интернета, но и на умело выстроенном педагогическом процессе, приобщающем к истинным культурным ценностям прошлого и настоящего. Среди средств такого приобщения во все времена ярко выделяется музыкальное искусство.

Анализ современного состояния теории и практики музыкального воспитания и образования в детских музыкальных школах (далее ДМШ), Детских школах искусств (далее ДШИ),Центрах детского творчества (далее ЦДТ) и в системе дополнительного образования в общеобразовательных учебных заведениях показал, что приоритеты в этой области, как и много лет назад, отданы академической музыке и академическим музыкальным инструментам - роялю, скрипке, виолончели и др. Методики овладения этими инструментами базируются на основе представлений об отсутствии музыкального опыта у ребенка до поступления в официальное учебное заведение или класс. Вместе с тем, очевидно, что современные дети, даже те, кто не посещал дошкольные учреждения, буквально погружены в мир окружающих музыкальных звуков, исходящих из аудиовизуальной среды. На основе звучащей «попсы» нередко формируется и первоначальный музыкальный опыт, и музыкальные вкусы, имеющие устойчивый характер, как все то, что приобретено в детстве.

Систематические занятия музыкой в ДМШ или в системе дополнительного образования по своему содержанию приходят в противоречие с этим ранним музыкальным опытом, что снижает потребность в музыкальном обучении и нередко приводит к тому, что ребенок не способен осваивать трудную для его восприятия серьезную музыку, требующую к тому же больших трудозатрат. Педагоги-практики все чаще сталкиваются с отказом детей после нескольких занятий продолжать обучение на избранном, как правило, родителями классическом музыкальном инструменте. При этом очевидно, что путь приобщения к музыке лежит не только в плоскости музыкальной классики и классического набора музыкальных инструментов. Недостаточно востребованным до настоящего времени остается богатейшее наследие высокохудожественной эстрадной инструментальной музыки и музыкальных инструментов, рожденных в недрах академического искусства, но ставших достоянием именно эстрадного исполнительства, перекинув своеобразный «мостик» от высокой классики к классическому эстрадно-джазовому исполнительству. В числе таких инструментов выделяется саксофон.

В сферу исполнительской практики игры на саксофоне входит огромный репертуар разных стилей и жанров как эстрадного, так и классического искусства, способный увеличить интерес начинающих инструменталистов к самому процессу обучения, расширить их музыкальный кругозор в рамках перехода от тотального увлечения «попсой» к целенаправленному освоению многообразных ценностей мировой музыкальной культуры. В системе традиционного музыкального обучения в ДМШ, ЦДТ или дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях игра на саксофоне позволит учащимся ознакомиться с музыкальным наследием, относящимся как к классике, так и к эстрадно-джазовому искусству. Музыка, предназначенная для саксофона, является ценным учебным материалом, использование которого в учебном процессе позволит решить многие актуальные общепедагогические, эстетико-воспитательные и музыкально-образовательные задачи, а именно качественно преобразовать музыкальные интересы и вкусы учащихся, подготовить их к восприятию более сложных классических музыкальных произведений, раскрыть творческий, в том числе импровизационный дар исполнителя, который обычно остается неразвитым при обучении на классических музыкальных инструментах. Открытие класса саксофона для начинающих исполнителей не только оживляет учебный процесс, но и внеклассную концертную деятельность, обогащая ее новой музыкой, интересной для восприятия современным школьникам.

Анализ научно-методической литературы и практика работы в классе саксофона в ДШИ и ЦДТ показали, что в системе подготовки начинающих музыкантов есть нерешенные проблемы. В их числе отсутствие теоретических и методических рекомендаций по работе с начинающими саксофонистами, учитывающими весь спектр возможностей данного инструмента, простирающихся от академической до эстрадно-джазовой музыки и импровизационного исполнительства. Этим определяется актуальность настоящей диссертации.

Все сказанное позволило выявить ряд противоречий современной учебной практики обучения начинающих саксофонистов, а именно:

- противоречие между накопленным эмпирическим опытом работы с начинающими саксофонистами и отсутствием методик, обобщающих этот опыт с позиций мировой исполнительской практики и достижений в области педагогики музыкального образования, музыковедения и других областей современных гуманитарных знаний;

- противоречие между сложившимися музыкальными интересами и предпочтениями начинающих инструменталистов-саксофонистов и содержанием традиционного музыкального обучения;

- противоречие между классической и эстрадной составляющей музыкального репертуара для саксофона как учебного инструмента.

На основании указанных противоречий нами была сформулирована проблема исследования, которая заключается в обобщении накопленного опыта работы с начинающими саксофонистами, анализе форм и методов процесса обучения, соотносимых с состоянием современной музыкальной культуры и уровнем музыкально-педагогической науки. Недостаточная разработанность данной проблемы послужила основанием для формулировки темы диссертационного исследования: «Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона».

Цель исследования: теоретическое обоснование и опытно- экспериментальная проверка педагогических условий и методов, формирующих основы музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона.

Объект исследования: обучение и воспитание младших школьников в условиях отечественного дополнительного музыкального образования (ЦДТ, ДШИ).

Предмет исследования: содержание учебного процесса, формирующего основы музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов.

Гипотеза исследования: формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона будет эффективным, если:

- процесс освоения саксофона - носителя уникальной «двойственности» классического и одновременно джазового инструмента - будет направлен на приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, что требует подбора специального репертуара, рассчитанного на работу с младшими школьниками в системе дополнительного образования;

- начальный этап обучения будет протекать с учетом задач здоровьесбе-режения ученика, в числе которых приоритетными являются выработка правильной осанки и профессионального исполнительского дыхания;

- в процессе обучения будут учитываться педагогические условия и применятся методы, соответствующие разработанным в диссертации показателям сформированности основ музыкального исполнительства на саксофоне в синтезе технических и художественно-творческих составляющих;

- освоение саксофона младшими школьниками будет проходить в обстановке органичного сочетания классной, внеклассной и внешкольной работы при тесном взаимодействии с родителями и при посильном участии родителей в организации домашних занятий.

Указанные выше проблема, цель, объект, предмет и гипотеза диссертационного исследования позволили сформулировать следующие задачи:

1. Проанализировать историю возникновения и развития искусства игры на саксофоне как классического и эстрадно-джазового инструмента.

2. Исследовать современное состояние теории, методики и практики освоения саксофона младшими школьниками в системе отечественного дополнительного музыкального образования; проанализировать популярные «школы» игры на саксофоне.

3. Выявить педагогические условия формирования основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона.

4. Провести опытно-экспериментальное исследование по апробации методов формирования основ музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов.

Теоретико-методологической основой исследования являются:

- работы по философии, эстетике, культурологии и истории музыки (Ю.Б. Борев, М.С. Каган, В.Д. Конен, Н.И. Киященко, Г.С. Померанд, Л.А. Рапацкая и др.);

- психолого-педагогические исследования по проблемам содержания, форм и методов обучения (Ю.К. Бабанский, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, Н.В. Павлович, С.Л. Рубинштейн и др.);

- исследования по проблемам эстрадно-джазового исполнительства (А.Г. Алексеев, Д.А. Браславский, С.А. Воскресенский, Ю.А. Дмитриев, С.С. Кли-тин, В.Г. Кузнецов, Е.М. Кузнецов и др.);

- работы по методологии, теории и методике музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, Т.И. Бакланова, И.Н. Немыкина, О.П. Козьменко, Л.А. Рапацкая и др.);

- труды в области теории и практики музыкально-исполнительской деятельности (А.Д. Алексеев, Л.А. Баренбойм, C.B. Болотин, М.М. Берлянчик, Г.М. Коган, Г.Г. Нейгауз, М.К. Шапошникова, В.Д. Иванов, А.Б. Ривчун, Л.Н. Михайлов и др.).

Для решения указанных выше задач в диссертации использован комплекс взаимосвязанных методов исследования, включающих:

- изучение историко-культурологической, искусствоведческой, психолого-педагогической литературы и методических разработок специалистов-практиков;

- обобщение и изучение педагогического опыта, связанного с освоением саксофона на начальном этапе обучения;

- анализ «школ», учебных планов и учебных программ, авторских программ педагогов ДМШ;

- опытно-экспериментальная работа, включающая педагогическое наблюдение и анализ, диагностические методы (анкетирование, беседы, методы «срезов») и обобщение полученных данных, количественный и качественный анализ экспериментальных показателей.

Научная новизна исследования.

1. Уточнено и научно обосновано понятие «основы музыкального исполнительства» в контексте задач начального этапа освоения саксофона в системе дополнительного образования. Основы музыкального исполнительства рассматриваются как широкий спектр взаимосвязанных технических и художественно-творческих показателей включенности начинающих саксофонистов в мир инструментальной музыки.

2. Выявлены важнейшие педагогические условия (повышение уровня музыкальной культуры учащихся, развитие музыкального восприятия, умение слушать, размышлять, рассказывать о музыке, учет возрастных и физиологических особенностей, установка на здоровьесбережение учеников, сотрудничество с родителями, использование специально подобранного репертуара в опоре на адаптированные произведения русской музыкальной классики), сочетание которых дает эффективные результаты по формированию основ музыкального исполнительства в классе саксофона.

3. Разработаны критерии сформированности основ музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов: эмоционально-ценностный, технический, художественно-творческий и собственно исполнительский.

Теоретическая значимость:

- внесен вклад в теорию и методику обучения музыке младших школьников в системе дополнительного образования, доказана возможность формирования основ музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов на базе классического репертуара;

- создана рабочая модель основных методов обучения начинающих саксофонистов, сочетающая три уровня: общепедагогические методы, методы педагогики музыкального образования и методы специальной инструментальной подготовки в классе саксофона (выработка исполнительского дыхания, опоры звука и осанки, постановка амбушюра на мундштуке, регулировка гайтана и трости, постановка рук и пальцев на инструменте, анализ и осмысление исполнительских действий, ансамблевая игра при выполнении технических заданий, психологическая подготовка к концертному выступлению и др.). Специальные инструментальные методы дополнены комплексом упражнений.

Практическая значимость диссертации определяется тем, что:

- обоснованные в исследовании педагогические условия и методы формирования основ музыкального исполнительства в классе саксофона позволяют практически решать задачи обучения и воспитания школьников на начальном этапе вхождения в мир музыкальной культуры;

- выводы, сделанные в диссертации, могут быть полезны при разработке методических пособий и программ для обучения саксофонистов не только в ЦДТ и ДШИ, но и на более высоких ступенях профессионального музыкального образования (музыкальный колледж, университет);

- ряд положений данного исследования, связанных с методами здоро-вьесбережения, могут быть использованы при обучении на других духовых инструментах.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились: Центр развития творчества детей и юношества «Тутти» и Центр развития творчества детей и юношества «Киевский» (г. Москва).

Апробация теоретических положений, выдвинутых в диссертации, осуществлялась в процессе работы автора в ЦРТДиЮ «Киевский» и в ЦРТДиЮ «Тутти», а также в условиях прохождения педагогической практики студентами кафедры Музыкальных инструментов факультета Культуры и музыкального искусства Московского государственного гуманитарного универси

ТРТС5 Т/ГЛ/Г£*ХЛ/Т А А А Т Т Т/"\ ТТ Г^АТЭО

Этапы исследования.

Диссертационное исследование проходило в течение срока обучения автора в аспирантуре на кафедре Культурологии и методологии музыкального образования Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова и осуществлялось в соответствии с планом работы в три этапа.

На первом этапе - констатирующем - (2009-2010 гг.) изучалась исто-рико-искусствоведческая, психолого-педагогическая литература, анализировались «школы» игры на саксофоне, определялась структура диссертации, ее научный аппарат, обобщался опыт работы преподавателей ЦДТ и ДШИ в классе саксофона, проводились беседы с родителями и опросы учащихся, осуществлялась диагностика сформированности основ музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов.

На втором этапе - формирующем - (2010-2011 гг.), цель которого заключалась в проверке педагогических условий и методов формирования основ музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов, были проведены «срезы» выделенных показателей, апробированы и уточнены критерии их оценок.

На третьем этапе - контрольном (2011-2012 гг.) был проведен контрольный эксперимент, позволяющий оценить эффективность разработанных в диссертации теоретических положений, педагогических условий и методов формирования основ музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов; обобщены научные результаты в виде количественного и качественного анализа; сформулированы выводы.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается методологической базой диссертации, изучением большого количества работ по педагогике, психологии, музыкознанию, теории и истории исполнительства, методических источников и «школ» искусства игры на саксофоне; полнотой изучаемого объекта, представленного в комплексе характеристик; применением методов, как теоретических, так и эмпирических; количественным и качественным анализом полученных экспериментальных данных; соответствием теоретических положений практическим результатам опытно-экспериментальной работы.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Теоретическими предпосылками формирования основ музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов являются: а) исторические и культурологические закономерности развития саксофона как уникального и сравнительно молодого инструмента, вписанного в контекст академической и одновременно эстрадно-джазовой музыки; б) современные тенденции музыкально-педагогической практики обучения игре на саксофоне, тяготеющей с первых уроков к эстрадно-джазовому репертуару и тем самым наносящей непоправимый вред не только техническому и художественно-творческому развитию начинающего ученика, но и его здоровью; в) отсутствие научных исследований по проблемам подготовки начинающих саксофонистов в системе отечественного дополнительного образования (ЦЦТ, ДШИ).

2. Под основами музыкального исполнительства понимается широкий спектр технических и художественно-творческих показателей включенности начинающих саксофонистов в мир музыкальной культуры и исполнительского искусства. К ним относятся:

- эмоционально-ценностное отношение к музыкальному искусству;

- ключевые знания по истории и теории саксофона с опорой на его роль и место в классическом музыкальном наследии;

- умения и навыки, основанные на принципах здоровьесбережения и позволяющие осваивать технико-конструктивные особенности саксофона во взаимосвязи с постановкой правильной осанки, амбушюра и профессионального исполнительского дыхания;

- умения и навыки, вытекающие из музыкально-выразительных возможностей саксофона (ритм, штрихи, динамические оттенки, специальные приемы исполнения и др.);

- опыт творческой деятельности, в том числе опыт концертного исполнительства, позволяющий успешно раскрывать и развивать творческий потенциал начинающего музыканта.

3. Эффективность формирования основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона зависит от использования комплекса специальных методов обучения и педагогических условий, предполагающих активизацию мыслительной и творческой деятельности учащихся, создание на уроке доверительной эмоциональной атмосферы общения, учет психофизиологических особенностей младших школьников, опору на репертуар классической музыки, позволяющий повышать уровень музыкальной культуры, развивать способность к творческому восприятию музыкальных произведений с последующим их анализом и исполнительской интерпретацией.

Практическое внедрение результатов исследования осуществлялось путем их использования в практической работе классов саксофона в ЦРТ-ДиЮ «Киевский» и ЦРТДиЮ «Тутти»у детей младшего школьного возраста, обучающихся по программам дополнительного музыкального образования. Изложение основных теоретических положений и выводов диссертации содержатся в статьях, докладах на международных научно-практических конференциях «Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве» (Москва, 2010,2011, 2012 гг.); в сборниках статей, рекомендованных ВАК (2013г.).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Черняков, Евгений Алексеевич

Выводы по главе II.

Опытно-экспериментальное исследование подтвердило наше предположение о том, что формирование основ музыкального исполнительства начинающих учеников в классе саксофона происходит более успешно, если выделенные педагогические условия и методы используются в процессе обучения целенаправленно и последовательно.

1. Основными формами обучения начинающих саксофонистов в условиях дополнительного музыкального образования являются:

- урок, в котором сочетаются разнообразные методы обучения с опорой на наглядность и совместную деятельность педагога и ученика;

- внеаудиторное занятие, связанное с расширением музыкального и общехудожественного кругозора ученика;

- внешкольные формы, среди которых выделен контролируемый досуг, сопровождаемый посильным участием родителей в выполнении творческих домашних заданий.

2. В процессе работы с начинающими саксофонистами используется достаточно сложная система методов обучения, которые представлены в трехуровневой рабочей модели. Исходя из этой модели, в диссертационном исследовании проанализированы уровень специальных методов обучения начинающих саксофонистов. В работе теоретически обоснованы и апробированы в процессе опытно-экспериментального анализа методы, связанные с техническим освоением инструмента, постановкой амбушюра, исполнительского дыхания, методы, направленные на здоровьесбережение ученика, методы, способствующие развитию творческого потенциала школьников и методы подготовки начинающих исполнителей к концертным выступлениям.

3. Сделанные в ходе опытно-экспериментального исследования «срезы» выявили положительную динамику формирования основ музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов. Полученные данные свидетельствуют, что более высоких показателей в формировании основ музыкального исполнительства добились учащиеся экспериментальной группы, в работе с которой использовались все разработанные формы и методы обучения и соблюдались выделенные в теоретической главе педагогические условия.

Таким образом, итоговые данные подтвердили гипотезу исследования и основополагающие теоретические положения диссертации.

Заключение.

В соответствии с целью, задачами, гипотезой и общим замыслом диссертации нами были выявлены и проанализированы теоретические предпосылки исследования проблемы формирования основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона. Мы убедились, что данная проблема является малоисследованной по нескольким причинам.

Во-первых, саксофон - инструмент сравнительно молодой в истории мировой музыкальной практики. Его развитие отразило процесс «вытеснения» классической музыки массовой музыкальной культурой, что предопределило известную «двойственную» природу саксофонного исполнительского искусства. С одной стороны красочность саксофона не раз привлекала выдающихся зарубежных и отечественных композиторов-классиков второй половины XIX - XX веков, с другой — саксофон все чаще стал рассматриваться как сугубо джазовый инструмент, предназначенный, прежде всего для развлекательной музыки, импровизации.

Другая причина кроется в специфике становления саксофона как учебного инструмента, долгое время не значившегося среди классического набора оркестровых духовых инструментов. Поэтому в отечественной педагогике музыкального образования почти нет работ, связанных с обучением на саксофоне начинающих учеников - младших школьников.

В-третьих, изданные в России и за рубежом различные исполнительские «школы» игры на саксофоне предназначены для тех, кто изначально считается начинающим профессионалом. Поэтому популярные методические пособия известных саксофонистов могут использоваться в системе дополнительного образования только в адаптивном виде.

Многообразие часто противоречащих друг другу подходов к обучению детей в классе саксофона, среди которых главный вопрос - учить ли ребенка на базе музыкальной классики или сразу вводить в мир джаза, затрудняют работу преподавателей ЦДТ и ДШИ, опыт которых часто базируется лишь на собственной, нередко ограниченной исполнительской практике. Теория формирования основ музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов в системе дополнительного образования, разработанная в данной диссертации, позволяет, на наш взгляд, успешно решать проблему содержания начального этапа обучения. Данная диссертационная работа является одной из первых попыток внести коррективы в методику формирования основ музыкального исполнительства у детей младшего школьного возраста, широко распространенную в отечественных ЦДТ и ДШИ.

В диссертации представлено определение и сущностная характеристика самого понятия «основы музыкального исполнительства» начинающего саксофониста. Все сказанное определило теоретическое и экспериментальное изучение проблемы и позволило прийти к следующим основным выводам:

1. Исследование категории «основы музыкального исполнительства» в контексте задач начального этапа обучения игре на саксофоне, дало возможность выделить следующие технические и художественно-творческие показатели:

- эмоционально-ценностное отношение к искусству;

- ключевые знания по теории и истории саксофона с опорой на его роль и место в классическом музыкальном наследии;

- умения и навыки, основанные на принципах здоровьесбережения, позволяющие осваивать технико-конструктивные особенности саксофона во взаимосвязи с постановкой правильной осанки, исполнительского дыхания, амбушюра;

- умения и навыки, вытекающие из музыкально-выразительных возможностей саксофона (ритм, штрихи, динамические оттенки, специальные приемы исполнения и др.);

- опыт творческой деятельности, в том числе опыт концертного исполнения, позволяющий успешно раскрывать и развивать творческий потенциал ребенка.

2. Формирование основ музыкального исполнительства у начинающих учеников в классе саксофона зависит от педагогических условий, в числе которых выделим: повышение уровня музыкальной культуры учащихся, развитие музыкального восприятия, умений слушать классическую музыку, рассказывать о ней, учет возрастных особенностей и особенностей физиологии ребенка, сотрудничество с родителями, установка на здоровьесбережение ученика, специально подобранный репертуар, основанный на адаптированной к исполнению младшими школьниками музыкальной классике.

3. Эффективность формирования основ музыкального исполнительства у начинающих саксофонистов зависит от применения системы методов, представленных в трехуровневой модели. В диссертации сделан акцент на исследование, прежде всего уровня специальных методов обучения.

4. Опытно-экспериментальное исследование, в процессе которого были апробированы основные теоретические положения, подтвердило гипотезу и общие положения диссертации.

5. Определенные успехи, достигнутые автором диссертации, не исчерпывают проблем, связанных с педагогическим освоением искусства игры на саксофоне - инструменте, приобретшем за последние десятилетия большую популярность. На наш взгляд, в дальнейшем перспективными могут быть такие исследования, которые позволят развивать методику обучения на саксофоне не только в системе дополнительного образования, но и в колледжах, и в вузах.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Черняков, Евгений Алексеевич, 2013 год

1. Абдуллин Э.Б. теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. - 111с.

2. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. -М., 1994.-321с.

3. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. М., 1992. - 173с.

4. Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей (от детского сада к начальной школе). - Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 350с.

5. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. JL: Изд-во ЛГУ, 1969. -339с.

6. Аннамуратова С.К. Педагогические основы художественно- эстетического воспитания старшеклассников во внеклассной работе. Ташкент, 1991. -34с.

7. Апраксина O.A. Методика музыкального воспитания в школе. М.: Просвещение, 1983.-222с.

8. Апраксина O.A. Музыка и воспитание творческой личности // Музыкальное воспитание в школе. М.: Музгиз, 1975. Вып. 10. - с.20-26.

9. Артоболевская А.Д. Личность ученика и обучение // Хрестоматия маленького пианиста. — М., 1991.

10. Арчажникова Л.Г. Методика музыкального воспитания. 4.1. М.: Изд-во МГЗПИ, 1990. - 52с.

11. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. -М., Л.: Музыка, 1965. 151с.

12. Аттестация учащихся: цели, содержание, методы: метод, пособие / Под общ. ред. М.М. Балашова, М.И. Лукьяновой. Ульяновск: ИПК ПРО, 1997,- 119с.

13. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований: дидакт. аспект. М.: Педагогика, 1982. - 192с.

14. Бабушкин Ю.Ч. Искусство и духовный мир человека: (Об особенности воздействия искусства на личность). М.: Знание, 1982.

15. Бакланова Т.И. Организация и научно-методическое обеспечение художественной самодеятельности. Учебное пособие. М., 1992. - 102с.

16. Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. Учебное пособие. М., 1992 - 160с.

17. Баренбойм J1.A. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. Л., 1969.-288с.

18. Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л.: Музыка, 1974.-336с.

19. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л.: Сов. композитор, 1979. -352с.

20. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. - 444с.

21. Берлиоз Г. Большой трактат о современной инструментовке и оркестровке М.Музыка, 1972 530 с.

22. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1975. -399с.

23. Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. М.: Знание, 1981. - 96с.

24. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте: псих, исследования. -М, 1968. 186с.

25. Болотин C.B. Энциклопедический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах М.: Радуница, 1994,- 358 с.

26. Болотина Л.Р. Методика внеклассной воспитательной работы в начальных классах. -М.: Просвещение, 1978. 128с.

27. Борев Ю.Б. Эстетика. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1981. - 399с.

28. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. Методологические основы дискуссии в эстетике. М.: Искусство, 1975. - 175с.

29. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. -М.: Сов. художник. 1966. 118с.

30. Ветлугина H.A. Художественное творчество и ребенок. М., 1972.

31. Ветлугина H.A., Кенеман A.B. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. Учебное пособие для студентов педвузов. М., 1983. -255с.

32. Внешкольное воспитание и образование: опыт и перспективы: сб. метод, и практ. материалов. Архангельск, 1994. - 42с.

33. Волкова Т.В., Саванов Ю.Б. Технология обучения. Пособие для преподавателей. М.: Студема, Издатцентр, 1998. - 88с.

34. Вопросы теории эстетического воспитания / Под ред. Г.З. Апресяна. М.: Изд-во Московского Университета, 1970. - 110с.

35. Воробьев В.П. Воспитательное воздействие на личность: многоуровневая модель. Учебное пособие. Пенза: ПГАСА, 1998. - 49с.

36. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии / Под ред. Н.Е. Щурковой. М.: Новая школа, 1998. - 208с.

37. Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования (Материалы городской научно-практической конференции) / Отв. ред. В.И. Козырь. М.: Мирос, 1997. - 208с.

38. Восприятие музыки. Сб. статей / Ред.-сост. В.Н. Максимов. М.: Музыка, 1980.-256с.

39. Выготский JI.C. Психология искусства. 3-е изд. - М.: Искусство, 1986.-572с.

40. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском саду. СПб.: Союз, 1997.-96с.

41. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова JI.M. Возрастная и педагогиче-скаяпсихология.М,:ПедагогическоеобществоРоссии,2004-512с.

42. Горбер JI.A. Начальная стадия развития способностей. М., 1962.

43. Горюнова J1.B. Говорить языком самого предмета.: Теоретические основы учебника «Музыка». Пособие для учителей / НИИ шк. М., 1989. -143с.

44. Гродзенская H.JI. Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969.-77с.

45. Гулыга A.B. искусство в век науки. М.: Наука, 1978. - 145с.

46. Давыдов В.В. Виды обобщения и обучения. М.: Педагогика, 1972. -423с.

47. Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального образования. // Сб. планирование и организация деятельности начальной школы. Часть 1.-М., 1997.-с. 3-17.

48. Давыдов В.В. Научное обеспечение образования в свете нового педагогического мышления. В кН.: Новое педагогическое мышление. М., 1998.

49. Дидактика средней школы. / Под ред. М.Н. Скаткина. М.: Просвещение, 1982.-319с.

50. Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. заведений. 2 изд. М.: Академия, 1998. - 238с.

51. Журавлев В.В. Мир художественной культуры. М.: Мысль, 1987. -239с.

52. Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. - 160с.

53. Заир-Бек Е.С. Педагогическое проектирование в системе образования. Методические материалы. СПб.: СПбГДТЮ, 1994. - 20с.

54. Запорожец A.B. Особенности развития процесса восприятия. Научные записки. Харьков, 1941.

55. Зись А.Я. Виды искусства. -М.: Знание, 1979. 128с.

56. Зись А.Я. Искусство Система Искусств - Художественная культура // Сов. музыка, 1983. - № 12. - с. 27-35.

57. Иванов В.Д. Школа академической игры на саксофоне. М.Издательство Михаила Дикого.-2003.-150 с.ч.1.

58. Ильин E.H. Искусство общения. М., 1982. - 110с.

59. Иоффе И.И. О творческом пути и исполнительском искусстве пианистов // Пианисты рассказывают. Вып.1. М.: Музыка, 1990.

60. Искусство в системе культуры / Сост. и отв. ред. Каган М.С. JL: Наука, 1987.-272с.

61. Искусство и образование: независимый художественно- педагогический журнал. М.: Изд. Кушаева H.A., 1994. - 128с.

62. Искусство и творческая деятельность / Отв. ред. Мазепа В.И. Киев: Наук.Думка, 1979. - 209с.

63. Искусство и эстетическое воспитание молодежи / Отв. ред. Кисунько В.Г.-М.: Наука, 1981.-335с.

64. Исполнительское искусство зарубежных стран. Вып. 1-3. М.: Музыка, 1958.

65. Исследования художественного интереса школьников / Под общ. ред. Квятковского E.B. М.: Педагогика, 1974.

66. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Кн. для учителя. 2-е изд., испр. и доп. -М.: Просвещение, 1984. - 206с.

67. Кабалевский Д.Б. дело всей жизни. Сборник. Составители: Критская Е.Д., Пожидаев Г.А. М.: Искусство в школе, 1995. - 296с.

68. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. М., 1977. - 252с.

69. Кабалевский Д.Б. Прекрасное пробуждает доброе. М.: Педагогика, 1973.-336с.

70. Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы // Программа по музыке (с поурочной методической разработкой) для общеобразовательной школы. 1-3 классы. -М.: Просвещение, 1981. с.3-36.

71. Кабалевский Д.Б. Сила искусства. -М., 1984. 124с.

72. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусств. Части 1, 2, 3. JL: Искусство, 1972.-440с.

73. Каган М.С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. -М.: Политиздат, 1974. 328с.

74. Казакова Е.И. Проектирование общеобразовательных программа. Методические материалы. СПб.: СПбГДТЮ, 1994. - 20с.

75. Калаев A.A. Новые технологии воспитания. Курс лекций по теории и методике воспитания. Казань: Дом печати, 1998. - 255с.

76. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психологические особенности человека. Способности. Т.2. Л., 1960. - 304с.

77. Комплексный подход к проблемам современного социального образования / Отв.ред. Фомин В.П. М.: Московская консерватория, 1986. - 111с.

78. Коротаева Е.В. Хочу, могу, умею! Обучение, погруженное в общение. Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Ин-т психологии РАН, 1997. — 222с.

79. Крупник Е.П. Психологические особенности восприятия. Хрестоматия художественного творчества. М.: Изд. Магистр, 1998. - 195с.

80. Кулагин П.Г. Межпредметные связи в процессе обучения. М.: Просвещение, 1981. —96с.

81. Культура Искусство - Образование. Материалы научно- практической конференции. - М.: МГОПУ, 1996. - 1 Юс.

82. Культура и творчество. Сб. науч. статей. Киров: Киров, гос. пед. ин-т, 1993.- 142с.

83. Кушаев H.A. Очерки по основам эстетической деятельности // Искусство и образование. М.: Изд. Кушаева H.A., 1994. - с.85-98. Музыкальная энциклопедия. Т.4 / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. - С. 821-822.

84. Леднев B.C. Содержание общего среднего образования. Проблемы структуры. М.: Педагогика, 1980. 263с.

85. Леонтьев А.Н. деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-584с.

86. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.- 186с.

87. Лернер И.Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980.-96с.

88. Либерман Е.Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом. -М.: Музыка, 1988. 243с.

89. Лихачев Б.Т., Квятковский Е.Р. Сущность, принципы и системы эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы. М.: Советская педагогика, 1980.

90. Лихачев Д.С. Избранные работы в трех томах. Т.1. Л.: Худ. лит-ра, 1987.-653с.

91. Лук А.Н. Психология творчества. М.: Наука, 1978. - 125с.

92. Лук А.Н. Эмоция и личность. М., 1982. - 175с.

93. Люблинская A.A. Учителю р психологии младшего школьника. М.: Просвещение, 1977.-224с.

94. Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1979.-534с.

95. Максимова В.Н. Межпредметные связи и совершенствование процесса обучения. М.: Просвещение, 1984. - 143с.

96. Малахов В.А. Культура и человеческая ценность. Киев: Наук. Думка, 1984.- 119с.

97. Мансурова С.Е.,Шклярова O.A. Большой справочник школьника М.2004 236с.

98. Мансурова С.Е. Социокультурные аспекты проблемы здоровья. Биология в школе.-2002,№2 с.5-11

99. Мансурова С.Е., Шклярова O.A. Здоровье человека и окружающая среда. С-Петербург.2006. с28-36.

100. Матюшкин A.M. проблемные ситуации в мышлении и обучении. М.: Педагогика, 1972. - 207с.

101. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории. М.: Педагогика, 1975. - 367с.

102. Махмутов М.И. Современный урок. М.: Педагогика, 1981. - 190с.

103. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. - 254с.

104. Медушевский В.В. Музыка в семье искусств // Музыка в школе. -1984. -№ 1. с.31-35.

105. Мелик-Пашаев A.A. Педагогика искусства и творческие способности. М.: Знание, 1981. - 96с.

106. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.Н. К проблеме общего и специального в художественно-творческой одаренности человека // Искусствоведение и психология художественного творчества. М.: Наука, 1988. - с.307-320.

107. Мелик-Пашаев A.A., Новлянская З.Н. Психологические особенности среднего школьного возраста и руководство художественным творчеством подростка // Эстетическое воспитание и экология культуры. М., 1988.

108. Мелик-Пашаев A.A. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческого развития школьников // Вопросы психологии. 1989. - № 1.

109. Мелик-Пашаев A.A. О прошлом, настоящем и возможно будущей нашей педагогики искусства // Искусство в школе. М.: Искусство в школе, 1999. - № 4 - с.80.

110. Методика активизации слушателей / Под ред. Каминского В.Д. -Могилев, 1989. -25с.

111. Методика воспитательной работы в современной школе. М., Барнаул: БГПИ, 1992,- 102с.

112. Методика воспитательной работы. Учеб. пособие / Под ред. JI.A. Байкова, J1.K. Гребенкина, О.В. Еремкина и др. Рязань: РГПИ, 1993. - 213с.

113. Методика использования системы средств обучения и воспитания в учебно-воспитательном процессе. М., 1990. - 127с.

114. Методика музыкального воспитания в детском саду. Учебник для учащихся пед. училищ по спец. «Дошкольное воспитание» / Под ред. H.A. Ветлугиной. М.: Просвещение, 1982. - 271с.

115. Методика проведения искусствоведческих бесед в школе. Омск, 1982.-23с.

116. Методическая разработка по организации внеклассной работы. -Киев: ЧМК, 1981.

117. Методические рекомендации по организации содержанию учебно-воспитательного процесса на 1998-1999 уч.год // Вып. 4. 1998.

118. Михайлов JI.H. Школа игры на саксофоне -М.,1975 -78с.

119. Морозова З.П. Процесс формирования музыкальной потребности младших школьников. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М., 1979.

120. Мудрик A.JL Воспитание учащихся общеобразовательной школы средствами дополнительного образования / Сборник. Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. М.: Мирос, 1997. - 207с.

121. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования / Сост. А.Г. Костюк. — Киев: Муз. Украина, 1986. — 126с.

122. Музыкальная энциклопедия т.1.- М., Советская энциклопедия 1978,с.821-822

123. Мясищев В.Н. психология отношений / Под ред. A.A. Бадалева. -М.: Ин-т практ. психологии; Воронеж: МОДЭК, 1998. 362с.

124. Надолинская Т.В. Книга для учителя. Методические рекомендации к учебному комплекту «Музыка» (1-3 кл.). Таганрог: Айкэн, 1998. - 176с.

125. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988.254с.

126. Науменко С.И. Индивидуально-психологические особенности му-зыкальнотси. Вопросы психологии. 1982. -№ 5.

127. Неменский Б.М. Искусство школа - формирование личности. -М.: Центр ХКО, 1993. - 73с.

128. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1987. - 253с.

129. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. -М., 1982.-300с.

130. Никольский JI.А. Место искусства в структуре интересов современных школьников. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 1973.

131. Нравственно-эстетическое и общекультурное развитие учащихся средствами искусства. Методические рекомендации / Под ред. Г.А. Оберни-хина. -Рост.обл., 1995. 51с.

132. Обучение и воспитание школьников средствами музыкального искусства.-М., 1981.-89с.

133. Осейчук A.B. Школа джазовой игры на саксофоне. М,-1991 -96с.

134. Павлович Н.В. Здоровьесберегающие направления в современной школеМ.,2002-34с.

135. Панкевич Г.И. Некоторые методологические исследования художественного процесса / Под ред. Б.А. Глинского. Саратов: Изд-во Сарат Унта, 1985.- 130с.

136. Панов В.И. Центр творчества детей и юношества как субъект развивающегося образования. Сб. Воспитание юного москвича в системе дополнительного образования. М.: Мирос, 1997. - 207с.

137. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. М.: Просвещение, 1983.608с.

138. Первые встречи с искусством. Книга для родетелей / Сост. А.Д. Артоболевсая, В.И. Левин, Ю.Е. Красный, Л.И. Курдюкова. М., 1995. -223с.

139. Петрушин В.И. Музыкальная психология. Учебное пособие для студентов и преподавателей. М.: ВЛАДОС, 1997. - 384с.

140. Пиличяускас A.A. Познание музыки как воспитательная проблема Сб. ст. М. 1992г.

141. Планирование, организация и содержание деятельности начальной школы. Сборник научно-методических и управленческих материалов. 4.1. -М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997. 102с.

142. Пономарев Я.А. Психология творчества и педагогика. М., 1976.280с.

143. Проблема методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под ред. Ю.К. Бабанского, И.Д. Зверева, Э.И. Моносзона. М.: Педагогика, 1980. - 224с.

144. Проблемы творческого и эстетического развития личности школьника // Педагогика и народное образование в СССР. Вып. 5(17).- М., 1979.

145. Проблемы художественного воспитания. Тезисы докладов 4 Республиканской конференции по художественному воспитанию общеобразовательных школ и дошкольных учреждений. Таллин, 1985. - 98с.

146. Проблемы эстетического воспитания в современном обществе / Отв. ред. K.M. Долгов. М.: ИФ АН СССР, 1998. - 124с.

147. Программа по музыке для общеобразовательной школы (с поурочной методической разработкой) 1-3 классы / Науч. рук. Д.Б. Кабалевский. -М.: Просвещение, 1981. 112с.

148. Программа по музыке для общеобразовательной школы (с поурочной методической разработкой) 4-7 классы / Науч. рук. Д.Б. Кабалевский. -М.: Просвещение, 1983. 174с.

149. Прорвич Б.Ф. Хрестоматия для саксофона-тенора М.,1979 -96с.

150. Психологические основы формирования личности в педагогическом процессе / Под ред. А.И. Касаковского и др. М.: Педагогика, 1981. -224с.

151. Психология / Под ред. К.Н. Корнилова, A.A. Смирнова, Б.М. Теплова. М.: Учпедгиз, 1948. - 456с.

152. Психология процессов художественного воспитания / Отв.ред. Б.С. Мейлах, H.A. Хренов. Л.: Наука, 1980. - 285с.

153. Пути и средства художественного воспитания / Отв. ред. Н.И. Кия-щенко, И.А. Коников. М.: Наука, 1989. - 191с.

154. Ражников В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М., 1989.139с.

155. Ражников В.Г. Резервы музыкальной педагогики. М., 1980. - 96с.

156. Рапацкая Л.А. История русской музыки. М.: ВЛАДОС, 2001.192с.

157. Репкина Г.В., Заика Е.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности. В помощь учителю начальных классов. Томск: Пеленг. 1993. -61с.

158. Ривчун А.Б. Школа игры на саксофоне М.,1964 -145 с.

159. Рогаль-Левицкий Д.Р. Современный оркестр. Т.1. М., 1953. - 411с.

160. Ротенберг B.C. Психофизические аспекты изучения творчества // Хрестоматия по психологии художественного творчества. М: Магистр. 1998.-с. 91-103.

161. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика. 1973.-423с.

162. Рубинштейн С.Л- Проблемы способностей и вопросы психологической теории // Вопросы психологии. 1960. - № 3.

163. Самарин Ю.А. Воспитание воображения школьника. Л. 1947. 80 с.

164. Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980.- 144с.

165. Слитинская Л.И. Бессознательное психическое и творческий процесс // Хрестоматия по психологии художественного творчества. М.: Магистр, 1998. -С.115-124.

166. Смирнов A.A. Вопросы психологии усвоения понятий школьниками.-М., 1982,- 130с.

167. Современный мир и эстетическое развитие человека. М.: Прометей, 1993.- 109с.

168. Сохор A.M. Вопросы социологии и эстетики музыки. Т.1. JL: Сов. композитор, 1980. - 296с.

169. Сохор A.M. Вопросы социологии и эстетики музыки. Т.2. JL: Сов. композитор, 1981. - 295с.

170. Сохор A.M. Музыка как вид искусства. М., 1970. - 192с.

171. Столович JI.H. Жизнь творчество - человек: функции художественной деятельности. - М.: Политиздат, 1985. - 415с.

172. Суслов С.О. Становление отечественной школы обучения игре на кларнете как проблема педагогики музыкального образования. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. М., 2010.

173. Сухомлинский В. О воспитании. -М., 1973.- 272с.

174. Схиртладзе А.Г. Программа «Мир искусства». М.: МИРОС, 1996. -32с.

175. Талызина Н.Ф. Методика составления обучающих программ. Учебное пособие. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 46с.

176. Талызина Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975. -343с.

177. Творческий процесс и художественное воспитание / Отв. ред. Егоров Е.Ф. Л.: Наука, 1978. - 278с.

178. Теоретические основы содержания общего среднего образования / Под ред. В.В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1983. - 351с.

179. Теория и методика музыкального образования детей. Научно-методическое пособие / Сост. Л.В. Школяр, М.С. Красильников, Е.Д. Критская и др. М.: Наука. 1999. - 336с.

180. Теплов Б.М. Способности и одаренность. Избранные труды. Т.1. -М.: Педагогика. 1935. 329с.

181. Узнадзе Д.Н. Экспериментальные основы психологии установки. -Тбилиси: Изд. АНГССР, 1961. 210с.

182. Управление воспитательной системой : проблемы и решения / Под ред. В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И, Соколовой. М.: Педагогическое общество России, 1999. - 264с.

183. Учреждения дополнительного образования детей: инновационная социально-педагогическая модель. Учебно-методическое пособие. — М., 1996. -70с.

184. Фейгин М.И. Индивидуальность ученика и искусство педагога. -М.: Музыка, 1975,- 110с.

185. Фомина А.Б., Буйлова Л.Н., Фомина H.H. Организационно-педагогические основы развития учреждения дополнительного образования детей. Учебно-методическое пособие. М., 1998. - 86с.

186. Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьников / Отв.ред. Г.Н. Филонов. М.: Педагогика. 1983.-256с.

187. Формирование учебной деятельности школьников / Ред. В.В. Давыдов, А.К. Маркова. М.: Педагогика, 1982. - 216с.

188. Халабузарь П.В. Формы и методы пропаганды музыкального искусства. Конспект лекций для руководителей музыкальных школ и школ искусств.-М., 1981.-32с.

189. Charless.R.Hoffer. Music for elementar}' classroom teachers. Waveland Press. 2005.,219c.

190. Художественное восприятие / Отв. ред. Мейлах Б.С. Л.: Наука, 1971.-387с.

191. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения / Отв. ред. Мейлах Б.С. Л.: Наука, 1983. - 279с.

192. Художественное творчество. Вопросы комплексного изучения. Человек Природа - Искусство. - Л., 1986. - 271с.

193. Цыпин Г.М. Музыкант и его работа: проблемы психологии творчества. -М.: Сов. композитор, 1988. 384с.

194. Цыпин Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки. Автореф. дис. на соиск. учен. степ, д-ра пед. наук. М., 1978. - 29с.

195. Человек в зеркале культуры и образования / Под ред. Л.П. Буевой. -М.: ИФ АПН СССР, 1989. 213с.

196. Чередов И.М. Методика конструирования форм организаций обучения. Омск, 1985. - 41с.

197. Черняков Е.А. "Задача здоровьесбережения учащихся ДШИ на занятиях в классе саксофона" "Вопросы музыкальной культуры и образова-ния".Сб. научных трудов,(в.8), М.,2011.

198. Черняков Е.А. "Подготовка к концертам и конкурсам начинающих учеников в классе саксофона" Сб. научных трудов, (в.9), М.,2011.

199. Черняков Е.А. Особенности проведения детских музыкальных конкурсов исполнительского мастерства в системе дополнительного образования как педагогическая проблема". Сб. научных трудов,(в.9) М.,2011.

200. Черняков Е.А. "Выработка правильной осанки ученика в классе саксофона. Сб. "Традиции и инновации в современном культурно-образовательном пространстве". Материалы III Международной научно-практической конференции М.,2012

201. Черняков Е.А. "Выработка навыков извлечения звука на саксофоне у начинающих учеников на примере работы с младшими школьниками". "Наука и школа" (№5) М.,2012.

202. Черняков Е.А. "Активное и интерактивное обучение начинающих учеников в классе саксофона. "Наука и школа" (№4) М.,2012.

203. Чулаки М.И . Инструменты симфонического оркестра. Л., 1976.176 с.

204. ШамоваТ.И. Избранное-М.,000 Центральное издательство 2004320 с.

205. Шапошникова М.К. Школа-хрестоматия для саксофона М.,2005.96с.

206. Шацкая В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: Педагогика, 1975. - 200с.

207. Шацкая В.Н. Художественное воспитание советского школьника. -М., 1977.

208. Шацкая В.Н., Фомичев А.П. Общие вопросы эстетического воспитания в школе. М., 1995. - 184с.

209. Шацкий С.Г. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. / Под ред. Н.П. Кузина. -М.: Педагогика, 1980.

210. Шевцов Е.В. Эстетическое воспитание: пути и проблемы. М.: Знание, 1988.-63с.

211. Шишова O.A. Художественное воспитание детей в учреждениях дополнительного образования (на материале школы искусств). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук. -М., 2000.

212. Шубинский B.C. Педагогика творчества учащихся. М.: Знание, 1988.-24с.

213. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. -М.: Просвещение, 1979. 160с.

214. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Д., 1986. — 124с.

215. Шуркова Н.Е. Практикум по педагогическим технологиям. М., 1998.

216. Цагарелли Ю.А., Муштари З.Х. Интегральное исследование профессионально важных качеств в структуре индивидуальности музыканта-исполнителя: психолого-педагогические проблемы исследования индивидуальности в культуре и искусстве. Челябинск, 1989.

217. Эстетическое воспитание в школе / Под ред. А.И. Бурова, В.Т. Лихачева. М.: Педагогика, 1974. - 303с.

218. Эстетическое воспитание в школе: вопросы системного подхода. — М.: Педагогика, 1980. 135с.

219. Эстетическое воспитание в школе искусств. Кн. для учителя. Из опыта работы. / Сост. Халабузарь П.В. -М.: Просвещение, 1988. 144с.

220. Яворский Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка / Сост. И.С. Рабинович. М.: Сов. композитор, 1972. - 711с.

221. Якиманская И.С. Основные направления исследований образного мышления // Вопросы психологии. 1985. - № 5. - с.5-16.

222. Якобсон П.М. Психология чувств. М.: Изд.АПН РСФСР, 1958. -384с.

223. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. М.: Искусство, 1964. - 36с.

224. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. Л.: Наука, 1971.-79с.

225. Ярошевский М.Г. Психология творчества и творчество в психологии // Вопросы психологии. 1985. - № 5. - с. 14-25.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.