Развитие исполнительской культуры студентов-скрипачей в вузе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Орлова, Виктория Викторовна
- Специальность ВАК РФ13.00.08
- Количество страниц 219
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Орлова, Виктория Викторовна
Введение.
Глава I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-СКРИПАЧЕЙ.
§1.1. Структура и содержание исполнительской культуры студентовскрипачей.
§1.2. Специфика развития исполнительской культуры студентовскрипачей.
§1.3. Педагогические условия развития исполнительской культуры студентов-скрипачей.
Глава И. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-СКРИПАЧЕЙ В УСЛОВИЯХ ЭКСПЕРИМЕНТА.
§2.1. Определение уровня развития исполнительской культуры студентов-скрипачей (констатирующее диагностическое обследование).
§2.2. Методика развития исполнительской культуры студентовскрипачей в области эстрадно-джазового образования.
§2.3. Динамика развития исполнительской культуры студентов-скрипачей (итоги экспериментальной работы).
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Формирование исполнительской самостоятельности скрипачей в процессе обучения в вузе2009 год, кандидат педагогических наук Дмитриенко, Татьяна Ивановна
Развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе2010 год, кандидат педагогических наук У Линьсян
Исполнительское искусство гуцульских скрипачей2003 год, кандидат искусствоведения Мациевская, Виктория Игоревна
Педагогические условия обучения игре на скрипке в системе общего художественного образования детей в Республике Корея2005 год, кандидат педагогических наук Чхэ Су Хо
Эстрадно-джазовое образование в России: история, теория, профессиональная подготовка2005 год, доктор педагогических наук Кузнецов, Вячеслав Георгиевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Развитие исполнительской культуры студентов-скрипачей в вузе»
Актуальность исследования. Музыкальное искусство сегодня оказывает большое воздействие на культурное развитие социума. Реформирование образования - социально-культурный заказ общества. Профессиональное музыкальное образование в настоящее время приобретает все большую значимость в области формирования творческой личности, ее духовного совершенствования. Популярность музыкального искусства, его массовый характер, широкий деятельно-творческий спектр накладывают особую ответственность на систему подготовки специалистов высшей квалификации, способных отвечать запросам времени и наполнять учебно-воспитательный процесс глубоким художественным содержанием, предметом эстетического развития.
В разнообразной жанровой структуре музыкального искусства важное место занимает инструментальное исполнительство. В семье музыкальных инструментов достойно представлена скрипка. Скрипичное исполнительское искусство ярко проявляет себя и в академической, и фольклорной, и эстрадно-джазовой традициях. Подготовка высококвалифицированных специалистов в этих сферах является одним из приоритетных направлений профессионального музыкального образования. Потребность в кадрах, способных эффективно осуществлять педагогическую деятельность, владеющих искусством игры на скрипке, сегодня велика.
Исполнительская культура скрипачей представляет итогово-образующую составляющую, которая во многом определяет качество профессионального вузовского образования. Повышение уровня исполнительской культуры - задача, требующая непрерывного внимания со стороны всех участников художественно-педагогического процесса. В настоящее время практика скрипичной исполнительской культуры в значительной степени опережает свое теоретическое осмысление. Педагогический процесс в вузах культуры и искусств нуждается в методическом обеспечении, направленном на эффективное развитие исполнительской культуры студентов-скрипачей.
Сегодня обостряются противоречия в рамках развития исполнительской культуры студентов-скрипачей между существующими подходами к организации учебно-воспитательной работы в сфере профессиональной подготовки и ее педагогическим обеспечением, между исполнительскими возможностями студентов-скрипачей и процессом их реализации. Поэтому становится актуальным поиск как педагогических технологий, так и методов, средств обучения и воспитания, позволяющих эффективно осуществлять процесс развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в области профессионального образования.
Степень научной разработанности проблемы Проблема развития профессиональной исполнительской культуры является предметом исследования различных наук. Философское осмысление культурно-творческого развития человека получило в трудах Аристотеля, Платона, Сократа, Конфуция, И. Канта, Г.Ф. Гегеля и др.
Культурологические аспекты проблемы развития профессиональной исполнительской культуры специалиста рассматриваются в исследованиях С.С. Аверинцева, М.А. Ариарского, А.И. Арнольдова, A.A. Аронова,
A.B. Богданова, В.А. Волобуева, JI.C. Зориловой, С.Н. Иконниковой и др.
В сфере психолого-педагогической исследуемую проблематику изучали такие ученые, как М.М. Бахтин, JI.C. Выготский, J1.B. Занков, JI.C. Зорилова, Э.В. Ильенков, В.Г. Кузнецов, А.Н. Леонтьев, Д.С. Лихачев, Я. А. Пономарев, Б.М. Теплов и др.
В настоящее время разрабатываются вопросы, раскрывающие аспекты педагогической культуры. Они получили отражение в трудах ведущих педагогов прошлого и современности - К.Д. Ушинского, A.C. Макаренко,
B.А. Сухомлинского, Ю.П. Азарова, Ю.К. Бабанского, JI.C. Жарковой, А.Г. Казаковой, В.А. Кан-Калика, B.C. Садовской, В.А. Сластенина, В.М. Чижикова и др.
Для нашего исследования являются важными работы, в которых получила освещение проблематика, связанная с педагогической культурой в области профессионального музыкального образования (Э.Б. Абдуллин, Ю.Б. Алиев, O.A. Апраксина, Л.Г. Арчажникова, JI.A. Безбородова, O.A. Блох, В.И. Петрушин, В.Г. Ражников, Г.М. Цыпин, и др.).
В области педагогики и психологии музыкального образования особое значение приобретают труды, в которых рассматриваются вопросы обучения музыкантов-исполнителей, формирования их личностных качеств (JI.A. Баренбойм, JI.JI. Бочкарев, A.JI. Готсдинер, В.Ю. Григорьев, JI.C. Майковская, Г.Г. Нейгауз, С.И. Савшинский, С.Е. Фейнберг, О.Ф. Шульпяков, А.И. Щербакова, А.П. Щапов и др.).
В области скрипичной педагогики и исполнительства для нас важны работы Л.С. Ауэра, М.О. Берлянчика, М.А. Готсдинера, В.Ю. Григорьева, Л. Гуревич, Э. Кунина, К. Мостраса, К. Флеша, О.Ф. Шульпякова, И.М. Ямпольского, Ю.И. Янкелевича и др.
Проделанный анализ научной литературы позволяет сделать вывод о том, что проблема развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в области профессионального музыкального образования разработана недостаточно. Процесс развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в вузе не имеет научно-обоснованного подхода. В свою очередь, во многих научных работах подчеркивается важность данной проблемы, указывается на необходимость ее глубокого изучения.
Объект исследования - профессиональная подготовка скрипачей в вузе культуры и искусств.
Предмет исследования - процесс развития исполнительской культуры студентов-скрипачей.
Цель исследования - теоретико-методическое обоснование эффективного развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в вузе культуры и искусств.
Задачи исследования:
1) Определить структуру и содержание исполнительской культуры студентов-скрипачей.
2)Выявить специфику развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в условиях вузовского профессионального образования.
3) Обосновать эффективные педагогические условия развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в области вузовского профессионального образования.
4) Разработать авторскую экспериментальную методику развития исполнительской культуры студентов-скрипачей; провести ее апробацию и внедрение.
Гипотеза исследования представляет предположение о том, что процесс развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в области профессионального вузовского образования станет эффективным, если будут:
- реализованы личностно-ориентированный и креативно-развивающий подходы, олицетворяющие парадигму развития исполнительской культуры обучающихся скрипачей;
- осуществлена научная разработка структуры и содержания исполнительской культуры студентов-скрипачей, основанная на целостном подходе;
-учтены следующие педагогические условия эффективного развития: определен профессионально-творческий статус педагога-скрипача; педагогическое общение, музыкально-творческое взаимодействие на субъектно-объектном и субъектно-субъектном уровнях; самостоятельная работа как область технического и художественно-творческого совершенствования студентов-скрипачей;
- внедрена в педагогический процесс подготовки специалистов экспериментально апробированная методика, обеспечивающая качественное использование дидактических основ, всего обучающего комплекса, в котором в полной мере учитывалась специфика скрипичной природы (интонирование, звукоизвлечение, звуковедение), ее технологическая и художественно-творческие составляющие (атака звука, смена смычка, позиций, вибрация, тембральная палитра).
Методологическую основу исследования составили положения передовых мыслителей своего времени, представителей различных философских направлений: Аристотеля, Платона, И. Канта, Г. Гегеля, Конфуция, В.Ф. Асмуса, H.A. Бердяева, С.Н. Булгакова, Б.П. Вышеславцева, И.А. Ильина, А.Ф. Лосева, Н.О. Лосского, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского, которые разрабатывали положения, касающиеся творчества, художественного творчества, духовной личности, ее самосознания, самопознания, самооценки, саморазвития и самосовершенствования, детерминационной природы общества и личности.
Теоретическую основу исследования составили концепции:
• в области общей педагогики и психологии, педагогики высшей профессиональной школы - К.Д. Ушинского, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинского, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева, A.A. Радугина, В.Г. Ражникова, Т. Рибо, Ю.П. Азарова, Ю.К. Бабанского, А.Г. Казаковой, В.А. Кан-Калика, Н.В. Савина, М.Н. Скаткина, С.Д. Смирнова, В.А. Сластенина;
• в области артикуляции, интонации и стиля в педагогике музыкального образования - Б.В. Асафьева, И.А. Браудо, В.В. Ванслова, H.A. Гарбузова, Н.И. Голубовской, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, А.Н. Сохора, Б.Л. Яворского;
• музыкально-педагогического образования - Э.Б. Абдуллина, H.A. Ветлугиной, Г.С. Тарасова, H.A. Терентьевой, Г.М. Цыпина;
• по скрипичной педагогике и исполнительству — Л.С. Ауэра, М.О. Берлянчика, М.А. Готсдинера, В.Ю. Григорьева, Л. Гуревич, Э. Кунина, К. Мостраса, К. Флеша, О.Ф. Шульпякова, И.М. Ямпольского, Ю.И. Янкелевича;
• по фортепианной педагогике и исполнительству - А.Д. Алексеева, Л.А. Баренбойма, Й. Гофмана, А.Б. Гольденвейзера, С.М. Майкапара, И.Т. Назарова, Г.Г. Нейгауза, Л.В. Николаева, Н.Е. Перельмана, А.Г. Рубинштейна, С.И. Савшинского, Г.М. Цыпина;
• по вокальной педагогике и исполнительству - Д.Л. Аспелунд, И.Н. Вилинской, Л.Б. Дмитриева, А.Л. Доливо, А.П. Зданович, Д.В. Люш, А.Г. Менабени, И.К. Назаренко, В.П. Морозова, Г.П. Стуловой.
Методы исследования. Решение поставленных задач обусловило использование комплекса взаимодополняющих методов исследования, среди которых выделяются: общетеоретические — анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, классификация; эмпирические - косвенное и включенное наблюдение, анкетирование, интервьюирование, беседа, констатирующий и формирующий эксперимент, сравнительный анализ полученных результатов, раскрывающих эффективность методики проведенного эксперимента.
Базами исследования стали Институт музыки (эстрадно-джазовое оркестровое отделение, класс скрипки) Московского государственного университета культуры и искусств; Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (факультет музыкального искусства эстрады, класс скрипки). В целом, в эксперименте было задействовано более 200 участников, а в формирующей его части - 40 студентов-скрипачей.
Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2007 по 2011 годы и включало три взаимосвязанных этапа.
Первый этап (2007-2008 гг.) основывался на теоретическом анализе философской, исторической, социологической, психологической, педагогической и музыкально-педагогической литературы. Этап включал в себя изучение, обработку и систематизацию общей и специальной научной литературы, посвященной проблеме развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в области профессионального образования; разработку категориального аппарата исследования; уточнение методического направления, подборку материала, проведение исследовательской работы в вузах культуры и искусств. Были выбраны экспериментальные базы для апробации авторской экспериментальной методики.
Проанализированы организация и содержание процесса развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в области высшего профессионального образования. Шла разработка всего экспериментального инструментария (анкеты, опросные листы, творческие задания, таблицы, тематический план диалоговых форм общения, инструктивно-тренировочный материал, репертуарные программы). Одновременно определялись основные показатели исполнительской культуры студентов-скрипачей, система подсчета и анализа получаемых данных. Осуществлялось формирование экспертных комиссий.
Второй этап (2008-2010 гг.) носил экспериментальный характер - был проведен анализ существующего эмпирического материала и сделаны обобщающие выводы. Осуществлялась разработка концептуальных подходов развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в условиях профессионального образования.
На этой основе были уточнены основные направления экспериментальной работы. Был проведен педагогический эксперимент, целью которого стал поиск наиболее эффективных технологий развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в области профессионального музыкального образования. В ходе этой работы применялся сформированный исследовательский инструментарий и художественно-методический материал: контрольные вопросы; учебные и концертные формы работы («дуэт-урок», «мастер-класс», «лекция-концерт», «концерт-эксперимент»); комплексные репертуарные программы (с классической и эстрадно-джазовой доминантой); творческие задания, направленные на развитие навыков художественной интерпретации, сочинения, импровизации, обработки музыкального материала, переложения; инструктивно-тренировочный материал по овладению эстрадно-джазовыми приемами и средствами выразительности (упражнения, технологические задания) и др.
Третий этап (2010-2011 гг.) включал сравнительный анализ полученного итогового материала, обобщение, систематизацию и обработку результатов диссертационного исследования; оформление результатов экспериментальной работы, теоретических выводов и практических рекомендаций. Получила доказательство эффективность авторской экспериментальной методики, направленной на развитие исполнительской культуры студентов-скрипачей в области высшего профессионального образования. Была проведена редакционная работа с текстом содержания диссертации, списком литературы. Осуществлялось внедрение авторской экспериментальной методики в учебный процесс музыкальных вузов.
Научная новизна исследования:
- уточнены структура и содержание исполнительской культуры студентов-скрипачей, основу которых составляет совокупность технической и художественно-образной стороны исполняемых произведений, которая несет в себе традиции и новации в русле интерпретации замысла композитора, формы и содержания, стиля и жанра сочинений, раскрывая творческий потенциал личности обучающегося на уровне эстетического сознания (интересы, потребности, вкусы, способности, ценностные ориентации, мировоззрение) и эстетической деятельности;
-выявлена специфика развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в вузе, предусматривающая применение педагогических принципов, в современном их прочтении (направленности, заинтересованности, сознательности, перспективности, постепенности, последовательности, непрерывности, индивидуального подхода, единства технического и художественного развития, пред слышания /внутреннего построения звука-образа/); заключающая в себе широкий круг артикуляционных, исполнительских приемов (звукоизвлечение, звуковедение, интонирования, эстрадно-джазовые приемы и средства выразительности); включающая актуализацию, визуализацию художественного образа; предполагающая интроспективный подход; включающая требования дидактических принципов, детерминированных эстетическим сознанием, эстетически направленной деятельностью и эмоционально-чувственной природой;
- определены педагогические условия развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в области профессионального образования: а) профессионально-творческий портрет педагога как многоуровневый комплекс личностных качеств, профессиональных педагогических знаний, умений и навыков, профессиональных исполнительских знаний, умений и навыков, умений осуществлять в детерминированном режиме научно-творческий и художественно-творческий подходы в учебно-воспитательной практике; б) педагогическое общение, музыкально-творческое взаимодействие как динамичная субъектно-субъектная система; в) самостоятельная работа как область творческой самореализации, самопроявления, сфера самопознания, самооценки, саморазвития и самосовершенствования; г) музыкальный репертуар как комплексная основа учебно-воспитательного процесса на организационном, содержательном (классика, джаз, эстрада) и художественно-творческом уровне;
- разработана и экспериментально апробирована педагогическая методика развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в вузе культуры и искусств, которая основывалась на использовании комплексного репертуара с классической и эстрадно-джазовой доминантой, учебных и концертных форм работы («дуэт-урок», «мастер-класс», «концерт», «лекция-концерт», «концерт-встреча», «концерт-эксперимент»), элементов авторского творчества (художественной интерпретации, сочинения, импровизации, обработки музыкального материала, переложения).
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что представленные в диссертации материалы дополняют теорию педагогики музыкального образования за счет систематизации построения целостного процесса, направленного на развитие исполнительской культуры студентов-скрипачей в области профессионального музыкального образования.
Уточнено понятие «исполнительская культура студентов-скрипачей», которое отражает предыдущий положительный опыт своего теоретического осмысления и современное толкование, адекватное концептуальному подходу исследования. Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что исполнительская культура студентов-скрипачей является сложным, многоаспектным понятием, которое не имеет в научной литературе единого, однозначного определения. Тем не менее, мы выявили два основных подхода к пониманию сущности исполнительской культуры: как к качественному уровню деятельности и как интегральному свойству личности. Основные слагаемые, составляющие содержательную основу исполнительской культуры: эстетическое сознание, эстетическая деятельность, предмет эстетического освоения.
Получили систематизацию педагогические принципы, направленные на оптимизацию процесса развития исполнительской культуры студентов-скрипачей, отражающие специфику их профессиональной подготовки.
Разработана авторская экспериментальная методика, направленная на развитие исполнительской культуры студентов-скрипачей, которая предполагает применение личностно-ориентированного, креативно-развивающего подходов и базируется на предмете эстетического сознания, эстетически направленной деятельности.
Определены критерии и методы оценки уровней развития исполнительской культуры студентов-скрипачей. Теоретически обоснована методика развития различных компонентов исполнительской культуры студентов-скрипачей.
Практическая значимость исследования определяется тем, что диссертантом разработана и экспериментально обоснована авторская методика, позволяющая динамизировать процесс развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в области профессионального музыкального образования. Разработаны и внедрены в учебный процесс музыкальных образовательных учреждений: Московского государственного университета культуры и искусств, Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств, Белгородского государственного института культуры и искусств, Орловского государственного института искусств и культуры, научно обоснованные методические рекомендации по использованию авторской методики, направленной на эффективное развитие исполнительской культуры студентов-скрипачей в области профессионального образования. Основные идеи, положения, методические разработки по развитию исполнительской культуры студентов-скрипачей могут быть использованы в различных звеньях (дошкольное, начальное, среднее, высшее, послевузовское) системы музыкального образования, а также в области инструментального сольного и оркестрово-ансамблевого исполнительства в целом.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе педагогического эксперимента, выступлений на международных научно-практических и научно-теоретических конференциях: «Развитие творческого потенциала обучающихся музыкантов» (Санкт-Петербург, апрель 2007), «Науки о культуре: современные концепции и традиции» (Москва, ноябрь 2007), «Проблемы подготовки специалистов высшей квалификации в области оркестрово-ансамблевого исполнительства» (Москва, март 2008), «Музыкально-эстетическое воспитание в России: традиции и новаторство» (Москва, ноябрь 2008), «Новые пути наук о культуре» (Москва, май 2009), «Наука как перспективное направление деятельности молодежи» (Москва, ноябрь 2009), «Музыкальное образование как средство духовно-нравственного становления личности» (Москва, декабрь 2009), «Педагогика оркестрово-ансамблевого исполнительства: проблемы, перспективы развития» (Москва, март 2010), в процессе лекций и практических занятий для студентов Московского государственного университета культуры и искусств и Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. Основные положения диссертации внедрены в практику музыкально-образовательных учреждений: Белгородского государственного института культуры и искусств, Орловского государственного института искусств и культуры, Московского государственного университета культуры и искусств, Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств.
Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечивались использованием разнообразных источников информации и применением комплекса методов и методик, адекватных предмету, задачам и логике исследования, реальными концертными программами музыкантов-исполнителей, обучающихся по разработанным автором педагогическим технологиям, а также количественной и качественной обработкой репрезентативного материала, взаимопроверкой полученных результатов, согласованностью основных положений теоретической концепции с данными экспериментальной части исследования. Внедрение результатов диссертационного исследования в систему профессионального музыкального образования подтверждается выданными актами.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Структуру и содержание исполнительской культуры студентов-скрипачей представляет совокупность технической и художественно-образной стороны исполняемых произведений, которая включает в себя традиции и новации в русле интерпретации замысла композитора, формы и содержания, стиля и жанра сочинений, раскрывая творческий потенциал личности инструменталиста на уровне эстетического сознания (интересы, потребности, вкусы, способности, ценностные ориентации, мировоззрение), эстетически направленной деятельности.
2. Специфика развития исполнительской культуры студентов-скрипачей предусматривает: применение педагогических принципов в современном их прочтении (направленности, заинтересованности, сознательности, перспективности, постепенности, последовательности, непрерывности, индивидуального подхода, единства технического и художественного развития, предслышания /внутреннего построения звука-образа/); комплексное использование методов (объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, совместно-продуктивного, эвристического, исследовательского, целостного подхода).
3. Педагогические условия развития исполнительской культуры студентов-скрипачей, среди которых: профессионально-творческий статус педагога, включающий в себя высокого уровня личностные качества, профессиональные педагогические и исполнительские знания, умения и навыки; умение моделировать, осуществлять исполнительскую деятельность и анализировать результаты труда на уровне исследовательской работы, умение сочетать научно-творческий и художественно-творческий подходы в учебно-воспитательной практике; педагогическое общение, музыкально-творческое взаимодействие (индивидуализированное, диалогизированное, личностно-ориентационное); самостоятельная работа как область технического и художественно-творческого совершенствования студентов-скрипачей; сфера творческой самореализации, самопроявления; музыкальный репертуар как основа учебно-творческого процесса на организационном и содержательном уровнях (во многом определяет принципы, формы и методы работы, напрямую связан с дидактикой и всеми этапами обучения, влияет на порядок изучения разнообразного учебного материала, процесс воспитания).
4. Является эффективной авторская экспериментальная методика развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в вузе культуры и искусств, которая основывается на применении комплексного репертуара с классической и эстрадно-джазовой доминантой; учебных и концертных форм работы («дуэт-урок», «мастер-класс», «концерт», «лекция-концерт», «концерт-встреча», «концерт-эксперимент»), элементов авторского творчества (художественной интерпретации, сочинения, импровизации, обработки музыкального материала, переложения).
Структура диссертации состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК
Джазовое искусство как средство развития творческой деятельности студентов музыкальных факультетов педагогических вузов2005 год, кандидат педагогических наук Курильченко, Елена Михайловна
Дидактические особенности обучения джазовой импровизации вокалистов музыкального искусства эстрады в вузах культуры и искусств2012 год, кандидат педагогических наук Зайцева, Анна Сергеевна
Формирование профессиональной мобильности музыканта-концертмейстера в процессе обучения в музыкальном колледже2012 год, кандидат педагогических наук Бутова, Ирина Алексеевна
Эстетическое воспитание участников детских духовных оркестров в системе дополнительного образования2011 год, кандидат педагогических наук Чикота Йожеф
Отто Федорович фон Тидебель - музыкант-просветитель русской провинции2003 год, кандидат искусствоведения Гладкая, Наталья Владиславовна
Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Орлова, Виктория Викторовна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенное в соответствии с поставленными задачами теоретико-экспериментальное исследование развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в вузе (в области высшего профессионального образования) позволяет сделать следующие выводы:
1. Осуществление личностно-ориентированного, продуктивно-деятельного и креативно-развивающего подходов олицетворяют парадигму развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в области высшего профессионального образования.
2. Анализ научной литературы по проблеме исследования показал, что исполнительская культура студентов-скрипачей является сложным, многоаспектным понятием, которое не имеет в научной литературе единого, однозначного определения. Тем не менее, мы выявили два основных подхода к пониманию сущности исполнительской культуры: как к качественному уровню деятельности и как интегральному свойству личности. Основные слагаемые, составляющие содержательную основу исполнительской культуры: эстетическое сознание, эстетическая деятельность, предмет эстетического освоения.
3. Исполнительская культура студентов-скрипачей представляет совокупность технической и художественно-образной стороны исполняемых произведений, которая несет в себе традиции и новации в русле интерпретации замысла композитора, формы и содержания, стиля и жанра сочинений, раскрывая творческий потенциал личности скрипача на уровне эстетического сознания (интересы, потребности, вкусы, способности, ценностные ориентации, мировоззрение), эстетической деятельности.
4. Специфика развития исполнительской культуры студентов-скрипачей в области профессионального (высшего) эстрадно-джазового образования предусматривает: применение педагогических принципов с перманентным использованием элементов импровизации (специальные упражнения, творческие задания, тематический материал, оригинальные сочинения) в их прочтении с учетом учебно-организационной и содержательной основы (направленности, заинтересованности, сознательности, перспективности, постепенности, последовательности, непрерывности, индивидуального подхода, единства технического и художественного развития, предслышания /внутреннего построения звука-образа/); комплексное использование методов (объяснительно-иллюстративного, репродуктивного, совместно-продуктивного, эвристического, исследовательского, целостного подхода).
5. В ходе исследования было определено, что развитие исполнительской культуры студентов-скрипачей будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий: профессионально-творческий статус педагога, который включает в себя высокого уровня личностные качества, профессиональные педагогические и исполнительские знания, умения и навыки, (знание особенностей скрипичного исполнения, владение скрипичной техникой, полным набором исполнительских приемов, владение методикой обучения игре на скрипке в рамках технологического и художественно-творческого целостного процесса, владение инструментально-вокальными средствами обучения); умение моделировать, осуществлять исполнительскую деятельность и анализировать результаты труда на уровне исследовательской работы, умение сочетать научно-творческий и художественно-творческий подходы в учебно-воспитательной практике; педагогическое общение, музыкально-творческое взаимодействие (индивидуализированное, диалогизированное, личностно-ориентационное), в целом коммуникативная среда; самостоятельная работа как область технического и художественно-творческого совершенствования студентов-скрипачей; сфера творческой самореализации, самопроявления; дефиниция, во многом определяющая развитие эстетического сознания (интересов, потребностей, вкусов, способностей, ценностных ориентаций, мировоззрения); музыкальный репертуар как основа учебно-творческош процесса на организационном и содержательном уровне (во многом определяет принципы, формы и методы работы, напрямую связан с дидактикой и всеми этапами обучения, влияет на порядок изучения разнообразного учебного материала, процесс воспитания).
6. Актуализация, импровизация в рамках художественного образа, освоение комплексных репертуарных программ (классика, современная /эстрадно-джазовая/ стилистика) способствуют эффективному развитию исполнительской культуры студентов-скрипачей в области высшего профессионального образования.
7. В процессе исследовательской работы подтвердила свою эффективность экспериментальная методика, направленная на оптимизацию развития исполнительской культуры студентов-скрипачей. В основе авторской экспериментальной методики лежал принцип использования комплексного репертуара, который сочетал в себе разножанровую классику (произведения с классической доминантой), а также произведения, относящиеся к современным стилям и направлениям (эстрадно-джазовым). Содержание экспериментальной методики в значительной степени предопределяло синтез таких искусств, как музыка, поэзия. Авторская методика предполагала освоение, наряду с традиционной концертной формой, таких форм, как «Лекция-концерт», «Концерт-встреча», «Мастер-класс» и др. Применялся комплексный подход в обучении на специально-музыкальном, общемузыкальном и общеобразовательном уровнях.
В основе всей содержательной части экспериментальной методики лежал принцип комплексности, вариативности, импровизации. Он работал в руслах: индивидуальное (обучающийся) - совместное (обучающийся и педагог) -коллективное (группа и педагог). Вся экспериментальная методика была построена на использовании элементов авторского творчества (сочинительства) как обучающихся, так и педагогов.
Общие задачи формирующей части эксперимента были связаны во многом со следующими моментами: как сделать учебный процесс по настоящему интересным и в то же время глубоко содержательным; увлекательным, целостным, наполненным, развивающим, воспитывающим; с одной стороны, созвучным с внутренним миром, трогающим душу, с другой, - с высокими ценностными установками, систематичным, последовательным, отвечающим всем принципам художественной дидактики. Осуществлялось исследование действия таких детерминант, как физический -психологический компоненты; техническая и художественно-образные составляющие исполнительской культуры; строго выстроенное (конструктивное) и импровизационное; эстетическое сознание (интерес, потребность, вкус) и внутренние ощущения, переживания /сопереживания/ студентов-скрипачей в целом. Подобный подход естественным образом вытекал из структуры и содержания исполнительской культуры, всей логики диссертационного исследования.
Повторная диагностика уровня исполнительской культуры студентов-скрипачей после проведения формирующего этапа педагогического эксперимента показала значительное увеличение количества обучающихся в экспериментальных группах с высоким и средним уровнем исполнительской культуры.
Можно в полной мере констатировать, что поставленная в диссертации цель достигнута, а соответствующие ей задачи решены, гипотеза исследования нашла свое подтверждение.
Преподавателям скрипичного класса рекомендуется в своей учебно-воспитательной работе под пристальным вниманием осуществлять:
1. Развитие навыков внутреннего самоконтроля над физиологической природой скрипача: управление мышечным аппаратом, ощущение его эластичности, гибкости, физического самоконтроля.
2. Формирование психологического состояния, соответствующего субъективным ощущениям эмоционального подъема, позитивного настроения, увлеченности процессом игры (исполнения); состояния вдохновения, которое может проявляться в смелости движения, поведения и звукоизвлечения, творческой предприимчивости, оригинальности исполнения музыки и свободной интерпретации произведений, импровизации.
3. Формирование потребности к музыкальному творчеству, художественно-креативной активности, которая проявляется в реализации внутреннего «Я» в исполнительстве.
4. Формирование устойчивого интереса к музыкальной классике, современной стилистике /эстраде, джазу/, духовным ценностям в целом, ориентации на творческий созидательный процесс (в противовес деструктивному).
5. Развитие высокого художественного вкуса, основанного на широком эстетическом кругозоре студентов-скрипачей.
6. Расширение спектра исполнительских умений и навыков, технических возможностей студентов-скрипачей.
7. Приобретение знаний, умений и навыков в сфере скрипичного авторского творчества.
Следует заключить, что проведенное исследование не претендует на, окончательное и исчерпывающее решение проблемы развития, исполнительской культуры студентов-скрипачей в области профессионального вузовского образования. Дальнейшие исследования в этой области педагогики музыкального образования могут быть посвящены изучению исполнительской культуры инструменталистов других специальностей (духовиков, пианистов, исполнителей на народных инструментах и др.), солистов, ансамблистов, оркестрантов, дирижеров. Малоизученными остаются вопросы, касающиеся психолого-педагогической природы исполнительства, ресурсов бессознательного. Требует своего дальнейшего разрешения проблема применения принципов природосообразности, индивидуального подхода, воспитывающего обучения, духовно-творческого развития в русле формирования исполнительской культуры обучающихся музыкантов.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Орлова, Виктория Викторовна, 2011 год
1. Абдуллин, Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования / Э.Б. Абдуллин. М.: МПГУ, 1990. - С. 187.
2. Абдуллин, Э.Б. Музыкально-исполнительская деятельность / Э.Б. Абдуллин, Е.В. Николаева // Теория музыкального образования. М.: Академия, 2004. - 67с.
3. Абдуллина, O.A. О формировании педагогических умений / O.A. Абдуллина. -№11. М.: Советская педагогика, 1972. - С.93-103.
4. Абульханова-Славская, К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абульханова-Славская. М.: Наука, 1980. - 336 с.
5. Авазашвили, М. Об оптимизации теоретической и методической подготовки педагога-инструменталиста // Актуальные проблемы струнно-смычковой педагогики / М. Авазашвили. Новосибирск: Новосибирская гос. консерватория, 1987.-С. 58-66.
6. Агарков, О.М. Вибрато как средство музыкальной выразительности в игре на скрипке: исследовательско-методический очерк / О.М. Агарков. М., 1956. - С. 102.
7. Азаров, Ю.П. Педагогика Любви и Свободы / Ю.П. Азаров. М.: Топикал, 1994.-С. 608.
8. Алексеев, А.Д. Методика обучения игре на фортепиано /А.Д. Алексеев. М.: Музыка, 1978.-С. 278.
9. Алексеев, H.A. Личностно-ориентированное обучение: вопросы теории и практики / H.A. Алексеев. Тюмень: ТГУ, 1997. - С. 216.
10. Алексеев, Н.Г. Методологические принципы проектирования образовательных систем / Н.Г. Алексеев // Проектирование в образовании: Проблемы, поиски, решения. -М.: РАО,1994. С.20-23.
11. Алиев, Ю.Б. Формирование музыкальной культуры подростков: автореф. дисс. .доктора пед. наук / Ю.Б. Алиев. -М., 1988. С. 32.
12. Антология мудрости. М.: Вече, 2005. - С. 848.
13. Апраксина, O.A. Методика развития музыкального восприятия; уч. пособие /O.A. Апраксина. -М.: МШИ им. Ленина, 1985. С.61.
14. Апраксина, O.A. О праве учителя музыки на эксперимент / O.A. Апраксина // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 13.-М.: Музыка, 1978.-С.66-76.
15. Аристотель. Соч.: В 4-х т. Т. 1. М.: Мысль, 1975. - С. 550.
16. Арнаудов, М. Психология литературного творчества / М. Арнаудов- М., 1970.-С. 654.
17. Аронов, A.A. Мировая художественная культура. Россия. Конец ХЕХ-ХХ век / A.A. Аронов. М.: Аз, 1998. - С. 358.
18. Артемьева, Т.И. Методологический аспект проблемы способностей / Т.И. Артемьева. -М.: Наука, 1977. С. 184.
19. Арчажникова, Л.Г. Проблемное обучение как фактор формирования творческого мышления студентов Л.Г. Арчажникова // Методы активизации музыкального воспитания. Вып. 2. Саратов: С1 НИ, 1973. - С. 13-21.
20. Арчажникова, ЛГ. Профессия учитель музыки / ЛГ. Арчажникова. - М: Просвещение, 1984.-С. 111.
21. Асафьев, Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании / Б.В. Асафьев. Л., 1973. - С. 144.
22. Асафьев, Б.В. Современное русское музыкознание и его исторические задачи / Б.В. Асафьев. Вып. 1. М.: De Música, 1925. - С. 1-32.
23. Асмолов, А.Г. Практическая психология как фактор конструирования образовательного пространства личности / А.Г. Асмолов // Психология с человеческим лицом. М.,1997. - С.249-258.
24. Ауэр, Л.С. Моя школа игры на скрипки / Л.С. Ауэр. СПб.: Композитор, 2004.-С. 120.
25. Базиков, A.C. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления: учебное пособие для студентов музыкальных вузов / A.C. Базиков. — Тамбов, 2002. — С. 3 61.
26. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры: учебное пособие / Н.К. Бакланова. М.: МГУК, 1996. - С. 120.
27. Бакланова, Н.К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: учебное пособие / Н.К. Бакланова. М.,2001. - 222 с.
28. Баренбойм, JI.A. Музыкальная педагогика и исполнительство / JI.A. Баренбойм. JI.: Музыка, 1974.-338 с.
29. Баренбойм, JI.A. Путь к музицированию / JI.A. Баренбойм. Д., 1979. - С. 68.
30. Бахтин, М.М. Автор и герой: к философским основам гуманитарных наук / М.М. Бахтин. СПб.: Азбука, 2000. - 333 с.
31. Бахтин, М.М. Проблема автора / М.М. Бахтин // Вопросы философии. №7. -М., 1977.-С.148-160.
32. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М.: Искусство. -1979.-423 с.
33. Беленький, Б. Педагогические принципы JI.M. Цейтлина / Б. Беленький, Э. Эльбойм.-М., 1990.
34. Беляева, JI.A. Философия воспитания как основа педагогической деятельности / JI.A. Беляева. Екатеринбург, 1993. -126 с.
35. Бенин, B.JI. Педагогическая культура: ее содержание и специфика / В Л. Бенин. -Уфа, 1994.-190 с.
36. Бердяев, H.A. Философия свободы. Смысл творчества / H.A. Бердяев. М.: Правда, 1989.-607 с.
37. Бердяев, H.A. Философия свободного духа / H.A. Бердяев. М., 1994. -346 с.
38. Берио, Ш. Школа для скрипки в 3-х ч. Ч. 1 О механизме: Понятие об элементарной технике/Ш. Берио.—М.; Пр., 1923.
39. Берлянчик, М.М. Методологические проблемы воспитания музыканта-исполнителя на смычковых инструментах // исполнительское искусство: скрипка, виолончель, контрабас / М.М. Берлянчик. М, 1988. - С. 60 - 79.
40. Берлянчик, ММ. О предпосылках перспективного обучения в классе скрипки // Вопросы музыкальной педагогики: смычковые инструменты / М.М. Берлянчик. -Новосибирск, 1973. С. 38 - 59.
41. Берлянчик, М.М. О развитии культуры мелодического интонирования в процессе воспитания скрипача: вопросы методологии и теории // Вопросы смычкового искусства. М., 1980. - С. 46 - 79 с.
42. Берлянчик, М.М. Оптимизация теоретического образования резерв подготовки педагога в музыкальном вузе // Пути развития методики преподавания в музыкальном вузе / М.М. Берлянчик - Владивосток, 1989. - С. 5 -16.
43. Берлянчик, М.М. Основы учения юного скрипача: Мышление. Технология. Творчество: монография / М.М. Берлянчик. М.: РАМ им. Гнесиных, МАГПИ, 1993.-200 с.
44. Берлянчик, М.М. Системность личностно-профессиональных качеств исполнителя / М.М. Берлянчик // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Вып. 4. Новосибирск: НТК, 1986. - С.31-52.
45. Берне, Р. Развитие «Я» концепции и воспитание Р. Берне. -М.: Прогресс, 1986. -420 с.
46. Бернштейн, М.С. О природе научного творчества: (по зарубежным материалам) / М.С. Бернштейн // Вопросы философии. -№6. М., 1966. - С. 131-142.
47. Бернштейн, Н.А. Физиология движений и активность / НА. Бернштейн. М.: Наука, 1990.-496 с.
48. Благовещенский, И.П. Из истории скрипичной педагогики / И.П. Благовещенский.-Минск, 1980.
49. Благой, Д.Д. Роль эстрадных выступлений в обучении музыкантов-исполнителей // Избранные статьи о музыке / Д.Д. Благой. М.: Монолит, 2000.-С. 163-183.
50. Блинова, М.П. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности / М.П. Блинова. Л.: Музыка, 1974. -144 с.
51. Блонский, П.П. Избранные психологические и педагогические сочинения / П.П. Блонский. М.,1979. - 343 с.
52. Блох, O.A. Психология и педагогика музыкального творчества: учебное пособие / O.A. Блох. М.: МГУКИ, 2009. - 272 с.
53. Блох, O.A. Развитие духовно-творческого потенциала обучающихся музыкантов: монография / O.A. Блох. -М.: МГУКИ, 2006. 227 с.
54. Блох, O.A. Развитие духовно-творческого потенциала учащихся-музыкантов: диссдоктора пед. наук / O.A. Блох. М.: МГУКИ, 2004.
55. Блох, O.A. Репертуар как средство эстетического воспитания участников самодеятельных молодежных музыкальных ансамблей: дисс. .канд. пед. наук / O.A. Блох. -М: МГИК, 1989.-201 с.
56. Богоявленская, ДБ. Интеллектуальная активность как проблема творчества / ДБ. Богоявленская. Ростов на Дону: Изд-во Рост, ун-та, 1983. -173 с.
57. Богоявленская, Д.Б. О диагностике художественного творчества / ДБ. Богоявленская //Художественноетворчество.-JI.:Наука, 1983.- С.220-224.
58. Браудо, И.А. Артикуляция / И.А. Браудо. JL: Музыка, 1973.
59. Бриль, И. Практический курс джазовой импровизации / И. Бриль. М., 1987.- 111 с.
60. Брушлинский, A.B. Мышление как процесс и проблема деятельности / A.B. Брушлинский // Вопросы психологии. №2. М., 1982. -С.28-40.
61. Брушлинский, A.B. Творческий процесс как предмет исследования / A.B. Брушлинский // Вопросы философии. №7. М., 1965. - С.64-73.
62. Булатов, JI. Некоторые вопросы современной скрипичной педагогики в трудах К.К. Родионова // Скрипичное искусство: история, исполнительство, педагогика / JI. Булатов. -М., 1985. С. 91 -113.
63. Булатов, JI. Скрипичные сонаты Г.Ф. Генделя в педагогическом репертуаре // Музыкальная классика в современном исполнительстве и педагогике / J1. Булатов. -М., 1981.-С. 97-113.
64. Булыш, K.M. Повышение эффективности проблемных ситуаций в учебной деятельности музыканта: автореф. дисс. канд. пед. наук / K.M. Булыш. -М., 1983. -16 с.
65. В классе А.Б.Гольденвейзера. М.: Музыка, 1986. - С.5-35.
66. Ванслов, В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: вопросы теории и истории / В.В. Ванслов. М., 1983. - 426 с.
67. Венцель, К.Н. Этика и педагогика творческой личности / К.Н. Венцель. М.: Типоф.К.Н.Тихомирова, 1911-1912. - 562 с.
68. Верменич, Ю.Т. Джаз: История. Стили. Мастера / Ю.Т. Верменич. СПб.: Лань; Планета музыки, 2009. - 608 с.
69. Волкова, Е.В. Произведение искусства в мире художественной культуры / Е.В. Волкова. -М.: Искусство, 1988. 168 с.
70. Волкова, Е.В. Эстетика М.М.Бахтина / Е.В. Волкова. М.: Знание, 1990. - 64 с.
71. Волчегорская, Е.Ю. Развитие художественно-творческих способностей будущих учителей начальных классов: дисс. .канд. пед. наук / Е.Ю. Волчегорская. -Челябинск, 1997.-169 с.
72. Вопросы совершенствования профессиональной подготовки музыканта-педагога: Сборник научных статей. Вып.7. М.: МПГУ, 2001. -137 с.
73. Вопросы фортепианной педагогики. Вып.2. М.: Музыка, 1967. - 238 с.
74. Выготский, Л. С. Психология искусства / Л.С. Выготский. М.: Искусство, 1968.- 576 с.
75. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. -М.Лросвещение, 1967.- 93 с.
76. Выготский, Л.С. Избранные психологические исследования / Л.С. Выготский. -М.: АПН СССР, 1956.-519 с.
77. Гарбузов, НА Внутризонный интонационный слух и методы его развития / НА Гарбузов. М.-Л: Музгиз, 2951. -63 с.
78. Гафурова, Н.О. Конструирование среды, развивающей одаренность личности: автореф. дисс. .канд. пед. наук / Н.О. Гафурова. Красноярск, 1996. - 20 с.
79. Гегель, Г.-В.-Ф. Эстетика: В 4- т. Т.1 / Г.-В.-Ф. Гегель. М.: Искусство, 1968. -312 с.
80. Гердер, И. Идеи к философии истории человечества / И. Гердер. — М., 1977.
81. Гильбурд, Г. И. Исполнительское искусство сфера проявлений художественной идеи / Г.И. Гильбурд. - Томск, Изд-во Томского ун-та, 1984 - 198с.
82. Гинзбург, Г.Р. Заметки о мастерстве / Г.Р. Гинзбург // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 2. -М.: Музыка, 1968. С.61-70.
83. Глинка, М.И. О музыке и музыкантах / М.И. Глинка. М., 1954. - 98 с.
84. Голубовская, Н.И. О музыкальном исполнительстве: сб. ст. и материалов / Н.И. Голубовская. Л.: Музыка, 1985. - 142 с.
85. Гольбах, П.А. Избранные произведения / П.А. Гольбах. М., 1963. Т. 2.
86. Гольбах, П.А. Избранные произведения / П.А. Гольбах. М., 1963. Т. 2. -С. 12-68.
87. Гольденвейзер, А.Б. О музыкальном исполнительстве / А.Б. Гольденвейзер. — М.-Л., 1966.-132 с.
88. Готсдинер, АЛ Музыкальная психология / АЛ Готсдинер. М: МИЛ «ЫВ Магистр», 1993.-193 с.
89. Готсдинер, АЛ. Стимулирование творческого потенциала учащихся / А.Л. Готсдинер // Психолош-педагогические аспекты обучения студентов творческих вузов.-М.:ГИТИС. 1984.- С.161-173.
90. Гофман, И. Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игре / И. Гофман. -М.: Музгиз, 1961. 224 с.
91. Григорьев, В. Ю. Методика обучения игре на скрипке / В.Ю. Григорьев. -М., 2007. -256с.
92. Григорьев, В.Ю. Специфика исполнительского творчества и работа над музыкальным произведением /.В.Ю. Григорьев // Актуальные вопросы струнно-смычковой педагогики. Новосибирск, 1987. - С.25-37.
93. Грузенберг, С.О. Психология творчества. Введение в психологию и теорию творчества/ С.О. Грузенберг. Минск: Белтрестпечать, 1923. -166 с.
94. Губанов, Н.И. Чувственное отражение / Н.И. Губанов. М.: Мысль, 1986. -С.5-78.
95. Гуревич, Л. Скрипичные штрихи и аппликатура как средство интерпретации / Л. Гуревич. Л: Музыка, 1988. -112
96. Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы: уч. пособие / Е.Г. Гуренко. Новосибирск: Изд-во НТК, 1985. - 88 с.
97. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1972.-423 с.
98. Дегтярев, А.Л. Совершенствование учебно-воспитательного процесса в музыкальных училищах (колледжах) на современном этапе: авто-реф. дисс. .канд. пед. наук / А.Л. Дегтярев. -М., 1995. -27 с.
99. Дистервег, Ф.А. Избранные педагогические сочинения / Ф.А. Дистервег. М., 1956.-С.60-322.
100. Дранков, В.Л. Многогранность способностей как общий критерий художественного таланта / В.Л. Дранков // Художественное творчество. Л.; Наука, 1983. —С.123—139.
101. Жак-Далькроз, Э. Ритм / Э. Жак-Далькроз. М.: Классика XXI, 2006. -248 с.
102. Живов, В.Л. Использование проблемного обучения в процессе исполнительского анализа хоровой партитуры / В.Л. Живов // Вопросы теории и практики подготовки учителя музыки общеобразовательной школы. М., 1979. -С.35-52.
103. Журавлев, В.И. Педагогика в системе наук о человеке / В.И. Журавлев. М., 1990.-168 с.
104. Жураковский, Г.Е. Очерки по истории античной педагогики / Г.Е. Жураковский. -М„ 1963. С.405-449.
105. Жураковский, Г.Е. Педагогические идеи А.С.Макаренко / Г.Е. Жураковский. -М.: АПН РСФСР, 1963. С.242-296.
106. Зак, Я.И.: Статьи. Материалы. Воспоминания / Сост. М.Г.Соколов / Я.И. Зак. -М.:Советский композитор, 1980. 208 с.108.3анков, Л.В. Избранные педагогические труды / Л.В. Занков. М., 1990. -121с.
107. Землянский, Б.Я. О музыкальной педагогике / Б.Я. Землянский. М.: Музыка. 1987. - 144 с.
108. Зись, АЛ. Философское мышление и художественное творчество / АЛ. Зись. -М.: Искусство, 1987.-255 с.
109. Зорилова, JI.C. Духовные идеалы личности: (Теория, история и современные проблемы формирования): дисс. .докт. культурол. Наук / Л С. Зорилова. М., 1999. - 559 с.
110. Иванов, А.П. Искусство пения / А.П. Иванов. М.: Голос-Пресс, 2006.
111. Ильенков, Э.В. Об эстетической природе фантазии / Э.В. Ильенков // Вопросы эстетики. Вып.2. -М., 1964. С.20-91.
112. Ильин, И.А. О грядущем России: Избранные статьи / И.А. Ильин. -М.,1993.
113. Инновационные процессы в образовании и новые педагогические технологии. -Тюмень, 1997.-135 с.
114. История эстетики: памятники мировой эстетической мысли. — М., 1962. — С. 12-510.
115. Кабалевский, Д.Б. Воспитание ума и сердца / ДБ. Кабалевский. — М., 1981. — С.5-47.
116. Каган, М.С. Музыка в мире искусств / М.С. Каган. СПб.: «Ut», 1996. -232 с.
117. Каган, М.С. Художественно-творческая способность как синтетический механизм психики / М.С. Каган // Проблемы этики и эстетики. Вып. 2. -Л.:Изд-во ЛГУ, 1975. -С.134-138.
118. Казакова, А.Г. Педагогика профессионального образования: монография / А.Г. Казакова. М.: Экон-информ, 2007. - 551 с.
119. Кант, И. Соч.: В 6-ти т. Т.5 / И. Кант. -М.: Мысль, 1966.-564с.
120. Каптерев, П.Ф. Избранные сочинения / П.Ф. Каптерев. -М., 1982. С. 102-170.
121. Капустин, Ю.В. Музыкант исполнитель и публика / Ю.В. Капустин. - Л.: Музыка, 1985.-160 с.
122. Кирнарская, Д.К. Современные представления о музыкальных способностях / Д.К. Кирнарская // Вопросы психологии. №2. - М., 1988. -С. 129-137.
123. Киященко, Н.И. Вопросы формирования системы эстетического воспитания в СССР /Н.И. Киященко. -М.: Искусство, 1971. -160 с.
124. Киященко, НИ. Эстетическое творчество / НИ Киященко, НЛ. Лешеров. М.: Знание, 1984.-112 с.
125. Коган, Г.М. Избранные статьи / Г.М. Коган. М.: Советский композитор, 1972.
126. Коган, Г.М. У врат мастерства / Г. Коган. М.: Классика - XXI, 2004.T -136 с.
127. Колышева, Т.А. Подготовка учителя музыки к профессионально-личностной рефлексии в системе высшего педагогического образования: уч. Пособие / Т.А. Колышева. -М.: МГЛУ, 1997, -176 с.
128. Коменский, Я.А., Руссо Ж., Пестолоцци И.Г. Педагогическое наследие / Сост.
129. B.М.Кларин, А.Н. Джуринский. М.,1989. - 416 с.
130. Конен, В.Д. История зарубежной музыки: учеб. для консерватории. -6-е издУ ВНИИ Искусствознания М-ва культура СССР / В.Д. Конен. М.: Музыка, 1984. -534 с.
131. Корредор, Х.М. Беседы с Пабло Казальсом / Х.М. Корредор. Л., 1960.1. C. 143-181.
132. Корто, O.A. О фортепианном искусстве / O.A. Корто. М.: Музыка, 1965. -С.101-363.
133. Краевский, В.В. Методология педагогического исследования / В.В. Краевский. Самара, 1994. - 164 с.
134. Кривцун, O.A. Эстетика / O.A. Кривцун. М.: Аспект Пресс, 1998. - 430 с.
135. Крылова, Л. Некоторые приемы выражения авторского отношения к музыке / Л. Крылова // Музыкальное искусство и наука. Вып. 3. М.: Музыка, 1978.
136. Кузнецов, В.Г. Методика работы с эстрадными оркестрами и ансамблями: учебная программа по специализации «Эстрадный оркестр, ансамбль» / В.Г. Кузнецов. -М.: МГУКИ, 2005. -19 с.
137. Кузнецов, В.Г. Класс ансамбля: учебная программа по специализации «Эстрадный оркестр, ансамбль» /В.Г. Кузнецов. -М.: МГУКИ, 2006. -18 с.
138. Кузнецов, В.Г. Теория и методика учебно-творческого процесса в любительских эстрадных оркестрах и ансамблях / В.Г. Кузнецов. М.: Музыка, 2000.-246 с.
139. Кузнецов, В.Г. История становления и развития музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России: монография / В.Г. Кузнецов. М.: Мелограф, 2005.т- 160с.
140. Кузнецов, В.Г. Генезис музыкальной эстрады и эстрадно-джазового образования в России / В.Г. Кузнецов // Вестник МГУКИ. 2004. - № 4.
141. Кузнецов, В.Г. Проблемы развития самодеятельной музыкальной эстрады / В.Г. Кузнецов // Труды научно-исследовательского института культуры. Т. 16. - Сб. науч. работ: - М., 1974.
142. Кунин Э. Скрипач в джазе / Э. Кунин. М., 1988. - 76с.
143. Курбатов, М. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано / М. курбатов. М., 1899.
144. Лаврищева, Т.И. О метафорическом языке в работе педагога-пианиста / Т.И. Лаврищева // Методы активизации музыкального воспитания. Вып.2. -Саратов: Изд-во СГПИ, 1975. С.45-50.
145. Левитан, КМ. Основы педагогической деятельности / K.M. Левитан. М: Наука, 1994.-С.94-192.
146. Леонтьев, А.Н Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М: Политиздат, 1977.-304 с.
147. Леонтьев, А.Н. Опыт экспериментального исследования мышления / А.Н. Леонтьев // Доклады по вопросам психологии (3-8 июня 1953 г.). М.: 1954. - С.5-12.
148. Лернер, ИЛ. Дидактические основы методов обучения / ИЛ. Лернер. М., 1981.-186 с.
149. Лихачев, Б.Т. Педагогика: Курс лекций: учеб пособие для вузов / Б.Т. Лихачев. М.: Юрайт, 2000. - 522 с.
150. Лосев, А.Ф. Дерзание духа / А.Ф. Лосев. М., 1988. - 366 с.
151. Лосев, А.Ф. История античной эстетики / А.Ф. Лосев. М.: Искусство, 1963. -583 с.
152. Лук, А.Н. О взаимоотношении научного и художественного творчества / А.Н. Лук // Вопросы философии.№11. -1978. С. 142-150.
153. Лук, А.Н. Психология творчества/А.Н. Лук.-M. 1978.-С.12-86.
154. Майкапар, С.М. Музыкальное исполнительство и педагогика: из неизд. трудов / С.М. Майкапар. Челябинск: MPI, 2006. - 224 с.
155. Майковская, Л.С. Артистизм действий: художественно-коммуникативная деятельность педагога музыканта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Л.С. Майковская. - М.: Музыка, 2006 -111с.
156. Майковская, Л.С. Артистизм педагога-музыканта как необходимое условие формирования этнокультурной толерантности у школьников / Л.С. Майковская. // Вестник МГУКИ. 2008. - № 1 (22).
157. Майковская, Л.С. Артистизм учителя музыки: Учебное пособие по специальности 030700 Музыкальное образование - Изд. 2-е, допол. / Л.С. Майковская. -М.: МГУКИ, 2005. - 68 с.
158. Майковская, Л.С. Феномен этнокультурной толерантности в музыкальном искусстве и образовании / Л.С. Майковская. // Искусство и образование, 2009 № 1.
159. Макаренко, A.C. Полн. собр. соч. в 6-ти т. / A.C. Макаренко. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1951.
160. Малюков, А.Н. Формирование художественной культуры подростка в процессе воспитания ценностного отношения к искусству: автореф. дисс. .докт. пед. наук / А.Н. Малюков. М., 1996. - 39 с.
161. Мастера скрипичной школы. М., 2007. - С. 3 - 86.
162. Мастера советской пианистической школы. -М.: Музгиз, 1961.-238 с.
163. Мелик-Пашаев, A.A. Педагогика искусства и творческие способности / A.A. Мелик-Пашаев.-М.: Знание,1981.-96 с.
164. Мелик-Пашаев, A.A. Психологические проблемы эстетического воспитания и художественно-творческое развитие школьников / A.A. Мелик-Пашаев // Вопросы психологии. -№1. -М., 1989. С. 15-23.
165. Мелик-Пашаев, A.A. Ступеньки к творчеству / A.A. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская. -М.:Педашгика, 1987. -144 с.
166. Методы педагогических исследований / Под ред. В.ЮКуравлева. М.: Просвещение, 1972. -160 с.
167. Михайлов, A.A. Художественное творчество учащихся / A.A. Михайлов. М., 1969.-148 с.
168. Михайлов, М. К проблеме стилевого анализа / М.К. Михайлов // Современные вопросы музыкознания. -М.: Музыка, 1995. С.100-115.
169. Мищенко, Г.М. Полный курс методики обучения игре на скрипке (альте) / Г.М. Мищенко. СПб.,2009. - 272с.
170. Мострас, К.Г. Интонация на скрипке / К.Г. Мострас М., 1962. - С.З -128.
171. Музыкальная энциклопедия. Т 5. -М., 1981.
172. Назайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В. Назайкинский. М.: Музыка, 1972. - 383 с.
173. Назаренко, И. К. Искусство пения / И.К. Назаренко. М.: Музыка, 1968.
174. Назаров, И.Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования / И.Т. Назаров. JI.: Музыка, 1969. - 134 с.
175. Науменко, С. И. Индивидуально-психологические особенности музыкальности / С.И. науменко // Вопросы психологии. №5. М., 1982. - С.85-93.
176. Нейгауз, Г.Г. Об искусстве фортепианной игры / Г.Г. Нейгауз. М.: Музыка, 1967.-310 с.
177. Неменский, Б.М. Дидактика глазами художника / Б.М. Неменский // Педагогика. №3. -1996. — С. 19-24.
178. Немыкина, И.Н. Основы музыкальной педагогики: уч. Пособие / И.Н. Немыкина. Екатеринбург: Изд-во УГЛИ, 1993. - 61 с.
179. Новоблаговещенский, В Л. Интегративный принцип в преподавании музыки (на материале учебной работы училищ и колледжей): автореф. дисс. .канд. пед. наук / В .Я. Новоблаговещенский. М., 1997. - 22 с.
180. Новые ценности образования: Тезаурус. М., 1995. -110 с.
181. Ожегов, С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. М.: Русский язык. - С. 798 с.
182. Орлов, А.Б. Проблемы перестройки психолого-педашгической подготовки учителя / А.Б. Орлов // Вопросы психологии. № 1. M., 1988. - С. 16-26.
183. Орлова (Иванова), В.В. Проблемы и перспективы эстрадно-джазового обучения на скрипке / В.В. Орлова (Иванова) // Образование и общество. -2007. №5 (46).-С. 111-113.
184. Орлова (Иванова), В.В. Музыкальное исполнительство как вид творческой деятельности / В.В. Орлова (Иванова) // Образование и общество. -2011. №2 (67).-С. 122-125.
185. Орлова (Иванова), В.В. Структура и содержание исполнительской культуры музыканта / В.В. Орлова (Иванова) // Вестник МГУКИ. 2011. №2 (40).-С. 179-183.
186. Орлова (Иванова), В.В. Учебно-творческая деятельность студентов-скрипачей в процессе обучения эстрадно-джазовому исполнительству / В.В. Орлова (Иванова) // Вестник ГУУ. 2011. №14. - С. 45-47.
187. Орлова (Иванова), В.В. Специфика обучения скрипачей в области эстрадно-джазового образования / В.В. Орлова (Иванова) // Музыкально-эстетическое воспитание в России: традиции и новаторство. — М.: МГУКИ,2008. С. 195-200.
188. Орлова (Иванова), В.В. Развитие исполнительской культуры в классе выдающегося советского педагога Ю.И. Янкелевича / В.В. Орлова (Иванова) // Наука как перспективное направление деятельности молодёжи. М.: МГУКИ,2009. - С. 19-25.
189. Орлова (Иванова), В.В. Особенности интонирования на скрипке в области эстрадно джазового образования / В.В. Орлова (Иванова) // Музыкальное образование как средство духовно-нравственного становления личности. М.: МГУКИ,2009. - С. 116-119.
190. Орлова (Иванова), В.В. Вопросы интонирования в исполнительской культуре скрипачей /В.В. Орлова (Иванова) // Вузы культуры и искусств в мировом образовательном пространстве: новые пути наук о культуре. М.: МГУКИ,2009. - С. 105-112.
191. Ощепкова. О.В. Проблема повышения эффективности домашних занятий учащегося-музыканта: дисс. .канд. пед. наук / О.В. Ощепкова. -М., 1993. 161 с.
192. Ощепкова. О.В. Психолого-педагогические основы формирования художественно-творческих способностей учащихся-музыкантов, (монография) / О.В. Ощепкова. Самара: Сам ГПУ, 1999. -167 с.
193. Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. М.: Школа-Пресс, 1997.-512 с.
194. Педагогическая энциклопедия. -М.: Сов. энциклопедия, 1968.
195. Переверзев, Н.К. Исполнительская интонация / Н.К. Переверзев. — М.: Музыка, 1989. 208 с.
196. Перельман, Н.Е. Научить размышлять у рояля / Н.Е. Перельман // Художественное творчество. JL: Наука, 1983. - С.186-188.
197. Перельштейн, М.М. Проблема формирования познавательной самостоятельности в процессе начального музыкального воспитания: дисс. .канд. пед. наук / М.М. Перельштейн. М., 1981. - 204 с.
198. Песталоцци, И.Г. Лебединая песня / И.Г. Песталоцци // Песталоцци И.Г. Избр. пед. произв.: В 3 т. Т.З. -М., 1965. С.286-344.
199. Петровский, A.B. Психология (учебник для студентов, обучающихся на педагогических специализациях) / A.B. Петровский, М.Г. Ярошевский. М.: Academia, 2002. - 512 с.
200. Петровский, В.А. Воспитателю о личностном общении / В.А. Петровский. -М., 1992.-77 с.
201. Петрушин, В.И. Музыкальная психология / В.И. Петрушин. М.: Пассим, 1994.-304 с.
202. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность учащихся в обучении / П.И. Пидкасистый. М., 1980. - 240 с.
203. Пономарев, ЯА. Психология творчества и педагогика / ЯА Пономарев. М: Педагогика, 1976.-280 с.
204. Пономарев, Я.А. Роль непосредственного общения в решении задач, требующих творческого подхода / Я.А. Пономарев // Проблема общения в психологии /Отв. ред. Б.ФЛомов. -М.: Наука, 1981. С.79-81.
205. Пономарева, Е.Ю. Теоретические основы и методика развития творческой свободы певца в вокальных студиях: дисс. .канд. пед. наук / Е.Ю. Пономарева. М.: МГУКИ, 2002. - 197 с.
206. Профессиональная подготовка учителя музыки. М.: Mi 11 У, 2000. -232 с.
207. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. -М: Наука, 1990.
208. Психолого-педагогический словарь. Минск: Современное слово. 2006. -928 с.
209. Радугин, А.А. Психология и педагогика: учебное пособие для вузов / А.А. Радупш. М.: Центр, 1997. - 256 с.
210. Ражников, В. Г. Три принципа новой педагогики в музыкальном обучении / В.Г. Ражников // Вопросы психологии. №1. М., 1988. - С.ЗЗ^И.
211. Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики / В.Г. Ражников. М.: Знание, 1980.-96 с.
212. Ражников,В. Г. Некоторые вопросы теории музыкальных способностей в свете современной психологии и педагогики / В.Г. Ражников // Психологические и педагогические проблемы музыкального образования. Вып.4. -Новосибирск: Изд-воНГК, 1986, —С.56-69.
213. Римский-Корсаков, Н.А. О музыкальном образовании / Н.А. Римский-Корсаков // Музыкальные статьи и заметки. СПб., 1911. - С. 19-59.
214. Рогов, Е.И.Личность учителя: теория и практика / Е.И. Рогов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. - С. 3 - 51.
215. Савин, Н.В. Педагогические умения и содержание педагогического образования / Н.В. Савин // Обучение студента основам педагогического мастерства. Иваново: ИЛИ, 1971. - С. 10-16.
216. Сидорова, М.Б. Совершенствование преподавания цикла общепрофессиональных дисциплин в вузах культуры: постановка проблемы // Музыкальная педагогика. Исполнительство: Сб. статей. Вып. I-II. / М.Б. Сидорова. -М.:МГУК, 1998-С.32-45.
217. Сидорова, М.Б. Методика преподавания музыкально-теоретических дисциплин в вузах культуры // Музыкальная педагогика. Исполнительство. Сб. статей. Вып. П1. /М.Б. Сидорова. -М.: МГУК, 1998. -С.21-28.
218. Скаткин, М.Н. Содержание общего среднего образования. Проблемы и перспективы / М.Н. Скаткин, В.В. Краевский. М.: Знание, 1981. - 96 с.
219. Сластенин, В.А. Инновационные процессы в образовании. Повышение квалификации учителей: учебное пособие / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев. М, 1997. -С. 492-509.
220. Сластенин, В.А. Формирование личности учителя в процессе его проф.подготовки: дис. .докт. пед. наук/В.А. Сластенин. -М., 1977. -386 с.
221. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности / С.Д. Смирнов. М.: Аспект Пресс, 1995. - 271 с.
222. Советская музыка. М. - Л., 1945. - С.53.
223. Соловьев, B.C. Избранные произведения / B.C. Соловьев. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.-544с.
224. Соловьев, B.C. Философия искусства и литературная критика / B.C. Соловьев. -М.: Искусство, 1991.-701 с.
225. Сухомлинский, В.А. Избр. пед. соч. в 5 т. / В.А. Сухомлинский. Киев, 19791980.
226. Тарасов, Г.С. Психология учебно-творческой деятельности студента-исполнителя музыкального вуза/Г.С. Тарасов//Вопросы психологии. №3.-М., 1983.-С.73-76.
227. Теплов, Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1 / Б.М. Теплов. М.: Педагогика, 1985.-328 с.
228. Терентьева, Н.А. Основы творческого музицирования: уч. Пособие / Н.А. Терентьева. СПб.: Образование, 1995. - 60 с.
229. Терентьева, Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников в процессе целостного восприятия различных видов искусств / Н.А. Терентьева. -М.,1990.
230. Толмачев, Ю.А. Музыкальное исполнительство и педагогика / Ю.А. Толмачев. Тамбов, 2006. - 208 с.
231. У Линьсян. Развитие исполнительской культуры студентов-вокалистов в вузе: Автореферат дисс. . канд. пед. наук / У Линьсян. М.: МГУКИ, 2010. -24 с.
232. Ушинский, К.Д. Собр. соч.: В 3 т. /К.Д. Ушинский. -М., 1950.
233. Фейнберг, СЛ. Пианизм как искусство / СЛ. Фейнберг. М.: Музыка, 1969. -598 с.
234. Фейнберг, СЛ. Путь к мастерству / СЛ. Фейнберг // Вопросы фортепианного исполнительства. Вып. 1.-М., 1965.-С. 120-179.
235. Фельдгун, Г.Г. История смычкового искусства / Г.Г. Фельдгун. -Новосибирск: НТК, 2006. 500 с.
236. Флеш, К. Искусство скрипичной игры. T.I / К. Флеш. М., 1964. - 304 с.
237. Хазанов, ПА. О воспитании самостоятельности учащегося-музыканта / ПА Хазанов // Музыкальная педагогика. Исполнительство. Вып.5. -М.: МГУКИ, 2000. С. 83 -94.
238. Хазанов, П.А. Оптимизация домашних (самостоятельных) занятий учащихся-музыкантов (на материале работы классов общего фортепиано): автореф. дисс. . канд. пед. наук / П. А. Хазанов. -М., 1996.-22 с.
239. Холопова, В.Н. Музыка как вид искусства: учебное пособие / В.Н. Холопова. -СПб.: Лань, 2000. 320 с.
240. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: автореф. дисс. докт. психол. наук / Ю.А. Цагарелли. Л., 1989. - 31 с.
241. Целковников, Б.М. Мировоззрение педагога-музыканта: в поисках смысла, исследование) / Б.М. Целковников. -М.: Ml И У, 1999.-231 с.
242. Цицерон, М.Т. Избранные сочинения / М.Т. Цицерон. М., 1975. - С. 150 -260.
243. Цыгош, Г.М. Исполнитель и техника: учебное пособие / Г.М. Цыпин. М.: Academia, 1999.-184 с.
244. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика / Г.М. Цыпин. СПб.: Алетейя, 2001.
245. Цыпин, Г.М. Обучение игре на фортепиано / Г.М. Цыпин. М.: Просвещение, 1984.-176 с.
246. Цыпин, Г.М. Психология музыкальной деятельности; проблемы, суждения, мнения / Г.М. Цыпин. -М.: Интерпракс, 1994. 384 с.
247. Черных, И. Стиль / И. Черных // Краткая литературная энциклопедия. Т. 7.-М., 1975.
248. Чугунов, Ю.Н. Гармония в джазе / Ю.Н. Чугунов. М., 1980. - 144 с.
249. Шадриков, В.Д. Проблемы профессиональных способностей / В.Д. Шадриков // Психологический журнал. Т.З. - №5. - М.,1982. - С. 13 -26.
250. Шахназарова, Н.Г. Проблемы музыкальной эстетики / Н.Г. Шахназарова. М.: Сов композитор, 1975. - 238 с.
251. Шацкий, С.Т.О том, как мы учили, и как следует учить / С.Т. Шацкий // Педагогические сочинения. М., 1964. - С.320-386.
252. Шмалько, Ю.В. Формирование музыкального мышления учащегося-музыканта в процессе подбора по слуху и импровизации (на материале учебной работы в классе фортепиано): автореф. дисс. канд. пед. наук / Ю.В. Шмалько. -М., 1997.-20 с.
253. Шульпяков, О.Ф. Музыкально-исполнгительская техника и художественный образ / О.Ф. Шульпяков. Д.: Музыка, 1986. - С.8 -59.
254. Шульпяков, О.Ф. Скрипичное исполнительство и педагогика / О.Ф. Шульпяков. СПб.: Композитор, 2006. - 496 с.
255. Шульпяков, О.Ф. Фактор обобщения в процессе формирования исполнительского мастерства // Вопросы воспитания музыканта-исполнителя / О.Ф. Шульпяков. М., 1983. - С. 30-45.
256. Яворский, Б.Л. Статьи, воспоминания, переписка. Т.1 / Б.Л. Яворский. -М., 1972.
257. Якиманская, И.С. Проектирование личностно-ориентадионнош обучения: Принципы, проблемы, решения / И.С. Якиманская. М.: Институт педагогических инноваций РАО, 1994.-С.18-55.
258. Якупов, А.Н. Музыкальная коммуникация. Вопросы теории и практики управления / А.Н. Якупов. Москва - Новосибирск, 2003.
259. Ямпольский, А.И. К вопросу о воспитании культуры звука у скрипачей // Вопросы скрипичного исполнительства и педагогики / А.И. Ямпольский. -М., 1968.-С. 34-56.
260. Янкелевич, Ю.И. Педагогическое наследие / Ю.И. Янкелевич. М.,2009. -432 с.
261. Ярошевский, М.Г. На путях к общей теории творчества М.Г. Ярошевский // Художественное и научное творчество. Л.: Наука, 1972. - С.70 -76.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.