Формирование маркетинг-менеджмента в системе шоу-бизнеса тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 08.00.05, кандидат экономических наук Гласман, Анна Константиновна
- Специальность ВАК РФ08.00.05
- Количество страниц 197
Оглавление диссертации кандидат экономических наук Гласман, Анна Константиновна
Введение.
Глава 1. Теоретические и организационные основы маркетинг-менеджмента в системе шоу-бизнеса.
1.1. Сущность и задачи шоу-бизнеса в системе предпринимательства.
1.2. Экономико-организационные проблемы создания и распространения услуг в системе шоу-бизнеса.
1.3. Роль и значение маркетинга в организации услуг шоу-бизнеса.
Глава 2. Маркетинговые исследования услуг в сфере шоу-бизнеса.
2.1. Диагностика маркетинговой среды сферы шоу-бизнеса.
2.2. Исследование процессов сегментации потребителей услуг шоу-бизнеса
2.3. Особенности формирования процесса позиционирования услуг, предоставляемых организациями в сфере шоу-бизнеса.
Глава 3. Методические основы формирования маркетинг-менеджмента в системе шоу-бизнеса.
3.1. Обоснование маркетинговой концепции в системе шоу-бизнеса.
3.2. Методические принципы и методы формирования маркетинг-менеджмента в системе шоу-бизнеса.
3.3. Методические основы формирования маркетинг-менеджмента киноиндустрии.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК
Фестиваль как социокультурный феномен современного театрального процесса2004 год, кандидат искусствоведения Меньшиков, Александр Михайлович
Формирование стратегий развития организаций культуры на основе маркетинговых технологий2005 год, доктор экономических наук Бутова, Татьяна Георгиевна
Экономический механизм хозяйственной деятельности в физкультурно-спортивной сфере2006 год, кандидат экономических наук Козырева, Ольга Владимировна
Методология стратегического маркетинга бизнес-субъектов на рынке кинотеатральных услуг2005 год, доктор экономических наук Микитьянц, Кирилл Сергеевич
Организационно-экономический механизм управления непроизводственной сферой: На примере предприятий туризма2000 год, кандидат экономических наук Гаврильчак, Надежда Игоревна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование маркетинг-менеджмента в системе шоу-бизнеса»
Шоу-бизнес - это крупная и быстро развивающаяся сфера мировой экономики, приносящая многомиллиардные доходы. Привлекательность и прибыльность шоу-бизнеса в развитых странах мира обусловлены быстрым расширением сферы услуг в целом, растущими потребностями населения в услугах индустрии развлечений, стремительным развитием научно-технического прогресса и технологий, глобализацией рынков. Наряду с этими тенденциями наблюдается значительное увеличение конкуренции в сфере шоу-бизнеса, растущее значение системы взаимоотношений с потребителями, степени удовлетворения их потребностей. Данные обстоятельства объясняют растущий интерес к маркетингу шоу-бизнеса и как концепции управления, и как инструменту воздействия.
В России шоу-бизнес довольно молод относительно мировой практики. Само понятие «шоу-бизнес» появилось в нашей стране только с переходом к рыночным отношениям. До перестройки шоу-бизнеса не существовало как такового, поскольку в рамках административно-командной системы было невозможно выполнение одного из самых главных условий сферы шоу-бизнеса - осуществление коммерческой деятельности в полном смысле этого слова.
В недавнем прошлом в культурно-досуговом комплексе были широко представлены как бюджетные учреждения, так и хозрасчетные предприятия. Однако грань, отделявшая первых от вторых, отнюдь не была границей между некоммерческим сектором, с одной стороны, и полем предпринимательской деятельности - с другой. Деятельность большинства организаций в культурно-досуговом комплексе жестко регулировалась, была предельно идеологизирована и ориентировалась на цели, не способные находить адекватного выражения в спросе населения. При этом фактическое отсутствие самостоятельности как в отношении содержания деятельности, так и в отношении маневра ресурсами, было присуще и многим из тех организаций культурно-досугового комплекса, которые считались хозрасчетными.
С переходом на новые экономические отношения в культурно-досуговом комплексе стали появляться элементы реального предпринимательства. Организации получили значительную свободу в творческом и экономическом плане. Именно тогда стали формироваться организации, образующие сферу шоу-бизнеса. В этой связи следует отметить, в частности, появление театров-студий и новой экономической модели в кинематографии, предусматривающей замену системы централизованного планирования и финансирования кинопроизводства и кинопроката на систему рыночного взаимодействия экономически самостоятельных киностудий, кинопрокатных организаций и кинотеатров [40]. Получили свободу действий также и телекомпании, и эстрадные организации. Экономические показатели, отражающие зрительские предпочтения, пришли на смену идеологическим критериям.
Вместе с тем как ранее существовавшие предприятия культурно-досугового комплекса, так и вновь образовавшиеся организации сферы шоу-бизнеса оказались не готовы к деятельности в новых экономических, политических и культурных условиях. Формирование новой структуры коммерческих, некоммерческих и государственных институтов в сфере шоу-бизнеса, адекватной сложившимся общественным отношениям, выдвинуло на первый план необходимость построения деятельности организаций на совершенно иных принципах, обусловленных приоритетами открытой политико-экономической системы. В процессе переориентации направлений деятельности организации столкнулись с целым комплексом проблем. Прежде всего, отсутствовал механизм организации и управления предпринимательской деятельностью, направленной на получение прибыли, не была развита система взаимоотношений между участниками отрасли. Наряду с этим, не было соответствующей рыночной инфраструктуры в виде развитых маркетинговых, финансовых, юридических услуг. В результате в тот период все сферы шоу-бизнеса оказались в той или иной мере в неблагоприятном положении, поскольку не смогли полностью адаптироваться и перестроить свою деятельность. Однако за последнее десятилетие реформ менеджеры в сфере шоу-бизнеса продвинулись вперед в практике управления деятельностью организаций.
Концептуальные положения маркетинга в сфере шоу-бизнеса опираются на общую теорию маркетинга. В развитие теоретических и методологических основ маркетинга внесли значительный вклад как зарубежные ученые Б. Берман (В. Berman) [102], П. Диксон (P. Dickson) [19], П. Друкер (Р. Drucker) [23], Ф. Котлер (Ph. Kotler) [43, 44], Ж. Ламбен (J. Lambin) [48], Т. Левит (Th. Levitt) [138], Дж Эванс (J. Evans) [102] и др., так и отечественные специалисты О.Д. Андреева [5], Г.Л. Азоев [2], Г.Л. Багиев [7, 8, 9, 10], Д.И. Баркан [12], A.A. Браверман [14], Е.П. Голубков [16], Т.П. Данько [18], Н.К. Моисеева [54], А.Н. Романов [50], В.В. Томилов [88, 89], В.Е. Хруцкий [95] и др.
Большинство трудов отечественных ученых в области культуры, относящихся к дореформенному советскому периоду (80-х - начала 90-х годов), посвящены социально-экономическим проблемам организации экономики культуры и искусства. Среди многочисленных исследований можно выделить работы А.Я. Рубинштейна [71, 72], И.А. Столярова [78, 79, 80], Е.В Егорова [26, 27], Л.И. Якобсона [105], A.A. Новиковой [56], О. Новотного [57, 58]. В этот период появляются также первые публикации И.В. Абанкиной и Т.В. Абанкиной [1], Н.И. Глаголева и P.M. Писконтиной [15], затрагивающие проблемы маркетинга в сфере культуры. В этих работах намечаются возможности применения теории и практики маркетинга в культурной сфере. Однако с переходом к новым моделям экономической деятельности данные публикации заметно утратили актуальность, потребовав пересмотра отдельных положений.
По мере развития экономической реформы в России появляются научные работы как по теоретическим вопросам маркетинга культуры в целом, так и посвященные отдельным сферам культурно-досугового комплекса - театру, кино, телевидению, эстраде, кино, спорту и т.п.
В работе Г.Л. Тульчинского [91] проведен анализ состояния российской экономики и сферы культуры в условиях рыночных отношений, роли маркетинга в сфере культуры. Эта публикация является важной для развития маркетинга в сфере культуры, поскольку дает представление о современном понимании маркетинга, закладывает теоретические основы эффективного использования маркетинга в культуре.
Наиболее важные аспекты маркетинга в театральной сфере были исследованы в трудах В.Э. Гордина [17], Е.И. Пучковой [66]. Был проведен детальный анализ маркетинговой деятельности в театральной сфере: рассмотрена маркетинговая среда театров, изучены принципы сегментации зрителей, предложены стратегии маркетинга для организаций в сфере театра.
Основные положения спортивного маркетинга представлены в работе Ф. Шаафа [98]. Главное внимание в труде уделено финансовой стороне индустрии спорта и той роли, которую играют взаимоотношения между участниками спортивного бизнеса: болельщиками, спортсменами и спонсорами. Автор приводит и анализирует многочисленные примеры из деятельности известнейших фирм мира, которые выступают ценными рекомендациями на практике. Проблемы организации спортивного маркетинга были также рассмотрены в трудах В.В. Алешина [3], Л.В. Жестянникова [28].
В развитие маркетинговых основ индустрии кино значительный вклад внесли И.Е. Кокарев [39], Б.И. Криштул [45]. В работах авторов подведен итог становления рыночной киноиндустрии в постсоветской России, проанализированы принципы функционирования кино, предложены направления дальнейшего развития. Важное внимание в публикациях уделено маркетинговым стратегиям деятельности организаций в сфере кино, в частности, касающихся перспектив вторичных кинорынков, горизонтальной интеграции киноиндустрии.
Проблемы теории и практики организации маркетинга в сфере телевидения нашли отражение в трудах А.Д. Евменова [24, 25], В.Л. Полукарова [65]. Работы посвящены организации, регулированию и планированию деятельности систем телевидения, их эффективности. Наиболее важные аспекты управления маркетингом услуг телекомпаний были рассмотрены в публикации [25].
В работе E.JL Игнатьевой, Т.П. Бавакова [30] проведен анализ музыкальной индустрии. Рассмотрены основные концепции маркетинга в сфере музыкального бизнеса, предложены теоретические и методологические основы маркетинга применительно к музыкальной индустрии.
Целесообразно обратиться к публикациям зарубежных ученых и специалистов, которые внесли значительный вклад в развитие маркетинга в сфере культуры, искусства, индустрии развлечений. Вопросам разработки теории и практики маркетинга в сфере культуры, искусства, индустрии развлечений посвящено большое число работ. Среди них следует отметить базовые исследования Ф. Котлера (Ph. Kotler) [135], X. Фогеля (Н. Vogel) [161], Д. Бьеркегрена (D. Bjorkegren) [109], Ш. Дикмана (Sh. Dickman) [119, 120], П. Штейдля (P. Steidl) [156], А. Розенталя (Al. Rosenthal) [70], М. Моргана (М. Morgan) [145], Т. Лука (Т. Lukk) [141], К. Дигглс (К. Diggles) [121], М. Моква (М. Mokwa) [144], Дж. Скот (J. Scott) [154] и др.
Основополагающей работой в области организации маркетинга в сфере искусства выступает публикация Ф. Котлера (Ph. Kotler) [135]. Она закладывает теоретические основы разработки маркетинговых стратегий для некоммерческих организаций в сфере исполнительского искусства - музыки, танца, оперы и театра. В работе рассмотрены вопросы маркетинговой концепции деятельности, маркетинговых исследований аудитории, управления организацией.
Наиболее важные аспекты экономики индустрии развлечений были исследованы в фундаментальной публикации X. Фогеля (Н.Vogel) [161]. В работе представлены основные направления организации создания, распространения и потребления развлекательных услуг в индустрии развлечений - кино, телевидение, музыка, радио, азартные игры, спорт, компьютерные игры, исполнительские искусства, игрушки, парки развлечений, печатные средства информации. Важное внимание уделяется финансовому анализу индустрии развлечений. Проанализированы отдельные аспекты маркетинга, касающиеся вопросов продвижения, ценообразования применительно к некоторым сферам индустрии развлечений - кино, телевидение, звукозапись.
Таким образом, анализ литературных источников показал, что наиболее разработанными направлениями являются вопросы организации и управления маркетингом в сфере культуры и искусства с ориентацией на некоммерческий подход к построению деятельности, а также отдельные аспекты экономики индустрии развлечений в целом. При этом систематизированные представления об этих проблемах изложены, в основном, в зарубежных публикациях, основанных на опыте развития сферы культуры и искусства, индустрии развлечений в западных развитых странах мира и являющихся неотъемлемой частью их политических и экономических систем и культурных традиций. В этой связи не все теоретические и практические положения в области маркетинга этих сфер применимы в нашей стране. Наряду с этим имеются публикации, в которых получили развитие теоретические и методологические основы маркетинга применительно к отдельным сферам - кино, телевидение, театр, музыка, спорт и т.п.
Итак, как правило, ученые и специалисты в своих научных трудах и публикациях рассматривают либо более широкие понятия, такие как культура, искусство, индустрия развлечений, либо более узкие, характеризующие отдельные виды творческой деятельности: эстраду, театр, кино, телевидение и т.д. Проблемы теории и практики маркетинга шоу-бизнеса как системы нашли еще малое отражение в зарубежной и отечественной экономической литературе. По-прежнему, существует значительный дефицит в области комплексных, систематизированных теоретических и практических знаний в области управления предпринимательской деятельностью в сфере шоу-бизнеса, включая маркетинг и менеджмент. Вместе с тем современный этап развития сферы услуг, потребностей населения, научно-технического прогресса, конкуренции выдвигает задачи совершенствования управления сферой шоубизнеса, требующего внедрения современных принципов и методов маркетинга, позволяющего обеспечить адекватное удовлетворение потребностей человека в развлечениях и достижение целей организации. Наряду с этим, маркетинг применительно к сфере шоу-бизнеса, используя положения общей теории маркетинга, принимая во внимание его особенности как специфического вида деятельности, закладывает теоретические основы нового направления в маркетинге - маркетинга шоу-бизнеса. Поэтому исследования организации маркетингового управления в сфере шоу-бизнеса следует признать важными и актуальными.
Целью диссертационной работы является разработка теоретических и методических основ формирования маркетинг-менеджмента в системе шоу-бизнеса. В рамках выдвинутой цели поставлены и решены следующие задачи:
- раскрытие сущности и задач шоу-бизнеса с позиций системного подхода;
- изучение проблем и особенностей создания и распространения услуг в сфере шоу-бизнеса;
- диагностическое исследование маркетинговой среды шоу-бизнеса и процессов сегментации и позиционирования на рынке услуг в сфере шоу-бизнеса;
- обоснование маркетинговой концепции организации управления в системе шоу-бизнеса, а также раскрытие ее социально-экономического содержания, роли и значения;
- разработка методических основ формирования маркетинг-менеджмента в системе шоу-бизнеса, а также принципов и методов его организации. Объектом исследования выступает система шоу-бизнеса. Предметом исследования является механизм формирования маркетинг-менеджмента в системе шоу-бизнеса.
Основные результаты диссертационного исследования представлены * применительно к одной из важнейших составляющих сфер шоу-бизнеса киноиндустрии.
Теоретической и методологической базой диссертационной работы явились труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области экономической теории, предпринимательства, маркетинга, а также законы и постановления правительства Российской Федерации. В ходе исследования использовались методы системного анализа, статистического и экономического анализа, экспертных оценок и др.
К основным научным результатам, составляющим новизну исследования, относятся:
- развитие понятийного аппарата шоу-бизнеса в рамках системного подхода, который позволяет выявить особенности и закономерности формирования шоу-бизнеса и обуславливает необходимость применения маркетинга в данной сфере;
- формирование концептуальных подходов к исследованию маркетинговой среды шоу-бизнеса, а также процессов сегментации и позиционирования на рынке услуг шоу-бизнеса, которые рассматриваются как одни из ключевых элементов маркетинга в сфере шоу-бизнеса и позволяют получить конкурентное преимущество;
- обоснование маркетинговой концепции организации управления в системе шоу-бизнеса, базирующейся на сочетании элементов сервисной и коммуникативной концепций, а также раскрытие сущности и значения данной концепции, которая позволяет обеспечить максимальную эффективность функционирования системы шоу-бизнеса;
- разработка методических основ формирования маркетинг-менеджмента в системе шоу-бизнеса на примере киноиндустрии, которые позволяют обоснованно учитывать специфику деятельности и определять приоритеты маркетингового инструментария на каждом этапе маркетинг-менеджмента в сфере шоу-бизнеса.
Практическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что разработанные теоретические и методические положения по формированию маркетинг-менеджмента в сфере шоу-бизнеса позволят организациям усовершенствовать управление своей деятельностью и достигнуть поставленных целей на основе внедрения в практику современных принципов и методов маркетинга.
Похожие диссертационные работы по специальности «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», 08.00.05 шифр ВАК
Маркетинговое управление в процессе формирования институционального механизма развития современного бизнес-образования2013 год, доктор экономических наук Пржедецкая, Наталия Витовна
Управление интегрированными маркетинговыми коммуникациями в сфере услуг: теория и методология2012 год, доктор экономических наук Архипов, Анатолий Евгеньевич
Управление маркетингом в компаниях-интеграторах навигационных услуг: на примере г. Москвы2009 год, кандидат экономических наук Ларькин, Алексей Владимирович
Управление маркетинговыми технологиями в сфере малого бизнеса: проблемы, теория, практика2007 год, доктор экономических наук Земляк, Светлана Васильевна
Анализ и организация продвижения туристических услуг на рынок1996 год, кандидат экономических наук Молчанова, Винера Фавиловна
Заключение диссертации по теме «Экономика и управление народным хозяйством: теория управления экономическими системами; макроэкономика; экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда», Гласман, Анна Константиновна
Заключение
Проведенное в диссертационной работе исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. Развит понятийный аппарат шоу-бизнеса как системы предпринимательства, определена сущность шоу-бизнеса. Выявлено, что шоу-бизнес - коммерческая деятельность по созданию и распространению зрелищ или представлений, воздействующих на зрительные органы чувств (в сочетании с другими органами чувств) с целью развлечения массового зрителя. Объектом в системе шоу-бизнеса является услуга - зрелище, удовлетворяющее потребности массового зрителя в развлечении. Субъектом в системе шоу-бизнеса выступает организация, занимающаяся созданием, распространением или показом зрелищ с целью развлечения массового зрителя. Создание услуг в сфере шоу-бизнеса можно рассматривать в двух аспектах: творческом и организационном. При этом зрелища распространяются с помощью как организаций, непосредственно предназначенных для показа зрелищ, так и различных средств распространения информации.
2. Определены основные задачи шоу-бизнеса в системе предпринимательства. Сфера шоу-бизнеса включает кино, телевидение, эстраду, театр, спорт и индустрию компьютерных игр. Главными задачами сферы шоу-бизнеса являются: коммерческий характер деятельности; удовлетворение потребности населения в развлечениях; зрелищность представления и ориентация на массовых зрителей.
3. Исследованы основные факторы, определяющие большое значение маркетинга в сфере шоу-бизнеса, - демократизация системы управления, предусматривающая отказ от жесткой регламентации экономической и творческой деятельности; усиление конкуренции, вызванной влиянием элементов маркетинговой среды; высокая неопределенность рыночной конъюнктуры.
4. Сформулированы важнейшие особенности шоу-бизнеса, обуславливающие необходимость применения маркетинга. К их числу относятся: высокая степень неопределенности относительно коммерческого восприятия зрелищных услуг; высокий уровень неудач услуг в сфере шоу-бизнеса при относительно больших маркетинговых затратах на единицу продукции; возрастающее значение вторичных или вспомогательных рынков; короткий жизненный цикл большинства зрелищных услуг; большое разнообразие постоянно выходящих на рынок новых зрелищных услуг; высокая зависимость успеха организации в сфере шоу-бизнеса от небольшого количества «хитов» или «блокбастеров», на которые приходится основная доля доходов; ключевая роль «звезд» - известных артистов, спортсменов.
5. Проведена диагностика маркетинговой среды шоу-бизнеса. Выполнено исследование направлений воздействия основных факторов макросреды и микросреды на сферу шоу-бизнеса. Показано, что технологическая среда открывает новые возможности для сферы шоу-бизнеса в плане совершенствования качества предоставляемых услуг и увеличения каналов их распространения. В то же время ускорение научно-технического прогресса приводит к появлению новых услуг, усиливающих конкуренцию на функциональном уровне.
Показано, что, с одной стороны, факторы социально-демографической и экономической среды, в целом, негативно влияют на развитие шоу-бизнеса. Уровень платежеспособности, фонд свободного времени и возрастная структура населения как основные показатели, определяющие уровень спроса на зрелищные услуги, пока имеют не столь благоприятные показатели для быстрого развития шоу-бизнеса. С другой стороны, культурная и политическая среда оказывает благоприятное воздействие на сферу шоу-бизнеса. Потребность в зрелищных услугах при высоком стремлении к культурной идентификации и регулирующая и протекционистская деятельность государственных органов с целью содействия развитию сферы шоу-бизнеса в выбранном направлении создают благоприятные условия для успешной деятельности в сфере шоу-бизнеса.
Выявлены наиболее заметные негативные воздействия факторов микросреды на примере индустрии кино. Киностудии сталкиваются с экономическими и творческими проблемами, препятствующими созданию кинофильмов, ориентированных на зрителей. Конкуренция усиливается как на функциональном, так и на видовом и межфирменном уровнях. Основной аспект деятельности маркетинговых посредников заключается в порядке выхода кинофильма на каждый рынок. При этом вследствие развала системы кинопроката, главенствующую роль приобретают вспомогательные средства распространения: видео и телевидение, что в целом значительно сокращает потенциальные доходы участников киноиндустрии.
6. Исследован процесс сегментации в сфере шоу-бизнеса. Доказано, что творческий подход к сегментации аудитории услуг в сфере шоу-бизнеса закладывает основы разработки эффективной стратегии маркетингового управления. При сегментации потребителей зрелищных услуг наиболее важным является вопрос выбора критериев сегментации. Выявлено, что наиболее адекватными применительно к сфере шоу-бизнеса выступают психографические признаки сегментации в сочетании с социально-демографическими и географическими. Выделено четыре сегмента потребителей зрелищных услуг: «социально активные», «пассивные», «апатичные», «любители», и составлены их характеристики.
7. Показано, что позиционирование играет ключевую роль в маркетинге шоу-бизнеса. Ввиду большого разнообразия постоянно выходящих на рынок зрелищных услуг, имеющих короткий жизненный цикл и характеризующихся неопределенностью восприятия у публики, правильный выбор атрибутов позиционирования во многом определяет успех организации в сфере шоу-бизнеса. Наиболее эффективными стратегиями позиционирования в сфере шоу-бизнеса выступают: позиционирование по руководителю организации, репертуару или программе, артисту, месту проведения или имиджу организации. Четкое восприятие зрелищных услуг позволяет добиться конкурентного преимущества.
8. Исследована маркетинговая концепция организации системы шоу-бизнеса. Проведен анализ эволюции маркетинговой концепции в сфере шоу-бизнеса от производственной, сбытовой и товарной через традиционную маркетинговую к новым направлениям - социально-этической, сервисной и коммуникативной.
Выявлено, что в основе маркетинговой концепции организации шоу-бизнеса лежат следующие идеи: принятие управленческих решений на основе результатов маркетинговых исследований; творческий подход к сегментации и выбору целевых сегментов; широкая трактовка конкуренции в сфере шоу-бизнеса и учет всех элементов комплекса маркетинговых мероприятий при разработке стратегии.
Указано на необходимость использования социально-этической концепции маркетинга в шоу-бизнесе, которая обусловлена выполнением некоторых социально-значимых функций, а также социальной ответственностью и этикой предпринимательства в сфере шоу-бизнеса.
Показано, что активное развитие и применение в теории и практике шоу-бизнеса новых концепций - сервисной и коммуникативной, в основе которых лежит установление долгосрочных взаимовыгодных отношений как с потребителями, так и другими ключевыми партнерами по бизнесу, предопределено особенностями системы шоу-бизнеса и тенденциями развития сферы услуг в целом. Маркетинг зрелищных услуг требует скоординированной программы взаимодействия между участниками системы для создания среды, способствующей благожелательному восприятию и отношению к новым и существующим услугам в сфере шоу-бизнеса. При этом максимальной эффективности функционирования сферы шоу-бизнеса можно достичь путем применения сочетания основных элементов как сервисной, так и коммуникативной концепций.
9. Рассмотрена система методических принципов и методов формирования маркетинг-менеджмента услуг в сфере шоу-бизнеса, которые выступают руководящими правилами и способами маркетингового управления и залогом разработки эффективной стратегии маркетинга. Показано, что основой маркетингового управления в сфере шоу-бизнеса выступают принципы и методы, которые традиционно приняты в практике стратегического планирования, управления инвестиционным портфелем и собственно маркетинга. Вместе с тем продемонстрировано, что приоритеты рассмотренных принципов и методов маркетингового управления варьируются в зависимости от степени важности конкретных показателей для сферы шоу-бизнеса.
10. В рамках маркетинговой концепции организации шоу-бизнеса и на основе принципов и методов маркетингового управления разработаны методические основы формирования маркетинг-менеджмента услуг на примере индустрии кино. Исследована последовательность этапов формирования маркетинг-менеджмента для кинокомпании: ситуационный анализ; определение миссии, целей и задач; разработка стратегии роста; портфельный анализ; разработка программы маркетинга; контроль. Показаны особенности этапов формирования маркетинг-менеджмента в сфере кино. Составлены рекомендации по формированию каждого уровня маркетингового управления в сфере шоу-бизнеса на примере кинокомпании.
Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Гласман, Анна Константиновна, 2001 год
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. М.: Центр экономики и маркетинга. - 1996. - 208 с.
2. Алешин В.В., Переверзин И.И. Менеджмент и маркетинг на европейских стадионах. -М.: Советский спорт, 1999. 239 с.
3. Андреев С.Н. Основы концепции маркетинга некоммерческих субъектов // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. — № 5. — С. 27-30.
4. Андреева О.Д. Технология бизнеса: маркетинг. М.: Инфра М-Норма, 1997.-224 с.I
5. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. СПб.: Издательство «Питер», 1999.-416 с.
6. Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия: философия организации. Инструментарий. СПб: Издательство СПбГУЭФ, 1998. - 113 с.
7. Багиев Г.Л. Маркетинг взаимодействия: методология и методика организации коммуникативной политики. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 1999.-208 с.
8. Багиев Г.Л., Новиков O.A. Маркетинг средств производства. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского Университета Экономики и Финансов, 1991. - 136 с.
9. Багиев Г.Л., Тарасевич В.М., Анн X. Маркетинг. — М.: Экономика, 1999.-703 с.• 11. Баканова Е. Маркетинг паблик рилейшнз и культура.http://pressclub.host.ru/techn22.htm
10. Баркан Д.И. Маркетинг для всех. Л.: Культ-информ-пресс, 1991.256 с.
11. Большая советская энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1979.
12. Браверман A.A. Маркетинг в российской экономике переходного периода: методология и практика. М.: Экономика, 1997. - 639 с.
13. Глаголев Н.И., Писконтина P.M. О маркетинге культуры // Социально-экономические проблемы художественной культуры. -М.: Б.и., 1987.-208 с.
14. Голубков Е.П. Маркетинговые исследования: теория, практика и методология. М.: Финпресс, 1998. - 416 с.
15. Гордин В.Э. Социальная политика и социальный маркетинг. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского Университета Экономики и Финансов, 1993. - 156 с.
16. Данько Т.П. Управление маркетингом. М.: Инфра-М, 2001. - 334 с.
17. Диксон П. Управление маркетингом. М.: ЗАО «Издательство «Бином», 1998. - 560 с.
18. Динамика появления Dolby-кинотеатров в России. http://www.nevafilm.spb.rU/forum.htm#start
19. Дондурей Д. Рынок визуального удовольствия // Эксперт. 1997. -№43. - С. 80-84.
20. Дороти Д. Паблисити и паблик рилейшнз. М.: Информационно-издательский дом Филинъ, 1996. - 283 с.
21. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1998. - 288 с.
22. Евменов А.Д. Организация, регулирование и планирование деятельности систем телевидения. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского Университета Экономики и Финансов, 1996. -194 с.
23. Евменов А.Д. Управление маркетингом услуг телекомпаний. СПб: Изд-во СПбГУКиТ, 2000. - 119 с.
24. Егоров E.B. Социально-экономические основы механизма хозяйствования в социально-культурном комплексе. М.: Экономика, 1994. - 375 с.
25. Егоров Е.В. Эффективность социально-культурного комплекса. М.: Изд-во МГУ, 1989.-79 с.
26. Жестянников JI.B. Современная концепция маркетинга услуг в сфере физической культуры и спорта. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000. -19с.
27. Иванов Г.П., Игнатьева E.JI. Предпринимательская деятельность в сфере культуры. М.: МЭГУ, 1994. - 154 с.
28. Игнатьева E.JL, Баваков Т.П. Маркетинг в сфере музыкального бизнеса. М.: МЭГУ, 1997. - 90 с.
29. Игра как зрелище, http://www.skive.ag.ru/080399.shtml
30. Илле М. Петербуржцы и культурная жизнь города: 10 лет наблюдений, http://snits.by.ru/culture01 .htm
31. Ильин В.И. Поведение потребителей. http://www.marketing.spb.ru/read/m7/indexold.htm
32. Исследование региональных рекламных рынков, http ://www. internews .ru/report/regionmarket/12 .html
33. Кабаков B.C., Порховник Ю.М., Зубов И.П. Менеджмент: проблемы, программы, решения. — Л.: Лениздат, 1990.
34. Кассовые сборы российских фильмов, http ://www. kinogi d. ru/prokat/prokat4. shtml
35. Кинословарь. M.: Советская энциклопедия, 1966. - 790 с.
36. Классификация компьютерных игр. http://halyava.ru/deno/classif.html
37. Кокарев И.Е. Российский кинематограф: между прошлым и будущим. М.: Российский фонд культуры, Русская панорама, 2001. - 488 с.
38. Коммерческая и некоммерческая деятельность в социальной сфере. -М.: Наука, 1995.- 155 с.
39. Концепция развития кинематографии до 2005 года // Российскаягазета. 1998. - 3 февраля.
40. Копылова Р.Д. Кинематограф плюс телевидение. М.: Искусство, 1977.- 135 с.
41. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. — СПб: Питер Ком, 1998. 896 с.
42. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1991. - 736 с.
43. Криштул Б.И. Кинопродюсер. М.: РФК - Русская панорама, 2000. -336 с.
44. Крутова Н. Кинематографисты подвели итоги // Петербургский телезритель. 1998. - № 12.
45. Лазарук С. Итоги киногода. В моем кабинете пессимизма нет. http://wwлv.kulturaрО11а1.ги/1гее/сикрарег/а111с1е.8р?питЬег=1000176&риЬ1ё=66335
46. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива.- СПб: Наука, 1996. 589 с.
47. Ливнев С. Кино прибыльная отрасль // Эксперт. - 1997. - № 43. - С. 85-87.
48. Маркетинг / А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А. Красильников и др.; под ред. А.Н. Романова. М.: Банки и биржи- ЮНИТИ, 1995. -560 с.
49. Мельниченко Л.Н. Эволюция маркетингового управления: основные этапы и современные тенденции Н Маркетинг в России и за рубежом.- 1999. -№ 5. С. 3-16.
50. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1997.-704 с.
51. Михайлова Е.А. Стратегический менеджмент и стратегический маркетинг: проблемы взаимосвязи и взаимопроникновения Н Менеджмент в России и за рубежом. 1999. - № 2. - С. 33-44.
52. Моисеева Н.К. Международный маркетинг. М.: Центр экономики и маркетинга, 1998. - 320 с.
53. Нейгольдберг В.Я. Масштабы приобщенности населения к искусствуопыт социологического исследования) // Социально-экономические проблемы художественной культуры. М.: Б.и., 1987. - 208 с.
54. Новикова A.A. Планирование социально-культурных комплексов. -Ростов-на-Дону: РИНХ, 1991. 28 с.
55. Новотный О. Экономика культуры. М.: Прогресс, 1987. - 253 с.
56. Новотный О., Фишер Я. Экономика культуры. М.: Прогресс, 1990. -278 с.
57. Нэсбит Д., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции: год 2000. М.: Республика, 1992. - 414 с.
58. Обзор российского телевидения. Исследование зрительской аудитории и рынка, http://www.internews.ru/report/tvrus/tv7.html
59. Основные экономические и социальные показатели в 2000 г. http://www.gks.ru/scripts/free/1 с.ехе?ХХХХ51 F. 1.12.1.1 /120000R
60. Основы законодательства Российской Федерации о культуре // Российская газета. 1992. - 17 ноября.
61. Песоцкая Е.В. Маркетинг услуг. СПб: Издательство «Питер», 2000. - 160с.
62. Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства // Экономика и жизнь. 1995. -№33.
63. Полукаров В.Л. Экономика телерадиовещания. М.: Изд-во МНЭПУ, 1998.- 103 с.
64. Пучкова Е.И. Маркетинг в сфере театрального искусства // Маркетинг успеха. 1999. - №4. - С. 49-55.
65. Региональные органы управления Министерства культуры РФ. Концертные организации и коллективы системы Министерства культуры РФ Санкт-Петербург.http://www.mincult.isf.ru/RoboStat/RgConcrt.asp?RegNumber='78'
66. Розенталь А. Создание кино и видеофильмов как увлекательный бизнес. М.: Издательство Триум, Издательство Эра, 2000. - 352 с.
67. Рубинштейн А.Я. Введение в экономику исполнительского искусства. М.: Всесоюзное объединение Союзтеатр, 1991. - 382 с.
68. Рубинштейн А.Я. Экономика искусства. М.: Рик Культура, 1991. -182 с.
69. Рыжкова Г.Я. Волнующий шаг к успеху: маркетинг и досуг. -Барнаул: Б.и., 1994. 95 с.
70. Самые кассовые фильмы США, собравшие более 200 млн. долл. http://www.kinogid.ru/prokat/prokat2.shtml
71. Сареди К. Чувство реальности и дефицит реализма // Искусство кино.- 1995. -№ 4.-С. 15-20.
72. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1990. - 624 с.
73. Социально-экономические проблемы России. Поддержка сферы культуры. http://www.fiper.rU/spr/chapter-13-3.html#hd2
74. Столяров И.А. Планирование развития культуры. М.: Б.и., 1987. -72 с.
75. Столяров И.А. Современные методы и средства управления в отраслях культуры и искусства. М.: Экономика, 1983. - 208 с.
76. Столяров И.А. Управление культурой: организационно-экономический механизм. М.: Экономика, 1989. - 260 с.
77. Суставова Е. Спортивный бум в маркетинге. http://pressclub.host.ru/techn23.htm
78. Телевидение: вчера, сегодня, завтра. М.: Искусство, 1989. - 266 с.
79. Телеканалы // Практика рыночных исследований 2000 г. СПб., 2000.- С. 89-90.
80. Теплиц Е. Кино и телевидение в США. М.: Искусство, 1966. - 209 с.
81. Терехова О.В. Индустрия досуга в США. М.: Наука, 1983. - 176 с.
82. Типы и виды Product Placement. http://productplacement.nm.ru/Basic/basic-types.htm
83. Толковый словарь русского языка, http://mega.km.ru/ojigov/
84. Томилов В.В. Организационная культура и предпринимательство. -СПб: СпбУЭиФ, 1994. 164 с.
85. Томилов В.В., Песоцкая Е.В. Маркетинг в системе предпринимательства. СПб: «Геликон Плюс», 2000. - 520 с.
86. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998.-576 с.
87. Тульчинский Г.Л. Маркетинг в сфере культуры. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская Государственная Академия Культуры, 1995. -90 с.
88. Ульянова М.А. Особенности маркетинга кинорынка и специфика кинопродукции как объекта маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. 2000. - №2. - С.56-62.
89. Универсальная энциклопедия Кирилла и Мефодия. http://mega.km.ru/bes98/
90. Федеральный закон о государственной поддержке кинематографии // Собрание законодательства РФ. 1996. - № 28. - С. 10-15.
91. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка: Учебное пособие. М.: Финансы и статистика, 1999. - 523 с.
92. Чекулаева Е. Год под знаком кино // Петербургский телезритель. -1998. -№ 10.
93. Чуковская Е.Э. Аудиовизуальный бизнес. Договорное регулирование. М.: РосКонсульт, 1999. - 336 с.
94. Шааф Ф. Спортивный маркетинг. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 1998. -464 с.
95. Шарапова И. Кассовые ленты плюс Dolby и попкорн // Эксперт. -1997. -№ 43.-С. 88-91.
96. Шарапова И. Легенда о русском шоу-бизнесе // Эксперт. 1997. - № 25.-С. 86-91.
97. Шекова Е.Л. Особенности формирования ценовой политики в сфере культуры. http://www.marketing.spb.rU/conf/9/95.htm
98. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. М.: Экономика, 1990. - 350 с.
99. Экономические отношения в социально-культурной сфере. Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского Университета Экономики и Финансов, 1992. - 147 с.
100. Эстрада: что? где? зачем? М.: Искусство, 1988. - 351 с.
101. Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере. -М.: Экономика, 1991. 174 с.
102. Bagella М., Becchettithe L. Determinants of Motion Picture Box Office Performance: Evidence from Movies Produced In Italy // Journal of Cultural Economics. 1999. - vol. 23. - № 4. - p. 237-256.
103. Barksdale H. An Analysis of Atlanta's Entertainment Industry. http://www.researchatlanta.Org/exesum4.html#ab
104. Bergier M. J. A conceptual model of leisure-time choice behavior // Journal of Leisure Research. 1981.-vol. 13.-№ 2. - p. 139-157.
105. Bjorkegren D. The Culture Business: Management Strategies for the Arts-related Business. London: Routledge, 1996. - 216 p.
106. Bloch P., Bruce G. Product involvement as leisure behavior // Advances in Consumer Research. 1984. - vol. 11. - p. 197-202.
107. Braman S. Art in the Information Economy. http://www.wlu.ca/~wwwpress/jrls/cjc/BackIssues/21.2/braman.html
108. Brown W. The Spectacle of Entertainment. http://www.spectacle.org/496/brown.html
109. Chartrand H. Towards an American Arts Industry. http://www.culturaleconomics.atfreeweb.com/Towards.htm
110. Close H., Donovan R. Who's my market? A Guide to Researching Audiences and Visitors in the Arts.http://www.ozco.gov.au/resources/publications/marketing/whosmymarket/ index.htm
111. Coombs H.C. The economics of the performing arts // Economic Papers. -1971.-№35.-p. 32-46.
112. Cuadrado M. Segmentation of cinema audiences: an exploratory study applied to young consumers // Journal of Cultural Economics. 1999. -vol. 23. -№ 4. -p. 257-267.
113. De Vany A.; Walls D. Uncertainty in the Movie Industry: Does Star Power Reduce the Terror of the Box Office? // Journal of Cultural Economics. -1999. vol. 23. - № 4. - p. 285-318.
114. Dickman Sh. Arts Marketing: the Pocket Guide. http://www.ozco.gov.au/resources/publications/marketing/pocketguide/ind ex.htm
115. Dickman Sh. What's my plan? A Guide to Developing Arts Marketing Plans.http://www.ozco.gov.au/resources/publications/marketing/whatsmyplan/in dex.htm
116. Diggles K. Guide to Arts Marketing: The Principles and Practice of Marketing as they Apply to Arts. London: Rhinegold Publishing Limited, 1986.-243 p.
117. Dowling R. Entertainment Career Marketplace, http ://www. c sun. edu/~entinst/do wl ing. htm
118. Emenheiser D., Sproles G. Segmenting Local Markets for Entertainment Services: the Case of Discotheques II Advances in Consumer Research.1978.-vol. 5.-p. 682-687.
119. Finn A., McFadyen St., Hoskins C. Marketing, Management, and ^ Competitive Strategy in the Cultural Industries.http://www.wlu.ca/~wwwpress/jrls/cjc/BackIssues/! 9.3/finn.html
120. Fontenelle S., Zinkhan G. Gender differences in the perception of leisure: a conceptual model // Advances in Consumer Research. 1993. - vol. 20. -p. 534-540.
121. Gapinski, J.H. What price patronage lost? A view from the input side // Journal of Cultural Economics. 1979. - vol. 3. - p. 62-72.
122. Globerman S. Foreign Ownership of Feature Film Distribution and the Canadian Film Industry.http://www.wlu.ca/~wwwpress/jrls/cjc/BackIssues/16.2/glober.html
123. Globerman S. Price awareness in the performing arts // Journal of Cultural Economics. 1978. - vol. 2. - № 2. - p. 27-42.
124. Hawes D. Time Budgets and Consumer Leisure-Time Behavior //y
125. Advances in Consumer Research. 1977. - vol. 4. - p. 221-229.
126. Highland Council Arts Strategy: 2000 to 2005. http://www.highland.gov.uk/cl/publicservices/artsstrategy.pdf
127. Hoskins C., McFadyen St., Finn A. The Environment in which Cultural Industries Operate and Some Implications // Canadian Journal of Communications. 1994. - vol. 19. - № 3/4. - p. 52-64.
128. Interactive Electronic Entertainment Industry Overview. http://www.dfcint.com/news/newslold.html
129. Jeffrey L. Rethinking Audiences for Cultural Industries: Implications for Canadian Research.http://www.wlu.ca/~wwwpress/jrls/cjc/BackIssues/19.3/jeffrey.html
130. Keen B. Dynamic Growth in the Interactive Entertainment Market // Media Business file. 1998. - Spring/Summer. - p. 65-70.
131. Kotler P, Scheff J. Standing Room Only. Strategies for Marketing the Performing Arts. Boston: Harvard Business School Press, 1997. - 560 p.
132. Landon E., Locander W. Family Life Cycle and Leisure Behavior research.http://oxygen.vancouver.wsu.edu/otcgi/llscgi60.exe
133. Law and Business of the Entertainment Industries. New York: Praeger, 1992.-789 p.
134. Levitt T. Marketing Myopia // Harvard Business Review. 1960. - vol. 38. - July-August. - p. 24-47.
135. Lorimer R., Duxbury N. Of Culture, the Economy, Cultural Production, and Cultural Producers: An Orientation // Canadian Journal of Communications. 1994. - vol. 19. - № 3/4. - p. 71-79.
136. Lucier C., Torsilieri J. To Win with Innovation Kill R&D. http://www.strategy-business.com/pdf/099302.pdf
137. Lukk T. Movie Marketing: Opening the Picture and Giving It Legs. Los Angeles: Silman-James Press, 1997. - 274 p.
138. Marketing Violent Entertainment to Children: A Review of Self-Regulation and Industry Practices in the Motion Picture, Music Recording & Electronic Game Industries. http://www.ftc.gov/reports/violence/vioreport.pdf
139. McGuiggan R. Determining Leisure Preference, Personality or Demographics? // European Advances in Consumer Research. 1999. -vol. 4.-p. 224-231.
140. Mokwa M., Dawson W., Prieve E. Marketing in the Arts. New York: Praeger Publishers, 1980. - 286 p.
141. Morgan M. Marketing for leisure and tourism. London: Prentice Hall, 1996.-344 p.
142. Music Industry, http://ftp.fedworld.gov/pub/irs-mssp/music.pdf
143. Oxford Advanced Learner's Dictionary. Oxford: Oxford University Press, 1996.- 1190 p.
144. Product Placement 101. Script to Screen. http://www.erma.org/stsc/propplac.html
145. Product Placement, киномерчандайзинг, кросс-промоушн и их возможности. http://productplacement.nm.ru/Basic/basic-promol .htm
146. Radbourne J. Relationship marketing in the nonprofit arts industry: shaping loyalty and advocacy.http://www.anzmac99.unsw.edu.aU/anzmacfiles/R/Radbourne.pdf
147. Rothmann T., Mvsko N., Schleich L., Bikart L. Music Marketing: Past, Present & Future, http://geocities.yahoo.com/addons/interact/mbe.html
148. Scheff J. Factors Influencing Subscription and Single-Ticket Purchases at Performing Arts Organizations // International Journal of Arts Management. 1999. - № 1. - p. 16-27.
149. Scheff J. Understanding Arts Audiences. http://www.aiam.com.au/05jpapers/jScheff2.pdf
150. Scott J. Fundamentals of leisure business success: a manager's guide to achieving success in the leisure and recreation industry. London: Haworth Press, 1998.- 189 p.
151. Sedgwick J., Pokorny M. Movie Stars and the Distribution of Financially Successful Films in the Motion Picture Industry // Journal of Cultural Economics. 1999. - № 23. - p. 319-323.
152. Steidl P., Hughes R. Marketing strategies for arts organizations. http://www.ozco.gov.au/resources/publications/marketing/strategies/index. htm
153. Strengthening Management Practice in Canada's Cultural Sector: a Learning Strategy Final Report.http://www.arts.uwaterloo.ca/ccm/documents/cmlsdocs/cmls 1 .html
154. The Highland Council Film and Television Strategy.http://www.highland.gov.uk/cl/publicservices/filmandtelevision/film&t vstrategy.htm
155. The Internet as a Research Tool for the Study of Leisure. http://www.business.uts.edu.au/leisure/research/LeisureLinks.htm
156. Throsbv C. Public policy and the performing arts // Economic Papers.1976. vol. 52. - p. 2-15.
157. Vogel H. Entertainment Industry Economics. Cambridge: Cambridge University Press, 1986. - 457 p.
158. Voss G., Voss Z. Strategic Orientation and Firm Performance in an Artistic Environment.http://www4.ncsu.edu/unity/users/g7gvoss/www/IJAM.PDF
159. Voss J., Blackwell R. Markets for Leisure Time // Advances in Consumer Research. 1975. - vol. 2. - p. 837-846.
160. Webb L. Price formation in the art market // Economic Papers. 1970. -vol. 35. - p. 8-19.
161. Withers G.A. Demand for performing arts services // Economics of the Australian Service Sector. London: Croom Helm, 1977. - p. 385-413.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.