Формирование критического мышления студентов в процессе преподавания Человековедения: на материалах высших учебных заведений Республики Таджикистан тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Урунова, Хамидачон Умарбоевна

  • Урунова, Хамидачон Умарбоевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Худжанд
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 176
Урунова, Хамидачон Умарбоевна. Формирование критического мышления студентов в процессе преподавания Человековедения: на материалах высших учебных заведений Республики Таджикистан: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Худжанд. 2011. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Урунова, Хамидачон Умарбоевна

Введение

СОДЕРЖАНИЕ:

ГЛАВА 1. Проблемы развития критического мышления в новой системе национального образования.

1.1. Гуманизация процесса обучения фундаментальное условие для развития навыков критического мышления.

1.2. Формирование критического мышления в новой системе национального образования.

1.3. Особенности содержания и методики преподавания курса Человековедения в вузах.

1.4. Содержание проблемного обучения и его роль в развитии критического мышления.

Выводы по первой главе.

ГЛАВА 2. Педагогические методы формирования критического мышления в процессе обучения курсу Человековедения.

2.1. Методы развития критического мышления в процессе проблемного обучения.

2.2. Развитие критического мышления через чтение и письмо.

2.3. Педагогические методы диагностики уровня критического мышления и результаты опытно-экспериментальной работы.

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование критического мышления студентов в процессе преподавания Человековедения: на материалах высших учебных заведений Республики Таджикистан»

Подготовка адекватного ответа на вызов, который бросает глобализация на национальные системы среднего и высшего образования, не проста. Для того чтобы быть способным к избирательному подходу, к инновациям, идущим извне, надо знать цели нашего образования: усилению какой тенденции в изменениях, происходящих в сфере образования, мы должны способствовать?

Во многих школах и вузах нашей страны основную задачу учебного плана видят в передаче большого объема знаний студентам. Согласно такому подходу, чем шире знаний передаются студентам, чем больше учебный план, педагогическая задача преподавателей считается выполненной. Глобализация, все более увеличивая открытость образовательной системы, коренным образом меняет основные принципы образования, нацеливая его на подготовку людей, способных активно участвовать в постоянных изменениях, происходящих внутри страны и за ее пределами. От адекватного внедрения в процесс образования новых составляющих, соответствующих требованиям нового времени, в сущности, зависит уровень квалификации будущего поколения, что предполагает неизбежные перемены в ментальное™ людей. Ныне педагоги и психологи считают, что интеллектуальное развитие человека и его умственных способностей определяются не количеством знаний, фактов и научной информации, которые он хранит в памяти, а готовностью человека к отбору необходимых знаний путем критического анализа, осмысления и понимания информации и умением самостоятельно принимать рациональные решения. Как отмечает академик Петров К.П., «.определяющим в поведении человека и принятии им решения является не сумма его знаний, а тот склад психики, которым он владеет». [125] Далее он отмечает, что сегодня все человечество перешло на качественно новое информационное состояние, в котором не прибывало никогда еще за всю свою историю. Его смысл заключается в том, что если раньше на протяжении жизни одного человека не было значительных изменений, сейчас в процессе своей жизни человек сталкивается с неоднократными изменениями во всех сферах, в том числе и в образовательной сфере. В новом информационном состоянии он соприкасается со все новой и новой информацией и, следовательно не успевает осваивать все знания. Не хватит и человеческой жизни для изучения и освоения всех знаний, фактов и информаций. Истомин А. В. пишет в своей статье «Сущность технологии ИЛУСТ» ("Развитие критического мышления через чтение и письмо"), что долгое время педагоги обсуждали важность фактического знания в сравнении с практическими знаниями. Те, кто предполагают, что фактические знания являются самыми важными, уверены, что обучение, построенное соответствующим образом, готовит обучаемых к тому, чтобы стать настоящими гражданами общества. Те, кто наиболее критически подходят к фактическим знаниям и практическому опыту, полагают, что одних только знаний недостаточно. Они считают, что знания тогда ценны, когда они полезны и могут быть применены практически, творчески и критически. Знания должны быть прагматичными. В изменяющемся мире обучаемым необходимо уметь анализировать информацию, что является важным, уметь выразить свое отношение к новым идеям и знаниям, принимать нужные знания и отвергать ненужную информацию. По мнению Петрова К.П. надо переходить от фактологической педагогики к методологической педагогике, т.е. не надо перегружать память человека фактами, большим объемом информации, а нужно дать ему метод освоения знаний, и чтобы, в случае соприкосновения с новыми знаниями обучаемый мог разобраться и оценить, нужны ему эти знания или нет. [126].

Ныне обеспечение мобильности кадровых ресурсов в развивающихся странах, в том числе, в Таджикистане, где недостаточны привлекательные рабочие места, возможно только тогда, когда их образование не закрыто, и оно зиждется на знании общих положений функционирования и развития общества. Новое поколение должно жить и работать в контексте кросскультурного взаимодействия наций. Для этого необходимо, чтобы наше образование было вовлечено в глобализационный процесс и было открытым для восприятия достижений других образовательных систем, культур. Это становится особенно актуальным в условиях перехода нашей системы высшего образования к кредитной системе, целью которого является интеграция образовательных систем мира и создание мобильности субъектов образовательной сферы. Сегодня нужно формировать личность, способную представлять не только специфически национальную культуру, но и мировую общечеловеческую культуру. Это своего рода перемена в ментальности людей.

Этим целям может служить, наряду с другими элементами, вводимыми для перемены ментальности будущего поколения, также развитие критического мышления наших студентов. Задачей педагогики и психологии является воспитание такой личности, которая могла бы мыслить и действовать самостоятельно. Для того, чтобы человек проявлял свою активность в общественной жизни, необходимо формирование навыков и умений критического мышления студентов. Однако отечественный философ-культуролог Джураев А. в статье: «Формирование критического мышления как часть реформирования гуманитарного образования» пишет: «Мы знаем о том, какое внимание уделяется критическому мышлению в западном образовании, особенно, в американском. Можно сказать, что для них критическое мышление является философией образования. А что у нас? Отдавая должное позитивным моментам нашего предшествующего советского образования, надо сказать об отсутствии прочной традиции у нас критического мышления. Мы привыкли, что учитель является не только передатчиком знаний, но и определителем качества знания и экспертом. Нередки были случаи появления чувства негодования преподавателя от вопросов, исходящих от любознательных студентов, которые стремились найти ответ на вопросы их реальной жизни, что является проявлением не только отсутствия, но и в некотором роде подавления в классе мотивации к критическому мышлению. Для нас не являлась типичной ситуация, когда студенты рассуждали критически о преподаваемом материале для студентов» [62].

Это говорит о том, что в традиционной педагогике обучаемые не имеют возможности делать выбор того, чему их должны учить, и как их должны учить, т.е. все содержание и методика процесса обучения определяются только преподавателем, а обучаемые готовы лишь воспроизводить. Обучаемые привыкли к монологической форме обучения. От них требуется повторение, запоминание, воспроизведение материала и действие по готовому образцу. Преподаватель всегда выступает в роли авторитетного центрального лица, носителя знаний, от которого ожидается всегда подача готовых окончательных ответов. Такое положение дел оставляет большой отпечаток на подготовку будущих специалистов. Ведь основная задача учебного заведения заключается в том, чтобы посредством развития личности развивать общество. Как отметил президент Таджикистана Э. Рахмон «Задача формирования свободного гражданина, личности - это воспитание образованного и совершенного человека, который знает свои права, опирается на свою силу и способности, имеет самостоятельный взгляд на происходящее вокруг, в то же время, он рассматривает личные интересы и интересы страны и народа как единые» [168]. Но как личность студента может развиваться, если цели и методы обучения не способствуют этому? В школах и вузах готовят больше исполнителей, чем активных, самостоятельно мыслящих творческих личностей, созидателей общества. Вот почему умение мыслить самостоятельно, необходимо формировать в процессе обучения. Как отмечает Ф.Ф.Минкина, задачей педагогики и психологии является воспитание такой личности, которая могла бы мыслить и действовать самостоятельно [111]. В формировании и развитии самостоятельной личности велика роль родителей. Как отметил президент РТ Эмомали Рахмон в своем выступлении по поводу законопроекта «Об ответственности родителей в воспитании и обучении детей», «На всех этапах воспитания и обучения молодого поколения и его умственного и нравственного развития основную ответственность несут родители. В принципе уровень высокой нравственности, интеллекта и мировоззрения родителей является первоисточником, который записывается на психике и мышлении ребенка на всю жизнь» [90].

Бесспорно, родители несут большую ответственность в воспитании и обучении своих детей. Их родительский долг и задача в формировании и развитии молодого поколения, безусловно, велики. Ясно и то, что никто как родитель не может быть заинтересован в воспитании своего ребенка. Но означает ли это о возникшей потребности постоянного контроля старшего поколения над молодым? Не превратиться ли это в своеобразную слежку за каждым шагом молодых людей? Если да, то это, несомненно, может ослабить их чувство индивидуальной ответственности за свой поступок и выбор. За ограничением их самостоятельности и инициативности последует ограничение их творческого потенциала, так как молодые привыкают постоянно опираться на решение и контроль родителей. В результате, не могут быть развиты у молодых людей способности самостоятельно мыслить и навыки принимать собственные решения.

На всемирной конференции по высшему образованию, которая проходила 5-9 октября 1998 года, в Париже была принята декларация «О высшем образовании в XXI веке, подходы и практические меры», в статье 9 которой под названием «Новаторские подходы в сфере образования» относительно творчества и критического мышления говорится: «Высшие учебные заведения должны обеспечить такое образование студентов, которое воспитывает в них хорошо информированных и глубоко мотивированных, способных к критическому мышлению, анализу общественной проблематики, поиску и использованию, решению проблем, стоящих перед обществом, а также к тому, чтобы брать на себя социальную ответственность». [44,33]

Не менее важной проблемой сегодня является то, что в последнее время в нашем образовательном пространстве можно наблюдать тенденцию к игнорированию роли и значения гуманитарных наук и знаний, и недостаточно уделяется внимание к их преподаванию и изучению. Такое положение дел вряд ли может свидетельствовать об уменьшении роли той области знания, которая исследует человека, самого совершенного и загадочного создания мира. Потребность познать самого себя и других, изучать обстоятельства, которые делают нас такими, какие мы есть, никогда не уменьшалась и заставляла всегда делать человека предметом интереса особого рода наук, которые называются гуманитарными. К сожалению, большинство студентов относятся к преподаваемым гуманитарным дисциплинам в вузе, к таким как: философия, психология, логика, этика, эстетика, история религии чуть ли как к чему-то «ненужному и пустословному», в то же время «обязательному».

К счастью, начиная с конца 90 годов прошлого века, в странах Центральной Азии функционирует уникальная международная образовательная Программа Ага Хана Человековедения, которая накопила большой опыт в реформировании гуманитарного образования в этих странах. Потребность в этой международной образовательной программе было вызвано тем, что, как отмечено в предисловии к ее книге: «Центральноазиатские правительства призвали к поддержке развития образования и разработке новых учебных материалов, адекватно отвечающих мировым стандартам» [134, 3]. Уникальная по своей сущности и задачам, Человековедение внедрило в учебный процесс много инновационных технологий в обучение, смогла адаптировать их в центрально-азиатское образовательное пространство и достигла больших успехов в приобщении студентов и преподавателей к передовым методам преподавания гуманитарных знаний.

Надо сказать, что педагогика и психология имеет достаточное представление о том, что такое критическое мышление. Понятие «критическое мышление» исследовано в трудах таких зарубежных ученых как В.С.Библер, Б.Бурштейн, А. В. Брушлинский, М. Вейтгеймер, Д.В.Вилькеев, Дж. Гилфорд, Н. Г.Дайри, А.З.Зак, Г. И. Ибрагимов, А.Аивин, З.И. Калмыкова, Ф.Клике, И.Я.Лернер, А.Н.Лук, А. М. Матюшкин,

М.И.Махмутов, С.О.Рубиншейн, Б.М.Теплов, О.К.Тихомиров, И.Флоров, В.С.Шубинский и др.

Из таджикской классической литературы можно привести имена великих философов и мыслителей, таких как А. Рудаки, А. Фирдавси,

A.И.Сино, С.Шерози, У. Кайковус, А. Джоми, Д. Руми, М. Газали, Н. Ганджави и многих других ученых, которые в своих неповторимых художественных трудах и произведениях высоко оценили человеческий ум, разум, здравый смысл, что является стержнем критического мышления.

Наиболее полно проблемы развития критического мышления рассматриваются в современной американской критической дидактике. В работах Р. Энниса, Д. Мэкпэка, Р.Пола, Б.Файер-Бэкона, Д.Хэтчера отражена эволюция понятия «критическое мышление» в педагогике, его значимость для развития свободной, творческой личности, вопросы методов формирования навыков критического мышления.

В работах зарубежных ученых психологов как Д. Клустер, Д. Хальперн, Х.Бедау, С.Барнет, изучена природа критического мышления, критического чтения, критического письма, и исследованы специфические методы формирования этих навыков.

Также над вопросами развития критического мышления работают такие зарубежные педагоги и психологи, как Боно Э. Дж.Гудлед, И.Уоллен Норман, Ф.Хобрих Верной, Е.Рид Мон, В.Оконь и др.

В педагогических трудах русских ученых - К. Д. Ушинского, Н. И. Пирогова, Л. Н. Толстого, К. Н. Вентцеля, П. Ф. Каптерева, С.Т. Шацкого,

B. А. Сухомлинского можно найти истоки личностно-ориентированного подхода, что является фундаментаментальным условием для формирования свободной личности, способной мыслить самостоятельно и критически оценивать жизненные ситуации.

Идеи гуманизации образования обсуждены в работах исследователей конца XX века, таких как В. С. Ильина, Г. И. Щукиной, Ш. А. Амонашвили и ДР

Среди современных отечественных ученых, философов и педагогов можно назвать А. Джураева, 3. Мухторова, Г. Искандарову, М. Садыкова, И. X. Каримову, М. Лутфуллоева, Ш. Хушвактова, Ф. Шарифзода, М. Каххорову, 3. Хохамирову, М. Афгонова, Т. Хокова, Е. Хомидзода и др. которые в своих отдельных статьях проявляют научный и педагогический интерес к критическому мышлению.

Таким образом, педагоги и психологи утверждают актуальность проблемы формирования критического мышления в процессе обучения, но однако в отечественной педагогической науке нет специальной литературы, в которой было бы изложено изучение и применение критического мышления в процессе обучения, в частности, гуманитарным дисциплинам. Поэтому данная исследовательская работа направлена на понимание сути и значения критического мышления в педагогическом процессе, как путь формирования личности, на изучение опыта Человековедения в развитии навыков критического мышления студентов, на исследование разработанных методов и приемов в процессе обучения курсу Человековедения, как гуманитарной дисциплине, отличающейся от традиционных гуманитарных дисциплин своим содержанием и методикой обучения, а также на изучение специфики формирования критического мышления, обусловленные национальными особенностями нашего образовательного пространства.

Исходя из актуальности проблемы, мы обозначали тему диссертации: «Формирование критического мышления студентов в процессе преподавания курса Человековедения».

Проблема исследования: педагогические основы и методика формирования критического мышления, критического чтения и академического письма у студентов в процессе обучения курсу "Человековедения».

Цель исследования: анализировать пути и методы формирования и развития у студентов навыков критического мышления в процессе преподавания инновационного курса Человековедения и показать эффективность их использования в процессе преподавания гуманитарных дисциплин.

Предмет исследования: определение специфических особенностей инновационного междисциплинарного курса Человековедения и выявление его педагогических возможностей по развитию навыков критического мышления студентов.

Объект исследования: процесс формирования и развития навыков критического мышления у студентов в процессе преподавания курса Человековедения.

В основу исследования была положена следующая гипотеза: изучение понятия критического мышления и его формирование и развитие у студентов в процессе преподавания курса Человековедения будет осуществляться успешно, если: суть и значение понятия «критическое мышление» определены и обоснована необходимость его формирования; педагогически правильно организован процесс гуманизации обучения и развития навыков критического мышления; выявлена и обоснована необходимость преподавания курса Человековедения с учетом национальных особенностей и культуры; разработана методика формирования и развития навыков критического мышления, критического чтения и академического письма.

Исходя из данной гипотезы, выдвинуты следующие задачи исследования:

1. Изучить и проанализировать соответствующую литературу по философии, психологии, педагогике, методике обучения, критическому мышлению, Человековедению.

2. Раскрыть суть и значение понятия «критическое мышление» и определить необходимость его формирования у студентов в процессе обучения.

3. Проанализировать влияние критического мышления на национальные культурные особенности.

4. Разработать педагогические основы и систему методов и приемов формирования и развития навыков критического мышления студентов в процессе преподавания курса Человековедения.

5. Обосновать и показать эффективность внедрения в практику вариант разработанной методики формирования критического мышления в рамках курса Человековедения в процессе преподавания других гуманитарных дисциплин.

6. Определить критерии диагностики уровня критического мышления в процессе обучения курсу Человековедения.

7. Проверить уровень эффективности предлагаемой методики экспериментальным путем.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: личностно-ориентированный подход к обучению, концепция проблемного обучения в процессе преподавания курса Человековедения, гуманизация процесса обучения.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: Изучение литературы по теме исследования и анализ проблемы, устный и письменный опрос студентов и преподавателей ХГУ имени академика Б.Гафурова, ТГУ ППБ и ХФТУТ до и после обучения курсу Человековедения, анкетирование, наблюдения, беседы, сравнительный анализ, интервью, тестирование.

Базаисследования: Инновационно-образовательный центр

Человековедения» Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова, Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики, Худжандский филиал Технологического университета Таджикистана, Общественное объединение центр обучения «Драйвер» при ХГУ.

Исследование осуществлялось в три этапа:

1. На первом этапе (2008-2009 уч. год) проводилось изучение педагогической, психологической и методологической литературы (на русском и английском языках) по проблеме исследования и их анализ.

2. На втором этапе (2009-2010 уч.год) проводился первый тур эксперимента, который состоял из двух частей. Первая часть эксперимента проводилась с целью: а) выявления причин снижения роли и значения гуманитарных дисциплин; б) определения основ положительного отношения студентов и преподавателей к обучению курсу Человековедения.

3. Вторая часть эксперимента проводилась с целью оценки уровня критического мышления студентов до обучения курсу Человековедения и применения методов развития критического мышления. Эксперимент проводился методом анкетирования, тестирования, наблюдения и беседы.

4. Третий этап (2010-2011 уч. год) - проводился второй тур эксперимента -оценка уровня сформированности критического мышления студентов после обучения курсу Человековедения, обобщение результатов исследования и оформление диссертационной работы.

Научная новизнаработы: раскрыта необходимость изучения гуманитарных дисциплин на примере преподавания курса Человековедения и формирования критического мышления в процессе преподавания курса Человековедения с учетом национальных особенностей, апробировано применение методов в процессе обучения курсу Человековедения, обоснована эффективность используемых методов, изучен опыт Человековедения по развитию навыков критического мышления студентов, ■ исследованы разработанные методы и приемы в процессе обучения курсу Человековедения, как гуманитарной дисциплине, отличающейся от традиционных гуманитарных дисциплин своим содержанием и методикой обучения, а также изучена специфика формирования критического мышления, обусловленная национальными особенностями нашего образовательного пространства.

Теоретическая значимость: Изучена сущность личностно-ориентированной методики обучения, концепция проблемного обучения, критического мышления с учетом культурных и национальных особенностей, гуманизация процесса обучения, разработана система методов развития критического мышления и обоснована эффективность их использования в процессе преподавания гуманитарных дисциплин, в частности, курса Человековедения.

Практическая значимость: обоснована система методов и приемов развития критического мышления, которая способствует формированию у студентов умений оценивать жизненные ситуации, делать анализ и рациональные выводы, мыслить самостоятельно, проявлять инициативу и творчество. Исследована эффективность разработанной и апробированной методики преподавания курса Человековедения в центрально-азиатском постсоветском образовательном пространстве. В ходе исследования предложен вариант оптимальной модели эффективного формирования критического мышления в процессе обучения гуманитарным дисциплинам. Разработаны методы формирования критического мышления с учетом национальных, возрастных, и умственных особенностей студентов (проведена оценка уровня сформированное™ навыков критического мышления студентов).

Материалы научно-исследовательской работы могут служить пособием для развития критического мышления в рамках курсов Человековедения и других гуманитарных дисциплин.

Достоверность и обоснованность: четко разработана и экспериментально проверена теория, эффективность методов и приемов показана на практике преподавания курса Человековедения. В проведенных исследованиях приняли участие 450 студентов и 50 преподавателей.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Необходимость и возможность эффективного формирования критического мышления в процессе преподавания курса Человековедения.

2. Применимость разработанной методики преподавания критического мышления в рамках курсов Человековедения в процессе преподавания других гуманитарных дисциплин

3. Большая роль навыков критического мышления молодежи для создания гражданского общества

4. Применимость разработанной методики оценки уровня сформированности критического мышления студентов до и после обучения курсу Человековедения.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений на заседаниях кафедры языков и гуманитарных наук, в научно-методических презентациях в Худжандском Филиале Технологического Университета Таджикистана, в процессе обсуждения результатов экспериментальных исследований на кафедре педагогики и профессиональной психологии Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова, а также в выступлении на конференции, посвященной «Году образования и технической культуры» на тему «Критическое мышление - новая философия образования» (Худжанд-Февраль -2010, ХФТУТ), на семинарах и тренингах по курсам «Введение в Человековедения», «Личность и общество», «Традиции и изменения», «Поиск социальной справедливости», «Определение гражданского общества», «Дискуссии о человеческой природе» (2008-2009-2010 Программа Ага-Хана Человековедения в Центральной Азии). В результате научно-исследовательской работы разработана система методов развития критического мышления через чтение и письмо в процессе обучения гуманитарным дисциплинам, методические рекомендации для преподавателей, которые могут служить образцом для применения в процессе обучения и одним из путей повышения качества высшего образования.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии, 1 концептуальной карты, 9 диаграмм, 2 схем, 16 таблиц, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Урунова, Хамидачон Умарбоевна

Выводы по второй главе

Исследуя методы, применяемые на занятиях курса Человековедения и их эффективность использования, мы пришли к выводу, что все они разработаны с целью формирования у студентов навыков критического мышления. Они направлены на развитие самостоятельности, творчества, умений не только запоминать, но и понимать и осмыслять информацию. Также они способствуют активизации роли и участия студентов в процессе обучения, носят проблемный характер, имеют поисково-исследовательский дух, в то время как методы обучения по другим традиционным гуманитарным дисциплинам ограничены только развитием памяти, механическим воспроизведением изучаемого материала. Начиная от самых простых до сложных - методы, применяемые на занятиях курса Человековедения, формируют познавательную самостоятельность, развивают мыслительные способности и способствуют активному осознанному изучению материала и повышению заинтересованности студентов к процессу обучения, проявлению их творческого подхода к решению задач. А на традиционных занятиях отношение обучаемых совершенно иное. Используемые методы носят репродуктивный характер, следовательно, ослабляется самостоятельность и инициативность студентов, снижается их активность и заинтересованность.

Человековедения практикует использование методов развития у обучаемых: навыков критического чтения и академического письма. Методы развития навыков критического чтения направлены на понимание сути написанного, выявление основной идеи автора, поиск связи текста с реальной жизнью. Человековедения практикует те виды письма, которые способствуют развитию критических навыков, умений убедительно формулировать и излагать свою мысль, аргументировать ее в письменной форме. Практика показала, что, к сожалению, применение этих методов не практикуются в процессе обучения другим гуманитарным дисциплинам, мало внимания уделяется вопросу о развитии навыков критического чтения, умений самостоятельно выражать свои взгляды, свою собственную точку зрения и свободно интерпретировать материал.

Необходимо отметить, что проведенная исследовательская работа в двух направлениях помогла выявить причину сложившегося пренебрежительного отношения студентов к изучению гуманитарных дисциплин, которая возникает из-за неправильной разработки содержания предмета и методов преподавания. По второму направлению исследования мы смогли определить уровни сформированности навыков критического мышления студентов до и после формирующего эксперимента. После проведения эксперимента выявилось, что если показателем высокого уровня критического мышления до обучения курсу Человековедения было 11,2%, то после обучения этот уровень повысился на 24%, что говорит об эффективности содержания и методики преподавания курса Человековедения. Опыт развития критического мышления инновационных курсов Человековедения, его содержание и методика обучения являются образцом для преподавания других гуманитарных дисциплин.

Заключение

Диссертационное исследование показало, что практика разработки и преподавания инновационнного курса Человековедения в университетах Центральной Азии и его результаты по использованию инновационных методов преподавания и его вклад в реформировании гуманитарного образования в университетах Центральной Азии заслуживают особого исследовательского интереса. Однако, на наш взгляд, наиболее заметным достижением программы является разработка ею особых методов и приемов развития критического мышления, их практическое применение в процессе преподавания курса Человековедения и получение конкретных результатов по формированию личности, соответствующей педагогической цели гуманитарных предметов в условиях глобализации мира. Особый научный интерес вызывают вопросы понимания сущности критического мышления и утверждения необходимости и возможности его преподавания в образовательном и культурном пространстве Центральной Азии, как один из путей реформирования гуманитарного образования. Причина негативного отношения к гуманитарным дисциплинам, непонимание роли и их значения в образовательном процессе нового поколения не в том, что она потеряла свои исконные человекотворческие функции, а в том, что содержание и методика преподавания не соответствуют требованиям стремительно растущего мира. Педагогика, которая ставит в центре внимания студента, близкая к реальности, использующая методику преподавания, соответствующую педагогической цели формирования активной, развитой личности - вот что необходимо для создания гражданского общества. Таджикские ученые-педагоги постоянно утверждают об адаптации системы образования к этой новой цели - подготовке нового поколения к самостоятельности, активности, творчеству, к формированию способности в решении проблем. Однако Человековедения на практике показало эффективность и целесообразность нового содержания и методики преподавания гуманитарных знаний и актуальность разработки методов и приемов развития критического мышления студентов в рамках гуманитарных дисциплин, тем самым указала путь реформирования гуманитарного образования в Таджикистане. Многие методы активизации студентов, используемые программой Человековедения, новые подходы, связанные с гуманизацией образования, ориентированность на личность студента, проблемный стиль обучения, развитие критического мышления студентов не являются новыми в мировой педагогике, особенно в западной. Однако заслуга программы, заключается в том, что она не копировала их, а творчески применила их в новом центрально-азиатском контексте и показала эффективность их использования в процессе преподавания классических гуманитарных дисциплин как философия, культурология, этика, эстетика и др.

Таким образом, формирование навыков критического мышления студентов, повышение их заинтересованности к изучению гуманитарных дисциплин предусматривает соблюдение следующих требований:

1. Гуманизация процесса обучения, утверждение студента в роли активного, сознательного, способного и равноправного участника учебного процесса, развивающегося по своим возможностям.

2. Отказ от авторитарно-императивного стиля обучения, запугивания, угрозы, строгости, принуждения, которые оказывают большое давление на личность студента.

3. Дифференциация процесса обучения, его организация в максимально разнообразных формах и методах, способствующие повышению уровня заинтересованности студентов к процессу обучения.

4. Индивидуализации процесса обучения, которая означает - организовать учебный процесс по личностно-ориентированной методике обучения, создание благоприятных условий для развития наклонностей и способностей студентов.

5. Принятие студента таким, какой он есть, учитывать уровень имеющихся знаний и умений как фундамент для осуществления дальнейшей учебно-воспитательной работы с ним.

6. Вера в студента, в его силы и возможности, усиление внимания преподавателя на обучаемого, считать его значимым в процессе обучения.

7. Организация проблемного обучения, разрешение познавательных проблем, содержащих в себе противоречие.

8. Применение методов развития критического мышления через чтение и письмо, применяемые на занятиях инновационных курсов Человековедения.

9. Использование содержание предмета курса Человековедения как образец для преподавания других гуманитарных дисциплин.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Урунова, Хамидачон Умарбоевна, 2011 год

1. Абдуллоева Г. Рузномаи «Минбари халк» 20-майи соли 2010 №19 (740) с.9 «Аз 12-сола шудани мактабхо чи манфиат мебинем?»

2. Абишев А., Хамидов A.A. Туманова Т.М. Категории мышления и индивидуальное развитие. Алма-ата, 1991-215с.

3. Абишев К.А. Формирование логического строя мышления в процессе практичной деятельности Алма-ата: Наука, 1981,- 211.

4. Абрамова М.А. Социокультурная ситуация в образовании // Педагогическое образование и наука. -202. №2.

5. Абрамова С., Косенчук И. от идеального реальному // Директор школы. 1994. №6.

6. Абу Бакр ибн Туфайл, «Хай ибн Якзан» (Abu Bakr ibn Yagzan), Simon Okley (trans.), Darf, London: Darf Publishers Limited, 1986, pp. 153-179)

7. Адаптация из «What is the role of the Teacher», Problem Based Learning/ Stanford Centre for Innovations in Learning URL: http://scil/stanford/edu/.

8. Айтматов Ч. Легенда о манкурте. И дольше века длится день. Собрание сочинений: в 7-ми т., составитель и редактор акад. Р. Рахманалиев. -М., 1998

9. Аль- Газали. Избавляющий от заблуждений. Аверроэс. Опровержение опровержения. Киев: - УЦИММ- пресс, Спб., Алетейя, 1999.- С. 536537.

10. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. Трактат о начальной ступени образования, основанный на принципах гуманно -личностной педагогики. -М.: Российско-американский институт педагогических систем. Издательский Дом. Ш. Амонашвили. 1996-70с.

11. Амонашвили Ш. Размышлении о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. -496с.

12. Андреас К. Измените свое мышление и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП/ Пер. с англ- Спб.: Ювента; 1994-238стр.

13. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. -Казань: КГУ, 1988. 238с.

14. Анисимов О.С. Основы методологического мышления -М.: МГУ, 1989. -412с.

15. Анциферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности, (проблемы психологии личности). -М.: Наука, 1982 -147с.

16. Антология педагогической мысли таджикского народа/ Сост. М.Лутфуллоев, С.Сулаймони. Х.Афзалов.- Душанбе: Матбуот, 2009.-448с.

17. Арипов М. (Орифи). Из истории педагогической мысли таджикского народа. (IX-XI в.в)-Душанбе: Ирфон, 1962.-Часть 1 .-180с

18. Арипов М. (Орифи). Из истории педагогической мысли таджикского народа. Душанбе: Ирфон, 1965.-Часть 2.-190с

19. Арипов М.А. Первые оригинальные педагогические книги на таджикском языке в XI веке/ Доклады АПН РСФСР 1961.- №6.-с.121 - 129

20. Арипов М.А. Рудаки -основоположник педагогической мысли таджикского народа // Доклады АПН РСФСР. 1962. -№5. -с.152-163.

21. Атахонов Т., Лутфуллоев М. Шарифов Ф. Очеркхои афкори педагоги: воситаи таълим.- Душанбе, 2005. 224с.

22. Ахмад бин Ханбал, Акида: «Символ веры» // Хрестоматия по Исламу/ Пер. с арабского. Введ. и прим. М. Наука. Издательство «Восточная литература», 1994.-е. 136;

23. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. -М.: -1970с.

24. Бабанский Ю.К. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. -М.: Педагогика, 1985 208с.

25. Бедерханова В.П. Становление личностью -ориентированной позиции педагога. Автореферат, докт. пед. наук. -Краснодар, 2002.

26. Бондаревская E.B. Кульневич C.B. Педагогика: Личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов-на-Дону: Учитель, 1999.

27. Бордовская Н.В., Реан A.A. Педагогика. Учебное пособие Спб.: Питер, 2000.-342с. (серия «Учебники Нового века»).

28. Бордовская Н.В. Реан А. А. Педагогика.Учебник для вузов. Санкт-Петербург 2001 с. 91

29. Барышникова В.А. Сегодня необходим человек активный (активизация познавательной деятельности уч-ся) // магистр: Независимый психолога -педагогический журнал -1994, №1. -С.46-49.

30. Берулава Г.А. Дидактика и развитие мышления подростов. Бийск НИЦ Бийский пед. институт. 1993-240с.

31. Богаевленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества/отв.ред. Б.М. Кедров-Ростов: Ростов, ун-та, 1983. 176с.

32. Боно Э. Рождение новый идеи. О нешаблонности мышления. /Под. общ. ред. Тихомирова O.K.; Прогресс, 1976 -147с.

33. Брушлинский A.B. Психология мышления и проблемное обучение. -М.: Знание, 1983.-96с.

34. Буби Абдулла. Прошло ли время иджтихада? Казань, Татарстан, Россия: Миллат Киитиибханасы, 1909. С. 2-13.

35. Векслер С.И. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореферат .канд. псих. н. по педагогике. Киев, 1979. -23с.

36. Векслер С.И. О некоторых качествах ума и их развитии. Народное образование №10, 1972.

37. Векслер С.И. Требование к анализу урока, /анализ урока критическое рассмотрение учебного процесса.// Народное образование, №5. -191.

38. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. М.: МГУ, 1987 - 334с.

39. Веселева В.В. Традиционные и новые ценности в системе образования. США // Педагогика, -1996, №2 С. 102-108

40. Вербицкий A.A. Психолог -педагогические особенности контекстового обучения: В помощь слушателям факультета новых методов и средств обучения. -М.: Знание, 1987. с.3-46.

41. Вилькеев Д.В. Методы научного познания в школьном обучении. Индукция, дедукция, гипотеза- Казань: КМУ, 1975. 159с.

42. Волков К.Н, Психология о педагогических проблемах. -М.: просвещение, 1981. -128с.

43. Всемирный доклад по образованию: Учителя, педагогическая деятельность и новые технологии -Изд-во ЮНЕСКО, 1998. -175с.

44. Выгодский A.C. Развитие мышления, образование понятий у подростков. Развитие высших психологических функций в переходном возрасте. Воображение и творчество подростка. /Соб. Соч. в 6т.Т.4.-М.: Педагогика, 1984. с.40-220.

45. Вербицкий A.A. Психолог -педагогические особенности контекстового обучения: В помощь слушателям факультета новых методов и средств обучения. -М.: Знание, 1987. с.3-46.

46. Галин A.JI. Личность и творчество. Психологические этюды. -Новосибирск, 1989. с.64-102.

47. Гальперин П.Я. Основные результаты исследований по проблеме формирования умственных действий и памяти. -М. -1965.

48. Гез. Н. И., Лиховицкий, М.В., Миролюбов A.A.-«Методика обучения иностранным языкам в средней школе». Москва -1982.

49. Гин A.A. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя / A.A. Гин. -7-е изд. -М.: Витапресс, 2006. -112с.

50. Гирц Клиффорд. Ритуал и социальные изменения: яванский пример. Интерпретация культур. M.: РОССПЭН, 2004. - С. 168-200.

51. Гончаров B.C. Типы мышления и учебная деятельность. Свердловск, 1989.-134с.

52. Городецкая Е. Гуманитаризация как педагогическая проблема // Alma mater, 1993. -№3.-с.31.

53. Гулов С. Рузномаи «Омузгор». «Хонандагон бояд мафхуми фарханги техникиро дарк кунанд». №26. 11 июни соли 2010, сах. 5

54. Гуманистические воспитательные системы вчера и сегодня/ Под ред. Н.Л. Селивановой. -M.: Педагогическое общество России, 1998. -331с.

55. Гурова Л.Л. Интеллект и личность. /Процессы познания в деятельности личности. Ульяновск. ГПИ. 1988. с.3-12.

56. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М.: Педагогика, 1986. -239с.

57. Давыдов В.В. Пушкин В.Н. Пушкина А.Г. Зависимость развития мышления школьников от характера обучения //Вопросы психологии, -1972, №6.-с.124-132.

58. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.2. М.: Русский язык, 1989.- С. 195

59. Дан Курланд, «Как на самом деле работает язык», «Основы критического чтения и эффективного письма», www.criticalreading.com;

60. Дженни Стил, Керт Мередис, Чарльз Темпл. Проект: Чтение и письмо для развития критического мышления. Пособия 1-89. Бишкек, 1999.

61. Джураев А. Формирование критического мышления как часть реформирования гуманитарного образования. Набзи замон. Худжанд, 2011. с.86

62. Джураев А. Обучение навыкам письма как путь усвоения учебных дисциплин и формирования критического мышления. Ученые записки. ХГУ имени ак. Б.Гафурова. 2005 (10) с. 159

63. Дзампаева О.Т. Подготовка студентов педагогических специальностей вузов к реализации личностно-ориентированного подхода в обучении Дисс. канд. пед. наук. -Владикавказ.: СОГУ им. К.Л.Хетагурова, 2004. -175с.

64. Добронравова И.С. Синергетика: Становление нелинейного мышления. -Киев: Лыбедь. -1990 -152с.

65. Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Собрание сочинений в пятнадцати томах, том 9. - Ленинград: Наука, 1991. - С. 278-286.

66. Драйден Г., Вое Дж. Революция в обучении. Научить мир учится по-новому: Пер с англ. -М.: 000 «ПАРВИНЭ», 2003.

67. Дункер К. подходы и исследования продуктивного мышления /Психология мышления, -М.: Просвещение, 1981. 399с.

68. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. Пер. с.англ. Н.М. Никольский-М.: Совершенство, 1997.- 2008с.

69. Журавлев И.К. Через доказательство к убеждениям. М.; -1980. -96с.

70. Завалишина Д.Н. оперативное мышление и принятие решения. -М.: Наука, 1976.-с. 105-111.

71. Загвязинский В.И. Проблемность как воплощение движущих сил учебного процесса/ Проблемность в школьником обучении. -Тюмень, 1971. -184с.

72. Заика Е.В. Комплекс интеллектуальных игр. Для развития мышления уч-ся // Вопросы психологии 1990, №6. - с.86-93.

73. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебное пособие. -Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -480с.

74. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии -М.: Тривола, 1994. -304с.

75. Калам Мурад. Там.// Интернет «Гранта» 84. URL: http://www. granta.com/extracts/2103, последнее обращение 28 мая 2004 года.

76. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981. -200с.

77. Каримова И.Х. Теоретические основы гуманизации гуманитарного образования учащихся таджикских школ: автореферат, дисс. докт. пед. наук. -Душанбе, 2000.

78. Каримова М.К. Педагогическая деятельность и идеи С.Айни. -Ходжент: изд. Р.Джалила, 1995. -54с.

79. Каргиева В.К., Белогуров А.Ю., Акмеологичёские аспекты гуманитаризации профессионального образования // Гуманитаризация образования. Материалы межвузовской научной конференции. -Карачаевск, 1997. -с.99-101.

80. Карл Сергей Яковлевич, Величие здравого смысла. Человек эпохи возрождения. М. 1992 с.З

81. Кларин М.В. Педагогическая технология в учебном процессе. М.: Знание, 1989-80с.

82. Клима Иван. Что мы думаем об Америке?// Переведено с чешского на английский Геральдом Тернером//Интернет Гранта 77. URL: http://www.granta.com/extracts/1644 последнее обращение 31 мая 2004 года.

83. Клустер Д. «Что такое критическое мышление?», Перемена, 2001, №4. с. 36-40)

84. Кодиров К. История педагогической мысли таджикского народа. -Душанбе, 1989.

85. Кодиров К. Педагогика и дидактика суфизма, -Душанбе, 2000.

86. Коменский ЯЛ. Избранные педагогические сочинения. М.: 1955. -с.300-301

87. Консепсияи мактаби миллии Точикистон, -Душанбе, 1995.

88. Конуни Чумхурии Точикистон «Дар бораи маориф».: -Душанбе, 1999.

89. Конуни Чумхурии Точикистон «Дар бораи масъулияти падару модар дар таълим ва тарбияи фарзанд» 14.12.2010

90. Консепсияи миллии тарбия-Душанбе, 2006. с.6.

91. Краткий словарь иностранных слов, Москва, «Сов. энциклопедия», 1996-С.155.;

92. Кузин Ф.А. Кандидатская диссертация, методика написания, правила оформления и порядок защиты. Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. -М: «Ось-89» 1999. -208с.

93. Лернер И.В. Дидактические основы методов обучения. -М.: Высшая школа, 1981.-159с.

94. Лестер Тоби. Что представляет собой Коран?// Атлантик Мансли. Январь 1999: С.43-56.

95. Лихачев Б.Т. Вступая в третье тысячелетие // Педагогика, 1999. -№5,-с.120-121.

96. Локк Джон. Пед.соч. М., 1939. -С. 104

97. Лопатин В.В. , Лопатина Л.Е. Малый толковый словарь русского языка. с.220.

98. Лутфуллоев М. Педагогикаи шафкат. -Душанбе, 1994. -48с.

99. Лутфуллоев М. Эхёи педагогикаи ачам. -Душанбе: изд. Дониш, 1997. -150с.

100. Лутфуллоев М. Независимость Таджикистана и современное образование. Душанбе, 2006.

101. Лутфуллоев М. Независимость Таджикистана и вопросы воспитания. Душанбе, 2005

102. Лутфуллоев М. Современная дидактика. Душанбе, 2001.

103. Лютер Мартин. Введение в латинские работы// Сэйнт Анселм Колледж. Чтения в гуманитарных предметах: программа для второго года обучения.- Актон, Массачуссеттс: Копи Кастам Паблишинг Труп, 1997. С. 44-51.

104. Магомедов Н.М. Воспитание без принуждения: Учебное Пособие. Самара, 1995. -243с.

105. Майкл Фрайн. Копенгаген (Michael Frayn. Copenhagen. New York: Anchor Books, 2000, pp, 3-54)

106. Матюшкин A.M. Основные направления исследований мышления и творчества// психологический журнал, 1984. -Т.5.- №1. - с.9-17.

107. Махмутов М.И. Теория и практика проблемного обучения. Казань: Таткнигоиздат, 1972. - 548с.

108. Махмутов М.И. Принцип проблемности в обучении// Вопросы психологии, 1984, №85. - с.30-36

109. Махмутов М.И., Ибрагимов Г.И., Чошанов М.А. Педагогические технологии развития мышления учащихся Казань: ТГЖИ, 1993. - 88с.

110. Ш.Минкина Ф.Ф. Критическое мышление учащихся и педагогические способы его формирования. Дисс. канд. пед. наук. -Казань.: КГПУ, 2000,- 166с.

111. Мухаммад Икбал. Человеческое эго: его свобода и бессмертие. Реконструкция Религиозной мысли в Исламе, Оксфорд: Пресса Оксфордсокго Университета, 1934. С. 90-92, 102-105, 114-117.

112. Мухторов 3. Искандарова Г. Дастур барои тренерони барномаи «Хониш ва китобат дар рушди тафаккури интикоди». -Душанбе, 2008.

113. Мухторов 3., Раджабов М. Стратегии развитии критического мышления в школе. Пособие 1 для учителей англ. языка. -Душанбе, 2008.

114. Мухторов 3., Раджабов М. Стратегии развитии критического мышления в школе. Пособие 2 для учителей англ. языка. -Душанбе, 2008.

115. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Москва -1978. с.556

116. О'Коннор, Фланнери. Хорошие деревенские люди// Полное собрание рассказов. Нью-Йорк: Фаррар, Штраус и Гироукс, 1971.С. 271 -291.

117. Орифи М. Некоторые педагогические идеи А.Дониша // Советская школа. -1953- №1.

118. Орифи М. Некоторые педагогические идеи А.Джоми // Советская школа, -1964. -№12.

119. Орифи М.Некоторые педагогические идеи Ахмада Дониша: в помощь учителям заочного обучения. -Сталинобод: Таджикгосиздат, 1949.

120. Орифи М. Некоторые педагогические идеи С.Айни // В помощь учителям заочного обучения. -Сталинобод: Таджикгосиздат, 1949.

121. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению: Педагогический поиск // Сост. И.Н. Баженова. М.: Педагогика, 1988. -с.38-63.

122. Пауэр К.Н. Обучение (средство или цель) Освещение доклада Дилера и его значение в деле обновления образования // Перспективы: сравнительные исследования в области образования. 1998. - T.XXVII. -№2. -с.21-26.

123. Педагогика / под ред. Ю.Л. Бабанского .М.: Педагогика, 1983. -623с.

124. Петров К. П. Курс лекций по Общей Теории Управления. Вводнаялекция. Часть 1. Тюмень, июль-2004г.

125. Петров К.П. «Концепция общественной безопасности». Вводнаялекция II. Тюмень -2004

126. Подласый И.П. Учебник для вузов. Книга 1. Новый курс. Издательство. Владос М.: -1999. 543с.

127. Подласый И.П. Учебник для вузов. Книга 2. Новый курс. Издательство. Владос М.: -1999. 255с.

128. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. Пер. с англ., под ред. В. Н. Садовского. —М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. — С. 7.

129. Поппер К. Разум или революция? // С. 314.

130. Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 2. — С. 245.

131. Программа Ага-Хана «Человековедения», Методическое пособие. Программа Профессионального развития преподавателей. Душанбе -2009.

132. Проект Ага-Хана «Человековедения». Личность и общество.-Душанбе. -380с.

133. Проект Ага-Хана «Человековедения» Введение в Человековедения. -Душанбе. 2008.-269с.

134. Проект Ага-Хана «Человековедения». Традиции и изменения. -Душанбе-2008. -289с.

135. Проект Ага-Хана «Человековедения». Определение гражданского общества. -Душанбе. -2008. -264с.

136. Проект Ага-Хана «Человековедения». Поиск социальной справедливости. -Душанбе. -2008. -227с.

137. Проект Ага-Хана «Человековедения». Дискуссии о человеческой природе. Душанбе. -208, 338с.

138. Проект Ага-Хана «Человековедения». Ритм и движение. -Душанбе-2008. с-351

139. Проект Ага-Хана «Человековедения». Понимание искусства.-Душанбе-2008. C.MI. Радионова Н.Ф. Педагогические основы взаимодействия в учебновоспитательном процессе. Автореферат дис. докт. пед. наук. Л., 1991. -42с.

140. Райцев A.B. Индивидуализация и дифференциация обучения в высшей школе. -Владикавказ: СОГУ, 2001. -153с.

141. Райцев A.B., Тахохов Б.А. Речевая культура преподавателя // Проблемы современной педагогики и системы образования: Материалы Всероссийской научно -практической конференции. Майкоп: АГУ, 2002 -с.37-39.

142. Рахимов Б. Рузномаи «Омузгор». «Зарурияти эхеи педагогикаи халки». №15, 9-апрели 2010, с.9

143. Реан А.А.Психология познания педагогом личности учащихся М.: Высшая школа, 1990-168с.

144. Рубинштейн A.C.JI. Основы общей психологии СПб.: Питер. 2000.

145. Руссо Жан Жак: Рассуждения о науках и искусствах. // Составитель и автор вступ. стат. И.Е. Верцман, Переводы Д.А. Горбова, Н.И. Кареева и Е.М. Лысенко. Избр. соч.: в 3 т. Т.1 М.: художественная литература, 1961. С. 41-65.

146. Сайд, Эдвард В. Ориентализм// Нью-Йорк: Витейж Букс Эдишн, 1979.С. 4-9.

147. Сафин Д.В., Рачабов М., Халимов А., Мухторов В., Зиёев М. Рохбалади ва дастгирии методии омузгорон. Васоити таълимию-методи. -Душанбе, 2009. -101с.

148. Сафин Д.В. Мусина Р.Г. Интерактивные методы преподавания и учения Учебно-методическое пособие. -Душанбе, 2006. -317с.

149. Сафин Д.В. Мусина Р.Г. Раджабов М., Мухторов В., Основы критического мышления. Учебное Пособие. -Душанбе, 2008.

150. Сафин Д.В. Мусина Р.Г. Технология проблемного обучения. Учебное пособие. -Душанбе, 2008.

151. Сафин Д.В., Мусина Р.Г. Развитие творческого мышления и методы эвристики. Учебное пособие. -Душанбе, 2008.

152. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. -М.: Академия, 2001.

153. Султонов У. Философские, социальные и нравственные идеи Ибни Сино. Душанбе, 1979.

154. Урунова Х.У. Гуманизация учебного процесса отказ от авторитарного стиля обучения. ХГУ имени акад. Б. Гафурова. Ученые записки. Гуманитарные науки. №3 (19) Худжанд- 2009. С.111

155. Урунова Х.У Об особенностях и необходимости преподавания курса «Человековедения». Журнал «Вектор Науки» Тольяттинского

156. Государственного Университета Российской Федерации. №1. Тольятти -2010. С.109

157. Урунова Х.У. Формирование навыков критического чтения на занятиях курса «Человековедения». ХГУ имени акад. Б. Гафурова. Ученые записки. Гуманитарные науки. №3 (23) Худжанд- 2010. С. 129.

158. Урунова Х.У. Роль критического мышления в новой системе национального образования. ТНУ. Вестник. №8(72) Душанбе-2011.С.297-301

159. Урунова Х.У. Проблемное обучение и его роль в развитии критического мышления. ХГУ имени акад. Б. Гафурова. Ученые записки. Гуманитарные науки. №2 (26) Худжанд- 2011. С.174

160. Ученые записки/ Гуманитарные науки, Худжанд, 2004, № 9, с.114-115)

161. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. - с.376, 622.

162. Хохлова Л.В. Развитие критического мышления учащихся в процессеобучения философии. Дисс.канд. пед. наук. -Екатеринбург.: УГПУ,2004. -179с.

163. Хушвахтов Ш. Рузномаи Омузгор. № 27, «Фарханги техники ва ташаккули тафаккур».18 июни соли 2010. сах.4

164. Ценностный мир современного студента, (соц. исслед.) -М.: Молодая гвардия, 1992-192с.

165. Чернова А.Т. Формирование профессионально- личностной готовности учителя к инновационной деятельности в системе повышения квалификации. Дис. Канд. пед. наук. -Казань, 1997. -157с.

166. Честерфилд. Письма к сыну. Максимы. Характеры. 2 издание - М., 1978-С.73

167. Шарифзода Ф. Педагогика: Назарияи инсонофар ва чомеаи фарханги.-Душанбе: Ирфон. -2010. -543с.

168. Шаропов Ш.А. Родительский комитет и воспитание учащихся. Статья на тадж. яз. Журнал «Мактаби Совета», №10,1979 с. 17-20

169. Шаропов Ш.А. В одном строю со взрослыми. Журнал «Машъал» №5, 1982.с.7

170. Шаропов Ш. А. Некоторые проблемы педагогического общения. Худжанд: Омор,1999

171. Шаропов Ш.А. О некоторых аспектах деятельности педагога (на тадж.яз.) Сборник научно-методических статей. Худжанд: Омор -1999,часть 2, с.-3-6

172. Шиянов Е.Н, Гуманизация образования и профессиональная подготовка учителя: Учеб. пособие. -М.: Ставрополь, 1991. -179с.

173. Шиянов Е.Н. Теоретические основы гуманизации педагогического образования. Дисс. . докт. пед. наук. -М.: ЧПГУ им. В.И.Ленина, 1991. -40с.

174. Элис Хансбергер. Рубин Бадахшана. Портрет персидского поэта, путешественника, философа. М.: Научно-издательский центр «ладомир», 2005. - С. 143-170.

175. Эмомали Рахмон. Ответственность за будущее нации. -Душанбе, 2003.

176. Энциклопедияи советии точик. Душанбе-1987. чилди 7, с. 251

177. Bergson A. Two sources of Morality and Religion-193 5 p.229

178. Bruse N. Waller. Critical Thinking, consider the verdict. 4th edition. Youngstown State. New Jersey 2001. 460p.

179. Carlson Rachel. Silent Spring. Boston: Houghton Muffin Company/ Mariner Books. 40th Anniversary Edition, 2002 University pp. 1-13.

180. Diane F. Halpem.Thought and Knowledge. An Introduction to Critical thinking. 4th edition. New Jersey, London. -2003, 46p.

181. Fareed Zakaria, "Culture is Destiny: A conversation with Lee Kuan Yew", Foreign Affairs, March/April 1994, pp. 109-126.

182. Jolis Alan. "The Good Banker". The Independent on Sunday Supplement, 5, May 1996. URL: http://www. gdrc.org/icm/grameen -goodbanker.html.

183. Khalid, Adeeb. "Muslim Printers in Tsarist central Asia". A Research Note". Central Asian Survey, Vol. 11, 3rd Issue, (1992). Pp. 113-116.

184. Kim Dae -jung. "Is culture destiny? The Myth of Asia's Antidemocratic Values, Yew" Foreign Affairs, 1994, pp.30

185. Louis Cohen Lawrence Manion and Keith Morrison. Research Methods in Education.5th Edition. London and New York.- 2000y. 395p.

186. Mary Hatwood Futrell, President, NEA (cited in Heiman and Slomianko, 1986, p. 18).

187. Muzaffar Chandra. "Universalism in Islam." Liberal Islam: a Sourcebook. Edited by Charles Kurzman. New York: Oxford University Press, 1998, pp. 155-160.

188. Ottoman Bill of Rights (The Middle East and Islamic World Reader Marvin E. Gettellman and Stuart Scharr, New-York: Grove Press. 2003, p.82)

189. Ricklefs, M.C. A History of Modern Indonesia. 3rd ed. California: Stanford University Press, 2001, pp. 3-17.

190. Sylvan Barnet, Hugo Bedau. Critical Thinking Reading and Writing. A brief Guide to Argument. Tufts University, Boston. 1993. 230 p.

191. What is the role of the Teacher», Problem Based Learning/ Stanford Centre for Innovations in Learning URL: http://scil/stanford/edu/.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.