Теория и практика курсов человековедческого цикла в структуре педагогического образования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, доктор педагогических наук Рахлевская, Людмила Кузьминична

  • Рахлевская, Людмила Кузьминична
  • доктор педагогических наукдоктор педагогических наук
  • 1998, Томск
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 451
Рахлевская, Людмила Кузьминична. Теория и практика курсов человековедческого цикла в структуре педагогического образования: дис. доктор педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Томск. 1998. 451 с.

Оглавление диссертации доктор педагогических наук Рахлевская, Людмила Кузьминична

ВВЕДЕНИЕ.:.7.

1. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ.

1.1 Антропологическая эпистемология и культурологическая аксиология в педагогическом образовании.

1.2 Антропологическое основание курсов человековедческого цикла.

1.3. Связь теории и опытно-экспериментальной работы по разработке человековедческого цикла учебных курсов в педагогическом вузе.

1.3 Система психолого-антрополого- педагогических дисциплин в высшем профессиональном образовании.

2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ В РАМКАХ АНТРОПОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КУРСОВ ЧЕЛОВЕКОВЕЧЕСКОГО

ЦИКЛА.

2.1 Психолого-антрополого-педагогическая пропедевтика будущего учителя .115 2.2. Основная психолого-антрополого-педагогическая подготовка будущего учителя.

2.3: Углубленная психолого-антрополого-педагогическая подготовка педагога-анрополога (учителя человековедения).

2.4. Методика преподавания курсов человековедческого цикла в педагогическом учебном заведении.

2.5. Психолого-антрополого-педагогическая практика студентов в средних учебных заведениях.

3. АНАЛИЗ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПСИХОЛОГО-АНТРОПОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ.

3.1. Организация опытно-экспериментальной работы по психолого-антрополого-педагогической подготовке учителя.

3.2.Разработка критериев оценки качества психолого-антрополого-педагогической подготовки учителя и методы изучения указанного качества.

3.3.Проведение опытно-экспериментальной работы и анализ результатов психолого-антрополого-педагогической подготовки учителя.

ТЕЗАУРУС.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Теория и практика курсов человековедческого цикла в структуре педагогического образования»

I

Накануне нового тысячелетия необходим и возможен синтез челове-кознания на базе антропологически обновляющейся науки. Учитель, имея дело с системой «Человек - человек», должен знать человека, непрерывно овладевать человекознанием, т.е. во-первых, знанием самого себя как Человека, во-вторых, другого как Человека и, в-третьих, Человека вообще как великую всеобщую ценность. Учитель, первым из представителей человечества, профессионально соприкасается с процессом эволюции человека - его развитием до совершенства. Миссия учителя состоит в том, чтобы первым понять изменения, происходящие в мире людей; принять эти изменения, провести их через свою жизнь и обрести право наставлять других и даже помогать им в становлении индивидуальности. Уже сегодня подготовка учителя не может оставаться отчужденной от человека, не обеспечивающей, в полной мере, понимание целостности его внутреннего мира, качества взаимоотношения с самим собой и окружающим миром.

В 80-е годы текущего столетия обозначился кризис технократической педагогики, о чем свидетельствуют исследования Ю.П. Азарова, Ш.А. Амона-швили, Г.С. Батищева, Б.М. Бим-Бада, Б.С. Гершунского, В.Д. Шадрикова и др. Технократическая педагогика была отнесена к авторитарному типу знания, в ней «вещи господствуют над человеком. Вещи: инструкции, предписания, управленцы» (по Г.С. Батищеву). В ней, человек-исполнитель, объект воздействия, а принцип мышления не учитывает «человеческое в Человеке» (В. П. Зин-ченко). Поиск личностно-ориентированной педагогики и путей гуманизации образования и воспитания вели и ведут многие современные педагоги-исследователи (Г.Н. Волков, Б.З. Вульфов, О С. Газман, О.А. Казанский, Л.И. Маленкова, Б.Г. Матюнин, А.А. Макареня, Л.И. Новикова, Ю.М. Орлов, А.П. Тряпицына, Н.Е. Щуркова и др.)

На первый план выходят проблемы, связанные с самореализацией будущего учителя. Частично данные проблемы решаются в исследованиях Е.П. Бе-лозерцева, Б.М. Бим-Бада, И.А. Зязюна, В.А. Кан-Калика, Н.Д. Никандрова,

В.А. Сластенина, Л. И. Рувинского и других. Двуединые процессы «образования - самообразования», «воспитания - самовоспитания» оказывают благотворное влияние на обретение культуры внутреннего мира человека. Культура учителя рассматривалась в работах И. Г. Безуглова, В. С. Грехнева, Э. Г. Гришина, И. Ф. Исаева, В. Д. Путилина, М. М. Поташника, Р. И. Хмелюк, Д. С. Яковлева и др. Однако культуре эмоций и чувств, культуре мышления, культуре взаимодействия с самим собой уделено недостаточное внимание. Психотехнический подход к обретению указанных видов культуры, разрабатываемый А.А. Востриковым, является привлекательным для средней школы. Для подготовки учителя необходимо осуществить синтез подходов, в том числе, и технологического подхода, направленного на формирование педагогического мастерства (Б. 3. Вульфов, О. С. Газман, И. А. Зязюн, В. А. Ильев, Н. Е. Щурко-ва и др.). Преемственность педагогических идей во времени, часть из которых является психолого-антрополого-педагогическим фундаментом педагогиче-« ского образования, позволяет осуществить поиск новых теорий и технологий. Они не смогут оставаться в рамках традиционной парадигмы педагогического образования, которая определяла единство целей, содержания, средств, методов, форм и других компонентов системы педобразования, в основном, потребностью общества в кадрах, и лишь частично затрагивала потребности самого студента. На основе традиционной парадигмы разработан государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, который включает цикл психолого-педагогических дисциплин, не удовлетворяющий потребности будущего учителя. Объединение педагогических и психологических дисциплин в один цикл еще не означает, что установлена их взаимосвязь и целостность. Не означает также, что эти дисциплины значительно усовершенствовали и обновили свое содержание.

Со времен К. Д. Ушинского педагогика играет второстепенную роль в подготовке учителя, она недостаточно научилась и научила педагога познанию человека и воспитанию его «во всех отношениях». Антропологический подход не был до конца осознан и не введен в психолого-педагогическую подготовку учителя (воспитателя). Педагогика, освоенная современным учителем, оказывает слабое влияние на подрастающее поколение. До сих пор юноши и девушки ведут самостоятельно поиск своей воспитательной системы и находят ее в личности и творчестве В. С. Высоцкого, Б. Ш. Окуджавы, С. А. Есенина, М.И. Цветаевой и других. Продолжается как бы двойное влияние на молодежь: в рамках официальной системы воспитания («казаться успешным») и в авторских вариантах самой жизни («быть успешным»).

Антропология не является истинно человековедческим предметом и преподается с точки зрения физической и этнической антропологии, берущей свое начало из чисто анатомического сочинения марбургского ученого Мангуста Хундта (1501г.). До середины 90-х годов XX века антропологию определяли как отрасль естествознания, изучающую происхождение и эволюцию телесной организации человека, изменчивость его физического типа во времени и в пространстве, законы и факторы этой изменчивости (см: К. Бер, Я.Я. Рогинский, М.Г. Левин, В.В. Гинзбург, В.П. Алексеев, В.А. Дремов, М.А. Дерягина, С.В. Васильев, Е.Н. Хрисанфова, И.В. Перевозчиков, В.В. Бунак, П.М. Мажуга и ДР-)

Изучая антропологию в столь узком аспекте, невозможно сделать ее интегратором психологии и педагогики, а также ввести антропологический подход в подготовку учителя. Важно вернуться к истокам антропологии - идеям греческого философа Аристотеля (IV в. до н.э.), который называл антропологами людей, изучающих духовную природу человека, а также к идеям Д. Дидро (XVIII в.), определившего антропологию как "трактат о человеке", как всю совокупность различных наук о человеке. Аналогичны идеи И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Л. Фейербаха, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова, Н.А. Бердяева и др.

Именно антропология, понимаемая как целостное концептуальное учение t о человеке, может "очеловечить" воспитание, обучение, образование. В настоящее время открыт пласт Человекознания, донесенный нам О.М. Айванхо-вым, Г.И. Гурджиевым, П.Д. Успенским, А.И. Клизовским, Е.И. и Н.К. Рерихами, В.И. Вернадским, А. Подводным, И.Н. Калинаускасом, К.Д. Ушинским и др. Они помогают педагогу определить несколько иные пути гуманизации системы непрерывного образования, понимаемой нами как живой, изнутри развивающийся комплекс, имеющий свои границы и структуру. Эти пути возможно найти внутри системы непрерывного образования. Одним из них выступит, на наш взгляд, антропологический подход.

Антропологический подход позволит "очеловечить" образовательную систему, включить в нее целостное знание о человеке и о культурном проживании им собственной жизни. Кроме того, в его рамках дается возможность "взрастить" культуру внутреннего мира, прежде всего педагога, а затем - каждого конкретного воспитанника. В указанном подходе образуется "культурное в человеке и человеческое в его жизни", происходит возделывание самого себя и окружающего мира через самопознание, самовоспитание и самосовершенствование. Поэтому антропологический подход в педагогической системе может стать целью, содержанием и методологическим принципом системы непрерывного образования, в том числе, и профессионального образования.

Выход на антропологический подход дает новые перспективы для развития педагогики и психологии. Антропология (человекознание в самом широком смысле) может обеспечить тесную взаимосвязь, взаимодействие и взаимопроникновение их друг в друга, а также обеспечить "ревностное изучение всего, что составляет целостность человеческого духа" (Цицерон). Понимая под чело-векознанием "широкий круг знаний, охватывающий в той или иной мере все разделы духовной культуры, в центре которого находятся вопросы о том, что такое человек (в чем его сущность или природа), в каких взаимоотношения он находится с окружающим миром, в чем смысл его существования, каким он должен быть, каким способом он может стать лучше" (Мещеряков Б.Г.), становится явным, что в области человекознания находится основной источник для самопознания, самовоспитания и самосовершенствования, т.е. самореализации.

Благодаря процессам "само". педагогика и психология, объединившись, помогут каждому педагогу и его воспитаннику обрести целостную культуру, понимаемую как единство культуры внутренней и внешней. Опыт 30-80-х годов XX века показал, что педагогика в одиночестве не может обеспечить целостность культуры воспитуемого человека. Педагоги, овладев человекознанием при ведущей роли психологии, выведут педагогику на новый уровень развития - уровень Новой педагогики или педагогической антропологии.

К.Д. Ушинский, основоположник педагогической антропологии, предпринимал попытки целостного понимания человека и его жизни в целях воспитания. Он писал: "Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и со всеми его великими духовными требованиями". Педагогическая антропология рассматривает все знания о человеке с позиций образования, обучения и воспитания (самообразования, самовоспитания, самосовершенствования). Получение педагогическими институтами статуса педуниверститетов предполагает, на наш взгляд, новое качество образования, которое обеспечит именно антропологический подход. Б.М. Бим-Бад отмечает, что университет убирает границы между отраслями знаний, открывает новое поле исследований, способствует взаимообогащению наук. Сегодня важно, не разрушая ценного, определиться в выборе содержания педагогического образования, его форм и технологий. Достойное место могут занять в нем предметы человековедческого цикла, среди которых будет представлена и педагогическая антропология.

Не может ли педагогика трансформироваться в систему, в которой молодые люди будут учиться быть примером для самих себя, а не искать кумиров по всему миру 'и копировать их образ жизни? Многие будущие педагоги за стенами своих вузов пытаются пройти обучение на разных психолого-антрополого-педагогических курсах, чтобы тоже «быть успешными», познать себя и уладить свои личные и профессиональные проблемы. Вкладывая значительные материальные средства в свое самосовершенствование вне основного учебного заведения, они не всегда достигают желаемого результата. Педагогический вуз может сегодня сам предложить качественно новую подготовку учителя, решив при этом частично свои финансовые проблемы (некоторые спецсеминары и практикумы могут быть платными) и включив студентов в целостное челове-кознание в рамках курсов психолого-антрополого-педагогического цикла. Так произошло в ходе нашего исследования. Таким образом, движущей силой процесса обновления педагогического образования может стать решение нескольких противоречий:

- между требованиями гуманистической психологии и педагогики - и реальной практической подготовкой учителя: отсутствием ее целостности;

- между потребностью школы в учителе, обладающем целостной культурой - и массовой реальной подготовкой учителя;

- между потребностями студента, желающего познать самого себя и смысл своего существования - и возможностями образовательного процесса в педагогическом вузе;

- между огромным пластом человекознания - и тем, как оно используется при подготовке современного педагога.

На основании выделенных противоречий ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ может быть представлена комплексом вопросов, решение которых существенно повысит качество психолого-педагогической подготовки в системе высшего и среднего специального педагогического образования:

1. Каким образом ввести антропологический подход в процесс подготовки учителя?

2. Каким образом подготовить специалиста в сфере педагогической антропологии?

3. Какова теория курсов человековедческого цикла, способных обогатить психолого-педагогическую подготовку учителя и вывести ее на высокий уровень, обеспечивающий развитие его целостной культуры?

4. Каковы технологии курсов человековедческого цикла, основанные на понимании «человеческого в человеке», и способствующие развитию культуры внутреннего мира человека воспитывающего и воспитуемого, способствующие обретению целостной культуры?

Эти вопросы для педагогического образования имеют огромную теоретическую и практическую актуальность. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ заключена в том, что антропологический подход в процессе подготовки учителя внесет целостное представление о человеке, новые перспективы для развития психолого-педагогических дисциплин, превратив педагогику в педагогическую антропологию, а психологию — в психологическую антропологию; в дальнейшем позволит осуществить их синтез. Появление курсов человековедческого цикла избавит будущего учителя от ненужной информации, которая "выучивается" для сдачи экзамена, а потом забывается. В основе указанных курсов положена идея осознания самого себя как субъекта взаимодействия с внутренним и внешним миром, самореализации в педагогической деятельности. Антропологический подход в педагогическом образовании заменит практическое мышление педагога антропологическим, и поможет ему "возделать самого себя" благодаря двуединым процессам: самообразования — образования, самовоспитания — воспитания, самосовершенствования — совершенствования, осуществляемым на основе самопознания. В рамках курсов человековедческого цикла создаются действующие психолого-антрополого-педагогические технологии, а также разрабатывается новое содержание педагогической практики студентов, которые готовятся к включению в научно-исследовательскую работу уже с первых курсов. Становится актуальной избранная тема исследования "Теория и практика курсов человековедческого цикла в структуре педагогического образования".

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: разработка методологических и организационно -педагогических основ подготовки учителя к реализации антропологического подхода в педагогической деятельности.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: система профессиональной подготовки учителя, основанная на использовании дисциплин антропологического цикла.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: влияние антропологического подхода, выявленного в курсах человековедческого цикла, на качество и целостность профессиональной подготовки учителя.

ГИПОТЕЗОЙ ИССЛЕДОВАНИЯ служит предположение о том, что качество и целостность профессиональной подготовки учителя будут достигнуты, если:

- используется антропологический подход, выявленный в курсах человеко-ведческого цикла. При реализации антропологического подхода применяются следующие принципы: принцип целеполагания, учитывающий ценности и смыслы человека и его жизни; принцип интегративности, предполагающий синтез осознанной концепции, созданной на основе модели человека как целостного образования и Я-концепции (указанный синтез выстроен в системе широкой взаимосвязи с различными образовательными областями); принцип синергетики, предполагающий применение законов самоорганизации для открытых, нелинейных, многомерных систем, к которым относится система "Человек"; принцип информационно — психоэнергетической рефлексии, предполагающий проводить осознание информации о человеке как целостном образовании через несколько этапов; принцип индивидуализации, предполагающий учет уникального и неповторимого опыта каждого обучаемого, его достижений и уровня развития; принцип самореализации, осуществляемой благодаря процессам саморазвития, самовоспитания, самообразования, самосовершенствования, осуществляемым на основе самопознания.

- создается и внедряется педагогическая система, реализующая антропологический подход и осуществляемая на основе следующих требований: диагностики обучаемых; включения человековедческих дисциплин как в инвариантную, так и в вариативную часть учебного плана педвуза; использования диалоговой методологии. Для оценки эффективности педагогической (теоретико-методической) системы определяются критерии: уровень самопознания, уровень человекознания, уровень целостной культуры и уровень самоактуализации.

ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:

1. Определить антропологическое основание курсов человековедческого цикла, выявить антропологическую эпистемологию и культурологическую аксиологию в педагогическом образовании.

2. Обосновать систему психолого-антрополого-педагогических дисциплин в педагогическом учебном заведении.

3. Обосновать содержание начальной, основной и углубленной психологоантрополого-педагогической подготовки будущего учителя.

4. Разработать содержание психолого-антрополого-педагогической практики студентов в средних учебных заведениях и доказать необходимость разработки авторских учебных программ по человековедению в системе непрерывного образования.

5. Провести анализ опытно-экспериментальной работы по психолого-антрополого-педагогической подготовке учителя.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ. Нами избран общенаучный уровень, отражающий сущность подходов, используемых в различных науках. Для исследования характерными являются концептуальный, системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы к решению проблем подготовки учителя. Основная методологическая база, на которую опиралось исследование:

- мировая общефилософская традиция, развивающая духовные аспекты антропологии (от Аристотеля, Д. Дидро до Тейяр де Шардена, К. Ясперса, Дж. Уайта и др.);

- отечественная философская традиция осмысления предназначения человека и подлинного единения человечества (от B.C. Соловьева, Н.А. Бердяева до М.К. Мамардашвили, В.В. Налимова, В. П. Казначеева, И. Т. Фролова и др.);

- отечественная философская традиция изучения космизма культуры (от Н.Ф. Федорова, К.Э. Циолковского, В.И. Вернадского до Ю.Г. Волкова, B.C. Поликарпова и др.).

- отечественная антропологическая традиция в психологии и педагогике (от К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого до Б. Г. Ананьева, Ш.А. Амонашвили, В. П. Зинченко, Б. М. Бим-Бада и др.).

Кроме того, наше исследование опирается на положения современных гуманитарных наук, преодолевающих кризис целостности человека, синхронистич-ный кризису базовых парадигм научного знания. Речь идет о новых достижениях в синергетике (об условиях самоорганизации составляющих частей в сложное целое), в культурологии (о пути к философской логике культуры), в гуманистической психологии (о самореализации человека), в инновационной педагогике (о гуманистических теориях и технологиях в сфере образования).

Отсюда исходит ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА ИССЛЕДОВАНИЯ:

- синтез философско-культурологического знания (Сократ, Платон, Пифагор, Конфуций, Аристотель, Лао-Цзы, Цицерон, итальянские гуманисты XV века, Д. Дидро, О.М. Айванхов, Е.П. Блаватская, Шри-Ауробиндо, В.И. Ленин, Е.И. и Н.К. Рерихи, К. Ясперс, И.Н. Калинаускас, а также Д.Л. Андреев, Г.С. Ба-тищев, М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, В.М. Богуславский, В.И. Вернадский, Ю.Г. Волков, В.М. Видгоф, Л.С. Выготский, Л.Н. Гумилев, В.П. Зин-ченко, Т.С. Злотникова, А.И. Клизовский, В.П. Казначеев, М. Коул, А.Ф. Лосев, Ю.М. Лотман, М.К. Мамардашвили, А.А. Макареня, Т.Н. Петрова, B.C. Поликарпов, В.В. Розанов, В.М. Розин, B.C. Соловьев, А.И. Субетто, П.Д. Успенский, Н.Ф. Федоров, К.Э. Циолковский, А.Я. Чижевский, Г.Г. Шпет, З.Б. Цаллагова, В.Н. Эрн и др.);

- синергетика (А.А. Андронов, Г. Хакен, Г. Николас, И. Пригожин, Б. Пойз-нер, Э. Соснин, Л.Н. Ревягин, Т.П. Григорьева и др.);

- психология человека (В. Дильтей, Г. Рот, К. Юнг А. Маслоу, Ф. Перлз, Р. Ассаджоли, К. Роджерс, Б. Г. Ананьев, Ш. А. Амонашвили, А. Г. Асмолов, А. И. Зеличенко, А. Р. Лурия, А.К.Маркова,В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев, В. И. Каб-рин, Г.А. Цукерман, Г. В. Залевский и др.);

- педагогическая антропология (К.Д. Ушинский, И. Кант, Г. Гегель, Л. Фейербах, Г. Ноль, Б.М. Бим-Бад, В.В. Кузин, Б.Г. Мещеряков, Б.А. Никитюк, Л.А. Зеленов, В.Г. Куликов и др.);

- философия образования (Б.С. Гершунский, С.И. Гессен, И.А. Зязюн, В.А. Кан-Калик, В.В. Краевский, Н.В. Кузьмина, А.Т. Куракин, И.Я. Лернер, Н.Д. Никандров, М.Н. Скаткин, В.А. Сластенин, В.Д.Шадриков, B.C. Шубинский и дрО;

- гуманистическая педагогика (Я. А. Коменский, М. В. Ломоносов, Ю. П. Азаров, Ш.А. Амонашвили, Г. Н. Волков, Б.З. Вульфов, О.С. Газман, И. П. Иванов, В.Д. Иванов, В. А. Караковский, Я. Корчак, Э. Г. Костяшкин, Ю. Г. Круг-лов, А. С. Макаренко, Л. И. Новикова, Л. И. Маленкова, Н. И. Пирогов, М.И. Рожков, В.Г. Рындак, В. А. Сухомлинский, Л. Н. Толстой, А.П. Тряпицына, Н.Е. Щуркова , Э. Фромм и др.).

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

- теоретический анализ философской, культурологической, психологической, педагогической, валеологической литературы;

- анализ эмпирического материала, в т.ч. диалога ученых, педагогов-исследователей, работников образования по вопросам совершенствования психолого-педагогической подготовки учителя; анкет студентов в процессе психо-лого-антрополого-педагогической подготовки; продуктов деятельности в ходе занятий и при выполнении домашних исследований;

- системный анализ государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в контексте опыта совершенствования педагогического образования;

- опытно-экспериментальная разработка авторских учебных планов и учебных программ психолого-антрополого-педагогического профиля; педагогические наблюдения и проведение опытно-экспериментальной работы по апробации разработанных материалов в педагогических учебных заведениях, в учреждениях системы непрерывного образования; метод экспертных оценок результатов психолого-антрополого-педагогической подготовки студентов;

- статистические методы обработки результатов экспериментальной работы.

ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ БАЗА ИССЛЕДОВАНИЯ:

Томский государственный педагогический университет, Западно-Сибирский филиал Университета Российской Академии образования, Томский государственный педагогический колледж; Комплекс непрерывного образования, общекультурной подготовки и гуманистического воспитания (на базе школы-лицея №18 г. Томска), учреждения образования Томской и Кемеровской областей.

ЭТАПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Первый этап (1988-1991 г.г.) — поисково-конструирующий этап — изучение возможностей совершенствования профессиональной подготовки учителя, осуществление теоретического анализа литературы в данном направлении, разработка критериев оценки результативности психолого-антрополого-педагогической подготовки студентов в педвузе.

Второй этап (1991-1997 г.г.) — разработка концепции психолого-антрополого-педагогической подготовки учителя, подготовка преподавателей вуза по овладению человековедением, разработка учебных программ по предметам человековедческого цикла и их внедрению в учебный процесс. Проведение формирующего эксперимента. Отработка антропологического подхода в системе непрерывного образования и проведение ежегодных научно-практических семинаров — формы экспертизы данного исследования.

Третий этап (1997-1998 г.г.) — математическая обработка данных опытно-экспериментальной работы, сравнение результатов психолого-антрополого-педагогической подготовки на разных этапах внедрения предметов человековедческого цикла в учебный процесс. Проведение VI Всероссийского научно-практического семинара "Современная педагогическая антропология в системе непрерывного образования", осуществившего экспертизу целостной психолого-антрополого-педагогической подготовки студентов.

ДОСТОВЕРНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ обоснована результатами теоретического анализа и опытно-экспериментальной работы, успешным внедрением результатов исследования в практику образовательных учреждений. Диссертант явился организатором шести Всероссийских научно-практических семинаров по использованию психолого-антрополого-педагогического подхода в системе непрерывного образования и редактировал сборники материалов указанных семинаров, осуществивших экспертизу исследования. ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ:

1. Концепция профессиональной подготовки учителя, основанная на антропологическом подходе в процессе изучения психолого-педагогического блока дисциплин.

2. Важнейшие принципы реализации антропологического подхода: принцип целеполагания, принцип интегративности, принцип синергетики, принцип информационно-психоэнергетической рефлексии, принцип индивидуальности обучения, принцип самореализации.

3. Требования, предъявляемые к организации педагогической системы, основанной на антропологическом подходе: диагностика обучаемых; включение человековедческих дисциплин в инвариантную и вариативную части учебного плана; использование диалоговой методологии.

4. Комплекс человековедческих дисциплин как способ реализации антропологического подхода в процессе подготовки учителя. Указанные дисциплины распределены по трем этапам: начальный, основной, углубленный. Основная идея указанного комплекса — осознание самого себя как субъекта взаимодействия с внутренним и внешним миром; самовыражение и самоутверждение в педагогической деятельности.

5. Психолого-антрополого-педагогические технологии, распределенные по этапам пропедевтической, основной и углубленной подготовки учителя.

6. Содержание психолого-антрополого-педагогической практики студентов в средних учебных заведениях, способствущее проведению уроков по человековедению, вовлечению в научно-исследовательскую работу по проблемам образования и воспитания, в разработку авторских учебных программ по человековедению для системы непрерывного образования.

7. Вариант государственного образовательного стандарта по педагогической антропологии, способствующий проведению подготовки специалиста в сфере педагогической антропологии на основе методического обеспечения предметов человековедческого цикла, включающего учебные программы, учебные и методические пособия, сборники научно-практических семинаров по гуманизации образования.

8. Совокупность критериев оценки эффективности педагогической системы, основанной на антропологическом подходе в профессиональной подготовке учителя: уровни самопознания, человекознания, целостной культуры, самореализации.

НАУЧНАЯ НОВИЗНА ИССЛЕДОВАНИЯ:

- предложен антропологический подход в процессе подготовки учителя (сформировано триединство: стиля антропологического мышления, стиля деятельности в рамках психолого-антрополого-педагогических технологий, стиля отношений преподавателя и студента в процессе личностно-ориентированного, глубинного общения);

- раскрыто такое понимание антропологии, педагогической антропологии, человековедения, воспитания, которое позволяет специально организовать процессы самопознания, самообразования, самовоспитания, саморазвития на основе концептуального человекознания;

- внедрена теоретически и экспериментально обоснованная система авторских курсов человековедческого цикла, явившаяся связующим звеном между всеми другими циклами дисциплин высшего педагогического образования;

- раскрыта необходимость подготовки специалиста, способного в системе непрерывного образования осуществлять антропологический подход; определены его личностные качества, дано их описание и показана возможность формирования указанных качеств в рамках человековедческих дисциплин.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

1. Предложена идея о необходимости использования концепций о человеке как целостном образовании и возникших на их основе Я-концепции для построения теории и технологии предметов человековедческого цикла. На основе понимания человека как целостного образования в рамках Я-концепции возникает новое мировоззрение и, в соответствии с этим, система его отношения с внутренним и внешним миром (мироотношение).

2. Разработан метод информационно-психоэнергетической рефлексии, примененный в качестве основного метода в выявлении и усвоении человековедческих знаний. В совокупности с методом качественных структур определены этапы, содержание, технологии человековедческой подготовки будущего учителя.

3. Раскрыто содержание учебных курсов человековедческого цикла, способствующих обретению культуры внутренней и коммуникативной культуры, а так же помогающих осуществлять специально организуемое воспитание, понимаемое нами как процесс раскрытия глубинной подлинной сущности взрослеющего человека.

4. Определено место предметов человековедческого цикла в учебных планах педагогического учебного заведения, показана преемственность в их изучении от семестра к семестру.

5. Представлены психолого-антрополого-педагогические технологии, способствующие эффективной подготовке педагога-антрополога.

6. Обоснована необходимость разработки государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по педагогической антропологии, в рамках разработанного стандарта предложено содержание основных дидактических единиц для подготовки специалистов в сфере педагогической антропологии.

7. Предложен тезаурус основных понятий, относящихся к реализации антропологического подхода.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Содержащиеся в нем теоретические положения и практические разработки могут быть использованы в современных учебных заведениях, в системе подготовки и переподготовки психолого-педагогических кадров, в процессе подготовки преподавателя высшей школы. Содержание диссертации расширяет научные представления о современной педагогической антропологии у практических работников в системе непрерывного образования, а также помогает создавать самим новые учебные программы по дисциплинам человековедческого цикла.

АПРОБАЦИЯ И ВНЕДРЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ИССЛЕДОВАНИЯ в практику осуществлялись постепенно и одновременно в основных блоках системы непрерывного образования: Томском государственном педагогическом университете (в 1992 г. была открыта кафедра человековедения), в Томском государственном педагогическом колледже (открыта кафедра психолого-антрополого-педагогического цикла), в Западно-Сибирском филиале Университета РАО (введена специализация по педагогической антропологии на психоло-го-антрополого-педагогическом факультете), в школах-лицеях г. Томска, Томской и Кемеровской областей.

Основное содержание диссертации опубликовано в монографии «Педагогическая антропология (человековедение) в системе непрерывного образования» (1997); в учебных пособиях для студентов, педагогов и психологов: «Самопознание в процессе изучения ;педагогической антропологии», «Самовоспитание: культура мышления и развитие интеллекта учащихся» (1996, 1994), а также в редактируемых сборниках научно-практических Всероссийских конференций и Сибирских семинаров: «Проблемы теории и методики гуманистического воспитания молодежи в современный период» (1992), «Гуманизация педагогического образования. Взаимосвязь психолого-педагогических и культурологических дисциплин» (1994), «Гуманизация образовательных систем в условиях непрерывного образования» (1995), «Гуманизация дошкольного и общего начального образования. Новые подходы к подготовке воспитателя, педагога и психолога» (1996), «Психолого-антропологический и культурологический подходы в системе непрерывного образования» (1997), «Современная педагогическая антропология в системе непрерывного образования» (1998). Авторские материалы по теме диссертации опубликованы в Сибирском психологическом журнале (1996, выпуск 2), в сборниках научных трудов: «Квалиметрия человека и образования. Методология и практика» (Москва, 1993, 1995), «ПроI блемы создания комплексного мониторинга качества образования в России» (Москва, 1997), «Новое содержание образования и проблемы готовности сельской школы к его реализации» (Орел, 1996, 1998), «Университетский ученый: облик, образ, модель» (Москва, 1997), «Становление антропологического мышления педагога» (Москва, 1998), «Психологический универсум образования человека ноэтического» (Томск, 1998) и др.

Результаты исследования получили одобрение на Международных и Всероссийских конференциях и семинарах (Москва, Орел, Тула, Томск, Благовещенск). Учебная программа по Основам человековедения получила грант Фонда Дж. Сороса и обсуждалась на его научно-практическом семинаре (1992). Всего подготовлено - 73 публикации, из них по теме диссертации - 57, общим объемом 54 п.л.

Апробация авторских курсов человековедческого цикла прошла на всех факультетах Томского государственного педагогического университета и отделениях Томского государственного педагогического колледжа, на психолого-антрополого-педагогическом факультете Западно-Сибирского филиала Университета РАО, на психолого-педагогическом факультете Московского педагогического государственного университета. Преподаватели кафедр психолого-ан-трополого-педагогического цикла ТГПУ, ТГПК, ЗСФ УРАО работают на основе авторских программ диссертанта, пройдя стажировку под его руководством. Научная лаборатория психолого-педагогической антропологии под руководством диссертанта продолжает внедрение авторских учебных курсов в системе непрерывного образования. Основной опытно-экспериментальной площадкой лаборатории является Комплекс непрерывного образования, общекультурной подготовки и гуманистического воспитания на базе школы лицея №18 г. Томска - лауреата конкурсов Школ Года 96 и 97.

Диссертация была проявлена благодаря огромному информационно-психоэнергетическому полю, существующему вокруг человечества и каждого конкретного человека. Исследование возникло из практики. Внедряемые в учебный процесс педагогического вуза курсы по человековедению требовали своего методологического обоснования. Поиск методологии, адекватной комплексу че-ловековедческих дисциплин, привел нас к области человекознания, к её антропологическому аспекту. Поэтому первая глава нашего исследования посвящена антропологическому подходу в процессе подготовки учителя.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Рахлевская, Людмила Кузьминична

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В результате выполненного исследования разработаны методологические и организационно-педагогические основы подготовки учителя к реализации антропологического подхода в педагогической деятельности. Тем самым предложена концепция профессиональной подготовки учителя, основанная на антропологическом подходе в процессе изучения психолого-педагогического блока дисциплин.

Антропологическая эпистемология всесторонне охватывает целостное человекознание, которое порождает новую аксиологию в педагогическом образовании. Основным принципом реализации антропологического подхода является принцип целеполагания, учитывающий ценности и смыслы человека и его жизни. Главной целью профессиональной подготовки, основанной на антропологическом подходе, является повышение уровней человекознания, самопознания, целостной культуры и самоактуализации его личности.

Реализация антропологического подхода в процессе подготовки учителя осуществлялось через введение курсов человековедческого цикла. Их антропологическое основание представлено синтезом осознанной концепции о человеке как целостном образовании и Я-концепции, выстроенном во взаимосвязи разных образовательных областей. Принципы реализации антропологического подхода в теории: принцип интегративности, принцип синергетики и принцип информационно-психоэнергетической рефлексии.

Связь теории и опытно-экспериментальной работы позволила установить еще два принципа реализации антропологического подхода: индивидуализации обучения (учета уникального и неповторимого опыта каждого обучаемого, его достижений и уровня развития); самореализации (самовыражения и самоутверждения при первичности процессов саморазвития, самовоспитания, самообразования, самосовершенствования, осуществляемых на основе самопознания).

Антропологический подход в процессе подготовки учителя предполагает не только антропологизацию содержания педагогического образования, но и осуществление этого содержания антропологически целесообразными и адекватными формами, методами и технологиями, заложенными в модели теоретико-методической системы реализации антропологического подхода при подготовке учителя. Основные требования, на основе которых осуществлялась указанная система: диагностика обучаемых; включение человековедческих курсов как в инвариантную, так и в вариативную часть учебного плана педвуза; использование психолого-антрополого-педагогических видов деятельности и диалоговой методологии.

Указанная система обеспечивает поэтапное формирование компетентности в области человекознания и самопознания, а также повышения уровня целостной культуры будущего учителя и уровня его самоактуализации. Выделяются три этапа человековедческой подготовки (начальный, основной и углубленный). На первом этапе пропедевтический курс человековедения закрепляет интерес к познанию самого себя, формирует доброжелательное отношение студентов в группе, вводит в глубинное самопознание и открывает возможности для самовоспитания. На данном этапе человековедческой подготовки повышается психологическая компетентность студентов и возникает ориентация на процесс постоянного самообразования. На этапе основной психолого-антрополого-педагогической подготовки студента является две главных дисциплины: психологическая антропология и педагогическая антропология. В рамках психологической антропологии осуществлен синтез целостного психологического знания о человеке и о его развитии. Будущему учителю предложено провести эксперимент над самий собой - стать психологом прежде всего для себя. Тем самым обрести право учить других пониманию себя. В рамках педагогической "антропологии раскрыт антропологический подход к педагогике и предоставлена возможность осознания огромного творческого потенциала внутреннего мира эволюционирующего человека и применения данного опыта к собственной жизни и деятельности. Студент педвуза получает навыки жизни, находящейся в гармонии с самим собой и окружающим миром; овладевает технологиями самопознания, самовоспитания и самосовершенствования; обретает готовность помогать своим ученикам. Возникает психолого-антрополого-педагогическое пространство образования и воспитания, ведущее ни к абстрактным целям жизни, а к конкретным вершинам - к личным жизненным целям воспитателя и его воспитанника.

Особенно выделяется этап углубленной психолого-антрополого-педагогической подготовки учителя человековедения. На данном этапе сформирован педагог-исследователь, способный разрабатывать авторские учебные программы по человековедению для системы непрерывного образования; он овладел методикой преподавания человековедения и целостными методиками самосовершенствования. Специализация по педагогической антропологии позволила подготовить специалиста в сфере педагогической антропологии. В целом человековедческий цикл повернул педагогическое образование от привычных способов философствования, от сухой теоретической рассудочности к экзистенциальным, ценностным проблемам человека.

Разработанная нами психолого-антрополого-педагогическая технология существует на трех уровнях: общепедагогическом (как часть педагогической науки, изучающей системный психолого-антрополого-педагогический процесс); на процессуально-описательном (описываются методики ее составляющие); на процессуально-действенном (предлагаются элементы тренингов, психотехники, упражнения, задания, входящие в конкретные методики). Главное в психолого-антрополого-педагогической технологии - адекватность средств, методов и форм осуществляемого педагогического процесса его задачам, содержанию и реальным условиям. На первом этапе психолого-антрополого-педагогической подготовки ведущими являются элементы социально-психологического тренинга знакомства - свободного общения, ситуативно-ролевые игры, деловые игры, технологии аналитической психологии, адаптированные к уровню развития студентов. На этапе основной подготовки включены элементы технологий практической психологии, психолого-педагогические технологии детства, психолого-педагогические технологии воспитания воспитателя, технологии любви к себе и «передачи исцеляющего света людям», технологии культуры внутреннего мира. На этапе углубленной подготовки осуществлены технологии «внутренней педагогики», технологии культуры внутреннего мира, педагогический практикум, авторские (личные) технологии, технологии коммуникативной культуры, технологии коллективного творческого воспитания и др. Все указанные технологии объединены в три основных группы: общие, частные и целостные, в зависимости от цели, на которую они рассчитаны. Общие технологии осуществляли познавательную и диагностическую функции, частные технологии способствовали развитию необходимых способностей и качеств в рамках изучаемого раздела. Целостные технологии влияли на обретение культуры педагога, выводили его к самореализации.

Психолого-антрополого-педагогическая практика студентов в средних учебных заведениях позволила привлечь их к самостоятельному проведению уроков по человековедению в разных классах, а также к разработке авторских учебных программ для системы непрерывного образования. 63% студентов, получивших основную и углубленную подготовку по человековедению, включились в научно-исследовательскую работу в рамках психологии, антропологии, педагогики. Педагогическая практика и самостоятельная работа в качестве учителя человековедения в средних учебных заведениях показала, что студенты проявили себя как высококультурные специалисты, умеющие осуществлять воспитание по-новому.

Результаты, полученные в ходе опытно-экспериментальной работы подтвердили правильность предположений выдвинутых в начале исследования и свидетельствуют об эффективности разработанных методологических и организационно-педагогических основ подготовки учителя к реализации антропологического подхода в педагогической деятельности. Центральными в осуществлении указанного подхода явились курсы человековедческого цикла.

На основе исследования предложен тезаурус понятий, относящихся к реализации антропологического подхода. Кроме того, на основе системного анализа государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования была установлена возможность реализации антропологического подхода в процессе подготовки учителя через введение человековедческого цикла учебных курсов и сформулированы рекомендации, направленные на совершенствование ГОС ВПО в процессе его обновления. Система психоло-го-антрополого-педагогических дисциплин позволяет готовить специалиста в сфере педагогической антропологии.

Список литературы диссертационного исследования доктор педагогических наук Рахлевская, Людмила Кузьминична, 1998 год

1. Абдулина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М., 1991.-133с.

2. Аверченко Л.К., Антилогова Л.Н. Человековедение. Омск, 1993. - 42с.

3. Агни Йога. В 6-ти Т. -Самара, 1992. Т.1.- 624с., Т.2. 711с., Т.З. - 623с.

4. Адлер Г. Лекции по аналитической психологии. М., 1996-282 с.

5. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: педагогика Свободы и Любви. М., 1996. -607с.

6. Айванхов О.М. Полное собрание сочинений в 32-х томах. М., 1996-97.

7. Айванхов О.М. Собрание сочинений "Извор". М., 1993-97. - №201-232.

8. Алексашина И.Ю. Теоретико-методологические основы освоения учителем идей гуманизации образования в процессе повышения его квалификации //Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПб, 1997. - 45с.

9. Алексеев А. А. Книга о том, как найти свой стиль мышления. СПб, 1993.

10. Алман Б.Д., Ламбру П.Т. Самогипноз: Руководство по изменению себя. М.,1995,- 192с.

11. Альманах психологических тестов. М., 1996. - 400с.

12. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1996. - 496с.

13. Амосов Н.М. Преодоление старости. М., 1996. - 190с.

14. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. Москва-Воронеж,

15. Андреас К., Андреас С. Измените свое мышление воспользуйтесь результатами. СПб, 1994. - 238с.

16. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Казань, 1996.

17. Андреев Д.Л. Роза Мира. М., 1992. - 283с.

18. Антология гуманной педагогики. Конфуций и его школа. М. 1996 -176с.1996. 384с.

19. Аристотель. Сочинения в 4-х томах. М., 1975.

20. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. М., 1994. - 314с.

21. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М.-Воронеж, 1996. - 768с.

22. Афоризмы: По иностранным источникам. М., 1985. - 496с.

23. Байярд Р., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991. - 224с.

24. Баткин Л.М. Итальянские гуманисты: стиль жизни, стиль мышления. М., 1978.- 199с.

25. Бахтин М.М. Человек в мире слова. М., 1995. - 140с.

26. Безрукова B.C. Педагогика. Проективная педагогика. Уч. пособие. Екатеринбург, 1996.-344C.

27. Бездухов В.П. формирование гуманистической направленности студента -будущего учителя как социально-педагогическая проблема// Автореф. дисс. д-ра пед. наук. СПб., 1995. - 28с.

28. Бердяев Н.А. Самопознание: Сочинения. М.-Харьков, 1997. - 624с.

29. Бердяев Н.А. Судьбы России. М., 1990.

30. Белозерцев Е.П. Высшая педагогическая школа в системе непрерывного образования. Автореф. дисс. д-ра пед. наук. - ЛГПИ, 1990. - 40с.

31. Берн Э. Введение в психотерапию и психоанализ для непосвященных. -СПб., 1991.-448с.

32. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы. -СПб, 1995. 398с.

33. Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. СПб, 1992. - 224с.

34. Берне Б. Хорошее самочувствие. Новая терапия настроений. М., 1995. -400с.

35. Берне Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. М., 1986. - 422с.

36. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры. Два философских введения вХХ1 век. М., 1990. - 413с.

37. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. М., 1994. - 64с.

38. Бим-Бад Б.М. Антропологические основания теории и практики образования. М., 1994. - 36с.

39. Бим-Бад Б.М. Концепция Университета Российской академии образования, -М., 1996,-38с.

40. Бим-Бад Б.М. Педагогические течения в начале XX века. М., 1994. - 112с.

41. Бим-Бад Б.М. Педагогическая антропология. Учебная программа. М., 1995. -36с.

42. Бим-Бад Б.М. Путь к спасению: педагогическая антропология Иммануила Канта сегодня. М., 1994. - 48с.

43. Бим-Бад Б.М. Щит и оборона детства. М., 1995. - 68с.

44. Блаватская Е.П. Тайная доктрина. Новосибирск, 1992. Т.2. - 1008с.

45. Бреннан Б. Свет исцеляющий. СПб, 1997. - 416с.

46. Брехман И.И. Валеология наука о здоровье. - М., 1990.

47. Бромлей Н. Современные проблемы этнографии. М., 1981. - 390с.48а. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно (опыт словаря-справочника). М., 1982. - 879с.

48. Бэндлер Р. Используйте свой мозг для изменения. Новосибирск, 1982. -168с.

49. Вайнцвайг П. Десять заповедей творческой личности. М., 1990. - 192с.

50. Ваниорек Л., Ваниорек А. Ароматерапия. М., 1995. - 367с.

51. Введение в человековедение. Комплексное исследование человека. Программа института человека РАН // Человек, 1997. №5. С. 187-189.

52. Вернадкий В.И. Материалы к биографии // Прометей: Историко-биографи-ческий альманах серии "Жизнь замечательных людей. М. 1988. - 352с.

53. Видгоф В.М. Школа как "СО-БЫТИЕи. Томск, 1994. - 360с.

54. Видгоф В.М. Целостность эстетического сознания. Томск, 1992. - 152с.

55. Витасофия // Под ред. Ю.И. Боканя. М., 1991. - 209с.

56. Волков Г.Н. Этническая педагогика. Программа курса. М., 1998. - 32с.

57. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары, 1974.

58. Востриков А.А. Дидактика гуманистического воспитания. Одесса, 1991. -379с.

59. Востриков А.А. Культура эмоций и чувств. Одесса, 1991. - 251с.

60. Вузовская и послевузовская подготовка педагога. Сб. науч. трудов М., 1996. - 108с.

61. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках. М., 1997. - 288с.

62. Вульфов Б.З. Педагогический практикум // Мир образования, 1996, № 5-6.

63. Вульфов Б.З., Харькин В.Н. Педагогика рефлексии. М., 1995. - 122с.

64. Выготский JI. С. Исторический смысл психологического кризиса. Собр. соч. в 6-ти т.-М., 1982. Т.1.

65. Выготский JI.C. Собрание сочинений в 6-ти томах. М., 1982. - 84 с.

66. Высоцкая Г. В. Рисунок и процесс рисования в детской психологии и психотерапии. Новосибирск, 1996. - 20с.

67. Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика необходимости? // Учительская газета, 1997, 13 мая.

68. Гарбузов В.И. Практическая психотерапия или как вернуть ребенку и подростку уверенность в себе, истинное достоинство и здоровье. СПб, 1995.-160с.

69. Гершон Д., Страуб Г. Обретение силы. Искусство творить свою жизнь. М.,1994. 296с.

70. Гершунский Б.С. Философия;образования для XXI века. М., 1998. - 608с.

71. Гессен С.И. Судьба коммунистического идеала образования// Педагогика, 1993. №6:

72. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996. - 336с.

73. Гласс Дж. Жить до 180 лет. М., 1991.

74. Годфруа Ж. Что такое психология. // В 2-х кн. М., 1992. Кн.1. - 496с.

75. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 1994.

76. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (третий уровень высшего профессионального образования). М.,1995.

77. Готсдинер A.JI. Музыкальная психология. М., 1993. - 190с.

78. Гребенюк О.С. Педагогика индивидуальности: курс лекций. Калининград, 1995.

79. Гроф С. За пределами мозга. М.,1993. - 504с.

80. Григорьева Т.П. Синергетика и Восток// Вопросы философии, 1997, №3.82. Гулыга А. Кант. М., 1981.

81. Гуманизация дошкольного и общего начального образования. Новые подходы к подготовке воспитателя, педагога и психолога // Сб. материалов IV Западно-Сибирского научно-практического семинара. Томск, 1996. - 140с.

82. Гуманизация образовательных систем в условиях непрерывного образования // Сб. материалов III Всероссийского научно-практического семинара. -Томск, 1995. 182с.

83. Гуманизация педагогического образования. Взаимосвязь психолого-педагогических и культурологических дисциплин // Сб. материалов II Общесибирского научно-практического семинара. Томск, 1994. - 158с.

84. Гумилев Л.Н. Конец и вновь начало/ Свод №2. М., 1994. - 544с.: ил.

85. Гуревич П.С. Философский словарь, М.,1997.-320с.

86. Гурджиев Г.И. Вестник грядущего добра. СПб, 1992.-256с.

87. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. - 239с.

88. Демакова И.Д. С верою в ученика. М., 1989. - 144с.

89. Дерягина М.А. Антропология. Эволюция и биология человека: Курс лекций. -М., 1994.-126с.

90. Джеймс А. Юнгианское толкование сновидений. СПб, 1996. - 168с.

91. Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать, М., 1993. -334с.

92. Джонсон Р.А. Он. Глубинные аспекты мужской психологии. Харьков-Москва, 1996. - 185с.

93. Джонсон Р.А. Она. Глубинные аспекты женской психологии. Харьков, 1996.- 184с.

94. Джонсон Р.А. Сновидения и фантазии. М., 1996. - 286с.

95. Дидро Д. Об искусстве. В 2-х томах. М., 1936.

96. Дильтей В. Описательная психология. СПб., 1996. - 160с.

97. Дональд А. Избегайте стрессовых ситуаций. М., 1993. - 144с.

98. Зейгарник Б.В. Теория личности К. Левина. М., 1981.

99. Запад и Восток: традиции и современность. М., 1993. - 205с.

100. Зеленов Л.А. Система философии. Н.Новгород, 1991.

101. Зеленский В.В. Аналитическая психология. Словарь. СПб, 1996. - 324с.

102. Зеличенко А.И. Психология духовности. М.,1996. - 400с.

103. Зимбардо Ф. Застенчивость. СПб. 1996. - 256с.

104. Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М., 1995. - 64с.

105. Зинченко В.П. Мир образования и/или образование мира // Мир образования, 1996.-№3.

106. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. М., 1994, - 304с.

107. Злотникова Т.С. Публичное одиночество (Творческая личность в русском театре.). Ярославль, 1998. - 235с.

108. Зощенко М. Возвращенная молодость. М., 1991.

109. Иванов В.И. Управление самочувствием. М., 1996. -335с.

110. Ильев В.А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. М., 1993.-127с.

111. Исаев И.Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогической культуры преподавателя. М., 1993.

112. Ильюченок Р. Память и адаптация. М. ,1979.

113. Кабрин В.И. Психологический универсум образования. Психологическое обеспечение и психологическая подготовка в системе образования университетского типа. Томск, 1995. - 46с.

114. Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие (Психология коммуникативного развития человека как личности). Томск, 1992. - 255с.

115. Кабрин В.И. Элементы духовно-гуманистической психологии. Учебно-методический комплекс. Томск, 1994. - 20с.

116. Казанский О.А. Игры в самих себя. М., 1994.

117. Казакова Е.И., Тряпицына А.П. Диалог на лестнице успеха. СПб., 1997. -160с.

118. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: Проблемы комплексного изучения. Новосибирск, 1991.

119. Калина Н.Ф., Тимощук И.Г. Основы юнгианского анализа сновидений— М., 1997.-300.

120. Калинаускас И.Н. Наедине с миром. Киев, 1991. - 282с.

121. Калинаускас И.Н. Жить надо! СПб., 1994. - 573с.

122. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество.-М., 1990. -245с.

123. Караковский В.А. Любимые мои ученики. М., Знание, 1987. - 80с.

124. Караковский В.А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования. М., 1992.

125. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание. Воспитание! Теория и практика воспитательных систем. М., 1996.

126. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М.,1990-88с.; Как обрести уверенность в себе. - М., 1990 - 91с.; Как перестать беспокоиться и начать жить. - М., 1990. - 88с.

127. Кейс К. Программы счастья и несчастья ияи Как заставить свою жизнь работать. М., 1996. - 320с.

128. Квалиметрия человека и образования // Материалы I-VI симпозиумов. Под ред. Н.А. Селезневой, А.И.Субетто.-М.,1992-97гг.

129. Квалиметрия человека и образования. Методология и практика. Второй симпозиум. Кн.1. Часть 1.-М.,1993.-189с.

130. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.

131. Клизовский А.И. Основы миропонимания Новой Эпохи. В 3-х Т.-Рига,1990 Т.1 - 310с. Т.2-269с. Т.3.-287с.

132. Клименко В.В. Психологические тесты таланта. Харьков, 1996. - 414с.

133. Коганов Я. Медитация путь к себе. - М.,1990.

134. Козлов Н.И. Как относиться к себе и людям или практическая психология на каждый день. М., 1994. - 320с.

135. Козлов Н.И. Философские сказки для обдумывающих житье или Веселая книга о свободе и нравственности. Дубна, 1994, - 274с.

136. Колбанов В.В., Зайцев Г.К. Валеология в школе. СПб, 1992.

137. Корчак Я. Как любить ребенка: Книга о воспитании. М.,1990. - 493с.

138. Корчак Я. Педагогическое наследие. М., 1991.

139. Космическая антроэкология:^техника и методы исследования. Д., 1984.

140. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. М., 1997. - 432с.

141. Крейри Э. Учимся владеть чувствами (серия). СПб, 1995-96.

142. Круглов Ю.Г. Былины. М., 1993.

143. Круглов Ю.Г. Зарубежные системы образования (США, Япония, Великобритания, ФРГ, Франция). М., 1996.

144. Круглов Ю.Г. Русские народные загадки, пословицы и поговорки. М., 1990.

145. Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. СПб., 1993.

146. Культурология. XX век: Антология, М. ,1995. - 703с.

147. Кузин В.В., Никитюк Б.А. Интегративная педагогическая антропология, -М., 1996.- 181с.

148. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя. М., 1990. 150а. Кузьмина Н;В., Реан А.Л. Профессионализм педагогической деятельности. - СПб., 1993.

149. Куликов В.Б. Педагогическая антропология: истоки, направления, проблемы. Свердловск, 1988.-192с.

150. Левин М.Г. Очерки истории антропологии. М., 1960.

151. Левина М.М. Технологическая культура учителя. Формирование профессиональной культуры учителя. Учебное пособие. М., 1993. - 91с.

152. Легенда о счастье: Сборник. М., 1987. - 432с.

153. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы психологии, 1972, № 9.

154. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977. - 304с.

155. Леонтьев А.Н. Язык и разум человека. М., 1965. - 128с.

156. Лернер И.Я. Учебно-воспитательный процесс как система //Новые исследования в педагогических науках. М., 1985, №1, с.30-38.

157. Линдерман X. Система психофизического саморегулирования. М., 1992. -142с.

158. Лободин В.Т. Самоанализ и познание внутреннего мира. СПб, 1996. -250с. (Серия книг "Путь к единству").

159. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф. М., 1982.

160. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. Воронеж, 1995 .-176с.

161. Мажар Н.Е. Теоретические основы развития творческой индивидуальности учителя // Автореферат дис. д-ра пед. наук. М., 1996 - 33с.

162. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: в 8-ми т. М., 1986.

163. Макареня А.А. Создание культурно-творческой среды в подготовке педагога// Дисс. в форме науч. докл. на соиск. д-ра пед. наук. М., 1998. - 48с.

164. Маленкова Л.И. Человековедение. М., 1993. - 208с.

165. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

166. Мартынов Л. Исповедимый путь. Л., 1992. -128с.

167. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996.

168. Марченко Е.Д. Законы радуги. В 2-х частях. Омск, 1995. 4.1,4.2 - 272с.

169. Марченко Е.Д. За законами радуги. В 2-х частях. М., 1998. 4.1,4.2 - 472с.

170. Марченко Е.Д. Освобождение от энергий. М. 1996. -382с.

171. Маслоу А. Самоактуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982.

172. Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ.- М., 1997. 304 с.

173. Матюнин Б.Г. Нетрадиционная педагогика. М., 1994.

174. Минаева В.Г. Лекарственные растения Сибири. Томск, 1991.-202с.

175. Минияров В.М. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки учителя к коррекционно-диагностической работе с учащимися // Автореф. дис. д-ра пед. наук. СПб, 1995.-32с.

176. Миркарян А.И. Введение в трансцендентальную психологию. М., 1995.

177. Миркарян А.И. Начало трансцендентальной психологии // Философские исследования, 1995, № 2.

178. Мищенко Л.И. Теоретические основы формирования содержания педагогического образования // Автореф. дисс. д-ра пед. наук. М.,1997. - 35с.

179. Мищенко Л.И. Теоретические основы формирования содержания педагогического образования // Диссертация доктора пед. наук. Курск, 1997. -420с.

180. Моисеева A.M. Целостность человека как взаимодействие Женского и Мужского Принципов и ее реализация в эстетико-педагогическом процессе. -Орск, 1996. 170с.

181. Музыкальная культура древнего мира. М., 1957.

182. Мюнстерберг Г. Основы психотехники. В 2-х т. Т. 1. - СПб., 1996. - 351с. Т.2. СПб, 1996.-351с.

183. Налимов В.В. Спонтанность сознания. М., 1989.

184. Налимов В.В., Дрогалин Ж.А. Реальность нереального. М., 1995.

185. Нархано К. Гештальт терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма. Воронеж, 1995. - 304с.

186. Нейхард Д. Властелин эмоций. СПб., 1997. -186с.

187. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М., 1987. - 255с., 32л. ил.

188. Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. М., 1994-95г. Т.1. - 576с., Т.2 - 492с., Т.3.-508с.

189. Никитин Б.П. Развивающие игры. М., 1981. -120с.

190. Никитин Б.П., Никитина Л.А. Мы, наши дети и внуки. М., 1989. - 303с.

191. Николис Г., Пригожин И. Самоорганизация в неравновесных системах. -Минск, 1991.

192. Обухов В.Я. Человековедение как комплексная наука и учебная дисциплина. СПб, 1996.

193. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности. М., 1991. - 287с.

194. Основные принципы единой трудовой школы //Коммунист, 1987, №16.

195. О человеческом в человеке. Сборник. М., 1991.

196. Павлова М.П., Карманов В.Д. Педагогическая система А.С. Макаренко и современность. М., 1960. - 287с.: ил.

197. Педагогика. Учебное пособие // Под ред. И.И. Пидкасистого. М., 1996.-603с.

198. Педагогические технологии: что такое и как их использовать в школе. -Москва-Тюмень. 1994. - 277с.

199. Педагогический поиск. М., 1987. - 544с.

200. Педагогическое наследие // Сост. В.М. Кларин, А.Н. Джуринский. М., 1987.-416с.

201. Педагогическая антропология. Учебное пособие // Авт. Сост. Бим-Бад Б.М. -М., 1998.-576с.

202. Перлз Ф. Гештальт-подход и Свидетель терапии. М., 1996. - 240с.

203. Перлз Ф. Опыты психологии самопознания. М., 1996. - 240с.

204. Петри Э.Ю. Антропология. СПб, 1990.

205. Письма Елены Рерих. В 2-х т. Т. 1. Новосибирск, 1992. 512 с., Т.2-Минск, 1992.-432с.

206. Подласный И.П. Педагогика. Учебник. М., 1996. - 432с.

207. Полонский В.М. Методы анализа и прогноз развития педагогической науки // Педагогика, 1995. №5.

208. Польстер И., Польстер М. Интегрированная гештальт-терапия. Контуры теории и практики. М., 1997. - 272с.

209. Поляков С. Д. Психопедагогика воспитания. М., 1996.

210. Проблемы теории и методики гуманистического воспитания молодежи в современный период // Сб. материалов Всероссийского научно-практического семинара. М., 1992 - 103с.

211. Профессиональная культура учителя/ Под ред. В.А. Сластенина. М., 1993.

212. Психолого-антропологический и культурологический подходы в системе непрерывного образования // Сб. материалов V Всероссийского научно-практического семинара. Томск, 1997. - 196с.

213. Психологические тесты // сост. Ахмеджанов Э.Р. М., 1995. - 320с.

214. Психология цвета. М., 1996. - 500с.

215. Психология эмоций. М., МГУ, 1984. - 280с.

216. Путь к себе // Журнал, 1995, №1.

217. Путь к себе // Журнал, 1995, №8. 219а. Путь к себе // Журнал, 1996, №> 4-Х» 5.

218. Путь к себе // Журнал, 1997, № 5.

219. Пушкин А.С. Полное собр. соч. В 10 т. JL, 1977. Т.2: С.304.

220. Радзиховский J1. Брежневская педагогика // Учит, газета, 1988, 21 июля.

221. Радзиховский Л. Сталинская педагогика// Учит, газета, 1988, 14 июля.

222. Радзиховский Л. Уроки ельциновской педагогики// Мир образования, 1995, №0.

223. Разумный В. Интегративные центры образования // Мир образования, 1996, № 2.

224. Разумовский В.Г. Государственный стандарт образования супердержавы мира к 2000 году// Педагогика, 1993, №3.

225. Рейнуотер Д. Это в ваших силах. Как стать собственным психотерапевтом. -М., 1993.-240с.

226. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М., 1994.

227. Рерих Н.К. Держава Света. Священный дозор. Рига, 1992.

228. Рогинский Я.Я., Левин М.Г.Основы антропологии. М., 1955.

229. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. М„ 1994.-480с.

230. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты, М., 1986.

231. Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М., 1994. - 144с.

232. Ротенберг B.C., Бондаренко С.Л. Мозг. Обучение. Здоровье. М., 1989.

233. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М. ,1989. В 2-х т.

234. Рувинский Л.И., Соловьева Е.А. Психология самовоспитания. М., 1987.

235. Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990. - 368с.

236. Руднева Т.Н. Формирование основ педагогического профессионализма у студентов университета // Автореф. дисс. д-ра под. наук. М., 1996. - 40с.

237. Русский космизм: Антология философской мысли. М. ,1993. - 368с. ил.

238. Рындак В.Г. Непрерывное образование и развитие творческого потенциала учителя. Монография. М., 1997. - 244с.

239. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы. М., 1993. - 144с.

240. Сатпрем Шри Ауробиндо, или путешествие сознания. СПб,1992. - 328с.

241. Семья //Еженедельная газета.-1989, №7.243а. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М., 1998.-256с.

242. Сердце. Новосибирск, Сибирское-Рериховское общество, 1990. - 310с.

243. Сигимова М.Н. Кто я? Какой я? Новосибирск, 1995. - 134с.

244. Сигимова М.Н. Мир природы глазами ребенка. Новосибирск, 1996. -244с.: ил.

245. Симонов В.П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. М., 1995.

246. Симонов П.В. Происхождение духовности. М., 1989. - 352с.

247. Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент, Характер, Личность. М., 1989. -154с.

248. Система частных наук о человеке. Н.Новрород, 1992.

249. Скороходова О.И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. М., 1972. - 448с.

250. Слагаемые социального здоровья детей. М., 1993.

251. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.,1997.

252. Сластенин В.А., Исаев И.Ф. и др. Педагогика: Учебное пособие. М., 1997.

253. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека. Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. М., 1995. - 384с.

254. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Карта интегральной периодизации //Вопросы психологии, 1996, № 5.

255. Современная философия: Словарь и хрестоматия. Ростов-на-До-ну.-1996. -511с.

256. Современная педагогическая антропология в системе непрерывного образования. Материалы VI Всероссийского научно-практического семинара. -Томск, 1998.-308с.

257. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии. Хрестоматия. М., 1995.-653с.

258. Соловейчик С.Л. Час ученичества. Жизнь замечательных учителей. М., 1972. - 256с.: ил.

259. Соловьев B.C. Оправдания добра. Нравственная философия// Соч. в 2-х томах. -М., 1998.

260. Соловьева Н.В. Профессиональное становление специалиста с высшим образованием в условиях изменяющейся социокультурной среды // Автореф. дисс. д-ра пед. наук. Казань, 1997. - 36с.

261. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Курс лекций. М., 1998.-386 с.

262. Стивене Д. Приручи своих драконов. СПб., 1995. - 460с.

263. Суворов А.В. Достоинство. Лирико-психологическое самоисследование. -М., 1997. 100с.

264. Суворов А.В. Школа взаимной человечности. М., 1995. - 100с.

265. Суртаева Н.Н., Макареня А.А. Методика составления авторских программ. -Тюмень, 1995. -26с.

266. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. В 3-х т.-М., 1979. Т.1. 560с.: ил.

267. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. М., 1990. - 288с.

268. Сухомлинский В.А. Хрестоматия по этике. М., 1990. - 304с.

269. Сытин Г.И. Животворящая сила. М., 1990. - 413с.

270. Тайлор Э.Б. Первобытная культура. М., 1989. - 573с.

271. Тарасов Е.А., Ковалева Н.И. Прикажите себе выжить. М., 1996. - 288с.

272. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987.274а. Теория и практика воспитательных систем/ Под ред. Л.И. Новиковой. Кн. 1 и 2.-М., 1993.

273. Теория и практика высшего педагогического образования // Под ред. В.А.I1. Сластенина. М., 1991.

274. Терский В.Н. Клубные часы и игры в практике А.С. Макаренко. М., 1959.

275. Толстой Л.Н. Моя жизнь // Собр. соч. в 12-ти т. М., 1984, Т. 12.

276. Толстой Л.Н. Царство Божие внутри нас. СПб, 1910.

277. Три типа педагогики // Учительская газета, 1988, №47.

278. Уоллис Э., Хенкин Б. Искусство психического исцеления. Киев, 1992.-288с.

279. Уотсон Д.Л. Путь к здоровью и творческой активности // Твое здоровье, 1990, №7.

280. Успенский П.Д. Четвертый путь. СПб., 1995. - 522с.

281. Учительская газета. 1994, 15 марта.

282. Ушинский К.Д. Педагогическая антропология. М.,1990.

283. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. В 10 Т. М., 1955. Т.8-10.

284. Федоров Ю.М. Сумма антропологии. Ч.1., 4.2. Новосибирск, 1996. - 833с.

285. Файдыш Е.А. Сверхсознание. М., 1993. - 144с.

286. Фейдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика личностно ориентированной психологии. М.1996.

287. Феномен человека. М., 1993.

288. Философский словарь // Под ред. И.Т. Фролова. М., 1987. - 590с.

289. Философско-энциклопедический словарь. М., 1983.

290. Флоренский П.А. У водоразделов мысли. М., 1990.

291. Франкл В. Человек в поисках смысла. М.,1990. - 366.

292. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., 1991. - 456с.

293. Фридман Л.М. Психопедагогика. Программа курса. М., РОУ, 1993. - 12с.

294. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви. М., 1990.-160с.: ил.

295. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986.

296. Хакен Г. Синергетика. М., 1980.

297. Хей Л. Исцели свою жизнь. Сила внутри нас. Рига, 1996. - 223с.

298. Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М.,1995. - 302с.

299. Хьел Л., Зиглер Д. Теория личности. СПб., 1997. - 608с.

300. Цветков Э. Танец дождя (По ту сторону психотерапии или Книга о магической силе). СПб., 1996. - 160с.

301. Цветомедитация //К. Рай. М., 1995. - 53с.

302. Цзен Н.В., Пахомов Ю.В. Психотренинг: игры и упражнения. М., 1988.-167с.

303. Циолковский К.Э. Воля вселенной (Неизвестные разумные силы). Алма-Ата, 1992.

304. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М., 1995, 288с.

305. Человек в системе наук. М., 1988.

306. Человек, мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. XX в. М., 1995.

307. Человек //Научно-популярный журнал, 1996. №6.

308. Человек // Научно-популярный журнал, 1995. №3.

309. Человек // Научно-популярный журнал, 1995, №4.

310. Человек // Научно-популярный журнал, 1995, №5.

311. Человек // Научно-популярный журнал, 1995, №6.

312. Человек // Научно-популярный журнал, 1997, №5.

313. Шадриков В.Д. Духовные способности. М., 1996.

314. Шопенгауэр А. За завесой истины: Сб. произведений. Симферополь, 1998. - 496с.

315. Шарп Д. Типы личности. Юнговская типологическая модель. СПб, 1996. -216с.

316. Шварц А., Швеппе Р. Цветочные настои доктора Бака. М., 1995. - 150с.

317. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. СПб, 1993.- с.

318. Шелби Б. Открой своего ребенка с помощью тестов. Тюмень, 1995. -128с.

319. Шелтон Г. Ортотрофия. Основы правильного питания. М., 1992. - 350с.

320. Шибутани Т. Социальная психология. М., 1969. - 535с.

321. Шрайнер К. Как снять стресс. М., 1993. - 272с.

322. Штайнер Р. Путь к самопознанию человека (в восьми медитациях). Порог духовного мира. М., 1991. - 170с.

323. Щуркова Н.Е. Вы стали классным руководителем. М., 1986.

324. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.

325. Экзюпери А. Маленький принц. М., 1991. - 52с.

326. Эриксон Э. Детство и общество. СЩ, 1996. - 592с.

327. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996.

328. Юнг К.Г. Аналитическая психология. Прошлое и настоящее. М., 1995.-309с.

329. Юнг К.Г. Воспоминания, сновидения, размышления. Киев. - 1994. - 405с.

330. Юнг К.Г. и современный психоанализ. Хрестоматия по глубинной психологии. -М., 1996. -348с.

331. Юнг К. Проблемы души нашего времени. М., 1996.

332. Юнг К.Г., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М., 1996. - 304с.

333. Юнг К.Г. Психологические типы. СПб., 1995. - 717с.

334. Юнг К.Г. Человек и его символы. СПб., 1996 - 454с.

335. Юнг К.Г. Эпилог // Человек, 1995, №2.

336. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. М., 1974.

337. Ярошевский М.Г. История психологии. М.,1997. - 416с.

338. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.

339. Buber Martin. Ich und du. Deutschland, 1992.

340. Enright J. Enlightening Gestalt: Waking Up from the Nightmare-N.Y. 1980.

341. Le CERVEAK- FRANCE LOISIRS 123, boulevard de Grenelle, Paris, 1991.

342. Teacher (Development, making the Right moves, selected articles from the English Teaching Forum 1989-1993, Washington, D.C., 1994.

343. Nohl H. Padagogische Menschenkunde // Handbuch der Padagogik. Bd. 2. Langensaiza, 1929.

344. Diltey W. Padagogik Geschichte und Grundlinien des Systems // Diltey W. Ges. Schriften. Bd. 9, 2 Aufl. Stuttgart / Gottingen, 1960.1. СПИСОК АУДИОМАТЕРИАЛОВ

345. Аудио-видео-программы: Лотман Ю.М. Культура и интеллигентность (шесть бесед). Запись телепрограммы, 1997, март и др.

346. Музыка и ритмы для самопознания: "Прими меня таким, какой я есть" сборник.

347. Прикоснись ко мне и почувствуй мое истинное "Я" сборник. " Останься самим собой и не становись другим" - сборник.

348. Набор сеансов по конфликтологии: "Башня с часами", "Холм прощения", "Девочка и привидение", "Зов океана", "Лягушонок", "Волшебный лес" и Др.

349. Музыка и ритмы для самосовершенствования:- Альбомы М. Домбровской "Белая музыка".- Медитативная музыка.- Сеансы Б. Бреннан.- Ритмологические и ритмические работы (по циклам).

350. Авторские (личные) мелодии и ритмы, рассчитанные на достижение истинного намерения и высоких целей жизни.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.