Формирование художественного образа в изобразительном творчестве подростков тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Дмитриева, Анастасия Алексеевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 255
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Дмитриева, Анастасия Алексеевна
ВВИЩЕНИЕ.
Глава I. ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ И ЗАРУБЕЖНОМ ОШТЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.
1.1. Вопросы художественно-образной природы изобразительной деятельности в дореволюционной педагогической теории и практике концаХГХ-начала XX в.в.
1.2. Задачи художественно-творческого развития школьников в советской педагогике
Глава П. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЦЕССОВ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА НА ЗАНЯТИЯХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫМ ИСКУССТВОМ У УЧАЩИХСЯ 4-6 КЛАССОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.
2.1. Теоретико-понятийный аппарат исследования проблемы формирования художественного образа у учащихся.
2.2. Методология и методика исследования.
Глава. Ш. ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ ПРОЯВЛЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД ОБРАЗОМ
3.1. Работа по памяти как средство изучения художественно-творческих проявлений подростков
3.2. Особенности эстетического восприятия учащихся 4-6 классов . . . ■
3.3. Особенности процессов художественного обобщения у учащихся 4-6 классов.
3.4. Особенности воображения и фантазии учащихся
4-6 классов.
3.5. Принципы и критерии формирования художественного образа у учащихся 4-6 классов
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Развитие художественно-образного мышления младших школьников на уроках изобразительного искусства2005 год, кандидат педагогических наук Терещенко, Наталья Александровна
Формирование творческой личности в интегрированной художественной деятельности учащихся2006 год, доктор педагогических наук Назарова, Светлана Ивановна
Формирование художественного восприятия произведений изобразительного искусства на уроках ИЗО в 5,6 классах средней общеобразовательной школы2006 год, кандидат педагогических наук Ерков, Сергей Александрович
Формирование художественных интересов подростков в процессе изобразительно-творческой деятельности2007 год, кандидат педагогических наук Дарчиева, Алена Тимофеевна
Инновационные технологии дифференцированного и индивидуального подхода к развитию художественно-творческих способностей младших школьников2010 год, доктор педагогических наук Горбунова, Галина Александровна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование художественного образа в изобразительном творчестве подростков»
Одной из главных проблем коммунистического строительства является проблема взаимосвязи экономического прогресса с социально-политическим и духовным прогрессом общества.
Партия постоянно заботится о подрастающем поколении, которое в дальнейшем станет ответственным за судьбы общества.
Формировать, возвышать духовные потребности человека, активно влиять на идейно-политический и нравственный облик личности - важнейшая миссия социалистической культуры",сказал К.У.Черненко на Пленуме ЦК КПСС в июне 1983 года.
Свидетельством заботы партии является школьная реформа, где, в числе других вопросов, акцентировано внимание на развитии чувства прекрасного, формировании здоровых художественных вкусов, умении правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы. Для этого необходимо "лучше использовать в этих целях возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, изобразительного искусства, эстетики, имеющих большую познавательную и воспитательную силу".хх^
С первых лет существования советской школы эстетическое воспитание было одной из основных частей воспитания школьников.Однако, сфера воспитательного воздействия предмета "Изобразительное искусство", который со временем приобрел учебно-прикладную направленность, значительно сузилась, в противоположность возрастающей роли самого искусства в коммунистическом строительстве. х) Материалы Пленума ЦК КПСС, 14-15 июня 1983г.- М.: Политиздат, 1983, с. 47. хх) Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы.- Правда, 14 апреля,1984.
Излишнее акцентирование учебных задач, преобладание отвлеченных схем и понятий, значительно удалили данный предмет от решения воспитательных задач, свойственных предметам эстетического цикла, а именно: расширения духовного крутозора и формирования духовных запросов советского школьника.
Усиление творческой нацравленности предмета, опора на художественно-образную сторону искусства способны значительно повысить воспитательные возможности курса, увязав их реализацию с общей системой воспитательной деятельности школы.
Художественное творчество - не только увлекательный путь познания мира, но и сложный путь познания самого себя. В процессе творчества формируются эмоциональные, интеллектуальные и моральные стороны личности. В художественном образе, как известно из марксистско-ленинской теории отражения, заложены возможности осуществления главной функции искусства - идеологической функции.
В процессе посильного создания художественного образа учащимися формируются гражданские позиции и нравственные убеждения, развиваются творческие задатки и изобретательность. Процесс этот нисколько не противоречит формированию трудовых и технических навыков, выработке точных зрительных представлений, умению наблюдать предмет в натуре и грамотно воспроизводить его в рисунке.
В теории художественного воспитания существует ряд мнений относительно того, когда учить грамотному изображению, а когда вводить учащегося в ситуацию творчества. В одном случае предлагают сначала поставить глаз и руку и лишь потом вести творческий диалог с натурой; в другом - параллельно заниматься и учебными, и творческими заданиями. Мы присоединяемся к мнению тех теоретиков эстетического воспитания (Г.В.Лабунская, Е.Е.Рожко-ва, Н.П.Сакулина, Б.С.Щербаков, Б.П.Юсов), которые считают, что отделение технических навыков от творческих неправомерно. Нельзя отдавать предпочтение формированию и тренировке какой-то одной сферы сознания человека занимающегося искусством, к примеру, сферы зрения или моторики руки, ибо ими не исчерпывается его деятельность в искусстве. Необходимо формировать навык, в основе которого были бы все компоненты художественно-творческой деятельности, как лежащие на ее поверхности, так и скрытые от глаз педагога. Несмотря на то, что проектная фаза создания художественного образа является идеальной фазой, первоначальное цредставление о будущем произведении уже содержит в себе черты графического образа, а последний - черты эмоционально-интеллектуальных проявлений творящего.
Когда курс предмета "Изобразительное искусство" наделен преимущественно на выработку моторных навыков и навыков зрительного контроля, ученик приобретает способность правильно изображать цредмет, но не способен развернуть образ, овладеть его внутренней динамикой, трансформировать согласно идее, смыслу и художественной задаче.
Проблема, формирования художественно-образного мышления школьника в 1970-80 годы являлась одной из главных проблем исследования лаборатории преподавания изобразительного искусства в школе НИИ художественного воспитания АПН СССР по теме "Изобразительное искусство в системе художественного образования и эстетического воспитания школьников".
4 декабря 1970 года Коллегия Министерства просвещения СССР приняла решение "0 мерах улучшения эстетического воспитания".На основе этого решения НИИ художественного воспитания АПН СССР совместно с Союзом художников СССР подготовили программу, которая в 1981 году была одобрена в качестве типовой МП СССР.
В ее основу положен принцип "систематического развития у учащихся способности восцриятия художественного образа и его посильного создания в собственных художественных работах".
Длительный педагогический поиск решения этой проблемы в совокупности с задачами научно-исследовательской работы лаборатории определил тему нашего исследования - "Формирование художественного образа в изобразительном творчестве подростков".
В связи с тем, что сфера данного исследования - особенности развития художественного сознания детей, необходимо было привлечение теоретических положений из области философии, психологии и искусствоведения.
Основополагающее значение в подходе к проблеме имела марксистско-ленинская эстетика как единая теория художественного творчества.
Важную роль в решении вопросов, связанных с особенностью художественного отражения, сыграли труды А.И.Бурова, Е.С.Громова, А.Я.Зися, М.А.Лифшица, А.Ф.Лосева, Б.С.Мейлаха, А.С.Мигунова, А.А.Потебни, В.А.Разумного, С.Х.Раппопорта, М.Б.Хралченко.
Особый вклад в понимание психологической структуры личности и характера психических механизмов творчества внесли труда Б.Г. Ананьева, П.П.Блонского, А.А.Бодалева, Н.Н.Вожова, Л.С.Выготского, A.B.Запорожца, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьева, А.А.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, П.В.Симонова, Д.Б.Эльконина, П.М.Якобсона.
Координирующее значение в разработке подходов к анализу возрастных и индивидуальных форм художественно-творческих проявлех) Программы восвиилетней школы. Изобразительное искусство.- М.:
МП СССР, 1981, с.2. ний учащихся и в установлении общих закономерностей их творчества имели труды ученых, педагогов и искусствоведов, специалистов в области эстетического воспитания: В.В.Алексеевой, А.В.Ба-кушинского, Н.А.Дмитриевой, Г.В.Лабунской, П.Я.Павлинова, Е.Е. Рожковой, Н.П.Сакулиной, Ф.И.Шмита, В.С.Щербакова, А.В.Щербакова, Б.П.Юсова.
Объект исследования - художественно-творческая деятельность учащихся 4-6 классов на занятиях изобразительным искусством.
Предметом исследования является процесс формирования художественного образа в художественно-творческой деятельности учащихся 4-6 классов.
Цель исследования - совершенствование педагогического руководства художественно-творческим процессом на уроках и факультативных занятиях с подростками.
Для достижения цели нами предусмотрены следующие задачи:
- изучить художественно-творческие проявления учащихся 4-6 классов в процессе работы над образом;
- разработать педагогическую модель исследования процесса формирования художественного образа;
- определить специфику и сформулировать понятие о максимальных и оптимальных возможностях подростков в этой области, предпосылках и условиях их формирования;
- выработать соответствующие практические рекомендации по совершенствованию педагогического руководства творческим процессом психолого-педагогическими методами.
Гипотеза исследования.
В противоположность точке зрения, что творчеству нельзя научить, мы полагаем, что возможна разработка педагогически- целесообразной системы развития навыков художественного мышления учащихся подростков.
Уровень развития художественного творчества учащихся зависит от трех компонентов их эстетического развития: 1)целена-правленного эстетического восприятия и переживания изображаемого; 2) качества отражения данных восприятия и переживания объектов и явлений в художественной деятельности детей;3)уров-ня сознательного заинтересованного восприятия образной стороны произведений искусства.
Художественно-творческий процесс всегда заканчивается материальным продуктом, однако образ в процессе его создания периодически локализуется то в сознании художника, то в материальном объекте творчества. Образ формируется в три этапа¡идеальный этап, этап порождения и этап претворения. Так как процесс порождения образа в значительной степени скрыт от педагога, отсутствие его успешного решения учеником он чаще объясняет низким уровнем знаний, умений и навыков и, реже, скудным запасом образных представлений, их эстетической бедностью и творческой неопределенностью.
Мы полагаем, что на идеальной стадии процесс формирования художественного образа обладает сложной структурой компонентов, обусловленной мироощущением, мировоззренческими позициями, представлениями об эстетическом идеале, а также сенсорным, интеллектуальным и эмоциональным опытом личности.
Этап порождения образа характеризуется определенной иерархией и типологией перцептивных, продуктивных и обобщающих словесно-образных компонентов, связанных с возрастными и индивидуальными особенностями учащихся, содержанием курса, методом педагогического руководства, а также уровнем владения учащихся языком и средствами данного вида искусства. Активизировать этот этап можно посредством отбора определенного содержания, соотносимого с жанрами изобразительного искусства, и психолого-педагогичеекого метода художественного стимулирования процессов восприятия, образной памяти, мышления и воображения.
В исследовании применялись следующие методы:
- историко-теоретический анализ,
- естественный эксперимент,
- комплексный метод стимулирования художественной деятельности,
- педагогическое наблюдение,
- беседы,
- изучение детских рисунков,
- анализ анкет, сочинений, рецензий, ремарок к рисункам,
- экспертная оценка фактического материала.
На первом этапе разрабатывалась программа, исследования. Закладывались основы теоретико-понятийного аппарата и концептуальной основы, базовых понятий, терминов, вырабатывалась система методов и подходы к решению главных проблем исследования.
На втором этапе проводился формируще-констатирующий эксперимент, направленный на выявление художественно-творческих ресурс сов изобразительной деятельности подростков, учащихся 4-6 классов, в условиях экспериментального обучения и вне его.
На, третьем этапе вырабатывались практические рекомендации по активизации и стимулированию внутренних процессов изобразительного творчества учащихся 4-6 классов. Оцределялся характер стимулов, с психологической и художественной стороны их воздействия на различные стороны психики подростков в процессе работы над образом.
Исследование проводилось в течение семи лет (с 1978-79 по
1983-84 учебный год). С 1960 по 1978 год исследователь наблюдал и обобщал художественно-творческие проявления подростков в собственной педагогической практике.
Опытно-экспериментальная работа велась, в основном, в 4-6 классах школ № 624 и № 600 г.Москвы.
Возрастные особенности художественного мышления подростков исследовались в 4, 5, 6-ых классах в условиях работы по экспериментальной программе НИИ художественного воспитания АШ СССР и программе МП СССР 1981 года.
Влияние стимулирующих заданий на развитие процессов художественно-образного мышления подростков рассматривалось на примере экспериментальной работы в 5-ых классах, где один из классов был экспериментальным, а три - контрольными.
Отдельные задания опробовались в группе детей, обучающихся по другим программам в разных школах г.Москвы, на базе пионерского лагеря "Маяк" АПН СССР и во вспомогательной школе № 895 г.Москвы.
Исследованием было охвачено 362 учащихся. В процессе эксперимента собрано 4331 рисунок, 1342 анкеты.
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложения.
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Развитие творческих способностей на занятиях академическим рисунком1996 год, доктор педагогических наук Зинченко, Василий Павлович
Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания1997 год, доктор педагогических наук Сокольникова, Наталья Михайловна
Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе (1917-1980 гг.)1984 год, кандидат педагогических наук Савенкова, Любовь Григорьевна
Управление художественно-творческой деятельностью школьников в образовательном процессе2002 год, доктор педагогических наук Пурик, Эльза Эдуардовна
Развитие творческой активности старшеклассников в профильном художественно-эстетическом образовании2010 год, кандидат педагогических наук Новикова, Наталья Алексеевна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Дмитриева, Анастасия Алексеевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В итоге проведенного исследования предлагаются следующие выводы:
I. На рубеже XX века в России и зарубежных странах возникла тенденция к пересмотру формального метода обучения детей основам изобразительной грамоты и постановке ряда существенных вопросов о широком эстетическом и художественном развитии ребенка.
На этом этапе разработки проблем художественного воспитания школьников (конец XIX начало XX века) изучались и формулировались законы отдельных компонентов изобразительного процесса»часто механистически увязываемые с творчеством. В них преобладало исследование вопросов изобразительной грамоты. Вопросы выражения, как вопросы специфически творческие, присутствовали больше в декларациях относительно целей массового художественного воспитания детей. Однако, несмотря на некоторую односторонность и эклектизм, обусловленные неразработанностью вопросов в смежных науках (психологии, философии, искусствоведении), в это время был сделан рад ценных выводов относительно роли восприятия, образной памяти, мышления в формировании графического образа; процесс восприятия изображаемых объектов начинает увязываться не только с задачей передачи их конструкции и формы, но и с эстетической задачей.
Положительным фактом является то, что исследования этого периода приобретают воспитательную направленность. Предметом их изучения становится не только новая педагогическая система, но и ученик, на которого она должна быть направлена.
Изучение художественных способностей в связи с возрастными и индивидуальными различиями детей дало предпосылки для создания программы, доступной каждому ученику.
Художественные способности стали связывать не только со зрительным аппаратом и моторикой руки,но и с общей организацией психики ребенка.
2. С основанием Советского государства пересматриваются взгляды на эстетическое воспитание детей. Первая программа по изобразительному искусству основана на передовых идеях предыдущего этапа теории эстетического и художественного воспитания детей.
В 30-е годы содержание и методы художественного воспитания пересматривались в связи с экономической и общественной ситуацией.
В основе обучения детей изобразительному искусству снова встали проблемы изобразительной грамоты, направленные на создание преимущественно технического образа,но в это время теоретически осмыслялись и сложнейшие проблемы детского художественного творчества, не потерявшие своего значения до наших дней (А.В.Баку-шинский, Ф.И.Шмит, Е.А.Флерина, Г.В.Лабунская, Г.А.Назаревская, П.Я.Павлинов, В.С.Щербаков, Е.Е.Рожкова).
Советские ученые пытаются дать определение всему творческому процессу в целом.
Подчеркивалась важность акта созерцания, специфического для творчества момента восприятия,который способствует глубокому проникновению в изображаемые явления (А.В.Бакушинский, Ф.И.Шмит), творческой эмоции, переживания образа.
С конца 30-х годов утверждается роль интеллекта в художественно-творческом процессе, что недооценивалось учеными 20-х годов. Мислительный акт рассматривается как интегрирующий компонент творчества, осуществляющий баланс изобразительного и выразительного начала.
Впервые в области художественного воспитания детей ставится вопрос о художественном отборе в области содержания и формы (В.С.Щербаков, А.В.Щербаков, Б.П.Юсов).
С начала 70-х годов идеи названных выше ученых закладываются в основу программы для массовой общеобразовательной школы лабораторией преподавания изобразительного искусства в школе НИИ художественного воспитания АПН СССР, одобренной в 1980г. МП СССР.
3. Изобразительное творчество детей основывается на изучении опыта искусства взрослых и проявляется в характерных для него содержании и формах.
Однако, специфика художественной образности детского рисунка связана с особенностями возраста и неполнотой освоения законов искусства, что позволяет трактовать понятие художественного образа, применительно к детскому творчеству, следующим образом: художественный образ, создаваемый детьми,обладает всеми основными качественными признаками художественного образа в его философском понимании, но характеризуется определяемой возрастом неполнотой содержания и формы, пребывающих в состоянии открытой для педагогического воздействия незавершенности, и заключает в себе потенциал развития.
4. Исследование художественно-творческих проявлений учащихся 4-6 классов, обусловленных характером стимула - его образным содержанием, объемом информации в нем заключенной и способом его раскрытия, показало следующее: а) В результате проведения 1-го цикла заданий удалось установить, что подростки, у которых не разбужено эстетическое чувство, воспринимают окружающую действительность как факт или объект потребления (с целью ориентации, наславдения ее благами). Это встречается чаще в тех классах, где опыт освоения искусства меньше.
Максимальное количество случаев бескорыстного, эстетического восприятия действительности отмечено в классе, ученики которого с 1-го класса творчески осваивают окружающую действительность, где активизируются процессы эстетического восприятия.
Знание ремесла искусства, умение грамотно строить изображение, вне способности выхода на адекватное замыслу образное представление, еще не определяет возможность создания художественного образа. Лишь чувственный опыт, возводимый на уровень художественных представлений, играет решающую роль в успешном формировании художественного образа.
Эта способность обусловлена такими факторами как возраст,характер курса, предмета (творческий или обучающий), средстваактивизации внутренних процессов изобразительного творчества подростков. б) В результате проведения П-го цикла установлено, что более чем у половины (62,54$) учащихся существует установка на восприятие метафоры, однако, ее образная трактовка часто не адекватна образу стимула и характеризуется многочисленностью образных решений (5 вариантов сравнения, 9 вариантов метафоры); причина тому, на наш взгляд, а) в неспособности осуществить художественное обобщение на уровне образного представления, словесно-предметное толкование образа стимула, б) неумение вычленить идею обобщения, направленную на эстетическую характеристику одного объекта через другой, слабое развитие механизмов мышления этого типа.
Осуществлять художественное обобщение более высокого ранга (передача типичных черт группы людей объединенных профессиональным признаком) способны в большей мере учащиеся 5-ых, 6-ых классов (около половины класса). В 5-ом экспериментальном классе -более половины (61,45$).
Способность эта обусловлена глубиной содержания мотива выбора, насмотренностью, эмоциональной отзывчивостью, способностью увязать задачи обобщения с художественными задачами.
Художественное обобщение на уровне исторически значимой идеи, в которой заключен большой гражданский пафос, осуществлено более успешно. Даже 4-е классы показали более высокий результат.
При доминировании стихийности, эмотивности в подходе к созданию образа заметна тенденция раскрытия характера персонажа в связи со смыслом эпохи, тенденция передачи ее сущностных черт.
Способность осуществлять художественное обобщение на разных уровнях - разном объеме обобщаемых признаков и разной сложности идеи обобщения в большей мере свойственно экспериментальному классу. У них отмечается большая подвижность и трансформируемость цредставлений, большая глубина трактовки идеи обобщения, большая эмоциональность образа.
Созданный ими образ более многозначен и многопланов, в то время как образ, созданный контрольными классами, отличается в основном поверхностными характеристиками.
Учащиеся экспериментального класса способны увязать свои впечатления от изображаемого объекта с представлением о будущей работе, планировать ее согласно определенным эстетическим критериям (пусть еще не до конца сложившимся). в) В результате проведения Ш цикла заданий установлено, что число продуктивных ходов в создании образа воображения под воздействием стимула, содержащего ситуацию неопределенности и минимум информации, достаточно велико: в 4-ых классах - около половины учеников, в 5-ых контрольных и 6-ых классах - свыше половины учеников, в 5-ом экспериментальном классе результат приблизился к 100$.
Большинство работ достаточно сложны по своей комбинаторике, замысел их содержателен, эмоционален.
Количество продуктивных ходов несколько уменьшается, когда свободную игру воображения подчиняют заданной извне художественно-творческой задаче, делают ее целенаправленной.
В работах максимального уровня отмечена тенденция к эмоционально-психологической характеристике образа. Активно использовался прием акцентирования (в отдельных случаях - преувеличения) для заострения внимания на отдельных чертах образа.
Задание, направленное на создание фантастического образа было наиболее результативным. Даже в 4 классах с заданием справилась половина учеников. В 5-ом экспериментальном классе результат успешного решения приблизился к 100$. Оно импонировало учащимся разного возраста.
Прослежено II способов создания фантастического образа, в которых преобладают приемы агглютинации, аналогии, акцентирования и модификации фантастических образов из книжных иллюстраций и мультипликационных фильмов. Отмечается избирательный подход к ним с позиций эстетической оценки у учащихся 5-го экспериментального класса.
5. Работая над заданием всех трех циклов, учащиеся 4-ых классов делали упор преимущественно на цветовую сторону образа, то же, однако, в меньшей мере характерно для учащихся 5-ых контрольных классов; в работах учеников 5-го экспериментального класса и 6-ых классов достаточно гармонично сочетаются такие выразительные средства как композиция, цвет, освещение. Проблема выразительности формы изображаемых предметов менее всего занимала подростков.
6. Творческая работа над образом, заданным стимулом, (в общей системе занятий по программному курсу) способствуют формированию не только творческих устремлений, но и личностных качеств подростка.
У учащихся 5-го экспериментального класса, где были применены наряду с общей системой художественного развития (МП СССР. Программы восьмилетней школы. Изобразительное искусство.- М., 1981) методы, активизирующие процесс творчества, отмечено углубление ценностно-смысловых связей с окружающим миром, что отмечалось в их учебе, труде, отношении к общественной работе, во взаимоотношениях с друзьями и близкими, в отношении к природе и животным.
Ч. Для успешного развития художественного и личностного потенциала подростка предлагаем соблюдать следующие принципы: а) педагогическое руководство творчеством; б) активизация процессов творчества путем стимулирования психолого-педагогическими методами; в) дифференцированный подход к учащимся в процессе художественно-творческой деятельности; г) организация занятий на основе плодотворного взаимодействия членов ученического коллектива и педагога.
8. Соотнесение продукта художественной деятельности подростка с критерием успешности решения образа позволит судить об уровне сформированное™ внутренних процессов изобразительного творчества.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Дмитриева, Анастасия Алексеевна, 1984 год
1. Маркс К. и Энгельс Ф. Об искусстве./ В 2-х т. Сост.М.А.Лиф-шиц.- 3-е изд.- М.: Искусство,1976./ т.1.- 575с.; т.2.-719с.
2. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании./ В 2-х т. Сост.Абакумов A.A., Днепров Э.Д., Черник С.А.- М.: Педагогика,1978./т.1.- 544с.; т.2,- 448с.
3. Ленин В.И. О литературе и искусстве,- 5-е изд.- М.: Худ.лите-ратура,1976.- 827с.
4. Ленин В.И. О воспитании и образовании./ Общ.ред. Арсеньева А.М.- 2-е изд.- М.: Просвещение,1970.- 680с.
5. Ленин В.И. Конспект науки и логики.- ПСС, т.29, с.137.
6. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических республик: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977г.- М.: Политиздат, 1977.- 62с.
7. Материалы ХХУ1 съезда КПСС.- М.: Политиздат,1981.- 223с.
8. Материалы Пленума Центрального комитета КПСС: 14-15 июня.-М.: Политиздат,1983, с.5-26.
9. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята ХХП съездом КПСС.- М.: Политиздат,1976.- 144с.
10. Основные направления реформы общеобразовательной и профессиональной школы.- Правда, 14 апреля, 1984.
11. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа.- М.: Сов. художник, 1968.- 286с.
12. Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Д., Кудрявцева H.A. Индивидуальное развитие и константность восприятия.- М.: Просвещение,1968.-335с.
13. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.- М.: Наука, 1977.- 175с.
14. Анциферова Л.И. К психологии личности как развивающейся системы. В кн.: Психология формирования и развития личности.-М.: Наука,1981, с.3-19.
15. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие.- М.: Прогресс, 1974.- 392с.
16. Афонин В.А. Слово и проблемы художественного образа в поэзии. Автореф.дисс.канд.философ.наук.- Киев,1971.- 20с.
17. Бакушинский A.B. Художественное творчество и воспитание.-М.: Новая Москва, 1925.- 240с.
18. Балашова Т.В. Французская поэзия XX века.- М.: Наука,1982.-391с.
19. Барт П. Элементы воспитания и обучения./ Под ред.В.А.Волкова и О.Богданова.- Спб., 1913. 4.1.-275с.; 4.2.- 168с.
20. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики.- М.: Худ.литература, 1975.- 502с.
21. Бехер И.Р. О литературе и искусстве.- М.: Худ.литература, 1981.- 526с.
22. Бехтерев В.М. Первоначальная эволюция детского рисунка в объективном его изучении.- Спб.: Психоневрологич. ин-т,1910.-50с.
23. Библер B.C. Мышление как творчество.- М.: Политиздат,1975.-399с.
24. Блонский П.П. Избранные психологические произведения. Соч. в Ют./ Под ред. Петровского A.B.- М.: Педагогика., 1979. т.1.-304с.; т.2.- 399с.
25. Бодалев A.A. Восприятие человека человеком.- Л.: Ленингр. ун-т, 1965.-123 с.
26. Божович Л.И. Психологический анализ условий формирования и строения гармонической личности.- В кн.: Психология формирования и развития личности,- М.: Наука, с.257-264.
27. Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе,- М.: Просвещение,1974,- 223с.
28. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры: Методологические основы дискуссий в эстетике,- М.: Искусство, 1975.- 175с.
29. Ванслов В.В. О станковом искусстве и его судьбах,- М.: Изобразительное искусство, 1972.- 295с.
30. Вонесенская Х.Ф. Съезды по эстетическому воспитанию,- Журнал м-ва народного просвещения, 1914, №6, с.176-199.
31. Вергилес Н.Ю., Зинченко В.П. Проблемы адекватности образа.-Вопр.философии, 1967, №6, с.
32. Виноградов В.В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика,- М.: Из-во АН СССР, 1963.- 225с.
33. Вожов Н.Н. Восприятие предмета и рисунка. Автореф. дисс. . докт.пед.наук.- М.,1949,- 44с,
34. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психологический очерк. 2-е изд.- М.: Просвещение, 1967.-93с.
35. Выготский Л.С. Психология искусства,- М.: Искусство, 1968.-250с.
36. Выготский Л.С. Проблема эмоций.- Вопросы психологии, 1958, ЖЗ, с.125-134,
37. Гербарт И.Ф. Избранные педагогические сочинения / Под ред. Вайсберга Г.П.- М.: Учпедгиз, 1940, т.1.- 292с.
38. Гризова И.А. Художественное мышление и художественный образ. Автореф. дисс. . канд. философ.наук.- Одесса,1970.- 20с.
39. Глинская И.П. Рисование в школе.- Искусство, 1956, М, с. 49-51.
40. Гордин Л.Ю. Педагогическое стимулирование актуальная проблема теории и практики коммунистического воспитания школьников.- Сов.педагогика, 1977, Щ2, с.48-57.
41. Дмитриева H.A. Изображение и слово.- М.: Искусство,1962.-914с.
42. Дмитриева H.A. Структура, образа.- Вопр.литературы, 1963, 1Ю, с.71-78.
43. Дмитриева H.A. Вопросы эстетического воспитания.- М.: Искусство, 1956.- 208с.
44. Дудецкий А.Я. Теоретические вопросы воображения и творчества.- Смоленск: Смол.Гос.пед.ин-т,1974.- 153с.
45. Дукат Л.Ю. О некоторых особенностях и функциях идеалов в школьном возрасте.- В кн.: Вопросы психологии личности школьника. М.,1973, с.54-119.
46. Евлампиев Н.К. Рисование как научная и воспитательная дисциплина.- Казань, 1917, с.4-12.
47. Запорожец A.B., Венгер Л.А., Зинченко В.П., рузская А.Г. Восприятие и действие./ Под ред. Запорожца A.B.- М.: Просвещение, 1967.- 323с.
48. Зарецкий В.А. Семантика и структура словесного художественного образа: Автореф. дисс. . канд. философ, наук.- Тарту, 1966.- 20с.
49. Зись А.Я. Искусство и эстетика: Традиционные категории и современные проблемы.- М.: Искусство, 1975.- 447с.
50. Зись А.Я. Природа искусства и пути его исследования.- Коммунист, 1971, М8, с.96-98.51. фись А.Я. Конфронтация в эстетике.- М.: Искусство, 1980.-239с.
51. Зинченко В.П., Вучетич Г.Г., Гордон З.Н. Порождение образа.-В кн.: Искусство и научно-технический прогресс.- М.,1973,с.429-464.
52. Зинченко В.П. и Вергилес Ю.П. Формирование зрительного образа: Исследование деятельности зрительной системы,- М.: Изд-во МГУ» 1969.- 106с.
53. Зинченко В.П. Проблемы визуальной культуры в свете современных исследований зрительного восприятия и визуального мышления.- В кн.: Из теории эстетического и художественного воспитания.- М.: Советский художник, 1975.- 95с.
54. Зинченко В.П. Зависимость образования установки от осознания связи между признаками установочных объектов.- Доклады АПН РСФСР, 1958, с.85-88.
55. Игнатьев Е.И. Воображение и его развитие в творческой деятельности.- М.: Знание, 1968.- 32с.
56. Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности детей.-М.: Учпедгиз, 1961.- 223с.
57. Изобразительное искусство в средней школе: Материалы к проведению эксперимента.- М.,1972.- (НИИ ОП АПН СССР; Вып.1).
58. Иогансон Б.В. О живописи.- М.: Искусство,i960.- 31с.
59. Каган М.С. Эстетическая культура советского человека./ Под ред. Кагана М.С.- Л.: ЛГУ, 1976.- 168с.
60. Карчевский А. Психологическая специфика урока рисования.-Художник, 1980, J£5, с.40.
61. Квятковский Е.В. Нравственно-эстетический идеал как фактор формирования мировоззрения учащихся средствами искусства.-В кн.: Формирование коммунистического мировоззрения учащихся средствами искусства.- М.; 1983, с.82-88.
62. Кирвенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности.- М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959.- 304с.
63. Елыгин Л.М. Структуры образного мышления. Автореф. дисс. . канд.психолог.наук.- Владимир, 1971.- 20с.
64. Ковалев А.Г., Мясищев В.Н. Психические особенности человека. T.I. Характер.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1957.- 264с. .
65. Кожинов В. Стихи и поэзия.- М.: Сов.Россия, 1980.- 303с.
66. Кондахчан Е.С. Методика преподавания рисунков в средней школе.- М.: Искусство, 1951.- 51с.
67. Коренблит М. и Надольская М. Уроки рисования как метод исследования личности.- Русская школа, 1914, М, с.8-25.
68. Крупская Н.К. О задачах художественного воспитания.- Пед. соч.- М.: Из-во АПН РСФСР, 1959, т.З. с.316-317.
69. Кузин B.C. Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе.- М.: Просвещение, 1972.- 270с.
70. Кузин B.C. Вопросы изобразительного творчества.- М.: Просвещение, 1971.- 144с.
71. Курс эстетики или илукь. изящного.
72. Курс лекций по эстетике, прочитанных Гегелем в Берлинскомун-те в 1820-21, 1823 /./ 1829гг. и изданный Гото, другом и учеником автора,.- Спб, 1847.- 332
73. Лабунская Г.В. Изобразительное творчество детей.- М.: Просвещение, 1965.- 206с.
74. Лабунская Г.В. Всесоюзные выставки изобразительного творчества детей.- М.: Учпедгиз, 1958.- 71с.
75. Лазурский А.Ф. Естественный эксперимент и его школьное применение.- ПГ: Риккер, 1918.- 192с.
76. Лай В.А. Экспериментальная педагогика.- М.-Л.: Моск.акцион. изд. общ-во, 1927.- 122с.
77. Ланге H.H. Психологические исследования: Закон перцепции.-Одесса, 1983.- 296с.
78. Левин С. Ваш ребенок рисует.- М.: Сов.художник, 1979.- 271с.
79. Леонтьев А.Н. Проблема раввития психики.- М.: Из-во МГУ, 1981,- 571с.,
80. Лепидевский С.С., Азбукина. В.Д. Лекции по психопатологии детского возраста.- М.: Просвещение, 1969.- 253с.
81. Лифшиц М. Карл Маркс. Искусство и общественный идеал,- М.: Худ.литература, 1979.- 471с.
82. Лихачев Б.Т. Эстетика воспитания.- М.: Педагогика, 1972.-160с.
83. Лихачев Б.Т. Простые истины воспитания: Библиотечная серия.- М.: Педагогика, 1983.- 191с.
84. Лосев А.Ф. Проблема символа, и реалистическое искусство.-М.: Искусство, 1976.- 367с.
85. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы.- М.: Издание автора, 1927.- 250с.
86. Лосев А.Ф. Диалектика творческого акта: Краткий очерк.- В кн.: Контекст 1981. Литературно-творческие исследования.-М.: Наука, 1982, с.48-79.
87. Луначарский A.B. Собр.соч. в 8-ми т.т., т.7, с.70.
88. Мейлах Б.С. Вопросы литературы и эстетики.- Л.: Сов.писатель, 1958.- 531с.
89. Мейман Э. Лекции по экспериментальной педагогике.- М.: Из-во тва Мир, 1910.- 259с.
90. Мигунов A.C. Художественный образ. Эстетический анализ: Материалы к спецкурсу.- М.: Изд-во МГУ, 1980.- 97с.
91. Мигунов A.C. Эстетические проблемы комплексного анализа художественного образа.- Автореф. дисс. . канд. философ, наук.- М.: 1976.- 20с.
92. Миронов A.A. Задачи и средства эстетического воспитания в средней школе.- М.: Русская школа, 1901, J&3, с.114-129.
93. Митькина А.Ф. Психологический анализ формирования образов у детей дошкольного возраста в процессе рисования.- Автореф.дне. . канд психолог, наук,- М.,1955.- 20с.
94. Мищенко Л. К вопросу об эстетическом воспитании детей.-Художественно-педагогический журнал, 1914, М8, с.445-464.
95. Мищенко Л. Психология искусства и фантастические образы.-Художественно-педагогический журнал, I9II, №23, с.333-335.
96. Мурашев Г.А., Шулина Е.П. Индивидуальные особенности зрительной памяти детей среднего возраста.- В кн.: Проблемы воспитания учащихся.- Ярославль, 1972, вып.З, с.11-15.
97. Мухина B.C. Изобразительная деятельность ребенка как форт усвоения социального опыта.- М.: Педагогика, 1981.- 238с.
98. Небылицын В.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий.- М.: Наука, 1976.- 336с.
99. Неменский Б.М. Мудрость красоты: 0 проблеме эстетического воспитания: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1981.- 192с.
100. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы.- М.: Книга, 1972.- 152с.
101. Никифорова О.И. Исследования по психологии художественного творчества.- М.: Изд-во МГУ, 1972.- 155с.
102. Орловский Г.И. Учитель изобразительного искусства и его работа.- М.: Просвещение, 1972.- 78с.
103. Оршанский Л. Искусство в жизни ребенка.- русская школа, 1908, ^2, с.1-28.
104. Оршанский Л. Очерки по вопросам художественного воспитания.-Русская школа, 1910, МО, с.133-151.
105. Павлинов П.Я. Графическая грамота.- М.: Учпедгиз, 1935.-56с.
106. Павлинов П.Я. Для тех, кто рисует: Советы художника.- М.: Советский художник, 1965.- 70с.
107. Павиленис Р.И. Проблема смысла.- М.: Мысль, 1983.- 286с.
108. Панкевич Г.А. Художественный процесс и методология его исследования.- Вопросы психологии, 1980, J£6, с. 124-135.
109. Петров-Водкин К. О науке видеть.- Дело народа, 1917, 28 июня.
110. НО. Петровский A.B. Роль фантазии в развитии личности.- М.:3на-ние, 1961.- 47с.
111. Поддъяков H.H. О формировании наглядно-образного мышления у детей дошкольного возраста.- Вопросы психологии, 1973, J&3, с.114-120.
112. Поддъяков H.H. Мышление дошкольника.- М.: Педагогика, 1977.-271с.
113. Пономарев H.A. Психология творческого мышления./Под ред. А.Н.Леонтьева.- М.: Изд-во АПН РСФСР, i960.- 352с.
114. Потебня A.A. ПСС./ Под ред.ком-та по изд. соч. Потебни при Всеукр.АН.- Госиздат Украины, 1926.- 205с.
115. Просецкий В.А. Психология подражания.- М.,1974.- 53с.
116. Протоколы второго делегатского съезда учителей и деятелей по народному образованию 26-29 декабря 1905 года.- Спб, 1906.- 18с.
117. Психолингвистическая и лингвистическая природа текста и особенности его восприятия.- Киев: Выща школа,1979.- 248с.
118. Пучков A.C., Триселев A.B. Методика работы над натюрмортом.-М.: Просвещение,1982.- 158с.
119. Пушкин В.Н. Эвристика наука о творческом мышлении.- М.: Политиздат, 1967.- 271с. '
120. Пьянкова Н.В. Особенности воображения младших школьников в творческой деятельности. Автореф. дис. . канд психол.наук.- М., 1978.- 20с.
121. Разумный В.А.Художественный образ.- М.: Знание,1955.- 32с.
122. Разумный В.А. Эстетическое воспитание. Сущность. Формы. Методы.- М.: Мысль,1969.- 190с.
123. Разумный В.А. 0 природе художественного обобщения.- М.: Соцэкгиз,1960.- 143с.
124. Раппопорт С.Х. Художественное представление и художественный образ.- В кн.: Эстетические очерки.- М.: 1973. Вып.З. с.45-95.
125. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю.- М.: Искусство, 1978.- 237с.
126. Риччи К. Дети художники.- М.: Издание В.М.Саблина, I9II.-84с.
127. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в школе: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1976.- 118с.
128. Рожкова Е.Е. Рисование по памяти.- Известия АПН РСФСР, вып.I.— М.: Изд-во АПН РСФСР, 1947, с.П-123.
129. Розет И.М. Психология фантазии.- Минск: Изд-во Б1УД977.-311с.
130. Ростовцев H.H. Методика цреподавания изобразительного искусства в школе.- М.: Просвещение, 1980,- 240с.
131. Ротенберг B.C. Слово и образ: Проблемы контекста.- Вопросы философии, 1980, М, с. 152-158.
132. Рубинштейн М.М. Об эстетическом воспитании детей.- Вестник воспитания, 1914, Ж, с.31-38.133. 1убинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования.- М.: Изд-во ин-та филосов. АН СССР, 1958.- 147с.
133. Рязанцева А.Н. Соотношение перцептивных и воображаемых компонентов у детей в процессе восприятия изображения. Авто-реф. дис. . канд психолог.наук.- М.,1971.- 20с.
134. Сакулина Н.П. Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста на уроках рисования.
135. В кн.: Развитие художественных способностей.- М.,1959, с.7-97 (Изв.АПН РСФСР; Вып.100).
136. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения.- М.: 1967.- 134с.
137. Симонов П.В. Изучение процессов творчества и "психический мутогенез".- В кн.: Творческий процесс и художественное восприятие.- Л.: Наука,1978, с.262-266.
138. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика./ Под ред.Леонтьева А.Н.- М.: Прогресс, 1976.- 350с.
139. Станэк Ю.В. Развитие образного мышления в начальной школе. Автореф. дис. . канд. пед. наук.- М.,1972.- 18с.
140. Сухова Н.П. Мастера русской лирики. М.: Просвещение, 1982.- 111с.
141. Теплов Б.М. Психологические вопросы художественного воспитания.- М.-Л.: Известия АПН РСФСР, вып.II, 1947, с.7-26.
142. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино.- М.: Наука, 1977.- 574с.
143. Фаусек В. Искусство и игра.- Вопросы философии и психологии, I9II, В 108 (Ш), с.300-368.
144. Флерина Е.А. Детский рисунок.- М.: Новая Москва, 1924.-80с.
145. Фогель 3., Зноба В. Скульптура сегодня, завтра.- Творчество, 1980, №6, с.3-4.
146. Фохт-Бабушкин Ю.У. Искусство и духовный мир человека.- М.: Знание,1982.- 109с.
147. Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология.- М.: Прогресс, 1978.- 304с.
148. Храпченко М.Б. Горизонты художественного образа.- В кн.: Контекст 1980. Литературно-теоретические исследования.-41.: Наука, 1982, с.5-48.
149. Храпченко М.Б. Эстетические и художественные ценности.
150. В кн.: Контекст 1981. Литературно-теоретические исследования.- М.: Наука,1982, с.5-48.
151. Художественное творчество и ребенок. / Под ред. Ветлуги-ной H.A.- М.: Педагогика, 1972.- 278с.
152. Художественное восприятие. / Под ред.Мейлаха, B.C.- Л.: Наука, 1971.- 387с.
153. Чернышевский Н.Г. Избр.философ.соч., t.I.-M.: Госполитиздат, 1950.- 872с.
154. Чистяков П.П. Письма, записные книжки,воспоминания. 1832 -1918. -М.: Искусство,1953.- 592с.
155. Шиллер Ф. Статьи по эстетике. М.-Л.: 1935.-673с.
156. Шмит Ф.И. Почему и зачем дети рисуют? М.: Госиздат, 1924.- 196с.
157. Шехтер М.С. Об образных компонентах речевого мышления.- Доклады АПН РСФСР, 1959, JS3, с.93-96.
158. Щербаков B.C. Изобразительное искусство: Обучение и творчество.- М.: Просвещение, 1969.- 271с.
159. Щербаков A.B. Педагогические проблемы изображения действительности в художественном творчестве подростков.- Автореф. ч дис. . канд. пед. наук.- М.,1974.- 20с.
160. Эльконин Д.Б. Психология игры.- М.: Педагогика, 1978.- 301с.
161. Юсов Б.П. Теория и практика эстетического воспитания в СМ.-В кн.: Искусство и дети: Эстетическое воспитание за рубежом.- М. : Искусство, 1969, с.13-87.
162. Юсов Б.П. Психология изобразительной деятельности и детское рисование. М.: Вопросы психологии, 1963, $2, с.161-- 166.
163. Юсов Б.П. Грамотность и выразительность детского рисунка.-Автореф. дис. . канд. пед. наук.- M.t 1963.- 20с.
164. Якобсон П.М. Психология чувств.- М.: йзд-во АПН РСФСР, 1961.— 216с.
165. Якобсон П.М. Психология художественного творчества.- М.: Знание, 1971.- 48с.
166. Яцемирский А.И. 0 новых течениях в педагогике.- Русская школа, 1907, №9, с.1-20.
167. Albien G. Bilder-Heft zu der Abhandlung: Der Anteil der nach-konstruirenden Fähigkeit des Auges und Apperception dem Behalten und Widergabe einfache Formen. Zeit. f. exper. Pädagogik. Bd. V und VI, Leipzig; Nemnich, 1907. 325 s.
168. Fischer E. О potrzebie sztuki. Warszawa, 1964 81 s.
169. Lewenstein Z. Die Zeichnungen der Kinder bis vierzehn Jahren. Leipzig, 1905. - 85 s.
170. Koscielecki St. Wspolszezna Koncepcja wychowania plastyczne-go. Warszawa, 1979. - 219 s.
171. Read H. Sens sztuki. Warszawa, 1965. - 41 s.
172. Read H. Wychowanie przez sztuke. Wroclaw, 1967. - 431 s.
173. Rein W. Die deutsche nationale Einhetschule. 3. Auft, Os-terwiech, 1919.
174. Popek St. Analiza psychologiczna tworczosci plastycznei dzie-ci i mlodziezy. Warszawa: Wydawnictwo Szkolne i Pedagogiczne, 1978. - 154 s.
175. Wojnar Jrena. Nauczyciel i wychowanie estetyczne. Warszawa: Panstwowe zaklady wydawnitctw czkolnych, 1968. - 148 s.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.