Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе (1917-1980 гг.) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Савенкова, Любовь Григорьевна
- Специальность ВАК РФ13.00.01
- Количество страниц 209
Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Савенкова, Любовь Григорьевна
ВВЕДЕНИЕ.
ГЛАВА I. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИШО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ В СОВЕТСКОЙ ШКОЛЕ.
1.1. Роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом и художественном воспитании учащихся на занятиях изобразительным искусством.
1.2. Вопросы периодизации основных направлений в теории и практике преподавания декоративно-прикладного искусства в советской школе (1917-1960 гг.)
1.2.1. Принципы и содержание работы в 20-е годы.
1.2.2. Принципы и содержание работы в 30-40-е гг.
1.2.3. Принципы и содержание работы в 50-60-е гг.
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ И ЗАДАЧИ ЭСТЕТИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ ДЖ0РА1ЖН0-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ.
2.1. Содержание работы по декоративно-прикладному искусству в современной практике школ и внешкольных учреждений
РСФСР (1970-1980 гг.)
2.2, Развитие художественно-образного восприятия окружающей среды и ее преобразования как специфическая задача занятий декоративно-прикладным искусством .*.
2.3. Перспективы совершенствования преподавания декоративно-прикладного искусства в советской школе
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Формирование художественной культуры школьников в процессе освоения искусства декоративной росписи: На примере народных промыслов России2005 год, доктор педагогических наук Бадаев, Вячеслав Семенович
Декоративно-прикладное искусство в системе эстетического воспитания школьников1985 год, кандидат педагогических наук Нерсисян, Лемсик Суренович
Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования Республики Дагестан1998 год, доктор педагогических наук Раджабов, Исмаил Магомедович
Развитие творческой активности учащихся 5-7 классов в процессе формирования художественных умений и навыков средствами народного декоративно-прикладного искусства2000 год, кандидат педагогических наук Мырзаканов, Мадвакас Сексембаевич
Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков1997 год, кандидат педагогических наук Никитин, Геннадий Андреевич
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе (1917-1980 гг.)»
В Вопросы эстетического воспитания и художественного образования подрастающего поколения, повышение интеллектуального уровня и эмоционального развития, как компонентов формирования всесторонне развитой личности, в настоящее время приобретают особую актуальность. Поэтому внимание партии вопросам трудового обучения, духовного обогащения учащихся, становления их нравственно- эстетических качеств находит прямое отражение в Постановлениях Ш КПСС, Совета Министров СССР, Сессии Верховного Совета СССР о реформе общеобразовательной и профессиональной школы. В документах предусмотрено значительное улучшение художественного образования и эстетического воспитания учащихся. Принято решение поднять работу школы на новый качественный уровень, соответствующий условиям и потребностям общества развитого социализма. '
Особое внимание эстетическому воспитанию было уделено на Пленуме ЦК КПСС в июне 1983 года, на котором указывалось, "где как не в школе может человек получить начала эстетического воспитания, на всю жизнь приобрести чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, приобщаться к художественному творчеству ? . Все мы видим, как по мере роста культурного уровня усиливается воздействие искусства на умы людей. Тем самым растут и возможности его активного вмешательства в общественную жизнь.,,хх^
В Программе КПСС подчеркивается, что "от культурного роста населения в огромной мере зависит подъем цроизводительных сил,
Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы.- Правда, 1984, 13 апреля. О дальнейшем со-с вершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшения условий работы общеобразовательной школы.- Правда, 1984, 29 апреля.
Ю.В.Андропов. Речь.- В кн.:Материалы Пленума Центрального комитета КПСС. 14-15 июня 1983 г.- М.Политиздат, 1983,с.5-26. прогресс техники и организации производства, повышения общественной активности трудящихся, развития демократических основ самоупхЛ равления, коммунистическое переустройство быта. '
Одним из показателей культурного роста человека является эстетическая воспитанность, способность личности к восприятию прекрасного во всех его проявлениях, что составляет основу эстетического воспитания,
В Постановлении ХХУ1 съезда КПСС "Основные направления экономического и социального развития СССР на 1981-1985 годы и на период до 1990 года" указывается на необходимость расширять возможности для гармоничной духовной жизни людей, доступа всего населения к культурным ценностям, обеспечения дальнейшего подъема образования и культуры, совершенствования форм и организации досуга, особенно молодежи, развития социалистической культуры и искусства, повышения их роли в более полном удовлетворении многообразных потребностей советских ладей. ^
Современное производство, строительство городов, рост благосостояния народа, бурное развитие НТР создают реальные предпосылки для всеобщего эстетического и художественного воспитания. Это доказывают исследования в области философии, психологии, эстетики.
Эстетическое и художественное воспитание школьников неразрывно связано с изучением искусства и с их непосредственной посильной деятельностью в какой-либо сфере художественного творчества. Важная роль в осуществлении этой задачи принадлежит школе, так как развитие сознательного эмоционального отношения к окружающей дей
Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята XXII съездом КПСС. - М.:Изд.полит.литературы, 1976.-- 144 с. х*) Материалы ХХУ1 съезда КПСС. - М.:Политиздат, 1981,с.137-182. ствительности, к искусству и к труду - такая же необходимая задача школы, как развитие математического мышления и грамоты письма,
В настоящем исследовании эстетическое воспитание рассматривается в связи с непосредственной художественной деятельностью школьников в области декоративно-прикладного искусства, в частности, в связи с архитектурным пространством, преобразованием посредством искусства материальной среды, в тесном единстве с художественным трудом» При изучении художественной деятельности в области декоративно-прикладного искусства мы стремились проследить выход художественного воспитания школьников в более широкую сферу, касались тех сторон влияния этого искусства, которые непосредственно играют важную роль в общем эстетическом воспитании.
Настоящее исследование ставит своей основной задачей определить воспитательное воздействие на учащихся практической деятельности в области декоративно-прикладного искусства, с точки зрения анализа педагогической работы в данной области в истории советской общеобразовательной школы.
Обращение к этой области искусства вызвано несоответствием между современным развитием общества (НТР, уровень промышленного производства) и уровнем культуры, эстетической воспитанности основной массы школьников.
Область декоративно-прикладного творчества является как раз тем видом искусства, который соединяет в себе две одинаково важные функции: художественную и социальную. Художественно-прикладная деятельность специфична по своей природе, так как развивает способ -ность к творческой деятельности, к посильному участию в создании полезных и красивых вещей посредством художественного труда. Ее отличает утилитарность, подчинение формы предмета его функции, соответствие художественного решения и внешнего оформления практи -ческому назначению вещи и условиям ее применения. Декоративно -прикладное творчество предполагает ознакомление с различными видами художественного труда, такими как ткачество, художественная обработка дерева, металла, камня, декоративная роспись, вышивка, лепка из глины и многое другое, что является важным с точки зрения элементов политехнизации (навыков работы ножницами, всевоз -можными инструментами и приспособлениями, знакомства с различными свойствами материалов).
В настоящее время в результате социологических исследований, проведенных советскими учеными, можно с уверенностью сказать, что учащиеся, которые получили знания в области какого-либо вида ху -дожественного творчества, не будут безразличными созерцателями в своей будущей жизни. Степень воздействия этого искусства на человека, его воспитательная роль определяется не только ценностью произведений, но и способностью человека художественно организовывать окружающее предметное пространство посредством произведений декоративно-прикладного искусства. Поэтому цель изучения декоративного искусства в школе - не только создание художественных изделий, но и осмысление художественной организации пространства.
В современном ускорившемся ритме жизни не всегда есть воз -можности и условия для долгого и вдумчивого осмысления художественного произведения. В этом смысле элементы и изделия декоративного искусства, ежедневно сопутствуя человеку и воздействуя на него, подсознательно создают определенный багаж художественных впечатлений.
Настоящее исследование носит историко-теоретический характер. Основной акцент . изучения опыта школьной практики в области преподавания декоративно-прикладного искусства в советской школе приходится на художественно-образное решение предметного пространства.
Содержание изучения прикладного искусства в школах нашей страны в разные исторические периоды не было однозначным. Хотя во многих диссертационных исследованиях последних лет, посвященных области преподавания декоративно-прикладного искусства, имеются исторические обзоры программ разного времени, еще не проведен научный анализ тенденций преподавания этого искусства в советской школе.
Специфику воспитательных возможностей декоративно-прикладного искусства, его образного языка, имеющего определенные особенности в обучении детей в разные возрастные периоды, впервые раскрыл в своем исследовании выдающийся искусствовед и педагог А.В.Бакунинский. Совместно с учителями Г.И.Журяной, Г.ВЛабунской, В.Е.Пестель, Н.П.Сакулиной, Е.А.Флериной, В.Ф.Шехтель он сформулировал психологические особенности разных сторон изобразительного творчества детей (живопись, рисунок, декоративно-орнаментальное искусство, скульптуру, конструирование), характер его изменения от самого раннего возраста до юношеского. Согласно его исследованиям, декоративное искусство имеет свои эстетико-воспитательные возможности в обучении детей изобразительному искусству и в развитии у них эстетической восприимчивости к окружающему.
В первые годы советской власти декоративно-прикладное искусство имело определенную социальную направленность. Декоративность и конструктивизм в решении художественных задач в те годы оказали большое влияние на все искусство в целом. Поэтому школьная практика преподавания изобразительного искусства была представлена разнообразными видами и методами в художественном воспитании учащихся.
Период 30-40-х годов в области изучения декоративно-прикладного искусства характерен изображением орнамента и элементов украшения отдельных предметов бытового назначения, что не всегда увязывалось с полноценным использованием возможностей декоративно-прикладного искусства. Начиная с 50-х годов декоративное искусство перестало быть предметом обучения в школе. Рисование орнамента использова -лось как предлог для усвоения детьми некоторой суммы технических приемов, необходимых в рисунке и живописи. В таком упрощенном виде преподавание декоративно-прикладного искусства за последние тридцать лет переходило из одной программы в другую без учета факторов социально-исторического развития общества, в отрыве школьного ис -кусства от общего развития культуры, ведущих направлений в искус -стве, от народного творчества, нередко сводилось к формальному украшательству.
Авторы современных диссертационных исследований, исследуя роль декоративно-прикладного искусства в эстетическом воспитании учащихся (Ю.П.Желтоухов, А.О.Камаков, П.В.Лосюк, Л.Н.Лгобарская, Ю.В.Максимов, А.С.Меликсетян, Э.Х.Мурадова, Д.Г.Пилипенко, Г.В.Похолкин, В.Ф.Сюзева, Р.Н.Хакимова, Т.Я.Шпикалова), рассматривают многие виды декоративного искусства (чеканку, мозаику, декоративную роспись, резьбу, национальное искусство и так далее), однако единой системы преподавания данного вида творческой деятельности пока не разработано. Комплексное исследование становления и развития общей системы преподавания декоративно-прикладного искусства в советской школе в соответствии с общественными и историческими требованиями еще не проведено, не сформулированы принципы отбора содержания обучения его основам.
Современная практика школ в области преподавания изобразительного искусства, несмотря на имеющийся значительный теоретический материал по эстетическому и художественному воспитанию, не всегда отражает в обучении декоративному искусству задачи художественного воспитания и формирования у школьников эстетического восприятия 1 окружающей действительности. Обучение направлено, главным образом, на формирование практических навыков изображения» Самостоятельная деятельность, которая предусматривала бы изготовление в материале каких-либо изделий декоративно-прикладного искусства, не находит достаточного воплощения в обязательных занятиях. Не развиваются умения и навыки восприятия и посильного преобразования окружающей среды, архитектурного пространства.
На основе вышеизложенного определена тема диссертационного исследования :"Эстетическое воспитание учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в советской школе (1917-1980 гг.)".
В исследованиях советских ученых в области философии, искусствознания, психологии, педагогики общие проблемы эстетического и художественного воспитания средствами искусства представлены достаточно широко. Изучены аспекты применения искусства в различных сферах деятельности, раскрыта специфика воздействия на чувства человека каждого вида искусства, их возможности для формирования гармо -нично развитой личности.
Особый интерес для нас представляют социально-философские исследования, связанные с декоративно-прикладным искусством (Л.П.Бу-ева, В.В.Ванслов, А.Я.Зись, М.С.Каган, К.М.Кантор, С.Х.Раппопорт, Б.А.Эренгросс), в которых раскрыта роль и значение данного вида искусства в жизни отдельного человека и общества. Авторы рассматривают декоративное творчество как искусство и определяют его место в общей классификации искусств.
Специальные исследования в области искусствознания (В.Л.Гла-зычев, А.Ф.Лосев, Е.Н.Елизаров, В.И.Тасалов, Л.Н.Тасалова, В.Ф.Ро-жанковский, А.В.Рябушкин, С.О.Хан-Магомедов, Л.К.Шепетис). посвящены вопросам связи декоративного искусства с окружающей средой, расширяют представления о роли этого искусства в формировании художественного образа окружающего предметного пространства, жилого и служебного помещения, как составной необходимой части архитек -турной среды, имеющей важное значение в жизни любого человека.
Для разработки основных положений выбранного нами вопроса большое значение имеют работы по истории советского декоративного искусства и его непосредственной связи с народным творчеством (В.М.Василенко, В.С.Воронов, Е.И.Прибыльская, Х.Рацка, Р.Розен -таль, А.Б.Салтыков, В.К.Скатерщиков, С.М.Темерин, А.К.Чекалов).
Психологические исследования (Б.Г.Ананьев, Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов, В.П.Зинченко, А.Н.Леонтьев, Д.Н.Узнадзе, Д.Б.Эльконин) возрастных закономерностей восприятия искусства и его воздействия на личность школьника явились в настоящем исследовании основополагающими при разработке принципов преподавания декоративно-прикладного искусства в современной школе.
В раскрытии роли декоративного искусства в эстетическом и художественном воспитании учащихся мы исходили из концепции НИИ художественного воспитания АПН СССР и теоретических исследований ученых-педагогов (А.И.Буров, Е.В.Квятковский, Н.И.Киященко, Л.Н. Лейзеров, Б.Т.Лихачев, В.А.Разумный).
На основе социологических исследований (Ю.Р.Вишневский, Л.Н. Коган, Е.П.Крупник, Р.Г.Рабинович, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Е.К.Чухман) мы учитывали предпочтения и интересы учащихся к различным видам искусства и практической деятельности.
Труды по педагогике, касающиеся практической значимости изобразительной деятельности в художественном и эстетическом воспитании учащихся (В.В.Алексеева, О.А.Апраксина, А.В.Бакушинский, В.Н. Ветров, Н.А.Дмитриева, И.П.Глинская, Г.В.Лабунская, И.Л.Любинский, Б.М.Неменский, Н.Н.Ростовцев, А.В.Щербаков, В.С.Щербаков, Б.П. Юсов), определили наши поиски учебно-воспитательных возможностей декоративного творчества.
Основа настоящего исследования -проблемы эстетического и художественного воспитания учащихся на занятиях декоративно-прикладным искусством, в частности, изучение вопросов организации среды с учетом требований декоративно-художественного решения и формирование навыков цельного восприятия вещей и явлений окружающей действительности (организованного предметного пространства).
Историю преподавания названного вида искусства в школе мы рассматриваем с точки зрения данных, представленных в программах изобразительного искусства для массовой общеобразовательной школы. Исследование строится с учетом широкого круга факторов, имеющих место за пределами урока (в городе, в школе, в семье), а также уровня художественного качества современных промышленных изделий и строительства. Главное направление исследования - анализ содержания и принципов преподавания декоративно-прикладного искусства в школах и внешкольных учреждениях, начиная с первых лет советской власти до настоящего времени.
Объект данного исследования: эстетическое и художественное воспитание школьников средствами декоративно-прикладной деятельности на занятиях изобразительным искусством.
Предмет исследования - теория и практика преподавания декоративно-прикладного искусства в истории советской общеобразовательной школы.
Цель исследования - совершенствование содержания и методов преподавания изобразительного искусства в современной общеобразовательной школе с учетом специфики декоративного искусства и его прогрессирующего значения в эстетическом и художественном воспитании учащихся.
Задачи исследования:
1. Изучить основные направления в теории и практике занятий декоративно-прикладной деятельностью в истории советской школы.
2. Провести исторический анализ содержания и методов худо -жественного и эстетического воспитания школьников на занятиях декоративно-прикладным искусством в советской школе.
3. Сформулировать современные принципы преподавания декора -тивно-прикладного искусства в советской школе.
4. Определить перспективы совершенствования преподавания декоративно-прикладного искусства на современном этапе развития советской школы.
Рабочая гипотеза исследования определилась следующими положениями: преподавание художественной декоративно-приклад -ной деятельности в общеобразовательной школе может решить задачу эстетического и художественного воспитания учащихся с целью формирования гармонично развитой личности, если основным содержанием преподавания будет развитие у школьников активного восприятия, представлений и навыков в деятельности по художественной организации среды, понимания роли декоративного искусства в эстетике окружающей действительности в соответствии с требованиями экономического и культурного прогресса общества и подготовки школьников к труду и жизни.
В современной школе преподавание декоративного искусства более успешно решит воспитательные и образовательные задачи, если оно будет опираться на следующие принципы организации работы:
1. Связь занятий декоративно-прикладным искусством с современными требованиями общества к искусству и к его роли в организации окружающей среды (общественной, производственной, бытовой).
2. Развитие умений и навыков восприятия окружающего материального пространства как художественной среды для деятельности и жизни человека.
3. Формирование правильных понятий о соотношении художественной и утилитарной функций предмета и пространства.
4. Формирование посильного умения самостоятельно сделать художественную вещь.
5. Применение разнообразных техник и видов практической декоративно-прикладной деятельности (на плоскости, в объеме, в пространстве).
6. Сочетание в практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Процесс занятий, на наш взгляд, должен быть организован в определенной последовательности с учетом возраста учащихся: а) знакомство с декоративным решением отдельных предметов с учетом среды (младший школьный возраст); б) создание среды при помощи вещей (средний школьный возраст); в) подчинение предмета среде (старший школьный возраст).
Методологической основой исследования явились труды классиков марксизма-ленинизма, государственные и партийные документы, материалы съездов Партии и Постановления ЦК КПСС о формировании гармоничной личности, совершенствовании эстетического воспитания молодежи в период развернутого социализма.
В исследовании использовались следующие методы:
- исторический анализ психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы, касающейся темы исследования. Обработка и анализ архивного материала, школьной документации,программ, пособий, предметов детской творческой деятельности по теме исследования;
- социолого-педагогический анализ современного передового опыта и массовой работы школ и внешкольных учреждений по декора-тивно-лрикладному искусству;
- констатирующий педагогический эксперимент по определению знаний учащихся различных возрастных групп в области декоративного искусства, специфики его понимания и значимости» Определение предпочтений учащимися видов творчества в этой области, умения школьников разных возрастов организовывать жилой интерьер, активность детей в этой деятельности.
Исследование проводилось с 1978 по 1983 год.
Основой исследования является изучение истории преподавания декоративно-прикладного искусства в советской школе с 1917 года по настоящее время. Мы пытались установить основные тенденции со- . держания, системы и методов преподавания этого вида искусства на различных этапах становления советской школы и внешкольных учреждений, Стремились раскрыть определяющие идеи преподавания данного вида искусства у различных авторов и учителей-практиков, их проявление в школьных программах по изобразительному искусству. Исследован опыт работы современных школ и внешкольных учреждений в данной области.
Базой исследования явились школа № 38 и внешкольные учреждения г. Нижнего Тагила Свердловской области и школы № 245и№180 г, Москвы, В целом,экспериментом было охвачено более 260 учащихся трех возрастных групп (4,6,8-е классы)♦
В констатирующем эксперименте использованы три вида анкет: анкеты-вопросники, анкеты для определения спектра предпочтений, анкеты с качественным анализом предпочтений. При изучении практических умений школьников разного возраста художественно организовать среду (жилая комната или уголок для занятий) использовались цветные слайды и рисунки уголков»
В ходе эксперимента было собрано: 262 анкеты - вопросника, 262 анкеты на предпочтение, 84 анкеты с качественным анализом, 125 слайдов домашних уголков детских интерьеров.
Тема настоящего исследования соответствует проблематике лаборатории преподавания изобразительного искусства в школе НИИ художественного воспитания АПН СССР и общему направлению исследований, связанных с определением содержания преподавания изобразительного искусства в школах СССР (№ государственной регистрации 78058967), Материалы исследования оформлены в виде текста диссертации, состоящей из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения,
В первой главе - "Содержание и методы эстетического и художественного воспитания учащихся на занятиях декоративно-прикладным искусством в советской школе" определяется роль занятий декоративно-прикладным искусством в практике преподавания изобразительного искусства в школе, раскрывается специфика этого вида творческой деятельности художников и ее место в системе друтих видов изобразительного искусства. Рассматриваются принципы организации содержания преподавания декоративно-прикладного искусства в различные периоды становления советской школы.
Во второй главе - "Развитие художественно-образного восприятия окружающей среды и ее художественного преобразования как специфическая задача занятий декоративно-прикладным искусством" отражена роль данного вида искусства в художественной организации предметной среды и ее "значение в практике работы школ и кружков по изобразительному искусству. Обобщается современный опыт работы школ и внешкольных учреждений. Сформулированы принципы преподавания декоративно-прикладного искусства в современной школе на основе анализа истории вопроса, документальных источников и опыта практической деятельности. Даны практические рекомендации по осуществлению работы в этой области в массовой общеобразовательной школе.
Результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.
Занятия расширяют представления учащихся о социальной значимости декоративно-прикладного искусства, активизируют собственную творческую деятельность учащихся в этой области.
Близость декоративно-прикладного искусства и народного творчества „ формирует у учащихся понятие об историческом развитии культуры общества, воспитывает любовь к народному творчеству, родному краю, истории, глубже знакомит ребят с традиционным искусством различных национальностей. У учащихся появится живой интерес к результатам творческой деятельности человека и бережное отношение к предметам, которые их окружают.
Применение различных видов художественного творчества в области декоративно-прикладного искусства, в которую входит и дизайн, приобщает учащихся к творческому труду, формирует понятия ценности и целесообразности, умения использовать цвет и освещенность в устройстве интерьера с учетом эстетических требований к обстановке квартиры, рабочего места.
На основании анализа изученного опыта практической деятельности школы в области декоративно-прикладного творчества в разные исторические периоды становления советской школы следует подчеркнуть основные направления.
Школьная практика 20-х годов отличалась широким разнообразием видов декоративно-прикладной деятельности и методов художественного воспитания учащихся на этой основе. Существенное влияние на это оказало общее развитие профессионального искусства, которое в значительной мере способствовало развитию декоративных видов творчества, а также общей тенденции к конструктивизму.
В школе царил дух коллективности и социальной сплоченности. Революционное настроение присутствовало во всех проводимых мероприятиях и выступлениях. В клубах и школах создавались маленькие театральные коллективы.
Для уроков декоративного искусства в школе периода 30-40-х годов характерно увлечение орнаментом и элементами украшения отдельных предметов и изделий бытового назначения, что не всегда увязывалось с полноценным представлением о декоративно-прикладном творчестве. Широко внедрялась в практику внеклассная работа по различным направлениям художественного изобразительного творчества. Учебные задачи предмета в период 40-х годов с уклоном в сторону рисунка усилились в ущерб более широким воспитательным задачам предмета. .
Увлечение образовательной стороной предмета с преобладанием узких задач школьного рисования,что оттеснило вопросы эстетического воспитания и творческой деятельности учащихся на второй план.
Период 50-60-х годов не внес принципиальных изменений в область преподавания декоративного искусства.
Рисование орнамента использовалось как дополнительная возможность для развития умений и навыков,необходимых в рисунке и живописи, что искажало природу этого вида искусства, и оно постепенно утратило свою специфику в школьном курсе обучения изобразительному искусству, было полностью заменено декоративным рисованием.
Задания по декоративному рисованию часто носили украшательский характер, что оказывало отрицательное влияние на формирование эстетических вкусов учащихся.
В последние десятилетия, несмотря на значительное число исследований в области психологии, искусствознания, философии и педагогики, касающихся вопросов преподавания изобразительного искусства в школе, содержание раздела декоративной деятельности в программах по предмету претерпевает изменения порою без учета факторов социально-исторического развития общества. Это приводит к отрыву школьного курса изобразительного искусства от развития культуры, ведущих направлений в искусстве и традиций народного творчества. Учитываются только элементарные представления о декоративно-прикладном искусстве и не раскрывается образный характер данного вида творчества. Отсутствует элементарная связь с трудом, со средой и пространственным окружением. Нет практической деятельности в материале .
Для того, чтобы деятельность учащихся в области декоративно-прикладного искусства имела художественно-эстетическую направленность и отражала все стороны этого вида творчества,обучение должно быть поставлено на научную основу и отражать психологические закономерности каждого возраста. Этому способствует соблюдение выше изложенных принципов содержания преподавания декоративно-прикладного искусства, направленных на:
- связь занятий с изучением требований общества к искусству;
- умение правильного восприятия и преобразование окружающего пространства;
- формирование понятий художественной и утилитарной функций предмета и пространства;
- посильное самостоятельное творчество;
- сочетание различных технических приемов и видов деятельности;
- индивидуальную и коллективную формы работы с детьми.
На основе изучения психолого-педагогической литературы наи -больших результатов творческая деятельность учащихся в области декоративно-прикладного искусства достигает в подростковом возрасте, когда учащиеся наиболее сильно тяготеют к практическому применению освоенных навыков в какой-либо деятельности. Поэтому наи -более удачной формой работы с учащимися 7-10-х классов, на наш взгляд, являются факультативные занятия, направленные на преобразование окружающей предметной среды, "' на конкретную деятельность.
Деятельность в сфере эстетического преобразования окружающей среды нельзя рассматривать вне связи с трудом, так как она требует определенных умений и навыков работы с красками, изготовления макета, эскизов, требует практического применения накопленных знаний в работе над реальным объектом.
В обучении важно стремиться к тому, чтобы вся деятельность в области декоративно-прикладного искусства была направлена на формирование правильных эстетических понятий, представлений, развивая их в творческом направлении.
Научная новизна исследования заключается в широте исторического анализа развития системы преподавания декора -тивно-лрикладного искусства и его совершенствования в советской школе за годы ее формирования; в определении системы принципов преподавания данного вида творческой деятельности в современной школе и перспективы ее совершенствования в советской школе и внешкольных учреждениях.
Инструментальный аппарат исследования содержит новые способы изучения умений и навыков учащихся в области анализа художественной организации окружающей среды (рисунки и слайды жилых интерьеров в сочетании с тремя видами анкет).
Практическая значимость. В диссертации дано научное обоснование принципов организации содержания преподавания декоративно-прикладного искусства в школе на основе исторического опыта применительно к потребностям современной теории и практики. Эти принципы могут быть использованы при изучении декоративного искусства в различных учебных заведениях.
Собранный и классифицированный материал по истории преподавания декоративно-прикладного искусства в советской школе может найти применение в практической работе школ, училищ, педвузов (в курсе преподавания изобразительного искусства) и непосредствен -ной практической деятельности педагогов.
Даны практические рекомендации по повышению эффективности эстетического и художественного воспитания учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.
Достоверность исследования обеспечена большим объемом изученной литературы, архивного и научно-методического материала, сравнением практической деятельности школ и внешкольных учреждений разных городов страны.
Апробация. Материалы исследования освещались на научно-практических конференциях аспирантов НИИ художественного воспитания АПН СССР в мае 1982 и январе 1983 годов; на Всесоюзном семинаре учителей-экспериментаторов в июне 1983 года; отражены в публикациях. Результаты исследования осуществлялись при руководстве курсовыми и дипломными работами студентов 4-5-х курсов художественно-графического факультета Нижнетагильского пединститута путем проведения консультаций, практических занятий по методике худо -жественного труда, чтения лекций.
В заключении даны основные выводы исследования.
В приложении представлены конкретные материалы исследования: образцы анкет, применявшихся в ходе исследования, таблицы с ре -зультатами эксперимента, рисунки со слайдов домашних уголков учащихся различных возрастных групп.
Основное содержание работы отражено в статьях и публикациях в журналах "Художник" и "Декоративное искусство СССР".
Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК
Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана1999 год, кандидат педагогических наук Магомедов, Давди Бадавиевич
Развитие художественно-творческой активности школьников в системе эстетического воспитания1997 год, доктор педагогических наук Сокольникова, Наталья Михайловна
Научно-методическое обоснование обучения изобразительному искусству и развития творческих способностей учащихся школ и студентов высших художественно-педагогических учебных заведений Казахстана2002 год, доктор педагогических наук Асылханов, Ермек Сабырович
Формирование творчества учащихся 1-4 классов в процессе ознакомления с русским народным костюмом на уроках изобразительного искусства1998 год, кандидат педагогических наук Резанова, Ольга Владимировна
Художественно-эстетическое воспитание учащихся 1-7 классов средствами татарского декоративно-прикладного искусства1999 год, кандидат педагогических наук Кадыйрова, Ляйсан Хабибулхаковна
Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Савенкова, Любовь Григорьевна
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Художественное воспитание школьников в настоящее время рассматривается как одно из основных условий формирования гармонично развитой личности, а также трудового, нравственного и идейно-политического воспитания.
Приобщение народных масс к художественным ценностям, к искусству было всегда одной из главных забот партии с первых лет су -ществования советского государства. В 20-е годы под руководством А.В.Луначарского перестраивалась и искала новые пути система школьного образования, где учеба и практическая деятельность детей в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства имели первостепенное значение.
В.И.Ленин в вопросах идейно-политической работы партии всегда рассматривал как одну из основных ее частей - художественную культуру, подчеркивал важность духовной жизни общества.
В настоящее время, когда идейно-политическое воспитание молодежи имеет первостепенное значение, вопросы культурного строительства и художественно-эстетического воспитания встают с особой остротой.
Для решения этой задачи необходимо, как указывалось на ХХУТ съезде партии, осуществление комплексного подхода к делу воспитания.
В представленном исследовании сделана попытка раскрыть эсте-тико-воспитательные возможности и значение изучения школьниками декоративно-прикладного искусства.
В.И.Ленин о литературе и искусстве. - 5-е изд.-М.:Худ.литера-тура, 1976, с. 656-657.
В диссертации представлен анализ системы преподавания декоративного искусства, начиная с первых лет существования совет -ской школы, и дана характеристика современному преподаванию этого искусства. При этом рассматривается как школьная, так и вне — школьная практика.
В результате тщательного научного исследования этого вопроса можно сделать вывод, что преподавание декоративно-прикладного искусства в массовой общеобразовательной школе более успешно решит задачу эстетического и художественного воспитания, если основой содержания всего преподавания будет развитие у учащихся активного восприятия, представлений и навыков в области художественного решения пространства, когда роль декоративного образа в эстетике окружающей жизни будет рассматриваться в соответствии с требованиями экономического и культурного прогресса общества и подготовки школьников к труду и жизни.
На основе исторического анализа работы школ нами были разработаны принципы содержания современного преподавания этого вида искусства. Разработка принципов была необходима, так как знакомство школьников с декоративно-прикладным творчеством и их приоб -щение к эстетическому восприятию окружающего материального пространства и эстетическим сторонам жизни может стать эффективным только при условии правильной научной организации преподавания данного предмета, который в настоящее время пока еще не имеет твердой теоретической основы.
Результаты теоретического исследования и констатирующего эксперимента дают основание предположить, что в эстетическом и художественном воспитании учащихся важное место занимает не толь -ко восприятие и изучение произведений искусства, но и знакомство школьников с окружающим предметным миром, художественно-организованным материальным пространством, а также осуществление непос -редственной практической деятельности в области организации окружающей среды и ее посильного художественного преобразования. Декоративно-прикладное искусство, соединяя в себе важные функции, художественную и социальную, позволяет сконцентрировать внимание учащихся на явлениях материального мира и архитектурного пространства.
Определяющей особенностью в воспитании и раскрытии художественных качеств декоративно-прикладного искусства является тесная связь уроков изобразительного искусства с трудовой деятельностью, которая носит творческий характер и позволяет развивать способности и навыки к созданию полезных и красивых вещей своими руками. Использование в практической деятельности различных видов худо -жественного труда прививает любовь к трудовой деятельности, при -учает к аккуратности, расширяет представление о необходимости красоты в жизни, готовит к будущей профессии.
Воспитательная роль декоративно-прикладного творчества определяется также развитием способности не только воспринимать, понимать, оценивать содержательные и художественные качества изделий, но что самое главное, позволяет при правильном обучении научить художественно решать окружающее пространство, используя знания, полученные на уроках изобразительного искусства, в частности, по цветоведению.
Область декоративно-прикладного искусства в отличие от станковых видов имеет свои художественные качества и свой образный язык. По сравнению с живописью, графикой, архитектурой декоративно-прикладное искусство больше подвержено моде, более адекватно отражает современные течения в искусстве и жизни.
Декоративно-прикладное искусство включает возможности применения в этом творчестве различных техник и видов художественного решения образа. Благодаря широкому разнообразию техник, декоративно-прикладное искусство создает большие возможности для развития творческой деятельности учащихся в сравнении с другими видами изобразительного искусства.
Занятия декоративным искусством, направленные на художест -венно-образное восприятие окружающего пространства и способов его посильного преобразования, развивают у учащихся умение правильно оценивать увиденное и сделанное, помогают сформировать способ -ность верно определять не только историческую, художественную ценность произведений декоративно-прикладного искусства, но и отношение к современному искусству малых форм и архитектуры: позволяют расширять представления учащихся о социальной значимости декоративно-прикладного искусства и активизировать собственную творческую деятельность учащихся в этой области.
Развитие умений и навыков изготовления художественной вещи с последующим ее оформлением полноценно раскрывает специфику данного вида творческой деятельности в тесной связи с народным творчеством. Такая взаимосвязь современного и народного искусства, направленная на знакомство с творчеством различных национальное -тей и республик, прививает любовь к истории народностей, родному краю, воспитывает критическое отношение к предметам окружающей действительности, формирует понятие о тесной связи полезности и красоты как отдельного предмета, так и комплекса архитектурного сооружения со всем внутренним убранством. Посредством знакомства с этими видами искусства развивается художественное чутье, умение отличать художественную вещь от продукта ремесленного нетворческого труда, хотя изделие может иметь какую-то художественную направленность (украшено каким-либо орнаментом и предназначено для украшения интерьера).
Организованное проведение занятий в области декоративно -прикладного искусства расширяет интересы учащихся, стимулирует их полноценный отдых, формирует потребность в творчестве.
Исторический анализ преподавания декоративного искусства в разные периоды становления советской школы и представленные в те годы теоретические исследования позволяют сделать следующие выводы.
Каждое десятилетие в истории советского государства вносило свой вклад в . : систему школьного преподавания изобразительного искусства, определяло свойственные ему принципы отбора содержания преподавания.
В первые годы советской власти (1917-20-е годы) в сравнении с более поздними периодами характерно преобладание коллективных форм в работе с детьми. Занятия имели конструктивно-декоративную направленность, включали художественное оформление зданий, площадей, школ, сцены. При этом важное значение придавалось как станковому искусству, так и декоративно-орнаментальному. Существенное значение имела социальная направленность деятельности школ. Изобразительное творчество разнообразило будни учащихся, заполняло их творческой деятельностью в тесной связи с трудом. Однако бессистемность и разнобой в работе основной массы школ не создавали должного отношения к предмету изобразительного искусства.
Ошибки в преподавании изобразительного искусства, допущенные в период становления школы, в 30-е годы были преодолены. Была разработана единая программа для школ по изобразительному искусству, которая получила новое название "Рисование". Декоративно-орнаментальное искусство было переименовано в "Декоративное рисование", которое предполагало умение писать шрифт и развитие лишь практических навыков изображения орнамента как элемента украшения. В последующие годы, вплоть до настоящего времени, существенных перемен в изменении общего характера преподавания этого раздела рисования в школе не наблюдалось. Декоративное рисование По-прежнему рассматривалось как сопутствующий род деятельности в изучении живописи и рисунка, для формирования умений правильно держать карандаш и пользоваться кистью. Такое отношение предельно сужало представление школьников об этом виде искусства и о творчестве детей в этой области.
Исследование современного состояния преподавания изобрази -тельного искусства в школе подтверждает недостаточность использования возможностей декоративно-прикладного искусства.
Для наиболее полной реализации возможностей этого вида творчества в эстетическом и художественном воспитании учащихся необходимо опираться в практической деятельности на принципы преподавания, раскрытые нами во второй главе диссертации. Представленные принципы обучения основам декоративно-прикладного искусства выведены и определены нами на основе исторического анализа теории и практики преподавания этого искусства в советской школе и проведенного нами экспериментального исследования.
В основу содержания принципов положены основные направления концепции НИИ художественного воспитания АПН СССР, в которой отражены принципы эстетического воспитания, рассчитанные на формирование у школьников художественно-эстетических и творческих способностей, на тесную связь художественного воспитания с социалистическим строительством, на формирование мировоззрения и нравственности учащихся, на тесную связь и единство художественного воспитания и возрастного развития школьников, на обогащение и эстетику детской жизни.
Принципы затрагивают все основные стороны декоративно-прикладного художественного творчества и его воспитательного воздействия на личность учащихся:
- художественно-эстетическую направленность;
- развитие фантазии ребенка;
- формирование способности образно воспринимать окружающую действительность, материально-пространственную среду;
- трудовую основу декоративного творчества;
- использование разнообразных технологических приемов в ис -полнении предметов декоративного искусства;
- самостоятельную и коллективную работу.
Осуществление принципов в преподавании декоративно-прикладного искусства предполагает соблюдение возрастных особенностей учащихся в разные периоды их общего развития (младший школьный возраст - знакомство с декоративным решением отдельных предметов с учетом требований среды; средний школьный возраст - создание среды при помощи вещей; старший школьный возраст - подчинение отдельного предмета среде).
Поскольку существующая в настоящее время система школьного обучения пока не позволяет из-за небольшого количества отводимого на предмет учебного времени раскрыть все стороны художественной деятельности в области декоративно-прикладного искусства, мы считаем целесообразным осуществлять ее в старших классах посредством факультативных занятий.
Факультатив в области изобразительного искусства для учащихся 7-10 классов помимо восприятия изобразительного искусства должен обязательно предполагать как составную часть практическую творческую деятельность старших школьников, которая должна быть направлена на непосредственное и близкое знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, предусматривать худо -жественно-творческую деятельность по организации окружающего архитектурно-материального пространства. В осуществлении такой направленности факультатива желательна тесная связь с родителями и специалистами в области дизайна, художниками декоративно-прикладного искусства, а также людьми смежных профессий.
В рамках одного исследования невозможно решить все задачи преподавания декоративно-прикладного искусства в эстетическом и художественном воспитании учащихся. Поэтому для дальнейшего совершенствования этой проблемы необходимо осуществить разработку следующих перспективных, на наш взгляд, исследований:
I. Формы и методы работы с учащимися старших классов в области декоративно-прикладного искусства на факультативных занятиях ( с учетом специфики организации архитектурно-пространственного окружения) .
2. Методика преподавания декоративно-прикладной деятельности с учетом специфики возраста учащихся на основе современных принципов организации и содержания преподавания декоративно-прикладного искусства в советской общеобразовательной школе.
Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Савенкова, Любовь Григорьевна, 1984 год
1. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии. -Соч., 2-е изд., т. 4, с. 419-459.
2. Маркс К. Общее отношение производства к распределению, обмену, потреблению. К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 12, с. 714-718.
3. Маркс К, и Энгельс Ф. Об искусстве. В 2-х т./Сост. М.А.Лиф-щиц. Изд. 3-е. М.: Искусство, 1976. т. I. - 575 е.; т. 2. -719 с.
4. Маркс К., Энгельс Ф. О воспитании и образовании. В 2-х т. /Сост. Абакумов A.A., Днепров Э.Д., Черник С.А. М.: Педагогика, 1978. т. I. - 544 е.; т. 2 - 448 с.
5. Маркс К. Процесс труда и процесс увеличения стоимости. -К.Маркс и Ф.Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 23, с. 188-189.
6. Энгельс Ф, Принципы коммунизма, Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд., т. 4 , с. 322-339.
7. Ленин В.И. О воспитании и образовании/Общ. ред. А.М.Арсень-ева. 2-е изд. - М.¡Просвещение, 1970. ~ 680 с.
8. Ленин В.И. О литературе и искусстве. 5-е изд. - М.: Худ. литература, 1976. - 827 с.
9. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических республик: Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва, 7 окт. 1977 г. М.:Политиздат, 1977. - 62 с.
10. Материалы ХХУ1 съезда КПСС. М.¡Политиздат, 1981. - 223 с.
11. Материалы пленума Центрального Комитета КПСС. 14-15 июня. -М.: Политиздат, 1983? с. 5-26.
12. О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовки их к труду: Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР. М.¡Политиздат, 1981. -28 с.
13. О народных художественных промыслах: Постановление ЦК КПСС. В кн.: Справочник партийного работника. Вып. 14-15, 1975, с. 384.
14. Об устранении излишеств в проектировании и строительстве: Постановление ЦК КПСС. Известия, 1955, 5 ноября.
15. Постановление СНК СССР. Известия, 1933, 17 декабря.
16. Программа Коммунистической партии Советского Союза: Принята XXII съездом КПСС. М.: Изд. полит.литературы, 1976. - 144 с.
17. Собрание постановлений правительства СССР, № 14-23, 1968, с. 339.
18. Аверинцева И. Традиция и революция в прикладном искусстве. -Искусство, 1919, $ 3, с. 2-3.
19. Актуальные вопросы методологии современного искусствознания /Под ред. А.Я.Зися. М.: Наука, 1983. - 366 с.
20. Алексеева В.В. Изобразительное искусство и школа. М.: Советский художник, 1968. - 286 с.
21. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие и константность восприятия. М,: Просвещение, 1968. - 334 с.
22. Апраксина O.A. Очерки по истории художественного воспитания в советской школе. М.: Изд. АПН РСФСР, 1956. - 224 с.
23. Арватов Б.И. Общество художественной промышленности. Рабис, 1926, В 2, с. 6.
24. Арямов И,А., Одинуов Л.И. Дитя рабочего. М., 1926.- 6 с.
25. Арнхейм Рудольф. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. - 392 с.
26. Бакушинекий A.B. Об изучении детской психики и творчества.- Архив Г.Т.Г, Фонд 33, опись I, ед.хр. 16.
27. Бакушинекий A.B. Художественное творчество и воспитание. -М, : Новая Москва, 1925. 240 с.
28. Башилов Я.А., Кондахчан Е.С. Детский рисунок. М.-Л.: Искусство, 1940. 192 с.
29. Башилов Я.А. Школьный плакат. Искусство в школе, 1927, № 9-10, с. 4-10.
30. Бейер В.И., Лепилов K.M., Розыграев К.В. Рисование. Л.: Начатки знаний, 1927. - 174 с.
31. Елонский П.П. Трудовая школа: серия по теории и практике Единой Трудовой Школы. М.: Госиздат, 1919. Часть II. - 63 с.
32. Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. - 216 с.
33. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры: Методологические основы дискуссий в эстетике. М.: Искусство, 1975. - 175 с.
34. Ванслов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства.- М.: Советский художник. 1966. 118 с.
35. Варшавский Л.Р. Смотр советского искусства. Рабис, 1933, $ 5-6, с. 5-9.
36. Вещи вокруг нас, М.: Знание, 1964. - 271 с.
37. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970.- 519 с.
38. Внешкольная и внеклассная работа с детьми по изобразительному искусству. М.: Учпедгиз, 1948. - 40 с.39,40,4L
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.