Формирование «гибких навыков» у студентов бакалавриата направления «Дизайн» тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Амчиславская Евгения Юрьевна
- Специальность ВАК РФ00.00.00
- Количество страниц 188
Оглавление диссертации кандидат наук Амчиславская Евгения Юрьевна
Введение
Глава 1. Теоретический анализ подходов формирования «гибких навыков» у студентов бакалавриата направления «Дизайн»
1.1 Специфика организации профессиональной подготовки студентов - бакалавров направления «Дизайн» в отечественных и зарубежных вузах
1.2 Сущность и структура «гибких навыков» и возможности их формирования в отечественной и мировой образовательной практике профессионального образования
1.3 Модель формирования «гибких навыков» у студентов
бакалавриата направления «Дизайн»
Выводы по первой главе
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию «гибких навыков» у студентов бакалавриата направления «Дизайн»
2.1 Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы: анализ и интерпретация результатов
2.2 Организация и содержание формирующего этапа опытно-экспериментальной работы по реализации модели формирования «гибких навыков» у студентов направления «Дизайн»
2.3 Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы по формированию «гибких навыков» у студентов бакалавриата направления «Дизайн» в процессе внедрения
модели
Выводы по второй главе
Заключение
Список литературы
Приложение
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины "История искусств"2012 год, кандидат педагогических наук Муртазина, Светлана Альбертовна
Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий2017 год, кандидат наук Вуль, Ольга Александровна
Формирование профессиональной культуры дизайнеров средствами композиции в образовательном процессе вуза2007 год, кандидат педагогических наук Матвеева, Татьяна Викторовна
Формирование профессиональной компетенции дизайн-проектирования бакалавров в вузе2019 год, кандидат наук Дромова Наталья Александровна
Педагогические условия формирования проектной культуры студентов-дизайнеров2015 год, кандидат наук Коробий, Елена Борисовна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование «гибких навыков» у студентов бакалавриата направления «Дизайн»»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. На протяжении трёх последних десятилетий развитие экономики и общественной жизни развитых стран связано с переходом к постиндустриальному обществу. В полной мере это относится и к Российской Федерации. Ведущей характеристикой нового этапа существования социума являются коммуникация и информатизация. Влияние последней прослеживается во всех сферах жизни общества. Следует отметить, что в нематериальной сфере производства, навыки коммуникации выступают на первое место. Развитие коммуникации каждого специалиста способствует развитию общественных отношений и общественному прогрессу.
На современном рынке трудоустройства наблюдается значительное увеличение спроса на сотрудников, у которых отмечается высокая степень сформированности знаний и умений в области взаимодействия между людьми или «гибкие навыки» (англ. soft skills). Согласно данным исследованиям, данная тенденция имеет объективный характер и всесторонне исследовалась российскими и зарубежными учеными.
Рост значения соответствующих компетенций отмечен в нормативно-правовых актах и научных исследованиях, в том числе, применительно к профессиональной подготовке будущих дизайнеров.
Эта тенденция придаёт особую актуальность вопросам развития «гибких навыков» в процессе профессиональной подготовки студентов бакалавриата направления «Дизайн».
В исследованиях таких авторов, как С.Н. Бацунов, М.И. Беркович, О.И. Ваганова, Н.Г. Готовцева или Н.В. Жадько отмечается сложность и длительность процесса формирования «гибких навыков», которому необходимо уделять повышенное внимание ещё до начала непосредственно трудовой деятельности, т.е. в процессе профессиональной подготовки.
Различные психолого-педагогические проблемы, связанные с процессом
формирования «гибких навыков» у будущих профессионалов нашли
3
отражение в исследованиях О. Абашкиной, А.И. Ивониной, А.С. Патлиной, А.Ю. Петрова, А.Н. Шрайбера и некоторых других исследователей.
В то же время, ряд вопросов, связанных с профессиональной подготовкой студентов бакалавриата направления «Дизайн», были раскрыты в исследованиях И.С. Абоимовой, Е.С. Авериной, О.П. Андреевой, Н.В. Воронова, Г.М. Гладышева, Л.П. Климовой, С.А. Муртазиной и др.
Помимо этого, в настоящее время существует множество научных трудов, посвященных целому ряду вопросов по теме настоящего диссертационного исследования. Изучение проблемы формирования «гибких навыков» у студентов бакалавриата направления «Дизайн» требует дальнейшего всестороннего изучения и поиска новых педагогических технологий оптимизации данного процесса.
Анализ научной литературы по заданной проблеме, а также опыт собственной педагогической деятельности в области подготовки студентов бакалавриата направления «Дизайн», позволил выделить ряд противоречий: - между потребностями работодателей в специалистах в области дизайна с высоким уровнем сформированности профессиональных и личностных качеств и слабой разработанностью теоретических основ формирования гибких навыков у студентов бакалавриата направления «Дизайн» в период обучения в вузе;
- между заинтересованностью педагогов дизайн-образования в подготовке студентов с развитыми гибкими навыками и отсутствием модели и педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.
В этой связи актуальность выбранной темы для исследования обусловлена высокой теоретической и практической значимостью проблемы формирования «гибких навыков» в процессе профессиональной подготовки студентов бакалавриата направления «Дизайн» и недостатоностью её изученности в отечествнной науке.
Научная проблема была сформулирована следующим образом: каковы методологические основы, содержание и организационно-педагогические средства, технологии, формы, методы формирования «гибких навыков» у студентов бакалавриата направления «Дизайн»?
Тема исследования: «Формирование «гибких навыков» у студентов бакалавриата направления «Дизайн».
Цель исследования - теоретически обосновать, разработать и экспериментально апробировать модель формирования «гибких навыков» у студентов бакалавриата по направлению «Дизайн» и выявить условия эффективности её функционирования.
Объект исследования - процесс профессиональной подготовки будущих бакалавров направления «Дизайн».
Предмет исследования - формирование «гибких навыков» у студентов бакалавриата направления «Дизайн».
Гипотеза исследования. Формирование «гибких навыков» у студентов бакалавриата направления «Дизайн» будет проходить более эффективно, если: - будет проведен теоретический анализ понятия «гибкие навыки», определена специфика «гибких навыков» дизайнеров, на основе которой будут определены условия совершенствования профессиональной подготовки студентов бакалавриата направления «Дизайн», учитывающие выделенную специфику;
- будет разработана и внедрена в образовательный процесс подготовки дизайнеров модель формирования «гибких навыков» у студентов, что позволит усилить эффективность рассматриваемого процесса на основе комплекса педагогических технологий (игровая, кейс-технология, критического мышления, проблемного обучения, здоровьесберегающие, создания предметно-развивающей среды);
- будут выявлены и апробированы педагогические условия, способствующие повышению эффективности формирования «гибких
навыков» в образовательном процессе вуза.
Задачи исследования:
1. Уточнить на основе теоретического анализа особенности организации профессиональной подготовки студентов - бакалавров направления «Дизайн» в отечественных и зарубежных организациях высшего образования.
2. Определить сущность и структуру «гибких навыков», выявить возможности их формирования, существующие на сегодняшний день в рамках отечественной и мировой системы высшего профессионального образования.
3. Разработать, теоретически обосновать и реализовать модель формирования «гибких навыков» у студентов бакалавриата направления «Дизайн».
4. Выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность модели формирования «гибких навыков» у студентов бакалавриата направления «Дизайн», учитывающие специфику и современные тенденции дизайн-образования.
Методологической основой диссертационного исследования являются:
- системный подход, определяющий образовательный процесс как целостную систему взаимосвязанных элементов (В. Г. Афанасьев, В.П.Беспалько, Ю. К. Бабанский, Т. А. Ильина и др.);
- личностно-деятельностный подход, предполагающий развитие личности студента, как профессионала, в непосредственной профессиональной практической деятельности (И.А.Зимняя, Е. В. Бондаревская, В. В. Сериков, В.Д. Шадриков И. С. Якиманская и др.);
- технологический подход, определяет внедрение в образовательный процесс комплекса педагогических технологий, направленных на эффективность обучения (Н.В. Бордовская, В. П. Беспалько, М.В.Кларин, В.Ю.Питюков. и др.);
- структурно-функциональный подход, как система представлений
о структурных элементах образовательного процесса и выполняемых ими функцях ( В.Э. Мильман и др.);
- проблемно-алгоритмичный подход, определяющий алгоритмизацию процесса обучения, выделение проблемных составляющих в образовательном процессе (Л. Н. Ланда, А. А. Марков, С. И. Шапиро и др.).
Теоретическая база исследования:
- теоретические подходы организации педагогических исследований (В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, Д.А. Новиков, П.И. Образцов, В.В.Сериков и др.);
- исследования, направленные на совершенствование процесса профессиональной подготовки (С. И. Архангельский, Н.В. Бордовская, Н.У.Ярычев и др.);
- теория и методика художественного и дизайн-образования (В.Р. Аронов, А.А. Гаврилина, М.М. Кожуховская, Е.В. Ткаченко, В.В. Сеньковский, В.Ф. Сидоренко, В.Т. Шимко, Д.А. Хворостов и др.).
- взгляды отечественных ученых на совершенствование личностно-профессиональных качеств в процессе профессиональной подготовки, в том числе, у будущих дизайнеров (Ю.П. Ветров, Э.Ф. Зеер, В.М. Гребенникова, М.В. Кожевников, А.В. Морозов, М. Д. Полтавская; М.С. Чвала, С.А. Хазова и др.);
- научные исследования, посвященные изучению «гибких навыков» и специфики их формирования в процессе профессиональной подготовки (М.И.Беркович, А.П. Панфилова, Ю.Ю. Колесников, Т.А. Кофанова, Л.Н.Степанова, Э.Э. Сыманюк, А. В. Хижная, А. Н. Шрайбер, Д. Уитман, Р.К1аш и др.)
Методы исследования:
- теоретические методы: анализ и синтез понятий и определений; интеграция; сопоставление; классификация; обобщение, систематизация; моделирование; прогнозирование;
- эмпирические: эксперимент, диагностирование, опрос, наблюдение, математическая и статистическая обработка полученных результатов.
База исследования. Опытно-экспериментальной базой исследования выступил Белгородский государственный институт искусств и культуры (г. Белгород). В экспериментальной работе участвовали студенты 1-2 курса направления подготовки 54.03.01 Дизайн в количестве 122 человека: экспериментальную группу составили студенты профиля подготовки «Дизайн графический» - 67 человек; контрольную группу составили студенты профиля подготовки «Дизайн среды» - 55 человек.
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в три последовательных этапа.
Первый (2018-2019 г.г.) этап. Осуществлен теоретический анализ проблемы формирования «гибких навыков» у студентов: изучение научной литературы, сравнительный анализ опыта подготовки студентов бакалавриата направления «Дизайн» в различных вузах страны и за рубежом. Определена концепция исследования: поставлена цель исследования, определены объект, предмет, задачи, сформулирована рабочая гипотеза. Разработана модель формирования гибких навыков у студентов вуза. Представлена программа внедрения модели в образовательный процесс вуза на уровне бакалавриата. Сформирован диагностический инструментарий для оценки уровня сформированности «гибких навыков» у студентов направления «Дизайн».
Второй (2019-2021 г.г.) этап. На данном этапе осуществлялась экспериментальная работа. Реализованы констатирующий, формирующий и контрольный этапы эксперимента. На констатирующем этапе проведена начальная диагностика уровня сформированности «гибких навыков» у студентов бакалавриата направления «Дизайн». Осуществлена реализация программы по внедрению модели. Обоснованы и реализованы педагогические условия, обеспечивающие эффективность реализации модели. Проведен контрольный этап эксперимента.
Третий (2021-2023 г.г.) этап. Осуществлена сравнительно-аналитическая работа по выявлению динамики уровня сформированности «гибких навыков» у студентов бакалавриата направления «Дизайн» за период эксперимента. Сделан математический и статистический анализ данных. Формулировались выводы и заключения по проделанной работе.
Научная новизна исследования состоит в следующем:
1) раработано содержание понятия «гибкие навыки» дизайнера, которые могут рассматриваться как симбиоз навыков в области управления дизайнерскими проектами, самоуправления, совокупности организационных умений, навыков коммуникации и конструктивного взаимодействия с коллегами и клиентами в процессе оказания дизайнерских услуг; выделены структурные компоненты понятия «гибкие навыки», применительно к особенностям профессиональной деятельности будущего дизайнера (эффективное сотрудничество с коллегами в процессе работы над дизайнерскими проектами, критическое мышление, комплексное многоуровневое решение проблем профессиональной деятельности, креативность, клиентоориентированность, когнитивная гибкость, селф-менеджмент);
2) разработана и теоретически обоснована модель формирования «гибких навыков» у студентов бакалавриата направления «Дизайн», адаптированная к специфике профессиональной подготовки студентов направления подготовки «Дизайн» в системе высшего образования, охватывающая взаимодействия всех участников исследуемого образовательного процесса, опирающаяся на комплекс педагогических технологий (игровая, кейс-технология, критического мышления, проблемного обучения, здоровьесберегающие, создания предметно-развивающей среды), реализующая управленческую, гноссеологическую, учебно-образовательную и прогностическую функции;
3) определены педагогические принципы реализации модели в
образовательном процессе вуза: научности обучения; гуманизации
9
профессиональной подготовки на ступени бакалавриата; связи теории и практики; систематичности и последовательности; принцип доступности; конкретного и абстрактного; индивидуального подхода; сознательного и активного обучения; принцип наглядности; инновационности; совместной деятельности преподавателей и студентов;
4) предложены критерии (мотивационный, когнитивный, операционально-действенный, рефлексивный) и показатели оценки уровня (высокий, средний, достаточный, низкий) сформированности «гибких навыков» у студентов направления подготовки «Дизайн»;
5) определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования «гибких навыков» у студентов бакалавриата направления «Дизайн» в вузе; выявлены внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на процесс функционирования модели и реализации педагогических условий.
Теоретическая значимость исследования определяется следующими показателями:
- расширяет и дополняет существующие методики дизайн-образования в высшей школе;
- разработано содержание понятия «гибкие навыки» применительно к подготовке студентов бакалавриата направления «Дизайн» в вузе, определены компонентные составляющие данного понятия (критерии, показатели);
- определена специфика процесса формирования «гибких навыков» у студентов бакалавриата направления «Дизайн», отражающаяся во всех видах деятельности студентов - учебная, внеучебная, НИР, самостоятельная работа, практика;
- разработана модель формирования «гибких навыков», позволяющая нелинейно, целенаправленно осуществлять подготовку студентов бакалавриата направления «Дизайн» с учетом современных требований работодателей;
- определены педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования «гибких навыков» у студентов бакалавриата направления «Дизайн».
Практическая значимость исследования: представлена четырёхуровневая шкала (высокий, средний, достаточный, низкий) оценки уровня сформированности «гибких навыков» у студентов; разработана программа дисциплины по выбору студентов (блок ДВ) «Гибкие навыки» современного дизайнера», реализуемая учебным планом направления подготовки «Дизайн»; представлен комплекс диагностических методик, что позволяет в полной мере оценить уровень сформированности «гибких навыков» у студентов бакалавриата направления «Дизайн»; представлена технология формирования «гибких навыков» во всех видах деятельности студентов (учебная работа, внеаудиторная работа, самостоятельная и индивидуальная работа, НИР, практики). Результаты исследования могут быть использованы вузами, осуществляющими подготовку дизайнеров, а также при повышении квалификации преподавателей вузов, при подготовке проектов и ВКР.
Достоверность и надёжность полученных результатов исследования
обеспечиваются личным участием соискателя на всех этапах подготовки и реализации исследования; наличием валидного практического исследования; широкой апробацией результатов исследования; выбором форм, методов и средств проведения эксперимента, отвечающих современным требованиям, предъявляемым к организации педагогического эксперимента.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Ключевые особенности организации профессиональной подготовки студентов бакалавриата направления «Дизайн» в отечественных вузах заключаются в децентрализации соответствующего сегмента высшего образования, обуславливающая формирование региональных школ дизайна. Выпускники бакалавриата направления «Дизайн» должны обладать широким
спектром как профессиональных, так и общекультурных компетенций, в том числе так называемых «гибких навыков», которые позволят более эффективно адаптироваться к различным социокультурным и профессиональным особенностям осуществления деятельности.
2. «Гибкие навыки» дизайнера можно рассматривать как симбиоз навыков в области управления дизайнерскими проектами, самоуправления, совокупности организационных умений, навыков коммуникации и конструктивного взаимодействия с коллегами и клиентами в процессе оказания дизайнерских услуг. Ведущими «гибкими навыками», формирование которых будет способствовать актуализации и повышению эффективности профессиональной подготовки бакалавров по направлению «Дизайн», являются: навыки эффективного сотрудничества в процессе работы над совместными проектами, критическое мышление, комплексное многоуровневое решение проблем профессиональной деятельности, креативность, клиентоориентированность, когнитивная гибкость, селф-менеджмент.
3. Модель формирования «гибких навыков» у студентов бакалавриата направления «Дизайн» включает функционально-целевой (цель, задачи, функции модели), структурно-организационный (методологические принципы, подходы, факторы и закономерности, педагогические условия), содержательный (содержание работы в учебной, внеучебной, самостоятельной научно-исследовательской работы и практике), деятельностный (формы, методы, технологии) и результативно-критериальный блоки (критерии, уровни, диагностические методики).
4. Педагогические условия эффективности реализации модели:
высокая степень информированности о роли и значении «гибких навыков» в
становлении современных специалистов, в том числе, в сфере дизайна;
интегрированность идей, при которой мероприятия, направленные на
развитие «гибких навыков», должны быть согласованы с целями организации
высшего образования и адекватны её возможностям; реалистичность планов,
12
связанных с развитием «гибких навыков»; интенсивный поиск идей и рекомендаций, которые могут быть реализованы; заинтересованность участников образовательного процесса в активном освоении «гибких навыков», подразумевающая создание благоприятного психологического климата для стабильной работы по их формированию; организация материально-технического, дидактического и информационного обеспечения образовательного процесса.
Апробация и внедрение результатов исследования:
Результаты исследования докладывались на научных конференциях: международных - «Искусство и наука третьего тысячелетия» (Симферополь, 2022.), «Донецкие чтения 2020: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности» (Донецк, 2020); «Социально-культурная деятельность: векторы исследовательских и практических перспектив» (Казань, 2018); «Современные информационные и коммуникативные технологии в глобальном мире: вызовы и возможности» (Симферополь, 2017); Стратегия развития образования для будущего России (Владимир, 2023). Всероссийских - «Искусство и дизайн: история и практика» (Санкт-Петербург, 2022), «Наука. Культура. Искусство: актуальные проблемы теории и практики» (Белгород, 2020); «Наука. Культура. Искусство: Актуальные проблемы теории и практики» (Белгород, 2023).
Результаты диссертационного исследования внедрены в образовательный процесс ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры».
Основные результаты проведённого исследования отражены в 19 публикациях автора, в том числе, 7 статей в журналах, рекомендованных ВАК при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации.
Диссертационное исследование соответствует паспорту специальности 5.8.7. Методология и технология профессионального образования (педагогические науки): п. 5 Обновление содержания, методик и технологий
профессионального образования в изменяющихся (современных) условиях.
13
Обновление трудовых функций и компетенций специалистов как фактор влияния на профессиональное образование; п. 18. Подготовка кадров в образовательных организациях высшего образования.
Личный вклад автора в исследование заключается в получении новых научных знаний по проблеме формирования «гибких навыков» в процессе подготовки студентов бакалавриата направления «Дизайн», представленных в тексте диссертации и опубликованных в различных научных изданиях; обосновании, разработке и экспериментальной проверке модели формирования «гибких навыков» у студентов бакалавриата направления «Дизайн». Данная Модель была реализована под руководством автора в процессе подготовки будущих дизайнеров направления 54.03.01 Дизайн в ГБОУ ВО «Белгородский государственный институт искусств и культуры».
Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, выводов, заключения, списка литературы, включающего 182 наименований, из них 5 - на иностранных языках, приложения. Общий объем диссертации составляет 187 страниц.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОДХОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ «ГИБКИХ НАВЫКОВ» У СТУДЕНТОВ БАКАЛАВРИАТА НАПРАВЛЕНИЯ «ДИЗАЙН»
1.1 Специфика организации профессиональной подготовки студентов -бакалавров направления «Дизайн» в отечественных и зарубежных вузах
Широко известно, что настоящий этап развития отечественной системы высшего образования связан с её глубоким реформированием [20; 36; 46; 69; 148; 154; 163]. Основной целью большинства реформ является глубокая модернизация и приведение российского высшего образования к международным стандартам.
Данной тенденции полностью соответствуют повторяющиеся в течение последнего десятилетия изменения в области целей и методов обучения студентов, будущих дизайнеров в вузах страны [6; 59, 146-147: 163-194].
Для современной системы высшего образования стоит задача подготовки бакалавров-дизайнеров, обладающих инновационным, нестардартным, современным и креативным мышлением.
Педагоги И. С. Абоимова, О. П. Андреева и Е.В. Гадзина [4, 13, 45] отмечают, что вовременная теоретическая модель специалиста-дизайнера, предполагает, что дизайнер выступает изобретателем новых визуальных форм, иными словами - художником. По мере развития и реализации своего «нового проекта», дизайнер движется не только от формы к функциональности, но и от функциональности к эстетическому восприятию, находя оптимальные формы, опираясь на качества и свойства предмета. Основа профессионального языка дизайнера - форма, природные закономерности, специфика зрительного восприяти предмета, личностное мировосприятие.
В связи со значительной реорганизацией, связанной с внедрением ФГОС
нового поколения [138], процесс подготовки дизайнеров в отечественных
15
вузах в настоящее время становится более сложным, содержательным и интенсивным. С учетом этого обстоятельства необходимо переосмыслить, найти новые « методы, формы и принципы профессионального становления будущих дизайнеров». [45, с. 14].
Исследователи Т. К. Грачева, М. А. Деносова, С. А. Муртазина, М. А. Репринцев [52, 55, 121, 144] отмечают, что в настоящее время наблюдается быстрый рост обновления методов и средств производства, что предопределяет формированиеновых целей и задач при подготовке студентов, будущих дизайнеров. Авторы указывают, что в предшествующий период, все полученные знания и навыки были актуальными для выпускника на протяжении всей его профессиональной деятелньости, а в настоящее время, от специалиста требуется значительный уровень профессиональной мобильности, гибкости, готовности к переменам, потребности в профессиональном нросте и совершенствоании [55, с. 47]. Современному дизайнеру, в последние годы, свойственно постоянно расширять круг профессиональных задач, повышать профессиональную квалификацию. Дизайн в XXI веке он может рассматриваться в качестве не только проектирования предметной среды, но и универсального проектного метода. В современной жизни, дизайн используется в различных сферах человеческой деятельности.
В приведенных выше определениях дизайна и дизайнерской деятелности, можно выделить следующие тенденции - изменение целей и задач дизайнерского образования; поиск новых методов и подходв к подготовки студентов-дизайнеров; смена традиционной парадигмы в подготовке дизайнеров на инновационную, творческую [6; 58; 139; 177- 182]. Педагоги М. Р. Ванягина, З. Д. Жуковская [36, 63] на первый план выводят футурологическую роль дизайн образования.
Сказанное предполагает необходимость овладения будущими специалистами данной сферы рядом немаловажных навыков:
1) способность к исследованию потребностей;
16
2) проведение научного анализа;
3) осуществление проектного прогнозирования;
4) определение и использование перспективных техденций (в дизайне, в современном искусстве и др.).
В связи с вышеизложенным процесс обучения будущих бакалавров дизайна в российских вузах основывается, как правило, на профессиографическом анализе их будущей деятельности в соответствующей области. Эффективная подготовка профессионалов-дизайнеров подразумевает учёт социально-экономических условий и динамического содержания их дальнейшей деятельности. Последнее, как уже говорилось, имеет свойство перманентно меняться [26; 48; 109; 173].
Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК
Формирование художественно-проектной компетенции будущих бакалавров дизайна2016 год, кандидат наук Ковешников, Павел Алексеевич
Формирование профессиональных компетенций обучающихся по направлению подготовки «Дизайн» средствами дисциплины «Специальный рисунок»2021 год, кандидат наук Левен Олег Леонидович
Развитие художественно-проектной деятельности студентов бакалавриата в процессе обучения ландшафтному дизайну2021 год, кандидат наук Львова Наталья Сергеевна
Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами народного декоративно-прикладного искусства: на примере Тюменского региона2012 год, кандидат наук Чаббаров, Радик Хамзяевич
Формирование профессионально-творческой позиции бакалавров архитектуры и дизайна в университете2011 год, кандидат педагогических наук Анфимова, Екатерина Борисовна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Амчиславская Евгения Юрьевна, 2023 год
Цель использования
Эффективн ое
сотрудниче ство с
другими (коллегами) в процессе работы над совместным и проектами
Информационно-
коммуникационные
технологии
Технология
конкурсов,
фестивалей
проведения олимпиад,
Технология процесса профессионально-личностного роста_
Создание ситуаций
продуктивного взаимодействия будущих дизайнеров и формирование у них субъективного опыта командной работы через опыт различных форм диалоговой работы
студентов и преподавателей
Коучинг
Технология целеполагания
«Кейс-стади»
Проблемное обучение
Технологии планирования Игровые технологии_
Технология деятельности
проектной
Технология организации групповой работы_
Диалоговые технологии (дискуссия, диспут, дебаты) Творческие мастерские [110; 146]_
2. Критическо е мышление
Ассоциативно -синектическая технология [83-84]_
Обучаемые включаются в деятельность, которая
Технология
конкурсов,
фестивалей
проведения олимпиад,
способствуеи
умений
информации
развитию обработки
«Портфолио»
«Кейс-стади»
«Технология развития критического мышления»
Диалоговые технологии (дискуссия, диспут, дебаты)
Технология организации проектной деятельности
Творческие мастерские
3. Креативнос ть Коучинг Возможность проектировать лучшие решения и успешный пользовательский опыт. Облегчение приобретения студентом личностных качеств, необходимых при решении задач в будущей профессиональной деятельности [110; 141; 143]
Технология использования социокультурного пространства
Синтез искусств
Творческие мастерские
4. Когнитивна я гибкость Информационно- коммуникационные технологии Формирование у студентов бакалавриата направления «Дизайн», широкого круга представлений о различных источниках получения информации, развитие представлений о дизайне как виде современного искусства
Технология использования социокультурного пространства
Ассоциативно -синектическая технология
Синтез искусств
Творческие мастерские
5. Комплексно е многоуровн евое решение проблем профессион альной деятельност и Коучинг Создание условий для включения обучаемых в профессиональную деятельность; формирование у обучаемых готовность решать профессиональные задачи [72]
«Кейс-стади»
«Портфолио»
Синтез искусств
«Технология развития критического мышления»
Технологии целеполагания
Поисковые и исследовательские технологии
Технологии организации проектной деятельности
Проблемное обучение
Творческие мастерские
6. Клиентоори ентированн ость Диалоговые технологии (дискуссия, диспут, дебаты) Создание условий для эффективного взаимодействия будущих
Технология процесса
профессионально-личностного роста дизайнеров с окружающими людьми и решения поставленных задач с учетом потребностей и особенностей клиента (заказчика).
Информационно- коммуникационные технологии
Проблемное обучение
«Технология развития критического мышления»
Игровые технологии
Технология организации групповой работы
Селф- менеджмен т Технология процесса личностного роста Учет интересов, способностей и возможностей студентов при формировании их должностных обязанностей в дальнейшей профессиональной деятельности.
Технология целеполагания
Технология использования социокультурного пространства
Технология проектирования индивидуальной образовательной деятельности
Коучинг
Технология организации проектной деятельности
«Портфолио»
Считаем целесообразным использование вышеперечисленных технологий в программах учебных дисциплин, модулей и практик для организации обучения по направлению «Дизайн» в системе высшего образования, с точки зрения создания условий, обеспечивающих формирование «гибких навыков» у будущих дизайнеров.
В заключение параграфа отметим, что «гибкие навыки» дизайнера - это симбиоз навыков в области управления дизайнерскими проектами, самоуправления, совокупности организационных умений, навыков коммуникации и конструктивного взаимодействия с коллегами и клиентами в процессе оказания дизайнерских услуг.
Среди современных исследователей нет единого мнения по поводу
74
соотношения между профессиональными компетенциями - жесткими навыками с одной стороны и «гибкими навыками» - с другой. При этом представляется очевидным, что в формировании будущего профессионала они играют весьма значительную роль.
Следовательно, развитию у будущих дизайнеров на ступени бакалавриата «гибких» навыков в современной образовательной системе следует уделять не меньше внимания не меньшее, чем развитию у них профессиональных компетенций.
У студентов бакалавриата, осваивающих направление подготовки «Дизайн» в целях оптимизации их будущей профессиональной деятельности необходимо развивать следующие «гибкие навыки»: эффективное сотрудничество с другими (коллегами) в процессе работы над совместными проектами, критическое мышление, комплексное многоуровневое решение проблем профессиональной деятельности, креативность,
клиентоориентированность, когнитивную гибкость, а также селф-менеджмент.
Занимаясь их развитием у будущих бакалавров дизайна, необходимо принимать в расчёт структуру «гибкого навыка». Последняя включает три взаимосвязанных компонента: мотивацию, контекст, технологии и алгоритмы.
Вышеперечисленным компонентам присущи специфические характеристики, а также личностные качества в структуре навыка. Отметим, что система структурных элементов навыка представляют собой единое структурное целое.
В связи с этим, в настоящее время существует ряд рисков, связанных с развитием «гибких навыков». Недостатки могут быть уменьшены путем предварительной оценки уровня развития каждой из необходимых компетенций, а также правильного мотивирования и постановки четких целей.
В экономическом поле стран Европы и Америки, среди кандидатов на
определенные вакансии ощущается дефицит «гибких навыков» или слабость
их развития. В целях предотвращения появления таких проблем в рамках ЕС
75
были разработаны и приняты ряд документов, направленных на унификацию навыков в едином европейском пространстве (ЕЭС). В этой связи, неудивительно, что в образовательной практике ряда зарубежных университетов развитию «гибких навыков» уделяется большое внимание.
В России процесс формирования «гибких навыков» наиболее активно внедряется в бизнес-образование. По опыту западных коллег, в крупных компаниях России так же уделяется большое внимание к соискателям работы относительно сформированности (несформированности) у них «гибких навыков». Процесс формирования «гибких навыков» в условиях производственных предприятий, компаний происходит в рамках внутрифирменного обучения сотрудников.
Ряд университетов нашей страны уделяют определённое внимание развитию «гибких навыков» у студентов бакалавриата, в т.ч. обучающихся по направлению «Дизайн». При этом, однако, в отечественной системе высшего образования, в том числе в сфере подготовки бакалавров-дизайнеров, наблюдается недостаточное внимание к развитию «гибких навыков» у обучающихся.
Как показали результаты изучения опыта отечественных вузов, большим потенциалом в процессе формирования гибких навыков обладают такие дисциплины как педагогика и иностранный язык, гуманитарные дисциплины
Развитию у студентов бакалавриата, осваивающих направление «Дизайн», «гибких навыков» также могут способствовать учебная и производственная практики. Эти виды учебной работы позволяют сформировать такие необходимые будущим дизайнерам навыки, как комплексное многоуровневое решение проблем профессиональной деятельности, эффективное сотрудничество с коллегами в процессе работы над совместными проектами, креативность и селф-менеджмент.
На производстве развитие «гибких навыков» у студентов-дизайнеров
способствует факт смещения акцента с фаторов обучения на факторы
76
непосредственного труда. Сформирвоанность «гибких навыков» позволяет молодым специалистам оценить следующие показатели: успешность/неуспешность дальнейшей карьеры, востребованность, конкурентоспособность.
Немаловажной в смысле развития «гибких навыков» также является роль научно-исследовательской работы студентов бакалавриата в ходе освоения ими направления подготовки «Дизайн».
Высоким педагогическим потененциалом по развитию «гибких навыков» у будущих бакалавров дизайна обладает внеучебная деятельности. Во внеучебной деятельности создаются условия для активного участия студентов в различных социальных практиках, развития и раскрытия их способностей.
В целях оптимизации процесса формирования «гибких навыков» у студентов бакалавриата, осваивающих направление подготовки «Дизайн», необходимо внедрение интерактивных образовательных технологий, проектная деятельность, кейс-стади.
Они должны включаться в программы учебных дисциплин, модулей и практик для эффективной организации учебного процесса по реализации ОПОП «Дизайн» в ситеме высшего образования.
Резюмируя вышеизложенное отметим, что исследовательский поиск в рамках выбранной нами проблематики, подвёл к необходимости разработки теоретической модели формирования «гибких навыков» у будущих бакалавров направления «Дизайн».
1.3 Модель формирования «гибких навыков» у студентов бакалавриата
направления «Дизайн»
Процесс развития «гибких навыков» у студентов бакалавриата,
осваивающих направление подготовки «Дизайн», непосредственно связан с
поиском новых форм и методов в профессиональном образовании [17; 103;
128; 135]. Новые методы обучения помогут достичь высокого уровня их
77
сформированности только при построении системы обучения в рамках целостной педагогической системе.
В данном случае под термином «система» понимается целое, состоящее из взаимосвязей между собой элементов. По этой причине законы, принципы и порядок связи последних составляют внутреннюю структуру системы, что обеспечивает её функционирование [43, с. 5-9].
Каждой системе присущ ряд характерных признаков:
1) состоит из связанных элементов - минимальных единиц измерения в её рамках,
2) способ взаимодействия элементов определяет структуру системы,
3) предполагает определённую целостность и связь с другими системами.
Специфика педагогической системы - стремление к достижению
педагогической цели. Следовательно, педагогическая система всегда создается для достижение определенной цели в сфере воспитания или дидактики.
Педагогическая система - это целостная совместная деятельность всех участнков образовательного процесса, направленная на достижение общей цели. Все участники образовательного процесса активно взаимодействуют между собой, элементами окружающей среды. Педагогическая система создается в целях формирования и развития личности.
Для того чтобы понять эти положения, можно рассмотреть процесс формирования «гибких навыков» у будущих дизайнеров на ступени бакалавриата, как относительно отдельную систему. В ней есть элементы, присущие любой педагогической системе - цель и задачи; специфические формы, методы и средства; определенное седержание процесса обучения; педагогические условия организации процесса обучния и планируемый результат.
Использование метода моделирования характеризуется высокой
степенью наглядности, которая дает возможность полноценно исследовать
интересующий нас процесс. Он предоставляет широкие возможности для
78
построения перспектив применения педагогических средств, обеспечивающих развитие «гибких навыков» у будущих бакалавров дизайна [7; 32; 57; 86; 91; 169-172].
Эта методика получила определённое распространение в педагогической теории и практике [1; 35; 63; 90]. Однако, несмотря на то, что понятия «модель» и «моделирование» хорошо изучены современной педагогической наукой, анализ работ (А. А. Вербицкий,Е. А. Гнатышина, Г. Е. Котькова, В. И. Писаренко и др.), посвящённых моделированию в системе образования, показал отсутствие однозначного подхода к указанным понятиям
По мнению психолога Л. М. Фридмана, модель представляет собой обобщенное и абстрактное представление, схему изучаемого явления или оригинала некоего объекта.
При этом ряд других авторов (М. В. Слепцова, Г. Е. Муравьева, Б. А. Тахохов и др.) понимают под моделью совокупность элементов и их взаимосвязей, отражающих существенные признаки изучаемого педагогического объекта или явления. Модель помогает получить новые знание об изучаемом объекте [62; 98; 117; 120; 124].
С точки зрения целей и задач диссертационного исследования наиболее приемлемым представляется понимание модели, представленное в работах В.В. Краевского [96-97]. Основная задача модели - раскрыть связь компонентов (блоков) изучаемого педагогического явления. В основе модели лежат сущностные связи и отношения, которые связывают компоненты системы. Различные структуры позволяют разделить сложную проблему с большой неопределенностью на более мелкие. Они лучше поддаются анализу, что можно рассматривать как некоторый метод моделирования, называемый иногда блочно-компонентным [120, с. 29]. Охарактеризовав наиболее распространённые среди педагогов взгляды на понятие «модель», перейдём к анализу термина «моделирование».
Не будет преувеличением сказать, что на сегодняшний день все методы
79
научного исследования в той или иной степени основываются на принципах моделирования [30; 96-97; 175].
Моделирование - это метод познания и преобразования окружающей действительности, широко распространенный в результате научно-технического прогресса. Разработка моделей осуществляется с целью раскрытия новых функций изучаемого объекта [12; 27-28; 102].
Этот процесс определяет воссоздание тех или иных объектов, которые по ряду причин являются сложными для изучения и их невозможно воспроизвести в реальности в виде макета.
Современная педагогика понимает под термином «моделирование» метод опосредованного изучения объекта, в ходе которого изучается или рассматривается объект в различных его плоскостях. Сейчас его распространение в различных областях педагогической науки и практики все более широкое. В подтверждение этому свидетельствуют многочисленные публикации, посвящённые проблемам моделирования и исследованию возможности использования моделей для получения нового знания в педагогике [39-40; 51; 94; 98; 170].
Ряд исследователей (В. И. Загвязинский, П. И. Образцов, И. П. Подласый и др.) отмечают, что моделирование следует рассмтаривать как способ косвенного изучения объекта педагогического исследования, обобщая тем самым знания об объекте. В ходе моделирования происходит систематизация знаний о процессе формирования гибких навыков у будущих дизайнеров , что дает возможность выявить структуру взаимосвязи между компонентами модели.
В. И. Загвязинский отмечает, что в педагогической модели должны быть отражены компоненты, представленные на схеме (рис. 10). Каждая модель индивидуальна и указанные компоненты представляются в индивидуальной комбинаторике.
Рис. 10 - Образная модель педагогического процесса по В. И. Загвязинскому
Автором указывается, что представленные на схеме компоненты позволяют в полной мере отразить ход и специфику образовательного процесса, являющегося целенаправленным (на лостижение поставленной педагогической цели) и системным. Представление всего хода процесса формирования каких-либо умений (навыкой и др.) у обучаюшщихся в виде модели позволяет наглядно отразить ход педагогического процесса и взаимодействие его структурных элементов. В. И. Загвязинский писал, что создание модели - это не шаблонная работа, а сложный труд педагога-проектировщика, отражающий сущность и этапность педагогического процесса, взаимосвязанную работу всех педагогических механизмов.
Методической основой при разработке модели формирования «гибких навыков» у студентов-дизайнеров послужили исследования А. М. Новикова и П. И. Пидкасистого [125-126; 134].
В исследованиях В. В. Серикова, П. И. Пидкасистого отмечается, что цель модели следует рассматривать как планируемый результат. В деятельности по достижению цели у студентов происходит развитие
необходимых компетенций, умений и навыков.
При разработке модели формирования «гибких навыков» у будущих дизайнеров на уровне бакалавриата был учтён опыт педагогического моделирования, отражённый в трудах З.Д. Жуковской, И.С. Лещинской, С.М. Марковой, В.И. Михеева, М.В. Мироновой, А.Я. Савельева, Е.Э. Смирновой, Т
. Особое внимание при этом уделялось совершенствованию системы Дизайн-образования, включающей реализацию описанных в параграфе 1.2 возможностей для развития «гибких навыков», существующих в системе Отечественного ВО в связи с существующим социальным заказом [45, с. 62]. а Если рассматривать моделирование как процесс, то это сложный, тнворческий процесс исследователя, являющийся основным при изучении педагогического объекта, - пишет О. П. Тарасова [162]. Моделирование свледует осуществлять поэтапно, что зависит от целей, задач, социального ааказа, от професисональных стандартов, направленности педагогической среды. В таблице 13 отражены основные этапы процесса педагогического моделирования (табл. 13).
В Таблица 13 - Этапы построения педагогической модели
С
№ этапа
Содержание этапа
1 этап
Постановка цели, определение задач, опора на социальный заказ, анализ методологических подходов при моделировании._
2 этап
е
Е-
Схематичное (или в виде рисунка) построение модели; определение связей и взаимозависимости между элементами модели; получение информации об элементах модели._
3 этап
Проверка функциональности модели; апробация модели.
4 этап
Получение результатов апробации модели; анализ полученных данных; формулировкка выводов._
5 этап
Разработка рекомендаций; формулировка итоговых выводов
Разрабатываемая педагогическая модель позволяет обеспечить необходимый эффект подготовки, ориентированный на результат - развитие «гибких навыков» у студентов бакалавриата, осваивающих направление
а
и
е
г
«Дизайн», в рамках образовательного пространства современного вуза (см. параграф 1.2. данной диссертации).
На этапе бакалавриата модель процесса формирования «гибких навыков» у будущих дизайнеров должна отображать совокупность и целостность всех компонентов, показывать способ их взаимодействия и обеспечивать его научное обоснование.
При разработке модели формирования «гибких навыков» у студентов-дизайнеров, необходимо представить методологические основания данной модели.
Методологические основания - это система методологических подходов к осуществлению эксперимаеннтальной деятельности, комплекс педагогических принципов, специфика организации образовательного процесса, опирающиеся на закономерности профессионального образованя в высшей школе.
Методология, как целостная система исследовательской деятельности, по мнению В. А. Сластенина и Л. С. Подымова [154], подразделяется на общие и частные методы. Общая методология представляет собой систему педагогических принципов, которые отвечают условиям - необходимости и достаточности для эффективной организации и реализации изучаемых процессов (в нашем случае - процесс формирования). Частная методология предопределяется спецификой применения некоторых принципов, в зависимости от уровня образования (высшая школа, колледж и др.), направлением получаемого образования (дизайн) и другими факторами, накладывающими на изучаемый процесс свои особенности.
Представляется возможным, выделить ряд методологических подходов, на которых основывается разработка структуры и содержания модели формирования «гибких навыков» у будущих дизайнеров на этапе обучения в вузе - бакалавриат [12; 76-77; 80; 98-99].
Системный подход даёт исследователю возможность комплексного
видения проблемы. Он позволяет представить процесс развития «гибких
83
навыков» у будущих дизайнеров как цельное образование. Будучи общеметодологическим, он позволяет структурировать все элементы образовательного процесса, провести дифференциацию этих элементов, осуществить интеграцию компонентов, оказывающих весомое влияние на образовательный процесс [146, с. 126]. Внимание при этом концентрируется на взаимодействии компонентов целого и появлении в результате нового качества [35; 57; 175].
Использование основных принципов данного подхода (декомпозиии и иерархичности, целостности, единства, взаимозависимости системы и среды) позволяет рассматривать процесс формирования «гибких навыков» у будущего дизайнера в период обучения на бакалавриате, как более независимую и самостоятельную подсистему.
Педагогические подсистемы имеют в своей основе все компоненты любой педагогической системы:
1) правовые документы и социальный заказ, на основе чего формулируются цели, задачи и планируемый результат модели;
2) наполнение содержания образования в зависимости от направления подготовки;
3) выбор форм, методов и средств апробации модели; 4) контрольно-измерительный материалы.
В тоже время, системный подход позволяет соединить (интегрировать) все элементы, используемыенами в процессе формирования «гибких навыков» у студентов, в одну подсистему, реализуемую в определенной системе (определенный вуз) профессионального образования специалистов данного профиля подготовки [9; 13; 75; 124].
Личностно-деятельностный подход предполагает рассматрение личности студента, осваивающих направление подготовки «Дизайн» в непосредственной деятельности. При этом происходит активное становление студента, который реализуется как личность в различных видах деятельности (учебной, товрческой, социальной и др.) [29-30; 93-91; 165].
84
Личностно-деятельностный подход позволяет выявить разницу, существующую между сущим и должным и, следовательно, оценить потенциал используемых средств выработки «гибких навыков» у будущих дизайнеров (см. параграф 1.2) на основании сопоставления реального и планируемого, а также определить стратегическое направление развития и совершенствования данного процесса. [112, с. 141].
Современное понимание профессии дизайнера, задает личности определенные параметры, отражающие специфику деятельности дизайнера, его личностные харакктеристики, особенности коммуникации, творческий потенциал.
Творческие задания и любая творческая деятельнсть - это условия, необходимые для развития и саморазвития личности дизайнера в целом, в том числе, формирование у студентов «гибких навыков». Важно обеспечить возможность самостоятельного определения студентами целей своей творческой деятельности и выбора средств для ее реализации.
М. С. Подобед [135] отмечает, что учебная деятельность студентов должна воспроизводить черты будущей профессии и отражать особенности будущей карьеры, в которой одно из главных мест занимают «гибкие навыки».
Личностный компонент личностно-деятельностного подхода предполагает, что в процессе профессиональной подготовки будущего бакалавра дизайна, в том числе выработки у него «гибких навыков», в целях достижения поставленных целей и задач обучения максимально учитывается весь спектр личностных особенностей обучающегося. К ним относятся:
- национальные;
- половозрастные;
- индивидуально-психологические;
- статусные особенности.
Подобного рода учёт сопряжён с адаптацией форм и методов педагогического воздействия к индивидуальным особенностям конкретного
студента. Используемые в рамках личностно-деятельностного подхода задания стимулируют личностную, интеллектуальную активность студентов, поддерживают и направляют их образовательную деятельность.
В центре внимания личностно-деятельностного подхода находится конкретный студент бакалавриата, осваивающий направление подготовки «Дизайн» [94-96; 178].
Структурно-функциональный подход является одним из наиболее развитых и детально разработанных подходов в социогуманитарном знании. Он задаёт принципы исследования социокультурных явлений и процессов как системно-организованной структурной целостности, в которой каждый элемент структуры имеет определенное функциональное назначение, выполняет свои функции, зависит от функций других структурных элементов.
Результатом такого подхода к изучению педагогических процессов является система представлений о структурных элементах образовательного процесса (микро-, мезо-, макроструктурные элементы), их функциях, взаимосвязях, содержании. [9; 11; 26].
Развитие творческих способностей студентов бакалавриата по направлению «Дизайн» на основе проблемно-алгоритмического подхода позволяет обучающимся включаться в процесс творческого освоения и проектно-художественных умений.
Технология проблемно-алгоритмического обучения - это специально разработанная система специальных методов и приемов для того, чтобы студенты самостоятельно получали знания или учились использовать полученные навыки при решении новых познавательных, творческих и профессиональных задач в сфере проектирования дизайн-проектов.
Помимо развития профессиональных навыков будущих дизайнеров данный подход является одним из ключевых при формировании у них «гибких навыков».
Проблемный подход трансформируется в проблемно-алгоритмичный,
когда студенты решают проблему (исходную ситуацию проектирования) в
86
процессе проектной деятельности на основе предложенного педагогом алгоритма. В проекте дизайн-проектирования существует строго определенный порядок или метод выполнения друг за другом действий, операций и этапов для прогнозируемого положительного результата работы дизайнера [22, с.126].
Вышеперечисленные концептуальные положения, выступают в качестве педагогической основы при разработке структуры и содержания модели формирования «гибких навыков» у будущих дизайнеров. Выделим комплекс функций, которые реализуются в модели, как педагогической системе (табл. 14).
Таблица 14 - Основные функции модели формирования «гибких навыков» у студентов бакалавриата по направлению «Дизайн» и их характеристика
Наименование функции Характеристика
Управленческая Динамика и оценка уровня развития «гибких навыков» в период обучения студентов на этапе бакалавриата.
Гносеологическая Возможность изучения развития «гибких навыков» у будущих дизайнеров в процессе развития специальности в связи с метаморфозами социальных, экономических и культурных реалий [6; 13; 106; 132-133.; 189]
Учебно-образовательная Обеспечение условий в образовательном процессе бакалавриата для развития «гибких навыков» у студентов, будущих дизайнеров.
Прогностическая Планирование последовательности развития «гибких навыков» при обучении студентов на бакалавриате
На этапе подготовки будущих дизайнеров к профессиональной деятельности, модель формирования «гибких навыков» включает в себя несколько блоков.
1. Функционально-целевой.
2. Структурно-организационный.
3. Содержательный.
4. Деятельностный.
5. Результативно-критериальный.
Охарактеризуем каждый из этих блоков более подробно.
Функционально-целевой блок модели содердит цель и комплекс задач, которые последовательно реализуются в процессе развития «гибких навыков» у студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки «Дизайн».
Функционально-целевой блок модели был разработан при учете потребностей рынка труда (сфера дизайн-услуг), а также опирался на социальный заказ по подготовке специалистов, способных эффективно действовать в условиях современного общества и конкретного регирона [6; 11; 23; 25-26; 150].
Цель модели предопределяет стратегическое направление подготовки будущего дизайнера на ступени бакалавриата, т.е. обозначает педагогическую цель всех деятельности. Цель модели конкретизируется посредством решения тактических педагогических задач, направленныех на развитие компетенций у бакалавров, необходимых для успешного развития «гибких навыков» студентов.
Достижение поставленной педагогической цели возможно при условии реализации следующих задач:
- развитие у студентов бакалавриата устойчивого познавательного интереса к профессиональной деятельности дизайнера в современных условиях;
- осуществление диагностики уровня сформированности «гибких навыков» у студентов, будущих дизайнеров [13; 18; 31; 144].
Следовательно, основная педагогическая цель определяется содержанием учебного материала и предполагает формирование соответствующих навыков.
В этот же блок входят такие значимые компоненты разрабатываемой модели формирования «гибких навыков» у студентов бакалавриата по
направлению «Дизайн», как функции и принципы. Система формирования «гибких навыков» должна быть приоритетно направлена на реализацию ряда равнозначных функций (табл. 15).
Таблица 15 - Функции системы формирования «гибких навыков» у студентов, будущих бакалавров дизайна
Наименование функции Содержание функции
Мотивационно-ценностная Основная характеристика мотивации дизайнерской деятельности связана с понятием «личностная свобода». Подразумевается готовность будущих дизайнеров к самостоятельному выполнению профессиональной деятельности, которая не определена жестко извне (субъективная сторона) и определяется наличием альтернатив для решения творческих задач.
Регулирующая Создается система, которая будет взаимодействовать с различными социальными структурами.
Коммуникативно -рефлексивная Сотрудничество с участниками процесса профессиональной деятельности на основе культуры межличностного общения, независимости суждения и самодисциплины. Самоконтроль и развитие - это результат взаимодействия между участниками процесса профессиональной деятельности
Реализации указанных функций системы также способствуют педагогические принципы, как основа предопределяющая организацию, содержание и методику работы со студентами в рамках модели [13; 17; 24; 97; 138; 165]. В основу разрабатываемой модели был положен ряд ключевых педагогических принципов (табл. 16).
Таблица 16 - Основные принципы системы развития «гибких навыков» у будущих дизайнеров на ступени бакалавриата
Наименование принципа
Характеристика реализации принципов
Принцип научности обучения
Студенты бакалавриата по направлению «Дизайн» должны иметь чёткое представление о современных социальных, экономических и культурных реалиях. Для выполнения данного требования необходимо учитывать следующие правила: явления общественной жизни должны изучаться в динамике; в процессе обучения необходимо показать студентам логику возникновения и развития научного знания. Предполагается возможность участия студентов в научных исследованиях, как самостоятельного дизайна-проекта, так и совместно с педагогоа или группой сокурсников (см. параграф 1.2)._
Принцип гуманизации профессиональной подготовки на ступени
бакалавриата_
Аксиологические установки в подготовке студентов-дизайнеров, приоритет в свободном торческом развитии студентов.
Принцип
систематичности и последовательности
Необходимо формировать у студентов систему знаний, умений и навыков не просто в виде сумм знаний разных наук. Формировать мировоззрение студента, как система научных представлений о мире человека и об обществе.
Принцип доступности
Предусматривает постепенное повышение уровня трудности_
Принцип конкретного и абстрактного
Любое абстрактное понятие из социальной и культурной жизни современного общества должно объясняться на конкретном примере_
Принцип
индивидуального
подхода
Связан с учётом уровня подготовки студента, поскольку обучение в абкалавриате могут начинать студенты, имеющие различный уровень подготовки (см. параграф 1.2). Также необходим принимать в рассчёт особенности восприятия информации студентами_
Принцип сознательного и активного обучения
Необходимо уметь самостоятельно приобретать знания, для этого необходимо активно работать над их приобретением._
Принцип наглядности
Способствует согласованной работе разнообразных анализаторов при усвоении как «жёстких», так и «гибких» навыков.
Принцип инновационности
Система обучения предусматривает развитие инновационной образовательной среды: внедрение в учебный процесс новых технологий, инновационных методов обучения, нового технологического
оборудования.
Принцип совместной деятельности преподавателей и студентов Студента следует рассмтаривать как активного субъекта образовательного процесса
Названные принципы являются целостной системой и в данной комбинации регулируют процесс формирования «гибких навыков» у будущих дизайнеров. [42].
Существует ряд современных педагогических технологий, спосотвующих эфеективной профессионбальной подготовки:
- коучинг;
- технология процесса профессионально-личностного роста;
- информационно-коммуникативные технологии,
- технологии проведения конкурсов, олимпиад, фестивалей; ассоциативно-синтетическая технология;
- технологии. основанные на синтезе искусств;
- творческие мастерские; технология использования социокультурного пространства.
Вышеприведённые технологии ориентированы на развитие у студентов творческого, продуктивного мышления [149]. Их освоение в условиях современного дизайн-образования является эффективным путём формирования «гибких навков» у студентов бакалавриата, осваивающих направление подготовки «Дизайн».
В частности, коучинг на сегодняшний день представляет собой одно из наиболее перспективных направлений в развитии «гибких навыков» у будущих дизайнеров [137; 139; 178; 181].
Придерживаясь приоритета личностной активности и индивидуального творческого мышления, данная технология в полной мере соответствует современным требованиям дизайна. Она адекватна не только современным
дизайнерским культурам, но также повседневной практике жизни и деятельности современного профессионала в области дизайна. В ходе работы по формированию профессиональных навыков, используя метод коучинга, который направлен на сопровождение дизайнерских групп по дизайн-проекту, достигается оптимальный результат по формированию личностных качеств всех членов проектного коллектива.
Тем самым применение данной технологии способствует выработке «гибкого навыка» эффективного сотрудничества будущих дизайнеров с коллегами в процессе работы над совместными проектами. [149; 181]. Другими словами, внедрение этой технологии в сферу дизайн-образования способствует выработке у обучающихся таких охарактеризованных в параграфе 1.2 «гибких навыков», как креативность, селф-менеджмент, а равно, и способности к комплексному многоуровневому решению проблем профессиональной деятельности.
Технология процесса профессионально-личностного роста основывается на неразрывной связи, существующей между профессиональным и личностным развитием индивида [110, с. 51]. При этом личностный рост, особенно в условиях динамично меняющейся экономической, социальной и культурной реальности (см. параграф 1.1), представляет собой постоянный процесс, не имеющий завершения. В ходе данного процесса недостаточно овладевать определёнными знаниями, но необходимо выбрать определённую область деятельности и развиваться в данном направлении.
Личностный рост способствует развитию у будущих дизайнеров «гибких навыков» эффективного сотрудничества с коллегами в процессе работы над совместными проектами, клиенто-ориентированности и селф-менеджмента.
Применение информационных технологий (ИКТ) в сфере современного
дизайн-образования позволяет в большей степени учитывать индивидуальные
потребности студентов при осуществлении образовательной деятельности. Их
92
использование позволяет производить возможно более достоверную оценку усвоения студентами знаний, умений и навыков, выявлять слабые стороны их подготовки и определять оптимальные стратегии действий преподавателя. Расширяются, кроме того, возможности для проведения индивидуальных консультаций в режиме реального времени.
Их широкое использование в организациях, осуществляющих подготовку по направлению «Дизайн» на ступени бакалавриата позволяет сформировать качественно новое образовательное пространство [20, с. 66]. В его границах постоянно увеличивающийся информационный поток заставляет участников образовательного процесса переходить от модели накопления знаний к системе овладения навыками самообразования.
В свою очередь, самостоятельное усвоение знаний, умений и навыков, необходимых в будущей профессиональной деятельности, способствует выработке у будущих дизайнеров таких «гибких навыков», как эффективное сотрудничество в процессе работы над совместными проектами, когнитивная гибкость и клиенто-ориентированность [110; 161].
Система знаний о личности, ее индивидуальных, психологических особеностях, ее профессиональной направленности ложится в основу для организации конкурсов, олимпиад и фестивалей.
В качестве научной основы используются научные положения, касающиеся творчества дизайнера. Творчество в данном случае особенно ярко проявляется в процессе подготовки и воплощения конкурсного замысла. Таким образом, происходит формирование у будущих дизайнеров навыков эффективного сотрудничества (например, при подготовке коллективных проектов), а равно, критического мышления, необходимого для творческой обработки имеющегося материала при планировании работы над конкрусным проектом [82-84].
Основные особенности ассоциациитивной технологии - представление
студентами-дизайнерми будущего результата художественно-творческой
деятельности в материале, с которым они будут работать. Данная технология
93
направлена на развитие образного мышления, критического мышления, что предопределяет более яркое выражение художественного образа разрабатываемого объекта в дизайне.
Этот метод, используемый при работе со студентами бакалавриата, направления подготовки «Дизайн», позволяет продумать различные варианты своих действий и возможные результаты художественно-творческой деятельности [82-83]. Таким образом, обретаемые студентами таким способом образы будущего продукта, становятся ассоциативной основой для развития у них критического мышления и когнитивной гибкости [102, с. 125].
Синтез искусств представляет собой эффективную педагогическую технологию подготовки будущих бакалавров дизайна. При этом соединение пространственных видов искусства и дизайна представляет собой равноправный союз, стремящийся к единой цели и в результате дающий новое художественное качество [78, с. 72].
Подобная образовательная стратегия способствует формированию у обучающихся таких охарактеризованных в параграфе 1.2 настоящей диссертации «гибких навыков», как креативность, когнитивная гибкость, а равно способности к комплексному решению проблем профессиональной деятельности.
Творческие мастерские можно трактовать, как форму организации процесса подготовки будущих дизайнеров на ступени бакалавриата, развития у них способности к применению наиболее рациональных способов решения жизненных и профессиональных задач, что соответствует такому «гибкому навыку», как комплексное многоуровневое решение проблем профессиональной деятельности [58; 110]. Работа в творческих мастерских направлена на получение нового знания потем изучения известных и неизвестных данных (материалов, техник, художественных приемов и т.д.). В творческой мастерской студенту предлагается лишь тема работы, в редких случаях - алгоритм действия, далее студенты самостоятельно выстравиают свой творческий процесс.
Это способствует развитию у будущих дизайнеров, охарактеризованных в параграфе 1.2., навыков эффективного взаимодействия и креативного мышления [12]. Кроме того, в данном случае, основополагающую роль здесь играет свобода выбора (направлений в поиске информации, обмена информацией, выстраивание путей достижения цели, открытость общения в коллективе), что способствует развитию когнитивной гибкости. Реализация технологии использования социокультурного пространства позволяет будущим дизайнерам осуществить проживание в мире культуры, почувствовать себя человеком культуры. Это имеет большое значение по той причине, что его будущая профессиональная деятельность непосредственно связана с культурой и творчеством.
В процессе изучения культурного наследия и создания новых культурных ценностей, студент может реализовать свои потребности в самореализации, самостоятельном творчестве. [110-111].
Тем самым создаются условия, в которых происходит:
- комбинаторика различных форм, методов и технологий формирования «гибких навыков» с учетом факторов образовательной среды, уровнем развития педагогических кадров;
- детерминированность в процессах формирования «гибких навыков» от индивидуально-личностных особенностей студента, будущего дизайнера и др.[13, с 134].
При составлении модели учитывались педагогические, социальные, психологические и социально-педагогические факторы формирования «гибких навыков» у будущих дизайнеров на ступени бакалавриата.
Для формирования «гибких навыков» педагогические факторы формируются через следующий комплекс: процесс обучения, практику студентов и научно-исследовательскую работу. В процессе обучения реализуются организационно-управленческие и инфомационные функции, направленные на становление студента, как будущего дизайнера [17-18; 100].
Согласно определению социальной среды (В. В. Королева [91]), социальные факторы представляют собой объединение материальных и духовных сил общества, что обеспечивает его дальнейшее развитие.
Психологические факторы связаны с внутренним состоянием студентов бакалавриата, осваивающих направление профессиональной подготовки «Дизайн», их интересы, установки, интересы, потребности и мотивы.
По мнению социологов, социальные и психологические факторы являются связующим звеном между общественной жизнью и образованием. В них входят такие виды деятельности, как учебная, общественная и практическая.
В процессе формирования профессиональных и «гибких навыков»:
- интеллектуальный фактор выступает в качестве совокупность индивидуального опыта будущей дизайнерской деятельности,
- эмоциональный фактор - реализуется в отношениях к коллегам, клиенетам, к социальной действительности, к собственной профессиональной деятельности [43].
Организационный блок модели формирования «гибких навыков» в процессе подготовки будущих бакалавров дизайна - это система отношений между организациями образования, учреждениями культуры и профессиональным творческим сообществом. (см. параграф 1.1).
Соблюдение преемственности между различными уровнями обучения, расширение контактов с творческими союзами и промышленными предприятиями (см. параграф 1.2), приведут к тому, что на этапе бакалавриата развитие «гибких навыков» будет характеризоваться повышенной эффективностью.
Взаимодействие между организациями дополнительного, среднеспециального, высшего профессионального образования и потенциальными работодателями позволят развивать у будущих дизайнеров навыки эффективного сотрудничества с другими в процессе работы над
совместными проектами, комплексного многоуровневого решения проблем профессиональной деятельности, клиентоориентированности и когнитивной гибкости [60, с. 21]. Именно доступ к максимальному количеству достижений науки и искусства, создает оптимальные условия для осуществления качественного дополнительного образования, а значит - развития творческого потенциала.
Рассматриваемый блок также включает совокупность педагогических условий, которые выявлены в целях эффективного формирования «гибких навыков» у студентов бакалавриата по направлению «Дизайн». Для достижения соответствующей цели в организации высшего профессионального образования необходимо создать следующие условия:
1. Высокая степень информированности о роли и значении «гибких навыков» в сфере дизайна.
2. Интегрированность идей, при которой мероприятия, направленные на развитие «гибких навыков», должны быть согласованы с целями организации ВПО и адекватны её возможностям.
3. Реалистичность планов, связанных с развитием «гибких навыков»; интенсивный поиск идей и рекомендаций, которые могут быть реализованы.
4. Заинтересованность участников образовательного процесса в активном освоении «гибких навыков», подразумевающая создание благоприятного психологического климата для стабильной работы по их формированию.
5. Организация материально-технического, дидактического и информационного обеспечения образовавтельного процесса.
Содержательный блок модели отражает профессионально-образовательную деятельность в вузе, в которую включены все участники образовательного процесса - руководство, педагогический состав и студенты. Содержательный блок представляет реализация содержательного материала на всех этапах формирования «гибких навыков» у студентов бакалавриата по направлению «Дизайн».
Кроме того, в учебный план была внесена дисциплина по выбору студентов «Гибкие навыки» современного дизайнера», реализуемая на втором курсе направления подготовки 54.03.01 Дизайн.
Этапы, представленные в модели, реализуются последовательно и предназначены для отражения функциональных характеристик процесса развития у студентов соответствующих умений и навыков [125; 170].
Для успешного внедрения модели формирования «гибких навыков» у будущих дизайнеров в систему высшего профессионального образования необходим высокий уровень профессионализма и культуры преподавателей.
Поэтому постоянное повышение квалификации педагогических кадров в университете - обязательное и главное условие эффективности процесса обучения, в ом числе и формирования гибких навыков студентов [53-55].
Структура формирования «гибких навыков» у обучаемых представлена на рис. 11.
Учебный процесс -> Самостоятельная и индивидуальная работа -> Учебная и производственная практика
Ф
Внеучебная работа (выставки, конкурсы и т.д.) -> Воспитательная работа -> Научно-исследовательская работа
Рисунок 11- Структура формирования «гибких навыков»
Деятельностный блок. Формирование «гибких навыков» у будущих дизайнеров осуществляется посредством использования рассмотренных выше педагогических технологий. Методы формирования профессиональной
компетентности были классифицированы на основе направленности, которая включает целевую, содержательную и процессуальную стороны методов. По этому выделяют несколько групп методик обучения. (табл. 17).
Таблица 17 - Методы обучения, применимые при формировании
«гибких навыков» у будущих дизайнеров
№ Группы методов Примеры методов Краткая характеристи ка Возможности использования в практике профессиональн ой подготовки бакалавров по профилю «Дизайн»
1. Неформально- межличностн ые Эвристический Решение поставленной задачи солгласно заданному алгоритму Беседы эвристического типа, демонстрация, предметная дискуссия
2. Рефлексивные Метод проблемного изложения Передача информации, поиск решений и противоречий Практические занятия, учебная и производственная практика
3. Инновационн о- деятельностн ые Исследовательск ий Передача информации, поиск решений и противоречий Практические занятия, учебная и производственная практика
Результативно-критериальный блок. После этого идет заключительный блок модели, который включает в себя результативно-критериальный блок и блок оценки. Определение критериев и их характеристик необходимое условие для оценки эффективности внедряемого процесса, т.е. внедрения модели.
Критерии - необходимое средство оценки протекания процессов.
Основные критерии каких-либо социальных, психологических и педагогических процессов тесно связаны с индикаторами (индикаторными показателями). При оценке показателя, критерий выступает как индикатор оценки, изучаемого (т.е. оцениваемого) элемента.
Показатель (индикатор или характеристика) отражает характерологические свойства и является «проявлением критерия». По показателю можно судить об эффективности и качеству организованного педагогического процесса, а также отследить конкретные данные развития личности в образовательном процессе [81, с. 342].
Выбор критерия оценки связан с подбором критериев, которые предметно и определенно характеризуют степень развития социально-педагогического процесса. Критерии оценки позволяют выразить степень соответствия результатов работы, которые были осуществлены посредством тех или иных мер воздействия.
Для каждого критерия должна быт подобрана (разработана) группа параметров, которые описывают качественные характеристики определенного критерия объекта. Любая динамика (положительная или отрицательная) по количественной оценке критерия должнабыть фиксорована, это дает возможность оценить результативность проделанной работы [64, с. 45].
Шкала уровня отражает степень достигнутого в результате внедрения на практике теоретических разработок (модели) в образовательный процесс высшей школы. Достигнутость какого-либо уровня можно выразить цифровыми показателями (значениями; математическая обработка результатов) или вербально (словесное описание; качественная описание результата). Признаки и критерии должны быть объективированы, поскольку основные параметры изучаемого явления должны быть непосредственно измерены или оценены.
Они отражают влияние объективно существующих внешних факторов или условий.
Если мы выберем критерии оценки уровня сформированности «гибких
100
навыков» у будущих дизайнеров, которые будут учиться в университете на ступени бакалавриата, то исходим из описанной в предыдущих параграфах сущности данного явления и целей деятельности по подготовке выпускников дизайн-школ. Понятие социального заказа (стандарт, представленный в ОПОП) определяется как желание сторон (общество, органы управления в системе образования, вуз и студент) удовлетворить свои потребности в процессе профессиональной подготовки будущих бакалавров по направлению «Дизайн».
Критерии сформированности «гибких навыков» у будущих дизайнеров на ступени бакалавриата охарактеризованы в таблице 18.
Таблица 18 - Критерии сформированности «гибких навыков» у будущих бакалавров дизайна
Критерии
Показатели
Уровни сформированности
Мотивационный
Знание сущности понятия «гибкие навыки», понимание необходимости их формирования, желание развивать эти навыки в учебной и
будущей
профессиональной деятельности
Высокий
Уверенно знает сущность понятия «гибкие навыки», демонстрирует высокий уровень понимания необходимости их формирования и стремления к их развитию в рамках учебной и будущей
профессиональной деятельности
Средний
В целом знает сущность понятия «гибкие навыки», демонстрирует средний уровень понимания необходимости их формирования и стремления к их развитию в рамках учебной и будущей
профессиональной деятельности
Достаточный
Знает основные составляющие понятия «гибкие навыки», понимает наиболее значимые причины, по которым необходимо их формирование, в основном стремится к их развитию в рамках
учебной и будущей
профессиональной деятельности
Низкий
Имеет фрагментарные
представления о «гибких навыках», рапсолагает отрывочными
сведениями касательно
необходимости их формирования, эпизодически стремится к их развитию в рамках учебной и будущей профессиональной
деятельности
Высокий
Демонстрирует высокий уровень знаний, касающихся содержания понятия «гибкие навыки» применительно к направлению подготовки и профессиональной деятельности «Дизайн»_
Когнитивный
Знание содержания понятия «гибкие навыки»
применительно к
направлению
подготовки и
профессиональной
деятельности
«Дизайн»
Средний
Демонстрирует средний уровень знаний, касающихся содержания понятия «гибкие навыки» применительно к направлению подготовки и профессиональной деятельности «Дизайн»_
Достаточный
Знает основные составляющие понятия «гибкие навыки» применительно к направлению подготовки и профессиональной деятельности «Дизайн»_
Низкий
Демонстрирует фрагментарные знания относительно содержания понятия «гибкие навыки» применительно к направлению подготовки и профессиональной деятельности «Дизайн»_
Операционально - действенный
Участие в
различных видах деятельности, умение работать в русле различных
Высокий
Участвует в различных видах деятельности, уверенно умеет работать в русле различных технологий и методов обучения с
технологий и методов обучения с целью выработки «гибких навыков»
целью выработки «гибких навыков»
Достаточный
Участвует в большинстве видов деятельности, в основном умеет работать в русле различных технологий и методов обучения с целью выработки «гибких навыков»
Средний
Участвует в наиболее значимых с точки зрения развития «гибких навыков» видах деятельности, умеет работать в русле некоторых технологий и методов обучения с целью выработки «гибких навыков»
Низкий
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.