Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Вуль, Ольга Александровна
- Специальность ВАК РФ13.00.02
- Количество страниц 294
Оглавление диссертации кандидат наук Вуль, Ольга Александровна
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Глава 1. Преподавание рисунка в художественно-промышленных
вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Традиции и современность
1.1. Обучение рисунку в Строгановском центральном училище технического рисования и в Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица в XIX -начале XX столетия
1.2. Рисунок как часть универсальной системы художественного образования в Высших художественно-технических мастерских в 1920 - 1930 гг
1.3. Формирование рисовальных навыков в художественно-промышленных вузах России во второй половине XX -начале XXI вв. Изменение целевых направлений рисовальной подготовки
Глава 2. Теоретические обоснования внедрения
специализированного рисунка в образовательную практику
2.1. Анализ современного состояния графической подготовки студентов- дизайнеров интерьера
2.2. Феноменологическая природа рукотворного рисунка
2.3. Проектная графика как семиотическая система дизайна интерьера
ГЛАВА 3. Методика обучения специализированному рисунку студентов - дизайнеров интерьера (уровень бакалавриата).
Исследование результатов педагогического эксперимента
3.1. Типологическая модель методики обучения специализированному рисунку
3.2. Методическое построение программы обучения специализированному рисунку. Критерии оценивания уровня обретения студентами рисовальных навыков
3.3. Экспериментальное исследование результатов внедрения методики преподавания специализированного рисунка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ПРИМЕЧАНИЯ 139-156
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РИСУНКИ
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. СХЕМЫ И ТАБЛИЦЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. МАТЕРИАЛЫ АНКЕТИРОВАНИЯ И
ИНТЕРВЬЮ
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование профессиональных компетенций обучающихся по направлению подготовки «Дизайн» средствами дисциплины «Специальный рисунок»2021 год, кандидат наук Левен Олег Леонидович
Особенности преподавания живописи студентам-дизайнерам технических вузов2012 год, кандидат наук Гевейлер, Дмитрий Николаевич
ФОРМИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРОЕКТНОЙ ПОДГОТОВКИ ДИЗАЙНЕРОВ СРЕДЫ В ВУЗЕ (на примере эскизирования текстильных изделий)2015 год, кандидат наук АМЕЛИНА Ольга Юрьевна
Становление и развитие Санкт-Петербургской школы промышленного дизайна. Конец XIX в. - начало XX в.2017 год, кандидат наук Мирзоян, Светлана Вагаршаковна
Рисунок как инструмент проектного мышления: На примере МГХПУ им. С.Г. Строганова2006 год, кандидат искусствоведения Горелов, Михаил Вячеславович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Особенности методики преподавания рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий»
ВВЕДЕНИЕ
Общая характеристика работы
Диссертация посвящена исследованию специализированного рисунка, его роли в подготовке студентов-дизайнеров, обучающихся по программе бакалавриата, и разработке авторской методики преподавания специализированного рисунка.
Актуальность исследования
Научно-техническое развитие, затронувшее в ХХ столетии большинство областей человеческой деятельности, привело к появлению множества новых профессий, среди которых одно из важнейших мест занимает профессия дизайнера. Нацеленный на взаимодействие технологических и культурно-эстетических достижений, дизайн играет сегодня все более значимую роль в развитии общества, обеспечивая коммуникацию различных форм профессиональной практики.
В педагогике дизайна одним из приоритетных направлений профильной подготовки является дизайн интерьера, интегрирующий элементы архитектуры, промышленного дизайна и декоративно-прикладного искусства. Важнейшую роль в профессиональном становлении будущих дизайнеров интерьера играет методическое построение программы обучения рисунку как дисциплине, являющейся основой проектной графической культуры.
Проблемы преподавания профессиональных дисциплин в художественно-промышленных вузах России актуализируются в условиях перехода нашей страны на двухуровневую систему высшего образования. Обновление образовательной системы выявляет потребность в современных педагогических методиках, повышающих результативность подготовки студентов при сокращении сроков обучения. В связи с этим, в обучении дизайнеров интерьера возрастает значение междисциплинарного взаимодействия, включающего в себя в качестве важней-
шего компонента взаимосвязь учебных задач рисунка и проектирования.
В существующей системе профессиональной подготовки будущих бакалавров дизайна данное взаимодействие практически не реализуется. Завершающий раздел курса академического рисунка, называемый «специальным» и призванный направить навыки академического рисунка в профессиональное русло, не имеет четко сформированной программы, обеспечивающей применение академического рисования в проектировании. Фактически вместо профессиональной специализации финальный этап обучения рисунку ограничивается знакомством студентов с уникальными техниками декоративной графики.
Разработанная в диссертации методика преподавания специализированного рисунка восполняет лакуну в системе профессиональной подготовки и актуализирует применение навыков академического рисунка в проектировании, что повышает результативность обучения будущих бакалавров дизайна.
Своевременность исследования подтверждается интересом к проблеме, наметившимся в отечественной педагогике дизайна во второй половине ХХ — начале XXI столетия. Синтез задач рисунка и проектирования, предлагаемый в диссертации, раскрывает один из значимых аспектов современных педагогических изысканий, посвященных вопросам модернизации обучения дизайнеров художественным дисциплинам.
Значение преподавания рисунка как составляющей проектирования возрастает в условиях внедрения в учебный процесс компьютерных программ, что создает риск утраты студентами-дизайнерами практики применения художественных навыков. В исследовании выявлена особая роль рисунка как безальтернативного по отношению к компьютерному моделированию этапа проектного процесса. Таким образом, актуальность исследования обусловлена потребностью в сохранении традиции обучения прикладному, профессионально-ориентированному рисунку, сложившейся в системе российского художественно-промышленного образования.
Методика преподавания специализированного рисунка для студентов-
дизайнеров интерьера, предложенная в исследовании, нацелена на эффективность достижения профессиональных компетенций, что является важным условием выполнения требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования Российской Федерации.
Состояние и степень изученности проблемы
Исследованиям становления и развития школы русского академического рисунка посвящены труды И. Я. Гинзбурга (1940), Н. М. Молевой и Э.М.Белю-тина (1953), Г Г. Серовой (1983), К. Ю. Лаппо-Данилевского и Е. Б. Мозговой (2002), В. В. Бабияка (2004, 2005).
В работе Н. М. Молевой «Выдающиеся русские художники-педагоги» (1962) прослеживаются методические поиски педагогов русской академической школы. Монография В. В. Бабияка «Русский учебный рисунок. Петербургская академическая художественная школа конца XVIII — начала XX века» (2004), а также его диссертационное исследование «Русский академический учебный рисунок (ХУШ - начало XX века)» (2005) раскрывают роль академического рисунка в воспитании художественно-образного мышления.
История формирования методик преподавания рисунка в художественно-промышленных училищах и вузах России прослеживается в трудах Ю. А. Молока (1967, 1973), В. А.Фаворского (1988), С. О. Хан-Магомедова (1995, 1996, 2000, 2007), Д. В. Сарабьянова (1994, 1998), Е. Н. Шульгиной и И. А. Прониной (2002), С. В. Мирзоян и С. П. Хельмянова (2011), в материалах иллюстрированного альбома «Традиции школы рисования Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица» под редакцией В. В. Пугина (2009) и альбома «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия А. Л. Штиглица» (2011).
В своей работе «История Строгановского училища. 1825 - 1918» (2002) Е. Н. Шульгина и И. А. Пронина рассматривают применение рисовальных навыков применительно к особенностям специализированных дисциплин
Строгановского училища. В двухтомной монографии «ВХУТЕМАС» Хан-Магомедова (2000) представлен развернутый анализ становления новой системы преподавания художественных дисциплин, сопровождавшей возникновение профессии дизайнера, и связанных с этим процессом новаторскими методиками преподавания рисунка русских художников-авангардистов во ВХУТЕМАСЕ (ВХУТЕИНе) в 1920-е годы.
Важность сохранения культуры рисунка как основы творческой профессии подчеркивает в своей монографии «Рисунок в профессии архитектора» (1999) профессор Московского архитектурного института (государственной академии) О. Г. Максимов.
Проблема несогласованности задач академического рисунка и проектирования при обучении студентов прикладных специальностей нашла отражение в материалах конференции 1998 года «Декоративное искусство и дизайн: проблемы образования, творчества и сохранения художественного наследия» Санкт-Петербургской художественно-промышленной академии, в статьях В. В. Пугина и Р. П. Куриляка, Е. А. Соболева, В. П. Тимонина (1999). Данная проблема исследуется в кандидатской диссертации М. В. Горелова «Рисунок как инструмент проектного мышления» (2006). Вопросы профессиональной специализации в обучении рисунку затрагиваются в диссертациях Н. В. Квач (2005), Н. Г. Ли (2005), Т. О. Маркитантовой (2009), О. И. Олонцева (2010).
В перечисленных работах выявлена необходимость пересмотра методик преподавания рисунка дизайнерам, однако не предложены пути формирования данных методик, не учтена взаимосвязь рисунка и виртуального моделирования как последовательных этапов проектного процесса.
Намерение выпускающих кафедр усилить специализированную направленность преподавания рисунка в художественно-промышленных вузах России в конце ХХ - начале XXI столетий отражено в результатах интервьюирования соискателем в 2014 - 2015 гг. преподавателей Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии им. А. Л. Штиглица
О. Т. Курбанова и В. М. Чурилина, в записях интервью заведующего кафедрой «Художественное проектирование интерьеров» Московской государственной художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова А. Н. Стасюка.
Вопросы изображения перспективы архитектурных объектов рассматриваются в методических трудах и учебных пособиях А. Е. Хитрова «Рисунок» (1964), П. Я. Павлинова «Каждый может научиться рисовать» (1966), содержащих ряд актуальных методических заданий для обучения основам перспективы, в книге Д. Чиварди (D.Chivardi) «Рисунок, пейзаж: методы, техника, композиция» (2002), учебнике А. Г. Степановой «Перспектива» (2009), учебнике Н. Г. Ли «Рисунок» (2011). Труды зарубежных авторов, нацеленные на пошаговое обучение рисованию, такие, как работы Майка В. Лина (Mike W. Lin) (1993) и Т. Торспеккена (T. Torspekken) (2015), Френсиса Д. К. Чиня (Francis D. K. Ching) (2010), включают в себя объяснение принципов перспективного рисунка интерьера, однако данная информация представлена в названных источниках фрагментарно.
Методические исследования синтеза художественных дисциплин и проектирования отражены в учебном пособии А. П. Ермолаева, Т. О. Шулика и М.А.Соколовой «Основы пластической культуры архитектора-дизайнера» (2005) и в диссертации Т. О. Шулики (2011). Роль декоративной графики в освоении композиционного рисунка раскрывается в работе И. Иттена (J. Itten ) «Искусство формы. Мой форкурс В Баухаузе и других школах» (2013), в учебных пособиях Е. И. Рузовой и С. В. Курасова (2014) и Л. Н. Федоровского (2015).
Вопросы взаимодействия трехмерного моделирования и рукотворного эскиза в объемно-пространственном проектировании рассматриваются в трудах А. Бахамона (А. Bahamon) (2005), Н. А.Рочеговой и Е. В. Барчуговой (2010),
A. О. Алтуняна (2011), Д. Л. Мелодинского (2011).
Историко-методические и психологические основы педагогики изобразительного искусства раскрываются в работах Н. Н. Ростовцева (1984, 2010) и
B. С. Кузина (1982, 2013).
Проблематика феноменологии художественного творчества освещается в философских исследованиях М. Хайдеггера (M. Heidegger) (1991) и М. Мерло -Понти (M. Merleau-Ponty) (1999), в монографиях и статьях финского теоретика искусства Ю. Палласмаа (J. Pallasmaa) (2012, 2013).
Культурологические аспекты, формирующие целостность художественной подготовки студентов-дизайнеров, рассматриваются в трудах М. Н. Эпштейна (2000), С. И. Серова (2003), А. П. Ермолаева (2014).
Анализ материалов по теме диссертационного исследования выявляет отсутствие в приведенном перечне работ методических рекомендаций по созданию результативной структуры преподавания специализированного рисунка, объединяющей задачи академического рисования и потребности профессиональной деятельности будущих дизайнеров интерьера.
Объект исследования: обучение специализированному рисунку как компонент профессиональной подготовки студентов бакалавриата направления «Дизайн», профиль подготовки «Дизайн интерьера».
Предмет исследования: методика преподавания специализированного рисунка студентам-дизайнерам интерьера в условиях развития информационных технологий.
Цель исследования: создание и апробация методики обучения специализированному рисунку студентов бакалавриата профиля подготовки «Дизайн интерьера».
Задачи исследования:
- проследить эволюцию методических подходов к обучению специализированному рисунку в художественно-промышленных училищах и вузах России;
- привести теоретические обоснования возрастающего значения специализации в обучении рисунку студентов-дизайнеров интерьера в условиях развития компьютерного моделирования;
- актуализировать принципиальные отличия рукотворного и виртуального проектирования для выявления областей применения рукотворного специализированного рисунка в проектной практике;
- проанализировать понятие специализированного рисунка и определить его функциональную роль в современном учебно-методическом комплексе подготовки будущих бакалавров дизайна;
- создать типологическую модель эскизно-композиционных задач обучения специализированному рисунку студентов-дизайнеров интерьера;
- разработать на основе созданной типологической модели программу по специализированному рисунку для студентов-дизайнеров интерьера и определить критерии оценки результатов ее эффективности;
- провести апробацию методических циклов заданий разработанной программы и на ее основании экспериментально проверить гипотезу исследования.
Гипотеза исследования: предложенная в исследовании методика преподавания специализированного рисунка студентам-дизайнерам интерьера является действенным инструментом повышения эффективности обучения рисовальным навыкам в соответствии с современными условиями подготовки студентов по программе бакалавриата.
Методология исследования включает теоретические и эмпирические (экспериментальные) методы достижения требуемых результатов.
В теоретической части исследования важным компонентом методологии является анализ компетенций, достигаемых в ходе освоения учебных дисциплин, формирующих графические навыки студентов. В диссертации анализируется содержание учебных программ бакалавриата, общепрофессионального и
специального блоков, в области рисовальных навыков, на базе существующих методических комплексов подготовки дизайнеров интерьера и дизайнеров среды, разработанных в МГХПА им. С. Г. Строганова, СПб ГХПА им. А. И. Штиглица и МАРХИ.
В диссертации используются следующие теоретические методы исследования:
- историко-аналитический метод - для анализа исторических данных по эволюции методик обучения рисунку в художественно-промышленных вузах России;
- метод сравнительного анализа — для сопоставления процессов рукотворного и компьютерного проектирования и выявления их отличий;
- метод систематизации — при анализе данных педагогического эксперимента и выявления его основополагающих показателей;
- логико-теоретические методы: индуктивный и дедуктивный методы — для оценки данных, собранных эмпирическим путем; диагностический метод -для анализа тестирования студентов по результатам педагогического эксперимента.
Эмпирическими методами, применяемыми в исследовании, являются:
1. наблюдения за выполнением учебных заданий студентов:
- метод включенного наблюдения (интроспективный метод);
- метод невключенного наблюдения (экстроспективный метод);
2. опросные методы:
- интервьюирование лиц профессорско-преподавательского состава профильных вузов для уточнения изменений в программах обучения рисунку, происходивших в конце ХХ - начале ХХ! столетия;
- беседы с практикующими дизайнерами интерьера, выявляющие профессиональные особенности применения рисунка на разных стадиях проектирования;
- опрос и тестирование студентов по результатам педагогического эксперимента;
- анкетирование студентов — для выявления особенностей индивидуального восприятия учащимися результатов педагогического эксперимента;
3. педагогический эксперимент:
- констатирующий эксперимент, позволяющий определить исходный уровень рисовальной подготовки студентов;
- пилотажный эксперимент, позволяющий корректировать в ходе проведения элементы методического построения программы;
- преобразующий (формирующий) эксперимент, вырабатывающий у студентов навыки специализированного рисунка;
- контрольный эксперимент, нацеленный на сравнительный анализ результатов обучения рисунку в контрольной и экспериментальной группах.
В ходе работы диссертантом были использованы результаты анализа собственного художественно-практического и педагогического опыта.
Научная новизна исследования
В исследовании впервые:
- на основании сравнительно-исторического анализа методических подходов к обучению рисунку в художественно-промышленных вузах Москвы и Санкт-Петербурга выявлена потребность в развитии методики преподавания прикладного рисунка студентам-дизайнерам;
- предложено определение термина «специализированный рисунок» как системного компонента обучения студентов-дизайнеров интерьера;
- конкретизировано методическое назначение специализированного рисунка как дисциплинарной составляющей учебно-методического комплекса, обеспечивающего целостность художественной подготовки студентов;
- выявлены различия рисования и компьютерного моделирования как знаковых систем проектирования;
- определены области применения рукотворной графики в проектировании интерьера в условиях развития информационных технологий;
- построена типологическая модель эскизно-композиционных задач обучения профессионально ориентированному рисунку студентов-дизайнеров интерьера как методическое обоснование создания авторской методики его преподавания;
- разработана авторская методика обучения специализированному рисунку будущих дизайнеров интерьера.
Теоретическая значимость диссертации заключается в доказательстве возрастания роли рисовальной специализации в профессиональной подготовке студентов направления «Дизайн» уровня бакалавриата, основанном на проведенном исследовании эволюции обучения рисунку в художественно-промышленных вузах Москвы и Санкт-Петербурга.
Предложенная в работе типологическая модель соответствия проектно-композиционных и эскизно-графических задач обладает системообразующим характером и может быть рассмотрена как теоретическая матрица формирования методики обучения специализированному рисунку студентов-дизайнеров интерьера. На основании сопоставления рисовальных и компьютерных средств при поиске проектных решений в диссертации обосновано диалектическое единство традиционных и новаторских методов при обучении прикладному ри -сунку будущих бакалавров дизайна.
Практическая значимость диссертации заключается в продемонстрированной возможности использования ее материалов для повышении эффективно -сти обучения специализированному рисунку студентов бакалавриата, проходящих подготовку по профилю «Дизайн интерьера». Результаты исследования предполагают потенциальное внедрение методики преподавания специализиро-
ванного рисунка в педагогическую практику художественно-промышленных вузов России и учреждений дополнительного образования сходного профиля.
Циклы заданий предлагаемой в диссертации авторской методики могут быть включены как составляющий компонент в программы дисциплин, входящих в учебно-методический комплекс направления «Дизайн»: «Академический рисунок», «Технический рисунок», «Основы проектной графики».
Рекомендации по использованию результатов исследования
Материалы диссертационного исследования могут применяться на занятиях по обучению рисунку в вузах, ведущих подготовку студентов бакалавриата по направлению «Дизайн», профиль «Дизайн интерьера». Предполагаются варианты внедрения материалов исследования как в виде целостной методики, образующей самостоятельную дисциплину «Специализированный рисунок» в вариативной части учебного плана, так и в виде отдельных методических циклов заданий — разделов дисциплин «Академический рисунок», «Технический рисунок», «Основы проектной графики».
Разработанная методика может быть использована при выполнении курсовых и выпускных квалификационных работ по проектированию студентами бакалавриата направления «Дизайн» по профилям «Дизайн интерьера» и «Дизайн среды».
Результаты исследования могут также найти применение в виде методических циклов заданий в системе дополнительного образования: на курсах повышения квалификации, на курсах профессиональной переподготовки.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Сравнительно-исторический анализ методических подходов к обучению рисунку в художественно-промышленных вузах Москвы и Санкт-Петербурга может служить обоснованием для выявления повышения роли специализированного рисунка в современной системе подготовки студентов-
дизайнеров.
2. Специализация в преподавании рисунка актуализирует его интегрирующую роль в системе учебных дисциплин, обеспечивающих целостность художественной подготовки студентов, и определяет взаимосвязь рисовальных и проектных навыков будущих дизайнеров интерьера.
3. Приоритетное значение рисунка в дизайнерской практике по отношению к компьютерному моделированию определяется его свойствами самостоятельной знаковой системы, ориентированной на воспитание художественно-образного мышления.
4. Типологическая модель видов эскизно-графического проектного поиска может служить основой методической структуры обучения специализированному рисунку будущих дизайнеров интерьера.
5. Авторская методика обучения специализированному рисунку студентов-дизайнеров интерьера, сформированная на основании типологической модели видов эскизно-графического поиска, реализует взаимозависимость задач проектирования и обучения прикладному рисунку, что позволяет повысить эффективность усвоения рисовальных навыков.
Достоверность результатов и основных выводов исследования обеспечивается анализом научных историко-педагогических и философских трудов, методических, публицистических и художественно-иллюстративных материалов по теме диссертации; использованием методологии, обоснованной целью и задачами диссертации; апробацией предложенной диссертантом педагогической методики.
Достоверность результатов исследования подтверждается педагогической и проектно-художественной практикой соискателя и итогами интервьюирования преподавателей рисунка и проектирования интерьера художественно-промышленных вузов Москвы и Санкт-Петербурга.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на кафедрах «Искусство интерьера» и «Дизайн среды» Балтийского института экологии, политики и права (Санкт-Петербург) на занятиях по дисциплинам «Академический рисунок» и «Технический рисунок», а также в процессе выполнения курсового проектирования и выпускных квалификационных работ (2012 — 2015).
Цикл заданий программы специализированного рисунка прошел апробацию на занятиях по академическому рисунку в Институте международных образовательных программ Санкт-Петербургского государственного политехнического университета (2011). Результаты исследования внедрены в практический курс обучения специализированному рисунку «Рисунок и строительное черчение» студентов-дизайнеров интерьера в учреждении дополнительного образования «Международная школа дизайна» (Санкт-Петербург, 2013 — 2014).
Материалы диссертации отражены в трех статьях, опубликованных рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК: «Формирование методических подходов к обучению специализированному рисунку в художественно-промышленных училищах и вузах России» («Научное мнение», 2014), «Типология методических направлений преподавания специализированного рисунка студентам-дизайнерам интерьера» («Высшее образование сегодня, 2015), «Графический эскиз по представлению как критерий оценки обучения специализиро -ванному рисунку» («Дискуссия», 2015).
Поэтапный ход работы над диссертацией обсуждался на заседаниях кафедры рисунка Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена (2011 — 2015).
Основные положения исследования заслушивались в виде докладов на городских, всероссийских и международных конференциях: Всероссийской конференции «Философия дизайна: арт-практика образования» ( Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, г. Пушкин, 2012 ), Международной научно-практической конференции «Искусствоведение и художественная
педагогика в XXI веке» (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, 2013), X Всероссийской научной конференция студентов, аспирантов, молодых ученых «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем» (Высшая школа народных искусств, Санкт-Петербург, 2013), Международных междисциплинарных научно-практических конференциях «Глобальные риски — локальные решения» (Балтийский институт экологии, политики и права, Санкт-Петербург, 2013, 2014), Международной научно-практической конференции «Науки о культуре в перспективе. "Digital Humanities"» (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, 2013), 2-й Всероссийской научно-практической конференции «Визуальные практики в дизайне: философия "очевидного"» (Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, г. Пушкин, 2013), Городской научной конференции студенческого научного общества, Городской научно-практической конференции «Художник-педагог — феномен образовательной миссии» (Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, 2014, 2015), 6-й Международной конференции «Мониторинг глобальных экологических проблем средствами медиа- и графического дизайна» (Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, 2015). Результаты исследования изложены в сборниках научных трудов и материалов конференций.
Всего по материалам исследования опубликовано 11 работ.
Материалы диссертации вошли в состав педагогического проекта «Методики поиска образных решений в проектировании интерьера» (О. А. Вуль, Н. И. Комаровская-Жумати), участвовавшего в Международной выставке-биеннале дизайна «Модулор-2013» (Санкт-Петербург, 2013).
Результаты апробации исследования, реализованные в выпускной квалификационной работе выпускников Балтийского института экологии, политики и права (Санкт-Петербург) Е. А. Запольской и Е. С. Пигли «Проект реконструкции
СПб ГБУЗ «Госпиталь для ветеранов войн» (руководитель — Вуль О. А.), были представлены в выставочном секторе Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Победы в ВОВ «Современные аспекты оказания медицинской помощи ветеранам войн в многопрофильном стационаре» (Санкт-Петербург, 2015).
Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК
Формирование ценностных ориентаций студентов-дизайнеров в условиях профессионального образования2022 год, кандидат наук Пустозерова Олеся Владимировна
Формирование профессионально-компетентной культуры личности художника-дизайнера2010 год, доктор педагогических наук Мурзина, Светлана Михайловна
Подготовка педагогов профессионального обучения специальности дизайн интерьера2005 год, кандидат педагогических наук Квач, Наталья Викторовна
Развитие художественно-проектной деятельности студентов бакалавриата в процессе обучения ландшафтному дизайну2021 год, кандидат наук Львова Наталья Сергеевна
Педагогические условия обучения компьютерной графике студентов-дизайнеров в высшем учебном заведении2009 год, кандидат педагогических наук Маликова, Елена Александровна
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Вуль, Ольга Александровна, 2017 год
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алтунян, А. О. Архитектурный набросок в постдигитальную эпоху. [Электронный ресурс] / А. О. Алтунян. // Архитектура и современные информационные технологии. — 2006. — №1 (14). — Режим доступа: http://ww w.marhi.ru/AMIT/2011/1kvart11/index.php.
2. Ашмарина, И. Н. Рисунок геометрии пространства: тридцать шагов к профессии: учебное пособие / И. Н. Ашмарина, З. В. Жилкина. — М.: Моск. архитектур. ин-т (гос. акад.), 2014. — 78 с.
3. Архитектура советского театра / Ю. Д. Хрипунов, Ю. П. Гнедовский, С. В. Гнедовский и др.; под общ. ред. Е. И. Астафьева. — Гос. Комитет по гражданскому строительству и архитектуре СССР. — М.: Стройиздат, 1986. — 399 с.
4. Бабияк, В. В. Русский учебный рисунок. Петербургская академическая художественная школа конца XVIII — начала XX века / В. В. Бабияк. —СПб.: Гиппократ, 2004. — 296 с.
5. Бабияк, В. В. Русский академический учебный рисунок (XVIII — начало ХХ века): автореф. дис. ...д-ра искусствоведения: 17.00.04 / Бабияк Вячеслав Вячеславович. — СПб., 2005. — 46 с.
6. Бабияк, В. В. Традиции и новаторство в художественном образовании (историко-искусствоведческий аспект) / В. В. Бабияк. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2004. — №7. — С. 198 - 206. — 4 т.
7. Барановский, Г. В. Архитектурная энциклопедия второй половины XIX века: в 7 т. [Электронный ресурс] / Гавриил Васильевич Барановский. — СПб.: Строитель, 1904. — 540 с. — 7 т. — Режим доступа:,
http: //www.bookva.org/books/1298.
8. Барышников, В. Л. Профессор ВХУТЕМАСа Константин Истомин и его программа по дисциплине «Живопись» / В. Л. Барышников // AMIT.— 2012. —
№ 4 (21). — С.1-11.
9. Боровский, А. Д. Северный грифель. Статьи о графическом (1978 — 2012) / А. Д. Боровский. — СПб.: Проект «Свободные художники Петербурга», 2012. — 184 с.
10. Вентури, Р. [Venturi R.] Сложность и противоречия в архитектуре / Роберт Вентури // Мастера архитектуры об архитектуре / под общ. ред. А. В. Иконникова, И. Л. Маца, Г. М. Орлова. — М., 1972. — С. 543-558.
11. Визуальная культура — визуальное мышление в дизайне: метод. материалы / Колейчук В. Ф. и др. — М.: ВНИИТЭ, 1990. — 87 с.
12. Виноградова, Е. И. Роль аналогов в творческой деятельности архитекторов [Электронный ресурс] / Е. И. Виноградова // Архитектон: известия вузов. — 2010. — № 30 (приложение). — Режим доступа:
http: // archvuz.ru/2010_22/25.
13. Виппер, Б. Р. Введение в историческое изучение искусства. / Б. Р. Виппер. — 3-е изд. — М.: «Изд-во В. Шевчук», 2010. — 368 с.
14. Власов, В. Г. Русская школа декоративно-прикладного искусства как один из источников системы современного дизайнерского образования [Электронный ресурс] / В. Г. Власов. // Архитектон. Известия вузов. — 2009. — № 26. — Режим доступа: http // archvuz.ru/2009_2/15.
15. Власова, Г. А. Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица: альбом / Г. А. Власова, Г. Е. Прохоренко. — СПб.: Свободные художники Петербурга, 2011. — 223 с.
16. Волков, Н. Н. Восприятие предмета и рисунка.: автореф. дис...д-ра пед. наук (по психологии) / Волков Николай Николаевич. — М., 1949. — 43 с.
17. Вуль, О. А. Основы композиции в дизайне интерьера: учеб.-метод. комплекс / О. А.Вуль. — СПб.: БИЭПП, 2009. — 18 с.
18. Вуль, О. А. Графический эскиз по представлению как критерий оценки обучения специализированному рисунку / О. А. Вуль // Дискуссия. — 2015. —
№2(54). — С. 125-131.
19. Вуль, О. А. Типология методических направлений преподавания специализированного рисунка студентам-дизайнерам интерьера / О. А. Вуль // Высшее образование сегодня. —2015. — №2. — С. 31-36.
20. Вуль, О. А. Формирование методических подходов к обучению специализированному рисунку в художественно-промышленных училищах и вузах России / О. А. Вуль // Научное мнение.— 2014. — № 9. — С.145 - 150.
21. Гаврилов, А. М. Субъектно-ориентированная профессиональная подготовка архитекторов-дизайнеров: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Гаврилов Алексей Михайлович. — Великий Новгород, 2006. — 22 с.
22. Герман, М. Ю. Модернизм. Искусство первой половины XX века: монография / М. Ю. Герман. — СПб.: Азбука-классика, 2003. — 473 с.
23. Гинзбург, И. Я. П. П. Чистяков и его педагогическая система. [Электронный ресурс] / И. Я. Гинзбург. — М.: Просвещение, 1940. — Российские универсальные энциклопедии. — Режим доступа:,
http: //gatchina3000.ru/great-soviet-encyclopedia/bse/122/557. htm.
24. Горбунова, К. В. Элементарные формы в творчестве Кандинского 1910-1920-х годов: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04 / Горбунова Ксения Витальевна. — М., 2012. — 25 с.
25. Горелов М. В. Рисунок как инструмент проектного мышления: автореферат дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.06 / Горелов Михаил Вячеславович. — М., 2006. — 31 с.
26. Грегори, Р. Л.[Gregory R.I.] Разумный глаз: пер. с англ. / Ричард Лэнгтон Грегори. — Изд.2-е. — М.: Едиториал УРСС, 2003. — 240 с.
27. Грубиянова, Е. С. Подготовительный рисунок в работе художника поздней готики и раннего Возрождения в Италии: от рисунка с образца к рисунку с натуры: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.04 / Грубиянова Екатерина Сергеевна. — М., 2007.— 294 с.
28. Дейнека, А. А. Учитесь рисовать: беседы с изучающими рисование /
А. А. Дейнека. — М.: Академия художеств СССР, 1961. — 224 с.
29. Дизайнерское образование. История. Теория. Практика. / Под общ. ред. В. Р. Аронова, В. Ф. Сидоренко. — М.: МГТУ им. А. Н. Косыгина, 2007. — 407 с.
30. Добрицына, И. А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре: архитектура в контексте современной философии и науки / И. А. Добрицына.
— М.: Прогресс-Традиция, 2004. — 413 с.
31. Дженкс, Ч. [Jencks Ch. A.] Язык архитектуры постмодернизма / Чарльз Дженкс. — М.: Стройиздат, 1985. — 178 с.
32. Евтых, С. Ш. Наброски, зарисовки, эскизы: учебное пособие / С.Ш. Евтых.
— Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. — 115 с.
33. Ермолаев, А. П. Новый словарь дизайнера / А. П. Ермолаев, Л. А. Климова и др.; под ред. Т. О. Шулики. — М.: Линия график, 2014. — 216 с.
34. Ермолаев, А. П. Основы пластической культуры архитектора-дизайнера: учебное пособие / А. П. Ермолаев, Т. О. Шулика, М. А. Соколова. — М.: Архитектура-С, 2005. — 464 с.
35. Ермолаева, Л. П. Основы дизайнерского искусства: учебное пособие / Л. П. Ермолаева. — М.: Архитектура-С, 2009. — 152 с.
36. Ершова, Т. Б. Мир Академии художеств / Т. Б. Ершова // Третьи открытые слушания «Института Петербурга»: сб. материалов ежегодной конференции по проблемам петербурговедения, Санкт-Петербург, 18 февраля 1996 г. — СПб: РОО «Институт Петербурга», 1996. — С. 1-4.
37. Заславская, О. В., Каганович, О. Л. Художественное образование. [Электронный ресурс] / О. В. Заславская, О. Л. Каганович. — Большая советская энциклопедия: в 30 т. — М.: "Советская энциклопедия", 1969 - 1978. Т.2: Универсальные энциклопедии. — Режим доступа: http://slovari.yandex.ru/ книги/БСЭ/ Художественное образование.
38. Иконников, А. В. Эстетические ценности предметно-пространственной среды / А. В. Иконников. — М.: Стройиздат, 1990. — 335 с.
39. Иттен, И. [Johannes I.] Искусство формы. Мой форкурс в Баухаузе и других
школах: пер. Л. Монаховой. / Иоханнес Иттен. —М.: Д. Аронов, 2013.— 135 с.
40. Иттен, И. [Johannes I.] Искусство цвета / Иоханнес Иттен. — М.: Д. Аронов, 2000. — 122 с.
41. Кадневский, В. М. Генезис тестирования в истории отечественного образования: автореф. дис. ... д-ра педагогических наук: 13.00.01 / Кадневский Валерий Михайлович. — Екатеринбург, 2007. — 42 с.
42. Кандинский, В. В. Точка и линия на плоскости / В. В. Кандинский. — СПб.: Азбука, 2001. — 560 с.
43. Канцедикас, А. С. Эль Лисицкий. Фильм жизни: науч. изд. 1890 - 1941. / А. С. Канцедикас, З. Н. Яргина — Ч.2: Мировидение и мирореальность. 1919 -1921. — М., Новый Эрмитаж-один, 2004. — 148 с.
44. Квач, Н. В. Подготовка педагогов профессионального обучения специальности дизайн интерьера: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Квач Наталья Викторовна. — Нижний Новгород, 2005. — 204 с.
45. Кибрик, Е. А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве / Е. А. Кибрик // Вопросы философии. — 1966. — №10. — С.21.
46. Клее, П. [Klee P.] Педагогические эскизы: перев. с нем. Н. Дружковой / П. Клее; под ред. М. Монаховой. — М.: Д. Аронов, 2005 — 72 с.
47. Климухин, А. Г. Тени и перспектива: учебник для вузов / А. Г. Климухин. — М.: Архитектура-С, 2012. — 200 с.
48. Короев, Ю. И. Начертательная геометрия: учебник /Ю. И. Короев — 3-е изд. — М.: Кнорус, 2011. — 423 с.
49. Коськов, М. А. Предметный дизайн. Теория: моногр. / М. А. Коськов. — СПб.: ЛГУ, 2012. — 319 с.
50. Котов, С. С. Модель методической системы формирования графических понятий [Электронный ресурс] / С. С. Котов // Alma mater (Вестник высшей школы) — 2012. № 2. — С. 87-89. — Режим доступа:, http://elibrary.ru/item.asp?id= 17310623 .
51. Котюрова, М. П. Стилистика научной речи: учебное пособие / М. П.
Котюрова. — М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 240 с.
52. Кох, В. [Koch W.] Энциклопедия архитектурных стилей. Классический труд по европейскому зодчеству от античности до современности: пер. с нем. / Вильфрид Кох. — М.: ЗАО « БММ», 2006. — 528 с.
53. Кузин, В. С. Наброски и зарисовки: пособие для учителей / В. С. Кузин. — М.: Просвещение. — 1970. — 256 с.
54. Кузин, В. С. Психология: учебник / В. С. Кузин. — М.: Высшая школа, 1982. — 256 с.
55. Купреянов, Н. Н. Литературно-художественное наследие/ Н. Н. Купреянов; под ред. Ю. А. Молок. — М.: Искусство, 1973. — 457 с.
56. Лаврентьев, А. Н. История дизайна: учебное пособие / А. Н. Лаврентьев — М.: Гардарики, 2007. — 303 с.
57. Леонтьев, А. А. История образования в России от Древней Руси до конца XX века [Электронный ресурс] / А. А. Леонтьев // Русский язык. — 2001.— №34.
— Режим доступа: http://rus.1september.ru/article.php?=200103405.
58. Ли, Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: учебник. / Н. Г. Ли. — М.: Эксмо, 2011. — 480 с.
59. Ли, Н. Г. Специфика методики обучения рисованию фигуры человека в архитектурно-строительных вузах: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Ли Николай Геннадьевич. — М., 2005. — 16 с.
60. Ломов, С. П. Дидактика художественного образования / С. П. Ломов — Москва : Педагогическая академия, 2010. — 103 с.
61. Лотман, Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю. М. Лотман. — Таллинн: Александра, 1992. — 479 с. — 1 т.
62. Лубенский, В. И. Педагогическая система А. Л. Королева /В. И. Лубенский // Вестник ХГАДИ. — 2008. — №5. — С. 85 - 91.
63. Максимов, О. Г. Рисунок в профессии архитектора / О. Г. Максимов. — М.: Стройиздат, 1999. — 398 с.
64. Маркитантова, Т. О. Особенности методики обучения рисунку студентов архитектурно-строительного вуза: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Маркитантова Татьяна Олеговна. — СПб., 2009. — 165 с.
65. Мелодинский, Д. Л. Архитектурная пропедевтика: история, теория, практика / Д. Л. Мелодинский. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Книжный дом «Либроком», 2011. — 400 с.
66. Медведев, А. В. Геометрия Фаворского / А. В. Медведев. Основы композиции на плоскости. — СПб.: ИД «Петрополис», 2014. — 196 с.
67. Мерло-Понти, М. [Merleau-Ponty, M.] Феноменология восприятия (1945): пер. с фр. / Морис Мерло-Понти; под ред. И. С. Вдовиной, С. Л. Фокина. — СПб.: Ювента; Наука, 1999. — 213 с.
68. Мирзоян, С. В., Хельмянов, С. П. Санкт-Петербургская школа дизайна. Муха: монография / С. В. Мирзоян, С. П. Хельмянов. — СПб.: Юниконт-дизайн, 2011. — 402 с.
69. Мировая художественная культура. ХХ век. Изобразительное искусство и дизайн: учебник / Г. И. Аверьянова, Е. П. Кабкова, Е. П. Львова и др. — СПб.: Питер, 2008. — 264 с. — (Мировая художественная культура).
70. Молева, Н. М., Белютин, Э. М. П. П. Чистяков - теоретик и педагог / Н. М. Молева, Э. М. Белютин. — М.: издательство Академии художеств СССР, 1953. — 265 с.
71. Молева, Н. М. Выдающиеся русские художники-педагоги / Н. М. Молева. — М.: Издательство Академии Художеств СССР, 1962. — 387 с.
72. Молок, Ю. А. Книга о Владимире Фаворском / Ю. А. Молок. Вступ. ст. М. Алпатова. — М.: Прогресс, 1967. — 315 с.
73. Мозговая, Е. Б., Лаппо-Данилевский, К. Ю. Идеи Винкельмана и Петербургская академия художеств в XVIII столетии [Электронный ресурс] / Е. Б. Мозговая, К. Ю. Лаппо-Данилевский // Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского дома). Сериальные издания. XVIII век. — Выпуск 22. — С. 155-179. — Режим доступа:
http//РАН.ib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=7694.
74. Новиков, А. М. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-исследователя / А. М. Новиков. — 4-е изд. — М.: Издательство «Эгвес», 2003. — 104 с.
75. Новикова, А. Н. О специализации в профессии архитектора. Исторический очерк / А. Н. Новикова // Известия КГАСУ. — 2013. — №1 (23). — С.30 - 38.
76. Новикова, Я. В. Пропедевтический подход к многоуровневой подготовке дизайнеров / Я. В. Новикова // Вестник Новгородского государственного университета. — 2008. — №48. — С. 40 - 43.
77. Овсянникова, Е. Б. Свободные или государственные? / Е. Б.Овсянникова // Декоративное искусство. — 1988. — №10. — С.26.
78. Олонцев, О. И. Педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе вузовской подготовки: автореф. дис. канд. ... пед. наук: 13.00.08 / Олонцев Олег Иванович. — М., 2010. — 24 с.
79. Павлинов, П. Я. Для тех, кто рисует. Советы художника / П. Я. Павлинов — М.: Советский художник, 1965. — 71 с.
80. Павлинов, П. Я. Каждый может научиться рисовать / П. Я. Павлинов — М.: Советский художник, 1966. — 104 с.
81. Палласмаа, Ю. [Ра1^таа J.] Мыслящая рука: архитектура и экзистенциальная мудрость бытия / Юхани Палласмаа. — М.: Издательский дом «Классика-ХХ1», 2013. — 175 с.
82. Пирс, Ч. [Ре1гсе, СИ. Б.] Начала прагматизма / Ч. Пирс: пер. с английского В. В. Кирющенко, М. В. Колопотина — СПб.: Алетейя, 2000. — 352 с. — (Метафизические исследования. Приложение к альманаху).
83. Постмодернизм: энциклопедия / сост. и науч. ред.: А. А. Грицанов, М. А. Можейко. - Минск: Интерпрессервис: Кн. Дом, 2001. — 1038 с. — (Мир энциклопедий).
84. Пресняков, М. А. Перспектива: учеб. пособие / М. А. Пресняков. — М.: Форум, 2012. — 112 с.
85. Пронин, Е. С. Теоретические основы архитектурной комбинаторики / Е. С. Пронин. — М.: Архитектура-С, 2003. — 232 с.
86. Пугин, В. В. Школа рисунка на Соляном / В. В. Пугин, Р. П. Куриляк // Декоративное искусство и дизайн. Проблемы образования, творчества и сохранения художественного наследия: сб. материалов всероссийской конференции. — СПб.: СПб ГХПА, 1999. — С. 22 - 25.
87. Пучков, М. В. Семиотические принципы формирования архитектурного пространства: дис. канд. ... архитектуры: 18.00.01 / Пучков Максим Викторович.
— Екатеринбург, 2003. — 192 с.
88. Райли, Н. [Riley N.] Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма: пер. с англ. / Ноэл Райли. — М.: ООО «Магма», 2004. — 544 с.
89. Раушенбах, Б. В. Системы перспективы в изобразительном искусстве. Общая теория перспективы / Б. В.Раушенбах. — М.: Наука, 1986. — 254 с.
90. Реформа российского образования 1915 — 1917 гг. [Электронный ресурс] / По материалам журналов Министерства народного просвещения и Русского технического общества // Alma-mater (Вестник высшей школы). — 2012. —
№ 2. — Режим доступа: http://www.almavest.ru/ru/favorite/2012/02/08/285/.
91. Розенсон, И. А. Основы теории дизайна: учебник для вузов / И. А.Розенсон.
— СПб.: Питер, 2006. — 218 с.
92. Ростовцев, Н. Н. Очерки по истории методов преподавания рисунка: учебное пособие / Н. Н. Ростовцев. — М.: Изобразительное искусство, 1983. — 288 с.
93. Ростовцев, Н. Н. Академический рисунок / Н. Н. Ростовцев. — М.: Просвещение, 1984. — 240 с.
94. Рочегова, Н. А. На волнах цифровой архитектуры. Опыт отечественной архитектурной мастерской / Н. А. Рочегова // AMIT. — 2013. — № 4 (25). — С. 1-10.
95. Рочегова, Н. А. Основы архитектурной композиции. Курс виртуального моделирования: учебное пособие / Н. А. Рочегова, Е. В. Барчугова. —
М.: Издательский центр «Академия», 2010. — 320 с.
96. Рисунок: учеб.пособие / под ред. А. М. Серова. — М.: Просвещение, 1975.
— 271 с.
97. Рузова, Е. И. Основы композиции в дизайне среды: практический курс: учебное пособие / Е. И. Рузова, С. И. Курасов. — 2-е изд., доп. — М.: Издательство В. Шевчук, 2014. — 216 с.
98. Савинов, А. М. Проектирование и апробация модели системы преподавания академического рисунка в дизайн-образовании / А. М. Савинов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета: психология и педагогика. — 2011. — № 4(3). — С. 46 - 51.
99. Сапрыкин, Д. Л. Образовательный потенциал Российской империи / Д. Л. Сапрыкин. — М.: ИИЕТ РАН, 2009. — 176 с.
100. Сарабьянов, Д. В. Василий Кандинский: путь художника. Художник и время / Д. В. Сарабьянов, Н. С. Автономова. — М.: Галарт, 1994. — 174 с.
101. Серова, Г. Г. В. Е. Савинский — художник и педагог / Г. Г. Серова.
— М.: Изобразительное искусство, 1983. — 144 с.
102. Серов, С. И. Конспект-программа лекций по авторскому курсу "Проектная концептуалистика" / С. И. Серов. — М.: Линия График, 2003. — Ч. 1: Гармония классической типографики. — 32 с. — (Серия: Мастер-классы по графическому дизайну / Высшая акад. шк. графического дизайна Акад. графического дизайна и Московского худож. училища прикладного искусства).
103. Серов, С. И. Конспект-программа лекций по авторскому курсу "Проектная концептуалистика" / С. И. Серов. — М.: Линия График, 2004. — Ч. 2: Типографика визуальной коммуникации. — 32 с. — (Серия: Мастер-классы по графическому дизайну / Высшая акад. шк. графического дизайна Акад. графического дизайна и Московского худож. училища прикладного искусства).
104. Серов, С. И. Конспект-программа лекций по авторскому курсу "Проектная концептуалистика" / С. И. Серов. — М.: Линия График, 2004. — Ч. 3: Типографика виртуальной среды. — 32 с. — (Серия: Мастер-классы по
графическому дизайну / Высшая акад. шк. графического дизайна Акад. графического дизайна и Московского худож. училища прикладного искусства).
105. Симонов, В. В. Созидающий мозг. Нейробиологические основы творчества / В. В. Симонов. — М.: Наука, 1993. — 108 с.
106. Смекалов, И. В. Роль живописи в проектной культуре средового дизайна: дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.06 / Смекалов Игорь Владимирович. — М., 2009. — 176 с.
107. Соболев, Е. А. Учебный рисунок в художественно-промышленном образовании / Е. А. Соболев // Декоративное искусство и дизайн. Проблемы образования, творчества и сохранения художественного наследия: сб. материалов всероссийской конференции. — СПб.: СПб ГХПА, 1999. — С.25 - 28.
108. Соколова, М. А. Современный визуальный язык и пластическое образование / М. А. Соколова // АМ1Т. — 2010. — № 4 (13). — С. 1 - 12.
109. Соловьев, Л. В. О языке проектной графики формообразования в архитектуре / Л. В. Соловьев // Архитектон: известия вузов. — 2012. —
№39. — С. 35 - 45.
110. Смолев, Д. В. Интерьер в творчестве художников / Д. В. Смолев // Наше наследие. — 2006. — № 77. — С. 158 - 169.
111. Старцев, К. Г. Дизайн — искусство концептуальное / К. Г. Старцев // Дизайн-информ. — 2007. — № 10. — С. 92 - 94.
112. Степанова, А. Г. Перспектива: учебно-метод. пособие для вузов /
A. Г. Степанова, М. С. Корж. — Ростов н/Д.: Феникс, 2009. — 129 с. — (Высшее образование).
113. Сысоева, Л. С. Искусства чистые и прикладные / Л. С. Сысоева // Знание. Понимание. Умение. — 2006. №1. — С. 173 - 177.
114. Тихонов, С. В. Рисунок: учебник для вузов / С. В. Тихонов,
B. Г. Демьянов, В. Д. Подрезков. — М.: Стройиздат, 1995. — 235 с.
115. Торспеккен Т. [Тогереккеп Т.] Городской рисунок. Полное руководство: пер.
с англ. Левченко К. / Томас Торспеккен. — СПб.: Питер, 2015. — 128 с.
116. Традиции школы рисования Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А. Л. Штиглица = Classical Drawing at the Stieglitz State Academy of Art and Design: 1876 - 1924. Центральное училище технического рисования барона Штиглица в Санкт- Петербурге: 19451994. Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной / отв. ред. В. В. Пугин. — 2-е изд., испр. и доп.
— Санкт-Петербург: Лики России, 2009. — 254 с.
117. Усманова, А. Р. Знак иконический [Электронный ресурс] / А. Р. Усманова — Культурология: теория, школы, история, практика. — Режим доступа: http : //www.countries.ru/library/semiotic/znak_icon.htm.
118. Фаворский В. А. Литературно-теоретическое наследие: монография / сост. Мурина Е. Б., Чебанова Д. Д. — М.: Советский художник, 1988. — 588 с.
119. Федоровский, Л. Н. Основы графической композиции: учебное пособие / Л. Н. Федоровский. — М.: Изд-во В. Шевчук, 2015. — 156 с.
120. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 «Дизайн»: приложение: приказ № 780 от 22.12. 2009 / Министерство образования и науки РФ [Электронный ресурс]. — 24 с. — Режим доступа: http:/ / www.edu.ru/db/mo/Data/d 09/prm780-1.pdf.
121. Хан-Магомедов, С. О. Архитектура советского авангарда: монография: в 2 кн. — Кн. 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения / С. О. Хан-Магомедов. — М.: Стройиздат. 1996. —709 c. — Режим доступа: http://www.alyoshin.ru/Files/publika/khan_archi/khan_archi_1_000.html
122. Хан-Магомедов, С. О. Николай Ладовский / С. О. Хан-Магомедов. — М.: Архитектура-С, 2007. — 88 с.
123. Хан-Магомедов, С. О. ВХУТЕМАС 1920 - 1930: монография: в 2-х кн. — Кн. 1 / С. О. Хан-Магомедов— М.: Ладья, 1995. — 342 с.
124. Хайдеггер, М. [Heidegger, M.] Разговор на проселочной дороге / Мартин
Хайдеггер. — М.: Высшая школа, 1991. — 192 с.
125. Хайдеггер, М. [Heidegger, M.] Время и бытие / Мартин Хайдеггер. — М.: Республика, 1993. — 730 с.
126. Хайт, В. Л. Оскар Нимейер / В. Л. Хайт. — М.: Стройиздат, 1986. — 208 с.
127. Хитров, А. Е. Рисунок / А. Е. Хитров. — М.: Легкая индустрия, 1964.— 242 с.
128. Четверикова, С. А. Новые педагогические системы художников-авангардистов в начале XX века (К. Малевич и Н. Певзнер). [Электронный ресурс] / С.А. Четверикова // Образование и общество. — 2004. — №5. —Режим доступа: http://www.ieducation.ru/52004/index 5 2004.html.
129. Черная, Е. А. Рисунок — инструмент архитектора в решении профессиональных задач (на примере ландшафтной архитектуры) / Е. А.Черная // Вестник гражданских инженеров. — 2016. — № 4 (57). — С. 45 - 56.
130. Чиварди, Д. [Chivardi D.] Рисунок, пейзаж: методы, техника, композиция / Д. Чиварди. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2002. — 64 с.
131. Чистяков, П. П. (1832-1919). Письма, записные книжки, воспоминания / П. П. Чистяков; сост.: Э. М Белютин, Н. М. Молева. — М.: Искусство, 1953. — 590 с.
132. Шульгина, Е. Н., Пронина, И. А. История Строгановского училища. 1825 -1918 / Е. Н. Шульгина, И. А. Пронина. — М.: Русское слово, 2002. — 336 с.
133. Шулика, Т. О. Концепция проектно-пластического синтеза в системе архитектурно-дизайнерского образования: автореф. дис. ...канд. архитектуры: 05.23.20 / Шулика Татьяна Олеговна. — М., 2011. — 25 с.
134. Эдвардс, Б. [Edwards, В.] Ты - художник!: пер. с англ. / Бетти Эдвардс. — Минск: Попурри, 2010. — 256 с.
135. Энциклопедия русского авангарда: под ред. Ракитина В. И. / сост. Сарабьянов А. Д. — Т. 3 , А - М. кн. 1. — М. : Global Expert & Service Team, 2014. — 384 с.
136. Эпштейн, М. Н. Постмодерн в России. Литература и теория / М. Н. Эпштейн. — М.: Издание Р. Элинина, 2000. — 368 с.
137. Anfam, D. Abstract Expressionism / David Anfam. — London: Thames & Hudson, 2009. — 216 p. — (World of Art).
138. Bahamon, A. Sketch Plan Build: World Class Architects Show How It's Done / Alejandro Bahamon. — Barselona, 2005. — 500 p.
139. Bahamon, A. Skiss: Hus / Alejandro Bahamon. — Barselona: LOFT Publication s, 2009. — 191 p.
140. Ching, Francis D. K. Architectural Graphics / Francis D. K. Ching. — Edition 6. — Hoboken, New Jersey: John Willey & Sons, Inc., 2015. — 266 p.
141. Cottington, D. Modern Art. A Very Short Introduction / David Cottington. — New York: Oxford University Press Inc, 2005. — 152 p.
142. Lin, Mike W. Drawing and Designing with Confidence: A Step-by-Step Guide / Mike W. Lin. — New York: John Wiley & Sons, Inc., 1993.— 208 p.
143. Song, K. S., Lee, W. Y. A Virtual Reality Application For Geometry Classes / K. S. Song, W. Y. Lee // Journal of Computer Assisted Learning. — 2002. —
№ 1. — P. 149-156.
144. Spankie, Ro. Drawing Out the Interior / Ro Spankie. — Lausanne: Ava Publishing, 2009. — 178 p.
145. Zamora Mola, F. The Sketch Book / Francesk Zamora Mola. — Barcelona: LOFT Publications, 2010. — 600 p.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.