Педагогические условия формирования проектной культуры студентов-дизайнеров тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат наук Коробий, Елена Борисовна

  • Коробий, Елена Борисовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2015, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 161
Коробий, Елена Борисовна. Педагогические условия формирования проектной культуры студентов-дизайнеров: дис. кандидат наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2015. 161 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Коробий, Елена Борисовна

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

1.1 Структура проектной культуры как основа формирования профессиональной компетентности дизайнера

1.2 Моделирование процесса формирования проектной культуры студентов-дизайнеров

1.3 Классификация педагогических условий формирования проектной культуры студентов-дизайнеров

Выводы по первой главе

ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ

2.1 Цели, содержание и этапы организации рефлексивно-экспериментального исследования формирования проектной культуры 65 студентов-дизайнеров

2.2 Реализация модели формирования проектной культуры будущих ба-

калавров дизайна в процессе профессиональной подготовки

2.3 Анализ модели формирования проектной культуры студентов-

дизайнеров: результаты эксперимента, выводы

Выводы по второй главе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Педагогические условия формирования проектной культуры студентов-дизайнеров»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Исследование отечественного образования в области дизайна как части мировой образовательной системы позволяет обратить внимание на тенденцию расширения предметного поля учебно-профессионального проектирования. В этом смысле цели образования обнаруживают стратегию преодоления разобщения и разочарования населения с помощью конкретных культурных практик, частью которых представлен процесс обучения будущих дизайнеров.

Предлагаемая вниманию работа посвящена тому, как, интерпретируя сущность и задачи культуры, определяемые способностью человека преображать действительное в желаемое и таким образом формировать новые знания и социальный опыт, можно исследовать развитие профессионального образования на уровне конструирования интеллектуально значимого продукта - проектной культуры, для описания которой принята формулировка О.И. Генисаретского, считающего ее проектируемой реальностью среды существования; концепцией, определяющей направление усилий проектирования, системой ценностей, определяющей самосознание сообщества дизайнеров [50].

Обучение студентов-дизайнеров, безусловно, требующее сохранения традиций отечественной школы художественного проектирования, на сегодняшний день нуждается в обновлении за счет формирования метакультурного явления в высшем профессиональном образовании дизайнеров - проектной культуры. Ныне, в период модернизации высшей профессиональной художественно-проектной школы, проблемы подготовки будущих дизайнеров к профессиональной деятельности, развития их творческого и визуального мышления и формирования проектной культуры продиктованы необходимостью достижения высокопрофессиональных результатов в данной области.

Профессиональная деятельность дизайнера (в том числе и дизайнера интерьеров, чье обучение рассматривается в данной работе) определяется тремя задачами, взаимосвязь которых обнаруживается смыслом архитектурно-

художественного проектирования объемно-пространственных объектов и является суммой функциональных, конструктивно-технологических и эстетических слагаемых труда современного дизайнера.

Эффективная реализация такой работы подразумевает не столько успехи технолого-ремесленного уровня создания проектного предложения, сколько осмысление триединой сущности создания жизненно важных объектов. Всё это требует осознания онтологической схемы объекта проектирования, его инструментальной части, определяющей специфику художественного познания мира (средства проектирования), и собственно эстетических компонентов (формирующей авторский язык репрезентации замысла), выявляющих профессиональное соответствие дизайнера, поскольку оно определяется мерой художественного, стилистически-адекватного решения конкретного задания на проектирование.

Учебный план, соответствующий направлению высшего профессионального образования «Дизайн» по профилю «Дизайн интерьера», формируется в соответствии с ФГОС ВПО и содержит дисциплины, способствующие личностному росту (саморазвитию, мотивации, значимым отношениям и ценностям, культурной идентичности), метапредметные циклы, определяющиеся междисциплинарно, и профессионально-предметные, устанавливающие профессиональную специфику мышления, методы и приемы деятельности. В базовой части профессионального цикла дисциплин обучения дизайнеров интерьера есть учебная дисциплина «Проектирование», иллюстрирующая означенную специфику.

Тем не менее преподаватели вуза не в полной мере представляют себе педагогические технологии обучения проектированию из-за того, что до последнего времени специфика формирования проектной культуры студентов-дизайнеров редко изучалась отдельно, но отдают себе отчет в необходимости становления проектной культуры обучающихся и профессионального научного консультирования в сфере проектной деятельности. Так обнаруживается проблема формирования проектной культуры студентов-дизайнеров посредством совершенствования содержания и методов обучения в высшей профессиональной школе с учетом

особого характера проектной деятельности, определяющего выбор средств в процессе обучения.

Исследования в области проектной культуры представляют особый раздел знания, обладающий интегративным характером, основанием которого является созидание принципиально нового - проекта, определяющего состояние культуры как таковой.

Выбирая средства формирования проектной культуры студентов из ряда возможных, успешным полагается использование специфики познания мира с помощью визуализации результатов историко-культурного подхода в обучении, в рамках которого восприятие произведений искусства определяется средовым контекстом и особыми условиями, формирующими восприятие. Поэтому с методологической позиции значимым параметром для проектной культуры сферы дизайна является структурный анализ (конкретное задание на проектирование) системного объекта (область художественного проектирования в дизайне) с целью определения этнокультурной идентичности продукта проектирования как основы художественного восприятия и организации пространства произведения.

Таким образом, поиск скрытой композиционной логики в каждом конкретном задании и выявление схематической картины мира как средства художественной организации пространства произведения требует учета всех источников поиска информации (прямых, скрытых и косвенных) для решения проектной задачи, что и позволяет классифицировать средства формирования проектной культуры по формальному основанию.

Учет опыта народного, традиционного и современного искусства, проектирование художественного окружения человека на уровне его интерьер-окружения позволяет интерпретировать формы глубинных переживаний человека и художественной выразительности, характерные для любых сообществ и групп, поскольку всё это используется в процессе самовыражения. Об этом говорит интеграция ремесленных и дизайнерских практик в тех областях искусства проектирования и странах, где они достигли высокого уровня эстетического своеобразия.

Степень научной разработанности проблемы. В актуальной образовательной практике термин «проектная культура» используется для обозначения профессионализма, высшего уровня готовности дизайнера к проектной работе, созданию интеллектуально значимых стилевых продуктов. История применения термина иллюстрирует как зарубежный, так и отечественный опыт становления представлений о проектной культуре, оформляющийся примерно концу XIX века, хотя многие отечественные исследователи (O.A. Кривцуп, Ю.В. Осокин, др.) полагают, что смысл проектной культуры определился еще в период Возрождения как результат «...технологического разрушения канона, когда объектом проектирования являлись средства создания предметов традиционного быта» [82]. Исследователи полагают, что данный этап зарождения проектной культуры свидетельствовал о начале технологических инноваций.

По мере движения художественного процесса объектом проектирования могли оказываться средства создания произведений искусств, различных предметов, по мере усложнения которых акты дизайна расширяли свои границы и предопределяли образное решение предметов, их морфологию, конструктивные нюансы, что и объясняет их многообразие. Возникновение новых потребностей более высокого порядка определило эстетическое отношение к окружающему миру. Затем, сохраняя традиционные функции, предметное поле проектной культуры стало расширяться за счет изменений способа проектного мышления, например: прогнозирования, моделирования и конструирования [82, 151].

В XX веке данный термин связывался с исследованиями Б. Арчера, Е. Коллинза, А. Кросса, Дж. Дыои, У. Килпатрика.

Английский исследователь Дж. Джонс предложил объединять проектное мышление с научными данными о характере деятельности человека и предположил, что проектирование представляет собой процесс обучения, доступный любому человеку, т.к. объединяет интуицию, науку и искусство.

Д. Дыои, считающийся основоположником метода проектов, полагал необходимым для успешного обучения рациональное сочетание теоретических знаний и практической работы. Совместно с У. Килпатриком он предложил создание

проектпой системы обучения, интерпретирующей формирование условий для развития способностей и личного опыта человека как платформу и главную цель дидактики.

Впоследствии Е. Коллинз, поддерживающий идеи Д. Дыои, применял «метод проектов» для активизации познавательной деятельности обучающихся и предложил использование заданий в проектной форме в процессе обучения. Анализируя исследования Коллинза и Дыои, можно предположить, что благодаря их наследию сформировалась концепция консультирующей роли педагога, позволяющая не только изучать конкретный материал, но и эффективно выбирать формы практической деятельности, путем которой приобретались предметные знания.

Отечественная педагогическая мысль, определяющая развитие проектной культуры, ее составляющих, представлена трудами А.Г. Асмолова, И.В. Бестужс-ва-Лады, В.П. Беспалько, О.И. Генисаретского, Е.В. Жердева, В.П. Зинченко, М.С. Кагана, М.М. Калиничевой, K.M. Кантора, Т.М. Кауда, В.В. Корешкова, B.C. Лазарева, H.A. С.П. Ломова, Ю.В. Назарова, Б.В. Нешумова, A.M. Новикова, В.М. Розина, H.H. Ростовцева, Т.В. Селивановой, В.Ф. Сидоренко, O.A. Ческидо-вой, Д.А. Хворостова, Ю.А. Фильчаковой.

Сам процесс становления культуры и системы образования как проекции ее мировосприятия, становление инструментальной поддержки профессионального проектирования можно представить, как сумму знаний, качественное преобразование которых произвело на свет новую форму проектирования интеллектуально значимых продуктов - метакультурную деятельность, объединившую материальную и духовную практики человека в проектную культуру.

Изучение проектной культуры как социокультурного феномена при помощи актуальных методологических подходов, среди которых лидируют историко-культурный, деятельностный и структурный анализы системного объекта, позволяет определить интегративные характеристики явления и указать проект как состояние мышления, в рамках которого культура, как окружающая нас среда существования, является объектом проектирования [2, 8].

Тем не менее па сегодняшний день проблема формирования проектной культуры студентов-дизайнеров не предполагала решения посредством педагогического моделирования средств улучшения результативности учебно-профессиональной деятельности студентов в процессе обучения, что позволило сформулировать научную проблему предлагаемого исследования.

Решение указанных проблем состоит в разрешении противоречия между:

- отсутствием описания процесса моделирования образовательного процесса в компетентностном формате как способа формирования проектной культуры студентов-дизайнеров в процессе высшего профессионального образования в сфере дизайна (проектирования интерьеров),

- необходимостью формирования учебно-профессиональной деятельности будущего дизайнера как основы проектной культуры с учётом регионально-исторических, художественно-технологических традиций, и как результат - формирование проектной культуры студентов-дизайнеров, подтверждаемой результативной профессиональной деятельностью по созданию интеллектуально значимых эстетических продуктов в формате выполнения выпускной квалификационной работы дизайнера.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование и предложение организационно-педагогических условий формирования проектной культуры студентов-дизайнеров средствами учебно-профессионального проектирования и экспериментальная проверка его эффективности.

Объект исследования: структура и содержание проектной культуры студентов-дизайнеров в области проектирования интерьеров.

Предмет исследования: педагогические условия учебно-проектной деятельности студентов-дизайнеров, используемые для формирования проектной культуры бакалавров дизайна в области проектирования интерьеров.

Гипотеза исследования предполагает, что эффективное формирование проектной культуры студентов-дизайнеров в области дизайн-проектирования интерьеров возможно, если:

- будет уточнен статус, структура и содержание понятия «проектная культура»;

- разработана на основании анализа действующей нормативно-правовой базы (ФГОС ВПО) и социального заказа педагогическая модель формирования проектной культуры студентов-дизайнеров, учитывающая функциональную, техно-лого-конструктивную, эстетическую специфику подготовки по образовательному направлению «Дизайн» (дизайн интерьера) в высшей профессиональной школе;

- предложены и экспериментально проверены педагогические условия, определяющие формирование проектной культуры будущих бакалавров, способные активизировать проектную деятельность студентов в процессе обучения;

- разработана интегративная методика учебно-профессионального проектирования, обеспечивающая специальную подготовку студентов как создателей интеллектуально значимых продуктов проектирования.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили задачи исследования:

1. выявление теоретических и методологических оснований формирования проектной культуры студента, обучающегося в бакалавриате по направлению «Дизайн» (дизайн интерьера);

2. определение структуры и содержательных компонентов проектной культуры будущих бакалавров дизайна, интерпретируемых в компетентностном варианте;

3. предложение педагогической модели формирования проектной культуры студентов-дизайнеров, обучающихся в бакалавриате;

4. выбор и экспериментальная апробация эффективных организационно-педагогических условий формирования проектной культуры будущих бакалавров - дизайнеров интерьеров;

5. разработка и экспериментальная проверка методики, позволяющей реализовать педагогическую модель формирования проектной культуры студентов-дизайнеров в результате их учебно-проектной деятельности.

Решением выявленных исследованием проблем представляется:

- разрешение противоречий между способами формирования проектной культуры студентов и отсутствием педагогической модели ее становления в процессе профессионального дизайн-образования;

- преодоление недостаточности обеспечения теоретической и методологической поддержки процесса обучения в данной сфере посредством становления профессиональной деятельности дизайнера интерьеров как платформы проектной культуры, учитывающей культурно-исторические, этнические и технологические традиции эффективного создания интеллектуально значимых продуктов (в том числе и на уровне выпускной квалификационной работы).

Насущность решения этих проблем определила тему данного исследования: «Педагогические условия формирования проектной культуры студентов-дизайнеров».

В рамках исследования гипотетическое предположение о том, что формулирование, разработка и внедрение поэтапной методики обучения проектированию интерьера с привлечением средств учебно-профессиональной деятельности делает процесс формирования проектной культуры студентов-дизайнеров эффективным, определило методы, использованные для создания исследования:

- педагогическое моделирование,

- структурный анализ,

- прогностический,

- обсервационный.

Экспериментальная база исследования: данное исследование проводилось в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Амурский государственный университет».

При проведении эксперимента и анализе его результатов учитывались количественные показатели групп преподавателей, оказавших поддержку при проведении эксперимента диссертационного исследования в Амурском государственном университете и Дальневосточном государственном гуманитарном университете (на Факультете искусств, рекламы и дизайна): 80 студентов (из них 60 сту-

дентов входили в экспериментальные группы, 20 - в контрольную) и 30 преподавателей.

Основные этапы исследования:

I этап (2008-2009 гг.) теоретико-методологическое обоснование: подбор, изучение и анализ теоретического материала по теме исследования, выбор источников и архивных данных и материалов для последующей интерпретации, изучение практического опыта для обоснования научной актуальности темы, рабочей гипотезы исследования и определение методики проведения эксперимента.

II этап (2010-2012 гг.) экспериментальный: установление исходных знаний, базового уровня владения студентами профессиональными приемами проектирования; организация эксперимента и проведение его с целью проверки непротиворечивости гипотезы исследования, основанной на изученном теоретическом основании.

III этап (2013-2014 гг.) обобщающий: завершение аналитической работы на основании собранных экспериментальных данных, статистическая обработка полученных данных, обобщение результатов эксперимента, оформление текста исследования.

Научная новизна исследования:

- обоснованы теоретически, проверены экспериментально педагогические условия результативного формирования проектной культуры студентов-дизайнов в процессе обучения в вузе;

- разработана и экспериментально апробирована методика реализации педагогической модели формирования проектной культуры студентов-дизайнеров, которая в течение формирующего, развивающего и творческого этапов проектного обучения определяет самообразование и личностный рост студентов, возникающие в результате совместной работы над проектом.

Теоретическая значимость исследования представлена:

- уточнением содержательной стороны понятия «проектная культура студентов-дизайнеров» с помощью установления смысла, сущности и профессио-

нальной специфики процесса формирования профессиональной культуры будущих дизайнеров с помощью средств учебно-профессионального проектирования;

- установлена совокупность положений и требований структурного анализа объекта исследования, деятельностного подхода к моделированию становления проектной культуры,

- сформулированы критерии оценки уровней достижения проектной культуры студентов-дизайнеров.

Практическая значимость исследования заключается:

- в разработке и практической проверке методик и методических рекомендаций формирования проектной культуры студентов и преподавателей в процессе обучения;

в создании и внедрении специальных заданий на учебно-профессиональное проектирование, способных формировать отдельные компоненты проектной культуры;

- в разработке методического обеспечения для студентов («Введение в специальность», «История интерьера и мебели»; электронного учебно-методического комплекса «Проектирование», содержащего теоретический и наглядный материал: студенческие работы, задания, тесты).

Персональный вклад автора исследования представлен:

- реализацией технологии деятельностно-ориентированного обучения в вузе, учитывающего особенности развития субъектного опыта жизнедеятельности, приобретаемого студентом в социокультурной среде, в процессе осмысления воспринимаемых людей и вещей;

- разработкой и внедрением в процесс профессиональной подготовки студентов электронного учебно-методического комплекса «Проектирование»;

- личным участием в организации и осуществлении педагогического эксперимента в рамках исследования.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивается:

- аналитической работой с профессионально значимыми источниками и материалами, монографическими и диссертационными трудами в области психологии и педагогики по обозначенной проблеме;

- выбором научно-исследовательских методов, определяемых целыо, предметом и задачами исследования;

- возможностью повторения эксперимента для подтверждения результатов исследования;

- применением математических и статистических методов обработки результатов эксперимента для подтверждения гипотезы исследования.

На защиту выносятся положения:

1. педагогическая модель процесса формирования проектной культуры студентов-дизайнеров, определяемая когнитивным, творческим, ценностным и дея-тельностным компонентами профессиональной подготовки дизайнера;

2. экспериментально подтвержденная эффективность реализации модели формирования проектной культуры путем организации педагогических условий в процессе профессиональной подготовки студентов-дизайнеров определяется их комплексом;

3. разработка и комплексное применение учебно-профессиональных заданий, связанных с организацией поиска и интерпретации визуальной информации, представленной различными информационно-художественными источниками;

4. межпредметная интеграция содержания образования будущих бакалавров дизайна, создание учебных программ по преподаваемым учебным дисциплинам на основе согласования содержания между ведущими преподавателями, структурирование содержания программ на основе требований ФГОС ВПО, учет задач профессиональной подготовки студентов, определенных особенностями отраслевой подготовки дизайнеров в вузе;

5. использование проектной технологии взаимодействия субъектов образовательного процесса, обеспечивающего личностный рост студента в процессе обучения.

Методика, предполагающая формирование проектной культуры студентов-дизайнеров, определяется как системообразующий компонент модели, полагающий взаимосвязь:

- методов (предположения, анализа, синтеза, объяснения, проектирования, решения проблем, дискуссий и рефлексии и др.);

- средств (заданий на проектирование, схем, слайдов, видеофильмов, презентаций и портфолио, создания творческих ситуаций, проектов и др.);

- форм организации обучения студентов (лекции, практические занятия, дискуссии, выставки, защита проектов, конкурсы, конференции и др.).

Основные положения и результаты исследования:

- коллегиально обсуждены на заседаниях кафедры «Дизайн» ФГБОУ ВПО «Амурский государственный университет» в течение 2009-2014 гг., научных конференциях преподавателей вуза;

- представлены материалами журналов, рекомендованных ВАК;

- подтверждены экспериментальной работой автора;

- опубликованы в печати и сети Интернет (2013-2014 гг.);

Структура и объем диссертации: диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

1.1 Структура проектной культуры как основа формирования профессиональной компетентности дизайнера

Актуальное состояние отечественной высшей школы определяется расширением понятийных границ содержания образования и предполагает исследование явлений, интегральная сущность которых способна интерпретироваться в рамках педагогических наук для получения значимых результатов.

Поэтому обращение к теме формирования проектной культуры студентов-дизайнеров, обучающихся в бакалавриате высшей профессиональной школы, предусматривает последовательное развертывание следующих компонентов:

- уточнение происхождения, класса и статуса понятия «проектная культура» за счет установления, изучения, классификации источников и материалов как в общенаучном, так и в специализированном областью дизайна ключе;

- определение структуры и содержания понятия «проектная культура»;

- выбор методологического основания, объясняющего специфику предложения педагогических условий формирования проектной культуры студента в процессе обучения.

Естественным выглядит тот факт, что в результате исторически сложившейся трактовки термина «культура» человек признает собственную разрастающуюся неудовлетворенность состоянием дел, неудовольствие результатами деятельности. Буквальное словарное раскрытие данного термина как нельзя кстати означает «возделывание»: «...культура (от латинского «cultura» — возделывание) - это мир для существования личностей, чьи потребности мотивируются уже не столько биологическими, сколько социальными интересами и потребностями; это сфера для осуществления именно интеллектуальных и социальных необходимо-стей.

В ряду таких потребностей выделяется, прежде всего, стремление к созиданию и общению» [79, С. 17]. Иначе говоря, если ни человеку, ни обществу не нравится физический порядок вещей и действий, то можно осуществить некоторые движения, направленные на создание иной, улучшенной версии желаемого, и получить вторично моделируемую знаковую реальность - культуру.

Исходя из этого, можно предположить поиск и формирование нового продукта образовательного процесса, обладающего качественными характеристиками успешности и представляющего собой комплекс данных, явлений, намерений и уточнений. Этот комплекс, реализующий совершенно новый, качественно превосходящий полученные ранее интеллектуальные продукты, уровень, окажется значимым по двум основаниям:

- объективному (уровень развития экономики общества, культурно-исторические традиции, географо-климатический контекст);

- субъективному (содержательное наполнение обучения и методологические подходы к его осуществлению, определяющие частные методические разработки) условиям формирования образовательного продукта.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Коробий, Елена Борисовна, 2015 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абульханова-Славская, К.А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981. - С. 1944.

2. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: «Питер», 2001.-288 с.

3. Андреев, АЛ. Знания или компетенции? / А.Л. Андреев // Высшее образование в России. - 2005. - № 2. - С. 3-11.

4. Андреев, А.Л. Компетентностная парадигма в образовании Текст. / А.Л. Андреев // Опыт философско-методологического анализа // Педагогика, 2005. -№4.-С. 19-27.

5. Андреев В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: Учеб. пособие для вузов/ В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2008. - 499 с.

6. Андреева, О.П. Педагогические условия формирования профессиональной компетентности в процессе подготовки будущего дизайнера в вузе: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Андреева Ольга Пименовна. - Йошкар-Ола, 2011. - 323 с.

7. Анпилогова, Л.В. Становление личности в условиях современного образовательного пространства. Монография / Л.В. Анпилогова, Ю.Н. Егорова, М.П. Квадрициус, Л.Г. Пак, Л.А. Солдатова, Т.Н. Тарасенко. - Оренбург: Оренбургский институт экономики и культуры, 2008. - 248 с.

8. Анфимова, Е.Б. Формирование профессионально-творческой позиции бакалавров архитектуры и дизайна в университете: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Анфимова Екатерина Борисовна. - Великий Новгород, 2011. - 195 с.

9. Аристова, У.В. Моделирование системы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе: дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.08 / Аристова Ульяна Викторовна. -М., 2007.-519 с.

10. Артемьева, 10.10. Формирование профессионально-художественных умений у будущих специалистов в области дизайна: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Артемьева Юлия Юрьевна. - Нижний Новгород, 2008. -203 с.

11. Асессоров, А.И. Формирование профессиональной культуры студента-дизайнера / А.И. Асессоров // Успехи современного естествознания. 2009. - № 5. -С. 156-158.

12. Асмолов, А. Г. Психология личности / А. Г. Асмолов. М.: МГУ, 1980. -367 с.

13. Асмолов, А. Г. О динамическом подходе к психологическому анализу деятельности / А. Г. Асмолов, В. А. Петровский // Вопросы психологии. 1978. - № 1. -С. 70-80.

14. Асмолов, А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров / А. Г. Асмолов. М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 768 с.

15. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды / Ю.К.Бабанский. - М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

16. Багдасарьян, Н.Г. Дихотомия «фундаментального» и «узкопрофессионального» в высшем техническом образовании: версия ФГОС / Н.Г.Багдасарьян, Р.М.Петрунева В.Д.Васильева // Высшее образование в России. - 2012. - № 5. - С. 21-28.

17. Багдасарьян, Н.Г. Еще раз о компетенциях выпускников инженерных программ, или концепт культуры в компетенциях инженеров / Н.Г.Багдасарьян, Е.А.Гаврилина // Высшее образование в России. - 2010. -№ 6. - С.98-112.

18. Багдасарьян, Н.Г. Профессиональная инженерная культура: структура, динамика, механизмы освоения: автореф. дис. ...докт. пед. наук / Н.Г.Багдасарьян. -М., 1998.-28 с.

19. Багдасарьян, Н. Г Профессиональная культура инженера: механизмы освоения / Н.Г.Багдасарьян. - М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 1998. - 258 с.

20. Байденко, В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования: ме-

тод, пособие / В.И. Байдепко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 72 с.

21. Балл, Г. А. Теория учебных задач: психолого-педагогический аспект / Г.А. Балл. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.

22. Блауберг, И.В. Философский принцип системности и системный подход / И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин // Вопросы философии. - 1978. - № 8. -С. 39-52.

23. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. - М., Искусство. - 1986.-445 с.

24. Башарин, В.Ф. Педагогическая технология: что это такое / В.Ф. Башарин // Специалист. - 1993. -№ 9. - С. 23-26.

25. Бережнова, Е.В. Исследования в области образования: проблемы управления качеством: моногр. / Е.В. Бережнова, В.В. Краевский. - М., Российская академия образования, 2007. - 150 с.

26. Берталанфи, J1. Общая теория систем: критический обзор / J1. Берталанфи // Исследования по общей теории систем. - М., 1969. - 241 с.

27. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов / В.П.Беспалько, Ю.Г. Татур. -М.: Высшая школа, 1986.- 141 с.

28. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. -М., 1989.- 192 с.

29. Бестужев-Лада, И.В. Технология прогнозных разработок социальных процессов / И.В. Бестужев-Лада, Г.А. Наместникова. - М.: Поиск, 1992. - 96 с.

30. Бестужев-Лада, И.В., Наместникова, Г.А. Социальное прогнозирование. Курс лекций. — М.: Педагогическое общество России, 2002. - 392 с.

31. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI век / B.C. Библер. - М., 1991.-300 с.

32. Богуславский, М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики / начало XX века / М.В. Богуславский // Педагогика. - 1998. - № 7. - С. 83-88.

■i

33. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Учеб. гт<^>с;обие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Богоявленская. - М.: Издательский: центр «Академия», 2002. - 320 с.

34. Бодрийяр, Ж. Система вещей / Ж.Бодрийяр. - M., 1995. - 212 с.

35. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под редакцией И. Фельдштейна / Вступительная статья Д. И. Фельдштейна. 2—е; изд. М.:Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «3VIO-ДЭК», 1997.- 352 с.

36. Болотов, В.А. Компегентностная модель: от идеи к образовательно^^ программе [Электронный ресурс] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика.--^2,003.

- № 10. - С. 8-14. - Режим доступа: http://www.pedlib.ru/Books /5/0306/3 03061 .shtml.

37. Бугакова, Н.Ю. Научные основы развития инженерной проектной деятельности студентов технического вуза (на примере общепрофессиональных дисциплин): авгореф. дис... докт. пед. наук / Н.Ю.Бугакова. - Калининград, 2001. — с.

38. Букатов, В.М. Педагогические таинства дидактических игр: учебно-методическое пособие / В.М. Букатов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. - 152 с.

39. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогические технологии. / М.В. Булатова-Топоркова, A.A. Духавнева. - Ростов н/д: «Феникс», 2002. - 190 с.

40. Васильева, В.Д. Диагностика формирования проектной культуры булуг г тих специалистов-инженеров / В.Д.Васильева // Мир науки, культуры, образоващ^^зт. -2011. -№4(29). -С. 12-14.

41. Васильева, В.Д. Инновации в учебном инженерном проектировании У 33-Д. Васильева // Мир науки, культуры, образования. - 2010. - № 6 (25). - С. 134-113 .

42. Васильева, В.Д. Концептуальные основы формирования проектной кз^лтьту-ры студентов в образовательной среде технического вуза / В.Д.Васильева. УУ Вопросы современной науки и практики. Университет имени В.И. Вернадсхссз>го. -2011.-№ 1 (32). - С.121-128.

43. Васильева, В.Д. Концепция формирования проектной культуры студентов технического вуза / В.Д. Васильева // Перспективы науки. - 2011. - № 1 (16). -С.10-15.

44. Бахтина, Е.А. Дидактический дизайн как механизм реализации теории социального конструктивизма в инженерном образовании // Фундаментальные исследования. Изд-во ФГБОУ ВПО «Ставропольский государственный аграрный университет», - Ставрополь, - № 3, 2011. - С. 13-19, режим доступа: http://wwvv.rae.ru/fs/?section=content&op=show_article&article id=7981408

45. Бахтина Е.А. Дидактическое проектирование как технология гуманизации процесса обучения в вузе: авторефер. дис. ... канд. пед. наук. - Майкоп, 2006. - С. 13-17.

46. Вербицкий, A.A. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход / A.A. Вербицкий. - М.: Высшая школа, 1991. - 207 с.

47. Вербицкий, A.A. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение / A.A. Вербицкий. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 1999. - 75 с.

48. Гавриленко, А.П. Формирование художественно-конструкторских умений будущих дизайнеров в процессе их профессиональной подготовки: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Гавриленко Алла Петровна. - Курск, 2006.-257 с.

49. Выготский, J1.C. Психология искусства /JT.C. Выготский. - М.: Искусство,

1986.-574 с.

50. Генисаретский, О.И. Проектная культура и концептуализм / О.И. Гениса-ретский // Социокультурные проблемы образа жизни и предметной среды. - М.,

1987.-С. 39-53.

51. Генисаретский, О.И Социальное проектирование как средство активной культурной политики // Социальное проектирование в сфере культуры: методологические проблемы. - М., 1986.

52. Генисаретский, О.И. Обособление проектирования: от утопий к социальному институту. Мышление дизайнера: отчет ВНИИТЭ / О.И. Генисаретский, Г.П. Щедровицкий. - М., 1967.

53. Гершунский, Б.С. Концепция самореализации в системе обоснования ценностей и целей образования / Б.С. Гершунский / Высшее образование в России. -2003. - №10. - С.3-7.

54. Глазунов, А.Т. Педагогические исследования: содержание, организация, обработка результатов [Текст]: методические рекомендации / А. Т. Глазунов. - М.: Издат. центр АПО, 2003. - 40 с.

55. Глазычев, В.Л. Язык и метод социального проектирования / В.Л.Глазычев // Социальное проектирование в сфере культуры: методол. пробл. - М., 1986, режим доступа:

www.glazvchev.rU/piiblications/articles/l 986 уагук ¡_те!:ос1 50с_ргоьЫ:т+&сс1=1 &Ь 1=ги&сЕ=с1пк&е1=ги

56. Глазычев, В.Л. Модели деятельности проектирования / В.Л. Глазычев // Теоретические и методологические исследования в дизайне. - 1990, режим доступа: www.glazychev.ru/courses/I^np/mp_04.htl'n+&cd=4&hl=::ru&ct=clnk&gl=rlI

57. Глазычев, В.Л. Организация архитектурного проектирования / В.Л. Глазычев.-М., 1977.-С. 97.

58. Горбунова, Е.Е. Подготовка будущих специалистов сферы культуры к профессионально-творческой самореализации: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Горбунова Евгения Евгеньевна. - Волгоград, 2011. -247 с.

59. Гуманистические проблемы психологической теории / Под ред. К. А. Абульхановой-Славской, А. В. Брушлинского. - М.: Наука, 1995. -214 с.

60. Гуревич, П. С. Культурология: Учеб. пособие / П. С. Гуревич. — 2. изд., пе-рераб. — М.: Знание, 2002. — 287 с.

61. Гурье Л.И. Проектирование педагогических систем: Учеб. пособие; Казан, гос. технол. ун-т. — Казань, 2004. - 212с.

62. Григорьев, А.Д. Формирование проектного мышления студентов-дизайнеров в процессе профессиональной подготовки: дис. ...канд. пед.наук: 13.00.08 / Григорьев Андрей Дмитриевич. - Магнитогорск, 2007-213 с.

63. Дахин, A.M. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А.Н. Дахин // Высшее образование в России. - 2003. - № 4. -С. 21-26.

64. Дизайн: иллюстрированный словарь-справочник / Г.Б. Минервин, В.Т. Шимко, A.B. Ефимов и др. - М. : Архитектура-С, 2004. - 288 с.

65. Джонс, К. Дж. Методы проектирования / перевод с англ. Т.П. Бурмистро-вой. - 2-е изд., доп. - М.: Мир, 1986. - 326 с.

66. Дридзе, Т.М. Прогнозное социальное проектирование: теоретико -методические и методологические проблемы / Отв. ред. Т.М. Дридзе. — 2-е изд. М.: Наука, 1994.-304 с.

67. Дридзе, Т.М. Две новые парадигмы для социального и социальной практики / Т.М. Дридзе // Социальная коммуникация и социальное управление в экоантро-поцентрической и семио-социопсихологической парадигмах. - М., 2000. — Кн.1. С. 5-42.

68. Дьюи Дж. Мое педагогическое кредо. Пер. С англ. / Дж. Дьюи //Свободное воспитание. - 1913/1914. - №2.- С.5

69. Дружилов, С.А. Становление профессионализма как процесс формирования концептуальной модели профессиональной деятельности / С.А. Дружилов // Журнал прикладной психологии. - 2004. - № 6. - С.40-45.

70. Загвязинский, В.И. Теория обучения: современная интерпретация / В.И. За-гвязинский. - М.: Академия, 2001. - 192 с.

71. Зеер, Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентност-ный подход /Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М.: МПСИ, 2005.-216 с.

72. Зеер, Э.Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов / Э.Ф. Зеер. - М.: Академический проект, 2003. - 336 с.

73. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.

74. Зинченко, Ф.Н. Формирование зрительного образа / В.П. Зинченко, H.IO. Вергилес. - М.: Изд-во МГУ, 1969. - 106 с.

75. Зинченко, В.П. Образование, культура, сознание / В.П. Зинченко // Философия образования для XXI-го века. - М.: Логос, 1992. - 207 с.

76. Ипполигова, Н, Стерхова, Н. Анализ понятия педагогические условия: сущность и классификация, - Режим доступа- http://genproedu.com/paper/2012-01/full_008-014.pdf.

77. Ильин, Г.Л. Теоретические основы проективного образования; автореф дисс... д-ра пед. наук / Г.Л. Ильин. - Казань, 1995. - 37 с.

78. Каган, М.С. Философия культуры / М.С.Каган. - СПб., 1996.-415 с.

79. Каган, М.С. Философская теория ценности / М.С.Каган. - СПб: Петрополис, 1997.-205с.

80. Казарин, A.B. Дизайн как социокультурный феномен: дис. ...канд. филос. наук: 24.00.01 / Казарин Александр Валерьевич. - Нижний Новгород, 2002. - 165 с.

81. Климов В.П. Версии и принципы дизайн-образования // Функционирование колледжа как единого учебно-научно-производственного комплекса: сб. науч. матер. российской конф. - М.: ООО «АвтоПринт», 2010. - С. 76-77.

82. Каукина, О.В. Формирование проектной культуры будущих дизайнеров в процессе профессиональной подготовки в вузе: дис. ... канд. Пед.наук: 13.00.08 /Каукина Ольга Валерьевна. - Магнитогорск, 2010. - 139 с.

83. Каримова, И.С. Формирование проектно-образного мышления студентов-специальности «Дизайн» средствами графики: моногр. / И.С. Каримова. - Благовещенск: Изд-во Амур. гос. ун-та, 2006. - 199 с.

84. Ковешникова, H.A. Дизайн: история и теория: учеб. пособие / H.A. Ковеш-никова. - М.: Омега-Л, 2009. - 224 с.

85. Ковешникова, H.A. Дизайн-образование: опыт и перспективы [Электронный ресурс] / H.A. Ковешникова // Педагогика искусства. - 2011. - № 4. - С. 1-8. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/AE-magazine/.

86. Ковешникова, H.A. Из опыта профессиональной подготовки дизайнеров в США [Электронный ресурс] / H.A. Ковешникова // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 6. - С. 12-14. - Режим доступа: http://vvww.hetoday. org/arxiv/VOS/6_2010/12_14.pdf.

87. Кожуховская, С.М. Дизайн-образование. Структура. Содержание и методы реализации: дис. ...д-ра. пед. наук: 13.00.08 / Кожуховская Светлана Махтиевна. -Нальчик, 2011.-406 с.

88. Коломоец, Г.П. Дизайн в современном социокультурном пространстве: дис. ...канд. культурологии: 24.00.01 / Коломоец Глеб Павлович. - Краснодар, 2003. -160 с.

89. Корешков, В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно-эстетической организации среды: дис____док.

пед. наук (13.00.02). Москва, 1994. - 371 с.

90. Коробий, Е.Б. Теоретические основы формирования профессиональной компетентности в ходе художественного проектирования / [Электронный ресурс] / Е.Б. Коробий // Интернет-журнал «Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки». № 6. - 2014. - Режим доступа: http://\vww.online-cience.ru/userfiles/file/5elchngthcivk232htnkecgr0su4g81m.pdf

91. Коробий, Е.Б. Активизации учебно-познавательной деятельности студентов как педагогическая проблема / [Электронный ресурс] / Е.Б. Коробий // Интернет-журнал «Теория и практика общественного развития». № 3. - 2014. - Режим доступа : ЬЩэ^/суЬЫщ]^

razvitiya?issue id=885047#issues-list-title.

92. Коробий, Е.Б. Использование принципов образовательного моделирования при подготовке бакалавров по направлению 072500 «Дизайн» в ходе проектной деятельности / [Электронный ресурс] / Е.Б. Коробий // Интернет-журнал «Теория и практика общественного развития». № 11. - 2013. - Режим доступа: http://online-science.ru/m/products/pedagogical sciense/gid 1510/pgQ/.

93. Кузин, B.C. Психология / под ред. Б.Ф. Ломова, Учебник. 2 изд. — М: Высшая школа, 1982. -286 с.

94. Кузин, B.C. Наброски и зарисовки. Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2004. - 232 с.

95. Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования: учеб. пособие / Н.В. Кузьмина, Е.А. Григорьева, В.А. Якунин. - М.: Народное образование, 2002. - 208 с.

96. Кыверялг, А.А. Методы исследования в профессиональной педагогике. -Таллин, Валгус, - 1980. - 335с.

97. Культурология. История мировой культуры: учеб. пособие / Под ред. Н. Марковой. - М.: ЮНИТИ, 1995. - 600 с.

98. Культурология: учеб. пособие для студ. техн. вузов / Под ред. Н.Г. Багда-сарьян. - М.: Высшая школа, 2001. - 496 с.

99. Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы / В. С. Леднев.- М.: Высшая школа, 1993. - 224 с.

100. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность /А.Н. Леонтьев; 2-ое изд. -М. 1977.-496 с.

101. Лернер, И. Л. Дидактические основы методов обучения / И.Я.Лернер. - М.: Педагогика, 1981.- 185 с.

102. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл: Академия, 2005. - 352 с.

103. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. - М.: Смысл, 2001.-511 с.

104. Лернер, И. Я. Дидактические основы методов обучения: моногр. / И.Я. Лернер. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.

105. Лихачев, Д.С. Избранное: мысли о жизни, истории, культуре / Д.С.Лихачев. - М.: Рос. фонд культуры, 2006.

106. Ломов, Б.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии / Б.Ф. Ломов. - М.: Педагогика, 1991. - 296 с.

107. Ломов, С.П. Формирование проектного мышления в системе дизайн-образования // Пед. журн. Башкортостана. - 2010. - № 5 (30). - С. 7-11.

108. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв /10.М. Лотман. - М.: Гнозис; Издательская группа «Прогресс» 1992. - 272 с.

109. Львова, И.А. Методика формирования художественно-проектной деятельности специалистов в области дизайн-образования: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.02 / Львова Инна Алексеевна. - Калуга, 2010. - 279 с.

110. Ляудис, В.Я. Психологические предпосылки проектирования моделей инновационного проектирования в школе / В.Я. Ляудис // Инновационное обучение: стратегия и практика : науч-практ. семинар психологов и организаторов школьного образования. - Сочи, 1994.-С. 13-32.

111. Максимова, В.Н. Межпредметные связи в процессе обучения / В.Н. Максимова. - М.: Просвещение, 1988. - 192 с.

112. Марченко, М.Н. Развитие способностей к дизайнерской деятельности: дис. ...д-ра пед. наук: 13.00.02, 13.00.08 / Марченко Марина Николаевна. - Краснодар, 2002. - 442 с.

113. Матюшкин, A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении: моногр. /

A.M. Матюшкин. - Директмедиа Паблишинг, 2008. - 392 с.

114. Матяш, Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования / Н.В. Матяш; Под ред. В.В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000. - С. 338.

115. Медведев, B.IO. Сущность дизайна: теоретические основы дизайна: учеб. пособие / В.Ю. Медведев. - СПб., 2009. - 110 с.

116. Медведев, В.Ю. Этимология понятия «дизайн» [Электронный ресурс] /

B.Ю. Медведев // Disigncollector. Журнал для дизайнеров. - 2005. - Режим доступа: http://designcollector.ru/book/export/litml/325.

117. Михайлов, С.М. История дизайна: становление дизайна как самостоятельного вида проектно-художественной деятельности / С.М. Михайлов. - М., 2004. — 279 с.

118. Муртазина, С.А. Формирование профессиональных компетенций у бакалавров дизайна в процессе изучения дисциплины «История искусств»: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Муртазина Светлана Альбертовна. - Казань, 2012. - 202 с.

119. Назаров, Ю.В. Особенности и перспективы развития современного российского дизайна: проблемы, тенденции, прогнозы, региональные особенности: дис. ...док. искусствоведения: 17.00.06 / Назаров Юрий Владимирович. - Москва, 2003, - 200 с.

120. Нешумов, Б.В. Художественное проектирование: учеб. пособие / Б.В. Нешумов, Е.Д. Щедрин. - М.: Просвещение, 1979. - 176 с.

121. Никитина, И.В. Проектная деятельность как средство организации образовательной среды; автореферат дисс. ...канд. пед. наук / И.В. Никитина. - М.: 2007. -24 с.

122. Новаков, H.A. Компетентностный подход при реализации учебного процесса в вузе: учеб. пособ. (гриф). Рек. Федеральным гос. учреждением «Федеральный институт развития образования» / Новаков И.А., Попов Ю.В., Смирнов С.А., Го-ник И.Л., Кучеров В.Г., Подлеснов В.Н., Садовников В.И., Андросюк Е.Р., Быков Ю.М.; ВолгГТУ. - Волгоград, 2009. - 168 с.

123. Новиков, A.M. Методология учебной деятельности / A.M. Новиков - М.: ЭГВЕС, 2005.-176 с.

124. Образцов, П. Профессионально ориентированная технология обучения: особенности проектирования и конструирования / П. Образцов // Alma-mater. Вестник высшей школы. - 2003. - № 10. - С. 14-17.

125. Олонцев, О.И. Педагогические условия формирования художественно-образного мышления дизайнеров в процессе вузовской подготовки: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Олонцев Олег Иванович. - М., 2010.-231 с.

126. Павлов, Б.П. Полипрофессиональная проектная подготовка: от концепции к внедрению / П.Павлов, Ю.Ф.Гортышов, Г.Ф.Мингалеев, В.В.Мельничнов, Р.И.Салимов // Высшее образование в России. - 2009. - № 5. - С.77- 86.

127. Папанек, В. Дизайн для реального мира / В. Папанек. - М.: Д. Аронов, 2004. -416с.

128. Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательных учреждениях / Н.Ю. Пахомова. - М.: АРКТИ, 2003. - 112 с.

129. Педагогические основы использования компетентностного подхода в профессиональном образовании: Коллективная моногр. / Под ред. Г.У Матушанского.

- Казань: ИПППО РАО, 2008. - 160с.

130. Педагогические технологии: учеб. пособие для студ. пед. специальностей / Под ред. B.C. Кукушкина. - Ростов н/Д: Март, 2002. - 320 с.

131. Педагогика и психология высшей школы / под. ред. М.В. Булановой-Топорковой. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002. - 544 с.

132. Петрова, В.Н. Формирование опыта креативной деятельности студентов / В.Н. Петрова // Фундаментальные исследования. -2007. -№ 12. - С. 491-493.

133. Пидкасистый, П.И. Организация учебно-познавательной деятельности студентов: моногр. / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогическое общество России, 2005.-144 с.

134. Пидкасистый, П.И. Навыки самообразования важнейшая цель обучения / П.И. Пидкасистый, А.Е. Пасекунов // Alma-mater. Вестник высшей школы. - 1987.

- № 4 - С. 31-36.

135. Поппер, К. Открытое общество и его враги / К. Поппер; т. 1; пер. с англ., под ред. В. II. Садовского. М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992.

136. Раппапорт, А.Г. Проект и время // Проблемы дизайна-2.Сб. статей/B.JI. Гла-зычев и др., М.: Архитектура-С, 2004, 400 с.

137. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / пер. с англ. - М.: Когито-Центр, 2002. - 400 с.

138. Розенсон, И.А. Основы теории дизайна / И.А. Розенсон. - СПб.: Питер, 2008.-217 с.

139. Ростовцев, H.H. История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

140. Н.Н.,Рунге, В.Ф. Основы теории и методологии дизайна / В.Ф. Рунге, В.В. Сеньковский. - М.: МЗ ПРЕСС, 2005. - 366 с.

141. Селевко, Г.К. Компетентности и их классификация / Г.К. Селевко //Народное образование. - 2004. -№ 4. - С. 138-143.

142. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

143. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии: монография / В.В. Сериков. - Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.

144. Сериков, В.В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем / В.В. Сериков. - М.: Логос, 1999. - 271 с.

145. Сибирская, М.П. Педагогические технологии и повышение квалификации инженерно-педагогических работников / М.П.Сибирская. - СПб., 1997.- 193 с.

146. Сибирская, М.П. Проблемы формирования профессиональной активности у учащихся: монография / М.П. Сибирская; Центр, ин-т повышения квалификации руководящих работников и специалистов проф. образования М-ва образования Рос. Федерации.-СПб.: [б. и.], 1995.- 129 с.

147. Сидоренко, В.Ф. Генезис проектной культуры / В.Ф.Сидоренко. - Вопросы философии. - 1985. -№ 10.

148. Сластёнин, В.А. Избранные труды: моногр. / В.А. Сластенин. - М.: МАГИСТР-ПРЕСС, 2000. - 488 с.

149. Сластёнин, В.А. О проектировании содержания высшего педагогического образования / В.А. Сластёнин // Преподаватель. - 2005. - № 5. - С. 15-19.

150. Соколов, М.Н. Культурология XX век. Энциклопедия. М. 1996 http://dic.academic.nj/dic.nsf/enc_culture.

151. Стенина, Т. Л. Становление проектной культуры студентов / Т. Л. Стенина. - Ульяновск : УлГТУ, 2011. - 243 с.

152. Тарасова, О.П. Развитие креативного потенциала будущего дизайнера: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Тарасова Оксана Петровна. - Оренбург, 2010. -244 с.

153. Ткаченко, Е.В. Дидактический дизайн - инструментальный подход / Е.В. Ткаченко, H.H. Манько, В.Э. Штейнберг // Образование и наука. Известия УрО РАО. - 2006. - № 1 (37). - С. 58-65.

154. Тухбатуллина, Л.М. Формирование творческого компонента профессиональной компетенции дизайнера в процессе проектного обучения: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Тухбатуллина Лейсан Марселевна. - Казань, 2009. - 203 с.

155. Усатая, Т.В. Развитие художественно-проектной деятельности в процессе профессиональной подготовки студентов университета: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Усатая Татьяна Владимировна. - Магнитогорск, 2004. - 162 с.

156. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 072500 «Дизайн». - М., 2009. -24 с.

157. Фролова, С.В. Формирование инженерно-технической компетенции будущего специалиста дизайнера: дис. ...канд. пед. паук: 13.00.08 / Фролова Светлана Викторовна. - Великий Новгород, 2003. - 164 с.

158. Фурса, О. Модели профессиональной подготовки дизайнеров [Электронный ресурс] / О. Фурса // International scientific analytical project. - Режим доступа: http://gisap.eu/ru/node/25385.

159. Хворостов, Д.А. Система профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов к проектной деятельности на базе компьютерных технологий: дис. ...докт. пед. наук: 13.00.08 / Хворостов Дмитрий Анатольевич.-Орел, 2013.-389 с.

160. Хуторской, А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской // Интернет-журнал «Эйдос». - Режим доступа: http://eidos.ru/iournal/2002/0423.htm.

161. Чернобытов В. А. Основы проектной культуры / В. А. Чернобытов, Н. С. Коваленко// Акмеологический подход в профессиональной подготовке специалистов на факультете технологии и предпринимательства. - СПб.: Береста, 2002. -С. 116-123.

162. Цыплакова, С.А. Профессиональная подготовка студентов в рамках ФГОС ВПО третьего нового поколения [Электронный ресурс] / С.А. Цыплакова // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - Май. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2012/05/12407.

163. Шабанов, Г.А. Система педагогического обеспечения качества образования в вузе: моногр. / Г.А. Шабанов. - М.: МОСУ, 2004. - 207 с.

164. Шадриков, В.Д. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и компетентностный подход / В.Д. Шадриков // Высшее образование сегодня. -2005.-№9. -С. 19-22.

165. Шмакова, JI.E. Комплексное развитие творческих способностей студентов-дизайнеров в профессионально-педагогическом вузе: дис. ...канд. пед. наук: 13.00.08 / Шмакова Лариса Евгеньевна. - Екатеринбург, 2009. -189 с.

166. Щеглов, A.B. Формирование профессиональных компетенций студентов-дизайнеров средствами объемно-пространственной композиции: автореф. дис. . ..канд. пед. наук: 13.00.08 / Щеглов Алексей Вячеславович. - Тула, 2012. - 20 с.

167. Щедровицкий, Г.П. Система педагогических исследований / [Электронный ресурс] Г.П.Щедровицкий // Педагогика и логика. - М.: Касталь, 1993. Режим доступа: http://lizard.iinr.ru/-tina/ritm/tania/Tehnology/gpm/gp pl/index-pil 2.html

168. Элиот, Т. С. К определению понятия культуры: Заметки / Пер. с анг. Жигле-вич Е. M.;L., 1968. 167 с. - Впервые: Eliot T.S. Notes towards the definition of culture. 1948.

169. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К.Ясперс. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.