Формирование профессиональных компетенций обучающихся по направлению подготовки «Дизайн» средствами дисциплины «Специальный рисунок» тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Левен Олег Леонидович

  • Левен Олег Леонидович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 294
Левен Олег Леонидович. Формирование профессиональных компетенций обучающихся по направлению подготовки «Дизайн» средствами дисциплины «Специальный рисунок»: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет». 2021. 294 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Левен Олег Леонидович

Введение

Основная часть

Глава 1. Анализ специфики обучения рисунку в системе профессиональной подготовки дизайнеров

1.1. Становление методов обучения дизайнеров специальному рисованию в мировом и отечественном художественном образовании

1.2. Анализ формирования профессиональной специфики, функций и свойств дизайнерского рисунка

1.3. Развитие системы подготовки дизайнеров по специальному рисунку на современном этапе

Выводы по первой главе

Глава 2. Теоретические основы формирования профессиональных компетенций дизайнеров в области рисунка

2.1. Рисунок как составляющая процесса профессионального мышления дизайнера

2.2. Теоретические аспекты проблемы формирования профессиональных компетенций в процессе освоения дисциплины «Специальный рисунок»

2.3. Дидактические основания обучения дизайнеров специальному рисунку

Выводы по второй главе

Глава 3. Разработка и практическая апробация экспериментальной методики дисциплины «Специальный рисунок»

3.1. Критериальная база оценивания сформированности профессиональных компетенций обучающихся по дисциплине «Специальный рисунок»

3.2. Определение исходного уровня сформированности профессиональных компетенций обучающихся по направлению подготовки «Дизайн»

3.3. Апробация и оценка эффективности экспериментальной методики

дисциплины «Специальный рисунок»

Выводы по третьей главе

Заключение

Список литературы

Список иллюстративного материала

Приложения (Том 2)

Приложение 1. Дескрипторы уровней сформированности когнитивного и

деятельностного компонентов профессиональных компетенций

Приложение 2. Параметры оценивания учебно-творческих работ

Приложение 3. Определение интересов, предпочтений, личного опыта проектной

деятельности обучающихся на констатирующем этапе эксперимента

Приложение 4. Тесты для проверки исходного уровня знаний обучающихся

Приложение 5. Тесты для проверки итогового уровня знаний обучающихся

Приложение 6. Письменный опрос (понимание специфики академического и

дизайнерского рисунка), контрольный этап эксперимента

Приложение 7. Таблицы оценки письменных и графических тестов

Приложение 8. Экспериментальная рабочая программа дисциплины

«Специальный рисунок», профиль подготовки «Графический дизайн»

Приложение 9. Примеры выполнения заданий по темам экспериментальной

программы. Профиль подготовки «Графический дизайн»

Приложение 10. Примеры выполнения заданий по темам экспериментальной

программы. Профиль подготовки «Средовой дизайн»

Приложение 11. Примеры оформления обложки портфолио

Приложение 12. Примеры выполнения коллективного задания

Введение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование профессиональных компетенций обучающихся по направлению подготовки «Дизайн» средствами дисциплины «Специальный рисунок»»

Актуальность исследования

Перед российской системой образования всех уровней сегодня стоит задача адекватной реакции на новые требования к уровню профессиональной подготовки специалистов. Выпускник колледжа, института, университета, по окончании учебного заведения должен продемонстрировать готовность к выполнению конкретных задач, возложенных на него работодателем. Соответственно, учреждения художественного образования должны готовить современных специалистов, ориентированных на повышенную творческую активность, оригинальность мышления, умение использовать нестандартные способы решения поставленных перед ними задач, выбирать оптимальные варианты воплощения своего замысла. Это позволит молодым специалистам занять лидирующие позиции на рынке труда, повысит их конкурентоспособность и поможет успешно заниматься профессиональной деятельностью.

Профессия дизайнера на данный момент одна из самых динамичных в области изобразительной деятельности, сфера влияния дизайна на жизнь современного общества постоянно растет. Сегодня объектом дизайна являются не только окружающая нас среда, но и все жизненно значимые процессы современного общества. На стыке новых профессий и технологий происходит одновременный процесс интеграции традиционных видов дизайна и появление все новых направлений проектной деятельности. Переход к информационному обществу, лавинообразное нарастание информационных потоков вносят изменения в интеллектуальную и эмоциональную сферы жизни современного человека. В этих условиях актуализируется роль дизайна, выполняющего роль своеобразного посредника, «коммуникатора» во взаимодействии различных областей общественной жизни и профессиональной деятельности. В самом широком понимании дизайнер проектирует содержание, форму, способы передачи и восприятия визуальной информации о «дизайн-объекте» в обществе.

Эти изменения в традиционной роли дизайна в обществе актуализируют новые поиски в современном дизайн-образовании.

В государственных нормативных документах обозначены области деятельности, в которых выпускник-дизайнер должен продемонстрировать свои профессиональные умения - художественная, проектная и исследовательская деятельность. Соответственно, в системе профессиональной подготовки дизайнеров существует исторически сложившаяся иерархия разделения учебных предметов на общехудожественные (академический рисунок и др.) и проектные дисциплины. Однако специфика профессии дизайнера заключается в том, что эти виды деятельности существуют в дизайне одновременно и в неразрывной связи, что непосредственно отражается на особенностях профессионального проектного рисунка. Рисунок, выполненный дизайнером «от руки» является наиболее эффективным способом визуализации поискового этапа проектирования. Здесь набросок, эскиз реализуется как инструмент визуального творческого мышления, обладающий определенным набором свойств, направленных на создание инновационного интеллектуального продукта в форме изобразительной информации, которая в процессе рисования генерируется, преобразуется в новые знания, реализуя переход от мысленного образа к конкретному изображению. Современный дизайнер должен уметь использовать все потенциальные возможности рисунка, как основы «графического языка» проектирования. Соответственно, освоение навыков профессионального рисунка является важной задачей практической педагогики в области художественной подготовки дизайнеров. Специфические характеристики дизайнерского рисунка определяют новую область педагогических задач, которые требуют применения инновационных подходов и методов, выходящих за рамки исторически сложившейся методики академического рисунка, направленной на формирование основ изобразительной грамотности и реалистического научного мировоззрения.

Как отмечают многие исследователи, одной из нерешенных до сих пор проблем практической педагогики в области подготовки дизайнеров, остается проблема взаимодействия проектных и академических художественных

дисциплин. Несогласованность между полученными знаниями и навыками по академическому рисунку и ожидаемыми результатами применения этих знаний и навыков в учебной художественно-проектной деятельности оказывает влияние на эффективность формирования профессиональных компетенций. Эту проблему призваны решить дисциплины пропедевтического и «специализированного» предметного цикла. Обучение дизайнеров специальному рисунку должно быть обращено к требованиям, предъявляемым к рисунку на начальной стадии проектирования: максимальная выразительность, лаконичность, подвижность, информативность. Умение грамотно применять изобразительные средства, приемы, графические техники рисунка и способы гармонизации изображения с учетом специфики проектной деятельности, помогает обучающимся более успешно решать поставленные учебно-проектные задачи, и способствует повышению эффективности формирования профессиональных компетенций.

Несмотря на более чем полувековую историю развития художественно-промышленного образования, процесс разработки содержания специальных дисциплин в отечественной системе профессиональной подготовки дизайнеров находится еще в стадии согласования подходов и методик. В связи с этим становится особенно актуальной необходимость разработки новых, научно обоснованных, методов обучения дизайнеров рисунку, направленных на решение прикладных задач проектирования конкретного объекта.

Состояние и степень разработанности проблемы

На сегодняшний день компетентностный подход и пути его реализации в учебной практике в педагогической научной литературе освещены достаточно полно. Общие теоретические вопросы компетентностного подхода в образовании изложены в исследованиях А.Л.Андреева, В.И. Байденко, А.Г. Бермуса, И.Г. Галяминой, Э.Э. Сыманюк, Ю.Г. Татура, С.Е. Шишова и др. Структуру профессиональной компетентности и проблему базовых и ключевых компетенций изучали: А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, А.И. Субетто, А.В. Хуторской и др.

В область деятельности бакалавров дизайна, в первую очередь, входят художественная и проектная деятельность [202], что определяет ключевое значение навыков и знаний в области рисунка, живописи, композиции и декоративно-прикладного искусства. В связи с этим особое значение для нашего исследования имеют научные работы, посвященные вопросам теории обучения изобразительному искусству: Г.В. Беды, С.Е. Игнатьева, В.С. Кузина,

B.П. Зинченко, Л.Г.Медведева, В.В. Корешкова, Н.Н. Ростовцева, С.П. Рощина, Н.К. Шабанова, Е.В. Шорохова и других педагогов-художников. Масштабные исследования в области педагогики изобразительного искусства и академического рисунка, были проведены в трудах художников, педагогов, методистов, представляющих российскую научную школу Н.Н. Ростовцева, В.С. Кузина,

C.П. Ломова.

Формирование необходимых навыков и профессиональных компетенций в обучении невозможно без развития познавательных процессов. Выбор конкретных методов обучения и воспитания должен опираться на понимание психологической структуры познавательных процессов, которые исследовали ученые-психологи Л.С. Выготский, В.Н. Дружинин, А.Я. Пономарев,

A.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и их последователи. Специфику визуального восприятия, в том числе применительно к художественно-изобразительной деятельности, рассматривали в своих трудах Б.Г. Ананьев, Н.А. Бернштейн, Е.И.Игнатьев, Б.В Раушенбах, Р. Арнхейм, Р.Л. Грегори, С.М. Даниель,

B.П. Зинченко.

Преподавание рисунка и графики, как способа развития творческих способностей, восприятия и мышления обучающихся, изучали Р.Ч. Барциц, Н.Н. Волков, Е.Ф. Кузнецов, В.П. Зинченко, А.П. Дроздов, Н.Н. Ростовцев,

B.С. Кузин, А.Е. Терентьев, Л.Г. Медведев, Е.В. Шорохов. Также в ходе исследовательской работы были изучены методические разработки

C.А. Аманжолова, С.Е. Игнатьева, В.В. Корешкова, Н.М. Сокольниковой, направленные на исследование активного влияния изобразительного и

декоративно-прикладного искусства на формирование личностных качеств обучающихся.

Для темы нашего исследования представляют интерес работы, посвященные проблемам совершенствования методов профессиональной подготовки дизайнеров: Р.Ч. Барцица, М.В. Галкиной, Ю.Ф. Катхановой, Е.Н. Ковешниковой, С.М. Кожуховской, А.В. Кучеровой, В.В. Корешкова, С.П. Ломова, С.М. Михайлова, А.В. Степановой, В.Ф. Сидоренко, Е.В. Ткаченко.

Наиболее значительное влияние на формирование графического языка современного дизайн-проектирования оказали, прежде всего, архитектурный рисунок, культура промышленных технических рисунков, проектная графика в декоративно-прикладном искусстве, различные виды станковой графики, также необходимо учитывать нарастающее влияние современных цифровых технологий. В связи с этим представляют особый интерес исследования, посвященные специфике учебного рисунка в декоративно-прикладном искусстве (К.А. Кравченко, А.С. Хворостов, О.В. Шаляпин, М.С. Якушева); в области подготовки будущих архитекторов и дизайнеров интерьера (Б.А. Карев, Н.С. Степанова-Третьякова, Н.К. Шабанов, Т.О. Маркитантова, Е.А. Черная, Е.В. Кокорина, Д.А. Хворостов).

Формирование профессиональных компетенций обучающихся по разным профилям подготовки рассматривались в диссертационных исследованиях Е.Ю.Усенковой, (2009, дизайн костюма), О.А.Вуль, (2018, дизайн интерьера), Е.А. Кольцовой, (2017, средовой дизайн), А.И.Кулешовой (2009, графический дизайн). Проблемы подготовки педагогов дизайна рассматриваются в научных работах Н.В. Квач (2005), В.В. Щукиной (2010). Формированию профессиональных компетенций в процессе обучения дизайнеров костюма посвящены диссертационные работы П.А. Ковешникова (2016), Е.Ю.Усенковой, (2009), И.Б. Торшиной (2002). Диссертационные исследования велись в направлении поиска новых методов диагностики (Н.А. Бахлова, 2017), и оптимальных педагогических условий формирования профессиональных компетенций бакалавров дизайна (О.П. Андреева, 2011, Н.Е. Руднева, 2016).

Различные аспекты теории и практики обучения дизайнеров рисунку рассмотрены в научных работах В.Р. Яблокова, В.Ф. Сидоренко, А.В. Соловьевой, Т.М.Степановой, О.А.Вуль, К.А.Кравченко, И.Н. Полынской (монография), в диссертационных исследованиях по искусствоведению В.В. Бабияка (2005), М.В.Горелова (2006), П.А. Гузенко (2009). Особо следует отметить докторское диссертационное исследование А.М.Савинова, в котором дается всесторонний анализ современного состояния системы подготовки дизайнеров по академическому рисунку. Также был изучен ряд российских и зарубежных научных и методических работ (статей, методических пособий, учебных программ), по интересующей нас проблематике.

Таким образом, анализ научных источников свидетельствует, что в современной отечественной педагогической науке создана серьезная научная база для дальнейших теоретических и практических исследований в сфере дизайн-образования. На сегодняшний день существуют исследования в области обучения дизайнеров рисунку, однако они имеют ряд ограничений, обусловленных тем, что экспериментальные методики реализуются в рамках дисциплины «академический рисунок», либо носят узкоспециализированный характер, связанный с профилем подготовки. Исследования, направленные на проблему реализации компетентностной модели обучения в системе профессиональной подготовки дизайнеров, как правило, не затрагивают область специального рисунка.

Усиление практико-ориентированности учебного процесса актуализирует направленность подготовки дизайнеров на интенсивное освоение сложных цифровых технологий для реализации проектных заданий. В тоже время, в ходе обсуждения учебных заданий на текущих и итоговых просмотрах преподаватели выпускающих кафедр дизайна отмечают недостаточный уровень практических умений обучающихся по переработке рисунков в направлении проектирования дизайн-объектов и составлении композиций по профилю подготовки. В ряде случаев это приводит к тому, что образовательное учреждение перераспределяет учебную нагрузку, сокращая часы художественных дисциплин, обосновывая

такую позицию тем, что методики обучения дизайнеров рисунку недостаточно эффективны для решения поставленных задач.

Вследствие этого возникает определенный дисбаланс реализации развивающих и обучающих целей образовательной программы, так как важная педагогическая задача по формированию визуального проектного мышления и развитию творческих способностей будущих дизайнеров не может быть полноценно реализована только на основе изучения информационных технологий. Ведущие российские и зарубежные специалисты в области педагогики дизайна, также как и многие профессиональные дизайнеры, архитекторы, отмечают важность обучения студентов ручному эскизированию, как наиболее оптимальному и эффективному способу визуализации аналитического и поискового этапа художественного проектирования.

В последние два десятилетия появилось много научных педагогических исследований, посвященных как общим проблемам дизайн-образования, так и различным аспектам педагогической практики обучения дизайнеров художественным дисциплинам, в то же время практически отсутствует научно обоснованная методическая литература по вопросам обучения дизайнеров профессиональному рисунку. Нельзя не отметить, что недостаток доступной педагогической литературы восполняется в массовом издании переводной «развивающей» литературой по рисованию скетчей и комиксов, порой очень сомнительного свойства.

Выбор направления и темы исследования основан на результатах многолетней педагогической практики, в ходе которой были выявлены существенные различия в целях и задачах академического и специального рисунка. Анализ специфики проектного рисунка в дизайне определил подход к обучению дизайнеров профессиональному рисунку, как к самостоятельной учебной дисциплине «Специальный рисунок», требующей теоретического осмысления, разработки нового содержания, выбора методов, приемов, технологий и средств обучения.

На основе изучения научно-педагогической литературы, методических разработок, нормативной литературы по тематике настоящего исследования и личного практического опыта подготовки дизайнеров по академическому и специальному рисунку, были выявлены наиболее значимые противоречия:

— между требованиями, предъявляемыми работодателями и государством к уровню профессиональной подготовки дизайнеров в области поисково-творческой деятельности с применением изобразительных средств графики, и сложившейся практикой обучения будущих дизайнеров рисунку, традиционно ориентирующейся на методики преподавания академического рисунка;

— между потенциальными возможностями дисциплины «Специальный рисунок», позволяющими значительно повысить эффективность формирования профессиональных компетенций, и недостаточной теоретической и методической разработанностью процесса обучения рисунку в системе профессиональной подготовки дизайнеров.

Таким образом, можно констатировать, что тема преподавания специального рисунка, как самостоятельного учебного предмета, направленного на решение профессиональных задач в дизайн-проектировании, не была достаточно изучена, и требует дальнейшего исследования.

Анализ названных противоречий позволяет сформулировать основную проблему нашего исследования: какое сочетание педагогических, материально-технических, информационных, учебно-методических и оценочных средств дисциплины «Специальный рисунок» является наиболее оптимальным для эффективного формирования профессиональных компетенций обучающихся по направлению подготовки «Дизайн». Поиск и выявление возможностей учебной дисциплины «Специальный рисунок» для решения данной проблемы и разработка методики, направленной на эффективное формирование профессиональных компетенций обучающихся, определили выбор темы данного исследования.

Цель исследования - теоретическое обоснование, разработка, апробация методики обучения специальному рисунку, способствующей эффективному

формированию профессиональных компетенций обучающихся по направлению подготовки «Дизайн».

Объект исследования: процесс обучения специальному рисунку бакалавров дизайна в системе высшего образования, который рассматривается как последовательная педагогическая деятельность, направленная на формирование умений и навыков в области творческих художественно-проектных дисциплин, и развитие личностных качеств обучающихся, способствующих наиболее эффективной самореализации выпускника в будущей профессиональной деятельности.

Предмет исследования: методика обучения, способствующая эффективному формированию профессиональных компетенций бакалавров -дизайнеров в области специального рисунка.

Выявленные в ходе исследования различия целей, задач, содержания дисциплин «Академический рисунок» и «Специальный рисунок» [116, с. 134], определяют предположение, что необходимо позиционировать «Специальный рисунок» как самостоятельный учебный предмет, обладающий серьезным потенциалом для достижения педагогических целей, отвечающих современным требованиям работодателей к уровню подготовки дизайнеров в области профессионального рисунка. На основании данного предположения можно выдвинуть гипотезу исследования.

Гипотеза исследования:

Формирование профессиональных компетенций в процессе обучения бакалавров дизайна специальному рисунку будет проходить наиболее эффективно, если педагогические, материально-технические, информационные, учебно-методические и оценочные средства обучения будут организованы, как единая инновационная педагогическая система, направленная на раскрытие и максимально эффективную реализацию компетентностного потенциала дисциплины «Специальный рисунок», и если разработка содержания, целей, задач дисциплины будет основываться на материале, отражающем особенности профессионального рисунка в дизайне.

Задачи исследования:

1. Провести анализ истории становления и развития теории и методики обучения дизайнеров специальному рисованию.

2. Определить специфику современного профессионального рисунка в дизайне, рассмотреть основные направления и методики подготовки дизайнеров по рисунку в современной системе образования, выявить характеристики, обосновать место и роль учебной дисциплины «Специальный рисунок» в образовательной программе направления подготовки «Дизайн».

3. Выявить дидактические основы оптимального педагогического подхода к форме организации учебного процесса в ходе инновационного преподавания специального рисунка будущим дизайнерам.

4. Обосновать экспериментальную теоретическую модель преподавания дисциплины «Специальный рисунок», как фактор реализации компетентностного потенциала дисциплины, направленный на повышение эффективности формирования компонентов профессиональных компетенций бакалавров дизайна.

5. Уточнить структуру профессиональной компетенции дизайнера в области рисунка, выявить компетентностный потенциал учебной дисциплины «Специальный рисунок», разработать критериальную базу оценивания сформированности профессиональных компетенций обучающихся по направлению подготовки «Дизайн» в области специального рисунка, разработать параметры оценивания практических результатов обучения.

6. Разработать, экспериментально проверить, апробировать и внедрить в учебный процесс эффективную методику преподавания дисциплины «Специальный рисунок».

Методологической и теоретической основой представленного исследования являются:

— базовые положения системного и деятельностного подходов к обучению (П.К. Анохин, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев и их последователи);

— ведущие положения психологии художественной изобразительной деятельности, связанные с проблемами восприятия, мышления, творчества,

изложенные в трудах С.Л. Рубинштейна, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.П. Зинченко, Е.И. Игнатьева, А.Г.Асмолова, Б.В. Раушенбаха, Р. Арнхейма;

— основные положения педагогической теории и методики художественного образования, изложенные в научных трудах Д.Н. Кардовского, Г.В. Беды,

B.С. Кузина, Н.К.Шабанова, С.Е.Игнатьева, Л.Г. Медведева, Н.Н. Ростовцева,

C.П.Ломова, Г.Б. Смирнова, А.Е. Терентьева, Е.В. Шорохова;

— теоретические положения и концепции компетентностной модели высшего образования (А.Л.Андреев, В.И. Байденко, А.Г. Бермус, А.А. Вербицкий Э.Ф. Зеер, И.А.Зимняя, А.И. Субетто, Ю.Г. Татур, С.Е. Шишов А.В.Хуторской);

— базовые положения в области теории и методики проектной деятельности (В.Б. Устин, Г.Б. Минервин, В.Ф. Рунге, В.Л. Глазычев, О.И. Генисаретский,

B.Т. Шимко, В.Р.Аронов) и методологии дизайн-образования (Е.Н. Ковешникова,

C.М. Кожуховская, А.В. Кучерова, В.В. Корешков, С.М. Михайлов, А.В. Степанова, В.Ф. Сидоренко, Е.В. Ткаченко).

Методы, которые были применены в ходе исследовательской работы: теоретические - анализ литературы по теме исследования (научно-педагогической, искусствоведческой литературы, периодических изданий по педагогике искусства, истории, методологии и педагогике дизайна);

эмпирические - наблюдение, опрос и беседы со студентами в процессе учебы, опросы преподавателей для оценки уровня учебной и профессиональной мотивации обучающихся, проведение письменного и графического тестирования, анкетирование студентов с целью сбора данных и выявления индивидуальных аспектов формирования компетенций, фотографирование учебных работ -рисунков, набросков, поисковых эскизов;

диагностические - экспертный анализ аудиторных работ, рисунков из фондов факультета, результатов письменного и графического тестирования;

экспериментальные - педагогический эксперимент, содержащий последовательный ряд этапов.

Научная новизна исследования определяется следующими результатами:

1. Обоснована необходимость разработки и реализации инновационной методики обучения будущих дизайнеров специальному (профессиональному) рисунку, отвечающая современным требованиям к уровню подготовки выпускников высших учебных заведений.

2. Исследована специфика современного профессионального дизайнерского рисунка, определены свойства, необходимые для реализации функций рисунка в профессиональной художественно-проектной деятельности.

3. Сформулированы: цель и задачи дисциплины, определен статус дисциплины в образовательной программе направления «Дизайн».

4. Обоснованы специальные методические принципы обучения дизайнеров рисунку, разработаны: содержание дисциплины «Специальный рисунок», дескрипторная (описательная) система оценивания сформированности профессиональных компетенций дизайнеров по специальному рисунку.

5. Введены понятия, связанные с внедрением компетентностного подхода в учебный процесс в рамках учебной дисциплины «Специальный рисунок»: «компетентностный потенциал дисциплины», «визуально-коммуникативная компетенция».

Ход исследования

Научное исследование проводилось на кафедре рисунка факультета Изобразительного искусства и народных ремесел Московского государственного областного университета.

Первый этап работы, который можно считать подготовительным (20152016гг.), был посвящен решению следующих задач: изучение нормативно-законодательной базы в области высшего образования; анализ научно-педагогической литературы по теме исследования; изучение научной литературы из смежных областей (искусствоведение, история, социология, семиотика, методология дизайна, и др.). Также в подготовительную часть входило ознакомление с учебно-методической литературой (рабочие программы дисциплин, учебные планы, карты компетенций, методические рекомендации, методические пособия) кафедр рисунка и дизайна; изучение и обобщение опыта

педагогов, ведущих курсы по рисунку, композиции, проектированию; анализ рисунков и художественно-графических работ на итоговых просмотрах методического фонда кафедр рисунка и композиции.

Основным итогом подготовительного периода была подготовка и теоретическое обоснование педагогического эксперимента, разработка теоретической модели формирования профессиональных компетенций в области рисунка, разработка критериальной базы оценивания результатов обучения и уровня профессиональных компетенций в рамках учебной дисциплины «Специальный рисунок».

Второй этап исследования В период с 2016 по 2017 годы проводилась работа по подготовке формирующего эксперимента, одновременно с активной педагогической и методической работой на кафедре рисунка факультета изобразительного искусства и народных ремесел МГОУ. В связи с принятием нового образовательного стандарта в августе 2016 года, в рабочие программы дисциплины «Специальный рисунок» вносились коррективы, разрабатывались экспериментальные задания, соответствующие новым требованиям.

Параллельно с плановой методической работой велись активные поиски по разработке экспериментальной методики по специальному рисунку, проходили апробацию различные педагогические подходы, приемы и модели обучения. В ходе поискового этапа для проведения коррекции методов и тем заданий, по результатам зимней и летней сессий проводились беседы с преподавателями кафедр рисунка, композиции и дизайна.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Левен Олег Леонидович, 2021 год

6.1. Основная литература

1. Колосенцева, А.Н. Учебный рисунок [Электронный ресурс]: учебное пособие / А.Н. Колосенцева. - Минск : Высшая школа, 2013. - 160 с. -URL: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=509010. - 19.06.2017.

2. Кузин В.С. Рисунок: наброски и зарисовки : учеб. пособие для вузов / В. С. Кузин. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2013. - 232с.

6.2. Дополнительная литература

1. Ли Н.Г. Основы учебного академического рисунка [Текст] : учебник для вузов / Н. Г. Ли. - М. : Эксмо, 2014. - 480с.

2. Макарова М.Н. Перспектива [Текст] : учебник для вузов / М. Н. Макарова. - 2-е изд., доп. - М. : Академ.Проект, 2006. - 480с.

4. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок [Электронный ресурс]:учеб. пособие для вузов. - М.: Просвещение, 1995. -URL: http://static.myshop.ru/product/pdf/154/1533328.pdf. - 02.02.2015

5. Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию: русская и советская школы [Электронный ресурс]: учеб. пособие для вузов-М.: Просвещение, 1982. -URL: http://www.studfiles.ru/preview/1741780/. -02.02.2015

6. Тихонов С.В., Демьянов В.Г., Подрезков В.М.Рисунок. Специальность «Архитектура» [Электронный ресурс]: учеб. пособие для

вузов - М.: Стройиздат, 2004. -URL: http://www.studmed.ru/tihonov-sv-demvanov-vg-podrezkov-vb-risunok_6bd9c287b1b.html. - 02.02.2015

7. Рабинович М.Ц. Пластическая анатомия и изображение человека на её основах [Электронный ресурс].- М: Изобразительное искусство, 1985. -URL: http://nashol.com/2011070156992/plasticheskaya-anatomiya-cheloveka-chetveronogih-jivotnih-i-ptic-i-ee-primenenie-v-risunke-rabinovich-m-c.html.-

6.3 Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»

1. http://www.alleng.ru/edu/art3.htm

2. http://fsweb.info/graphics/

4. http: //graphic.org.ru/academia.html

5. http: //pro-risunok.ru/

7. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ

ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО

ДИСЦИПЛИНЕ Лицензионное программное обеспечение: Microsoft Windows Microsoft Office Kaspersky Endpoint Security Информационные справочные системы: Система ГАРАНТ Система «КонсультантПлюс» Профессиональные базы данных : fgosvo.ru pravo.gov.ru www.edu.ru

8. МАТЕРИАЛЬНО - ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ДИСЦИПЛИНЫ

1. Комплект учебной мебели, доска, демонстрационное оборудование (технические средства обучения, служащие для представления учебной информации большой аудитории);учебной мебелью, мольбертами.

2. Помещения для самостоятельной работы, укомплектованные учебной мебелью, персональными компьютерами с подключением к сети Интернет и обеспечением доступа к электронным библиотекам и в электронную информационно-образовательную среду МГОУ;

3. Помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования, укомплектованные мебелью (шкафы/стеллажи), наборами демонстрационного оборудования и учебно-наглядными пособиями.

Приложение 9.

Примеры выполнения заданий по темам экспериментальной программы

дисциплины «Специальный рисунок» Профиль подготовки «Графический дизайн» Тема 1. Постановка из геометрических тел

Упражнения на линейное построение (рисунок 9.1-9.4)

Рисунок 9.1

Рисунок 9.4

Каркасный рисунок постановки из геометрических тел с натуры и по

представлению (рисунок 9.5-9.6)

Рисунок 9.5

Зарисовки постановки с разных ракурсов, направлений освещения и в

разных техниках (рисунок 9.7-9.8)

Рисунок 9.7

Применение изобразительных и композиционных средств (рисунок 9.9-9.13)

Рисунок 9.9

Рисунок 9.10

Рисунок 9.13

Упражнение - композиция в технике коллажа (рисунок 9.14-9.17)

Рисунок 9.16

Рисунок 9.17

Поисковые зарисовки, трансформация и переработка рисунка в направлении практического применения в проектном задании по профилю графического

дизайна (рисунок 9.18 - 9.21)

Рисунок 9.19

Рисунок 9.20

Поисковые зарисовки на сочетание знаковой составляющей и изображения

(рисунок 9.22 - 9.23)

Рисунок 9.22

Итоговая графическая композиция по профилю графического дизайна - логотип, (рисунок 9.24 - 9.28)

Рисунок 9.24

Рисунок 9.25

Рисунок 9.26

Рисунок 9.27

Наброски капители (рисунок 9.29

- 9.32)

Рисунок 9.31

Рисунок 9.32

Линейно-конструктивный рисунок капители с натуры и по двум проекциям

(рисунок 9.33 - 9.35)

Рисунок 9.34

Рисунок 9.35

Зарисовки капители (точка, линия, пятно, цвет) (рисунок 9.36 - 9.39)

Трансформация капители (рисунок 9.40 - 9.41)

Поиск логотипа (рисунок 9.42 - 9.43)

Итоговый проект Обложка для пособия «Специальный рисунок» (рисунок 9.44 - 9.46)

Рисунок 9.44 Рисунок 9.45

Тема 3. Тематический натюрморт

Зарисовки предметов для тематического натюрморта (рисунок 9.47 - 9.49)

Рисунок 9.47 Рисунок 9.48

Поисковые зарисовки тематического натюрморта по представлению (рисунок 9.50 - 9.52)

Рисунок 9.50 Рисунок 9.51

Итоговый рисунок натюрморта по представлению (рисунок 9.53 - 9.56)

Рисунок 9.55 Рисунок 9.56

Графический лист на основе натюрморта по представлению

(рисунок 9.57 - 9.60)

Рисунок 9.57 Рисунок 9.58

Рисунок 9.59 Рисунок 9.60

Итоговая композиция по профилю подготовки «Графический дизайн»

(рисунок 9.61 - 9.62)

Рисунок 9.61

Темы № 5. Объект живой природы

Пример цикла заданий по теме, выполненных студентом 2 курса ГД Пустовойтовой Яной Игоревной

Рисунок 9.63 - Зарисовки с фото, с натуры

Рисунок 9.64 - линейно - конструктивный рисунок

Рисунок 9.66 - анализ пластики (линии)

Рисунок 9.68 - трансформация силуэта

Рисунок 9.69 - поиск знака

Рисунок 9.70 - поиск текстовой составляющей

Рисунок 9.71 - поиск логотипа

Рисунок 9.72 - поиск логотипа

Рисунок 9.74 - конкурсный проект

Рисунок 9.75 - конкурсный проект

Приложение 10.

Примеры выполнения заданий по темам экспериментальной программы Профиль подготовки «Средовой дизайн» Тема 4. Объект декоративно-прикладного искусства

Рисунок 10.3 - линейно-конструктивные зарисовки объекта

Рисунок 10.4 - анализ пространственной структуры объекта

Рисунок 10.5 - поиск образа

Рисунок 10.6 - 10.9. Графическая трансформация. Линия, пятно, ритм

Рисунок 10.8

Рисунок 10.9

Рисунок 10.11 Рисунок 10.12 -

Рисунок 10.11, 10.12 - трансформация объема

Рисунок 10.13 Рисунок 10.14

Рисунок 10.13, 10.14 - поисковые наброски пространственного объекта

Рисунок 10.15 - поисковый эскиз детской площадки

Приложение 11. Оформление обложки портфолио по рисунку

Разработка обложки для каталога работ по академическому и специальному рисунку

орсеятьевой софьи аЛЕКсанлроьиы

по ак^айЕмичЕскрму и специальному

РИСУНКУ

Рисунок 11.1 - проект обложки портфолио (Софья Арсентьева)

Рисунок 11.2 - обложка портфолио (Вероника Макаренко)

ПО РИСУНКУ

ЗАПРУДНОВОЙ

ВАСИЛИСЫ

ш

о

Рисунок 11.3 - обложка портфолио (Василиса Запруднова)

Приложение 12. Примеры выполнения коллективного задания по специальному рисунку (календарь 2020 г.)

Рисунок 12.3

Рисунок 12.4

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.