Формирование у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Старикова, Елена Александровна

  • Старикова, Елена Александровна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 196
Старикова, Елена Александровна. Формирование у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2012. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Старикова, Елена Александровна

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ЖИВОПИСЬ ПЕЙЗАЖА КАК ОТРАЖЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТЫ

1.1 Пейзажный жанр как философско-мировоззренческая составляющая западноевропейской живописи

1.2 Становление и развитие русской пленэрной живописи пейзажа, сложного многопланового процесса

1.3 Произведение искусства и художественный образ как отражение объективной реальности

ГЛАВА II. ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ

%

2.1 Общие закономерности процесса восприятия и изобразительная деятельность

2.2 Роль закономерностей ощущения цвета в формировании целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи

2.3 Целостность как основной закон живописной композиции

2.4 Педагогические основы формирования у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи

ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПУТЕЙ И МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ЦЕЛОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПЕЙЗАЖА В УСЛОВИЯХ ПЛЕНЭРНОЙ ЖИВОПИСИ

3.1 Разработка критериев оценки работ студентов на предмет проявления в них целостного восприятия пейзажа (констатирующий эксперимент)

3.2 Оптимальное сочетание методов и приёмов, способствующих формированию у студентов целостного восприятия пейзажа в

в условиях пленэрной живописи (поисковый эксперимент)

3.3 Методическая система формирования у студентов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи

(формирующий и сравнительный эксперименты)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. БИБЛИОГРАФИЯ. ПРИЛОЖЕНИЕ.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи»

ВВЕДЕНИЕ

Проблема исследования и её актуальность.

Искусство во все времена играло важную социально - общественную роль. В XXI веке в связи с информационным глобализмом эта роль стала исключительно важной. Задачей подготовки специалиста изобразительного искусства является формирование умения экстраполировать реальные и нереальные образы. Художник - педагог призван формировать творческий потенциал учащихся, развивать творческие способности, изобразительные навыки, художественно - образное мышление, чувство цвета, композиционную культуру, приобщать к наследию отечественного и мирового искусства.

Целостное восприятие действительности - основной принцип изобразительного искусства, позволяющий видеть объект изображения и само изображение синкретично, одновременно, во всём единстве и взаимообусловленности многообразия пластических форм, свойств, качеств, признаков и особенностей, способствующий передаче художественного образа. Поэтому умение цельно видеть и выражать эту цельность в произведении -необходимое профессиональное качество художника.

В настоящее время в методической, научно-теоретической, искусствоведческой, философской литературе находят отражение различные трактовки понятия «художественный образ», имея в виду его содержательную сторону. Фактор этот немаловажный, прежде всего потому, что различные трактовки понятия «художественный образ» ведут к различному пониманию форм и методов художественного воспитания.

Согласно реалистической трактовке, художественный образ -диалектическое единство мира и человека, духовного и материального, рационального и эмоционального, типичного и индивидуального, объективного и субъективного. В этом его специфика и уникальность. Такая трактовка художественного образа предполагает видение образа как высшего проявления духовности и практической деятельности художника. Воплощенный в

материале замысел средствами изобразительного искусства и свойственной ему образностью соединяет в себе воедино понятие общего, особенного и единичного.

При определении понятия «художественный образ» актуально положение диалектики о единстве формы и содержания. Художественный образ всегда объединяет форму и содержание изображаемой действительности. Форма, как таковая, целиком направлена на наилучшее выражение идеи, содержания произведения.

Она соответствует содержанию и подчиняется ему. Но только совершенная форма может по-настоящему выражать воплощенные в ней идеи. Ни одна самая значительная идея не может быть донесена до зрителя, если произведение слабо по форме, если форма не соответствует содержанию. Вот почему работа над формой, совершенствование мастерства художника занимают такое большое место в его творчестве.

Единство формы и содержания предполагает абсолютную целостность всех компонентов художественной формы.

Природа во всём многообразии её естественных проявлений даёт неисчерпаемый материал для формирования творческой личности художника, способствует не только накоплению профессиональных навыков, но и служит основой развития зрительных восприятий. Следует особо отметить, что развитие зрительного восприятия происходит не само по себе, в отрыве от практической работы с натуры, а через изобразительную деятельность, в процессе этой деятельности. Натура является отправным моментом формирования профессиональных качеств художника, объектом изображения; изображение же выступает, в свою очередь, активным катализатором восприятия, мерилом качества этого восприятия. Отсюда очень важно не только то, что и как видит человек, но и то, как он это видение реализует в изображении. Процесс восприятия, следовательно, и процесс развития этого восприятия сложный, а задача художественного образования состоит в том,

чтобы, с одной стороны, учить видеть и, с другой - учить технике изображения с тем, чтобы рука, технические средства живописи способствовали наибольшему и полному выражению того, что видит глаз художника.

Важной проблемой, которая всегда волновала учителя искусства в процессе обучения живописи - это ответы на вопросы, что должен видеть художник, чем его видение отличается от видения обычного зрителя. Видение художника, в отличие от «житейского» видения, имеет качественное своеобразие. Так, одним из необходимых условий в практике живописи считается цельность зрительного восприятия. Именно на этом базируется основное требование в обучении - умение цельно видеть даже в тот момент, когда работа ведётся над деталями изображения. В живописи нельзя воспринимать целое, не видя частностей, как нельзя воспринимать отдельные участки натуры, не видя объект в целом. Способность к целостному восприятию, или широкому смотрению, которому учил П.П. Чистяков, сильнее проявляется у людей с художественными способностями. Целостность зрительного восприятия нужно считать необходимым требованием, как для учебного этюда, так и для картины. Она вырабатывается путём систематических упражнений, когда решаются вопросы постижения свойств живописи.

Анализ существующей на сегодняшней день практики обучения студентов художественных вузов показывает, что необходимо более подробно рассмотреть целый ряд вопросов, связанных с последовательной системой заданий и упражнений, с наиболее эффективным сочетанием методов и приёмов, способствующих формированию у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи.

Специфика подготовки учителей изобразительного искусства заключается не только в обучении педагогическому мастерству, но и в воспитании художников-профессионалов, способных к самостоятельной

творческой работе. Овладение живописным мастерством невозможно без формирования целостного восприятия натуры и умения его передавать.

Актуальность настоящего исследования заключается в том, что несформированность у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи ведёт к некачественной подготовке специалистов-учителей изобразительного искусства.

Анализ работ по исследуемой проблеме.

В настоящем исследовании мы опирались на фундаментальные труды в области психологии восприятия, мышления Б.Г. Ананьева, П.Я. Гальперина, A.B. Запорожеца, А.Н. Леонтьева, Б.Ф. Ломова, А.Р. Лурия, Б.М. Теплова (роль практики в развитии процесса восприятия, константность восприятия), Р. Арнхейма (принципы организации художественной формы и её восприятия в процессе визуального познания мира. Зрительное восприятие - активный, динамический процесс), В. Бенусси (важность центральных факторов в восприятии формы и особенно установок на целостное и анализирующее восприятие. Восприятие пространства, перцептивные иллюзии), H.A. Берштейна (концепция «физиологии активности», механизм формирования навыка), Д. Брунера (категориальность перцептивного акта), К. Бюлера (процесс восприятия как процесс построения образа при помощи активных действий, развивающихся в онтогенезе), Л.М. Веккера (создание целостной концепции психических процессов, объясняющей механизмы, при помощи которых осуществляется построение объективного образа окружающей действительности), М. Вертгеймера (законы и свойства восприятия (законы гештальта, механизмы творческого мышления), Л.С. Выготского (теория онтогенетического развития мышления, теория художественного восприятия), Г. Гельмгольца (теория бессознательных умозаключений, Д. Гибсона (экологическая теория), Р.Л. Грегори (теория перцептивных гипотез), A.A. Дергача (специфика

профессиональногостановления), К. Дункера (исследования продуктивного

мышления, исследования научения), Ю.П. Зинченко (информационные технологии, глобализация образования), Д.Миллера (теория мышления как системы обработки информации), Ж. Пиаже (исследования активных действий при восприятии, моторные компоненты перцептивных действий), В. Д. Шадрикова (системогенез деятельности и теория способности), Д.И. Фелыптейна (концепция поуровневого социального развития личности в онтогенезе), а также физиологов И.П. Павлова (учение о высшей нервной деятельности), И.М. Сеченова (рефлекторное «кольцо» - основа механизма формирования образа).

Философско - эстетический аспект исследования в области восприятия, процесса творчества, создания художественного образа основывался на трудах В .П. Бранского, Н. Гартмана, Г. Гегеля, Леонардо да Винчи, А.Ф. Лосева,

A. Михайловой, A.A. Органова, Г.Н. Поспелова, И. Фолькельта, Н.Г. Чернышевского, Ф. Шеллинга.

Основой для изучения проблемы исследования в области истории искусств стали труды искусствоведов М.В. Алпатова, Э.М. Белютина, К.Г. Богемской, С.Н. Дружинина, Г.В. Дятлевой, Ю.К. Золотова, O.A. Лясковской, B.C. Манина, E.H. Матусовской, Н.М. Молевой,

B.Н. Стасевича, A.A. Фёдорова-Давыдова, А.Д. Чегодаева, Н.В. Яворского; статьи и книги художников - педагогов: H.H. Волкова, И.Э. Грабаря, Е.А. Кибрика, Н.П. Крымова, B.C. Кузина, A.C. Пучкова, А.Е. Терентьева, Е.В. Шорохова, К.Ю. Юона, А.П. Яшухина.

Основные положения исследования базировались на достижениях современной науки в области теории и методики обучения изобразительному искусству, нашедшие отражение в трудах С.С. Алексеева, А.Д. Алёхина, А.О. Барща, Г.В. Беды, H.H. Волкова, В.П. Зинченко, С.Е. Игнатьева, A.A. Ковалёва, В.И. Козлова, B.C. Кузина, В.К. Лебёдко, С.П. Ломова, Л.Г. Медведева, A.C. Пучкова, H.H. Ростовцева, А.Е. Терентьева,

A.A. Унковского, H.K. Шабанова, Ю.П. Шашкова, E.B. Шорохова, К.Ф. Юона, А.П. Яшухина и других.

Для нашего исследования особый интерес представляют диссертационные исследования Ю.В. Коробко, Н.Я. Маслова, A.C. Рындина (разработка методики формирования у студентов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи); A.A. Васильева, Р. Мизанбаева, Е.А. Хижняк (методика подготовки студентов к пленэру); Н.В. Грибакина, В.М. Соколинского (значимость композиции в формировании целостного восприятия пейзажа); Е.В.Ворониной, С.Б.Никитина (определение критериев формирования у студентов целостного восприятия пейзажа диссертационные исследования).

Анализ диссертационных исследований указывает на то, что проблема формирования у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи на начальном этапе обучения решена частично и требует дальнейшей разработки.

Объектом исследования является процесс развития целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи у студентов 2-х курсов художественных факультетов.

Предметом исследования являются теоретические основы, пути, формы, методы и средства, способствующие формированию целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основании теоретического анализа результатов исследований по психологии, педагогике, методике ^живописи и экспериментального поиска определить, научно обосновать и экспериментально апробировать педагогические условия и методы, стимулирующие развитие целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи у студентов 2-х курсов (техника масляной живописи) художественных факультетов.

Гипотеза исследования является предположение, что для эффективного формирования у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи необходимо обеспечить учебный процесс целостной методической системой, где все её компоненты находятся в неразрывном единстве, объединены общим направлением и отвечают современным требованиям подготовки специалиста, которая включает:

- цели и задачи учебно-творческой деятельности в области живописи пейзажа, содержание этой деятельности, критерии профессиональной подготовки будущего специалиста;

систему эффективных методов и методических приёмов, обеспечивающих усвоение специальных знаний студентов;

- рациональные формы организации процесса обучения живописи пейзажа и условия, способствующие формированию целостного восприятия пейзажа;

- средства обеспечения учебно - воспитательных и развивающих процессов (НИТ, наглядные пособия), применение которых эффективно сочетается с ходом занятий живописью в условиях пленэра;

- единство учебно-творческих задач рисунка, живописи и композиции пейзажа с другими дисциплинами (историей искусств, цветоведением, эстетикой, психологией, методикой и др.), обеспечивающих системный подход к развитию творческих способностей студентов;

Мы предполагаем, что эффективность формирования у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи может быть достигнута при реализации следующих условий:

- если основополагающим, систематизирующим и определяющим фактором всех частей системы будет являться единство целей и содержания;

- если центральным вопросом методической системы станет практическая работа над пейзажем и будет выработан единый и цельный метод преподавания живописи пейзажа, построенный на изучении натуры;

- если практическое усвоение курса живописи пейзажа в пленэрных условиях будет базироваться на теоретическом знании и практическом освоении таких художественных дисциплин, как рисунок, композиция, перспективные построения в живописи пейзажа и т.д.

- если обучение живописи пейзажа в условиях пленэра будет ориентировано на повышение качества художественно - педагогической подготовки студентов и будет рассматриваться как процесс, средство и результат художественно - творческого и нравственно - эстетического развития.

Совокупность вышеперечисленных условий, на наш взгляд, позволит усовершенствовать методику обучения живописи пейзажа в условиях пленэра, активизировать процесс формирования у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи, передать студентам профессиональное мастерство.

В соответствии с целью, объектом и гипотезой исследования в данной диссертации поставлены следующие задачи:

1. Исследовать философскую, искусствоведческую, психолого -педагогическую, методическую литературу по проблеме диссертации для совершенствования методики формирования целостного восприятия пейзажа у студентов художественных вузов в условиях пленэрной живописи;

2. Выявить характерные ошибки в работах студентов начальной ступени

обучения живописи;

3. Найти оптимальное сочетание методов и приёмов, наиболее активно способствующих формированию у студентов вторых курсов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи;

4. Определить параметры, разработать критерии развития у студентов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи, разработать учебные задания и упражнения, способствующие формированию у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях

пленэрной живописи;

5. Разработать, апробировать и внедрить экспериментальную программу пленэрной практики по живописи для вторых курсов художественных факультетов (144 ч.).

Для решения поставленных задач могут быть использованы следующие

методы исследования:

- изучение и анализ литературы по теории, методике живописи, цветоведению, психологии, педагогике, эстетике по проблеме исследования;

- ознакомление с программами по живописи художественных учебных заведений;

- анализ и оценка студенческих работ, полученных в процессе практической и экспериментальной работы;

- целенаправленное наблюдение за процессом создания работы студентами в условиях пленэра;

- анкетирование студентов художественных факультетов;

- метод беседы;

- изучение опыта преподавания пейзажной живописи на художественных факультетах.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нём:

- найдено оптимальное сочетание методов и приёмов, наиболее активно способствующих формированию у студентов вторых курсов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи;

- разработаны критерии сформированности у студентов художественных факультетов целостного восприятия пейзажа в пленэрной живописи;

- разработана программа пленэрной практики по живописи для 2-ых курсов художественных факультетов с учётом заданий и упражнений, направленных на формирование у студентов целостного восприятия пейзажа.

Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в том, что внесён вклад в теорию и методику преподавания изобразительного искусства, в частности, живописи пейзажа, в методику и теорию формирования у студентов целостного восприятия пейзажа в условиях пленэрной живописи. Результаты научной работы могут быть использованы в смежных исследованиях, посвящённых проблемам подготовки художников-педагогов и развития творческих способностей, послужить толчком к дальнейшей разработке темы в педагогической науке.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования, выводы и рекомендации могут быть использованы в практической работе педагогов, самостоятельной работе студентов, при разработке учебных программ, создании учебных пособий, спецкурсов по живописи. Предложенная методическая система применима не только при подготовке художников - педагогов, но и дизайнеров. Кроме того, она может быть использована в обучении как в высших, так и в средних профессиональных учебных учреждениях.

ГЛАВА I. ЖИВОПИСЬ ПЕЙЗАЖА КАК ОТРАЖЕНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА: ИСТОРИЧЕСКИЙ И ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТЫ.

1.1 Пейзажный жанр как философско - мировоззренческая составляющая

западноевропейской живописи.

Понятие «пейзаж» (франц. paysage, от pays - местность) в Большом Российском Энциклопедическом словаре определяется как вид, изображение какой-либо местности; в живописи и графике - жанр, в котором основной предмет изображения - природа, виды городов или архитектурных комплексов (ведута), морские виды (марина).

На ранних этапах развития пейзаж как жанр ещё не сформировался, и мы можем наблюдать лишь его элементы. Предпосылки появились уже в эпоху неолита в наскальных росписях, керамике.

Для первобытной культуры характерен синкретизм общественного сознания и деятельности - первобытное искусство тесно слито с моралью и религией, представлявшей собой сложный синтез тотемизма, анимизма, фетишизма и магии. Искусство являлось отражением природы, окружающей человека, его трудовой деятельности - охоты, земледелия. Из эстетической имитации процессов и результатов труда постепенно развилось изобразительное искусство, направленное на умилостивление духов.

Непрерывная культурная традиция в европейских странах начинается со времён Древней Греции. Здесь складывается мифология, отразившая несколько последовательных этапов познания человеком окружающего мира. Различные превращения-метаморфозы и древнегреческая поэзия служили источниками сюжетов для пейзажистов, когда спустя многие столетия возродились идеалы античности. Именно древние поэты впервые соединили лирические чувства с картинами природы. Пейзаж античного мира сохранится отдельными воспоминаниями в христианскую эпоху.

В античности представление об искусстве наиболее ярко выразил Аристотель в своем знаменитом трактате - «Об искусстве поэзии»,

определивший искусство как «мимезис». С точки зрения античного мыслителя всякое искусство основано на подражании, которое представляет собой познавательный процесс: «Подражание присуще людям с детства, и они тем отличаются от прочих животных, что наиболее способны к подражанию, благодаря которому приобретают и первые знания».

Рассматривая художественную практику античности можно сказать, что под искусством понимали искусную деятельность, мастерски совершенную деятельность, заканчивающуюся созданием какого-либо совершенного продукта. Художник, который в античности во многом связывался с понятием ремесленник, должен был хорошо знать законы художественного мастерства, технические приемы. В этот период искусство - это деятельность в соответствии с определенными правилами.

Такое понимание искусства во многом сближало его с наукой, и не случайно в период античности и в Средневековье даже астрономию и геометрию причисляли к искусству.

В эпоху Средневековья эти представления об искусстве в целом сохраняются и являются общепринятыми. Искусство - это познание правил, с помощью которых можно создавать те или иные вещи, причем познание правил уже существующих, объективных правил - в этом Средневековье не сомневается. Также как и в античности, искусство - это и строительство корабля, и дома, изготовление молота или рисование миниатюры; это кузнец и ритор, поэт и художник, точно также как и стригальщик овец. В этом смысле искусство отождествляется с ремеслом, техникой, а теория искусства - это теория ремесла. Аг^ех (творец, создатель) создает нечто такое, что позволяет исправить, дополнить или продолжить природу. Представления об искусстве, которое возникает позднее и продержится вплоть до наших дней, как о создании произведений, изначальная цель которых - эстетическое наслаждение, не встречается в этот период.

Пейзаж в античности является источником вдохновения для создания орнаментальных композиций с элементами природы. Уже в I веке до нашей эры у людей появляется потребность видеть в своих стенах напоминание о природе. Ряд античных фресок с пейзажными мотивами, исполнены монохромно, так как эти картины были предназначены для декоративного эффекта, являясь небольшими пятнами определённых тональностей, разбросанными среди более сложных гармоний. Фресковые пейзажи играют в таком случае лишь роль успокающего, среди прочей пестроты, аккомпанемента.

Первый расцвет христианского искусства связан с Византийским государством со столицей Константинополем. Внутренние стены и своды апсид византийских храмов покрывались мозаичными картинами, в которых, по античной традиции, оставались элементы пейзажа, но главную роль играли фигуры святых.

Конец Х1У-начало XV века - время создания первых шедевров пейзажного искусства в иллюстрации рукописей, часословах, так как эти книги не были каноническими, программа их иллюстрирования жёстко не определялась. Наиболее известны, как мастера иллюстрированных миниатюрами книг, братья Лимбург.

В средневековой Европе наряду с иллюминированными рукописными книгами развивался и другой вид изобразительного искусства - алтарные картины и иконы. С ними была связана традиция изображения деревьев, плодов, цветов, рыб, птиц как атрибутов евангельской истории или символов религиозных понятий. Элементы естественной природы и детали архитектурных построек не составляли единых композиций, а были лишь определёнными знаками, помогающими прочтению религиозного образа.

В XIV веке в средневековом обществе происходит постепенное осознание себя новым человеком с личным индивидуальным восприятием мира. Итальянский поэт Петрарка в поисках гармонии бытия обращался к природе. В своих стихотворных произведениях он создаёт глубоко прочувствованные

описания природы, которых литература до него не знала. Стоит заметить, что в сознании большинства современников Петрарки, уединение в лесу или горах ещё воспринималось как удел отшельников и аскетов, а не поэтов или художников.

Итальянские художники Х1У-ХУ веков открыли для себя источник вдохновения в пейзажах своей страны. В эпоху Возрождения помимо религиозной живописи появляется светская, и зарождаются жанры -исторический, бытовой, пейзажный. На первых порах они ещё существуют нераздельно в композициях настенных росписей. В зале Палаццо Пубблике художник Амброджо Лоренцетти делает росписи. Его пейзаж не только достоверен, но и эмоционально прочувствован, что было совершенно новым для искусства его времени.

Если заслугой итальянских мастеров XV столетия было прославление человека и пейзажные задачи решались ими попутно, то художники, жившие севернее Альп, рассматривали человека как частицу окружающего необъятного мира. В их искусстве пейзаж становится важен, как сам сюжет. Геральдические звери и цветы обретали реальную среду обитания, а символические мотивы получали очертания реального ландшафта.

Много акварелей с видами городов и сельской местности сделал в качестве своих путевых набросков крупнейший немецкий художник Альбрехт Дюрер, стремившийся к научно обоснованному методу художественного познания натуры. Его рисунки имели строгий, отчётливо топографический характер. Увлечение пейзажем, основанное на восприятии природы как живого одухотворённого организма подобного человеку, проявилось в творчестве мастеров дунайской школы, под названием которой объединяют художников, работавших в Южной Германии и Австрии, по берегам Дуная в первой половине XVI века. Главным представителем дунайской школы был Альбрехт Альтдорфер.

Дальнейшее развитие пейзажа в XVI веке связано с Нидерландами, где пейзаж стал рассматриваться как выражение философии жизни. Первым живописцем в Европе, который саму человеческую жизнь видел в неразрывной связи с природой, стал Питер Брейгель. Идея микрокосмоса, человека как органической части мироздания, малого мира, отражающего закономерности большой вселенной, становится ведущей. Благодаря этому человеческая фигура и пейзаж оказываются в неразрывном единстве. Своими картинами художник заложил основы для развития реалистического искусства в следующем, XVII столетии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Старикова, Елена Александровна, 2012 год

БИБЛИОГРАФИЯ.

1. Ананьев Б.Г. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия. - М.: Просвещение, 1968. - 334с.

2. Ананьев Б.Г. Очерки психологии. - Л.: Лениздат, 1945. - 160с.

3. Ананьев Б.Г. Теория ощущений. - Л.: Изд. ЛГУ, 1961. - 456с.: ил.

4. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - СПб.: 2001.

5. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Прогресс, 1974. - 392с.

6. Артёмова Г.И. Методологический аспект проблемы целостности. - М.: Наука, 1977.-184с.

7.Асмолов А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека: учебник/Александр Асмолов - 4-е изд. Испр. -М.: Смысл; Изд. Центр «Академия», 2010. - 448 с.

8. Базанова М.Д. Пленэр: Учебная летняя практика в художественном училище. - М.: Изобразительное искусство, 1994. - 157с.: ил.

9. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно - воспитательного процесса. -М.: Просвещение, 1982. - 192с.

10. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды /Сост. Бабанский М.Ю. - М.: Педагогика, 1990. - 560 с.

11. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. Гл.З (методы исследования). - М.: Педагогика, 1982.

12. Басманов В.А. Тоновой и цветовой контрасты и методика их использования в обучении живописи.: Дис. канд. пед. наук. - М.: 1979. - 196с.

13. Беда Г.В. Живописный метод работы отношениями. - Краснодар, КубГУ, 1982. -

14. Беда Г.В. Живопись. -М.: Просвещение, 1986. - 192с.: ил.

15. Беда Г.В. Тоновые и цветовые отношения в живописи. - М.: Советский Художник, 1964. - 78с.: ил.

16. Беда Г.В. Цветовые отношения и колорит: Введение в теорию живописи. - Краснодар: Кн. Изд., 1967. - 184с.

17. Бернштейн H.A. Физиология движений и активность - М.: Наука, 1990. С. 373-392.

18. Богемская К.Г. Серия «История жанров». Пейзаж. - М., Галарт, 2002. -225с.

19. Брагина JIM., Гращенков В.Н., Зубова В.П., Лазарев В.Н. Леон Батиста Альберти - М.: Наука, 1977. -

20. Бродский И.И. Репин - педагог. - М.: Издательство Академии художеств СССР, 1960. - с. 126

21. Бычков В.В. Эстетика. - М.: Гардарики, 2002. - 556с.

22. Вавилов С.И. Глаз и солнце. М.: Наука, 1981. - 128с.

23. Вайда Д. Феноменология и литературоведение. - «Теории, школы, концепции (критические анализы). Художественное произведение и личность. -М.: 1975.

24. Валентин Серов в переписке, документах и интервью / Сост. И.С. Зильберштейн, В.А. Самков. - Л.: Художник РСФСР, 1985. - с.

25. Ванслов В.В. Эстетика, искусство, искусствознание: Вопросы теории и истории. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 437с.

26. Васильев A.A. Теоретические и методические обоснования начальной стадии обучения пленэрной живописи при подготовке художника - педагога.: Дис. канд. пед. наук. - Краснодар, 1982. - 174с.

27. Васильев С. Теория отражения и художественное творчество / Пер. с болг. - М.: Прогресс, 1970. - 496с.

28. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования - Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1964. - 194 с.

29. Веккр JI.M. Психика и реальность: единая теория психических процессов. -М.: Смысл, 1998. - 670 с.

30. Верман К. История искусства всех времён и народов. - СПб.: 1903,

т.1.

31. Вертгеймер М. Продуктивное мышление. - М.: Прогресс, 1987.

32. Визер В. Живописная грамота. Основы пейзажа. - СПб.: Питер, 2006.

33. Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. -М.: Искусство, 1970. - 591с.

34. Виргилис Н.Ю., Зинченко В.П. Проблемы адекватности образа. // Вопросы философии, 1967. - №4. - с. 55-65.

35. Волков H.H. Восприятие предмета и рисунка. - М.: Изд. Акад. пед. наук. РСФСР, 1951.-508с.

36. Волков H.H. Композиция в живописи. - М.: Искусство, 1977. - 263с.

37. Волков H.H. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1984. - 320с.: ил.

38. Волкова Е.В. Проблема содержания и формы в искусстве. - М.:

Знание, 1976.-64с.

39. Вопросы теории, истории и методики преподавания художественно -графических дисциплин. Под ред. Ростовцева H.H. - М.: МПГИ, 1964. - 274с.

40. Воронина Е.В. Формирование колористического видения у студентов художественно-графических факультетов педагогических вузов на занятиях пейзажной живописью в условиях пленэра. Дис. канд. пед. наук. - М., 2004. -273с.

41. Выготский Л.С. Психология искусства. Под общ. ред. Иванова В. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Искусство, 1968. - 576с.

42. Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. - М.: Издательство АПИ РСФСР, 1960. - 500с.

43. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. - М.: Книжный дом «Университет», «Высшая школа», 2002. - 396 с.

44. Ганзен В.А. Восприятие целостных объектов. - Л.: Изд. ЛГУ, 1974. -152с.: ил.

45. Гартман H. Эстетика. - M.: Издательство иностранной литературы, 1958.-692с.

46. Герасимов C.B. Об искусстве. О традициях и новаторстве. - М.: Молодая гвардия, 1973. - 155с.

47. Гибсон Дж.Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. -М.: Прогресс, 1988. - 464 с.

48. Гинзбург И. П.П. Чистяков и его педагогическая система. - Л.; М.: Искусство, 1940. - 204с.

49. Гончаров И.Ф. Эстетическое развитие учащихся в процессе общения с природой // Сов. Педагогика, 1961. - №8. - с. 82-86.

50. Грабарь И.Э. 1917-1941. -М.: Наука, 1977.-424с.

51. Грабарь И.Э. Моя жизнь. Автомонография: Этюды о художниках. -М.: Республика, 2001.

52. Грабарь И.Э. Письма. 1881-1917ю -М.: Наука, 1974.

53. Грибакин Н.В. Формирование образного мышления у студентов художественно - графических факультетов педагогических вузов на занятиях композицией в живописи пейзажа.: Дис. канд. пед. наук. - М., 2000. - 194с.

54. Грегори Р.Л. Глаз и мозг: Психология зрительного восприятия. / Отв. Ред. А.И. Лурия. - М.: Прогресс, 1970. - 271с.

55. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении. - М.: Педагогика, 1972. -

424с.

56. Делакруа Э. Мысли об искусстве. О знаменитых художниках. - М.: Из-во Академии художеств СССР, 1960. - 234 с.

57. Дергач A.A. Развитие профессионализма преподавателя высшей школы: учебно-методическое пособие. - М.: РАГС, 2007. - 384с.

58. Дружинин В. Н. Экспериментальная психология. - СПб.: 1997.

59. Дружинин С.Н. О Русской и советской живописи. - СПб.: Художник РСФСР, 1987. -232с.

60. Дункер К. Качественное (экспериментальное и теоретическое) исследование продуктивного мышления // Психология мышления. - М., 1965. С.21 -85.

61. Дятлева Г.В. Мастера пейзажа. - М.: Вече, 2002. - 304с.

62. Егоров А.Г. Проблемы эстетики. - М.: Просвещение, 1974. - 416с.

63. Ермолаева - Томина Л.Б. Психология художественного творчества: Учебное пособие для вузов. - 2-е изд. - М.: Академический Проект: Культура, 2005.-304с.

64. Ершов Г.В. Активизация процесса формирования умений и навыков передачи пространства на занятиях живописью у студентов ХГФ педвузов.: Дис. канд. пед. наук. - М., 1993. - 130с.

65. Жаданова Л.А. Обучение живописи на пленэре как процесс развития художественно - творческой индивидуальности студентов.: Дис. канд. пед. наук.-СПб., 2006.- 160с.

66. Загянская Г.А. Пейзажи Александра Иванова: Проблема живописного метода художника. - М.: Искусство, 1976. - 119с.

67. Зайцев Г.М. Наука о цвете и живописи. - М.: Искусство, 1986. - 158с.

68. Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М.: Дом педагогики, 1999.-608 с.

69. Зинченко В.П. Восприятие как действие. - Вопросы психологии, 1967. - №1. - с. 17-24

70. Зинченко В.П., Виргилес Н.Ю. Формирование зрительного образа. -

М.: МГУ, 1969.-358с.

71. Золотов Ю.К. Вермер Делфтский. - М.: Изобразительное искусство,

1995.- 127с.

72. Зотов Б.И. Мир русской живописи. - М.: Издательский центр Аз, 1997.-224с.

73. Игнатьев Е.И. Психология рисунка и живописи // Вопросы психологического исследования формирования образа. - М.: 1954. - 224с.

74. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. - М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1959. - 248с.

75. Иогансон Б.В. О живописи. - М.: Искусство, 1960. - с.

76. Калитина H.H. Французская пейзажная живопись. 1870 - 1970. - Л.: Искусство, 1972.-262с.

77. Капланова С.Г. От замысла и натуры к законченному произведению. -М.: Изобразительное искусство, 1981. - 216с.

78. Кардовский Д.Н. Об искусстве. - М.: Искусство, 1966. - 340с.

79. Кибрик Е.А. Об искусстве и художниках. - М.: Академия художеств

СССР, 1961.-309с.

80. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной

деятельнояти. - М.: 1959. - 300с.

81. Киреенко В.И. Цельность восприятия и художественные способности. // Вопр. Психологии, 1956. - №5. - с. 67-77.

82. Киселёв М. Константин Коровин. - М.: Белый город, 2001. - 64 е.: ил.

83. Климова М. Николай Петрович Крымов // Творчество, 1967. - №7. - с.

20-21.

84. Коменский Я.А. Великая дидактика. // Избранные педагогические сочинения: в 2-х т. - т.1 - М.: Просвещение, 1982. - 476с.

85. Кордовский Д.Н. Об искусстве. - М.: 1960. - 257с.

86. Корзинова Е.И. Развитие способностей студентов ХГФ к профессиональной деятельности учителя изобразительного искусства. - М.:

Прометей, 2004. - 84с.

87. Коробко Ю.В. Теоретическое и методическое обоснование живописного понимания и видения цвета.: Дис. канд. пед. наук. - М., 1997. -214с.

88. Коробко Ю.В. Формирование целеноправленного восприятия живописных качеств цвета в работе с натуры студентов художественно -графических факультетов.: Дис. док. пед. наук. - М.: 2005. - 360 с.

89. Коровин К. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания /Сост. Молева Н.М. - М.: Изд. АХ СССР, 1963 - 561с.: ил.

90. Косов Б.Б. Проблемы психологии восприятия. - М.: 1971. - 320с.

91. Кривцун O.A. Психология искусства. - М.: Изд-во лит. ин-та им. А.М.Горького, 2000. - 222с.

92. Крымов Н.П. Художник и педагог. Статьи, воспоминания. - М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1960. - 264с.: 25 л. ил.

93. Кузин B.C. Психология живописи: Учебное пособие для вузов. - 4-е изд., испр. - М.: ООО «Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2005. - 304с.: ил.

94. Лебёдко В.К. Представления о пространстве и искусство. - М.: Прометей, 1993.

95. Лебёдко В.К. Пространственные представления в творческом развитии художника - педагога. Дис. док. пед. наук. - М.: МПГУ, 1994. - 410с.

96. Левитан И.И. Письма. Документы. Воспоминания. - М.: Искусство, 1956.-331с.: ил.

97. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. - Минск, Москва:

Харвест, ACT, 2000. - с.

98. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. - 352с.

99. Леонтьев А.Н. Становление психологии деятельности / Под ред. A.A. Леонтьева, Д.А. Леонтьева, Е.Е. Соколовой. - М.: Смысл, 2003. - 439 с.

100. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981 - 186с.

101. Логвиненко А.Д. Зрительное восприятие пространства. - М.: МГУ, 1981.-224с.: ил.

102. Ломов С.П., Яшухин А.П. Живопись. Учебное пособие для студентов художественно - графических факультетов педагогических институтов и университетов. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: АГАР, 2008. - 232с.: ил.

103. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Высокая классика. Т. 3. -М.: Искусство, 1974. - 600с.

104. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. - М.: Мысль, 1978. - 623с.

105. Лукин H.H. Обоснование системы методов формирования восприятия цвета в процессе преподавания живописи (при подготовке художниеов - педагогов).: Дис. канд. пед. наук. - М., 1983. - 165с.

106. Любимов В .В. Психология восприятия. - М.: Эксмо, ЧеРо, МПСИ, 2007.-472с.: ил.

107. Лясковская O.A. Пленэр в русской живописи XIX в. - М.: Искусство, 1966.-316с.

108. Максимов В.В. Трансформация цвета при изменении освещения. -М.: Наука, 1984.

109. Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа. - М.:

Искусство, 1959.-280с.

110. Манич B.C. Куинджи. - М.: Изобразительное искусство, 1976. - с.

111. Масленников А.И. Система упражнений по освоению закона пропорциональных тоновых и цветовых отношений в живописи при подготовке художников - педагогов.: Дис. канд. пед. наук. - М.: 1974. - 146с.

112. Маслов Н.Я. Пленэр как процесс обучения и воспитания художника - педагога.: Дис. канд. пед. наук. -М.: 1989. - 190с.

113. Маслов Н.Я. Пленэр. Практика по изобразительному искусству. -М.: Просвещение, 1984. - 112с.: ил.

114. Мастера искусства об искусстве. - М.: Искусство, 1970. - т.7 - 654с.:

47 л. ил.

115. Мизанбаев Р. Исследование методов развития целостного восприятия студентов 1-2 курсов ХГФ пединститутов в процессе обучения живописи.: Дис. канд. пед. наук. - М.: 1987. - 208с.

116. Митькин A.A., Корж H.H. Проблема цвета в психологии. -Российская академия наук, 1993.

118. Михайлова К.В., Смирнов Г.В. Живопись XVIII - начала XX века. Из фондов Русского музея. - СПб.: Художник РСФСР, 1978. - 229с.

119. Молева Н.В. Выдающиеся русские художники - педагоги. - М.: АХ СССР, 1962. - 389с.: 56 л. ил.

120. Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа второй половины XIX - начала XX века. - М.: Искусство, 1967. - 564с.

121. Молева Н., Белютин Э. Русская художественная школа первой половины XIX века. М.: Искусство, 1963. - 408с.

122. Налимов В.В. Теория эксперимента. - М.: Наука, 1971. - 207с.

123. Никитин С.Б. Развитие художественной наблюдательности студентов ХГФ на занятиях живописью пейзажа как основа формирования образного мышления. Дис. канд. пед. наук - М.: 2007.124. Органов A.A. Границы формы, мнимые и реальные. - М.: Эстетика и

жизнь, вып.З., 1974.

125. Органов A.A. Теория отражения и искусство. - М.: 1978.

126. Пастон Э. Поленов Василий Дмитриевич. - М.: Белый город, 2001. -64 е.: ил.

127 Пиаже Ж. Избранные психологические труды. - М.: Просвещение, 1969.-435 с.

128. Писаренко С.А. Развитие аконстантного восприятия на начальных этапах обучения живописи.: Дис. канд. пед. наук. - М., 2006. - 223с.

129. Поленов В.Д. Письма, дневники, воспоминания. - M.-JL: Искусство, 1950.-е.

130. Поспелов Г.Н. Эстетическое и художественное. - М.: 1965.

131. Примерная программа по учебной дисциплине «Пленэр» (летняя учебная практика)./Сост. Журавлёва E.B. - М., 2005. - 23с.

132. Программы дисциплин предметной подготовки по специальности 030800 - Изобразительное искусство и черчение. Для педагогических университетов и институтов. - М.: Флинта: Наука, 2000. - 416с.

133. Пространственные представления как средство познания объективной действительности. // Сборник трудов. - М.: 1973. - 89с.

134. Пути повышения эффективности преподавания изобразительного искусства. // Межвузовский сборник научных трудов. - М.: Прометей, 1995. -125с.

135. Раушенбах Б.В. Пространственные построения в живописи: Очерк основных методов. - М.: Наука, 1980. - 288с.

136. Рашковский Е.Б. Постмодерн: Культурная революция или культурная контрэволюция? // Христианство в истории. Вып. 11, 1994.

137. Репин И.Е. Далёкое близкое. - Д.: Художник РСФСР, 1982. - 518с.

138. Ростовцев H.H. Рисование с натуры. - JL: Учпедгиз. Ленинград. Отд., 1962.-78с.

139. Ростовцев H.H. Очерки по истории методов преподавания рисунка. Учебное пособие. - М.: Изобразительное искусство, 1983. - 228с.: 193 ил.

140. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - 2-е изд. - М.: Учпедгиз, 1946. - 704с.: ил.

141. Рындин A.C. Исследование методов обучения передачи световоздушной среды в живописи (в системе подготовки художника -педагога).: Дис. канд. пед. наук-М., 1973. - 189с.

142. Савостьянов Е.И. Изобразительность и выразительность в искусстве. -М.: Изобразительное искусство, 1970. -247с.

143. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. -М.: Педагогика, 1988. - 150с.

144. Смирнов Г.Б. Рисунок и живопись пейзажа. - М.: Просвещение, 1975.-39с.: ил.

145. Смирнов Г.Б., Унковский A.A. Пленэр /Практика по изобразительному искусству/ Учеб. - метод, пособие для ХГФ пед. ин-тов. -М.: Просвещение, 1981. - с.38.

146. Соколинский В.М. Композиция этюда пейзажа как одного из средств развития творческих способностей студентов на начальных этапах обучения пленэрной живописи.: Дис. канд. пед. наук - М.: 1994. - 146с.

147. Соколинский В.М. Формирование художника - педагога средствами живописи пейзажа.: Дис. док. пед. наук - М.: 2009. - 448с.

148. Стасевич В.Н. Пейзаж. Картина и действительность. - М.: Просвещение, 1978. - 159с., 8 л. ил.

149. Суриков В.И. Письма. Воспоминания о художнике /Сост. H.A. и З.А. Радзимовские, С.Н. Голыптейе. - Л.: Искусство, 1977. - с.

150. Сурина М.О., Сурин A.A. История образования и цветодидактики (история систем и методов обучения цвету). - М.; Ростов-на-Дону: Изд. Центр «МарТ», 2003. - 349с.

151. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий: Избр. раб. - М.: Акад. пед. наук. РСФСР, 1961. - 535с.: ил.

152. Токарев С.Е. Развитие творческих способностей студентов художественно - графических факультетов педагогических институтов на занятиях пленэрной живописью.: Дис. канд. пед. наук. - М., 1988. - 179с.

153. Тютюнова Ю.М. Формирование профессиональных и специальных навыков краткосрочного изображения в живописи. (На материале подготовки учителей изобразительного искусства, художников декоративно - прикладного искусства и народных промыслов, а также дизайнеров).: Дис. канд. пед. наук. -Орёл, 2000.- 184с.

154. Унковский A.A. Живопись. Вопросы колорита. - М.: Просвещение, 1980.- 128с., 8 л. ил.

152. Унковский A.A. Научно - теоретические проблемы методики обучения живописи при подготовке учителей изобразительного искусства.: Дис. канд. пед. наук. - М.: 1972. - 273с.

153. Унковский A.A., Смирнов Г.Б. Пленэр. (Практика по изобразительному искусству) - М.: Просвещение, 1981. - 36с.: ил.

154. Унковский A.A. Работа на пленэре. - Художник, 1982. - №4.- с. 6163.

155. Унковский A.A. Цвет в живописи. - М.: Просвещение, 1983. - 64с.:

ил.

156. Фелыитейн Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.:

Педагогика, 1989.- 208 с.

157. Фёдоров - Давыдов A.A. Исаак Ильич Левитан. - M.: Искусство,

1976.-571с.

158. Фёдоров - Давыдов A.A. Русский пейзаж XVIII - начала XX в. - М.: Советский художник, 1986. - 304с.

159. Фомичева З.И. А.Г. Венецианов - педагог. - М.: Изд-во Академии

художеств СССР, 1952. - с.

160. Хижняк Е.А. Развитие колористического видения у студентов ХГФ на занятиях по живописи. Дис. канд. пед. наук. - М.: 1992. - 187с.

161. Хогарт В. Анализ красоты. - М.-Л.: Искусство, 1958. - с.

162. Чегодаев А.Д. Импрессионисты. -М.: Искусство, 1971. - 156с.

163. Ченнино - Ченнини. Трактат о живописи. - М., 1933.

164. Чистяков П.П. Письма, записные книжки, воспоминания. - М.-Л.:

Искусство, 1958. - с.

165. Чистяков П.П. и Савицкий В.Е. Переписка. Воспоминания. 18831889гг. - Л.: Искусство, 1939. - с.

166. Шадриков В .Д. Психология деятельности и способности человека. -

М.: Из. Корпорация «Лотос», 1996. - 318 с.

167. Шайхулов Р.Н. О формировании живописного видения студентов начальных курсов ХГФ педвузов.// Современные проблемы науки и образования. - 2007. - №6 - с. 82-86.

168. Шеллинг Ф. Философия искусства. - М.: 1966.

169. Шехтер М.С. Зрительное опознание: Закономерности и механизмы. -М.: Педагогика, 1981. - 263с.

170. Шишкин И.И. Переписка. Дневники. Современники о художнике /Сост. И.Н. Шувалова. - JL: Искусство, 1978. - 463с.

171. Шорохов Е.В. Композиция. - М.: Просвещение, 1986. - 207.: ил.

172. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция. - М.: Просвещение, 1978. -160с.: ил.

173. Шорохов Е.В. Основы композиции. - М.: Просвещение, 1979. -303с.: ил.

174. Шорохов Е.В. Теоретические и методические основы композиции как учебного предмета в системе художественно - педагогического образования.: Дис. док. пед. наук. - М., 1988. - 461с.

175. Щербаков А. Выбор пейзажного мотива // Художник, 1973. - №2. - с.

57-59.

176. Юлдашев Л.Г. Искусство: Философские проблемы исследования. -М.: Мысль, 1981.-247с.

177. Юон К.Ф. Об искусстве в 2-х томах. - М.: Советский художник, 1959. - т.1. - 248с.; т.2. - 285с.

178. Юон К.Ф. О живописи. - М.: ИЗОГИЗ, 1937. - с.

179. Яворская Н.В. Пейзаж Барбизонской школы. - М.: Искусство, 1962. -

348с.

180. Якиманская И.С. Основные направления исследования образного мышления. // Вопросы психологии. - 1985. - №5 - с. 3-25.

181. Якобсон П.М. Психология художественного восприятия. - М.: Искусство, 1964. - 86с.

182. Ярбус A.JI. Роль движения глаз в процессе зрения. - М., 1965. - с.

183. Яшухин А.П. Наглядность в обучении живописи на художественно -графических факультетах педагогических институтов.: Дис. канд. пед. наук. -М.: 1971.- 166с.

184. Яшухин А.П. Живопись: Учеб. Пособие. - М.: Просвещение, 1985. -288с.: 8 л. ил.

185. Яшухин А.П. Живопись. Этюды с натуры. - Ростов-на-Дону: РГПИ,

1987.

1$6. Passeron Rene. Clefs pour la peinture. - Paris: editions Seghers, 1969. -

180p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.