Философские идеи С. Жижека тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Зброжек, Екатерина Александровна
- Специальность ВАК РФ09.00.03
- Количество страниц 131
Оглавление диссертации кандидат наук Зброжек, Екатерина Александровна
Оглавление
Онтология разрыва как смысловой стержень философии С. Жижека и первый шаг во введении гегелевской негативности и психоанализа в поле философских исследований
Феномен Жижека как философа
Цели и методы философии С. Жижека
Применение измерения негативности к онтологии: реальное разрыва
Второй шаг С. Жижека к реабилитации гегелевской негативности и введению психоанализа в философское поле: философия субъекта
Онтология разрыва, гегелевская негативность и лакановский психоанализ в действии: расколотый субъект
Применение концепции субъективности для реабилитации марксизма: теория идеологии
Иллюстрация работы идеологических механизмов: идеология современного общества
Этика С. Жижека - переориентация этики в политическое поле
63-74
Этика Реального - переориентация этики Ж. Лакана в политическое измерение
Обоснование человеческой свободы, как главное условие работоспособности этики Реального
Политическая философия С. Жижека как актуализация К.
Маркса через Г.В.Ф. Гегеля и Ж. Лакана
Р ^ 75-99
Расположение политических взглядов С. Жижека в поле
современных политических дискуссий
4.2. Борьба С. Жижека с постполитикой: теневая сторона власти закона
84-
4.3. Переход от теории к практике: революционное действие
4.4. Критика политической философии С. Жижека: является ли
Жижек скрытым сталинистом?
у 94-
Глава 5 Философия религии С. Жижека как попытка актуализации религии для диалектического материализма
100 -
5.1. Материалистическая теология как теология смерти
5.2. Поиск С. Жижеком перверсивного ядра религий как еще
одних иллюстраций онтологии разрыва
Заключение
Библиография
Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Этика психоанализа в работах Жака Лакана2011 год, кандидат философских наук Кудряшов, Иван Сергеевич
Кризис идеи и феномена субъекта в пространстве нововременного социально-философского дискурса2012 год, кандидат философских наук Кондратьев, Константин Владимирович
Осмысление абсолюта в ситуации "смерти Бога"2017 год, кандидат наук Скородумов, Дмитрий Анатольевич
Гендерная философия Джудит Батлер и её интерпретация в современной китайской философии2023 год, кандидат наук Цинь Шаоюнь
Безумие как утрата интерсубъективности в экзистенциальном психоанализе Л. Бинсвангера2024 год, кандидат наук Цветкова Ольга Алексеевна
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философские идеи С. Жижека»
Введение
Актуальность
Диссертационное исследование посвящено анализу философских идей С. Жижека. С. Жижек1 является, несомненно, одной из самых известных и популярных фигур новейшей философии. Несмотря на то, что у него нет явных учеников и последователей, он уже занял видное место в поле философии. С 2007 года даже выходит отдельное издание, посвященное исследованию творчества С. Жижека: International Journal of
1 Славой Жижек родился 21 марта 1949 года в Любляне, тогда еще СЮРЮ. Его молодость прошла в годы правления Иосифа Брос Тито. В 17 лет он, по собственному признанию, понял, что хочет заниматься философией, именно поэтому он поступил на философский факультет Люблянского университета. В 1975 году Жижек защитил работу на соискание степени магистра гуманитарных наук под названием «Теоретическое и практическое значение французского структурализма», однако места в университете ему не нашлось. Два следующих года Жижек отдавал долг родине в югославской армии и переводил труды по философии с немецкого, для того, чтобы обеспечить свою жену и сына. До тех пор, пока в 1977 году не нашел более стабильную работу в Центральном Комитете Лиги коммунистов Словении, заключавшуюся в написании речей для аппаратчиков. В это время начинается увлечение Жижека М. Хайдеггером, а потом Ж. Лаканом. С 1979 года Жижек начал работу научным сотрудником Института социологии и философии университета Любляны, где он получил свободу для разработки собственных идей в философии и лакановском психоанализе. В 1981 году Жижек защитил диссертацию по немецкому идеализму на звание доктор философии. В этом же году Жижек вместе со своим другом М. Долларом после небольшого отбора были приглашены для участие в семинаре Жака-Алана Миллера, который зять Лакана проводил для узкого круга слушателей.
По возвращению из Парижа в 1982 году Жижек вместе с Младом Долларом и кругом единомышленников основал Общество теоретического психоанализа» и «Школу Зигмунда Фрейда», главной задачей которых была разработка и популяции психоаналитической теории Ж. Лакана. Наибольшее место отводилось именно теории, поскольку психоаналитическая практика в Югославии была запрещена. Словенские психоаналитики группировались вокруг журнала «Проблемы», чуть позже ими была основана книжная серия «Аналекта» и журнал «Wo es war», издававшийся на немецком языке.
В 1985 году Жижек защищает еще одну докторскую диссертацию по психоанализу (прочтение Гегеля, Маркса и Крипке через лакановский психоанализ) в институте Paris-VIII.
Первой крупной теоретической работы, с которой Жижек вышел на арену мировой философии, работа работа«Возвышенный объект идеологии», опубликованная в 1989 в серии книг под редакцией Эрнесто Лакто и Шанталь Муфф. На сегодняшний день Жижеку принадлежат уже 38 книг и более 200 научных статей. Он является приглашенным профессором в американских университетах (Columbia, Принстон, Новая школы социальных исследований в Ныо-Йорке, Университет штата Мичиган). В разные годы он читал лекции также на кафедре Психоанализа университета Парижа (в 1982-83 и 1985-8бгг) в Центре по изучению психоанализа и искусства в Буффало (в 1991-92 годах), на кафедре сравнительного литературоведения Университета Миннесоты (в 1992г), в университете Нового Орлеана (1993г), в Школе Права в Ныо-Йорке (1994 г.), в Колумбийском университете(1995 г.), в Принстонском университете (1996), в Ныо-Йорке, в Школе социальных исследований (1997). В последние 20 лет Славой Жижек принял участие в более чем 350 международных философских, психоаналитических и культурно-критических симпозиумах в США, Франции, Великобритании, Ирландии, Германии, Бельгии, Голландии, Исландии, Австралии, Австрии, Швейцарии, Норвегии, Дании, Швеции, Финляндии, Испании, Бразилии, Мексики, Израиля, Румынии, Венгрии и ,Японни.[биография Жижека дана на основании следующих материалов: Khaden Jamil Zizek now or never: Ideological Critigue and the Nothingness of Being// Zizek nowxurrent Perspectives in Zizek Studies/ ed. By J/ Khader and M. A. Rottenberg. Cambridge: Polity Press. 2013. C.3-15., Паркер И. Жижек: критическое введение. Ижевск: ERGO. 2010. 220 е., http://www.egs.edu/faculty/slavoj-zizek/biography и фильма «Жижек!»]
Zizek studies2. Тем не менее, С. Жижек все еще не стал объектом всеобъемлющего теоретического исследования. Большинство исследовательских работ, касающихся философии С. Жижека, фокусирует свое внимание на какой-либо одной конкретной теме его философии. Так,
Л
А. Котско и М. Паунд исследуют теологические построения С. Жижека. Ш. Шихан4 раскрывает перед читателями С. Жижека, как политического мыслителя и гегельянца. Политической философии С. Жижека посвящена и книга Дж. Дина5. М. Шарп6 исследует в своей книге, главным образом, теорию идеологии С. Жижека. Обзор статей, опубликованных в International Journal of Zizek studies, позволяет констатировать, что наибольший интерес у исследователей вызывают политические и этические вопросы философии С. Жижека, а также его интерпретация философских идей Г.В.Ф Гегеля и Ж. Лакана.
Часть исследователей фокусирует свое внимание на исследовании методологических основ философии С. Жижека и разъяснении стратегий его философствования . Эта работа очень важна, поскольку она помогает читателям сориентироваться в текстах С. Жижека, которые представляют собой часто «серии теоретический вмешательств» (так охарактеризовал
о
работу С. Жижека «Возвышенный объект идеологии» Э. Лаклау) . Но для философского сообщества такой работы явно недостаточно.
Общие работы по философии С. Жижека рассматривают его философию из той или иной философской традиции: психоаналитической,
2 См. архив этого журнала в сети: http://zizekstudies.org/index.php/ijzs/issue/archive
3 Kotsko A. Zizek and Theology. Bloomsbury T&T Clark., 2008.182 p. (Philosophy & Theology), Pound M. Zizek: A (Very) Critical Introduction. Wm. B. Eerdmans Publishing Co. 2008. 184 p. (Interventions).
4Sheehan S. Zizek: A Guide for the Perplexed. Continuum. 2012. 192 p. (Guides for the Perplexed)
5 Jodi Dean Zizek's Politics. Routledge. 2006. 160 p.
6 Sharpe M. A Little Piece of the Real. Ashgate Pub Ltd, 2004. 273 p. (Ashgate New Critical Thinking in Philosophy).
7 Паркер И. Жижек: Критическое введение. Ижевск: ERGO. 2010. 220 е., Paul Bowman How to Not Read Zizek- URL: // http://www.academia.edu/597650/How_to_Not_Read_Zizek (дата обращения 29.09.13), Adam Kostko How to Read Zizek.-URL:// http://www.3quarksdaily.com/3quarksdaily/2012/09/how-to-read-ziiek.htmlOwTa обращения 29.09.13)., Wood K. Zizek: reader's guide. Wiley-Blackwell: A John Wiley Sons, Ltd, Publication. 2012. 329 p., Серебрякова Ю.В. Стратегии философствования Славоя Жижека: анализируя феномены социалыюго.-URL: // http://sibac.info/index.php/2009-07-01 -10-21 -16/3168-2012-06-28-16-50-24 (дата обращения 29.09.13).
8 Zizek S. The Sublime Object of IdeoIogy.London; New-York. 1989. P.12.
марксистской, постмодернистской9, что сужает поле исследования и неизбежно выводит из него часть проблем. Именно поэтому общее исследование философских идей С. Жижека является очень актуальным для современных историко-философских исследований, а также для понимания того, как в современном мире может развиваться философия, какие вопросы и проблемы она перед собой ставит.
Степень разработанности проблемы
Исследования философии С. Жижека сосредоточены, в основном, в США и Великобритании.
Исследователи творчества С. Жижека неизбежно сталкиваются с проблемой систематизации, с попыткой отнести его идеи к какой-либо философской традиции и уже из этой традиции рассматривать всю его философию. Сам Жижек определяет собственные взгляды, «как гегельянец в философии, лаканианец в психологии и христианский материалист в религии и коммунист в политике»10. Однако, как мы покажем в нашем исследовании, не всегда стоит доверять тому, что говорит сам С. Жижек, поскольку он часто просто позирует перед камерой.
Р. Миклиш и Т. Иглтон11 рассматривает С. Жижека, как философа-
постмодерниста. Однако постмодернизм - столь неопределенное понятие,
что оно вряд ли способно многое прояснить. Кроме того, Г. Дейли
отмечает, что «Жижек отвергает озабоченность постмодернизма
10
дифференциациями в пользу философского трансцендентализма» .
1 п
Другие исследователи (например, Т. Майерс, Я. Ставракакис ) видят в С.
9 Miklitsch, R. "Going Through the Fantasy": Screening Slavoj Zizek"// The South Atlantic Quarterly. 97(2), P. 475507., Kay, S. Zizek: A Critical Introduction. Cambridge: Politiy Press. 2003, Tony Myers Slavoj Zizek.
Routledge, 2003. 160 p. (Routledge Critical Thinkers)
10 Wood K. Zizek: reader's guide.Wiley-Blackwell: A John Wiley Sons, Ltd, Publication. 2012. P.23
11 Miklitsch, R. "Going Through the Fantasy": Screening Slavoj Zizek// The South Atlantic Quarterly. 97(2). P.
475-507, Иглтон T. Феноменальный Жижек . URL: // http://www.politizdat.ru/revievv/142 (дата обращения
29.09.13).
12 Daly G. Slavoj Zizek: A Primer. URL: http://www.lacan.com/zizek-primer.htm
13 Tony Myers Slavoj Zizek. Routledge, 2003.-160 p.-( Routledge Critical Thinkers), Stavrakakis Y. Lacan and
Political. London: Routledge. 1999.208 p.(Thinking the Political).
Жижеке марксиста. В этом есть, конечно, своя доля истины. Как мы покажем в нашем исследовании, именно следование марксизму определит один из основных тезисов С. Жижека, который мы возьмем в качестве отправного и структурирующего для нашей работы, что в центре нашей реальности лежит разрыв, который в социальной сфере тождественен антагонизму. Возвращение актуальности марксистским исследованиям, на наш взгляд, является одной из целей философской работы С. Жижека. Симпатии к марксизму определят и политические взгляды С. Жижека и его гражданскую позицию14. С. Жижек оказывается интересен современному марксизму, во-первых, своей разработкой теории идеологии, во-вторых, пересмотром понятия класса и пролетариата с точки зрения современных социальных условиях, в-третьих, его глубоко негативным отношением к демократии и попытками вернуть в интеллектуальный дискурс идею радикального решения проблемы. Однако интерпретация философского наследия К. Маркса С. Жижеком весьма своеобразна, поскольку он подходит к К. Марксу через психоанализ Ж. Лакана. Кроме того сводить всю философию С. Жижека только к марксизму, на наш взгляд, неправомерно, иначе из нашего поля зрения выпадут такие важные проблемы, как проблема субъективности и религии.
Среди философского сообщества есть и те, кто вообще не воспринимает работу С. Жижека всерьез. Так, например, А. Секацкий15 считает, что мы не вправе говорить о С. Жижеке как о философе. Все, чем занимается С. Жижек, - это деконструкция предыдущих философских систем, а также весьма успешная интеллектуальная игра.
На наш взгляд, сведение мыслей С. Жижека к каким бы то ни было «измам» сужает поле исследования и неизбежно выводит из него те или иные проблемы. Нам, как исследователям, достаточно просто указать на
14 Однако тут нужно снопа отметить, что не стоит некритически доверять тому образу, который сам Жижек для себя создал
15 Секацкий A.K. О философии Жижека. URL: // http://nagibauer.blogspot.ru/2010/03/blog-post_l8.html (дата обращения 29.09.13).
то, что С. Жижек, как любой философ, не избежал влияния интеллектуальной традиции, на которой происходило его становление как самостоятельного мыслителя. Фигурами, оказавшими на него наибольшее влияние, были Ж. Лакан, Г.Ф.В. Гегель, Л. Альтюссер, А. Бадью. Именно поэтому мы будем рассматривать взгляды С. Жижека в широком историко-философском контексте. При этом хотелось бы подчеркнуть, что обращение С. Жижека с философской традицией весьма специфическое. Однако для того, чтобы выстроить систему из основных философских идей С. Жижека, необходим некий методологический стержень, некая идея, которая является отправной в его философии и которая будет скреплять данный каркас. Это идея разрыва. В этом смысле нам наиболее близка позиция Сары Кей16, которая характеризует С. Жижека как философа Реального. Однако, как мы покажем в первой главе, понятие разрыва, хоть и опирается на лакановское понятие Реальное, тем не менее к нему не сводится. Оно является результатом пропуска идей Лакана и Гегеля через призму марксизма. Хотя мы и признаем предостережение Г. Дейли, что не стоит сводить всю философию Жижека к анализу непостижимого ядра Реального, как мы покажем в данном исследовании, именно идея Реального как разрыва является отправной точкой философии С. Жижека и позволяет структурировать его идеи.
Для русскоязычных историко-философских исследований фигура С. Жижека еще не стала объектом серьезного исследования и ограничивается только рядом работ. Так Ю.В. Серебрякова обращает внимание на
17
стратегии размышления С. Жижека над феноменами социального , О.Н. Бушмакина делает вводный обзор работ С. Жижека, переведенных на русский язык18. В.Н. Сыров реконструирует логику рассуждений С.
16Кау S. Zizek: A Critical Introduction. Cambridge: Polity Press. 2003.195 p.
17 Серебрякова Ю.В. Стратегии философствования Славоя Жижека: анализируя феномены социального. -URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/3168-2012-06-28-16-50-24(дата обращения 29.09.13.)
18 Бушмакина О. Н. Próxima: Славой Жижек: семинары 2007-2008 / О. Н. Бушмакина. Ижевск: ERGO. 2010. 42 с. - (Семинары; I).
Жижека об идеологии19. Ю.В. Барбарук рассматривает философию С.
20 21 Жижека в контексте постмарксистской критики , а A.C. Самарин - в
контексте современной эпистемологии. Несмотря на то, что число работ о
философии С. Жижека в русскоязычном интеллектуальном пространстве
незначительно, это не означает, что проблемы, которые С. Жижек
затрагивает в своих работах, не вызывают интереса среди исследователей.
Проблемам современной философии, которая во многом стала той
интеллектуальной средой, на которой взросли мысли С. Жижека и которая
в лице, в частности, А. Бадью оказалась прекрасным их реципиентом,
посвящены работы А.Ф. Зотова, A.A. Костиковой, И.А. Гобозова, Ю.Д.
Артамоновой, Н.С. Автономовой. A.M. Руткевича и др. Однако отсутствие
в русскоязычной истории философии работ, рассматривающих весь спектр
философских идей С. Жижека, делает наше диссертационное исследование
еще более актуальным. Мы надеемся, что наше исследование положит
начало разработке огромного поля философии С. Жижека в российской
истории философии.
Цель исследования - структурировать основные идеи С. Жижека в блоки философских проблем, дать их освещение в широком историко-философском контексте, критически их проанализировать и, исходя из тех целей, которые, на наш взгляд, С. Жижек перед собой ставил, выявить его вклад в разработку проблем современной философии.
Предмет исследования - основные философские идеи С. Жижека. Это означает, что предметом нашего исследования будут лишь те идеи С. Жижека, которые явились предметом внимания в современной философии. Очерченный таким образом предмет исследования помогает отделить собственно философские мысли С. Жижека от его культурологических
19 Сыров B.H. Как идеология дополняет действительность (Читая Жижека).- URL: http://www.lacan.narod.ru (дата обращения 29.09.13).
20 Барбарук Ю.В. Постмарксистская альтернатива либеральному социальному порядку: на примере эссекской и люблянской школ: автореферат дис.... кандидата философских наук : 09.00.11 / Барбарук Юрий Владимирович; [Место защиты: Ин-т философии РАН].
21 Самарин A.C. Концепция С. Жижека в контексте проблем современной эпистемологии.- URL: // http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn201 l/thesis/s5/s5_53.pdf (дата обращения 29.09.13).
изысканий, а также чисто политических деклараций. В главе «Политическая философия С. Жижека как актуализация К. Маркса через Г.В.Ф. Гегеля и Ж. Лакана» мы рассматриваем только теоретические построения С. Жижека по вопросу сущности и задач политики, закона и тоталитаризма. В нашу задачу не входит рассмотрение возможности их практического применения. Мы также избегаем каких бы то ни было оценочных суждений, касающихся истинности и ложности занимаемой С. Жижеком политической позиции.
Объект исследования: Объектом нашего исследованиях выступают тексты С. Жижека, в которых он излагает свои философские идеи, его публичные выступления и интервью, а также тексты тех философов, которые составляли философский контекст его размышлений; прежде всего, это, конечно, Ж. Лакан, Г.В.Ф. Гегель, И. Кант, М. Хайдеггер, К. Маркс, Л. Альтюссер и А. Бадью, и комментаторская литература. Основные гипотезы исследования:
Философские идеи С. Жижека развивались в широком философском контексте, однако главными фигурами для понимания философии С. Жижека являются Ж. Лакан и Г.В.Ф. Гегель.
Представление о первоначальности разрыва является отправной точкой для всех философских идей С. Жижека, именно она является тем методологическим и смысловым принципом, который позволяет структурировать его взгляды. Методы исследования:
• -Герменевтический анализ текста и анализ контекста. Этот главный метод
задает историко-философскую направленность исследования.
• -Компаративистский метод позволяет обнаружить основные источники
влияния на мысль С. Жижека и определить его личный вклад в разрботку той или иной проблематики.
• -Систематический метод. Позволяет структурировать философские идеи С.
Жижека в блоки философских проблем.
-Концептуальный анализ. Анализ основных понятий С. Жижека. Позволяет проследить тот способ, которым им было произведено переосмысление психоанализа Ж. Лакана и диалектики Г.В.Ф.Гегеля.
Научная новизна исследования:
1. Впервые в отечественной литературе была проведена всестороння реконструкция философских идей С. Жижека. Показано, что философия С. Жижека не может быть отнесена к определенной традиции. Существенным, по мнению автора, является влияние и сопричастность его идей современному марксизму, постструктурализму, структурному психоанализу, политической философии.
2. Проанализирована реализация методологических задач философских исследований С. Жижека. Основными методологическими задачами С. Жижека автор считает следующие: актуализация философии Г.В.Ф. Гегеля т.е. возращение в философское исследование диалектического метода и Г.В.Ф. Гегеля как философа негативности; введение психоанализа как метода философской работы и иллюстрация его потенциала для философии; возвращение в философию идей марксизма и демонстрация их политического потенциала.
3. На основе анализа массива текстов С. Жижека впервые была предложена следующая содержательная классификация его философских идей: онтология разрыва, философия субъекта, философия политики, этика, философия религии. Показана сложная структурная взаимосвязанность этих частей.
4. Впервые в отечественной литературе в результате концептуального анализа текстов С. Жижека в качестве отправной точки рассуждений философа, позволяющей структурировать его идеи, была предложена онтология разрыва. В ее основе понимание разрыва как различия, которое оказывается сущностным для рассмотрения любого наличного бытия.
Практическая значимость исследования:
Данное исследование важно для опровержения тех точек зрения, которые видят в С. Жижеке шоумена от философии, а не серьезного мыслителя. Напротив оно вводит фигуру С. Жижека в поле современных российских философских исследований. Кроме того, проведенное исследование может быть использовано в курсе лекций по истории философии, социальной философии, этики и онтологии.
На защиту вынесены следующие положения:
1. Философские идеи Жижека возможно систематизировать и разбить на блоки отдельных философских проблем: онтология, философия субъекта, философия политики, этика, философия религии.
2. Представление о первоначальности разрыва является отправной точкой для всех философских идей С. Жижека, именно она является тем методологическим и смысловым принципом, который позволяет структурировать его взгляды.
3. Философские идеи С. Жижека развивались в широком философском контексте, в русле идей Ж. Лакана, Г.В.Ф. Гегеля и постмарксизма. Однако в каждую из выделенных тем С. Жижек внес свой собственный вклад, заключающийся либо во внесении новых идей, либо в пересмотре концепций названных мыслителей.
Цели философской работы С. Жижека:
a) актуализация философии Г.В.Ф. Гегеля т.е. возращение в философское исследование диалектического метода и Г.В.Ф. Гегеля как философа негативности;
b) введение психоанализа как метода философской работы и демонстрация его потенциала для философии;
c) возвращение философской и политической актуальности марксизму.
Философские идеи С. Жижека являются результатом реализации этих целей.
По теме исследования автором подготовлены и опубликованы статьи и доклады:
1. Зброжек Е.А. Воскрешение призраков: идеология современного общества и возможность возвращения коммунизма в размышлениях С. Жижека // Современное общество: взгляд изнутри. Материалы I Международной научно-практической конференции 25-26 февраля 2012 г. в Санкт-Петербурге. Петрозаводск: Научно-издательский центр «Открытие». 2012. С. 98-100.
2. Зброжек Е.А. Проблема тоталитаризма в философии С. Жижека // Армия и общество. 2012. №2(32). С. 15-19.
3. Зброжек Е.А. Онтология разрыва как ключ к пониманию философии С. Жижека // Вестник Воронежского Государственного Университета. Серия «Философия». 2012. № 2(8). С. 115-120.
4. Зброжек Е.А. Коммуникация и диалог // Философия коммуникативного пространства: расширяя Галактику. Материалы международной междисциплинарной научно-практической конференции (к 100-летию со дня рождения Герберта Маклюена); Под ред. A.A. Костиковой; состав. A.A. Костиковой и Н.Ю. Клюевой. М. 2012. (Серия кафедры философии языка и коммуникации). С. 156-159.
5. Зброжек Е.А. Основные философские идеи С. Жижека в русле идеи разрыва // Материалы международного молодежного форума «Ломоносов-2013» / Отв. ред. А.И. Андреев, A.B. Андриянов, Е.А. Антипов, М.В. Чистякова. [Электронный ресурс]. М.: МАКС Пресс. 2013.
6. Зброжек Е.А. Психоаналитическая концепция субъективности и современная философия: от Фрейда к Жижеку // Материалы международной научной конференции «Дни науки философского факультета 2013». Часть 1. Киев. 2013. С. 30-31.
Из них в изданиях, рекомендованных ВАК:
1 Зброжек Е.А. Проблема тоталитаризма в философии С. Жижека // Армия и общество. 2012. №2(32). С. 15-19.
Структура диссертации
Диссертация состоит из введения, 5 глав, заключения и библиографии, включающей 127 источников на русском и английском языках. Первая глава и вторая глава состоит из трех параграфов, 3-я глава из двух параграфов, 4-я глава из трех параграфов и 5-я глава из 2 параграфов. Объем диссертации составляет 131 страницу.
Глава 1. Онтология разрыва как смысловой стержень философии С. Жижека и первый шаг во введении гегелевской негативности и психоанализа в поле философских исследований
1.1. Феномен Жижека как философа
Приступая к рассмотрению философских идей С. Жижека22, стоит первоначально остановиться на некоторых особенностях его работы. На наш взгляд, таких особенностей можно выделить три.
Во-первых, это использование огромного числа источников и встраивание концептов других авторов в собственное видение. Тексты С. Жижека отличаются огромным количеством цитат, ссылок, пересказов мнений других авторов. Иногда даже становится тяжело понимать, где С. Жижек говорит от себя, а где от лица своих многочисленных
22 Творческое наследие Жижека составляют 38 книг:1) Возвышенный объект идеологии. 1989 2)Глядя сквозь: введение в психоанализ Лакана через массовую культуру, 1991.3) For They Know Not What They Do: Enjoyment As A Political Factor(H6o не ведают, что творят: наслаждение, как политический фактор), 1991. 4)Все, что вы хотели знать о Лакане, но боялись спросить у Хичкока, 1992 5) Enjoy Your Symptom! Jacques Lacan In Hollywood And Ои^Наслаждайся своим симптомом: Жак Лакан в Голливуде и вне его), 1992.6) Tarrying With The Negative: Kant, Hegel And The Critique Of Ideology(CocyiuecTBOBamie с негативом: Кант, Гегель и критика идеологии), 1993.7) The Metastases Of Enjoyment: Six Essays On Woman And Causality(MeTacTa3bi наслаждения: шесть эссе о женщине и причинности), 1994. 8) The Indivisible Remainder: An Essay On Schelling And Related МаНегеСНеделимый остаток: эссе о Шеллинге и сопутствующих вопросах), 1996.9) Чума фантазий, 1997 10) The Abyss Of Freedom - Ages Of The World(БeздIm свободы-века мира)., 1997.11) The Spectre Is Still Roaming Around ¡(Призрак все еще бродит!), 1998. 12) The Ticklish Subject: The Absent Centre Of Political Ошо^у(Щекотливый субъект: отсутствующий центр политической онтологии), 1999. 13) NATO as the Left Hand of God(HATO как левая рука Бога), 1999. 14) Contingency, Hegemony, Universality Contemporary Dialogues on the Left(Gny4armocTb, гегемония, универсальностысовременные диалоги на левом фронте)-в соавторстве с Эрнесто Лаклау и Джудиш Батлер, 2000. 15) Искусство возвышенного: Шоссе вникуда Дэвида Линча.,2000 16)Хрупкий Абсолют, или Почему стоит бороться за христианское наследие?, 2000. 17) Добро пожаловать в пустыню Реального, 2001 18) Opera's Second Оеа^Вторая смерть оперы)- в соавторстве с М.Долларом, 2001. 19) On ВеНеДТТо Вере),2001.20) The Fright of Real Tears, Kieslowski and The РиШге(Ужас настоящей слезы: Кисловский и будущее), 2001. 21) Did Somebody Say Totalitarianism?Five Essays in the (Mis)Use of a Notion(KTO-To сказал тоталитаризм?: 5 эссе о (не)использовании понятия, 2001. 22) Repeating Lenin(noBTopHH Ленина), 2001. 23)Кукла и карлик: христианство между ересыо и бунтом, 2002. 24)13 опытов о Ленине, 2002. 25) Organs Without Bodies: On Deleuze and Consequences(opranbi без тел: о Делезе и последствиях), 2003. 26) Ирак: история про чайник, 2004. 27) Interrogating the Real: Selected Writings(flonpoc Реального:Избранные сочинения), 2005. 28) The Universal Ехсериоп(Универсальное исключение), 2005.29) The Neighbor: Three Inquiries in Political Theology(Cocefl: три исследования по политической теологии)- в соавторстве с Эриком Сантнером и Кейт Рейнхард, 2006. 30)Устройство разрыва: Параллаксное видение, 2006. 31) How to Read Lacan(KaK читать Лакна), 2007. 32) In Defense of Lost Causes(B защиту забытых причин), 2007. 33)0 насилии, 2007. 34) The Monstrosity of Christ: Paradox or Dialectic?(4yflOBiumiocTb Христа: парадокс или диалектика?)- в соавторстве с Джоном Милбанком и Крестоном Дэвидом,2009. 35) Размышление в красном цвете, 2009. 36) Living in the End TimesQKmiib в последние времена), 2010. 37) Less Than Nothing: Hegel and the Shadow of Dialectical Materialism (Меньше, чем ничто: Гегель и тень диалектического материализма), 2012.38) 2012 38) Год невозможного. Искусство мечтать опасно.2012.-й более двух сотен статей, а кроме того публичные лекции и интервью.
«персонажей». При этом характерная особенность использования фигур других философов С. Жижеком заключается в том, что, когда он утверждает, что какой-либо философ говорит то или иное, на самом деле это означает, что, по мнению С. Жижека, данный философ МОГ БЫ сказать. В частности, в своей книге «Устройство разрыва» он пишет: «Проблема Канта состоит в том, что он «знал», что место свободы на самом деле находится не в ноуменальном, а в разрыве между феноменальным и ноуменальным, но не смог высказать этого прямо, потому что, если бы он это сделал, то трансцендентальное построение рухнуло бы» . С. Жижек берет отдельные концепты у близких ему по духу мыслителей, которые кажутся ему современными и вплетает их в контекст собственных построений. С этой особенностью мы будем встречаться часто по мере продвижения нашей работы.
Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК
Постмарксистская альтернатива либеральному социальному порядку: на примере эссекской и люблянской школ2011 год, кандидат философских наук Барбарук, Юрий Владимирович
Проблема "Я" в современной философии2005 год, кандидат философских наук Журавлева, Юлия Викторовна
Проблема субъекта в постструктурализме: онтологический аспект2006 год, доктор философских наук Дьяков, Александр Владимирович
Аналитика психического опыта. Проблема психической предметности в фундаментальной философии XX века и психоанализе2010 год, доктор философских наук Савченкова, Нина Михайловна
Социальный субъект в исторических формах отчуждения2011 год, кандидат философских наук Гатауллин, Адель Искандэрович
Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Зброжек, Екатерина Александровна, 2013 год
Библиография
1. Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства (заметка для исследования)». URL: http://magazines.russ.ru/nz/2011/3/а13.html (дата обращения 28.09.13).
2. Бадью А. Апостол Павел. Обоснование универсализма. М.: Университетская книга, 1999. 96 с. (Библиотека современной французской философии).
3. Бадью и Жижек: теология материализма: URL http://s357a.blogspot.de/2013/06/blog-post_25.html (дата обращения 29.09.13).
4. Бадью А. Манифест философии / состав, и пер. с франц. В.Е Лапицкого. СПб: Machina. 2003.-184 с. (XX век. Критическая библиотека).
5. Барбарук Ю.В. Постмарксизм // Знание. Понимание. Уменее. 2011 №4, С. 278-279.
6. Барбарук Ю. В. Постмарксистская альтернатива либеральному социальному порядку: на примере эссекской и люблянской школ: автореферат дис. ... кандидата философских наук: 09.00.11 / Барбарук Юрий Владимирович; [Место защиты: Ин-т философии РАН].
7. Бенвенуто С. Введение к итальянскому изданию С. Жижека и Г. Дали «Conversation with Zizek/ пер. А. Наджаровой. URL: http://lacan.ru/dl/05/lcn005_human_nature.pdf (дата обращения 29.09.13).
8. Библия. М.: Российское библейское общество. 2007. 1326 с.
9. Бонхёффер Д. Сопротивление и покорность / пер. с нем. А. Б. Григорьева. М.: Изд. группа «Прогресс». 1994. 344 с.
Ю.Бушмакина, О. Н. Próxima: Славой Жижек: семинары 2007-2008. Ижевск: ERGO. 2010. 142 с. (Семинары; I).
П.Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: в 2 т. Т.1. М.: Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1972. 668 е.: 1 л. портр. (Философское наследие).
12.Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа/ пер. Г. Шпета. М.: Академический проект. 2008.768 с. (Философские технологии).
И.Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.1. Наука логики. М.: Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1974-452 е.; 1л. портр. (Философское наследие).
14.Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т.З. Философия духа. М. Издательство социально-экономической литературы «Мысль», 1974.-532 е.; 1л. портр. (Философское наследие).
15.Горных А. Воображаемый другой (Ж. Лакана) URL: http://lacan.narod.ru/ind_lak/oni_5.Ыхп(дата обращения 29.09.13).
16. Декарт Р. Сочинения в 2 т.: T.l. М.: Мысль. 1989. 654 с.
17.Дьяков Жак Лакан. Фигура философа. М.: Территория будущего. 2010. 559 с. (Серия Философия).
18.Жижек С. Власть и цинизм URL.: http://lacan.narod.ru/ind_lak/ziz21.htm (дата обращения 29.09.13).
19.Жижек С. Возможно ли сегодня оставаться гегельянцем?: лекция в Институте философии РАН. URL: http://www.youtube.com/watch?v=Q395FFPbxbO (дата обращения 29.09.13).
20.Жижек С. Возвышенный объект идеологии / [пер. с англ.: Владислав Софронов]. М.: Худож. журн. 1999. 236 с. (Архив XXI века).
21.Жижек С. Гегель против Хайдеггера URL: //http://hegel.ru/zhizhekl.Ы:т1(дата обращения 29.09.13).
22.Жижек С. Добро пожаловать в пустыню реального II (размышления о всемирном центре). URL: :http://lacan.narod.ru/ind_lak/ziz22.htm (дата обращения 29.09.13).
23.Жижек С. Идеология — пустое слово, поэтому она и работает. URL: http://archives.colta.ru/docs/20836 (дата обращения 29.09.13).
24.Жижек С. Интерпассивность. Желание: влечение. Мультикультурим/ пер. с англ. И. Смирнова; под ред. В. Мазина и Г. Рогонна. М.: Алетейя, 2005. 156 с. (Лакановские тетради).
25.Жижек С. К материалистической теологии// Логос 2008. № 4(67). С. 55-66.
26.Жижек С. Кант и Сад URL: http://lacan.narod.ru/ind_lak/ziz24.htm (дата обращения 29.09.13).
27.Жижек, С. Кукла и карлик: христианство между ересью и бунтом / [пер. с англ.: Сергей Кастальский]. М.: Европа. 2009. 334с.
28.Жижек С. О насилии / [пер. с англ.: Артем Смирнов, Е. Лямина]. М.: Европа. 2010. 181 с. (Серия «Политучеба»).
29.Жижек С. Парадоксальный ислам: сложности мультикультуризма. URL: http://www.russ.ru/pole/Paradoksal-nyj-islam (дата обращения 29.09.13).
30.Жижек С. Против прав человека. URL: http://finbooks.files.wordpress.com/2010/08/zizek-text.pdf (дата обращения 29.09.13).
31.Жижек С. Размышления в красном свете: коммунистический взгляд на кризис и сопутствующие предметы. М.: Европа. 2011 474 с.
32.Жижек С. Реальность виртуального: Выступление 11 декабря 2003г. в Лондоне. URL: http://www.youtube.com/watch?v=JKu_WUgyu3Y (дата обращения 29.09.13).
33.Жижек С. Сила женщины и истина ислама. URL: http://live-kirov.ru/islam/slavoi-zhizhek-sila-zhenshchiny-i-istina-islama.html (дата обращения 29.09.13).
34.Жижек С. 13 опытов о Ленине / [пер. с англ. А.Смирнов]. М.: Ad Marginem. 2003. 254 с. (Серия. Спутник).
35.Жижек С. Тупик трансцендентального воображения, или Мартин Хайдеггер читает Канта // Топос. 3(17) 2007. С.130-143.
36.Жижек С. Устройство разрыва: параллаксное видение/пер. с англ. А. В. Смирнова, Г. Рогоняна, С. Костальского, А. Олейникова. М.: Европа, 2008. 512 с.
37.Жижек С. Хрупкий Абсолют, или Почему стоит бороться за христианское наследие. М.: Художественный журнал, 2003. 178 с. (Архив XXI века).
38.Жижек С. Что может сказать Ленин о свободе сегодня? URL: http://scepsis.net/library/id_1960.html (дата обращения 29.09.13).
39.Жижек С. Чума фантазий. Харьков: Из-во «Гуманитарный центр». 2012. 388 с.
40.Жихаревич Д. «Реальность виртуального» Славоя Жижека. URL: http://www.urrmozhenie.narod.ru/vol/7/zhikharevich-zizek.htm(flaTa обращения 29.09.13).
41.Иглтон Т. Феноменальный Жижек. URL: http://www.politizdat.ni/review/l42/(дата обращения 29.09.13).
42.Кант И. Религия в пределах только разума // Кант И. Трактаты. СПб. 1996. (Слово о сущем). С. 259-424.
43.Кожев А. Введение в чтение Гегеля: лекции по «Феноменологии духа», читавшиеся с 1933 по 1939 г. в Высшей практической школе/ подборка и публ. Реймона Кено; пер. с франц. А.Г. Погоняйло. СПб: Наука. 2003. 792 с.
44.Кротов A.A. Учение Мальбранша о Боге // Евразия. Духовные традиции народов.2012 №2. С . 47-52.
45.Лакан Ж. Инстанция буквы в бессознательном, или судьба разума после Фрейда/ пер. А. Черноглазова и М.А. Титовой. М.: Логос. 1997.
46.Лакан Ж. Семинары. Книга 1: Работы Фрейда по технике психоанализа./ пер. М. Титовой, А. Черноглазова. М.: Гнозис; Логос. 1998. 432 с.
47.Лакан Ж. Семинары. Книга 7: Этика психоанализа/ пер. А. Черноглазова. М.:Гнозис. 2006.416 с.
48.Лакан Ж. Семинары. Книга 11: Четыре основных понятия психоанализа/ пер. с фр. А. Черноглазова. М.: Гнозис. 2004. 304 с.
49.Лакан Ж. Символическое, воображаемое, реальное// Ж. Лакан Имена Отца. М.: Гнозис. Логос. 2006.-С.9-50.
50.Лакан Ж. Стадия зеркала как образующая функцию Я, какой она раскрывается нам в психоаналитическом опыте / пер. В. Лапицкого //Кабинет: картины мира. СПб: Инпресс. 1998. С 136-142.
51.Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе/ пер. А. К. Черноглазова. М.: Гнозис. 1995. 106 с.
52.Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу/ пер.с фр. Н. Автономовой. М.: ЦГИ. 2010. 752 с.
53.Мазин В. Ведение в Лакана. URL: http://sv-scena.ru/athenaeum/vvedenie-v-lakana.Razdel-l-l-l-29-29.html (дата обращения 29.09.13).
54.Маркс К. Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии//Маркс К. Энгельс Ф Избранные произведения: 3 т. Т.1. М.: Издательство политической литературы. 1983.
55.Мэйси Д. О субъекте у Лакана. URL: :http://www.ruthenia.ru/logos/number/1999_05/l 999_5_16.htm (дата обращения 29.09.13).
56.Паркер И. Жижек: критическое введение. Ижевск: ERGO. 2010. 220 с.
57.Плотников Н. Абсолютный дух и другое начало. Гегель и Хайдеггер. URL://http://ecsocman.hse.ru/data/083/363/1223/Plotnikov_Absolyutnyj_duh.p df (дата обращения 29.09.13).
58.Пэнто Л. (Пере)переводы . Феноменология и «немецкая философия» во Франции в 1930-е годы// Логос.2011.№ 5-6. С. 169-192.
59.Ролз Д. Теория справедливости / пер. В. Карпович, А. Шевченко. М.:ЛКИ. 2010. 536 с.
60.Самарин A.C. Концепция С. Жижека в контексте проблем современной эпистемологии URL: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn201 l/thesis/s5/s5_53.pdf (дата обращения 29.09.13).
61.Секацкий А.К. О философии Жижека. URL: http://nagibauer.blogspot.ru/2010/03/blog-post 18.html (дата обращения 29.09.13).
62.Серебрякова Ю.В. Стратегии философствования Славоя Жижека. URL: http://sibac.info/index.php/2009-07-01-10-21-16/3168-2012-06-28-16-50-24 (дата обращения 29.09.13).
63.Сыров В.Н. Как идеология дополняет действительность (Читая Жижека) URL: http://www.lacan.narod.ru.(дата обращения 29.09.13).
64.Философия начинается с Канта и заканчивается Гегелем: интервью со Славоем Жижеком// Логос. 2007. №1 С.3-13.
65.Фливберг Б. Хабермас и Фуко — теоретики гражданского общества.-URL: http://ecsocman.hse.ru/data/218/013/1220/015.FLYVBJERG.pdf (дата обращения 29.09.13).
66.Флоровский Г. Восточные отцы IV века. М.: Паломник. 1992. 240 с.
67.Фрейд 3. О нарциссизме. URL: http://rps-arbat.ru/narcissism_freud.html( дата обращения 29.09.13).
68.Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия. Харьков: Фолио. 2010. 288 с.
69.Фрейд 3. Я и Оно. М.: Эксмо-пресс; Харьков: Фолио. 2006. 1040 с.-(Антология мысли).
70.Хайдеггер М. Бытие и Время. М.:АСТ. 2003. 503 с. (Philosophy).
71.Хайдеггер М. Что такое метафизика/ пер. В. Бибихина.- М.:Академический проект. 2007. 304 с. (Философские технологии).
72.Хардт М., Негри А. Империя / пер. с англ.; под ред. Г.В. Каменской. М.: Праксис, 2004. 440 с.
73.Честертон Г.К. Вечный Человек. / пер. с англ. Н. Л. Трауберг; коммент. Л. Б. Сумм. М.: Политиздат. 1991.
74.Шмитт. К. Теория партизана. М.: Праксис. 2007. 301 с.
75.Энгельс Ф. Принципы коммунизма // Маркс К., Энгельс Ф. Избранные произведения: в 3 т.Т.З. М.: Политиздат. 1985.
76.Altizer J. The Gospel of Christian Atheism. London. 2003. 170 p.
77.Altizer Thomas J. J, Hamilton W. Radical Theology and the Death of God. London. 1966. 202 p.
78.Badiou A. Zizek S. Philosophy in the Present. Cambridge:Polity Press, 2009.
79.Barret M. Althusser's Marx, Althusser's Lacan // Kaplan A. and Sprinker M. The Althusserian Legasy. London: Verso, 1993.
80.Bosteels B. Zizek and Christianity: on the Critigue of Religion after Marx and Freud// Zizek now: current Perspectives in Zizek Studies/ ed. By J.- Khader and M. A. Rottenberg. Cambridge: Polity Press. 2013. P. 54-83.
81.Bowman P. How to Not Read Zizek. URL: http://www.academia.edu/597650/How_to_Not_Read_Zizek (дата обращения 29.09.13).
82.Braidotti R. Metamorphoses: Towards a Materialist Theory of Becoming.-Cambridge: Polity Press. 2002. 317 p.
83.Butler J. Antigone' s Claim: Kinship between Life and Death. Columbia University Press. 2002. 118 p ( The Wellek Library Lectures).
84.Byonton R. Enjoy your Zizek! An excitable Slovenian philosopher examines the obscene practices of everyday life-including his own// Lingua Franca. 1998. № 8. URL: http://linguafranca.mirror.theinfo.org/9810/zizek.html (дата обращения 29.09.13).
85.Calum N. Zizek with Lacan: editorial // International Journal of Zizek Studies. 2008. № 4. URL: http://zizekstudies.org/index.php/ijzs/article/download/172/264 (дата обращения 29.09.13.).
86.Copjec J. Radical Evil. London: Verso. 1996. 238 p.
87.Daly G. Slavoj Zizek: A Primer. URL: http://www.lacan.com/zizek-primer.htm (дата обращения 29.09.13).
88.Dennet D. Consciousness explained. Back Bay books. 1991. 527 p.
89.Henrich D. Between Kant and Hegel: lectures on German Idealism. Harvard University Press. 2008. 400 p.
90.1 am a Fighting Atheist: interview with Slavoj Zizek //Bad Subjects. 2002. № 59. P.41-45.
91.International Journal of Zizek studies URL:
http://zizekstudies.org/index.php/ijzs/issue/archive (дата обращения 29.09.13).
128
92.Jodi D. Zizek's Politics. Routledge. 2006. 160 p.
93.Kay S. Zizek: A Critical Introduction. Cambridge: Polity Press.2003.195 p.
94.Khaden J. Zizek now or never: Ideological Critique and the Nothingness of Being// Zizek now: current Perspectives in Zizek Studies/ ed. By J/ Khader and M. A. Rottenberg. Cambridge: Polity Press. 2013.-P.3-15.
95.Kostko A. How to Read Zizek. URL: http://www.3quarksdaily.com/3quarksdaily/2012/09/how-to-read-zizek.html (дата обращения 29.09.13).
96.Kotsko A. Zizek and Theology. Bloomsbury T&T Clark. 2008. 182 p. (Philosophy & Theology).
97.Lacan J. Ecrits: The First Complete Edition in English. W.W. Norton & Compary. 2007. 896 p.
98.Lacan J. Kant with Sade. URL: http://www.lacan.com/kantsade.htm (дата обращения 29.09.13).
99.Lacan J. Seminar III: The Psychoses, ed. Jacques Alain Miller . New York: W. Norton. 1997.352 p.
100. Laclau E., Mouffe Ch. Hegemony and Socialist Strategy: Towards a Radical Democratic Politics. London; New-York: Verso. 2001. 240 p-(Phronesis Series).
101. Miklitsch, R. Going Through the Fantasy: Screening Slavoj ZizekII The South Atlantic Quarterly. 1998. 97(2). P. 475-507.
102. Myers T. Slavoj Zizek. Routledge. 2003. 160 p. (Routledge Critical Thinkers).
103. Pound M. Zizek: A (Very) Critical Introduction. Wm. B. Eerdmans Publishing Co. 2008. 184 p. (Interventions).
104. Sharpe M. A Little Piece of the Real. Ashgate Pub Ltd. 2004. 273 p. (Ashgate New Critical Thinking in Philosophy).
105. Sheehan S. Zizek: A Guide for the Perplexed. Continuum. 2012. 192 p. (Guides for the Perplexed.).
106. Stavrakakis Y. Lacan and Political. London: Routledge. 1999. 208 p. (Thinking the Political).
107. Stavrakakis Y. The Lure of Antigona: Aporios of the political//Umbr(a). 2003. p.l 17-129.
108. Wood K. Zizek: reader's guide. Wiley-Blackwell: A John Wiley Sons, Ltd, Publication. 2012. 329 p.
109. Zizek S. A leflist plea for «Evrocenirism»// Critical Inquiry. 1998. vol. 24. №4. P. 988-1009.
110. Zizek S. Did somebody say totalitarianism? Five Interventions in the (Mis)Use of a Notion. London; New-York: Verso. 2011. 288 p.
111. Zizek S. Fichte's Laughter // Mythology, Madness, and Laughter: Subjectivity in German Idealism/eds. Markus Gabriel and Slavoj Zizek. London: Continuum. 2009. P. 122-167.
112. Zizek S. For they know not what they do: enjoyment as a Political Factor. London. New-York: Verso. 2002. 288 p.
113. . Zizek S. From «Passionate Attachments» to Dis-Identification// Umbr(a) 1998 URL: http://www.lacan.com/zizekpassionate.htm (дата обращения 29.09.13).
114. Zizek S. How to read Lacan. New-York: Norton. 2006. 144 p.
115. Zizek S. In Defense of Lost Causes. London; New-York: Verso, 2008. 504
P-
116. Zizek S. Lacan's four discourses. URL: http://www.lacan.com/zizfour.htm (дата обращения 29.09.13).
117. Zizek S. Less than nothing: Hegel and the shadow of dialectical materialism. London; New -York: Verso. 2012.1038 p.
118. Zizek S., Milbank J., Creston D. The Monstrosity of Christ: paradox or Dialectic? The MIT Press. 2009.320 p.
119. Zizek S. On belief. New -York: Rutledge. 2001.176 p. - (Thinking in Action).
120. Zizek S. Only a Suffering God Can Save Us. URL: http://www.lacan.com/zizshadowplay.html (дата обращения 29.09.13).
121. Zizek S. Psychoanalysis in post-Marxism: the case of Alian Badiou// The South Atlantic Quarterly. 1998. vol. 97(2). P. 235-261.
122. Zizek S. The Abyss of Freedom/Ages of the World by R W.. Schelling. Ann Arbor: University of Michigan Press. 1997. 182 p. (The Body, In Theory: Histories of Cultural Materialism).
123. Zizek S. The invisible remainder: on Schelling and Related Matters. London; New-York: Verso. 1996. 254 p.
124. Zizek S. The Sublime Object of Ideology. London; New-York, 1989. 256 p.
125. Zizek S. The specters of Ideology//Mapping Ideology. London.-New-York. P.l-33.
126. Zizek S. The Ticklish subject: The Absent Centre of Political Ontology. London; New-York: Verso. 1999. 499 p.
127. Zupancic A. Ethic of the Real: Kant, Lacan. London; New-York: Verso. 2012. 288 p. (Radical Thinkers).
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.