Аналитика психического опыта. Проблема психической предметности в фундаментальной философии XX века и психоанализе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.01, доктор философских наук Савченкова, Нина Михайловна

  • Савченкова, Нина Михайловна
  • доктор философских наукдоктор философских наук
  • 2010, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.01
  • Количество страниц 276
Савченкова, Нина Михайловна. Аналитика психического опыта. Проблема психической предметности в фундаментальной философии XX века и психоанализе: дис. доктор философских наук: 09.00.01 - Онтология и теория познания. Санкт-Петербург. 2010. 276 с.

Оглавление диссертации доктор философских наук Савченкова, Нина Михайловна

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ. ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОЙ ПРЕДМЕТНОСТИ В ФИЛОСОФИИ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. ФИЛОСОФИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОАНАЛИЗ НА РУБЕЖЕ XIX-XX вв.

1. Идея философской психологи« и проблема «психической предметности».

2. Психоанализ как философская психология.

ГЛАВА ВТОРАЯ. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОЙ ПРЕДМЕТНОСТИ В ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЙ ФЕНОМЕНОЛОГИИ.

1. Интенциональность как свойство психического. а) Франц Брентано. Открытие интенциональности. Интенциональность и «бессознательные психические феномены». б) Априорная теория предметности Эдмунда Гуссерля. Аналитика целого и части. Понятие фундирования. в) Феноменологическая модель сознания.

2. Интенциональность как методологический принцип. а) Сознание времени как опыт различия. Сознание и Реальное. б) Другой как интенциональная проблема. в) Наука как производство «идеальной предметности».

ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРОБЛЕМА ПРЕДМЕТНОСТИ В ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ОНТОЛОГИИ.

1. М. Хайдеггер и феноменология. Рецепция и критика. а) Вопрос о статусе интенциональных объектов. б) Возвращение к Канту. Проект рациональной психологии.

2. Предметность как фактичность. а) Dasein как способ бытия сущего. б)Интенциональность как сопротивление.

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ. ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОЙ ПРЕДМЕТНОСТИ В ПСИХОАНАЛИЗЕ.

ГЛАВА ПЕРВАЯ. КОНЦЕПЦИЯ ПСИХИЧЕСКОЙ ПРЕДМЕТНОСТИ В ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ З.ФРЕЙДА.

1. Концепция психической предметности в свете трех моделей психики. а) Динамическая модель психической жизни. б) Экономическая модель психической жизни и расширение понятия интенциональности. Акты придания значимости и аффективная динамика.

§1. Теория либидо и объектное инвестирование.

§2.Логика аффекта, навязчивое повторение и проблема безобъектного влечения. в)Топическая модель психической жизни. Время и очевидность в психоанализе.

§1. Сознание, память и восприятие в контексте топической модели психики.

§2. Топическая модель и «эпическое» измерение индивидуальной истории.

2. Психическая предметность и психофизическая проблема. а) Эротическое тело как психофизическая концепция.

§1. Соотношение истерического и эротического.

§2. История эротического гела. Оральная стадия.

§3. История эротического тела. Анальная стадия.

§4. История эротического тела. Генитальная стадия. б) Нарциссическое тело как психофизическая концепция.

§1. Бредообразование и телесный опыт.

§2. Нарциссическое измерение и проблема сублимации.

§2. Тело и утрата.

§4. Современные концепции нарциссизма.

§5. Этические перспективы эротической и нарциссической стратегий.

ГЛАВА ВТОРАЯ. РАЗВИТИЕ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОЙ ПРЕДМЕТНОСТИ ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ПСИХОТИЧЕСКОМУ ОПЫТУ В ТЕОРИИ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ.

1. Проблема объектного отношения в теории Мелани Кляйн. а) Психическая предметность в контексте параноидно-шизоидной позиции. б) Психическая предметность в контексте маниакально-депрессивной позиции. .236 2. Теория сознания Уилфреда Биона. а) «Машина для думания мыслей». б) Любить - это мечтать. в) Эдип и Тиресий.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Аналитика психического опыта. Проблема психической предметности в фундаментальной философии XX века и психоанализе»

Познание душевной жизни всегда представляло собой проблему для философии в силу того, что методы такого познания не обладали достаточной степенью всеобщности и достоверности. Классические философские решения вопроса о душе (Платона, Аристотеля, Декарта, Лейбница) имели сугубо теоретический характер и лишь опосредованно соотносились с повседневными практиками и нуждами социальной регуляции психической жизни. С возникновением и развитием психологии эта проблема не была разрешена, поскольку в структуре психологического знания сохранилось разделение на рациональную и эмпирическую психологию, при этом рациональная ее часть рассматривалась как недостаточно достоверная, а эмпирическая как недостаточно всеобщая. На рубеже Х1Х-ХХ веков, в эпоху кризиса европейских наук, когда философия утратила свою роль методологического основания научного знания, а психология, напротив, добившись значительного прогресса, на эту роль претендовала, проблема психического опыта оказалась в центре внимания. Возник напряженный диалог между философией и психологией, в ходе I которого была осознана необходимость разработки философской психологии, которая позволила бы разрешить методологические затруднения обеих дисциплин. В целом ряде философско-психологических проектов начала XX века были сформированы теоретические модели психологического знания. Характерной чертой этих проектов стало стремление объединить логическое и эмпирическое, всеобщее и индивидуальное, объяснение и понимание, что потребовало переосмысления таких ключевых понятий, как «психический опыт», «психическая предметность», «психический факт». В прояснении этих понятий приняли участие представители самых разных наук - физики, физиологи, психологи, психиатры, логики, философы. В этом 1междисциплинарном поле, где велись предельно нетривиальные исследования, внимание сосредоточилось на способе бытия психического. Прояснение онтологического статуса психического факта (ноуменальность, феноменальность, эмпирический характер), логическая оценка психического акта (как полагания или отрицания, синтетического или аналитического, спонтанного или рецептивного), наконец, выяснение отношений между психическим содержанием и психическим актом, функцией и феноменом, - решение этих основных вопросов ложится в основу концепции психического опыта и психической предметности, разрабатываемой в контексте философской психологии рубежа Х1Х-ХХ веков.

Своеобразным итогом философско-психологических поисков этого периода стало радикальное понимание психического опыта, достигнутое в феноменологии. Эдмунд Гуссерль, исходя из идеи интенциональности сознания, предложенной его учителем Ф. Брентано, с одной стороны, и, опираясь на последовательно картезианскую постановку вопроса, приходит к осознанию необходимости логической трактовки психического опыта. В результате развертывания в «Логических исследованиях» своей аналитики целого и части, Гуссерль квалифицирует психическую жизнь как тип целого, опирающийся на онтологию «несамостоятельной» части. Эта модель, по мнению Гуссерля, позволяет не просто противопоставить психический факт - факту физическому, но различить природу и душевную жизнь как два типа целого. В этом случае интенциональность выступает не только в качестве формального отличия физического от психического, но раскрывает себя как механизм производства значений.

Феноменологическая концепция интенциональности подверглась серьезному переосмыслению в фундаментальной онтологии Мартина Хайдеггера, который, во-первых, увидел весь масштаб следствий, проистекающих из такой модели, и, во-вторых, не согласился с этим метафизическим решением. Выступая против концепции сознания как имманентного опыта и понимания субъекта как animal rationale, Хайдеггер указал на экзистенциальное измерение психического опыта. В его постановке вопроса присутствует требование ответа на вопрос о способе бытия психического; требование соотнесения сознания и восприятия, мышления и аффекта. В фундаментальной онтологии вопрос о психическом опыте смещается из регистра ego cogito в регистр со-бытия, определяемый такими экзистенциалами как ниспадение и забота.

Феноменологическая и онтологическая постановка вопроса о душе, несмотря на все их внутренние различия, подвела итог длительному процессу трансформации парадигм рациональности и формированию десубстантивирующего понимания субъективности, которое послужило необходимым основанием для возникновения «неклассической психологии». Под «неклассической психологией» понимаются такие направления развития психологической мысли, как деятельностный подход к изучению психики (Леонтьев А.Н., Рубинштейн С.Л.), культурно-историческая концепция развития высших психических функций (Выготский Л.С., Лурия А.Р.), теория установки (Узнадзе Д.Н.) и психоанализ З.Фрейда.

Среди всех названных психологических концепций и направлений, психоанализ по целому ряду причин занимает особое место. Перечислим некоторые из них. Психоанализ является не только теоретической концепцией, но также - терапевтическим методом, герменевтическим принципом, международным институтом (профессиональным движением, объединенным в организации - IPA), техникой «заботы о себе». Влияние психоанализа на культуру XX века, а также на самые разные области знания (философия, социология, экономика, политика, теория искусства) трудно переоценить. Однако, причина, которая особенно интересует нас в контексте настоящего исследования, состоит в том, что психоанализ возник на рубеже XIX-XX веков, в тех же условиях эпистемологического кризиса, в атмосфере междисциплинарного обсуждения проблемы познания психической жизни. Направление научного поиска З.Фрейда в первую очередь определялось детерминистским мировоззрением эпохи (влиянием В.Фехнера, Г. Гельмгольца, Э.Брюкке, Т. Мейнерта), но также состоянием медицины и психиатрии в конце XIX века (борьба объективирующих и гуманизирующих тенденций), и, во многом, культурно-исторической европейской проблематикой конца века.

Возникновение психоанализа стало возможно не только потому, что Фрейд разработал концепцию истерии и тем повлиял на построение нозологических классификаций, но, прежде всего, в силу того, что он способствовал формированию коммуникации совершенно нового типа -терапевтических отношений аналитика и анализанта - позволившей иначе поставить вопрос о природе и границах психического опыта. Ориентация Фрейда на эмпиризм в сочетании с осознанием «идеального», ненаблюдаемого характера психической жизни, привело его к видению психоанализа как всеобщего, но, вместе с тем, индивидуализирующего исследования, создающего описания на основе имманентной связи теории и практики, предмета и метода. В классическом психоанализе периода 19001920 гг было практически создано пространственно-временное единство, именуемое аналитическим опытом, в котором могли быть верифицированы идеи философской психологии рубежа веков.

Собственным теоретическим основанием формирования психоаналитической коммуникации послужила метапсихологическая концепция психического опыта, последовательно реализованная Фрейдом в динамической, экономической и топической моделях психики. Отказавшись от наделения абсолютным значением таких факторов формирования индивидуального психического мира, как наследственность, социальные влияния, конститутивные характеристики, Фрейд сосредоточился на поиске внутренних причин и источников душевной жизни. Концепция конфликта сил (вытеснения и вытесненного) послужила для него точкой отсчета в развертывании структур психического и вооружила десубстантивирующим, динамическим пониманием психического факта. Интерес к функциональному регистру, а также опыт нейрофизиологических исследований, побудили Фрейда к построению психической модели, опирающейся на количественные характеристики. В результате возникла концепция либидинальной экономики, в контексте которой объектное отношение было понято как центральная ось индивидуального психического становления. В зрелых работах З.Фрейда концепция психического опыта была завершена продумыванием топического принципа организации психики как пространственно-временного единства и сущностного момента индивидуации.

Метапсихологическое ядро теории Фрейда постоянно обогащалось и конкретизировалось в исследовании конкретных аналитических случаев и отдельных клинических проблем. Так, важнейшим дополнительным измерением развития психоаналитической теории стало исследование сексуальности. Создавая теорию инфантильной сексуальности и психосексуального развития в целом, Фрейд опирается на эволюцию предметных отношений ребенка с миром, собственным телом и отношений со значимым Другим. Психоаналитическая теория сексуальности концептуализирует эротическую функцию в перспективе процессов «идеализации тела», то есть, наделения его символической, культурной ценностью и отличения от физиологических функций как таковых. Концепция эротического тела становится одним из вариантов решения психофизической проблемы. Необходимо отметить, что эта гипотеза Фрейда была активно поддержана в творчестве целого ряда западно-европейских мыслителей (Ж.Батай, Э.Левинас, Ж.-Л. Нанси).

Вместе с тем, исследуя психосексуальное становление, Фрейд делает и другое открытие, касающееся структуры объектных отношений: эротизм как способ существования тела, отмеченный объектным инвестированием, не универсален. Нарциссизм являет собой поле, отмеченное тенденциями совсем иного рода. Исследуя феномены «навязчивого повторения», детские «игры отсутствия», а также депрессивные и меланхолические расстройства, Фрейд описывает утрату как возможный механизм конституирования психического опыта. В этом случае психическая предметность конституируется в опоре на «утраченный объект», а не на наличное бытие, что предполагает совсем иные логические механизмы. Нарциссизм как способ существования тела, отмеченный особым «безобъектным» характером инвестирования, выступает в качестве второго варианта решения психофизической проблемы. Необходимо отметить, что в философских поисках XX века «нарциссическая» теоретическая фантазия, отмечает наиболее «горячие» точки (Лотреамон, А. Арто, Л. Селин) культуры.

В итоге в контексте классического психоанализа З.Фрейда формируется разветвленная и дифференцированная концепция психического опыта, опирающаяся на десубстантивирующее понимание субъективности, на логический образ Целого как множественности, управляемой принципом различия. Такая постановка вопроса повлекла за собой целый ряд других, значимость и острота которых определила направления философского поиска в XX века.

В середине и второй половине XX века интерес к проблеме философской психологии определялся в основном ситуацией диалога между философией и психоанализом и, конкретнее, основными формами рецепции психоанализа в философской мысли. В первой половине XX века рождение такого междисциплинарного интеллектуального движения как структурализм послужило косвенной легитимации психоанализа. Исследования Клода Леви-Стросса и Романа Якобсона, посвященные анализу формальных структур социальной организации, мышления и языка, способствовали обоснованию понятия «бессознательное» с позиций логики

Целого. Центральным концептом в данном случае выступало понятие «структуры», развитие которого было связано с использованием логической возможности, принципиально отличной от интенциональности.

В итоге, в философском пространстве XX века сложились три основные интерпретации психоанализа. Одна из них связана с именем Жака Лакана и представляет собой радикальную психоаналитическую концепцию, провозглашающую «возврат к Фрейду» как необходимость реконструкции бессознательного измерения фрейдовского текста и психоаналитической мысли как таковой. Специфика психоанализа Лакана определялась мощной философской интоксикацией, связанной с участием в семинаре А.Кожева и, следовательно, с экзистенциальным осмыслением гегелевской диалектики; влиянием фундаментальной онтологии, структурализма и лингвистики. В Семинарах Лакана, а также в его основных работах («Функция и поле речи и языка в психоанализе», «Стадия зеркала и ее роль в формировании человеческого Я», «Инстанция буквы в бессознательном или судьба разума после Фрейда») рассматриваются ключевые теоретические проблемы психоанализа: концепция психического аппарата, теория влечений, проблема аффекта, теория сексуальности, концепция сознания и бессознательного, проблема индивидуального становления и аналитической коммуникации. Можно сказать, что основным решением Лакана в свете интересующей нас проблемы была концепция третьей психоаналитической топики - открытие регистров Символического, Воображаемого и Реального как различных, но взаимосвязанных принципов организации психического опыта.

В качестве другого варианта рецепции теории Фрейда может быть рассмотрена философия Жака Деррида. Деконструктивный метод Деррида опирается на различные источники, но наиболее значимые из них -феноменология Э.Гуссерля и психоанализ З.Фрейда. Свое понимание психоанализа Ж.Деррида основывает на концепции психического аппарата, сформулированной Фрейдом в «Наброске научной психологии» и поздних метапсихо логических работах. Аналитика времени в психоанализе и феноменологии используется им как основной источник для разработки онтологии неналичия. Концепции «сознания», «бессознательного», «психической реальности» постоянно находятся в центре внимания Жака Деррида. В таких работах как «Фрейд и сцена письма», «О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только», «Введение к «Началу геометрии», он разрабатывает гуссерлево понятие «идеальной предметности», сочетающее в себе всеобщность и фактичность.

Еще одно прочтение психоанализа связано с именами Жиля Делеза и Феликса Гваттари, разработавшими полемическую альтернативу теории Фрейда - шизоанализ. Ж. Делез и Ф. Гваттари попытались поставить вопрос о психической предметности в историческом ключе, рассматривая сознание и бессознательное как идеологический, экономический и социальный феномен и разрабатывая концепцию психической предметности применительно к психотическому способу бытия. На рубеже XX-XXI вв психоанализ интегрируется в философскую мысль уже не в качестве теории психического аппарата, но как идея аналитической коммуникации и интерсубъективной связи. В этом контексте приобретают большое значение такие аспекты психоаналитической теории как теория любви и сексуальные отношения, проблема полового различия, концепция телесности и психофизическая проблема. Выдающийся современный философ Жан-Люк Нанси, в работах «Бытие единичное множественное», «Непроизводимое сообщество», «Corpus», связывает психоаналитическую теорию с онтологическими концепциями М.Хайдеггера, Э.Левинаса, М.Бланшо. Другой современный французский философ Ален Бадью рассматривает психоаналитическую теорию любви как одно из условий революционного преобразования современного мира и учреждения его как конкретной универсальности.

В современной российской философской литературе интенсивно обсуждается теоретическая значимость психоанализа, его эпистемологические функции, место в системе наук, статус психоанализа как коммуникации, а также психоаналитический подход к решению фундаментальных философских проблем, таких как сознание, бессознательное, память, время, желание, интерсубъективность. Развитие психоанализа в России за последние 20 лет способствовало установлению междисциплинарного диалога и включению психоанализа в поле научной мысли в российском интеллектуальном сообществе. Генезис психоаналитической парадигмы и эпистемологические функции психоанализа обсуждаются в работах Автономовой Н.С., Бойко А.Н., Бочоришвили А.Т., Вайсфельда М., Вдовиной И.С., Ганнушкина П.Б., Гуревича П.С., Руткевича A.M., Ярошевского М.Г., Никифорова О.В., Качалова П.В., Щитцовой Т.В. , Глуховой И., Отдельные онтологические и гносеологические проблемы, возникающие в междисциплинарном пространстве психоанализа и феноменологии, психоанализа и антропологии, психоанализа и социологии, психоанализа и теории литературы рассматриваются в работах Аверинцева С.С., Бассина Ф.В., Бибихина В.В., Бородай Ю.М., Гуревича П.С., Давыдова Ю.Н., Додельцева Р.Ф., Лейбина В.М. Решетникова М.М., Рыклина М., Соколова Э.В., Филиппова Л.И., Эткинда A.M. , Кричалло М. Методологические вопросы психоанализа обсуждались в работах Быховского Б.Э., Василюка Ф.Е., Волошинова В.Н., Долгопол ьского С.Б., Зинченко В.П., Ильина Г.Л., Какабадзе В.Л., Мамардашвили М.К., Подороги В.А., Шерозии А.Е.

Важнейшим событием для формирования российского психоанализа и традиции философского осмысления психоанализа стала московская конференция «Психоанализ и науки о человеке» 1992 года, по материалам которой в 1995 году вышел сборник статей под редакцией Автономовой Н.С. и Степина B.C. С этого момента, усвоение психоаналитических идей в России движется в двух направлениях: философская контекстуализация психоанализа и его теоретическое осмысление; формирование российской психоаналитической традиции как таковой. Промежуточную позицию между философией и психоанализом занимает интеллектуальное движение освоения наследия Жака Лакана («промежуточность» в данном случае означает, что представители этого движения обычно являются и психоаналитиками, и философами). Здесь, в первую очередь, следует отметить переводы и комментарии «Словаря по психоанализу» Ж.Лапланша и Ж.-Б. Понталиса, а также произведений Ж.Деррида, выполненные Н.С.Автономовой, и ее статьи, посвященные методологии гуманитарных наук, анализу классической и неклассической рациональности, исследованию места и роли психоанализа в системе современного гуманитарного знания.

Другая линия философской контекстуализации психоанализа связана с российской феноменологической школой. Ведущим автором, на работы которого опирается данное исследование, является Мотрошилова Н.В. Ее исследования, посвященные философии Канта, Гегеля, Гуссерля, Хайдеггера, и, прежде всего, статья «Концепция предметностей сознания в «Логических исследованиях» Гуссерля» во многом инициировала данное исследование. Аналитика времени, сознания, интерсубъективности, понимания, представленная в работах Борисова Е.В., Инишева И.Н., Михайлова И. А., Молчанова В.И., Куренного В.А., Орловой Ю.О., Разеева Д.Н., Шкуратова И.Н. также создает необходимый теоретический контекст реконструкции диалога между психоанализом и феноменологией, а также между психоанализом и герменевтикой. С феноменологическим кругом в значительной степени пересекается ряд исследователей, ориентированных на фундаментальную онтологию и методологию науки. Здесь следует отметить исключительную значимость исследований петербургских философов -Чернякова А.Г., Исакова А.Н. (работы, посвященные аналитике времени у Гуссерля и Хайдеггера), Щитцовой Т. В., разрабатывающей вместе с группой литовских исследователей междисциплинарную проблематику фундаментальной онтологии и экзистенциальной психотерапии; московского философа и методолога науки Косиловой Е. В.; курского исследователя проблематики феноменологической психиатрии и экзистенциального анализа Власовой O.A.

Также следует отметить переводы и комментарии Ж.Лакана, выполненные Черноглазовым А.К., Мазиным В.А., Юран А.Ю.; деятельность журнала «Кабинет», Музея сновидений З.Фрейда, журналов «Психоаналитический вестник (Москва) «Вестник психоанализа» (Санкт-Петербург), «Психоаншиз» (Киев), где публиковались такие авторы как Белкин А.И., Гуревич П.С., Комарова Л.Э., Куликов А.И., Лейбин В.М., Мазин В.А., Решетников М.М., Рождественский Д.С., Савченкова Н.М., Соколов С.Е., Тимченко Г.Н., Уварова С.Г., Харитонов А.Н., Юран А.Ю. и др. Чрезвычайно важное значение имеет начавшаяся в последние десять лет работа по переводу и составлению комментариев к полному собранию сочинений Фрейда. Особенно хочется отметить деятельность В.И.Овчаренко, составителя словаря и энциклопедии российского психоанализа, а также полного библиографического обзора психоаналитической литературы на русском языке.

Вместе с тем, аналитический обзор литературы позволяет утверждать, что в современной отечественной философской литературе отсутствуют работы, посвященные рассмотрению психоаналитической парадигмы в онтолого-гносеологическом и эпистемологическом аспектах. То есть отсутствуют работы, которые рассматривали бы:

- возникновение психоанализа в контексте кризиса европейских наук и место психоанализа в современном гуманитарном знании; эпистемологический статус психоанализа и психоанализ как философскую психологию;

- психоаналитическую концепцию психического опыта;

- метапсихологическую теорию психоанализа и ее философские импликации;

- концепцию телесности и языка в психоанализе как возможное основание современной теории субъективности;

Перечисленные направления, с нашей точки зрения, являются смысловыми элементами проекта, именуемого «философской легитимацией психоанализа». Настоящая работа призвана частично заполнить этот пробел и способствовать формированию основ для подобной легитимации.

Нам представляется, что актуальность исследуемых проблем определяется теоретическим ресурсом и логической эвристичностью понятия «психическая предметность». Это понятие, развитое в психоаналитической теории, рассматривается как сохраняющее тесную связь с философскими концепциями XX века (феноменологией и фундаментальной онтологией), а именно - с ключевым понятием интенциональности, по разному трактуемому Гуссерлем и Хайдеггером, но, тем не менее, образующем основу дискурса о психическом. Именно понятие «психической предметности», выражающее понимание психического опыта как множественности, управляемой различием, учреждает связь психоанализа и современных философских концепций (деконструкции Ж.Деррида, психоаналитической концепции Ж.Лакана, «нового материализма» Ж.-Л. Нанси). Понятие «психической предметности» функционирует на трех уровнях, что отражает историю и логику его становления в XX веке:

- на логическом уровне данное понятие реализуется как: модель отношения целого и части, предполагающая образ множественного целого, конституируемого различием;

- на психологическом уровне данное понятие раскрывается как психоаналитическая концепция «психического аппарата» и как вариант решения психофизической проблемы, связанный с тезисом о «протяженности» психики и «идеализации» тела;

- на этическом уровне понятие «психической предметности» учреждает связь между психоаналитической концепцией телесности, «социальной онтологией» тел и идеей сообщества как способа бытия субъекта; в перспективе данного понятия можно проследить различие этических проектов в зависимости от опоры на эротический или нарциссический способ бытия тела (сущностное различие между этикой желания как «этикой без идеала» и этикой сообщества как совместности бытия-с-Другим).

В этой связи, цель данного исследования мы видим в разработке понятия «психическая предметность» и философском прояснении психологического проекта Фрейда на основе фундаментальных концепций XX века (феноменология и фундаментальная онтология), а также в перспективе поисков современной философии (Ж.Деррида, Ж.-Л.Нанси, Дж. Агамбен).

Достижение этой цели предполагает последовательное решение следующих задач.

- оценка самой эволюции идеи «философской психологии» на рубеже XIX-XX вв и выявление основных характеристик «философской психологии», рожденной на стыке различных философских направлений (феноменологии, неокантианства, герменевтики); рассмотрение гипотезы о психоанализе как философско-психологическом проекте; анализ концепции предметности сознания в феноменологии и гуссерлевского образа человека как animal rationale;

- рассмотрение хайдеггеровской интерпретации интенциональности в связи с идеей Dasein; реконструкция метапсихологического корпуса психоанализа, фрейдовского понимания психического опыта (таких концептов как сопротивление и вытеснение, либидинальная экономика, психический аппарат, сознание, бессознательное) и артикуляция психоаналитического понимания психической предметности;

- реконструкция психоаналитического понимания психофизической проблемы и двух концепций телесности;

- реконструкция психического опыта и психической предметности в психотическом регистре (в контексте теории объектных отношений).

Нам представляется, что решение этих конкретных вопросов открывает путь к разработке идеи «психологии как строгой науки» и эффективной работе в поле проблем, сформулированных философами и психологами в начале XX века, которые и в настоящий момент представляются актуальными.

Современное гуманитарное пространство с множественностью его топосов и разнообразием идеологий не нуждается ни в универсальном синтезе, ни в едином языке. Однако же, нам представляется, что «локальные синтезы», проработка связей, существующих между отдельными областями знания и обоснование сущностных эпистемологических конфигураций, возникших в ХХ-ХХ1 вв. остаются важнейшими задачами теории познания. Психоанализ, несомненно, представляет собой такой значимый синтез.

Похожие диссертационные работы по специальности «Онтология и теория познания», 09.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Онтология и теория познания», Савченкова, Нина Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В данном исследовании мы попытались проследить, как в XX веке складывалось знание о душе в философии и психоанализе. Основной гипотезой, направлявшей наше движение, был тезис о том, что предельным понятием, определявшим эпистемологическую специфику как философской психологии, так и теоретического психоанализа, являлось понятие психической предметности. Данное понятие возникло на пересечении различных линий. Почвой для его формирования послужили логические и эпистемологические исследования (Г. Фреге, Э. Гуссерля, А. Мейнонга) мышления, результатом которых стало существенное расширение понятия предметности. Это расширение произошло главным образом за счет включения в сферу предметности «несуществующих» вещей (логических, математических, временных объектов, а также объектов фантазии) и разработки их многообразных модальностей. Вторым важнейшим вкладом логики в развитие понятия предметности стало формирование концепции целого, основанного на онтологии несамостоятельной части.

Другой проблемной ситуацией, определившей необходимость возникновения нового понятия, явилась сама ситуация взаимодействия философии и психологии в контексте кризиса европейских наук, нашедшая отражение, во-первых, в борьбе психологизма и антипсихологизма, во-вторых, в проектах создания философской психологии, которая отвечала бы требованиям всеобщности, с одной стороны, и субъективирующего понимания, с другой. И если коллизию психологизма-антипсихологизма современные исследователи рассматривают в основном как социологическую и институциональную, то основные философские проекты исследования души (Ф. Брентано, В. Дильтей, К. Штумпф, А. Мейнонг, П. Наторп) сохранили теоретическую значимость вплоть до настоящего времени и наметили перспективу развития философской психологии в методологическом и предметном ключе. Путь развития философской психологии названные мыслители связывали с аналитикой предмета сознания и переживания, аналитикой актов и разработкой дескриптивного метода, создания психологии как «дисциплины, а не доктрины».

Третьим важнейшим условием создания и разработки понятия психической предметности стала феноменология Э.Гуссерля, объединившего усилия логики, психологии и философии, и под знаком концепции интенциональности, создавшего феноменологию как теорию предметов и актов сознания. Средоточием его понимания психической предметности стало представление об интенциональности сознания. Через призму интенциональности сознание раскрылось как единство активности и пассивности, чувствования и конституирования. Своего рода эталоном организации психического опыта у Гуссерля выступила временная организация сознания, а наиболее аутентичными актами явились конституирующие акты ретенции и «первичной импрессии». В поздних работах Гуссерля идея множественности и различия преодолела границы имманентной сферы сознания, и была применена также к анализу телесности, а временная аналитика сознания была дополнена соответствующим ей новым пониманием субъективности как «сообщества ученых». До настоящего времени феноменология является важнейшим теоретическим источником аналитики душевной жизни.

Теоретический диалог Хайдеггера и Гуссерля определил смещение психологического знания из гносеологического регистра в онтологический, от познания к переживанию, и обусловил новый поворот в развитии понятия «психической предметности» и, связанной с этим понятием, концепцией психических актов. Поставив вопрос об интенциональности как трансценденции, фундаментальная онтология вывела понятие психической предметности из имманентной сферы сознания в онтическую область -область фактичности факта и повседневного бытия, а психологическую проблематику артикулировала прежде всего как проблему отношений души и тела, как опыт существования, бытия вот-бытия. Выход интенционального анализа в сферу Dasein привел к экспансии понятия психической предметности в сферу психофизической, а также интерсубъективной проблематики. Концепция психической предметности распространялась не только на связь психических фактов, но также на связь души и тела, и - на связь «психизмов». При этом, для Хайдеггера, как и для Гуссерля важнейшим мотивом для понимания психического опыта, его структур и актов, осталась логическая и метафизическая концепция различия, реализованная им, в частности, в его онто-теологическом аргументе.

Понятие «психической предметности», пройдя через теоретическое «горнило» столь различных философских систем, сосредоточило в себе мощный ресурс и нуждалось в развертывании в рамках собственно психологической концепции. Такой психологической концепцией стал психоанализ З.Фрейда, принадлежащий тому же проблемному эпистемологическому полю и сосредоточившему в себе тот же пафос субъективирующего и, вместе с тем, претендующего на всеобщность психологического исследования. Источником развертывания психоаналитической теории Фрейда стала интуиция психической предметности, которая была реализована в основных метапсихологических концепциях - теории психического аппарата, динамической, экономической и топической моделях психики, психофизической теории, концепции влечений, концепциях эротического и нарциссического тела как вариантах решения психофизической проблемы - и применена в практической психоаналитической работе, где и нашла подтверждение. Фрейдовское понимание конфликтов и тенденций психического развития вывело проблему психической предметности на новый теоретический уровень и ориентировало в двух возможных направлениях, обнаруживших свою актуальность и для современной философии.

Первым направлением стал этический регистр психоанализа. Фрейдово решение психофизической проблемы, состоящее в открытии двух концепций телесности - эротического и нарциссического тела - имело онтолого-этический характер, поскольку предполагало разработку соответствующих им конфигураций субъективности, а также горизонтов, определяющих эротический и нарциссический способы бытия. Разработка онтолого-этического измерения психоанализа была осуществлена Жаком Лаканом (концепция этики желания как «этики без идеала») и Жаном-Люком Нанси (теория сообщества и философия различия).

Другое направление развития мысли Фрейда имело онтолого-логический характер и было связано с развитием теории объектных отношений. Данная теория, созданная К.Абрахамом и М. Кляйн, являлась собственно психоаналитической (то есть, оставалась психоанализом раннего детства и психотерапией психозов), но в методологическом отношении представляла собой онтологическое исследование структур сознания. Понятие психической предметности сохраняло свой центральный характер для теории психического опыта Мелани Кляйн, а ее способ описания душевной жизни младенцев обнаружил свою релевантность по отношению к феноменологической концепции сознания. Завершением постановки вопроса о «психологии как строгой науке», психической предметности и психических актах, начатой Фреге, Гуссерлем и Фрейдом, можно считать психоанализ Уилфреда Биона, чье возвращение к эмпирической традиции (Д.Локку, Д.Юму) и логике (Г.Фреге, Б.Рассел, Т.Мур), эпистемологии (А.Пуанкаре) и философии языка (Л.Витгенштейн, М.Шлик), свидетельствует о вхождении в зону иной парадигмы, и о новом витке развития психологической идеи в целом.

Список литературы диссертационного исследования доктор философских наук Савченкова, Нина Михайловна, 2010 год

1. Автономова Н.С. Фрейд в Европе и в России: парадоксы "второго пришествия". / Бытие и время психоанализа. М., 2000, с. 21-24.

2. Автономова Н.С. К спорам о научности психоанализа // Вопросы философии, 1991, № 4, с. 58-75.

3. Автономова Н.С. Лакан: возрождение или конец психоанализа? / Бессознательное: природа, функции, методы исследования, t.IV. Под общей ред. Прангишвили A.C. , Шерозия А.Е., Бассина Ф.В. Тбилиси, 1985, с. 115-128.

4. Автономова Н.С. Психоанализ в двух проекциях. / Психоанализ и науки о человеке. Под ред. Н.С.Автономовой, В.С.Степина. М., 1995, с. 3-30.

5. Автономова Н.С. Психоаналитическая концепция Жака Лакана. // Вопросы философии, 1973, № 11.

6. Автономова Н.С. Структуралистский анализ Ж.Лакана. / Французская философия сегодня. М., 1989, с. 65-87.

7. Автономова Н.С. Философские и методологические проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М., 1977. 270 с.

8. Автономова Н.С., Муравьев Д.А. Психоанализ, гипноз, внушение: историко-эпистемологический анализ взаимодействий. // Вопросы истории, естествознания и техники. 1988, № 3, с. 32 37.

9. Агамбен Дж. Грядущее сообщество. М., 2008. 144 с.

10. Ю.Апель К.-О. Трансформация философии. М., 2001. 344 с.

11. П.Аристотель. Сочинения в 4-х тт. М., 1981.

12. Асанова Н.К. Психоаналитическая теория аффектов. М., 1997.

13. Асанова Н.К. Теория объектных отношений в психоанализе. М., 1997.

14. Бадью А. Манифест философии. Спб, 2003. 184 с.

15. Бадью А. Этика: Очерк о сознании зла. Спб, 2006. 126 с.

16. Балинт М. Базисный дефект. Терапевтические аспекты регрессии. Пер с англ. М., 2002. 256 с.

17. Батай Ж. История эротизма. М., 2007. 200 с.

18. Бахтин М.М. Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. / Марксизм и философия языка. М., 2000.

19. Башляр Г. Вода и грезы. Опыты о воображении материи. М., 1998. 270 с.

20. Башляр Г. Психоанализ огня. М., 1993. 174 с.

21. Бенвенуто С. Мечта Лакана/ Пер.с англ. СПб.: Алетейя. 2006. -172 с.

22. Бессознательное. Под ред. Н.О.Лосского и Э.Л.Радлова. СПб., 1914.

23. Бессознательное. Многообразие видения. Новочеркасск. 1994. 223 с.

24. Бессознательное: природа, функции, методы исследования. Под ред. Ф.В.Бассина, А.С.Прангишвили, А.Е.Шерозия. Тбилиси, 1978, 1985. Тт. 1 -4.

25. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. Введение в экзистенциальную психиатрию. М., 1999.

26. Бион У.Р. Научение через опыт переживания. М., 2008. 128 с.

27. Бион У.Р. Элементы психоанализа. М., 2009. 127 с.

28. Бланшо М. Последний человек. Спб, 1997. 304 с.

29. Блейлер Е. Аффективность. Внушение. Паранойя. М., 2001. 206 с.

30. Борисов Е.В. Проблема интерсубъективности в феноменологии Э.Гуссерля. // ж. Логос, №1, М., 1999, с. 65-83.

31. Брентано Ф. О происхождении нравственного познания. Спб, 2000. 186 с.

32. Брентано Ф. О многозначности сущего по Аристотелю // В сборнике Трудов Высшей религиозно-философской школы «Богословие. Философия. Культурология» №4, Спб, 1997, с. 44-61

33. Брентано Ф. Избранные работы. М., 1996.

34. Веккер Л.М. Психика и реальность: единая теория психических процессов. 1959-1981. М., 2000. 685 с.

35. Винникот Д.В. Разговор с родителями. М., 1994. -112 с.

36. Винникотт Д.В. Игра и реальность. М., 2002. 266 с.

37. Винникотт Д.В. Пигля. Отчет о психоаналитическом лечении маленькой девочки. М., 1999. 171 с.

38. Власова O.A. Феноменологическая психиатрия и экзистенциальный анализ. Курск, 2009. 546 с.

39. Выготский JI.C., Геллерштейн С. и др. Основные течения современной психологии. Под ред Б.А.Фингерта и М.Л.Ширвиндта. М., 1930. 264 с.

40. Вундт В. Фантазия как основа искусства. Спб, М.: Изд-во т-ва М.О. Вольф, 1914.

41. Гадамер Г.-Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988, 704 с.

42. Ганнушкин П.Б. О психотерапии и психоанализе. / Ганнушкин П.Б. Избранные труды. М., 1964, с. 283 284.

43. Гаррабе Ж. История шизофрении. М.-Спб, 2000. 250 с.

44. Гаспаров Б. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М., 1996.

45. Гваттари Ф. Машинное бессознательное// Архетип, 1995, №1, с. 58-65.

46. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук в 3-х тт., М., 1977.

47. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Спб, 1992. 441 с.

48. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. Спб, 1997. 799 с.

49. Гербарт И.Ф. Психология. Спб: Изд-во редакции журнала «Пантеон литературы», 1895,

50. Глухова И. Философия и психотерапия: взгляд практика. // Топос. Философско-культурологический журнал. Вильнюс, 2008, №1(18), с. 513.

51. Гранов В. Будущее Эдипова комплекса. Спб, 2001. 344 с.

52. Гринберг Л., Сор Д., де Бьянчеди Э.Т. Введение в работы Биона: группы, познание, психозы, мышление, трансформация, психоаналитическая практика. М.: Когито-Центр, 2007.-220 с.

53. Грот Н.Л. Жизненные задачи психологии. // Вопросы философии и психологии. 1890. кн.4, с. 143-194.

54. Гуревич П.С. Методологические основы психологии. М., 2004. 124 с.

55. Гуревич П.С. Страх. Страсти человеческие. М., 1998. 408 с.

56. Гуревич П.С. Эрос. Страсти человеческие. М., 1998. -408 с.

57. Гуревич П.С. Философская антропология. М., 2001. 608 с.

58. Гуссерль Э. Логические исследования. Исследования по феноменологии и теории познания. М., 2001. 470 с.

59. Гуссерль Э. Избранные работы. М., 2005. 464 с.

60. Гуссерль Э. Картезианские размышления. Спб., 1998. 311 с.

61. Гуссерль Э. Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994. -192 с.

62. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Спб, 2004. 392 с.

63. Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии, т. 1, Общее введение в чистую феноменологию. М., 1999. -336 с.

64. Гуссерль Э. Начало геометрии. М., 1996. 259 с.

65. Декарт Р. Сочинения в 2-х тт. М., 1989.

66. Делез Ж. Логика смысла. М., 1995. 298 с.

67. Делез Ж. Различие и повторение. Спб, 1998. 384 с.

68. Делез Ж. Фуко. М., 1998. 172 с.

69. Делез Ж. Критика и клиника. Спб, 2002. 240 с.

70. Делез Ж. Гваттари Ф. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2007. 672 с.

71. Деррида Ж. Письмо и различие. Спб, 2000. 432 с.

72. ДерридаЖ. О грамматологии. М., 2000. 511 с.

73. Деррида Ж. О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. Минск, 1999. 832 с.

74. ДерридаЖ. Диссеминация. Екатеринбург, 2007. 608 с.

75. Деррида Ж. Введение к работе Э.Гуссерля «Начало геометрии»// В кн. Гуссерль Э. Начало геометрии. М., 1996, с. 9-210.

76. Джемс У. Научные основы психологии. Спб, 1902.

77. Джемс У. Психология. М., 1991 365 с.

78. Джонс Э. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда. М., 1997. 448 с.

79. Дильтей В. Описательная психология. М., 1924.

80. Дильтей В. Герменевтика и теория литературы. М., 2001. 531 с.

81. Додельцев Р.Ф. Фрейдизм: культурология, психология, философия. М., 1997-284 с.

82. Долгопольский С.Б. От топоса к фигуре: топология вне зрения. // Произведенное и названное. Философские чтения, посвященные М.К. Мамардашвили. М., 1988, с. 220-235.

83. Дольто Ф. На стороне ребенка. Екатеринбург, 2004. 672 с.

84. Дольто Ф. На стороне подростка. Екатеринбург, 2006. 368 с.

85. Дольто Ф. Бессознательный образ тела. Ижевск, 2006. 376 с.

86. Знаменитые случаи из практики психоанализа. М., 1995. 288 с.

87. Идеи У.Р. Биона в современной психоаналитической практике. Сборник-научных трудов под ред. А.В.Литвинова, А.Н. Харитонова. М., 2008. -420 с.

88. Ильин Г.Л. Проблема научного статуса психоанализа. // Бессознательное: природа, функции, методы исследования, т. 4. Под общей редакцией Прангишвили A.C., Шерозия А.Е., Бассина Ф.В. Тбилиси, 1985, с. 411418.

89. Инишев И.Н. О термине «Dasein».// Философско-культурологический журнал «Топос», №1, Минск, 1999.

90. Инишев И.Н. Измерения коммуникации: к идее интегральной коммуникативной теории.// Философско-культурологический журнал «Топос», Минск, 2006.

91. Какабадзе В.Л. Теоретические проблемы глубинной психологии. Тбилиси., 1982. 184 с.

92. Канетти Э. Масса и власть. М., 1997. 528 с.

93. Каннабих Ю.В. История психиатрии. М., 1994. 528 с.

94. Кант Имм. Собрание сочинений в 8-ми тт. М., 1994.

95. Кейсмент П. Обучение у пациента. Алматы, 2005. 488 с.

96. Кейсмент П. Обучение на наших ошибках. Алматы, 2005. 187 с.

97. Кеймент П. Обучение у жизни. Москва-Ал маты, 2009. 235 с.

98. Кернберг О. Отношения любви. М., 2000. 244 с.

99. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства. Стратегии психотерапии. М., 2005. 446.

100. Кернберг О. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. М., 2001.-356 с.

101. Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. Спб, 1997. 96 с.

102. Кляйн М. Развитие в психоанализе. М., 2001. 512 с.

103. Кляйн М. Психоаналитические труды, т. 2, Ижевск, 2007. 386 с.

104. Конечный и бесконечный анализ З.Фрейда. М., 1998. 224 с.

105. Куренной В.А. Дескриптивная психология: пролегомены к анализу теоретического содержания и общее эпистемологическое затруднение. /Герменевтика. Психология. История. Вильгельм Дильтей и современная философия. М., 2002, с. 81-102.

106. Куренной В.А. Интенция // Эпистемология и философия науки. ■2006. т. X. №4, с. 143 145.

107. Куренной В.А. Философия и педагогика Пауля Наторпа.// Наторп Пауль. Избранные работы. Сост. В.А. Куренной. М., 2006, с. 7-24.

108. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. СПб., 1998. 113 с.

109. Куттер П. Современный психоанализ. Введение в психологию бессознательных процессов. СПб., 1997. 351 с.

110. Куш М. Социология философского знания: конкретное исследование и защита.// ж. Логос, 2002, №5-6.

111. Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам». Спб, 2005. 680 с.

112. Кэхеле X., Томэ Г. Современный психоанализ: Исследования. СПб., 2001.-304 с.

113. Кюльпе О. Современная психология мышления. // Новые идеи в философии. Сб. 16. Психология мышления. Спб: Образование, 1914, с. 43-83.

114. Лакан Ж. Функция и поле речи и языка в психоанализе. М., 1995. -192 с.

115. Лакан Ж. Инстанция буквы, или судьба разума после Фрейда. М., 1997.- 184 с.

116. Лакан Ж. Семинары. Книга 1. Работы Фрейда по технике психоанализа (1953 / 1954). М., 1998. 432 с.

117. Лакан Ж. Семинары. Книга 2. «Я» в теории Фрейда и в технике психоанализа(1954/1955). М., 1999. 520 с.

118. Лакан Ж. Семинары. Книга 5. Образования бессознательного (1957/1958). М„ 2002. 608 с.

119. Лакан Ж. Семинары. Книга 7. Этика психоанализа. (1959/1960). М., 2006.-416 с.

120. Лакан Ж. Семинары. Книга 11. Четыре основные понятия психоанализа (1964). М., 2004. 304 с.

121. Лакан Ж. Семинары. Книга 17. Изнанка психоанализа (1969/1970). М., 2008.-272 с.

122. Ланц Г. Эдмунд Гуссерль и психологисты наших дней. // Вопросы философии и психологии. 1909, кн. III (98), с. 393-443.

123. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996. -623 с.

124. Левинас Э. Время и Другой. Гуманизм другого человека. Спб, 1998. 265 с.

125. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985. 536 с.

126. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1999. — 392 с.

127. Лейбин В.М. Из истории возникновения психоанализа (Письмо З.Фрейда В. Флиссу)//Вопросы философии, 1988, №4, с. 104-117.

128. Лейбин В.М. Классический психоанализ: история, теория, практика. М., 2001. 1056 с.

129. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М., 1990. 397 с.

130. Лейбин В.М. Психоанализ и бессознательное: уточнение понятий. // Психологический журнал, 1989, т. 10, №3, с. 17-22.

131. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. 304 с.

132. Лопатин Л.М. К вопросу о бессознательной душевной жизни.// Вопросы философии и психологии, 1900, кн.54.

133. Лоренцер А. Археология психоанализа. Интимность и социальное страдание. М., 1996. 304 с.

134. Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979. 380 с.

135. Лурия А.Р. Психоанализ в свете основных тенденций современной психологии. Казань, 1923 51 с.

136. Лурия А.Р. Психоанализ как система монистической психологии.// Психология и марксизм. Под ред. К.Н. Корнилова, Л., 1925, с. 47-80.

137. Лэйнг Р. Расколотое «Я». М.- Спб, 1995. 352 с.

138. Мазин В.А. Введение в Лакана. М., 2004. 202 с.

139. Мазин В.А. Паранойя: Шребер Фрейд - Лакан. Спб, 2009. - 207 с.

140. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе. М., 1998. 480 с.

141. Макдугалл Д. Театры тела: психоаналитический подход к лечению психосоматических расстройств. М., 2007. 215 с.

142. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси, «Мецниереба», 1984. 82 с.

143. Мамардашвили М.К. О психоанализе. // Логос. Философско-литературный журнал. 1994, № 5, с. 123-140.

144. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1990. 366 с.

145. Мамардашвили М.К. Психологическая топология пути. Спб, 1997. -571 с.

146. Маньковская Н.Б. Шизоанализ вместо психоанализа? М. 1991. 63 с.

147. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. Спб, 1999. 605 с.

148. Мерло-Понти М. Видимое и невидимое. Минск, 2006. 400 с.

149. Мертенс В. Ключевые понятия психоанализа. СПб., 2001. 383 с.

150. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. / Сост., авт. послесл. и отв. ред. Кон И.С. /. М., 1988. 429 с.

151. Милль Дж.С. Система логики, тт.1-2. М., 1914.

152. Мишара А. Гуссерль и Фрейд: время, память и бессознательное. // Логос. Философский журнал. М., 1998, №1, с. 139-173.

153. Молчанов В.И. Проблема времени в феноменологии и ее современные интепретации. //Вопросы философии, 1982, №12.

154. Молчанов В.И. Философия Хайдеггера и проблема сознания.// Хайдеггер и современность. М., 1991.

155. Мотрошилова Н.В. Работы разных лет: избранные статьи и эссе. М., 2005. 576 с.

156. Мэй Р. Любовь и Воля. М. К., 1997. - 384 с.

157. Нанси Ж.-Л. Corpus. M., 1999.

158. Нанси Ж.-Л. Бытие единичное множественное. Минск, 2004. 272 с.

159. Нанси Ж.-Л. Непроизводимое сообщество. М., 2009. 208 с.

160. Наторп П. Избранные работы. М., 2006. 384 с.

161. Никифоров О.В. Философская Dasein-аналитика и психотерапевтический Dasein-анализ.// Логос. Философский журнал. М., 1998, №1, с. 230-240.

162. Ницше Фр. Сочинения в 2-х тт. М., 1990.

163. Огден Т. Мечты и интерпретации. М., 2001. 160 с.

164. Орлова Ю.О. Интенциональность и рефлексия. // Метафизические исследования, вып. 17, Спб, 2000.

165. Остин Дж. Три способа пролить чернила. Спб: Алетейя- СпбГУ, 2006, 335 с.

166. Очерки феноменологической философии. Учебное пособие под ред. Я.А.Слинина и Б.В.Маркова. Спб, 1997. 224 с.

167. Платон. Собрание сочинений в 4-х тт. М., 1994.

168. Подорога В. А. Бунт против Отца (С.Эйзенштейн: Генезис детской травмы). // Архетип, 1996, № 1, с. 24-34.

169. Подорога В.А. Власть и познание (археологический поиск М.Фуко). / Власть. Очерки современной политической философии Запада. М., 1996, с. 206-255.

170. Подорога В.А. Навязчивость взгляда. М.Фуко и живопись. М., 1999.

171. Подорога В.А. Понятие тела. Введение в аналитическую антропологию. / Философская и социальная антропология. Программы курсов и спецкурсов. М., 1997, с. 227 230.

172. Психоанализ в развитии. Сборник переводов. Екатеринбург, 1998. -176 с.

173. Психоанализ и науки о человеке. Под ред. Автономовой Н.С., Степина B.C. М., 1995 . 416 с.

174. Разеев Д.Н. Проблема очевидности в феноменологии Э.Гуссерля. // Между метафизикой и опытом. Под ред. Разеева Д.Н., Спб, 2001, с. 105137.

175. Райх В. Функция оргазма. Основные сексуально-экономические проблемы биологической энергии. СПб.-М., 1997. 303 с.

176. Ранк О., Закс Г. Значение психоанализа в науках о духе. СПб., 1913. 178 с.

177. Рансьер Ж. Разделяя чувственное. Спб, 2007. 264 с.

178. Решетников М.М. Психическая травма. Спб, 2006. 322 с.

179. Рикер П. Конфликт интерпретаций. Очерки о герменевтике. М., 1995.-412 с.

180. Савченкова Н.М. Обладание лишенностью // Вестник психоанализа, 2002, №1, с. 9-12.

181. Савченкова Н.М. Производство аффекта в архаической трагедии // Вестник психоанализа, 2002, №1, с. 137-151.

182. Савченкова Н.М. Введение в философский психоанализ. Методическое пособие. Спб, 2002.

183. Савченкова Н.М. Альтернативные стили чувственности: идиосинкразия и катастрофа. Спб, 2004. 164 с.

184. Савченкова Н.М. Паранойя как проблема культуры // В кн. Фрейд 3. Собрание сочинений в 26 тт, т. 3. Спб, 2006, с. 200-209.

185. Савченкова Н.М. О разуме, утратившем целесообразность, параличе воли и порнографии // В кн. Фрейд 3. Собрание сочинений в 26 тт, т.4. Спб, 2007, с. 275-287.

186. Савченкова Н.М. К поэтике аналитических отношений // В ж. Топос, 2008, №1(18), Вильнюс, с. 25-37.

187. Савченкова Н.М. Концептуальные контрапункты феноменологии и психоанализа: аналитика воображаемого // В ж. Вопросы философии, 2008, №2.

188. Савченкова Н.М. Психоанализ как призвание и профессия // В ж. Психоашииз, Киев, №1(12), 2009, с. 57-61.

189. Савченкова Н.М. Психоаналитические глоссы к «Фаусту» // В ж. Психоанал1з, Киев, № 1(9), 2007, с. 125-142.

190. Сандлер Дж., Дэр К., Холдер А. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса. Воронеж, 1993. 176 с.

191. Серль Дж. Открывая сознание заново. М., 2002. 256 с.

192. Слинин Я.А. Трансцендентальный субъект: феноменологическое исследование. Спб, 2001. 528 с.

193. Соколов С.Е. Нарушение рефлексивной функции и образование защитной фантазии у пациентов с нарциссическими расстройствами личности // Психоаналитический вестник, 2000, №1, с. 127-142.

194. Соколов С.Е. Опыт работы с нарциссическими расстройствами личности. // Психоаналитический вестник, 1999, №1(7), с. 202-214.

195. Соколов Э.В. Введение в психоанализ. Социокультурный аспект. СПб., 1998.-320 с.

196. Стерн X. Кушетка. Ее значение и использование в психотерапии. Спб, 2003.-212 с.

197. Тайсон Ф., Тайсон Р. Психоаналитические теории развития. Екатеринбург, 1998. 528 с.

198. Томэ X., Кэхеле X. Современный психоанализ, в 2-х тт. М., 1996. -576 с.

199. Фенихель О. Психоаналитическая теория неврозов. М., 2005. 848 с.

200. Ференци Ш. Теория и практика психоанализа. М., 2000. 320 с.

201. Ференци Ш. Тело и подсознание. М., 2003. 592 с.

202. Фихте И.Г. Сочинения в 2 тт. Спб, 1993.

203. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., 1990. 367 с.

204. Французская психоаналитическая школа. / Под ред. А. Жибо, A.B. Россохина. Спб, 2005. 576 с.

205. Фреге Г. Избранные работы. М., 1997.

206. Фреге Г. Основоположения арифметики. Томск, 2000. 128 с.

207. Фреге Г. Логико-философские труды. Новосибирск, 2008. 283 с.

208. Фрейд А. Введение в детский психоанализ. М., 1991.

209. Фрейд А. Психология "Я" и защитные механизмы. М., 1993. 144 с.

210. Фрейд 3. Знаменитые случаи из практики психоанализа. М., 1995. -288 с.

211. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции 1915-1916 гг. М., 1991. -456 с.

212. Фрейд 3. Интерес к психоанализу. Ростов-на-Дону, 1998. 352 с.

213. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995. 400 с.

214. Фрейд 3., Брейер Й. Исследования истерии. Спб, 2005. 455 с.

215. Фрейд 3. Собрание сочинений в 26 тт., т.З, 4. Спб, 2007.

216. Фрейд 3. Толкование сновидений. М., Учебное издание, 2004. 681 с.

217. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., Учебное издание, 2006. 447 с.

218. Фрейд 3. Сочинения по технике лечения. М., Учебное издание, 2008.-439 с.

219. Фрейд 3. Сексуальная жизнь. М., Учебное издание, 2006. 307 е.

220. Фундаментальная психология у истоков неклассической парадигмы. В.Шуппе, К.Штумпф, Т.Липпс, Р.Эйслер. Составление, предисловие и заключительная статья И.В.Журавлева. М., 2007. 200 с.

221. Фуко М. Воля к истине. По ту сторону знания, власти и сексуальности. М., 1996. 448 с.

222. Фуко М. Рождение клиники. М., 1998. 310 с.

223. Фуко М. Забота о себе. История сексуальности, т.З. Киев-Москва, 1998.-288 с.

224. Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности, т.2. Спб, 2004. 432 с.

225. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. Спб, 1994. -405 с.

226. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. Спб, 1997. 576 с.

227. Фуко М. Ненормальные: Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974-1975 учебном году. Спб, 2005. 432 с.

228. Фуко М. Герменевтика субъекта. Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1981-1982 учебном году. Спб, 2007. 677 с.

229. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. Томск, 1998-384 с.

230. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. Спб, 2001. -445 с.

231. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. -447 с.

232. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997. 451 с.

233. Хайдеггер М. Введение в метафизику. Спб, 1997. 301 с.

234. Человек-Волк и Зигмунд Фрейд. Киев, 1996. 352 с.

235. Шерток Л., Соссюр Р. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда. М., 1991.-288 с.

236. Шилков Ю.М. Гносеологические основы мыслительнойдеятельности. Спб, 1992. i

237. Шилков Ю.М. Психосоматические структуры сознания.// Метафизические исследования. Вып. 6. Сознание. Спб, 1998, с. 76-98.

238. Шкуратов И.Н. Феноменологическая психология Э.Гуссерля: опыт имманентной критики. М., 2004. 159 с.

239. Шпигельберг М. Феноменологическое движение. Историческое введение. М., 2002. 680 с.

240. Шпильрейн С. Психоаналитические труды. Ижевск, 2008. 466 с.

241. Шпиц Р. Психоанализ раннего детского возраста. М.-СПб., 2001. -159 с.

242. Штумпф К. Душа и тело // В ж. Новые идеи в философии, Спб, 1913, №8.

243. Штумпф К. Самоизложение // В ж. Логос, 2003, №3.

244. Якобсон P.O. Язык и бессознательное. М., 1996. 248 с.

245. Ярошевский М.Г. Психология в XX столетии. Теоретические проблемы развития психологической науки. М., 1971. 367 с.

246. Ясперс К. Общая психопатология. М., 1997. 1056 с.

247. Adams М. Practicing phenomenology: some reflections and considerations// Journal of the Society for Existential Analysis. 2001. Vol.12. №1. P. 65-84.

248. Agamben G. Narcissus and Pigmalion. // Journal of European Psychoanalysis, 1995, 1, p. 73-85.

249. Arlow J. Metaphor and the psychoanalytic situation. Psychoanal. Q., 1979, 48, 363-385.

250. Badiou A. Being and Event. N.Y., 2005.

251. Baranger M., Baranger W., Mom J. The infantile psychic trauma from us to Freud: greve trauma, retroactivity and reconstruction. // Int. J. Psycho-Anal., 1988, 69, p. 113-128.

252. Berman J. Narcissus Transformed: The Textual Subject in Psychoanalysis in Literature. Gray Kochar-Lindgren. University Park, PA: Penn State Press, 1993, 138 pp., Psychoanal. Rev., 82: 337-341.

253. Berrios G. What is phenomenology? A review // Journal of the Royal Society of Medicine. 1989, Vol.82. №7. P. 425-428.

254. Bettelheim B. Freud and Man's Soul. New York: Vintage Books, 1984.

255. Bezoari M., Ferro A. Listening, interpreting and psychic change in the analytic dialogue. // International Forum of Psychoanalysis, 1994, 3, p. 35-41.

256. В ion W.R. Second Thoughts. New York: Aronson, 1967.

257. Bollas C. The Shadow of the Object: Psychoanalysis of the Unthought Known. New York, 1987.

258. Brenner C. Metapsychology and psychoanalytic theory. Psychoanal. Q., 1989,48, p. 189-214.

259. Brenner C. The mind in conflict. NY, International University Press, 1982.

260. Craig E. Freud's Irma dream: A Daseinanalytic reading 11 Humanistic Psychologist. 1988. Vol. 16. P. 203-216.

261. Dallmayr F. Heidegger and Freud // Political Psychology. 1993. Vol.14. №2. P. 235-253.

262. Dallmayr F. Heidegger and psychotherapy // Review of Existential Psychology and Psychiatry. 1988, Vol. 21. P. 9-34.

263. Descombes V. The Philosophy of Mind. // Journal of European Psychoanalysis, 2005, №20, p. 3-23.

264. Dilman I. Freud and the mind. Blackwell, Oxford, 1984.

265. Edelson J. Freudvs use of metaphor. Psychoanal. Study Child, 1983, 38, p. 17-59.

266. Edelson J. Hypothesis and evidence in psychoanalysis. Chicago, University of Chicago Press, 1984.

267. Gigierich W. The SouPs Logical Life. Peter Lang. Frankfurt, 1998.

268. Green A. A Dual Conception of Narcissism: Positive and Negative Organizations. Psychoanal. Q., 2002, 71: 271-283.

269. Habermas J. Knowledge and human interests. Beacon Press, Boston, 1971.

270. Habermas J. Theory of communicative action, vol.1. Beacon Press, Boston, 1985.

271. Heimann P. Futher observations on the analyst's cognitive process. J. Psychoanal. Assoc. 1977, 25, p. 313-333.

272. Henry M. The Genealogy of Psychoanalysis. Stanford University Press, 1993.

273. Holt R. The death and transfiguration of metapsychology. Int. Rev. Psychoanal., 1981, 8, p. 129-143.

274. James W. The Principles of Psychology. Chicago etc.: Encyclopaedia Britannica, Inc., 1994.

275. Kafka J. On reality. An examination of object constancy, ambiquity, paradox and time. Psychiatry Human, 1977, 2, p. 133-158.

276. Kline P. Fact and fantasy in Freudian theory. Methuen, London, 1972.

277. Laplanche J., Pontalis J-B. The language of psychoanalysis. Hogarth, London, 1973.

278. Lotan Z. The Myth of Narcissism: A Methodological Analysis // Journal of European Psychoanalysis, 1995, 1, p. 31-47.

279. Ogden T. The nature of schizophrenic conflict // Projective Identification and Psychotherapeutic Technique, New York: Aronson, 1982, p. 135-171.

280. Ogden T. The Matrix of the Mind: Object Relations and the Psychoanalytic Dialogue. London, 1986.

281. Ricoeur P. Freud and Philosophy. New Haven, 1977.

282. Rosenfeld H. Impasse and Interpretation. London and New York: Tavistock Publications, 1987.

283. Rossi Monti M. New interpretative styles: progress or contamination?: psychoanalysis and phenomenological psychopathology // The International journal of Psychoanalysis. 2005. Vol.86, №4.P 1011-1132.

284. Rudnitsky P. Ed. Transitional Objects and Potential Spaces: Literary Uses of D.W. Winnicott. New York: Columbia University Press, 1993, p. 229245.

285. Rudnitsky P. Freud and Oedipus. New York, 1987.

286. Searles H. Collected papers on schizophrenia and related subjects. International University Press, New York, 1965.

287. Spitzer M. Psychiatry, philosophy and the problem of description// Psychopathology and Philosophy. Ed. M. Spitzer, F.A. Uehlein and G.Oepen. Berlin; Heidelberg: Springer, 1988. P. 3-18.

288. Spitzer M. Why Philosophy? // Philosophy and Psychopathology. Ed. M.Spitzer, B.Maher. New York: Springer. 1990. P. 3-18.

289. Vattimo G. The Fading of Philosophy// Journal of European Psychoanalysis, 2006, 22, p. 3-21.

290. Wachtel P. L. Psychoanalysis, Science and Hermeneutics: The Vicious Circles of Adversarial Discourse. // Journal of European Psychoanalysis, 2006, 22, p. 21-43.

291. Waelder R. Basic theory of psychoanalysis. International University Press, New York, 1960.

292. Waelder R. Psychoanalysis, scientific method and philosophy. J. Psychoanal. Assoc. 1962, 10, p. 617-637.

293. Wisdom JO. Freud and Melanie Klein. Psychology, ontology, Weltanschauung. // Hanly C., Lazerovitz M. (eds) Psychoanalysis and philosophy. International University Press, New York, pp. 327-362.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.