Постмарксистская альтернатива либеральному социальному порядку: на примере эссекской и люблянской школ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Барбарук, Юрий Владимирович
- Специальность ВАК РФ09.00.11
- Количество страниц 149
Оглавление диссертации кандидат философских наук Барбарук, Юрий Владимирович
Введение.
Глава I. Постмарксизм в современной социальной мысли.
1.1. От марксизма к неомарксизму: социальная теория и критические стратегии.
1.2. Становление и сущностные черты постмарксизма.
1.3. Методологические основания социальной философии постмарксизма.
Глава II. Социальная философия эссекской школы постмарксизма. 60 II. 1. Проблема субъекта социальных изменений в марксизме и постмарксизме.
11.2. Концепция агонистического плюрализма в социальной философии эссекской школы постмарксизма.
11.3. Развитие концепции гегемонии А. Грамши в работах Э. Лаклау и Ш. Муфф.
Глава III. Социальная философия люблянской школы постмарксизма. 108 III. 1. Значение психоанализа в социальных исследованиях позднего капитализма. 108 III.2. Критика позднего капитализма в работах С. Жижека. 116 III. 3. Необходимость новой утопии. 129 Заключение. 138 Список литературы.
Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Проблема отчуждения в философии Франкфуртской школы неомарксизма и теоретическое наследие К. Маркса2011 год, кандидат философских наук Макарьева, Анастасия Александровна
Диалектика науки и идеологии в историческом развитии марксизма (социально-философский анализ)2008 год, доктор философских наук Котельников, Михаил Евгеньевич
Метаморфозы пролетариата в современном капиталистическом обществе2012 год, кандидат философских наук Краснов, Антон Сергеевич
Коллективность как предмет социально-философского исследования1983 год, доктор философских наук Ратников, Валентин Петрович
Национализм как идеология: постмарксистский подход2007 год, кандидат философских наук Смирнов, Артем Александрович
Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Постмарксистская альтернатива либеральному социальному порядку: на примере эссекской и люблянской школ»
Актуальность темы диссертационного исследования. В условиях кризиса либерального финансового капитализма и отсутствия долгосрочных перспектив стабильного социально-экономического развития вопрос об альтернативе капиталистическому обществу в начале XXI века вновь привлекает к себе внимание.
Марксистское наследие в этой ситуации актуализируется, что подтверждается и возросшей с начала финансового кризиса 2008 г. популярностью произведений основоположников научного коммунизма. И хотя социальная философия классического марксизма продолжает иметь колоссальное теоретическое значение для современной мысли, необходимо признать, что реалии позднего капитализма не могут быть в полной мере ею охвачены. Это делает актуальными современные формы восприятия и переосмысления социальной философии марксизма. К ним можно отнести концепции неомарксистов и постмарксистов. Исследование постмарксистской социальной мысли в настоящее время является особо актуальной задачей по причине недостаточной изученности. Социальная философия, социально-политические идеи и видение будущего в постмарксизме не вошли в полной мере в состав современных социально-философских исследований, несмотря на то, что они могут существенно дополнить концептуальный аппарат классического марксизма и неомарксизма.
Особую актуальность исследование социальной философии постмарксизма имеет для России, где расставание с марксизмом приняло радикально-политические формы, сказавшиеся на качестве капиталистической реставрации. Здесь не хватает рефлексии новых постмарксистских концепций для понимания российского капиталистического общества и перспектив его развития.
Степень разработанности проблемы. Исследования, посвященные актуальности социальной философии и методологии марксизма в XXI веке, широко распространены. Из наиболее известных в России ученых, занимающихся этой проблематикой, можно отметить Б.Н. Бессонова1, A.B. Бузгалина2, Д.В. Джохадзе3, Б.Ю. Кагарлицкого4, Т.И. Ойзермана5, В.М. Межуева6, Ю.К. Плетникова7, Е.А. Самарскую8 и многих других. Однако обращение к марксистским идеям обычно ограничивается классикой марксизма, неомарксизмом, постиндустриальными социалистами (А. Горц, А. Турен и др.), аспектами социалистической практики в странах Азии. Концептуальные разработки, социальной философии западных левых последних двух десятилетий рассматриваются, очень фрагментарно. До сих пор постмарксизм не рассматривался - как явление в современной социальной мысли, требующее отдельного изучения.
При исследовании социальной философии постмарксизма первостепенной проблемой выступает концептуальное разграничение между данным философским направлением и другими течениями, имеющими непосредственное отношение к марксистской традиции. Значительный вклад, в изучение исторических и интеллектуальных истоков социальной философии постмарксизма, определение его характерных черт внесли такие отечественные и зарубежные ученые как П.В. Барковский9, A.C. Колесников10, С. Сим11, Дж. Тауншенд и С. Торми12. Их исследования носят преимущественно компаративистский характер, они позволяют определить круг философов-постмарксистов (Дж. Агамбен, А. Бадью, П. Вирно, С. Жижек, А. Зупанич, Э.
1 Бессонов Б. Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий. М.: Норма, 2006.
2 Бузгалин А.В. Ренессанс социализма (курс лекций, прочитанных в Молодежном университете современного социализма). М.: УРСС, 2007.
3 Джохадзе Д.В. Учение Маркса. XXI век: Капитал. Формации. Противоречия. (К 190-летию со дня рождения). М.: URSS, 2010.
4 Кагарлицкий Б.Ю. Восстание среднего класса. М.: Ультра.Культура, 2003.
5 Ойзерман Т.И. Марксизм и утопизм. М.: Прогресс-Традиция, 2003.
6 Межуев В.М. Маркс против марксизма. Статьи на непопулярную тему. М.: Культурная революция, 2007.
7 Плетников Ю.К. Будущее - социализм. Новые черты современной эпохи. М. Былина. 2000.
8 Самарская Е.А. Подъем и упадок индустриального социализма. М.: ИФ РАН, 2007.
9 Барковский П. О становлении понятия «постмарксизм» и его локализации в постсоветской философской традиции // Топос. 2010. №1 (23). С. 64 - 72.
Колесников А.С. Мировая философия в эпоху глобализации. Northern Cross Publishing 2008.
11 Sim S. Introduction. Specters and Nostalgia: Post-Marxism. In: S. Sim (ed.) Post-Marxism: a Reader. Edinburgh: Edinburgh Univ. Press, 1998.
12 Tormey S., Townshend J. Key Thinkers: From Critical Theory to Post-Marxism. L.: SAGE Publications Ltd, 2006.
Лаклау, Ш. Муфф, А. Негри, А. Норвал, Ж. Рансьер, A.M. Смит, Я. Ставракакис, М. Хардт, Н. Хомский и др.), выделить социально-политический контекст перехода этих философов на постмарксистские позиции (политические поражения левых, сворачивание системы социальных гарантий во второй половине 1980-х гг.). Понятие постмарксизма, как отмечают компаративисты, появилось стихийно и обычно не используется вышеуказанными представителями марксистской традиции в качестве самоназвания, поэтому применение термина постмарксизм достаточно условно. Все же оно является необходимым для обозначения тех мыслителей, которые после коллапса реального социализма продолжили работу в русле марксистской традиции, но уже с существенно видоизмененными' методологическими основаниями. Оно подчеркивает одновременно преемственность с традицией марксизма и необходимость преодоления некоторых теоретических тупиков марксистского наследия, особенно тех, которые возникли в новый исторический период. Постмарксисты начали работу по осмыслению социальной реальности и ее динамики в эпоху третьего модерна13.
Значительный вклад в исследование постмарксистских идей внесли такие критики постмарксизма, как Ф. Джеймисон14, Н.П. Моузелис15, Д: Петрас16. Проделанная ими работа позволяет лучше понять сущность постмарксизма и его проблемное поле.
В России идеи постмарксистской социальной философии еще не получили широкого распространения, несмотря на свою повсеместно растущую популярность в зарубежных странах. Особый интерес представляют работы эссекской (Э. Лаклау, Ш. Муфф) и люблянской (С. Жижек) школ, т.к. они дали наиболее мощный импульс к распространению и популяризации теории и идеологии постмарксизма, открыто
13 Федотова В.Г., Колпаков В.А., Федотова H.H. Глобальный капитализм: три великие трансформации: (социально-филос. анализ взаимоотношений экономики и общества). М.: Культурная Революция, 2008. С. 15.
14 Джеймисон Ф. Реально существующий марксизм // Логос. 2005. № 3 (48). С. 210 - 246.
15 Mouzelis N.P. Post-Marxist alternatives: the construction of social orders. L.: Macmillan press, 1990
16 Петрас Дж. Марксистская критика постмарксистов // Левая Россия. Политический еженедельник. 2004. № 15. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.left.ru/2004/15/petrasll4.html; дата доступа: 06.08.2010. выступили за применение принципиально новых методологических подходов. В наиболее тяжелые для левого движения годы (1980-90-е гг.) они сохранили приверженность марксистским гуманистическим (разработка и теоретическое обоснование освобождения человечества от угнетения и материальной нужды) и научным принципам (акцент на антагонистической природе социума), чем способствовали сохранению преемственности марксистской мысли.
Отечественные ученые, обращающиеся к теоретическому багажу эссекской и люблянской школ, используют их наработки в основном в политических исследованиях. Это обусловлено своеобразием* постмарксистской методологии, особенно1 эссекской школы, которая предполагает примат политического в установлении социальных» практик и структур. Несмотря на.то, что диалектическое применение этого методологического подхода позволяет продуктивно изучать социальное бытие, реально эта методология в отечественных социальных исследованиях практически не применяется. Среди активно использующих постмарксистскую методологию ученых следует отметить И.А. Ерохова17 (анализ нормативных оснований теории агонистической демократии Э. Лаклау и Ш.
1 Я
Муфф), И.А. Жеребкину (анализ социальных, аспектов тендерных отношений), М.Г. Макарычеву19 (исследование российского направления внешней политики США с опорой на социальную теорию постмарксизма), А.Д. Трахтенберг20 (анализ массовой коммуникации с помощью методологии эссекской школы постмарксизма), A.B. ч«
Смирнова- (постмарксистский анализ национализма). Из социальных философов в
17 Ерохов И.А. Современные политические теории. Кризис нормативности. Издательство: Праксис, 2008.
18 Введение в гендерные исследования. Учебное пособие / Под. ред. И.А. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001.
19 Макарычева М.Г. Америка и Россия в условиях нового мирового порядка: Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-воННГУ, 2001.
20Трахтенберг А.Д. Дискурсивный анализ массовой коммуникации как идеологический инструмент // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2006. № 8. С. 85 - 94.
21 Смирнов A.B. Национализм: нация = Коллективное действие : пустое означающее // Логос. 2006. № 2 (53). С. 160-166. ближнем зарубежье можно отметить О.Ф. Оришеву22 (исследование онтологии социального в постмарксизме) и О.В. Плахотник (гендерные исследования с использованием методологии эссекской школы) в Белоруссии и на Украине соответственно. Чаще всего исследователи используют методологический аппарат постмарксизма для изучения отдельных социальных и политических вопросов, не обобщая при этом постмарксистские концепты с позиций социальной философии, их идеологического и практического значения, а для социалистически ориентированной мысли именно эти аспекты имеют особенное значение. Идеи социальной философии С. Жижека в отечественной науке до сих пор не подвергались сколько-либо серьезной формализации и критике.
В данной диссертационной работе обобщается социальная философия основоположников постмарксизма (эссекской и люблянской школ), главным содержанием которой является критика неолиберального социального порядка и развитие идей К. Маркса о возможности построения нового общества. В российской социальной философии этот вопрос остается практически не изученным и требует своего осмысления.
Объектом исследования является эволюция социальной философии марксизма от классической теории к постмарксизму.
Предмет исследования — социальная философия постмарксизма эссекской и люблянской школ.
Цель диссертационной работы — рассмотреть социальную философию постмарксизма люблянской и эссекской школ.
Поставленная цель предполагает решение ряда взаимосвязанных задач:
22 Оришева О.Ф. Политическое измерение социальной теории в пост-марксизме. Мн.: РИВШ, 2007.
23 Плахотник О.В. Тендер как инструмент познания и преобразования общества // [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http//www.gender.ru/pages/resources/publications/common/2006/01/27.php; дата доступа 10.05 2011
- выявить социально-политические и экономические процессы, которые привели к кризису левого и левоцентристского движений и спаду в марксистской философии в 1980-егг.;
- раскрыть социальные последствия кризиса левого сознания как предпосылки формирования постмарксистских представлений о социальной реальности;
- определить сущностные черты постмарксизма, выделить ключевые положения: социальной теории и методологии постмарксизма эссекской и люблянской школ;
- выявить целевые группы, на которые ориентируются в социальной практике постмарксисты;
- проанализировать социально-политические программы эссекской и люблянской школ постмарксизма и дать им оценку.
Теоретико-методологической? основой диссертации выступают труды представителей постмарксизма? эссекской и люблянской школ, а также отечественные и зарубежные исследования, посвященные анализу этого направления в современной социальной философии; В качестве основного метода в диссертации; применяется социалыю-философский и компаративистский анализ текстов постмарксистов; эссекской и люблянской школ. Важная роль отводится системному подходу, который позволяет описать объект как единое целое с точки зрения его структуры, элементов, функций и целей. При анализе постмарксистской социальной теории были использованы гипотетико-дедуктивный метод исследования и:методы анализа лингвистических практик (Э. Лаклау, Ш. Муфф), которые позволяют оценить адекватность исходных, методологических положений; Для изучения социокультурного и культурно-исторического содержания постмарксистской социальной философии применялись логико-диалектический анализ, а также общефилософские принципы историзма и конкретности. Диссертация основывается на результатах научных исследований в области социальной философии, политической философии, философии истории, политэкономии, методологии науки, лингвистики и теоретического психоанализа.
Научно-теоретическая и практическая значимость диссертации.
Теоретическая значимость диссертации состоит в разработке социально-философских и методологических проблем западного постмарксизма, направленного на осмысление существующего социально-политического порядка, оценку его перспектив, критику и выработку альтернативной социально-критической программы. Проведенный в диссертации анализ постмарксистских концепций эссекской и люблянской школ вносит вклад в разработку понятий и категорий социально-гуманитарной науки, методологически обогащает марксистскую трактовку социальной реальности, а также может служить, основой для дальнейших научных изысканий в этой области знаний. Выводы данного исследования- могут помочь отечественным левым приобщиться к опыту критических стратегий западных постмарксистов.
Практическая значимость определяется тем, что методологический инструментарий постмарксистской философии может быть использован для критики существующих и создания новых идеологических конструкций. Результаты и выводы диссертации могут быть использованы в учебных курсах по социальной философии, политической философии и при разработке отдельных спецкурсов.
Новизна диссертационного исследования состоит во всестороннем рассмотрении социальной философии и критических стратегий эссекской и люблянской школ постмарксизма, также она определяется целью и задачами исследования и заключается в следующем: определены социально-исторические и теоретические предпосылки постмарксизма;
- впервые рассмотрен спектр постмарксистских воззрений на один из основных вопросов левой мысли — о субъекте социальных изменений;
- дана характеристика социальной философии эссекской и люблянской школ постмарксизма, проанализированы методологические основания социальной философии этих школ;
- проанализированы теоретические и практические ограничения социальной философии постмарксистов эссекской школы, обозначены области ее эффективного применения;
- впервые произведена формализация социально-философских идей люблянской школы постмарксизма.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Социально-политические и экономические факторы играют определяющую роль на всех этапах эволюции социальной философии марксизма. Это относится и к социальной- философии, постмарксизма. Глобализация, изменения в структуре производственных отношений вследствие научно-технической революции, снижение доли промышленного пролетариата в составе населения развитых капиталистических стран и понижение его политического значения, кризис и распад блока социалистических стран в 1980-90-е гт. имели первостепенное значение для появления постмарксистской философии.
2. Социальная философия эссекской и люблянской школ постмарксизма является одним из вариантов философского конструктивизма, а значит, несет в себе все его преимущества и недостатки. Конструктивизм в философии предполагает, что конструкции сознания опосредствуют опыт субъекта, а любое знание имеет символическую природу. Философский переход постмарксистов от реализма к конструктивизму (антиэссенциализму) стал вынужденной мерой в результате утраты доверия, к реальному социализму и некоторым представлениям классической марксистской теории (объективная направленность истории, неизбежность социалистической революции, диктатура пролетариата и др.).
3. Основным достижением социальной философии эссекской школы постмарксизма является ее теория гегемонии, развивающая идеи А. Грамши. Эта теория позволяет объяснить принципы воспроизводства социальных структур и экономических отношений посредством производства значения, т.е. при помощи идеологических инструментов. Такой подход связан с допущением возрастающей значимости нематериальных факторов в жизни современного социума. Данная концепция дополняет классические марксистские представления о соотношении материального базиса с культурно-идеологической сферой надстройки. Негативной же стороной этого методологического подхода- является невозможность самостоятельных исследований экономических структур и- динамики капитализма вне политического измерения. Социальная философия1 эссекской школы постмарксизма релевантна преимущественно для стран с развитыми или интенсивно развивающимися институтами гражданского общества. В остальных случаях ее эффективность снижается.
4. Социальная философия С. Жижека опирается на принцип, согласно которому о нормальном функционировании системы следует судить по ее отклонениям от нормы, диалектически взаимосвязанным с воспроизводством системы. Этот метод применяется С. Жижеком при анализе позднего капитализма, либеральной идеологии и массовой культуры. Указанный методологический принцип приводит С. Жижека к ряду актуальных положений: о том, что любая из большинства глобальных проблем, будучи следствием капиталистического развития, в конечном счете, способствует воспроизводству капиталистической системы; что глобальная капиталистическая система в стадии когнитивного капитализма будет создавать под себя более сильное и авторитарное государство, без которого получение ренты с интеллектуальных продуктов невозможно; что противоречие между капитализмом и возможностями социального прогресса достигают в настоящее время своего пика, а социальный прогресс возможен с возрождением коллективных ценностей и изобретением альтернативной утопии в противовес утопии либерального капитализма.
5. Отправной точкой социальной философии постмарксизма является постановка вопроса о субъекте социальных изменений, что связано с упадком рабочего движения в развитых капиталистических странах, с успешной интеграцией рабочего класса в структуру капиталистического мира. Критическую стратегию любой из постмарксистских школ следует рассматривать исходя из представлений о ее ориентации на ту или иную социальную группу, как потенциального субъекта социальных изменений. Спектр постмарксистских воззрений на эту тему можно обобщить в четырех позициях:
- интерес к новым социальным движениям (антивоенным, феминистским, экологическим, безземельных крестьян, этнических и сексуальных меньшинств и др.);
- внимание к постфордистскому пролетариату, в том числе наемным работникам нефизического труда (эта трудовая деятельность имеет более отчужденный1 характер и* менее социально защищена в силу широкого распространения гибких форм занятости);
- проявление интереса к безработным из-за повсеместного увеличения их количества вследствие масштабного внедрения технических инноваций в-производственный процесс, последствий циклических колебаний глобальной экономики и других причин;
- обращение к проблеме исключения отдельных людей и целых человеческих сообществ из социального, политического и правового поля в развитых и развивающихся странах.
Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, каждая их которых включает по три параграфа, заключения и библиографического списка.
Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК
Формирование философских и общественно-политических воззрений Н.В. Шелгунова1984 год, кандидат философских наук Петрова, Вера Филипповна
Пролетаризация как категория социальной философии2009 год, кандидат философских наук Юринов, Владимир Юрьевич
Проблема распределения в леворадикальной политической экономии США (критический анализ)1984 год, кандидат экономических наук Шмыгов, Игорь Фролович
Критика взглядов Э. Бернштейна по вопросу об исторической роли рабочего класса1984 год, кандидат философских наук Саркисян, Сурен Ашотович
Эволюция философских взглядов Ф. Джеймисона2009 год, кандидат философских наук Назарова, Оксана Юрьевна
Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Барбарук, Юрий Владимирович
Заключение.
Завершая исследование социальной философии постмарксизма эссекской и люблянской школ и предлагаемых ими альтернатив неолиберальному социальному порядку, представляется необходимым еще раз обратить внимание: на следующие положения, являющиеся: обобщением изложенных в предлагаемой диссертации выводов.
1. Марксистское учение более всех других философских систем зависит от конкретной исторической- ситуации, экономического, политического и. культурного контекстов, что связано с изначальной ориентацией марксизма на практику социальных преобразований. Существенные изменения; в характере функционирования капиталистической системы, смена типов рациональности и мировоззренческих^установок в, науке, социальные и политические революции в. отдельные исторические моменты создают предпосылки^ для появления- новых вариаций^ марксистской? мысли; развивая классическую теорию в соответствии с требованием времени.
2. Постмарксизм; как течение современной: социальной мысли является преемником классического марксизма и неомарксизма, но, в отличие от них, сформирован почти? исключительношод влиянием: опыта; идеологических, и политических поражений коммунистического* движения в Западной Европе. Такое* положение вещей обусловило поиск нового концептуального аппарата, пересмотр? средств, и целей социалистической политики и несколько иной характер > философии, в котором превалирует прагматический подход к наследию предшествующей марксистской мысли.
3; С методологической точки зрения социальная философия постмарксизма, в т.ч. эссекской и люблянской школ, выступает, разновидностью философского конструктивизма, а значит, несет в себе все его преимущества и недостатки. Конструктивизм в философии предполагает, что1 конструкции сознания опосредуют опыт субъекта. Любое знание носит дискурсивную природу. Дискурс имеет первостепенное значение в формировании субъективности, поддержании социального порядка и в процессах социальных изменений. Философский переход постмарксистов от реализма к конструктивизму (антиэссенциализму) стал вынужденной мерой в результате утраты доверия к реальному социализму и некоторым представлениям классической марксистской теории (объективная направленность истории, неизбежность социалистической революции, диктатура пролетариата и др.).
4. Отправной точкой в анализе социальной философии отдельных представителей и школ постмарксизма является вопрос о субъекте социальных изменений (субъекте исторического процесса). Это связано с тем, что промышленный пролетариат, будучи опорой марксистской политики, в развитых странах мира утратил свое прежнее значение в социальной структуре общества и был успешно интегрирован в капиталистическую систему. Критическую стратегию1 любой из постмарксистских школ следует рассматривать исходя из представлений о ее ориентации на ту или иную социальную группу, как обладающую потенциалом в осуществлении социального прогресса. Спектр постмарксистских воззрений на тему субъекта социальных изменений можно обобщить в четырех позициях:
- во-первых, это новые социальные движения (антивоенные, феминистские, экологические, безземельных крестьян, этнических и сексуальных меньшинств и др.);
- во-вторых, это пролетариат эпохи когнитивного капитализма (представители постфордистского труда), в т.ч. наемные работники нефизического труда (эта трудовая деятельность имеет более отчужденный характер и менее социально защищена в силу широкого распространения гибких форм занятости);
- в-третьих, это безработные, доля которых в социальной структуре имеет неуклонную тенденцию к росту вследствие масштабного внедрения технических инноваций в производственный процесс под давлением международной конкуренции, последствий циклических колебаний глобальной экономики и других причин;
- в-четвертых, отдельные люди и целые человеческие сообщества, подвергаемые социальному, экономическому и политико-правовому исключению.
5. Социальная философия эссекской школы постмарксизма ориентирована преимущественно на новые социальные движения (НСД) и все те группы, которые поставлены в угнетенное, неравноправное положение. Рабочий класс не является в этом списке исключением, но более не имеет привилегированного статуса. В силу того, что постмарксисты эссекской школы не приемлют идею о наличии только одного основного социального антагонизма (буржуазия/пролетариат), как это было в классическом марксизме — любой* антагонизм- рассматривается; ими равноправным по отношению к другим антагонизмам. Это означает, что отдать-однозначный приоритет какой-либо из социальных групп, поставленных в угнетенное положение, в настоящей ситуации нельзя. По причине того, что» новые социальные движения крайне разнообразны по. своему составу, по избираемым-целям и средствам их достижения, постановка конкретных мер к осуществлению социального прогресса представителями'эссекской школы постмарксизма попросту не'предлагается. Вместо, этого особую важность, приобретают процедурные моменты, которые были-названы Э. Лаклау и Ш. Муфф агонистической демократией. Под ней понимается такой тип организации межгрупповых отношений, который« давал бы угнетенным социальным группам право на самоартикуляцию собственных^ интересов при условии принятия ими,минимума либеральных ценностей. Для левых такая нормативная программа означала бы возможность консолидировать вышеуказанные группы в исторический блок, пользуясь, терминологией А. Грамши; в целях реализации более справедливого социального порядка. Основной недостаток социально-критической платформы, эссекской школы постмарксизма заключается в том, что акцент на демократическом участии абсолютизируется и возводится в ранг цели. При этом игнорируются вопросы производственных отношений, перераспределения ресурсов и социальной политики, т.к. предполагается, что истинно демократический процесс, включающий все заинтересованные стороны, будет способствовать легитимации принятых демократическим путем решений и реализации социального прогресса.
6. Социальная философия С. Жижека опирается на принцип, согласно которому о нормальном функционировании системы следует судить по ее отклонениям от нормы, диалектически взаимосвязанным с воспроизводством системы. Этот метод, будучи позаимствован из психоаналитической практики применяется С. Жижеком при анализе позднего капитализма, либеральной идеологии, массовой культуры и др. По своему содержанию такой тип критики позднего капитализма продолжает традицию классической марксистской политэкономии и, психоаналитической социологии и-философии фрейдомарксизма и франкфуртской' школы неомарксизма (Г. Маркузе, В. Райх, Э. Фромм). Указанный методологический принцип приводит С. Жижека к ряду актуальных положений: о том, что любая из большинства глобальных проблем, будучи следствием капиталистического развития, в конечном счете способствует воспроизводству капиталистической системы; что глобальная капиталистическая система в стадии когнитивного капитализма будет создавать под1 себя более сильное и авторитарное государство, без которого получение ренты с интеллектуальных продуктов невозможно; что противоречие между капитализмом и возможностями социального прогресса достигают в настоящее время своего пика; а дальнейший социальный прогресс возможен с возрождением коллективных ценностей и изобретением альтернативной утопии в противовес утопии либерального капитализма.
Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Барбарук, Юрий Владимирович, 2011 год
1. Агамбен Дж. Грядущее сообщество // Социологическое обозрение. Том 7. — № 2. — 2008.-С. 47-54.
2. Агамбен Дж. Политизация смерти // НЛО. 2000. - № 44. - С. 75 - 79.
3. Арон Р. Мнимый марксизм / Пер. И. А. Гобозова. М.: Прогресс, 1993. — 384 с.
4. Бадью А. Мета/Политика: Можно ли мыслить политику?: Краткий курс метаполитики / Пер. с фр. Скуратова Б., Голубович К. под ред. Никифорова О. М.: Логос, 2005. - 240 с.
5. Барковский П. О становлении понятия «постмарксизм» и его локализации в постсоветской философской традиции // Топос. 2010. — № 1 (23). — С. 64 - 72.
6. Бессонов Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий. — М.: Норма, 2006. 320 с.
7. Бирнбаум Н. Кризис в марксистской социологии // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. — С. 92 - 119.
8. Бузгалин А.В. Марксизм: Альтернативы XXI века (дебаты постсоветской школы критического марксизма). М.: Ленанд, 2009. — 264 с.
9. Бузгалин А.В. Ренессанс социализма (курс лекций, прочитанных в Молодежном университете современного социализма). — М.: УРСС, 2007 — 512 с.
10. Бурдье П. Социология политики: Пер. с фр. / Сост., общ. ред. и предисл. Н.А. Шматко. M.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.
11. Введение в тендерные исследования. Учебное пособие / Под ред. И.А. Жеребкиной -Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. 708 с.
12. Верчеллоне К. Вопрос о развитии в век когнитивного капитализма // Логос. 2007. -№4 (61). -С. 144-167.
13. Витгенштейн Л. Логико-философский трактат // Витгенштейн Л. Философские работы (часть 1). М.: Гнозис, 1994. С. 1 - 74.
14. Витгенштейн JI. О достоверности // Витгенштейн Л. Философские работы (часть 1). М.: Гнозис, 1994. С. 321 - 405.
15. Волков И.В. Фавелы Рио-де-Жанейро. Экономика, политика, местное самоуправление, жизнь и преступность // Проблемы местного самоуправления № 36, 2010 г. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.samoupravlenie.ru/36-10.php; дата доступа 11.05.2011.
16. Глинос Дж. Радикальный демократический этос, или что такое подлинное политическое действие // Логос. 2003. - № 4 - 5 (39). — С. 82 — 104.
17. Готфрид П. Странная смерть марксизма. М.: ИРИСЭН, Мысль, 2009. - 249 с.
18. Грамши А. Избранные произведения: пер. с итал. / [Под общ. ред. И.В. Григорьевой и др.; Вступит, статья Г.П. Смирнова; Примеч. И.В. Григорьевой, К.Ф. Мизиано]. М.: Политиздат, 1980.-422 с.
19. Грецкий М.Н. Классический марксизм: что устарело, что выдержало проверку временем // Экономико-философские тетради, 2004 г., выпуск 2. С. 179-181.
20. Декарт Р. Сочинения в 2 т.:. Пер. с лат. и франц. T. I / Сост., ред., вступ. ст. В.В. Соколова. М.: Мысль, 1989. - 654 с.
21. Демократия для России — Россия для демократии Текст. / Рос. акад., наук, Ин-т философии; Отв. ред. A.A. Гусейнов. М.: ИФРАН, 2008. - 87 с.
22. Джеймисон Ф. Реально существующий марксизм // Логос. 2005. - № 3 (48). - С. 210 -246.
23. Джохадзе Д.В. Учение Маркса. XXI век: Капитал. Формации. Противоречия. (К 190-летию со дня рождения). — M.: URSS, 2010. — 416 с.
24. Ерохов И.А. Современные политические теории. Кризис нормативности. — Издательство: Праксис, 2008. — 256 с.
25. Жижек С. 13 опытов о Ленине. — М.: Ад Маргинем, 2003. — 260 с.
26. Жижек С. Возвышенный объект идеологии. — Издательство «Художественный журнал», 1999. 236 с.
27. Жижек С. Глядя вкось. Введение в психоанализ Лакана через массовую культуру Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.i-u.ru/biblio/archive/jijekglada/ default.aspx; дата доступа 11.05.2011.
28. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального. М.: Прагматика культуры, 2002. -160 с.
29. Жижек С. Ирак: история про чайник. М.: Праксис, 2004. - 224 с.
30. Жижек С. Перманентное чрезвычайное экономическое положение Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.liberty.ru/Themes/Permanentnoe-chrezvychajnoe-ekonomicheskoe-polozhenie; дата доступа 11.05.2011.
31. Жижек С. Устройство разрыва. Параллаксное видение / пер. с англ. М.: Европа, 2008. -516с.
32. Жижек С. Уходя от логики капитализма Электронный ресурс. — Режим доступа: http://if.russ.ni/issue/2/20010514zhi.html; дата доступа 11.05.2011.
33. Земляной С.Н. Теология освобождения. Марксистская ересь или метаморфоза католицизма? // Политический журнал. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.politjournal.ru/index.php?action=Articles&dirid=67&tek=6659&issue=186; дата доступа 10.05.11.
34. Кагарлицкий Б.Ю. Восстание среднего класса. М.: Ультра. Культура, 2003. — 320 с.
35. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001 - 832 с.
36. Кастель Р. Метаморфозы социального вопроса. Хроника наемного труда / Пер. с фр.; общ. ред. пер. Н.А. Шматко. СПб: Алетейя, 2009. — 574 с.
37. Кин Дж. Демократия и гражданское общество. М.: Прогресс-Традиция, 2001. 400 с.
38. Колесников А.С. Мировая философия в эпоху глобализации. Northern Cross Publishing 2008.-434 с.
39. Лаклау Э. Невозможность общества // Логос. 2003. - № 4 - 5 (39). С. 54 - 57.
40. Лаклау Э. Сообщество и его парадоксы: «либеральная утопия» Ричарда Рорти / Пер. А. Смирнова // Логос. 2004. - № 6 (45). - С. 100 - 115.
41. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 17. 655 с.
42. Лестер Дж. Теория гегемонии А. Грамши и современность // Альманах «Восток», № 9/10 Электронный ресурс. Режим доступа http://www.situation.ru/app/jartp190.htm; дата доступа 11.05.2011.
43. Лефор К. Политические очерки (XIX—XX века). М.: РОССПЭН, 2000. - 368 с.
44. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: Издательство «Алетейя», 1998. - 160 с.
45. Макарычева М.Г. Америка и Россия в условиях нового мирового порядка: Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2001.-132 с.
46. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. М., 1956. — 690 с.
47. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 1. М.: Государственное издательство политической литературы, 1955. - 698 с.
48. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 2. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1955.-651 с.
49. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 18. М.: Государственное издательство политической литературы, 1961. - 807 с.
50. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 23. М.: Государственное издательство политической литературы, 1960. - 907 с.
51. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2 изд., т. 37. — М.: Государственное издательство политической литературы, 1965. — 599 с.
52. Марксизм: pro и contra. — М.: Республика, 1992. 334 с.
53. Межуев В.М. Маркс против марксизма. Статьи на непопулярную тему. М.: Культурная революция, 2007. — 176 с.
54. Муфф Ш. Витгенштейн, политическая теория и демократия // Логос. 2003. - № 4 - 5 (39).-С. 153-165.
55. Муфф Ш. К агонистической модели демократии // Логос. 2004. - № 2 (42). - С. 180 — 197.
56. Негри А., Хардт М. Империя / Пер. с англ., под ред. Г.В. Каменской, М.С. Фетисова. — М.: Праксис, 2004.-440 с.
57. Ойзерман Т.И. Марксизм и утопизм. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. 568 с.
58. Ойзерман Т.И. Учение К. Маркса и идея насильственной революции // Карл Маркс и современная философия Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.philosophy.ru/iphras/library/marx/marx8.html; дата доступа 10.05.2011.
59. Оришева О.Ф. Политическое измерение социальной теории в пост-марксизме. Мн.: РИВШ, 2007. - 143 с.
60. Петрас Дж. Марксистская критика постмарксистов // Левая Россия. Политический еженедельник. 2004. № 15. Электронный ресурс. — Режим доступа: http://www.left.ru/2004/15/petrasll4.html; дата доступа: 06.08.2010.
61. Плахотник О.В. Тендер как инструмент познания и преобразования общества // Московский центр тендерных исследований Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gender.ru/pages/resources/publications/common/2006/01/27.php; дата доступа 10.05.2011.
62. Плетников Ю.К. Будущее — социализм. Новые черты современной эпохи. — М.: Былина. 2000. 127 с.
63. Рорти Р. Постмодернистский буржуазный либерализм // Логос 1991 2005. Избранное: В 2 т. Т. 2. М.: Издательский дом «Территория будущего», 2006. - С. 260 -272.
64. Самарская Е.А. Подъем и упадок индустриального социализма. — М.: ИФ РАН, 2007. — 253 с.
65. Слободяник Н.Б. Конструирование идентичности в политическом дискурсе: к вопросу о роли социального антагонизма (о концепции политического дискурса Лаклау и Муфф) // Политическая лингвистика. Вып. 2 (22). - Екатеринбург, 2007. — С. 60 - 67.
66. Смирнов А. Национализм: нация = Коллективное действие : пустое означающее // Логос. 2006. - № 2 (53). - С. 160 - 166.
67. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики / Редакция Ш. Балли и А. Сеше; Пер. с франц. А. Сухотина. Де Мауро Т. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. — 432 с.
68. Ставракакис Я. Двусмысленная демократия и этика психоанализа // Логос. 2004. -№2 (42).-С. 198-216.
69. Стёпин B.C. Сверхдальний прогноз или конкретный проект // Марксизм: pro и contra. М.: Республика, 1992. - С. 70 - 78.
70. Танхилевский А.Г. Эмансипация как философская проблема // Vita Cogitans: Альманах молодых философов. Выпуск 2. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2003. С. 164 - 183.
71. Трахтенберг А.Д. Дискурсивный анализ массовой коммуникации как идеологический инструмент // Вестник Российского университета дружбы народов. — Серия: Политология. 2006. - № 8 - С. 85 - 94.
72. Ушакин С.А. После модернизма: язык власти или власть языка // ОбщественныеЛнауки и современность. 1996. — № 5. - С. 130 — 141.
73. Федотова В.Г. Европейский «третий путь» и его символическое значение для России и других стран // Социологическое обозрение Т. 2. — 2002. — № 1. — С. 3 — 17.
74. Федотова В.Г. Хорошее общество. М.: Прогресс Традиция, 2005. — 544 с.
75. Федотова В.Г., Колпаков В.А. Эволюция экономической теории: от А. Смита к неосмитианству // Мир перемен. 2010. — № 4. - С. 9 - 25.
76. Федотова В.Г., Колпаков В.А., Федотова Н.Н. Глобальный капитализм: три великие трансформации: (социально-филос. анализ взаимоотношений экономики и общества). — М.: Культурная Революция, 2008.-475 с.
77. Филлипс Л.Дж., Йоргенсен М.В. Дискурс-анализ. Теория и метод / Пер. с англ. -Харьков: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004. 336 с.
78. Фромм Э. Душа человека. — М.: Республика, 1992. — 430 с.
79. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. Пер. с франц. М., Касталь, 1996. - 448 с.
80. Хайлбронер Роберт Л. Философы от мира сего / пер. с англ. И.Файбисовича. — М.: Издательство Колибри, 2008. — 432 с.
81. Херпер М. Лекарство для медицины // Forbs. 2010. - № 10. — С. 37 - 38.
82. Чернявский С.В., Моргунов Е.В. Институционализация промышленной ренты // Вестник ГУУ (Серия «Институциональная экономика», №2). М.: ГУУ, 2001. - С. 187 — 205.
83. Шмитт К. Понятие политического // Вопросы социологии. — 1992. Т.1. № 1. - С. 35 -67.
84. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект-Пресс, 1996. - 416 с.
85. Якимова Е.В. Реф. на кн.: Моузелис Н.П. Постмарксистские альтернативы: конструирование социального порядка // Современные социологические теории общества. -М., 1996.-С. 58-79.
86. Althusser L. Ideology and Ideological State Apparatuses (Notes towards an Investigation). In: Mapping Ideology, London: Verso, 1994.
87. Laclau E., Mouffe Ch. Hegemony and Socialist Strategy: Towards a Radical Democratic Politics. London: Verso, 1985.
88. Laclau E., Mouffe Ch. Hegemony and Socialist Strategy: Towards a Radical Democratic Politics (Verso, 2nd Edition, 2001).
89. Laclau E. Politics and Ideology in Marxist Theory, London: Verso, 1977.
90. Laclau E. New Reflection on the Revolution of Our Time. London: Verso, 1990.
91. Mather C. Contract/Agency Labour: A Threat to Our Social Standards, http://www.icem.Org/en/73-Contract-and-Agency-Labour/1387-Contract-Agency-Labour:-A" Threat-to-Our-Social-Standards.
92. Mouffe Ch. The Return of the Political, London, 1993.
93. Mouffe Ch. Hegemony and Ideology in Gramsci, in C. Mouffe (ed.), Gramsci and Marxist Theory, London: Routledge & Kegan Paul, 1979.
94. Mouzelis N.P. Post-Marxist alternatives: the construction of social orders. L.: Macmillan press, 1990.
95. One Hundred Twentieth-Century Philosophers. Eds. Stuart Brown, Diane Collinson, Robert Wilkinson. L-NY: Routledge, 1998.
96. Pilzer P.Z. The New Wellness Revolution: How to Make a Fortune in the Next Trillion Dollar Industry, John Wiley & Sons, Inc., Hoboken, New Jersey, 2002, 2007.
97. Sim S. Introduction. Specters and Nostalgia: Post-Marxism. In: S. Sim (ed.) Post-Marxism: a Reader. Edinburgh: Edinburgh Univ. Press, 1998.
98. The Economics of Failure: The Real Cost of 'Free' Trade for Poor Countries. A briefing paper // Christian Aid. June 2005.
99. Tormey S., Townshend J. Key Thinkers: From Critical Theory to Post-Marxism. L.: SAGE Publications Ltd, 2006.
100. Virno P. A Grammar of the Multitude: For an Analysis of Contemporary Forms of Life. Trans. Isabella Bertoletti, James Cascaito and Andrea Casson. N.Y.: Semiotexte., 2004.
101. Wallerstein I. Utopistics. New York: The New Press, 1999.
102. Zizek S. First As Tragedy, Then As Farce. London: Verso, 2009.
Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.